Как провести урок по джаз танцу: Методическая разработка (5, 6 класс): Методика построения урока джазового танца. – Методическая разработка урока по джаз-танцу для детей 10-13 лет

Содержание

Методическая разработка урока по джаз-танцу для детей 10-13 лет

Методическая разработка занятия по джаз-танцу для средней группы 10-13л.

Методическая разработка занятия по джаз-танцу для средней группы 10-13 лет:

«Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца»

Разработала:

Казакова Ольга Андреевна

педагог дополнительного

образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.

Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений, формирует художественное «я» человека.

Сегодня популярность современного танца растет бешеными темпами. Танцевальные течения разветвляются и синтезируются.

Данная методическая разработка ориентирована на одно из самых сложных направлений современного танца: джаз-танец.

Джаз-танец из-за своего названия автоматически ассоциируется с джазовой музыкой и как следствие с чем-то не особо и современным. Верно наполовину.

Джаз-танец имеет те же корни, что и джазовая музыка – это смесь европейской и африканской культур. Отсюда характерные его особенности: эффектные четкие позы, вращения, повороты и прыжки, свободные движения всех частей тела и всех конечностей (в противоположность балету, где свободны только ноги, а корпус остается «застывшим»), ритмичность и эмоциональность.

Как научить воспитанника чувствовать эту танцевальную культуру?

Как добиться желаемой амплитуды его движения?

Как ученику не потеряться в пространстве?

Данная разработка создана для ответов на поставленные вопросы в помощь педагогам-хореографам.

Содержание

Тема занятия: «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся джаз-танцу»

Возраст обучающихся: 10-13 лет.

Год обучения: третий

Цель занятия: развить чувство пространства и координационные качества у обучающихся технике джаз-танца специальными педагогическими способами.

Задачи занятия:

— познакомить учащихся с эстетикой джаз-танца;

— привить соответствующую манеру исполнения данного стиля;

— развить такие физические качества, как координация, сила и выносливость;

— развить чувство пространства;

— развить творческие способности;

— усовершенствовать музыкально – ритмические навыки.

Основные методы и приемы: метод показа и слова, репродуктивный метод, импровизационный метод, прием «конструктор»

Необходимое обеспечение: просторный класс с зеркалами и хорошим освещением; музыкальная аппаратура;мультимедийная установка с экраном для показа наглядного материала.

План занятия:

Введение. Приветствие.

Разогрев. Упражнения на середине зала для развития координации.

Упражнения на развитие чувства пространства.

Кросс. Передвижение в пространстве.

Партер. Упражнения стретч-характера.

Выход из урока. Поклон.

Ход занятия

Введение. Приветствие.

(Педагог приветствует присутствующих зрителей и обучающихся, вводит в курс урока, знакомит с целями и задачами занятия, знакомит всех с эстетикой исполнения техники джаз-танца)

Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. До 1950–х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца.

В 1950–х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.

После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данэм (KatherineDunham) взяв сущность традиционного Карибского танца, превратили его в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее  в новый пластичный стиль который преподается сегодня и известен как джаз-модерн, тогда как чечетка отделилась и пошла своим путем развития.

В большой мере театральный стиль джазового танца был популяризирован работах Боба Фосса  что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра».

Разогрев. Упражнения на середине зала для развития координации.

Упражнение «Хаотичный разогрев»

Ученики начинают хаотично ходить по всей площадке зала, сначала передом, потом задом. Обязательное условие: не сталкиваться. Постепенно убыстряется шаг до максимальной скорости и вдруг, по команде педагога, обучающиеся останавливаются и делают позы на полу из трех точек. Ученики фиксируют позу, пока педагог считает до 20ти.

Далее возобновляется хаотичное движение шагом, убыстряя скорость. Вторично по команде педагога, обучающиеся останавливаются и делают новые позы на полу из трех новых точек. Ученики фиксируют позу, пока педагог считает до 30ти.

Далее возобновляется хаотичное движение шагом, которое постепенно переходит в бег передом. Бег передом по команде педагога меняется на бег задом. По команде педагога, обучающиеся резко останавливаются на любом месте и садятся на корточки.

Медленный roll up.

Изоляция. Упражнения для шейно – плечевой зоны. На подвижность и растяжку шейных позвонков и ключицы.

Contraction, release.

Комплекс упражнений для улучшения подвижности локтевых суставов. Работа над джазовыми положениями рук.

Танцевальные элементы для  развития подвижности колен и голеностопных суставов.

Упражнения на равновесие, а так же на улучшение эластичности мышц и связок.

Полицентрия. Комбинация в быстром темпе.

Упражнения на развитие чувства пространства.

(Педагог рассказывает о схеме зала и его точках, объясняет понятие диагонали и линий продвижения, дает понятие «исполнения относительно себя»)

Упражнение «Четверть-половина»

Выполняется прыжками по 6-ой позиции из точки «1»

по следующему заданию:

Четверть-половина-половина-четверть-половина-четверть-четверть-половина.

Во время прыжков ученики проговаривают словами, что прыгают.

Упражнение «Гагарин»

Обучающиеся начинают хаотично ходить по всей площадке зала, разгоняя скорость шага до бега. Бег разгоняем до максимального хаотичного бега. По команде педагога, обучающиеся резко останавливаются, и садятся на ягодицы. Начинается вращение на полу в любую сторону, педагог считает до тридцати. Далее ученики резко встают на одну любую ногу, вторая нога оторвана от пола в любом положении. Руки открыты в стороны. Сразу закрывают глаза и пытаются устоять как можно дольше в этом положении.

Упражнение повторить три раза.

Кросс. Передвижение в пространстве.

Комплекс  проходок и прыжков по диагонали зала. Работа в линиях.

Повороты в джаз-манере. Усложнение и комбинирование.

Разучивается комбинация на вращения.

Партер. Упражнения стретч-характера.

Упражнения на растяжку мышц всего тела.

Выход из урока. Поклон.

Педагог проводит рефлексию. На видеоролике показываются основоположники джаз-танца, отрывки из мюзиклов. Поклон.

Открытый урок по современному танцу. Тема «Развитие координации в направлении «Джаз».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШКОЛА ИСКУССТВ г. АНИВА»

Методическое сообщение

По предмету «Современный танец»

Тема «Развитие координации в направлении «Джаз-модерн».

Разработала:

Преподаватель хореографических дисциплин

Дзюбан Т.А.

г. Анива

23.10.2015г

Одним из основных постулатов хореографического образования является развитие и совершенствование двигательной функции. Поэтому основополагающими компонентами хореографического образования являются физические данные (шаг, прыжок, вращение, гибкость), артистизм, музыкальность, координация, которые составляют как техническую, так и художественную сторону экзерсиса классического танца.

Специфика хореографического образования заключается в том, что в основу любого педагогического метода заложена оценка движения или комбинации, определяющая уровень развития двигательных навыков и являющаяся первичным критерием развития хореографической координации. Отличительной особенностью хореографической координации является согласованность движения, музыки и артистизма в едином временном пространстве.

Джазовый танец — центральный контроль за телом. Этот способ танца требует от танцора удержания туловища выпрямленным, закрепощенным, с повышенным тонусом мышц брюшного пресса и ягодичных мышц. Такой централизованный контроль за телом позволяет точно выполнять вращения, удерживать равновесие, создает предпосылки для чистоты и точности движений. 
          Джаз действительно уникальное танцевальное направление. Оно формирует чувство ритма, хорошо развивает координацию. Но самое главное, Джаз учит исполнителя ощущению тела в пространстве, т.е. после занятия джазом, Вы сможете держать руки горизонтально партеру, поднимать ногу на 45’ или 90’, делать наклоны вперед с прямой спиной, не сгибая колен, держать параллельно разные части тела, при этом не глядя на свое отражение в зеркало, т.е. научитесь правильно выполнять сложные элементы без умственного и зрительного контроля! 

               Основными принципы джаза являются импровизация, полиритмия, полицентрия:

  • импровизация следует из самой природы африканского танца.
  • полиритмия предполагает, что разные части тела движутся в разных ритмах.
  • полицентрия предусматривает возникновение движения в различных частях тела. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импульса. Полицентрия безусловно требует владения техникой изолированного движения для каждой части тела.

Этот танец полностью подчиняется фантазии танцора, так как здесь нет строгих правил, это постоянный поиск чего-то нового. Ломаные движения тела и эффективные бросания его на пол дает этому танцу неповторимую 
энергетику, которая захлестнет Вас с ног до головы. 

Джаз-модерн изначально отличается от всех остальных танцевальных направлений теми задачами, которые он перед собой ставит. 
             Техника Джазового танца способствует развитию мускулатуры, в особенности мышц спины и живота, при этом обращается внимание на развитие как крупных групп мышц, так и мелких, что необходимо для овладения специфической техники этих танцев. Не менее важное значение имеет и гибкость, которая развивается в процессе занятий средствами Джазового танца, а также с помощью специальных упражнений на гибкость. Так же как и в классическом танце, в системе Джазового танца уделяется внимание развитию чувства равновесия, умению уверенно выполнять движения и повороты. 

Координация

При движении двух или более центров одновременно возникает необходимость их скоординировать. Координация осуществляется двумя способами: импульсом, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное движение, либо применяется принцип управления, т. е. центры включаются в движение последовательно. Движения двух и более центров могут быть исполнены в одном направлении (например, голова и пелвис вперед-назад) — параллелизм, но могут двигаться и в противоположенных направлениях (например, голова — вперед, пелвис — назад) — оппозиция.

Импульс – это мышечное усилие, затрачиваемое для активизации каждого центра. Один центр активизирует другой, как бы управляет им, но при управлении заметен временной разрыв между движениями, т.е. один центр начинает движение, затем через определенный промежуток времени — другой, третий и т. д. 

Координация присутствует во всех элементах танца, везде, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.
Первый этап — координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап — координация нескольких центров во время передвижения.

Несколько примеров:

1. Свинговое раскачивание головой и пелвисом вперед-назад.
2. То же оппозиционно: голова начинает движение назад, пелвис вперед.
3. Параллельное движение головы и пелвиса из стороны в сторону.

4. То же оппозиционно.

5. Полукруги пелвисом и головой справа налево и слева направо.

6. То же оппозиционно.

7. Голова двигается вперед-назад, плечи исполняют полукруг спереди назад и сзади вперед.

8. То же оппозиционно.

9. Голова исполняет наклон вправо, одновременно подъем вверх левого плеча, то же в другую сторону.

10. Голова исполняет sundari вперед-назад, плечи двигаются вверх-вниз.
11. Голова исполняет крест, в параллель движение пелвиса.

12. Аналогично исполнить квадрат.

13. Аналогично — круг.

14. Оппозиционный крест: голова — вперед, пелвис — назад, оба центра — в нейтральное положение, голова — вправо, пелвис — влево, нейтральное положение, голова — назад, пелвис — вперед, нейтральное положение, голова — влево, пел-вис — вправо, нейтральное положение.
Это примеры координации двух центров. Умышленно взяты движения головой в сочетании с другими центрами. И это далеко не полный перечень возможных движений. Если взять сочетания других центров и добавить разнообразные ритмические рисунки, то арсенал движений окажется воистину безграничным,

Второй этап обучения — координация трех центров.

На завершающем этапе обучения возможна координация четырех и более центров, т.е. одновременное движение всех центров тела.
Во всех вышеуказанных примерах координация осуществлялась одномоментным импульсом, приводящим в движение несколько центров одновременно.
Второй способ координации — управление, когда один центр через импульс приводит в движение другой центр.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШКОЛА ИСКУССТВ г. АНИВА»

Открытый урок

По предмету «Современный танец»

Тема «Развитие координации в направлении «Джаз-модерн».

Разработала:

Преподаватель хореографических дисциплин

Дзюбан Т.А.

Учащиеся 6 класса

г. Анива

23.10.2015г

Открытый урок на тему:

 «Развитие координации в направлении «Джаз-модерн».

Цель: овладение координационными  навыками выполнения движений современного танца в стиле джаз-модерн.

Задачи:

— устранить недостатки телосложения, осанки;

— улучшить способность к восприятию музыки и двигательному ее выражению;

— разучить фрагмент танца в стиле джаз-модерн

— воспитать танцевальность, грациозность, выразительность движений.

Тема урока

Развитие координации в направлении «Джаз-модерн»

Методическая цель

Закрепление ранее изученного материала, освоение и применение новых навыков и умений

Образовательные:

Продолжать изучение , подпитывая новым материалом;  развивать у детей навыки координирования движений 2 и более центров;

Развивающие

развивать умственные способности ,внимание, умение слушать музыку; развить способности к самовыражению; развить способность для исполнения движений в современном стиле.

Воспитательные

привить и воспитать интерес к миру искусства и культуры; привлечь, проявить яркий интерес к хореографическому  искусству(в данном случае к современно — танцевальному искусству.

Тип урока

Комбинированный (повторение пройденного материала, получение новых знаний  и умений)

Методы обучения

словесный метод( объяснение изучаемого материала) демонстрирующий ( выполнение элементов педагогом, затем  выполнение элементов  детьми самостоятельно)

Формы организации урока

Групповая

Домашнее задание

Повторить  и закрепить новый материал.

Структура урока

1.  Организационная часть. Приветствие, поклон – 2 мин.,

2. Основная часть урока

-Разогрев- 5-7 мин.

-Экзерсис на середине зала-15 мин

— Диагональ – 2 мин.

 -Танцевальные комбинации- 12 мин

3. Обобщение – 2 мин

4. Домашнее задание — 2 мин

5 Самоанализ

Условия проведения, оборудование:

— актовый зал с зеркалами;

— магнитофон;

— флеш-карта.

Предполагаемый результат занятия:

— занимающиеся улучшат свою физическую форму, научатся танцевать, двигаться раскрепощенно, уверенно.  

— занимающиеся разучат фрагмент танца в стиле джаз-модерн.

Ход занятия:

Этапы занятия

Содержание

Организационный момент

— Построение, поклон.

Постановка задач урока

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА Разминка

Изоляция одного и двух центров

Экзерсис на середине зала

Комбинация   с выходом из партера на основе движений джаз модерна

Комбинация на основе Plie, battement tundu   в стиле модерн

Прыжки по 1, 2, 4,6 свободных  и прямых позициях,

Подскоки с выбросом ноги от колена вперед,

Бег на месте

Диагональ

Джаз -шаг  с поочередными махами ногами вперед

Джаз -шаг  с поочередными махами ногами в сторону

Grand battement  c шагом вперед, в сторону, назад по кресту

Вращения

Pivot turn с пр.н.,  с л.н.

Разучивание нового материала (10 мин)

Разучивание комбинации на основе rond der  jumbe в стиле джаз-модерн

Заключительная часть (10 мин)

 И.п.- лежа на спине, руки в стороны. Приподнять грудную клетку над полом.

И.п.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Скручивание.

И.п.- сидя на коленях, « поза младенца».  

Обобщение

Подведение итогов урока, обсуждение с учащимися нового материала

Домашнее задание

Итог

Отработать новую комбинацию

Самоанализ

Построение урока джаз-танца.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

С первого занятия участники хор.кол.должны получить представление об иск.дж.-т.. В доступной форме педагог должен рассказать об истоках дж.-т, о работе ансамблей и их балетм. Подготовка и проведение уроков дж.т. требует внутренней собранности, хорошей подготовленности, строго и обдуманно выстроить все части урока. Занятие начинается с поклона, проверки присутствующих, проверки д/з.

Разогрев (5-7м).Основная задача этого раздела урока — привести в «рабочее» состояние мышцы тела танцовщика. Warm up может исполняться у станка, не середине зала, на полу. Возможно сочетание упражнений, выполняемых в быстром темпе с упражнениями в медленном темпе. Однако, где бы не располагался исполнитель, основная задача — последовательно разогреть мышцы корпуса, спопы и ахилово сухожилие, коленный сустав и подколенные связки, тазобедренный сустав и мышцы паха. В warm up используются шаги и статичные положения корпуса, упражнения для развития подвижности стопы (prance), упражнения для развития позвоночника (наклоны корпуса — table top roll, big body bend…, скручивания — twist, spiral, roll down, roll up…)

ИЗОЛЯЦИЯ (20м)Это техника, при которой каждый центр человеческого тела может двигаться независимо от другого, в разных направлениях В этом разделе урока первоначально все движения изучаются в «чистом» виде, затем соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, кватрат, круг, соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные геометрические структуры, и последний этап — соединение движений нескольких центров.

ПАРТЕР (15м)В этом разделе урока может происходить разогрев, могут проучиваться изоляционные движения, положения корпуса, переходы из одной позиции в другую, смена уровней, а также дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА ИЛИ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА (упражнения) (15)Раздел урока, в котором все движения проучиваются с усложненной координацией рук с активным участием корпуса.

Передвижение(15м)задача этого раздела — проучивание основных групп шагов, прыжков, вращений. Цель — развить танцевальность, ощущение стиля, координацию.

ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМБИНАЦИЯ (15м) В этом разделе урока проучиваются танцевальные комбинации, развернутые этюды и образцы современной хореографии.

Поклон, подведение итогов.

24.Борис Эйфман.

Борис Эйфман родился в Сибири, 22 июля 1946 года, закончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. Творчество Б. Эйфмана всегда вызывало и вызывает взволнованный отклик зрителей и пристальное внимание критиков. Уже первая постановка хореографа, дипломная работа — балет «Гаяне» (музыка А. Хачатуряна) показала профессионалам, что Эйфмана ждет блистательное будущее. С 1970 по 1977 гг. Б. Эйфман работал хореографом Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, где поставил спектакли «Жизни навстречу», «Души прекрасные порывы», «Русская симфония», «Фантазия», «Прерванная песня». Тогда же он создает фильмы-балеты: «Икар», «Вариации на тему рококо», «Блестящий дивертисмент», «Три сочинения», «Кровавое солнце». В 1975 году на сцене Кировского театра (ныне Мариинский театр) состоялась премьера спектакля «Жар-птица» (музыка И. Стравинского). Спектакль имел большой успех, именно с него началась широкая известность балетов Эйфмана.

В 1977 году молодой хореограф получил возможность создать свой авторский театр, Ленинградский Новый балет (ныне – «Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета Бориса Эйфмана»). Не имея ни сцены, ни постоянных репетиционных помещений, с маленькой труппой, он сумел первой же программой произвести сильнейшее впечатление: видевшие его спектакль «Двухголосие» до сих пор вспоминают этот камерный балет как потрясение. Первые спектакли коллектива были обращены к молодежной аудитории. Смелым экспериментом стал балет «Бумеранг», о котором «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью под заголовком «Борис Эйфман — человек, который осмелился». Само обращение к музыке “Pink Floyd”, Д. Маклафлина, “Yes” было равносильно бунту, а соединение этих композиций с ошеломляюще эмоциональной, свободной от академических клише хореографией, принесло Эйфману репутацию «хореографического диссидента».

Создавая свой стиль, Эйфман прорабатывал разные пластические системы, театр стал для него своеобразной лабораторией. За годы своей плодотворной деятельности Б.Я. Эйфман создал около 50 балетов, по его спектаклям создан ряд телевизионных фильмов-балетов, а также многие телевизионные передачи, посвященные его творчеству. На репертуаре театра оформилась балетная труппа с особым пластическим мышлением. Артисты, блистательно владея классическим и современным танцами, обладают тончайшим даром перевоплощения. Эйфман, являясь создателем новой актерской школы, определяет искусство балета прежде всего как духовный процесс.

Ныне театр, возглавляемый Б.Я. Эйфманом — это коллектив, пользующийся неизменным успехом в стране и за рубежом. Он завоевал мировое признание, постоянно гастролируя по странам Европы, Азии, Америки, Африки. В театре в разное время работали выдающиеся танцовщики: В. Ганнибалова, Н. Долгушин, М. Лиепа, Дж. Марковский, В. Михайловский, В. Морозова, А. Осипенко.Репертуар, созданный балетмейстером, поражает многообразием жанров: программы камерных балетов («Автографы», «Метаморфозы»), балеты-буфф («Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь», “Интриги любви”), балеты-притчи («Легенда»), балеты-сказки («Жар-птица», «Пиноккио».) Среди последних работ театра, получивших мировое признание, — «Реквием», «Чайковский.», «Дон Кихот, или Фантазии безумца», «Карамазовы», «Красная Жизель», «Мой Иерусалим», «Русский Гамлет», «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру», «КТО есть КТО», «Мусагет», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин». Борису Эйфману как творцу чужда концепция «искусства для искусства», его не вдохновляет игра рисунка и форм сама по себе:

В своих спектаклях он обращается к важнейшим вопросам человеческого бытия, стремится проникнуть в тайны человеческой психики. Его тревожат проблемы современности; он взволнован тайнами творчества и магией гениев, которые раскрываются в его интерпретации судеб Чайковского или балерины Ольги Спесивцевой. Погружаясь в такую темную и страшную сферу, как человеческая психика, Эйфман создает образцы сценического психоанализа. Он стремится показать экстремальное состояние человека, считая безумие своих героев не болезнью, а способностью проникновения в другие миры. Это помогает балетмейстеру углубиться в наиболее интересующие его вопросы духовной и философской жизни человечества.

Билет№9

Жанры иск. и хор.

Жанр- внутреннее подразделение видов иск., сложившееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид иск.имеет свою систему жанров. В изобр.иск.в содерж.плане различают истор.,бытовой, а по предмету изображения-жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т.д. В лит.также сущ.различные жанры: эпический, лирический, драматический. Жанры театрального иск.: водевиль, драма, комедия, мелодрама, мистерия, монодрама, мюзикл, трагикомедия, феерия. Если говорить про жанры хор.иск.,то в первую очередь нужно обратиться к балету. Балет – это театральное иск.,и ему присуще большинство театр.жанров. И балет имеет литературно-сюжетну. Основу. Значит и лит.жанры могут быть осн. жанров балета. Жанры лирические, героические, эпичные, драматические и др., редко сущ. в чистом виде. Часто они соединяются, и тогда возникают балеты лирико-эпичные, лирико-драматические, и др.

Построение урока модерн.

1 этап.физическая подготовка тела: упражнения для развития стопы (осн.кл.т.). Осн.положения корпуса (скручивания позвоночника, твист, упражнения для спины).

2 этап.осн.положения: разучивание всех осн.положений корпуса на полу, соединенных в комбинацию. Соединение осн.положений с руками. Упражнения на баланс, упражнения из йоги, пилатес. Баланс на руках и первые простейшие перевороты через плече.

3 этап.развитие танцевальности, индивидуальности :разучивание композиций, вкл.разученные упражнения. Импровизация. Движения по диагонали.

27.Метод.осн.хор.раб.с детьми.Раб.с детьми значительно отличается от раб. со взрослыми исполнит.

Балетмейстер-постановщик обязан учитывать возможности детей-исполнителей: как возраст, так и степень хор. подготовки, возможность ребенка — исп. понять идею номера, передать мысли и чувства выраженные в танце, необходимо учитывать возможности справиться технически с исполнением танца. Постановки должны соответствовать трем главным требованиям: -идейность ,- художественность, — доступность. Эти три качества взаимосвязаны и взаимообусловлены. При отсутствии хотя бы одного из них танец не может считаться полноценным. Постановщик должен также считаться с интересами детей-зрителей, не забывая о том, что задумка постановщика доноситься до зрителя только через исполнителей.

 

Билет№10

28.Композиционный план.

Композиционный план состоит из определенного количества номеров соответственно будущим музыкальным номерам. Каждый номер композиционного плана представляет собой:

1) точное указание времени и места действия данной сцены или танца; 2) описание декорации, в которой происходит действие; 3) подробное изложение всего происходящего на сцене в течение данного музыкального отрывка (по законам драматургии: экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация и развязка) с указанием действующих лиц; 4) желательный характер музыки, ее ритм и размер с нотным примером музыкального рисунка или же с указанием на известный пример из музыкальной литературы; и, наконец, 5) точный хронометраж, то есть продолжительность музыкального номера в минутах и секундах»

Мюзикл.

Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка Black Crook, где сплетались романтичный балет, мелодрама и остальные жанры. Конкретно она считается исходной точкой нового жанра.

Музыкальной комедией охарактеризовал один из собственных хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое увеселительное представление, где принципиальным был не сюжет, а быстрее популярные вокальные номера в выполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный фурор в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления. В годы, предшествующие Первой мировой войне, профессиональные эмигранты Херберт, Фримл, Ромберг и остальные дали импульс активному развитию мюзикла в Америке.

В период 20-х и 30-х годов, с приходом новейших американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и остальных, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях возникли обычные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Существенно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин в первый раз награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II возникли такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943, «Carousel», 1945, «Юг Тихого океана» «South Pacific» 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный фурор у публики.

Учебный процесс 3-5класс.

Нужно учитывать, что ученики этого возраста отличаются активным восприятием. Физически они уже развиты. Им легко дается разучивание разных танцевальных движений. Проводить занятия нужно достаточно глубже. На занятиях нужно предъявлять больше требований к исполнению движений. Занятии должны развивать творческие способности. Использование игр помогут в развитии ребенка. Можно соединять работу над этюдами с упражнениями на муз.-ритмические задания. Необходимо начинать разучивать определенные танцевальные комбинации с учетом возможностей детей этого возраста.

 

Билет№11

31.Образ худож.и образ хор. Художественный образ – это конкретный характер чел., кот. проявляется в его отношении к действительности, окружающей среде. Только максимальное внимание к жизни во всех ее проявлениях может быть материалом для создания образа. Большое значение имеет и личное мировоззрение автора. Образ хореографический – это и есть образ художественный, но характер действующих лиц, линия их поведения и отношений раскрывается средствами хореографического искусства.В танцевальном произведении хореограф и исполнитель могут создать образ природных явлений, любого живого существа и даже неживого предмета.Создать худ. образ в хореографическом произведении – это отобразить идею, характер, осуществить воплощение определенной идеи на основе правдивых наблюдений.Образ в хор. – это образ, который не нужно представлять, его все видят. Танец без образа не существует. Даже в простых бытовых или бальных танцах образ есть обязательно. Только при наявности худ образа в танцевальном произведении можно говорить про его смысл, про выражение идеи.


Рекомендуемые страницы:

Методическая разработка (9 класс) по теме: Методическая разработка занятия по джаз-танцу для подростков 14 — 18 лет: «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЛОДЁЖНО-ПОДРОСТКОВЫЙ  ЦЕНТР «МОСКОВСКИЙ»

                    Подростково — молодёжный клуб   «Молодежный»

Методическая разработка занятия по джаз-танцу для подростков 14 — 18 лет:

«Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца»

Разработала:

Голубева Анастасия Валерьевна,

руководитель клубного формирования

 

Санкт-Петербург

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место.

Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений, формирует художественное «я» человека.

Сегодня популярность современного танца растет бешеными темпами. Танцевальные течения разветвляются и синтезируются.

Данная методическая разработка ориентирована на одно из самых сложных направлений современного танца: джаз-танец.

Джаз-танец из-за своего названия автоматически ассоциируется с джазовой музыкой и как следствие с чем-то не особо и современным. Верно наполовину.

Джаз-танец имеет те же корни, что и джазовая музыка – это смесь европейской и африканской культур. Отсюда характерные его особенности: эффектные четкие позы, вращения, повороты и прыжки, свободные движения всех частей тела и всех конечностей (в противоположность балету, где свободны только ноги, а корпус остается «застывшим»), ритмичность и эмоциональность.

Как научить воспитанника чувствовать эту танцевальную культуру?

Как добиться желаемой амплитуды его движения?

Как ученику не потеряться в пространстве?

Данная разработка создана для ответов на поставленные вопросы в помощь педагогам-хореографам.

Содержание

Тема занятия: «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся джаз-танцу»

Возраст обучающихся: 14 — 18 лет.

Год обучения: второй

Цель занятия: развить чувство пространства и координационные качества у обучающихся  технике джаз-танца специальными педагогическими способами.

Задачи занятия:

— познакомить учащихся с эстетикой джаз-танца;

— привить соответствующую манеру исполнения данного стиля;

— развить такие физические качества, как координация, сила и выносливость;

— развить чувство пространства;

— развить творческие способности;

— усовершенствовать музыкально – ритмические навыки.

Основные методы и приемы: метод показа и слова, репродуктивный метод, импровизационный метод, прием «конструктор»

Необходимое обеспечение: просторный класс с зеркалами и хорошим освещением; музыкальная аппаратура; мультимедийная установка с экраном для показа наглядного материала.

План занятия:

  1. Введение. Приветствие.
  2. Разогрев. Упражнения на середине зала для развития координации.
  3. Упражнения на развитие чувства пространства.
  4. Кросс. Передвижение в пространстве.
  5. Партер. Упражнения стретч-характера.
  6. Выход из урока. Поклон.

Ход занятия

  1. Введение. Приветствие.

(Педагог приветствует присутствующих зрителей и обучающихся, вводит в курс урока, знакомит с целями и задачами занятия, знакомит всех с эстетикой исполнения техники джаз-танца)

Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. До 1950–х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца.

В 1950–х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.

После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данэм (Katherine Dunham) взяв сущность традиционного Карибского танца, превратили его в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее  в новый пластичный стиль который преподается сегодня и известен как джаз-модерн, тогда как чечетка отделилась и пошла своим путем развития.

В большой мере театральный стиль джазового танца был популяризирован работах Боба Фосса  что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра».

  1. Разогрев. Упражнения на середине зала для развития координации.

Упражнение «Хаотичный разогрев»

Ученики начинают хаотично ходить по всей площадке зала, сначала передом, потом задом. Обязательное условие: не сталкиваться. Постепенно убыстряется шаг до максимальной скорости и вдруг, по команде педагога, обучающиеся останавливаются и делают позы на полу из трех точек. Ученики фиксируют позу, пока педагог считает до 20ти.

Далее возобновляется хаотичное движение шагом, убыстряя скорость.  Вторично по команде педагога, обучающиеся останавливаются и делают новые позы на полу из трех новых точек. Ученики фиксируют позу, пока педагог считает до 30ти.

Далее возобновляется хаотичное движение шагом, которое постепенно переходит в бег передом. Бег передом по команде педагога меняется на бег задом. По команде педагога, обучающиеся резко останавливаются на любом месте и садятся на корточки.

Медленный roll up.

Изоляция. Упражнения для шейно – плечевой зоны. На подвижность и растяжку шейных позвонков и ключицы.

Contraction, release.

Комплекс упражнений для улучшения подвижности локтевых суставов. Работа над джазовыми положениями рук.

Танцевальные элементы для  развития подвижности колен и голеностопных суставов.

Упражнения на равновесие, а так же на улучшение эластичности мышц и связок.

        Полицентрия. Комбинация в быстром темпе.

  1. Упражнения на развитие чувства пространства.

(Педагог рассказывает о схеме зала и его точках, объясняет понятие диагонали и линий продвижения, дает понятие «исполнения относительно себя»)

Упражнение «Четверть-половина»

Выполняется прыжками по 6-ой позиции из точки «1»

по следующему заданию:

Четверть-половина-половина-четверть-половина-четверть-четверть-половина.

Во время прыжков ученики проговаривают словами, что прыгают.

Упражнение «Гагарин»

Обучающиеся начинают хаотично ходить по всей площадке зала, разгоняя скорость шага до бега. Бег разгоняем до максимального хаотичного бега. По команде педагога, обучающиеся резко останавливаются, и садятся на ягодицы. Начинается вращение на полу в любую сторону, педагог считает до тридцати. Далее ученики резко встают на одну любую ногу, вторая нога оторвана от пола в любом положении. Руки открыты в стороны. Сразу закрывают глаза и пытаются устоять как можно дольше в этом положении.

Упражнение повторить  три раза.

  1. Кросс. Передвижение в пространстве.

Комплекс  проходок и прыжков по диагонали зала. Работа в линиях.

Повороты в джаз-манере. Усложнение и комбинирование.

        Разучивается комбинация на вращения.

  1. Партер. Упражнения стретч-характера.

Упражнения на растяжку мышц всего тела.

  1. Выход из урока. Поклон.

Педагог проводит рефлексию. На видеоролике показываются основоположники джаз-танца, отрывки из мюзиклов. Поклон.

Построение урока джаз танца. — КиберПедия

Джаз танец. Разминка

Основная задача разминки (разогрева) – привести в рабочее состояние двигательный аппарат, разогреть все группы мышц, подготовить исполнителя к занятиям.

Существует три варианта разогрева: станок, середина, партер.

Педагог сам выбирает тот разогрев, который готовит тело исполнителя к выполнению задач урока (для дальнейших нагрузок).

Темп разогрева (разминки) может быть различен, главное — не стоит максимально насыщать эту часть , чтобы не переутомить учащихся, что может снизить эффективность самого занятия. Разогрев должен состоять из 5-10 упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких упражнений в единую комбинацию, но здесь следует помнить, что исполнить упражнение нужно во все стороны. Возможно изменение уровней при исполнении упражнений – это также зависит от задач урока.

Использование прыжков в этой части занятий является спорным вопросом – одни считают, что тело еще не готово к прыжкам, другие считают, что несколько маленьких прыжков хорошо активизируют мышцы перед основной частью урока.

Существуют следующие группы упражнений:

1. Упражнения стрэч-характера – растяжение, связанное со статичным напряжением мышц отдельных частей тела.

2. Наклоны и повороты торса. Главная задача – разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его разделы, т.к. именно на него приходится основная нагрузка. Эти упражнения эффективнее выполнять стоя или в партере.

3. Разогрев ног. В основном это упражнения, заимствованные из классического экзерсиса (плие, тандю, жете).

4. Упражнения на расслабление позвоночника. Это — упражнения и движения свингового характера, падения в различных направлениях.

При сочетании всех видов упражнений достигается необходимый разогрев мышц. Используются разнообразные варианты разминки. Можно начать у станка: перегибы, наклоны корпуса, растяжки, плие, упражнения для разогрева стоп. Продолжить на середине зала: спирали, изгибы, наклоны, упражнения на напряжение и расслабление, упражнения для позвоночника и т.д. А затем перейти в партер: упражнения для позвоночника, стоп, голеностопов и т.д. Можно использовать упражнения только на середине зала. Комбинировать в различных вариантах. Каждый педагог выбирает свой вариант в зависимости от задач урока и подготовленности группы.

 

Организационное собрание.

Организационное собрание является важным этапом в организационной части создания коллектива. Оно проводится для всех новичков коллектива, а точнее для родителей вновь поступивших участников коллектива перед началом учебного года.



На нем следует осветить следующие моменты:

1. Рассказать о себе

2. Рассказать о коллективе и перспективах его развития , основных направлениях в работе, достижениях, если таковые имеются.

3. Основные требования к занимающимся – форма (где, когда купить),соблюдение расписания занятий, дисциплина (не опаздывать на занятия, серьезно относиться к репетициям и требованиям педагога, не пропускать без уважительных причин и пр.)

4. Если есть дошкольники, объяснить о необходимости дежурства родителей

5. Если занятия платные – когда (точные сроки), где и как оплачивать занятия.

6. Если существует фонд коллектива, рассказать о том, как он работает.

7. Выбрать родительский комитет (актив), разъяснив его функции

8. Рассказать о необходимости медицинских справок.

9. Раздать и собрать анкеты со сведениями об участниках коллектива и их родителях (контактные телефоны обязательно). Раздавать лучше при входе, собрать в конце.

10. Ответить на вопросы.

11. Назначить первое занятие (время и место встречи каждой группе)

 

Организационное собрание может проводиться и для групп, которые занимаются не первый год. Тогда оно проводится в начале года, чтобы сообщить о планах на новый уч. год ( поездки, концерты, пошив костюмов и т.д.)

Или по мере необходимости во время учебного года.

Не забывать на собраниях благодарить родителей, которые оказывают помощь в работе.

 

 

Основные движения, используемые в кроссах. Виды па де бурре. Основные виды вращений джаз танца.

Кроссы – часть урока, в которой педагог задает шаги, прыжки и вращения, необходимые на данном этапе обучения. Основная цель этой части урока – развитие танцевальности, координации, скорости, способности использовать все пространство. Формируется ощущение стиля.



Основные движения, используемые в кроссах:

Шаги.

— шаги примитива. Заимствованы из афротанцев. Исполняются обычно в позе коллапса, стопы параллельно, уровень расположения тела неизменен. Исполняются с легким трамплинным покачиванием (флэт стэп, кэмэл волк).

— Шаги в модерн джаз манере. Исполняются с энергичным продвижением вперед с акцентом на «раз». Сначала стоит освоить простой поступательный шаг с носка и другие виды простых шагов: на п/пальцах, в деми плие, со сменой направления, с поворотами.

— мультиплицированные шаги (с различными акцентируемыми фазами исполнения)

Прыжки,

Условно делятся :

— с 2-х на 2

— с одной на другую (с продвижением)

— с одной на ту же

— с 2-х на 1

Характерная особенность – акцент вверх или вниз, координация с другими центрами ( т.е. трансформация классического прыжка).

Вращения.

Могут исполняться на месте и с продвижением в пространстве. Основные виды вращений:

— на двух ногах

— на одной ноге

-по кругу, вокруг воображаемой оси (на разных уровнях) на одной или двух ногах

— поворот с изменением уровня (вверх или вниз — штопор)

— лабильные повороты (неустойчивые повороты, в финале которых либо падение, либо стабильное вращение – обретая ось). Для этих поворотов используют сильный форс рук , расслабленный или наклоненный корпус.

Джаз танец. Разминка

Основная задача разминки (разогрева) – привести в рабочее состояние двигательный аппарат, разогреть все группы мышц, подготовить исполнителя к занятиям.

Существует три варианта разогрева: станок, середина, партер.

Педагог сам выбирает тот разогрев, который готовит тело исполнителя к выполнению задач урока (для дальнейших нагрузок).

Темп разогрева (разминки) может быть различен, главное — не стоит максимально насыщать эту часть , чтобы не переутомить учащихся, что может снизить эффективность самого занятия. Разогрев должен состоять из 5-10 упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких упражнений в единую комбинацию, но здесь следует помнить, что исполнить упражнение нужно во все стороны. Возможно изменение уровней при исполнении упражнений – это также зависит от задач урока.

Использование прыжков в этой части занятий является спорным вопросом – одни считают, что тело еще не готово к прыжкам, другие считают, что несколько маленьких прыжков хорошо активизируют мышцы перед основной частью урока.

Существуют следующие группы упражнений:

1. Упражнения стрэч-характера – растяжение, связанное со статичным напряжением мышц отдельных частей тела.

2. Наклоны и повороты торса. Главная задача – разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его разделы, т.к. именно на него приходится основная нагрузка. Эти упражнения эффективнее выполнять стоя или в партере.

3. Разогрев ног. В основном это упражнения, заимствованные из классического экзерсиса (плие, тандю, жете).

4. Упражнения на расслабление позвоночника. Это — упражнения и движения свингового характера, падения в различных направлениях.

При сочетании всех видов упражнений достигается необходимый разогрев мышц. Используются разнообразные варианты разминки. Можно начать у станка: перегибы, наклоны корпуса, растяжки, плие, упражнения для разогрева стоп. Продолжить на середине зала: спирали, изгибы, наклоны, упражнения на напряжение и расслабление, упражнения для позвоночника и т.д. А затем перейти в партер: упражнения для позвоночника, стоп, голеностопов и т.д. Можно использовать упражнения только на середине зала. Комбинировать в различных вариантах. Каждый педагог выбирает свой вариант в зависимости от задач урока и подготовленности группы.

 

Построение урока джаз танца.

Существуют основные разделы урока джаз танца:

1. Разогрев (разминка)

Основная задача раздела – подготовить исполнителя к дальнейшим занятиям.

Подготовить к решению основных задач урока.

Муз. сопровождение – ритмическая музыка свингового характера 2/4; возможна медленная 4/4 особенно для наклонов и спиралей.

 

2. Изоляция

Комплекс упражнений для разработки подвижности частей тела и координации их между собой как в медленном исполнении, так и в резком при достижении максимального положения. Во время исполнения движений следует следить за тем, чтобы во время движения одного центра не двигался другой.

 

Муз. сопровождение – быстрая, ритмичная , с четким акцентом на «1» долю. Главное – постоянный ритм, простая мелодия. Возможны только ударные.

 

3. Упражнения для позвоночника

Позвоночник принимает на себя основную нагрузку, уделить внимание правильности исполнения и распределения нагрузки на все разделы позвоночника.

 

Муз. сопровождение – 4/4; ¾

 

4. Уровни

Понимание и умение работать на разных уровнях.

 

5. Кроссы, передвижение в пространстве (прыжки, вращения)

Кросс – часть урока, в которой педагог задает те шаги, прыжки, вращения, какие считает необходимыми на данном этапе обучения. Учащийся должен знать и уметь грамотно исполнить все виды па де бурре, слайды, прыжки, вращения, необходимые на данном этапе обучения.

Вращения – часть урока, где изучаются все виды поворотов(на двух ногах, состоящие из трех шагов, со сменой уровня — штопорные, при передвижении в пространстве, лабильные)

 

Муз. сопровождение – зависит от задач урока и предложенных комбинаций.

 

6. Комбинация

Главное требование – танцевальность, использование всех элементов движений, рисунков, направлений, ракурсов. Чередование сильных и слабых движений. Использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Эта часть урока зависит полностью от фантазии педагога, его творческих возможностей и задач.

7. Растяжка

Комплекс упражнений (движений), направленный на растяжение различных групп мышц, развитие их эластичности, силы для подготовки их к интенсивной нагрузке. Следует учитывать индивидуальные природные данные учащихся, чтобы избежать травм.

В зависимости от целей и задач урока, необязательно использовать каждую часть на каждом уроке. Распределение времени между частями урока также варьируется в зависимости от его задач.

Примерное распределение времени на уроке:

  1. Разогрев – 5-7 мин.
  2. Изоляция -20 мин.
  3. Упражнения для позвоночника – 10 мин.
  4. Уровни – 15 мин.
  5. Кросс, передвижение в пространстве – 15 мин.
  6. Комбинация – 15 минут

В конце урока дать время на восстановление дыхания.

 

Организационное собрание.

Организационное собрание является важным этапом в организационной части создания коллектива. Оно проводится для всех новичков коллектива, а точнее для родителей вновь поступивших участников коллектива перед началом учебного года.

На нем следует осветить следующие моменты:

1. Рассказать о себе

2. Рассказать о коллективе и перспективах его развития , основных направлениях в работе, достижениях, если таковые имеются.

3. Основные требования к занимающимся – форма (где, когда купить),соблюдение расписания занятий, дисциплина (не опаздывать на занятия, серьезно относиться к репетициям и требованиям педагога, не пропускать без уважительных причин и пр.)

4. Если есть дошкольники, объяснить о необходимости дежурства родителей

5. Если занятия платные – когда (точные сроки), где и как оплачивать занятия.

6. Если существует фонд коллектива, рассказать о том, как он работает.

7. Выбрать родительский комитет (актив), разъяснив его функции

8. Рассказать о необходимости медицинских справок.

9. Раздать и собрать анкеты со сведениями об участниках коллектива и их родителях (контактные телефоны обязательно). Раздавать лучше при входе, собрать в конце.

10. Ответить на вопросы.

11. Назначить первое занятие (время и место встречи каждой группе)

 

Организационное собрание может проводиться и для групп, которые занимаются не первый год. Тогда оно проводится в начале года, чтобы сообщить о планах на новый уч. год ( поездки, концерты, пошив костюмов и т.д.)

Или по мере необходимости во время учебного года.

Не забывать на собраниях благодарить родителей, которые оказывают помощь в работе.

 

 

Специфика преподавания джаз-танца для детей

Методические материалы по хореографии

Тема:

« Специфика преподавания джазового танца для детей».

Материал подготовила:

педагог дополнительного образования

Гришечко Анастасия Михайловна

Содержание

1. История развития джаз-танца.

2. Возрастные особенности детей на занятиях джаз-танцем.

Вывод

1.История развития джаз-танца.

Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: свободный танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми – рабами из Африки, исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность джазового танца – совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец – это прежде всего воплощение эмоции танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн.
Джаз как художественное явление – это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждой негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т.е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения: этнические, религиозные, эстетические, геополитические.

В 1830 году в театре города Луисвиль Томас Дартмунд Райс поставил спектакль, в котором принял участие знаменитый черный танцор того времени – Уильям Хенри Лейн. Это был первый чернокожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца.
Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра как мюзикл.

Хотя черные исполнители получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что «черный» танец – это отдельные нелогичные и неумелые движения. С течением времени и белые танцоры стали понимать очарование и сложность танца этого направления. В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности «черных» танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. К этому же времени относится появление слова «джаз» и «джазовый танец». Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как «сила, порывистость, экстаз». А в качестве глагола – «возбуждать, активизировать, восхищать».
1917-1930 годы – вершина развития джазового танца. «Черный» танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме. Говорят, что джаз могут танцевать только негры. Но среди выдающихся танцоров джаза немало белых американцев, а в Европе и в странах дальневосточного региона вообще созданы и хорошо развиты школы джазового танца, не уступающие традиционному американскому и африканскому джаз-танцу.
Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства.

Наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения «черного» танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку «Тропики и горячий Джаз» с подзаголовком «От Гаити до Гарлема». Затем работа Данхэм в Голливуде, и в 1943 году вновь бродвейская постановка – «Тропическое ревю». В 1945 году в Нью-Йорке Данхэм открыла школу, где экспериментировала в области методики и теории преподавания джазового танца.
Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30-40-е годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла. Его тематика становится разнообразной, возрастает хореографическое богатство его выразительных средств. Постановщиками спектаклей становятся известные и талантливые балетмейстеры Дж Баланчин, X Хольм, А де Милль, Дж Роббинс.
К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду на правлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства. В результате начался процесс слияния основных школ современной хореографии и возникло новое художественное явление – модерн-джаз танец. Танец Джаз-Модерн – энергичный и выразительный, образный танец, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна.

Основная сложность в джаз-модерне — а равно и самое интересное в его освоении — состоит в том, что он во многом противостоит законам классической хореографии, одновременно являясь ее логическим продолжением. В Jazz dance могут пересекаться различные стили — традиционный (классический джаз мюзиклов), лирический, афро или modern, contemporary. Так как большое значение в джаз-танце имеет изобретательность и импровизация, многие танцоры привносят в свой танец совершенно другие стили. Джаз вобрал в себя экзерсис классического танца (в джазе параллельные позиции ног сосуществуют с выворотными, а руки теряют присущую классике округлость и приобретают вид одной или нескольких прямых линий), движения и приемы танца модерн, народного танца. Здесь мы подходим к этно-джазу с его наиболее известными разновидностями афро-джаза, стилю, который на следующем витке спирали возвращается к истокам и приглашает к новой интерпретации безрассудных плясок из Черной Африки, зажигательной самбы и тягуче- мечтательной румбы.

Бродвейский джаз выделился в особое направление танца благодаря многочисленным театральным постановкам. Мюзиклы, ставшие популярными в 20-30-е года ХХ века, требовали все более сильной хореографии, понятной и зажигательной для зрителя. Тут и появился стиль, позднее названный бродвейским джазом. По сути, сейчас он сочетает элементы спектакля, шоу и современной хореографии. Каждый танцор не просто выполняет движения, а решает еще актерские задачи, плюс показывает максимально свою индивидуальность.

Бродвейский джаз предполагает исполнение танцевальных номеров из известных мюзиклов. Это очень энергичный, завораживающий и эмоциональный стиль, который научит каждого желающего красиво двигаться, подчеркнёт в танце его неповторимость и выразительность. Бродвейский джаз имеет свои принципы. В этом случае можно говорить об импровизации, полиритмии и полицентрии. Импровизация вытекает из самой природы танца африканцев. В основе полиритмии лежит движение разных частей тела в разных ритмах, а полицентрия предполагает возникновение движения в различных частях тела. Очень часто посредством импульса движение может начинаться от головы, плеча, колена. Именно полицентрия требует особых навыков, ведь необходимо научиться владеть изолированными движениями каждой части тела. Бродвейский джаз весьма многогранен. Он идеально сочетает техничность и зрелищность. Движения Бродвейского джаза: эффектное выведение рук, кики, скольжения, прыжки – обязательны практически во всех современных стилях танца.

Джаз танец – прежде всего танец эмоции, энергии и силы. В пример можно привести таких известных исполнителей и педагогов-хореографов:

 Джек Кул — считается отцом-основателем джазовой техники. Он был вдохновителем для Матт Маттокса, Боб Фосса, Джером Роббинса, Гвен Вердон и многих других хореографов.

Боб Фосс — знаменитый джазовый хореограф, создавший новую форму джаз-танца под влиянием исполнительства Фреда Астера и стилей бурлеск и водевиль.

Луиджи- танцор, создавший специальную технику разогрева (джазовый экзерсис, призванный подготовить тело для танца) после того, как он стал парализован в автомобильной аварии.

Джером Роббинс- хореограф многих известных мюзиклов: Питер Пэн, Король и я, Скрипач на крыше, Смешная девчонка и Вестсайдская история. Он также основал балетную труппу Ballets USA.

На сегодняшний день существует множество стилей джаза, которые танцуют под различную музыку, но отличительными особенностями джаз-танца всегда являются:

1.  Сложный ритм и координация движений

2.  Акцент на работу бедер

3.  Синкопирование

4. Изоляция

Спектр использования джаз-танца чрезвычайно широк: в ревю, в мюзиклах, кинематографе, драматических спектаклях, и в чисто хореографических спектаклях, созданных языком джазового танца. Именно поэтому джаз-танец стал второй системой танцевального искусства со своей стилистикой, лексикой, а главное – школой.

Некоторые джазовые танцовщики (например, Матт Матокс во Франции, Гас Джордан и Луиджи в США), организовавшие свои школы джаз танца, часто становились родоначальниками нового направления. Ими были созданы определенные подходы к обучению танцу, выработаны наборы движений и их сочетаний, придающие своеобразный колорит постановкам каждой джазовой школы. И появились термины «техника Матт Матокса», «Луиджи-джаз», «Саймонс-джаз».

Для достижения успехов нужно начинать заниматься джазовым танцем с детства. То, что могут исполнить взрослые, далеко не все могут исполнить дети, поэтому педагогам джазового танца всегда надо учитывать возрастные особенности.

2.Возрастные особенности детей на занятиях джаз-танцем.

Возрасту присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно проходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед ,осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. У ребенка семи лет – личностным новообразованием служит сложившаяся у него внутренняя позиция, когда ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида. В подростковом возрасте таким образованием является способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а в юношеском возрасте (15-17 лет) – осознание своего места в будущем, своей «жизненной перспективы».

В процессе обучения дети находятся в постоянном социальном взаимодействии: с учениками своей группы, с педагогом, другими группами и педагогами, учатся работать в коллективе, разрешать возникающие конфликты, благодаря чему приобретают ценный жизненный опыт построения отношений. Все это помогает их адаптации к жизни в обществе.

Джаз-танец включает в себя динамику и статику – 2 типа движений, по-разному влияющих на тело человека. (Не только на мышечный аппарат, но также на связки, внутренние органы, кости, дыхательную систему и др.) Динамика развивает выносливость, силу и объем мышцы, а статика растягивает мышцы, позвоночник, обеспечивает массаж внутренних органов, позволяет уменьшить болевые ощущения после нагрузки и объем мышцы, не уменьшая ее силу. Только гармоничное сочетание обоих типов движения приведет к гармоничному развитию растущего организма. Также как гармоничное сочетание физической и умственной работы приведет к гармоничному развитию личности.

Цель занятий : раскрыть творческие способности детей, научить их выражать себя в музыке посредством джазового танца, дать им возможность гармонично развиваться и реализоваться как личность.

Развивающие задачи:

·  физическое развитие детей

·  развитие правильной осанки, которая является решающим условием здорового позвоночника

·  развитие аналитического и пространственного мышления

·  эмоциональное развитие (ведь джаз-танец – это танец эмоций, танец энергии и силы)

·  развитие музыкальности, чувства ритма, музыкальной выразительности

·  развитие образного мышления

·  реализация творческого самовыражения детей

·  расширение танцевального кругозора

Физическая нагрузка должна соответствовать возрасту участников, а также необходимо учитывать общую нагрузку в течении всего занятия.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах. Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие. Игра представляет естественную деятельность детей этого возраста. Их эмоции ярки и проявляются, открыто и непосредственно. В этом возрасте дети особенно жизнерадостны и доверчивы. Учитывая все эти особенности детей, следует своеобразно выстраивать занятия со школьниками этого возраста. Одна из задач: содействовать физическому развитию детей и совершенствовать основные двигательные навыки. Именно в этом возрасте важно выработать у детей устойчивую привычку прямо и стройно держаться, правильно и свободно двигаться в танцах. В этом возрасте происходит разучивание базовых движений и шагов джаз-танца и постановка комбинаций

До 11 лет нагрузка щадящая, т.к. у них слабый костно-мышечный аппарат. Хрящи, связки нежные и в этот период легко их повредить, если увлекаться высотой подъема ноги через перенапряжение, перегибом через боль и т.д.

С 12 лет нагрузка увеличивается, большее количество прыжков, силовых упражнений, более сложная координация. Можно использовать разогрев в комплексной форме, изучать комбинации на изоляцию, свинги, координацию, упражнения стрейч-характера, простые джаз-вращения, использовать различные ритмы в исполнении движений. С детьми среднего школьного возраста занятия по джаз-танцу проводятся достаточно углубленно. К ним можно предъявить большую требовательность к точности выполнения движений и достигать сознательного отношения детей ко всему проходимому учебному материалу. Внимание у детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организованна, чем у младших школьников, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Горячее желание детей научиться танцевать, их устремленность к достижению намеченных целей создают на занятиях атмосферу делового и серьезного настроения.

С 16 лет нагрузка дается в объеме полного урока с техническими трудностями, большими прыжками, силовой нагрузкой. Костно-мышечный аппарат в этом возрасте позволяет выполнять урок с большей физической нагрузкой.В этом возрасте можно разучивать развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров(соединение движений нескольких центров в различных ритмических рисунках), движений позвоночника (твисты, спирали, contraction, release), использовать соединение шагов, прыжков, вращений в единые комбинации, использовать уровни и сложные танцевальные комбинации.

Взаимосвязь познавательных психических процессов с танцем:

Внимание — направленная психическая деятельность, необходима исполнительскому творчеству. Развитие внимания связано с воспитанием воли. Участнику предстоит преодолеть сопротивление костно-мышечного аппарата (выворотность, пластичность, устойчивость, осанка, прыжок), развить память, музыкальность, преодолеть физические нагрузки. Воспитать волю — воспитать сознательную дисциплину.

Память танцовщика складывается из слуховой, зрительной и моторной.

Слуховая память развивается через описание движения руководителем, через прослушивание музыки и исполнение движения в различном музыкальном оформлении.

Зрительная память фиксирует показ движения, ход его развития, сочетания с другими движениями, характер, содержание, образность и т.д. Зрительная память сохранила для поколений образцы хореографического искусства.

Моторная память — мышечная память исполнительских приемов движений. При развитой моторной памяти физическое действие происходит подсознательно, а сознание направляется на раскрытие образности, содержательности. Для развития моторной памяти не следует разрешать повторять движение за руководителем. Заставить участника послушать и запомнить задание, а затем физически его воспроизвести. Повтор движения исполнителем закрепляет моторную память. Развитие моторной памяти требует систематического, длительного во времени тренажа.

Вывод: При ведении урока необходимо соблюдать темп подачи материала, объяснять и показывать четко, концентрируя внимание участников. Паузы использовать как разрядку физической нагрузки. Голос умеренно громкий, замечания делать четко и избегать беспрерывного счета.

Руководитель обязан видеть всех учащихся, чутко реагировать на состояние исполнителей: усталость, эмоциональную возбудимость и др. факторы, которые влияют на плохое усвоение материала. В таком случае найти возможность переключить внимание на иной материал и расслабить шуткой, рассказом и т.д. Проявлять максимум терпимости, уважения к личности, помня, что каждое движение исполнителями — учениками усваивается по-разному: это зависит от физических данных, координации, памяти, музыкальности и т.д. Каждый успех замечать. Давать оценку каждому ученику за проведенное занятие. Замеченные усилия повышают работоспособность.

Чтобы добиться эффективности исполнения движения, необходимо учитывать постепенность восприятия его учениками. Однако многое будет зависеть и от педагога: насколько точно он может показать движение, вычленить в нем главное, заострить внимание на кардинальных пунктах движения и донести их до сознания учащихся. Методика профессиональных учебников, несомненно, должна явиться главным ориентиром для педагогов-хореографов, занимающихся, в хореографических коллективах.

Системность преподавания, при использовании в методике разнообразных форм работы с детьми, является важным компонентом педагогического процесса. Принцип системности реализуется на основных этапах развития умений, знаний и навыков.

Так, на первом уроке ставится задача формирования в учениках основ грамотности, конкретно выражающейся в правильной постановке корпуса, ног, рук, головы, в соблюдении танцевальной осанки в движениях, близких практике детей – шаге, беге, подскоке. Одновременно ставится задача ознакомления учеников с элементами музыкальной азбуки, соотношением движений с ритмом, мелодией и характером музыки. Необходимо практиковать создание определенных образов животных, птиц, что в дальнейшем может развиться в обобщенные понятия мягкости, тяжеловатости, полетности и т.д.

Принцип последовательности является одним из основных в хореографической работе. «Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, образования, развиваются правильно, становятся людьми любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий наскок, перепрыгивание через этапы наносит ущерб развитию детей». (Боголюбская М.С.)

Для эффективной работы с детским коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование. Современные преобразования требуют от педагога готовности к работе в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Иными словами возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.

От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников: все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.

Урок джазового танца

Урок джазового танца

Урок джазового танца (УДТ) – это не традиционный урок хореографии, он отличается от всех существующих собратьев: уроков хореографии и ритмики. Здесь нет хореографа в традиционном смысле слова, который дословно объясняет, что, кому, где и как делать. Здесь нет всех этих принципов, поскольку задачей УДТ является не повышение технического потенциала ребенка, а развитие его творческого потенциала. А если более простыми словами, то нам неважно, садится ребенок на шпагат или нет, главное, чтобы он умел мыслить и фантазировать, а также рос и осознавал себя личностью, которая способна изменять Себя и Мир.

Особенности урока

Урок джазового танца – это «живой диалог», который создается в процессе исполнения и живет один раз. Краткость и жизненность таких диалогов сводится к тому, что связующим звеном во взаимоотношениях на уроке является импровизация, т.е. то, что появляется неожиданно, мгновенно, живет только сейчас и повторить это уже невозможно, в силу того, что природа появления импровизации как творческого процесса непредсказуема и ситуативна.

Роль учителя здесь довольно непростая. Это и некий Старший товарищ, Партнер во взаимоотношениях с детьми, это и Провокатор, который инициирует ребенка к активной и познавательной деятельности, это и Аналитик и Ученик в одном лице – в общем, обычным учителем его не назовешь.

Есть еще один немаловажный аспект УДТ – это музыкальный материал. Джаз является синтезом двух музыкальных культур. Именно в джазе смогли слиться воедино европейская и африканская традиции. Именно джаз стал единым для мелодики и синкопированного ритма. Немногие музыкальные течения смогут похвастаться такой «начинкой». Поэтому джазовая музыка является ключевой на уроке, именно от нее рождаются и новые образы, и новые формы взаимоотношений, и новаторские подходы в обучении. Джаз – музыка интересная, но сложная, поэтому, чтобы танцевать джаз, необходимо иметь некие особые качества, которые должны быть настолько же оригинальными и восприниматься так же интересно, как и сама музыка.

Модель педагогического пространства

Зная об особенностях урока джазового танца и воспринимая его как новую форму общения взрослого с детьми и наоборот, появился вопрос: возможно ли рассмотреть взаимоотношения на уроке более детально и соединить их в некую схему, для того чтобы наложить эту схему отношений на другие уроки, т.е. проследить преемственность принципов УДТ для предметов основного образования?

Для этого рассмотрим УДТ как некую модель педагогического пространства, в которой понятие «Учитель – ученик» уходят на второй план, а в основу взаимоотношений ложатся принципы соавторства и импровизации.

Триада джазового танца

Урок

музыкальный материал

Джазового

импровизация

Танца

исполнители

Связующим звеном УДТ является импровизация. Важность и необходимость ее доказывается следующим: если из этой триады (см. рис. 1) убрать элемент «импровизация», то в названии урока автоматически выпадает термин «джаз», так как нет джаза без импровизации. И триада превращается в обычную схему традиционного урока хореографии, где есть предметность («музыкальный материал») и ученики («исполнители»). Связующее качество импровизации обусловлено тем, что понятие «импровизация» для нас есть нечто большее, чем просто способность неожиданно придумывать и создавать на заданную тему. Да, это способность, но это еще и искусство диалога, игры, где все выразительные средства воспринимаются как стиль, смысл которого – в происходящем, а не в результате.

Многие жанры танцевального искусства не используют понятие импровизации в силу того, что каждый из них специфичен по-своему и имеет четкие рамки исполнительского мастерства.

Как любой другой, народный танцевальный жанр целиком базируется на музыкальном материале: народная музыка – народный танец. В большинстве своем работа в этом жанре основана на численности (народ – значит много), и, как следствие, – потеря личности исполнителя как личности уникальной и необходимой. Новаторские подходы в хореографии отсутствуют: поскольку народная музыка не пишется, стимулятора к новым формам нет. Основной принцип хореографии – «рисунки» из людей.

Классический жанр обрамлен границами шести позиций. Ежедневная работа в этом жанре есть повышение личного технического потенциала. Строгость и академичность – основные черты жанра. Понятие импровизации отсутствует как таковое вообще. Кстати: соединение классики и джаза формирует интересный тандем. Первая дает представление о правильных позициях рук и ног, формирует осанку и культуру поведения. Второй не позволяет академичности перерасти в догму и способствует расширению спектра исполнительских возможностей.

С бальными танцами тоже не все так просто. Есть эмоции, есть «заводная» музыка (латиноамериканский стандарт), но вот основной шаг, который присущ каждому из танцев… Он подводит под одну черту все исполнительские возможности. Хотелось бы отметить еще одну более тонкую, на наш взгляд, вещь в бальных танцах: существует некое несоответствие между эмоциями в танце и движениями. Первые имеют природную основу, т.е. возникают естественно в момент прослушивания музыки, а движения базируются на искусственно созданной форме с основным шагом во главе.

Из проведенного анализа следует, что рассмотренные танцевальные жанры не имеют в своем арсенале понятия «импровизация» в силу искусственно созданных, жестких границ исполнительского мастерства, а основным смыслом становится результат. Для того чтобы добиться чего-то, т.е. иметь результат, надо пройти некоторую стадию обучения, и количество этих стадий будет зависеть от требуемого результата. Получается, чтобы первоклассник стал танцором, классическим, народным или бальным, он должен сначала научиться тем стандартам, которые вкладывает в себя сам танцевальный жанр, а только после этого танцевать.

Если цель – развить творческие способности ребенка, взрослая модель отношений в обучении: «пришел – отработал (отучился) – ушел» не подходит. Детям свойственен игровой вид общения, образная и ассоциативная формы мышления. Поэтому мы предлагаем более гибкую схему: обучение в процессе игры. Джазовый танец с импровизационной основой, ценность которой – в процессе происходящего, а не в результате, готов помочь детям постичь особенности танцевального искусства. Почему именно джаз? Раскрою еще один секрет.

Естественность и природность джазового танца рассмотрим на следующем примере.

Термин «импровизация» присущ не только профессионалам-исполнителям, но и детям. В первом случае способность неожиданно, мгновенно создавать, придумывать есть результат становления личности исполнителя. Обучаясь и взрослея, исполнитель увеличивает свой личный технический потенциал, который перерастает в уверенность в собственных силах и возможностях. А уверенность в определенный момент перерастает в свободу мысли и свободу действий, т.е. в импровизацию. Переход уверенности в свободу мысли и свободу действий возможен, если задатки к импровизации дарованы исполнителю от природы: если задатков нет, то исполнитель так и остается хорошо играющим исполнителем.

Во втором случае импровизация есть уже природный дар свободно двигаться и создавать. Эта свобода мыслей и свобода действий обусловлена отсутствием стереотипов и идеалов у ребенка. Все его передвижения – это результат собственной фантазии. И ценность этих передвижений – в их свободе. Поэтому дети есть те самые импровизаторы от природы, которые могут и создать образ, и преподнести этот образ в собственном варианте.

Учитель джазового танца. Кто он?

Вопрос непростой, но попытаемся его раскрыть. Когда рассматривались особенности УДТ, указывалось на многоликость Учителя джазового танца. Эта многоликость обусловлена многофункциональностью личности Учителя.

Дети мыслят образами, и игра – основная форма общения для них. Поэтому задачей для Учителя на данном этапе становится поиск форм и методов подачи материала, которые смогли бы поддерживать такой вид взаимоотношений («Учитель-новатор»). В случае, если такие формы и методы существуют, то появляется вопрос: а как донести это до ребенка?

Большинство методов имеют цель разбудить в Ребенке активную познавательную деятельность, что немаловажно в творческом процессе, дать Ребенку возможность создать и придумать собственное видение «требуемого». Поэтому на данном этапе основной задачей становится расположить Ребенка к себе так, чтобы он впоследствии показал все, что он имеет на сегодняшний день («Учитель-друг»). Учитель дает Ребенку информацию, но не в полном объеме, тем самым заинтересовывая его в происходящем. В случае, если инициатива в Ребенке пробудилась, то Ребенок обогащает «полученное» собственным видением происходящего. Таким образом, мы подходим к понятию соавторства, где Ребенок и Учитель являются творцами «происходящего» и «создаваемого». Для того чтобы избежать слова «если» (если инициатива в Ребенке пробудилась, то…), Учителю необходимо осознать следующий принцип:

  • Важно не ЧТО говорить, важно, КАК говорить!» («Учитель-провокатор».) Этот принцип важен и на этапе «Учитель-друг».

Когда процесс запущен и дети начинают работать над полученной информацией, Учитель перевоплощается в образ некоего Смотрящего, цель которого – найти в происходящем и создаваемом наиболее «интересное» и «необычное» («Учитель-аналитик»).

Когда «интересное» и «необычное» найдено, остается соединить все вновь созданное в целую картинку и продолжить «живой диалог» дальше («Учитель-режиссер»).

В большинстве случаев роли Учителя на этом не завершаются в силу того, что Учитель, по своей сути, является Танцовщиком, для которого джаз – это не просто музыка или танец. Это и образ мысли, и стиль поведения, и манера общения, и философия жизни, национальность, если хотите, т.е. то, без чего Он себя не мыслит. Он присоединяется к детям и начинает вместе с ними играть в те же самые игры и танцевать те же танцы («Учитель-танцовщик», «Учитель-ребенок»).

А как следствие из всего сказанного:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *