Какие растения использует человек? | Kratkoe.com
Как современный человек использует растения, Вы узнаете из этой статьи.
Как люди используют растения?
Практически все растения человек использует в своих целях. Растение используют в питании, в медицине, для производства товаров и т.д.
1. Какие растения человек использует в пищу?
Потребность человека в продуктах питания той или иной степенью обеспечивается растениями – либо напрямую, либо через животных, которые питаются также растениями. Рацион первобытных людей составлял из плодов и семени, клубней и корней, молодых побегов и даже целых растений.
Какие растения человек использует в пищу?
Самыми важными современными культурными растениями являются:
- злаковые – рис, пшеница, кукуруза, овес, рожь и ячмень.
- крохмалоносные растения – картофель и банан, сахарная свекла и сахарный тростник.
- бобовые растения, так как в них много растительных белков.
- растения с большим количеством жира. Это сурепица, рапс, подсолнечник и мак.
- витаминоносные растения, к которым относятся все овощные и плодовые растения.
- растения, обладающие возбуждающим действием – это кофе и чай, табак и какао.
2. Какие растения используются в промышленности? Это хлопок, древесина, джут, каучук, целлюлоза, растительные масла и жиры, дубильные вещества, красители и волокна.
- Лен. Служит сырьем для изготовления тканей, преимущественно для столового и постельного белья.
- Конопля. Из нее изготавливают парусины, канаты, толстые нити, джгут и мешковину.
- Хлопчатник. Является источником целлюлозы. Из нее изготовляют картон, бумагу, искусственный шелк, лаки, искусственную шерсть, вискозу. Исходное сырье – древесина.
- Плоды черники и брусники, чайный куст семена и кофейного дерева, кора и ядровая древесина. Изготавливают дубильные вещества и красители.
3. Какие растения используют в медицине?
Для изготовления лекарств люди используют такие растения: подорожник, зверобой, мать-и-мачеха, календула, чистотел и так далее.
4. Какие цветковые растения использует человек?
Цветы люди сажают на клумбах, выращивают в оранжереях, дарят друг другу. Они придадут жилищу или рабочему месту уют, украсят парки и клумбы, подарят положительные эмоции.
Какую часть растения использует человек?
Если брать в целом использование растений во всех вышеперечисленных сферах, то человек полностью использует растение. Например, плоды или семена он использует в пищу, стебель и листья для изготовления дубильных веществ или тканей, корень для изготовления настоек и лекарственных препаратов.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали как человек использует растение.
Растения, которые можно употреблять в пищу
ЛопухЛопух, не только полезное и лечебное растение, но, Вы наверное удивитесь, съедобное. В Сибири и на Кавказе лопух давно уже считается овощным растением. А в Японии его выращивают на грядках и называется он там — дово. В пищу употребляются корни и листья. Но особенно популярны в питании корни лопуха. Их употребляют в печеном и обжаренном виде; вареные и маринованные в Китае и Японии считаются деликатесом. По вкусу корни лопуха напоминают картофель и могут заменять его в супах и борщах, их охотно едят сырыми — они сочны, сладковаты и весьма приятны на вкус. Из высушенных и размолотых корней получают муку, из которой пекут вкусные лепешки, жарят котлеты. Если корни измельчить, высушить и поджарить, то получится хороший заменитель кофе, а если добавить щавель или уксус, то можно сварить вкусное повидло и подавать его к чаю.
Из молодых листьев готовят салаты и супы.
Лебеда
Из очищенных семян лебеды можно приготовить питательную кашу (варить лучше на молоке), по вкусу напоминающую гречневую. Или испечь оладьи, приготовить пюре, лепешки, запеканки, сделать яичницу. Из молодых листьев готовят салаты, щи, заправки. Лебеда очень полезна и питательна.
Сегодня по всей Европе лебеду специально выращивают в палисадниках и едят не только в салатах, но и маринуют, квасят, сушат, добавляют в супы. Наши предки использовали лебеду не только в голодное время.
Лебеда эффективно очищает организм от шлаков, благодаря большому содержанию в растении клетчатки и пектинов, которые, как губка, всасывают из кишечника токсины, избыточные соли и шлаки. Лебеда также помогает от запоров, связанных с нашим традиционным хлебно-углеводистым рационом.
Крапива
Из крапивы варят щи и также используют молодые листья в салат. Кстати, в крапиве очень много белка, не уступает кличеству белка в бобовых. Из-за чего ее иногда называют растительным мясом.
Очень полезна женщинам во время женских дней и вообще при малокровии очень помогает.
Кипрей или Иван-чай
В пищу употребляются корни и листья растения.Из корней делается мука из которой пекутся лепешки. Листья можно использовать в салат и щи. Ну и традиционно в чай.
Мокрица
Вся надземная часть мокрицы съедобна. На 100 г массы она содержит до 115 мг витамина С, до 23 мг каротина, 44 мг витамина Е, много калия и хлора. Нежную зелень мокрицы используют для приготовления салатов, борщей, супов, пюре, начинки для пирогов и пельменей. В варёном виде её едят как шпинат, со сливочным маслом. Из зелени можно приготовить каротинную пасту.
Одуванчик
В пищу пригодны все части этого растения. Из корней можно делать муку. Корни можно заваривать, как «кофейный» напиток. Из молодых листьев готовят салаты и заправки. Из цветков десерты. Варят варенье.
Подорожник
Листья подорожника добавляют в салаты, чай, напитки, супы и приправы. В отличие от других трав, это растение не оказывает на желудок послабляющего действия. В Якутии семена подорожника запасают на зиму, сквашивая их вместе с молоком, и используют как приправу. Молодые листья хорошо развариваются, и, добавив к ним небольшое количество щавеля, можно приготовить вкусный суп.
Сухая суповая заправка из листьев подорожника: молодые листья вымыть, слегка обсушить на воздухе, затем продолжить сушку сначала при комнатной температуре в тени, а потом в духовке. Измельчить в ступке, просеять через сито, положить для хранения в стеклянные банки. Использовать для заправки супов и щей.
Папоротник
Говорят, что еще древние славяне употребляли папоротник в пищу. Для еды пригодны только два вида — это орляк и страусник. Годятся молодые побеги. Которые можно собрать в начале мая в течение всего нескольких дней. Эти побеги отваривают в течение 10 минут. Воду сливают. А затем их можно готовить по своему усмотрению. Мариновать, делать салаты, жарить и т.д. По вкусу они напоминают грибы.
Пырей
Это растение знают многие, как сорняк. Но не многие знают о его целебных свойствах. В пищу можно использовать корни растения.
Мука и крупа из пырея
Подземные ветвящиеся белые корневища пырея выкопать ранней весной, промыть холодной водой, высушить на воздухе. Перетереть для удаления бурых чешуек, смолоть в муку или крупу. В старину делали хлеб и каши из такой муки.
Лещина (лесной орех)
Листья лещины можно использовать для голубцов, в салаты. А из орехов делают ореховое веганское «молоко».
Источник https://www.facebook.com/photo.php?fbid=565716070165611&set=a.528154657255086.1073741826.120218671382022&type=1&permPage=1
Растения — человеку
Существуют пять основных сфер, где человек прямо или косвенно использует растения:
- в качестве продуктов питания;
- источник сырья для промышленности;
- как лекарственные средства;
- с декоративными целями;
- для сохранения и улучшения окружающей среды. Рассмотрим отдельно каждую из них.
Начнём с питания. Углеводы, белки и жиры — это три главнейшие группы веществ, которые нужны человеку для построения своего тела и обеспечения его жизнедеятельности. На протяжении жизни человек перерабатывает огромное количество веществ — более чем в 1000 раз превышающее массу его тела. Усваивая вещества, он перерабатывает их внутри своего организма, берёт у них энергию и затем частично выделяет их снова, но уже в изменённом виде.
Общая потребность в продуктах питания прямо или опосредованно обеспечивается растениями: прямо употреблением в пищу самих растений или растительных продуктов, а опосредованно — через животных, которые в итоге тоже питаются растениями. Соотношение растительной и животной пищи в питании человека бывает весьма различным и зависит как от его возможностей, так и от сложившихся традиций.
Впервые сознательное отношение человека к растениям появилось, без сомнения, в том, что он стал собирать их, чтобы есть. Плоды и семена, клубни и корни, молодые побеги и даже целые растения составляли существенную часть рациона первых людей. При этом надо было отличить съедобные растения от несъедобных и ядовитых. Так очень быстро установилась прямая и тесная связь людей с растениями, которая крепла по мере накопления знаний о разных видах растений, а также с изобретением способов получения огня и связанной с этим обработкой собранных растений и улучшением их пищевых качеств.
Когда и где человек пришёл к сознательному возделыванию растений, не выяснено, да и вряд ли когда-либо может быть выяснено. Твёрдо установлено лишь, что он уже очень давно целенаправленно возделывает растения. Самые древние следы этого насчитывают возраст 10 000 лет, то есть восходят к тем далёким временам, когда люди на некоторых территориях перешли к оседлому образу жизни.
Важнейшие современные культурные растения — крахмалоносные, и среди них прежде всего представители семейства злаков: пшеница, рис, кукуруза, ячмень, овёс и рожь. По использованию человеком на первом месте, несомненно, стоит пшеница. Немногим уступает пшенице рис.
Третья очень широко распространённая зерновая культура — кукуруза, которая в большей части идёт на корм скоту.
К крахмалоносным растениям, кроме злаков, относятся и представители других семейств, среди них в первую очередь относится картофель.
Следующее важное крахмалоносное растение — банан. Особенно богаты крахмалом плоды мучнистого банана. Их варят, жарят и запекают, из него получают коричневую муку, которая находит самое разнообразное применение.
Кроме крахмала, в качестве одного из важнейших углеводов человек использует сахар. Но число сахароносных растений в сравнении с крахмалоносными относительно невелико, и лишь два из них — сахарный тростник и сахарная свекла — имеют большое значение.
Белки в отличие от углеводов человек получает главным образом из животной пищи. Конечно, и многие пищевые растения содержат белки, но фактически в качестве источника используемых человеком растительных белков в настоящее время важны лишь семена бобовых растений.
По-иному обстоит дело с жирами, поскольку значительную их часть дают человеку растения. Это такие растения как рапс, сурепица, мак, подсолнечник и другие. У всех этих растений жиры содержатся в плодах или семенах.
Однако углеводы, белки и жиры чисто растительного происхождения — это лишь часть основного рациона человека. Другую, не менее важную часть человек получает от растений через животных.
Человек получает из растений не только богатые энергией вещества, но и витамины. К витаминоносным растениям мы можем отнести почти все фруктовые и овощные растения.
Существенную роль в нашем питании играют пряности и специи, все, за исключением поваренной соли, имеющие растительное происхождение. Основная часть вкусовых веществ пряных растений относится к большой группе эфирных масел, которые образуются растениями в особых клетках или выделяются в специальные вместилища, находящиеся внутри тканей, и позднее когда выходятся из тела растения через железистые волоски или железистые клетки. Речь идёт о легко испаряющихся, приятно пахнущих жидкостях, представляющих собой смесь алкоголей, угольных кислот, сложных эфиров и других веществ. Вкус также зависит от органических кислот, играющих важную роль в обмене веществ.
От вторичных растительных веществ зависят ценные свойства культурных растений другой группы — растений, содержащих возбуждающие вещества. Важнейшие из них — кофе, чай, какао и табак.
Однако растения используются человеком не только как продукты питания и возбуждающие средства; немаловажную роль растения и получаемые из них продукты играют и в других областях повседневной жизни человека. Растения часто используют как сырьё или исходный материал для его получения. Древесина, хлопок, джут и другие волокна, а также получаемые из растения целлюлоза, каучук, растительные жиры и масла, красители и дубильные вещества всё ещё необходимы для многих отраслей народного хозяйства. Древесину человек использует с давних пор; она была первым топливом, а в ряде областей и первым строительным материалом.
Лён — одно из наиболее известных культурных растений. По сие время он служит основным сырьём для выделки тканей, идущих, например, на постельное и столовое бельё.
Конопля — древнейшее волокнистое растение. Из её сравнительно толстых и ломких волокон в настоящее время изготавливают преимущественно канаты, парусины, толстые нити и т. п. ещё более грубое волокно даёт джут. Почти весь джут идёт на производство мешковины.
Однако самую важную роль в мировом хозяйстве играет хлопчатник — волокнистое растение.
Волокна растений состоят из почти чистой целлюлозы, а растительная целлюлоза представляет собой основное сырьё для изготовления очень многих продуктов, из которых достаточно назвать лишь бумагу, картон, искусственный шёлк, вискозу, искусственную шерсть, лаки. Исходным сырьём для получения целлюлозы служит преимущественно древесина, но иногда используются тростник и солома.
Ещё один важный для промышленности продукт растительного происхождения — натуральный каучук, хотя в наши дни он уже не имеет большого значения как раньше.
Дубильные вещества, входящие в состав некоторых растений, горьковаты на вкус и широко используются в пищевой промышленности, поскольку наряду с другими веществами определяют вкусовые качества многих плодов, возбуждающих средств и продуктов питания.
Дубильные вещества имеются в плодах брусники и черники; они придают им вяжущий вкус. Дубильные вещества содержатся в листьях чайного куста; богаты ими и семена кофейного дерева. Особенно много этих веществ в коре и ядровой древесине некоторых деревьев. Наличие дубильных кислот часто защищают эти ткани от повреждений микроорганизмами, делает их более стойкими.
Хозяйственное применение находят и многие другие растительные вещества. Правда, в результате развития химии значение некоторых из них снизились, а иные теперь вообще уже не применяются, как, например, многие красители растительного происхождения.
Как лекарственные средства растения всё ещё играют важную роль. Сведения о целебном действии растений сохранялись у разных народов многие столетия. Теперь известны вещества, содержащиеся во многих растениях, и мы знаем, какое действие они оказывают на организм человека. Но в народной медицине также имеется и немало ложных, мистических и суеверных представлений. В какой-то мере это отношение сохранилось и сейчас.
Однако растения не только используются для питания, для хозяйственных и медицинских целей, они, кроме того, украшают нашу жизнь и улучшают окружающую человека природную среду, будучи её постоянным компонентом.
В повседневной жизни людей цветы всегда играли и играют большую роль. Как знак внимания к другу и товарищу, как подарок любимой женщине, как последний поклон ушедшему из жизни — цветы никогда не бывают забыты. Они придают уют нашему жилищу и рабочему месту, они украшают парки и сады. Об их роли в нашей жизни свидетельствуют тысячи видов и сортов декоративных растений. Красивы не только декоративные растения. Даже микроскопически мелкие растения не могут не обратить на себя внимание своеобразной формой.
Растительный мир, бесспорно, главный компонент биосферы, собственно, и возникшей-то только тогда, когда появились растительные организмы, способные преобразовывать солнечную энергию и осуществлять синтез биоорганического вещества на Земле. С тех пор общий баланс вещества и энергии находится в тесной зависимости от состояния растительного покрова отдельных областей и планеты в целом.
* * *
Урок-исследование по теме «Какие части культурных растений используют люди в пищу»
Цель: Исследование культурных растений с целью определения тех частей, которые люди используют в пищу.
Задачи:
- повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые) и части растений;
- выявить, какие части культурных растений люди используют в пищу;
- продолжить развивать исследовательские способности;
- воспитать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.
Оборудование и материалы: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
ХОД УРОКА
I. Проверка знаний
На доске написаны названия культурных растений в столбик. Задание: распределить растения по группам:
|
|
|
Выбор учащихся
Жеребьевка. Группа растений.
Работа в группах
Учащиеся распределяют растения на группы: 1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4 – декоративные, 5 – лекарственные, 6 – прядильные, 7 – бобовые.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Овощные:
Декоративные:
|
Плодовые:
Лекарственные:
|
Зерновые:
Прядильные: Бобовые: |
Какая группа у нас получилась самая большая? (овощные)
II. Работа над темой
Тема нашего урока: «Какие части
культурных растений используют люди в пищу». (
Что мы будем сегодня исследовать?
Части культурных растений, которые люди
используют в пищу.
Давайте повторим части растений.
Работа в группах
Детям раздаются рисунки растений и предлагается подписать части растений.
Проверка: работы вывешиваются на доску.
«Исследовательская работа»
На партах у детей лежат овощи:
- 1 группа – капуста, лук;
- 2 группа – огурец, помидор;
- 3 группа – морковь, свекла;
- 4 группа – картофель.
Работа в группах: каждой группе дается 5 минут для рассуждения.
1 группа: капуста, лук.
Учитель снимает листья с капусты.
– Так что же мы употребляем в пищу? (Листья)
– А это часть растения как называется? (Кочерыжка)
– Какой частью растения она является? На чем
растут листья? (Стебель)
– Какую часть растения мы употребляем в пищу у
лука? (Тоже листья)
– Правильно они называются чешуйки.
2 группа: огурец, помидор
– Вспомним, как растет помидор и огурец?
Работа с плакатом «Плоды»
– Что появляется на месте цветка? (Плод)
– Что есть внутри плода? (Семена)
– Давайте проверим. (Разрезает)
– Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (Плод)
3 группа: морковь, свекла
– Представим, как растет морковь и свекла.
Работа с плакатом «Видоизменения
корней»
– Листья есть? (Да)
– Стебель? (Да)
– Что идет после стебля? (Корень)
– Так что же мы употребляем в пищу? (Корень)
– Он отличается от остальных корней, эти корни
хорошо разросшиеся. Вот их мы и употребляем в
пищу. И называются они «Корнеплоды».
Слайд «Корнеплоды». (Приложение 1)
4 группа: (картофель)
– Какую часть картофеля употребляем в пищу? (Предполагаемый
ответ: плод)
– Кто с родителями занимался посадкой картофеля?
– Когда вытаскиваем куст из земли, что
находится внизу?
– Значит, у картофеля есть корень? (Да)
– Значит картофель уже не корень? (Нет)
– Что идет до корня? (Стебель)
– Так что такое картофель? (Стебель)
Работа с презентацией: показ частей картофеля на слайде. (Приложение 1)
– Правильно он называется «клубень».
Клубень – это видоизмененный стебель, на
поверхности которого есть углубления. В них
расположены глазки – почки. Картофель с почками
называется побег.
III. Вывод: В каких овощах и что мы
употребляем (Приложение 1
IV. Работа с флеш-анимацией (Приложение 3)
Задание 1: расставить высказывания в нужные ячейки.
Задание 2: собрать урожай, разгадав загадки (Приложение 2)
V. Итог урока
– Подведём итог. Узнали ли вы, какие части
растений мы используем в пищу? Какие? (Лист,
плод, корень, стебель)
– У каких растений лист?
– У каких растений плод?
– У каких растений корень?
– У каких растений стебель?
– Что нового узнали на уроке?
Как люди используют растения. Семена. Плоды
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Человек и мир
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- 7 Класс
- Биология
- История
- ОБЖ
- География
- Литература
- Обществознание
- 8 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 9 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 10 Класс
- Биология
- История
- География
- Обществознание
- 11 Класс
- Английский язык
- Немецкий язык
Урок окружающего мира по теме «Какие части культурных растений используют люди в пищу»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 7 «Сибирская»
Урок окружающего мира во 2 классе (1-4)
по программе «Перспективная начальная школа»
Тема: «Какие части культурных растений
используют люди в пищу»
Выполнила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Юркина Светлана Анатольевна
Новосибирск
2015
Открытый урок
Тема: «Какие части культурных растений используют люди в пищу»
Цель: Исследование культурных растений, с целью определения тех частей, которые люди используют в пищу.
Задачи:
1. Повторить группы культурных растений (овощные, зерновые, плодовые, декоративные, лекарственные, прядильные, бобовые), части растений.
2. Выявить какие части культурных растений люди используют в пищу.
3. Продолжить развивать исследовательские способности.
4. Воспитывать чувство толерантности, умение учащихся работать в группах.
Оборудование: маркерные доски, раздаточный материал (части растений, овощи), ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, флеш-анимация, таблицы.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-исследования.
I. Проверка знаний.
На доске написаны названия культурных растений. Распределить растения по группам:
Выбор учащихся
Жеребьевка. Группа растений.
Работа в группах. Учащиеся распределяют растения на группы:
1 – овощные, 2 – плодовые, 3 – зерновые, 4 – декоративные, 5 – лекарственные, 6 – прядильные, 7 – бобовые.
Проверка задания
Выступление 1 учащегося от группы.
Учитель на доске составляет группы растений:
Плодовые:Зерновые:
Прядильные:
Декоративные:
Лекарственные:
Бобовые:
Какая группа у нас получилась самая большая?
Ответ: «Овощные».
II. Работа над темой
Тема нашего урока: «Презентация. «Какие части культурных растений используют люди в пищу».
Что мы будем сегодня исследовать?
Части культурных растений, которые люди используют в пищу.
Давайте повторим части растений.
Работа в группах
(детям раздаются рисунки растений, подписать части растений).
Проверка: работы вывешиваются на доску.
«Исследовательская работа»
На партах у детей лежат овощи:
1 группа – капуста, лук;
2 группа – огурец, помидор;
3 группа – морковь, свекла;
4 группа – картофель.
Задание:
Определить: «Какой частью растения являются овощи, лежащие у вас на столах».
Сделать вывод: «Какую же часть растения мы употребляем в пищу».
Работа в группах: каждой группе дается 5 мин. для рассуждения.
1 группа: капуста, лук.
Ответ 1 группы «Плод».
Ответ неправильный. Посмотрите, что я буду сейчас делать.
Учитель снимает листья с капусты.
Так что же мы употребляем в пищу? (листья).
А это часть растения как называется? (кочерыжка).
Какой часть растения она является? На чем растут листья? (стебель).
Какую часть растения мы употребляем в пищу у лука? (тоже листья).
Правильно они называются чешуйки.
А где у лука стебель? (дети затрудняются ответить).
Учитель сам показывает стебель у лука.
Он еще называется донце.
2 группа: огурец, помидор.
Вспомним, как растет помидор и огурец?
Работа с плакатом «Плоды».
Что появляется на месте цветка? (плод).
Что есть внутри плода? (семена).
Давайте проверим (разрезает).
Что употребляют в пищу у огурца и помидора? (плод).
3 группа: морковь, свекла.
Представим, как растет морковь и свекла.
Работа с плакатом «Видоизменения корней».
Листья есть? (да).
Стебель? (да).
Что идет после стебля? (корень).
Так что же мы употребляем в пищу? (корень).
Он отличается от остальных корней, эти корни хорошо разросшиеся. Вот их мы и употребляем в пищу. И называются они «Корнеплоды».
Слайд «Корнеплоды».
4 группа: (картофель).
Какую часть картофеля употребляем в пищу? (плод).
Кто с родителями занимался посадкой картофеля?
Когда вытаскиваем куст из земли, что находится внизу? (корни).
Значит, у картофеля есть корень? (да).
Значит картофель уже не корень? (нет).
Что идет до корня? (стебель).
Так что такое картофель? (стебель).
Слайд.
Правильно он называется – клубень.
Клубень – это видоизмененный стебель, на поверхности которого есть углубления. В них расположены глазки – почки. Картофель с почками называется побег.
III. Вывод: «В каких овощах мы употребляем (слайд):
Овощи:Лист:
Плод:
Корень:
Стебель:
капуста
помидор
морковь
картофель
лук
огурец
свекла
IV. Работа с флеш-анимацией.
Закрепление: Сейчас поиграем и проверим, как вы сумеете определить, какому из овощей принадлежит высказывание.
V. Итог урока.
Подведём итог. Узнали, какие части растений мы используем в пищу? Какие? (лист, плод, корень, стебель)
У каких растений лист?
У каких растений плод?
У каких растений корень?
У каких растений стебель?
Что нового узнали на уроке?