Оскопление
ОскоплениеВ Древнем Риме, наряду с традиционной размашистой женской проституцией невиданный разгул приобрела проституция мужская.
Это уродливое явление своими корнями уходит в глубь истории и в античном мире тесно связано с особенностями его общественного устройства .
Чтобы получить хотя бы приблизительное представление о чудовищных размерах мужской проституции, а главное — о её повседневной обыденности, сошлёмся на следующие примеры. Октавиан Август, мало того что охочий до женщин и девочек, держал для своих сексуальных услад мальчика Сарментуса; император Тиберий устраивал на острове Капри оргии с мальчиками; Калигула содержал целый гарем мальчиков и в конце концов учредил в своём дворце мужской бордель, доходы с которого текли в его карман; Нерон вступил «в брак» с двумя проституированными мужчинами, Спорусом и Пифагором. Коронованным особам в гомосексуальной прыти несколько не уступали другие слои римского общества, в том числе рабы. В результате этого в Древнем Риме сложилась гомосексуальная субкультура с собственной обрядовой стороной, в том числе с особой жестикуляцией, по которой мужеложцы выделяли друг друга из толпы .
Склонение римского молодняка к гомосексуализму либо принуждение к нему было плёвым делом. Тацит рассказывал: «Рабы, которым было поручено разыскивать и доставлять к Тиберию юношей, податливым раздавали подарки, строптивых стращали угрозами, а если кого не отпускали близкие или родители, тех они похищали силою и делали с ними всё, что им вздумается, словно то были их пленники». В бытовых условиях принуждение к гомосексуализму совершалось сплошь и рядом, особенно если объект домогательств попадал в экономическую и правовую зависимость от искателя педерастических услад.
Массовый и ничем не обузданный характер гомосексуальное изнасилование приобретало при вторжении римских войск на непокорные территории.
Римские поэты без устали соревновались друг с другом в воспевании любовных утех с «отроками нежными» ; зачастую сами поднаторев в этаких утехах.
Попытки римских законодателей умерить заднепроходные аппетиты гомосексуалистов введением в 149 г. до н. э. крупного штрафа, а в классическую эпоху — и смертной казни за мужеложство потерпели полный крах.
Через арабское литературное посредство этот более чем сомнительный мотив получил своё воплощение в творчестве Пушкина, не без иронии намекающего посредством тонкого сравнения с двойным орехом на далеко не утончённую часть тела:
Отрок милый, отрок нежный,
Не стыдись, навек ты мой;
Тот же в нас огонь мятежный,
Жизнью мы живем одной.
Не боюся я насмешек:
Мы сдвоились меж собой,
Мы точь-в-точь двойной орешек
Под единой скорлупой..
Повышенным спросом древнеримской гомосексуальной клиентуры пользовались мальчики и молодые мужчины с женоподобной внешностью. «Афинянин был окружён множеством молодых и красивых рабов, — писал Лукиан, — и почти ни у кого из них не было на лице растительности, потому что рабы оставались при нём лишь до тех пор, пока первый пушок не оттенял им лица…».
Для придания им наибольшего сходства с женщинами служил целый арсенал средств, одно из которых относится к разряду коммерческих изуверств. Это — оскопление (кастрация) мальчиков, поставляемых для гомосексуалистов.
Оскоплёнными рабами, как, впрочем, и обычными, особенно бойко торговали на обширном оптовом рынке острова Дéлос в Эгейском море, где ежедневно продавали до 10 тыс. невольников и где не покладая рук трудились искусные кастраторы об одном особенно ухватистом кастраторе-профессионале . Однако за кастрированным рабом римлянину с малым и средним достатком не надо было пускаться за тридевять земель: в самом стольном граде Риме продажа живого товара бойко шла на прибрежном Бычьем рынке (один день продавали скот, другой — рабов) и поштучно или мелкими партиями, но ежедневно — близ храма Кастора.
Слово кастрация (и его синоним оскопление) не содержат указания на то, какие именно органы удаляются при кастрации — половые железы, пенис или то и другое вместе. Между тем для внятного обсуждения нашей темы это нелишне уточнить.
Важную помощь о
Евнух — Википедия
Главный смотритель гарема османского султана Абдул-Хамида II (фото 1912 года)Е́внух (др.-греч. εὐνοῦχος — «охраняющий ложе») — полностью или частично[1]кастрированный (оскоплённый) мужчина. Термин применяется, как правило, в историческом контексте для обозначения оскоплённых в детстве слуг при гаремах восточных владетелей или вельмож.
В восточных монархиях большое значение придавалось чистоте династической крови, которая легитимировала притязания монарха на происхождение от богов и на верховную власть. Чтобы исключить даже гипотетическую возможность неверности, половозрелых мужчин в покои своих жён и наложниц монархи не допускали.
Придворное значение евнухов могло быть перенесено на их политический авторитет. Не имея возможности продолжить род и основать собственную династию, евнухи не рассматривались монархами в качестве политических конкурентов и служили послушными исполнителями царской воли, отчего часто пользовались доверием властителя и влиянием при дворе.
Для евнухов характерны высокий рост и пухлое телосложение[2]. Собранные статистические данные позволяют предположить о большей (в пределах погрешности в районе 14—17 лет) продолжительности жизни евнухов по сравнению с мужчинами, имеющими сопоставимый социальный статус[3][4].
Первые сведения о наличии евнухов (частично кастрированных) происходят из Ассирии. В XIX веке до н. э. ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде занятых исключительно во дворце и в царской страже, наместниками завоёванных земель, ибо не опасались того, что они попытаются организовать сепаратистский мятеж с целью основать собственную династию. У ассирийцев практику оскопления будущих царедворцев переняли персы и некоторые другие народы Ближнего Востока. Один из персидских евнухов, именем Багой, в период междуцарствия узурпировал бразды государственного правления. Другой персидский евнух с таким же именем прославился тем, что был любимцем Александра Македонского.
Одним из первых в Риме стал держать евнухов в своём дворце Меценат. Евнухи при вельможах долгое время рассматривались как примета роскошного образа жизни на восточный манер. Поэты восхищались их «вечной молодостью» и красотой (у евнухов не росла борода). Судя по эпиграмме Марциала, распутные женщины предавались утехам с частично кастрированными евнухами, не опасаясь нежелательной беременности.
Значение евнухов в Риме растёт начиная с правления Диоклетиана, когда римская монархия приобретает оттенок восточной деспотии. В IV веке евнухи превратились в прослойку между императором-небожителем и чиновничеством; они мыли, подстригали и одевали государей. Как особо доверенные лица императоров, евнухи привлекались и к исполнению государственных функций; евнух Евтропий был даже консулом.
В Восточной Римской империи основным предназначением евнухов оставалось обслуживание византийского императора и императрицы в покоях Большого дворца. Благодаря беспрепятственному доступу к императору евнухи долгое время имели влияние и на государственные дела; армянин Нарсес прославился как полководец. Известно о евнухах-царедворцах в нормандской Сицилии.
Если византийских евнухов часто «поставляли» ко двору их собственные родители в надежде, что, разбогатев, сын протянет руку помощи бедствующим родственникам[2], евнухи, которые обслуживали гарем османского императора всё в том же Константинополе, набирались из числа пленных мальчиков иностранного происхождения, в основном чернокожих. Белых евнухов привозили с Балканского полуострова, чёрных евнухов — из Африки. При дворе существовали должности главного белого и главного чёрного евнухов. Последний, именуемый по-турецки кизляр-ага, руководил разветвлённой сетью соглядатаев и имел большой вес при дворе. Аналогичная позиция существовала и в Крымском ханстве.
Полностью кастрированные евнухи обслуживали всех без исключения правителей империй и царств Китая на протяжении более двух тысяч лет. Многие императоры использовали евнухов не только для работы в своих гаремах, но и для выполнения разного рода ответственных заданий хозяйственного и административного порядка, в качестве противовеса учёным чиновникам-мандаринам. Во время малолетства императоров некоторые евнухи фактически возглавляли всю вертикаль власти; флотоводец Чжэн Хэ стал подлинным национальным героем. В XVIII—XIX веках евнухам было разрешено усыновлять чужих детей. Последний китайский евнух умер в декабре 1996 года[5].
Много евнухов было среди придворных и в других странах «китайского мира» — Корее, Вьетнаме, Бирме, Сиаме.
Оскопление часто применялось в истории не только для получения будущих царедворцев-евнухов, но и как мера наказания. Самооскопление практиковалось некоторыми христианскими сектами для борьбы с «искушениями плоти» (см. скопцы).
В Италии кастрации подвергали певцов, чтобы получить так называемое мужское сопрано. Эта практика была запрещена Львом XIII в 1878 году. Подробнее см. певцы-кастраты. Именно о них идёт речь в известном стихотворении А. К. Толстого[6]:
Взбунтовалися кастраты,
Входят в папины палаты:
«Отчего мы не женаты?
Чем мы виноваты?»
и т. д.
- на русском языке
- Воскресенский Д. Н., Усов В. Н. Книга дворцовых интриг. Евнухи у кормила власти. М., 2004.
- Евнухи / Кириллина С. А. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 512—513. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.
- Клуг Д. Евнухи в гареме // Клуг Д. История гарема в культурах народов мира / Пер. с англ. И. Соколов. — Смоленск: Русич, 2004. — С. 27—39. — 336 с. — (Популярная историческая библиотека). — ISBN 5-8138-0546-X.
- Маслов А. А. Дисперсия силы ян императора (Евнухи в Китае) // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003, с. 157—163
- Усов В. Н. Жизнь и деяния евнухов.// Азия и Африка сегодня. 1998.№ 9. С.56-60; № 10. С.54-59
- Усов В. Н. Евнухи в Китае. М., 2000.
- Усов В. Н. Евнух. // Духовная культура Китая. Энциклопедия в 6 томах. Институт Дальнего Востока РАН. Том 4. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009. С. 498—501.
- Шлезингер О. А. Скопцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Евнух // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
- Евнух // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). —
- на других языках
- English translation of Rudople Guilland’s essay on Byzantine eunuchs «Les Eunuques dans l’Empire Byzantin: Étude de titulature et de prosopographie byzantines» //’Études Byzantines[fr]‘, Vol. I (1943), pp. 197–238 with many examples
- Bauer, Susan Wise. The History of the Medieval World: From the Conversion of Constantine to the First Crusade (англ.). — illustrated. — W. W. Norton & Company[en], 2010. — ISBN 0393078175.
- The Tongking Gulf Through History (неопр.) / Cooke, Nola; Li, Tana; Anderson, James. — illustrated. — University of Pennsylvania Press
- Keay, John. China: A History (неопр.). — HarperCollins UK, 2010. — ISBN 0007372086.
- Lary, Diana. The Chinese State at the Borders (неопр.) / Diana Lary. — illustrated. — University of British Columbia Press[en], 2007. — ISBN 0774813334.
- Long-Term Consequences of Castration in Men: Lessons from the Skoptzy and the Eunuchs of the Chinese and Ottoman Courts // The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism December 1, 1999 vol. 84 no. 12 4324-4331
- McMahon, Keith. Women Shall Not Rule: Imperial Wives and Concubines in China from Han to Liao (англ.). — Rowman & Littlefield Publishers[en]
- Notable Women of China: Shang Dynasty to the Early Twentieth Century (англ.) / Peterson, Barbara Bennett. — illustrated. — M.E. Sharpe (англ.)русск., 2000. — ISBN 0765619296.
- Tsai, Shih-Shan Henry. The Eunuchs in the Ming Dynasty (Ming Tai Huan Kuan) (англ.). — illustrated. — State University of New York Press, 1996. — ISBN 0791426874.
- Tuotuo. Liaoshi [History of Liao]. Beijing: Zhonghua shuju, 1974 (or Tuotuo, Liaoshi (Beijing: Zhonghua shuju, 1974))
- Toqto’a et al. Liao Shi (宋史) (кит.). — 1344.
- Warfare in Chinese History (неопр.) / Van Derven, H. J.. — illustrated. — BRILL, 2000. — Т. Volume 47 of Sinica Leidensia / Sinica Leidensia. — ISBN 9004117741.
- Wade, Geoff. Southeast Asia in the Ming Shi-lu: an open access resource (англ.) : journal. — Asia Research Institute and the Singapore E-Press, National University of Singapore, 2005.
- Wang, Yuan-Kang. Harmony and War: Confucian Culture and Chinese Power Politics (англ.). — illustrated. — Columbia University Press, 2013. — ISBN 0231522401.
- 祝建龙 (Zhu Jianlong) (April 2009). 辽代后宫制度研究 二〇〇九年四月 [Research on the System of Imperial Harem in the Liao Dynasty] (Master’s) [кит.]. 吉林大学 (Jilin University). Дата обращения October 4, 2013.
- «A Eunuch Cooks Boys to Make a Tonic of Male Essence,» in Zhang Yingyu,
- English language Abstracts of the thesis
Скопцы — это… Что такое Скопцы?
Скопцы («агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты духовных христиан, возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела.[1]
История
Известно, что некоторые духовные лица на Руси в XII—XIII веках были скопцами.[источник не указан 63 дня]
По мировоззрению близка к хлыстам (христоверам[2]). Как секта в религиоведческом понимании возникла в XVIII веке, основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях.
Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В царской России секта скопцов преследовалась, её члены ссылались в Сибирь. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.
В СССР секта скопцов также была запрещена. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над сектой.[3] А первый суд над сектой состоялся в 1772 году, когда судили целую общину в количестве 246 человек.[4]
В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа. Это т. н. «духовные» скопцы (в их общинах оскопление не производится). От участников этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.
Структура и организация
Как отдельное общество, скопцы представляли собой довольно стройное целое, обладающее значительными капиталами. Себя они именовали «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» — хлыстов).[5] Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе «корабля», обладал властью над прочими общинниками. Помогающая «кормщику» женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется «богородицей».
Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом. Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:
- Оскопление малолетних родственников
- Экономическое закабаление
- Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
- Соблазнение деньгами
- Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества
Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, являлось её учение о необходимости оскопления, но и его скопцы подкрепляли аргументами, против которых было трудно устоять. Во-первых, тексты из Библии имеющие смысл, выгодный скопцам: кроме Св. Писания, скопцы и в иных книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, отыскивали выражения и целые фразы, говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции оскопления и преследованию со стороны правительства скопцы старались придать строго религиозный характер. Наконец, иногда делалось снисхождение, позволяющее отлагать принятие оскопления на неопределенное время или, по крайней мере, не обязывая к нему сразу же по вступлению в секту.
Религиозные взгляды
Трактовка христианства
Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12:
Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит. |
Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, вовсе не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались. В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.
Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы. |
Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:
О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю! |
Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:
Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас. |
Мифология
Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена:
Наш батюшка искупитель Кротким гласом провестил: |
Другая легенда, популярная у скопцов:
- Как-то раз будят Александра I сенаторы и говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, — скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать». Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить. Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец, и говорит гвардейцу: отвори ворота. Тот: не велено пускать. Константин вырывает у него шашку и одним движением отрубает ему голову. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасенному Александру говорит: «эх ты, курицы испугался».
Обряды
Обложка книги Н. Н. Волкова «Секта скопцов», 1930 г. Оскоплённая женщина, которой была удалена грудьОскопление
В первое время существования в России скопчества операция оскопления у скопцов состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Отсюда мистическое название: «огненное крещение». Впоследствии скопцы для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо — лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском и другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практиковавшийся в начале XX века, назывался «малая печать», «первая печать», «первое убеление», «сесть на пегого коня», «первая чистота». Однако такая операция, не лишая скопцов вожделения и даже возможности полового соития, некоторым казалась недостаточною, и они решались на отнятие детородного члена, называвшееся «второю», или «царскою печатью», «второю чистотою», «вторым убелением», «сесть на белого коня». Она осуществлялась или вместе с отнятием яичек, или впоследствии (но не ранее, чем через несколько месяцев после «первой печати», иначе высока вероятность летального исхода), при помощи установки в отверстие мочеиспускательного канала оловянных или свинцовых шпенек. Рана затягивалась при операции в один прием одним рубцом, во втором же случае — двумя рубцами, которые оставались у оскопленного на всю жизнь.
Существовали также «третья печать» — удаление сосков, а в ряде случаев и «четвертая» — вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна, но можно было бы предположить, зная более точно в каком именно месте делали вырез, что это знак прободенного копием ребра Иисуса Христа, распятого на кресте (треугольная форма соответствует форме наконечника копья).
К особым способам оскопления относится искусственная гипоспадия (путем искусственной перевязки полового члена), применявшаяся к мальчикам. В Тамбовской губернии существовал особый род скопцов — перевертыши, — которые не лишают себя никаких частей тела, но, вероятно, еще c детства перекручивают себе семенные канатики. В секте проколышей, основанной Куткиным, употреблялось оскопление посредством прорезывания или прокалывания семенных канатиков.
Зачастую «убелению» подвергались и женщины, входящие в скопческую общину. Существовали «печати» и для женщин: им удаляли половые губы, а в ряде случаев еще и клитор и груди. Однако в этом случае женщины не теряли способности к деторождению: советский исследователь скопчества Волков свидетельствует о примерах, когда покинувшие общину женщины даже выходили замуж и имели детей.
Радения
Радение «корабликом»В дни накануне (ночью) некоторых больших праздников православной церкви скопцы устраивали собрания единоверцев в особых помещениях. На этих собраниях происходили особые богомоления скопцов — «радения», на которых они пели православные песнопения и скопческие «распевцы» или «стихи», принимали новых членов секты, ходили разными способами, надевая при этом особые белые одежды, длинные рубахи. У скопцов были и свои особенные праздники, посвященные каким-либо воспоминаниям из жизни основателя скопчества Селиванова; например, 15 сентября — день наказания Селиванова. В такие дни они также устраивали радения.
Существовало четыре способа радений:
- «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая;
- «стеночкой»: радеющие становились в круг плечом к плечу и ходили «посолонь» (то есть по солнцу, слева направо), припрыгивая;
- «крестиком»: 4-8 человек становились по одному или по два в каждый угол и затем быстрым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно менялись местами;
- в «одиночку»: несколько человек выходили на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» начинали кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надувались и шумели как паруса.
Эти пляски, которым скопцы предавались до одурения, истощали их силы, что, по мнению скопцов, ослабляло «злую лепость»; а с другой стороны, действовали на радеющих как бы наркотически, доставляя им особого рода наслаждение.
В культуре
- Существует теория, согласно которой А. С. Пушкин в своём «Золотом петушке» завуалированно описывал скопцов: Шамаханская царица — деревня Шамохань являлась деревней скопцов, её возглавляла женщина. Таким образом сказку можно рассматривать как поочередное оскопление сыновей царя, влюбившихся в эту женщину. Золотой петушок при данном толковании — мужской половой орган — причина бед. Данная версия имеет место ввиду наличия в творчестве А. С. Пушкина произведений с интимной тематикой[6].
- Скопцы часто упоминаются у Ф. М. Достоевского.
- Скопчество занимает большое место в творчестве новокрестьянского поэта Н. А. Клюева, который, по всей вероятности, сам был в своё время связан с данной сектой.
- В романе «Шатуны» Ю. В. Мамлеева главный герой встречается со скопцами и наблюдает их обряды.
- В романе Короленко «История моего современника» описываются его встречи в Сибири со скопцами, которых он называет «изуверной сектой».
- Скопцы упоминаются в романе Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!» (в некоторых переводах — «секта Скоптски»).
- Скопцы упоминаются на всём протяжении романа Ю. Тынянова «Конец Вазир-Мухтара».
См. также
Примечания
Литература
- Н. Н. Волков Секта скопцов. — Л.: «Прибой», «Печатный Двор», 1930. — 144 с.
- Н. Н. Волков Скопчество и стерилизация. — М.—Л., 1937.
- Ф. И. Федоренко Секты, их вера и дела. — М.: «Политиздат», 1965. — 358 с.
- Н. М. Маторин К вопросу об идеологии скопчества // Критика религиозного сектантства. — второе, посмертное издание. — М., 1974. — С. 178—182.
Ссылки
Чем евнух отличается от кастрата — Тестостерон
Со времен далекой древности достаточно распространенной была процедура оскопления мужчины, то есть лишения его полового органа в том или ином виде. Существует множество терминов для обозначения такого мужчины: евнух, кастрат, скопец и т.д. Однако если окунуться в историю, то станет понятно, что эти слова не являются синонимами и обозначают различные явления. Всего существует два различных трактования разницы между словами “евнух” и “кастрат”.
Почему появились евнухи?
В различных странах задачи евнухов достаточно сильно отличались. Например, Виктор Николаевич Усов, посвятивший этой тематике несколько серьезных научных исследований, пишет, что явление это зародилось в странах восточных деспотий. Таким образом, создавались особо приближенные придворные слуги султана, которые выполняли важные поручения и охраняли гарем.
В раннем христианстве также достаточно распространена была традиция оскопления. К этому призывал сам Иисус Христос, дабы избавиться от плотских желаний, обрести чистые помыслы и полностью посвятить свою жизнь богу.
В Китае влияние евнухов было огромным, более 2 тысяч лет полностью кастрированные мужчины обслуживали императоров и правителей Китая. Многие из них становились особо приближенными к императору, получая самые ответственные задания. Нередко складывались ситуации, когда по причины малого возраста императора фактическую власть осуществляли евнухи, ярким примером этого является национальный герой Китая – Чжэн Хэ, который стал одним из самых известных азиатских флотоводцев за всю историю.
Черные и белые евнухи
Все тот же В.Н. Усов пишет, что удаление мужского достоинства в древности осуществлялось двумя методами:
Белая кастрация. Мужчине удаляли семенники, при этом сам половой член сохранялся. Он получал наименование евнуха. В большинстве случаев они занимались выполнением поручений султана, фактически являясь способом показать роскошь и богатство своего господина. Интересен факт, что при таком способе кастрации мужчина сохраняет возможность эрекции, хотя и достаточно слабую и кратковременную, поэтому известны случаи, когда влиятельные дамы прошлых эпох заводили при своем дворе данную категорию евнухов для удовлетворения себя без риска беременности.
Черная кастрация. В этом случае происходило полное удаление мужских половых органов, вместе с мошонкой и пенисом. Таких мужчин называли кастратами (хотя даже в те времена, нередко к ним также применялось слово евнух, однако правильное их наименование именно кастраты). Кастраты ценились намного больше, они допускались к гарему султана, им могли доверять наиболее ответственные миссии.
Восток и Запад
Как уже отмечалось, на востоке нередко всех кастрированных независимо от способа называли евнухами, а вот слово кастрат приобрело свою популярность именно в европейской традиции, причем культурной и религиозной. Т. Ливанова в произведении “История западноевропейской музыки до 1789 года” отмечала, что изначально певцы-кастраты появились в Римской империи и были популярны до самого взятия Константинополя сарацинами в четвертом крестовом походе. Позже уже в средние века произошел новый расцвет эпохи певцов-кастратов, которые не только пели в церковных хорах, исполняли арии в папской капелле (куда женщины строго не допускались), но и стали активно выступать в светских постановках. Особо примечателен был итальянец Фаринелли, который покорил всю Европу своим голосом и был одним из самых популярных певцов-кастратов за всю историю. Именно по отношению к европейским певцам, подвергшимся соответствующей процедуре и применялся термин “кастрат”.
Наши дни
Упрощение языковых норм и оборотов неизбежно, одним из множества следствий этого является данный частный пример — синонимизация слов, которые на самом деле имеют разное значение. Но тем не менее на сегодняшний момент вы можете смело использовать данные слова как синонимы – это не будет являться речевой ошибкой, однако лучше понимать их точное семантическое значение, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
Обсуждение:Кастрация — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Прочитал в сети: «Распространенная во многих государствах, практика использовать в гаремах кастрированных мужчин, дабы исключить нежелательное общение с женщинами господина, породила одну из наиболее отвратительных форм этого наказания — оскопление (emusculation). По преданию, персидских царь Кир как-то увидел, как кастрированный жеребец — мерин, покрывает кобылу. Тогда он приказал отрезать член всем своим евнухам. Если при кастрации жертве удаляли только мошонку и яички, то при оскоплении отрезали все, что болталось снаружи у мужчины.» Так есть разница между кастрацией и оскоплением?
- По-моему, в статье именно это и написано, разве нет? AndyVolykhov ↔ 15:47, 2 марта 2010 (UTC)
С 2000 по 2009 год в Чехии было кастрировано 300 осужденных[править код]
Что-то верится с трудом — исходя из статьи двухгодовой давности, за тридцать лет (до июля 2008 года) хирургической кастрации подверглось 115 человек — это что ж получается, за оставшиеся полгода кастрировали ещё 185? SiMM 10:16, 12 июня 2010 (UTC)
Уберите пожалуйста картинку «Кастрация Жеребца»… противная уж очень… 89.110.4.226 13:06, 3 февраля 2011 (UTC)ngosha
- Содержимое Википедии может вызвать у вас протест. kaykki 13:09, 3 февраля 2011 (UTC)
Есть хорошая картинка «кастрация мула» (например, в немецкой Вики), там как раз показан мул и его яйца, вытащенные и зажатые инструментом. А тут — только яйца, непонятно чьи. Я бы сам поменял, да страница защищена.—217.66.146.34 14:18, 4 марта 2011 (UTC)
Есть скромное мнение,что материалы могущие вызвать шок или неприятие у пользователей зашедших исключительно за текстом ,должны открываться по ссылке,а ни как не появляться внезапно при прокручивании страницы.85.115.234.251 22:36, 17 октября 2011 (UTC)
Английская статья лучший образец — куда следует стремиться. Информации полно и хорошо организовано и фотографий сего там никаких вообще нету. Westsomething 05:34, 5 марта 2012 (UTC)
Больше точностей — меньше желтухи[править код]
Зачем вместо ссылок на сам закон используются ссылки на материалы в СМИ? Закон спокойно и публично лежит на сайте и всем доступен. Касательно слово — педофил. Его нету в самом законе, т.к. это неправовое понятие. Педофил — это медицинский термин, причем педофил не может именоваться педофилом, пока ему не поставлен официально таковой медицинский диагноз. Поэтому это слово излишне и его надо убрать — как их нету нигде в законе. Westsomething 05:12, 5 марта 2012 (UTC)
- Поправил, но статья кошмарная. Westsomething 05:28, 5 марта 2012 (UTC)
Перенесем Химическую Кастрацию в самостоятельную статью Вики[править код]
Предлагаю перенести основную массу данных по Химической Кастрации в отдельную статью, как это сделано в англоязычной версии. Это отдельный очень важный топик в услових роста педофилии. Здесь можно оставить инфотопик с ссылкой на самостоятельную статью. Английский текст не убирайте, я доперевожу. Rustam-akaRustam-aka
Сабж это тоже самое, что en:Emasculation? Наверное тоже нужно выделить в отдельную статью. —ᛒᚨᛊᛖ (ⰑⰁⰔ) 18:50, 27 мая 2014 (UTC)