Аштанга-йога – это современная хатха-йога
Обновлено
Аштанга-йога – это особая практика, сформировавшаяся в русле хатха-йоги. Если классическая йога уделяет первоочередное внимание дыхательным упражнениям, развитию гибкости и расслаблению, то аштанга-йога формирует силу духа и тела. Для того, чтобы достичь главной цели, – самадхи (полного равновесия, духовного совершенства), – нужно будет пройти восемь непростых этапов.
Паттабхи Джойс – автор аштанга-йогиЕсли кто-то считает, что практика аштанга-йоги не потребует никаких серьезных усилий, то он ошибается. Не каждому под силу пройти весь Путь. От человека потребуется не только физическая выносливость, но и готовность подчиняться достойным правилам жизни, кардинально изменить свое мировоззрение.
Многим сложно преодолеть первые этапы Пути, что уж говорить о его конечной цели. Но уж точно можно быть уверенным, что, достигнув успехов в аштанга-йоге, физически и духовно самосовершенствуясь, человек уже не сможет отказаться от этой практики. Ведь это больше, чем просто увлечение. Это особый образ жизни.
Аштанга-йога – что это такое?
Аштанга-йога представляет собой восьмиступенчатый Путь к конечной Цели – самадхи (наивысшего духовного совершенства). Эту систему предложил несколько веков назад индийский риши Патанджали.
Хоть и конечной целью является достижение душевной гармонии, в аштанга-йоге очень внимательно относятся и к физическому совершенствованию, так как телесная оболочка и ментальный дух неразрывно связаны.
Данная практика отлично подходит для тех, у кого сильное тело и разум, жаждущий свершений. К практике аштанга-йоги прибегают чаще люди, желающие укрыться в собственном духовном мире от внешних проблем.
Каждый из восьми этапов Пути по-своему непрост. Первые два, пожалуй, одни из самых ответственных, так как учат человека психогигиеническим правилам жизни. Если нет достаточно желания и силы воли сделать их своим образом жизни, переходить к следующим этапам просто бессмысленно. В общем, если человек осознает, что у него нет готовности духовно менять себя, он должен понимать, что аштанга-йога – не для него.
В процессе занятий йогин должен уделять внимание трем важным моментам: правильная поза, точка концентрации и ровное дыхание.
Концентрация во время упражнений очень важнаВосемь этапов Пути к конечной Цели в аштанга-йоге
Патанаджали указывал, что для достижения конечной цели Пути необходимо по очереди преодолеть восемь этапов. И обязательно нужно придерживаться точной последовательности, иначе успешного результата не достичь:
- Йама – самоконтроль, напряжение, самоограничение. Этот этап предполагает работу над своим поведением и мышлением, борьбу с пороками, установление гармоничного контакта с социумом. Свое название этот этап позаимствовал у индийского бога Ямы, являющегося покровителем смерти.
- Нийама – самодисциплина, расслабление, духовное самосовершенствование.
Первые две ступени – духовно-врачующего характера. Они подготавливают человека к последующим этапам. Если не пройти йаму и нийаму, то это равноценно движению по ложному пути. Обязательно усваиваются определенные правила поведения, мышления, жизни.
- Асана – переход к духовно-физическому совершенствованию. Этот этап предполагает принятие устойчивого положения, определенных поз во время занятий. Асаны способствуют развитию энергосистемы, умению концентрироваться. При совмещении с правильным дыханием человек может избавиться от разных недугов, преодолеть эмоциональное и физическое напряжение, омолодиться и очистить организм от шлаков.
- Пранаяма (переводится как «работа с энергией») – специальные дыхательные упражнения. Йог осваивает особую технику дыхания, позволяющую управлять энергией сознания. Подробнее о пранаяме.
- Пратьяхара. Для того, чтобы понимать суть этого этапа, следует знать о «щупальцах» сознания – так называемых «индриях», которые крепко держат неподготовленного человека. На пятой ступени пути йог учится управлять «индриями», то есть, выходить за пределы своей физической оболочки и изучать духовный мир. В общем, Пратьяхару следует понимать как отрешенность от раздражителей внешнего мира.
- Дхарана – поддержание концентрации, стремление к слиянию с Творцом.
- Дхьяна – медитативные тренировки. Их цель – приблизиться к самадхи путем увеличения сознания.
- Самадхи – это именно та цель, которая в аштанга-йоге считается конечной. Это наивысший уровень духовных свершений. Это само совершенство, единение с божественным началом, достижение абсолютной гармонии.
Немного подробнее рассмотрим первые два этапа Пути. Именно тогда, испытывая себя, человек понимает, действительно ли аштанга-йога – его путь. Йама и Нийама включают следующие правила жизни:
- арджава – отсутствие высокомерия, простота в общении с окружающими;
- ахимса – отказ от причинения живым существам какого-либо вреда словом, действием или мыслью;
- митахара – принятие принципов вегетарианского, простого, натурального питания;
- астея – отсутствие зависти;
- сантоша – хорошее настроение;
- шауча – поддержание чистоты тела;
- хри – отрицание самолюбования, нарциссизма;
- тапас – направление всех своих сил и ресурсов на борьбу с собственными пороками;
- брахмачария – устранение желания признания и славы;
- кшама – принятие мнения других людей, терпимость к инакомыслию;
- дайя – доброта ко всему живому, милосердие;
- сатья – чистота высказываний, отказ ото лжи и двусмысленности, правдивость;
- ишварапранитхана – приятие того, что Творец присутствует во всем сущем, ощущение этого.
Если человек готов придерживаться этих правил и приступил к очищению духа, он может двигаться дальше, постигая непростой путь аштанга-йоги.
Одна из целей аштанги – духовное самосовершенствованиеАштанга-виньяса-йога – особая система хатха-йоги
Аштанга-виньяса-йога – это современная концепция, сформировавшаяся в пределах системы хатха-йоги. Слово «виньяса» переводится как «дыхательно-двигательная система упражнений», поэтому основу практики составляет объединение принципов динамичного движения и дыхательных техник. Основал эту школу Шри Паттабхи Джойс, обучавший в Майсоре (Южная Индия) желающих постичь тайны учения.
Главный принцип, которого придерживался Джойс, преподающий аштанга-виньясу, гласит: не йога должна приспосабливаться к ограниченным возможностям и слабости учеников, а наоборот – человек должен самосовершенствоваться, чтобы достичь идеала йоги.
В аштанга-виньяса-йоге есть особенности:
- виньясы – двигательные упражнения, прорабатываемые между выполнением асан;
- дришти – необходимость во время принятия поз и выполнения разных упражнений концентрироваться на определенной точке тела;
- пранаяма – важность выполнения «правильных» вдохов и выдохов;
- дхьяна – пение мантр, позволяющих достигать медитативного состояния и поддерживать его. Подробнее о том как работают мантры.
Кто практикует аштанга-йогу, проходит Путь. Это путь духовного и физического совершенствования, позволяющий человека сделать счастливым.
Безусловно, путь этот сложный, но он под силу каждому, кто жаждет изменений. Если вы хотите преодолеть собственные слабости, испытать гармонию, готовы усердно работать над своим телом и духом, то аштанга-йога – именно для вас.
indiada.ru
Аштанга-йога: что это такое?
Аштанга-йога или Восьмиступенчатый путь это классическая йога. К сожалению, западному миру известна в основном лишь ее внешняя сторона. Для среднестатистического человека йога это что-то вроде гимнастики для поддержания физической формы. Каждый более-менее уважающий себя спортклуб предлагает занятия йогой наряду с программами фитнеса, пилатеса и какой-нибудь новомодной зумбы. А ведь аштанга-йога представляет собой восьмиэтапную систему и физические упражнения всего лишь одна из ступеней, причем далеко не самая важная.
Считается, что основателем аштанга-йоги был мудрец Патанджали, живший во II веке до нашей эры. Однако основателем его можно назвать лишь условно, судя по всему, Патанджали лишь систематизировал те знания и умения, которые были распространены на территории Индии за несколько тысячелетий до него. Обобщив разрозненные фрагменты различных школ, мудрец свел все в один труд, известный как «Йога-сутра». Особенность работы заключается в том что, по сути, это практическое руководство, следуя которому, ученик продвигается от одной ступени к другой, постепенно дисциплинируя ум, тело и развивая свой дух.
Восемь ступеней йоги Патанджали
Следуя сутрам, йога западного мира является третей ступенью. С точки зрения аштанга-йоги, начинать с асан в корне неверный подход. Прежде чем приступать к практике, ученику требуется наладить гармоничные отношения с внешним миром и привести в порядок мир внутренний.
Ступень первая: яма
Первым этапом на пути йоги будет яма – свод правил, в некоторой степени, аналогичный смертным грехам в христианстве. Вот пять правил ямы, которым должен следовать адепт:
- Ахимса – ненасилие, запрет на причинение вреда всему живому. Заповедь «не убий» здесь понимается гораздо шире чем в христианстве – убивать запрещено не только людей, но и животных, то есть желающий постигнуть суть йоги обязан быть вегетарианцем. Помимо причинения прямого вреда йогин должен избегать действий, которые могут привести к вредным последствиям.
- Брахмачарья – воздержание от чувственных удовольствий, умеренность. По поводу этого пункта в наше время ведется множество споров – должен ли йогин вести полностью целомудренный образ жизни или для семейного человека допускаются супружеские отношения?
- Астея – запрет на присвоение чужого, отказ от воровства. Казалось бы довольно простой для выполнения пункт, все мы приличные люди и чужого не берем. Но как быть, например, со скачанными в Интернете пиратскими книгами, фильмами или музыкой?
- Сатья – правдивость по отношению к себе и окружающим, христианское «не солги». Однако нужно соизмерять выполнение этой заповеди с ахимсой – бухнув умирающему больному его диагноз и лишив окончательно надежды, вы причиняете человеку вред.
- Апригарха – неприятие даров, нежелание обладать. Чем больше в окружении человека вещей, тем больше сил и энергии им уделяется. Машина требует обслуживания и ремонта, к новым сапожкам нужна сумочка в тон, к новой кухне новая раковина, и так далее и тому подобное – одно тянет за собой другое. Принятие же подарков заставляет человека чувствовать себя обязанным, создавая связь между ним и дарителем.
Ступень вторая: нияма
Убрав из своего внешнего окружения все лишнее, ученик может приступать к следующему этапу. Нияма это список того, что нужно включить в свою жизнь, прежде чем двигаться дальше.
- Шауча – соблюдение внешней и внутренней чистоты. Помимо элементарной гигиены в йоге существует целый ряд очистительных процедур, так называемых шаткарм, позволяющих очищать организм изнутри. Некоторые методики могут даже шокировать неподготовленного человека, однако продвинутые практики регулярно их применяют. Кроме внешней чистоты йогин поддерживает чистоту ума и речи, постепенно избавляясь от негативных мыслей и слов паразитов.
- Сантоша – довольство тем, что имеешь, пренебрежение к неудобствам.
- Тапас – аскетизм, причем не просто какие-то небольшие ограничения, а действия вызывающие серьезный дискомфорт. Считается, что преодолевая боль и лишения человек способен накопить определенную энергию – тапас, благодаря которой можно получить все что угодно. Индийские аскеты (тапасики) специально занимаются самоистязанием, давая трудновыполнимые обет
indiamagazine.ru
Для чего заниматься аштанга-йогой? | «Вкус & Цвет»
Аштанга йога развивает гибкость, физическую силу и способность концентрировать внимание.
Большинство людей воспринимают аштанга-йогу как интенсивную, динамичную практику. Да, это так, но развитие силы и гибкости — далеко не все, что способна дать аштанга. По словам Шри К Паттабхи Джойса — основателя этого направления, аштанга-йога — это путь к познанию своей истиной природы, к Духу, пребывающему в каждом из нас.
— В аштанга-йоге, наряду с асанами и пранаямой, применяются психофизические техники: виньясы — движения, выполняемые синхронно с дыханием, бандхи-энергетические замки и дришти — концентрация взгляда на определенных участках тела или пространства. Эти три метода, называемые тристхана, помогают направлять фокус внимание во внутрь, не позволяя отвлекаться на внешние объекты. Они способствуют глубокому погружению в практику и переходу в медитативное состояние.
Но практика будет успешной и принесет пользу в том случае, если вы будете регулярно выполнять ваш комплекс асан. Не менее трех раз в неделю, с равными промежутками между занятиями и отдыхом. А в последствии, в течении 2-4 месяцев, внимательно отслеживая текущее состояние и свои ощущения, желательно довести количество занятий до 6 раз в неделю.
Подходит ли данное направление новичкам и тем, кто совсем далек от йоги?
— Аштанга-йога в стиле Майсор подходит всем, кто проявляет к ней неподдельный интерес, независимо от природной гибкости и физической подготовки. Практикуя в своем темпе и на своем уровне, не забывая наблюдать за дыханием, состоянием тела и ума каждый день, вы будете шаг за шагом достигать своей цели. Майсор класс учит не поддаваться искушению сравнивать с себя с другими, а ценить собственный маленькие победы. Как я уже говорила, Аштанга-йога состоит из 6 серий. И первую из них способен освоить любой человек. Считается, что вторая серия — это уже уровень преподавателя, а все остальные серии можно рассматривать как показательное выступление (show off).
Как аштанга-йога воздействует на организм и психологическое состояние человека?
— Прежде всего, практика аштанга-йоги развивает гибкость, физическую силу, а также способность концентрировать внимание.
Прана, получаемая при специфическом дыхании со звуком (уджжайи), наполняет тело энергией. А благодаря практики асан с дыханием уджжайи, кислород в большем объеме поступает в кровь и быстрее проникает в ткани. Также, дыхание во время практики асан помогает избавиться от ненужного напряжение в мышцах и сухожилиях. А специфическое дыхание со звуком укрепляет дыхательную мускулатуру, увеличивает жизненный объём легких. Это отличная профилактика и лечение многих респираторный заболеваний, включая бронхиальную астму.
Существуют ли противопоказания и ограничения для занятий аштанга-йогой?
— Для каждой асаны существуют свои противопоказания. В этом то и преимущество аштанга йоги и стиля преподавания — «Майсор». Преподаватель индивидуально адаптирует те или иные асаны последовательности (если это необходимо), или вообще исключает определенные асаны из практики ученика, чтобы не навредить ему.
Оксана, с чего посоветовали бы начать практику?
— С практики:). Приходите на занятие, расстилайте коврик и начинайте. Все остальное придет со временем. Йога – это 99% личной практики и только 1% теории. Вы не узнаете, что вам нужно, пока не расстелите коврик. Только так, и не иначе.
Что, на ваш взгляд, йога дает человеку?
— Прежде всего йога дает человеку дорогу домой… Практика йоги — это путь, который ведет нас к осознанию себя и пониманию того “Кто мы”. Приходите на занятия, будем вместе идти по этому интересному и увлекательному пути.
Йога — путь, а не цель. И мы полностью с этим согласны. Здесь, как и в любом другом деле — главное начать, не откладывая на месяцы и годы то, что можно попробовать уже сегодня. И мы приглашаем вас на занятия в нашу студию йоги и практик, где вы сможете познакомиться с Оксаной Петровой и задать ей все интересующие вопросы. Перемены начинаются уже сегодня.
До встречи на коврике!
Ваш «Вкус & Цвет»
vkusicvet.com
основные ступени, практика для начинающих
Тысячелетия назад индийские мудрецы создали таинственную практику слияния души, тела и природы. Их необыкновенные, непостижимые результаты в этом удивляют и до сих пор. За время существования йоги, было сформировано много школ и течений. Одна из них – аштанга-виньяса йога. Эта школа предлагает вместо статических поз выполнять динамические комплексы, улучшающие здоровье, красоту и повышающие долголетие.
Содержание статьи
История появления аштанга-йоги
Индийская философия возникла в XV–X веках до нашей эры. За это время, называемое Ведийским, индийскими мудрецами было написано 4 священных книги, названных “Ригведой”, “Атхарваведой”, “Самаведой” и “Яджурведой». Эти учения дали начало многим школам и одна из них — школа йогов, а избегание популярности практических упражнений сделало из неё тайну.
Систематизатор йоги, Патанджали (II–I века до нашей эры), собрал знания мудрецов, существовавшие много ранее. Его труд «Йога сутра» — это изложение философии йогов. Автор последовательно описал путь, представленный 8 ступенями. Учеником, открытой Шри Кришнамачарья в середине 20-го века, школы хатха, Паттабхом Джойсом, было дано начало новой школе — аштанга-йога.
За 2500 лет существования создано много новых школ и направлений йоги с единой целью – помочь в познании собственного «Я» и обрести гармонию с природой.
Что представляет собой аштанга- йога
Аштанга-йога относится к сложной, состоящей из большого количества упражнений, комплексной дисциплине, состоящей из 8 частей и позволяющей достичь духовного и физического развития. Новая школа Паттабха Джойса – это ответвление от статической хатха йоги. Духовное совершенство (самадхи) достигается при состоянии удовлетворения и понятия того, что всё едино – то, что создал Бог, всё живое, природа и мир. Особой современной системой является аштанга-виньяса йога, объединяющая динамичные комплексы и дыхательные техники. Одна асана последовательно и быстро заменяется другой, образуя комплекс, сопровождаемый правильным дыханием (пранаямой), энергетическими замками (бандхами) и концентрированием взгляда на одной из 8 точек (дришти).
Виньяса йога – это жёсткая практика, требующая немалой силы, растяжку и гибкость. Любое занятие начинают комплексом Приветствия Солнцу («Сурья Намаскар»), состоящим из дюжины поз. Занятия сопровождаются пением мантр. Основанная в 1964 г. Паттабхи Джойсом, эта школа до сих пор живёт в институте Майсуры. Главная идея аштанга виньясы – это смещение акцента с позы к дыханию. С этим приходит осознание поз как временных и мимолётных форм.
Основные ступени аштанга-йоги
Чтобы достичь цели этой практики, надо пройти 8 ступеней санскритского учения:
- Первой ступенью являются морально — этические нормы и заповеди. Она называется Ямой и содержит 5 обетов.
- К Нияме, так же из 5 обетов, причисляют самодисциплину и расслабления.
- Асанами называются устойчивые медитативные позы, в которых удобно практиковать другие основы йоги. Они совмещаются с выполнением дыхательных упражнений.
- К Пранаяме относятся дыхательные практики, дающие организму жизненную энергию. Усмиряя дыханием ум – единственное препятствие осознания мира, легче познаётся внешний мир.
- Постигая Пратьяхару, переходную ступень между внешними и внутренними практиками, следует не реагировать на внешние объекты, а осознавать только внутренние процессы.
- С Дхараной концентрируют мысль и внимание, сливая вместе энергию тела и силу мира. Учатся собирать ум в одну точку.
- Медитации Дхьяны учат не отвлекаться даже к мыслям.
- Последней ступенью духовного достижения, полным равновесием и высшим уровнем просветления является Самадхи.
Аштанга-виньяса состоит из 6 уровней, отмечающихся последовательностью поз. Доступные комплексы – это 1-2-й:
- базовый терапевтический — Чикитса;
- очищает энергетические каналы Нади Шодхана;
К высокому уровню сложности, Стхира Бхага Самапте (из 4 уровней), переходят те, кто уже совершенствует изящество своей практики.
Как правильно начать заниматься практикой
Решив начать занятия, любителю нужна консультация доктора. Для обучения стоит выбрать опытного учителя – гуру, он научит правильному дыханию, выполнению поз и их последовательности. Посещая систематически уроки, важно научиться выполнять комплексы с заданным ритмом, не отставая и не забегая вперёд. Начинаются занятия комплексом «Приветствие Солнцу». В начале и по окончании урока звучат традиционные мантры.
Главное – концентрация внимания, точная техника и копирование движений гуру. Объективно оценивая физическую подготовку, двигаться от простых упражнений к сложным позам. Лучшим вариантом будет первоначальное освоение дыхательной практики. Переходом к следующему уровню будет ощущение накопления огня, распределяющемуся ровно во все части тела, и обеспечивающему: очищение организма, приобретение гибкости и силы, спокойный ум.
Как подготовиться к аштанге
Для занятий йогой не обязательно иметь предварительных духовных практик. Но так как аштанга-виньяса – это активные динамические комплексы, то необходимо приобрести хотя бы минимальную физическую подготовку. Следует заранее позаниматься растяжкой, выносливостью и укрепить мышечный корсет. Практические занятия йоги – это выполнение асан, развивающих и укрепляющих мышцы. Только благодаря сильному телу ученик научится фокусировать мысли.
Постигая первую ступень, нужно просто думать о достойном поведении и не совершать в жизни необдуманных поступков.
Новичок научится:
- концентрировать ощущения на точках тела;
- учиться сохранению медитативного состояния;
- контролировать дыхание при выполнении упражнений.
Полезна тренировка в специальном упражнении, основанном на первой ступени аштанга-йоги. Мысленно выбирается объект, концентрируя на нём мысли, и перечисляется вся информация об этом предмете и его характеристика. Размышлять следует так долго, пока не закончится желание. В следующем упражнении, на такое же время, отключить все мысли. Эти простые занятия — хорошая подготовка для освоения последующей ступени — постигать возможности своего тела.
Кому подойдет аштанга-йога
Виньяса комплексы — трудные занятия, требующие физической подготовки и гибкости. Выполнение таких упражнений под силу молодым людям с хорошим здоровьем. Смогут заниматься и дети подросткового возраста, не знающие, куда деть избыточную энергию. Также это направление выбирают мужчины, желающие стать физически сильнее, выносливее и окрепнуть духом. Эти уроки подойдут тем, кто мечтает за короткое время стать стройнее и изящнее, сбросив лишние килограммы. Часто к аштанга-виньяса йоге стремятся одиночки, не желающие мешать собственный духовный мир с внешними проблемами.
Мантра аштанга-йоги
Каждый урок аштанга виньяса йоги, придерживаясь традиции, начинается чтением мантры. Дословно: «освобождение ума», «стих», «заклинание». Главное – точное звучание священного текста или слова, звуковые вибрации которых успокаивают и расслабляют. В открывающей мантре ученики благодарят гуру за мудрость и выражают глубочайший почёт. В закрывающем стихе йогины делятся накопленной благоприятной, чистой энергией со всеми живущими и желают всяких благ. Произносят мантры на языке написания.
Сильная и популярная буддийская практика, с помощью которой очищается карма и познаётся собственная личность – это мантра Ваджрасаттвы из 100 слогов. В этом обращении просьба божества очистить человека от грехов и негатива. Мантру читают, проговаривают, поют или слушают, когда хотят и где хотят, желающие и верящие в неё. Для начинающих – повторять по 21 раз ежедневно. Чтобы очистить ум, и просветлить сознание – по 108.
Польза аштанга-йоги
Те, кто занимается аштанга-йогой, становятся подтянутыми, имеют красивую атлетическую фигуру и крепкое здоровье. Правильное дыхание в позах разогревает, заставляя кровь быстрее циркулировать, которая при этом очищает органы и ткани, а организм омолаживается. При расслаблении происходит объединение ума, духа и тела. Интенсивная растяжка тонизирует мышечный корсет, уменьшая боль в позвоночнике. Активные упражнения аштанга-виньяса йоги помогают сбросить лишний вес.
Положительные эффекты:
- появляется гибкость, проработаны мышцы, располагающиеся глубоко;
- тело становится красивым и подтянутым за короткое время;
- организм освобождается от ядов и вредных веществ, а так же от энергетических застоев;
- лучше концентрируется внимание;
- приходят в порядок печень и почки;
- нормализуется обмен веществ.
Противопоказания к аштанга-йоге
К выполнению сложных упражнений виньясы следует приступать осознанно и осторожно. Нельзя заниматься йогой лицам с больным опорно – двигательным аппаратом и проблемами во внутренних органах. Кроме этого нежелательно выбирать такой стиль не гибким людям. Подвижность отдельных комплексов не рекомендует выполнять их:
- беременным;
- с грыжей межпозвоночных дисков;
- с травмами головы в прошлом;
- с хроническими заболеваниями;
- после операций;
- с повышенной температурой тела и больным, принимающим сильные лекарства.
Подобные занятия совсем запрещены людям с сердечными болезнями, с травмами спины и с другими серьёзными болезнями.
Аштанга-йога для начинающих
Основа аштанга-йоги состоит из комплекса упражнений — это полная практика йоги, её можно освоить быстро. Различные движения и наклоны, выполняемые телом, образуют 12 асан. На первых занятиях они разучиваются медленно и неторопливо вместе с правильным дыханием и их синхронностью. В дальнейшем изучается последовательность асан и правильное выполнение. Считается, что ученик освоил технику, когда он справится с 12 кругами нагрузки, первоначально начиная 1 4-х. Для воспитания выносливости занятия чередуются медленными и быстрыми кругами.
Слабо подготовленным новичкам очень сложно освоить даже первый комплекс. Но это специальные комплексы, укрепляющие пресс, спину, мышцы рук и ног за счёт собственного веса, выполняемые с нужным ритмом и дыханием. Закончить урок рекомендуется шавасаной (позой мертвеца), расслабляя всё тело.
Быстрая смена асан не даёт новичку сделать синхронными движения с дыханием. Научиться этому помогут спокойные занятия Хатха йогой. Виньяса йога отличается от неё методами выполнения поз в строгой последовательности и с нужным ритмом. Главное — контролировать себя и учиться регулировать дыхание и энергию.
Лучше проводить занятия в утренние часы, до завтрака. Одежда свободная. Конечной целью первых уроков новичка будет правильное выполнение начальных асан аштанга виньясы. Йоги по нескольку лет отрабатывают порядок первых комплексов.
Из чего состоит практика
Практика аштанга-йоги — это не только выполнением поз. Кроме этого сюда входят правильное дыхание, последовательность асан и внимание к каждому действию.
- Асаны – это основа, непрерывное выполнение которых образует комплекс – виньясу.
- Для достижения созвучия тела и движений применяется правильное дыхание пранаяма. Делая медленные равномерные вдохи и выдохи, горлом издаются специальные звуки.
- Техника выполнения трёх бандхи — это разблокировка праны и направление её к энергетическим каналам.
- Управление вниманием с концентрацией на нужном объекте.
- Избавление от размышлений.
- Внимание с сохранением сосредоточенности на нужной точке.
Самостоятельные практики называются — Майсор-классами, которые используются только в аштанге. Здесь применяется корректировка асан учителем.
В Led-классе последовательность асан ученики повторяют за учителем, так же он ведёт подсчёт комплексов и показывает правильный ритм дыхания. В начале и конце занятия читаются мантры.
Правильное дыхание
Сочетание одинаковых вдохов и выдохов с задержкой дыхания и комплексов упражнений называется виньясой. Йогины пользуются специальной дыхательной техникой с тихими шипящими звуками горлом – уджайей, помогающей подчинять энергию сознания. Воздух, проходя между сближенными голосовыми связками, получает сопротивление. Такую работу называют пранаямой – специальными дыхательными упражнениями. Цель этих техник — добиться внутреннего очищения с помощью концентрации и медитации. При этом движение крови становится быстрее, у неё повышается температура, позволяя ей очищаться и становиться жиже.
Кровь без труда циркулирует, а выступающий пот уносит болезни и напряжения. Сильное, чистое и здоровое тело справляется с очисткой нервов и других органов. Кроме этого, уджайя улучшает ток венозной крови от нижней части тела во время достаточной нагрузке на эти сосуды.
Выполнение бандхи
Энергетическими замками бандхи считаются напряжённые и сдавленные мышцы. Удерживать замки, значит разблокировать прану и перемещать в энергетические каналы, что сохраняет равновесие в асанах. Есть 3 замка: нижний зажим, область живота и горла.
Базовый замок — мула бандха, в котором напрягают анальные мышцы, концентрируя внимание на нижней чакре. Выполняя это, познаются тончайшие пути праны снизу вверх.
Джаландхарой бандха, вторым зажимом, расположенным в зоне горла, не допускают выход энергии наружу. Удержание дыхания возможно, когда подбородок опущен на грудь, напрягая горловые мышцы.
Третий зажим называется уддияна бандхой, расположен в брюшной зоне. Этим замком концентрируют энергию в центре и ровно здесь распределяют.
С бандхами легко выполнять трудные позы, избегая травмы.
Точки внимания при выполнении асан
При выполнении последовательности асан, важно концентрировать внимание. Это практика дришти. Мудрецы определили 8 точек для концентрации взгляда при выполнении асан:
- Насагре соответствует конец носа.
- Бхрумадхьей называется межбровье.
- При наби-чакре смотрят на пуп.
- С хастагрой останавливают взгляд на пальцах рук.
- Падхайорагре отвечают два больших пальца на ногах.
- Для паршвы смотреть в сторону.
- В ангуштамадхье — концентрация на ладонях.
- В урдхве (Антаре) — кверху.
Дришти избавляет от лишнего мышления, даёт покой и помогает сосредоточиться.
Сохранение дхьяны
Медитирование с пением мантр, с помощью которого можно достичь непрерывного познания объекта с сосредоточенностью мыслей — это дьяхна, седьмая ступень, которая успокаивает сознание. При сильном сосредоточивании иногда наступает кратковременная потеря психики. Отключившись совсем, медитируя, йог не чувствует действий, у него остаётся включённым только сознание существования и объекта медитации. Конечной целью считается приближение к самадхи.
Итак, аштанга-йога относится к философской школе, состоящая из динамических поз, дыхательных упражнений и регуляторов сферы жизни людей. Аштанга-виньяса – это подвижная практика с асанами, объединёнными блоками — виньясами. Комплексы асан сопровождают пранаяма (дыхательные упражнения), бандхи (мышечные замки) и дришти (фиксированный взгляд на нужной точке).
Занятия аштанга-йогой требуют терпеливости, усилий, сосредоточенности и упорства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
yoga24.info
Аштанга йога, ступени по Патанджали и асаны
В последнее время распространение такого бренда как «Йога» набирает обороты. Куда ни глянь — сплошные йога-студии и йога-туры. Существует уже столько направлений и стилей йоги, что и не запомнить. Йога — это прекрасно! Но в современном мире всё больше внимание уделяется внешнему содержанию, то есть физкультуре. Далеко не всем известно, что йога имеет несколько иные цели, нежели красивое тело.
В данной статье мы ознакомимся с классическим подходом к йоге, известным как Восьмиступенчатая йога Патанджали, или Аштанга-йога, что, надеюсь, расширит границы понимания этого понятия, и приведёт к повышению эффективности практики как для действующих, так и потенциальнх йогинов и йогинь.
Считается, что Патанджали жил во II в. до н.э., является основателем йоги и автором произведения «Йога-сутры». Есть мнение, что в Сутрах он лишь изложил то, что существовало задолго до его рождения, чему я склонна верить. В Йога-сутрах представлена некая последовательность в продвижении на пути йоги, состоящая из восьми ступеней или принципов: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Рассмотрим каждую более подробно.
Ступень 1.
Яма — обет по отношению к внешнему миру. Патанджали выделяет пять обетов: ахимса, сатья, астея, брахмачарья и апариграха.
Ахимса — ненасилие, непричинение вреда. С первого взгляда всё ясно, не убивай, не причиняй вреда, относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Однако на деле оказывается всё не так-то просто. Мы используем кожаные изделия, кто-то до сих пор употребляет животных в пищу, да даже просто, сказав недоброе слово, мы можем причинить непомерное зло. При этом зачастую мы путаем, что есть на самом деле польза, а что есть вред. Порой кажется, что, жалея кого-то, мы проявляем сострадание и милосердие, тем самым не наносим такому человеку вреда. Хотя не исключено, что именно этому человеку нужно жёстко сказать о том, что пора бы прекратить жаловаться и ныть, и начать видеть в проблеме плюсы.
Одним из критериев определения, как же поступать, может служить понимание, к чему приведут ваши слова или действия: к развитию или деградации. Если вы пожалеете, и человек не сделает выводов, и в следующий раз снова придёт, чтобы его выслушали и пожалели, то это деградация. Ахимса нарушена. Если же после выговора человек поймёт, что действительно, чего это он всё ноет и ноет, и возьмет, да и изменит ситуацию, то это развитие. Таким образом, вы помогли и, несмотря на внешнюю грубость, ахимсу не нарушили. К сожалению, в жизни не всё так прямолинейно, и необходимо развивать в себе тонкое восприятие каждой отдельно взятой ситуации. Однако, начинать стремиться к соблюдению данного обета можно с малого, например, стать вегетарианцем, экономить воду, не грубить людям и т.п.
Практиковать ахимсу весьма сложно, но важно понимать, что это в первую очередь стремление к избавлению от враждебности, развитие сострадания и милосердия ко всем живым существам, а также отсутствие злых намерений, то есть каждое действие, слово или мысль должны быть во благо.
Сатья — правдивость, воздержание ото лжи и самообмана. Говорить правду. Часто задают вопрос: «А как же быть, если приходится выбирать между правдивостью и ахимсой. Например, вы совершенно точно знаете, что, сказав правду, кто-то от этого погибнет?» В этом случае нужно исходить из кармических последствий. За враньё, что называется, во благо, кармические последствия будут не столь долгими и ужасными, сколько за смерть живого существа, поэтому, скорее всего, будет правильнее нарушить сатью, нежели ахимсу. Но, опять же, всё не так однозначно, если нарушив сатью, вы создадите иллюзию на века, следуя которой множество и множество живых существ будет окутываться мороком, то, может, правильнее нарушить ахимсу.
Астея — честность, неворовство, неприсвоение чужого. Быть честным как с собой, так и с другими. Согласно комментариям к Йога-сутрам Патанджали плодами соблюдения астеи являются ясновидение и интуитивное осознание. То есть это способность видеть вещи как они есть на самом деле. Казалось бы, тоже всё понятно, не воруй, не бери чужого, но, к сожалению, в наше время, пожалуй, все как один не соблюдают этот принцип: цены завышены, налоги платят единицы, да и вообще налоги тоже завышены и куда они в итоге идут — большой вопрос. В обществе паразитов и потребителей крайне сложно разобраться, что есть правда, что есть ложь, где ты честен, а где кормишь демонов. Как раз это результаты повсеместного нарушения сатьи. С одной стороны, можно оправдываться тем, что нас поставили в такие условия, с другой — всё же необходимо максимально стараться не усугублять сложившуюся ситуацию, стараться создавать честное общество, начиная с себя.
БуддаБрахмачарья — чувственное (плотское) воздержание. На мой взгляд, воздержание должно осуществляться также как и шауча (см. ниже) на уровне тела, речи и ума. Брахмачарья — это не просто отказ от физического контакта, а также контроль поведения, речи и мыслей. Это важный аспект практики йоги особенно на начальном этапе. Так как практик, не утвердившийся на пути, если не возьмёт под контроль свою сексуальную энергию, может быстро покончить с йогой и уйти совсем в другом направлении. Другими словами, он будет отвлекаться и постоянно сливать накопленную энергию через нижние центры. За вожделение и похоть отвечает свадхистана чакра — это вторая чакра снизу. Занимаясь йогой, мы неустанно поднимаем уровень энергии и прикладываем максимум усилий для реализации этой энергии на более высоких центрах, но если постоянно её «сливать», то прогресс будет приходить гораздо медленнее, если вообще будет. Согласно Патанджали, утвердившийся в брахмачарье избавляется от страха смерти.
Апариграха — нестяжательство, ненакопительство, не принятие даров. Здесь имеется в виду, что у йога не должно быть ничего лишнего. Это от части связано с тем, что на поддержание любой вещи, принадлежащей нам, мы тратим свою энергию. Самый яркий пример — машина, вот представьте, что у вас их три. Сколько нужно энергии, чтобы их обслужить, и имеется в виду не только непосредственное участие, возможно, у вас есть личный механик и тому подобное, но и им нужно что-то платить, соответственно работать вам нужно будет больше, чтобы больше зарабатывать. Так и с любой другой вещью. Все окружающие нас вещи существуют за счёт нашей энергии, и не важно — дорогие они или дешёвые, крупные или мелкие. Наверняка, многие отмечали, что стоит выкинуть хлам и на душе как-то легче, именно от того, что уменьшается неконтролируемый отток сил.
Помимо этого, человек, так или иначе, начинает себя отождествлять с окружающей его материей. Могут начать развиваться такие качества, как жадность, эгоизм, привязанность. Все эти качества являются препятствиями на Пути. Йог должен спокойно расставаться как с людьми, так и с вещами, оставлять только самое необходимое.
йога-лагерь АураСтупень 2.
Нияма — обет по отношению к себе. Согласно Патанджали, их также пять: шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана.
Шауча — чистота. «От очищения приходит безразличие к телу и непривязанность к другим» (Сутра 40). Такие плоды достигаются соблюдением чистоты на трёх уровнях: тела, речи и ума. Соответственно, для соблюдения шаучи на уровне тела необходимо регулярно совершать омовение, практиковать шаткармы (шесть очистительных действий), употреблять чистую пищу, носить чистую одежду, убирать дом; на уровне речи — не сквернословить, правильно строить свою речь, избавляться от слов-паразитов; на уровне ума — останавливать неудержимый поток мыслей, стараться думать о благостных вещах, контролировать всё, что творится в голове. «Практикой ментальной чистоты достигается способность к жизнерадостности, однонаправленности, контролю над чувствами и видению самости» (Сутра 41). Соблюдение данного принципа способствует оздоровлению организма, окружения и ума, что приводит к минимизации отвлечений во время практики.
Сантоша — удовлетворённость. Практику необходимо быть удовлетворённым, иначе у него могут образовываться комплексы, различные психические отклонения, депрессии и т.п. Неудовлетворённому человеку не удастся достичь успехов в медитации, т.к. ум будет постоянно требовать желаемое и уводить йога от практики. Поэтому часто в йогу приходят люди, хорошо реализованные социально, которые уже разочаровались в сансаре (мирской жизни) и понимают, что всё это иллюзия, не приносящая действительного удовлетворения, что истинное удовлетворение в отсутствии желаний и страстей.
ПранаямаТапас — аскетизм. «Практикой аскетизма разрушаются загрязнения, и приходит совершенство тела и органов чувств» (сутра 43). Данному принципу уделяется крайне большое внимание, так как без аскез продвинуться на пути невозможно. Именно посредством аскез происходит развитие, преодолевая, ошибаясь, разочаровываясь, человек начинает открывать в себе новые резервы на всех уровнях, становится более выносливым и устойчивым в практике.
Свадхьяя — самопознание, самоосознание, самообразование. Для того, чтобы себя менять и развиваться, нужно понимать, кто мы есть, каков наш нынешний уровень развития, к чему мы идём. Мы воплощаемся в этом мире для развития, для накопления опыта. На мой взгляд, наиболее подходящая модель поведения для этого мира выглядит следующим образом: наша вселенная — это школа, наша жизнь — урок, люди вокруг — учителя и мы здесь ученики.
Можно соотнести понятия «самоосознание» и «самообразование» через призму изучения древних текстов. Например, в своих лекциях Андрей Верба часто упоминает о том, что изучая Сутру о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, Махабхарату или Рамаяну, можно вспомнить, кто мы есть на самом деле. Дело в том, что события, описанные в названных произведениях, имели место очень и очень давно, задействовано там было очень много живых существ, и, учитывая, что любое живое существо постоянно перевоплощается, велика вероятность, что мы принимали в прошлых воплощениях участие в этих событиях. Например, сидели и слушали Дхарму, проповедуемую Буддой. Таким образом, вспомнив, к чему мы шли все прошлые воплощения и что мы уже знаем (просто подзабыли), не нужно будет тратить уйму времени на получение предыдущего опыта, а можно смело идти дальше, минимизируя ошибки. Другими словами, соблюдение свадхьяи приводит к пониманию собственного предназначения.
Будда Шакьямуни и куртизанкаИшвара пранидхана — подчинение Богу, смирение. На всё воля Бога. Что бы ни происходило, всё происходит именно так как и должно. Иначе, если мы чем-то не довольны, означает, что мы ставим себя на место Бога, считаем, что там наверху ошиблись, то есть тем самым мы позволяем себе усомниться в совершенстве Бога (Высшего разума, Абсолюта). Смирение говорит о том, что человек понимает, что Высшие силы создают для него идеальные условия для его развития. Поэтому, что бы ни происходило: счастья, неудачи — всё устроено для накопления опыта. Частые неудачи в жизни указывают на непрохождение уроков, говорят о необходимости пересмотреть собственное поведение, образ жизни, мысли и т.п. При этом важно понимать, что ишвара пранидхана не подразумевает перекладывание ответственности за происходящее на Бога. Можно сравнить отношения с Всевышним с отношениями ученика и учителя: учитель даёт ученику задание, но как оно будет выполнено, что из этого урока вынесет ученик и какова будет благодарность ученика к учителю за полученные знания, зависит лишь от ученика, а вот похвала или отправка на доработку зависит от учителя.
Если с последующими шестью ступенями обычно человек знакомится в контексте йоги, то с ямой и ниямой знаком каждый, просто, как правило, в народе они носят иное название: морально-этические нормы, заповеди и т.п. И бОльшую часть мы, так или иначе, соблюдаем, и не от того, что так где-то написано или в противном случае попадём в ад, а от того, что по-другому существовать в этом мире нельзя. Эти правила или обеты являются естественными для человека и, если он их не выполняет, то лишь в силу своего невежества, обусловленного густым налётом морока.
Ступень 3.
Асана — устойчивая удобная поза. После того как практик освоил яму и нияму, т.е. уменьшил внешние и внутренние раздражители можно перейти к асанам. В контексте Йога-сутр Патанджали под асаной подразумевается медитативная поза, в которой йог может практиковать все остальные ступени. Но если вы попробуете сесть в любую позу со скрещенными ногами и прямой спиной, будете неприятно удивлены, что просидеть так можно особенно в первое время буквально несколько минут, т.к. начинаются боли сначала в ногах (!!!), потом в спине и так далее. Именно поэтому нужно заниматься хатха-йогой, она помогает укрепить, растянуть, вывернуть все необходимые мышцы и суставы, другими словами, подготовить тело к медитативной позе.
Медитативные асаны: падмасана, сиддхасана, сукхасана, свастикасана и т.п. должны выполняться без особых усилий, чтобы во время медитации не происходило отвлечений на напряжение в теле.
Ступень 4.
ПранаямаПранаяма. В широком понимании пранаяма — это дыхательные упражнения, направленные на гармонизацию и снабжение организма жизненной энергией (праной). В конечном итоге практик должен научиться задерживать дыхание на длительный период времени. Дело в том, что дыхание — это единственное, что связывает наше сознание с внешним миром, т.е. колебания ума происходят пока мы дышим. Чем медленнее и глубже дыхание, тем спокойнее ум. А так как ум является основным препятствием к осознанности (как бы странно это ни звучало), необходимо его усмирять. И лучшим инструментом служит именно дыхание.
Ступень 5.
Пратьяхара. «Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов» (сутра 54).
Эта ступень является переходной от внешних практик к внутренним. Заключается она в том, что практик перестает реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознавание внутренних процессов. В повседневной жизни чаще встречается обратный процесс, когда чувства управляют умом, что в какой-то степени противоречит нашей духовной природе. Важным аспектом тут является не подавлять чувства, а взять их под контроль, и развернуть сознание внутрь. Именно для этого необходимо как следует освоить предыдущие четыре ступени, чтобы внешний мир не беспокоил ни физически, ни ментально. Тогда приходит осознание глубины, скрытой в нас, не постигаемой умом, где есть все ответы, и которую можно познать в самадхи.
Ступень 6.
Дхарана — концентрация. После того, как практик утверждается в пратьяхаре, он может переходить к концентрации, как на внешних, так и внутренних объектах. Это могут быть пламя, звук, образ, дыхание и т.д. Цель этой практики — развить однонаправленность ума, убрать его любые колебания. То есть ум полностью собран в одну «точку», что позволяет в полной мере постичь объект концентрации.
Ступень 7.
Дхъяна — непрерывный поток содержания сознания, то есть медитация. Непрерывная дхарана есть дхьяна. В комментариях к Йога-сутрам Патанджали Свами Сатьянанда Сарасвати указывает, что, по сути, медитация это та же концентрация, но более высокого качества. В медитации практик не прерывает концентрацию, то есть не отвлекается. До тех пор, пока параллельно с концентрацией идёт мысль — это дхарана.
Ступень 8.
Самадхи — это состояние, когда есть только объект, появляющийся без осознания собственной самости. То есть дхарана переходит в дхьяну, а дхьяна переходит в самадхи. Эти три процесса имеют название «Самьяма». В самадхи пропадает самоотождествление, т.е. пропадает, так называемая, самость практика. Свами Сатьянанда комментирует это следующим образом: «Самьяма начинается с субъектного и объектного осознания, т.е. дуального осознания. Вы осознаёте ваш объект медитации, который, с одной стороны, внутри вас, а с другой — во внешнем мире. Постепенно дверь наружу закрывается, и вы видите только вещь, которая внутри вас. Это дхьяна. Затем вещь, видимая внутри, становится всё яснее и яснее, и одновременно вы теряете осознание собственной личности. Это называется самадхи».
Как видно из статьи, чем выше ступень, тем меньше ясности. Дело в том, что есть вещи действительно неподвластные уму, и теоретизирование по поводу которых не придаёт этой самой ясности. Как говорит Андрей Верба: «Практикуйте, пробуйте, набирайтесь опыта».
С одной стороны, существует некая последовательность в аштанга-йоге, но с другой — все восемь ступеней можно и нужно прорабатывать в комплексе, и каждый пункт будет ещё больше раскрываться благодаря другим. Чтобы достичь высших ступеней йоги, практик должен быть целостным, он не должен чего-то желать или не желать, должен быть здоровым, устойчивым, гибким, спокойным, в нём не должно быть колебаний, тело и ум не должны отвлекать.
Существуют практики, меняющие реальность совершенно на других уровнях. Для этого им не нужно идти на площадь и призывать к благим деяниям, они знают, как устроен мир в целом и куда он движется. Конечно, наш уровень развития гораздо ниже, но у каждого из нас есть возможность влиять хотя бы на свой микромир — семья, друзья, знакомые, город, страна, планета, и сделать мы это можем, лишь меняя себя. Ведь нельзя помочь выбраться из болота, пока мы сами барахтаемся в этом болоте.
Благодаря освещённым в этой статье Восьми ступеням йоги человек, стремящийся к познанию себя и мира вокруг, сможет приблизится к истине, или обрести её уже в этом воплощении, с тем, чтобы не прожигать свою жизнь, а прожить её максимально осознанно, во благо всех живых существ.
Андрей Верба часто упоминает: «Есть лишь три вещи, которые мы сможем забрать в следующую жизнь. Это — мудрость, опыт практики и благодарности». Почему бы не начать паковать этот багаж уже сейчас?
Ом!
www.oum.ru
Аштанга Виньяса йога: пошаговое руководство
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Вы хотите похудеть и обрести гибкость тела? Вывести свое здоровье на качественно новый уровень и развиваться духовно? Тогда вам необходимо узнать об аштанга йоге!
И в данной статье как раз рассказываем о сбалансированной системе упражнений и дыхания этого вида йоги. Применяя наши советы и рекомендации, вы сможете узнать подробнее об этой динамической практике и приступить к занятиям совершенствуя дух, тело и разум.
История появления Аштанга йоги
Истоки аштанга йоги связаны с именем Шри Кришнамачарья. Он родился в 1888 г. и практиковал хатха йогу. Получив древние знания от просветленного гуру Брахмачари в Тибете, он открыл школу йоги в Индии. Его ученик Паттабхи Джойс позже дал начало новому учению в русле приобретенных знаний и собственных наработок. Практика, в которой он достиг совершенства, была названа аштанга йога.
Знания школы Джойса были открыты для всех. В 1975 году Паттабхи осуществил поездку в США делясь своим учением на Западе. В течение нескольких лет после этого аштанга йога стала известной во всем мире. Среди известных последователей Джойса звезды Мадонна, Стинг, Том Круз, Гвинет Пэлтроу.
Что представляет собой аштанга йога?
Аштанга йога является динамической практикой, в отличие от хатха йоги, где в основе статические упражнения. Аштанга виньяса йога – это определенная последовательность асан, связанная между собой виньясами, которые по сути являются комплексами движений. Система упражнений основывается на йоговском дыхании – пранаяме.
В процессе занятий этой йогой, необходимо пребывать в состоянии дришти или концентрации на определенных телесных точках. Благодаря пению мантр, медитативное погружение дхьяна, наполняет практикующего. Также обязательно выполнять бандхи (энергетические замки) – напряжение, сжатие определенных частей тела. Это стимулирует кровообращение и оказывает воздействие на человеческие энергетические центры.
Основные ступени аштанга йоги
Аштанга буквально переводится с санскрита как «восьмиступенчатый путь восхождения к Цели». 8 этапов аштанги йоги составляют цепь последовательностей, которую необходимо преодолеть: Йама – Нийама – Асана – Пранаяма – Пратьяхара – Дхарана – Дхьяна – Самадхи.
Йама и Нийама, соответственно, переводятся как «напряжение и расслабление». Первые две духовные ступени направлены на усвоение важных жизненных правил поведения, на гармонизацию с окружающим миром и самодисциплину. Эти уровни проходятся одновременно, очищая дух адепта и готовят его к переменам в жизни.
Асана – следующий этап, который заключается в принятии специальных поз.
Асаны совмещаются с дыхательной энергией – Пранаямой. Правильное дыхание является неотъемлемой частью на пути постижения аштанга йоги.
Пятый этап – Пратьяхара, учит йога покидать физическую оболочку тела, познавая духовный мир и окружающее пространство.
Дхарана – это этап концентрации и поддержка ее на должном уровне. Это помогает ученику стать на начало пути слияния с Творцом мироздания.
Дхяна, седьмая ступень аштанга йоги, предполагает медитативную практику, дающую возможность человеку получить необычные ощущения, приближаясь к единению сознания с вселенскими силами.
Последний восьмой уровень Самадхи – это наивысший уровень духовных возможностей, который заключается в просветлении. Это и есть конечная цель получения блаженства от объединения с Высшими разумом.
Мантра аштанга йоги
Прежде чем начать практику, в аштанга йоге по старой традиции Шри Паттабхи Джойса принято произносить мантру. Она написана на санскрите и читается так:
Ом
ВАНДЕ ГУРУНАМ ЧАРАНАРАВИНДЕ
САНДАРШИТА СВАТМАСУКХАВАБОДХЕ
НИХШРИЯСЕ ДЖАНГАЛИКАЙЯМАНЕ
САМСАРА-ХАЛАХАЛА-МОХА-ШАНТЙАЙАБАХУПУРУШАКАРАМ
ШАНКХА ЧАКРАСИ ДХАРИНАМ
САХАСРА ШИРАСАМ ШВЕТАМ ПРАНАМАМИ
ПАТАНДЖАЛИМ
Ом
Первые 4 строки взяты из «Йога Таравали» Шри Шанкарачарьи Вторая часть мантры представляет собой часть молитвы, посвященной основателю йога-сутр Патаджали. Открывающая Мантра заключает в себе благодарность мудрым учителям.
По окончании занятий читается завершающая мантра пожелания добра, мира и счастливого существования всему сущему:
ОМ
СВАСТИ-ПРАДЖА БХИАХ ПАРИ ПАЛА ЯНТАМ
НЬЯ-ЙЕНА МАРГЕНА МАХИМ-МАХИШАХА
ГО-БРАМАНЕБХЬЯХА-ШУБХАМ АСТУ НИТЬЯМ
ЛОКАА-САМАСТАХА СУКХИНО-БХАВАНТУ
ОМ ШАНТИ, ШАНТИ, ШАНТИ.
Правильное произношение мантр можно освоить вместе с учителем Джойсом, скачав видео из интернета.
Аштанга йога для начинающих
Нужно признать, что человеку, который ранее уделял недостаточно времени своему физическому развитию придется нелегко. Продвигаясь по духовному пути аштанга йоги, нужно будет преодолеть динамичные и активные нагрузки, выполняемые в высоком темпе. Начинающему нужно быть готовым к не совсем обычным для йоги силовым упражнениям, сменяющимися асанами на растяжку с правильным дыханием. Для этого потребуется терпение и постоянная практика для развития тела и духа.
Начинающим подготовить тело к силовым упражнениям и растяжке можно, практикуя йоговский несложный комплекс Сурья Намаскар. Очистить организм для предстоящих тренировок поможет известная йоговская практика пракшалана. Она заключается в питье соленной воды утром натощак с последующими упражнениями для выведения жидкости из тела, освобождая тело от всевозможных ядов и токсинов.
Рекомендуем новичкам приступить к занятиям под руководством мастера, который поможет быстро и эффективно продвинуться в этом учении, избегая травм. Со временем можно будет выполнять упражнения самостоятельно, применяя видео уроки из мировой сети. Заниматься лучше всего утром в свободной одежде и обязательно на голодный желудок.
Польза аштанга йоги
Аштанга йога считается практикой для продвинутых. Она прекрасно подойдет амбициозным, в том числе и молодым людям, спортсменам. Не отступив в первый месяц занятий, ваши физические и ментальные показатели начнут неуклонно расти.
Благодаря виньясам, тело сильно разогревается, кровь активно циркулирует, удаляя шлаки из организма. В процессе расслабления происходит объединение ума, духа и тела. Избыточная энергия практикующего в аштанга йоге расходуется в правильном ключе, способствуя спокойствию и умиротворению.
Интенсивные упражнения на растяжку помогают привести в тонус мышцы живота. Также вы сможете растянуть мышцы позвоночника и почувствуете себя намного лучше при болях в спине. Активная система быстрых и резких упражнений аштанга йоги очень эффективна для похудения. При должном усердии ваше тело уже в течение 1-2 месяцев обретет упругость и стройность, наполняя вас мощной энергией.
Противопоказания к антанга йоге
По причине высокой динамики некоторых упражнений данный вид йоги не рекомендуется:
- для беременных;
- имеющим грыжу позвоночника;
- людям с последствиями черепно-мозговых травм;
- при хронических заболеваниях;
- в послеоперационный период;
- при высокой температуре и под воздействием сильнодействующих лекарственных препаратов.
Дополнительные источники для познания учения аштанга йоги
Шри Паттабхи Джойс умер в 2009 году, оставив после себя достойных учеников во всех уголках Земли. Можно заниматься, используя видео уроки великого учителя и его последователей. Отзывы о невероятных позитивных изменениях в жизни практикующих йоги вы можете почитать на различных сайтах.
Углубленно изучать индийское учение можно и по книгам. Дипломированный ученик Паттабхи Джон Скотт изложил подробные знания в книге «Аштанга-йога. Полное пошаговое руководство». Другой преданный ученик Джойса Петри Райсянен создал не менее интересный труд «Аштанга-йога». В результате более чем 20-летней активной практики ещё один известный последователь Лино Миеле издал иллюстрирование произведение, посвященное этому виду йоге.
Все эти книги переведены на русский и помогут вам в преодолении себя на пути к самосовершенствованию и крепкому здоровью.
Что запомнить:
- Паттабхи Джойс считается основателем аштанга йоги.
- Этот вид йоги предполагает последовательность динамичных двигательных и дыхательных упражнений и состоит из 8 ступеней.
- До и после занятий, адепты учения произносят мантру.
- Начинающим нужно подготовиться к серьезным нагрузкам, плавно переходя от простого к сложному.
- Аштанга йога способствует похудению, укреплению всего организма и совершенствованию духа. Однако необходимо учитывать противопоказания к занятиям.
- В качестве дополнительных источников информации, можно использовать многочисленные видео из интернета и книги учеников Джойса.
До встречи в следующей статье!
yogarossia.ru
асаны для начинающих – YogaVeda.ru
Аштанга йога представляет собой динамическую практику, в чем заключается ее основное отличие от классического направления хатха. В ходе занятия соблюдается определенная последовательность асан, которые связаны виньясами – особыми движениями. Следует выполнять бандхи – энергетические замки, а также находиться в состоянии дришти – сосредоточенности на определенных точках на теле.
Уроки для начинающих
Не следует заниматься аштангой йогой начинающим, так как практика предполагает глубокое погружение в процесс и выполнение сложных упражнений в высоком темпе. Физическая подготовка должна находиться на должном уровне, во время занятия выполняются силовые асаны, которые чередуются с упражнениями на растяжку. Начинающим необходимо запастись терпением, настроиться на регулярные занятия йогой виньясой и не спешить сразу осваивать сложные позы.
Чтобы подготовиться к практике, рекомендуем начать ежедневно выполнять комплекс приветствия солнцу Сурья Намаскар. Очистить тело поможет пракшалана – техника, предназначенная для очистки кишечника от токсичных остатков пищи.
Начинать освоение йога виньясы следует под руководством опытного мастера. В этом случае уменьшится риск возникновения травм, появится правильное понимание нюансов практики для наилучшего погружения в процесс. После уроков с преподавателем можно начать самостоятельные занятия. Важно не забывать следующие рекомендации:
- Заниматься аштанга виньясой йогой следует в хорошо проветренном помещении.
- Лучше использовать специальный коврик.
- Выполнять упражнения рекомендуется на пустой желудок или через 3-4 часа после приема пищи.
- Одежда не должна сковывать движений.
- Рекомендуется делать асаны аштанга йоги в утреннее время.
- После практики следует отдохнуть в Шавасане.
- Начинающие осваивают йога виньясу с простых упражнений, постепенно наращивая нагрузку.
- Дыхание должно быть размеренным и глубоким, частые вдохи-выдохи приводят к быстрому утомлению.
- Если ваше тело не выдерживает сильной нагрузки, необходимо снизить интенсивность тренировок.
- После занятия не следует вести пустых разговоров, лучше побыть в тишине хотя бы несколько минут.
- Важно прислушиваться к своему телу, при возникновении сильных дискомфортных ощущений следует остановить занятие.
- Практикующим йога виньясу рекомендуется отказаться от спиртного и курения, снизить или полностью исключить употребление мяса.
Польза аштанга виньяса йоги
Йога виньяса позволяет продвинуться на пути духовного и физического самосовершенствования. Регулярная практика помогает:
- расслабить тело и ум;
- удалить токсины и шлаки из организма;
- привести тело в тонус, сбросить лишние килограммы;
- снять стресс, достичь умиротворенного состояния;
- подтянуть и поддерживать в тонусе мышцы живота, бедер, ягодиц, ног;
- растянуть позвоночник, снизить интенсивность болей в спине;
- наполнить организм силой и энергией;
- развить гибкость и эластичность;
- устранить внутренние блоки и зажимы;
- избавиться от бессонницы;
- научиться контролировать внимание;
- улучшить работу внутренних органов;
- избавиться от навязчивых мыслей;
- научиться наслаждаться жизнью.
Асанами аштанга йоги не рекомендуется улекаться во время беременности, а также людям, страдающим следующими заболеваниями:
- черепно-мозговая травма;
- хронические недуги;
- грыжа позвоночника;
- повышенная температура.
Структура занятия
- Занятие аштанга йогой начинается с мантры на санскрите, выражающей благодарность учителям.
- Далее следует повторение нескольких циклов Сурьи Намаскар.
- После этого практикующий выполняет позы стоя, сидя, перевернутые асаны.
- В конце занятия произносится закрывающая мантра.
- Выполняется поза мертвеца — Шавасана.
Обязательные условия успешной практики: правильное выполнение асан аштанга виньяса йоги, соблюдение йоговского дыхания, включение в каждое занятие энергетических замков – бандх. Во время комплекса происходит чередование поз на напряжение и расслабление, что позволяет достичь глубины вхождения в асаны и быстро восстанавливать силы.
Учение аштанга йоги – глубокая комплексная система, направленная на гармоничное всесторонне развитие человека. Занятия помогают улучшить общий тонус, достичь крепкого здоровья, избавиться от стресса и привести тело в идеальную форму.
Но не нужно забывать, что главной целью аштанга йоги является обретение наивысших духовных способностей, а не просто выполнение физических упражнений.
Ступени аштанга йоги
Аштанга переводится как «восьмиступенчатый путь достижения цели». Рассмотрим подробнее каждую из ступеней системы:
- Йама-Нийама. Это правила поведения в повседневной жизни, которые позволяют наладить гармоничные взаимоотношения с самим собой, миром и окружающими людьми. Первые два этапа йога виньясы позволяют очистить человека и подготовить его к серьезным переменам. Необходимо обуздать свои страсти и пороки, развить терпимость к окружающим, доброту и милосердие, а также избавиться от высокомерия и тщеславия.
- Асана. Представляют собой специальные упражнения, укрепляющие тело и дух.
- Пранаяма. Правильное дыхание – обязательное условие развития в аштанга виньяса йоге.
- Пратьяхара. На этом этапе ученик получает способности к отрешенности, чтобы глубже постичь законы духовного мира.
- Дхарана. Чтобы продвинуться дальше на пути йога виньясы, необходимо обучиться концентрации и контролю за вниманием.
- Дхьяна. Чтобы приблизиться к слиянию с Высшими силами, на 7 этапе следует освоить тонкости медитации.
- Самадхи. Представляет собой конечную цель обучения – просветление и полное объединение с Творцом.
История возникновения йога виньясы
Направление аштанга виньяса йога появилось благодаря Шри Кришнамачарье, который практиковал под руководством гуру Брахмачари, после чего открыл собственную школу в Индии. Учеником Кришнамачарьи был Паттабхи Джойс, который на основе полученных знаний и собственного опыта создал новое учение. В последствии оно получило название аштанга йога.
Школа Паттабхи никогда не была закрытой, информация по духовному и телесному развитию доступна для всех интересующихся. В 1975 году Джойс отправился в США, после этого его система приобрела всемирную известность. Последователями учения являются Стинг, Мадонна, Том Круз и другие звезды.
yogaveda.ru