Балерина большой – Молодая солистка Мариинского театра рассказала AdMe.ru о своей работе, красивой фигуре и жизни вне театра

Содержание

Темнокожая балерина из США обвинила Большой театр в расизме

Мисти Коупленд, приму American Ballet Theatre, до глубины души возмутило то, что в Большом театре балерины танцуют «Баядерку» с коричневым гримом на лице. Она высказала свое недовольство на весь интернет. 

Темнокожая прима American Ballet Theatre Мисти Коупленд обвинила Большой театр в расизме. В своем Твиттере Мисти опубликовала фотографию двух юных балерин, которые танцуют в «Баядерке» с коричневым гримом на лице, а на их руках и ногах темные перчатки и колготки, и подписала фото так: «Реальность балетного мира».

Одна подписчица Коупленд отметила под постом аккаунт Большого театра и поинтересовалась: «Как называется блэкфейс, когда он с головы до пят?» Блэкфейс, отметим, это нарочито карикатурное изображение темнокожих, для которого используется специальный грим. 

Конечно, общественность всполошилась. Например, журналистка Юлия Витязева заявила, что не поддерживает Мисти, ведь та, по сути, устроила «охоту на ведьм», а если точнее, «травлю двух юных балерин Большого театра».

Лондонская журналистка Лусине Аветян также возмутилась действиями Коупленд. «Американская прима-балерина вздыбилась, что девочки загримированы под чернокожих танцовщиц. Но согласно либретто, которым Большой пользуется с момента премьеры »Баядерки» в 1871 году, так и должно быть. Американская прима-балерина обрушилась на девочек, спустив свору своих поклонников, ушибленных на всю голову политкорректностью и борьбой за права афроамериканцев, на подростков, одной из которых всего четырнадцать лет!» — написала журналистка. 

Поклонники российского балета поддержали двух юных танцовщиц, попавших в поле зрения Мисти, и отметили, что в российских реалиях практически невозможно найти танцовщицу, которую не нужно будет гримировать.

Самые известные балерины России: топ-10

Балет – это не просто искусство, а самое настоящее волшебство. Такие танцы неподражаемо красивы.

Русский балет является эталонным, самым авторитетным в мире. Танцовщицы поражают пластикой, легкостью и непринужденностью, с которыми они выполняют сложные танцевальные движения.

Вспомним 10 самых известных балерин России, выступавших в русских Императорских, а также в современных театрах.

10. Диана Вишнева

Диана Вишнева – владелица собственного международного фестиваля CONTEXT, мировая звезда, прима Мариинского театра. Она начала танцевать в Мариинке еще тогда, когда не окончила Академию русского балета. Очень скоро Вишнева выступала уже в Большом театре.

Диана говорит, что является артисткой, а не балериной. Она не только принимает участие в чужих постановках, но и активно занимается созданием собственных проектов.

Вишнева попробовала себя в качестве киноактрисы в фильмах «Балерины», «Бриллианты. Воровство», «Кроткая».

Создав Фонд содействия развитию балетного искусства, она начала активно помогать начинающим танцовщикам.

9. Екатерина Кондаурова

Еще одна прима Мариинского театра. Это не «фарфоровая», «кружевная», а прорезанная в камне балерина. Екатерина Кондаурова замечательно справляется с технически сложными номерами и демонстрирует на сцене потрясающую драматическую игру.

Эта танцовщица долго не получала ролей в классических произведениях, за ней было закреплено амплуа исполнительницы современных партий. Потом балерина выучилась классическим па-де-де.

Вместе с коллегами из Мариинского театра Екатерина Кондаурова часто гастролировала по зарубежным странам: она ездила в США, Нидерланды, Великобританию, Китай, Германию, Норвегию.

8. Светлана Захарова


В детстве Светлана Захарова училась в Киевском хореографическом училище. Потом девочка уехала в Восточную Германию вместе с родителями. Через несколько месяцев Светлана Захарова вернулась на Украину, доучилась в училище и поступила в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой.

Затем танцовщицу приняли в труппу Мариинского театра. Светлана работала также в театре «Ла Скала», Большом театре. Сегодня балерина выступает во многих мегаполисах мира.

У Светланы Захаровой замечательные «технические характеристики» и природные данные, что позволило ей стать одной из самых востребованных танцовщиц.

7. Агриппина Ваганова


Агриппина Ваганова не была похожа на своих однокурсниц из театрального училища. Ей не хватало природной пластики, гибкости.

Чтобы добиться успеха, начинающая балерина уделяла тренировкам очень много времени. Она создала собственную технику, которая потом стала легендарной. Критики говорили об отточенных движениях, сильных прыжках и «стальном носке» танцовщицы.

Методика преподавания, которую создала Агриппина Ваганова, в будущем стала использоваться многими педагогами балетного искусства. Танцовщики, которых обучала балерина, выступали по всему миру.

В 1931 году знаменитая танцовщица становится художественным руководителем в Мариинке.

6. Матильда Кшесинская


Матильда Кшесинская в первый раз вышла на сцену Мариинки, когда ей было четыре года. В конце XIX века она училась на балерину в Петербургском театральном училище.

Кшесинская долго выступала в Мариинском театре. Ее выступления отличали жизнерадостность, яркая артистичность. Говорят, что эта балерина была фавориткой последнего российского царя Николая II.

Матильда Кшесинская отличалась не только непревзойденным талантом, но и твердой позицией, железным характером. Танцовщице приписывают увольнение князя Волконского, директора Императорских театров.

После революции Кшесинская уехала во Францию и там вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II.

5. Людмила Семеняка


Эта балерина выступала в Мариинке, когда ей было лишь 12 лет. Способную юную танцовщицу просто не могли не заметить: очень скоро ее пригласили в Большой театр. На творческий путь Людмилы Семеняки очень сильно повлияла ее педагог Галина Уланова.

Даже с самыми сложными заданиями балерина справлялась очень легко и естественно. Могло казаться, что во время своих выступлений танцовщица испытывает только наслаждение от процесса и не прилагает никаких усилий.

В середине 70-х годов прошлого века Парижская академия танца присудила балерине награду имени Анны Павловой.

4. Майя Плисецкая


Эта танцовщица является одной из самых знаменитых русских балерин. Балетное искусство нравилось ей с ранних лет. Когда Майе было 9 лет, она поступила в Московское хореографическое училище. Потом балерина училась в Большом театре: ее наставницей стала Агриппина Ваганова. Статуса солистки танцовщица добилась за два года.

Стержнем биографии Плисецкой стал балет Чайковского «Лебединое озеро». Она исполнила партию Одиллии-Одетты.

Примой балерина стала благодаря очень сложным прыжкам, выразительности пластики и врожденному артистизму. Этой танцовщице очень хорошо удавались трагические образы, ей также нравилось экспериментировать с современными танцами.

В начале 90-х годов Майя Плисецкая была уволена из Большого театра, но она не отчаивалась и продолжала выступать сольно. Благодаря большой любви к своему делу и огромному количеству энергии балерина смогла дебютировать в день своего семидесятилетия.

3. Галина Уланова


Можно сказать, что Галина Уланова была «обречена» на творческий путь балерины: ее мать обучала других балетным танцам.

В конце 20-х годов прошлого века Галина окончила хореографический техникум. После этого она начала работать в Ленинградском театре оперы и балета.

Уланова начала привлекать внимание критиков и зрителей с самого начала своего пути. Очень заметной ролью танцовщицы стала Жизель. Когда Галина Уланова исполняла сцену ее сумасшествия, она сделала это с такой самозабвенностью и проникновенностью, что слез в зале не сдерживали даже представители сильного пола.

Балерина выступала на сцене до 50 лет. Танцовщица всегда относилась к себе со строгостью: она весила меньше 50 кг и начинала каждое утро с занятий даже в преклонном возрасте.

2. Ольга Лепешинская


Прозвище этой танцовщицы – «Попрыгунья-стрекоза»: она получила его за точность движений, искрометность и страсть в танце. В юные годы

Ольга Лепешинская училась в балетной школе при Большом театре. Ей легко давались как современные, так и классические постановки.

В военные годы балерина смело танцевала перед солдатами, чтобы поднять их боевой дух. Лепешинская имела большое количество наград, была любимицей Сталина.

Танцовщица всегда отличалась требовательностью к себе. Ее делали неподражаемой особый характер и природная техника.

1. Анна Павлова


Эта балерина была «ветром, легкостью, пушинкой». Анну Павлову ассоциируют с «Умирающим лебедем»: именно этот сценический образ сделал ее очень известной.

Танцовщица создала свою балетную труппу и выступала с ней в разных странах. В Австралии в честь Анны Павловой назвали торт-безе, в Голландии – новый сорт тюльпанов.

Эта балерина всегда оттачивала свое мастерство, к тому же у нее были замечательные природные данные. Ей удалось стать легендой еще при жизни.

Примы Большого театра. Самые известные балерины современности | Театр | Культура

В день рождения Большого театра, который традиционно отмечается 28 марта, АиФ.ru рассказывает о примах-балеринах, которые сегодня блистают на знаменитой сцене.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага. Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток. Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон. Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Читайте также: Где работают бывшие звёзды Большого театра?

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой. С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита». Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа — Мери в балете «Герой нашего времени».

Евгения Образцова

Ещё одна бывшая прима Мариинки, а с 2011 года звезда Большого театра — Евгения Образцова. Изящная, хрупкая девушка — идеальная героиня всех романтических сказок, поэтому за её плечами такие нежные образы, как Сильфида, Жизель, Баядерка, Принцесса Аврора, Золушка, Джульетта. Однако балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа: главное для неё — станцевать так, чтобы зрители поверили увиденному на сцене. Образцова много гастролирует и даже снимается в зарубежных фильмах.

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина сегодня одна из самых востребованных балерин России. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра, где успела поработать абсолютно со всеми хореографами. Критики отмечают стремление Шипулиной к абсолютной точности исполнения. В репертуаре звезды десятки ведущих партий: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери», Жизель в «Жизели». Сегодня приму можно увидеть на сцене Большого в образе Ундины в балете «Герой нашего времени».

Читайте также: Екатерина Шипулина: мы не видим той грани, когда надо остановиться

Екатерина Крысанова

Биография этой примы может удивить многих, ведь первое образование Екатерины Крысановой было не хореографическим. Сначала знаменитая балерина училась в Московском центре оперного пения им. Вишневской и только после поступила в Московскую академию хореографии. Статус примы она получила не сразу, зато после участия в балете «Спящая Красавица» раз и навсегда стала любимицей зрителей и театральных критиков. Последней работой Крысановой в Большом театре были «Русские сезоны» и роль парижской балерины Корали в «Утраченных иллюзиях».

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги. Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

Смотрите также: Большой театр в разных архитектурных стилях. Инфографика

Американская балерина обвинила Большой театр в расизме

Поводом для скандала стала фотография российских танцовщиц в черном гриме. Оказывается, это не что иное, как «блэкфейс» в русском балете

Мисти Коупленд. Мисти Коупленд. Фото: скриншот видео masterclass.com

Две юных балерины на репетиции «Баядерки», балета о любви воина и танцовщицы. Черные колготки, черные перчатки до плеч, костюмы на арабский мотив с неким подобием тюрбана — и окрашенное в черный лицо. Фотография была опубликована в Instagram одной из российских танцовщиц, где ее и заметила американка Мисти Коупленд, несколько лет назад ставшая первой в истории темнокожей примой-балериной Американского театра балета. Скриншотом публикации Коупленд поделилась с полутора миллионами своих подписчиков, написав «И это реальность балетного мира» и дав ссылки на шесть российских балерин. Все аккаунты уже закрыты для просмотра — вероятно, из-за наплыва критики.

О том, есть ли расизм в гримировании белых актеров для «черных» ролей, рассуждает педагог классического танца Анатолий Коваленко.

Анатолий Коваленко педагог классического танца

Причина негодования Коупленд и ее подписчиков в том, что поставить знак равенства между золотым и черным гримом нельзя. Так называемый блэкфейс восходит к конкретной исторической практике высмеивания и унижения черных через сатирические сценки в исполнении загримированных белых актеров. Черный грим многие считают оскорбительным по той же причине, по которой в английском существует табу на слово на букву N. Да, сегодня рабовладельцы в США так не говорят, потому что их уже нет, но осадочек остался. В каком-то смысле зеркальная аналогия — отношение россиян к Великой Отечественной. Какие-то шутки о ней в России воспринимают более чем болезненно, а вот американцы не всегда понимают, почему о войне, которая была еще в первой половине прошлого века, нельзя шутить. О чувствительности западной аудитории к «блэкфейсу» рассказывает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта Юрий Рогулёв.

