Айенгар йога – Читать онлайн — Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа. Йога Дипика: прояснение йоги

Содержание

Б.К.С. Айенгар

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился в брахманской семье 14 декабря 1918 в деревне Беллур (штат Карнатака). От маленького Сундарама (так Айенгара называли в детстве) родственники не ждали ничего великого. Школу бы окончил! Мальчик рос болезненным — в младенчестве перенес тяжелую форму гриппа, а в возрасте 13 лет у него открылся туберкулез. Сразу после этого он заболел сначала тифом, а потом малярией. Учился Сундарам из рук вон плохо, читал с трудом, еле переходил из класса в класс. Кто бы мог предположить что этот мальчик с торчащими ключицами станет всемирно известным мастером йоги, другом бельгийской королевы и учителем самого Кришнамурти!

Путь в Майсор

В 1927, когда Айенгары уже жили в Бангалоре, умер отец. С потерей кормильца семья оказалась в бедственном положении — денег не хватало, мать с трудом сводила концы с концами. Казалось, звезды джйотиша окончательно отвернулись от Сундарама. Но тут произошло событие, которое окончательно определило не только карму мальчика, но и его будущую дхарму. Шурином (мужем сестры) Айенгара был великий йог ХХ века Тирумалаи Кришнамачарья. Мастер учил йоге в йогашале Майсора, основанной самим махараджей. Так получилось, что как раз в то, бедственное для семьи Айенгара время Кришамачарья путешествовал по Индии с миссионерскими целями. Поездка была рассчитана на несколько месяцев, и Кришнамачарья заехал в Бангалор навестить родственников. Здесь он попросил шестнадцатилетнего Сундарама перебраться в Майсор на время его отсутствия, чтобы помочь сестре по хозяйству. Юноша с радостью согласился вырваться из привычной и, что греха таить, надоевшей обстановки. Майсор всегда славился дворцовой архитектурой, так неужели сестра не позволит ему прогуляться по городу в воскресенье? Два месяца Сундарам жил в Майсоре вполне себе комфортно – пока не вернулся домой Кришнамачарья. Юноша боялся грозного шурина как огня и по приезду хозяина засобирался в Бангалор к матери. Но Кришнамачарья зачем-то убедил Сундарама остаться. Он отдал его в школу в Майсоре и даже решил заниматься с юношей йогой, чтобы поправить его здоровье.

Вот что пишет об этом периоде Б.К.С. Айенгар в книге «Свет жизни: йога»: «Отметив всю плачевность моего состояния, шурин установил режим тренировок, чтобы укрепить тело и сделать меня сильным перед лицом трудностей взрослой жизни. Подразумевал ли он тогда, что это неизменно повлечет духовное развитие, я не знал, и просто приступил к занятиям». Однако занятия не продлились долго: тело Айенгара было настолько слабым и жестким, что, наклоняясь вперед, он даже не мог дотянуться до колен пальцами рук. Увидев, как Сундарам делает асаны, Кришнамачарья категорично резюмировал: «В этой жизни ты не будешь заниматься йогой!» Брат жены его разочаровал и учитель определил Сундарама в садовники: вскапывать клумбы, сажать кустарники и поливать цветы.

50 рупий

В Майсоре Сундараму жилось нелегко — Кришнамачарья держал юношу в черном теле. Молодой Айенгар должен был не только учиться в школе, но и выполнять любой каприз хозяина — ходить в лавку за продуктами, носить поклажу, подавать воду. Характер учителя был, прямо скажем, не сахар. Кришнамачарья часто, без видимых причин, впадал в ярость. Айенгар очень боялся его и старался пореже с ним встречаться. Единственным другом Сундарама бы Кешава Мурти — юный ученик Кришнамачарьи, который жил в доме своего учителя. Он был ровесником Айенгара, и они дружили. Кешава Мурти был одарен от природы великолепным пластичным телом и талантливо выполнял асаны. Кришнамачарья муштровал Мурти по многу часов в день — практика начиналась в 4 утра, питание было скудным и неполноценным, а обращение авторитарным.

В один прекрасный день юноша сбежал, не выдержав тягот суровой йогической жизни в доме мастера. Кришнамачарья был в ярости! Ведь он возлагал на этого ученика большие надежды и готовил Кешаву для выступления на Международной конвенции по йоге, которая должна была состояться со дня на день. Однако учителю не пришлось долго искать выход из положения. Он нашелся сам в виде Сундарама — юноша как раз безмятежно возвращался из школы и попался учителю на глаза. Айенгар не собирался становиться йогом, он не чувствовал к этому способностей. Однако проживание в качестве сироты, взятого на попечение милосердными родственниками, делало его полностью зависимым от Кришнамачарьи. Когда муж сестры во второй раз пригласил Сундарама на урок йоги, юноша не мог отказаться. Гуру показал ему сорок асан и требовательно сказал: «Ты должен это сделать». У Сундарама не было выхода — в течение трех дней ему пришлось освоить программу, которую другие ученики осваивали за несколько лет. Можно сказать, что учитель ввел Сундарама в йогу методом шоковой терапии, что впоследствии послужило причиной множества травм и создало препятствия в освоении других, более продвинутых ступеней Аштанга-йоги.

Айенгар умолял гуруджи хотя бы раз взглянуть, правильно ли он делает асаны, но Кришнамачарья заявил, что увидит все только на Конвенции. Юноша понимал, что, если он сделает что-то не так, пострадает репутация учителя. Во время демонстрации он старался изо всех сил — от боли на глаза наворачивались слезы. В награду за выступление Айенгар получил 50 рупий из рук самого махараджа — целое состояние! Это событие навсегда связало жизнь Айенгара с йогой, однако цена, которую он заплатил за это, была немалой — боли и травмы мучили его еще долгие годы.

Во время демонстрации асан Кришнамачарья потребовал, чтобы Айенгар сделал Хануман-асану. Айенгар не знал этой позы. Кришнамачарья объяснил, что нужно сесть в продольный шпагат. А когда Сундарам сослался на слишком узкие трусики, Кришнамачарья взял ножницы и разрезал белье. Таким образом, Айенгар был вынужден сделать асану. В результате ее выполнения он повредил подколенные сухожилия.   

Пуна и Рама

Нагрузки в йогашале были непосильны, и в конце учебного года Сундарам не сдал переводные экзамены. На этом светское образование Айенгара закончилось. Жизнь толкнула его на путь учителя йоги. Он сопротивлялся как мог, пытался реализовать себя в каких-то других профессиях, но все было тщетно.

В 1937 Айенгара пригласили вести уроки йоги в Пуне. В течение нескольких лет он преподает в различных учебных заведениях, однако его экономическое положение остается крайне нестабильным. В 1940 году по разным причинам он теряет практически все свои уроки. Денег не остается даже на еду, жить приходится в маленькой каморке вместе с шестью другими молодыми людьми. Это время для развития его личной практики — он яростно занимается до десяти часов в день, не взирая на нищенские жилищные условия. Через какое-то время у него появляются индивидуальные уроки. Правда, теперь к нему в основном обращаются люди, имеющие проблемы со здоровьем. У одного из пациентов дерматит. Аейнгар обескуражен — у него нет опыта в йогатерапии, а Кришнамачарья отказывается ему помогать.

Айенгар решает действовать сам. Он знает, что перевернутые позы обладают очищающим воздействием и применяет их. Случается чудо — через некоторое время проявления на коже пациента уменьшаются. В другом случае он помогает семейной паре, уже потерявшей надежду иметь детей: прописывает асаны на раскрытие таза и все те же перевернутые. Очень скоро у этих людей рождается ребенок. Однако у самого Айенгара, которому на тот момент уже 24 года, нет ни семьи, ни детей. Мать, братья и сестры ежедневно говорят о женитьбе, но Сундарам в ужасе от их настойчивости. На что он будет содержать семью? И потом, будучи женатым, он потеряет свободу! Чтобы избавиться от нежелательного сватовства, он перестает мыться, отращивает бороду, мажется не слишком ароматным маслом и изо всех сил старается быть похожим на тех неопрятных бродячих садху, которые просят милостыню, сидя на ступеньках храма. Вряд ли невестам покажется привлекательным такой жених! Он к тому же странно себя ведет на церемонии знакомства: мычит, трясет головой и отвечает невпопад на простые вопросы. Нет ничего удивительного в том, что невесты не задерживаются в доме молодого брахмана. Но ему не суждено было стать брахмачарьи…

Одна из девушек пришла, когда Айенгара не было дома. Получилось так, что он задержался и пришел домой поздно вечером. Но девушка терпеливо ждала его. Осознание того, что незамужняя женщина провела целый день в его доме, тронуло юношу. 9 июля 1943 Айенгар женился на Рамамани. Ему пришлось занять крупную сумму денег, чтобы оплатить свадьбу. Первое время семья жила в бедности, потом появились постоянные ученики и пусть небольшой, но относительно стабильный доход. Айенгар признавался, что за 30 лет совместной жизни они с Рамой ни разу не поссорились. Она не только никогда ни в чем его не упрекала и ничего не требовала для себя, но оказывала неоценимую помощь в личной практике Айенгара. Она заботилась о большой семье (пять дочерей и сын) и учила детей йоге.

Прояснение йоги

В 1952 Айенгара пригласили провести урок для приехавшего в Индию всемирно известного скрипача Иегуди Менухина. Итогом знакомства стало турне гуруджи по Европе в 1954 году. В течение последующих лет он побывал в Австралии, Новой Зеландии, США, Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Швеции, Швейцарии, Южной Африке, России, Японии и многих других странах. Благодаря Айенгару йога стала популярна на Западе. Среди учеников Айенгара были крупнейшие политики и военные, музыканты, актеры и писатели. Изданная в 1966 «Йога Дипика» («Прояснение йоги») стала настольной книгой всех йогов мира.

Учеников у Айенгара становилось все больше, и учитель пришел к мысли о создании своего метода, получившего название «Йога Айенгара». Со временем была создана унифицированная система сертификации для учителей во всех странах. А в 1975 году в Пуне открылся Институт йоги памяти Рамамни Айенгар — свое детище гуруджи посвятил жене, безвременно ушедшей из жизни за два года до этого.

С середины семидесятых ХХ века до наших дней прошло много времени. Менялось отношение Айенгара к практике и подход к обучению. (Постоянным оставалось лишь то, что Йога Айенгара базировалась на шастрах.) Ежедневно в классах проходят занятия, на которых ученики со всего мира отстраивают практику асан, изучают пранаяму и проникаются мудростью индийской философии. Середина дня — время личной практики — гуруджи настаивает на том, что именно самостоятельные занятия приближают к истине и позволяют увидеть путь, по которому стоит идти дальше. А уроки в классе? Отражаясь в глазах учителя, как в зеркале, проще увидеть себя со стороны. Кто-то из старших западных учителей гуруджи назвал метод Айенгара самой жизнью, воплощенной в асанах.

И сейчас, в 2013 году, все, кто приезжает в Пуну, могут видеть, как Гуруджи передает живое знание своей внучке Абиджате. Лежа в Випарита Карани, он наблюдает за тем, как Абиджата ведет класс. Периодически он подзывает внучку к себе, заставляет ее сделать какую-нибудь асану и что-то объясняет. Айенгар в отличной форме. Он и не думает прекращать обучение: сам ведет классы по йогатерапии, тщательно сканируя взглядом всех приходящих в Институт людей прозорливым взглядом и неизменно находит несколько добрых слов для каждого из присутствующих.

В этом году у Айенгара юбилей — ему исполняется 95 лет! Вообразите себе масштаб ожидаемых торжеств, и вам сразу же захочется попасть в Пуну 14 декабря!


Однажды утром Б.К.С. Айенгар увидел кобру. Он испугался за жену и разбудил ее. Однако Рамамани ответила, что никакой кобры не видит. Галлюцинация повторялась много раз. Надо сказать, что кобра вела себя избирательно и являлась Айенгару только во время практики, пытаясь его укусить. Айенгар написал письмо Кришнамачарье, но так и не дождался ответа. Трудное решение ему пришлось принимать самому. Айенгар решил не прекращать практику. Вскоре кобра исчезла. Однажды к нему в гости приехал Кришнамачарья. Во время одной из бесед он неожиданно спросил своего ученика о кобре: «Ты все еще видишь ее?» — «Нет», — ответил Айенгар. «Она укусила тебя?» — «Нет, она просто наблюдала за мной, а потом и вовсе перестала появляться». Тогда Кришнамачарья рассказал ему историю. Один из учеников его собственного гуру видел кобру во время занятий и змея его укусила. Хотя кобра была ненастоящей, он заболел. Гуру сказал, что это очень плохой знак, свидетельствующий о том, что йога не принимает ученика. «Я не ответил на твое письмо, потому что хотел узнать, что произойдет дальше, — продолжил Кришнамачарья. — Тебе повезло, и ты должен во что бы то ни стало продолжать практику. Вселенная приняла твою садхану».


Один из учеников Айенгара, знаменитый индийский философ Джидду Кришнамурти, на своих лекциях призывал к необусловленному восприятию. Однако, занимаясь с философом асанами, Айенгар обнаружил, что в повседневной жизни Кришнамурти остается очень даже обусловленным! Так, например, философ всегда делал Ширшасану, развернувшись лицом к стене и предварительно складывая одеяло уголком. Однажды Айенгар попытался избавить его от штампов восприятия и развернул одеяло так, чтобы, войдя в позу, Кришнамурти оказался лицом к окну, из которого открывался прекрасный вид на горы. Айенгар объяснил свое действие тем, что чувство уверенности в позе не должно зависеть от положения тела в пространстве. Поза должна оставаться стабильной независимо от того, что находится перед или за нами. Когда Кришнамурти разгадал хитрость Айенгара, он захохотал, а затем снова сложил одеяло удобным ему уголком и встал в Ширшасану лицом к стене.


Айенгар попросил Кришнамачарью научить его пранаяме. Но Кришнамачарья неизменно отказывался, мотивируя это тем, что занятия пранаямой не для человека, который перенес туберкулез и чей позвоночник жесткий, а грудная клетка от природы слаба. Но целеустремленный Айенгар стал тайком наблюдать за практикой пранаямы своего гуру, прячась в саду под окнами.

Но, когда в 1944 году Айенгар начал самостоятельно заниматься, он обнаружил, что не в состоянии сделать даже один цикл дыхания — сил дышать просто не было! Все рассуждения о том, что пранаяма делает человека спокойным и уравновешенным, казались насмешкой! Но Айенгар решил бросить вызов своей природе. И победил! Ему удалось приспособить пранаяму под свои нужды. Для начала он изменил личную практику — сделал упор на наклонах вперед (этот цикл асан, как известно, делает позвоночник сильным и стабильным).

Осознанность и понимание того, что нужно делать именно сейчас, помогли ему в освоении пранаямы. Позже Айенгар адаптировал подход к дыхательной практике для учеников с проблемными телами и пациентов терапевтического класса — стал использовать пропсы, поддерживающие тело в ровном положении во время практики.


Б.К.С. Айенгар о практике йоге: «Я взялся за практику, как путешественник, который пустился в плаванье, едва научившись управлять судном. Потом я вцепился в судно мертвой хваткой и отдался на милость звездам. Я знал о предшественниках, но путеводителя не имел. Порой я натыкался на подобие карт, составленных за сотню или тысячу лет до этого, и обнаруживал, что они пестрели открытиями, которые я уже сделал. Воодушевленный и приободренный, я продолжал в надежде увидеть новые берега и разобраться, как управлять своим кораблем».

Йога Айенгара — интересные факты

Название йога Айенгара происходит от имени создателя этого вида учения. Полное имя его — Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар. По сегодняшний день, он почитается одним из самых известных йогов, выдающимся мастером и учителем, и имеет огромное множество последователей своего учения.

Айенгар придумал и развил такую практику, которой может заниматься любой человек — независимо от возраста, пола и уровня их физической подготовки.

По сути, йога Айенгара — это разновидность хатха-йоги, имеющая, тем не менее, немало кардинальных отличий от основного учения. Главная особенность йоги Айенгара заключается в длительном и тщательном выстраивании позы (или, как их называют, асаны).

йога Айенгара 

Выполнение асаны происходит статично, т.е. человек как бы замирает в позе, продолжая непрерывно работать, чтобы стремиться, принять максимально правильное для этой позы положение. Выполнение каждой асаны в учении Айенгара подчинено строгим правилам, выполняются они в конкретной последовательности.

Уникальность учения Айенгара — это отдельный подход к каждому практикующему. Упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от состояния здоровья занимающегося йогой, степени его физической подготовленности, особенностей организма, выносливости.

Поэтому йогу Аейнгара можно рекомендовать как новичкам, так и продвинутым практикам йоги.

йога Айенгара 

В своём учении Айенгар разработал систему выполнения упражнений с использованием вспомогательных предметов, что особенно актуально для новичков, а также для людей, имеющим проблемы со здоровьем. Это несложное оборудование, такое как:

  • Специальные ремни
  • Валики
  • Деревянные бруски или кирпичи
  • Одеяла
  • Стулья

Применение перечисленных приспособлений снижает нагрузку на мышцы или суставы, помогая правильному выстраиванию позы.

Такой вариант упражнений подходит для людей, которым противопоказана интенсивная динамичная нагрузка, для пожилых людей, для людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Регулярные занятия йогой Айенгара зачастую дают терапевтический эффект — помогают при заболеваниях суставов, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а в некоторых случаях и полностью избавляют от них.

йога Айенгара 

Именно из-за того, что йога Айенгара доступна всем практически без ограничений, в настоящее время она является одной из самых популярных разновидностей йоги.

Занятия йогой Айенгара — это прекрасная возможность развития физической и духовной выносливости, совершенствования своего тела, развития координации, гибкости.

Очень важным результатом практики йоги является избавление от различных негативных эмоций, депрессии, чувства тревоги. В итоге приобретается душевное равновесие и позитивные эмоции.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

E-mail

Шри Б.К.С. Айенгар — Авторитеты и персоналии — Энциклопедия йоги

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился 14 декабря 1918 в небольшом селении Беллур в штате Карнатака. Новорожденный и его мать заболели гриппом, так как в это время район был охвачен эпидемией. Оба выжили, но болезнь сделала мальчика слабым, серьезно повлияв на его физическое и умственное развитие. На этом проблемы со здоровьем не закончились: в возрасте 13 лет у него был обнаружен туберкулез, а затем тиф и малярия. Денег на необходимые лекарства у родителей не было. В школе Cундарам (так звали его близкие) с трудом переходил из класса в класс, он был настолько слаб, что не мог провести над книгами и получаса.

В 1924 семья Айенгара переезжает в Бангалор — довольно большой город, где его отец получил работу, но всего три года спустя он умер. В 1934 в Бангалор приехал муж Намагири, старшей сестры Сундарама. Тирумалай Кришнамачар был человеком уникальным во всех отношениях: он был прекрасно образован, владел несколькими языками, был знатоком Вед, музыкантом, поэтом и философом — в Европе его называли бы человеком Ренессанса. Кроме того, он учил йоге в Майсоре в йогашале основанной самим Махараджей. В тот год Махараджа попросил Кришнамачара посетить Бомбей и Лонавалу, чтобы посмотреть, как в этих городах развивается искусство йоги. Поездка была рассчитана на несколько месяцев, и Кришнамачар заехал к родным в Бангалор, чтобы попросить кого-нибудь из братьев жены перебраться в Майсор на время его отсутствия, чтобы помогать ей по хозяйству. Шестнадцатилетний Сундарам охотно согласился помочь сестре и заодно посмотреть Майсор с его великолепными дворцами и садами. Это был поворотный момент в судьбе молодого Айенгара, хотя в то время никто, включая его самого, не подозревал об этом.

Спустя два месяца Кришнамачар вернулся в Майсор, а Сундарам собирался уехать обратно в Бангалор, так как летние каникулы подходили к концу. Однако Кришнамачар убедил его остаться и ходить в школу в Майсоре, обещав показать несколько асан, которые позволят укрепить его хрупкое здоровье. Однажды, три или четыре месяца спустя, Кришнамачар действительно пригласил юношу к себе и показал ему несколько поз. Однако его тело было настолько слабым и жестким, что, наклоняясь вперед, он даже не мог дотянуться до колен средними пальцами рук. Гуруджи — так Сундарам стал называть мужа сестры с тех пор, как он стал учить его йоге — был в равной степени человеком незаурядным и сложным. Увидев, как молодой Айенгар делает асаны, он заявил ему: «В этой жизни ты не будешь заниматься йогой. Ты — anadhikarin (не избранный)», — и потерял к нему всякий интерес. Занятия йогой прекратились, не успев толком начаться.

Это был период одиночества и страха. Старые друзья остались в Бангалоре, новых завести не удавалось, так как Сундараму было запрещено ходить куда бы то ни было кроме школы. Учитель с его непредсказуемым настроением и тяжелой рукой вселял в него ужас уже одним своим присутствием. У Кришнамачара были свои ученики, однако, все они имели семьи и жили отдельно, поэтому он не мог полностью контролировать их. Кроме того, если бы он учил их слишком жестко и требовал бы слишком многого, они ушли бы от него. Единственным исключением был Кешава Мурти, который жил в доме своего Учителя. Он был ровесником Айенгара и его единственным приятелем, они проводили вместе много времени, начиная с четырех часов утра, когда Кришнамачар будил их чтобы поливать сад. Кешава Мурти был одаренным учеником и великолепно выполнял асаны, Учитель возлагал на него большие надежды. Но в один прекрасный день юноша бесследно исчез, его искали по всему городу и даже во дворце, увы, все поиски оказались безрезультатными.

Как назло, это случилось незадолго до Международной конвенции по йоге, которая должна была проходить в Майсоре. Кришнамачар был уверен, что демонстрировать позы будет Кешава Мурти, теперь же делать это было некому. Учитель снова обратил внимание на младшего брата своей жены: значительная разница в возрасте, родственные узы и жизнь под одной крышей делали юношу полностью зависимым от него. На следующий же день после исчезновения лучшего ученика Гуруджи, которое стало следующей вехой в жизни Айенгара, Учитель снова пригласил его на урок йоги, чуть свет, сразу же после поливки сада. На этот раз он показал ему тридцать или сорок асан сразу, одну за другой, сказав коротко: «Ты должен это сделать». Это была ситуация, в которой у обоих не было выхода. Кришнамачар научил Айенгара всем сложным прогибам в течение трех дней, он был тогда еще молод и достаточно крепок, чтобы силой заставлять юношу делать прогибы на своих поднятых ногах, которые служили опорой. Слишком интенсивная практика наклонов назад в столь юном возрасте и в течение очень короткого периода времени в последствие привела к серьезным проблемам в освоении пранаямы.

Итак, Учитель показал начинающему ученику не один десяток сложных поз, которые обычно выполняются после нескольких лет регулярной практики, и у того было всего несколько дней, чтобы довести их до совершенства и продемонстрировать на подиуме во время конференции. Айенгар умолял Гуруджи хотя бы раз взглянуть, правильно ли он делает асаны, но Кришнамачар не желал и слышать об этом. Он заявил, что увидит все только во время демонстрации, вместе со всеми остальными и остался непреклонен. Юноша понимал, что, если он сделает что-то не так, пострадает репутация его Учителя. Во время демонстрации он старался изо всех сил и даже еще больше, от боли на глаза наворачивались слезы. Демонстрация прошла успешно и произвела огромное впечатление на всех, включая Махараджу и самого Кришнамачара. Из рук Махараджи Айенгар получил награду в 50 рупий — для него это было целое состояние. Учитель же спросил его, как ему удалось это сделать, и признался, что не ожидал от него такого результата. Это событие навсегда связало жизнь Айенгара с йогой, однако, цена, которую он заплатил за это, была немалой — боли во всем теле мучили его еще долгие месяцы.

Учитель изменил к нему свое отношение, и Айенгар стал посещать его занятия в йогашале. Занятия проходили во дворце Махараджи, и были главным образом предназначены для членов королевской семьи, всем остальным попасть туда было очень непросто: для этого требовалось специальное разрешение или приглашение Гуру. Айенгар, которому тогда было семнадцать, оказался в числе избранных и был самым молодым учеником. Помимо занятий йогой он продолжал посещать школу. Йогашала и школа находились в пяти минутах ходьбы друг от друга и в трех милях от дома Кришнамачара. Однако Учитель не позволял юноше приходить в йогашалу прямо из школы и требовал, чтобы тот возвращался из школы домой и потом оттуда шел в йогашалу. Возможно, Айенгар был единственным, кто был в состоянии вынести столь суровое обращение, но чрезмерные физические нагрузки не прошли бесследно: в конце учебного года он не сдал экзамены в школе и таким образом потерял стипендию, которую получал как сирота. На этом образование Айенгара закончилось, и теперь ему не оставалось ничего кроме как заниматься йогой.

Однажды йогашалу посетил высокий гость из Мадраса. Все ученики по очереди делали разные асаны. Когда настал черед Айенгара, Кришнамачар потребовал, чтобы он сделал Хануманасану, никто из старших учеников не был в состоянии сделать ее. Айенгар не знал этой позы и сказал об этом Учителю. Кришнамачар объяснил, что нужно вытянуть одну ногу вперед, а другую назад и сесть прямо (Хануманасана фактически является продольным шпагатом). Чтобы избежать выполнения столь трудной позы, юноша сослался на слишком узкие чадди – нижнее белье. Чадди действительно очень плотно прилегали к телу, между кожей и тканью нельзя было просунуть даже палец, белье врезалось в тело, оставляя на нем следы словно корсет. Однако даже это обстоятельство не спасло молодого человека. Кришнамачар немедленно попросил одного из своих учеников принести ножницы и разрезать чадди. Таким образом, Айенгар был вынужден сделать асану. В результате ее выполнения он повредил подколенные сухожилия, которые зажили только через несколько лет. Такая ситуация не была ничем исключительным, по словам Айенгара, большинство трудных поз, включая стойку на руках, он осваивал не в процессе регулярных и длительных занятий, а во время демонстраций, когда асану необходимо было выполнить безукоризненно с первого раза, а все объяснения сводились к двум-трем лаконичным указаниям.

В 1936 Кришнамачар по просьбе Махараджи отправился в очередную поездку по Индии, часть его учеников последовала за ним, Айенгар был в их числе. В Дхарваре – одном из городов, который они посетили, практикой йоги очень заинтересовались женщины. В те времена нельзя было даже представить себе, чтобы мужчины и женщины занимались вместе, поэтому, чтобы учить их, нужно было создать отдельную группу. Кришнамачар хотел, чтобы занятия вел кто-нибудь из его старых учеников, но женщины отказались заниматься со взрослым мужчиной и настояли, чтобы их учил Айенгар, так как он был еще очень молод. Учитель был вынужден согласиться, и Айенгар, сам не имея большого опыта в йоге, учил женщин в течение двух недель. Те, в свою очередь, остались им очень довольны и сообщили об этом Гуру. Так юноша, который делал первые шаги в собственной практике, стал учителем в возрасте семнадцати лет.

Из Дхарвара Кришнамачар отправился в Белгаум. Там лекцию с последующей демонстрацией посетил один врач из Пуны. Увиденное произвело на него огромное впечатление, и он попросил Гуру, чтобы кто-нибудь из его учеников поехал на полгода в Пуну учить йоге. На этот раз Кришнамачар также хотел послать туда кого-то из опытных учеников, но судьба опять была на стороне Айенгара. Никто не захотел переезжать в другой город на шесть месяцев без всякой перспективы на будущее. Кроме того, ни один из учеников Кришнамачара не знал английского или маратхи, на котором говорят в Пуне. Учитель снова оказался в безвыходной ситуации и, как и ранее, прибег к помощи своего самого безропотного ученика, потому что не хотел упустить такую возможность. Айенгар немного говорил по-английски, так как изучал этот язык в школе, но, тем не менее, он не был уверен, что хочет принять это предложение — ведь он сам знал так мало. Однако Гуру не хотел слушать никаких возражений, и Айенгар как обычно был вынужден уступить. Единственным утешением была свобода, которую он обретал, покидая дом сурового Учителя.

На Востоке ученичество длится долгие годы, нередко несколько десятков лет. По сравнению с этим два года, которые Айенгар провел вместе со своим Учителем, трудно было воспринимать серьезно. Если к тому же принять во внимание тот факт, что это не были два года регулярных занятий под руководством Гуру, то случай Айенгара можно смело назвать беспрецедентным.

Молодой Айенгар, переполненный противоречивыми чувствами, приехал в Пуну в августе 1937 без гроша за душой. Тогда никто не мог и подумать, что благодаря ему, к концу века этот город превратится в настоящую Мекку йоги. В Индии тридцатых годов йога не была популярна. Поэтому в начале Айенгар даже подумывал о том, чтобы найти себе другую работу. Впоследствие он неоднократно признавал, что и представить себе не мог того, что сможет заработать себе на жизнь, уча йоге. В течение следующих трех лет Айенгар вел занятия по йоге в школах, колледжах и университетах Пуны, однако, его положение по-прежнему оставалось крайне нестабильным. По истечении полугода контракт продлевался еще на полгода, но с условием, что он может быть разорван работодателем в любой момент.

В 1940 контракт не был продлен, и Айенгар был вынужден довольствоваться индивидуальными уроками. Учеников было мало, и заработанных денег не хватало даже на еду, жить приходилось в маленькой комнате вместе с пятью или шестью другими молодыми людьми. Он был настолько худым, что его ученики подшучивали над ним, говоря, что йога не способствует развитию мышц. Но их насмешки способствовали все более упорным занятиям начинающего учителя: он посвящал личной практике до десяти часов в день, хотя условия для занятий были ужасными.

В том же году в Пуне проходила Промышленная Конференция, и один из организаторов обратился к Айенгару с просьбой сделать демонстрацию для участников Конференции. Он откликнулся на предложение в надежде, что после демонстрации у него появятся новые ученики. Один богатый издатель действительно проявил интерес к занятиям. Он очень хотел иметь сына и спросил Айенгара, может ли йога помочь ему в этом, тот ответил, что два или три года регулярных занятий могут дать желаемый результат. Таким образом, Айенгар начал заниматься не только с самим издателем, но и с его женой и двумя дочерьми. Денег, которые он получал за это, хватало на то, чтобы снимать отдельную комнату и арендовать небольшой зал в том же отеле, где можно было проводить групповые занятия. К сожалению, собрать группу не удавалось, и финансовое положение оставалось шатким. Айенгар едва сводил концы с концами, но помогал матери и оплачивал образование младшего брата.

Со временем число индивидуальных учеников возросло. В основном, к нему обращались люди, у которых были какие-то проблемы со здоровьем. Тогда у Аейнгара еще не было достаточного опыта в йогатерапии, и в особо трудных случаях он обращался за советом к Учителю. Один из учеников страдал тяжелой формой экземы, и Айенгар не имел понятия, как можно ему помочь. Он написал письмо Гуру, но Кришнамачар ответил: «Если ты не знаешь, как учить, направь своего пациента ко мне». Айенгар принял вызов. Он знал, что перевернутые позы обладают очищающим воздействием, и их применение со временем дало желаемый результат. Сейчас Шри Б.К.С. Айенгар постоянно подчеркивает, что, в первую очередь, является именно практиком, и что только непосредственная практика дает непосредственное знание. Даже самые лучшие книги по йоге и прекрасный учитель никогда не заменят личного опыта, приходящего в процессе самостоятельных занятий.

В 1943 во время очередного визита Айенгара к матери Кришнамачар, который также приехал в Бангалор в это время, спросил его, почему он до сих пор не женат. В то время Айенгар и не думал жениться: скудные заработки не позволяли содержать семью. Однако родным эти аргументы не казались достаточно вескими, они настаивали на женитьбе. Двадцатичетырехлетнего Айенгара стали знакомить с девушками, но он решил во чтобы то ни стало избежать женитьбы. Чтобы отпугнуть потенциальных невест, он смазывал тело маслом и не брился, отращивая бороду и усы, которые делали его лицо мало привлекательным. Он вел себя странно, так, чтобы сами девушки и их родители думали, что он не в себе. Возможно, Айенгару удалось бы добиться своего, но судьба распорядилась иначе. Одна из девушек пришла к нему домой в сопровождении своей сестры, они пришли рано утром, но Айенгара не было дома, он отлучился по делам и должен был вернуться к полудню. Сложилось так, что он задержался и пришел домой только поздно вечером. Девушка терпеливо ждала его. Сознание того, что молодая незамужняя женщина провела целый день в чужом доме, заставило его сердце дрогнуть. 9 июля 1943 Айенгар женился на Рамамани.

Ему пришлось занять довольно крупную сумму денег, чтобы оплатить все расходы, связанные со свадьбой. Он немедленно вернулся в Пуну, оставив жену в Бангалоре. Его ожидал неприятный сюрприз: практически все его ученики отказались от дальнейших занятий. Хотя Айенгару не нужно было возвращать долги (ученики сказали, что эти деньги являются свадебным подарком), ситуация казалась почти безвыходной. В течение последующих трех месяцев ему не удалось заработать ни гроша. Первые ученики и предложение вести занятия в одной из школ появились лишь в ноябре. Только тогда он написал жене письмо, первое за все эти месяцы, до этого он не мог позволить себе купить даже почтовую марку. Рамамани наконец переехала к нему в Пуну.

Денег хватало только на самое необходимое. Айенгар использовал любую возможность заработать, чтобы обеспечить семью. Он почти не бывал дома, Рама, так он называл жену, полностью вела хозяйство, с трудом сводя концы с концами. Она была безгранично предана мужу, за все тридцать лет, которые они прожили вместе, они ни разу не поссорились. Она не только никогда ни в чем его не упрекала и ничего не требовала для себя, но оказывала неоценимую помощь в личной практике Айенгара. Он научил ее, как нужно поправлять и выстраивать позу, и она всегда была готова помочь. Иногда Рамамани учила особо ортодоксальных женщин, которые хотели заниматься йогой, но не считали возможным, чтобы их учил мужчина.

Практика самого Айенгара, не смотря на то, что он много занимался сам и много учил, развивалась очень медленно. Кришнамачар сказал, что в этой жизни ему не суждено заниматься пранаямой. Против него было все: пережитые в детстве болезни, плохо развитая грудная клетка, слабый позвоночник — следствие чересчур интенсивной и жесткой практики прогибов в юности. Он неоднократно просил Учителя научить его пранаяме и каждый раз неизменно получал отказ. Когда Айенгар в очередной раз приехал в Майсор, он тайком наблюдал за практикой пранаямы своего Гуру. Кришнамачар делал пранаяму очень рано утром, когда в доме все еще спали. Пользуясь тем, что никто не мог застать его врасплох, Айенгар выходил в сад, огибал дом снаружи и наблюдал за Учителем через окно.

В 1944, основываясь на том, что ему удалось увидеть и запомнить, Айенгар начал самостоятельно и регулярно заниматься пранаямой. Хотя то, что он делал в начале, было трудно назвать пранаямой. Первые шаги давались ему с таким же трудом, как в практике асан, которую он начал почти десять лет назад. Он не был в состоянии сделать даже один цикл дыхания. Если он делал глубокий вдох, сил на правильный выдох уже не оставалось. Чтобы сделать выдох как следует, нужно было «сэкономить» на вдохе. Все рассуждения о том, что йога делает человека более спокойным и уравновешенным, казались насмешкой. Ему будет дано испытать это состояние лишь еще много лет спустя. Пока же единственным сторонником Айенгара оставалась его несгибаемая воля. Он кардинальным образом изменил свою практику асан, перестав избегать поз, которые были особенно болезненными, и придавая особое значение наклонам вперед, дающих позвоночнику необходимую силу и стабильность. Через несколько лет он снова вернулся к пранаяме, на этот раз его практика была куда более успешной.

К 1947 число учеников стало увеличиваться. Занятия йогой помогли многим людям обрести здоровье, Шри Б.К.С. Айенгар приобретал все большую известность в Индии. В 1952 страну посетил всемирно известный скрипач Ехуди Менухин. Стресс, связанный с постоянными концертами, и боли, вызванные долгими годами игры на скрипке, заставили его заняться йогой. Он попал на занятия к Айенгару, и они произвели на него колоссальное впечатление. Ехуди Менухин назвал Шри Б.К.С. Айенгара своим лучшим учителем игры на скрипке и пригласил его посетить Европу.

В 1954 Шри Б.К.С. Айенгар совершил свое первое турне по Европе. В течение последующих лет он побывал в Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатах, Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Швеции, Швейцарии, Южной Африке, России, Японии и многих других странах. Благодаря ему Запад открыл для себя йогу. Древнее искусство, в начале ХХ века не слишком популярное даже у себя на родине, переживало второе рождение, это был настоящий бум. Среди учеников Айенгара были крупнейшие политики и военные, музыканты актеры и писатели, известный философ и мыслитель Джидду Кришнамурти и Ее Величество Королева Бельгии. Изданная в 1966 «Йога Дипика» («Прояснение йоги») была признана библией йоги.

По мере того, как йога Айенгара становилась все более популярной возникала необходимость во все большем количестве преподавателей. Со временем была создана унифицированная система сертификации для учителей йоги Айенгара во всех странах. Благодаря этой системе миллионы людей в разных частях света имеют возможность заниматься йогой по уникальному методу, созданному Шри Б. К. С. Айенгаром.

Однако судьба продолжала испытывать Айенгара и после того, как к нему пришел успех: в 1973 умерла Рамамани. Это случилось через три дня после того, как она заложила первый камень в фундаменте института йоги в Пуне. Институт, который открыл свои двери для учеников в январе 1975, был назван именем Рамамани Айенгар. (Сегодня в него приезжают люди со всего мира. Число желающих столь велико, что посетить институт можно не чаще, чем раз в два года и только по предварительной записи.)

Более чем шестидесятилетняя практика самого Гуруджи тоже была полна трудностей, и не только в начале пути, она служит лучшим доказательством тому, что истинной целью йоги является не достижение внешнего результата, но внутренние, глубинные изменения, которые происходят в процессе практики. Вплоть до 1958 одна проблема непрерывно сменяла другую: когда асаны заметно улучшились и наметился определенный прогресс в пранаяме, Айенгар начал терять сознание в позах. Многие советовали ему не воспринимать йогу столь серьезно и не уделять ей так много внимания — ведь он уже был семейным человеком зрелого возраста. Но Айенгар продолжал заниматься, и его упорство в очередной раз было вознаграждено. Последующие двадцать лет стали поистине золотым веком его практики. Затем в 1978, вскоре после празднования шестидесятилетия. Кришнамачар посоветовал Айенгару уменьшить физическую нагрузку и посвящать больше времени медитации. Спустя всего три месяца тело Гуруджи утратило эластичность. Он снова начал практиковать по четыре-пять часов в день, но так и не смог вернуть былую форму. Ему помешала авария, в которую он попал в январе 1979, повредив левое плечо, позвоночник и колени. Гуруджи не мог делать наклоны вперед, балансы и скручивания, он практически вернулся к тому, с чего начинал сорок лет назад. А всего через три месяца с ним случился еще один несчастный случай, в результате которого он повредил правое плечо и правое колено. Следующие десять лет ушли на то, чтобы научиться выполнять 75% асан, которые Гуруджи был в состоянии сделать в 1977. Незадолго до своего восьмидесятилетия он еще раз повредил ногу, а в конце 2001 — плечо. Несмотря на это он сохранил и продолжал приумножать все самое ценное, что дает человеку искусство йоги: ясность ума, силу духа, гармонию и внутреннюю целостность. Гуруджи занимался по несколько часов в день, он говорил: «Я хочу умереть с сознанием того, что сделал все, что было в моих силах с тем телом, которое у меня есть». 

20 августа 2014 года, на 96 году, Гуруджи — Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар, ушел из жизни. Но он остается с нами через свое бессмертное учение.

  1. 70 Glorious Years of Yogacharya B. K. S. Iyengar, Light on Yoga Research Trust, Bombay, 1990, cтр.1-19
  2. Yogadhara, The Light on Yoga Research Trust, Mumbai, 2000, cтр. 53-79
  3. Yogacharya B.K.S. Iyengar on Yogacharya T. Krishnamacharya, cтр. 10-25; Guruji’s Interview on Sri T. Krishnamacharya, стр. 33-43 в Yoga Rahasya, vol.4 № 2, RIMYI и The Light on Yoga Research Trust, 1997

Айенгар, Беллур Кришнамачар Сундарараджа — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (англ. Bellur Krishnamachar Sundararaja Iyengar, хинди बेल्लूर कृष्णमचारी सुंदरराज अयंगार, канн. ಬೆಳ್ಳೂರ್ ಕೃಷ್ಣಮಾಚಾರ್ ಸುಂದರರಾಜ ಐಯಂಗಾರ್, более известен как Б. К. С. Айенгар санскр. बि.के.एस्. अय्यङ्गार् bi.ke.es. ayyaṅgār IAST; 14 декабря 1918, Беллур, Колар,[4]Карнатака — 20 августа 2014, Пуна) — основатель айенгар-йоги. Айенгар преподавал и практиковал йогу более 70 лет и считался одним из самых выдающихся современных мастеров йоги в мире[5]. Он написал много книг о философии и практике йоги, наиболее известными из которых являются «Light on Yoga», «Light on Pranayama» и «Light on the Yoga Sutras of Patanjali». Он также является автором нескольких фундаментальных текстов по йоге. Айенгар-йога имеет миллионы последователей по всему миру[6].

В 1991 году Айенгар был награждён орденом «Падма Шри», в 2002 году — орденом «Падма Бхушан», а в 2014 году — орденом «Падма Вибхушан». В 2004 году Айенгар вошёл в список ста наиболее влиятельных людей года по версии американского журнала Time[7][8].

Ранние годы[править | править код]

Айенгар родился в бедной семье и детство его было трудным. Родная деревня Айенгара в Карнатаке, Беллур, во время его рождения сильно пострадала от пандемии испанского гриппа. В результате, Айенгар вырос слабым и больным, страдая от недоедания и таких болезней, как малярия, тиф и туберкулёз.[6] Когда Айенгару было девять лет, умер его отец.[6]

В возрасте 15 лет, Айенгар переехал жить в Майсур к своему зятю, известному йогу Тирумалаю Кришнамачарье. Там он научился практиковать асаны, что заметно улучшило его здоровье. Вскоре он смог полностью поправить своё слабое здоровье.[6]

В 1937 году Кришнамачарья отправил Айенгара в Пуну, преподавать йогу в спортклубе колледжа. В Пуне Айенгар совершенствовал свою практику, проводя по много часов в день обучаясь различным техникам и экспериментируя с созданием своих собственных. По мере того, как методы Айенгара совершенствовались, к нему приходило всё больше учеников и слава о нём начала распространяться по всей Пуне и за её пределы. В 1943 году братья Айенгара познакомили его с девушкой по имени Рамамани, на которой он и женился.[6]

Международное признание[править | править код]

В 1952 году Айенгар познакомился и подружился с известным скрипачом Иегуди Менухиным, который помог ему отправиться преподавать йогу в Европу: Англию, Францию, Швейцарию и другие страны. Впервые в истории большое количество западных людей познакомились с практикой йоги. Постепенно йога приобрела на Западе большую известность, в чём немалая заслуга Айенгара[8].

В 1966 году была опубликована книга Айенгара «Light on Yoga» («Свет йоги»), которая стала международным бестселлером и была переведена на 17 языков. Эта книга, которую часто называют «Библией йоги»,[5] сыграла ключевую роль в том, что йога стала известна по всему миру. В книге он изложил подробное описание 200 асан йоги, 10 пранаям и 2 бандхи, а также дал свое собственное определение основных терминов из «Йога-сутра» Патанджали.

Затем Айенгар написал книги о пранаяме и других аспектах философии йоги. В общей сложности, Айенгар является автором 14 книг[9].

В 1975 году Айенгар основал в Пуне «Мемориальный институт йоги Рамамани Айенгара», посвятив его памяти своей умершей жены. В 1984 году он официально прекратил преподавание йоги, но продолжает быть активным в мире айенгар-йоги, занимаясь написанием книг. Дочь Айенгара Гита и сын Прашант также получили известность как учителя айенгар-йоги.[8]

В 2005 году Айенгар посетил США, где презентовал свою новую книгу, «Light on Life», и дал специальный курс йоги на конференции в штате Колорадо, организованной «Yoga Journal».

Айенгар дважды посетил Россию — первый раз в 1989 году, второй раз в 2009 году[10].

Айенгар умер 20 августа 2014 года в частном госпитале в Пуне.[11]

  1. Iyengar, B.K.S. (1966; revised ed. 1977). Light on Yoga. New York: Schocken. ISBN 978-0-8052-1031-6
  2. Iyengar, B.K.S. (1981). Light on Pranayama: The Yogic Art of Breathing. New York: Crossroad. ISBN 0-8245-0686-3
  3. Iyengar, B.K.S. (1985). The Art of Yoga. Boston: Unwin. ISBN 978-0-04-149062-6
  4. Iyengar, B.K.S. (1988). The Tree of Yoga. Boston: Shambhala. ISBN 0-87773-464-X
  5. Iyengar, B.K.S. (1996). Light on the Yoga Sutras of Patanjali. London: Thorsons. ISBN 978-0-00-714516-4
  6. Iyengar, B.K.S., Abrams, D. & Evans, J.J. (2005). Light on Life: The Yoga Journey to Wholeness, Inner Peace, and Ultimate Freedom. Pennsylvania: Rodale. ISBN 1-59486-248-6
  7. Iyengar, B.K.S. (2007). Yoga: The Path to Holistic Health. New York: Dorling Kindersley. ISBN 978-0-7566-3362-2
  8. Iyengar, B.K.S. (8 Vols, 2000–2008). Astadala Yogamala: Collected Works. New Delhi: Allied Publishers.
  9. Iyengar, B.K.S. (2009). Yoga Wisdom and Practice. New York: Dorling Kindersley. ISBN 0-7566-4283-3
  10. Iyengar, B.K.S. (2010). Yaugika Manas: Know and Realize the Yogic Mind. Mumbai: Yog. ISBN 81-87603-14-3
  11. Iyengar, B.K.S. (2012). Core of the Yoga Sutras: The Definitive Guide to the Philosophy of Yoga. London: HarperThorsons. ISBN 978-0007921263

Йога Айенгара в России и в мире

www.bksiyengar.com — официальный сайт Б.К.С. Айенгара
www.bksiyengar-yoga.ru — Некоммерческое партнерство «Содействие развитию йоги Айенгара» в России (информация о всех официальных центрах йоги Айенгара в России и СНГ)

В мире

www.anahata.lv — Школа йоги Айенгара»ANAHATA» в Риге
www.iyengaryoga.lv — Центр Йоги Айенгара, Рига, Латвия
yoga-cu.com — Центр йоги Айенгара в Америке (Лоис Штайнберг)
http://www.iyclm.com — Центр йоги Айенгара в Калифорнии (Глория Голдберг)
www.centerforwellbeing.net — Центр йоги Айенгара в Пенсильвании, США (Дина Лернера)
www.centroiyengaryoga.it — Центр йоги Айенгара в Италии (Габриэлла Джубилляро)
www.sfbiria.com — Центр йоги Айенгара во Франции (Фаек Бирия)
www.iyi.org.uk Институт Йоги Айенгара Maide Vale, Лондон
http://www.iyengaryogaamsterdam.com — Института йоги Айенгара в Амстердаме (Кле Соурен)

www.iyengar-yoga.com — Вся информация о Йоге Айенгара на английском языке

Российская Федерация

МОСКВА

Московский центр йоги Айенгара

Елена Ульмасбаева

Московская студия йоги Айенгара

Мария Шифферс

САНКТ ПЕТЕРБУРГ

Центр йоги Айенгара «Экаграта»

Сергей Михайлов
ул. Римского-Корсакова д. 33
тел: +7(812)714-68-84
[email protected]
www.yogaekagrata.ru

Петербургский центр йоги Айенгара

Татьяна Бородаенко
тел: +7 (812) 719-72-37, +7 (812) 233-39-08
[email protected]
www.yoga-spb.ru

ЕКАТЕРИНБУРГ

Уральский Центр Йоги Айенгара

Егор Ротов
Луначарского 240/1-8
тел: +7 922 11 099 82; 216 88 07/08/09
[email protected]
www.yoga-ekb.ru

Студия йоги (по методу Б.К.С.Айенгара)

Александр Петражицкий
ул. Декабристов 14.
Тел. 254-69-43
www.yoga.dance-hall.ru

Студия йоги «Дипика»

Ольга Звонцова
ул. Белинского, 179
Тел. (343) 210-30-68, 260-79-11
[email protected]
www.yogadeep.ru

Студия йоги «Савитри»

Елена Зубакина
ул. Шейнкмана, 75
Тел. (343) 2280340, +7(953) 0570711
e-mail: [email protected]
www.savitri-yoga.ru

КАЗАНЬ

YOGA PRACTIKA Казань

Рушана Галлимулина
ул. Ташаяк, д. 2а
тел. (843) 292-48-68
[email protected]
http://kazanyoga.ru/practika

ЯРОСЛАВЛЬ

Ярославский центр йоги
Волков Александр
150022, Ярославль, ул. Победы, д.15а
тел. 8.903-691-02-83
[email protected]
www.yoga-centr.yaroslavl.ru
Студия йоги Айенагара «Ашрайя»
Сергей Угрюмов, Марина Горячева
http://yogayar.ru
г. Ярославль, ул. Республиканская, 114
73-00-81 с 9-00 до 21-00

ХАБАРОВСК

Хабаровский центр йоги Айенгара «РОСТ»

www.yogarost.ru

ВОРОНЕЖ

Центр йоги «Гоника»

Алла Гардер
с/к «Энергия», ул.Ворошилова,1
тел. 8(4732)92-72-72,

ДС «Юбилейный»,


Центр йоги «Равновесие» 

Любовь Евтеева 

г. Воронеж. ул. Бакунина, 45, 2 этаж, оф. 223
Телефон: 22-957-22
www.ravno-vesie.ru

САМАРА

Йога-центр

Нина Эрмансоне
г.Самара, ул.Самарская, д.267
г.Самара, ул.Ново-Вокзальная, д.116
тел. (846) 922-74-54, 922-71-91, (927) 608-90-04
[email protected]
yogarussia.ru

ТОЛЬЯТТИ

Частная студия йоги по методу БКС Айенгара «Намасте»

13 кв-л Автозаводского р-на,
ул. Свердлова, 1-В
тел (8482) 36 39 36
[email protected]

ПЕНЗА

Сергей Кузнецов
e-mail: [email protected]
http://yoga.penzadom.ru

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Центр оздоровительной йоги «Самхита»

Игорь Юрин
[email protected]
www.yoga-atm.ru

КРАСНОДАР

Краснодарский центр йоги

пр. Чекистов 42, к. 362.
тел. +7(861)273-69-16
www.center-yoga.ru

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Ростовский центр йоги

Сергей Морозов
ул. Варфоломеева, д. 259
Спорткомплекс СВА, 8 этаж
Тел.: 8-928-150-46-57
[email protected]
http://www.yogga.ru

Центр практики «Люди Йоги»

б-р Комарова, 23
Тел. (863) 298-3585
www.ludiyogi.ru
[email protected]

Страны СНГ

БЕЛОРУССИЯ, МИНСК

Ганна Юзефович
тел.: 257-4045
[email protected]
www.yogaby.org

Йога для начинающих — занятия йогой Айенгара, упражнения йоги для похудения

Йога Айенгара Центр — упражнения

Занятия йогой — самые популярные упражнения йоги

Существует большое количество программных комплексов для занятия йогой, выбор комплекса упражнений (асан, поз) зависит от целей, которые вы перед собой ставите. Самые популярные комплексы следующие:

Йога для начинающих

Занятия йогой для начинающих рассчитаны для тех, кто никогда не занимался йогой или не занимался йогой по методу Айенгара, и хочет обучаться. Для новичков в нашем центре есть специальная программа практики — Первый шаг, включающая в себя первые пять занятий в классах: Вводный, Ознакомительный 1, 2, 3, 4. Записывайтесь на Вводное занятие через сайт. После прохождения этой программы переходите на следующий уровень практики — для начинающих.

Йога для беременных

Современный человек подвержен стрессу — все это негативно сказывается на здоровье. Женщина в период беременности должна быть защищена от стрессов, чтобы сохранить здоровье себе и своему ребенку. Именно для молодых мам и был разработан комплекс «йога для беременных» — упражнения йоги необходимые каждой женщине в период беременности. Наш центр ждет молодых мам!

Йога для похудения

Для людей, страдающих излишним весом, был создан комплекс упражнений йоги — «йога для похудения». Если у Вас сидячая работа или Вам не удается полноценно питаться в течение дня и/или Вы страдаете от излишнего веса, то Вам принесет пользу и поможет йога для похудения. Для разработки индивидуальной программы занятий приглашаем на консультацию ведущего преподавателя (бесплатно для занимающихся в Йога Айенгара Центре, по записи).

Итак, подводим итоги и запоминаем: «Йога упражнения для начинающих», «Йога для беременных и похудения» — занятия в нашем Центре в Санкт-Петербурге.

Йога Айенгара в Санкт-Петербурге

Весьма популярное направление йоги в Санкт-Петербурге — занятия по методу Айенгара. Приходите к нам в йога центр в Санкт-Петербурге и узнайте на вводном занятии, что такое упражнения: «Йога Айенгара» — мы ждем Вас!

«Йога Айенгара Центр» в Санкт-Петербурге расположился по двум адресам: на ул. Жуковского, дом 49, рядом со станцией метро «Площадь Восстания» и на Большой Пушкарской ул., до 41 рядом со станцией метро «Петроградская».

Адреса «Йога Айенгара Центра» на карте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *