Йога теория для начинающих – Йога для начинающих :: Стили и направления йоги :: Энциклопедия йоги: советы начинающим :: Портал о йоге Хануман.ру

Содержание

Философия йоги. Один из вглядов на реальность

Философия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога — это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я — физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. — относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога — это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе «Бхагавад Гиты» (переводится с санскрита как «Песня Бога»), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: «Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания — он тогда именуется «йогин». Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, — ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, — пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает». Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово «йога» отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В «Бхагавад Гите» есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): «Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой». Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: «Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении — так обретешь ты уносящую скорби йогу». В Катха Упанишаде йога поясняется так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Йога — это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности — я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия — освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины…

Философия йоги для начинающих

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как философия и медицина — вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность — какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

философия йоги

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает «единение». В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога — философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке до нашей эры известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

философия йоги кратко

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения — это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений — это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги — единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности…

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие — бросить её на дно океана… Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. «Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов» — задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Вивекананда философия йоги

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие «йога» впервые встречается в Ригведе — одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его «йога-сутры»

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога — более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые «йога-сутры», изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога — это «процесс обуздания волнений, присущих разуму».

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и общественный деятель Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

философия йоги для начинающих

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его духовного наставника, кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • «Карма-йога» (1896 год).
  • «Раджа-йога» (1896 год).
  • «Философия Веданты: лекции о джняна-йоге» (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: «Бог один, разнятся лишь его имена». Одни зовут его Иисусом, другие — Аллахом, третьи — Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

«Каждая личность — божественна сама по себе» — это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему просветленный человек обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что государство и церковь должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого направления йоги переводится с санскрита как «усиленное слияние». Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

йога философия и практика

Само слово «хатха», как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: «ха» — разум и «тха» — жизненная сила.

Хатха-йога — это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание — основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами — это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью — вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога — это ключ к достижению мокши («единения с Брахманом»).

йога философия Древней Индии

К слову, именно мокша — как процесс и факт освобождения от сансары — является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких — врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение — так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии — йога.

Йога для начинающих: несколько полезных рекомендаций

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

йога как медицинская философия

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в «глубины» этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога — это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение…

Йога — философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

Философия йоги для начинающих

Слово «йога» в переводе с санскрита означает духовную связь, причем с самим Богом. На практике эта связь осуществляется через комплекс физических и умственных упражнений, развивающих человека физически, психически и духовно.

Философия йоги заключается в подготовке личности к непосредственному общению с Всевышним. Она обладает методиками, ведущие к раскрепощению отягощенного мирскими страстями сознания, его просветлению и нирване — состоянию, в котором перед человеком появляется Будда и приносит ему настоящую радость.

Суть миссии йоги ― в ее базовых свойствах:

  • духовности, ориентированной на карму и освобождение от страстей, постижение своей судьбы и цели в жизни через укрепление своего духа;
  • этичности, направленной на исключительную добродетель и достижение мира между людьми;
  • эмоциональной привязанности к ближним;
  • практичности и точности управления своим телом;
  • интеллектуальности, позволяющей максимально напрячь разум при медитациях.

Происхождение йоги и ее первоисточники

фото 37Йога Ї это философия жизни и путь ее познания. В Индии она является одним из древнейших философских направлений, образующих фундамент не только буддизма, но и даосизма и сикхизма. Ее основоположник Патанджали в своей «Йога-сутре» в 195 афоризмах (сутрах) коротко сформулировал основные каноны, теоретически обосновавшие классическую йогу.

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Восьмеричный путь

Чтобы достичь необходимых духовных высот, Патанджали предложил в «Йога-сутре» использовать аштанга-йогу (ашта — восемь, анга — ступень). Эта методика, более известная как восьмеричный путь, — основной даршан в буддийской философии Индии. Для соединения с Богом индийский мудрец предлагает пройти восемь этапов:

  1. Яму, требующую придерживаться моральных заповедей, запрещающих неблагие поступки и мобилизующих духовный потенциал человека на прохождение всего пути к Будде.
  2. Нияму, культивирующую привычки и навыки, помогающие интроспективному восприятию жизни. Эта практика дисциплинирует человека.
  3. Асану — устойчивую позу, в которой удобно медитировать.
  4. Пранаяму — серию дыхательных упражнений, позволяющих направлять свою жизненную энергию на достижение поставленной цели.
  5. Пратьяхару, концентрирующую ум и облегчающую этим отрыв духа от своей материальной основы.
  6. Дхарану, позволяющую сосредоточить разум на определенной мысли, предмете или явлении. Одновременно осуществляется контроль за своими чувствами посредством абстрагирования их от конкретного объекта.
  7. Дхьяну, настраивающую мысль на выбранную цель и постоянно возвращающую к ней до тех пор, пока к этой мысли не будут примешиваться никакие другие.
  8. Самадхи, окончательно просветляющую мысль и дающую возможность наконец созерцать Будду и общаться с ним в состоянии полного освобождения от всего — нирваны.

Последовательное освоение каждого из этих этапов ведет к самадхи, состоянию истинного просветления. Что-то пропустить невозможно — все звенья восьмеричного пути неразрывно переплетены и являются необходимым условием для перехода из более низкого состояния в более возвышенное. На первых двух ступенях — яма, нияма — ученик в основном постигает моральные нормы йоги и тренирует свои помыслы, настраивая их на этичность.

Так, основа ямы — пять принципов, внушающих практикующему йогу человеку воздержание от пороков:

  • ахимса настраивает на ненасилие по отношению ко всему живому;
  • сатья — на правдивость, воздержание от самообмана и лжи;
  • астея — на отрицание воровства;
  • апариграха — на уклонение от каких-либо даров и всего излишнего;
  • брахмачарья — на воздержание от чувственных соблазнов.

Роль Ниаямы

Роль ниаямы уже не в отрицании порочного, а в приятии добродетелей. Основных принципов тоже пять:

  • шауча призывает к внешней и внутренней чистоплотности;
  • сантоша — к положительным эмоциям, удовлетворенности жизнью;
  • тапас — к усердию, самодисциплине и самоограничению;
  • свадхьяя — к самопознанию, изучению трудов духовных наставников;
  • ишвара-пранидхана — к набожности, вере в Бога, посвящению себя ему целиком.

К дополнительным принципам ниямы некоторые другие источники относят:

  • сауманасью — благожелательность к окружающим;
  • нирагу— бесстрастность в выборе пути и следовании по нему;
  • ман-дхатару — вдумчивость;
  • авашу — независимость;
  • мантра-видью — знание мантр;
  • дамсанаванту — обладание сверхсилой;
  • нишпратидвандву — неимение противников.

Асана следует сразу за этическим комплексом аштанга-йоги. По сути, это дыхательная физкультура. Ее назначение — в управлении духовной энергией с помощью специфических физических нагрузок (асан), регулирующих физиологические процессы в организме. Путем воздействия на опорно-двигательную систему асаны тренируют и тонизируют мускулатуру.

Пранаяма продолжение асан

фото 38Пранаяма является физическим продолжением асан. Она умножает их силу и позволяет управлять уже не только собственным духом, но и первичной энергетикой всей Вселенной. На этой степени вырабатывается привычка контролировать дыхание и тем самым аккумулировать необходимую энергию для полноценной жизни. При этом дыхание тренируется на всех уровнях, начиная с поверхностного и заканчивая средним и глубоким.

Регулярное выполнение дыхательной физкультуры насыщает клетки мозга и всего организма кислородом. Происходит чистка всей системы дыхания. В результате мозг расслабляется, ум успокаивается и не отвлекается на мысли, которые не касаются йоги. Такого рода тренировки являются принципиально необходимыми. Без них невозможны переходы на вышестоящие ступени Аштанга-йоги.

На пятой ступени тренировок, пратьяхаре, практикующий перестает реагировать на все проявления внешнего мира: звуки, зрительные образы, тактильные и обонятельные ощущения. Он чувствует их, но не воспринимает, поскольку постоянно держит свой ум под контролем, и таким образом остается наедине со своим сосредоточенным на медитации сознанием.

Освоив пратьяхару, человек переходит своеобразный Рубикон, за которым пути к отступлению нет. Он уже не раб своего покоренного тела — его ум находится под контролем и способен к глубокой медитации.

Этот процесс запускается в сознании на следующей стадии йоги — дхаране. Она представляет собой умение концентрировать ум только в одном направлении без какого-либо отступления в сторону, демонстрируя безоглядную вовлеченность в предмет.

Дхарана предоставляет человеку возможность постичь свое «Я», открыть истинную природу вещей.

Дхьяна — более совершенная ступень дхараны. Процесс концентрации на одной мысли или предмете здесь происходит несколько дольше, но и сознание просветляется намного глубже и полней. В итоге в нем остается только собственное существование личности и объект ее медитации.

Самадхи есть высшая стадия восьмеричного пути, сверхсознание. На пике своего могущества мысль человека сливается с объектом созерцания. В этот момент она способна отражаться в нем, как в зеркале. Биологические потребности, время, пространство — все исчезает. Возникает ощущение полного счастья — нирваны.

Теория освобождения и карма

Карма в йоге — это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.

фото 39Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.

Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, — чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.

Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.

Заключение

Современная буддийская философия склонна видеть в «Йога-сутре» своеобразный научный трактат о смысле человеческой жизни. А что такое наша жизнь? По сути, это постоянное стремление к удовольствиям. Но они не могут быть бесконечными: даже приятные чувства всегда угасают. Причина тому — пресыщение, иначе говоря, усталость. Так возникает неудовлетворенность окружающим, а с нею — страдание. Чем сильнее было в прошлом удовольствие, тем мучительнее будет затем разочарование и негативнее карма, мешающая плодотворно жить.

Целью йоги является обретение знаний, прежде всего о себе, и развитие своих физических и духовных возможностей. Это позволит преобразить свою карму, а в конечном итоге и жизнь. Ибо только таким образом можно осознать свою божественную природу и достичь высшей цели йоги — нирваны, или самадхи.

Энциклопедия йоги, теория и философия

Наверное сложно найти человека, который бы никогда в жизни не слышал о Йоге. Мы знаем, что йогины могут принимать фантастические, практические нереальные позы, а еще нам известно, что занятия йогой очень полезны для организма. На самом деле, йога потрясающе многогранна — это стройная система самосовершенствования, дошедшая до нас из глубины веков, учение, отголоски которого можно…

Философия Йоги

Ступени йоги

Школы и направления йоги

Йоги прошлого и настоящего

Читать

Перед началом практики очень важно понять, что практиковать бандхи можно только полностью осознавая и понимая правильную технику выполнения. В этих статьях указаны основные правила и противопоказания, которые существуют при выполнении бандхи. Однако для большего эффекта и во избежание нежелательных последствий начинайте практиковать бандхи очень аккуратно. Следите за своими ощущениями и…

Набхи-бандха

Джаландхара-бандха

Мула-бандха

Удияна-бандха

Читать

Если вы интересуетесь Агарбати, тогда вы, наверное, оцените справочник благовоний, который мы привели ниже. В кратких описаниях содержатся характеристики ароматов, а также психоэмоциональный эффекты, которые они оказывают. Используя этот справочник, вам будет проще найти для себя идеальное благовоние. Отдельного внимания заслуживает еще и то, что в опубликованном списке есть не только…

Читать

Мудры – это, по сути, просто определенным образом сложенные пальцы рук. Но почему тогда целые труды посвящены этому набору разнообразных жестов? Дело в том, что согласно древним трактам о йоге все наше тело пронизано энергетическими каналами. Соединяя пальцы, мы замыкаем некоторые из них и позволяем нашему организму запустить процессы саморегуляции систем и органов. Таким образом, безо…

Что такое мудра.

О пользе мудр

Как подобрать мудру.

Как правильно выполнять мудры

Мудры

Читать

Книги по йоге и буддизму. Что нужно знать начинающему практику и как выбрать литературу для чтения?

Нам часто задают вопросы о том, с какой книги начать изучать учение Будды или как структурировать информацию о йоге? Какую литературу читать человеку, который встает на путь саморазвития и только знакомится с различными течениями и направлениями в мире самосовершенствования. С чего начинать изучение йоги и буддизма?

В самом деле, в наше время существует очень много литературы, прекрасных книг, в которых доступно изложена важная информация, которая может помочь лучше разобраться в озвученных выше вопросах. В этой статье представлен краткий обзор литературы, которая была бы актуальна для начинающих или для тех, кто хочет разобраться в йоге и буддизме более детально.

Однако прежде чем начать, отмечу, что у всех начинающих разный уровень развития и восприятия, потому возможно книги, которые описаны в этой статье, подойдут не всем. Это уже решать вам.

При описании книг о йоге и буддизме, выделены две категории: для начинающих (то есть для тех,  кто только недавно услышал о йоге и буддизме, мало знаком с терминами), для более подготовленных (для тех, кто уже владеет начальной терминологией и знаком с материалами из первого раздела).

Узнать больше о философии йоги.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Йога-сутры Патанджали. Прояснение. Б. К. С. Айенгар

Доступный комментарий к древнеиндийскому трактату — Йога-сутрам Патанджали (который считается основных первоисточником хатха йоги). В книге приведены санскритские термины, которые содержатся в сутрах, и их словарные определения.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Йога Васиштха

В центре сюжета разговор мудреца Васиштхи и принца Рамы. Учение Васиштхи касается всех вопросов, связанных с внутренним знанием собственной природы, а также циклов создания, поддержания и разрушения мира.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Шесть систем индийской философии. Макс Мюллер.

В книге представлена информация о развитии древней индийской философии, начиная с периода, предшествующего Упанишадам, рассматриваются ее история в буддийский и ведический периоды, основные философские учения и общие идеи. На русский книга была переведена в 1901 году, и с тех пор она считается фундаментальным трудом по индийской философии и религии.

Хатха-йога, чтобы понять структуру этого направления.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Хатха йога прадипика. Сватмарама.

Древний текст хатха-йоги. Здесь описаны асаны, шаткармы, пранаямы, мудры, бандхи и медитативные техники. А также образ жизни адепта, его питание, ошибки на пути саморазвития и практические советы для более простого освоения йоги.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Сердце йоги. Совершенствование индивидуальной практики. Дешикачар.

В книге описаны все элементы йоги: асаны, осознанное дыхание, медитация и философия. Описано, как выстроить индивидуальную практику. Уделяется большое внимание объяснению 8 ступеней йоги по Патанджали (яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи). Описываются препятствия на пути йоги и методы их преодоления. Разбираются известные виды йоги, такие как джняна, бхакти, мантра, раджа, карма, крийя, хатха, кундалини. В книгу включены «Йога сутры» Патанджали с переводом и комментарием Дешикачара. В приложениях представлены 4 общих комплекса по хатха-йоге.

Узнать больше о практике хатха-йоги

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Азбука асан. Клуб OUM.RU

В книге представлена информация об асанах, рассказывающая о благотворном воздействии на человека. Все асаны сгруппированы в алфавитном порядке. В конце книги в качестве дополнения оформлены несколько приложений, в которых асаны сгруппированы по блокам (стоя, сидя, перевернутые и прочие), а также представлен общий комплекс для начинающих практиков йоги.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Прояснение йоги (Йога Дипика). Б.К.С. Айенгар.

Наиболее полная, иллюстрированная энциклопедия, дающая возможность заниматься самостоятельно. В тексте — более 600 рисунков, а также уникальные описания 200 поз йоги, 14 дыхательных техник, бандх и крий. В приложениях публикуются 300-недельный курс занятий, программы упражнений для лечения различных заболеваний, глоссарий санскритских терминов.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПОДГОТОВЛЕННЫХДревние тантрические техники йоги и крийи. Бихарская школа

Сбалансированное руководство (в трёх томах) разработано Бихарской школой йоги. В нем описываются разные направления йоги — хатха-йога, бхакти йога, джняна йога и крийя-йога. Предлагается последовательная система освоения йоги. При этом особый акцент делается на практике и применении йоги в повседневной жизни. Первый том, посвященный практикам для начинающих, предназначен для последовательной подготовки ума и тела к более совершенным практикам, описанным во втором томе, и, в конечном счете, к высшим практикам крийя-йоги, которые составляют содержание третьего тома. Конечная цель состоит в том, чтобы постепенно, шаг за шагом, знакомить занимающихся с различными техниками.

Буддизм, чтобы понять структуру этого учения.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Путеводитель по Буддизму. Иллюстрированная энциклопедия. Е. Леонтьева.

Прекрасное пособие для начинающих практиков, которые хотят разобраться в различных терминах и понятиях Учения Будды. В книге рассказывается о возникновении и мировоззрении буддизма, описывается образ жизни последователей Учения, рассматриваются основные вопросы о трех колесницах: хинаяне, махаяне и ваджраяне: теоретические основы колесниц, медитации на этих этапах, образ жизни и цели. Из книги вы узнаете, как буддизм распространялся по миру, какие важнейшие поучения оставил Будда. Получите представление о законе причины и следствия, карме и перерождении, эго и его иллюзорности. Энциклопедия содержит более 400 иллюстраций и географических карт.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. «Буддизм» Корниенко А.В.

В книге рассказывается о жизни и деятельности Сиддхартхи Гаутамы, об Учении Будды, об истории становления буддизма как одной из мировых религий. Дается описание форм буддизма, рассказывается о теории и практике различных школ. Описываются священные книги буддизма, символы и праздники.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Сангхаракшита «Благородный восьмеричный путь Будды»

Очень подробное описание четвертой благородной истины — учения Будды о восьмеричном пути. Ясно и детально разбираются каждый из восьми этапов.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Буддизм для начинающих.  Чодрон Тубтен.

В форме вопросов и ответов идет повествование об основных принципах и ключевых идеях буддизма: для чего нужен буддизм, кем был Будда, что дает медитация, как определить карму и многое другое.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Слова моего несравненного Учителя. Патрул Ринпоче.

Одно из самых лучших введений в основы тибетского буддизма. В нем дается подробное руководство для использования методов, с помощью которых обычный человек может преобразовать свое сознание и вступить на путь Будды. В первой части книги содержится ряд размышлений о крахе надежд и глубоких страданиях в сансаре, круговерти существования, порожденной неведением и обманчивыми эмоциями; и об огромной ценности человеческой жизни, которая создает уникальную возможность достичь состояния Будды. Во второй части даются объяснения к первым шагам на пути Ваджраяны (Алмазной колесницы), располагающей эффективными методами трансформации сознания, которые являются отличительной чертой тибетского буддизма.

Узнать больше о практике в учении Будды: медитации и ретритах

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ Как медитировать. Сантье Кхандро. Атиша: Советы духовного друга.

Книга состоит из двух частей. Первая часть будет интересна для начинающих практиков. В ней рассмотрены вопросы о том, что такое ум и медитация, как организовать практику медитации, виды медитаций (медитации на ум, аналитические, медитации визуализации). Также приводится словарь используемых терминов. Вторая часть будет актуальна для тех, кто уже знаком с основами медитации. В ней приводится описание жизни великого мастера Атиши и несколько важных текстов. Наставления затрагивают темы о преображении мыслей, работе с умом, превращения неблагоприятных обстоятельств в помощь на пути. Ценность этих наставлений осознается через их исследование и анализ в реальной практике.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Наставления по медитации срединного пути. Кхечен Трангу Ринпоче.

Срединный путь — одно из ключевых буддийских понятий, обозначающий золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями, без впадения в крайности. В данной книге рассматриваются три основополагающие условия медитации Срединного пути: сочувствие, просветленная мысль (бодхичитта), мудрость (праджня). Также объясняются девять стадий сосредоточения ума, освещаются препятствия в медитации и соответствующие им противоядия, даются техники работы с мыслями.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Откровения тибетских отшельников

Это собрание текстов великих мастеров буддизма ваджраяны, посвящённых медитативным практикам в уединённом затворничестве. Из книги можно получить представление о том, что такое ретрит, каков его смысл и цель, как определяется структура затворничества, как подготовиться к практике, сохранять и восстанавливать мотивацию. Как выбрать место и подготовиться к началу ретрита, как выходить из ретрита и подводить итоги по его результатам. Рассказывается о значении благословения Гуру (Учителя), о важности процедур посвящения заслуг и проверки своих медитаций. Из книги вы узнаете о правилах питания во время ретрита. Также вы получите информацию о важности уединения для продвижения на пути самосовершенствования и другие вдохновляющие наставления от реализованных мастеров.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Сердечные советы по ретриту

В книге рассказывается о сущностных аспектах ретрита и о том, как создать причины для Пробуждения. Рассматриваются следующие вопросы: что такое ретрит, основные задачи ретрита, необходимая мотивация для ретрита. Даны наставления об аналитической медитации, как развивать духовные постижения, связанные с правильным служением духовному учителю, как планировать свою ежедневную практику, пример расписания для тех, кто не привык к длительным сидячим медитациям, как обеспечить результат от чтения мантр, какие медитации можно делать во время перерывов.

Важные тексты в учении Будды (сутры и первоисточники)

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Джатаки

Рассказы о былых существованиях Будды. После прочтения Джатак понимание этики и нравственности становится более глубоким. В них очень хорошо описано социальное устройство. Это помогает понять, как выстраиваются отношения между детьми и родителями, между Учителем и учениками, между правителями и подданными.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Сутра Лотоса (Саддхармапундарика-сутра, другое название Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы).

Цикл проповедей, произнесённых Буддой Шакьямуни на горе Гридхракута. Суть Сутры заключается в том, что обрести просветление и уйти от страданий могут все живые существа, даже самые аморальные. Как достичь этого, Будда открывает посредством рассказов о своих прошлых жизнях: о пути к просветлению, о своих учениках и последователях, ищущих счастья и мудрости, — монахах и простых людях, царях и тружениках. Также в тексте разрушается концепция нирваны (она описывается как миг, который рано или поздно закончится), а также даются предсказания всем ученикам Будды о том, что все они в будущем станут Татхагаттами.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Вималакирти нирдеша сутра

Вималакирти нирдеша сутра является одной из старейших сутр Махаяны. Вималакирти -великий Бодхисаттва, который жил обыкновенным мирянином. У него был дом, семья, работа — всё как у обычных людей. Но это всё лишь явление одного из искусных методов, с помощью которых просветлённые существа ведут других к пробуждению. В Сутре мы встречаем наиболее глубокие описания философских тем Учения Будды, удивительные диалоги между главными учениками Будды, а также реализованными Бодхисаттвами, глубокие и доступные разъяснения учения Будды и прояснения важных понятий, которые встречаются на пути саморазвития.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Бодхичарья Аватара (Путь Бодхисаттвы). Шантидева

Является важнейшим классическим текстом, раскрывающим один из высочайших духовных идеалов человечества – идеал Бодхисаттвы, существа, всецело посвятившего себя служению другим, и стремящегося ради этой благой цели к достижению полного Просветления, состояния Будды. Основная тема в тексте — понятие Бодхичитты (состояние ума, которое направляет нас к Просветлению на благо всем живым существам), описываются виды Бодхичитты, приводятся различные описания таких стадий в практике как самоконтроль, бдительность и терпение, а также усердие, медитация и мудрость

Автобиографии йогов для вдохновения

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Великие учителя Тибета

Данная книга содержит жизнеописания Марпы и Миларепы.

Марпа – великий йогин, лама-мирянин по всем внешним проявлениям живший жизнью богатого семейного человека, к концу жизни стал одним из авторитетнейших переводчиков и учителей Тибета.

Миларепа — знаменитый йог-практик. Его путь к Просветлению был непростым. В юности под давлением матери Миларепа изучил черную магию и с помощью колдовства убил тридцать пять человек. Вскоре он пожалел о содеянном и стал искать способ избавиться от накопленной негативной кармы. Следуя совету своего первого учителя, Миларепа направился к Марпе-переводчику. Тот был чрезвычайно строг с ним, заставлял выполнять тяжелую работу и наотрез отказывался давать буддийские посвящения. После нескольких лет суровых испытаний Марпа взял Миларепу в ученики, и дал наставления по медитации. В течение двенадцати лет Миларепа упорно практиковал полученные наставления. Миларепа был первым человеком, достигшим столь высокого уровня постижения за одну жизнь, не имея заслуг в предыдущих рождениях.

ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. Автобиография Йога. Парамаханса Йогананда

Автобиография Парамахансы Йогананды представляет собой увлекательный рассказ об индивидуальном поиске истины и исчерпывающее введение в науку и философию йоги.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Рожденный из лотоса

Жизнеописание Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче). Падмасамбхава  родился из цветка лотоса, почему и получил своё имя. Будучи, подобно Будде Шакьямуни, принцем, Падмасамбхава опять-таки, как и Будда, покидает дворец и становится отшельником. Во время медитаций на кладбищах и в недоступных пещерах он получает тайные тантрические посвящения от дакини и становится великим йогином и чудотворцем.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Знаменитые Йогини

В этом сборнике собраны жизнеописания женщин — эманаций разных божественных личностей (Еше Цогель, Мачиг Лабдрон, Мандаравы, Нангсы Обум, А-ю Кхадро), достигших просветления посредством йогической практики.

ДЛЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ. Супруга Лотосорожденного

Жизнеописание Еше Цогьял — духовная супруга Падмасамбхавы, просветлённая дакини. Считается, что она прожила около 250 лет. Вместе с Гуру Ринпоче она распространяла в Тибете Дхарму Будды.

Многие из этих книг вы можете найти в электронных версиях, в том числе на нашем сайте в разделах Йога и Буддизм, для некоторых книг преподавателями нашего клуба записаны аудиоверсии.

Если вам нужны издания книг, их можно найти в магазине на нашем сайте, или на сайте lavkara.ru

Надеюсь, что эта информация поможет вам разобраться в тех вопросах, которые обозначались в начале статьи. С глубокой преданностью Гуру,  Буддам и Бодхисаттвам, на благо всех живых существ .

Теория йоги. Философия учения.

Теория и философия йоги«Пока Мы ДУМАЕМ, что знаем Истину, Знание неуловимо ускользает от нас…»   Шамбху

Обзоры философии духовных учений Санкхьи, Йоги и Тантры. Здесь представлены общие положения Учения Йоги, но для глубокого понимания этой системы необходимо серьёзно изучать классические трактаты-первоисточники, раскрывающие йогическую традицию. Задача сайта познакомить начинающих с теорией Йоги, чтобы создать ясное представление на каких принципах базируется практика Йоги и к каким результатам она ведёт.

теория йогиОчень часто начинающие игнорируют изучение философии йоги, а потому, не могут получить ожидаемые результаты своих занятий. Поверхностный взгляд на философию йоги приводит к медленному продвижению в практике, когда успехи незначительны, а усилия колоссальны. Порой занимающиеся оказываются в совершенном недоумении, почему интенсивные и настойчивые тренировки не дают плодов, описаных в древних текстах.
Либо возникает совсем парадоксальная ситуация, когда «опытный искатель» с многолетним стажем, не может найти ответы на вопросы:

— как контролировать чувства, избавиться от нестабильности души;
— как защитить себя от негативных эмоций;
— как обрести спокойствие ума и освободиться от навязчивого мышления;
— почему я подвержен давлению других людей и стрессовых ситуаций;
— почему занятия не освобождают меня от внешних воздействий;
— почему практика продвигается рывками, и кажется нет никакого прогресса;
— почему, несмотря на занятия, ум стал более рассеянным
— почему я не могу контролировать свое раздражение и гнев;
— каково истинное состояние моего ума;
— к чему нужно стремиться в практике медитации;
— почему не удаётся раскрыть подлинное состояние медитации или удержать его длительное время;

Подобных вопросов от последователей йоги, с разным опытом практики, можно услышать бесконечное множество…

Настойчивость в постижении Учения
Без серьёзного изучения принципов йоги и применения этих идей в своей жизни, невозможно обрести новые качества и силы, получить позитивные изменения в характере и, тем более, реализовать высшие уровни йоги.
Даже если теория йоги кажется начинающему практикующему огромным объёмом знаний и нет уверенности в том, что это возможно постигнуть
в одной жизни — не следует отступать. Понимание приходит постепенно.
Каждый шаг навстречу к реализации Учения йоги, приближает к достижению цели значительно быстрее, чем это кажется неискушённым искателям. Занимающийся начинает сам делать первые шаги, его поддерживают на пути единомышленники, инструктора и наставники в дхарме.
Всегда помните о том, что духовная энергия интуитивно ведёт вас к познанию, из глубины души человека…

  Теория Йоги.  Духовное развитие
тексты Аштанга йога — восьмиступенная йога, учение мудреца Патанджали
тексты Хатха йога — Йога «Солнца и Луны». Система уравновешивания энергии в теле и сознании человека
тексты Раджа йога — Царственная йога. Йога контроля над чувствами и низшим сознанием, путь к Освобождению от заблуждений
тексты Джанана йога — Йога трансцендентального Знания. Аналитическая и медитативная система, интеллектуальный путь к  Просветлению
тексты Карма йога — Йога совершенных действий, освобождающих сознание личности. Бескорыстная деятельность, отказ от эгоизма
тексты Бхакти йога — Йога раскрытия божественной Любви к высшему источнику в собственном сердце
тексты Кундалини йога — Йога развития жизненной силы (Кундалини). Освобождение сознания с помощью пробуждённой энергии.
тексты Учение тантр — преобразование энергии и сознания человека, устранение внутренних проблем. Трансформация омрачений в мудрость
тексты Семинары Школы — новые, планируемые, а также прошедшие семинары, программы и фотографии
тексты Семинары Лесной Школы Йоги — программы семинаров, особенности проведения, уровни сложности, заявка для участия
тексты Список литературы для начинающих — электронные тексты для начального знакомства с йогой
тексты Ошибки в йоге — наиболее часто встречающиеся ошибки в практике и понимании йоги
тексты Методики для начинающих — практические материалы базового уровня
тексты Пранаяма для здоровья и благополучия — вебинар «Осеннее дыхание»
тексты Формы и способы передачи знания йоги
тексты 108 аспектов сущности Йоги — размышление о качествах Учения Йоги
тексты Правильные цели и методы практики — ясное понимание пути или как не запутаться в лабиринтах йогических техник
тексты Что важно знать теоретически перед началом практики йоги
тексты Как изучение теории йоги влияет на организм, ум и линию жизни
тексты Священные тексты и сокровенные писания йоги. Зачем необходимо изучать первоисточники
тексты Свобода — высшая цель Учения Йоги — духовное совершенствование
тексты Об учениках и Учителях. Особенности взаимоотношений
тексты Описание сущности Учителя. Чандра Джнана Агама
тексты Роль Учителя и наставника в Йоге. Виды гуру
тексты Духовный рост преподавателя йоги — процессы личного развития инструктора и взаимодействие в учениками
тексты Пробуждение сострадания и проблемы чувствительности — духовные трансформации на пути
тексты Научные исследования пранаямы — влияние дыхания на организм
Йога в Симферополе Крым Каталог вопросов и ответов по теории и практике Йоги — часто встречающиеся вопросы
тексты Праздник Шиваратри — значение, ритуал, практика, мистическое значение
тексты Великая мантра Шивы. Практика махамантры — особенности рецитации и результат
тексты Символика образа Шивы — персональные аспекты Высшей Реальности в форме Шивы
тексты Эзотерический смысл Шивалингама — абстрактные символы Высшей Реальности
тексты Астрология и Йога. Гороскопы великих духовных учителей и мудрецов
Йога в Симферополе Крым Каталог вопросов и ответов по теории и практике Йоги — часто встречающиеся вопросы
  Готовятся к публикации — планируемые статьи и тексты, которые будут размещены на сайте

Беседы по йоге

 




Теория йоги — Yarkoyoga

Пранаяма. Это загадочное слово означает дыхательные упражнения, целью которых является способность контролировать своё дыхание, в значительной степени управлять им, а также выработка внимания к тому, как мы дышим. Какую пользу можно извлечь сегодня из этой древней йогической методики? Насколько постепенно нужно осваивать пранаямы, чтобы не навредить себе?

READ MORE

В наше время большинство посетителей йога центров — женщины. Это выглядит странным, если задуматься о том, что когда йога зарождалась, женщинам даже не давали знаний о ней, йогическая практика была прерогативой мужчин. Однако, времена меняются, мужчины предпочитают попивать пивко, или, в лучшем случае, качать бицепсы. Наверное, это логично, так как в Кали Югу вибрация достаточно грубая, материальная, теперь мужчинам сложнее прочувствовать тонкую духовную составляющую йоги, и из видов физической активности они выбирают те, которые, по их мнению, сделают их более сексуально привлекательными. А в это время девушки и женщины мужественно стоят в чатурангах и смело осваивают стойки на руках… Хорошо это, или не очень?

READ MORE

Названия асан на санскрите для многих звучат слишком мудрёно и запутанно. Понять, что означает «Паривриттаикапада Ширшасана», или «Ардтха Баддха Падмоттанасана», начинающему йогу иногда кажется невыполнимой задачей. Я на своих занятиях стараюсь не усложнять жизнь практикующим, называя упражнения русскими названиями. Однако, если у вас есть желание разобраться в том, как выучить названия асан, я дам небольшую подсказку. По сути, в названиях асан просто указаны части тела и действие, которое необходимо совершить, либо, название животного, или героя индийского эпоса, в честь которого названа асана, иногда с добавлением действия. Например, всем известная «Собака Мордой Вверх» звучит на санскрите, как, «Урдхва Мукха Шванасана». Дословный перевод выглядит так — Урдхва — поднятый, направленный вверх, Мукха — лицо, Швана — собака, Асана — поза.

READ MORE

Теория йоги, блог Комментарии к записи 12 Вселенских правил сохранения энергии. отключены

Речь идёт о правилах, нарушая которые, мы нарушаем гармоничное существование, создаём себе ментальные проблемы и блоки, через которые затем теряем драгоценную жизненную энергию, рассеивая её на недовольство и возмущение «несправедливым миром». А в результате зачастую просто не имеем сил, чтобы сделать что то приятное себе или окружающим,что то улучшить в своей жизни.
Итак, вот они , эти 12 золотых правил, следуя которым человек обретает счастье и полноту жизни.

READ MORE

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о