Пикники атлетики астеники – Лептосоматик пикник атлетик диспластик – теория кречмера о строении тела и характере

Типы темперамента: Холерик, Сангвиник, Флегматик, Меланхолик

 
Сочетание закономерно связанных между собой черт темперамента называют типом темперамента. В психологии традиционно используют типологию Гиппократа — Галена, выделяя сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.
Давая психологическую характеристику типам темперамента, следует помнить, что это разделение является условным. Типичным для каждого типа есть крайние его полюса и соотношение между различными чертами. В то же время «чистые» темпераменты в жизни почти на случаются. У большинства людей сочетаются черты разных темпераментов, особенно ярко после того, как ребенок овладевает устной речью, то есть после 2-2,5 лет. Также не следует говорить о «хороших» или «плохих» темпераментах: в каждом типе есть как сильные, так и слабые стороны.

Узнай свой темперамент! Просто выбери фигуру! Психологический видео тест!

 

 
сангвиники — это люди, которые имеют сильную, уравновешенную и подвижную нервную систему. Они активны, коммуникабельны, легко адаптируются к новым условиям. Общительны, быстро разбираются с людьми, легко устанавливают с ними хорошие отношения. В кругу друзей веселые, жизнерадостные, оптимистичные. По направленности — экстраверты.

Кант называл сангвиников людьми веселого нрава, беззаботными и полными надежд, которые всегда надеются на успех. По его мнению, они являются плохими должниками, так обещают, но не соблюдают свое слово.


Сангвиники эмоциональные, с выразительной мимикой и пантомимикой, которую легко контролировать. говорят они громко, чётко, быстро, с правильными интонациями. Во время беседы активно жестикулируют, громко смеются. Чувства возникают очень легко, так же легко меняются и являются, как правило, неглубоки. Сегодня они радостные, беззаботные и горячо влюблены, завтра — печальные, обеспокоены и могут забыть о своей страстной любови. Однако, в общем удачи и неприятности переживаются легко и поэтому у сангвиников преобладает хорошее настроение и хорошо развито чувство юмора.

Сангвиники охотно берутся за новое дело, однако их деятельность продуктивна только тогда, когда работа их захватывает. Если неинтересно, работа монотонная, они забрасывают дело, не доводя до конца. Во время работы легко переключают внимание, однако мало времени уделяют предварительным и контрольным действиям (например, подготовке к работе, исправлениям, дополнениям и т.д.). Редко планируют свою работу, а если и есть план, не соблюдают его строго, часто отвлекаются по пустякам. Сангвиники легко схватывают все новое, однако их интересы слабы, переменчивы и постоянно требуют новых впечатлений.

Для сангвиника сильной стороной является то, что они жизнерадостны, быстро усваивают новый материал, «хватая» его «на лету». Они пригодны для работы с сильными и неожиданными раздражителями. Во время ответственных соревнований, конкурсов показывают высокие результаты, чем во время учебы и тренировки. Слабой стороной является то, что они переоценивают себя и свои возможности, часто отвлекаются от основного дела, не достаточно сосредоточены, в них неустойчивы интересы и чувства, могут быть легкомысленные и поверхностны. Сангвиники не могут в течение длительного времени выполнять работу, требующую настойчивости, устойчивости внимания и терпения. Через скорость действий могут допустить ошибки. Поэтому в них следует воспитывать усидчивость и сосредоточенность, поддерживать устойчивый интерес к делу.

При общении с сангвиниками можем рекомендовать следующее. Требования к ним должны быть максимальными, но справедливыми. Следует проявлять к ним доверие и давать выход их внутренней энергии, направляя на полезные дела. Нецелесообразно поручать монотонную работу, потому что от нее сангвиники устают, однако начатую работу нужно научить выполнять до конца. Для этого можно использовать дополнительную мотивацию. Целесообразно воспитывать терпение и целеустремленность, научить дорожить дружбой.

Тип темперамента сангвиник. Характеристика сангвиника.

 

 

  


Холерики сильные, подвижные и неуравновешенные люди с преобладанием возбуждения над торможением. для них характерен высокий уровень активности, энергичности и настойчивости. По направленности — экстраверты. Любят быть в центре внимания. В общении конфликтные и неуступчивые. Бывают нетерпеливы, несдержаны, вспыльчивы. В отношениях с окружающими могут быть резкими и чрезмерно прямолинейными, им не хватает выдержки. Однако в их гневе нет ненависти, и они любят других тем сильнее, чем быстрее они им уступают.

Кант пишет, что холерики охотно становятся начальниками, которые не любят сами работать, а только управлять.


Это эмоционально неустойчивые люди. Эмоции и чувства быстро возникают, но так же быстро могут и исчезнуть. Экспрессия ярко выражена. Речь тороплива, прерывиста, напряженна. Оживленная мимика, выразительная жестикуляция, резкие и энергичные движения. Свои радости, боли, печали переживают глубоко. Часто находятся под влиянием сильных страстей и аффектов. В таком состоянии могут поступить необдуманно, о чём после будут жалеть.

Холерикам характерна цикличность в поведении: могут упорно работать, преодолевая трудности, и вдруг все оставить. Этому способствует быстрая смена интересов. Если интересы серьезные, могут быть энергичными, инициативными, принципиальными, способными к высокой концентрации внимания. Если же нет интереса, демонстрируют аффективные переживания, раздражительность и несдержанность. Так же как сангвиники, мало времени уделяют предварительным и контрольным действиям и редко планируют свою работу.

Сильной стороной холериков является то, что они легко концентрируют свое внимание, особенно в стрессовой ситуации, являются активными, быстрыми, энергичными. Могут работать с сильными раздражителями, в частности, в непрогнозируемых ситуациях.

В условиях соревнования и конкуренции улучшают свои результаты. Имеют организаторские способности. Обладают способностью легко образовывать навыки и привычки. Слабой стороной является их склонность к нарушению дисциплины и конфликтность, а также несдержанность, резкость, аффективность, слабость самоконтроля в эмоциогенных ситуациях. Через скорость действий могут допускать ошибок.
В работе с холериками рекомендуется захватить их интересным делом и давать поручения; научить быть сдержанными; приучать к более спокойной и равномерной работе; направлять их активность в должное русло. В общении с холериками следует рационально использовать их энергию, не тормозить активности в форме прямых запретов, общаться спокойно и уверенно. Если это ребенок, ни в коем случае не наказывать, запрещая ее активность (например, постой, посиди). В связи со склонностью холериков к агрессии, воспитывать сочувствие.

Тип темперамента холерик. Характеристика холерика.

 

 

 

  

Флегматики сильные, уравновешенные и инертные. Низкий уровень активности поведения, медленные, усидчивы, спокойные, сдержанные, настойчивые, мягкие. Сохраняют спокойствие даже в трудных жизненных ситуациях. Адекватно реагируют на воздействие внешней среды, однако не могут быстро реагировать на изменения среды, им свойственно одинаковое отношение к другим, общительность, но низкая коммуникабельность. По направленности — интроверты.

Кант отмечал, что в повседневной жизни флегматика часто называют философом.


Чувства возникают медленно, но отличаются силой, глубиной, постоянством, продолжительностью и сдержанностью во внешних проявлениях. Они терпеливы и редко жалуются. Не подвержены влиянию аффектов. Неразговорчивые, речь медленная, спокойная, с паузами. Голос тихий, невыразительный. Жестикуляция и мимика очень бедные. Умеют контролировать свои эмоции. Поэтому их трудно разозлить и они редко «выходят из себя».
Флегматики не склонны к изменению окружения, к частому переходу с одной работы на другую. В деятельности проявляют серьезность, продуманность, упорство. Работают сосредоточено, всегда доводят дело до конца. Задачи выполняют равномерно и точно, новую информацию усваивают медленно, но основательно и надолго.

Характеризуются устойчивыми интересами. Работу планируют и строго придерживаются плана. Прежде чем принять решение, будет долго его обдумывать. Имеют устойчивое внимание, однако его переключение несколько замедленное.

Сильной стороной флегматиков является их дисциплинированность, стабильность, регулярность и систематичность в работе, выдержка, пунктуальность. Слабой стороной является медлительность действий, инертность, вялость, внешняя безразличие, плохое переключение внимания. Они часто задерживаются со сдачей работы, а их стереотипы трудно перестроить. Флегматики также не пригодны к работе с сильными и неожиданными раздражителями.

Флегматикам рекомендуется давать больше времени для выполнения тех или иных задач, а переключать от одного привычного действия к другому следует постепенно. Можно давать дополнительный инструктаж по поводу работы, которую они выполняют, избегать поручений, связанных с высоким темпом деятельности. Ни в коем случае не роптать на медлительность и несообразительность. Приветствовать каждое проявление инициативности и самостоятельности. Целесообразно стимулировать проявление искренних чувств.

 

 

  


Меланхолики характеризуются слабой, неустойчивой и инертной нервной системой. Низкий уровень активности, сдержанные, переживают страх перед новой ситуацией. Попадая в новые условия, они теряются. Поэтому тяжело переносят смену обстановки. Есть замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, робкими, избегают общения с малознакомыми людьми. Не любят новых знакомств и шумных компаний. По направленности они интроверты.
 

Кант называл меланхоликов людьми с весьма мрачным характером, которые в первую очередь обращают внимание на жизненные трудности.


Меланхолики очень впечатлительные люди, часто обижаются; их чувства отличаются медлительностью течения. Глубоко переживают любое событие в жизни, особенно образы и неудачи, однако, в отличие от холериков, свое горе носят в себе, внешне не показывая своих переживаний. Движения у меланхоликов сдержанные, речь приторможена, тихая, иногда переходит в шепот. Постоянны в своих привязанностях. Если они кого-то полюбят, то разрыв является большой трагедией для них. Будут страдать, однако не решатся на тот или иной поступок. Длительное и сильное напряжение, а также все новое и необычное вызывает замедленную реакцию, а затем и ее прекращения. Однако в привычной и спокойной обстановке чувствуют себя хорошо и работают продуктивно. Свою работу планируют. При этом решения принимаются осторожно. Много времени уделяют предварительным и контрольным действиям (например, подготовке к работе, исправлением, дополнениям т.д.). Во время работы их внимание легко отвлекается и сосредотачивается лишь на непродолжительное время. Имеют устойчивые, сильно выражены интересы, которые меняются медленно.

Сильной стороной меланхоликов является их сочувствие и понимание проблем других людей. Они «глубокие» и устойчивы в чувствах, способны улавливать такие детали, недоступные другим людям. Хорошо выполняют монотонную работу Слабой стороной меланхоликов является их чрезмерная впечатлительность, погружение в собственные переживания, застенчивость, замкнутость, отчужденность, медлительность, быстрая утомляемость. Они тяжело переносят сильные и неожиданные раздражители. Во время соревнований показывают худшие результаты. Меланхоликам, так же как и флегматикам, следует давать больше времени для выполнения тех или иных задач. им необходимо спокойное, благоприятное окружение, тактичность, отзывчивость и доброжелательность в отношениях, постепенный переход от одной деятельности к другой.
В работе с меланхоликами рекомендуется соблюдать принцип постепенности. Проявлять сочувствие и понимание состояния человека. Морально поддерживать при изменении окружения. Одобрять малейшее проявление активности. Воспитывать чувство собственной ценности. Научить планировать свою деятельность, разумно распределяя время между работой и отдыхом.

Тип темперамента меланхолик. Характеристика меланхолика.

В психологии всегда было актуальным вопрос о том, влияет ли темперамент человека на его жизненный успех: во-первых, на личную жизнь; во-вторых, на трудовую деятельность.
Во время общения с людьми следует помнить, что темперамент является устойчивой индивидуально-психологической особенностью человека и поэтому изменить его практически невозможно. Под влиянием окружающей среды в основном только усиливаются или ослабляются отдельные черты
темперамента, не меняя при этом его типа. Поэтому, зная сильные и слабые стороны своего темперамента, можно научиться не показывать отдельные его проявления, например, чрезмерную мимику и жестикуляцию, застенчивость, обидчивость и т. Этому может научиться человек с любым темпераментом. В значительной степени это зависит от морально-волевых качеств характера.
Лишь в отдельных случаях, в основном в раннем детстве, под влиянием сильных физических и психических травм, тяжелых инфекционных заболеваний и других факторов в результате изменений высшей нервной деятельности наблюдают изменения и типа темперамента.
К людям с различными типами темперамента, соответственно, нужно и разное отношение. Так, наказание, выговор, плохая оценка может позитивно повлиять на холериков, которые имеют сильную нервную систему. В этом случае отрицательное подкрепление может стимулировать их исправиться.
Однако, на меланхоликов это может повлиять противоположно: они становятся подавленными, снижается их работоспособность, может возникнуть депрессия. Указанный выше тип реагирования на негативное подкрепление является наиболее вероятный, однако не обязателен. Или человек поступит именно так или по-другому в конечном итоге будет зависеть от его характера.

С практической точки зрения актуальным является вопрос о том, темперамент накладывает ограничения на виды деятельности. В общем, можно утверждать, что такого ограничения нет, и человек с любым темпераментом может достичь значительных успехов в жизни, а может и не реализовать своих потенциальных возможностей. Однако, если профессии накладывают жесткие требования к скорости, темпа и ритма работы, такие ограничения возникают. Например, диспетчер аэропорта или атомной электростанции, пилот-испытатель потребует сильного и подвижного типа нервной системы, характерные сангвиникам и холерикам. Напротив, актерам, музыкантам необходима эмоциональная чувствительность, более характерно для меланхоликам. Однако для большинства профессий черты темперамента играют решающей роли, и их недостатки можно компенсировать индивидуальным стилем деятельности человека. Следует помнить, что в условиях совместной деятельности черты характера более существенно влияют на конечный результат, чем когда человек работает наедине.
Итак, различия по темпераменту — это прежде всего различия по своеобразием динамических проявлений психики, а не по уровню его возможностей. Особенности темперамента обусловливают пути и способы работы, а не уровень достижений. Поэтому темперамент не определяет социальной ценности и морально-волевых качеств человека. Они будут зависеть от характера.

История возникновения типов темперамента:Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

 Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека

 

Интересный эксперемент:

КАКОЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА КРУЧЕ? Холерик  Меланхолик Флегматик  Сангвиник

7. Кто является основателем конституционной теории темперамента?

8. Существует 3 основных типа телосложения: пикники, атлетики, астеники (лептосоматики).

Установите соответствие.

Астеники: широкий плечевой пояс, узкий торс, пропорциональные конечности,

Лицо с сильно развитыми лицевыми костями, мышечная масса

Атлетики: круглая голова, бочкообразное туловище, полнота, короткие конечности

Пикники: худые, длинные, узкогрудые, с длинными конечностями.

9. Какому типу телосложения свойственна циклотимия?

Циклотимия: периодическая смена общего психического состояния. В фазу подъема наблюдается высокая общая психическая и моторная активность, общительность, эмоциональность повышена. В субдепрессивной фазе снижается общая психическая и моторная активность, наблюдается вялость, тоскливое настроение, замедленность реакций и мышления.

10. Определите тип темперамента по особенностям речи.

а)……..с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации – резкие, подчеркнуто эмоциональные.

б)……..легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. Речь громкая, плавная и легкая. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В стрессовой ситуации появляется телеграфный стиль.

в)……..молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

г)……..очень активно включается в разговор. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний.

11. Определите тип темперамента.

Аида Н., ученица 9 класса, 16 лет. В классе сидит спокойно. Ее болтливая соседка во время урока разговаривает с девочкой, сидящей за другой партой, но не с Аидой, т.к. Аида не отвечает ей. И вне урока девочка молчалива и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, растрогать, рассердить. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным, и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она медлительна в походке и в движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другого. С подругами сходится трудно, но очень привязчива; не может забыть подруг и учителей из прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать. Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело – хотела бросить учебу.

Практическая работа № 2.

Диагностика темперамента.

Вариант 2.

1. Дайте определение темперамента.

2. Теории, связывающие темперамент с особенностями телосложения человека, называются а) конституционными б) гуморальными

3. Простейший вид несловесных тестов, при выполнении которых человеку предлагается совершить простейшее действие, называется

а) срез

б) пробы

в) моделирование

4. Теппинг-тест «Дятел».

( Методика Е.П.Ильина.)

Инструкция.

Перед Вами прямоугольник, разделенный на шесть равных квадратов. Задание заключается в том, чтобы проставить как можно больше точек в каждом квадрате. На заполнение одного квадрата отводится 5 секунд. Затем по команде «Далее!» Вы переходите в следующий квадрат. Общее время работы – 30 секунд. Работайте в максимальном темпе.

Укажите

а) что определяет данная методика;

б) о чем свидетельствует тот факт, что максимальный темп движений удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы.

5. Методика диагностики темперамента, предложенная Г. Айзенком, включает несколько ключевых понятий. Дайте определение этих понятий.

Нейротизм – это…

Психотизм – это

Экстраверсия – это

Интроверсия – это

6. Методика диагностики темперамента, предложенная В.М. Русаловым, включает несколько ключевых понятий. Дайте определение этих понятий.

Эмоциональная чувствительность предметная

Эмоциональная чувствительность социальная

Эргичность социальная

Эргичность предметная

7. Кто является основателем конституционной теории темперамента?

8. Существует 3 основных типа телосложения: пикники, атлетики, астеники (лептосоматики).

Установите соответствие.

Астеники: широкий плечевой пояс, узкий торс, пропорциональные конечности,

Лицо с сильно развитыми лицевыми костями, мышечная масса

Атлетики: круглая голова, бочкообразное туловище, полнота, короткие конечности

Пикники: худые, длинные, узкогрудые, с длинными конечностями.

9. Какому типу телосложения свойственна иксотимия?

Иксотимия:резкость, напористость, последовательность, энергичность сочетаются с невысокой гибкостью мышления, агрессивностью и малой впечатлительностью.

10. Определите тип темперамента по особенностям речи.

а)……..с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации – резкие, подчеркнуто эмоциональные.

б)……..легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. Речь громкая, плавная и легкая. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В стрессовой ситуации появляется телеграфный стиль.

в)……..молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

г)……..очень активно включается в разговор. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний.

11. Определите тип темперамента.

Коля М., ученик 6 класса, 13 лет. На уроках спокоен, сидит всегда в одном и том же положении, что-нибудь вертит в руках, настроение меняется от очень незначительных причин. Мальчик болезненно чувствителен. Когда учитель пересадил его с одной парты на другую, Коля обиделся, долго размышлял, почему его пересадили, на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. Вместе с тем, чувства у него пробуждаются медленно. Во время циркового представления он долго сидит молча с неподвижным лицом и лишь постепенно начинает оттаивать: улыбается, смеется, вступает в разговор с соседями. Легко теряется. Стоит учителю сделать ему самое мягкое замечание, как мальчик смущается, голос его становится глухим, тихим. Очень сдержан в выражении чувств. Получив «двойку», нисколько не изменившись в лице, идет на место и садится, но дома, по словам родителей, долго не может успокоиться и приняться за работу. На уроке отвечает неуверенно, даже когда знает урок. Свои способности и знания оценивает очень низко, тогда как на деле они выше среднего уровня. При встрече с трудностями Коля теряется, опускает руки и не доводит дело до конца. Движения вялые, слабые.

Практическая работа № 2.

Диагностика темперамента.

Вариант 3.

1. Дайте определение темперамента.

2. Теории, связывающие темперамент с особенностями телосложения человека, называются а) конституционными б) гуморальными

3. Простейший вид несловесных тестов, при выполнении которых человеку предлагается совершить простейшее действие, называется

а) срез

б) пробы

в) моделирование

4. Теппинг-тест «Дятел».

( Методика Е.П.Ильина.)

Инструкция.

Перед Вами прямоугольник, разделенный на шесть равных квадратов. Задание заключается в том, чтобы проставить как можно больше точек в каждом квадрате. На заполнение одного квадрата отводится 5 секунд. Затем по команде «Далее!» Вы переходите в следующий квадрат. Общее время работы – 30 секунд. Работайте в максимальном темпе.

Укажите

а) что определяет данная методика;

б) о чем свидетельствует тот факт, что максимальный темп движений снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы.

5. Методика диагностики темперамента, предложенная Г. Айзенком, включает несколько ключевых понятий. Дайте определение этих понятий.

Нейротизм – это…

Психотизм – это

Экстраверсия – это

Интроверсия – это

6. Методика диагностики темперамента, предложенная В.М. Русаловым, включает несколько ключевых понятий. Дайте определение этих понятий.

Пластичность предметная

Темп социальный

Эргичность социальная

Эргичность предметная

7. Кто является основателем конституционной теории темперамента?

8. Существует 3 основных типа телосложения: пикники, атлетики, астеники (лептосоматики).

Установите соответствие.

Астеники: широкий плечевой пояс, узкий торс, пропорциональные конечности,

Лицо с сильно развитыми лицевыми костями, мышечная масса

Атлетики: круглая голова, бочкообразное туловище, полнота, короткие конечности

Пикники: худые, длинные, узкогрудые, с длинными конечностями.

9. Какому типу телосложения свойственна шизотимия?

Шизотимия:замкнутость, склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность), низкая моторная активность, ранимость в сочетании с «эмоциональной тупостью» («обидит другого и при этом обидится сам»)

10. Определите тип темперамента по особенностям речи.

а)……..с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации – резкие, подчеркнуто эмоциональные.

б)……..легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. Речь громкая, плавная и легкая. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В стрессовой ситуации появляется телеграфный стиль.

в)……..молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

г)……..очень активно включается в разговор. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные. На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний.

11. Определите тип темперамента.

Саша П.,ученик 6 класса, 13 лет. Выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает учителя различными восклицаниями. Очень часто на вопрос педагогов отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя и вступает в драку. На переменах никогда не сидит на месте, бегает по коридору, борется с кем-нибудь. Пишет быстро, размашисто, почерк неровный. Очень выразительное лицо. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает. Его интересы постоянны и устойчивы.

Практическая работа № 2.

Диагностика темперамента.

Вариант 4.

1. Дайте определение темперамента.

2. Теории, связывающие темперамент с особенностями телосложения человека, называются а) конституционными б) гуморальными

3. Простейший вид несловесных тестов, при выполнении которых человеку предлагается совершить простейшее действие, называется

а) срез

б) пробы

в) моделирование

4. Теппинг-тест «Дятел».

( Методика Е.П.Ильина.)

Инструкция.

Перед Вами прямоугольник, разделенный на шесть равных квадратов. Задание заключается в том, чтобы проставить как можно больше точек в каждом квадрате. На заполнение одного квадрата отводится 5 секунд. Затем по команде «Далее!» Вы переходите в следующий квадрат. Общее время работы – 30 секунд. Работайте в максимальном темпе.

Укажите

а) что определяет данная методика;

б) о чем свидетельствует тот факт, что первоначальное снижение максимального темпа движении сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня.

5. Методика диагностики темперамента, предложенная Г. Айзенком, включает несколько ключевых понятий. Дайте определение этих понятий.

Нейротизм – это…

Психотизм – это

Экстраверсия – это

Интроверсия – это

6. Методика диагностики темперамента, предложенная В.М. Русаловым, включает несколько ключевых понятий. Дайте определение этих понятий.

Темп предметный

Пластичность социальная

Эмоциональная чувствительность предметная

Эмоциональная чувствительность социальная

8. Существует 3 основных типа телосложения: пикники, атлетики, астеники (лептосоматики).

Установите соответствие

Астеники: широкий плечевой пояс, узкий торс, пропорциональные конечности,

Лицо с сильно развитыми лицевыми костями, мышечная масса

Атлетики: круглая голова, бочкообразное туловище, полнота, короткие конечности

Пикники: худые, длинные, узкогрудые, с длинными конечностями.

9. Какому типу телосложения свойственна циклотимия?

Циклотимия: периодическая смена общего психического состояния. В фазу подъема наблюдается высокая общая психическая и моторная активность, общительность, эмоциональность повышена. В субдепрессивной фазе снижается общая психическая и моторная активность, наблюдается вялость, тоскливое настроение, замедленность реакций и мышления.

10. Определите тип темперамента по особенностям речи.

а)……..с трудом вступает в общение, ему очень трудно инициировать разговор, он молчалив, редко задает вопросы, сам отвечает кратко и с паузами. Фразы продуманные, взвешенные, правильные. Голос звучит тихо, монотонно, интонации обычно бедные и, в основном, печальные, а в стрессовой ситуации – резкие, подчеркнуто эмоциональные.

б)……..легко включается в разговор, часто сам обращается к собеседникам. Речь громкая, плавная и легкая. Интонации, как правило, спокойные, уверенные или радостные. Иногда в голосе звучат приказные нотки. Высказывания длинные, почти без пауз. На вопросы собеседника отвечает легко, живо. В речи часто встречаются грамматические ошибки и новообразования. В стрессовой ситуации появляется телеграфный стиль.

в)……..молчалив, высказывания часто прерываются длительными паузами. Долго думает, прежде чем ответить. В разговор включается с трудом. Речь правильная, без новообразований и ошибок. Голос звучит монотонно, тихо. Интонации спокойные и уверенные.

г)……..очень активно включается в разговор. Говорит скороговоркой, часто проглатывает окончания слов. Интонации резкие. Речь эмоциональная, фразы длинные . На вопросы отвечает очень быстро, не задумываясь, в телеграфном стиле. В речи много «шумовых эффектов»: причмокиваний, присвистываний.

11. Определите тип темперамента.

Сережа Т., ученик 6 класса, 13 лет. Очень живой, непоседливый подросток. На уроке ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, что-то вертит в руках, разговаривает с соседом. Быстрая походка вприпрыжку, быстрый темп речи. Очень впечатлителен и легко увлекается. С увлечением и возбужденно рассказывает о просмотренном фильме, прочитанной книге. Его легко заинтересовать. Вместе с тем, его интересы и увлечения непостоянны и неустойчивы. Увлекшись новым делом, мальчик вскоре охладевает к нему. Легко привыкает к новой обстановке и новым требованиям. Первый год учась в новой школе, легко привык к учителям, сошелся с ребятами.

Диагностика темперамента

Вариант № 5.

1.Выберите правильный вариант ответа.

Гиппократ, Гален, Сиго, Лесгафт являются представителями

а) гуморальной

б) конституционной теории темперамента.

2. Закончите предложение

Обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений, называется…..

3.Выберите правильный вариант ответа.

Аффективная восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, называется

а) впечатлительностью

б) импульсивностью

в) лабильностью

4.Вспомните методику «Дятел». О чем свидетельствует данный график.

5. Установите соответствие

1. Эргичность социальная

А) чувствительность к расхождению между задуманным и реальным результатом, чувствительность (нечувствительность) к неудачам.

2. Эмоциональная чувствительность социальная

Б) широта и жажда контактов, стремление к лидерству, степень открытости.

3.Эмоциональная чувствительность предметная

В) речедвигательная активность, быстрая вербализация.

4. Темп социальный

Г)степень чувствительности к неудачам в общении.

Атлетический тип

Мужской атлетический тип (рис. 37 и 38) характеризуется сильным развитием скелета, мускулатуры, кожи.

Общий облик самых ярких представителей этого рода: среднего или высокого роста мужчины с особенно широкими и выступающими пленами, статной грудной клеткой, упругим животом, с формой туловища, сужающегося книзу, так что таз и все еще статные ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Плотная высокая голова прямо держится на свободной шее, причем линейные контуры trapezius , видимые спереди, придают шейной части плеча особый отпечаток.

Линии, очерчивающие тело, образуются выступающими мышцами хорошей или гипертрофической мускулатуры, которая вырисовывается пластически, как мускульный рельеф. Костный рельеф наиболее заметен в чертах лица. Грубое строение костей характерно для ключицы, запястья и плюсны. Наряду с плечевым поясом трофический акцент лежит еще на концах конечностей, которые могут напоминать акромегалию. Наибольший объем руки у атлетиков достигает 25 см, величины, превышающей на 5 см средние размеры, сравнительно умерен, почти нормально выражен. Этим, прежде всего, обусловливается точный мускульный рельеф, причем чрезмерно развитая мускулатура заметно проступает через тонкий жировой слой у мужчин. Объем руки в 23 см довольно част. Кроме объема руки, при этом типе любопытна и ширина плеч, которая в двух случаях достигает наибольшей цифры в 42,5 см, превышающей среднюю величину ширины плеч нашего населения (37,5 — 38 см) на 5 см. Длина конечностей скорее велика, чем мала. Наряду с костями и мышцами в гипертрофии участвует и кожа. Она обладает хорошим упруго-эластичным тургором, а на лице кожа особенно плотная, толстая, иногда пастозная.

Рост тела, в общем, выше среднего; длина больше 180 см встречается нередко — самый большой атлетик в нашем исследовании имел рост 186 см. Нижнюю границу фиксировать невозможно, так как морфологические переходы между атлетическим типом и типом гипопластической плечистости довольно неясны. Любопытны переходы к формам великанов (табл. 9).

В остальном у представителей атлетического типа, главным образом в чертах лица, наблюдаются варианты. В строении тела мы находим наряду с только что намеченным типом, обладающим сравнительно стройной нижней частью тела и пластическим выступанием форм тела, еще вариант, который отличается общей неуклюжестью. Различие в развитии плеч и таза при этом не заслуживает внимания, все некрасиво, грубо, неуклюже, кожа лица пастозна, мускульный рельеф затушевывается диффузным развитием жира. Чисто морфологически нельзя решить, имеет ли здесь место вариант, комбинация, другая стадия развития или, что вероятнее, особенный тип с существенным отклонением биологической основы.

В моем исследовании есть лишь несколько случаев такого рода; один из пациентов, наряду с тяжелым кататоническим слабоумием, страдал эпилептическими припадками. У больного с инфантильным развитием жира наблюдались слаборазвитые половые органы и двусторонний крипторхизм. Среди неуклюжих атлетиков я встречал в больнице и таких, которых громадная верхняя часть туловища сидела не просто на стройной, а крайне тонкой и нижней части, на инфантильно узком тазе и астенически тонких ногах.

Также многочисленны морфологические взаимоотношения между атлетическим типом и дисгенитальной группой. Комбинации атлетических элементов с евнухоидной великорослостью не представляют собой необычного явления, например, чрезмерная длина конечности с большими кистями, частичная плотность костей, мускулистый плечевой пояс и т. д. Наблюдается также резкий феминизм. Недавно я видел шизоидного психопата с атлетическим строением тела, но с узкими опущенными округленными плечами, с талией и женским тазом большого объема.

Мы должны пока оставить в стороне вопрос, опирается ли описанный ниже широкоплечий малорослый тип с акромикрией на интерференции инфантильных и атлетических структурных принципов, что вполне возможно, или представляет собой нечто самостоятельное.

Рис. 37. Атлетический тип. Рис. 38. Атлетический тип

Фронтальный снимок. (Шизофрения) Профиль. (Акромегалия)

Исследование развития атлетического типа в зависимости от возраста дает мало интересного. Этот тип ясно выступает уже в периоде созревания приблизительно с 18 лет; с полным развитием головы после 25 лет он становится более пластичным и четким. Мне удалось установить несколько случаев атлетиков в 50-летнем возрасте. В более позднем возрасте, на шестом десятке, я не имею в своем распоряжении ни одного испытуемого, что объясняется случайностью, так как атлетическая группа гораздо меньше астенической и охватывает лишь около 30 случаев, считая мужчин и женщин вместе. Трудно предположить, что этот хорошо выраженный тип в более позднем возрасте так быстро нивелируется, что его нельзя распознать хотя бы по голове и строению скелета. Напротив, у слабоумных больничных кататоников среднего возраста, лежавших годами в постели, мускулатура часто бывает дряблой и не столь объемистой, между тем как костяк и общие размеры тела свидетельствуют об очень сильном прежнем развитии. Это легко объясняется атрофией мышц, вызванной действием; надо, однако, выяснить, могут ли привести эндогенные трофические моменты к атрофии мышц как у астеников, так и у таких пациентов, для которых бездействие отпадает.

Атлетический тип у женщин, поскольку его здесь можно распознать, такой же, что и у мужчин, но с известными характерными отличиями. Развитие жира у атлетических женщин не задержано, а обильно: конечно, оно гармонирует с остальными тканями, прежде всего с костями и мышцами, и, по крайней мере, в наблюдаемых нами случаях не элективно усилено, как у пикников. Наряду с этим типом атлетических женщин с женственно-округленными формами мы встречаем, однако, и пациенток с выраженным маскулинизмом в чертах лица и строении тела. Несколько таких случаев, по мускульному рельефу и пропорциям плеч и таза точно напоминают мужчин. Вообще следует иметь в виду, что трофическое акцентирование плечевого пояса можно часто наблюдать и у атлетических женщин (до 39 см ширины плеч), причем оно не идет по линии вторичных половых признаков, а скорее противоречит ей. Последнее указывает на то, что такое строение плечевого пояса представляет собой не что-то случайное, а вытекает из своеобразно направленных импульсов роста. Кроме грудино-плечевого пояса часто сильно развит и таз.

Строение тела атлетических женщин производит впечатление ненормального, чрезмерно выступающего, грубоватого и массивного в отличие от строения тела у атлетических мужчин. Это происходит потому, что мужчины-атлетики иногда приближаются к нашему художественному идеалу красоты, в то время как наш идеал женской красоты не согласуется с атлетическим. Здесь уместно предостеречь от внесения субъективных оценок в диагностику строения тела. Мы мало чего достигнем характеристикой «нормальный» и «анормальный» по отношению к нашим трем главным типам. Все три встречаются как у здоровых, так и у душевнобольных и больных с внутренними болезнями. Нельзя также утверждать, что один из трех типов в физическом отношении лучше приспособлен к жизненной борьбе. Атлетику легче быть борцом, астенику — летчиком, при многих профессиях совершенно безразлично, посвящает ли себя им тот или другой. Многие астеники в течение всей жизни здоровы и доживают до глубокой старости, тогда как их более статные ровесники давно умерли от сердечного удара. Поэтому неправильно (и здесь я совершенно согласен с Бауэром) говорить о morbus asthenicus, И определение «артритический габитус» или «физический габитус» являются узкими клиническими терминам. Для совершенно объективного натуралистического учения о строении тела они как крайне односторонне устанавливающие тенденцию к определенному заболеванию не могут быть использованы. Если астеник очень предрасположен к туберкулезу, то он более иммунен к ревматизму, диабету, артериосклерозу, чем пикник, и наоборот. В отличие от психиатрических, о предрасположенности атлетиков к внутренним заболеваниям мы ничего определенного не могли найти. Поэтому ни одну из больших конституциональных групп нельзя признать ни более здоровой, ни более больной.

Общая психология. Лекция 5 (часть2) (Конспект лекций по общей психологии)

второе высшее образование «психология»
в формате MBA
предмет: Общая психология
Конспект лекций (2011)

Читает: Пальм Галина Аркадьевна
Лекция №5 (9-10)
5.4. Типологии личности
Конституциональная типология Э.Кречмера (1924)
Типология личности У.Шелдона (1940)
Ценностная типология Э.Шпрангера (1928)
Типология личности К.Юнга

Многочисленные попытки создать типологию личности уходят корнями в глубокую древность и являются свидетельством потребности человека внести какой-то порядок, систему в хаос индивидуальных разногласий.

Тип — это обозначение комплекса отдельных черт, по наличию (отсутствию) которых человек может быть отнесен к данному типу.

За всю историю психологии было предложено многочленное количество разных типологий. При этом некоторые из них подчеркивают роль одной ведущей возможности, которая организует вокруг себя все основные характеристики; другие акцентируют внимание на определенной комбинации качеств. Одни типологии базируются на эмпирических данных, другие — на теоретических положениях. Одни типологии обосновываются на выделении биологических аспектов (например, тип телосложения), другие — на выделении социальных особенностей человека (например, системы ценностей).

Несмотря на большое разнообразие типологий, они имеют общие черты:

  1. типологии определяют рамки, в пределах которых находится место для любого индивида. Иначе говоря, типологии обладают определенной универсальностью, любого человека при желании можно «подвести под тип» и даже под неограниченное число типов;
  2. типы всегда состоят из отчетливого набора отдельных личностных качеств, даже если определение типа зависит от единой организующей характеристики;
  3. типология должна обладать определенной устойчивостью, способностью сохраняться в случае изменений в жизни индивида, поэтому всякая классификация тяготеет к описанию всеобъемлющих и постоянных черт личности.
Эти специфические черты типологий определяют ограниченность, свойственную каждой из них. В конце-концов, любая типология определяется теми практическими заданиями, которые ставит перед собой автор и работает в рамках решения этих конкретно-практических заданий.

Конституциональная типология Э.Кречмера (1924)

Немецкий психиатр и психолог Э.Кречмер обратил внимание на то, что определенным группам психических заболеваний соответствует определенный тип телосложения (конституция). Он пришел к выводу, что и у нормальных людей с тем или другим типом телосложения можно выделить черты характера, патологически обостренные при заболевании, а в норме сглаженные, менее выраженные. В 1924 г. Э.Кречмер опубликовал работу «Строение тела и характер», в которой описал основные типы:

1. Астенический: небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего роста. Это обычно худой и тонкий человек, вследствие своей худобы он кажется выше, чем есть на самом деле. Тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. (шизофрения, погруженность в себя, закрытость)

2. Атлетический: присущи очень развитый скелет и мускулатура. Среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой и большой головой. (эпилептики, внезапные резкие вспышки гнева)

3. Пикнический: отличается очень развитым внутренними полостями тела (головы, грудной клетки, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Это человек среднего роста с короткой шеей. (маниакально-депрессивный психоз, стадия мании и агрессии)

4. Диспластический: имеет девиантные аспекты строения тела, редкостные, странные и уродливые.
(лептосоматик=астеник)


Исследование 260 психотиков позволило Кречмеру сделать вывод о том, что существует явная связь между склонностью к маниакально-депрессивному психозу и пикническим типом строения тела, а также между склонностью к шизофрении астеников, атлетиков и некоторых диспластиков.

Типология личности У.Шелдона (1940)

3 соматотипа

1) Эндоморфный тип (пикник), висцеротония
2) Мезоморфный тип (атлетик), соматотония
3) Эктоморфный тип (астеник), церебротония (голова, ум)




Ценностная типология Э.Шпрангер 1928.

В основе этой типологии, предложенной немецким философом, психологом и педагогом Э.Шпрангером в 1928 г. лежит допущение о том, что возможна классификация по признаку доминирующей жизненной ценности, которая формирует и определяет в целом личность человека. Им была предложена типология, которая состоит из 6 идеальных ценностных типов:

  1. Теоретический человек — главная жизненная ценность — познание, теоретизирование, раскрытие связей, истина любой ценой. В наиболее чистом виде этот тип воплощен в профессиональных ученых.
  2. Экономический человек — на первое место во всех жизненных отношениях человек ставит пользу. Он экономит энергию, силы, время — только бы получить из этого максимальную пользу.
  3. Эстетический человек — суть эстетического человека наиболее кратко можно сформулировать как стремление к оформленному высказыванию своих впечатлений. Эстетический тип, как и теоретический, беспомощен перед экономическими условиями жизни. При рассмотрении эстетического типа имеются в виду не столько деятели искусства, сколько люди, которые имеют внутреннюю структуру эстетического типа.
  4. Социальный человек — ведущая потребность — это потребность в самоотречении ради других. Социальная направленность в своем высшем проявлении — любовь. Именно любовь открывает в другом человеке (в одном, нескольких или многих) потенциального носителя определенных ценностей, и человек находит смысл своей жизни в преданности этим людям.
  5. Политический человек — смысл и главная цель жизни — власть, т.е.способность и стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом для других людей.
  6. Религиозный человек — человек, чья духовная структура постоянно и вся полностью направлена на достижение высшего переживания ценностей.
Типология личности К.Юнга

В 1921 г.Юнг опубликовал свой монументальный труд «Психологические типы, или психология индивидуальности».

В то время, как более ранние классификации строились на основе наблюдений за темпераментом или поведением, базовым понятием для модели Юнга было определенное специфическое направление, на которое тот или другой человек обычно или преимущественно ориентируется в мире. С этой точки зрения Юнг выделил две личностные установки (экстраверсию и интроверсию) и четыре функции, или типы ориентации (мышление, ощущение, чувство и интуицию). Каждая функция может действовать экстравертивным или интровертивным образом, так образуются 8 типологических групп:

Интровертный мыслительный тип
Экстравертный мыслительный тип
Интровертный чувствующий тип
Экстравертный чувствующий тип
Интровертный ощущающий тип
Экстравертный ощущающий тип
Интровертный интуитивный тип
Экстравертный интуитивный тип

Кроме того, функции делятся на рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (ощущение и интуиция). Таким образом, из восьми типов четыре являются рациональными, четыре — иррациональными.

У каждого человека одна из функций неизменно является более развитой, чем другие. Это основная или ведущая функция, которую мы осуществляем автоматически, поскольку она кажется наиболее естественной и предоставляет определенные преимущества. Это неизбежно приводит к тому, что какие-то функции как бы остаются без внимания, недостаточно развиваются (вспомогательные функции). На практике вспомогательная функция всегда такова, что ее природа (рациональная или иррациональная) отличается от ведущей функции. Например, интуиция не может быть вспомогательной функцией, когда доминирует ощущение и наоборот. Это происходит потому, что эффективное ощущение требует фокусировки на информации органов чувств из внешнего мира. А это не совместимо с интуицией, которая «ощущает» то, что происходит в мире внутреннем. Функция, которая не может стать вспомогательной, поскольку имеет одну природу с ведущей функцией, занимает позицию функции подчиненной, чтобы отличить ее от других функций, которые не являются ведущими, ее иногда называют «четвертая функция». В юнговской модели подчиненная или четвертая функция, неизменно имеет ту же самую природу, что и функция ведущая: когда, например, рациональная умственная функция наиболее развита, другая рациональная функция (чувство) будет подчиненной. Если доминирует ощущение, то интуиция, другая иррациональная функция, будет подчиненной и т.д. Исходя из этих общих положений, могут быть описаны выделенные 8 типов личности. Так, для экстравертного мыслительного типа соотношение функций будет таким: ведущая функция — экстравертное мышление, подчиненная — интровертное чувство, дополнительные функции — ощущение и интуиция.

типология личности Юнга


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *