Методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему: Физкультурный комплекс нормативов «Кэнчээри» для ДОУ РС(Я)
Пояснительная записка
Одним из основных направлений политики образования в Республике Саха (Якутия) является оздоровление и укрепление здоровья детей.
Основу физического развития и оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях составляют учебные и дополнительные занятия по физической культуре. Для выполнения задач по оздоровлению и привлечению к регулярным занятиям физическими упражнениями детей дошкольного возраста разработан физкультурный комплекс «Кэнчээри».
Работа по физкультурному комплексу нормативов в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется во время занятий, а принятие зачетных нормативов организуется во время дополнительных занятий (соревнований).
Для наблюдения за динамикой результатов, показанных на контрольных и зачетных занятиях, заполняется журнал «Учет и сдача нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри», а для детей – индивидуальная карта физической подготовленности ребенка. Это необходимо инструктору физического воспитания, родителям и детям для отслеживания и прогнозирования физической подготовленности детей, выявления недостатков планирования учебной работы, а также для ведения точного учета детей, сдающих физкультурные нормативы «Кэнчээри».
Ответственность за организацию работы по физкультурному комплексу нормативов возлагается на заведующего (директора) дошкольного образовательного учреждения, а проведение – на инструктора физического воспитания и медицинского работника.
- Цель и задачи
Цель физкультурного комплекса нормативов «Кэнчээри»:
- укрепление здоровья дошкольников, создание условий и содействие раскрытию физических способностей детей.
Основные задачи:
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, контроль за уровнем физической подготовленности ребенка.
- Выявление реального уровня развития ребенка и степень его соответствия возрастным нормам.
- Содействие воспитанию морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования детей дошкольного возраста.
- Привитие интереса к элементам различных видов спорта, в том числе национальных.
- Установление норм требований и условий их выполнения.
- Содержание
Физкультурный комплекс нормативов «Кэнчээри» для ДОУ Республики Саха (Якутия) состоит из одной ступени – дети 6-7 лет. На этой ступени выявляется уровень физической подготовленности ребенка при выпуске из дошкольного образовательного учреждения.
Для выполнения поставленных задач необходимо:
- Добиваться точного, энергичного, выразительного выполнения всех упражнений, целенаправленно развивать ловкость движений, закрепить правила и двигательные умения в спортивных играх и упражнениях.
- Закреплять умение анализировать движения (самоконтроль, самооценка, контроль и оценка движений других детей).
- Воспитывать привычку постоянно заботиться о своем здоровье и физическом развитии.
- Выполнять требования по установленным нормативам.
- Виды упражнений
- Бег на 30 м.
- Бег на 500 м и выше.
- Челночный бег 3´10 м.
- Прыжок в длину с места.
- Прыжок в высоту с разбега.
- Метание мешочка с песком правой и левой рукой (200 гр.).
- Метание набивного мяча (1 кг).
- Сгибание и разгибание рук (мальчики).
Подъем туловища из положения лежа на спине (девочки) – без учета времени.
- Тест на гибкость (наклон вперед из исходного положения стоя).
- Плавание (до 10 м).
- Лыжи (500 м и выше).
2.2. Условия выполнения нормативных требований
- Бег на 30 метров.
Дистанция бега размещается на спортивной площадке или на любой другой площадке с твердым покрытием. Старт высокий.
- Бег на 500 метров.
Бег проводится на спортивной площадке или на ровных дорожках парка и сквера. Условием выполнения норм на определенную дистанцию без учета времени является непрерывность бега. Остановка и ходьба во время выполнения нормативов не разрешается.
- Челночный бег 3х10 метров.
Челночный бег проводится на открытых или закрытых площадках с твердым покрытием. Отмеряется отрезок длиной в 10 м с поперечными линиями для старта и финиша. На линии старта кладут 2 кубика размером не менее 7´7 см. Сдающий норму принимает положение высокого старта и берет в руки один кубик. По команде «Марш» включается секундомер, сдающий бежит с кубиком на другой конец отрезка, кладет его, возвращается за следующим кубиком, и также переносит его на другой конец 10-метрового отрезка. В момент, когда второй кубик касается пола, выключается секундомер.
- Прыжок в длину с места.
Перед выполнением прыжка на полу стелется мат или толстый коврик. По его длине (скотчем) прикрепляется сантиметровая лента и отмечается (мелом) линия отталкивания. Из исходного положения – полуприсед, руки вниз назад (старт «пловца»), носки ног на линии старта. Махом рук вперед-вверх выполняется прыжок с приземлением на обе ноги. Результат отмечается по пятке сзади стоящей ноги. Лучшая из трех попыток идет в зачет. Измерение производится с точностью до одного сантиметра.
- Прыжок в длину с разбега.
После предварительной разминки ребенку предлагается 2-3 попытки для преодоления высоты (начальная высота 30 см). После того, как данная высота преодолена, планку следует поднять на 5 см. При неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей попытки.
- Метание мешочка с песком, вес 200 гр.
Метание выполняется правой и левой рукой поочередно вдаль (на участке или в спортивном зале), бросок измеряется сантиметровой лентой от линии старта до места приземления мешочка.
- Метание набивного мяча (из-за головы), вес 1 кг.
Бросок выполняется из исходного положения сидя, ноги в стороны на линии старта, мяч за головой. Бросок измеряется от линии старта до линии приземления мяча. Тест проводится в спортивном зале.
- а) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – мальчики.
В горизонтальном положении тело упирается на ладони и на носки ног. При сгибании рук в локтях ребенок опускает туловище вниз, не касаясь пола, держа туловище прямо (не сгибаясь, не прогибаясь).
- б) Поднимание и опускание туловища – девочки.
Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки за головой, пальцы сцеплены в замок, ступни закреплены (носки ног под перекладиной гимнастической скамейки или удерживаются партнером). По команде «Марш» энергично согнуться до касания локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное положения до касания лопатками мата. Разгибание и сгибание туловища выполняется без пауз для отдыха.
- Тест на гибкость.
Гибкость оценивается при помощи упражнения – наклона вперед, стоя на полу, ноги вместе. Тест проводится индивидуально (по три попытки на каждого ребенка). Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до пола, то результат оценивается как низкий. Кулак – средний, ладони – высокий уровень. При выполнении упражнения ноги в коленях не должны сгибаться.
- Плавание.
Выполнение норм по плаванию проводится в бассейнах или открытых водоемах (реки, озера, пруды) в специально для этого приспособленных, с соблюдением мер безопасности. Обучение неумеющих плавать начинается с простейших подготовительных упражнений. Они выполняются для того, чтобы привыкнуть к воде, научиться выполнять в ней простейшие движения, научиться смотреть в воде, отработать правильное дыхание.
Предупреждение несчастных случаев и травм. На занятиях по плаванию каждый воспитанник должен соблюдать неукоснительно следующие правила:
- Приходить на занятия только с разрешения врача;
- Соблюдать внутренние правила бассейна;
- Приходить на занятия здоровым;
- Не заплывать за границу места проведения занятия;
- Заниматься спустя 1,5-2 часа после приема пищи;
- Не доводить до переохлаждения и переутомления свой организм;
- Не начинать занятия разгоряченным и потным;
- По окончании занятий тщательно вытереться.
- Лыжи.
Ходьба и бег на лыжах проводится на дистанции, проложенной на ровной местности. Соревнования для сдающих нормативы проводятся в закрытых от ветра местах при температуре не ниже 15°. Для обучения и последующей тренировки должны быть выбраны и подготовлены специальные учебные площадки, учебно-тренировочные склоны. Учебные площадки предназначены для начального обучения технике передвижения с лыжными палками или без них. Подготовка площадки (прокладка лыжни) производится по разному: по прямой или по кругу. Площадка не должна быть больше 120´60 м (или в расчете на каждого ребенка не более 12´15 м). Внутри прокладывается лыжня для инструктора, на которой он демонстрирует технику обучения. Одежда должна быть теплой, водонепроницаемой, соответствовать времени года, метеорологическим условиям, а также интенсивности физических нагрузок на занятиях. Лыжи выбираются в зависимости от роста. Для детей 4-5 лет лыжи должны быть примерно на 5 см выше их роста. Детям старше 5 лет высоту лыж определяют по высоте вытянутой руки ребенка. Лыжные палки должны доходить до плеч ребенка.
- Документация, учет и отчетность
Ведение учета и отчетности по комплексу нормативов «Кэнчээри» в соответствии с утвержденными формами возлагается на инструктора физического воспитания.
- Результаты выполнения дошкольниками нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри» вносятся в журнал «Учета сдачи нормативов физкультурного комплекса» и выносятся на стенд «Уголок для родителей» для ознакомления.
- Копии результатов сдачи физкультурного комплекса «Кэнчээри» отправляются в улусное (городское) управление образования.
- На основании результатов сдачи дошкольниками нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри» заполняется «Индивидуальная карта физической подготовленности ребенка».
В конце учебного года «Индивидуальная карта» выдается детям с последующим предъявлением его в школу.
- Показатели физической подготовленности детей 6-7 лет
№ | Наименование показателя | Пол | Стандарт | Низкий | Средний | Высокий | ||
1 | Бег на 30 м (сек.) | Маль. | 8,8 | 8,7-8,5 | 8,4-8,1 | 8,0 (-) | ||
Дев. | 9,0 | 8,9-8,6 | 8,5-8,3 | 8,2 (-) | ||||
2 | Челночный бег 3´10 (сек.) | Маль. | 12,0 | 11,9-11,1 | 11,0-10,1 | 10,0 (-) | ||
Дев. | 13,0 | 12,5-12,1 | 12,0-11,1 | 11,0 (-) | ||||
3 | Метание мешочка с песком 200 гр. (м) | Прав. | Маль. | 3,0 | 3,1-4,9 | 5,0-8,9 | 9,0 (+) | |
Лев. | 2,5 | 2,6-3,9 | 4,0-7,9 | 8,0 (+) | ||||
Прав. | Дев. | 2,5 | 2,6-3,4 | 3,5-6,9 | 7,0 (+) | |||
Лев. | 2,0 | 2,1-2,9 | 3,0-4,9 | 5,0 (+) | ||||
4 | Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы (м) | Маль. | 1,2 | 1,3-1,8 | 1,9-2,4 | 2,5 (+) | ||
Дев. | 1,1 | 1,2-1,6 | 1,7-1,9 | 2,0 (+) | ||||
5 | Прыжок в длину с места (см) | Маль. | 95 | 96-104 | 105-114 | 115 (+) | ||
Дев. | 90 | 91-99 | 100-109 | 110 (+) | ||||
6 | Прыжок в высоту с разбега (см) | Маль. | 50 | 51-59 | 60-64 | 65 (+) | ||
Дев. | 45 | 46-49 | 50-54 | 55 (+) | ||||
7 | Бег на выносливость 500м (без учета времени) |
| Зачет/незачет | |||||
8 | Плавание до 10 м (без учета времени) |
| Зачет/незачет | |||||
9 | Лыжи (без учета времени) | 1000 м | Маль. Дев. | Зачет/незачет |
|
| ||
1500 м |
|
| Зачет/ незачет |
| ||||
2000 м |
|
|
| Зачет/ незачет | ||||
10 | Гибкость |
| Пальцы | Кулак | Ладонь | |||
11 | Сгибание/разгибание рук (количество) | Маль. | 3 | 3 | 6 | 10 | ||
12 | Подъем туловища из положения лежа на спине (количество) | Дев. | 3 | 3 | 5 | 8 |
Индивидуальная карта
физической подготовленности ребенка (6-7 лет)
Фамилия |
| Имя |
| ||||||
Дата и год рождения | |||||||||
Поступил в детский сад |
|
| |||||||
| дата |
| наименование детского учреждения
|
| |||||
|
|
| |||||||
Город/село улус
Показатели физической подготовленности
Месяц Дата | Основные движения | ||||||||||
Бег 30 м (сек.) | Бег 500 м (зачет/незачет) | Челночный бег 3´10 м (сек.) | Прыжок с места в длину (см) | Прыжок с разбега в высоту (см) | Метание мешочка с песком 200 гр. (м) | Метание набивного мяча 1 кг (м) | Сгибание/ разгибание рук (мал.) | Подъем туловища (дев.) | Гибкость (пкл) | ||
прав. | лев. | ||||||||||
октябрь _______ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
май _______
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заведующая ДОУ «Колокольчик»_______________________/ _________________/
Инструктор физического воспитания ___________________/ __________________/
М.П.
Учет сдачи нормативов
физкультурного комплекса «Кэнчээри» (6 – 7 лет)
Д/сад |
| Село/город |
| Улус |
| |
|
| |||||
год проведения инструктор физического воспитания (Ф.И.О.)
№ | Ф.И. ребенка | Дата тестирования | Основные движения | ||||||||||||
Бег 30 м (сек.) | Бег 500 м (зачет/незачет) | Челночный бег 3´10 м (сек.) | Прыжок с места в длину (см) | Прыжок с разбега в высоту (см) | Метание мешочка с песком 200 гр (м) | Метание набивного мяча 1 кг (м) | Сгибание/ разгибание рук (мал.) | Подъем туловища (дев.) | Гибкость (пкл) | ||||||
прав. | лев. | ||||||||||||||
| Октябрь____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Май_______ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Октябрь____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Май_______ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Октябрь____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Май_______ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Октябрь____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Май_______ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
n |
| Октябрь____ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Май_______ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Заведующая МДОУ «Колокольчик»__________________________________________________
М.П.
Мальчики | ||||
№ | Упражнения | оценка | ||
«5» | «4» | «3» | ||
1 | Прыжок в длину с места (см) | 140 | 115 | 100 |
2 | Метание набивного мяча (см) | 295 | 235 | 195 |
3 | «Челночный бег» 3х10 м (сек.) | 9.9 | 10.8 | 11.2 |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 40 | 30 | 15 |
5 | Поднимание туловища за 1 мин. | 30 | 26 | 18 |
6 | Наклон вперёд сидя (см) | +9 | +3 | +1 |
7 | Бег 30 м (сек) | 6.1 | 6.9 | 7.0 |
8 | Метание малого мяча 150г (м) | 20 | 15 | 10 |
9 | Подтягивание в висе (раз) | 4 | 2 | 1 |
10 | Ходьба на лыжах 1 км. | 8.30 | 9.00 | 9.30 |
11 | Многоскоки (8 прыжков) (м) | 9 | 7 | 5 |
12 | Метание в цель с 6 м | 3 | 2 | 1 |
13 | Кросс 1000 м. (мин.,сек.) | Без учёта времени | ||
ДЕВОЧКИ | ||||
1 | Прыжок в длину с места (см) | 130 | 110 | 90 |
2 | Метание набивного мяча (см) | 245 | 220 | 200 |
3 | «Челночный бег» 3х10 м (сек.) | 10.2 | 11.3 | 11.7 |
4 | Прыжки со скакалкой за 1 мин. | 50 | 30 | 20 |
5 | Поднимание туловища за 1 мин. | 18 | 15 | 13 |
6 | Наклон вперёд сидя (см) | +12,5 | +6 | +2 |
7 | Бег 30 м (сек) | 6.6 | 7.4 | 7.5 |
8 | Метание малого мяча 150г (м) | 15 | 10 | 5 |
9 | Подтягивание в висе лёжа (раз) | 12 | 8 | 2 |
10 | ХОДЬБА НА ЛЫЖАХ 1 КМ | 9.00 | 9.30 | 10.00 |
11 | Многоскоки (8 прыжков) (м) | 8.8 | 6.8 | 4.8 |
12 | Метание в цель с 6 м | 3 | 2 | 1 |
13 | Кросс 1000 м. (мин.,сек.) | Без учёта времени |
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Класс | Уровень | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||||
1 | Скоростные | Бег на 30м (сек.) | 1 2 3 4 | 7,5 и > 7,1 6,8 6,6 | 7,3 – 6,2 7,0 – 6,0 6,7 – 5,7 6,5 – 5,6 | 5,6 и 5,4 5,1 5,1 | 7,6 и > 7,3 7,0 6,6 | 7,5 – 6,4 7,2 – 6,2 6,9 – 6,0 6,5 – 5,6 | 5,8 и 5,6 5,3 5,2 |
2 | Координационные | Челночный бег | 1 2 3 4 | 11,2 и > 10,4 10,2 9,9 | 10,8 – 10,3 10,0 – 9,5 9,9 – 9,3 9,5 – 9,0 | 9,9 и 9,1 8,8 8,6 | 11,7 и 11,2 10,8 10,4 | 11,3 – 10,6 10,7 – 10,1 10,3 – 9,7 10,4 – 9,5 | 10,2 и 9,7 9,3 9,1 |
3 | Координационные | Метание мяча в цель с 6м (раз) | 1 2 3 4 | 1 1 1 1 | 2 2 3 3 | 3 3 4 4 | 1 1 1 1 | 2 2 3 3 | 3 3 4 4 |
4 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места (см) | 1 2 3 4 | 100 и 110 120 130 | 115 – 135 125 – 145 130 – 150 140 – 160 | 155 и > 165 175 185 | 85 и 90 110 120 | 110 – 130 125 – 140 135 – 150 140 – 155 | 150 и > 155 160 170 |
5 | Скоростно-силовые | Метание мяча на дальность (м) | 1 2 3 4 | — 15 16 18 | — 18 20 22 | — 22 25 27 | — 10 11 12 | — 12 14 15 | — 15 16 17 |
6 | Выносливость | 6-минутный бег (м) | 1 2 3 4 | 700 и 750 800 850 | 750 – 900 800 – 950 850 – 1000 900 — 1050 | 1100 и > 1150 1200 1250 | 500 и 550 600 650 | 600 – 800 650 – 850 700 – 900 750 — 950 | 900 и > 950 1000 1050 |
7 | Силовые | Подтягивание: М – из виса Д – из виса лёжа | 1 2 3 4 | 1 1 1 1 | 2 – 3 2 – 3 3 – 4 3 – 4 | 4 и > 4 5 5 | 2 и 3 3 4 | 4 – 8 6 – 10 7 – 11 8 — 13 | 12 и > 14 16 18 |
|