Спортивный словарь терминов: Словарь спортивных терминов | ЧТО ОЗНАЧАЕТ – Категория:Спортивная терминология — Википедия

игры — Словарь спортивных терминов

ИГРЫ

I.

— командные спортивные игры. Спортивные игры, в которых соревнуются две команды ( баскетбол, водное поло, волейбол, гандбол, регби, футбол, хоккей и т. п.). Количественный состав команд регламентируется правилами соревнований.

— конные игры. Спортивные игры верхом на лошадях. С давних времен неотъемлемая часть праздников и торжеств народов, которые занимаются коневодством; эффективное средство подготовки спортсменов-конников (развивают ловкость, решительность, подвижность, глазомер). Национальные конные игры основаны на национальных традициях и обрядах. Существуют конные игры с мячом, холодным оружием, единоборства на коне.

— подвижные игры. Вид физической активности, средство физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями. Проводятся как в помещении, так и на местности по определенным правилам и имеют соревновательный характер.

— спортивные игры. Ряд самостоятельных видов спорта, связанных с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов. Проводятся по определенным правилам. К спортивным играм относятся: бадминтон, баскетбол, бейсбол, волейбол, гандбол, городки, регби, настольный теннис, теннис, футбол, хоккей, хоккей на траве, хоккей с мячом и другие.

II.

— игры азиатские. Региональные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся 1 раз в 4 года под патронажем МОК, в которых участвуют страны Азии, исключая Израиль. Проводятся Федерацией азиатских игр.

— игры африканские. Региональные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся Высшим советом спорта Африки.

— игры всемирные. Комплексные спортивные соревнования по видам спорта, не включенным в программы зимних и летних Олимпийских игр. Проводятся с 1998 года.

— игры панамериканские. Региональные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся под патронажем МОК. Проводятся 1 раз в 4 года Панамериканской спортивной организацией.

игры Олимпиад.

1. Крупнейшие общегреческие празднества и состязания в Древней Греции, проводившиеся один раз в 4 года в Олимпии (с 776 г. до н. э. по 394 г. н. э.). В рамках олимпийских игр состязались также поэты, музыканты, художники. Продолжались от одного до пяти дней.

2. Крупнейшие комплексные спортивные соревнования современности, проводящиеся 1 раз в високосные годы — летом, осенью или весной. Программа включает розыгрыш около 300 комплектов медалей (видов соревнований). Продолжаются 16 дней.

— игры параолимпийские. Комплексные спортивные соревнования по видам спорта среди инвалидов. Проводятся сразу после очередных летних олимпиад Оргкомитетом очередных игр в том же городе.

— игры региональные. Комплексные спортивные соревнования с участием команд определенного географического региона, проводятся под патронажем МОК: Боливарские, Средиземноморские и стран Центральной Америки и Карибского моря; стран Восточной Азии и другие.

— игры студенческие (Универсиады). Комплексные всемирные, национальные, региональные спортивные соревнования, как зимние, так и летние. Проводятся один раз в два года под эгидой Международной федерации студенческого спорта (ФИСУ) или студенческих спортивных объединений.

(Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)

Источник: Словарь спортивных терминов на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Игры — • Ludi. I. Общественные. a) У греков (ἀγώνες), см. Olympia, Олимпия; Pythia, Пифия; Nemea, Немея; Isthmia, Истмии. b) У римлян (ludi). Публичные сценические и праздничные… Словарь классических древностей
  2. игры — 1. игры мн. Тайные действия, направленные на достижение определённых — обычно предосудительных — целей. 2. Игры I мн. разг. Олимпийские игры. II мн. разг. Всемирные юношеские игры. Толковый словарь Ефремовой
  3. Игры — Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого, впрочем, нельзя заключить, что еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Библейская энциклопедия архим. Никифора
  4. игры — см. >> зрелище Словарь синонимов Абрамова
  5. Игры — I. Общественные А) у греков (см. Агоны). В) У римлян (Ludi). — Подобно греческим огонам, И. у римлян находились в тесном отношении к культу; несмотря на общий упадок религиозности в эпоху расцвета римского государства, их число все увеличивалось… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  6. игры — См. играть Толковый словарь Даля

Словарь спортивных терминов (методический материал)

  • Аквааэробика – вид массовой физической культуры, включающий выполнения  упражнений в воде с музыкальным сопровождением.

  • Амблиопия – при косоглазии человек видит одним глазом, другой функционирует и развивается нанося вред нормальному зрению или односторонние косоглазие.

  • Астигматизм – изогнутость роговицы неправильная.

  • Астеник – человек со слабой мускулатурой, ему трудно наращивать силу и объем мышц.

  • Атлет – «Атло» — приз за победу, отсюда «атлет», то есть борющийся за приз.

  • Атлетическая гимнастика – система упражнений с отягощением, направленным на укрепление здоровья, развитие силы и гармонического телосложения.

  • Аэробные возможности – обуславливают уровень проявления общей выносливости.

  • Балансировка – сохранение равновесия тела путем изменения положения его отдельных звеньев.

  • Бег – это способ передвижения, входящий во многие виды спорта (гладкий бег, с препятствиями, эстафетный, по пересечению местности).

  • Белки – это сложные азотосодержащие вещества, составной частью которых являются аминокислоты. Это главный строительный материал для всех органов и тканей организма.

  • Быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

  • Вис – это положение тела на снаряде, при котором плечи находятся ниже точки хвата.

  • Витамин – это биологически активные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма.

  • Выносливость – это способность к выполнению какой- либо деятельности без снижения ее эффективности. Выделяют общую выносливость, силового и скоростного характера.

  • Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. Она бывает активной и пассивной.

  • Гигиена – наиболее древняя область медицинских знаний.

  • Гиперстеник – человек, имеющий мощный костяк и, как правило, рыхлую мускулатуру.

  • Группировка – положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают голень.

  • Двигательные навыки – это способность успешно выполнять двигательные действия в разнообразных условиях.

  • Двигательные умения —  возникают  на основе знаний о физических и специальных упражнений.

  • Десинхроз – это нарушение суточного биоритма, приводящие к ухудшению сна, работоспособности и других негативных последствий для организма.

  • Доза нагрузки – это величина, измеряемая параметрами объема интенсивности.

  • Допинг – запрещенный фармакологический препарат или процедура, используемая с целью стимуляции физической и психической работоспособности для достижения высоких результатов.

  • Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – называется количество воздуха, которое человек в состоянии выдохнуть после максимального вдоха.

  • Закаливание – комплексная система оздоровительных мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы – солнца, воздуха и воды.

  • Здоровье – это состояние полного физического, душевного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

  • Здоровый образ жизни – процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

  • Кайтсерфинг – катание на доске за воздушным змеем ( кайтинг).

  • Координация – способность овладения разнообразными двигательными действиями.

  • Кувырок – вращательное движение через голову с последовательным касанием поверхности отдельными частями тела в гимнастики (кувырок вперед ,назад)

  • Личная гигиена – составная часть гигиены физической культуры и спорта.

  • Ловкость – это комплекс определенных психических и двигательных способностей, обеспечивающих выполнение либо двигательной задачи правильно, точно, быстро, рационально, экономно и находчиво.

  • Лыжные ходы – бывают одновременными и попеременными.

  • Мат – конечная цель шахматной игры.

  • Мат – мягкая подстилка, предохраняющая от ушибов, смягчающая приземление при соскоках и различных прыжках.

  • Миозит – воспаление мышц.

  • Нормостеник – человек атлетического сложения с хорошо выраженной мускулатурой.

  • Олимпионик – победитель античных олимпийских игр.

  • Олимпийский символ – пять переплетенных колец, олицетворяющих единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на олимпийских играх.

  • Опорно-двигательная система – состоит из скелета и мышц.

  • Осанка – это привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы.

  • Отказ от вредных привычек- это показатель силы воли, независимости, сильного характера личности.

  • Партер- положение борца, при котором он находится на коленях и упирается в ковёр руками.

  • Плоскостопие – опущение свода стопы.

  • Подготовительная группа – группа, которая формируется их учащихся, имеющих незначительные отклонения физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную подготовленность.

  • Подъём (выход)- переход из виса в упор, или из более низкого положения в высокое.

  • Положение о соревнованиях – документ, в котором определяются все вопросы, связанные с организацией и проведением соревнований.

  • Пресбиопия – отвердение хрусталика глаза.

  • Присед- положение тела занимающегося на согнутых ногах.

  • Равновесие – состояние устойчивого положения тела в пространстве.

  • Разгибание – называется движение в суставе вокруг фронтальной оси, направленное на увеличение суставного угла.

  • Рациональное питание – это правильное соотношение по энергоемкости и калорийности принимаемых продуктов с нормой пищи.

  • Режим дня — это правильное распределение времени на основные жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность, приём пищи.

  • Ритмическая гимнастика — разновидность гимнастики оздоровительная направленности

  • Росто- весовые показатели — это длина тела и масса тела.

  • Самовоспитание- это сознательная деятельность человека, направленная на умение своей личности(её качества, способностей, сил и т.п.)

  • Самоконтроль- способность следить за намеченной программой действий и контролировать её в соответствии с поставленными задачами и достижениями.

  • Сила-это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

  • Скелетон- разновидность санного спорта.

  • Сколиоз- это боковое искривление позвоночника.

  • «Социализация» — становление человека как личности в процессе занятий физической культурой и спортом

  • Спад- переход из упора в вис в гимнастике.

  • Специализация – акцентированное овладение элементами какой-либо спортивной дисциплины.

  • Специальная группа – группа, которая состоит из учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, при которых противопоказаны физические нагрузки.

  • Спорт — исторически сложившаяся деятельность человека, базирующаяся на соревнованиях, выявляющая победителей и определяющая  спортивные достижения.

  • Спортивная классификация – нормативы, являющиеся основой для присвоения спортивных разделов.

  • Способы выявления ОРУ — раздельный, поточный, проходной(раздельный- характерен тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза; поточный- характерен тем, что упражнение выполняется без перерыва; проходной- характеризуется выполнением упражнений с одновременным продвижением в различных направлениях)

  • Судья – человек, призванный следить за тем, чтобы соревнование осуществлялось в соответствии с правилами вида спорта, и имеющий для этого все полномочия.

  • Травма – воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность ткани и нормальное течение физиологических процессов.

  • Тренировка – это не только нагрузка, но и отдых, вернее чередование нагрузки и отдыха.

  • Упор – это положение тела на снаряде ( или полу ), при котором плечи находятся выше точки опоры.

  • Утомление – состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующиеся временным снижением работоспособности.

  • Физическая благополучие – это когда все органы человеческого тела функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, то есть обладают резервом.

  • Физические качества – сила, выносливость, гибкость, быстрота, координация.

  • Физическая культура личности – характеризуется:

  • Интерес и мотивация к занятиям физическими упражнениями;

  • Состояние здоровья: систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования;

  • Объем специальных физкультурных знаний, позволяющих с пользой применять их на практике;

  • Объем усвоенных двигательных умений и навыков;

  • Разносторонняя базовая физическая подготовленность;

  • Овладение гигиеническими навыками и приобретения привычек здорового образа жизни;

  • Владение организационно-методическими умениями проведения самостоятельных физкультурных занятий.

  •  Физическая нагрузка – это определенная мера влияние физических упражнений на организм занимающихся.

  • Физическое совершенствование – основа физической культуры.

  • Физические упражнения – двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических качеств укрепления здоровья и повышения работоспособности.

  • Флорбол – разновидность хоккея с мячом

  • «Фоновый» вид физической культуры – гигиеническая рекреативная физическая культура.

  • Хват – способ держания предмета, снаряда в процессе выполнения упражнения.

  • Честная игра – «фэйр плэй»

  • Шаг-перемещение тела человека путём выставления одной ноги и перенесение на неё массы тела.

  • Шаг- законченный цикл движений, повторяющийся в беге, ходьбе, конькобежном, лыжном и др. видах спорта.

  • Элладоник — судья на античных Олимпийских играх.

  • Ядро — снаряд для метания в лёгкой атлетике.

  • Библиографический список — Словарь спортивных терминов

    1. Бардин, К.В. Азбука туризма / К.В. Бардин. – М. : Просвещение, 1981.

    2. Бутин, И.М. Лыжный спорт : учеб. / И.М. Бутин. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    3. Викулов, А.Д. Плавание : учеб. пособие / А.Д. Викулов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

    4. Волейбол : энциклопедия / сост. В.Л. Свиридов, О.С. Чехов. – М., 2001.

    5. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. – М. : Академия, 2004.

    6. Гимнастика и методика ее преподавания: учеб. / под ред. Н.К. Меньшикова. – СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

    7. Гимнастика и методика преподавания : учеб. / Под ред. В.М. Смолевского. – 3-е изд., перераб., доп. – М. : Физкультура и спорт, 1987.

    8. Жилкин, А.И. Баскетбол в системе физического воспитания курсантов учебных заведений гражданской авиации: учеб.-метод. пособие / А.И. Жилкин, Е.В. Сидорчук, Е.М. Слугачев. – Ульяновск : УВАУ ГА, 2006.

    9. Жилкин, А.И. Легкоатлетические упражнения в системе физического воспитания студентов и курсантов учебных заведений гражданской авиации: учеб. пособие / А.И. Жилкин, Е.В. Сидорчук, Е.М. Слугачев. – Ульяновск : УВАУ ГА, 2006.

    10. Куликов, В.М. Словарь юного туриста / В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн, Ю.В.Константинова. – М. : ФЦДЮТиК, 2008.

    11. Легкая атлетика : учеб. пособие / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005.

    12. Плавание : учеб. / под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М. : ФиС, 2001.

    13. Прикладное плавание: учеб.-метод. пособие / сост. В.Н. Кодратов, А.В. Козак. – Ульяновск : УВАУ ГА, 2008.

    14. Теория и методика физической культуры: учеб. / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М. : Советский спорт, 2004.

    15. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. – М. : СпортАкадемПресс, 2001.

    16. Спортивные и подвижные игры: учеб. / под ред. Ю.И. Портных. –3-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 1984.

    17. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учеб. / Ю.Д. Железняк; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М. : Академия, 2004.

    18. Физическая культура студента и жизнь : учеб. / В.И. Ильинич. – М. : Гардарики, 2007.

    Источник: Словарь спортивных терминов на Gufo.me



    Словарь спортивных терминов «Глоссарий» №2

    ГЛОССАРИЙ

    Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость), которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

    Профессионально-прикладная физическая подготовка – специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности (общепринятая аббревиатура – ППФП).

    Профессиональная направленность физического воспитания – совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

    Психофизическая подготовка – процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

    Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться как максимальная, оптимальная, сниженная.

    Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов.

    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

    Саморегуляция — целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.

    Самочувствие – ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния.

    СДЮСШОР – специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва.

    Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

    Спорт – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

    Современные системы физических упражнений – совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут комплексно или акцентировано содействовать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей отдельных систем организма, изменению психического состояния, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками.

    Стратегия спортивная – совокупность общих закономерностей подготовки спортсмена и ведения соревновательной борьбы. Стратегический план учитывает различные варианты построения подготовки, соревновательной борьбы, а также формы, средства и способы достижения результата. Может относиться как к системе соревнований, так и к отдельному состязанию, турниру.

    Тактика спортивная – совокупность приемов и средств, применяемая для достижения конкретно поставленной в соревнованиях цели и основанная на расчете реальных возможностей спортсмена и его соперников.

    Усталость – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялость, ощущениями физиологического дискомфорта. Нарушениями в протекании психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.).

    Утомление – временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.

    Физическая культура – часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

    Физическая культура личности – характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

    Физическая подготовленность – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

    Физические (двигательные) качества – это определенные стороны двигательных способностей человека – сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).

    Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

    Физическое образование – приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

    Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

    Физическое совершенство – процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

    Формы самостоятельных занятий – система организации занятий физическими упражнениями, обусловленная определенным их содержанием.

    Функциональная подготовленность – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

    метание — Словарь спортивных терминов

    МЕТАНИЕ

    — метание веса. Вспомогательное средство тренировки метателей молота. Броски специального спортивного снаряда на дальность. Метают вес из круга для метания молота. Бросок состоит из предварительных размахиваний снарядом, поворотов и финального усилия.

    — метание гранаты. Вид легкой атлетики. Броски специального спортивного снаряда одной рукой на дальность. Снаряд имеет форму гранаты, масса — от 250 до 750 г (в зависимости от возраста и пола метателя). Бросают гранату с разбега, по технике броски сходны с метанием копья или метанием камней.

    — метание диска. Вид легкой атлетики. Броски специального спортивного снаряда одной рукой на дальность. Снаряд имеет круглую форму с выпуклой серединой, масса от 1 до 2 кг (в зависимости от возраста и пола метателя). Бросок состоит из предварительных размахиваний снарядом, поворота и финального усилия. Проводится из круга диаметром 2,5 м.

    — метание копья. Вид легкой атлетики. Броски специального спортивного снаряда, имеющего форму копья, одной рукой на дальность. Длина копья 2,2-2,7 м, масса от 600 по 800 г (в зависимости от возраста и пола метателя). Бросок проводится с разбега, длина которого не ограничена, и состоит из отведения копья назад за голову на последних шагах разбега, финального усилия и торможения после броска. Копье метают в сектор, угол которого 29 градусов.

    — метание молота. Вид легкой атлетики. Броски специального спортивного снаряда (масса от 3 до 7.260 кг в зависимости от возраста и пола метателя) двумя руками надальность. Бросок состоит из предварительных размахиваний снарядом, трех или четырех поворотов и финального усилия. Проводится из круга диаметром 2,135 м.

    (Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)

    Источник: Словарь спортивных терминов на Gufo.me


    Значения в других словарях

    1. метание — орф. метание, -я Орфографический словарь Лопатина
    2. метание — МЕТАНИЕ -я; ср. к Метать (1.М.) и Метаться (1.М.). М. диска. М. икры. М. из стороны в сторону. Толковый словарь Кузнецова
    3. метание — Мет/а́/ни/е [й/э]. Морфемно-орфографический словарь
    4. метание — -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. метать 1. Метание диска. Метание икры. 2. Действие по знач. глаг. метаться 1. — Мне казалось, что все ваши метания, поиски — просто забава интеллигентной барыньки. Степанов, Семья Звонаревых. Малый академический словарь
    5. метание — Метание, метания, метания, метаний, метанию, метаниям, метание, метания, метанием, метаниями, метании, метаниях Грамматический словарь Зализняка
    6. метание — метание I ср. 1. Процесс действия по гл. метать I, метаться I 1., 2., 3. 2. Результат такого действия. II ср. 1. Процесс действия по гл. метать II 2. Результат такого действия. III ср. 1. Процесс действия по гл. метать III 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой
    7. метание — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
    8. метание — МЕТ’АНИЕ, метания, ср. 1. только ед. Действие по гл. метать. Метание копья. Метание диска. Метание икры. 2. Действие по гл. метаться (·разг. ). Метание из стороны в сторону. 3. В старину — поясной поклон (преим. церк.). Толковый словарь Ушакова

    Краткий словарь терминов по физической культуре

    Абсолютная сила характеризует максимальные силовые показа­тели, замеренные каким-либо способом, например динамометром.

    Амплитуда движения — величина пути перемещения частей тела. Она может определяться в условных величинах (градусах), линей­ными мерами (длина шага) и условными обозначениями (полу­приседание) или внешними ориентирами (наклониться, достать носки ног), ориентирами на собственном теле (хлопок о колено правой ноги).

     Быстрота — способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

    Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и их специфичность, этот термин в настоящее время заменяется термином «скоростные спо­собности».

    Временные характеристики. К временным характеристикам относится длительность выпол­нения упражнений и его отдельных элементов, отдельных стати­ческих положений и темп движения. Большое значение имеет темп движений — количество дви­жений в единицу времени или частота повторения циклов движе­ний. Изменение темпа движений приводит к увеличению или умень­шению физической нагрузки.

    Выносливость — способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

    Выносливость — это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. В практике физической культуры выделяют 2 ос­новных вида выносливости — общую (аэробную) и специальную. Под общей выносливостью понимают способность человека дли­тельно выполнять физическую работу с оптимальной функциональ­ной активностью основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма. Выносливость по отношению к конкретному виду дея­тельности называют специальной.

    Выразительность движения — выражение психического состоя­ния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным от­ражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.

     Гибкость — спо­собность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

    Гибкость (подвижность в суставах) — это способность выпол­нять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфо-функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. Различают активную и пассив­ную гибкость. Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гиб­кость — это способность выполнять движения за счет приложенных к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, внешнего отягощения и т.д.). По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах).

    Двигательное умение определяется как степень владения тех­никой действия, которая отличается высокой концентрацией вни­мания на составных элементах и нестабильности решения двига­тельной задачи (А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева).

    Двигательный навык — это высокая степень владения техни­кой двигательного действия: управление движениями происходит автоматически, при этом действия отличаются высокой стабиль­ностью и «надежностью» (Л.П.Матвеев, А.Д.Новиков, Д.В.Хух­лаева). Автоматизированный навык — это осознанный навык, при котором движения могут выполняться по слову.

    Детали техники — второстепенные особенности упражнения, которые могут изменяться, не нарушая техники. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенно­стей человека и условий, в которых упражнение выполняется.

    Исходное положение — выражает готовность к действию, это точно принятое, эффективное, экономное соотношение взаимо­действующих сил.  Эффективность и результативность упражнения во многом определяется тем, насколько рационально выполняю­щий его использует внутренние (свои собственные) и внешние силы, обеспечивающие движение.  Принятое исходное положение создает наиболее выгодные ус­ловия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих действий. От сохранения наиболее выгодного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых упражнений. Изменяя исходное положение тела или его частей, можно изменить сложность упражнения, усилить или снизить нагрузку на разные группы мышц.

     Ловкость — способность быстро овладевать но­выми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

    Методы, применяемые в процессе занятий физическими упраж­нениями, — это разработанные с учетом педагогических закономер­ностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теорети­ческую и практическую деятельность занимающихся, обеспечива­ющую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности.

    Мышечная сила. Способности преодолевать внешнее сопротив­ление или противодействовать ему посредством мышечных напря­жений называют силовыми. Учитывая зависимость внешне прояв­ляемой механической силы от массы собственного веса тела, выпол­няющего действие, различают абсолютную силу и относительную.

    Направление движенияНаправление движущихся частей тела вли­яет на эффективность воздействия физических упражнений, вы­полнение двигательной задачи. Направление движения определяется по отношению к собствен­ному телу. Их принято называть парно-противоположной терми­нологией — «вверх—вниз, вперед—назад, вправо—влево». Направление сгибательных движений определяют по плоско­стям тела, применяя термины «вперед», «назад»; для движений в боковой (переднезадней) плоскости: например, наклон назад, впе­ред, вправо—влево; для движений в линейной плоскости: накло­ны в сторону, направо, налево; для вращательных движений в го­ризонтальной плоскости: например, повороты направо, налево. Применяются также промежуточные направления (например, впол­оборота налево и др.).

    Определяющее звено техники — наиболее важная и решающая часть данного движения (например: для прыжка в длину с места — это будет отталкивание двумя ногами).

    Основа техники — главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Отсутствие отдельных элементов основ техники приводит к невозможности выполнения упражнения.

    Относительная сила человека — это отношение показателей аб­солютной силы к весу собственного тела. При прочих равных усло­виях (у людей одного и то же возраста, пола, примерно одинакового уровня физической подготовленности и т.д.) внешне проявляемая сила по абсолютному показателю тем больше, чем больше вес соб­ственного тела, а по относительному — тем больше (в сопоставимых условиях), чем меньше вес тела.

    Плавные движения — движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедле­нием, с закрепленными траекториями при изменении направле­ния движений. Плавные движения характерны для художествен­ной гимнастики.

    Пространственно-временные характеристики. Скорость движения определяется отношением величины (дли­ны) пути, пройденного телом или его частью, к затраченному на это времени. При выполнении физических упражнений различают скорость движения всего тела и отдельных частей тела.

    Равновесие — способность человека сохранять устойчивое поло­жение во время выполнения разнообразных движений и поз на небольшой и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

    Ритм — одно из условий жизни, он проявляется во всем, фор­мируя цикличность. Каждое движение совершается в определен­ном ритме. Ритм представляет собой сочетание во времени силь­ных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Точное чередование мышечного напряжения и расслабления яв­ляется показателем правильности выполнения физического упраж­нения. Каждое движение совершается в определенном ритме. Ос­нову ритма составляет закономерное расчленение временной по­следовательности акцентов. Без акцентов нет ритма, утверждал из­вестный психолог Б.М.Теплов.

    Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление или противо­действовать ему за счет мышечного напряжения.

    Силовая выносливость характеризуется продолжительным удер­жанием заданного уровня мышечных напряжений. Силовая вынос­ливость мышц, обеспечивающих сохранение требуемой позы во время движений, характеризует динамическую силовую выносливость дошкольников.

    Содержание физического упражнения составляют входящие в него двигательные действия и процессы, которые происходят в функ­циональных системах организма по ходу упражнения, определяя его воздействие. Эти процессы многообразны и могут рассматри­ваться в психологическом, физиологическом, биомеханическом и других аспектах.

    Спортивные упражнения — элемент физкультурных занятий, вклю­чающий спортивные элементы. С. у. требуют высокого уровня фи­зического развития детей, координации движений, соблюдения оп­ределенных правил безопасности. С. у. вводятся со второй млад­шей группы.

    Способ организации движений групповой — способ организации дви­гательной активности детей на физкультурных занятиях, который заключается в выполнении упражнений подгруппами по 6-8 детей, каждая из которых осуществляет различные двигательные дей­ствия; педагог наблюдает за всеми подгруппами, но непосредствен­но руководит одной из них. Через определенное время подгруцпы меняются местами. Данный способ применяется со старшими дош­кольниками, воспитывает самостоятельность и инициативность.

    Способ организации движений индивидуальный — способ организа­ции двигательной активности детей на, физкультурных занятиях, который заключается в одиночном выполнении упражнения каж­дым ребенком, другие дети наблюдают, оценивают, готовятся к вы­полнению. Педагогу^ легко оценить качество выполнения, помочь, обеспечить страховку, предупредить травматизм; однако активность детей снижается, они утомляются от монотонности ожидания, те­ряется установка на обучение. Применение этого способа должно быть ограничено и должно осуществлять только в виду особых ус­ловий: низкая физическая подготовленность, разучивание нового движения, требующего особой координации, индивидуальная стра­ховка детей (например, лазание по шесту, канату, прыжки с разбе­га в длину и т. п.).

    Способ организации движений посменный — способ организации двигательной активности детей на физкультурных занятиях, кото­рый заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами, по 4-8 человек одновременно, остальные в это время наблюдают, отдыхают, готовятся к выполнению. Смены детей чередуются одна за другой, при этом происходит снижение физической нагрузки. Способ доступен детям с 4 лет.

    Способ организации движений поточный — способ организации дви­гательной активности детей на физкультурных занятиях, который заключается в последовательном (друг за другом) выполнении уп­ражнений детьми, постепенном перемещении от снаряда к снаряду (например, продвижение по гимнастической скамейке, прыжки из обруча в обруч и т. д.). Способ дает возможность педагогу увеличить дозировку выполнения. Доступен детям с младшего дошкольного возраста. В спортивном зале физкультурные пособия, расположен­ные по периметру, дают возможность применить разновидность по­точного способа — поточно-круговой. Он заключается в подборе 6-8 движений динамического (с продвижением Вперед) характера, они могут быть постоянными в течение определенного периода, выпол­няться с увеличением темпа, но при условии, что техникой данных движений хорошо владеют все дети. Применяется со старшими дош­кольниками, существенно повышает моторную плотность занятия.

    Способ организации движений фронтальный — способ организации двигательной активности детей на физкультурных занятиях, кото­рый заключается в одновременном выполнении детьми двигатель­ных действий. Применяется на разных этапах обучения, позволя­ет повысить моторную плотность двигательного занятия, доступен с младшего возраста. Педагог имеет возможность руководить всеми детьми одновременно.

    Статическая силовая выносливость при поддержании статиче­ских поз и при выполнении статической работы (в упражнениях вис, упор и пр.) невелика.

    Техника физических упражнений — это способ выполнения движения, с помощью которого решается двигательная задача. На­пример, выполнять бег можно с разной скоростью, разными спо­собами (на носках, с высоким подниманием бедра, спиной впе­ред и т.д.). Выбор способа передвижения влияет на результатив­ность использования его в различных жизненных ситуациях.  Техника физических упражнений совершенствуется под воздей­ствием систематических тренировок. Критерием оценки эффектив­ности техники движения являются качественные и количествен­ные результаты выполнения двигательной задачи. Совершенство­ванию техники движения способствует применение спортивного инвентаря, учет биомеханических закономерностей. В технике физических упражнений выделяют основу, определя­ющее звено и детали.

    Точность движения — это степень соответствия требованиям дви­гательной задачи, которая будет выполнена, если движение соот­ветствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам. «точность движения» включает пространствен­ные, временные и силовые характеристики

    Траектория движения — путь движущейся части тела или пред­мета. От нее зависит успешное выполнение двигательной задачи.В траектории выделяют: форму, направление и амплитуду дви­жения.

    Физиологическая кривая физкультурного занятия — изменение ча­стоты сердечных сокращений ребенка на протяжении занятия, вы­раженное графически

    Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, на привитие привычек здорового образа жизни, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных цен­ностей общества в области физического совершенствования чело­века. Под Ф. к. понимается также творческая деятельность, имею­щая целью преобразование, совершенствование человеческой при­роды посредством физических упражнений; достижения общества, развитие науки, теории и практики физического воспитания и от- дельных видов спорта; разработка перспективных моделей и сис­тем физического воспитания для разного контингента детей; под­готовка специалистов в данном направлении, налаживание мате­риальной базы для занятий спортом и укрепления здоровья, под­бор научной и методической литературы о физкультуре и спорте, художественных произведений о спорте (песни, стихи, рассказы, изобразительное искусство).

    Физическая нагрузка — нагрузка на органы и системы организма вследствие выполнения физических упражнений; степень интен­сивности и продолжительности мышечной работы.

    Физическая подготовка — система разнообразных физических упраж­нений, применяемых с соблюдением занимающимися гигиеничес­ких правил и требований здорового образа жизни. Результатом Ф. п. является физическая подготовленность.

    Физическая подготовленность — соответствие уровня развития дви­гательных умений и навыков нормативным требованиям програм­мы. Ф. п. отражает возможности функциональных систем орга­низма, обеспечивающих эффективную деятельность, а также уро­вень развития основных физических качеств. Степень Ф. п. ребенка определяется специальными диагностическими упражнениями (те­стами), разработанными для каждого возраста. Показателями уров­ня Ф. п. являются наличие двигательных навыков и умений, соот­ветствие их возрастным нормам, а также уровень развития психо­физических качеств и способностей ребенка. В ДОУ диагностика уровня Ф. п. проводится 2 раза в год (сентябрь, май) под контро­лем медицинского персонала.

    Физические качества — качества, характеризующие физическое раз­витие человека и его способности к двигательной деятельности: сила, выносливость, ловкость, быстрота, гибкость и др.

    Физические качества — ловкость, быстрота, сила, выносли­вость, гибкость, равновесие — сложный комплекс морфофунк-циональных, биологических и психологических свойств организ­ма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и времен­ные характеристики движения ребенка.

    Физические упражнения — 1. Неоднократные повторения двигатель­ного действия; имеют следующие характеристики: содержание, техника выполнения, форма (внутренняя и внешняя), фазы выпол­нения. 2. Специальные движения, а также сложные виды дея­тельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Ф. у. классифицируются: по анатомическому призна­ку (для туловища, ног, рук и т. д.), по видам упражнений (гимнас­тика, игры, спорт, туризм), по структурному признаку (цикличес­кие, ациклические и смешанные движения).

    Физические упражнения — основное средство физического вос­питания. Они используются для решения комплекса оздорови­тельных и воспитательных задач, всестороннего развития лично­сти ребенка.

    Физическое воспитание — организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональ­ное совершенствование организма, формирование двигательных на­выков, психофизических качеств, достижение физического совер­шенства. Под воздействием Ф. в. происходит усвоение основ фи­зической культуры, гармоническое развитие личности. Система Ф. в.базируется на единстве цели, задач и средств, форм и методов ра­боты и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физи­ческое развитие. Целью Ф. в. является формирование привычки здорового образа жизни. Процесс Ф. в. рассматривается в единстве с обучением дошкольников движениям, но при этом, наряду с об­щепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности и доступности и др.), имеются специ­альные, которые выражают специфические закономерности физи­ческого воспитания: всестороннее и гармоническое развитие лич­ности; связь физической культуры с жизнью; оздоровительная на­правленность; непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха; постепенность наращивания развивающих, тре­нирующих воздействий; цикличность построения занятий; возра­стная адекватность физических упражнений.

    Физическое образование — овладение специальными знаниями, дви­гательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка. Ф. о. предусматривает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздей­ствии на организм; осознание ребенком своих двигательных дей­ствий; усвоение физкультурной и пространственной терминологии и необходимых знаний о выполнении движений, спортивных уп­ражнений и подвижных игр; знание спортивных снарядов, посо­бий и инвентаря, способов и правил их использования; познание ребенком своего тела, формирование телесной рефлексии. Ф. о. яв­ляется средством умственного и физического воспитания.

    Физическое развитие — 1. Процесс формирования и последующего изменения на протяжении жизни естественных морфо-функцио-нальных свойств организма ребенка, обозначаемых антропометри­ческими и биометрическими показателями (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких; состояние осанки, из­гибов позвоночника, динамометрия, измерение свода стопы и др.). 2. Развитие психофизических качеств и двигательных способнос­тей (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, координация, глазомер). В условиях дошкольных учреждений 2 раза год (сен­тябрь, май) проводится диагностика Ф. р. и подготовленности. Дан­ные медико-педагогического обследования заносятся в индивиду­альную карту здоровья и Ф. р. Показатели сверяются с норматива­ми, определяется уровень физического развития, который служит основой для перспективного планирования в ДОУ по физическому воспитанию. По мере необходимости намечается индивидуальная коррекционная работа.Одним из условий успешного Ф.р. является физическое воспитание.

     Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития, являющийся результатом полноценного ис­пользования физической культуры. Под Ф. с. подразумевается оп­тимальная физическая подготовленность и гармоническое физичес­кое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Ф. с. выражает высокую степень развития ин­дивидуальной физической одаренности, повышение биологической на­дежности организма, согласующейся с закономерностями всесторон­него развития личности и долголетнего сохранения здоровья.

    Физкультминутка — одна из форм предупреждения утомления на занятиях, связанного с сидением в однообразной позе и длитель­ным сосредоточением, необходимая для поддержания умственной работоспособности детей.

    Физкультминутка для глаз — комплекс мер для снятия напряжения, усталости, утомления и расслабления мышц глаз. Например, на за­нятиях по аппликации, конструированию, математике, рисованию, по ознакомлению с окружающим и развитию речи целесообразно приглашать детей к окну, чтобы посмотреть на дальние и близкие предметы, понаблюдать погоду, движение транспорта, полет птиц и т. д.

    Физкультурная образованность — теоретические знания об обще­ственном значении физической культуры и спорта, занятиях, тре­нировке, о гигиене тела и одежды, о вреде алкоголя, никотина, нар­котиков, режиме сна, питания, об оказании первой помощи, об орга­низации досуга, о правилах соревнований и др.

    Физкультурное занятие — основная форма обучения детей двигатель­ным навыкам. Основными целями и задачами Ф. з. являются: фор­мирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; обес­печение естественной биологической потребности в движениях и тренировке организма посредством специально подобранных фи­зических упражнений, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее разви­тие дошкольников. В практике работы с дошкольниками принята 3-частная форма занятия. Вводная часть обеспечивает организа­цию детей, активизацию внимания, подготовку организма к выпол­нению более сложных упражнений (строевые упражнения, ходьба обычная, корригирующая и с заданиями, бег). Основная часть со­стоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ), основных видов дви­жений (или спортивных упражнений) и подвижной игры. Заклю­чительная часть обеспечивает переход от интенсивных движений к спокойным (малоподвижные игры, спокойная ходьба, упражнения на релаксацию). Кроме традиционного, смешанного типа занятий, в последнее время получили распространение следующие типы: игровое, сюжетно-игровое, тренировочное, с использованием тренажеров, ритмическая гимнастика, занятие по интересам, тематичес­кое, комплексное, контрольно-проверочное, занятие-поход и т. д. Ф. з. проводятся с детьми, начиная с 2-летнего возраста (2 раза в неделю). С 5-ти лет — 3 раза (одно из них проводится на воздухе за счет ча­сов прогулки). При наличии бассейна Ф. з. проводятся ежедневно (2 из них — по плаванию подгруппами по 8-10 детей). Занятия про­водятся в первой половине дня в составе всей или 1/2 группы де­тей. Длительность физкультурных занятий: для детей 2-3 лет — 10-15 минут; 3-4 лет— 15-20 минут; 4-5 лет— 20-25 минут; 5-6 лет — 25-30 минут.

    Физкультурные праздники — форма организации физического вос­питания дошкольников; проводятся 2 раза в год с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В программу Ф. п. включают общеразвивающие упражнения с предметами, разнообразные игры с элементами соревнования, танцевальные движения, аттракционы, сюрпризные моменты. Задания предлагаются детям в заниматель­ной форме. В процессе их выполнения каждому ребенку дается воз­можность продемонстрировать свои умения в беге, прыжках, мета­нии и других упражнениях; проявить быстроту, находчивость, лов­кость, сообразительность, смелость, решительность, коллективистские навыки.

    Физкультурный досуг — форма организации физического воспитания дошкольников; проводится 1 раз в месяц, начиная со второй млад­шей группы. Для Ф. д. подбирают знакомые детям физические уп­ражнения, а также подвижные, спортивные игры и игры-забавы, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы.

    Физкультурный зал — спортивное помещение, предназначенное для проведения физкультурных занятий и организации досуговой де­ятельности детей. В развивающую предметную среду Ф. з. входят спортивные снаряды, спортивный инвентарь, модули. Для форми­рования эмоционального настроя детей на участие в физкультур­ных занятиях рекомендуется использовать спокойную и тонизи­рующую музыку, атрибуты для проведения подвижных игр.

    Форма физических упражнений представляет собой внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура характеризуется вза­имосвязью различных процессов в организме во время выполне­ния упражнения. Внешняя структура — это видимая форма, которая характери­зуется соотношением пространственных, временных, динамиче­ских параметров движения. Содержание и форма физических уп­ражнений взаимосвязаны/

     Формы траектории бывают прямолинейные и криволиней­ные. Прямолинейные движения применяются, когда требуется раз­вивать наибольшую скорость какой-либо частью тела на коротком пути (удар по подвешенному мячу). Криволинейные движения не требуют затраты дополнительных мышечных усилий для преодо­ления инерции тела, поэтому они используются чаще. Сложность траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще, например, движения руки разнообразнее, чем ноги.

    Экономные движения — движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

    Энергичные движения — движения, выполняемые с ярко выра­женной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодоле­ваются значительные сопротивления.

    СЛОВАРИ СПОРТИВНОЙ ЛЕКСИКИ: ОБЗОР | sibac.info

    При наблюдаемых в современном мире изменениях отношения к книге, значимость такой её разновидность, как словарь сомнению не подвергаются. Одной из доминантных функций словаря является документальное подтверждение языковых изменений, фиксация факта развития языка в целом и языкового знака в частности. Словарь остаётся авторитетным источником в случае необходимости проверки адекватности субъективного смысла, приписываемого языковому знаку субъектом, и значения, имеющего безусловно конвенциональную природу. Русская лексикография предлагает пользователю широкий круг многоаспектных словарей, отражающих уровень развития и специфику организации лексических подсистем, активно использующихся в различных сферах общественной жизни; приметой времени можно считать обилие электронных версий. Отсутствие сколько-нибудь жёстких требований к объёму словника сделало возможным появление словарей узконаправленной терминологии, ориентированных на конкретную, не обязательно широкую, аудиторию. Именно к этой группе относится активно развивающаяся (вместе с обслуживаемой областью социальной жизни) спортивная лексикография.

    Содержание статьи составляют результаты предпринятой нами попытки первичной классификации, обнаруживаемых в пространстве Рунета словарей спортивной лексики. Общий перечень анализируемых изданий (общим числом 25) представлен в списке литературы.

    В качестве потенциальной адресной аудитории словарей этого типа целесообразно рассматривать непосредственных участников спортивной жизни – тренеров, спортсменов, как профессионалов, так и любителей, спортивных менеджеров, спортивных комментаторов, и, конечно, болельщиков. Именно этот коллективный адресат частотно обозначается авторами-составителями словаря в аннотации; кроме того, к адресной аудитории причисляются участники образовательного процесса – студенты и преподаватели: «издание предназначено для специалистов по физической культуре преподавателей, тренеров, педагогов спортивных, учебных, воспитательных и творческих учреждений, студентов средних и высших учебных заведений по специальности «Физическая культура», любителей гимнастики, физической культуры, хореографии»; «словарь будет интересен специалистам, спортсменам и любителям дзюдо»; «для хоккеистов, судей, тренеров, специалистов и любителей-фанатов хоккея». На фоне типичной адресации обращают на себя внимание предпринимаемые авторами словарей попытки привлечь к изданию интерес профессионального лингвистического сообщества. Так, «Англо-русский энциклопедический словарь хоккейной терминологии» В.Л. Звонкова «рассчитан на помощь лингвистам освоить один из многочисленных пластов английской спортивной терминологии, а представителям замечательной игры и освещающим её журналистам и телекомментаторам в России и СНГ улучшить своё знание английского языка» [10]. Привлечённый к анализу материал свидетельствует о невозможности использования критерия «адресная аудитория» в качестве опоры при классификации словарей спортивной лексики.

    Малоэффективной оказалась и ориентация на объём словника. В случае обращения к словарям, имеющим «бумажные» версии, объём словника обозначается в соответствии со сложившейся традицией: 10 000 спортивных терминов («Терминология спорта» [3, 22],), около 7 400 терминов («Толковый словарь спортивных терминов» [23]), свыше 1 400 терминов и понятий («Словарь-справочник по коневодству и конному спорту» [7]). Но отступления от традиции частотны, в случае же словарями, не имеющими «бумажных» предшественников, традиционным можно признать отказ от указания на объём слованика.

    На роль эффективного классификационного критерия в нашем случае могут претендовать два: (1) широта охвата описываемых лексико-тематических групп и (2) число вовлекаемых языковых систем. Рассматриваемые далее таксоны относятся к пересекающемуся типу, т.е. накладываются друг на друга, образуя зоны пересечения.

    На основе первого критерия мы выделили две группы.

    (1) Словари общей спортивной терминологии, в которых собраны основные термины, используемые в различных видах спорта. При этом широта охвата терминов маркируется уже на уровне названия словаря: «Толковый словарь спортивных терминов» [6], [22], [23], «Терминология спорта» [3], «Словарь спортивных терминов» [18], [20], [21], «Физическая культура и спорт» [4].

    (2) Словари, объединяющие специальную терминологию, обслуживающую один вид спорта или несколько тесно связанных, а потому обнаруживающих общность использованной лексики: «Словарь любителя футбола» [16], [24], «Словарь терминов гимнастики и основ хореографии» [17], «Энциклопедический словарь горнолыжника и сноубордиста» [8], «Краткий словарь японских терминов дзюдо» [13], «Словарь регбийских терминов» [19] и под.

    Второй критерий позволяет разделить словари на три группы.

    (1) Одноязычные словари, в число которых, как правило, входят издания энциклопедического характера или традиционные толковые словари: «Толковый словарь спортивных терминов» [6], [22], [23], «Энциклопедический словарь горнолыжника и сноубордиста» [8] и др.

    (2) Вторая группа представлена двуязычными словарями: «Англо-русский, русско-английский карманный хоккейный словарь» [11], «Англо-русский толковый словарь хоккейных терминов» [5], «Англо-русский энциклопедический словарь хоккейной терминологии» [10], «Англо-русский и русско-английский словарь футбольных терминов» [9], «Русско-английский словарь по легкой атлетике» [12], «Англо-русский терминологический глоссарий. Кёрлинг» [1], «Англо-русский терминологический глоссарий. Бобслей. Скелетон (Санный спорт)» [2], «Англо-русский, русско-английский словарь спортивных терминов» [15]. В ряде случаев выбор языков очевидно не случаен: естественной средой формирования футбольной и хоккейной терминологии являлся английский язык, обе игры относятся к традиционным канадским и английским соответственно. В случае с лёгкой атлетикой и другими представленными спортивными дисциплинами ситуация не столь очевидна. Возможно, речь может идти о глобальном английском как языке международного общения, активно использующимся многоязычным спортивным сообществом.

    (3) В особую – немногочисленную – группу мы выделили многоязычные словари: «Русско-англо-латышско-немецкий спортивный словарь» [25], «Украинско-англо-русский футбольный словарь» [14]. Специфика этих лексикографических изданий видится нам именно в уникальном многоязычии, примеров словарей подобного типа в рамках других терминологий немного. Появление же их можно объяснить как ориентацией не специфический круг адресатов, так и нетипичностью словника. При этом оба обстоятельства маркируются авторами в аннотациях: «словарь создан как методическое пособие для мультилингвального образования и в помощь студентам ERASMUS, а также для программы непрерывного обучения» [25], «словарь содержит более 3000 терминов и высказываний; словарь поможет тренерам, футболистам и любителям футбола безошибочно разбираться в формулировках терминов» [14], «вокабуляр составлен для фанатов, журналистов, комментаторов и многих других, которые живут этой прекрасной игрой на поле или за его пределами» [9].

    Таким образом, первичная классификация словарей спортивной терминологии позволила выявить базовые критериальные признаки. Перспективы дальнейшего исследования видятся нам в анализе выявленных типов словарей. С учётом актуальности спортивной сферы в жизни современного общества (далеко выходящей за пределы профессионального сообщества), выявление эффективных способов организации этого типа справочной литературы видится нам как насущная проблема.

     

    Список литературы:

    1. Англо-русский терминологический глоссарий. Кёрлинг: терминологический словарь. М.: Оргкомитет «Сочи-14», 2012. — 9 с.
    2. Англо-русский терминологический глоссарий. Бобслей. Скелетон (Санный спорт): терминологический словарь. М.: Оргкомитет «Сочи-14», 2012. — 9 с.
    3. Блеер А.Н. Терминология спорта. Толковый словарь-справочник: справочное пособие / под ред. А.Н. Блеера, Ф.П. Суслова, Д.А. Тышлера. М.: Академия, 2010. — 464 с.
    4. Власов А.А. Физическая культура и спорт: краткий терминологический словарь / авт.-сост. А.А. Власов. М.: Советский спорт, 2005. — 60 с.
    5. Гинзбург С.Е. Англо-русский толковый словарь хоккейных терминов: терминологический словарь / под ред. С.Е. Гимзбурга. М.: Инфра-М, 2017. — 238 с.
    6. Глоссарий различных видов спорта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ruchampions.com/category/glossarium (дата обращения: 29.10.2017)
    7. Гуревич Д.Я., Рогалев Г. Т. Словарь-справочник по коневодству и конному спорту: Ок. 1400 единиц: справочное пособие / под ред. Д.Я. Гуревич, Г.Т. Рогалева. М.: Росагропромиздат, 199. — 240 с.
    8. Данилин В.И. Энциклопедический словарь горнолыжника и сноубордиста: словарь-справочник / под ред. В.И. Данилина. М.: Альт консул, 2007. — 252 с.
    9. Зарохович Л.А. Англо-русский и русско-английский словарь футбольных терминов: справочное издание / авт.-сост. Л.А. Зарохович. М.: Астель, 2002. — 128 с.
    10. Звонков В.Л. Англо-русский энциклопедический словарь хоккейной терминологии: терминологический словарь / под ред. В.Л. Звонкова. М.: Р. Валент, 2009. — 303 с.
    11. Звонков В.Л. Англо-русский, русско-английский карманный хоккейный словарь: краткий словарь / авт.-сост. В.Л. Звонков, Л.А. Зарахович. М.: Человек, 2010. — 123 с.
    12. Зубкова А.В, Барабашникова Е.С. Русско-английский словарь по легкой атлетике: справочное пособие / под ред. А.В Зубковой, Е.С. Барабашниковой. М.: СпортАкадемПресс, 2000. — 132 с.
    13. Кащавцев В.В., Клименко Т.П., Новгородцева Э.А. Краткий словарь японских терминов дзюдо: краткий терминологический словарь / авт.-сост. В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко, Э.А. Новгородцева. М.: Клименко, 2007. — 80 с.
    14. Кварацхелия М.Ш. Украинско-англо-русский футбольный словарь: справочное пособие / под ред. М.Ш. Кварацхелия. Киев: Слово, 2012. — 224 с.
    15. Котова М.А. Англо-русский, русско-английский словарь спортивных терминов: терминологический словарь / под ред. М.А. Котовой. М.: Советский спорт, 2012. — 232 с.
    16. Кулжинский И.П. Словарь любителя футбола: терминологический словарь / под ред. И.П. Кулжинского. Ростов-на-Дону: Молот, 1969. — 200 с.
    17. Рябчиков А.И., Фирилева Ж.Е. Словарь терминов гимнастики и основ хореографии: терминологический словарь / авт.-сост. А.И. Рябчиков, Ж.Е. Фирилева. Спб.: Детство-пресс, 2009. — 288 с.
    18. Салимзянов Р.Р. Словарь спортивных терминов: терминологический словарь / под общ. редакцией Р.Р. Салимзянова. Ульяновск: УВАУ ГА(и), 2008. — 116 с.
    19. Словарь регбийских терминов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rugger.info/rugbyhub/glossary (дата обращения: 29.10.2017)
    20. Словарь спортивных терминов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sport-tv.kz (дата обращения: 28.10.2017)
    21. Словарь спортивных терминов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chtooznachaet.ru/slovari/slovar-sportivnyx-terminov (дата обращения: 28.10.2017)
    22. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Толковый словарь спортивных терминов: терминологический словарь / авт.-сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс , 2001. — 480 с.
    23. Суслов Ф.П. Толковый словарь спортивных терминов: Ок. 7400 терминов: терминологический словарь / [Абсалямова И. В. и др.]; Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. М.: Физкультура и спорт, 1993. — 351 с
    24. Футбольные термины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://footobzor.com/futbolnie-termini (дата обращения: 27.10.2017)
    25. Швинкс У. Русско-англо-латышско-немецкий спортивный словарь: методическое пособие / под ред. У. Швинкса. Рига: LSPA, 2010. — 998 с.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *