Данные для балета – 26 совсем не академических фактов об опере и балете, которые позволят блеснуть эрудицией в антракте

Способности, необходимые для занятий классическим балетом

В новогодние каникулы Вы с ребенком сходили на балет «Щелкунчик». С тех пор ваша принцесса заинтригована балетом? Пуанты, пачка, свет софитов, слава великой балерины затуманили ей сознание. Может стоит попробовать? Худенькая, симпатичная, два года уроков хореографии за спиной. Вдруг получится?

Разберемся, какие физические данные необходимы для поступления в хореографическое училище. Выворотность (верхняя и нижняя), подъем стопы, растяжка, гибкость, координация, музыкальность и артистизм.

Выворотность — непременное условие занятий балетом, его фундамент, основа безопасности. Малейшее отступление от методики обучения чревато травматизмом.

Способности, необходимые для занятий классическим балетом

Высокий подъем стопы — необходимый атрибут балета, особенно это касается девочек. Без подъема они не смогут стоять на пуантах. У мальчиков он имеет больше эстетическое значение.

Растяжка (пресловутый шпагат) — еще одна балетная доминанта. Всевозможные арабески, аттитюды отлично смотрятся с «высокой ногой». Здесь важно поднять ногу выворотно и по первой позиции. Тогда это будет смотреться изящно.

Музыкальность проверяют, предлагая девочке подвигаться под музыку шагом польки, мальчику — пройтись маршем. Здесь очень важна подача. Даже если физические данные несовершенны, артистизм способен склонить чашу весов на сторону абитуриента. Обычно это задание удачнее всего получается у детей, которые ранее занимались в самодеятельности. Но не всегда это оказывается плюсом. В непрофессиональных студиях часто закрывают глаза на качество исполнения экзерсиса, правильное положение корпуса, рук и ног. А вот занятия художественно гимнастикой благоприятно скажутся в процессе обучения и помогут достойно показаться на вступительных экзаменах.

Способности, необходимые для занятий классическим балетом

Задание на координацию — это чаще всего упражнение, в котором руки, ноги и корпус двигаются в разных направлениях и в своем темпе. На этот пункт смотрят снисходительно, так как его выполнению часто мешает волнение ребенка.

Ну и последнее. Поговорка «Не родись красивой» к балету не относится. Внешность играет огромное значение. Акцентируют внимание на пропорции тела, правильные и выразительные черты лица.

Занятие классическим балетом — тяжелый труд. Танец должен стать делом всей жизни, оттеснить на второй план личную жизнь, развлечения, отдых. Только упорством, целеустремленностью и самоограничением можно пробить себе дорогу к ведущим сценам мира.

Школа-студия балета ‘Иданко’ — Балетная школа-студия «Иданко», Москва

Ритмика, детская хореография, развивающие танцы для маленьких детей; классическая хореография, балет для детей от 4 до 14 лет. Квалифицированные, внимательные и дружелюбные педагоги. Выступления учащихся детей на сцене. Участие детей в концертах, балетных спектаклях, конкурсах и фестивалях. Открытые уроки балета для родителей.

Помогаем узнать больше о балете в начале долгого пути к успеху

Физические данные для успешной балетной карьеры

Выворотность, подъем стопы, растяжка, гибкость, координация, прыгучесть, музыкальность и артистизм

Выворотность — важное отличительное свойство движений в балете, фундаментальная основа и, одновременно, гарантийный механизм предотвращения балетных травм.

Высокий подъем стопы — важная физиологическая или, при элластичности стопы, развитая кондиция танцора. В особенности это касается балерин, которые танцуют на пальцах. Без подъема крайне затруднительно стоять на пуантах. Для мальчиков это, в большей степени, имеет имиджевое значение.

Растяжка и гибкость — еще одни балетные прерогативы. Мощно выглядят движения с высокоамплитудными подъемами ног, изящны непринужденные шпагаты и изгибы корпуса. Важно при этом соблюдать каноны выворотности и позицию, что бы не огрубить движения.

Музыкальность и выразительность — основа для технически безупречного исполнения и эффектной артистической подачи танцора. Даже если физические данные оставляют желать лучшего, выразительность компенсирует скромные природные данные и зритель не будет концентрировать внимание на изъянах. 

Большое значение также имеют хорошая координация, прыгучесть, внешняя привлекательность и психологическая устойчивось танцора. 

Занятие классическим балетом — серьезный и долгий путь. Только с терпением, упорством, целеустремленностью и самодисциплиной можно достичь существенных успехов в этом виде искусства.

Уроки балета (классическая хореография) для детей проводятся 3 раза в неделю в учебных группах, сформированных с учетом возраста и подготовки учеников. Продолжительность урока составляет 45 минут для малышей, 1 час для детей младшей возрастной группы и 1 — 2 часа для старшей группы. 

Топ 10 вопросов о балете и танцах для детей

В многообразии студий танца для детей сегодня можно потеряться. Перед родителями встает непростой выбор: куда отдать ребенка и какому педагогу доверить свое чадо? Чтобы ответить на все вопросы, которые интересуют и волнуют родителей, мы провели опрос и собрали 10 самых актуальных вопросов в этой статье. Экспертами были опытные педагоги нашей студии «Русская Балетная Компания».

1) Возраст, с которого можно начинать?

Прежде всего родители хотят знать, есть ли возрастные ограничения по нагрузке, и, начиная с какого возраста появляется толк в занятиях?

Некоторые студии танца приглашают на свои занятия 2-леток. В этом возрасте ребенок уже способен в форме игры воспринимать информацию и выполнять простые упражнения, но по нашему опыту и современным методикам, ребенку лучше начинать занятия танцами с 3 лет. Нужно уточнить, что с 3-х лет целесообразно начинать заниматься, именно, танцами. Занятия преподносятся через игру, работу с ритмами, знакомство с разной музыкой, направлены на общее развитие ребенка. Они учатся делать реверанс, изучают позиции рук и ног, делают шаги с носочка и держат спинку! Все это изучается с помощью игры и адаптировано на возраст 3-5 лет. Классической хореографией в этом возрасте заниматься рано (возможно изучение некоторых элементов).

Непосредственно балетом лучше начинать заниматься с 7 лет, тогда ребенок уже более требователен сам к себе, а педагог проводит занятие не только с точки зрения игры, как это делается с малышами, но и согласно методике классического танца. Говоря о профессиональном балете — это 10 лет (с 7 лет рекомендуется начинать подготовку к поступлению в хореографические училище, если есть такая цель). В возрасте 10 лет ребенок уже дорос до нагрузок и головой и телом.

2) Балет – серьезное искусство, которое требует умения преодолевать себя. Родителей волнует, как это решается в детском возрасте?

Начиная заниматься балетом, ребенок очень скоро понимает, что не все так просто, как казалось. Дети часто испытывают разочарование от несоответствия мечты и действительности. Они приходят в балетный зал с желанием крутить фуэте и прыгать в шпагат, а на деле оказываются прикованными к станку, выполняя бесконечное количество скучных батман тандю. Задача педагога: заинтересовать ребенка и постоянно стимулировать его интерес. У каждого возраста свои стимулы — от наклеек после урока до выступления на сцене в первой линии, к примеру. Также важна атмосфера здоровой конкуренции (это касается 7 и 10 лет).

3) Есть ли какие-то требования и ограничения по размеру головы, длине пальцев и т.д.?

На наш взгляд, для занятий в танцевальных детских студиях до поступления в хореографическое училище никакого отбора быть не должно. Но, когда мы говорим о балете, как о профессии, то да! Для поступления в училище существует конкурсный отбор в 3 этапа, где смотрят физические данные (растяжка, прыжок, гибкость…), внешние данные (вес, длина ног, размер головы, размер пальцев не является прямым противопоказанием для балета), и, конечно, здоровье (зрение, сердце, слух, отсутствие сколиоза, кифоза, лордоза, плоскостопия…)

4) Многих родителей интересует также вопрос про растяжку. Какой крайний возраст ребенка для того, чтобы сесть на шпагат?

Здесь родителям нужно определиться с намерениями. Если ребенок благополучно занимается танцами, выступает на сцене и без наличия шпагата, то он ему и не особо нужен. Это говоря о любительских занятиях. Если же вы намерены заниматься профессионально и поступать в хореографическое училище, то шпагат, растяжка необходимы. Желательно к 7 годам уже сидеть на всех шпагатах. В 6-7 лет нужно начинать растягиваться активно. Отсутствие должной растяжки ограничивает возможности ребенка, и в этом для него будет сложность в освоении многих танцевальных движений. В общем, к 7 годам, желательно, чтобы шпагаты уже были.

5) На что нужно обратить внимание при выборе педагога детской студии?

Прежде всего, нужно обязательно узнать какое образование у педагога. Как минимум — это должно быть хореографическое училище, т.е. диплом о среднем специальном образовании, который позволил бы танцевать в театре. Такое образование даст некую гарантию, что детей будут учить грамотно и исключит травмы. Еще лучше, если будет диплом о высшем балетном образовании (педагог-балетмейстер, педагог-хореограф, балетмейстер, руководитель коллектива, и т.п.). О жесткости балетной школы ходят легенды, но, нужно разделить понятия профессионального обучения и любительского! В любительских студиях все зависит только от педагога: насколько он будет строг или мягок, какими методиками пользуется, насколько это воспитанный человек. Поговорите обязательно с педагогом, узнайте, какие задачи он ставит перед собой и детьми. Профессионала, как правило, сразу видно, даже если Вы ничего не смыслите в танцах. В большинстве знакомых нам студий, в том числе и нашей, родители могут присутствовать на первом уроке ребенка, чтобы посмотреть, чем занимаются дети, как общается с ними педагог, чтобы иметь возможность оценить работу педагога и уровень собственного ребенка. Присутствие родителя позволяется и на нескольких последующих уроках, если ребенку нужен период адаптации.

6) Не вредны ли занятия балетом в раннем возрасте?

Определенно полезны! Если ребенок здоров и нет ограничений в нагрузках, то балет воспитывает тело, улучшает осанку, положительно влияет на походку, способствует появлению красивых жестов и общение с классической музыкой тоже всегда на пользу!

7) Нужно ли ребенку сидеть с детства на диете, чтобы в будущем иметь стройную фигуру балерины?

В этом вопросе нужно помнить, что основа стройной фигуры – это сбалансированное питание в совокупности с физической нагрузкой. В возрасте 3-х лет, когда дети впервые приходят на занятия танцем, задумываться о какой-то диете, пожалуй, рано. Растущий организм должен питаться. Но вот в возрасте 5-6 лет, если ребенок уже набирает лишний вес, стоит задуматься о том, чтобы ребенок употреблял полезную пищу и питался умеренно, не растягивать ему желудок, иначе, одной физической нагрузки будет уже недостаточно для достижения стройности в будущем.

8) Есть ли студии, совмещающие классический и «Орф» подход?

Как правило, преподают или «классику» или «Орф». Соединять два подхода в одном уроке нет смысла – не получится должным образом уделить внимание «классике» на наш взгляд. «Классический танец» подразумевает определенные каноны, которые в свою очередь не подразумевают занятия на инструментах, пение и декламацию в одном уроке, но как дополнительное образование для развития ребенка эти виды деятельности очень нужны. В том числе и для освоения классического танца.

9) Еще у родителей часто есть страх, что ребенок может получить травму на уроках танца, что ему могут сделать больно, потянуть связки и т.п. Так с какого возраста лучше развивать природные физические данные ребенка (стопы, выворотность, шаг), чтобы это было безопасно?

Прежде всего нужно доверять профессионалу. Если родитель не имеет опыта и знаний в этой области, и пытается растянуть своего ребенка, то всегда есть риск нанести травму, не важно, 2 года ему или 10. Но, если родитель готов приглашать специалиста и целенаправленно развивать данные ребенка для успешного будущего в профессиональном балете, то можно и с 2-х лет. Такие занятия будут длиться 20-30 мин, т.к. в эти ранние года малыш еще не готов работать над собой и осознавать свое тело. К 3-м годам ребенок становится более сознательным и время занятий увеличивается до 45-60 мин. С 3- х лет, обычно, опытные педагоги уже включают в урок упражнения для бережного растягивания малышей. Тем более что в раннем возрасте связки лучше поддаются растяжке и не так болезненно, как в более старшем. Т.е. в возрасте 3-х лет, помимо упражнений на развитие музыкальности и чувства ритма, уже можно включать и упражнения на развитие физических данных.

10) Почему, в какую студию ни приди, все педагоги предлагают своё видение, когда лучше начинать танцевать. Каким педагогам доверять своё чадо при таком разнообразии мнений, какие места выбирать, на что опираться?

Опять повторимся, что доверять лучше своим родительским ощущениям! Задача родителя- поговорить с педагогом и понять, близко ли его видение процесса обучения лично Вам и вашему ребенку! Этот вопрос будет открыт только если ребенок не будет поступать в хореографическое училище! В профессиональных учебных заведениях большую роль имеет опыт педагога и результаты его выпускников.

Сейчас очень много различной литературы и других источников, описывающих, когда и что лучше начинать для ребёнка. По существу, психологи и педагоги выделяют несколько периодов развития (взросления), каждый из которых имеет свои характеристики. В институте будущие педагоги изучают такие специализированные предметы, как «балетная психология» и «педагогика балета», где основной задачей является изучение темы, именно, с точки зрения танца, т.е как в том или ином возрасте ребенок воспринимает информацию (движение, музыка, ритм…). Но многое зависит еще и от самого ребенка. Некоторые в 3 года уже достаточно сознательны и способны двигаться впереди «программы», другие созревают в процессе, который из-за этого может быть затянут. Опытный педагог умеет справляться с такими задачами.

Почему все педагоги имеют разные мнения? Сейчас очень много различных методик, как наших, так и западных, и каждый тянет одеяло на себя. Мы в «Русской Балетной Компании» склонны придерживаться своей русской школы. Чтим традиции русского классического танца и продолжаем опыт своих собственных педагогов, которые являлись носителями академической школы.

Балерина откровенно о диетах, борьбе с лишним весом, конкуренции и колоссальных нагрузках

По Интернету уже давно гуляет картинка, на одной части которой изображена нога балерины в нарядном шелковом пуанте, а на другой — она же, без пуанта, но зато с ссадинами, синяками и кровоподтеками. Балет — лучший пример того, какой колоссальный труд скрывается за красивой и изящной картинкой. Бывшая петрозаводчанка, а ныне артистка немецкой балетной труппы, балерина Дарья Сузи откровенно рассказала нам о русском балете, параметрах балерины и критериях оценки их формы, проблемах с весом, о многочасовых репетициях, тяжелой нагрузке, конкуренции и о том, как с ней случился главный кошмар балерины и она потеряла пуанту на знаменитом Венском балу. 

В 2007 году петрозаводчанка Дарья Сузи окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Затем три года танцевала в Австрии, и вот уже пять лет она артистка балетной труппы Государственного театра Тюрингии, живет в Германии в городе Гера.

Хорошо помню тот день, когда, поднимаясь по трапу самолета, выполнявшего рейс Санкт-Петербург — Вена, я без конца оглядывалась на здание аэропорта, пытаясь разглядеть своих родителей, которые провожали меня во взрослую самостоятельную жизнь. Мне было 17 лет, в руках — небольшой чемодан с пожитками, а в душе — огромное желание заниматься любимым делом: балетом.

Я танцевала всегда, сколько себя помню, и знакомые посоветовали моей маме отдать меня в детскую балетную студию при Музыкальном театре. Так в семь лет я познала азы балетной науки, впервые почувствовала, каково это — стоять и танцевать на пуантах, и даже поучаствовала в детском балете «Муха-цокотуха», который был в репертуаре театра.

Когда я заканчивала третий класс общеобразовательной школы, в Музыкальный театр приехал представитель Академии русского балета для отбора девочек и мальчиков. Узнав об этом, мы с мамой пошли в театр. Помню длинную очередь из детей и родителей, которая начиналась от служебного входа в театр и тянулась вверх по длинной лестнице вплоть до пятого этажа. Представитель академии отобрал всего двух девочек, одной из которых была я. Он назначил нам с мамой приехать в Санкт-Петербург сразу на 3-й тур.

Тогда я еще не поняла, как крупно мне повезло, что я проскочила первые два тура. На первом проверяют физические данные, необходимые для занятий балетом: гибкость, шаг (растяжка), выворотность суставов, прыжок; смотрят пропорции тела. Второй тур — медицинский. А на третьем необходимо танцевать под разную музыку с меняющимся темпом. Пройдя третий тур, я была зачислена в академию. И уже осенью мне предстояло уехать из родного Петрозаводска, от семьи, от друзей-одноклассников в чужой город и жить в интернате. Я еще не осознавала, что моя жизнь кардинальным образом изменится, но была счастлива, что буду учиться классическому танцу в одной из лучших балетных академий мира. Так, в девять с половиной лет я выбрала себе профессию и теперь, спустя 15 лет, могу сказать, что ни разу не пожалела об этом.

Огромное старинное здание Академии русского балета расположено в центре Петербурга, на знаменитой улице Зодчего Росси. Если не ошибаюсь, академия находится там уже почти два века. Все ее воспитанники помнят так называемую Черную лестницу, о которой ходит много легенд. Некоторые учащиеся вроде бы видели там привидения — нечто белое и длинное или что-то в виде бесформенного облачка, и иногда — даже строгий лик Агриппины Вагановой, а мы с девчонками слышали непонятные шорохи и чьи-то вздохи! Кстати, при академии существует возрожденная домовая церковь, в которой проходят богослужения и куда мы заходили, особенно перед экзаменами. Там бывала и знаменитая балерина Анна Павлова, которая тоже училась в академии.

Учеба в Вагановке отличается от учебы в обычной школе, потому что традиционные предметы чередуются со специальными: классический, историко-бытовой, народный танцы, дуэт, модерн, гимнастика, актерское мастерство, этика, эстетика, история религии, философия и прочее. Плюс сценическая практика и репетиции. Для тех, кто был допоздна занят в репертуарном спектакле Мариинского театра, делали некое исключение: на следующий день можно было явиться на учебу ко второму уроку. Больше никаких послаблений не существовало. Выходной только один — воскресенье.

В процессе учебы в балетной академии неминуем большой отсев. По статистике, данное учебное заведение оканчивает только треть поступивших. Причины отчисления могут быть самыми разными: травмы, плохая физическая форма или если человек просто не выдержал нагрузки, в том числе и психологической. Я очень благодарна своей маме, которая в первый год моей учебы приезжала ко мне каждые выходные. А со второго года обучения она забрала меня из интерната, и мы снимали комнату в коммуналке, в десяти минутах ходьбы от академии. Все годы моей учебы мама жила на два города: ведь в Петрозаводске оставались мой папа и старший брат.

Методы обучения в русском балете намного жестче, чем, скажем, в Европе. Вместе с тем я очень благодарна своим преподавателям! Возможно, именно жесткость заставляет человека преодолевать себя, проявлять упорство в овладении балетной техникой. В конце каждого учебного года предстоял переводной экзамен по самому главному предмету — классическому танцу. Перед экзаменом всегда было контрольное взвешивание в медицинском кабинете. Как мы, девчонки, боялись этого взвешивания! Даже вынимали шпильки из волос, думая, что от этого станем меньше весить!

В академии существовала строгая формула: вес должен соответствовать цифре, получаемой рост минус 122. За потерю формы грозила низкая оценка и отчисление. Балетная система оценок тоже особая: «три минус» (это отчисление), «три условно», «три», «три плюс», «четыре минус», «четыре», «четыре плюс». И только в старших классах выставлялись «пять минус» и «пять».

Уровень российского балета очень высок. Русский балет отличается чистотой линий и приверженностью классическим традициям, благодаря чему его любят и ценят во всем мире. В России в основе репертуара театров — в основном классические балеты, тогда как Европе, и в том театре, где я сейчас работаю, распространен модерн. В театре мы танцуем и на пуантах, и в балетках, и даже босиком. Однажды в спектакле выступали в джинсах и футболках. Хотя всегда приятно выйти на сцену в пачке и диадеме, как, например, в балете «Золушка», и почувствовать себя принцессой! В неоклассике и модерне я ощущаю свободу самовыражения и могу позволить на сцене даже некую импровизацию. А классический танец, по моим ощущениям, связан с бОльшим контролем своего тела, когда ты должен строго следовать хореографии, которая, существует в неизменном виде уже не одно столетие.

В репертуаре нашего театра разные балеты. Директор нашей балетной труппы Сильвана Шрёдер выступает и в качестве хореографа. Многие классические постановки в ее понимании приобретают иной смысл. Так, например, взяв за основу сюжет балета «Лебединое озеро», Сильвана Шрёдер попыталась рассказать эту известную историю, максимально раскрыв внутренний мир, переживания и чувства Черного лебедя. В ее постановке он центральное действующее лицо. В этом балете я исполнила роль Одетты-Белого лебедя. Это моя любимая роль в репертуаре нашего театра. Моя Одетта — воплощение добра и нежности, у нее большое сердце, она готова прощать. Сейчас я работаю над ролью Джульетты, даже правильнее сказать, живу этой ролью и с большим чувством готовлюсь к премьере.

Да, в балете существует реальная конкуренция. Но тут все зависит от человека, как он ведет себя в какой-либо ситуации. Кому-то проще плести интриги и идти, как говорится, по головам, а кому-то важно сохранять личную гармонию, пусть даже и ценой неучастия в каком-либо спектакле. Для меня важно добиваться результата своими трудом и упорством. Мне нравится, что в нашей балетной труппе все очень дружны; часто мы проводим время и вне работы. Мы — это двадцать три человека из одиннадцати стран, без труда находящие общий язык.

Сложно сказать, миф или не миф — мнение о вечно голодных балеринах. У меня были проблемы с весом лет в восемнадцать, а потом все нормализовалось. Тогда я могла и целый день ничего не есть, только утром выпить кофе. А сейчас ни в чем себе не отказываю, даже на ночь могу полакомиться сладким, хотя вообще предпочитаю здоровую и полезную пищу: овощи, белок; обязательно пью воду — до 2 литров в день. Обожаю пасту, готовлю ее очень часто с различными добавками. Думаю, со временем мой организм как-то перестроился и перестал запасать впрок из опасения, что ему больше ничего не дадут! К тому же в балете такие нагрузки, что все калории очень быстро сжигаются. Я вешу 47 кг при росте 169 см.

Мы работаем по семь часов в день. С десяти до четырнадцати и с восемнадцати до двадцати одного-двадцати двух часов. Вот уже на протяжении 15 лет каждый мой день начинается с балетного урока, на котором выполняется комплекс упражнений, необходимый для поддержания физической формы и развития техники. А потом следуют репетиции, дневные или вечерние, а вечером еще, как правило, играем спектакль.

Нагрузки, конечно же, колоссальные; часто на пуантах приходится проводить целый день, но в процессе работы я просто не чувствую боли, наверное, потому что занимаюсь любимым делом. Но когда вечером прихожу домой, понимаю, как натружены стопы, замечаю новые мозоли. Одно из средств реанимации ног — тазик со льдом. Лед занимает почетное место среди прочего в моем холодильнике.

Любимая работа позволяет увидеть мир. Где я только не побывала на гастролях! Практически вся Европа, Канада… и даже карликовое государство Люксембург. Жизнь в Европе, а также знание немецкого языка, который я самостоятельно выучила с нуля, проживая в Австрии и Германии (еще я говорю по-английски), дают мне возможность свободно путешествовать.

Каков танцевальный век артистки балета? Танцуют примерно лет до тридцати пяти, если удается избежать тяжелых травм. Но бывают исключения: может, кто-то слышал об итальянской балерине Алессандре Ферри? Я восхищаюсь этой женщиной! Ей пятьдесят два года, и в настоящее время она возвращается в балет и готовится к премьере на Королевской сцене Лондона.

Мне нравится скандальный фильм «Черный лебедь». Я считаю, что в этой картине есть некая доля правды: случается, люди столь серьезно относятся к роли и так углубляются в нее, что в самом деле отчасти теряют связь с реальностью. Ведь в балете важна не только техника, но актерское мастерство. Готовясь к премьере, к новой роли, я всегда что-то читаю по данной теме, смотрю видео с разными балеринами, мне хочется узнать и понять как можно больше.

Можно ли сказать, что сцена — наркотик для артиста? В каком-то смысле, да. Как любой человек, артист ставит перед собой какую-либо цель и стремится к ней. Он тратит свои душевные и физические силы и, конечно же, хочет, чтобы его работу оценили. Получается, сцена — то место, где артист демонстрирует зрителю то, что он смог сотворить. И как же приятно, выйдя на поклон на авансцену, ощутить добрую теплую энергетику зала, когда она накатывает на тебя ударной волной под аплодисменты! Ты растворяешься в этом, а по спине идут мурашки. Вот это и есть настоящее счастье!

Сцена для любого артиста — священное место, а театр для него — родной дом, в котором он практически живет, особенно перед премьерами. Все артисты, и балетные не исключение, суеверны. Считается, что в театре нельзя свистеть и грызть семечки — иначе зритель не придет, и не будет сборов. Эти профессиональные суеверия я наблюдала и в петрозаводском Музыкальном театре, и в Мариинке, и также на сценических площадках Европы.

Однажды в Австрии нашу балетную компанию пригласили выступать на очень важном общественном мероприятии — знаменитом Венском балу. И случилось то, что видится каждой балерине в кошмарном сне — я потеряла пуант! Порвалась ленточка, и он слетел с моей ноги прямо во время танца. После выступления все девочки надели красивые платья и побежали на бал, где было много известных и знаменитых людей, а я сидела в углу и плакала! Ко мне подошел директор нашей труппы, которого я, получается, подвела, и успокоил со словами: «Не переживай, я уже все забыл и ты забудь. Все это уже в прошлом». Эти слова мне очень помогли, и с тех пор, если в жизни случается что-то плохое, я стараюсь оставить это в прошлом и с надеждой смотрю в будущее.

Зачем девочке балет: семь причин заняться хореографией в раннем детстве | 74.ru

С этим вопросом сталкивается каждый родитель маленького ребёнка: выбрать спортивную секцию или отдать малыша в художественный кружок? Как разглядеть, расположен ребенок к спорту или творчеству? Перепробовать все невозможно, а посещать одновременно несколько программ — утомительно. Именно здесь на помощь приходит классическая хореография, которая совмещает физическое, эстетическое и интеллектуальное развитие малыша. И вот почему.

Спорт и творчество в одном

Танец для детей — замечательная основа для полноценного развития детского тела. Хореографические упражнения просты, но эффективны: они делают тело гибким и скоординированным, а движения малышек-танцовщиц — пластичными. Занятия балетом под правильное музыкальное сопровождение формируют эстетический вкус ребёнка, развивают чувство такта и ритма, способствуют хорошим манерам. Пригодятся они и для интеллектуального развития ребенка: в раннем возрасте, когда информация усваивается лучше всего, юные балерины узнают о композиторах и великих произведениях, ими созданных.

Детство пройдёт, а грация останется

Но, пожалуй, самый главный плюс занятий ранней хореографией — польза для здоровья. Особенно ценят балет родители девочек. Уже после первого года обучения у юных балерин вырабатывается правильная осанка, постановка стопы и способность к растяжке. Уроки хореографии отлично корректируют плоскостопие, сколиоз и сутулость у школьников. А если прийти к станку в более раннем возрасте, то о таких проблемах можно вовсе не думать.

Согласитесь, тех, кто в детстве занимался классическими танцами, видно сразу. Идеальная выправка, гибкость, пластичность и женственность, грациозная и изящная походка — все это следствия занятий балетом, которые остаются с девушкой навсегда. И пригодятся они каждой, вне зависимости от того, какую судьбу для себя будущая женщина выберет.

— Не стоит путать детскую хореографию с балетом взрослых — порой изнурительным, как любой профессиональный спорт, — рассказывает руководитель школы Lil Ballerine, открывшейся прошлым летом в Челябинске, Татьяна Усольцева. — Мы не заставляем девочек сидеть на диетах, питаться салатными листьями и не ставим малышек на пуанты раньше 10 лет. До этого возраста и необходимого уровня подготовки делать этого нельзя. Все занятия проходят в увлекательной и непринужденной атмосфере. С другой стороны, классическая хореография — это не ОФП и не ритмика, с девочками работают профессиональные педагоги-хореографы.

Большие возможности для взрослой жизни

Отдать ребёнка в балет — вовсе не значит предопределить его судьбу, связав ее с пуантами. Конечно, при наличии таланта и желания, девочка продолжит танцевальное развитие, а ранние уроки хореографии станут первым шагом на пути в Большой или Мариинку. Если же малышка-балерина выберет другую дорогу, занятия в балетной школе останутся для неё бесценным опытом. Классическая хореография — основа любого танцевального направления, позволяющая в будущем выбрать танцы по интересам. После балета девушка запросто освоит хип-хип, а вот после уроков только лишь современного танца в балет её не возьмут.

Выступления раскрепощают

На регулярных занятиях классической хореографией дети раскрываются не только физически, но и эмоционально. Под руководством педагогов они делают первые шаги на сцене. Подготовка сольных и групповых номеров к открытым урокам, отчётным и праздничным концертам учат малышек не боятся выступлений и публики, радоваться вниманию и получать удовольствие от первых аплодисментов.

— Два-три года — время, которое закладывает основу будущей жизни, — рассказывает преподаватель балетной школы Lil Ballerine Диана Пахорукова. — Это шанс вырастить гармоничную, сильную личность без комплексов, страхов и стеснений. Как часто мы встречаем в жизни взрослых, которым с трудом даётся любое общение — многие не могут даже подойти к незнакомцу, например, чтобы спросить дорогу? Концертные выступления, что проходят в нашей школе в камерной и дружелюбной атмосфере, позволяют ребёнку раскрыться, ненавязчиво и непринужденно.

Для тех, кто готов к большему, Lil Ballerine открывает путь на большую сцену. Так, звездочки школы регулярно посещают хореографические конкурсы и концерты. Например, в этом году ученица челябинских педагогов Маша Олейникова исполнила безумно интересную партию Чёрного лебедя под музыку Чайковского на международном фестивале «Таланты Урала», получив за нее диплома II степени. Затем с тем же выступлением малышка-балерина стала лауреатом II степени на смотре «Урал собирает друзей» и, наконец, взяла высшую награду — Гран-при — на международном фестивале «Птица удачи». В эти выходные Мария Оленикова и София Петрова ездили в Екатеринбург на международный конкурс «КИТ», где стали лауреатами I и III степени соответственно.

В конце декабря школа детского балета Lil Ballerine провела первый отчетный концерт в своей истории. Показали, чему научились за четыре месяца с момента открытия. Родителям представили не просто отдельные номера, а целое танцевальное представление — современное прочтение рождественской сказки «Щелкунчик». Под чарующую музыку Чайковского на сцену вышли абсолютно все ученики Lil Ballerine, причем каждый — в своем сказочном образе. Самые младшие группы — малышки двух и трех лет — танцевали наравне со всеми, чем сорвали самые бурные овации зрителей.

Новые друзья с похожими интересами

Возможно, в два-три года компанию для своего малыша найти не сложно. Но чем старше ребёнок, тем больше вопросов у него возникает к сверстникам. Одним нравятся куклы, другим — висеть на дереве. Танец же сближает и объединяет, а творческая обстановка решает проблему общения и коммуникации. Разговаривая на одном языке, постоянно общаясь на интересные темы, девочки-балерины учатся дружить, идти на компромиссы и решать свой первые споры.

— Ученицы в Lil Ballerine настолько сдружились, что приходят в школу за полчаса до начала занятий, — продолжает Татьяна Усольцева. — Они общаются, играют и рисуют вместе, а вне стен хореографического класса ходят друг к другу в гости и отмечают сообща дни рождения. Мы только за — ведь все это способствует развитию детей и особой, дружеской атмосфере, что сложилась в нашей балетной школе.

Подходит самым маленьким

Зачастую городские кружки и секции работают со средними и старшими дошкольниками. Малышей, которые только недавно научились ходить и говорить, туда не берут. Им приходится довольствоваться местными «разивайками» и занятиями дома с мамой. Балетная школа Lil Ballerine, к примеру, работает с детишками от двух до десяти лет. Программа специально рассчитана на различные возрастные группы, есть группа и для самых маленьких. Двухлетки занимаются отдельно, но со взрослым инвентарем и у настоящего станка. Всё проходит в игровой форме: осваивать сложные упражнения малышам помогает плюшевые зайчики и забавные цветочки, а харизматичные педагоги делают уроки интересными и динамичными.

Принято считать, что в балет идут преимущественно девочки. Но это, скорее, стереотип. Мальчики, добившиеся в этом виде танцевального искусства серьёзных успехов, сегодня не редкость. Если малыш музыкален, активно двигается под аудио и проявляет себя творчески, занятия балетом будут ему полезны и интересны.

У Челябинска — балетное будущее

Прошлым летом в Челябинск пришла известная в стране Lil Ballerine. Первая школа международной сети открылась в центре города — на улице Лесопарковой. Занятия классической хореографией настолько пришлись по вкусу малышкам и их родителям, что балетный класс не смог вместить всех желающих. К Новому году юным балеринам сделали подарок — на северо-западе открыли филиал Lil Ballerine.

Образовательная программа «Балет и сказка» — уникальная разработка основателей федеральной сети балетных школ Lil Ballerine. Её авторы — группа специалистов. Это ведущие педагоги хореографических отделений вузов страны, лауреаты и обладатели Гран-при международных конкурсов балетного искусства, детские психологи, концертмейстеры и педагоги классического танца для детей дошкольного возраста. В основе программы — методики великой русской балерины Агриппины Вагановой, посвятившей жизнь теории классического балета в России. Недавно программа сети школ Lil Ballerine прошла проверку специалистов и была одобрена Министерством образования РФ.

Как проходят занятия балетом?

Подход к обучению в Lil Ballerine — профессиональный во всём. Хореографические станки, что изготовлены специально для этой школы балета по особым параметрам, полностью соответствуют международным стандартам. Соблюдать определенный уровень освещения в хореографических залах помогают панорамные окна, на полу установлено профессиональное покрытие. Настраивает малышек на рабочий лад и фирменный интерьер классов. Специальный инвентарь, авторская мебель и гармонично подобранные цвета помогают балеринам расслабиться и создают уютную атмосферу. Хорошая вентиляция, удобная раздевалка и комната ожидания с онлайн-трансляцией из классов делают посещение школы настоящим удовольствием для детей и их родителей.

Заниматься по программе Lil Ballerine можно в группе или взять индивидуальные уроки у хореографа. Для детей, которым недостаточно двух занятий в неделю, предусмотрели дополнительные уроки балетной гимнастикой. Они подойдут также ребятам, занимающимся в спортивных секциях по фигурному катанию и художественной гимнастике.

Пробное занятие в Lil Ballerine — бесплатное для всех. А первый месяц обучения в челябинской школе балета — со скидкой 20% (если договор заключен в течении 48 часов после пробного урока). Записать малышку на урок классического танца можно на сайте или по телефону: 776-39-49.

Детская школа балета Lil Ballerine,
ул. Лесопарковая, 6 (бизнес-центр «Парк Сити»), второй этаж;
телефон: +7 (351) 248-38-86;
Комсомольский проспект, 107а;
телефон: 776-39-49;
Lilballerine.ru;
Lil Ballerine в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram.

Как попасть в балет? Личный опыт

По традиции в канун нового года на сцене ВТБ Ледового Дворца соберутся легендарные гимнастки, артисты балета, цирка, воздушные гимнасты и акробаты. В преддверии премьеры уникального спортивного шоу “За спорт! Город будущего” нам удалось пообщаться с экс-солисткой Мариинского театра, участницей шоу, балериной Оксаной Бондаревой. В её репертуаре — ведущие партии в балетах Корсар, Жизель, Спящая Красавица, Щелкунчик, Лебединое Озеро, Дон Кихот, Сильфида, Лауренсия, Минорные сонаты Самодурова, в балетах Начо Дуато и не только. В нашем интервью Оксана расскажет о начале своего творческого пути, образе жизни артиста балета и поделится своими впечатлениями о работе над новым шоу.

Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой

Творческий путь Оксаны Бондаревой

— Оксана, расскажите о начале вашего карьерного пути: во сколько лет вы начали заниматься балетом, и как это было?
— Мама уже с 4-х лет хотела отдать меня в балетную школу, но мы жили в Казахстане, и балетной школы в городе не было. Поэтому я начала заниматься спортивной гимнастикой, даже успела выполнить программу кандидата в мастера спорта. А уже позже, когда мы переехали на Украину, мама отдала меня в хореографическую школу при Днепропетровском театре оперы и балета. Тогда балет не вызывал у меня особого интереса, для меня это было монотонное занятие – стоять часами у станка… поэтому я заставляла себя ходить на занятия через силу.

— Когда же произошёл переломный момент?
— Всё изменилось, когда в конце учебного года мы вышли на сцену с отчётным концертом. Во время него я прониклась сценической атмосферой, почувствовала тепло зрителей, и вот тогда я поняла, что мне хочется заниматься балетом. К тому времени я уже танцевала на пуантах – единственная из нашего класса. Мне многое давалось проще, потому что у меня был иной мышечный корсет, ведь я профессионально занималась спортивной гимнастикой.

Оксана, расскажите, как вы попали в труппу Мариинского театра?
— Сначала я работала в Санкт-петербургском Михайловском театре, после того, как окончила стажировку в МГАХ (Московская государственная академия хореографии). Там произошло моё знакомство с Михаилом Григорьевичем Мессерером, также я поработала с испанским хореографом Начо Дуато.

В Михайловском театре меня греют и публика, и сцена. Здесь я, как дома.

Чуть позже уже последовало предложение поработать в Мариинском театре. За 3 года работы я набралась опыта, познакомилась с гениальными педагогами, станцевала на исторической сцене, это было прекрасно. Затем вернулась в родной Михайловский театр, в котором работаю до сих пор, здесь меня греют и публика, и сцена. Здесь я, как дома.

Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой

Образ жизни артиста балета: репетиции и принципы питания

— Образ жизни артистов балета как-то отличается от образа жизни обычного человека?
— Артист балета остаётся артистом балета 24 часа в сутки — это самое важное. У нас почти нет выходных, если отпуск, то максимум две недели в году. Обычно мы работаем 6 дней в неделю, выходной день — понедельник. Но бывает, что и он загружен. Когда я работала в Мариинском театре, почти каждый наш выходной был загружен: кто-то отрабатывает свою технику, у кого-то накануне спектакль и нужно репетировать. Рабочий день обычно построен так: утром мы идём на класс, выполняем экзерсисы, затем репетируем.

— А сколько длится рабочий день?
— В зависимости от того, какие накануне спектакли, сколько у артиста выходов на сцену. Одна репетиция обычно длится час, но перед ней нужно разогреться – всё вместе занимает около двух часов. В день проходит 2-3 репетиции, то есть в среднем рабочий день длится 6 часов, иногда больше, иногда меньше.

Артист балета остаётся артистом балета 24 часа в сутки.

— Существуют ли определённые правила питания или диеты специально для балерин?
— В день спектакля не возбраняется съесть что-то калорийное, потому что мы тратим много сил и энергии на сцене. Каких-то жёстких ограничений по питанию нет: кто-то склонен к полноте, кто-то нет. В целом, рацион балерин почти не отличается от рациона обычного человека, который правильно питается. Я бы с удовольствием ела последний раз в 6 часов вечера, но у меня такой организм, что на голодный желудок мне не уснуть. Так что на ужин могу съесть огурцы с листьями салата, варёное яйцо. Завтрак обычный — творожок или йогурт.

Балет — для всех или нет?

— Оксана, скажите, во сколько лет отдавать ребёнка в балетную школу?
— Прежде чем задаваться этим вопросом, нужно в первую очередь посмотреть на способности и желания ребёнка. Потому что, во-первых, нельзя идти против желания ребёнка — в противном случае это будет мукой и для него, и для родителей. Во-вторых, нужно понимать, что для занятия балетом у ребёнка одолжны быть природные задатки. Я, например, в детстве всё время танцевала, кружилась, и родители не знали, в какое русло направить мою энергию (улыбается).

Совет: “Я бы посоветовала отдавать ребёнка в балет с 9 лет, но до этого (с 3-4 лет) обязательно должны быть физические нагрузки: художественная гимнастика, фигурное катание, чтобы мышечный корсет был схвачен, и тело было подготовлено”.

— Во сколько лет уже поздно идти в балетную школу?
— Я только единожды встретила талантливых артистов, победителей международных конкурсов, которые начинали свою карьеру в балете в 17-18 лет. Конечно, это уже гораздо сложнее, потому что, мне кажется, что в этом возрасте трудно постигнуть именно классику.

— Возможно ли начать заниматься балетом людям «за 20»?
— Если вы планируете заниматься для себя, почему бы и нет. Отработка пластики, растяжка – всё это помогает сохранить молодость тела. Но в профессиональный балет после 20 лет попасть невозможно, это уже уникальный случай.

Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой

О новом шоу

— Каким будет шоу “За спорт! Город будущего”, премьера которого состоится в декабре? Какова ваша роль в проекте?
— Для меня это очень неожиданный проект, но возможность поучаствовать в одном шоу с гимнастами такой величины – подарок судьбы. В целом, эта картина — история будущего и что там тоже есть любовь, какими бы люди ни были. Хореограф Олег Габышев показал в этом номере три стадии любви: зарождение, развитие и феерия (или кульминация). Мы будем открывать шоу-программу. В данной постановке я исполняю танец на пуантах, он немного нестандартный, потому что Олег постарался модернизировать классику современными неординарными элементами. Я думаю, что это будет очень интересно — современный балет на пуантах.

Мы приглашаем всех читателей “Чемпионата” 28 декабря на премьеру танцевально-гимнастического шоу “За спорт! Город будущего” в столичном «ВТБ Ледовом дворце» в Парке Легенд. Выиграть пригласительные билеты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *