Что такое хатха – что это такое и зачем она нужна, а также что дает практика, ее польза и вред

Содержание

Хатха-йога — Википедия

Хатха-йога (санскр. हठयोग, haṭhayoga IAST, hʌʈʰʌjo:gʌ, «усиленное/настойчивое слияние») — направление йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом[1][2][3]. Основанная им йогическая традиция натхов сыграла значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии.[4][5]

Во многих источниках хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги.[6][7][8] В других указывается на то, что хатха-йога представляет собой целостную систему, которая ведет к самадхи и мукти (мокше)[9][10].

Практики хатха-йоги включают в себя шаткармы, асаны, бандхи, мудры и пранаямы, а также элементы пратьяхары, дхараны и дхьяны[11]. Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение ям и ниям.

Этимология

Слово «хатха» (हठ, haţha) переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность».[12] Слово «йога» (योग, yoga) переводится с санскрита как «союз», «единение», «слияние»[13]. Таким образом, словосочетание «хатха-йога» (हठयोग, haţhayoga) можно перевести на русский язык как «насильственное слияние», «усиленное единение», «интенсивное единение» и т. д.

Некоторые исследователи переводят словосочетание «хатха-йога» как «йога силы» или «силовая йога». Буквально это указывает на то, что практики хатха-йоги требуют значительных усилий и дисциплины, но в эзотерическом смысле под «силой» можно понимать энергию кундалини.

[14]

Также термин «хатха» часто рассматривают как составленный из двух частей «ха» и «тха». По отдельности это не слова, а слоги, формально не имеющие собственных значений. [15] Но в паре они наделяются мистическим смыслом: «ха» — ум, ментальная энергия и «тха» — прана, сила жизни; «ха» символизирует Солнце, «тха» — Луну; «ха» отождествляется с каналом Пингала, «тха» — с каналом Ида; «ха» — мужской вариант мантры, «тха» — женский[16][17]. Таким образом, термин «хатха-йога» означает единение «ха» и «тха», Солнца и Луны, мужского и женского, Шивы и Шакти.

История

Существует несколько легенд, согласно которым учение хатха-йоги передал людям Шива [18]. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру в парампаре[19].

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.)[20].

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика» (по разным источникам относится к XIV—XV в. [21]). Свами Сватмарама принадлежал к шиваисткой традиции йоги из Андхры [21].

Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. К этому времени относят такие тексты, как: «Гхеранда-самхита», написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; «Йога-карника» Агхорананды; «Хатха-санкета-чандрика», приписываемый Сундарадэве и др. [22]. Также к XVIII веку Фершнтайн относит «Шива-самхита» — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги[23].

Важно уточнить: никаких упоминаний о хатха-йоге в Йога Сутры Патанджали нет

[24].

Практики

Все в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги[25]

Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их дополнительным отличием от религий[26].

Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).

Цели, которых можно достичь, практикуя хатха-йогу, весьма разнообразны. Это может быть как хорошее здоровье и долголетие

[7], так и пробуждение кундалини[27][28], осознание тождества атмана с Абсолютом[10], и даже просветление и освобождение (самадхи)[9][10].

Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.

Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.

Яма и Нияма

Основная статья: Яма

Этические принципы хатха-йоги — яма и нияма. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали

[29]. Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе хатха-йоги.

В некоторых других источниках (Майтрайяния Упанишады (глава 6, строфа 18), Вишну Самхита[30], а также в текстах написанных Горашанатхом, таких как Вивека-Мартанда[31]) говорится о шестиступенчатой йоге, подразумевая, что ямы и ниямы уже освоены учеником до того, как он приступает к изучению хатха-йоги.

Шаткармы

Шаткарма (санскр. षटकर्मन : шат — шесть, карма — действие) — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита»:

  1. Дхоути — набор техник очищения пищеварительного тракта;
  2. Басти — метод промывания и тонизирования толстой кишки;
  3. Нети — набор методов промывания и очищения носовых проходов;
  4. Наули (Лаулики) — способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
  5. Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник;
  6. Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы.

Асана

Йоги, выполняющие Врикшасану (поза дерева)

Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся.[32] Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» — устойчивой, «сукха» — легкой.[33] Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.[34]

Изначально, в традиционных текстах описывается небольшое количество асан. В «Хатха Йога Прадипика» их 16, в «Гхеранда-самхита» — 32.[1]. Самой важной из асан Свами Сватмарама называет Сиддхасану[35].

Выполнение асан способствует улучшению подвижности и гибкости, повышению выносливости, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и пищеварительную системы, снижает тревожность, улучшает внимание и память.

[36] В хатха-йоге асаны используются в качестве инструмента интенсификации потоков праны в теле[37], поддержания здоровья и продления жизни.[1]

На более глубоком уровне в асанах происходит работа с вниманием. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определённое внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.[38]

Несмотря на то, что Хатха-йога многими воспринимается как разминка для тела — в ней существует и глубокий скрытый смысл. Так, каждая асана дает невидимый обычным взором мистический эффект, которые действует за пределами обыденного человеческого восприятия.

[39]

Пранаяма

Праная́ма (санскр. प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием.[40] Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений[41], а также для накопления и преобразования жизненной энергии.

Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).[37]

Осознанное дыхание помогает сознанию сконцентрироваться, а также позволяет практикующему достичь крепкого здоровья и долголетия.[37]

Мудры и бандхи

Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова — «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». Свами Сватмарама описывает цель практики мудр и бандх, как пробуждение и поднятие энергии кундалини[42]. По его мнению самой важной мудрой является кхечари-мудра[35].

Классические тексты по хатха-йоге

Школы Хатха-йоги

Примечания

  1. 1
    2 3 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 246.
  2. Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия.. — М.: Йогин, 2009. — С. 69. — 440 с.
  3. ↑ Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  4. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги., 2002, с. 637.
  5. Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В.Л. Зернова, В.В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  6. Вуд Эрнест. Словарь йоги / перевод К.Семенова. — К.: София, 1996. — 224 с.
  7. 1 2 Свами Вивекананда. Четыре йоги. — М.: Прогресс-академия, 1993. — С. 127.
  8. ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 7.
  9. 1 2 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 52.
  10. 1 2 3 Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 659.
  11. Гхеранда. Гхеранда-самхита.
  12. ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
  13. ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
  14. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 45, 50.
  15. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 695.
  16. ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 32, 75, 282.
  17. Андрей Сидерский. Йога Восьми Кругов. Книга 2. — 2008. — С. 25. — 576 с.
  18. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 639.
  19. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.1.
  20. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 661—662.
  21. 1 2 Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 690.
  22. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692—694.
  23. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692.
  24. А.Г. Сафронов. Хатха йога и Патанджали, Йога сутра: комментарий современного практика. योगसूत्रचूर्णि: (27.01.2018).
  25. ↑ «[[1]» Хатха йога прадипика
  26. А.Г. Сафронов. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика / Хатха-йога в системе йоги. — 3. — Харьков: Ритм Плюс, 2016. — С. 8—9. — ISBN ISBN 978-966-2079-46-3.
  27. Т. К. В. Дешикачар. Сердце йоги. — К.: София, 2003. — С. 171—173.
  28. Артур Авалон. Глава 7. Теоретические основания этой йоги // Кундалини-йога. Змеиная сила. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03740-4, ISBN 978-0-486-23058-0.
  29. B. K. S. Iyengar. Light on the Yoga Sutras of Patanjali.. — ISBN 978-0-00-714516-4.
  30. M.M.T. Ganap Sastri. Vishnu Samhita. — ISBN 978-8170302230.
  31. Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов. — ISBN 978-5-91680-005-30.
  32. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 63.
  33. Патанджалир. Садхана пада // Йога сутры. — сутра 46.
  34. ↑ Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, 2009, с. 173.
  35. 1 2 Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.45.
  36. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 247.
  37. 1 2 3 Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 39.
  38. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 248.
  39. Виталий Оснач. Йога. Путь к свету. — Новосибирск: «ИД Манускрипт», 2010. — С. 11, 16, 37, 46, 61, 76, 94, 113, 128. — 268 с.
  40. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 336.
  41. ↑ Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 40.
  42. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 3.5.

См. также

Литература

  • Анатолий Пахомов. Хатха Йога: корректный подход к позвоночнику. — К.: Велес, 2007. — 280 с. — ISBN 978-966-96850-1-8.
  • Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Деком, 2011. — 508 с. — ISBN 978-5-89533-239-9.
  • Айенгар Б. К. С. Пояснение пранаямы. Пранаяма Дипика. — Альпина нон-фикшн, 2008. — 328 с. — ISBN 978-5-9614-0842-3.
  • Свами Дхирендра Брахмачари. Йогасана Виджняна. — Проспект, 2006. — 296 с. — ISBN 5-98597-065-5.
  • Громов С. Н. 40 дней, практикуя Йогу. — Одесса: ВМВ, 2005. — 507 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 966-8286-43-x.
  • Громов С. Н. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). Книга — Учитель. — 2009. — 944 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 978-966-8835-01-8.
  • Кукалев С. В. Опыты Йоги: Религия личного пути. — СПб.: Питер, 2004. — 448 с. — ISBN 5-94723-815-2.
  • Кукалев С. В. Тайны хатха-йоги: 163 вопроса «почему?» с ответами. — Ростов: Феникс, 2007. — 314 с. — ISBN 978-5-222-12507-6.
  • Мира Метха. Простые упражнения йоги для здоровья. — ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с. — ISBN 5-8183-0961-4, ISBN 0-00-711620-9.
  • Свами Муктибодхананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха Йога Прадипика с комментариями / пер. с англ. А.Липатова. — Минск: Ведантамала, 2007. — 664 с. — ISBN 987-3517-09-1.
  • Классические тексты натха-сампрадайи: Горакша-вачана-санграха; Горакша-упанишада; Йога-биджа; Горакша-йога / пер. с санскрита Шрипада Йоги Матсьендранатха Махараджа. — К.: Ника-центр, 2007. — 120 с. — ISBN 978-966-521-440-3.
  • Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. Гуру Шри Йоги Матсьендранатха Махараджа. — М.: Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.. — М.: Республика, 1996. — С. 576. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Николаева М. В. Философские основания современных школ хатха-йоги. — 2007. — 315 с. — ISBN 978-5-85803-348-6, ISBN 978-5-352-02116-3.
  • Ферштайн Г. Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — С. 637. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7.
  • Фойерштейн Г. Глубинное измерение йоги / Пер. с англ. И.А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — ISBN 5-7905-4315-4.

Хатха-йога — Википедия. Что такое Хатха-йога

Хатха-йога (санскр. हठयोग, haṭhayoga IAST, hʌʈʰʌjo:gʌ, «усиленное/настойчивое слияние») — направление йоги, сформированное в X—XI веке Матсьендранатхом и, в большей степени, его учеником Горакшанатхом[1][2][3]. Основанная им йогическая традиция натхов сыграла значительную роль в развитии классической хатха-йоги в средневековой Индии.[4][5]

Во многих источниках хатха-йога рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги.[6][7][8] В других указывается на то, что хатха-йога представляет собой целостную систему, которая ведет к самадхи и мукти (мокше)[9][10].

Практики хатха-йоги включают в себя шаткармы, асаны, бандхи, мудры и пранаямы, а также элементы пратьяхары, дхараны и дхьяны[11]. Во всех практиках есть элементы работы с сознанием (концентрация внимания, осознанное восприятие). Также для практикующего предписывается соблюдение ям и ниям.

Этимология

Слово «хатха» (हठ, haţha) переводится с санскрита как «усилие», «насилие», «натуга», «интенсивность».[12] Слово «йога» (योग, yoga) переводится с санскрита как «союз», «единение», «слияние»[13]. Таким образом, словосочетание «хатха-йога» (हठयोग, haţhayoga) можно перевести на русский язык как «насильственное слияние», «усиленное единение», «интенсивное единение» и т. д.

Некоторые исследователи переводят словосочетание «хатха-йога» как «йога силы» или «силовая йога». Буквально это указывает на то, что практики хатха-йоги требуют значительных усилий и дисциплины, но в эзотерическом смысле под «силой» можно понимать энергию кундалини. [14]

Также термин «хатха» часто рассматривают как составленный из двух частей «ха» и «тха». По отдельности это не слова, а слоги, формально не имеющие собственных значений. [15] Но в паре они наделяются мистическим смыслом: «ха» — ум, ментальная энергия и «тха» — прана, сила жизни; «ха» символизирует Солнце, «тха» — Луну; «ха» отождествляется с каналом Пингала, «тха» — с каналом Ида; «ха» — мужской вариант мантры, «тха» — женский[16][17]. Таким образом, термин «хатха-йога» означает единение «ха» и «тха», Солнца и Луны, мужского и женского, Шивы и Шакти.

История

Существует несколько легенд, согласно которым учение хатха-йоги передал людям Шива [18]. Авторы классических текстов по хатха-йоге упоминают Шиву как первого гуру в парампаре[19].

Современные исследователи связывают возникновение хатха-йоги с Матсьендранатхом и его учеником Горакшанатхом, основавшим в X—XI веках йогическую традицию натхов. Горакшанатх систематизировал существующие в его время практики работы с телом и сознанием, а также дополнил их тантрическими элементами. Он считается автором многих текстов по хатха-йоге (Горакша-паддхати, Горакша-штака, Джняна-амрита, Аманская йога, Йога-мартанда, Сиддха-сиддханта паддхати и др.)[20].

Классическим текстом, в котором систематизированы многие практики хатха-йоги, стал труд Свами Сватмарамы «Хатха-йога-прадипика» (по разным источникам относится к XIV—XV в. [21]). Свами Сватмарама принадлежал к шиваисткой традиции йоги из Андхры [21].

Хатха-йога активно развивалась в XVII—XVIII веках. К этому времени относят такие тексты, как: «Гхеранда-самхита», написанная вайшнавским мудрецом Гхерандой из Бенгалии; «Йога-карника» Агхорананды; «Хатха-санкета-чандрика», приписываемый Сундарадэве и др. [22]. Также к XVIII веку Фершнтайн относит «Шива-самхита» — текст, в котором наряду с практиками излагается философия хатха-йоги[23].

Важно уточнить: никаких упоминаний о хатха-йоге в Йога Сутры Патанджали нет[24].

Практики

«Все в Хатха-йоге существует для Раджа-йоги[25]»

Практически во всех эзотерических учениях существовали специальные системы, направленные на работу с физическим телом, что является их дополнительным отличием от религий[26].

Хатха-йога — это учение о психофизической гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, шаткармы, асаны, бандхи, мудры), и психических средств (медитация и концентрация внимания во время выполнения асан, пранаямы).

Цели, которых можно достичь, практикуя хатха-йогу, весьма разнообразны. Это может быть как хорошее здоровье и долголетие[7], так и пробуждение кундалини[27][28], осознание тождества атмана с Абсолютом[10], и даже просветление и освобождение (самадхи)[9][10].

Движение тела и течение мысли неразрывно связаны с дыханием. Поэтому особо пристальное внимание уделяется обучению практике правильного дыхания, как во время занятий, так и в жизни.

Хатха-йога учит сознательно и внимательно относиться к своему здоровью, учит практикам внешнего и внутреннего очищения тела и ума, способам поведения в мире и системе правильного питания.

Яма и Нияма

Этические принципы хатха-йоги — яма и нияма. Они описываются в первых двух ступенях восьмиступенчатой аштанга-йоги, изложенной в Йога-сутрах Патанджали[29]. Ахимса — это главный этический принцип, лежащий в основе хатха-йоги.

В некоторых других источниках (Майтрайяния Упанишады (глава 6, строфа 18), Вишну Самхита[30], а также в текстах написанных Горашанатхом, таких как Вивека-Мартанда[31]) говорится о шестиступенчатой йоге, подразумевая, что ямы и ниямы уже освоены учеником до того, как он приступает к изучению хатха-йоги.

Шаткармы

Шаткарма (санскр. षटकर्मन : шат — шесть, карма — действие) — общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге. Эти практики классифицированы и описаны в древних йогических текстах «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита»:

  1. Дхоути — набор техник очищения пищеварительного тракта;
  2. Басти — метод промывания и тонизирования толстой кишки;
  3. Нети — набор методов промывания и очищения носовых проходов;
  4. Наули (Лаулики) — способ укрепления органов брюшной полости путём массирования их особым образом;
  5. Капалабхати — методика очищения передней доли головного мозга, состоящая из трёх простых техник;
  6. Тратака — практика пристального созерцания объекта, развивающая силу сосредоточения, укрепляющая глаза и оптические нервы.

Асана

» Йоги, выполняющие Врикшасану (поза дерева)

Асана — устойчивое положение тела, специальная поза, принимаемая для выполнения какого-либо упражнения, либо сама им являющаяся.[32] Классические тексты по йоге говорят о том, что асана должна быть «стхирам» — устойчивой, «сукха» — легкой.[33] Горакшанатх определяет асану как пребывание в своей истинной форме.[34]

Изначально, в традиционных текстах описывается небольшое количество асан. В «Хатха Йога Прадипика» их 16, в «Гхеранда-самхита» — 32.[1]. Самой важной из асан Свами Сватмарама называет Сиддхасану[35].

Выполнение асан способствует улучшению подвижности и гибкости, повышению выносливости, благотворно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и пищеварительную системы, снижает тревожность, улучшает внимание и память.[36] В хатха-йоге асаны используются в качестве инструмента интенсификации потоков праны в теле[37], поддержания здоровья и продления жизни.[1]

На более глубоком уровне в асанах происходит работа с вниманием. Принимая асану и оставаясь в ней, практикующий воспринимает ощущения на разных уровнях своего существа: на уровне тела, эмоций, ума. Асана создает определённое внутреннее энергетическое состояние, в котором и тело и сознание становятся едины и воспринимаются таковыми в каждый данный момент.[38]

Несмотря на то, что Хатха-йога многими воспринимается как разминка для тела — в ней существует и глубокий скрытый смысл. Так, каждая асана дает невидимый обычным взором мистический эффект, которые действует за пределами обыденного человеческого восприятия.[39]

Пранаяма

Праная́ма (санскр. प्राणायाम , Prāṇāyāma IAST, букв.: «контроль или остановка дыхания») — управление праной (жизненной энергией) с помощью дыхательных упражнений. Основной целью пранаямы является установление контроля над потоками сознания, которые тесно связаны с дыханием.[40] Упражнения пранаямы применяются для очистки так называемого «тонкого тела» и нади от загрязнений[41], а также для накопления и преобразования жизненной энергии.

Упражнения состоят из продолжительного вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки между ними (кумбхака).[37]

Осознанное дыхание помогает сознанию сконцентрироваться, а также позволяет практикующему достичь крепкого здоровья и долголетия.[37]

Мудры и бандхи

Мудра переводится как «печать», «оттиск». Другое значение этого слова — «дарующая радость». Бандха переводится как «замок». Свами Сватмарама описывает цель практики мудр и бандх, как пробуждение и поднятие энергии кундалини[42]. По его мнению самой важной мудрой является кхечари-мудра[35].

Классические тексты по хатха-йоге

Школы Хатха-йоги

Примечания

  1. 1 2 3 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 246.
  2. Борислав (Борис Мартынов). Йога. Источники и течения. Хрестоматия.. — М.: Йогин, 2009. — С. 69. — 440 с.
  3. ↑ Hatha Yoga (англ.). Encyclopædia Britannica.
  4. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги., 2002, с. 637.
  5. Банерджи Акшая Кумар. Философия Горакхнатха / пер. с англ. Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа, В.Л. Зернова, В.В. Кириллиной. — М.: Международный натха-йога центр, 2015. — С. 413. — ISBN 978-5-905006-03-6.
  6. Вуд Эрнест. Словарь йоги / перевод К.Семенова. — К.: София, 1996. — 224 с.
  7. 1 2 Свами Вивекананда. Четыре йоги. — М.: Прогресс-академия, 1993. — С. 127.
  8. ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 7.
  9. 1 2 Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 52.
  10. 1 2 3 Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 659.
  11. Гхеранда. Гхеранда-самхита.
  12. ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
  13. ↑ Sanskrit Dictionary for Spoken Sanskrit.
  14. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 45, 50.
  15. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 695.
  16. ↑ Хатха Йога Прадипика с комментариями, 2007, с. 32, 75, 282.
  17. Андрей Сидерский. Йога Восьми Кругов. Книга 2. — 2008. — С. 25. — 576 с.
  18. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 639.
  19. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.1.
  20. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 661—662.
  21. 1 2 Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 690.
  22. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692—694.
  23. ↑ Ферштайн. Энциклопедия йоги, 2002, с. 692.
  24. А.Г. Сафронов. Хатха йога и Патанджали, Йога сутра: комментарий современного практика. योगसूत्रचूर्णि: (27.01.2018).
  25. ↑ «[[1]» Хатха йога прадипика
  26. А.Г. Сафронов. Йога: физиология, психосоматика, биоэнергетика / Хатха-йога в системе йоги. — 3. — Харьков: Ритм Плюс, 2016. — С. 8—9. — ISBN ISBN 978-966-2079-46-3.
  27. Т. К. В. Дешикачар. Сердце йоги. — К.: София, 2003. — С. 171—173.
  28. Артур Авалон. Глава 7. Теоретические основания этой йоги // Кундалини-йога. Змеиная сила. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03740-4, ISBN 978-0-486-23058-0.
  29. B. K. S. Iyengar. Light on the Yoga Sutras of Patanjali.. — ISBN 978-0-00-714516-4.
  30. M.M.T. Ganap Sastri. Vishnu Samhita. — ISBN 978-8170302230.
  31. Шри Йоги Матсьендранатх Махарадж. Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов. — ISBN 978-5-91680-005-30.
  32. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 63.
  33. Патанджалир. Садхана пада // Йога сутры. — сутра 46.
  34. ↑ Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов, 2009, с. 173.
  35. 1 2 Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 1.45.
  36. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 247.
  37. 1 2 3 Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 39.
  38. ↑ Фойерштейн. Глубинное измерение йоги, 2006, с. 248.
  39. Виталий Оснач. Йога. Путь к свету. — Новосибирск: «ИД Манускрипт», 2010. — С. 11, 16, 37, 46, 61, 76, 94, 113, 128. — 268 с.
  40. ↑ Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь, 1996, с. 336.
  41. ↑ Айенгар. Пояснение пранаямы, 2008, с. 40.
  42. Свами Сватмарама. Хатха Йога Прадипика. — шлока 3.5.

См. также

Литература

  • Анатолий Пахомов. Хатха Йога: корректный подход к позвоночнику. — К.: Велес, 2007. — 280 с. — ISBN 978-966-96850-1-8.
  • Бойко В. С. Йога. Искусство коммуникации. — 4-е издание, исправленное и дополненное. — Деком, 2011. — 508 с. — ISBN 978-5-89533-239-9.
  • Айенгар Б. К. С. Пояснение пранаямы. Пранаяма Дипика. — Альпина нон-фикшн, 2008. — 328 с. — ISBN 978-5-9614-0842-3.
  • Свами Дхирендра Брахмачари. Йогасана Виджняна. — Проспект, 2006. — 296 с. — ISBN 5-98597-065-5.
  • Громов С. Н. 40 дней, практикуя Йогу. — Одесса: ВМВ, 2005. — 507 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 966-8286-43-x.
  • Громов С. Н. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). Книга — Учитель. — 2009. — 944 с. — (Йога — день за днём). — ISBN 978-966-8835-01-8.
  • Кукалев С. В. Опыты Йоги: Религия личного пути. — СПб.: Питер, 2004. — 448 с. — ISBN 5-94723-815-2.
  • Кукалев С. В. Тайны хатха-йоги: 163 вопроса «почему?» с ответами. — Ростов: Феникс, 2007. — 314 с. — ISBN 978-5-222-12507-6.
  • Мира Метха. Простые упражнения йоги для здоровья. — ФАИР-ПРЕСС, 2005. — 256 с. — ISBN 5-8183-0961-4, ISBN 0-00-711620-9.
  • Свами Муктибодхананда Сарасвати, Свами Сатьянанда Сарасвати. Хатха Йога Прадипика с комментариями / пер. с англ. А.Липатова. — Минск: Ведантамала, 2007. — 664 с. — ISBN 987-3517-09-1.
  • Классические тексты натха-сампрадайи: Горакша-вачана-санграха; Горакша-упанишада; Йога-биджа; Горакша-йога / пер. с санскрита Шрипада Йоги Матсьендранатха Махараджа. — К.: Ника-центр, 2007. — 120 с. — ISBN 978-966-521-440-3.
  • Сиддха-сиддханта паддхати и другие тексты натха-йогинов / пер. с санскрита и коммент. Гуру Шри Йоги Матсьендранатха Махараджа. — М.: Международный натха-йога центр, 2009. — 278 с. — ISBN 978-5-91680-005-0.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.. — М.: Республика, 1996. — С. 576. — ISBN 5-250-02557-9.
  • Николаева М. В. Философские основания современных школ хатха-йоги. — 2007. — 315 с. — ISBN 978-5-85803-348-6, ISBN 978-5-352-02116-3.
  • Ферштайн Г. Энциклопедия йоги / Пер. с англ. А. Гарькавого. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — С. 637. — 728 с. — ISBN 5-8183-0397-7.
  • Фойерштейн Г. Глубинное измерение йоги / Пер. с англ. И.А. Забелиной. — М.: РИПОЛ классик, 2006. — 432 с. — ISBN 5-7905-4315-4.

Что такое хатха-йога

Хатха-йога возникла в X—XI веке. Целью этой практики было привести тело и разум к гармонии, выполняя дыхательные упражнения (пранаямы), медитацию и физические упражнения. Но что же такое хатха-йога?

мужчина занимается йогой

Пранаямы – дыхательные упражнения, которые учат замедлять дыхание, очищать разум от ненужных мыслей и внутренне знакомиться со своим телом. Дыхательные упражнения развивают визуализацию, так как во время пранаямы нужно мысленно направлять потоки воздуха в определенную часть тела.

мужчина занимается йогой

Асаны – специальные позы в йоге. В хатха-йоге в основном статичные позы, в которых находишься больше минуты. Главное — расслабить тело и почувствовать приятный тонус мышц. В первое время начинаются неприятные ощущения, из-за которых новичкам тяжело сконцентрироваться на дыхании и расслабить тело. Однако, после месяца интенсивных занятий, чувства трансформируются, главное не делать асаны через силу. 

девушка занимается йогой

Медитация – техника расслабления. Вообще, любое занятие йогой считается подготовкой к самому важному этапу — медитации. Она расслабляет тело, а энергия, которую вы получили за счет выполнения асан, распределяется по телу. При правильной медитации тело кажется легким и воздушным, а разум чистым и спокойным.

мужчина занимается йогой

Почему хатха-йога такая разная?

Каждый учитель понимает и преподаёт её по-разному. Нет единого понятия, что такое хатха-йога, но один учитель будет считать её медитативной, а другого более активной. Стиль йоги зависит в основном от процентного соотношения трех основных элементов йоги. Многие современные школы вообще отказались от медитации, оставив лишь пранаямы и асаны, убирая стиль жизни йогов и их философию. Поэтому, совет новичкам — пробуйте разные школы и учителей, экспериментируйте и ищите своё направление.

девушки занимаются йогой

Кстати, чтобы практика на начальном уровне была приятней, присмотритесь к оборудованию для йоги и специальной женской и мужской одежде.

Удачной практики!

 

Автор: Виктория Холмина — омни-лидер йога

[email protected]

Что такое Хатха-йога? Хорошее здоровье — хорошая медитация

Здравствуйте, дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги!

Чтобы принести в этот мир ещё больше практичной и интересной информации, сегодня поговорим на тему Хатха йоги!

Хатха йога- является одним из видов йоги, не основным (про основные написано здесь), но безусловно очень важным: ведь в нынешнее время, человечество все ещё очень сильно отождествляет себя со своими физическими телами, поэтому очень разумно начинать раскрывать Свой Истинный, Безграничный потенциал исходя именно из этой точки координат.

Итак, что же такое Хатха йога и какова её самая главная задача, чем Хатха йога отличается от гимнастикии как она работает?

Обо всём этом в данной статье.

Что такое Хатха-йога

В современном мире, само понятие йога, более всего стало известно именно благодаря разделу йоги, занимающимся физическим телом человека. Помимо физического тела у человека есть ещё как минимум парочка других, более тонких, но именно из-за их тонкости, пощупать руками эти тела сложнее, а физическое для органов чувств вполне доступно, поэтому  никому его существование доказывать не надо.

Именно благодаря сильной отождествленности современного человечества с телом-умом, наука йоги стала широко известна именно как определённого рода гимнастика, призванная помочь вылечить спину, дать почувствовать себя молодым и гибким, а кто-то даже надеется похудеть, занимаясь Хатха-йогой. Что ж, йога действительно может выполнить все вообразимые и невообразимые стремления человека, может выполнить и эти. Конечно при таком скромном запросе обращаться к ней, это всё равно что стрелять из пушки по воробьям, но кто знает, может начав с таких простых целей, как стать здоровее и красивее, человек в будущем захочет хотя бы чуть-чуть больше и уже займётся настоящей йогой. Так кстати часто и бывает, человек начинает заниматься асанами, достигает своих целей по оздоровлению, но вместе с этим замечает, что стал спокойнее, жизнерадостнее, с большей готовностью  открыт новым возможностям.

А может и книгу уже какую успел о йогах прочитать и цели свои в отношении этой науки расширить. И как следствие,  далее он продолжит заниматься йогой уже с гораздо более высокими ожиданиями.

Так или иначе, спасибо Хатха-йоге за то, что она хоть и отдаленно, но всё же знакомит широкие массы людей с йогой и формирует в нашем представление способ достижения, здоровья и силы.

Лично я впервые о том, что такое Хатха-йога поняла уже будучи несколько лет йогой занимаясь (в том числе и медитацией), из книги «Хатха-йога» автора йог Рамачарака.

И как оказалось, Хатха-йога — это далеко не только закручивание в непонятные позы (асаны) – это комплексный подход к оздоровлению тела и поддержанию его в очень хорошем состоянии, ведь в здоровом теле  — здоровый дух. Для медитации (в которой истинная йога и осуществляется) тело должно быть как можно более здоровым, ведь далеко не каждый человек сможет хотя бы час просидеть с прямой спиной).

Хатха йога, сама по себе является частью Раджа йоги, и в то же время содержит в себе целостный комплекс рекомендаций по всем возможным способам оздоровления и омоложения физического тела человека.

Отличие Хатха-йоги от гимнастики и других систем здорового образа жизни.

Основная разница между подходом йоги к оздоровлению тела и большинством других современных дисциплин в точке отсчёта координат. Йога работает в любом случае, и Хатха-йога оздоравливает в любом случае, но лучше сразу понимать, что физическое тело существует, как инструмент души, и цель не просто сделать его здоровым, чтобы подольше пожить и поразвлекаться, а чтобы болезни не  отвлекали внимание человека от раскрытия его Высшего потенциала, Божественного потенциала.

То есть йоги, занимаясь здоровьем  тела и концентрацией ума ни на минуту не забывают, что это не они сами, а всего лишь их инструменты, которые для их же собственного блага и наилучшего выполнения главной задачи йоги – расширения осознанности, должны содержаться в здоровом, сильном, крепком состоянии.

Все, даже самые великие, полностью реализованные Мастера йоги единогласно призывают поддерживать тело в хорошем состоянии, хотя сами уже и имеют право обращаться с ним далеко не так бережно.

Свами Шри Ютешвар в Автобиографии йога говорит:

Пока человек не реализовался в Боге, он обязан следить, чтобы его тело было здоровым.

И для реализации вышеназванной цели, в Хатха йоге присутствует бесчисленное количество рекомендаций, советов, предписаний и ценнейших указаний, как по физическим упражнениям, так и по режиму дня и по питанию. Так же Хатха йога очень сильно соприкасается с индийской медициной – аюрведой и индийской, ведической астрологией.

По сути все три ветви, призваны помочь человеку устранить все препятствия на пути к глубокой медитации и познанию Своей Истинной Природы.

Как работает Хатха-йога

Сама по себе Хатха йога и асаны йоги так же помогают раскрытию внутреннего потенциала. Любая болезнь – дисгармония на физическом, эмоциональной или ментальном уровне (отклонения от принципов гармоничного взаимодействия вселенских законов Ямы и Ниямы). Любая дисгармония (проявления негативных эмоций (гнев, жадность, ревность) или же неправильные ментальные установки), блокируют потоки энергии в тонком энергетическом теле человека, вследствие чего возникают сбои в работе и физического тела. Правильный распорядок дня, питание и йогические асаны способствуют тому, что тонкие каналы прочищаются и энергия вновь начинает течь свободно, одновременно успокаивая негативные чувства, трансформируя их в позитивные и радостные, а так же способствуя изменению ментальных, умственных концепций (то есть через физическое тело идёт работа с астральным телом и ментальным телом человека, за счёт чего очищаются тонике энергетические каналы нади в энергетическом теле теле).

Однако, если ограничить свою практику йоги только разделом Хатха-йоги, то говорить о серьёзном прогрессе, серьёзных изменениях и эволюционном росте не придётся. Для тех кто занимается йогой, чтобы достичь полной Самореализации нужны более эффективные методы, например такие как Крийя йога.

Кстати правильная Хатха-йога так же уже сама по себе соответствует всем ступеням йоги Патанджали и способствует перенаправлению энергии вовнутрь и вверх. Хотя сегодня есть направления Хатха-йоги, которые наоборот толкают энергию во вне и после таких занятий медитировать и успокоиться вообще уже не возможно. Если расклад такой, то это будет уже не йога, а просто физкультура, где люди доводят себя до приличной степени физической усталости и изнеможения. Но цель йоги вообще и Хатха-йоги в частности — успокоить тело, чувства и ум, если сильно замучить тело, от переутомления чувства конечно успокоятся и ум отключится, но медитировать так же будет проблематично.В общем, правильная Хатха-йога — это чудесный способ подготовить тело к медитации. Именно для этого данное направление йоги было создано и доведено до совершенства.

Будьте здоровыми йогами, мои дорогие читатели. Пишите комментарии и до встречи.

Что такое Хатха Йога?

Хатха йога — одна из школ йоги. Она наиболее известна на Западе. В Хатха йоге наиболее выражены физические аспекты йоги. «Хатха» состоит из двух слов: «ха» — означает «позитивный», «тха» — «негативный». Таким образом, Хатха йога — средство уравновешивания положительной и отрицательной энергий тела. Это осуществляется с помощью асан (поз), пранаямы (дыхательных упражнений), мудр (положений рук, направляющих прану в нужное русло), бандх (мышечных замков, регулирующих поток праны) и крий (практики очищения организма).

Приоритет отдается технике правильного дыхания и синхронизации дыхания с движениями. Занимаясь йогой, надо дышать через нос. Большое значение имеет выдох, потому что, чем больше вы выдыхаете, тем больше застоявшегося воздуха вы удаляете из своего организма.

Цель хатха йоги — питать тело и мозг, но не сжигая энергию в виде калорий. Аюрведа и Хатха йога считают, что упражнения не должны перенапрягать тело. После занятий вы должны чувствовать прилив сил, а не усталость.

Йоги предпочитают говорить «асана» (поза), а не упражнение. Это предполагает покой. Необходимо, приняв нужную позу, оставаться в ней в состоянии релаксации. Все позы йоги регулируют поток энергии. Находясь в позе, йог получает заряд целительной энергии, естественно возникающий в теле. Каждая поза создает определенное состояние сознания.

Если вы хотите достичь успеха в хатха йоге, вы должны захотеть стать лучше и прилежно заниматься каждый день. Степень успеха зависит от интенсивности занятий и степени самоотдачи.

Следует постепенно наращивать сложность упражнений и при этом стараться не превысить свои физические возможности. Каждый человек находится на определенной ступени физической и духовной эволюции, поэтому нет смысла сравнивать себя с кем-либо. Йога доступна каждому независимо от возраста, пола или физической формы. Именно поэтому специалисты рекомендуют заниматься абсолютно всем именно ею.

составные части и уровни сложности

Соединив ладони на уровне груди, я говорю вам «Намасте, дорогие друзья». Так здороваются на родине йоги — в Индии. Именно там в незапамятные времена зародилось это философское учение о гармоничном совершенствовании сознания и его оболочки – тела.

Учение это настолько обширно и многогранно, что сразу все постичь невозможно ни для кого. Поэтому начнем разбираться по порядку. В этой статье я расскажу что такое хатха йога и чем она полезна для каждого.

Цель хатха йоги

Хатха-йога — это именно та йога, с которой предпочтительно начинать своё становление как духовной личности. Она ставит целью достижение физического здоровья и как следствие — полного успокоения ума. Я думаю, каждому понятно, что имея какие-то болезненные ощущения в теле, ваше внимание будет отвлекаться на эти ощущения, и должной концентрации вы не получите.

Поэтому так важно, прежде чем приступать к освоению глубокой медитации, привести в равновесие все системы своего организма, максимально оздоровить его, стать физически выносливым. Хатха-йога дает возможность сделать это плавно, исключая любой стресс для организма.

Начало большого пути

Во всех авторитетных источниках ясно изложено, что хатха-йога – это первые четыре ступени восьмиступенчатой раджа-йоги. И если раджа-йога преследует как результат просветление, то хатха-йога подготавливает для этого тело и ум. Вот что входит в практику хатха-йоги как обязательные шаги:

  1. Яма – осознанный отказ от греховных действий (к ним относятся любые формы насилия, в том числе убийство животных ради употребления их в пищу, потакание плотским желаниям, воровство, ложь, алчность и т.д.).
  2. Нияма – соблюдение духовных принципов (чистота тела и мыслей, довольствование малым, усердие в изучении писаний), совершение добродетельных поступков, любовь и сострадание ко всему живому.
  3. Асана – статические позы, принимаемые йогом, с целью натренировать определенную часть тела и сконцентрировать ум на ощущениях от принятого положения. Боли во время их выполнения возникать не должно.
  4. Пранаяма – управление жизненной силой (праной) внутри себя благодаря комплексу особых дыхательных упражнений, какие подходят для начинающих описаны в этой статье. Фокусировка внимания на прорабатываемых точках может проходить на входе, на выдохе или же на задержке. Стоит предупредить, что к пранаяме допускаются далеко не сразу, ей предшествует тщательная подготовка.

После каждого комплекса для определенной группы мышц обязательно следуют асаны на расслабление всего тела и ума. Чем лучше вы расслабляетесь, тем больший эффект приносит практика в целом и тем стабильнее становится ваша нервная система.

Три уровня сложности

Хатха-йога различается по уровню нагрузок:

  1. Для начинающих. Новичок активно изучает теорию, соблюдает Яму и Нияму, осваивает самые простые асаны, отстраивая их под особенности своей физической подготовки, учится ровно и спокойной дышать. Заниматься лучше несколько раз в неделю.
  2. Базовый уровень. Сложность асан повышается, постепенно добавляются несложные упражнения пранаямы. Занятия желательно проводить каждый день.
  3. Продвинутый курс. Рассчитан на опытных йогинов. Тело интенсивно тренируется асанами, разрешается практиковать сложные упражнения пранаямы и проводить шаткарму (шесть древних очистительных процедур для физического тела). Занимаются такие люди не меньше двух раз в день.

Всем ли можно заниматься?

Вопреки некоторым заблуждениям скажу, что у хатха-йоги практически нет противопоказаний. Уже давно доказано на реальных примерах людей, что практика полезна для детей и беременных женщин. Конечно, нагрузка для них совершенно другая и подбирается индивидуально, но положительный эффект неоспорим. Так, например, работа с дыханием во время практики подготавливает будущую маму к родовым схваткам.

Также отмечено, что дети, матери которых занимались йогой во время беременности, более спокойные и меньше плачут.

Многие, кстати, кто занимался для похудения непосильными занятиями фитнессом со временем переходят на уроки к йога-инструкторам, так как комплексный подход к своему здоровью в йоге также способствует похудению и рельефности мышц.

В хатха-йоге особое внимание уделяется здоровью позвоночника как основному стержню человеческого тела, от котором во многом зависит правильное функционирование всех остальных органов. Поэтому в ней всегда присутствует целый набор упражнений для спины, которые либо поддерживают и укрепляют здоровую спину, либо помогают избавиться от ее болезней, например, от сколиоза и грыжи. Как это происходит подробно в этой статье

Но позвоночником дело не ограничивается, ведь хатха-йога позволяет оздоровить практически все системы организма от макушки до пят. Перечислять просто нет смысла, потому что список заболеваний, которые может излечить йога, огромен.

Тем же, у кого есть серьезные или хронические заболевания, необходимо предупредить о них своего учителя, чтобы он скорректировал под вас некоторые упражнения.

Маленький шаг к большому будущему

Хатха-йога – это некий фундамент, который вы строите перед тем, как продолжить свое увлекательное путешествие в мир незыблемых духовных познаний. Изучив ее, вы можете смело открывать для себя более сложные направления. Про направления йоги и их отличия вы можете почитать в этой статье.

Если вас привлекает такая жизненная перспектива, советую начать с малого – прийти на мои занятия в студию йоги «Индиго», которая находится в Санкт-Петербурге.

Какое бы количество людей не приходило ко мне на уроки, я всегда нахожу время, чтобы уделить его каждому индивидуально. Задавайте мне вопросы до или после занятия и я с радостью на них отвечу. В дружественной и уютной обстановке вы можете освоить под моим чутким руководством хатха-йогу

Сейчас мой стиль преподавания ближе к йоге Айенгара, потому что это лучшая школа, на мой взгляд, по отстройке асан. Приходите! Мы обязательно найдем точки соприкосновения. Делитесь в социальных сетях с друзьями и не забывайте писать комментарии и подписываться на обновления блога.

Уже скоро вашему вниманию будет предоставлена подробная статья про Аштанга виньяса йогу.

Похожие статьи:

Поделитесь с друзьями

Хатха йога что это такое

Йога – это естество, это гармония, это практика жизни… Существует множество стилей и направлений в йоге, но все они вытекают из одного целого – древнего знания о человеческом теле. Хатха йога – что это такое? Это еще один вид йоги, который основан на особенностях нашего тела, на возможности пребывать в той или иной статической позе, заложенной в нас природой.

Хатха йога подразумевает нахождение в определенном положении, и смену одной асаны за другой в специальной последовательности. Что нам дает хатха йога? Раскрытие тайны устройства нашего тела и гармонию.

** Самая глубочайшая тайна йоги в том, что внутри себя мы можем открыть Вселенную.

Откуда такая популярность у хатха йоги?

Буквально еще 100 лет назад о йоге слышали мало, чем ближе к нашим дням, тем она становится популярнее. Это связано с тем, что эффект от практики хатха йоги незамедлителен.

Однако, все хорошее имеет и обратную сторону, популярность йоги сказывается и на ее сохранности. Зачастую практикующие йогу используют ее лишь как физические упражнения, забывая о том, что это целый пласт древних трактатов и философское учение.

** Все асаны йоги – это дополнение к знаниям об устройстве мира, именно они и упускаются из вида по мере популяризации.

Цивилизация неизбежно приводит человека к малоподвижному образу жизни, результат – стресс, неврозы, психозы, депрессии. Ментальное напряжение присутствует, а физическое тело расслаблено, что приводит к дисгармонии организм.

Именно к этому выводу и пришли йоги древности, мы же помним, йога – прежде всего философия самопознания. Медитируя много часов в неподвижности, размышляя над сутью бытия, мудрецы могли по шесть часов просидеть не шелохнувшись.

** Для компенсации мыслительного напряжения и негативных факторов медитаций и была придумана хатха йога.

В нашу эпоху человек сталкивается с той же проблемой, что и мудрецы древности. Конечно, в большей мере речь о малоподвижности. Однако, стресс от современного образа жизни не меньший, чем от напряженного размышления о бытие. Занятия хатха йогой с успехом компенсируют недостаток движения.

** Кстати, в США больше практикующих йогу, чем в Индии. Мы говорим о пропорциональном соотношении количества жителей этих стран и йогов.

Хатха йога – что это такое?

Парадокс в том, что йога ничего не дает, она раскрывает заложенный в нас потенциал, забытое и затертое детское ощущение чуда каждого дня. Йога вскрывает воспоминания о нас самих из глубин подсознания и расширяет восприятие, снимая ментальные блоки.

  1. Физиологическое здоровье.

Если есть физиологические проблемы, слабость или усталость, то йога однозначно помогает преодолеть эти проблемы. Однако, йога и медицина не синонимы. Основная цель йоги углубить самопознание, поэтому в Индии и есть Аюрведа – народная медицина, как дополнение к практике йоге.

** Йога не лечит, но способствует физиологическому здоровью.

  1. Психическое здоровье.

Как бы нам ни печально было это признавать, но большинство людей в наш век имеют расшатанные нервы. Понаблюдайте за собой, и Вы заметите — бывают дни, когда малейшая неприятность выводит из равновесия и выливается в негативные эмоции.

** Йога посредством воздействия на физическое тело дает психологическую стабильность.

От грубого к тонкому, в здоровом теле здоровый дух, а дух – это и есть психическое состояние, в некотором смысле. Так что поговорка содержит мудрый смысл.

  1. Интеллектуальные способности.

Йога предписывает баланс ума и тела. Это подразумевает, что в случае излишней накачанности тела страдает интеллект, а при слишком развитой интеллектуальной деятельности – тело.

Постоянная практика йоги, всегда приводит к ментальной и интеллектуальной стабильности, посредством дисциплины, статических поз и дыхательных упражнений.

  1. Творческие способности.

Творчество — это не особенный талант, а проявление тонуса тела и интеллекта.
Творчество — это всплеск жизненных сил, а йога это катализатор творческого прорыва.

** Систематическое выполнение асан рано или поздно приводит Вас к пониманию законов самопознания.

Сколько делать упражнений за один подход?

Самая распространенная ошибка – это стремление к количеству разных поз. Начинать надо с малого и глубоко проникать в ощущение асаны. Обязательно надо прочувствовать ее эффект и добиться комфортного пребывания в позе, которую практикуете на данный момент.

Не должно быть напряжения, дрожания конечностей, сбивчивого дыхания. Даже одно единственное упражнение в день, но сделанное от души даст результат.

Опыт и практика йогов показывают, что для начинающих лучше выбрать 5-7 асан и отточить их до совершенства и полного комфорта.

Как часто менять упражнения?

Не имеет смысла делать каждый день разные упражнения. Помните, Вы должны полностью освоить и понять, что они дают. Поэтому правильнее всего менять комплекс упражнений не чаще 1 раза в неделю.

Это в том случае, если практика йоги самостоятельная. В йога-студии подскажет инструктор, который знает Ваши возможности.

Сколько подходов на одно упражнение?

Здесь полностью полагайтесь на свои ощущения. Можно делать 5-ть подходов, можно больше, можно по одному, но запустить цикличное воспроизведение 7-ми асан.

Главное, не забывайте, что после Вашей практики необходимо расслабиться в асане «шавасана» – поза трупа. Эта упражнение делается лежа на коврике, с полным расслаблением всех членов и внимании на дыхание.

Итак, в добрый путь…
Хатха йога — это Ваша возможность преобразить свою жизнь и изменить характер. Да-да, систематическая практика йоги делает нас чище и спокойнее, мы уподобляемся глади воды в чистейшем озере.

Намасте, друзья!

Автор публикации

не в сети давно

admin

Комментарии: 0Публикации: 632Регистрация: 22-05-2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *