Стиль в танцах модерн – Jazz Modern (Джаз модерн) — стиль танца, история танца джаз модерн, основные движения

Танец Джаз Модерн — Все о танцах в одном месте

Джаз Модерн

Танец джаз-модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX — начало. XX вв. в США и Германии.

Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины (свободный танец, дунканизм, танец босоножек, ритмопластический танец, выразительный, экспрессионистский, абсолютный, новый художественный), возникавшие в процессе развития этого направления.

Общим для представителей танца модерн, независимо от того, к какому течению они принадлежали и в какой период провозглашали свои эстетические программы, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, по их мнению, духовным потребностям человека XX века.

Основные её принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. В стремлении к полной независимости от традиций представители т.м. пришли, в конце концов, к принятию отдельных технических приёмов, в противоборстве с которыми зародилось новое направление. Установка на полный отход от традиционных балетных форм на практике не смогла быть до конца реализована.

Модерн обычно исполняется босиком.

История

Идеи, жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Его идеи получили распространение в начале 20 в. после того, как были художественно реализованы двумя американскими танцовщицами, гастролировавшими в Европе. ЛоиФуллер выступала в 1892 в Париже.

Её танец «Серпантин» строился на эффектном сочетании свободных телодвижений, стихийно порождаемых музыкой, и костюма — огромных развевающихся покрывал, освещённых разноцветными прожекторами. Однако основоположницей нового направления в хореографии стала Айседора Дункан.

Её проповедь обновлённой античности, «танца будущего», возвращённого к естественным формам, свободного не только от театральных условностей, но и исторических и бытовых, оказала большое влияние на многих деятелей искусства стремившихся освободиться от академических догм.

Источником вдохновения Дункан считала природу. Выражая личные чувства, её искусство не имело общих черт с какой-либо хореографической системой. Оно обращалось к героическим и романтическим образам, порождённым музыкой такого же характера.

Техника не была сложной, но сравнительно ограниченным набором движений и поз танцовщица передавала тончайшие оттенки эмоций, наполняя простейшие жесты глубоким поэтическим содержанием. Дункан не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Импровизационность, танец босиком, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.

В России одними из первых ее последователей были студии свободного, или пластического танца и музыкального движения.

Другим источником, существенно воздействовавшим на его формирование, была система Э. Жака-Далькроза — ритмика.

Ритмопластический танец, развившийся на её основе, был во многом противоположен дунканизму. Жак-Далькроз исходил из аналитичного, внеэмоционального воплощения исполнителями музыки; танец не был произвольной трактовкой её тематической программы, разные части тела создавали как бы пластический контрапункт, в котором движения танцовщиков соответствовали отдельным голосам музыки.
Но даже в своих первых крупных постановках в Хеллерау («Эхо и Нарцисс» на собственную музыку, 1912; [[Свободный танец и опера К.В. Глюка «Орфей и Эвридика»: столетие творческого союза, 1902-2005|«Орфей»]] на муз.Глюка, 1913) Далькроз воплотил не только структуру музыкального произведения, но передал их эмоциональное содержание, что потребовало уже чисто пластической выразительности жеста и позы.

Против такого безраздельного господства музыки над танцем выступил австрийский хореограф Р.Лабан, ставший ведущим теоретиком танца модерн. Для обоснования своих взглядов он обратился к философско-эстетическим учениям древней Индии, пифагорийцев и неоплатоников. В теоретическом труде «Кинетография» (1928)

Лабан изложил универсальную концепцию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластико-динамических характеристик движений независимо от того, к какой национальности, стилевой и жанровой категории они принадлежат. Не менее существенной для формирования эстетики танца модерн была мысль Лабана о том, что художественно осмысленное движение должно быть выражением внутренней жизни его творца, а не содержания музыки. Наиболее полную реализацию идеи Лабана получили в его постановке «Мерцающие ритмы» (без музыкального сопровождения, 1925).

Творчество ученика и сотрудника Лабана Курта Йосса было направлено на создание нового танцевального театра. Йосс использовал сценографию, музыку, хоровую декламацию, возрождал традиции мистериального и культового театров. Однако все эти приёмы рассматривались как служебные, возбуждающие «энергию движения тела». Танцевальная пластика для представителей «выразительного танца», как себя стали называть последователи Лабана, оставалась главным и часто единственным, средством создания художественного образа.

Один из первых хореографов танца модерн — Йосс осознал необходимость синтеза выразительности, танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы. Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам; например, «Зелёный стол» (1932) — первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской направленностью. Расширению круга тем и образов хореографии содействовала и немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман (ученица Лабана). Её искания шли в русле экспрессионизма.

Она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми. Уродливое и страшное Вигман считала также достойным воплощения в танце. Её сольные и групповые постановки («Жалоба», циклы — «Жертва», «Танцы матери» и «Семь танцев о жизни») отличались крайней напряжённостью и динамизмом форм. Вигман привлекали темы одержимости, страсти, страха, отчаяния, смерти. В искусстве Вигман отсутствовал пафос протеста, оно выражало образы-символы общечеловеческих эмоций. Идеи Вигман оказали глубокое воздействие на развитие танца модерн.

Её ученица Ханя Хольм распространила идеи Вигман в США. Грета Палукка, другая ученица Вигман, обращалась не только к мрачному и трагическому. Юмористичные, просветлённые, лирические темы и образы также находили выражение в её творчестве. Музыка, от которой Вигман часто отказывалась, в искусстве Палукки снова обрела должное значение: танцевально-пластическое воплощение получили произведения Б. Бартока, Р. Штрауса, И. Брамса, Г. Ф. Генделя. Палукка внесла в танец модерн технику высоких прыжков и разработала свою методику преподавания. У Вигман также учились известные представители танца модерн — И. Георги, X. Кройцберг, М. Терпис, В. Скоронель, Г. Лейстиков.

Индивидуальный стиль этих хореографов, равно как и других мастеров танца модерн (сестёр Визенталь, А. Сахарова и К. Дерп, Г. Боденвизер, Л. Глосар, Сент-Махезы, работавших в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции и Швейцарии), складывался под воздействием основных школ немецкого танца модерн и разнообразных художеств, течений европейского искусства первой трети 20 в.

Характерны две ведущие тенденции развития.
Представители одной, следуя эстетическим концепциям экспрессионизма, видели в выражении субъективных переживаний хореографа основополагающий принцип творчества.

Резкость изломанных линий, нарочитая огрублённость форм, стремление вскрыть бессознательные мотивы поступков человека, «показать истинную сущность его души» — всё это составляло основу их хореографии. Крайнее выражение эти идеи получили в т. н. абсолютном танце, исключавшем из хореографии не только любые внетанцевальные элементы, но и фиксированную композицию.

Представители этого направления утверждали, что и в групповых постановках возможна полная свобода формотворчества, позволяющая каждому исполнителю в зависимости от его индивидуальности развивать самостоятельный, пластический мотив. Второе направление сложилось под влиянием конструктивизма и абстракционизма.

В искусстве его представителей форма приобретала значение не только средства выражения, но становилась непосредственным содержанием танцевального образа. О. Шлеммер (сотрудник нем. школы строительства и конструирования Баухауз) рассматривал танец как точно рассчитанную конструкцию.

Тело исполнителя в его «танцевальной математике» (так Шлеммер называл свою хореографию) служило лишь способом выявления «чисто кинетических формул», подчинённых тем же числовым закономерностям, что и движения механизмов.

Другое проявление конструктивизма в танце модерн — т. н. «танцы машин» — массовые ритмопластические композиции, имитировавшие работу различных механизмов, в основе которых были движения танцовщиков, близкие гимнастическим, намеренно лишённые эмоциональной окраски (В. Скоронель в Германии и Н. М. Форрегер в СССР). Виднейшие мастера немецкого танца модерн были связаны с левым политическим движением.

Американский танец модерн

Труппы танца модерн имеются в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. Большое распространение танец модерн получил на Кубе, где сложилась своя школа.

Первые труппы были организованы в начале 60-х гг. Р. Геррой и Альберто Алонсо. Продолжая развивать традиции американского и мексиканского танца модерн, кубинские хореографы проявляют особый интерес к негритянском фольклору, причём не только в его латино-американских формах, но и в африканских. И Европе существует несколько крупных учебных центров танца модерн — «Палукка-шуле» (Дрезден, ФРГ) и «Фолькванг-шуле» (Эссен, ФРГ) и др.

Широкое распространение танец модерн получил и в других странах. Шведский танцевальный театр (Б. Кульберг и И. Крамер), Нидерландский театр танца, Печский балет (Венгрия). «Батшева» и «Инбал» (Израиль), танцевальная труппа культурного центра искусств (руководитель А. Рейес, Филиппины) и другие. Стиль этих коллективов определяется принадлежностью их руководителей к американским или немецким школам танцам модерна, а также степенью использования национального фольклора и не балетной пантомимы, владением техникой классического танца.

Танец модерн оказал влияние и на классический танец.

Ни один из крупнейших балетмейстеров 20 в. начиная с А. А. Горского, М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и кончая Дж.Баланчиным и Ю. Н. Григоровичем, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении. Однако элементы танца модерн претворялись ими на основе иных идейно-хореографической концепций. С середины 50-х гг. стремление к синтезированным поискам некоего нового языка современного танца становится заметной тенденцией зарубежной хореографии.

Многих произведениях хореографов танца модерн и балетмейстеров классической школы (Морис Бежар, Р. Пети, Ж. Шарра, Альберто Алонсо, X.Лефебр, А. Де Милль, Дж. Роббинс, Х. Ван Манен, Р. Джофри, Дж. Арпино, Г. Тетли, М. Рамберт, Э. Тюдор, Дж. Крэнко, К.Макмиллан, М. Эк, Т. Гзовская, Т. Шиллинг, К.Я. Голейзовский, Май Мурдмаа и др.) трудно причислить к тому или иному направлению.

Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними традициями классического танца. В 1967 г. в Лондоне был организован крупнейший в регионе центр по изучению танца модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под рук.Р. Коэна).

В 1972 г. Ж. Руссильо создал труппу Балетный театр Жозефа Руссильо во Франции. Старейшие балетные труппы этих стран — «Балле Рамбер» и парижская Опера также включают в репeртуар постановки танца модерн (с 1974 при парижской Опере работает экспериментальная группа — Театр исканий (рук. К. Карлсон).

На гастроли в СССР приезжали: Балет города Печ. труппы Алвина Эйли, Хосе Лимона, Кубинский ансамбль современного танца, Танцевальный ансамбль Крамера, Театр танца культурного центра Филиппин, Ансамбль танца под руководством Пола Тейлора, Балетный театр Жозефа Руссильо и другие.

Самобытно интерпретировали танец модерн современные хореографы Л. В. Якобсон (хореографические миниатюры по скульптурам Родена), О. М. Виноградов («Ярославна» Тищенко), Н. Н. Боярчиков («Орфей и Эвридика» на муз.Журбина) и другие.

Стили танцев студии Этно-Модерн Модерн танец

Стили танцев студии Этно-Модерн>Модерн танец

В нашей студии модерн присутствует на таких занятиях:

Понятие модерн-танца возникло в русле распространенного во второй половине ХIХ века стиля модерн.

Этот стиль включал в себя, с одной стороны, черты элитарной культуры, с другой — в нем присутствовал революционный дух масс, господствующий в то время. Основная задача заключалась в том, чтобы высокие элитарные каноны спустились до низов. Модерн постепенно приобретал черты массовости. «Эксклюзивная культура» отходила на второй план. Своеобразие стиля модерн заключалось в том, что акцент в нем делался на созерцании — за основу в модерне взято этическое восприятие. Кроме того, философия модерна заключена в определенную форму, цель которой — гармоничное восприятие. Внутри этого стиля, в ответ на кризис классического балета, возникали попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства. От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Так в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления появилась новая форма танцевания, названная «модерн-танец». Представители модерна откинули все каноны и взялись за открытие нового — новые темы и сюжеты, которые они находили, непременно следовало выражать новыми средствами. Танец модерн отличается изящностью, нестандартностью, высокой долей импровизации. Хореография, ее форма строится в соответствии с идеей танца. В модерн-танце используются фигуры классической школы танцевания, но он все равно характеризуется исключительностью. Большое внимание уделяется графике движения, форме фигур, ритму и ракурсу исполнения.

Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Одной из учениц Дельсарта была Женевьева Стебан, впоследствии преподававшая на курсах Айседоре Дункан — американской танцовщице, которая считается основоположницей свободного танца — предтечи танца модерн. Айседора Дункан (1878-1927) открыла путь новому в хореографическом искусстве. Она написала книгу «Танец будущего», в которой изложила свои мечты о создании нового человека, для которого танец будет более, чем естественным делом. Её «танец будущего», возвращённый к естественным формам, оказал большое влияние на многих деятелей искусства, стремившихся освободиться от академических догм. Источником вдохновения Дункан считала природу. «Когда я танцую босая по земле, я принимаю греческие позы, так как греческие позы как раз и являются естественными положениями на нашей планете». Импровизационность, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке, простые сценические декорации – все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.

Танец модерн — общее название танцевального искусства, преимущественно первой половины XX века, во многом определившего пути развития современной хореографии — результат ухода от строгих норм балета в пользу творческой свободы хореографов. Эта система танца объединяет множество относительно самостоятельных направлений. Термин «Танец модерн» («мodern dance») появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он вытеснил другие термины («свободный танец», «дунканизм», «танец босоножек», «ритмопластический танец», «выразительный», «экспрессионистский», «абсолютный», «новый художественный»), возникавшие в процессе развития этого направления. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии. Толчок был дан Айседорой Дункан в Америке, Далькрозом и Дельсартом во Франции, Рудольфом Лабаном в Германии. В отличие от джазового или классического танца, это направление, как никакое другое, связано с именами своих исполнителей и хореографов, поскольку создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

Будучи художниками с необычным мышлением, они воздействовали на свое окружение, создав плеяду талантливых учеников. На сегодняшний день термином «модерн» принято называть танцевальную технику, выработанную Мартой Грэм, Дорис Хамфри, Рудольфом фон Лабаном, Хосе Лимоном, Мерсом Каннингхемом, Лестером Хортоном, Пиной Бауш, Эриком Хоукинсом и другими талантливыми мастерами танца. Этим людям обязаны своим появлением целые школы, танцевальные направления по всему миру. Эти школы совершенно не похожи друг на друга по стилю и технике танцевания. Многообразие выразительных элементов танца модерн делает его значительно более демократичным. Первая школа модерн-танца «Денишоун» (Dan Shawn Company) была открыта в 1915 году благодаря американским танцовщикам и хореографам Рут Сент Дени (1878-1968) и Тэд Шоун (1891-1972). Название этой школы на долгие годы стало символом профессионального танца модерн. Основатели танца модерн, как правило, отрицали академический классический танец как выразительное средство, позволяющее воплотить на сцене переживания и проблемы современного человека, но признавали классическую школу как необходимый тренинг для танцовщика. Для каждого представителя танца-модерн форма не являлась главной, важно было донести до зрителя определенный смысл, переживание, эмоции. Модерн-танец — это своеобразный пласт в искусстве танцевания, не похожий ни на классический балет, ни на джаз-танец, ни на бальные танцы. Как и все эти направления, он обладает своей, неповторимой спецификой, изяществом, энергетикой.

Основу современного модерна заложили известные американские хореографы Хани Хольм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, они создали основные понятия и положения. Появляются первые труды теоретиков модерна. Весомый вклад в развитие модерна внесли европейцы Рудольф Штайнер и Эмиль Жак Далькроз (Швейцария), Рудольф фон Лабан (Австрия), разработавшие соответственно основы «эвритмии», «эуритмики» и «экспрессивного танца». Идеи теоретиков подхватывают и практики. Курт Йосс пробует соединить выразительность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман исследует эмоции, пытается передать в танце страх, отчаяние, боль. Ученики Вигман продолжают ее творческий поиск, их новшества получили широкое распространение в США. Например, Грет Палукка внесла в модерн технику высоких прыжков, Марта Грэхем разработала технику «усилия» и «расслабления» («contraction» и «release»), которая сегодня принята во всем мире. Основные особенности модерна можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движение, форма) и внутренние (психологические и духовные). Основное отличие всех техник танца модерн — использование гравитации и работа с весом тела, отсутствие стремления скрыть усилие, затрачиваемое при движении, нарушение вертикальной оси держания тела, фокусирование внимания на центре тела и работа с ним. Оригинальная окрашенность привычных движений и необычность переплетения различных форм танцевальной пластики открывает новые грани возможностей человеческого тела. Пластика, ритм, настроение модерн-танца находятся в непосредственной зависимости от конкретного танцовщика. Модерн-танцу свойственна сиюминутность, высокая доля импровизации. Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца — выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах. Модерн небогат внешними аксессуарами — исполнители предпочитают простые туники и трико, часто танцуют босиком. В танце модерн широко используется партерная техника. Исполнители модерна обогатили искусство танца множеством оригинальных танцевально-пластических средств. Идея модерн-танца исключительно важна. Только она помогает стать танцу эмоционально и чувственно «нагруженным». Все экспрессивные средства танца модерн направлены на демонстрацию некой идеи. В зависимости от того, какова идея танца, строится хореография, ее форма. Построение танца в основе своей имеет визуальное восприятие человека. Все движения должны быть гармоничны, одно движение перетекает в другое, подобно тому, как человек плавно и органично идет по земле, или же словно дерево, качающееся под порывами ветра. При этом все движения должны демонстрировать состояние души исполнителя, идею, роль, с которой на момент сроднился актер-танцовщик. Именно по причине попытки достичь большего олицетворения идеи, модерн-танцу свойственна частая смена фигур. Хореография должна полностью соответствовать музыке. Модерн-танец может исполняться не под ритм, но всегда под музыку. Подъем в музыке соответствует «подъему» в хореографии и наоборот. Все музыкально и гармонично. Используя серьезную, напряженную классическую музыку, танцоры модерна рассказывают зрителям о самых сокровенных тайнах человеческой души. Модерн — это танец, стремящийся выразить духовные потребности человека. Естественность и свободное самовыражение танцоров в импровизации служат этой цели наилучшим образом. Модерн — не просто техника, это мироощущение. В этом достоинство модерна, его эмоциональное богатство — танец поражает до глубины души напряженностью и глубиной ничем не прикрытых эмоций.

Модерн — это авангард балетного танцевального искусства, который ставит рисковые эксперименты над классическим танцем. Модерн развился вопреки классическому балету, в нем танцоры стремились выйти за рамки классики — это некий эпатаж, шокирующий привычный взгляд зрителя. Ярким примером тому служат постановки известных классических балетов в стиле modern, имеющие очень мало общего с традиционными балетными постановками. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки — танец полностью зависит от фантазии хореографа. В этом стиле танцевали величайшие танцовщики — Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Андрис и Илза Лиепа, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников и многие другие талантливые исполнители, некоторые из них танцуют до сих пор.

Модерн постепенно трансформируется в пост-модерн. Первые отголоски пост-модерна появляются в 50-е годы, представители которого (Пол Тейлор, Элвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк, Уильям Форсайт), отказавшись от опыта предыдущих поколений, принялись активно экспериментировать. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки, на крыши, отрицая форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо («хепенинг»). Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. В это же время появляется контактная импровизация, инициатором которой был Стив Пэкстон. 60-е годы ознаменовали развитие пост-модернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых движений. Яркими представителями пост-модерна являлись Борис Эйфман — российский хореограф, балетмейстер, один из ведущих хореографов мира и Морис Бежар — французский танцовщик, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов второй половины XX века. Их хореография в большей мере ассоциативна и импровизационна. Знаменитый манифест «Нет», отвергающий все костюмы, сюжеты и «показуху» ради сырого, необработанного движения – это, наверное, ярчайшая крайность этой волны новой мысли. К сожалению, отсутствие костюмов, сюжетов и бутафории не способствовали успешности танцевального шоу – и спустя недолгое время «декорации», «художественное оформление» и «уровень шока» снова появились в лексиконе хореографов современного танца. Модерн — живой, постоянно развивающийся, свободный от канонов и условностей танец. Хореографы постоянно ищут новые движения, экспериментируют с новыми формами танца, музыкой и пространством.Танец модерн быстро завоевал своих поклонников в разных странах мира. Труппы танца-модерн имеются в Швеции (Танцевальный ансамбль И.Крамера), в Голландии (Нидерландский танцевальный театр), в Венгрии (Печский балет), в Израиле («Батшева» и «Инбал»), на Филиппинах (Танцевальная труппа культурного центра искусств), в Лондоне (Лондонский современный театр танца под руководством Р.Коэна), во Франции (Балетный театр Жозефа Руссильо). Широкую известность приобрел модерн также в Японии, Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. На Кубе сложилась своя школа модерна. В России и в Украине созданы студии модерн-танца во многих городах. Под влиянием русской культуры хореографы России создают новое направление модерна — «русский модерн». Результаты их деятельности высоко оценены как в Европе, так и в Америке.

2013-08-13 13:56:52

Jazz Modern (Джаз модерн) — стиль танца, история танца джаз модерн, основные движения

Описание

Джаз-модерн – является одним из направлений в зарубежной современной хореографии, зародился он в конце 19-го – начале 20-го века в Германии и Соединенных Штатах. Само понятие «танец модерн» берет свои истоки в сценической хореографии, которая отвергала традиционную балетную форму. Когда термин вошел в употребление, он вытеснил другие такие, как: дунканизм, свободный танец, ритмопластический танец, экспрессионистский, танец босоножек, новый художественный, которые возникали во время развития данного направления. Исполнители модерн, вне зависимости от течения, к которому принадлежали, хотели создать новую хореографию и, чтобы она отвечала потребностям души человека 20-го века.

Принципы новой хореографии, во-первых – отсутствие канонов, обязательная реализация новых сюжетов и тем, во-вторых – полная независимость от традиций. Результатом стало принятие отдельных приемов и, благодаря противоборству с ними зародилось новое направление. Отказ от балетных традиционных форм до конца не реализовался.

Jazz modern – современное направление, которое объединило в себе много направлений и стилей. Позиции ног и рук, базовые движения – классический балет, шаги (ча-ча-ча, сальса), ритмизация движений. Если наблюдать за исполнителем, то можно увидеть ломаные движения, акробатические рисунки. Большая роль в этом направлении принадлежит импровизации.

Движения и особенности их выполнения

Движения были взяты, в основном, из модерна, джазового танца и академического балета. Ниже приведены самые распространенные из них:

  • Использование позы коллапса – эта поза выполняется, как необычное положение тела, колени немного согнутые, тело расслаблено, позвоночник пластичный и мягкий, голова и торс имеют небольшой наклон вперед. В позе нет вытянутости вверх и напряженности. Нужно отметить, что главным отличием классического танца от джаз-модерна является состояние позвоночника. В балете позвоночник – ось тела, в джаз-модерне он расслабленный. Главная задача для новичков – научиться расслаблять позвоночник, так как движения выполняются с задействованием различных его частей.
  • Полицентрия и изоляция – основной прием в технике исполнения, ему обучаются в самом начале. Все мы знаем, что тело состоит из частей, поэтому, для выполнения этих приемов нужно научиться двигать одной частью тела вне зависимости от другой.
  • Полиметрия – обязательным является развитие ритмического восприятия. Части тела не только могут двигаться отдельно, но и, соблюдая разный ритм.
  • Мультипликация – прием тоже связан с ритмом, его выполнение основано на раскладе одного движения на составляющие его части, но если происходит увеличение общего количества танцевальных акцентов, то увеличение музыкального такта не происходит.
  • Координация – она осуществляется двумя способами: оппозиция и параллеризм.
  • Расширение и сжатие (release и contraction) – сжатие производится за счет того, что сжимаются мышцы, расширение же происходит в пространстве. Эти два приема связаны напрямую с дыханием, сжатие – выдох, расширение – вдох.

Уровни – положение исполнителя относительно поверхности. Уровни могут быть разными, например, лежа, сидя, стоя, сидя на корточках, на четвереньках, стоя на коленях.

Акробатические уровни – колесо, шпагат, березка, мостик.

Для ног существует две позиции: выворотная и параллельная.

История возникновения

Джаз-модерн – это слияние классического, модерн и джаза, как направлений. Каждое развивалось отдельно и в свое время.

Jazz modern соединил ритм, энергию, ловкость, силу и координацию джазового танца, философию и идею, работу с весом тела и дыханием, свободный позвоночник. Вращение, прыжок, устойчивость – классический балет. Все это стало уникальной техникой. Сейчас наблюдается смешение танцевальных техник, объединение основных систем. Хореографы постоянно ищут что-то новое для своих постановок.

Видео с джаз-модерном и фото смотрите на сайте.

Особенности танца-модерн

Главная | Обзоры от ShkolaTantsev.ru | Особенности танца-модерн

Направление модерн в танцевальном искусстве появилось как знак протеста против канонов балета и сказки, характерной для балетного творчества. В искусстве балета каноническими считаются 72 позиции. В модерне позиций более миллиона, и их количество продолжает увеличиваться. Рамки балетной традиции слишком узки для хореографии в современном ее виде.

Форма в балете имеет второстепенное значение. Важнее — смысловая и эмоциональная нагрузка движений. Основоположники танца модерн не являлись приверженцами классического танца. Обучение классике, по их мнению, было лишь шагом на пути к созданию новых танцевальных выражений, тренировкой танцовщика и его танцевальной закалкой.

Танец-модерн отличается от джаза и академического танца тем, что он был создан с опорой на творчество конкретного человека. Внутреннее состояние танцора связано с формой танца. Почти все стили модерна появились под воздействием определенной философской модели, уникального видения этого мира.

Стремясь к независимости в творчестве, создатели танца-модерн отказались от классических канонов, стали воплощать новые сюжеты, раскрывать новые темы при помощи оригинальных средств танцевальной пластики.

Во главу угла была поставления абсолютная независимость от традиционного искусства. Тем не менее некоторые приемы из классического танца модерном все же были унаследованы. Потому на практике полностью отойти от традиций балета танцу-модерн не удалось.

Дата публикации: 26 сентября 2015 г.

Смотрите так же

Сегодня занятия фитнесом являются не только модным увлечением, но и отличным способом, позволяющим сохранить свое тело в идеальной форме. Фитнес наполняет жизнь положительными эмоциями, а также является великолепной профилактикой многих болезней

Направление модерн в танцевальном искусстве появилось как знак протеста против канонов балета и сказки, характерной для балетного творчества. В искусстве балета каноническими считаются 72 позиции

Сальса танцуют и мужчины и женщины, и в зависимости от уровня подготовки им присваиваются определённые звания. Мужчине почётно получить признание и называться сальсосеро с приставкой супер.

Ответы@Mail.Ru: Чем отличаются направления танца: модерн, джаз-модерн и контемп?

Модерн .– это направление, основанное на классическом танце. Модерн включает в себя элементы всех направлений танца, элементы йоги, гимнастики, акробатики. Это свободный, инерционный, динамичный и красивый танец. Не только танец. Contemporary Dance — это сама жизнь, это действо, которое рождается глубоко внутри. Вам придется задуматься, когда вы увидите эти движения и начнёте танцевать. Необходимо отпустить все: все свои проблемы, переживания, полностью расслабиться, быть собой и двигаться так, как подскажет внутреннее Я. Джаз-модерн .– это неординарное танцевальное течение, сочетающее в себе классическую и современную хореографии. Сегодня обучение джаз-модерн вобрало в себя практически все современные направления танцевальных течений — это динамичный сплав уличных танцев (хип-хоп, брейк) и клубных танцев (R’n’B и клубная латина) с элементами рок-н-ролла, фанка, техно, степа, сумевший соединить в себе разнообразие африканских, латиноамериканских, арабских и других ритмов. Именно Джаз-модерн лежит в основе известных мюзиклов («Chikago»,«NotreDame de Paris»), являясь основным танцевальным направлением для подготовки профессиональных танцоров в Европе и Америке. Подготовленное тело -это сила, гибкость, пластичность, выносливость, отличная форма и прекраснаяосанка. Занятия развивают музыкальность, чувство ритма, координацию движений и умение владеть своим телом – вот что такое обучение джаз-модерн. Контемп .— это возможность не только самовыражения, но путь к познанию своего тела, его способностей и границ. Танец также дает возможность познакомиться отдельно с такими танцевальными стилями как джаз, Release и классические танец. Правильное дыхание, повышение качества движений, умение работать с пространством и весом своего тела, своими эмоциями – все это также дает танец контемпорари. Используя естественные принципы движения, инерции веса и дыхания, «настройки» или «выстраивания» тела через напряжение и расслабление, акцент в работе суставов и вытягивании позвоночника, соединение центра тяжести тела с конечностями – все это также подарит Вам танец контемпорари. От остальных стилей танца контемп отличается тем, что правила в нем еще не до конца сформулированны, он продолжает развиваться и вбирать в себя лучшее из других направлений . В контемпорари присутствует смысл каждого движения, а связки имеют логическое развитие.

Джазовый танец — Википедия

Танцоры современного джаза

Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. Этот танец развивался параллельно с музыкой в 20-е – 40-е годы XX столетия. Термин джазовый танец неразрывно связан с понятием танцев в стиле «свинг» и включает в себя: линди хоп, чарльстон, буги-вуги, джиттербаг (как смесь стилей), шэг, бальбоа, блюз. Это название часто также распространяется на джайв, рок-н-ролл, West Coast Swing, Se rock или Le Rock и другие танцы, развившиеся в 1940-х и позднее. В США термином «свинг» чаще обозначают такие социальные танцы, как линди хоп, West Coast Swing, East Coast Swing, Hand Dancing и т.д. В Европе долгое время были наиболее распространены буги-вуги и рок-н-ролл, а в последние годы широкую популярность получил линди хоп. До 1950–х годов джазовый танец, как и музыка относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца. В 1950–х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.

До середины 1950-х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из афро-американского коренного танца конца XIX — середины XX века. Джазовый танец часто относили к чечётке, потому что чечётка под джазовую музыку была одним из господствующих танцев той эпохи. Развиваясь со временем джазовый танец, породил разнообразие социальных и концертных танцевальных стилей. Позднее, в течение века джаза популярные формы джаза включали в себя кекуок, Black Bottom, чарльстон, джиттербаг, буги-вуги, линди-хоп. Сегодня многие из этих танцевальных стилей все также популярны и продолжают практиковаться учениками и педагогами.

Ранние джазовые формы 1920-х и ранее[править | править код]

Стоит заметить, что ранние формы (с 1890 по 1910) танца, который позднее станет известен как свинг, танцевали на юге Соединенных Штатов. Однако, из-за расового конфликта, известного как законы Джима Кроу (так называемая расовая сегрегация), многие талантливые афроамериканцы переезжали на север, где отношение к чернокожим было намного лояльнее. Многие из них совместили свой родной танцевальный стиль с тем, что уже был распространен в клубах таких городов как Чикаго, Кливленд, Нью-Йорк, Детройт, Сент Луис и других. В результате появились множество новых танцевальных стилей, практически у каждого города был свой собственный стиль.

  • Black Bottom
  • Rhythm Tap dance (тэп)
  • Texas Tommy. Первое упоминание свинга отмечено в San Francisco Tribune в 1911, это был рассказ о танцующих Texas Tommy в Fairmout Hotel. В Texas Tommy партнеры периодически расходились вместо того, чтобы все время танцевать в близкой позиции, и тогда партнер «раскручивал» (swing out) партнершу, создавая возможность для импровизации и акробатических элементов. Термин «акробатический» часто встречается в описании этого танца. Texas Tommy считается непосредственным предшественником линди хопа. Когда у первых танцоров Texas Tommy попросили описать их танец, они сказали, что он был точно как линди хоп, только первые пару шагов были другими. Также они сказали что: «Через какое-то время после возникновения открытой позиции (breakaways) Texas Tommy развился и включил в себя элементы многих других танцев, в том числе танцев, пародирующих движения животных, например Grizzly Bear, Bunny Hop, Eagle Rock и Turkey Trot.»
  • Shim Sham Shimmy — популярный линейный танец 1920-х и 30-х годов.
  • Apache — старый французский танец из пригородов Парижа, популярный с середины 1800-х. Смысл танца был в исполнении сценки, в которой мужчина, или сутенёр, подчиняет или наказывает женщину или проститутку. Танец заключался в том, что женщина уползала от мужчины в близкой позиции и мужчина бросал её. Это единственный известный ранний танец в котором, также как в Texas Tommy, пара расходится. Движения «apache spin» и «texas tommy spin» пришли из этих танцев, и сейчас легко представить как они вписывались в тему танцев.
  • Чарльстон — классический танец, популярный в 10-х — начале 20-х годов, родственный линди хопу. Чарльстон происходит из афроамериканских районов, достиг широкой популярности в 20-е годы благодаря сценическим выступлениям. Стилистически выделяют чарльстон 20-х и линди-чарльстон — более поздние вариации, часто используемые в линди хопе.
  • Breakaway произошёл от чарльстона в поздних 1920-х и часто ассоциируется с такими танцорами как Джордж «Shorty» Сноуден. «Разбивание» (breaking away) партнеров друг от друга в открытую позицию часто рассматривается как развитие танцев таких как Texas Tommy, а также важный шаг в истории линди хопа. Этот танец популярен среди танцоров, интересующихся историей линди хоп.

Формы 1930-х и 1940-х[править | править код]

  • Линди хоп — достиг пика популярности в поздних 1930-х и ранних 1940-х. Линди хоп — наиболее развитая и наиболее сложная форма свинга. Его характеризуют возможность импровизации и определённая гибкость ритмической структуры. Бейсик на 6 и 8 счётов. Его танцуют под почти любую возможную джазовую музыку, а также под блюз и другие виды музыки с ритмом блюза или джаза. •Бальбоа — танец на 8-ми частной основе, его характерные черты — близкий контакт между партнерами и быстрая работа ногами. Этот танец особенно удобен для быстрой джазовой музыки (обычно все в районе от 180 до 320 ударов в минуту) и/или ограниченного места на танцевальной площадке, хотя его также танцуют и в медленном темпе.
  • Блюз сегодня — неформальный вид свинга без фиксированных форм и с большим фокусом на связь, чувствительность и импровизацию, часто с сильным телесным контактом. Хотя изначально его и танцевали под одноимённую музыку, для него подходит любая небыстрая музыка в темпе 4/4, включая рок баллады и R’n’B. Исторически существует много видов блюзовых танцев, включая медленный драг. В некоторых местах танцуют только блюз, хотя в основном только в Соединенных Штатах.
  • Carolina shag — Каролина Шаг сформировался на основе Charleston и Collegiate shag. Однако, сегодня нет никакого сходства с ними. Название возникло в Myrtle Beach в Южной Каролине в 1930-х годах, когда танца являлся смесью Charleston и Collegiate Shag (according to 10/1938-Dance Index Mag. «Carolina Shag» descriptions») некоторые из основных шагов, назывались: кубинские Шаг , Shuffle, Twinkle т.д. Оригинальный Каролина Шаг, как говорят, возник в районе Атлантик-Бич, но большинство согласны на современные формы танца которые танцевали в области Myrtle Beach. В середине 1940-х R&B группы играли не только в клубах, но и на пляжах. Танцы на пляже (песок) способствовали изменению этого танца, а также танец получает название «Beach Dancing».
  • Collegiate shag — довольно простой танец на 6-битной основе, быстрый и энергичный. Был популярен на вечеринках учащихся колледжей, откуда и произошло его название. Для пары танцующей шэг характерна близкая позиция и масса энергичных вариаций футворка. Collegiate shag возник на юге (возможно, Новый Орлеан) и был известен как «Блошиный шаг» . Shag появился в конце 1920-х и был популярен у молодёжи, до появления линди хопа. Его танцевали в первую очередь под быстрой Регтайм -разновидность джазовой музыки. В 1920—1930 годах проходило много танцевальных конкурсов, проводимых в Нью-Йорке, в который Shag был неоспоримым лидером. На пляжах Вирджини танец пользовался популярностью, так как в некоторые городах восточного побережья Shag был запрещен.
  • St. Louis shag — более сложная вариация, отличающаяся синкопированными «притоптываниями». Возник в 1920-х годах в St. Louis и является разновидностью чарльстона.

Формы с 1940-х, 1950-х и позднее[править | править код]

  • Буги-вуги родился в 1940-х. Сейчас он популярен в Европе, Boogie Woogie является европейской версией раннего West Coast Swing, который танцуют под джамп-н-джайв или буги-вуги.
  • Вестерн-свинг, также называемый кантри-свинг, — форма с определённой культурой. Он напоминает East Coast Swing, но добавляет некоторые вариации из других танцев кантри.
  • East Coast Swing (англ)(Свинг Восточного Побережья) — 6-битный свинг, возник в 1940-х и 50-х годах на восточном побережье, как уже ясно из названия. Его также называют Triple Time Swing или Jitterbug. East Coast Swing имеет очень простую структуру и положения ног, простые движения и стиль. Он демократичен и популярен, его часто танцуют под медленный и средний джаз, блюз и рок-н-ролл.
  • Washington Hand Dancing
  • Jitterbug часто описывается как ветвь линди хопа, порой употребляется как синоним. Однако термин Jitterbug относится к более позднему времени — (конец 30-х/начало 40-х годов), есть мнение что этим словом пренебрежительно называли белых танцоров. ((англ)Jitter-трястись, bug-неврастеник, паникер.[О. К. Королёв «краткий энциклопедический словарь джаз рок поп музыки»])
  • Джайв — ((англ)Jive(сленг)- ерунда, болтовня) — жаргонное слово, появившееся у молодёжи в 1930-х. Также джайв — один из танцев латиноамериканской программы бальных (спортивных) танцев. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нём принцип свинга. •Push and Whip — техасская форма свинга.
  • Skip jive — британский вариант, популярный в 50-60-х.
  • West Coast Swing (анг.)Свинг Западного Побережья развился в 1940-х и 50-х годах как стилистическая вариация линди хопа. Партнерши остаются на линии, и хоть это ограничивает их возможность двигаться влево и вправо, но улучшает их возможность вращаться в обе стороны. West Coast Swing часто танцуют под блюз и рок-н-ролл. Он популярен в Соединенных Штатах и Канаде, но мало в Австралии, Новой Зеландии и большинстве азиатских стран. В этих странах его часто сравнивают с Se Rock и грязным латинским джайвом.
  • Рок-н-ролл развился в 1950-х годах вместе с музыкой рок-н-ролл. Рок-н-ролл очень популярен в Австралии и танцуется как для общения так и на соревнованиях и выступлениях. В нашей стране стиль ассоциируется с буги-вуги и линди хопом, потому что многие первые танцоры рок-н-ролла перешли в буги, а позже открыли для себя линди. Если говорить о музыке, то рок-н-ролл и свинг отличаются ритмической пульсацией (в буги и рок-н-ролле свингового разделения долей нет), хотя иногда гармония у них одна — 3-аккордный блюз. Независимо от этого многие старые танцоры линди хопа хорошо танцуют под рок-н-ролльную музыку. Во всех рок-н-ролльных фильмах 50-х годов («Rock Around The Clock», «Untamed Youth» и др.) танцоры исполняют линди.
  • Акробатический Рок-н-ролл популярен в Европе. Популярность акробатического Рок-н-ролл ассоциируется с русскими акробатами, которые «захватили» танец, хотя он популярен по всей Европе. Это танец больше для конкурсных выступлений или спорта, чем для общения.
  • Современный джайв, также известный как лерок и серок, развился в 1980-х из французской формы джайва (по общему мнению).

Джаз-модерн[править | править код]

После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данэм взяв сущность традиционного Карибского танца, превратили его в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее Broadway в новый пластичный стиль, который преподается сегодня и известен как джаз-модерн, тогда как чечетка отделилась и пошла своим путём развития. В большой мере театральный стиль джазового танца был популяризирован в работах Боба Фосса, что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра». Джаз-модерн продолжает оставаться существенным элементом в музыкальных театрах и его часто можно увидеть в музыкальных клипах и на танцевальных соревнованиях.

Танцоры джаз модерна часто носят кожаные джазовки, что помогает им плавно двигаться выполняя повороты, например, пируэт. Перед танцем танцоры обычно делают упражнения, чтобы разогреть и растянуть мышцы и предотвратить травмы. В дополнение общеукрепляющие упражнения часто используются для поддержания общей формы.«На пальчиках», танцовщица поднимается с колен, поддерживая баланс тела на пальчиках ног. Танцовщица — акробатка выполняет шпагат в прыжке, что также встречается в джазовом танце.

Модерн-джаз часто испытывает влияние других танцевальных стилей таких как акробатический танец, балет, современный танец, лирический танец, хип-хоп. В свою очередь многие танцевальные стили испытывают влияние джаза.

Как и в большинстве видов танца техника является основой всех движений в джазовом танце. В частности танцоры джаза извлекают пользу из знания балетной техники и поэтому в учебную программу джазового танца обычно включают балетные тренировки.

В джаз-модерне встречаются различные техники, как например:

1)Контроль центра тела
Рассматривая центр баланса как точку, из которой исходят все движения, становится возможным поддерживать равновесие и контроль во время выполнения движений, что в противном случае вывело бы танцора из равновесия.
2)Местоположение
Это позволяет танцору поддерживать баланс и контроль во время выполнения поворотов таких, как пируэт и фуэте, уменьшая при этом эффект головокружения от повторяющегося вращения.
3)Носок ноги
Танцоры вытягивают лодыжку и указывают носком так, чтобы выровнять стопу с линией ноги в приятной эстетической манере.

Известные руководители, танцоры и хореографы[править | править код]

  • Кэтрин Данэм, основатель афроамериканского театрального танца.
  • Джек Коул считается отцом техники джазового танца. Он был главным вдохновением для Мэтта Мэттокс, Боба Фосса, Джерома Роббинс, Гвен Вердон и многих других хореографов.
  • Юджин Луис Фасиуто (или «Луиджи») состоявшийся танцор, после травмы в автомобильной катастрофе в 1950-х создал новый стиль джазового танца, основанный на разогревающий упражнениях, которые он изобрел, чтобы скрыть свои физические затруднения.
  • Боб Фосс, заслуженный джазовый хореограф, создал новый вид джазового танца, вдохновившись работами Фреда Астера и такими стилями как Американский бурлеск и водевиль.
  • Гасс Джордано, впечатляющий танцор джаза и хореограф.
  • Джероум Роббинс, хореограф нескольких мюзиклов – хитов таких как «Питер Пэн», «Король и Я», «Скрипач на крыше», «Цыгане», «Смешная девчонка», и «Вестсайдская история».
  • Гвен Вердон, известна за свои роли в «Чертовых Янки», «Чикаго», и «Милая Чарити».
  • Фрэнки Мэннинг, звезда мировой величины, линди-хоп. Лауреат премии «Тони» за хореографию для мюзикла Black and Blue.
  • Людмила Николаевна, известна за свои роли в «Танец зебры и тигра»
  • Ишимов Владимир, один из исполнивших буги-вуги впервые в России, один из основателей первого клуба рок-н-ролла и буги-вуги в России, основатель Межрегиональной общественной организации «Федерация танцев в стиле свинг», призер в международных и Российских соревнований, чемпион России 2002г. в паре с Ксенией Семенихиной, 2е место в мире в паре с Надеждой Рыжовой.

[1] Eliane Seguin, «Histoire de la danse jazz», 2003, Editions CHIRON, ISBN 2-7027-0782-3, 281 pp

[2] Jennifer Dunning, «Alvin Ailey: a life in dance», Da Capo Press, 1998 — 468 pp

[3] A. Peter Bailey, «Revelations: the autobiography of Alvin Ailey», Carol Pub. Group, 1995 — 183 pp

[4] Margot L. Torbert, «Teaching Dance Jazz», Margot Torbert, 2000, ISBN 0976407108, 9780976407102

[5] Robert Cohan, «The Dance Workshop», Gaia Books Ltd, 1989, ISBN 0-04-790010-5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *