это… Описание, программа и эффективность :: SYL.ru
Ритмика – это вид музыкальной деятельности, в котором смысл музыки, ее характер и образ можно передать с помощью движений. Основа здесь – это музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Ритмика – это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки.
Целью рассматриваемой музыкальной деятельности является обучение ребят восприятию музыки, передаче с помощью движений ее содержания, закрепление и усовершенствование двигательных навыков, а также развитие чувства ритма, улучшение координации, ориентировки в пространстве и общей двигательной подготовленности занимающихся.
Влияние занятий ритмикой
После занятий ритмикой у детей любого возраста повышается двигательная активность, улучшается осанка. Происходит положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную систему ребенка. Также упражнения способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, силы, выносливости, подвижности в суставах и физической работоспособности.
Нужно отдать должное швейцарскому педагогу и композитору Эмилю-Жаку Далькрозу, который первый занялся просмотром и анализом данной области музыкальной теории, особо выделив ритмику как метод музыкального воспитания.
Виды ритмики всегда взаимосвязаны с той областью движений, откуда они были взяты. К источникам движений в музыкальном воспитании относят, как правило, танец и сюжетно-образные движения.
Ритмика для детей
Основная задача занятий состоит в развитии у ребенка способности выражать эмоциональное восприятие музыки с помощью движений в танце, а также благодаря мимике и жестам. Занятия ритмикой – это комплекс упражнений, состоящий из простых и легких танцевальных движений. Динамичные танцевальные упражнения, занятия ритмикой под музыку подходят детям любых возрастов и оказывают благотворное влияние на детское здоровье.
В ритмике применяются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки. Стоит уделить внимание общеразвивающим движениям – с предметами и без них. Также довольно популярны строевые упражнения, например передвижение, построение и перестроение.
Данная музыкальная деятельность сопровождается простыми элементами, взятыми из народных танцев, хороводов, бальных танцев, образующих, в свою очередь, основу современных детских композиций. Сюжетно-образные движения могут представлять собой различную имитацию повадок животных и птиц, передвижения какого-либо вида транспорта, а также разнообразных действий, которые свойственны людям различных профессий.
Ритмика для самых маленьких
Ритмика для детей от года представляет собой сочетание игр, танцев и игры на музыкальных инструментах. Для ребят постарше к перечисленному комплексу упражнений добавляются танцевальные композиции, движения под зажигательные ритмы и современные песни, музыкальные игры для развития внимания, творчества и памяти малыша.
Задачи занятий ритмикой
К основным задачам, стоящим перед рассматриваемой музыкальной деятельностью, относятся следующие:
— обучение ребят отражать в движениях различные музыкальные образы;
— развитие у малышей музыкальных способностей;
— обучить взаимному согласованию движений и характера музыки;
— учить разбираться в музыкальных жанрах и видах ритмики;
— научить ребят различать простые музыкальные понятия;
— сформировать у малышей красивую осанку и обучить пластичным движениям;
— научить оценивать собственные движения во время занятий и движения рядом стоящих ребят;
— развить у ребенка творческие способности;
— привить такие качества, как внимание, воля, дисциплинированность, коммуникабельность;
— улучшить память и мышление.
Программа по ритмике
Программа представляет собой занятия, которые проходят обычно в игровой форме, сочетая в себе разнообразные важные элементы для развития детей. Ритмика – это занятия, включающие в себя элементы ритмопластики, легкого стретчинга, правильного дыхания, психогимнастики, парных и индивидуальных элементов, сюжетных танцев и различных игр.
Отдельное внимание на занятиях ритмикой для детей посвящается таким навыкам: владению телом, правильной осанке, уверенной и легкой походке, развитию координации движений, музыкальности ребенка, выразительному исполнению, гибкости, а также умению выступать перед публикой. Из огромного спектра упражнений для занятий выбор падает на такие, которые обеспечат достойный эффект, смогут развить координацию и придадут ловкости движениям. Как правило – это набор танцевальных па, игры с музыкальным сопровождением, разнообразные сценки, а также выполнение движений под разнообразные инструменты.
Логопедическая ритмика
Данная ритмика построена на дидактических и специфических принципах. Эти принципы взаимосвязаны между собой и отображают единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем детей, у которых имеются некие речевые расстройства.
Так, принцип систематичности всегда обуславливает последовательность в изложении информации общего курса логопедической ритмики, что соотносит теоретические положения с практическими разработками.
Данный принцип обязателен как для логопедического, так и для логоритмического набора мероприятий, которые используются во время занятий с ребятами, страдающими речевыми патологиями.
В чем заключается польза занятий логопедической ритмикой?
При регулярных и планомерных занятиях с такими ребятами происходит их развитие, воспитание, а также формирование необходимых функций при речевых расстройствах. Каждодневные логоритмические упражнения в установленное время приучают ребят к соблюдению оздоровительного режима. В комплекс упражнений входит: утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных звуков и небольших песен, упражнения на сочетание ритма движений и речи. Благодаря выполнению перечисленных упражнений в организме ребенка появляется положительная тенденция, влияющая на различные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, сенсорную, речедвигательную).
Польза от занятий ритмикой
Кроме того, что упражнения веселят малыша и приносят ему радость, также есть большое количество положительных моментов, ознакомившись с которыми, большинство родителей убедятся, что данные занятия необходимо включить в общеобразовательную систему. К основным из них можно отнести следующие:
— уроки ритмики помогут воспитать у малыша музыкальный вкус, а также привить любовь к музыке;
— после занятий ребята начинают разделять такие понятия, как «темп», «ритм», «стиль музыки»;
— малышу прививают знания об элементарных танцевальных движениях;
— значительно улучшаются его физическая форма и координация движений;
— с помощью занятий по ритмике у ребят развивается творческая активность;
— дети обучаются выражать свои чувства и эмоции, контролируя свое душевное состояние и спокойно реагируя на различные ситуации;
— посещая уроки ритмики, стеснительные малыши чувствуют себя более раскрепощенными;
— для активных ребят это чудесная эмоциональная и физическая разрядка.
Заниматься ритмикой можно с легкостью и в домашних условиях. Единственное, нужно обзавестись музыкальными записями и заниматься упражнениями по паре часов в неделю.
Что такое ритмика и ее роль в образовании детей
В воспитании детей большое значение имеет воспитание чувства прекрасного, которое формируется благодаря таким урокам, как рисование, музыка, и включение ритмики в образовательный процесс. Как такового отдельного урока по ней нет, но она идет как дополнительный кружок. Исключение составляют коррекционные школы, потому что ритмика формирует и физическое развитие.
Что такое ритмика
Это комплекс физических упражнений и музыкального сопровождения. В занятиях ритмикой смысл музыки дети должны передать при помощи движений. Целью ритмики является воспитание у детей музыкального восприятия, улучшение двигательных навыков и общей двигательной подготовки, развитие ритмического чувства.
Но не следует путать ритмику и хореографию. В первом случае нет речи о заучивании каких-либо танцевальных связок. Основной акцент делается на темпо-ритмическое чувство.
Ритмические занятия для детей
Имея общие представления о том, что такое ритмика, уже можно переходить к более детальному разбору этих занятий для детей младшего школьного возраста. Главной целью этих занятий является формирование способности выражать свои эмоции не только с помощью движений, но и мимики, жестов. Во время ритмики используются упражнения, которые состоят из простых танцевальных движений.
В ритмике для детей используются такие физические упражнения, как ходьба, бег, прыжки, выполнение заданий с предметами — они нужны для развития общеразвивающих движений. Также важно во время ритмических уроков использовать элемент игры — таким образом у педагога получится поддерживать интерес детей и развить социально-ролевые навыки.
Что входит в занятия
Программа по ритмике подразумевает под собой занятия, которые проводятся в игровой форме с правильным музыкальным сопровождением. Такие музыкально-двигательные уроки включают в себя следующие компоненты:
- ритмопластика;
- контроль за правильным дыханием;
- движения, способствующие психоэмоциональному расслаблению;
- сюжетные танцы;
- подвижные игры.
Во время ритмики особое внимание уделяется умению владеть телом, формированию правильной осанки и координации, развитию гибкости и плавности движений. Конечно, главное — подобрать нужное звуковое сопровождение. Поэтому музыка для ритмики требует тщательного подбора, потому что не все произведения подойдут для данных занятий.
Необходимо подбирать различные мелодии, в том числе и с точки зрения исполнения. Идеальным будет сочетание записи песни и «живого» аккомпанирования. Музыкальные инструменты также помогают формированию мелкой моторики, развитию музыкального слуха и правильного дыхания. Мелодии должны также отличаться по своему темпу и ритму. И не стоит забывать о том, что подбирать музыкальное сопровождение нужно с учетом возрастной категории учащихся — чем старше детки, тем сложнее могут быть мелодии.
Ритмические занятия в школе
Не только в детском саду в процесс обучения включены музыкально-двигательные занятия. Существует программа по ритмике для 1 класса, ее целью является воспитание эстетического восприятия, уважительного отношения и развитие гармоничной личности в целом. Составляется программа в соответствии с требуемыми стандартами, а содержание занятий планируется с учетом особенностей класса.
Что такое ритмика в школе? Структура занятий уже немного усложняется по сравнению с детским садом. Учитель старается приобщить детей к народной культуре, ставит простые сюжетные игры, которые формируют в детях патриотизм и нравственные ценности. Все темы для уроков изучаются постепенно в течение всего учебного года.
В основе программы лежит комплексный подход в методике преподавания и проведения уроков ритмики. Музыкально-двигательные упражнения отличаются гибкостью, т.е. они способны сочетаться с другими дисциплинами, чтобы рассмотреть все аспекты группы учащихся определенного возраста.
Логопедическая ритмика
Что такое ритмика, уже стало понятным, но есть еще и другая ее разновидность, когда двигательные упражнения оречевляются. Это нужно тем детям, у которых имеются проблемы с речевым развитием. Ведь уже научно доказано, что уровень развития моторики связан с речевым.
В занятия по логопедической ритмике включены следующие элементы:
- дыхательно-голосовая зарядка;
- упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса;
- пропевание гласных звуков и песенок;
- упражнения на развитие темпо-ритмической стороны речи.
Особенно полезна логоритмика будет детям, у которых имеется заикание, потому что она способствует расслаблению не только мышечного тонуса, но и нервной системы.
Рекомендации для занятий ритмикой
Для того чтобы занятия были эффективными и приносили пользу детям, необходимо создать комфортные условия. Если уроки организованы правильно, ребенок становится эмоционально устойчивее, застенчивые ребята становятся более открытыми, заметно улучшается двигательная сфера. Очень важно, чтобы на занятиях ребенок чувствовал себя комфортно, у него было доверительное и уважительное отношение к педагогу. Для этого нужно соблюдать следующие рекомендации:
- правильное музыкальное сопровождение;
- занятия проводятся в игровой форме;
- нужно прислушиваться к пожеланиям детей;
- взрослый должен разрешать ребятам проявлять свои эмоции;
- замечания нужно делать спокойным тоном и пояснять, что именно ребенок сделал не так;
- постепенно усложнять занятия.
Ритмика позволяет детям выплеснуть свою энергию и дает заряд положительных эмоций. Постепенно ритмические уроки помогают сформировать музыкальный вкус, ребенок усваивает базовые танцевальные элементы. Для детей с нарушениями речи особенно важной является возможность формирования правильной темпо-ритмической стороны речи. Во время занятий дети также могут разучить небольшие песенки в игровой форме.
Часто ритмические занятия проводятся как физминутки. Это особенно полезно для учащихся начальной школы, потому что им важно давать возможность выплеснуть энергию, во время таких занятий игры проходят организованно. Ритмика — это не просто движение под музыку, но у этих движений должна быть педагогическая цель, чтобы занятия были эффективными и приносили пользу детям.
что это и для чего она нужна ✔ Поколение
Музыка, движение и игра в хорошей компании по душе, пожалуй, каждому активному ребенку. Объединить эти любимые элементы в одном веселом действии можно при помощи ритмики. Что это такое, как организовать занятия и что они дадут ребенку — узнаете в нашей статье.
Ритмика — это особый вид музыкальной и танцевальной деятельности, направленный на точное восприятие содержания, настроения и образов музыки.
Зачем нужна детская ритмика?
Польза танцев и гимнастики под музыку была замечена еще в древние времена. В Греции, Китае и Индии движение и музицирование применялось в воспитании и развитии детей. Однако, как полноценный метод воспитания ее выделил Эмиль Жак-Далькроз. Он выяснил и сформулировал пользу, которую приносит детская ритмика:
- Развитие музыкального слуха, чувствительности к звукам;
- Формирование гибкости, пластичности, выразительности движений;
- Развитие эстетических чувств, творческого воображения, тонкого вкуса;
- Освоение навыка выражения эмоций и чувств через язык тела;
- Повышение познавательной и двигательной активности;
- Выход отрицательных эмоций и избытка энергии;
- Улучшение координации движений.
Регулярные занятия влияют на формирование не только физического, но и психологического здоровья ребенка. Из-за постоянного движения у него развивается чувство равновесия, повышается уровень владения движениями, улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки.
А близкое знакомство с музыкой позволяет развить восприятие, память, внимание и мышление. В итоге ребенок всесторонне развивается и познает свое тело.
Когда начать занятия?
Знакомство с ритмикой можно начинать с 3-4 лет
К 5-6 годам ребенок готов всерьез заняться ритмикой. Дошкольники могут выразительно и эмоционально выражать суть танца, выполнять сложные и групповые комбинации. В это время стоит переходить от домашних занятий к тренировкам с профессиональными педагогами.
Как проводить занятия дома?
Занятия для дошкольников можно легко организовать в домашних условиях. Для этого Вам понадобится просторная и светлая комната, а также музыкальный проигрыватель с хорошими колонками.
Тренировки можно проводить в утреннее или вечернее время, когда активность ребенка максимально выражена. При формировании расписания
Детская ритмика связана с выраженной эмоциональностью, поэтому необходимо позаботиться об удобной и эстетичной одежде. Девочка нередко выбирают яркие комбинезоны и ромперы, в которых удобно двигаться, не утратив красоты. Мальчики отдают предпочтение базовому комплекту: шорты и майка.
Также для успешного проведения тренировки важна компания. Вы можете приглашать на тренировки друзей ребенка, а можете привлекать семью — главное, чтобы ребенок находился в комфортной обстановке.
Дальше дело за малым: скачиваете динамичную музыку, учите ребенка базовым движениям или позволяете ему импровизировать. Домашняя ритмика готова!
Комплексы упражнений для дошкольников
Дома Вы можете заниматься одним из подвидов ритмики — ритмической гимнастикой. Подобрать подходящий комплекс упражнений можно в соответствии с возрастом малыша.
Упражнения для детей 3-4 года
Разминка:
- Марширование;
- Бег по кругу;
- Прыжки на двух ногах или поочередно на одной;
- Плавные покачивания с одной ноги на другую, руки подняты вверх.
Основная программа:
- Тело расслаблено, голова мерно покачивается в такт музыке;
- Подъемы плеч при повороте тела в стороны;
- Наклоны вперед, назад и вбок;
- Руки на поясе, прыжки с легким разворотом в стороны.
Занятия для детей 4-5 лет
Разминка:
- Ходьба быстрым шагом;
- Активное топанье ногами;
- Бег или ходьба с подниманием колена, захлестыванием голени, махами выпрямленных ног вперед;
- Ходьба на пятках и на носочках;
- Легкий бег.
Основная программа:
- Руки поочередно сгибаются в локтях, ладони подносятся к лицу, поворот головы в сторону руки.
- Наклоны вперед с отведенными назад руками;
- Приседания с одновременным сгибанием и разгибанием рук в локтях;
- Кружение на месте;
- Выставление одной ноги вперед, постановка на пятку, затем на носок, повтор с другой ногой;
- Сочетания пряжков, приседов и перешагиваний.
Ритмика для малышей в детской студии
Если Вы замечаете, что домашние упражнения нравятся Вашему малышу, в 5-6 лет можно переходить на профессиональный уровень. Для этого Вы можете посещать занятия по ритмике в детской студии «Поколение».
Занятия проходят в небольших группах, чтобы педагог мог уделять внимание каждому ученику. Подача упражнений происходит в виде увлекательной игры, что позволяет создать наиболее расслабляющую легкую обстановку и разучивать даже сложные движения.
Приходите к нам на бесплатные пробные занятия, чтобы оценить профессионализм педагогов, познакомиться с ребятами и поучаствовать в процессе. Запись ведется по телефону: 8 495 138-76-28
Записаться на бесплатное занятие
Ритмика — это… Что такое Ритмика?
(от греч. rhythmos — порядок движения)
— ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений. Ритмическое воспитание способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. В Р. сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Длительное время ритмическое воспитание использовалось в искусстве балета. Однако осмысление категории Р., сформировавшее новое представление о классических законах пространственной перспективы и движений, было свойственно не столько балету, сколько музыке, театру и даже живописи и архитектуре. Р. изменила восприятие классической формы триединства — действия, времени и места и превратилась в самостоятельное направление, получившее название «нового искусства движения».
Одним из создателей новой концепции движения является французский педагог и композитор Ф. Дельсарт (1811-71). Его идеи развивали Э. Жак-Далькроз и А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штейнер (Германия), Г. Крэг (Великобритания), К.С. Станиславский (Россия) и др. Стройную систему ритмического воспитания разработал Жак-Далькроз в Институте музыки и ритма в Хелерау (близ Дрездена). Почти одновременно с ним Штейнер создал концепцию «нового искусства постижения», получившую название эвритмии. Наиболее яркое воплощение идеи Р. получили в творчестве американской танцовщицы А. Дункан (1878-1927), открывшей в 1905 школу в Берлине (Грюневальдская школа). Дункан рассматривала танец как естественное средство воспитания ребёнка, вводила понятия «воля к красоте», «движения, сообразных гармонии в природе» и др. Однако её идеи не находили понимания у сторонников классической балетной школы. Пытаясь найти поддержку в разных странах, Дункан переезжала со своей школой во Францию (с 1913 — в Париже), США (с 1914), Грецию (1921). В 1921 Дункан приехала в Россию, где её деятельность была воспринята как революционное искусство; её поддерживал А.В. Луначарский. Однако в условиях разрухи Дункан приходилось работать в сложнейших условиях. После трагической смерти Дункан школу возглавила её воспитанница Ирма Дункан (до конца 40-х гг.). Идеи Дункан привлекли энтузиастов во мн. странах мира. По её методике работают современные школы Дункан в Австрии и Великобритании, Центр естественного движения и Мюнхенская школа в Германии, Академия А. Дункан во Франции (Париж), Международный дункановский институт классического танца в Сан-Франциско (США) и др.
В России развивалось собственное направление Р. Мн. русские ритмисты получили образование в Хелерау. Станиславский использовал идеи Дункан и Крэга. Основными центрами ритмического воспитания стали Институты ритма в Петербурге и Москве. Петербургский институт вёл историю с курсов ритмической гимнастики Жак-Далькроза (1912), преобразованных в школу ритмики О. Адамович (затем Н.В. Романовой) и в 1920 в институт. В Москве в 1914 созданы частные курсы для подготовки ритмистов-преподавателей под руководством Н.Г. Александровой, в 1918 они влились в Московский институт ритма, который возглавила Александрова. В начале 20-х гг. институт обслуживал св. 70 учебных и воспитательных учреждений. Его сотрудники разрабатывали направления: ритм в музыке, движении, слове, архитектуре, производственных процессах; ритм как инструмент воспитания и даже как оздоровительно-лечебное средство и т.д.
Систему гармонической гимнастики предложила Л. Алексеева. Ансамбли «алексеевок» (последовательниц Алексеевой) и «босоножек» сохранились до наших дней. Параллельно уникальную методику «музыкального движения» создавали артисты коллектива «Государственная студия Гептахор» (1918-34, ведёт историю со студии «Молодой Гептахор», осн. в 1914) под руководством С.Д. Рудневой. Осн. содержание метода «музыкального движения» — целостный подход к Р., музыке и движению, обучение детей владеть своим телом и эмоциями, развитие эмоциональной сферы и образного мышления личности.
К середине 20-х гг. Р. стали критиковать как буржуазную форму культуры. В 1923 с переводом Московского института ритма в Ленинград была фактически ликвидирована московская школа Р. В 1925 предпринимались попытки возрождения Р. с учреждением при Государственной академии художественных наук Московской ассоциации ритмистов. Однако в 30-е гг. Р. была устранена из школьных программ. В середине 40-х гг. Руднева разрабатывала на основе Р. программы художественной гимнастики для 1-11-х классов женских школ. Свои педагогические взгляды она изложила в пособиях: «Методика музыкального воспитания в детском саду» (1961 и 1969), «Ритмика. Музыкальное движение» (1972, совместно с Э.М. Фиш) и др. Её методику развивают современные детские музыкальные студии и школы, учреждения дополнительного образования детей, а также Ассоциация музыкального движения.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 241)
См. также Жак-Далькроз, Эмиль
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа): Что такое ритмика?
Занятия ритмикой – это эффективный способ развития ребенка, главная цель которого – научить его правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции с помощью движений. На таких уроках акцентируется внимание на эмоциональном отклике детей на музыку, восприятии ее ритма, передачу её движениями, мимикой, жестами. При этом, танцевальные элементы ритмики подбираются таким образом, чтобы задействовать все тело.
В современной системе воспитания ребенка занятиям ритмике уделяют большое внимание. Такие уроки часто включают в программы дошкольного и раннего школьного обучения как самостоятельную дисциплину. Ведь ритмика помогает не только научиться чувствовать музыку и воспринимать темп.
Главная цель – научить ребенка правильно и адекватно воспринимать музыку, реагировать на нее, выражать свои эмоции и реакции посредством движений.
Для занятий ритмикой очень важным, является музыкальное сопровождение. В процессе обучения необходимо использовать различные мелодии, которые отличаются не только по жанру или стилю, но также имеют разный темп и ритм. При этом все мелодии должны быть рассчитаны на возрастную категорию занимающихся детей, а значит, быть понятными для них. Чем старше детки в группе, тем сложнее могут быть мелодии.
Музыкально-ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии, осознавать средства музыкальной выразительности. С помощью специально подобранных упражнений можно развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм.
ПОЛЬЗА ОТ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ:
- Занятия ритмикой воспитывают у ребенка музыкальный вкус, прививают любовь к музыке.
- Ребенок начинает разделять такие понятия, как темп, ритм и стиль музыки.
- Ребенок обучается элементарным танцевальным движениям, улучшается его физическая форма и координация движений.
- Благодаря занятиям развивается творческая активность.
ЗАДАЧИ НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ:
- Коррекционно-оздоровительные
Для устранения и коррекции отклонений от нормы в опорно-двигательном аппарате применяются отдельные упражнения, гимнастика, танцевальные этюды. При профилактике плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Упражнения с сокращением и вытягиванием, вращением стоп лежа и сидя, поочередным хождением на полупальцах, пятках, внешних и внутренних краях стоп способствуют профилактике плоскостопия и укреплению мышц стопы. Во время танцевальных этюдов – движений на вращение головы и всего корпуса происходит развитие и тренировка вестибулярного аппарата.
На активизацию взаимодействия полушарий мозга направлены упражнения и танцевальные этюды, развивающие координацию движений, мышечную и мозговую память, наблюдательность, воображение, логику, что положительно сказывается на всей учебной деятельности ребенка.
- Нравственно- эстетические
— Взаимодействие с другими детьми
— Коллективная деятельность (работа в парах)
— Эмоциональное, организующее и дисциплинирующее воздействие музыки на ребенка
— Привитие чувства красоты на основе народной хореографии
ОТЛИЧИЯ РИТМИКИ ОТ ФИЗКУЛЬТУРЫ ИЛИ АЭРОБИКИ
Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего – физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные.
Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно.
Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, ну и на развитие чувства ритма, конечно.
КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ?
Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений.
Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы.
Но в центрах раннего развития практикуют и более ранний старт.
Уже после года, едва научившись ходить, карапузы способны усвоить элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому малыш не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее как общее, так и музыкальное развитие и обучение.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ
Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно с использованием фонограмм детских песен.
Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков.
1 блок: физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения)
2 блок: «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального)
3 блок: спокойные упражнения, т.к. воспитанникам необходим отдых после активной деятельности. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку.
4 блок: вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку.
Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.
М. В. Нонко,
педагог дополнительного образования МБДОУ д/с «Аленка»
РИТМИКА — это… Что такое РИТМИКА?
(от греч. rhythmos — порядок движения), ритмическое воспитание, пед. системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных). форм и пластических движений. Ритмич. воспитание способствует развитию у детей муз. восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодич. и гармонич. . слуха, муз. памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать муз.-двигательный образ.
Преимущественное использование музыки на занятиях Р. объясняется тем, что на практике худож. оформлением ритма является музыка, хотя используются и др. худож. средства: поэзия, живопись и др. В Р. сливаются воедино слуховое (ритмическое). и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передается эмоциональное состояние человека. Поэтому концепция ритмич. воспитания исходит из природных способностей и возможностей детей. Ритмич. занятия со взрослыми носят не столько воспитательный, сколько профессионально-творческий характер.
Ритмич. воспитание использовалось в большей степени в иск-ве балета. Однако в методике преподавания балетного мастерства Р. большей частью сводилась к формальному тактированию. В классич. школе балета мн. стран задачи обучения учащихся высокой технике движений преобладали над воспитательными. Поэтому осмысление категории Р., изменявшее представление о классич. законах пространственной перспективы и движений, было свойственно не столько балету, сколько музыке, театру и даже живописи и архитектуре.
Восприятие пространства и времени с помощью Р. изменило отношение к клас-сицистской форме триединства — действия, времени и места. Сторонники ритмич. воспитания предлагали рассматривать объект в изменении во времени и пространстве одновременно. Р., выйдя за рамки балета, превратилась в самостоят. направление, получившее название «нового иск-ва движения».
Одним из создателей новой концепции иск-ва движения является Ф. Дельсарт (1811—71), франц. педагог и композитор, разработавший методику контроля над движением и применивший ее в обучении взрослых разл. профессий (скульпторов, художников, врачей и др.). Идеи Дель-сарта развивали Э. Жак-Далькроз и А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штейнер (Германия), Г. Крэг (Великобритания), К. С. Станиславский (Россия). и др.
Система Жак-Далькроза строилась на взаимосвязи музыки, впечатления и движений и была апробирована им в преподавательской деятельности на спец. курсах ритма в Ин-те музыки и ритма в Хелерау (близ Дрездена). Почти одновременно с Жак-Далькрозом Штейнер создал концепцию «нового иск-ва постижения», в дальнейшем получившего назв. эвритмии. Нек-рые пед. системы нач. 20 в. ориентировались даже на всеобщее ритмич. воспитание.
Наиб. яркое воплощение идеи Р. получили в творчестве амер. танцовщицы А. Дункан (1878—1927). Несмотря на общемировую известность, её взгляды на Р. и иск-во движения часто не получали адекватного понимания. В 1905 Дункан открыла школу в Берлине, т. к. считала, что именно Германия как страна философии и культуры позволит ей наилучшим образом осуществить стремление создать театр будущего. Эта школа также известна как Грюневальдская.
Дункан рассматривала танец в качестве естественного средства воспитания ребенка. Занятия физич. упражнениями и гимнастикой считались подготовит, этапом, мобилизующим все силы организма к его наиболее полному развитию. Теория Дункан строилась на понятиях «воли к красоте», «движения сообразно гармонии в природе» и др. Атмосфера школы, её интерьер (просторная студия, подлинные произв. скульптуры и живописи, изящная шк. форма в виде туники и т. п.). способствовали воспитанию у детей эстетич. отношения к действительности. Правила преподавания в школе и руководство к танцам (500 упражнений). изложены Дункан в дневнике.
Не получив в Германии поддержки, Дункан попыталась найти взаимопонимание в России, посетив её в 1907 с гастролями. Но традиции классич. рус. балета также не соответствовали идеям Дункан. В 1908 она приобрела студию в Париже, в 1913 её школа переехала в Париж в отель Бельвю, к-рый был перестроен в виде сказочного замка для «Дома танца будущего». Учениц школы часто рисовал О. Роден, к-рый в девушках видел танцовщиц, умеющих двигаться согласно природе и гармонии и понимавших науку движения лучше, чем его ученики.
После начала 1-й мировой войны (1914). школа Дункан эвакуировалась в США, в 1920 вернулась в Европу, где Дункан избрала для размещения школы Грецию. Дункан отмечала, что жители Др. Греции были необыкновенными наблюдателями природы, изображавшими на своих вазах и в скульптурах движения, к-рые находятся в бесконечном развитии — каждое движение неизбежно вызывает следующее. Однако в связи с гос. переворотом (1921). Дункан была вынуждена покинуть Грецию. В том же году она приняла приглашение пр-ва РСФСР. создать школу танцев для рос. детей. Дункан надеялась, что именно в рев. России, провозгласившей иск-во и культуру достоянием каждого, сможет осуществиться её мечта о гос. бесплатной и общедоступной танцевальной школе. Однако условия разрухи и нищеты, отсутствие материальных средств в значит. степени препятствовали её начинаниям. Её деятельности активно содействовал А. В. Луначарский. Для школы был выделен особняк на Пречистенке. Хотя сама мысль о школе танцев в неустроенной России казалась несбыточной, поступить в школу стремилось в несколько раз больше детей, чем планировалось, и Дункан удвоила число учащихся. Она использовала все свои сбережения и связи, чтобы создать в школе хотя бы сносные условия для занятий, обеспечить детей питанием. Школа Дункан в России просуществовала до кон. 40-х гг. После смерти Дункан школой руководила её ученица Ирма Дункан.
Идеи и практич. опыт Дункан привлекли энтузиастов во мн. странах мира. По её методике работают совр. студии и школы пластич. танца, ритмич. воспитания. Наиб. известны школы Дункан в Австрии, Великобритании (студия Б. Канн в Лондоне и др.), Германии (Центр естеств. движения, Мюнхенская школа и др.), США (в т. ч. Междунар. дункановский ин-т классич. танца в Сан-Франциско), Франции (Академия А. Дункан в Париже и др.). В России крупного совр. дункановского уч. заведения создано не было. Деятельности Дункан посвящаются между нар. конференции, фестивали, семинары, летние школы и т. п.
В России развивалась собственная школа Р., отличавшаяся более широким использованием муз. сопровождения. Мн. рус. ритмисты, получившие образование в Хелерау, стремились внести в Р. своё видение. Иск-вом Р. занимался Станиславский. Он поддерживал ритмич. идеи Дункан и Крэга и подчёркивал существенное сходство их пед. взглядов.
В России осн. центрами развития ритмич. воспитания были Ин-ты ритма в Москве и Петербурге, работавшие в тесном взаимодействии, Ин-т сценич. иск— в с отделением ритма в Петербурге, разл. курсы ритмич. гимнастики. Предмет Р. входил в программы дошкольных дет. учреждений, консерваторий.
Ин-т ритма в Петербурге вёл историю с курсов ритмич. гимнастики Жак-Даль-кроза (осн. в 1912), на базе к-рых была организована частная школа ритмики О. Адамович, перешедшая затем к ученице Жак-Далькроза Н. В. Романовой и составившая ядро ин-та, открытого в 1920. Осн. цели ин-та — творческое развитие метода ритмич. гимнастики и подготовка преподавателей-ритмистов. Учащиеся изучали Р., сольфеджио, импровизацию, биомеханику, психологию, историю музыки, иск-в. В 1922 ин-т влился в Ин-т сценич. иск-в. Распространению идей нового иск-ва движения и метода ритмич. гимнастики во многом способствовал проф. ин-та С. М. Волконский.
В Москве первые частные курсы для подготовки ритмистов-преподавателей были открыты в 1914 (руководитель Н. Г. Александрова, одна из рус. учениц школы Жак-Далькроза). В 1918 курсы влились в Моск. ин-т ритма, его директором стала Александрова. В нач. 20-х гг. он обслуживал св. 70 уч. и воспитат. учреждений (дет. сады, дет. дома, обще-образоват., муз., театральные, балетные школы), в уч. план к-рых входила Р. Ин-тами разрабатывались разл. науч. направления: ритм в музыке, движении, слове, производственных процессах, архитектуре и др., ритм как театральный принцип, как инструмент воспитания и даже как оздоровительно-леч. средство. Систему гармонич. . гимнастики, расширившую двигат. и худож. возможности человека, предложила Л. Алексеева.
Ритмисты Р. Варшавская, Н. Романова, А. Невинская в преподавании пластики опирались на принципы Жак-Далькроза. Т. Глебова, 3. Вербова, П. Ф. Лес-гафта, стремились сблизить физич. культуру с художественностью Р. Развивалось своеобразное направление т. н. массовых плясок, мн. элементы к-рых использовались на уроках Р. в дет. садах и мл. классах дет. общеобразоват. школ. Деятельность энтузиастов Р. способствовала развитию в России школы ориг. худож. гимнастики, фигурного катания, аэробики, пластики, пантомимы, эвритмии. Многие группы «алексеевок» (последовательниц системы Алексеевой), «босоножек» и моек, ансамбль студии Дункан под руководством М. Борисовой работали по методике Дункан, ряд школ и студий использовали нем. концепцию.
Параллельно коллектив «Гос. студии Гептахор» (1918—34). под руководством С. Д. Рудневой разрабатывал уникальную методику «музыкального движения», наиболее полно воплотившую пед. и творческие идеи Дункан. Инициатором нового метода выступила С. Д. Руднева. Под влиянием творчества Дункан (после её первого приезда в Россию в 1905). Руднева начала исследовать пластич. философию Дункан, с к-рой вела переписку. В 1914 Руднева создала студию «Молодой гептахор» (в этом же году студия провела конкурсный отбор рус. девочек для обучения в школе Дункан), к-рая в 1918 получила статус государственной и своё название. В 1919 члены студии были приглашены в Ленингр. ин-т ритма, однако их сотрудничество не осуществилось из-за различий в методиках обучения. В ин-те доминировала система Жак-Далькроза, требовавшая большей схематичности. Гептахоровцы стремились естественными выразительными движениями передавать эмоциональные переживания человека. Студийцы рассматривали Р. в новых пространственно-временных отношениях и как бы разрушали статику пространства и мерности времени.
Осн. содержание метода муз. движения состоит в том, что процесс обучения основан на целостном подходе к Р., музыке и движению. В отличие от тра-диц. школ Р. Жак-Далькроза и балета задачи эстетич., психол. и культурного развития человека по методу муз. движения решаются путём обучения детей умению владеть своим телом и эмоциями, формирования способности целостно воспринимать музыкальное (и художественное). произведение и создавать выразит, формы движения в соответствии с внутр. содержанием музыки. Большая роль отводится интуиции и исполнительской импровизации. Пед. ценность метода муз. движения заключается также в том, что он способствует развитию эмоциональной сферы и образного мышления личности. Метод можно использовать в ср. образовательной и высш. школе как механизм, позволяющий раскрыть в человеке черты самостоят.и творческого мышления
Однако в 20—30-х гг нек-рые пед. и театральные деятели усмотрели в P одну из форм бурж культуры и подвергли ее жесткой критике за проявление эстетизма, декадентства и т.н. В 1923 было принято решение о переводе Моек ин-та ритма в Ленинград, что означало по сути ликвидацию не только ин-та, но и всей моек школы P В 1925 с учреждением при Гос. академии худож. наук (ГАХН). Мрск ассоциации ритмистов предпринимались попытки оживления деятельности в области ритмич воспитания В Ассоциации действовали секции дошкольная, общеобразоват. школ, вспомогательных школ, муз. и театральных уч заведений, муз. -методическая В 1929—33 в Москве работали трехгодичные курсы P под руководством одного из педагогов Ин-та ритма H II Збруевой
В 30-х гг шел процесс устранения P из шк. программ Постепенно массовые занятия P стали преим проводиться лишь в дет. садах и при подготовке культурных мероприятий В театральных уч заведениях P сменил новый уч предмет — «сценическое движение»
Идеи ритмич воспитания, направленные на гармонич. развитие творч способностей человека, не востребовались В 30-е гг большинство теоретиков P было вынуждено продолжить развитие своих идей в разл учреждениях напр. Александрова преподавала сце-нич P в Моек консерватории, Руднева читала лекции на курсах руководителей кружков и студий муз. воспитания, рит-мисты работали в клубах, домах пионеров, студиях худож. движения (только в Моек обл их было ок 50). и др. Теоре-тич разработки проблем P велись в хореографии лаборатории ГАХН
В сер. 40-х гг Руднева разрабатывала на основе P программы худож. гимнастики (худож. движения). для 1—11-х кл жен школ Свои пед. взгляды она изложила в пособиях «Методика музыкального воспитания в детском саду» (1961 и 1969), «Ритмика Музыкальное движение» (1972, совм. с Э M Фиш), «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» (1991, в соавторстве). и др, а также в труде «Воспоминания счастливого человека» (40-е гг, не опубл). Пед. систему «муз. движения» Рудневой в 90-е гг продолжают развивать совр. Ассоциация муз. движения, моек дет. муз. студии и школа, работающие по ее методике Идеи ритмич воспитания используются в нек-рых общеобразоват, муз. и др. школах, в учреждениях внешкольного (дополнительного). Образования и др.
Лит Розанов В В, Воспитат. значение танцев Айс Дункан, в его кн. Среди худож. ников, M, 1914, его же, Танцы невинности (Айседора Дункан). в его кн. Сумерки просве щения, M, 1990, Волконский С М, Отклики театра, II 1914, Дункан А, Танец будущего, пер с нем, M, 1908, с е ж с Моя жизнь, пер с англ. M, 1992, II э p и а H Я, Ритм, жизнь, творчество, Л -M, 1925, Ритм и культура танца Л, 1926, Массовые пляски и игры, Л -M, 1933, Руднева С Д, Пасынкова А В, Опыт по развитию эстетич. активности методом муз. движения ПМ, 1982, т 3 № 3, Збруева H П, Рит мич воспитание, M, 1935, Станислав с к и и К С, Работа актера над собой, M, 1951, Ильина Г А, Руднева С Д, К вопросу о механизме муз. переживания, ВП. 1971 № 5, Мели к-П а III а с в А А, Педагогика иск-ва и творческие способности, М, 1981, Штейнер Р, Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, М, 1993, Kniazeva T Mikhaluk V, Musical movement m Russia, «The Duncan Dance Newsletter», 1991, № l В И Михалюк
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
Ритм — Википедия
Ритм музыкальный (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω — течь, струиться, растекаться и т. д.) — организация музыки во времени[1]. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью нотации.
Регулярный ритм имманентно присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года[источник не указан 33 дня]. Регулярный музыкальный ритм присущ танцевальной музыке всего мира, профессиональной (композиторской) музыке Европы начиная со школы Нотр-Дам и позже вплоть до середины XX века, в традиционной музыке Востока — многим жанрам макамо-мугамной традиции, индийской классической музыке, большинству жанров популярной музыки Востока и Запада, джазу и др.
Ритм конкретного музыкального сочинения чрезвычайно разнообразен и никогда не образуется длительностями одинаковой величины. Между длительностями разной величины возникают временны́е отношения. Числовые отношения длительностей и пауз в музыке могут быть как кратными (соседние длительности в заданном ряду длительностей выражаются отношениями 1:2, 1:3 и т. д.), так и некратными (1:1,5), и даже нестрого закреплёнными, «иррациональными» (как в музыкальной декламации старинной саэты или в шёнберговском Sprechgesang’е).
Объединяясь, длительности и паузы могут образовывать ритмический рисунок музыкального произведения. Стабильные, схематические группировки длительностей в истории музыки образовывали ритмоформулы, которые заняли место важнейшего маркера жанра и стиля, подобно тому как в тысячелетних монодических культурах (например, в знаменном распеве и в григорианском хорале) важнейшим маркером лада была мелодическая формула. Помимо ритмоформул, разделяемых сообществом композиторов и слушателей (как, например, формула итальянской сицилианы, испанского болеро, польского полонеза и мн.др.), истории музыки известны индивидуальные «ритмические проекты», характерные для отдельных сочинений отдельных композиторов как в прелюдии «Шаги на снегу» К. Дебюсси, «Революционном этюде» Ф. Шопена, финале Седьмой фортепианной сонаты С. С. Прокофьева и во многих других композиторских опусах.
Ритм не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени (секундам, миллисекундам и т. п.), в нём заданы лишь относительные длительности нот и пауз.
Музыковедение ориентируется преимущественно на композиторскую музыку так называемого «классико-романтического периода» (с прибавлением барокко), музыкальный ритм (в эти эпохи) чаще всего определяется как регулярное, периодическое последование акцентов, то есть, движение размеренное, ограниченное схемой. Такое понимание ритма фактически идентично метру.
В широком смысле ритм (без привязки к музыке Нового времени) — это любое «течение» длительностей, поделённое либо не поделённое на регулярные (периодические, повторяющиеся) временны́е отрезки. Элементы ритма (в таком широком понимании) могут представлять собой рациональные либо иррациональные отношения длительностей.
Феномен «захвата ритма», то есть способность улавливать ритм движения и следовать ему, присущ исключительно людям. По мнению норвежских ученых Аре Бреана и Гейра Скейе эта способность развилась на ранних этапах эволюции Homo Sapiens, как приспособительный механизм для увеличения скорости совместного движения[2].
МиллиметровкаРитм, метр и темп — понятия разные.
Метр задает координатную сетку из сильных и слабых долей с одинаковыми расстояниями между долями. Её можно представить как миллиметровку, на которой самая маленькая клеточка из самых тонких линий — минимальная длительность в произведении, более толстые линии обозначают доли, ещё более толстые — относительно сильные доли, а самые толстые — сильные доли. По линиям этой сетки можно рисовать ритмические фигуры из отрезков разной длины (ноты различной длительности). Фигуры могут быть совершенно разные, но все они будут опираться на линии этой сетки. Длительность нот можно задать в относительных единицах: этот звук — отрезок длиной в 4 клетки, а этот в — 2. Эти соотношения не изменятся с изменением масштаба сетки. Последовательность чередования таких отрезков и есть ритм. Отмасштабировать эту сетку можно с помощью темпа, делая расстояния между линиями длиннее или короче. Понятие темпа характеризует уже не относительную, а абсолютную длительность метрических единиц; выражается он, например, в количестве четвертных долей в минуту. Так, в масштабе «1 клетка = 1 секунда» время звучания ноты длиной в 2 клетки будет равно 2 секундам. При уменьшении масштаба (увеличении темпа) в 2 раза, длительность ноты в те же 2 отрезка уже будет равняться 1 секунде. Пример с миллиметровкой очень нагляден и абсолютно верен с точки зрения математического подхода к изучению предмета музыкального метра. Но в исполнительской практике приходится учитывать то, что следование подобной (сугубо математической) логике при изучении ритмической стороны нотного текста, ведёт к искажению содержательной стороны музыкального произведения, где в большинстве случаев не длинная нота составляется путём суммирования какого-то кол-ва мелких пульсаций, а как раз наоборот, мелкая длительность возникает как результат деления на части более крупной. Лишь в особых случаях (например при синкопировании) наиболее крупные «линии» метрической сетки могут просвечивать сквозь длинные ноты (или длинные паузы), создавая впечатление поделённости их на несколько частей.
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения. (11 февраля 2020) |
«Натья Шастра» рассматривает ритм как первую составляющая искусств Натьи, так как с него начинается процесс творения чего бы то ни было. Первичная ритмическая матрица закладывается в человеческий эмбрион и влияет на дальнейшее развитие плода. Через ритм человеческое существо синхронизируется с космическими процессами и событиями. Поэтому изучение всех видов искусств Натьи начиналось с обучению ритма. За ритмом следует звук (музыкальный звук или Шабд), далее слово (Кавьяс и Натака) и движение (танец).
По мифологеме, Шива в образе Натараджа (царя танца) творит и разрушает миры во время своего мистического танца, отбивая при этом ритм ногами. Ритм танца Шивы управляет циклом движения небесных тел и создания живых существ.
По традиции искусств Натьи, ритм рассматривается как первичный вид искусства, основной элемент- звуковая волна, выраженная в материальном мире как ритм (талам), как единица измерения времени, а также как один из способов сакрализации и изменения сценического пространства во время исполнения театрального действия Натьи. Древнейшее понятие ритма, или талам, существует как полная, структурированная система классической музыке Индии, в том числе традиции Карнатака. Изучая понятие ритма в этой культуре, мы также столкнемся с широким полем значений, но совершенно иного свойства. Талам — сложное философское понятие, имеющее несколько трактовок и переводов: это и циркулирующий[источник не указан 393 дня] ритм; и указание на сочетание двух процессов «та» — танец Шивы и «ла» — танец Шакти, то есть процесс объединения мужского и женского начала; и название науки о ритме.
В классической музыки Индии ритмические акценты появляются в результате совершенно противоположного европейскому принципу ритма: их возникновение обусловлено изменением скорости (что противоречит принципу метра) и всегда образуется длительности (ударами) одинаковой величины, что принципиально важно. Ритм нельзя изобрести, так система Сапта Талам содержит свод всех вариантов ритма и позволяет произвести конечное количество разнообразий ритма — 175 видов ритма, каждый из которых определён математической формулой[уточнить] и имеет имя собственное, нарекаемое согласно правилу ритмообразования.
Система записи ритма и талам[править | править код]
Древнейшая архаическая форма записи ритма сохранилась в южно-индийской классической музыке Карнатака. Заданный вид талама обозначается формулой, в соответствие с которой записывается горизантальная строчка, в конце которой ставится двойная черта «II» — указание на окончание заданного вида талама.
Внутри строчки существует деление на используемый вид удара «I» — одинарные черточки. Паузы выражены знаком «,».
Практическое отрабатывание ритмических навыков[править | править код]
В классической музыке Картанака сохранилась уникальная с точки зрения практики система практического использования ритма:
- отбивание ритма рукой во время исполнения музыкальных и танцевальных произведений — примеры первого дирижирования,
- пропевание различных вариантов ритма сварами на разных скоростях в упражнениях «Сапта талам», которые используются для обучения вокалистов и инструменталистов,
- базовые ритмические проговоры, позволяющие легко запомнить ритмический рисунок[3],
- ритмические проговоры двух типов: силамбам используют как ритмическое сопровождения для обучения классическому танцу и Наттувангам — для исполнения Натьи,[4]
- ритмические проговоры, используемые для обучения игры на ударных музыкальных инструментах — коннакол.
- Sachs C. Rhythm and tempo: a study in music history. New York: Norton, 1953.
- Georgiades T. Musik und Rhythmus bei den Griechen. Hamburg, 1958.
- Apfel E., Dahlhaus C. Studien zur Theorie und Geschichte der musikalischen Rhythmik und Metrik. München: Katzbichler, 1974.
- Fassler M. Accent, meter and rhythm in medieval treatises De rhithmis // Journal of Musicology 5 (1987), p. 164—190.
- Чехович Д. О. Ритм музыкальный // Большая российская энциклопедия. Том 28. Москва, 2015, с.541-5
- Северская М. Ю. Музыка Карнатака. — СПб, 2018—343 с.;илл. — ISBN 978-5-604-05071-2
- Cеверская М. Ю. Искусство ритма в музыке Карнатака. — CПб, 2018. — 59 c. — ISBN 978-5-604-05070-5
- Лидова Н. Р. Драма и ритуал в Древней Индии. — М, Наука, 1992 — 147с. — ISBN 5-02-017676-1, 9785020176768.
- Аре Бреан, Гейр Ульве Скейе. Музыка и мозг. Как музыка влияет на эмоции, здоровье и интеллект. = Are Brean, Geir Olve Skeie. Musikk og hjernen. Om musikkens magiske kraft og fantastiske virkning på hjernen.. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — ISBN 978-5-9614-2536-9.