Юрий РогулёвЮрий Рогулёв директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта в МГУ

Осенью этого года в «блэкфейс-скандал» угодил любимец западной аудитории — премьер-министр Канады Джастин Трюдо. В СМИ попали его фотографии с вечеринок 20-30-летней давности, на которые он приходил в образе арабского вельможи, и канадский лидер принес глубокие извинения.

Что касается истории с российскими балеринами, действительно, этические нормы в России и на Западе разнятся. Но теперь, когда мир становится похож на огромную коммуналку, перед каждым стоит выбор. Можно пытаться учитывать чужие представления об оскорбительном, а можно игнорировать — с соответствующими последствиями. Например, запланированные на лето гастроли Большого театра в Чикаго в зависимости от итоговых масштабов скандала могут оказаться не самыми успешными.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Светлана Захарова, Мария Александрова, Виктория Терёшкина.

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны — Мариинском и Большом — в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка — Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие — лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она — идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь — это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского, «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»


Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый — урбанистический — образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри — главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра. А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»


Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова, «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа, реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов — с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии — балет Ла Скала — предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым — она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени».

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»


Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения — Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова — яркая, темпераментная, даже экзотичная — была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете — «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье — «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»


Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога — Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

Автор: Екатерина Беляева

Русские балерины Императорских театров: Кшесинская, Ваганова, Павлова, Карсавина.

Вспоминаем известных танцовщиц, которые выступали на сценах русских Императорских театров, блистали на зарубежных гастролях и воспитывали целые поколения балетных.

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская впервые вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Едва окончив театральное училище, она стала известной танцовщицей. Балетмейстер Мариус Петипа называл Кшесинскую первой звездой русского балета и создавал партии специально для нее. С 1911 года балерина танцевала в антрепризе Сергея Дягилева.

В 1902 году Матильда Кшесинская родила сына от двоюродного брата Николая II Андрея Владимировича. После революции вместе с великим князем Кшесинская эмигрировала во Францию. Там они поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской-Красинской.

Агриппина Ваганова

В театральном училище Агриппина Ваганова отличалась от своих изящных сокурсниц: она была невысокой, ей не хватало природной гибкости и пластики. Начинающая танцовщица много упражнялась, в репетиционном зале она выработала свою легендарную «вагановскую» технику. Балетные критики тех лет писали о ее «стальном носке», сильных прыжках и отточенных движениях.

Балерина разработала новую методику преподавания хореографии, которая стала основой мировой балетной педагогики. Ученики Вагановой гастролировали по всему миру. В 1931 году Агриппина Ваганова стала художественным руководителем балетной труппы Мариинского театра.

Анна Павлова

«Пушинка, легкость, ветер», — сказал об Анне Павловой хореограф Мариус Петипа на вступительном экзамене в театральном училище. Ее известным сценическим образом стал «Умирающий лебедь» из одноименной хореографической миниатюры Михаила Фокина. Павлова участвовала в антрепризе Дягилева «Сильфида», художник Валентин Серов изобразил ее в этом образе на афише 1909 года — парящую и воздушную.

После участия в Русских сезонах Павлова создала собственную балетную труппу и гастролировала с ней по разным странам. Мир охватила «павловомания»: голландцы назвали в честь балерины новый сорт тюльпанов, австралийцы — торт-безе, а европейские модницы подражали экстравагантному стилю Павловой в одежде: носили расшитые манильские шали с кистями и шляпки в испанском стиле.

Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн с юного возраста начала изучать танцевальное искусство и театр. Она не оканчивала театральное училище — брала уроки танцев дома. Рубинштейн играла на сценах петербургских театров и участвовала в Русских сезонах Сергея Дягилева. Она стала первой непрофессиональной танцовщицей в его антрепризе и покорила Париж своей техникой и искусством импровизации. Вскоре после премьеры спектакля с участием Рубинштейн сувениры с ее изображением продавались в каждой парижской лавочке.

Валентин Серов называл Иду Рубинштейн «ожившим архаическим барельефом», он написал портрет обнаженной танцовщицы. Сегодня полотно хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина получила статус примы-балерины Мариинского театра вскоре после окончания училища. Она гастролировала с Сергеем Дягилевым и уже со второго Сезона стала первой балериной его труппы. Карсавина была настоящей звездой сцены и музой многих своих современников. Ей писали стихи, ее портреты создавали художники — Леон Бакст, Валентин Серов, Зинаида Серебрякова. В 1914 году вышел сборник «Букет для Карсавиной» с поэтическими посвящениями и репродукциями полотен с ее изображением.

В 1918 году Карсавина эмигрировала в Великобританию. Она танцевала в британской труппе «Балле Рамбер», выступала в Ла Скала, а потом стала вице-президентом Королевской академии танца.

Вера Каралли

Вера Каралли в 12 лет поступила в Московское театральное училище, чтобы стать актрисой. Но позже она передумала и решила, что хочет быть танцовщицей. После окончания училища начинающую балерину приняли в Большой театр. Сначала Вера Каралли танцевала в кордебалете, потом ей стали давать главные роли. В 1909 году она участвовала в Русских сезонах Дягилева. Позже она стала одной из первых российских кинозвезд — только в 1915 году Каралли снялась в восьми кинокартинах.

После революции танцовщица переехала в Каунас (Литва). Здесь она руководила собственной балетной студией, потом ставила танцевальные номера в Румынской опере.

Бронислава Нижинская

Бронислава Нижинская родилась за кулисами минского театра: ее мать, балерина, выступала на сцене до последнего дня беременности. И Бронислава, и ее старший брат Вацлав тоже стали балетными. Они часто танцевали вместе, и композитор Игорь Стравинский называл Нижинских «наилучшей балетной парой, которую только можно вообразить». Нижинские участвовали в первых балетных Сезонах Сергея Дягилева.

Позже Бронислава Нижинская стала балетмейстером — и единственной женщиной-хореографом в дягилевской антрепризе. Она ставила танцевальные номера для Иды Рубинштейн и Матильды Кшесинской, руководила несколькими танцевальными школами и написала книгу по теории хореографии.

Автор: Диана Тесленко


Вера Каралли

Молодая солистка Мариинского театра рассказала AdMe.ru о своей работе, красивой фигуре и жизни вне театра

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Жизнь танцовщиков балета всегда окутана тайнами и похожа на сказку. Но вне сцены это обычные люди, у которых в сутках тоже 24 часа. Им приходится вести постоянную борьбу с собственным телом, чтобы быть сильными, но легкими, быстро залечивать травмы и успевать еще много чего, несмотря на представления, многочасовые репетиции и гастроли.

AdMe.ru поговорил с Марией Хоревой, первой солисткой Мариинского театра, о том, почему балет — это больше, чем просто танец, и какие хитрости балерин могут пригодиться любому, даже если человек крайне далек от мира театра.

Чем питаются балерины?

В театральных столовых — обычная пища. А каждый танцор сам для себя опытным путем находит «план питания». В балете, в отличие от спорта, никто за нами пристально не следит, хотя нагрузки сравнимые со спортивными. Плюс у нас все время разное расписание, и важно выбирать правильное время для еды, например перед репетицией за час-полтора лучше съесть какие-нибудь медленные углеводы, а вот после репетиции, наоборот, что-то белковое.

Я калории не считаю. У меня другая задача. За репетицию можно вполне потерять килограмм, и надо его оперативно «добрать», иначе «топливо» может закончиться прямо посреди спектакля.

Правда ли, что блюда японской кухни — это идеальное питание для балерин?

Японцы очень любят балет. Балерины очень любят японскую кухню. Почти любовный треугольник.

Какую роль играют рост и вес, действительно ли балет уродует ноги и как следить за здоровьем?

Идеальный рост современной балерины — это 170 плюс-минус сантиметров 5. Вес просто должен точно соответствовать росту, иначе профнепригодность.

Главный тренажер для ног и рук — это резиновая лента, с которой можно сделать множество разогревающих и силовых упражнений. Какое-то время я ходила в тренажерный зал, но большой пользы для себя в нем не нашла.

Балерины не прячут ноги и не стесняются их. Это наш инструмент, мы его любим, холим и лелеем. В результате наши представления о красоте несколько расходятся со всем остальным миром. Косточки, бывает, вылезают, но не у всех и скорее в зрелом возрасте. Ноги у балерин ухоженные и аккуратные, да и какими они еще могут быть, если ежедневно несколько раз моются, мажутся кремами, мазями и физически воспитываются? Однако чрезмерные нагрузки даром не проходят. Если неправильно работать со своим скелетом (а балетная осанка, отличающаяся от естественной для человеческого тела, сильно его перестраивает), то это заканчивается острыми или хроническими травмами, которые накапливаются с возрастом. Еще мы регуляр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.