Метод айенгара – Йога Айенгара :: Стили и направления йоги :: Энциклопедия йоги: советы начинающим :: Портал о йоге Хануман.ру

Йога Айенгара — что это?

Йога по методу Айенгара – одна из самых распространенных школ йоги с настоящее время. Само понятие «Йога Айенгара» было введено уже его последователями, желающими показать исключительность и уникальность методики Б. К. С Айенгара. По сути это классическая хатха йога, но она была адаптирована Айенгаром для любых групп людей – с хроническими заболеваниями, особенностями и т.д. Очень часто этот метод называют «терапевтическая йога». Метод Айенгара отличается тем что для построения асан используется много дополнительного материала, (ремни, кирпичики, болстеры, стулья и т.д.) чтобы каждый смог освоить ту или иную асану.

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар (Б. К. С Айенгар) появился на свет в 1918 году. Детство его было достаточно сложное. Дело в том, что во времена его раннего детства, в населенном пункте, где он жил свирепствовали ужасные эпидемии различных заболеваний (тиф, испанский грипп, дифтерия и т.д.).  В детстве Айенгар много болел, был слабым мальчиком. Однако рос он в ученой семье, и отец с раннего детства показывал ему различные асаны йоги.

Благословение для него пришло позже в лице знаменитого гуруджи Тирумалай Кришнамачарьи (больше известного на Западе как просто Кришнамачарья) — выдающегося ученого, пандида, йога, знатока шести даршан индийской философии. Это поистине культовая личность, не только была известна во всей Индии, но и за ее пределами. Кришнамачарья потомок знаменитого вайшнавского святого Натхамуни, с ранних лет он обладал выдающимися способностями. Он в совершенстве овладел санскритом, знал древние тексты, в совершенстве изучил санкхью, веданту. Позже начал изучать йогу, был знатоком «Йога сутр» Патанджали, практиковал много лет йогу у подножий Кайласа – священной горы для всех йогов.

Итак, Б.К. С Айенгар попал к великому учителю случайно, они были дальними родственниками. Однако, в начале их знакомства, гуруджи был разочарован в мальчике, сказал, что вряд ли тот сможет заниматься йогой, ввиду его слабого здоровья. Но так сложились обстоятельства, что Кришнамачарье пришлось в кратчайшие сроки обучить юного Айенгара азам йоги (ученик Кришнамачарьи пропал, и его необходимо было заменить). Мальчику очень тяжело давалось обучение, однако гуруджи был потрясен его способностями и упорством. Скоро он стал лучшим учеником, и уже через короткое время молодой Айенгар преподавал йогу с благословения самого Кришнамачарьи.

Особенности йоги по методу Айенгара

Вообще благодаря Б. К. С Айенгару западный мир узнал о йоге вообще. Еще в начале 50 – х годов прошлого века ему предложили тур по странам Европы, и благодаря этому мир узнал, что такое хатха йога вообще.

Айенгар систематизировал и четко структурировал подход к обучению йоги. Возможно из-за того, что сам входил в йогу дольно жестко, получил травмы, он считал, что должно быть четкое разделение на классы. В Школах по методу Айенгара обязательно идет разделение на уровни: от самого простого, щадящего для новичков, до продвинутого уровня. Освоение начинается с самых простых асан с постепенным усложнением. Пранаяма преподается отдельно. Инструктор в методике Айенгара очень важен, так как сам гуруджи проповедовал индивидуальный подход к каждому человеку, ведь анатомия и физиология у всех людей отлична и, поэтому и асаны подбираются и выстраиваются индивидуально. Даже сам Айенгар говорил, что, если не найти хорошего инструктора практикуйте сами по книгам. К слову Б К. С Аейнгар написал достаточно много книг по йоге, а его колоссальный труд «Йога Дипика» (Прояснение к йоге) был признан «библией» хатха йоги.

Еще важной особенностью в йоге Аейнгара является применение различного дополнительного материала – инвентаря, такого как болстеры, кирпичи, стулья, одеяла, ремни, специальные скамейки. Это все нужно, чтобы выстроить идеальную асану, т.к. не у всех тело гибкое и развитое от природы, и если построить асану не правильно, не только не получишь нужного эффекта, но можно и повредить что – то. Именно поэтому в методе Айенгара так много приспособлений, многих это может смутить, но для людей, не обладающих гибким телом и отменным здоровьем это возможность влиться в йогу, не испытывать дискомфорта и болей при освоении асан.

Асаны по методу Айенгара обязательно статичны: в асаны входят, не спеша и подолгу в них остаются, выходят так же достаточно медленно. Особо Айенгар выделял перевернутые позы, поэтому в классах им уделяют большое значение. Кроме того, Айенгар благодаря своей дочери разработал методику для женщин, учитывая все физиологические особенности женского организма.

Вообще все эти моменты и делают йогу по методу Б К. С Айенгара поистине уникальной – терапевтической. Вообще, термин «йога терапия» неразрывно связан с именем Айенгара. Благодаря его методикам появились целые институты, изучающие влияние йоги н тело человека, лечение многих хронических болезней йогой. Серьезная и долгая подготовка инструкторов с углубленным изучением анатомии тела, вот что еще очень важно и отличает эту методику от других видов йоги. Индивидуальный подход привел к тому, что этой практикой могут заниматься все: люди с заболеваниями, пожилые люди, дети и т.д, и именно благодаря этому возможно вылечиться от многих хронических заболеваний, особенно от различных травм позвоночника.

В заключении хочу сказать, что йога по методу Айенгара прекрасно подходит для ознакомления с йогой вообще или для людей с ослабленным здоровьем, для пожилых людей. Эта методика действительно действует, помогает серьезно подправить здоровье, сделать тело ровным, красивым, гибким.  Однако, если вы любители динамики и разнообразия, более свободного подхода, вряд ли эта методика вам подойдет. Как говорят, на вкус и цвет…, однако попробовать точно стоит!

Йога Айенгара. Отличительные особенности. Статья. Айенгара-йога. Самопознание.ру

Йога Айенгара — это традиционная классическая йога, основанная Йога-сутрах Патанджали, которая включает в себя все восемь частей (Аштанга йога): яма, нияма, асаны, пранаямы, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Направление получило название по имени Б.К.С.Айенгара, современного Мастера йоги, живущего в Индии, в городе Пуна. Айенгар создал систему психофизического развития человека, которая была перенесена на Запад в 60-х годах прошлого века и адаптирована для европейцев.

В молодости Айенгар предпочитал динамичную и жёсткую практику, направленную на укрепление тела — именно так его наставник Т. Кришнамачар обучал молодых аристократов из воинского сословия (другой ученик Кришнамачара — Патабхи Джойс — стал продолжателем этого метода, который в последствие был назван Аштанга Виньяса йогой). Однако, поняв, что такая практика эффективна только для молодых и здоровых людей, и что в йогу важно привлечь всех, кто нуждается в её чудодейственной силе, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, Айенгар стал уделять больше внимания глубокой и тонкой работе в позе и терапевтическому воздействию асан. Он пришёл к выводу, что даже при очень медленном выполнении асан в каждом из этих положений тела происходит активная внутренняя работа.

Создавая свою методику обучения, Айенгар испробовал на себе каждую асану и пранаяму. Гуру тщательно проанализировал воздействие всех упражнений на тело, психику и состояние ума. БКС Айенгар систематизировал более 200 классических асан йоги и 14 различных типов Пранаям (с вариациями многих из них) от самых простых к самым сложным. Они были структурированы и классифицированы таким образом, чтобы позволить начинающему йогу уверенно и безопасно прогрессировать в своей практике, и развивать гибкость, силу и выносливость тела и ума.

Может возникнуть впечатление, что Йога Айенгара просто гимнастика и глубокое дыхание или только асаны и пранаямы. Это неверно. Асаны и пранаямы просто использовать в качестве инструмента, с которым легче освоить все 8 аспектов аштанга-йоги Патанджали. Контроль тела это ключ к контролю ума. Интенсивность и глубина практики йоги Айенгара на физическом уровне влияет и изменение ума и духа. Во всех асанах йоги всё тело и ум должны научиться принимать участие. Нужно распространять своё внимание и осознанность до мельчайших частей тела, тогда ум становится бдительным, внимательным и острым. Через выполнение асаны также приходит понимание и применение этики — Яма и Нияма. Например, одной из ниям является шауча (чистота). Через практику осознанности в асане человек приходит к тому что, если он ест и пьёт слишком много ему труднее выполнять йогу, что само собой приводит к более чистой жизни. Другим примером этого является ахимса — отказа от насилия, которое могут быть применены в равной степени к любой ситуации, такие, как общество, так и физическое тело.

Пранаяма является необходимым условием для правильной медитации. Г-н Айенгар говорит, что хотя это теоретически возможно достичь медитативного состояния, но на практике это не возможно для 99% людей. В медитации ум абсолютно неподвижен, и хотя многие люди идут в классы медитации, и медитируют течение многих лет, но мало этого состояния. Ум слишком тонкий, хитрый и беспокойный, чтобы быть под контролем сознания. Поэтому рекомендуется Пранаяма. Мягкое, тонкое и управляемое дыхание позволяет гораздо легче сделать устойчивым ум. Тогда можно научиться отвлекать чувства от внешних объектов и культивировать состояние ума, где опыт медитации может прийти. Сидеть и пытаться медитировать не является гарантией результатов само по себе. Скорее основы медитации должны быть построены через практику первых пяти дисциплин йоги. Опыт медитации приходит, когда ученик готов.

Это отличительная особенность йоги Айенгара: медитация в действии. Практикующий выполняя асаны учится осознавать различные части тела. В начале ум блуждает от одной части тела к другой, но в процессе постоянной практики он приучается воспринимать всё тело целиком и одновременно. Ум стремится к большей внимательности и осознанности, глубже проникнуть в тело, чтобы достичь более точной и, следовательно, эффективной и удобной позы. Так ум обучается для достижения медитативного состояния.

Перечислим основные отличия и особенности метода данные БКС Айенгаром:

  • Статичное выполнение асан с использованием различных приспособлений (блоков, ремней, валиков, стульев, одеял и др.). Благодаря всяческим приспособлениям, метод Айенгара подходит мужчинам и женщинам независимо от их возраста, состояния здоровья и происхождения.
  • Развитие практики идёт от простого к сложному. Сначала основное внимание уделяется стоячим позам. Время фиксации позы постепенно увеличивается, позволяя практикующему проникать сознанием в каждую часть тела и осознавать внутренние движения. Терапевтический эффект асан при этом усиливается.
  • Обычно занятия, посвящённые стоячим позам, наклонам, прогибам, балансам и скруткам, чередуются.
  • Большое внимание уделяется также перевёрнутым позам.
  • Гуруджи указывает на необходимость равномерного вытяжения тела в любой асане.
  • Подробное и детальное объяснение каждой позы.
  • В процессе практики тело становится сильным, гибким и симметричным. Понятие выравнивания тела в позе — одно из ключевых в йоге Айенгара. Выравнивая тело на физическом уровне, мы провоцируем изменения на энергетическом уровне, что оказывает влияние на психо-эмоциональное состояние, сознание и ум.
  • Все асаны и пранаямы осваиваются учениками постепенно: в начале выполняются простые упражнения, которые делают тело сильным и гибким, а переход к более сложным позам практически неощутим.

Эти особенности йоги Айенгара позволяют учитывать в процессе практики индивидуальные особенности конкретных людей и, таким образом, делают эту разновидность йоги доступной каждому.

Йога Айенгара — интересные факты

Название йога Айенгара происходит от имени создателя этого вида учения. Полное имя его — Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар. По сегодняшний день, он почитается одним из самых известных йогов, выдающимся мастером и учителем, и имеет огромное множество последователей своего учения.

Айенгар придумал и развил такую практику, которой может заниматься любой человек — независимо от возраста, пола и уровня их физической подготовки.

По сути, йога Айенгара — это разновидность хатха-йоги, имеющая, тем не менее, немало кардинальных отличий от основного учения. Главная особенность йоги Айенгара заключается в длительном и тщательном выстраивании позы (или, как их называют, асаны).

йога Айенгара 

Выполнение асаны происходит статично, т.е. человек как бы замирает в позе, продолжая непрерывно работать, чтобы стремиться, принять максимально правильное для этой позы положение. Выполнение каждой асаны в учении Айенгара подчинено строгим правилам, выполняются они в конкретной последовательности.

Уникальность учения Айенгара — это отдельный подход к каждому практикующему. Упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от состояния здоровья занимающегося йогой, степени его физической подготовленности, особенностей организма, выносливости.

Поэтому йогу Аейнгара можно рекомендовать как новичкам, так и продвинутым практикам йоги.

йога Айенгара 

В своём учении Айенгар разработал систему выполнения упражнений с использованием вспомогательных предметов, что особенно актуально для новичков, а также для людей, имеющим проблемы со здоровьем. Это несложное оборудование, такое как:

  • Специальные ремни
  • Валики
  • Деревянные бруски или кирпичи
  • Одеяла
  • Стулья

Применение перечисленных приспособлений снижает нагрузку на мышцы или суставы, помогая правильному выстраиванию позы.

Такой вариант упражнений подходит для людей, которым противопоказана интенсивная динамичная нагрузка, для пожилых людей, для людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Регулярные занятия йогой Айенгара зачастую дают терапевтический эффект — помогают при заболеваниях суставов, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а в некоторых случаях и полностью избавляют от них.

йога Айенгара 

Именно из-за того, что йога Айенгара доступна всем практически без ограничений, в настоящее время она является одной из самых популярных разновидностей йоги.

Занятия йогой Айенгара — это прекрасная возможность развития физической и духовной выносливости, совершенствования своего тела, развития координации, гибкости.

Очень важным результатом практики йоги является избавление от различных негативных эмоций, депрессии, чувства тревоги. В итоге приобретается душевное равновесие и позитивные эмоции.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

E-mail

начальный уровень практики йоги по методу Айенгара

Базовый I (Introductory I) – начальный уровень практики йоги по методу Айенгара в соответствии с принятой международной системой сертификации. Этот уровень не предполагает получение сертификата из Института йоги Айенгара им. Рамамани Айенгар (Индия. г. Пуна) и разрешает ассистировать в классах сертифицированных преподавателей.

На этот уровень сейчас экзамен не сдается. Но позы данного уровня необходимо освоить тем, кто собирается сдавать экзамен на уровень Базовый II (Introductory II). Также для этого уровня необходимо изучить предлагаемую литературу, ряд теоретических вопросов, вопросов по анатомии, практиковать базовый перечень асан и пранаям. Ниже представлены списки вопросов, тем, асан и пранаям для подготовки к сдаче экзамена на уровень Базовый I.  

Теоретические вопросы   

  • Определение йоги.   
  • Особенности метода  Айенгара.  
  • Базовые определения гун.
  • Базовые определения карма, бхакти и джняна йоги.
  • Восемь частей Аштанга Йоги (название на санскрите и описание). 
  • Ямы и ниямы (название на санскрите и описание). Их связь с личной практикой и учением. Построение последовательности для начального класса. 
  • Модификация асан данного уровня для учеников, жалующихся на проблемы с шеей, коленями, спиной или тазом. 
  • Последовательность для периода менструации (см. Айенгар Г.  С.  «Йога – жемчужина для женщин»).

Анатомия 

  • Название, расположение, форма крупных костей скелета. 
  • Название, расположение и функции основных мышц: трапеции, бицепсы, трицепсы, дельтоиды, широчайшая мышца спины, поясничная мышца, квадрицепсы, мышцы задней поверхности бедер, ягодичные мышцы. 
  • Различие между связками, сухожилиями и мышцами. 

Список асан и пранаям 

  1. Тадасана
  2. Урдхва Баддхаангулиасна 
  3. Гомукхасана в Тадасане 
  4. Уткатасана 
  5. Врикшасана 
  6. Уттхита Триконасана 
  7. Вирабхадрасана II
  8. Уттхита Паршваконасана 
  9. Ардха Чандрасана 
  10. Вирабхадрасана I 
  11. Вирабхадрасана III 
  12. Паривритта Триконасана 
  13. Паривритта Паршваконасана 
  14. Паршваттанасана (прогиб, руки на полу) 
  15. Прасарита Падоттанасана (полная поза) 
  16. Падангуштхасана 
  17. Падахастасана 
  18. Уттанасана (прогиб, стопы вместе) 
  19. Паригхасана
  20. Адхо Мукха Шванасана 
  21. Ширшасана I 
  22. Парватасана в Свастикасане 
  23. Дандасана 
  24. Трианг Мукхаикапада Пасчимоттанасана 
  25. Маричиасана I (только скручивание) 
  26. Джану Ширшасана 
  27. Пашчимоттанасана 
  28. Баддха Конасана 
  29. Упавиштха Конасана 
  30. Маласана (крестец к стене, руки параллельно полу, в пространстве, пятки на опоре, руки параллельно полу, колени вместе) 
  31. Бхарадваджасана 1 (без захвата рук) 
  32. Бхарадваджасана 2 
  33. Шалабхасана 
  34. Чатуранга Дандасана 
  35. Урдхва Мукха Шванасана 
  36. Чатушпадасана (с захватом лодыжек) 
  37. Саламба Сарвангасана 1 (вход: по одной ноге из Халасаны, стопы на стуле) 
  38. Халасана (стопы на стуле) 
  39. Карнапидасана 
  40. Супта Конасана 
  41. Сету Бандха Сарвангасана (крестец на кирпиче) 
  42. Урдхва Прасарита Падасана (90) (руки вдоль туловища, а потом за головой)
  43. Бхарадваджасана (разворот, без захвата рук) 
  44. Шавасана 2 на одеялах (с бинтом на глаза, наблюдать за течением вдоха и выдоха) 

Пранаяма

  1. Удджайи (ступени 1 и 2) 
  2. Вилома (ступени 1 и 2) 

Список литературы 

  1. Айенгар Б.К.С. «Йога Дипика», введение. 
  2. Айенгар Б.К.С. «Пранаяма Дипика», часть 1, раздел 1. 
  3. Айенгар Г. С.  «Йога в действии: начальный курс».
  4. Айенгар Б.К.С. «Дерево Йоги», глава о Пранаяме. 
  5. Айенгар Б.К.С. «Йога-сутры Патанджали. Прояснение», сутры II.29-II.48. 
  6. Айенгар Б.К.С., Айенгар Г. С. «Основные методические указания для преподавателей йоги». 

Описание, техника, эффекты и противопоказания, указанные для каждой асаны и пранаямы из списка для данного уровня, в следующих источниках:  Айенгар Б.К.С. «Йога Дипика»,  Айенгар Б.К.С.  «Пранаяма Дипика», Айенгар Г.  С.  «Йога – жемчужина для женщин», Айенгар Г.  С.  «Йога в действии: начальный курс».

Б.К.С. Айенгар

Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар родился в брахманской семье 14 декабря 1918 в деревне Беллур (штат Карнатака). От маленького Сундарама (так Айенгара называли в детстве) родственники не ждали ничего великого. Школу бы окончил! Мальчик рос болезненным — в младенчестве перенес тяжелую форму гриппа, а в возрасте 13 лет у него открылся туберкулез. Сразу после этого он заболел сначала тифом, а потом малярией. Учился Сундарам из рук вон плохо, читал с трудом, еле переходил из класса в класс. Кто бы мог предположить что этот мальчик с торчащими ключицами станет всемирно известным мастером йоги, другом бельгийской королевы и учителем самого Кришнамурти!

Путь в Майсор

В 1927, когда Айенгары уже жили в Бангалоре, умер отец. С потерей кормильца семья оказалась в бедственном положении — денег не хватало, мать с трудом сводила концы с концами. Казалось, звезды джйотиша окончательно отвернулись от Сундарама. Но тут произошло событие, которое окончательно определило не только карму мальчика, но и его будущую дхарму. Шурином (мужем сестры) Айенгара был великий йог ХХ века Тирумалаи Кришнамачарья. Мастер учил йоге в йогашале Майсора, основанной самим махараджей. Так получилось, что как раз в то, бедственное для семьи Айенгара время Кришамачарья путешествовал по Индии с миссионерскими целями. Поездка была рассчитана на несколько месяцев, и Кришнамачарья заехал в Бангалор навестить родственников. Здесь он попросил шестнадцатилетнего Сундарама перебраться в Майсор на время его отсутствия, чтобы помочь сестре по хозяйству. Юноша с радостью согласился вырваться из привычной и, что греха таить, надоевшей обстановки. Майсор всегда славился дворцовой архитектурой, так неужели сестра не позволит ему прогуляться по городу в воскресенье? Два месяца Сундарам жил в Майсоре вполне себе комфортно – пока не вернулся домой Кришнамачарья. Юноша боялся грозного шурина как огня и по приезду хозяина засобирался в Бангалор к матери. Но Кришнамачарья зачем-то убедил Сундарама остаться. Он отдал его в школу в Майсоре и даже решил заниматься с юношей йогой, чтобы поправить его здоровье.

Вот что пишет об этом периоде Б.К.С. Айенгар в книге «Свет жизни: йога»: «Отметив всю плачевность моего состояния, шурин установил режим тренировок, чтобы укрепить тело и сделать меня сильным перед лицом трудностей взрослой жизни. Подразумевал ли он тогда, что это неизменно повлечет духовное развитие, я не знал, и просто приступил к занятиям». Однако занятия не продлились долго: тело Айенгара было настолько слабым и жестким, что, наклоняясь вперед, он даже не мог дотянуться до колен пальцами рук. Увидев, как Сундарам делает асаны, Кришнамачарья категорично резюмировал: «В этой жизни ты не будешь заниматься йогой!» Брат жены его разочаровал и учитель определил Сундарама в садовники: вскапывать клумбы, сажать кустарники и поливать цветы.

50 рупий

В Майсоре Сундараму жилось нелегко — Кришнамачарья держал юношу в черном теле. Молодой Айенгар должен был не только учиться в школе, но и выполнять любой каприз хозяина — ходить в лавку за продуктами, носить поклажу, подавать воду. Характер учителя был, прямо скажем, не сахар. Кришнамачарья часто, без видимых причин, впадал в ярость. Айенгар очень боялся его и старался пореже с ним встречаться. Единственным другом Сундарама бы Кешава Мурти — юный ученик Кришнамачарьи, который жил в доме своего учителя. Он был ровесником Айенгара, и они дружили. Кешава Мурти был одарен от природы великолепным пластичным телом и талантливо выполнял асаны. Кришнамачарья муштровал Мурти по многу часов в день — практика начиналась в 4 утра, питание было скудным и неполноценным, а обращение авторитарным.

В один прекрасный день юноша сбежал, не выдержав тягот суровой йогической жизни в доме мастера. Кришнамачарья был в ярости! Ведь он возлагал на этого ученика большие надежды и готовил Кешаву для выступления на Международной конвенции по йоге, которая должна была состояться со дня на день. Однако учителю не пришлось долго искать выход из положения. Он нашелся сам в виде Сундарама — юноша как раз безмятежно возвращался из школы и попался учителю на глаза. Айенгар не собирался становиться йогом, он не чувствовал к этому способностей. Однако проживание в качестве сироты, взятого на попечение милосердными родственниками, делало его полностью зависимым от Кришнамачарьи. Когда муж сестры во второй раз пригласил Сундарама на урок йоги, юноша не мог отказаться. Гуру показал ему сорок асан и требовательно сказал: «Ты должен это сделать». У Сундарама не было выхода — в течение трех дней ему пришлось освоить программу, которую другие ученики осваивали за несколько лет. Можно сказать, что учитель ввел Сундарама в йогу методом шоковой терапии, что впоследствии послужило причиной множества травм и создало препятствия в освоении других, более продвинутых ступеней Аштанга-йоги.

Айенгар умолял гуруджи хотя бы раз взглянуть, правильно ли он делает асаны, но Кришнамачарья заявил, что увидит все только на Конвенции. Юноша понимал, что, если он сделает что-то не так, пострадает репутация учителя. Во время демонстрации он старался изо всех сил — от боли на глаза наворачивались слезы. В награду за выступление Айенгар получил 50 рупий из рук самого махараджа — целое состояние! Это событие навсегда связало жизнь Айенгара с йогой, однако цена, которую он заплатил за это, была немалой — боли и травмы мучили его еще долгие годы.

Во время демонстрации асан Кришнамачарья потребовал, чтобы Айенгар сделал Хануман-асану. Айенгар не знал этой позы. Кришнамачарья объяснил, что нужно сесть в продольный шпагат. А когда Сундарам сослался на слишком узкие трусики, Кришнамачарья взял ножницы и разрезал белье. Таким образом, Айенгар был вынужден сделать асану. В результате ее выполнения он повредил подколенные сухожилия.   

Пуна и Рама

Нагрузки в йогашале были непосильны, и в конце учебного года Сундарам не сдал переводные экзамены. На этом светское образование Айенгара закончилось. Жизнь толкнула его на путь учителя йоги. Он сопротивлялся как мог, пытался реализовать себя в каких-то других профессиях, но все было тщетно.

В 1937 Айенгара пригласили вести уроки йоги в Пуне. В течение нескольких лет он преподает в различных учебных заведениях, однако его экономическое положение остается крайне нестабильным. В 1940 году по разным причинам он теряет практически все свои уроки. Денег не остается даже на еду, жить приходится в маленькой каморке вместе с шестью другими молодыми людьми. Это время для развития его личной практики — он яростно занимается до десяти часов в день, не взирая на нищенские жилищные условия. Через какое-то время у него появляются индивидуальные уроки. Правда, теперь к нему в основном обращаются люди, имеющие проблемы со здоровьем. У одного из пациентов дерматит. Аейнгар обескуражен — у него нет опыта в йогатерапии, а Кришнамачарья отказывается ему помогать.

Айенгар решает действовать сам. Он знает, что перевернутые позы обладают очищающим воздействием и применяет их. Случается чудо — через некоторое время проявления на коже пациента уменьшаются. В другом случае он помогает семейной паре, уже потерявшей надежду иметь детей: прописывает асаны на раскрытие таза и все те же перевернутые. Очень скоро у этих людей рождается ребенок. Однако у самого Айенгара, которому на тот момент уже 24 года, нет ни семьи, ни детей. Мать, братья и сестры ежедневно говорят о женитьбе, но Сундарам в ужасе от их настойчивости. На что он будет содержать семью? И потом, будучи женатым, он потеряет свободу! Чтобы избавиться от нежелательного сватовства, он перестает мыться, отращивает бороду, мажется не слишком ароматным маслом и изо всех сил старается быть похожим на тех неопрятных бродячих садху, которые просят милостыню, сидя на ступеньках храма. Вряд ли невестам покажется привлекательным такой жених! Он к тому же странно себя ведет на церемонии знакомства: мычит, трясет головой и отвечает невпопад на простые вопросы. Нет ничего удивительного в том, что невесты не задерживаются в доме молодого брахмана. Но ему не суждено было стать брахмачарьи…

Одна из девушек пришла, когда Айенгара не было дома. Получилось так, что он задержался и пришел домой поздно вечером. Но девушка терпеливо ждала его. Осознание того, что незамужняя женщина провела целый день в его доме, тронуло юношу. 9 июля 1943 Айенгар женился на Рамамани. Ему пришлось занять крупную сумму денег, чтобы оплатить свадьбу. Первое время семья жила в бедности, потом появились постоянные ученики и пусть небольшой, но относительно стабильный доход. Айенгар признавался, что за 30 лет совместной жизни они с Рамой ни разу не поссорились. Она не только никогда ни в чем его не упрекала и ничего не требовала для себя, но оказывала неоценимую помощь в личной практике Айенгара. Она заботилась о большой семье (пять дочерей и сын) и учила детей йоге.

Прояснение йоги

В 1952 Айенгара пригласили провести урок для приехавшего в Индию всемирно известного скрипача Иегуди Менухина. Итогом знакомства стало турне гуруджи по Европе в 1954 году. В течение последующих лет он побывал в Австралии, Новой Зеландии, США, Великобритании, Канаде, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Швеции, Швейцарии, Южной Африке, России, Японии и многих других странах. Благодаря Айенгару йога стала популярна на Западе. Среди учеников Айенгара были крупнейшие политики и военные, музыканты, актеры и писатели. Изданная в 1966 «Йога Дипика» («Прояснение йоги») стала настольной книгой всех йогов мира.

Учеников у Айенгара становилось все больше, и учитель пришел к мысли о создании своего метода, получившего название «Йога Айенгара». Со временем была создана унифицированная система сертификации для учителей во всех странах. А в 1975 году в Пуне открылся Институт йоги памяти Рамамни Айенгар — свое детище гуруджи посвятил жене, безвременно ушедшей из жизни за два года до этого.

С середины семидесятых ХХ века до наших дней прошло много времени. Менялось отношение Айенгара к практике и подход к обучению. (Постоянным оставалось лишь то, что Йога Айенгара базировалась на шастрах.) Ежедневно в классах проходят занятия, на которых ученики со всего мира отстраивают практику асан, изучают пранаяму и проникаются мудростью индийской философии. Середина дня — время личной практики — гуруджи настаивает на том, что именно самостоятельные занятия приближают к истине и позволяют увидеть путь, по которому стоит идти дальше. А уроки в классе? Отражаясь в глазах учителя, как в зеркале, проще увидеть себя со стороны. Кто-то из старших западных учителей гуруджи назвал метод Айенгара самой жизнью, воплощенной в асанах.

И сейчас, в 2013 году, все, кто приезжает в Пуну, могут видеть, как Гуруджи передает живое знание своей внучке Абиджате. Лежа в Випарита Карани, он наблюдает за тем, как Абиджата ведет класс. Периодически он подзывает внучку к себе, заставляет ее сделать какую-нибудь асану и что-то объясняет. Айенгар в отличной форме. Он и не думает прекращать обучение: сам ведет классы по йогатерапии, тщательно сканируя взглядом всех приходящих в Институт людей прозорливым взглядом и неизменно находит несколько добрых слов для каждого из присутствующих.

В этом году у Айенгара юбилей — ему исполняется 95 лет! Вообразите себе масштаб ожидаемых торжеств, и вам сразу же захочется попасть в Пуну 14 декабря!


Однажды утром Б.К.С. Айенгар увидел кобру. Он испугался за жену и разбудил ее. Однако Рамамани ответила, что никакой кобры не видит. Галлюцинация повторялась много раз. Надо сказать, что кобра вела себя избирательно и являлась Айенгару только во время практики, пытаясь его укусить. Айенгар написал письмо Кришнамачарье, но так и не дождался ответа. Трудное решение ему пришлось принимать самому. Айенгар решил не прекращать практику. Вскоре кобра исчезла. Однажды к нему в гости приехал Кришнамачарья. Во время одной из бесед он неожиданно спросил своего ученика о кобре: «Ты все еще видишь ее?» — «Нет», — ответил Айенгар. «Она укусила тебя?» — «Нет, она просто наблюдала за мной, а потом и вовсе перестала появляться». Тогда Кришнамачарья рассказал ему историю. Один из учеников его собственного гуру видел кобру во время занятий и змея его укусила. Хотя кобра была ненастоящей, он заболел. Гуру сказал, что это очень плохой знак, свидетельствующий о том, что йога не принимает ученика. «Я не ответил на твое письмо, потому что хотел узнать, что произойдет дальше, — продолжил Кришнамачарья. — Тебе повезло, и ты должен во что бы то ни стало продолжать практику. Вселенная приняла твою садхану».


Один из учеников Айенгара, знаменитый индийский философ Джидду Кришнамурти, на своих лекциях призывал к необусловленному восприятию. Однако, занимаясь с философом асанами, Айенгар обнаружил, что в повседневной жизни Кришнамурти остается очень даже обусловленным! Так, например, философ всегда делал Ширшасану, развернувшись лицом к стене и предварительно складывая одеяло уголком. Однажды Айенгар попытался избавить его от штампов восприятия и развернул одеяло так, чтобы, войдя в позу, Кришнамурти оказался лицом к окну, из которого открывался прекрасный вид на горы. Айенгар объяснил свое действие тем, что чувство уверенности в позе не должно зависеть от положения тела в пространстве. Поза должна оставаться стабильной независимо от того, что находится перед или за нами. Когда Кришнамурти разгадал хитрость Айенгара, он захохотал, а затем снова сложил одеяло удобным ему уголком и встал в Ширшасану лицом к стене.


Айенгар попросил Кришнамачарью научить его пранаяме. Но Кришнамачарья неизменно отказывался, мотивируя это тем, что занятия пранаямой не для человека, который перенес туберкулез и чей позвоночник жесткий, а грудная клетка от природы слаба. Но целеустремленный Айенгар стал тайком наблюдать за практикой пранаямы своего гуру, прячась в саду под окнами.

Но, когда в 1944 году Айенгар начал самостоятельно заниматься, он обнаружил, что не в состоянии сделать даже один цикл дыхания — сил дышать просто не было! Все рассуждения о том, что пранаяма делает человека спокойным и уравновешенным, казались насмешкой! Но Айенгар решил бросить вызов своей природе. И победил! Ему удалось приспособить пранаяму под свои нужды. Для начала он изменил личную практику — сделал упор на наклонах вперед (этот цикл асан, как известно, делает позвоночник сильным и стабильным).

Осознанность и понимание того, что нужно делать именно сейчас, помогли ему в освоении пранаямы. Позже Айенгар адаптировал подход к дыхательной практике для учеников с проблемными телами и пациентов терапевтического класса — стал использовать пропсы, поддерживающие тело в ровном положении во время практики.


Б.К.С. Айенгар о практике йоге: «Я взялся за практику, как путешественник, который пустился в плаванье, едва научившись управлять судном. Потом я вцепился в судно мертвой хваткой и отдался на милость звездам. Я знал о предшественниках, но путеводителя не имел. Порой я натыкался на подобие карт, составленных за сотню или тысячу лет до этого, и обнаруживал, что они пестрели открытиями, которые я уже сделал. Воодушевленный и приободренный, я продолжал в надежде увидеть новые берега и разобраться, как управлять своим кораблем».

Описание метода Айенгара — Самарский центр йоги Айенгара

Йога Айенгара известна далеко за пределами сообщества любителей йоги. В отличие от классических направлений эта школа отличается более рациональным и прагматическим подходом к выполнению асан и частичным отказом от постулатов классического индуизма.

Йога Айенгара является прекрасным примером объединения древних знаний о природе человека с современными методами формирования и развития собственного организма.

Гуру Айенгар

guru1С самого детства Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар отличался хлипким телосложением и слабым здоровьем. Волею судьбы с 15 лет он проживал в семье своего родственника — учителя йоги. Айенгар занимался вместе с учениками и вскоре здоровье его заметно укрепилось. Именно этот факт и подтолкнул к решению посвятить йоге всю свою жизнь.

Великий учитель Б.К.С. Айенгар преподавал йогу более 75 лет, стал родоначальником системы облегченных упражнений, ориентированных на людей со слабым здоровьем, увечьями, ограниченной подвижностью и просто ослабленными по каким-то причинам. За годы своей практики Айенгар имел возможность не только адаптировать йогу под такие требования, но и разработать целую систему удобных подставок, подпорок, поддерживающих подвязок и других приспособлений. Кроме того, в этой системе обучения философская составляющая подготовки отодвигается на второй план, а основное место занимают физические упражнения, направленные на развитие подвижности, нормализацию всех систем и оздоровление организма.

В основе учения Айенгара лежит мысль о полной доступности йоги для любого человека. Для занятий широко применяются различные валики, бруски, ремни, веревки, одеяла, стулья и любые другие подходящие предметы. Сегодня вместо подручных материалов на занятиях этой школы применяются уже профессиональные приспособления для поддержки. За счет физической разгрузки ученики могут самостоятельно или с посторонней помощью выполнять самые сложные асаны, включая стойки на равновесие, перевернутые позы, растяжки и прогибы. Несмотря на такой щадящий режим, йога Айенгара уже не раз доказывала свою эффективность в борьбе за здоровье и совершенство человеческого тела.asana1

Эта практика на официальном уровне принята в качестве эффективного лечения врожденного и приобретенного сколиоза, многих болезней суставов, общей вялости, малокровии, низком иммунитете, проблемах с пищеварением, расстройствах работы желез внутренней секреции, депрессиях и стрессах. Атмосфера возвышенности и доброжелательности активно воздействует на подсознание, а через него — на глубинные процессы, проходящие в организме.

Роль преподавателя

asana2Занятия в группах под руководством опытного преподавателя позволяет не терять время на ошибки и сразу войти в нужный ритм. Преподаватель выступает одновременно наставником и товарищем. Он видит выполнение упражнений со стороны и сразу же их корректирует.

По мнению последователей данного направления, залогом к успеху является идеальное выполнение асан. Несмотря на адаптацию поз на начальном этапе, конечным результатом является именно точность исполнения асан.

По мере наращивания мастерства, ученики сами начинают стремиться к совершенству. изменения происходят не только на физическом, но и психо-эмоциональном уровне.

Человек начинает видеть окружающий мир другим взглядом. Меняется не только тело, но и система ценностей: многое из того, что раньше считалось обязательным, оказывается излишеством.

Это касается и стиля жизни. Нормализация работы организма прекрасно помогает в избавлении от излишнего веса, восстановлению былой стройности и подтянутости.

7 причин практиковать йогу Айенгара

Йога Айенгара – один из самых традиционных стилей йоги, который собрал тысячи последователей по всему свету. Это неудивительно, ведь такое направление приносит ощутимую пользу организму. Если вы еще не определились со стилем йоги, то вот 7 аргументов в пользу йоги Айенгара.

  1. Развивает гибкость. Для того чтобы практиковать этот вид йоги, вам необязательно быть гимнастом-акробатом, зато, практикуя регулярно, есть шанс им стать. В ходе размеренной, спокойной практики, в которой нет места резким движениям, увеличивается гибкость и уменьшается вероятность травм (которые зачастую являются самым сильным препятствием на пути к гибкости). Использование пропсов поможет полноценно выполнять асаны даже тем, кто не достает до пальцев ног.
  2. Укрепляет мышцы. Но йога Айенгара – не только про растяжку, но и про силу. Практика, хотя плавная, но довольно интенсивная, поэтому не стоит думать, что вы будете лежать на коврике, ничего не делая. Спустя несколько месяцев регулярной практики вы заметите, что ваше тело пришло в тонус, а силовые асаны стали даваться проще.
  3. Успокаивает ум. На занятиях следует сосредоточиться на корректном положении тела, а не на хаотичных мыслях – это здорово дисциплинирует ум.
  4. Снимает боль. Многие новички, которые приходят в практику с болями в пояснице и шее, а в итоге превращаются в здоровых, бодрых практиков. Правильная работа с асанами, спокойное дыхание и регулярные занятия помогают забыть о боли.
  5. Отстраивают тело. Йога – замечательный способ оздоровления, который, однако, может нанести серьезный вред организму, если заниматься как зря. Йога Айенгара отличается от других стилей тем, что она уделяет особо пристальное внимание корректному выполнению асан. Это отличный вариант для новичков, которые хотят освоить позы верно.
  6. Защищает от болезней. Болезни чаще всего возникают тогда, когда какие-то процессы в организме работают не так, как нужно. Йога Айенгара помогает улучшить самочувствие человека в целом, запустив необходимые процессы в организме: лимфатическую, нервную систему, обмен веществ и так далее.
  7. Улучшает привычки. Научившись управлять своим разумом (успокаивать его), человек параллельно учится управлять своими пристрастиями и вредными привычками. Снизив уровень стресса в своей жизни с помощью йоги с удивлением можно обнаружить, что вам больше не хочется сладкой, жирной пищи или каких-то токсичных отношений. Все это уходит на второй план.

Фото: gaby_om/instagram.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *