Что такое Хатха-йога?
Хатха-йогу наверное можно назвать самым популярным направлением йоги в современном мире. В каждом, даже небольшом городе, обязательно есть хотя бы один клуб, предлагающий желающим приобщиться к древнему учению. Однако многотысячелетняя практика йоги на Западе имеет не такую уж длинную историю — всего около ста лет. Лишь в конце ХIХ — начале ХХ века учение широко распространилось в Европе и Америке, чему в немалой степени способствовал технический прогресс, непрестанно совершенствующий средства коммуникации и связи. Немалый вклад в популяризацию йоги внес Свами Вивекананда, изложивший ее основы в упрощенной форме, доступной западному сознанию.
Истоки Хатха-йоги
Большинство серьезных практиков считают Хатха-йогу лишь подготовительным этапом. Коротко говоря, Хатха-йога это практика асан – специальных статических поз, развивающих физические возможности тела, такие как сила, выносливость, гибкость, баланс, устойчивость и т.д.
Можно сказать, что Хатха-йога развилась в самостоятельное направление из Раджа-йоги, где асана является всего лишь третьей ступенью из восьми на пути к освобождению из круговорота сансары. Первые две ступени (яма и нияма) представляют собой некий «моральный кодекс» начинающего йога.
Несколько столетий назад йога была секретным учением, премудрости которого постигались только под руководством гуру, имевшего непререкаемый авторитет для своих учеников. Именно учитель решал, когда тот или иной ученик готов перейти на новую ступень и двигаться дальше. Месяцы, а то и годы уходили у будущих йогов только на усваивание этических норм.
В первую очередь требовалось отказаться от насилия и свести к минимуму вред, причиняемый кому бы то ни было. Затем, ученик приступал к наведению порядка в своем внутреннем мире, практикуя воздержание и аскетизм, довольствуясь тем, что имеется в его распоряжении. И только научившись контролировать свои эмоции и желания, отказавшись от насилия, стяжательства, лжи и потакания своим слабостям, с благословения гуру, ученик приступал к практике асан.
Важные аспекты перед началом практики
Само собой, в наше время редко где найдется такой серьезный подход, о соблюдении ямы-ниямы порой не задумываются даже преподаватели йоги. Современного западного человека по большей части привлекает внешняя сторона какого бы то ни было явления. Мало кто готов тратить годы на совершенствование внутреннего мира, большинство жаждет немедленных результатов. Именно такое мировоззрение и сделало Хатха-йогу наиболее популярным направлением в западном мире.
Возможно, с точки зрения обычного человека соблюдение каких-то там этических правил перед началом занятий выглядит бессмысленной тратой времени, однако с точки зрения йоги это необходимо. Продвинутые практики дают следующее объяснение: после того, как человек начинает практиковать асаны (условно говоря, заниматься Хатха-йогой), у него резко повышается уровень энергии. Многим людям удается избавиться от многолетних физических недугов, обрести бодрость и почувствовать необычайный прилив сил. Казалось бы, одни сплошные плюсы, ведь кто не хочет быть здоровым и энергичным? Именно для этого большинство людей и начинают заниматься.
Однако серьезные практики предлагают смотреть на ситуацию гораздо шире. Предположим, у человека имеется какая-то физическая проблема, и с помощью занятий Хатха-йогой от этой проблемы удалось избавиться. Человек счастлив, доволен и со свежими силами продолжает свою деятельность во внешнем мире. Но какова эта деятельность? Допустим, человек работает учителем или врачом – значит, он сможет вложить в своих учеников больше знаний, или же лечить пациентов гораздо эффективнее.
А если наш гипотетический человек торгует алкоголем, сигаретами или, того хуже, наркотиками и оружием? Значит, ощутив прилив энергии, он будет торговать всем этим еще активнее? Возможно, физическая проблема и была послана человеку свыше для того, чтобы он мог остановиться и задуматься о своих поступках. Именно поэтому, прежде чем приступать к асанам, человек должен привести в гармоничное состояние не только свой внутренний мир, но и внешнее окружение.
Для чего нужна Хатха-йога?
Древние йоговские тексты уделяют физическому аспекту, лежащему в основе Хатха-йоги поразительно мало внимания. В «Йога-сутрах» древнего индийского мудреца Патанджали (фундаментальном труде, лежащем в основании йоги как таковой) об асане сказано только , что это удобная поза, способствующая медитации. Тогда возникает резонный вопрос — для чего же нужны все эти скрутки, выворачивания суставов под немыслимым углом, стойки на голове и прочие экзотические выверты, с которыми у современного человека ассоциируется йога? Ответ состоит из нескольких частей.
Укрепление физического тела
Во-первых, практика асан нужна для того, чтобы во время медитации сосредоточенный ум не отвлекался на нужды тела. Неподготовленному человеку трудно просидеть в неподвижной позе хотя бы 10-15 минут — затекают ноги и руки, ломит поясницу, начинает чесаться нос и т.д. Ежедневная упорная практика приводит к тому, что тело становится более выносливым и сильным, и со временем отвлекает на себя все меньше внимания, позволяя практику концентрироваться не отвлекаясь.
Разблокировка энергии
Во-вторых, образ жизни современного человека приводит к тому, что энергия застаивается в теле, создавая непроходимые блоки. Узнать где расположены такие «очаги» застоявшейся энергии совсем нетрудно — это как раз те части тела, которые доставляют наибольший дискомфорт. Болит поясница? Значит именно в этом месте и стопорится поток энергии. Ломит суставы? Причина та же самая. Работа над проблемными зонами с помощью асан предоставляет возможность постепенно убрать телесные блоки и зажимы, позволяя энергии протекать свободно и беспрепятственно по всему телу.
Практика аскезы
В-третьих, само понятие йоги неразрывно связано с понятием аскезы. Вступая на путь самосовершенствования, адепт просто вынужден отказываться от чего-либо. Даже в самом приземленном случае, практикуя Хатха-йогу всего лишь для оздоровления организма, человек жертвует хотя бы своим временем, которое мог бы потратить например, на развлечения. Дискомфорт, который тело претерпевает на коврике, становится аскезой, помогающей дисциплинировать, в том числе и ум.
В Индии принято считать, что счастья и несчастья человеку дается одинаковое количество, хотя не обязательно в одной жизни, ведь краеугольным камнем мировоззрения индусов является реинкарнация: то есть в одной жизни человек может родится богатым, здоровым и счастливым, а в другой бедным, невезучим калекой. Сознательно причиняя себе дискомфорт и претерпевая добровольную аскезу, человек уменьшает количество будущих несчастий, искупая негативную карму прошлого.
Как и везде, среди адептов Хатха-йги встречаются люди, теряющие главную цель за обилием деталей. Увлекаясь «акробатической» составляющей, закручивая свое тело в немыслимые узлы, такие практики забывают ради чего все это собственно затевалось. Направляя душевные силы и высвобождающиеся в результате практики энергетические ресурсы на освоение все более и более сложных асан, они, сами того не замечая, ходят по кругу, поддавшись очередному искушению сансары, принимающей в этом случае обманчивый облик самосовершенствования.
Технические аспекты Хатха-йоги
Как уже было сказано, Хатха-йога является третьей ступенью из восьми в Раджа-йоге. Более-менее грамотный инструктор все-таки постарается донести до своих подопечных хотя бы основы морального «йогического» кодекса — ямы и ниямы. Четвертой же ступенью является пранаяма — наука о правильном дыхании и перераспределении с его помощью энергии, накопленной во врема практики асан. Таким образом, эти четыре ступени — яма, нияма, асана, пранаяма — можно объединить в отдельную подгруппу, работающую с физическим и энергетическим телом человека. Эта подгруппа по сути и есть Хатха-йога в современном ее понимании. На следующих этапах, изучив в некоторой степени премудрости Хатха-йоги, желающий дальнейшего продвижения практик, приступает к осваиванию медитации, концентрации и прочих техник освобождения сознания.
Любопытные последователи йоги иногда интересуются сколько всего существует асан. Однозначного и четкого ответа нет, однако принято считать что их количество составляет около 9 сотен. Один из трех фундаментальных трудов по Хатха-йоге Гхеранда Самхита утверждает, что всего боги создали 8 млн. 400 тыс. асан, однако Шива описал только 84 из них. Но даже из этих 84 людям разрешено практиковать лишь 32.
С технической точки зрения асаны можно подразделить на две группы — увеличивающие силу и выносливость или улучшающие растяжку. Делаются асаны в любом положении — стоя, сидя, лежа или в перевернутом состоянии. Каждая из асан имеет свой терапевтический и энергетический эффект, воздействуя на определенные участки тела. Перевернутые (например, стойка на голове), помимо всего прочего еще и улучшают мозговое кровообращение. Как уже упоминалось, асана это статическая поза — то есть приняв какое-либо положение, тело замирает в нем на некоторое время.
Однако в ХХ веке некоторые гуру начали создавать динамические направления йоги (например, Аштанга-виньяса) — то есть некие связки, где одна асана перетекает в другую. Другим ярким примером можно назвать широко известный комплекс Сурья Намаскар («приветствие Солнцу») состоящий из последовательности 12 асан, сопровождающихся системными вдохами-выдохами.
Хотя сам термин Сурья Намаскар упоминается в древних источниках, в те времена «приветствие Солнцу» было скорее ритуальными действиями, почитающими божество. В качестве комплекса физических упражнений Сурья Намаскар начал упоминаться лишь в ХХ веке, когда учение о йоге вышло за пределы Индии и начало набирать популярность во все мире.
Заключение
Последователи Раджа-йоги, считающие что с ее помощью душа может достичь освобождения от бесконечной череды рождений и смертей, несколько пренебрежительно относятся к физическому аспекту йоги, как таковой, и конкретно к Хатха-йоге, считая что максимум энергии надо вкладывать в медитацию и сосредоточение.
Однако некоторые учителя ХХ века, в частности Свами Шивананда, считали, что неприспособленность западного человека к концепциям индийского мировоззрения не должна быть препятствием на пути распространения йоги. Если западный человек видит лишь внешнюю сторону явления, значит на нее и нужно делать упор, в надежде, что рано или поздно потенциальный ученик дорастет до духовных ценностей.
Такой подход не лишен здравого смысла, ведь часть людей, начинающих практиковать Хатха-йогу из любопытства или для оздоровления, действительно со временем начинают интересоваться духовной и философской составляющей этого древнего учения.
Чем полезна хатха-йога и как ею правильно заниматься
Хатха йога выступает достаточно ёмким понятием. Она является одной из методик, направленных на духовное развитие с помощью физических практик. А если рассматривать хатха-йогу с позиции физиологии, то она представляет собой способ найти компромисс со своим телом касательно гармоничного взаимодействия с ним.
В этой статье я хочу рассказать вам более детально о хатха-йоге и её особенностях.
Хатха-йога: что это такое?
Древний мастер искусства Патанджали называл йогу определённым состоянием сознания, свободным от непроизвольных вибраций разума (представленных мыслями, эмоциями, желаниями).
А хатха-йогу можно выделить, как «напряжённый труд над своим телом – «хатха», позволяющей выводить своё сознание на более высокие планы – «йогу».
Обзор тесной связи между телесным и умственным
Не только неврологи и физиологи говорят о наличии тесной связи между телесным и умственным. Абсолютно все разновидности движений, совершаемые нашим телом (махи, покачивания, пульсация крови по венам и так далее) являются ответной реакцией на сигналы мозга.
И наоборот – по обратным сигналам мы можем понять, в чём нуждается определённый орган (ткани либо клетки), а от каких веществ ему следует избавиться. Становится понятно, что скорость и точность описанных связей оказывает влияние на жизнедеятельность организма в общем.
При сбоях в сигнальной системе мы сталкиваемся с общим разладом в организме: его проявления будут меньше и больше для конкретных частей тела, но в общем задействуют весь организм.
Эти сбои нередко проявляются, как травмы, но зачастую провоцируют их не сами травмы, а нетренированные должным образом каналы связи.
Когда сигнальная система, управляющая телом, огрубевает, мы начинаем тратить очень много энергии попусту. Также из-за того, что неправильно работают органы и системы – организм сталкивается с их голоданием либо загрязнением, скоплением большого количества отходов, а по итогу всё это чревато различными патологиями.
Действие хатха-йоги на организм
Физиологически хатха-йога выступает гимнастикой, своеобразной физкультурой, которая развивает ту сигнальную систему между частями тела и мозгом.
Если вы хотя бы парочку раз были на занятиях йогой, то наверняка знаете, что после тренировок начинаете ощущать такие мышцы, про наличие которых раньше и не догадывались. А если позаниматься на протяжение нескольких месяцев – и связь между мозгом и различными органами будет восстановлена в полном объёме.
Попробуйте вообразить себе, что происходит с мозгом при занятиях йогой? Если в обычной жизни в него поступают сигналы, указывающие на стресс в различных частях туловища, ему приходится снова учиться контактировать с ними.
Благодаря же развитию сети нейронных связей вы помогаете своему мозгу различать сигналы, что, безусловно, очень пригодится ему в ежедневной жизни. Вы получаете уникальную возможность делать обычные действия, но с минимальным напряжением мышц, а значит, — с минимальными энергетическими затратами. Благодаря налаживанию механизма регуляции тела вы получаете общее оздоровительное воздействие, которое будет выше любых ваших ожиданий.
За счёт же экономии энергии происходит освобождение потенциала для осознания. Когда у вас много накопленной внутренней энергии – вы можете расходовать её на различные творческие занятия и начинаете улучшаться как личность. Также можно направлять энергию на осознание своей личности и своей природы (то есть, на духовное самоулучшение). Это будет завершение хатха-йоги и начало раджа-йоги – йоги осознанности.
Когда человек обучается концентрации своего внимания, он может улавливать движение в теле тонких энергий и получает возможность сознательно их контролировать.
Тогда практикующий переносит акцент своего внимания с того, что происходит «снаружи» на то, что творится внутри, максимально концентрируется на своих внутренних ощущениях. В тот момент, когда концентрация оказывается на самом высоком уровне – становится возможным полное отключение восприятия раздражителей извне и вы полностью погружаетесь в себя.
В такие моменты вы осознаёте себя, как единое, целостное и бесконечное существо, которое не ограничивается ни с помощью пространства, ни с помощью времени (по отзывам практикующих людей).
Зачем нужен наставник в йоге?
Асаны йоги обладают мощным воздействием на тело человека, но в случае некорректного выполнения оно вместо положительного станет разрушающим.
Конечно, вы можете парировать, что на сегодня хватает различных книг, а также обучающих видео по йоге, которые помогут освоить данное искусство самостоятельно. Да они действительно могут помочь вам, но обучаться йоге, как искусству необходимо исключительно лично у тех, кто уже давно её практикует.
Не зря ведь существует поговорка «лучше раз увидать, чем 100 раз услыхать»: нашему телу будет значительно проще понять язык другого тела, чем словесное описание.
Таким же образом традиция йоги издревле и передавалась от наставника к ученику.
Польза и вред хатха-йоги
Йога окажет исцеляющее влияние на тело человека в ряде ситуаций:
- при наличии патологий хребта (если вы страдаете от остеохондроза, сколиоза, лордоза, кифоза, грыж межпозвоночных дисков;
- при наличии артритов и артрозов;
- если вы страдаете от синдрома хронического истощения, повышенной тревожности, плохо спите;
- находитесь в постоянном состоянии хронического стресса;
- страдаете от астении либо вегетососудистой дистонии;
- у вас нарушены функции внутренних органов
Однако, обязательно обратите внимание на то, что йога имеет свои противопоказания устойчивого и временного характера. Дальше мы рассмотрим обе категории более детально.
К устойчивым противопоказаниям можно отнести:
- общее тяжёлое состояние;
- наличие психологических расстройств либо пограничных состояний психики;
- наличие органических патологий сердца – некомпенсированных пороков; пароксизмальной тахикардии; мерцательной аритмии; аневризма аорты, дистрофии миокарда;
- при наличии патологий кровообращения;
- при тяжёлых инфекционных поражениях опорно-двигательного аппарата;
- при серьёзных черепно-мозговых травмах, повреждённом позвоночнике в ситуации, когда имеет место неудовлетворительная компенсация;
- при нейро-инфекциях;
- в случае серьёзных нарушений пропорций тела;
- при наличии злокачественных опухолей.
Нужно заметить, что даже во всех перечисленных выше состояниях корректное выполнение упражнений йоги может быть полезным, но крайне важно, чтобы вас контролировал опытный наставник. Для этого рекомендуется запись на курс йоготерапии, перед которой потребуется пройти предварительное индивидуальное собеседование.
Обзор временных противопоказаний
- регулярное потребление в больших дозах сильнодействующих медикаментов;
- обострившиеся хронические патологии;
- период после операции;
- состояния физического истощения;
- состояния перегрева и переохлаждения;
- увеличение температуры выше тридцати семи или меньше тридцати шести и двух градусов;
- выполнение тяжёлого физического труда;
- состояние наполненного желудка;
- прохождение курса глубокого массажа по «чжэнь-цзю» терапии;
- посещать парную или сауну можно не менее, чем через 6-8 часов после занятий йогой или за четыре часа до неё.
Составляющие хатха-йоги
Практику хатха-йоги образуют такие составляющие:
- Пранаяма – практика, заключающаяся в исполнении специальных дыхательных упражнений, которые призваны научить человека контролировать свои эмоции. А ещё пранаяма позволяет массажировать внутренние органы.
- Асаны – физические упражнения, выполняемые в особенных позициях, которые дополняют особенные дыхательные техники и концентрация внимания.
В хатха-йоге практикуются статические упражнения, выполняемые на вдохах, выдохах либо задерживаниях дыхания. Недопустимо выполнение асан на пределах своих физических возможностей, ведь, напротив, они должны способствовать расслаблению, умиротворению.
Очень важно, чтобы занимаясь хатха-йогой, вы не ощущали физический дискомфорт. А вот приятные ощущения, возникающие в теле в процессе выполнение асан являются хорошим знаком – они указывают на правильную циркуляцию праны по телу.
- Медитативная практика. Её главное целью является умение слышать себя, избавляться от всего лишнего, напускного. При релаксации человек расслабляется физически и психически, также происходит направление энергии на его духовное развитие.
- Шаткармы – выступают упражнениями и методами хатха-йоги, способствующими очищению внутренних органов. В переводе с санскрита обозначают «шесть деяний». В действительности всего существует шесть очистительных практик:
- джоути – очищает пищеварительный тракт;
- басти – тонизирует и промывает толстый кишечник;
- наули (лаулики) – особые техники, при которых массируется область живота и укрепляются внутренние органы;
- нети – очищает и промывает носовые проходы;
- капалабхати – три простые техники, способствующие очищению передней доли головного мозга;
- тратака – укрепляет оптические нервы и глаза, улучшает зрение, развивает внимательность.
- Здоровый рацион питания. В практике йоге очень много внимания уделяется правильному питанию. Мастера йоги уверены, что здоровье и удовлетворённость жизнью обеспечит простая натуральная пища и отказ от переедания.
С помощью практики хатха-йоги становятся возможными такие цели:
- пробудить энергию Кундалини – особенную энергию, сконцентрированную в основании позвоночного столба;
- восстановить либо поддержать здоровье;
- обеспечить долгую жизнь;
- осознать своё высшее Я;
- достичь гармоничного состояния между внутренним и внешним, то есть – оказаться в состоянии просветления.
Асаны в хатха-йоге
Асаны выступают статическими позициями, которые необходимо удерживать определённое время с целью перераспределить энергические потоки в теле.
При удерживании конкретной позиции (асаны) происходит перекрывание одного либо сразу нескольких каналов, а также перенаправление энергии по остальным каналам – открытым. Именно поэтому важно достаточно длительное удерживание каждой из позиций, не следует спешить быстро менять её на другую, ведь важно, чтобы энергия правильно распределялась.
Перейти из одного упражнения в другое помогут специальные движения-связки, хотя они и не относятся к обязательным. Ведь изначально асаны не задумывались в качестве группы упражнений, призванных развивать физическое тело либо заниматься физкультурой. Это идеальные позы, чтобы выполнять духовные практики и многие из них можно использовать при медитативных практиках либо самосозерцании.
Разновидности асан в хатха-йоге
Хатха-йога образована огромным количеством асан, она выступает своего рода энциклопедией позиций в йоге. А для большего удобства все асаны разделяются по категориям:
- стоячие;
- сидячие;
- лежачие;
- прогибы;
- наклоны;
- скрутки;
- упражнения на баланс;
- перевёрнутые.
Кроме этого, все разновидности асан могут быть разделены и по прочим признакам. Например, часть из них способствует развитию силы и выносливости, а остальная часть – растяжке.
К примеру, асана Хануманасана является типичным образцом упражнения на растяжку из сидячей позиции, а вот позиции журавля (Бакасан) либо павлина (Маюрасана) – выступают силовыми.
Для перевёрнутых позиций характерна стимуляция кровоснабжения мозга, ведь во время их выполнения кровь приливает к голове и это очень позитивно воздействует на мозговую деятельность. Также в большей части асан данного типа происходит стимуляция пищеварительных органов и тонизирование внутренних органов.
Скрутки тоже благоприятно влияют на здоровье спины и на брюшную полость.
А упражнения, предназначенные для баланса, в принципе выступают универсальными. Грамотно составленный комплекс асан на баланс способствует укреплению почти всех групп мышц и нормализует деятельность внутренних органов. Кроме того, значительно улучшается координация движений. Если начнёте регулярно практиковать йогу, то очень скоро отметите, что даже асаны, выполняемые на одной ноге, даются очень легко и привычно.
Обзор основных позиций для новичков в йоге
Изначально неплохо начать выполнять стоячие асаны, ведь к ним легче привыкнуть, чем к остальным. Для них не потребуются ни прогибы, ни скрутки, хотя существуют и такие виды упражнений, которые делаются из сидячей позиции и постепенно усложняются.
Для новичков в хатха-йоге рекомендовано начинать именно с таких позиций. Как Тадасаны, Врикшасаны, Вирабхадрасаны.
Дальше рассмотрим основные варианты асан с детальным описанием.
Сидячие асаны
Ваджрасана внешне является очень простой позой, выполняемой из сидячего положения, однако она невероятно полезна, так как способствует правильному распределению энергии по позвоночнику снизу наверх.
С помощью этой асаны, а также прочих асан, к примеру, Сидхасаны, Сукхасаны, Свастикасаны и классической Падмасаны вы сможете выполнить медитативную практику.
Данные позиции являются устойчивыми, приводят позвоночник в правильное положение и в них допустимо задерживаться на протяжение продолжительного времени.
Лежачие упражнения
Среди них, безусловно, выделяется Шавасана. Это та асана, которая всегда является завершительной для ежедневной йоговской практики. Выполнить её довольно несложно и она способствует органичному завершению всего комплекса асан.
Причём совершенно неважно, сколько всего времени ушло на практику – двадцать минут либо несколько часов – всегда помните про то, что выполнение указанной позиции в конце помогает гармонично завершить практику, принять энергию и позволить ей начать растворяться в теле.
Ещё указанная асана полезна не только как завершительная, а также представляет собой базовую асану, которая может быть практикована в процессе медитации. Она оказывает замечательное воздействие не только на физический организм, но и на эмоциональное состояние, способствует умиротворению и приведению в порядок своих чувств.
Сурья Намаскар – Приветствие Солнышка
Особенного внимания следует уделить комплексу упражнений «Сурья Намаскар». Он представляет собой поистине идеальный вариант для новичков в йоге.
Выполнение Приветствия Солнцу основано на нескольких основных асанах, которые образуют динамичный комплекс, а потом уже выполняются по отдельности.
При всём при этом Сурья Намаскар не отнимет у вас много времени и, как правило, применяется в качестве разогревающего комплекса на начальных этапах практики, хотя может выполняться и отдельно. Допускается делать одновременно по несколько кругов данного комплекса.
Насколько важна регулярность в занятиях хатха-йогой?
Нужно заметить, что систематическое выполнение упражнений йоги – это, пожалуй, основное правило. Если вы будете даже по чуть-чуть заниматься йогой, но ежедневно, то сможете получить намного больший результат, чем в случае непостоянных тренировок.
Причём данный принцип подходит и для новичков, и для тех, кто уже достаточно долго занимается йогой. Регулярные занятия помогут поддерживать мускулатуру в тонусе, и вам не придётся восстанавливаться после длительных перерывов.
Плюс появление постепенного прогресса всегда очень позитивно воздействует на организм и доставляет практикующему человеку уйму положительных переживаний.
Поэтому однозначно лучше практиковать ежедневно, чем раз за неделю. Причём вы можете не выполнять сразу все асаны комплекса, а делайте самые любимые или те, которые уже успели достаточно хорошо освоить. Вскорости это станет вашей привычкой и вы будете ждать каждого занятия с воодушевлением.
Комфорт исполнения упражнений
Самый важный принцип – это чтобы в процессе выполнения всех асан хатха-йоги вы чувствовали комфорт. Значит, смысл в этом случае заключается не в том, чтобы бороться с постоянным внутренним протестом либо совершать какие-либо достижения.
Хотя, безусловно, когда вы будете заниматься более трудоёмкими асанами, вероятно, почувствуете определённый протест и для их выполнения вам потребуется больше времени.
Однако, главное правило здесь будет следующим – ваше тело должно быть расслабленным в процессе выполнения упражнений, а сами асаны должны приносить настоящее удовольствие. Именно по этому принципу вы и понимаете, насколько правильно выполняете упражнения.
Принцип компенсации
При построении своего комплекса практик не забывайте о компенсаторном принципе. Он заключается в том, что каждое из движений должно быть дополнено противодвижением.
Например, если вы наклоняетесь, то потом необходимо прогнуться. А если напрягаетесь – следует расслабиться. После вдоха следует выдох – это несложный принцип, соблюдение которого обеспечивает безопасность при практике йоги длительное время, и тогда по итогу вы сможете получить желаемую пользу и обогатитесь в духовном плане.
Это были основные принципы занятий хатха-йогой, в частности для начинающих.
В завершение темы обязательно просмотрите тематический видео-ролик:
Marissa
понятие и структура её преподавания.
«Йога – это прекращение мысленных колебаний»
Мудрец Патанджали.
Прямой перевод с санскрита слова «хатха» — «сила, мощь; усилие, напряжение, натуга; насилие, принуждение, необходимость». Слово «йога» переводится как «упряжка; сбруя, узда; применение; средство, прием, уловка; магия, волшебство; связь, контроль».
До сих пор ритуальными атрибутами странствующих по дорогам Юго-Восточной Азии монахов-шиваитов остаются трезубец и меч. Трезубец — это символ и оружие Шивы, который традиционно считается хранителем и покровителем хатха-йоги.
«Хатха-йога в древние времена использовалась как одна из высших ступеней в технике общефизической и общеэнергетической подготовки отборных воинов — воинов-магов, чье участие в боевых действиях зачастую становилось решающим фактором. Эти воины не только умели модулировать психологический настрой как своих, так и вражеских солдат, но также владели особым воинским искусством — посредством волевых манипуляций, намерением они могли формировать ситуации, приводившие к неожиданному стечению совершенно случайных и непредсказуемых, но тем не менее роковых для противника объективных обстоятельств».
Хатха — йога была разработана для людей с невысоким уровнем духовного развития, и считается начальным этапом постижения более высоких ступеней в Радже — йоге. Поэтому очень важно относиться с почтением к человеку, вставшему на путь самосовершенствования, также как и с уважением относиться к любому направлению йоги.
Преподавание хатхи-йоги, начинается с изучения древних текстов, таких как «Махабхарата», «Рамаяна», «Йога Васишткха», «Бхагават –Гита», «Йога –сутра», «Хатха-йога Прадипика», анализ этих текстов способствует раскрытию одного из принципов Ниямы -«свадхиайи».
В древних трудах сказано: «Йогин должен практиковать Хатха-Йогу в маленьком помещении, расположенном в уединенном месте, где нет скал, сырости и огня, в стране, управляемым мудрым владыкой, где люди добры, а пища добывается легко.
Жилище йогина должно иметь маленькую дверь, быть без окон, невысоким и не длинным; (дом этот) должен быть хорошо обмазан (обожженным) коровьим навозом, чистым и свободным от насекомых. Кроме этого, здесь должен быть небольшой коридор с возвышением для сидения и водоем. Таким должно быть жилище йогина, описанное знатоками практики Хатха-Йоги.
Находясь в таком жилище, освободившись от всякого беспокойства, йогин должен практиковать Йогу согласно наставлениям своего Гуру.
Йогу вредят следующие 6 вещей: переедание, перенапряжение от тяжелого труда, болтливость, несоблюдение обетов — в том числе купание в холодной воде по утрам, еда на ночь, еда из одних только фруктов; беспокойная компания и отсутствие настойчивости».
Чтобы легче было справляться со страстями и держать свои мысли в чистоте, практикующему йогу необходимо уединяться для личной практики в спокойное место среди природы, особенно это необходимо делать преподавателю, так как от чистоты его энергии зависит качество энергии его учеников. Главной мотивацией преподавания, является служение другим людям, и только отречение от своего эго, способствует продвижению в практике и достижению высоких результатов, которые могут принести благо для всего окружающего.
Практика хатхи –йоги начинается с выполнения шаткарм – это первая и необходимая процедура, которая способствует очищению на физическом уровне, что приводит и к очищению сознания человека, здесь раскрывается ещё один принцип Ниямы-шауча, то есть очищение сознания начинается с очищения физического тела.
«Практику хатха-йоги целесообразнее всего рассматривать как процесс общения человеческого существа с Бесконечностью в самом себе, в ходе которого происходит постижение, развитие и совершенствование им самого себя и своих взаимоотношений с Миром. Существует огромное количество асан, из которых фактически в практике используется две-три тысячи. Наиболее распространенных — около полутысячи, из них базовых — порядка трехсот. Нет двух различных асан, которые бы идентично воздействовали на энергетическую структуру. Поэтому для достижения наибольшей полноценности и разносторонности физического и психоэнергетического развития целесообразно строить практику так, чтобы в ней использовалось как можно большее количество доступных для выполнения асан».
Для преподавания очень полезно изучить анатомию йоги: опорно-двигательного аппарата, нервной системы, дыхательного аппарата и правила травмобезопасности. Важно помнить, что не следует терпеть боль в шее, пояснице и коленно-локтевых суставах, так как это самые уязвимые места на теле человека.
Боль при выполнении асан в любой другой части тела, кроме вышеперечисленных, можно назвать оздоровительной аскезой, которая является ключевым звеном в практике йоги, так как терпение аскезы помогает изменить кармические страдания, происходит очищение сознания. Очень важно заниматься аскезой сейчас, чтобы в будущем неблагоприятная карма изменилась на благоприятную, ради этого стоит пережить небольшие «муки» на коврике.
«Тренировочная технология хатха-йоги на протяжении тысячелетий специально разрабатывалась для того, чтобы создавать тело, специально предназначенное для воплощения в себе сложноорганизованного сознания. Многовековой опыт позволил практикам хатха-йоги настолько усовершенствовать систему асан, что она превратилась в уникальный арсенал средств для оптимизации функциональных состояний любых органов и систем посредством естественной оптимизации процессов управления их работой.
Сегодня уже ни для кого не является секретом, что физическое тело человеческого существа есть нечто большее, чем просто совокупность органических тканей, и что, помимо органического тела, человек обладает телом «энергетическим». Йоги знали об этом очень давно. Они рассматривали человеческое тело как некую энергетическую структуру, состоящую из органического тела и «собранных» на нем оболочек — «тонких» компонент «энергетического тела». Эти оболочки на санскрите называют «кошами». Слово «коша» переводится как «кокон». Йоги разработали целый класс техник, специально предназначенных для управления распределением энергии в нервной системе и в системе «кош». Техники этого типа основаны на управлении дыханием и называются «пранаямой» — «искусством управления Силой». Прана — сила, энергия, яма — контроль, управление. В йоговской тренировке выполнение гимнастических упражнений — асан — обязательно совмещается с практикой техник управления дыханием — дыхательных упражнений пранаямы. Прана в индивидуальном теле – это часть Вселенского Духа, поэтому пранаяма направлена на гармонизацию индивидуального дыхания с Космическим дыханием. Занятия пранаямой не только улучшают состояние здоровья, но и позволяют контролировать свои чувственные стремления, помогают регулировки и устранению ума, а также концентрации его, что приводит к Самадхи, т. е. единению с Космическим Духом.
Таким образом, хатху – йогу называют лестницей для тех, кто хочет подняться к высотам Раджи – йоги. Занимаясь физической стороной жизни, хатха – йога представляет собой фундамент для всех остальных видов йоги, она является системой оздоровительных упражнений, состоящих из асан, и пранаямы, которые помогают очищать энергию и менять сначала внутренний мир, а затем окружающий мир.
Поэтому очень важно прикладывать массу усилий и направлять накопившуюся энергию на благо других, особенно это необходимо делать преподавателям йоги. Встав на путь бадхисатвы, только трудом и благими намерениями можно удержаться на этом пути. Помнить что, делая для кого-то, то делаешь это для себя; стараться помогать другим на высоких чакрах, от этого зависит и твой личный рост, лучше посвящать себя тем, кто хочет развиваться – это и есть служение в высшем его проявлении.
Маркишова Татьяна
Хатха-йога и ее особенности
Слово «хатха-йога» слышал каждый современный западный человек. Однако далеко не все знают, что включает это понятие, ограничиваясь расплывчатыми представлениями о некоем индийском философском учении.
Слог «Ха» символизирует мужское начало и положительную энергию. «Тха» означает женскую, отрицательную энергию.
«Йога» переводится как объединение, слияние. Следовательно, понятие «хатха-йога» означает гармоничное единство двух противоположностей.
Практики этого древнего учения включают специальные дыхательные и физические упражнения (асаны), а также медитацию.
Кроме того, йога учит правильному питанию, рациональному распределению энергии на работу и отдых, умению осознанно напрягать и расслаблять любую часть тела, владеть собственными эмоциями.
Регулярно практикуя данную систему, можно сделать свое тело более выносливым, стройным и гибким, избавиться от так называемых мышечных зажимов, повысить иммунитет.
Осознанный контроль над дыханием способствует выработке положительного психического настроя, улучшает память и внимание, повышает устойчивость к стрессам.
А также многократно отмечалось, что у регулярно занимающихся могут открыться новые способности, которые до этого никак не проявлялись: к сочинению стихов, танцам, рисованию и так далее.
Ограничений для занятий практически нет. Йогой можно заниматься мужчинам и женщинам в любом возрасте, а также детям и пожилым людям.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Хатха йога — энциклопедия йоги и аюрведы
Хатха йога — это один из стилей йоги, который на данный момент является очень популярным во всем мире. Согласно учению Хатха йоги, человеческое тело – это храм, в котором обитает живой дух. Поэтому физическое благополучие считается необходимым условием для развития духовного.
Пожалуй, каждый из вас согласится, что бессильное и нездоровое тело мешает спокойствию разума и развитию сознания. Основные принципы Хатха йоги — это управление процессами и силами, которые действуют внутри нас. Когда человек научится управлять своим организмом, для него не будет препятствий для умственного и психического развития, и только тогда человек сможет прикоснуться к более утонченным материям.
Хатха йога призвана наполнить человеческий организм здоровьем, силой и покоем. Этот стиль подойдет практически любому человеку, независимо от первоначальных данных его физической подготовки или от его вероисповедания.
Прежде всего, хатха йога хороша для новичков, которые только знакомятся с этим учением и желают познать физические стороны йоги, улучшить свое состояние, радоваться жизни, быть спокойными без глубокого погружения в религию.
Отличительные особенности
Хатха йога — очень древнее учение, которое призывает освободить разум и дух от бремени физического тела сделав его сильнее, здоровее и привлекательнее. Основное внимание в Хатха йоге уделяется правильному функционированию позвоночника, так как считается, что это основной параметр здорового тела.
Хатха йога объединяет в человеке противоположные начала, чтобы они были направлены на созидание, а не на дисгармонию.
Физические практики в Хатха йоге состоят из:
— исполнения поз – асан; — техники дыхания – пранаям; — отчистки внутренних органов; — медитации; — глубокой релаксации.
Также одной из основ Хатха йоги является правильная диета, а именно, вегетарианство. Вегетарианская диета необходима для получения внутреннего равновесия духа и для успешного выполнения йогических практик. В древнейших писаниях по йоге утверждается, что правильное питание формирует Ашарахуддхао саттвашутдих или так называемое тонкое тело. Вегетарианская еда считается утонченной или саттвической и не содержит грубых вибраций. Такая пища не будет преграждать путь к духовному развитию.
Хатха йогу можно считать начальным или базовым стилем. Когда вы изучите основные практики этого стиля, то сможете перейти к изучению любых более сложных разновидностей йоги.
Этот стиль практически не имеет каких-либо противопоказаний, и поэтому им могут заниматься люди с различными физическими возможностями. Хатха йога делится на уровни сложности, которые увеличиваются по мере усовершенствования вашего тела.
Уровни сложности
Вводный курс или курс для начинающих. С него стоит начинать всем, кто ранее не был знаком с йогой. Состоит из подробного и последовательного изучения теории и основ практики, а также изучения техники безопасности при исполнении практик, правильного дыхания, концентрации и расслабления.
На базовом уровне человек учится, как правильно выполнять позы, контролировать нагрузку и очищать разум от мыслей, которые мешают достигать равновесия и успокоения.
Практика для начинающих включает изучение классических поз, основы медитации и дыхательные упражнения.
При вводном курсе исполнять практики рекомендуется два раза в неделю, не более.
Продолжающий курс второй после начального. Этот курс предназначен для людей, которые уже имеют некоторый опыт в практиках, и обучает практикующегося сложным пранаямам, таким как Капалабхати, Шодхана и Бхастрика пранаямы.
Когда вы изучаете этот курс, то не только практикуете новые асаны, но и изучаете усложненные варианты уже известных вам поз. Также вы изучаете энергетические замки или бандхи, такие как Джаландхара-бандха, Мула-Бандха и Удияна-бандха.
Следующий уровень называется Основной уровень. Он рассчитан на тех людей, кто практикует Хатха йогу не менее двух-трех лет на регулярной основе, и полностью освоили все практики предыдущих двух ступеней. Когда вы занимаетесь на этом уровне, то нужно быть готовым к более глубокому погружению в практики и более интенсивным ежедневным физическим нагрузкам. Кроме общих тренировок, на этом уровне проводятся специализированные тренировки, которые направлены на усиленное развитие отдельных участков тела.
Интенсивная практика — это уровень наивысшей сложности. Заниматься им могут лишь ученики с опытом не менее трех лет и преподаватели. Для неопытных людей занятия на этом уровне опасны для здоровья.
Эффективность Хатха йоги
Йога изменяет духовное состояние человека, заставляет по-иному смотреть на собственную жизнь, открывает перед человеком новые горизонты. Хатха йога дает возможность понять самого себя, делает вас более сконцентрированным, позволяет вам оставаться собранным и сохранять внутреннее спокойствие при стрессовых ситуациях. Практикуя Хатха йогу, человек не будет бояться брать на себя ответственность и сможет полностью раскрыть свой потенциал.
Постоянно практикуя Хатха йогу, вы укрепите свои мышцы, сформируете ровную осанку, улучшите работу всех своих органов. Йога Практики вытягивают и выравнивают ваш позвоночник, улучшают мобильность суставов и придают организму легкость и пластику. Занятия йогой — отличный способ, чтобы сбросить лишний вес.
Отличие хатха-йоги от обычной
Сейчас йогой занимаются более чем в 100 странах мира. В США ее используют в армии в качестве зарядки. В России йога сейчас набирает максимальную популярность и применяется не только в фитнес-студиях для оздоровления души и тела, но и при подготовке подводников, космонавтов, спасателей, разведчиков.
Хатха-йога – это духовная практика, распространенная в Индии и в последнее время ставшая популярной во всем мире. Это древняя система духовного и физического оздоровления человека. Здоровье нужно человеку, чтобы он мог беспрепятственно начать искать высшие истины. История хатха-йоги начинается в 10 веке нашей эры, то есть хатха-йогой люди занимаются уже больше 1000 лет. Занятия рассматриваются как ряд психофизических техник, помогающих успокоить колебания ума и привести человека к настоящей работе с сознанием. Видов хатха-йоги очень много, и каждый из них направлен на различные проявления человека. Термин “Хатха” имеет глубокий философский смысл: “Ха” — Солнце (мужское начало), “Тха” — Луна (женское начало), также термин “хатха” обозначает интенсивность, усилие. Йога на санскрите означает “союз“, “единение“.
Поэтому нельзя говорить о различиях хатха-йоги и обычной йоги, ведь хатха-йоги – разновидность йоги. Из названия духовной практики следует, что для истинного союза, единения человека следует приложить усилия. Цели при занятии хатха-йогой могут быть разными: это и пробуждение кундалини – энергии, по легенде находящейся в позвоночнике человека, и здоровье, долголетие человека.
При классической технике в хатха-йоге делается акцент на планомерное развитие всего тела.
Основные понятия:
1. асаны – это позы, находясь в которых, человек становится сильным, здоровым и красивым;
2. пранаямы – специальные дыхательные практики. Во время занятий человек регулирует свое дыхание и следит за ним;
3. Концентрация внимания – занимающийся йогой должен освободить голову от информационного шума, ненужных мыслей и сосредоточиться на занятии;
4. Медитация – направление энергии в нужные каналы, познание себя.
Хатха-йога делает упор на дыхательные упражнения и статику. В статических упражнениях тренируются суставы, укрепляется позвоночник и сила духа. При медитациях цель – духовное просветление человека, в хатха-йоге они тоже могут включаться в основную программу, хотя и необязательны. Упражнения на концентрацию помогают человеку стать более собранным и осознанным.
Давайте рассмотрим особенности дыхания при занятиях хатха-йогой:
Правильное дыхание при занятиях усиливает эффект от асан и оздоравливает человека. Для новичков особенно важно научиться дышать правильно, ведь это окажет обезболивающий эффект при наиболее сложных позах. В конце занятия дыхание поможет Вам расслабиться.
Дышать нужно ровно, глубоко, медленно и бесшумно.
Когда поза дается сложно, дыхание начинает учащаться. Необходимо отслеживать это и силой воли замедлять его. При каждом выдохе расслабляйте себя еще сильнее. Иногда случаются непроизвольные задержки дыхания, особенно часто это бывает в сложных упражнениях. Нужно внимательно следить за собой и продолжать дышать ровно и спокойно.
При наклонах вперед выдыхайте, при возвращении в исходную позицию вдыхайте. Прогибание назад делается на вдохе – так прогиб получится более глубоким. Выход из прогиба, соответственно, на выдохе. Растягивая тело вверх, вдыхайте, при уходе вниз – выдыхайте. Во время растягивания части тела сосредоточьтесь на этом занятии. Выдыхая, расслабляйте часть тела и максимально растягивайте ее.
Для новичков будет интересно научиться дышать животом. Это один из принципов правильного дыхания во время занятий хатха-йогой. При вдохе человек надувает живот, оставляя грудь неподвижной, а при выдыхании снова втягивает его внутрь. Если дыхание животом не получается сразу, не переживайте — при каждом занятии Вы будете совершенствовать свою практику.
Когда человек научился правильно дышать животом, его ожидает еще более сложная задача – дыхание с заполнением сначала нижнего, потом среднего и затем верхнего отделов легких.
Во время разминки, которая проводится перед занятием, можно дышать интенсивно, быстро, полной грудью. Иногда такое дыхание сочетают с небольшими задержками воздуха в легких. Перед хатха-йогой также по этой причине лучше не употреблять пищу за два часа. Интенсивные дыхательные техники могут спровоцировать боль в животе.
Отлично, мы разобрались с техниками дыхания и основными принципами дыхательной гимнастики в йоге. Теперь рассмотрим основные асаны и технику их выполнения.
Основные правила в занятии:
1. Боли при выполнении быть не должно! Максимум – терпимое мышечное напряжение.
2. Начинать заниматься нужно с самых легких, базовых асан.
3. При смене одной позы на другую двигаться нужно как можно более плавно.
4. Дыхание контролируется, дышать надо ровно, спокойно и медленно.
Позаботьтесь о месте занятия: найдите мягкий коврик, удобную спортивную одежду, желательно дышащую и из натуральных материалов. Уберите лишние раздражители и сосредоточьтесь на ощущениях своего тела.
Начинать можно с поз стоя – например, это тадасана, одна из легчайших поз в хатха-йоге. При выполнении встаньте, выпрямитесь, втяните живот и почувствуйте, как центр тяжести приходится на середину Ваших стоп. Ноги, ягодицы находятся в напряжении, дыхание ровное, медленное. Выполнять асан 30 секунд. Поза направлена на улучшение осанки и укрепление мышц спины.
Другая простая поза на ногах – Падангустасана. Чтобы правильно выполнить асан, встаньте на ноги, почувствуйте, как центр тяжести сместился на середину стоп. Затем медленно опустите корпус с прямым позвоночником до параллели с ногами. Старайтесь опустить себя как можно ниже, коснуться пальцами стоп. Дышите спокойно, ровно. Расслабьтесь, задержитесь в данном положении на 20 секунд.
Теперь мы знаем о простых позах стоя. Рассмотрим позы сидя:
Начинаем также с простейших поз. Одна из них – Сукхасана. Скрестите ноги перед собой, потянитесь руками вверх настолько, насколько можете. Помните, что тянемся вверх мы на вдохе. Сделав несколько дыхательных подходов, смените положение ног, скрестив их по-другому, и повторите упражнение.
Когда Вы научились делать Сукхасану, приступайте к выполнению Стамбхасаны. Положите одну голень на другую, предварительно скрестив ноги, и прижмите нижнюю ногу к коврику так сильно, как можете. Руки находятся на коленях, дыхание ровное. Это упражнение подойдет для медитаций.
Интересно также простое упражнение Вирасана: сядьте, ноги согните в коленях, колени перед Вами, положите на них руки. Дышите ровно. Медленно опускайте таз между стоп, сделайте несколько подходов.
Чтобы узнать о других упражнениях хадха-йоги, сходите на пробное занятие или найдите обучающее видео в интернете для начинающих.
Правильное питание и йога
Любой прием пищи для йога – прежде всего процесс поглощения энергии, поэтому то, что употребляется в пищу, несомненно, играет большую роль. В йоге существуют правила питания:
От переедания следует воздержаться.
Это не только вредно, но и преобразуется в лишние жировые отложения. Важно не то, сколько мы едим, а сколько усваивает наш организм, считают йоги.
Употреблять пищу нужно только при сильном чувстве голода. Желание съесть сладкое или жареное не относится к этому чувству.
Для йoгoв вaжeн pитм вo вceм – в yпoтpeблeнии пищи, в дыхaнии и в eдe. Филocoфия йоги нacтaивaeт нa тoм, чтo opгaнизм cпocoбeн пpиcпocaбливaтьcя к pитмy, кoтopый eмy пpeдлoжeн, и питaния этo кacaeтcя в первую очередь. В oпpeдeлeннoe вpeмя opгaнизм нaчинaeт выдeлять фepмeнты и coки, пищeвapитeльнaя cиcтeмa aктивизиpyeтcя и гoтoвитcя пpинять eдy. Если жить по принципам йоги, набрать лишний вес просто не получится, ведь организм не даст Вам этого сделать.
Важно учитывать и пережевывание пищи у йогов. Чем тщательнее пища перерабатывается, тем лучше она усвоится и тем меньше еды Вам потребуется.
Бхакти-йога — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 сентября 2018; проверки требуют 2 правки.Бха́кти-йо́га (санскр. भक्ति योग, bhakti yoga IAST) — один из четырёх основных видов йоги в философии индуизма. Практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти — служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстов индуизма как самый лёгкий и действенный вид йоги. Так, в «Бхагавад-гите» провозглашается её превосходство над остальными тремя основными видами йоги — карма-йогой, джнана-йогой и раджа-йогой. Направления в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. В вайшнавизме выделяется девять основных форм бхакти-йоги.
В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» средневековый гаудия-вайшнавский (кришнаитский) богослов Рупа Госвами определил пять основных разновидностей бхакти, называемых бхава:
- шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
- дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
- сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
- ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
- мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному
В процессе бхакти-йоги, бхакта культивирует один из пяти видов бхакти, который наиболее близок его умонастроению. В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндавана к Кришне.
В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами даётся описание девяти процессов бхакти-йоги, следуя одному или нескольким из них можно достичь высшего совершенства — чистой любви к Богу:
- Шравана («слушание о Боге») — слушание историй из священных писаний, повествующих о Боге и повторение Святых Имён Бога (джапа).
- Киртана («прославление Бога») — воспевание Святых Имён Бога или описание Его всепривлекающих черт и деяний.
- Смарана («памятование о Боге») — внутренняя медитация на формы, имена, деяния или личностные качества Бога.
- Пада-севана («служение лотосным стопам Бога») — выполнение какого-либо конкретного личного служения Богу.
- Арчана («поклонение мурти Бога») — поклонение (пуджа) какой-либо из форм мурти Бога в индуизме.
- Вандана («вознесение молитв Богу») — вознесение различного рода молитв Богу.
- Дасья («служение Богу») — выполнение какого-либо служения для удовлетворения Бога.
- Сакхья («установление дружеских отношений с Богом») — установление дружеских отношений с Богом на внутреннем уровне.
- Атма-ниведана («принесение всего в жертву Богу») — предание всех мыслей и действий Богу.
Движения бхакти являются монотеистическими и пантеистическими по своей направленности, и их последователи поклоняются Вишну, Кришне, Шиве или Шакти как верховной форме Бога. В Ниргуна-бхакти объектом поклонения выступает безличный абсолют — Брахман. Различные течения бхакти, в большей или меньшей степени, присутствовали на разных этапах многотысячелетней истории Индии.
Либеральное по своей сути, движение бхакти часто отвергало строгие кастовые традиции, выступая таким образом прибежищем для отщепенцев ортодоксальной брахманической системы индуизма. В то же время, надо заметить, что послания бхакти о любви и терпимости далеко не всегда находили отклик у ортодоксальных индусов, приверженных строгим правилам кастовой системы.
Бхакти явилось причиной появления на свет массы религиозной литературы, различных видов музыки и танца, также как и других форм искусства, которые обогатили мир, дали Индии новый толчок в развитии, а также помогли в преодолении ритуальных и социальных ограничений в индийском обществе.
- На русском
- На английском
- Hardy, Friedhelm (2001), Viraha-bhakti: The Early History of Krsna Devotion in South India, Oxford University Press, ISBN 0195649168, <https://books.google.com/books?id=tdQHAAAACAAJ>
- Lutgendorf, Philip (1991), The Life of a Text: Performing the Ramacaritmanas of Tulsidas, University of California Press, ISBN 0-520-06690-1
- Shrivatsa Goswami (1983), «Interview With Shrivatsa Goswami», in Steven J. Gelberg, Hare Krishna, Hare Krishna: Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West, Harvey Cox, Larry D. Shinn, Thomas J. Hopkins, A. L. Basham, Shrivatsa Goswami, New York: Grove Press, с. 196-258, ISBN 0394624548, <https://books.google.com/books?id=rcgFRgAACAAJ>
- Prakash Om. Chapter 6 Bhakti Movement: Kabir, Nanaka and Chaitanya // Cultural History Of India. — New Age International, 2005. — P. 48-56. — 628 p.