Психолог андрей метельский – Проблема лишнего веса, как и многие другие «проблемы» современного человечества, создана искусственно

Содержание

Основная причина набора веса находится у

«Не делайте из еды культа», — говорил Остап Бендер и был абсолютно прав. Сегодня в мире существуют миллионы диет, методик и технологий для похудения. Люди на полном серьезе скрупулезно, до последней калории, высчитывают свои порции. Их головы буквально забиты дребеденью о том, когда, что и как есть.

Психолог Андрей Метельский: Основная причина набора веса находится у вас в голове

Андрей Метельский —  врач-педиатр, подростковый психотерапевт, сексолог, гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика — 20 лет.

Борьба с лишним весом идет по всем фронтам, и человечество в этой неравной битве проигрывает. Потому что борется не с тем. А если разобраться — бороться вообще не надо. Почему? Давайте разберемся.

Почему диеты популярны? Потому что люди сами ничего не хотят делать. Им лень думать, осознавать проблему, с которой они сталкиваются. Проще обратиться к авторитету, который возьмет за ручку и поведет к «счастливому будущему». Претендентов на роль авторитетов сейчас миллионы — выбирай кого хочешь, главное — плати.

Наше тело устроено так, что ему постоянно требуется определенный набор белков, жиров, углеводов, минералов, витаминов. Садясь на диету, человек, например, ограничивает себя в потреблении жиров. Пьет обезжиренное молоко и кефир, ест только определенные продукты и т. д. Организм, которому жиры нужны для жизнедеятельности (уж простите, так задумано природой, и обмануть ее не получится), впадет в панику. В итоге он постарается достать жиры из чего угодно и отложить их про запас. Это, конечно, очень обобщенная, но вполне рабочая схема.

Точно так же со всеми остальными элементами: как только их не хватает, организм, помимо нашей воли, старается их накопить в излишке, а вдруг впереди «голодные» времена? Результат любой диеты сведется в итоге к тому, что рано или поздно мы от нее откажемся и вскоре получим совершенно обратный результат.

Мне возразят, мол, есть яркие примеры того, что, сев на диету, люди становились стройными и привлекательными и в дальнейшем прекрасно себя чувствовали и без ограничений в еде. Такие случаи действительно существуют, но вы, возможно, не понимаете глубинную причину успеха. Эти люди стали здоровее не потому, что сели на диету, а потому, что наконец обратили внимание на себя. Начали себя любить.

Основная причина набора веса находится у вас в голове. Решая скрытую психологическую проблему, мы позволяем подсознанию дать сигнал организму — сложная ситуация разрешена, уже можно ее не «заедать», и мы худеем без каких-либо усилий.

Спектр таких проблем обширен, и часто они совершенно неочевидны. Это может быть боязнь близких контактов, при которых организм метафорически «расширяет» свое присутствие в мире, защищая маленькое «я» внутри. Кто-то толстеет из-за неуверенности, стараясь стать больше и внушительнее. Причин масса, главное — понять их.

Но чаще всего корни проблем находятся в глубоком детстве. Мой младший сын недавно пошел в школу, и я с ужасом обнаружил, как много толстых детей в первом классе. Как надо родителям постараться, чтобы их чадо к 7 годам было похоже на бочонок!

Психолог Андрей Метельский: Основная причина набора веса находится у вас в голове

Ребенок от природы знает, сколько ему есть и когда.

Если он психологически здоров и питается так, как подсказывает ему подсознание, то никогда не потолстеет. В Минске в 90-х годах педиатры провели эксперимент. Взяли две группы двухлетних детей, одну из них кормили классически (в определенное время и выверенными блюдами), а второй накрывали шведский стол (бери что хочешь и когда хочешь). Оказалось, что дети, которые питались в свободном режиме, получали все необходимые для полноценной жизнедеятельности ингредиенты в пище с удивительно выверенной точностью.

Каждый день, забирая детей из садика, мамаши спрашивают: «Чем вас кормили?». Как будто это действительно важно. Поначалу для человека еда — это просто еда. Топливо, необходимое для процесса жизнеобеспечения. Но мы ежедневно указываем ребенку на ее значимость, и, конечно, рано или поздно он начинает в это верить.

Психолог Андрей Метельский: Основная причина набора веса находится у вас в голове

Мы до сих пор живем послевоенными комплексами: хлеб выбрасывать нельзя, суп надо доедать до последней капли. И наш ребенок впихивает в себя совершенно ненужные организму калории через силу.

Мы закармливаем детей, компенсируя свои промахи в воспитании, откупаясь за не прочитанные на ночь сказки, не уделенное внимание и т. д. Кока-кола, шоколадки, чипсы и гамбургеры становятся альтернативной валютой выражения родительской любви. Только валюта эта — фальшивая. Со своей стороны ребенок, замечая, что родители одобряют, когда он ест по приказу, начинает подсознательно поглощать все больше, надеясь на одобрение.

Мы с упорством маньяков стараемся кормить детей по режиму. И в конце концов они к этому привыкают и все меньше могут услышать сигналы своего тела. К слову, уже давно доказано, что белки́, съеденные без аппетита, до аминокислот не перевариваются, организм воспринимает их как что-то чужеродное и выводит естественным способом.

Повторюсь: есть надо когда хочется и сколько хочется. Единственный нюанс, который не позволяет нам комфортно жить в этой парадигме, кроется в слове «хочется». Мы должны четко понимать, что нам действительно хочется есть, а не, например, получить одобрение, любовь, решить проблемы на работе и т. д.

Общемировой тренд борьбы с лишним весом при помощи диет и средств для похудения говорит только об одном: человечество все больше впадает в детство и не желает отвечать за свои поступки, свое тело и свою жизнь вообще.

Я убежден, что проблема лишнего веса, как и многие другие «проблемы» современного человечества, создана искусственно. С интересом наблюдал в последние десять лет в одном очень популярном гламурном журнале забавный процесс. Сначала появилась серия статей о женской осенней депрессии, мол, ей способствует плохая погода, увядание природы и все такое. Вскоре ко мне стали приходить пациентки, которые начали хандрить.

Спустя пару лет вышли статьи о зимней депрессии, связанной с недостатком света, — «хандрящих» пациенток стало вдвое больше. Вполне логично, что уже вскоре появились публикации о весенней депрессии, которая была связана с недостатком витаминов, и летней (уже даже не помню из-за чего). Клиентки, которые были готовы хандрить, теперь с упоением могли пребывать в депрессии целый год. То же самое происходит и со статьями про ожирение и борьбу с ним. Схема очень понятна: создается проблема, а потом предлагаются способы ее решения.

Когда мы что-то съели, организм награждает нас гормонами удовольствия — эндорфинами, ведь вы сделали правильный поступок, поддержали жизнедеятельность тела. Есть термин «неосознаваемая потребность», когда она не удовлетворена, возникает тревога. Вместо того чтобы разобраться с этой тревогой, понять ее причины, мы глушим ее легкими эндорфинами, получаемыми в процессе еды. Потребность при этом никуда не исчезает — мы едим еще и еще.

Подведу итог: для того чтобы избавиться от лишнего веса, нам нужны не диеты, а четкое осознание своих потребностей. Это касается и взрослых, и детей. Конечно, тут стоит понимать, что мы не говорим о диетах, назначенных по медицинским показаниям. Здесь совсем другие причины и следствия.

Сейчас все больше людей, которые стараются заниматься здоровым образом жизни, ходят в тренажерный зал (и это прекрасно!), сидят на диетах, но не худеют. Пока мы не удовлетворим свои неосознанные потребности, пока не решим внутренние задачи, отложенные в долгий ящик, полноценно похудеть и начать питаться правильно и здорóво не получится.

Можно согнать жир механически, прилагая неимоверные усилия в тренажерке. Но это будет бесконечная война, которая ни к чему хорошему не приведет — тело рано или поздно отомстит за насилие над собой.опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

общество потребителей спрашивает — чего добился ты?

Андрей Метельский — тренер, врач, психотерапевт. Первый белорусский тренер гуманистической модели НЛП. Общая психотерапевтическая практика — 20 лет.

На мой взгляд, осознанно или нет армия маркетологов, специалистов по рекламе занимается целенаправленным уничтожением белорусов как этноса, ориентированного на духовные ценности. Продавцам выгодно, чтобы вы как можно меньше думали о высоком и как можно больше обращали внимание на рекламную мишуру. Мы вошли в эпоху общества потребления.

Для некоторых стран точка невозврата уже пройдена. Я продолжительное время жил в Евросоюзе и заметил: однажды по медиапространству прошла массированная реклама определенной марки автомобиля и уже через несколько дней каждая вторая машина — эта самая новинка. Ее покупает мой сосед, сосед соседа, коллеги и знакомые. Вы думаете, у всех в одночасье старые машины пришли в негодность? Конечно, нет.

Статус, ощущение комфорта, собственная эффективность у многих уже сегодня ассоциируются с обладанием определенным набором вещей, а не с духовной составляющей. Произошла катастрофическая подмена понятий: базовый набор человеческих ценностей, здоровую самооценку подменили суррогатами. Когда люди спрашивают себя: «Чего я добился в жизни?», в голове начинают мелькать в первую очередь машины, коттеджи, «айфоны» и уже после, если повезет, — счастливая семья, друзья, успехи в творчестве и образовании. А ведь должно быть с точностью до наоборот.

Вспомните бытовую технику и автомобили, которые выпускались двадцать-тридцать лет назад. Их «жизненный цикл» был рассчитан на десятилетия. Сегодня производители практически не скрывают, что специально создают продукты, которые доживают гарантийный срок и умирают. И сразу после этого — добро пожаловать за покупками! Они стали еще лучше, ярче, удобнее, как тут не соблазниться.

Как бы вы ни критиковали назойливую рекламу, подсознательно мы на нее «ведемся». Приходя в магазин, покупаем вещи, которые нам совершенно не нужны, меняем мобильные телефоны, уговаривая себя, что это нам просто необходимо. Мы все больше напоминаем оголтелый кагал, который проводит время, бегая от одного магазина к другому.

Еще двадцать лет назад ребенок выходил на улицу, брал в руки палку, и ее было достаточно для того, чтобы увлекательно провести весь день. Палка была автоматом, саблей, штурвалом самолета, клюшкой — да всем чем угодно! Это развивало фантазию, а значит, повышало уровень интеллекта. Сегодня фантазировать не надо. За вашего ребенка все придумают, смастерят, ему не потребуется ни секунды напрягаться. Самое печальное, что это очень быстро входит в привычку. Дети даже в своих фантазиях теперь используют навязанные, «брендированные» миры: Звездные войны, Губка Боб, Покемоны….

Я не призываю забрать у детей игрушки. Я просто обращаю ваше внимание на то, что общество потребления неминуемо, целенаправленно, стараясь заработать как можно больше, берет на себя творческие функции ребенка, оставляя его в итоге к моменту взросления наедине с этими самыми «покемонами» и «годзиллами».

Но самое страшное, что нам ненавязчиво предлагают услуги по замещению родительских функций. Надо почитать сказку на ночь? Зачем тратить на это время — воспользуйтесь аудиокнигой. В субботний вечер ваш сын требует внимания? Дайте ему планшет с игрушкой и спокойно занимайтесь своими делами. Опасаетесь, что игрушки сделают из ребенка зомби? Специально для этого случая мы придумали «образовательные» игры, и теперь, приглушив голос совести и родительский инстинкт, вы в очередной раз можете самоустраниться от процесса воспитания.

У меня на приеме часто спрашивают: «Как заставить ребенка читать?» Я всегда задаю встречный вопрос: «А папа с мамой читают? Если нет, вы никак его не заставите это делать».

Мой ребенок играет в компьютерные игры. Но только тогда, когда я занят и ему заняться нечем. Если я свободен, сын сам признает, что ему намного интереснее проводить время с папой: играть в бадминтон, шахматы, обсуждать возникшие вопросы и проблемы. Мы не можем повлиять на глобальный прогресс, не можем взять и выключить влияние «общества потребления». Но нам вполне по силам повлиять на ситуацию вокруг себя. Было бы желание.

Если разобраться, общество потребления испортило в первую очередь нас. Сетовать на своих детей, мол, им сегодня ничего не интересно, бессмысленно. После того как Советского Союза не стало, мы с упоением нырнули в мир широкого выбора гаджетов, девайсов и шмоток. По-другому и быть не могло: существовавшая долгое время пустота должна была заполниться. Беда в том, что мы увлеклись новыми правилами игры, погрязли в этом барахле, быстро к нему привыкли. И именно глядя на нас, дети копируют новую модель поведения.

Сегодня обладание тем или иным девайсом — самый простой способ для ребенка подняться на более высокую ступень в школьной иерархии. Доходит до ужасных вещей — суицидов.

Почему это происходит? Да из-за той самой духовной пустоты. Когда ребенок подсознательно понимает, что у него ничего кроме мобильника, «покемонов» и папиного джипа за душой нет, он пытается самоутвердиться, используя тот инструментарий, которым располагает.

В какой-то момент отступает на второй план ценность любви родителей, они становятся уже не такими авторитетами, как были раньше. Появляется новая ценность — принадлежность к группе. А группа в большинстве своем увлечена гаджетами и шмотками. Срабатывает стадный инстинкт.

Но есть важный нюанс: когда у ребенка нормальные отношения с родителями, если они вкладывают в него помимо денег душу и свободное время, такой переоценки не происходит, папа и мама останутся авторитетами, никакая школа и улица вашего сына или дочь не испортит.

Я рекомендую родителям, которые приходят ко мне за советом, несколько приемов, которые помогут противостоять системе. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Хвалите его за то, что он достиг сегодня большего, чем вчера, помогите ему осознать собственную индивидуальность, почувствовать прогресс, который произошел, когда он сам над собой работал. Найдите область, в которой ваш ребенок может быть успешен, и помогайте ему ее развивать. Научитесь разговаривать с детьми на равных, поверьте, им интересно ваше мнение и они готовы обсуждать любые, даже самые интимные темы, если только разговор не будет выглядеть как нравоучение и подавление с вашей стороны.

Уверен, что запреты на использование компьютера, планшета, игровой приставки не работают. Конечно, проще забрать, запретить, ограничить и убедить себя, что подобные акты агрессии по отношению к любимому человеку и есть воспитание. Но это всего лишь ваша слабость, нежелание тратить время и душевные силы на налаживание «мостиков», которые позволят быть настоящей семьей. Здоровый ребенок будет до последнего сопротивляться давлению, вы можете его только «сломать».

Когда старшему сыну исполнилось 8 лет, я подарил ему компьютер. Ребенок трое суток из него не вылазил. Я уже слышу возмущенные крики мамаш: «Да как вы такое позволили?» А как по-другому? Ведь это уже ЕГО вещь, он имеет полное право распоряжаться ей так, как посчитает нужным. Признаться честно, в течение этих трех суток возникло беспокойство за его здоровье. Но в какой-то момент сын наигрался, его «вырубило». Проснувшись, он полностью избавился от компьютерной зависимости — наелся.

Есть одно «но». Сработает такая система только в том случае, когда родители осознанно передадут ответственность своему ребенку. Необходимо четкое внутреннее осознание, что это его жизнь и он имеет полное право ей распоряжаться так, как посчитает нужным. Если же это будет неким воспитательным актом, за рамками которого все равно проглядывается родительский контроль, ничего не произойдет.

Ответственность за свою жизнь — это умение предвидеть последствия своих поступков. Это то, что забирает у нас общество потребления, прилагая все усилия к стимуляции импульсивных поступков, в первую очередь, конечно, покупок. Как этому противостоять? А вот так: когда ребенок физически готов что-то сделать, передайте ему ответственность. Например, ты можешь помыть посуду — значит, с сегодняшнего дня моешь ее за собой сам. И больше вы этот вопрос не контролируете. Не помыл — ешь из грязной. Это твоя жизнь — имеешь полное право. То же самое с уроками и т. д.

Открою вам тайну: никакого воспитания на самом деле не существует. Главная функция родителей — показать правильные модели поведения. Не читая сами, не занимаясь спортом, не стремясь к новым знаниям и свершениям, мы не можем требовать этого от ребенка. Когда папа приходит домой и долго сетует, какой у него босс урод, а после наставляет сына уважать учителей, это тоже вряд ли сработает. Если вы сдались на милость общества потребления, приняли его правила, то теперь не вправе заставлять детей быть сильнее вас самих.

Читайте также:

«Основная причина набора веса в голове»

Андрей Метельский — врач-педиатр, подростковый психотерапевт, сексолог, гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика — 20 лет.

«Не делайте из еды культа», — говорил Остап Бендер и был абсолютно прав. Сегодня в мире существуют миллионы диет, методик и технологий для похудения. Люди на полном серьезе скрупулезно, до последней калории, высчитывают свои порции. Их головы буквально забиты дребеденью о том, когда, что и как есть.

Борьба с лишним весом идет по всем фронтам, и человечество в этой неравной битве проигрывает. Потому что борется не с тем. А если разобраться — бороться вообще не надо. Почему? Давайте разберемся.

Почему диеты популярны?

Потому что люди сами ничего не хотят делать. Им лень думать, осознавать проблему, с которой они сталкиваются. Проще обратиться к авторитету, который возьмет за ручку и поведет к «счастливому будущему». Претендентов на роль авторитетов сейчас миллионы — выбирай кого хочешь, главное — плати.

Наше тело устроено так, что ему постоянно требуется определенный набор белков, жиров, углеводов, минералов, витаминов. Садясь на диету, человек, например, ограничивает себя в потреблении жиров. Пьет обезжиренное молоко и кефир, ест только определенные продукты и т. д. Организм, которому жиры нужны для жизнедеятельности (уж простите, так задумано природой, и обмануть ее не получится), впадет в панику. В итоге он постарается достать жиры из чего угодно и отложить их про запас. Это, конечно, очень обобщенная, но вполне рабочая схема.

Точно так же со всеми остальными элементами: как только их не хватает, организм, помимо нашей воли, старается их накопить в излишке, а вдруг впереди «голодные» времена? Результат любой диеты сведется в итоге к тому, что рано или поздно мы от нее откажемся и вскоре получим совершенно обратный результат.

Мне возразят, мол, есть яркие примеры того, что, сев на диету, люди становились стройными и привлекательными и в дальнейшем прекрасно себя чувствовали и без ограничений в еде. Такие случаи действительно существуют, но вы, возможно, не понимаете глубинную причину успеха. Эти люди стали здоровее не потому, что сели на диету, а потому, что наконец обратили внимание на себя. Начали себя любить.

Основная причина набора веса находится у вас в голове

Решая скрытую психологическую проблему, мы позволяем подсознанию дать сигнал организму — сложная ситуация разрешена, уже можно ее не «заедать», и мы худеем без каких-либо усилий.

Спектр таких проблем обширен, и часто они совершенно неочевидны. Это может быть боязнь близких контактов, при которых организм метафорически «расширяет» свое присутствие в мире, защищая маленькое «я» внутри. Кто-то толстеет из-за неуверенности, стараясь стать больше и внушительнее. Причин масса, главное — понять их.

Но чаще всего корни проблем находятся в глубоком детстве. Мой младший сын недавно пошел в школу, и я с ужасом обнаружил, как много толстых детей в первом классе. Как надо родителям постараться, чтобы их чадо к 7 годам было похоже на бочонок!
Психолог Андрей Метельский: диеты для похудения бесполезны, ешьте то, что хочет организм, и будет Вам счастье

Ребенок от природы знает, сколько ему есть и когда. Если он психологически здоров и питается так, как подсказывает ему подсознание, то никогда не потолстеет. В Минске в 90-х годах педиатры провели эксперимент. Взяли две группы двухлетних детей, одну из них кормили классически (в определенное время и выверенными блюдами), а второй накрывали шведский стол (бери что хочешь и когда хочешь). Оказалось, что дети, которые питались в свободном режиме, получали все необходимые для полноценной жизнедеятельности ингредиенты в пище с удивительно выверенной точностью.

Каждый день, забирая детей из садика, мамаши спрашивают: «Чем вас кормили?». Как будто это действительно важно. Поначалу для человека еда — это просто еда. Топливо, необходимое для процесса жизнеобеспечения. Но мы ежедневно указываем ребенку на ее значимость, и, конечно, рано или поздно он начинает в это верить.

Мы до сих пор живем послевоенными комплексами: хлеб выбрасывать нельзя, суп надо доедать до последней капли. И наш ребенок впихивает в себя совершенно ненужные организму калории через силу.

Мы закармливаем детей, компенсируя свои промахи в воспитании, откупаясь за не прочитанные на ночь сказки, не уделенное внимание и т. д. Кока-кола, шоколадки, чипсы и гамбургеры становятся альтернативной валютой выражения родительской любви. Только валюта эта — фальшивая. Со своей стороны ребенок, замечая, что родители одобряют, когда он ест по приказу, начинает подсознательно поглощать все больше, надеясь на одобрение.

Мы с упорством маньяков стараемся кормить детей по режиму. И в конце концов они к этому привыкают и все меньше могут услышать сигналы своего тела. К слову, уже давно доказано, что белки́, съеденные без аппетита, до аминокислот не перевариваются, организм воспринимает их как что-то чужеродное и выводит естественным способом.

Повторюсь: есть надо когда хочется и сколько хочется. Единственный нюанс, который не позволяет нам комфортно жить в этой парадигме, кроется в слове «хочется». Мы должны четко понимать, что нам действительно хочется есть, а не, например, получить одобрение, любовь, решить проблемы на работе и т. д.

Общемировой тренд борьбы с лишним весом при помощи диет и средств для похудения говорит только об одном: человечество все больше впадает в детство и не желает отвечать за свои поступки, свое тело и свою жизнь вообще.

Я убежден, что проблема лишнего веса, как и многие другие «проблемы» современного человечества, создана искусственно. С интересом наблюдал в последние десять лет в одном очень популярном гламурном журнале забавный процесс. Сначала появилась серия статей о женской осенней депрессии, мол, ей способствует плохая погода, увядание природы и все такое. Вскоре ко мне стали приходить пациентки, которые начали хандрить.

Спустя пару лет вышли статьи о зимней депрессии, связанной с недостатком света, — «хандрящих» пациенток стало вдвое больше. Вполне логично, что уже вскоре появились публикации о весенней депрессии, которая была связана с недостатком витаминов, и летней (уже даже не помню из-за чего). Клиентки, которые были готовы хандрить, теперь с упоением могли пребывать в депрессии целый год. То же самое происходит и со статьями про ожирение и борьбу с ним. Схема очень понятна: создается проблема, а потом предлагаются способы ее решения.

Когда мы что-то съели, организм награждает нас гормонами удовольствия — эндорфинами, ведь вы сделали правильный поступок, поддержали жизнедеятельность тела. Есть термин «неосознаваемая потребность», когда она не удовлетворена, возникает тревога. Вместо того чтобы разобраться с этой тревогой, понять ее причины, мы глушим ее легкими эндорфинами, получаемыми в процессе еды. Потребность при этом никуда не исчезает — мы едим еще и еще.

Подведу итог: для того чтобы избавиться от лишнего веса, нам нужны не диеты, а четкое осознание своих потребностей. Это касается и взрослых, и детей. Конечно, тут стоит понимать, что мы не говорим о диетах, назначенных по медицинским показаниям. Здесь совсем другие причины и следствия.

Сейчас все больше людей, которые стараются заниматься здоровым образом жизни, ходят в тренажерный зал (и это прекрасно!), сидят на диетах, но не худеют. Пока мы не удовлетворим свои неосознанные потребности, пока не решим внутренние задачи, отложенные в долгий ящик, полноценно похудеть и начать питаться правильно и здорóво не получится.

Можно согнать жир механически, прилагая неимоверные усилия в тренажерке. Но это будет бесконечная война, которая ни к чему хорошему не приведет — тело рано или поздно отомстит за насилие над собой

Источник: people.onliner.by

«Любви к детям в природе не существует»

Существует ли любовь к детям, насколько наша привязанность к детям полезна, стоит ли позволять ребенку принимать решения самостоятельно и кто должен воспитывать детей: родители или школа, —  рассказывает Андрей Метельский — врач-педиатр, подростковый психотерапевт, сексолог, помимо этого гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC, сооснователь Института современного НЛП. 

— Начнем с главного. Действительно ли мы калечим детей своей любовью?

— Для того чтобы разобраться в этой сложной теме, давайте определимся с базовыми понятиями. Боюсь, многим родителям будет сложно воспринять их, наверняка это будет неприятно. Родители детей не любят. То, что подразумевается под термином «любовь к детям» в быту и в психологии, — это привязанность.

Любовь — это некое внутреннее состояние, которое просто есть, я могу переживать его, но оно ни на кого не может быть направлено. А значит, любовь не может быть к кому-то или чему-то. Поэтому то, что мы на протяжении всей жизни испытываем по отношению к своим детям, — это привязанность, причем она сродни привязанности к бутылке, машине, сигаретам и так далее.

Родители не любят ребенка, родители любят себя в ребенке. Все мы стремимся к тому, чтобы наш отпрыск стал успешным в тех областях, где мы не состоялись. Какие игрушки мы дарим ребенку? Чаще всего те, в которые сами не поиграли в детстве. Точно так же мы любим себя в какой-то машине, навешивая на нее спойлеры, делая тюнинг и хвастаясь перед друзьями: «Смотри, какая у меня крутая тачка!» Точно так же мы любим супруга или супругу — не этого отдельного человека, а себя в нем: «Смотрите, какая длинноногая блондинка со мной ходит. Это не она такая классная, а я крутой, потому что она выбрала меня». Я, конечно, утрирую, но…

Для того чтобы полюбить ребенка, надо в первую очередь научиться любить себя. Отчасти это довольно избитая фраза, но большинство людей не понимают ее глубины. Беда в том, что все мы себя не любим, и здесь получается парадокс: как можно в этом случае любить кого-то, ведь у вас просто нет модели поведения!

Читай также: Ирина Хакамада рассказала о воспитании дочки с синдромом Дауна

Полюбить себя — это четко осознавать свои потребности и не заменять их суррогатами и зависимостями. Например, у меня сейчас потребность во внимании — и я пойду искать этого внимания, вместо того чтобы покурить или выпить. Если мы начинаем транжирить деньги, это обозначает только одно — что мы подсознательно чувствуем недостаток самолюбви и пытаемся его — опять же суррогатно — возместить. Если я себя люблю, мне, по большому счету, практически ничего не надо. Это будет утверждение, которое очень близко к истине. Будда не зря говорил: у человека с рождения есть все, что ему нужно.

А вот вам еще один неприятный факт: детей рожают из-заодной-единственной мотивации — страха смерти. Если бы мы были бессмертны, то, скорее всего, не было бы ни семей, ни детей. Зачем? Ведь тогда нет смысла думать о том, чтобы тебя помнили, не надо задумываться о «следе, который ты оставил».

советы психолога, рекомендации психолога, воспитание детей, психотерапевт, психолог

Так вот мы рожаем детей для того, чтобы продолжиться в них, получить суррогат бессмертия. Именно поэтому мы начинаем «залюбливать» сыновей и дочерей помимо их воли. советы психолога, рекомендации психолога, воспитание детей, психотерапевт, психолог

Отдавать в бесконечные, совершенно им ненужные кружки и секции, мучаем их тотальным контролем. И вроде бы мы хотим, чтобы они были успешными, но на самом деле это не так.

Потому что, если смотреть беспристрастно, мы стараемся заменять своим видением их уникальную жизнь. Мы не можем признаться себе, что сын или дочка — это совершенно отдельный человек, и отчаянно хотим увидеть в них продолжение себя любимого. Мы готовы искалечить ребенку всю его дальнейшую судьбу, лишь бы хоть на немного продлить существование на планете частицы себя как личности.

— Как-то тема, которую мы обсуждаем, со старта разрослась до вселенского масштаба…

— О масштабах задумайтесь на простом примере. Когда вы вступаете в любой контакт с ребенком, задайте себе вопрос: то, что я сейчас делаю, совершается для того, чтобы он был успешен, или для того, чтобы я был спокоен или потешил свое эго? По большому счету, это единственный вопрос, которым должны задаваться родители, когда они занимаются воспитанием. Думаю, процентов 80–90 из нас найдут в себе силы, чтобы признаться: в первую очередь мы думаем о собственном спокойствии.

Читай также: Когда вы смертельно устали от своего ребенка

Давайте начнем с простейших вещей. Когда наш трех-четырехлетний карапуз лазит во дворе по горкам и качелям, мы постоянно одергиваем его. Исходя из чего? В первую очередь исходя из собственного спокойствия. Да, ребенок, возможно, упадет, и ему будет больно. Но ведь это его жизнь! Как иначе он получит базовое и правильное представление о мире, не набив своих синяков и шишек? Естественно, все хорошо в разумных пределах. Зная из своего опыта, что некоторые действия могут гарантированно привести к травме, мы предупреждаем их. Если вы уважаете ребенка, то таких запретов не будет много.

— А как же материнский инстинкт, сердце, которое болит за свое чадо?

— О чем я и говорю. Не о сыне вы думаете, а о своем больном сердце. И при этом пытаетесь ребенку заменить его жизнь. Классическая метафора современного воспитания — крик в песочницу: «Сеня, иди домой!» — «Мама, я что, замерз?» — «Нет, ты проголодался!» Родители у нас лучше ребенка знают, что ему надо. Но ведь это не так! Каждый ребенок рождается как отдельная личность, у него есть своя миссия на этой земле, свое предназначение. Мы эту миссию знать не можем, но при этом упорно ребенка «воспитываем». Бред!
Любовь к ребенку подразумевает уважение. Я уважаю любое его решение. Да, я могу предположить, что это решение может привести к не очень хорошим последствиям, и я предупрежу его об этом.

— И позволите выбирать?

— Вот как раз здесь — главная ошибка. Позволить выбирать — это опять распоряжаться собственностью. Повторяю: я уважаю его выбор. Лингвистически все очень точно отражается.

— Ребенок говорит: «Мне надоела школа, я не хочу туда ходить…»

— Пусть не ходит!

— Вы представляете себе последствия?

— У меня были такие подростки. Они осознанно отказались от школы, и я рекомендовал родителям не препятствовать им в этом. Вот, например, яркая ситуация. Подросток учился в каждом классе по два года, был двоечником, дрался, был совершенно неуправляемым. После нашего тренинга мать пришла домой и передала ему ответственность за свою жизнь. То есть сказала: поступай так, как считаешь нужным. Он в этот же день ушел из школы. Через неделю он устроился на работу, а еще через месяц по собственному желанию принес документы в вечернюю школу. Парень неплохо зарабатывал, стал в итоге отличником, а сегодня он довольно известный режиссер в Москве. Ему передали ответственность за свою жизнь, и он построил ее так, как хотел…

Читай также: Хороших мам не существует: как мы портим жизнь своим детям

— То есть родители зря думают, что они могут выступать в качестве «сдерживающего фактора»?

— Я много лет работаю с семьями — родителями и детьми. Могу вам сказать: если ребенка уважают и понимают, что ему надо отдать право на собственное развитие, он всегда вырастает гениальным, творческим, гибким. Умный родитель должен быть очень внимательным, наблюдать за тем, что хочется ребенку. Если моему сыну в два года нравилось сидеть у меня на руках и считать проезжающие машины, я стоял с ним по 20–40 минут, понимая, что в будущем это пойдет ему на пользу. Когда сын пошел в первый класс, он уже складывал в уме двузначные числа.

советы психолога, рекомендации психолога, воспитание детей, психотерапевт, психолог

Кого-то из родителей напрягает, что ребенок целый день бегает как дурачок с палкой. Родители, это же прекрасно! Вспомните себя в детстве!
 

советы психолога, рекомендации психолога, воспитание детей, психотерапевт, психолог

Найденная палка для ребенка — это целый мир: копье, автомат, штурвал самолета и многое другое. Почему мы заставляем ребенка, нашедшего на улице палку, тут же бросить ее? Он же благодаря ей мир выстраивает, творит, развивает фантазию и интеллект.

Мир психологии детей — вообще очень интересная штука. Я даже скажу вам, что привидения или несуществующие друзья, с которыми общается ребенок, — это далеко не глупости. Почему мы категорично заявляем, что ничего этого нет? Для ребенка есть, он благодаря этим «фантомам» метафорически развивается, обучается, избавляется от каких-то своих страхов. Даже я, как психотерапевт, далеко не всегда знаю, какую проблему сейчас решает мозг ребенка, придумывая себе каких-то союзников.

— Не перерастет ли рано или поздно уважение выбора во вседозволенность?

— В психологии есть понятия внутренней и внешней референции — это полярности, которые мы выстраиваем в своей системе ценностей, и система ценностей, которая влияет на нас извне. Ребенка нужно научить внутренней референции. Собрав информацию вовне, он должен уметь принимать при этом решение самостоятельно. Научиться этому он может только на практике, ощутив свободу.

Вот вам пример на пальцах, опять же из моей личной жизни. Своему сыну я даю карманные деньги. Мы зашли в магазин с пирожными. Вижу, что ребенку доставляет удовольствие не только съесть сладкое, но и самостоятельно посчитать нужную сумму, достать ее из кошелька. И вот продавщица говорит сыну: «Смотри, малыш, вот это пирожное самое вкусное, с творожком!» Сын поднимает на нее глаза и заявляет: «Спасибо, но я, вообще-то, читать умею».

В этот момент я понял, что все делаю правильно, что у него есть внутренняя референция. Даже если ему предложат наркотики, то вряд ли это прокатит: он научился принимать решения сам.

Внутренняя референция дает очень многое, порой совершенно неочевидные вещи. Например, позволяет оставаться здоровым: мы просто не поведемся на «рекламу» гриппа. Когда я работал педиатром, заметил интересную тенденцию: эпидемия гриппа начинается через неделю после того, как в газетах и метро пошла реклама противогриппозных препаратов. Люди без внутренней референции, читая симптомы, уже готовы к ним, настраиваются на них. И вот — болезнь появилась!

Читай также: Истории мам: исповедь очень ленивой мамы

Внутренняя свобода, конечно, подразумевает определенные рамки. Помните основное правило жизни, которое проповедовали хиппи в семидесятых годах прошлого века? «Делай, что тебе нравится, не мешая другим». На мой взгляд, очень правильная мысль. Ребенку стоит объяснять, что его свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

— Сейчас очень модна тибетская модель воспитания ребенка, которая гласит, что до пяти лет надо обращаться с ним как с царем, с пяти до десяти — как с рабом, а после десяти — как с равным. Временны́е рамки могут колебаться, но общая идея понятна. Как вы к этому относитесь?

— Здесь стоит понимать, что в некоторых вопросах у ребенка попросту нет базы, опираясь на которую можно принимать решения. Поэтому стоит задаться вопросом: а до того, как все позволять, вы обсудили, что правильно, а что нет? Вы обыграли ситуации, рассказали о последствиях того или иного поступка? Без этой базы внутренняя свобода как-раз таки вырастает во вседозволенность.

Это, на самом деле, огромная беда. Родители часто говорят о проблемах в общении с детьми, при этом они с ними не разговаривают сами! Моя позиция в этом плане четкая: с ребенком надо разговаривать на равных, не сюсюкая, с первых минут жизни.

И не рассказывайте мне, что сюсюкание — это проявление нежности. Знаете, как дети понимают, что их любят? Одним единственным способом — через глаза. А теперь вопрос родителям: как часто вы общаетесь с детьми, глядя им в глаза с любовью? Бо́льшая часть общения выглядит так: ребенок что-то лопочет, а мы отвечаем ему через плечо. При этом мы физически находимся на разных уровнях: мы выше, ребенок ниже. О каком равноправии и взаимопонимании можно говорить? Почему вы удивляетесь, что в конце концов ребенок перестает вас слышать?

Идем дальше. Давайте подумаем: когда большинство родителей смотрят в глаза ребенку? Правильно — когда ругают. Мол, ты натворил что-то, теперь смотри мне в глаза. Самый важный канал общения превращается в инструмент подавления. Логично, что после этого у себя на приеме, на улице — да везде я вижу людей, которые стараются не встречаться с тобой взглядом. Это идет из детства! Канал перекрыт, более того — создан негативный якорь: «Если мне смотрят в глаза, значит, сейчас будут разоблачать».

Если вы ругаете ребенка — отвернитесь. Не зря раньше ставили в угол.

А теперь практический совет. Как создается основа для принятия ребенком решения? Он задает вопрос, вы опускаетесь до уровня его глаз (или садите его на стол) и ведете равноправный диалог.

Когда я работал психотерапевтом в диспансере, ко мне очень часто приводили детей, которые заикаются. В 80% случаев я мог помочь фактически таким же простым советом. Как только ребенок обратился к вам, бросайте все и слушайте его внимательно: больше в этот момент для вас в мире ничего не существует!

Читай также: Читаем и завидуем: как проходят уроки физкультуры в канадских школах

Заикание — чаще всего не испуг, как говорят бабки, которым надо деньги зарабатывать, а неудовлетворенность ребенка в общении. Он хочет донести до родителей мысль, задать вопрос, а его не слышат. Или слушают, но только начало монолога (что происходит еще чаще). И вот ребенок, стараясь успеть высказаться, говорит все быстрей, но его речевой аппарат еще до конца не сформирован. Вот он и начинает заикаться. А дальше пошло по кругу, как снежный ком. Ребенок заикается, говорит медленнее, родители еще меньше слушают его и так далее.

 

Так вот в большинстве случаев родители, которым хватило мудрости и терпения выполнить это простое условие, снимали заикание максимум за месяц.

Дети не несут ахинею, они мудрые, и я настоятельно рекомендую внимательно слушать их. О какой любви к ребенку можно говорить, если мы не уважаем его мнение, его мысли, его мир. Пускай нам кажется, что все, о чем спрашивает ребенок, — это банальность, помните, что для него мир — это череда открытий. Не ставьте во главу угла «учить», концентрируйте свои силы на «слушать».

— Какие признаки в поведении ребенка должны заставить родителей беспокоиться?

— Любые. Меня пугает, что в наш просвещенный век многие родители считают, что нервный тик, энурез и заикание — это болезни, не имеющие никакого отношения к психологическому здоровью ребенка. Я же уверен, что любая болезнь ребенка — это повод задаться вопросами: «Что я делаю не так? Что происходит в наших взаимоотношениях?» В подавляющем большинстве своем дети — очень здоровые и сильные существа, которые «уходят в болезнь» в первую очередь из-за психологических проблем.

Конечно, относятся к тревожным симптомам и любые поведенческие вещи, которые выходят за рамки признанных в обществе правил. Короче, если тебе просто что-то не нравится в ребенке, уже стоит идти к психотерапевту или психологу и разбираться в ситуации.

Читай также: 5 советов, как стать лучшим папой

— По большому счету, получается, что к специалистам пора идти практически всем родителям?

— Да. А все потому, что в стране нет института правильного воспитания, у нас не учат, как быть родителями. Поэтому все «косяки», которые были во взаимоотношениях с нашими родителями, мы проецируем на своих детей, добавляя еще и собственные. Причем в подавляющем большинстве случаев работать с психиатром должны именно родители, а не дети.

За многие годы моей работы в детско-подростковом психиатрическом диспансере мне редко попадались случаи, когда действительно надо было целенаправленно работать с ребенком. Чаще всего достаточно было скорректировать поведение родителей. Ребенок — это лампочка, индикатор того, что в семье что-то не так. Смысла лечить его нет, пока не изменились условия в семье. Иначе получится как с тем самым текстом, который я набрал на компьютере, распечатал и нашел ошибки. Вместо того чтобы исправить эти ошибки, я с упорством маньяка продолжаю выводить все новые и новые копии на принтер в надежде, что это исправит ситуацию…

— Может ли родитель посмотреть на свои поступки беспристрастно и скорректировать что-то самостоятельно?

— Конечно, нет. Система не может изменить сама себя, ее меняют только выходя за пределы. Идеальное решение — работа со специалистом. Как вариант: обратитесь за советом к человеку, заслуживающему вашего доверия, который успешен в общении со своими детьми.

— Насколько детский сад и школа помогают в воспитании детей?

— Никак не помогают. Мы, родители, воспитатели и учителя, уже давно запутались и забыли две простые вещи. Школа и детский сад — учат, семья — воспитывает. Эти две сферы никак не должны пересекаться.

советы психолога, рекомендации психолога, воспитание детей, психотерапевт, психолог

И лично я уверен, что школа не имеет никакого права воспитывать вашего ребенка, а вы не должны заниматься его домашними заданиями.

советы психолога, рекомендации психолога, воспитание детей, психотерапевт, психолог

Когда мне на родительском собрании объясняли, как надо заполнять ту или иную тетрадь, я удивлялся: «А зачем вы мне все это рассказываете? Обсуждайте с сыном: он же ученик». 

Я самоустранился от процесса обучения, и, как показала практика, это очень полезно. Учителя поначалу были шокированы подобной позицией, но очень скоро они поняли, что я непреклонен, и мы находим общий язык.

Я не говорю, что полностью равнодушен к происходящему в школе у ребенка. Если он попросит у меня помощи с домашним заданием, я сделаю все, что смогу. Но только в этом случае. Я не проверяю дневники, в свое время объяснил старшему, как подделывать свою подпись, и не знал беды. Не то чтобы я учил ребенка врать, просто я объяснил ему, что в современном мире есть условности, которые мы вынуждены соблюдать. Какими бы идиотскими они ни были.

К слову, я вообще считаю, что если ходить и на родительские собрания, то обязательно с ребенком. Это же его учеба, его жизнь, его проблемы. Как можно обсуждать их без того, для кого это важнее всего?

Школа и детский сад, помимо образования, отчасти выполняют лишь еще одну функцию — социализации ребенка. Она дает модели того, как взаимодействовать с другими людьми, с обществом, с авторитетами. Те модели, которые порой строятся в наших учреждениях образования, здоровыми и нормальными я не считаю. Поэтому компромиссы со школой должны иметь максимум формальный характер.

Читай также: Свидания с дочерью: как стать идеальным папой для девочки

— Родители очень боятся, что их ребенок попадет в плохую компанию, как итог — криминал и наркотики. Есть ли практические советы, позволяющие уменьшить риски?

— Если такие вопросы возникают, то вы уже задавили своего ребенка, полностью подавили его личность. Вспомните, о чем мы говорили: если вы воспитываете в своем ребенке внутреннюю референцию, то в любой компании он будет лидером, и опасений относительно того, что на него кто-то повлияет, не должно возникать вообще.

Если внутренняя референция отсутствует, единственное, что я могу предложить, — это тренинги с профессионалами. Вам надо научиться передавать ребенку ответственность за его жизнь, тогда, по моему опыту, все нормализуется: сын или дочь начнет думать о последствиях, и в этом случае они, как правило, уходят из плохих компаний.

И помните, что наркотики в жизни ребенка появляются тогда, когда отсутствует взаимоуважение в семье и есть попытка тотального контроля со стороны родителей. Ведь те, кто продают наркотики, целенаправленно ищут таких проблемных подростков и предлагают им «свободу». В наркоманскую компанию и в секты затягивают как? Человеку говорят: «Здесь тебя примут таким, какой ты есть».

Представляете, как это жутко звучит для родителей? То есть они своего ребенка так не воспринимают? Получается, что так оно и есть.
Для кого-то станет новостью, что после пяти лет ребенок сформирован и влиять на его характер мы можем очень опосредованно. Что делать?

Читай также: Причины детской и подростковой преступности

Во-первых, совершенно бесполезно испытывать чувство вины по поводу упущенных возможностей. Воспринимайте ситуацию философски, я бы даже сказал кармически: все, что вы могли сделать, вы сделали. А сейчас передавайте своим детям ответственность за собственную жизнь. Делайте это поэтапно, если страшно сразу. То есть если вы передали ответственность за мытье посуды, чашки и кружки сына или дочери вы больше не моете. Если передали ответственность за уборку в комнате, то больше вы никогда не заглядываете в нее с целью проверить на наличие бардака и ни разу не напоминаете об уборке.

Поначалу бардак в комнате будет, поверьте. Первое время вас будут проверять: насколько искренне вы передали ответственность? И когда понимание того, что все серьезно, придет (на это уходит обычно от двух недель до двух месяцев), ребенок примет решение, как ему жить дальше. Если вся остальная квартира содержится в чистоте, а посуда помыта, с практически стопроцентной вероятностью могу утверждать, что и в комнате ребенка в какой-то чудесный день вы увидите перемены к лучшему. Возможно, это будет другой порядок, не близкий вам. Это будет его порядок, и ему в нем будет комфортно. Но ведь именно этого мы и добиваемся?

Источник people.onliner.by

Читай также: Материнский инстинкт: показания к применению

Читай также: Поради для батькiв на кожен день від психолога Світлани Ройз

Читай также: Мама-психолог: Татьяна Недильская о том, как правильно дарить детям подарки

Загрузка…

Основная причина набора веса находится у вас в голове

Андрей Метельский  — врач-педиатр, подростковый психотерапевт, сексолог, гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC.

Общая психотерапевтическая практика — 20 лет.

«Не делайте из еды культа», — говорил Остап Бендер и был абсолютно прав. Сегодня в мире существуют миллионы диет, методик и технологий для похудения. Люди на полном серьезе скрупулезно, до последней калории, высчитывают свои порции. Их головы буквально забиты дребеденью о том, когда, что и как есть.

Если вы реально хотите избавиться от лишнего веса, тогда читайте внимательно этот материал. Мнение столь опытного доктора очень интересно. Мы все совершаем много ошибок на пути к своей мечте! Узнайте, какие…

Следите за собой и БУДЕТЕ ЗДОРОВЫ и красивы!

Борьба с лишним весом идет по всем фронтам, и человечество в этой неравной битве проигрывает. Потому что борется не с тем. А если разобраться — бороться вообще не надо. Почему? Давайте разберемся.

Почему диеты популярны? Потому что люди сами ничего не хотят делать. Им лень думать, осознавать проблему, с которой они сталкиваются. Проще обратиться к авторитету, который возьмет за ручку и поведет к «счастливому будущему». Претендентов на роль авторитетов сейчас миллионы — выбирай кого хочешь, главное — плати.

Наше тело устроено так, что ему постоянно требуется определенный набор белков, жиров, углеводов, минералов, витаминов. Садясь на диету, человек, например, ограничивает себя в потреблении жиров. Пьет обезжиренное молоко и кефир, ест только определенные продукты и т. д. Организм, которому жиры нужны для жизнедеятельности (уж простите, так задумано природой, и обмануть ее не получится), впадет в панику. В итоге он постарается достать жиры из чего угодно и отложить их про запас. Это, конечно, очень обобщенная, но вполне рабочая схема.

Точно так же со всеми остальными элементами: как только их не хватает, организм, помимо нашей воли, старается их накопить в излишке, а вдруг впереди «голодные» времена? Результат любой диеты сведется в итоге к тому, что рано или поздно мы от нее откажемся и вскоре получим совершенно обратный результат.

Мне возразят, мол, есть яркие примеры того, что, сев на диету, люди становились стройными и привлекательными и в дальнейшем прекрасно себя чувствовали и без ограничений в еде. Такие случаи действительно существуют, но вы, возможно, не понимаете глубинную причину успеха. Эти люди стали здоровее не потому, что сели на диету, а потому, что наконец обратили внимание на себя. Начали себя любить.

Основная причина набора веса находится у вас в голове. Решая скрытую психологическую проблему, мы позволяем подсознанию дать сигнал организму — сложная ситуация разрешена, уже можно ее не «заедать», и мы худеем без каких-либо усилий.

Спектр таких проблем обширен, и часто они совершенно неочевидны. Это может быть боязнь близких контактов, при которых организм метафорически «расширяет» свое присутствие в мире, защищая маленькое «я» внутри. Кто-то толстеет из-за неуверенности, стараясь стать больше и внушительнее. Причин масса, главное — понять их.

Продолжение на следующей странице

Основная причина набора веса находится у вас в голове ~ Шкатулка рецептов

Психолог Андрей Метельский: Основная причина набора веса находится у вас в голове

«Не делайте из еды культа», — говорил Остап Бендер и был абсолютно прав. Сегодня в мире существуют миллионы диет, методик и технологий для похудения. Люди на полном серьезе скрупулезно, до последней калории, высчитывают свои порции. Их головы буквально забиты дребеденью о том, когда, что и как есть.

Андрей Метельский — врач-педиатр, подростковый психотерапевт, сексолог, гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика — 20 лет.

Борьба с лишним весом идет по всем фронтам, и человечество в этой неравной битве проигрывает. Потому что борется не с тем. А если разобраться — бороться вообще не надо. Почему? Давайте разберемся.

Почему диеты популярны? Потому что люди сами ничего не хотят делать. Им лень думать, осознавать проблему, с которой они сталкиваются. Проще обратиться к авторитету, который возьмет за ручку и поведет к «счастливому будущему». Претендентов на роль авторитетов сейчас миллионы — выбирай кого хочешь, главное — плати.

Наше тело устроено так, что ему постоянно требуется определенный набор белков, жиров, углеводов, минералов, витаминов. Садясь на диету, человек, например, ограничивает себя в потреблении жиров. Пьет обезжиренное молоко и кефир, ест только определенные продукты и т. д. Организм, которому жиры нужны для жизнедеятельности (уж простите, так задумано природой, и обмануть ее не получится), впадет в панику. В итоге он постарается достать жиры из чего угодно и отложить их про запас. Это, конечно, очень обобщенная, но вполне рабочая схема.

Точно так же со всеми остальными элементами: как только их не хватает, организм, помимо нашей воли, старается их накопить в излишке, а вдруг впереди «голодные» времена? Результат любой диеты сведется в итоге к тому, что рано или поздно мы от нее откажемся и вскоре получим совершенно обратный результат.

Мне возразят, мол, есть яркие примеры того, что, сев на диету, люди становились стройными и привлекательными и в дальнейшем прекрасно себя чувствовали и без ограничений в еде. Такие случаи действительно существуют, но вы, возможно, не понимаете глубинную причину успеха. Эти люди стали здоровее не потому, что сели на диету, а потому, что наконец обратили внимание на себя. Начали себя любить.

Основная причина набора веса находится у вас в голове. Решая скрытую психологическую проблему, мы позволяем подсознанию дать сигнал организму — сложная ситуация разрешена, уже можно ее не «заедать», и мы худеем без каких-либо усилий.

Спектр таких проблем обширен, и часто они совершенно неочевидны. Это может быть боязнь близких контактов, при которых организм метафорически «расширяет» свое присутствие в мире, защищая маленькое «я» внутри. Кто-то толстеет из-за неуверенности, стараясь стать больше и внушительнее. Причин масса, главное — понять их.

Но чаще всего корни проблем находятся в глубоком детстве. Мой младший сын недавно пошел в школу, и я с ужасом обнаружил, как много толстых детей в первом классе. Как надо родителям постараться, чтобы их чадо к 7 годам было похоже на бочонок!

Ребенок от природы знает, сколько ему есть и когда. Если он психологически здоров и питается так, как подсказывает ему подсознание, то никогда не потолстеет. В Минске в 90-х годах педиатры провели эксперимент. Взяли две группы двухлетних детей, одну из них кормили классически (в определенное время и выверенными блюдами), а второй накрывали шведский стол (бери что хочешь и когда хочешь). Оказалось, что дети, которые питались в свободном режиме, получали все необходимые для полноценной жизнедеятельности ингредиенты в пище с удивительно выверенной точностью.

Каждый день, забирая детей из садика, мамаши спрашивают: «Чем вас кормили?». Как будто это действительно важно. Поначалу для человека еда — это просто еда. Топливо, необходимое для процесса жизнеобеспечения. Но мы ежедневно указываем ребенку на ее значимость, и, конечно, рано или поздно он начинает в это верить.

Мы до сих пор живем послевоенными комплексами: хлеб выбрасывать нельзя, суп надо доедать до последней капли. И наш ребенок впихивает в себя совершенно ненужные организму калории через силу.

Мы закармливаем детей, компенсируя свои промахи в воспитании, откупаясь за не прочитанные на ночь сказки, не уделенное внимание и т. д. Кока-кола, шоколадки, чипсы и гамбургеры становятся альтернативной валютой выражения родительской любви. Только валюта эта — фальшивая. Со своей стороны ребенок, замечая, что родители одобряют, когда он ест по приказу, начинает подсознательно поглощать все больше, надеясь на одобрение.

Мы с упорством маньяков стараемся кормить детей по режиму. И в конце концов они к этому привыкают и все меньше могут услышать сигналы своего тела. К слову, уже давно доказано, что белки́, съеденные без аппетита, до аминокислот не перевариваются, организм воспринимает их как что-то чужеродное и выводит естественным способом.

Повторюсь: есть надо когда хочется и сколько хочется. Единственный нюанс, который не позволяет нам комфортно жить в этой парадигме, кроется в слове «хочется». Мы должны четко понимать, что нам действительно хочется есть, а не, например, получить одобрение, любовь, решить проблемы на работе и т. д.

Общемировой тренд борьбы с лишним весом при помощи диет и средств для похудения говорит только об одном: человечество все больше впадает в детство и не желает отвечать за свои поступки, свое тело и свою жизнь вообще.

Я убежден, что проблема лишнего веса, как и многие другие «проблемы» современного человечества, создана искусственно. С интересом наблюдал в последние десять лет в одном очень популярном гламурном журнале забавный процесс. Сначала появилась серия статей о женской осенней депрессии, мол, ей способствует плохая погода, увядание природы и все такое. Вскоре ко мне стали приходить пациентки, которые начали хандрить.

Спустя пару лет вышли статьи о зимней депрессии, связанной с недостатком света, — «хандрящих» пациенток стало вдвое больше. Вполне логично, что уже вскоре появились публикации о весенней депрессии, которая была связана с недостатком витаминов, и летней (уже даже не помню из-за чего). Клиентки, которые были готовы хандрить, теперь с упоением могли пребывать в депрессии целый год. То же самое происходит и со статьями про ожирение и борьбу с ним. Схема очень понятна: создается проблема, а потом предлагаются способы ее решения.

Когда мы что-то съели, организм награждает нас гормонами удовольствия — эндорфинами, ведь вы сделали правильный поступок, поддержали жизнедеятельность тела. Есть термин «неосознаваемая потребность», когда она не удовлетворена, возникает тревога. Вместо того чтобы разобраться с этой тревогой, понять ее причины, мы глушим ее легкими эндорфинами, получаемыми в процессе еды. Потребность при этом никуда не исчезает — мы едим еще и еще.

Подведу итог: для того чтобы избавиться от лишнего веса, нам нужны не диеты, а четкое осознание своих потребностей. Это касается и взрослых, и детей. Конечно, тут стоит понимать, что мы не говорим о диетах, назначенных по медицинским показаниям. Здесь совсем другие причины и следствия.

Сейчас все больше людей, которые стараются заниматься здоровым образом жизни, ходят в тренажерный зал (и это прекрасно!), сидят на диетах, но не худеют. Пока мы не удовлетворим свои неосознанные потребности, пока не решим внутренние задачи, отложенные в долгий ящик, полноценно похудеть и начать питаться правильно и здорóво не получится.

Можно согнать жир механически, прилагая неимоверные усилия в тренажерке. Но это будет бесконечная война, которая ни к чему хорошему не приведет — тело рано или поздно отомстит за насилие над собой.

Психолог Андрей Метельский: пацан должен драться — и точка!

Подробности
Создано: 03.12.2016 15:48
Просмотров: 1053

Я не знаю, что произошло с миром. Еще двадцать лет назад сына в семье всегда хвалили за то, что он вступился за слабого, дал отпор наглецам. Жалобщикам, размазывающим сопли по лицу и рассказывающим о том, что «меня побили», наверняка от отца прилетал еще и профилактический подзатыльник. Быть сильным (не только телом, но и духом) считалось правильным. Сегодня произошла какая-то кастрация. По улицам ходят татуированные с ног до головы дрыщи с бородами, как у лесников, но глаза у них как у испуганных сусликов. Я рад только одному: у моих детей, прокладывающих себе дорогу в жизнь, будет меньше конкурентов.

Уже не первый раз ко мне приводят подростков, у которых проблемы со здоровьем, успеваемостью, психологическим состоянием, и оказывается, что первопричина кроется в неразрешенном конфликте в школе. А не разрешился он потому, что «гуманисты»-родители категорически запретили ребенку драться и над ним попросту издеваются одноклассники. Он не может, не умеет ответить и замыкается в себе. В отдельных случаях дело может дойти до аутизма. И я задаю родителям лишь один вопрос: «Что вам важнее — личное спокойствие или успех ребенка в жизни?»

Навскидку, без всяких выборок, возьмите любого успешного мужчину и спросите, дрался ли он в детстве. Я могу дать вам 99-процентную гарантию, что дрался, причем неоднократно. Я говорю это к тому, что мы, мужики, немного по-другому устроены. Важнейшие качества, та самая мужественность, появляются у нас не просто так: это продукт роста над собой, прохождения ряда инициаций. И драка с разбитым носом, как ни крутите, одна из таких инициаций, поэтому бояться ее глупо. Есть вещи, которые заложены в нас природой. Их переиначивание чревато последствиями в первую очередь для экспериментирующего.

Задумайтесь, кого вы растите, постоянно указывая ребенку, что конфликты — то, чего надо избегать любыми путями. Вы растите «офисный планктон» в самом его некрасивом виде. Послушного робота, который выгоден всем — школе, университету, будущему работодателю, жене-самодурке, в конце концов, вам, — чего уж там скрывать! Страдать от этого придется лишь вашему сыну, интересами которого окружающие будут жертвовать всю его жизнь.

Я не призываю бросать ребенка на произвол судьбы. Я рекомендую поверить ему, поверить в него, позволить ему узнать себя получше, взглянуть в глаза своим страхам и победить. Не ждите иных результатов, все произойдет именно так. Не пытайтесь решить эти вопросы за ребенка — бесполезно. Это — его война.

Вспоминаю недавний случай, когда папа поколотил обидчика своего сына. Против такого поведения и уголовный кодекс, и азы психологии. Дети должны в своих проблемах разбираться сами. Если кто-то из сверстников побил вашего ребенка, стоит понимать, что по большому счету главное ваше упущение заключается в том, что вы не научили сына защищаться. И неважно, был противник больше, сильнее или нахрапистее. Правило, что большой шкаф громко падает, никто не отменял.

Приходит сын и говорит: «Папа, меня побил одноклассник». Отвечайте: «Сынок, есть вопросы, которые тебе придется решать самому. Неважно, победишь ты в драке или нет, важно, что ты совершишь мужской поступок и дашь отпор». Вы можете предложить ему помощь, отдав в секцию по борьбе.

Да, бывают из ряда вон выходящие случаи, когда ребенка лупят старшие, когда делают это, наваливаясь «кодлой». Здесь, конечно, стоит вмешаться. Но я категорически уверен, что причина идиотских поступков любого ребенка кроется не в нем, а в его родителях, и разбираться надо только с ними.

Когда мы идем против биологии и запрещаем детям драться, когда мы закладываем в голову категорическую мысль о том, что ни в коем случае нельзя разрешать конфликт кулаками, возникают большие проблемы. Блокируя естественные движения тела и души, заложенные природой, мы запираем их в теле, но они никуда не исчезают. Так мы провоцируем заболевания на уровне психосоматики — лишний вес, испорченное зрение, гастриты и многое другое.

Порой проявлять агрессию — значит выживать. И сформировав у ребенка посыл, что агрессия — это плохо, вы можете заодно убедить его, что выживание, отчаянная борьба за существование — тоже как-то не очень… Представляете, какая у него в голове мешанина?

Меня ужасает, когда родители малодушно заявляют про сына: «Он у нас не сильный, зато умный!» Просто знайте, что стратегия пугливого неприятия агрессии и насилия — важных составляющих частей жизни — однозначно ни к чему хорошему не приведет. Чем сильнее вы будете ограждать ребенка и себя от этой оборотной стороны «цивилизованной» жизни, тем сильнее она рано или поздно вас ударит.

Поймите, что у детей нет отработанных навыков разрешения конфликта мирным путем. Я скажу вам больше: приходилось видеть на своих тренингах много взрослых мужиков, у которых эти навыки отсутствовали даже к 40—50 годам! Дети по натуре своей жестоки, поэтому необходимо не просто говорить ребенку о том, что он может и по большому счету должен дать сдачи хулигану, но и научить его это делать. Любые занятия борьбой прекрасно дисциплинируют пацана, помогают ему контролировать силу, осознавать свои возможности. На личном примере могу сказать, что дети, занимающиеся у нас русским стилем, вообще не дерутся в школе. Они не агрессивны, никогда не нападут первыми, но при этом они всегда готовы дать отпор.

Мужской мир, особенно на стадии становления, инициации мальчика как мужчины, очень интересен и необычен. Наверняка вы знаете по своему опыту, что лучшие и самые крепкие друзья из детства появились как раз в результате грандиозной драки. Вы должны понимать, что события, происходящие впервые в жизни, ребенок воспринимает намного ярче опытных взрослых. И то, что для вас является обыкновенной ссорой, для него может стать переломным моментом, близким к вопросу «Жить или не жить?». Ситуация, когда надо постоять за себя, агрессивно заявить о своих правах и, вполне возможно, не имея альтернатив, перейти от слов к решительным действиям, обязательно возникнет. Этот момент может стать или днем триумфа, победы над собой, или глубокой психологической травмой.

За 20 лет практики ко мне ни разу не пришли родители с проблемой, что их ребенок кого-то бьет, все приходят с тем, что «сына обижают». Это простая и показательная истина: вы можете сколько угодно говорить о долготерпении и гуманизме и даже журить сына, когда он даст сдачи наглецу. Но осознание, что все пошло не так, возникает только тогда, когда с мнением ребенка, его личным пространством перестают считаться. Задайтесь вопросом, кто в этом виноват? Плохие мальчишки? А может, все-таки вы?

 

Справка:

Андрей Метельский — врач-педиатр, подростковый психотерапевт, гештальт-тренер, сертифицированный тренер центра INTC. Общая психотерапевтическая практика — 20 лет. Инструктор по русскому стилю рукопашного боя.

Андрей Метельский

Источник: people.onliner.by

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *