помогите. Пожалуйста. Особенности строения и функции белков, жиров, углеводов
БелкиЭто полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В основном они состоят из углерода, водорода, кислорода и азота. Молекула белка может иметь 4 уровня структурной организации (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры) .
Функции белков:
1) защитная (интерферон усиленно синтезируется в организме при вирусной инфекции) ;
2) структурная (коллаген входит в состав тканей, участвует в образовании рубца) ;
3) двигательная (миозин участвует в сокращении мышц) ;
4) запасная (альбумины яйца) ;
5) транспортная (гемоглобин эритроцитов переносит питательные вещества и продукты обмена) ;
6) рецепторная (белки-рецепторы обеспечивают узнавание клеткой веществ и других клеток) ;
7) регуляторная (регуляторные белки определяют активность генов) ;
8) белки-гормоны участвуют в гуморальной регуляции (инсулин регулирует уровень сахара в крови) ;
9) белки-ферменты катализируют все химические реакции в организме;
10) энергетическая (при распаде 1 г белка выделяется 17 кДж энергии) .
Углеводы
Это моно- и полимеры, в состав которых входит углерод, водород и кислород в соотношении 1:2:1.
Функции углеводов:
1) энергетическая (при распаде 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии) ;
2) структурная (целлюлоза, входящая в состав клеточной стенки у растений) ;
3) запасающая (запас питательных веществ в виде крахмала у растений и гликогена у животных) .
Жиры
Жиры (липиды) могут быть простыми и сложными. Молекулы простых липидов состоят из трехатомного спирта глицерина и трех остатков жирных кислот. Сложные липиды являются соединениями простых липидов с белками и углеводами.
Функции липидов:
1) энергетическая (при распаде 1 г липидов образуется 38,9 кДж энергии) ;
2) структурная (фосфолипиды клеточных мембран, образующие липидный бислой) ;
3) запасающая (запас питательных веществ в подкожной клетчатке и других органах) ;
4) защитная (подкожная клетчатка и слой жира вокруг внутренних органов предохраняют их от механических повреждений) ;
5) регуляторная (гормоны и витамины, содержащие липиды, регулируют обмен веществ) ;
6) теплоизолирующая (подкожная клетчатка сохраняет тепло) .
АТФ
Молекула АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) состоит из азотистого основания аденина, пятиуглеродного сахара рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, соединенных между собой макроэргической связью. АТФ образуется в митохондриях в процессе фосфорилирования. При ее гидролизе высвобождается большое количество энергии. АТФ является основным макроэргом клетки — аккумулятором энергии в виде энергии высокоэнергетических химических связей.
otvet.mail.ru
Белки, жиры и углеводы Кратко охарктеризуйте белки, жиры и углеводы
БелкиЭто полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В основном они состоят из углерода, водорода, кислорода и азота. Молекула белка может иметь 4 уровня структурной организации (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры) .
Функции белков:
1) защитная (интерферон усиленно синтезируется в организме при вирусной инфекции) ;
2) структурная (коллаген входит в состав тканей, участвует в образовании рубца) ;
3) двигательная (миозин участвует в сокращении мышц) ;
4) запасная (альбумины яйца) ;
5) транспортная (гемоглобин эритроцитов переносит питательные вещества и продукты обмена) ;
6) рецепторная (белки-рецепторы обеспечивают узнавание клеткой веществ и других клеток) ;
7) регуляторная (регуляторные белки определяют активность генов) ;
8) белки-гормоны участвуют в гуморальной регуляции (инсулин регулирует уровень сахара в крови) ;
9) белки-ферменты катализируют все химические реакции в организме;
10) энергетическая (при распаде 1 г белка выделяется 17 кДж энергии) .
Углеводы
Это моно- и полимеры, в состав которых входит углерод, водород и кислород в соотношении 1:2:1.
Функции углеводов:
1) энергетическая (при распаде 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии) ;
2) структурная (целлюлоза, входящая в состав клеточной стенки у растений) ;
3) запасающая (запас питательных веществ в виде крахмала у растений и гликогена у животных) .
Жиры
Жиры (липиды) могут быть простыми и сложными. Молекулы простых липидов состоят из трехатомного спирта глицерина и трех остатков жирных кислот. Сложные липиды являются соединениями простых липидов с белками и углеводами.
Функции липидов:
1) энергетическая (при распаде 1 г липидов образуется 38,9 кДж энергии) ;
2) структурная (фосфолипиды клеточных мембран, образующие липидный бислой) ;
3) запасающая (запас питательных веществ в подкожной клетчатке и других органах) ;
4) защитная (подкожная клетчатка и слой жира вокруг внутренних органов предохраняют их от механических повреждений) ;
5) регуляторная (гормоны и витамины, содержащие липиды, регулируют обмен веществ) ;
6) теплоизолирующая (подкожная клетчатка сохраняет тепло) .
АТФ
Молекула АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты) состоит из азотистого основания аденина, пятиуглеродного сахара рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, соединенных между собой макроэргической связью. АТФ образуется в митохондриях в процессе фосфорилирования. При ее гидролизе высвобождается большое количество энергии. АТФ является основным макроэргом клетки — аккумулятором энергии в виде энергии высокоэнергетических химических связей.
otvet.mail.ru
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Видеоурок. Биология 10 Класс
Углеводы, относящиеся к органическим веществам, считаются важным элементом этого класса. Они встречаются практически везде в окружающей нас природе. На этом уроке мы узнаем, на какие классы делятся углеводы и какую роль они выполняют.
Все вещества, входящие в состав организма, делятся на два класса: органические и неорганические соединения (см. Рис. 1).
Рис. 1. Вещества, входящие в состав организмов
К неорганическим соединениям относятся вода и минеральные вещества.
К органическим соединениям относятся:
— малые органические соединения (мономеры), молекулярная масса которых колеблется от 100 до 350. Например: моносахариды, жирные кислоты, нуклеотиды. Малые органические молекулы присутствуют в клетке как в свободном виде, так и в связанном виде, то есть входят в состав биополимеров.
— большие органические молекулы (биополимеры), молекулярная масса которых колеблется от
Углеводы – важный класс органических соединений, который встречается повсеместно: в растительных организмах, животных организмах и микроорганизмах. В растительных организмах на долю углеводов приходится 80-90 %, в животных организмах – 1-5 %, в микроорганизмах – 12-30 %.
Различают три основных класса углеводов: моносахариды, олигосахариды и полисахариды (см. Рис. 2).
Бесцветные, кристаллические вещества, легко растворимые в воде и имеющие сладкий вкус.
Из моносахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют:
1. Рибоза (см. Рис. 3). Входит в состав нуклеиновых кислот РНК, АТФ.
Рис. 3. Рибоза
2. Дезоксирибоза (см. Рис. 4). Входит в состав ДНК.
Рис. 4. Дезоксирибоза
3. Глюкоза (см. Рис. 5). Один из наиболее распространенных природных сахаров, находится как в свободном, так и в связанном виде. В свободном виде быстро увлекается в энергетический метаболизм, то есть служит основным источником энергии в клетке. Является мономером многих олигосахаридов и полисахаридов, например крахмала и тростникового сахара.
Рис. 5. Глюкоза
4. Галактоза (см. Рис. 6). Входит в состав молочного сахара – лактозы.
Рис. 6. Галактоза
5. Фруктоза (см. Рис. 7). Входит в состав олигосахаридов, например сахарозы. В свободном виде содержится в клетках растений.
Рис. 7. Фруктоза
Сахароподобные вещества, которые характеризуются сравнительно небольшой молекулярной массой, хорошей растворимостью в воде, легкой кристаллизацией, сладким вкусом. Количество структурных единиц, которые входят в состав олигосахаридов, – от двух до десяти.
Из олигосахаридов наиболее широко распространены дисахариды:
1. Сахароза (тростниковый сахар) – сахар, который люди употребляют в повседневной жизни (см. Рис. 8). Сахароза содержится в большинстве растений, но особенно много ее в сахарном тростнике и сахарной свекле.
Рис. 8. Сахароза
2. Лактоза (молочный сахар) (см. Рис. 9). Содержится в молоке и молочных продуктах.
Рис. 9. Лактоза
3. Мальтоза (солодовый сахар) (см. Рис. 10). В большом количестве содержится в проросших или прорастающих зернах ячменя, ржи и пшеницы.
Являются высокомолекулярными веществами, состоящими из остатков моносахаров со степенью полимеризации выше 10. То есть количество моносахаридных звеньев может составлять до нескольких сотен или тысяч.
Из полисахаридов наибольшее значение для живых организмов имеют крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Эти полисахариды не сладкие, не растворимы или плохо растворимы в воде, не кристаллизуются. Они играют роль резерва пищи и энергии (крахмал и гликоген), используются в качестве строительного материала (целлюлоза, хитин).
1. Крахмал (см. Рис. 11) – основной полисахарид в клетках растений. Он построен из остатков глюкозы. Организм человека хорошо усваивает крахмал, в составе зерновых и картофеля он потребляется в огромных количествах.
Рис. 11. Крахмал
2. Гликоген (см. Рис. 12) – полисахарид животного происхождения. Построен из остатков глюкозы. Гликоген у человека накапливается в печени и мышцах.
Рис. 12. Гликоген
3. Целлюлоза (см. Рис. 13) представляет собой линейный полисахарид, построенный из остатков глюкозы. Из целлюлозы построены клеточные стенки растений, и она выполняет структурную функцию.
Рис. 13. Целлюлоза
4. Хитин (см. Рис. 14) – это азотосодержащий полисахарид (аминополисахарид). Хитин является вторым после целлюлозы по распространенности структурным полисахаридом. По химическому строению, физико-химическим свойствам и выполняемым функциям хитин близок к целлюлозе. Хитин – это аналог целлюлозы в животном мире.
Рис. 14. Хитин (Источник)
Кленовый сироп (см. Рис. 15) – это сконцентрированный сок сахарного клена. Представляет собой раствор сахаров, в котором преобладает сахароза (65 %), а в небольших количествах содержится глюкоза и фруктоза.
Рис. 15. Кленовый сироп
Сок собирают из отверстий, проделанных в стволе дерева ранней весной. Его вытесняет диоксид углерода, образующийся в результате ряда процессов метаболизма и выделяющийся из раствора, когда дерево прогревается на весеннем солнце. Коричневый цвет кленового сиропа обуславливается не только наличием сахарозы, но и наличием аминокислот.
Многие люди, у которых по генетическим причинам отсутствует фермент лактаза, не могут усваивать молоко, так как они не могут разрушить лактозу (молочный сахар). В организме взрослого человека наличие этого фермента – скорее исключение, чем правило. Такой фермент типичен для жителей Северной Европы, в отличие от уроженцев Африки и Азии.
При попадании лактозы в неразрушенном состоянии в толстый кишечник на нее «набрасываются» бактерии, которые используют ее в пищу. В результате этого в кишечнике образовываются различные газы, происходит увеличение давления, и возникают кишечные расстройства.
Хотя целлюлоза, как и крахмал, является полисахаридом, человеческий организм ее усваивать не может, так как в организме человека отсутствует фермент целлюляза. Этот фермент перерабатывает целлюлозу.
Жвачные животные, которые постоянно используют траву в качестве пищи, способны переваривать целлюлозу с помощью различных микроорганизмов, проживающих в желудке и выделяющих целлюлязу.
Кролики, которые питаются грубой растительной пищей, изобрели способ многократного переваривания целлюлозы путем заглатывания собственных экскрементов.
1. Энергетическая
Углеводы обеспечивают до 70 % потребности организма в энергии. При окислении 1 г углеводов выделяется 17,6 кДж энергии.
2. Запасающая
Крахмал и гликоген являются запасными полисахаридами. Они являются временным хранилищем глюкозы.
3. Структурная
Целлюлоза и ряд других полисахаридов используются в качестве строительного материала. Целлюлоза входит в состав клеточных стенок растений, хитин входит в состав клеточных стенок грибов, а также используется для построения наружного скелета у членистоногих.
4. Защитная
Например, камеди (смолы, выделяющиеся при повреждении стволов и веток растений), препятствующие проникновению в раны болезнетворных микроорганизмов, являются производными моносахаридов.
Список литературы
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
- Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр.
- Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
- Агафонова И.Б., Захарова Е.Т., Сивоглазов В.И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- School.xvatit.com (Источник).
- Medbookaide.ru (Источник).
- Biouroki.ru (Источник).
- Sbio.info (Источник).
Домашнее задание
- Вопросы в конце параграфа 9 (стр. 37) – Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология», 10-11 класс
- Как подразделяются вещества, входящие в состав организмов?
interneturok.ru
Продукт | Вода | Белки | Жиры | Углеводы | Ккал |
***МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ*** | |||||
Брынза из коровьего молока | 52 | 17,9 | 20,1 | 260 | |
Йогурт нат. 1.5% жирности | 88 | 5 | 1,5 | 3,5 | 51 |
Кефир нежирный | 91,4 | 3 | 0,1 | 3,8 | 30 |
Кефир жирный | 88,3 | 2,8 | 3,2 | 4,1 | 59 |
Молоко | 88,5 | 2,8 | 3,2 | 4,7 | 58 |
Молоко ацидофильное | 81,7 | 2,8 | 3,2 | 10,8 | 83 |
Молоко сухое цельное | 4 | 25,6 | 25 | 39,4 | 475 |
Молоко сгущеное | 74,1 | 7 | 7,9 | 9,5 | 135 |
Молоко сгущеное с сахаром | 26,5 | 7,2 | 8,5 | 56 | 315 |
Простокваша | 88,4 | 2,8 | 3,2 | 4,1 | 58 |
Ряженка | 85,3 | 3 | 6 | 4,1 | 85 |
Сливки 10% | 82,2 | 3 | 10 | 4 | 118 |
Сливки 20% | 72,9 | 2,8 | 20 | 3,6 | 205 |
Сметана 10% | 82,7 | 3 | 10 | 2,9 | 116 |
Сметана 20% | 72,7 | 2,8 | 20 | 3,2 | 206 |
Сырки и масса творожные особые | 41 | 7,1 | 23 | 27,5 | 340 |
Сыр российский | 40 | 23,4 | 30 | 371 | |
Сыр голландский | 38,8 | 26,8 | 27,3 | 361 | |
Сыр швейцарский | 36,4 | 24,9 | 31,8 | 396 | |
Сыр пошехонский | 41 | 26 | 26,5 | 334 | |
Сыр плавленный | 55 | 24 | 13,5 | 226 | |
Творог жирный | 64,7 | 14 | 18 | 1,3 | 226 |
Творог полужирный | 71 | 16,7 | 9 | 1,3 | 156 |
Творог нежирный | 77,7 | 18 | 0,6 | 1,5 | 86 |
***ЖИРЫ, МАРГАРИН, МАСЛО*** | |||||
Жир топленый | 0,3 | 99,7 | 897 | ||
Шпик свиной (без шкурки) | 5,7 | 1,4 | 92,8 | 816 | |
Маргарин молочный | 15,9 | 0,3 | 82,3 | 1 | 746 |
Маргарин бутербродный | 15,8 | 0,5 | 82 | 1,2 | 744 |
Майонез | 25 | 3,1 | 67 | 2,6 | 627 |
Масло растительное | 0,1 | 99,9 | 899 | ||
Масло сливочное | 15,8 | 0,6 | 82,5 | 0,9 | 748 |
Масло топленое | 1 | 0,3 | 98 | 0,6 | 887 |
***ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, МУКА*** | |||||
Хлеб ржаной | 42,4 | 4,7 | 0,7 | 49,8 | 214 |
Хлеб пшен. из муки I сорта | 34,3 | 7,7 | 2,4 | 53,4 | 254 |
Сдобная выпечка | 26,1 | 7,6 | 4,5 | 60 | 297 |
Баранки | 17 | 10,4 | 1,3 | 68,7 | 312 |
Сушки | 12 | 11 | 1,3 | 73 | 330 |
Сухари пшеничные | 12 | 11,2 | 1,4 | 72,4 | 331 |
Сухари сливочные | 8 | 8,5 | 10,6 | 71,3 | 397 |
Мука пшеничная высш. сорта | 14 | 10,3 | 0,9 | 74,2 | 327 |
Мука пшеничная I сорта | 14 | 10,6 | 1,3 | 73,2 | 329 |
Мука пшеничная II сорта | 14 | 11,7 | 1,8 | 70,8 | 328 |
Мука ржаная | 14 | 6,9 | 1,1 | 76,9 | 326 |
***КРУПЫ*** | |||||
Гречневая ядрица | 14 | 12,6 | 2,6 | 68 | 329 |
Гречневая продел | 14 | 9,5 | 1,9 | 72,2 | 326 |
Манная | 14 | 11,3 | 0,7 | 73,3 | 326 |
Овсяная | 12 | 11,9 | 5,8 | 65,4 | 345 |
Перловая | 14 | 9,3 | 1,1 | 73,7 | 324 |
Пшено | 14 | 12 | 2,9 | 69,3 | 334 |
Рисовая | 14 | 7 | 0,6 | 73,7 | 323 |
Пшеничная “Полтавская” | 14 | 12,7 | 1,1 | 70,6 | 325 |
Толокно | 10 | 12,2 | 5,8 | 68,3 | 357 |
Ячневая | 14 | 10,4 | 1,3 | 71,7 | 322 |
Геркулес | 12 | 13,1 | 6,2 | 65,7 | 355 |
Кукурузная | 14 | 8,3 | 1,2 | 75 | 325 |
***ОВОЩИ*** | |||||
Баклажаны | 91 | 0,6 | 0,1 | 5,5 | 24 |
Брюква | 87,5 | 1,2 | 0,1 | 8,1 | 37 |
Горошек зеленый | 80 | 5,0 | 0,2 | 13,3 | 72 |
Кабачки | 93 | 0,6 | 0,3 | 5,7 | 27 |
Капуста белокочанная | 90 | 1,8 | — | 5,4 | 28 |
Капуста краснокочанная | 90 | 1,8 | — | 6,1 | 31 |
Капуста цветная | 90,9 | 2,5 | — | 4,9 | 29 |
Картофель | 76 | 2 | 0,1 | 19,7 | 83 |
Лук зеленый (перо) | 92,5 | 1,3 | — | 4,3 | 22 |
Лук порей | 87 | 3 | — | 7,3 | 40 |
Лук репчатый | 86 | 1,7 | — | 9,5 | 43 |
Морковь красная | 88,5 | 1,3 | 0,1 | 7 | 33 |
Огурцы грунтовые | 95 | 0,8 | — | 3 | 15 |
Огурцы парниковые | 96,5 | 0,7 | — | 1,8 | 10 |
Перец зеленый сладкий | 92 | 1,3 | — | 4,7 | 23 |
Перец красный сладкий | 91 | 1,3 | — | 5,7 | 27 |
Петрушка (зелень) | 85 | 3,7 | — | 8,1 | 45 |
Петрушка (корень) | 85 | 1,5 | — | 11 | 47 |
Ревень (черешковый) | 94,5 | 0,7 | — | 2,9 | 16 |
Редис | 93 | 1,2 | — | 4,1 | 20 |
Редька | 88,6 | 1,9 | — | 7 | 34 |
Репа | 90,5 | 1,5 | — | 5,9 | 28 |
Салат | 95 | 1,5 | — | 2,2 | 14 |
Свекла | 86,5 | 1,7 | — | 10,8 | 48 |
Томаты (грунтовые) | 93,5 | 0,6 | — | 4,2 | 19 |
Томаты (парниковые) | 94,6 | 0,6 | — | 2,9 | 14 |
Зеленая фасоль | 90 | 4 | — | 4,3 | 32 |
Хрен | 77 | 2,5 | — | 16,3 | 71 |
Черемша | 89 | 2,4 | — | 6,5 | 34 |
Чеснок | 70 | 6,5 | — | 21,2 | 106 |
Шпинат | 91,2 | 2,9 | — | 2,3 | 21 |
Щавель | 90 | 1,5 | — | 5,3 | 28 |
***ФРУКТЫ И ЯГОДЫ*** | |||||
Абрикосы | 86 | 0,9 | — | 10,5 | 46 |
Айва | 87,5 | 0,6 | — | 8,9 | 38 |
Алыча | 89 | 0,2 | — | 7,4 | 34 |
Ананас | 86 | 0,4 | — | 11,8 | 48 |
Бананы | 74 | 1,5 | — | 22,4 | 91 |
Вишня | 85,5 | 0,8 | — | 11,3 | 49 |
Гранат | 85 | 0,9 | — | 11,8 | 52 |
Груша | 87,5 | 0,4 | — | 10,7 | 42 |
Инжир | 83 | 0,7 | — | 13,9 | 56 |
Кизил | 85 | 1 | — | 9,7 | 45 |
Персики | 86,5 | 0,9 | — | 10,4 | 44 |
Рябина садовая | 81 | 1,4 | — | 12,5 | 58 |
Рябина черноплодная | 80,5 | 1,5 | — | 12 | 54 |
Слива садовая | 87 | 0,8 | — | 9,9 | 43 |
Финики | 20 | 2,5 | — | 72,1 | 281 |
Хурма | 81,5 | 0,5 | — | 15,9 | 62 |
Черешня | 85 | 1,1 | — | 12,3 | 52 |
Шелковица | 82,7 | 0,7 | — | 12,7 | 53 |
Яблоки | 86,5 | 0,4 | — | 11,3 | 46 |
Апельсин | 87,5 | 0,9 | — | 8,4 | 38 |
Грейпфрут | 89 | 0,9 | — | 7,3 | 35 |
Лимон | 87,7 | 0,9 | — | 3,6 | 31 |
Мандарин | 88,5 | 0,8 | — | 8,6 | 38 |
Брусника | 87 | 0,7 | — | 8,6 | 40 |
Виноград | 80,2 | 0,4 | — | 17,5 | 69 |
Голубика | 88,2 | 1 | — | 7,7 | 37 |
Ежевика | 88 | 2 | — | 5,3 | 33 |
Земляника | 84,5 | 1,8 | — | 8,1 | 41 |
Клюква | 89,5 | 0,5 | — | 4,8 | 28 |
Крыжовник | 85 | 0,7 | — | 9,9 | 44 |
Малина | 87 | 0,8 | — | 9 | 41 |
Морошка | 83,3 | 0,8 | — | 6,8 | 31 |
Облепиха | 75 | 0,9 | — | 5,5 | 30 |
Смородина белая | 86 | 0,3 | — | 8,7 | 39 |
Смородина красная | 85,4 | 0,6 | — | 8 | 38 |
Смородина черная | 85 | 1,0 | — | 8,0 | 40 |
Черника | 86,5 | 1,1 | — | 8,6 | 40 |
Шиповник свежий | 66 | 1,6 | — | 24 | 101 |
Шиповник сушеный | 14 | 4,0 | — | 60 | 253 |
**БОБОВЫЕ*** | |||||
Бобы | 83 | 6 | 0,1 | 8,3 | 58 |
Горох лущеный | 14 | 23 | 1,6 | 57,7 | 323 |
Горох цельный | 14 | 23 | 1,2 | 53,3 | 303 |
Соя | 12 | 34,9 | 17,3 | 26,5 | 395 |
Фасоль | 14 | 22,3 | 1,7 | 54,5 | 309 |
Чечевица | 14 | 24,8 | 1,1 | 53,7 | 310 |
***ГРИБЫ*** | |||||
Белые свежие | 89,9 | 3,2 | 0,7 | 1,6 | 25 |
Белые сушеные | 13 | 27,6 | 6,8 | 10 | 209 |
Подберезовики свежие | 91,6 | 2,3 | 0,9 | 3,7 | 31 |
Подосиновики свежие | 91,1 | 3,3 | 0,5 | 3,4 | 31 |
Сыроежи свежие | 83 | 1,7 | 0,3 | 1,4 | 17 |
***МЯСО, СУБПРОДУКТЫ, ПТИЦА*** | |||||
Баранина | 67,6 | 16,3 | 15,3 | 203 | |
Говядина | 67,7 | 18,9 | 12,4 | 187 | |
Конина | 72,5 | 20,2 | 7 | 143 | |
Кролик | 65,3 | 20,7 | 12,9 | 199 | |
Свинина нежирная | 54,8 | 16,4 | 27,8 | 316 | |
Свинина жирная | 38,7 | 11,4 | 49,3 | 489 | |
Телятина | 78 | 19,7 | 1,2 | 90 | |
Бараньи Почки | 79,7 | 13,6 | 2,5 | 77 | |
Баранья Печень | 71,2 | 18,7 | 2,9 | 101 | |
Баранье Сердце | 78,5 | 13,5 | 2,5 | 82 | |
Говяжьи Мозги | 78,9 | 9,5 | 9,5 | 124 | |
Говяжья Печень | 72,9 | 17,4 | 3,1 | 98 | |
Говяжьи Почки | 82,7 | 12,5 | 1,8 | 66 | |
Говяжье Вымя | 72,6 | 12,3 | 13,7 | 173 | |
Говяжье Сердце | 79 | 15 | 3 | 87 | |
Говяжий Язык | 71,2 | 13,6 | 12,1 | 163 | |
Почки свинные | 80,1 | 13 | 3,1 | 80 | |
Печень свинная | 71,4 | 18,8 | 3,6 | 108 | |
Сердце свинное | 78 | 15,1 | 3,2 | 89 | |
Язык свинной | 66,1 | 14,2 | 16,8 | 208 | |
Гуси | 49,7 | 16,1 | 33,3 | 364 | |
Индейка | 64,5 | 21,6 | 12 | 0,8 | 197 |
Куры | 68,9 | 20,8 | 8,8 | 0,6 | 165 |
Цыплята | 71,3 | 18,7 | 7,8 | 0,4 | 156 |
Утки | 51,5 | 16,5 | 61,2 | 346 | |
***КОЛБАСА И КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ*** | |||||
Вареная колбаса Диабетическая | 62,4 | 12,1 | 22,8 | 254 | |
Вареная колбаса Диетическая | 71,6 | 12,1 | 13,5 | 170 | |
Вареная колбаса Докторская | 60,8 | 13,7 | 22,8 | 260 | |
Вареная колбаса Любительская | 57 | 12,2 | 28 | 301 | |
Вареная колбаса Молочная | 62,8 | 11,7 | 22,8 | 252 | |
Вареная колбаса Отдельная | 64,8 | 10,1 | 20,1 | 1,8 | 228 |
Вареная колбаса Телячья | 55 | 12,5 | 29,6 | 316 | |
Сардельки Свиные | 53,7 | 10,1 | 31,6 | 1,9 | 332 |
Сосиски Молочные | 60 | 12,3 | 25,3 | 277 | |
Сосиски Русские | 66,2 | 12 | 19,1 | 220 | |
Сосиски Свиные | 54,8 | 11,8 | 30,8 | 324 | |
Варено-копченая Любительская | 39,1 | 17,3 | 39 | 420 | |
Варено-копченая Сервелат | 39,6 | 28,2 | 27,5 | 360 | |
Полукопченая Краковская | 34,6 | 16,2 | 44,6 | 466 | |
Полукопченая Минская | 52 | 23 | 17,4 | 2,7 | 259 |
Полукопченая Полтавская | 39,8 | 16,4 | 39 | 417 | |
Полукопченая Украинская | 44,4 | 16,5 | 34,4 | 376 | |
Сырокопченая Любительская | 25,2 | 20,9 | 47,8 | 514 | |
Сырокопченая Московская | 27,6 | 24,8 | 41,5 | 473 | |
***МЯСНЫЕ КОНСЕРВЫ И КОПЧЕНОСТИ*** | |||||
Говядина тушеная | 63 | 16,8 | 18,3 | 232 | |
Завтрак туриста (говядина) | 66,9 | 20,5 | 10,4 | 176 | |
Завтрак туриста (свинина) | 65,6 | 16,9 | 15,4 | 206 | |
Колбасный фарш | 63,2 | 15,2 | 15,7 | 2,8 | 213 |
Свинина тушеная | 51,1 | 14,9 | 32,2 | 349 | |
Грудинка сырокопченая | 21 | 7,6 | 66,8 | 632 | |
Корейка сырокопченая | 37,3 | 10,5 | 47,2 | 467 | |
Ветчина | 53,5 | 22,6 | 20,9 | 279 | |
***ЯЙЦА*** | |||||
Яйцо куриное | 74 | 12,7 | 11,5 | 0,7 | 157 |
Яичный порошок | 6,8 | 45 | 37,3 | 7,1 | 542 |
Сухой белок | 12,1 | 73,3 | 1,8 | 7 | 336 |
Сухой желток | 5,4 | 34,2 | 52,2 | 4,4 | 623 |
Яйцо перепелиное | 73,3 | 11,9 | 13,1 | 0,6 | 168 |
***РЫБА И МОРЕПРОДУКТЫ*** | |||||
Бычки | 70,8 | 12,8 | 8,1 | 5,2 | 145 |
Горбуша | 70,5 | 21 | 7 | 147 | |
Камбала | 79,5 | 16,1 | 2,6 | 88 | |
Карась | 78,9 | 17,7 | 1,8 | 87 | |
Карп | 79.1 | 16 | 3.6 | 96 | |
Кета | 71.3 | 22 | 5.6 | 138 | |
Корюшка | 79.8 | 15.5 | 3.2 | 91 | |
Ледяная | 81.8 | 15.5 | 1.4 | 75 | |
Лещ | 77.7 | 17.1 | 4.1 | 105 | |
Семга | 62.9 | 20.8 | 15.1 | 219 | |
Макрурус | 85 | 13.2 | 0.8 | 60 | |
Минога | 75 | 14.7 | 11.9 | 166 | |
Минтай | 80.1 | 15.9 | 0.7 | 70 | |
Мойва | 75 | 13.4 | 11.5 | 157 | |
Навага | 81.1 | 16.1 | 1 | 73 | |
Налим | 79.3 | 18.8 | 0.6 | 81 | |
Нототения мраморная | 73.4 | 14.8 | 10.7 | 156 | |
Окунь морской | 75.4 | 17.6 | 5.2 | 117 | |
Окунь речной | 79.2 | 18.5 | 0.9 | 82 | |
Осетр | 71.4 | 16.4 | 10.9 | 164 | |
Палтус | 76.9 | 18.9 | 3 | 103 | |
Путассу | 81.3 | 16.1 | 0.9 | 72 | |
Рыба-сабля | 75.2 | 20.3 | 3.2 | 110 | |
Рыбец каспийский | 77 | 19.2 | 2.4 | 98 | |
Сазан | 75.3 | 18.4 | 5.3 | 121 | |
Сайра крупная | 59.8 | 18.6 | 20.8 | 262 | |
Сайра мелкая | 71.3 | 20.4 | 0.8 | 143 | |
Салака | 75.4 | 17.3 | 5.6 | 121 | |
Сельдь | 62.7 | 17.7 | 19.5 | 242 | |
Сиг | 72.3 | 19 | 7.5 | 144 | |
Скумбрия | 71.8 | 18 | 9 | 153 | |
Сом | 75 | 16.8 | 8.5 | 144 | |
Ставрида | 74.9 | 18.5 | 5 | 119 | |
Стерлядь | 74.9 | 17 | 6.1 | 320 | |
Судак | 78.9 | 19 | 0.8 | 83 | |
Треска | 80.7 | 17.5 | 0.6 | 75 | |
Тунец | 74 | 22,7 | 0,7 | 96 | |
Угольная рыба | 71.5 | 13.2 | 11.6 | 158 | |
Угорь морской | 77.5 | 19.1 | 1.9 | 94 | |
Угорь | 53.5 | 14.5 | 30.5 | 333 | |
Хек | 79.9 | 16.6 | 2.2 | 86 | |
Щука | 70.4 | 18.8 | 0.7 | 82 | |
Язь | 80.1 | 18.2 | 0.3 | 117 | |
Креветка дальневосточная | 64,8 | 28,7 | 1,2 | 134 | |
Печень трески | 26,4 | 4,2 | 65,7 | 613 | |
Кальмар | 80,3 | 18 | 0,3 | 75 | |
Краб | 81,5 | 16 | 0,5 | 69 | |
Креветка | 77,5 | 18 | 0,8 | 83 | |
Морская капуста | 88 | 0,9 | 0,2 | 3 | 5 |
Паста “Океан” | 72,2 | 18,9 | 6,8 | 137 | |
Трепанг | 89,4 | 7,3 | 0,6 | 35 | |
Кеты зернистая | 46,9 | 31,6 | 13,8 | 251 | |
Лещевая пробойная | 58 | 24,7 | 4,8 | 142 | |
Минтаевая пробойная | 63,2 | 28,4 | 1,9 | 131 | |
Осетровая зернистая | 58 | 28,9 | 9,7 | 203 | |
Осетровая пробойная | 39,5 | 36 | 10,2 | 123 | |
***ИКРА*** | |||||
Кеты зернистая | 46,9 | 31,6 | 13,8 | 251 | |
Лещевая пробойная | 58 | 24,7 | 4,8 | 142 | |
Минтаевая пробойная | 63,2 | 28,4 | 1,9 | 131 | |
Осетровая зернистая | 58 | 28,9 | 9,7 | 203 | |
Осетровая пробойная | 39,5 | 36 | 10,2 | 123 | |
***ОРЕХИ*** | |||||
Фундук | 4,8 | 16,1 | 66,9 | 9,9 | 704 |
Миндаль | 4 | 18,6 | 57,7 | 13,6 | 645 |
Грецкий орех | 5 | 13,8 | 61,3 | 10,2 | 648 |
Арахис | 10 | 26,3 | 45,2 | 9,7 | 548 |
Семя подсолнечника | 8 | 20,7 | 52,9 | 5 | 578 |
***СЛАДОСТИ*** | |||||
Мед | 17,2 | 0,8 | 80,3 | 308 | |
Драже фруктовое | 7 | 3,7 | 10,2 | 73,1 | 384 |
Зефир | 20 | 0,8 | 78,3 | 299 | |
Ирис | 6,5 | 3,3 | 7,5 | 81,8 | 387 |
Мармелад | 21 | 0,1 | 77,7 | 296 | |
Карамель | 4,4 | 0,1 | 77,7 | 296 | |
Конфеты, глаз-ые шоколадом | 7,9 | 2,9 | 10,7 | 76,6 | 396 |
Пастила | 18 | 0,5 | 80,4 | 305 | |
Сахар | 0,2 | 0,3 | 99,5 | 374 | |
Халва тахинная | 3,9 | 12,7 | 29,9 | 50,6 | 510 |
Халва подсолнечная | 2,9 | 11,6 | 29,7 | 54 | 516 |
Шоколад темный | 0,8 | 5,4 | 35,3 | 52,6 | 540 |
Шоколад молочный | 0,9 | 6,9 | 35,7 | 52,4 | 547 |
Вафли с фр-ми начинками | 12 | 3,2 | 2,8 | 80,1 | 342 |
Вафли с жировыми начинками | 1 | 3,4 | 30,2 | 64,7 | 530 |
Пирожное слоеное с кремом | 9 | 5,4 | 38,6 | 46,4 | 544 |
Пирожное слоеное с яблоком | 13 | 5,7 | 25,6 | 52,7 | 454 |
Пирожное бисквитное | 21 | 4,7 | 9,3 | 84,4 | 344 |
Пряники | 14,5 | 4,8 | 2,8 | 77,7 | 336 |
Торт бисквитный | 25 | 4,7 | 20 | 49,8 | 386 |
Торт миндальный | 9,3 | 6,6 | 35,8 | 46,8 | 524 |
***СУХОФРУКТЫ*** | |||||
Урюк | 18 | 5 | — | 67,5 | 278 |
Курага | 20,2 | 5,2 | — | 65,9 | 272 |
Изюм с косточкой | 19 | 1,8 | — | 70,9 | 276 |
Изюм кишмиш | 18 | 2,3 | — | 71,2 | 279 |
Вишня | 18 | 1,5 | — | 73 | 292 |
Груша | 24 | 2,3 | — | 62,1 | 246 |
Персики | 18 | 3,0 | — | 68,5 | 275 |
Чернослив | 25 | 2,3 | — | 65,6 | 264 |
Яблоки | 20 | 3,2 | — | 68 | 273 |
xn—-btbdffsc0bmbuif.xn--p1ai
2.3.2. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.
2.3.2. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.
Углеводы.
Общая формула Сn (h3O)n: углеводы содержат в своем составе только три химических элемента.
Таблица. Сравнение классов углеводов.
Растворимые в воде углеводы.
Моносахариды:
глюкоза – основной источник энергии для клеточного дыхания;
фруктоза – составная часть нектара цветов и фруктовых соков;
рибоза и дезоксирибоза – структурные элементы нуклеотидов, являющихся мономерами РНК и ДНК.
Дисахариды:
сахароза (глюкоза + фруктоза) – основной продукт фотосинтеза, транспортируемый в растениях;
лактоза (глюкоза + галактоза) – входит в состав молока млекопитающих;
мальтоза (глюкоза + глюкоза) – источник энергии в прорастающих семенах.
Функции растворимых углеводов:
- транспортная,
- защитная,
- сигнальная,
- энергетическая.
Нерастворимые углеводы
полимерные:
крахмал,
гликоген,
целлюлоза,
хитин.
Функции полимерных углеводов:
- структурная,
- запасающая,
- энергетическая,
- защитная.
Крахмал состоит из разветвленных спирализованных молекул, образующих запасные вещества в тканях растений.
Целлюлоза – полимер, образованный остатками глюкозы, состоящими из нескольких прямых параллельных цепей, соединенных водородными связями. Такая структура препятствует проникновению воды и обеспечивает устойчивость целлюлозных оболочек растительных клеток.
Хитин состоит из аминопроизводных глюкозы. Основной структурный элемент покровов членистоногих и клеточных стенок грибов.
Гликоген – запасное вещество животной клетки.
Таблица. Наиболее распространенные углеводы.
Таблиица.Основные функции углеводов.
Липиды.
Липиды – сложные эфиры жирных кислот и глицерина. Нерастворимы в воде, но растворимы в неполярных растворителях. Присутствуют во всех клетках. Липиды состоят из атомов водорода, кислорода и углерода.
Функции липидов:
Запасающая – жиры, откладываются в запас в тканях позвоночных животных.
Энергетическая – половина энергии, потребляемой клетками позвоночных животных в состоянии покоя, образуется в результате окисления жиров. Жиры используются и как источник воды. Энергетический эффект от расщепления 1 г жира – 39 кДж, что в два раза больше энергетического эффекта от расщепления 1 г глюкозы или белка.
Защитная – подкожный жировой слой защищает организм от механических повреждений.
Структурная – фосфолипиды входят в состав клеточных мембран.
Теплоизоляционная – подкожный жир помогает сохранить тепло.
Электроизоляционная – миелин, выделяемый клетками Шванна (образуют оболочки нервных волокон), изолирует некоторые нейроны, что во много раз ускоряет передачу нервных импульсов.
Питательная – некоторые липидоподобные вещества способствуют наращиванию мышечной массы, поддержанию тонуса организма.
Смазывающая – воски покрывают кожу, шерсть, перья и предохраняют их от воды. Восковым налетом покрыты листья многих растений, воск используется в строительстве пчелиных сот.
Гормональная – гормон надпочечников – кортизон и половые гормоны имеют липидную природу.
Таблица. Основные функции липидов.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Часть А
А1. Мономером полисахаридов может быть:
1) аминокислота
2) глюкоза
3) нуклеотид
4) целлюлоза
А2. В клетках животных запасным углеводом является:
1) целлюлоза
2) крахмал
3) хитин
4) гликоген
А3. Больше всего энергии выделится при расщеплении:
1) 10 г белка
2) 10 г глюкозы
3) 10 г жира
4) 10 г аминокислоты
А4. Какую из функций липиды не выполняют?
1) энергетическую
2)каталитическую
3) изоляционную
4) запасающую
А5. Липиды можно растворить в:
1) воде
2) растворе поваренной соли
3) соляной кислоте
4) ацетоне
Часть В
В1. Выберите особенности строения углеводов
1) состоят из остатков аминокислот
2) состоят из остатков глюкозы
3) состоят из атомов водорода, углерода и кислорода
4) некоторые молекулы имеют разветвленную структуру
5) состоят из остатков жирных кислот и глицерина
6) состоят из нуклеотидов
В2. Выберите функции, которые углеводы выполняют в организме
1) каталитическая
2) транспортная
3) сигнальная
4)строительная
5) защитная
6) энергетическая
ВЗ. Выберите функции, которые липиды выполняют в клетке
1) структурная
2) энергетическая
3) запасающая
4) ферментативная
5) сигнальная
6) транспортная
В4. Соотнесите группу химических соединений с их ролью в клетке:
РОЛЬ СОЕДИНЕНИЯ В КЛЕТКЕ |
СОЕДИНЕНИЕ |
|
|
Часть С
С1. Почему в организме не накапливается глюкоза, а накапливается крахмал и гликоген?
biology100.ru
белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты»
8 класс
Тема: Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Задачи:
изучить особенности строения органических веществ, выявить их роль в жизнедеятельности живых организмов.
образовательная: показать взаимосвязь строения и выполняемой функции на примере органических веществ, входящих в состав клетки; развивающая: формировать умения: выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственную связь.
ХОД УРОКА
1. Орг момент
2. Проверка знаний учащихся
Макроэлементы, микроэлементы, биоэлементы
Устный опрос
Какие вещества относятся к макроэлементам? (кислород, водород, азот, углерод)
Какие вещества относятся к микроэлементам? (натрий, кальций, фосфор, калий, сера, железо и др.)
Какова роль кальция в организме? (свертываемость крови, формирование костной ткани)
Какова роль железа и магния? (перенос кислорода и участие в фотосинтезе соответственно)
Назовите свойства воды (полярность, диполь, теплопроводность, теплоемкость)
Приведите примеры солей, содержащихся в клетке …(катионы калия, натрия и кальция)
3. МОТИВАЦИЯ И СОВМЕСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА
Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать рассматривать химический состав клетки, изучим органические вещества, которые содержатся в клетке, их структуру, функции и взаимосвязь.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ведущими органическими веществами, входящими в состав клетки, являются белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).
БЕЛКИ — основная составная часть любой живой клетки. На их долю приходится половина сухого вещества клетки (после удаления из нее волы). Белки выполняют в ней чрезвычайно разнообразные функции, из которых самая важная — каталитическая функция. Любая химическая реакция в клетке протекает при участии особых биологических катализаторов — ферментов. А любой фермент — белок. Следовательно, без белков-ферментов клетка не смогла бы осуществить ни одной химической реакции, а значит не смогла бы ни расти, ни размножаться, ни функционировать. Где нет белка, там нет жизни. Именно это и заставило Ф. Энгельса определить жизнь как форму cуществования белковых тел — такую форму, которая реализуется через постоянный обмен веществ.
Помимо каталитической, очень важна структурная (строительная) функции белков. Белки входят в состав всех мембран, окружающих и пронизывающих клетку. В соединении с ДНК белок составляет тело хромосом, а в соединении с РНК — тело рибосом. Растворы низкомолекулярных белков входят в состав жидких фракций клетки. Наконец, именно с белками связано осуществление таких функций, как перенос кислорода в теле организма (его осуществляет белок крови — гемоглобин), сокращение мускулатуры, передача раздражения по нервам и целый ряд других, т.е. двигательную, транспортную и защитную (антитела) функции.
Всего известно 20 различных аминокислот, входящих в состав белков. Молекулы белков имеют 4 структуры: первичную, вторичную, третичную и четвертичную.
УГЛЕВОДЫ — столь же необходимая составная часть любой клетки, как и белок. В растительных клетках их значительно больше, чем в животных. Углеводы — своеобразное «топливо» для живой клетки: окисляясь, они высвобождают химическую энергию, которая расходуется клеткой на все процессы жизнедеятельности. У растений углеводы выполняют и важные строительные функции: из них образуются оболочки как живых клеток, так и мертвых (древесина).
По химическому составу углеводы делятся на две большие группы: простые и сложные углеводы
Функции углеводов: строительная и энергетическая.
ЛИПИДЫ — также обязательная составная часть любой клетки. Как и углеводы, жиры используются клеткой как источник энергии: при расщеплении жиров освобождается энергия. Подкожный жир играет важную теплоизоляционную роль у многих животных (водные млекопитающие). У животных, впадающих зимой в спячку, жиры обеспечивают организм необходимой энергией, так как питательные вещества извне в это время не поступают. Жиры составляют запас питательных веществ и в семенах многих растений.
Функции липидов: энергетическая, строительная и транспотрная
НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ впервые были обнаружены в ядрах клеток. Существует два типа нуклеиновых кислот: дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (сокращенно РНК). ДНК содержится преимущественно в ядре клетки, РНК — в цитоплазме и в ядре. Значение нуклеиновых кислот состоит в том, что они обеспечивают синтез в клетке специфических для нее белков. Благодаря функции ДНК, связанной с синтезом белков-ферментов, осуществляется и ее генетическая роль: ДНК является носителем наследственной информации.
.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграф
infourok.ru
урок биологии в 8 кл по теме «СОСТАВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ: ЖИРЫ, БЕЛКИ. УГЛЕВОДЫ»
СОСТАВ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ: ЖИРЫ, БЕЛКИ. УГЛЕВОДЫ
Урок биологии в 8 классе
Учитель биологии высшей категории МОУСОШ № 2
ЗАТО г. Большой Камень Приморский край
Коврова Татьяна Владимирована
Образовательные задачи:
Дать понятие о составе продуктов питания, дать представление о белках, жирах и углеводах, научиться практически, выделять белки, жиры и углеводы.
Воспитательные цели:
Воспитание потребности в здоровом образе жизни, в правильном питании
Оборудование:
Компьютер для демонстрации презентации, химические препараты, кусочки пищи.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ход занятия:
Учитель: Забота о пропитании стояла во главе всех важных дел перед человеком всегда. Все, что необходимо для жизнедеятельности организма, кроме кислорода, человек получает только с пищей, с продуктами питания.
Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания.
Вкусные свежеиспеченные булочки, румяные окорока, дымящиеся блинчики, зажаренные караси, икра черная, икра красная, наливные яблочки и много других вкусностей – вот, что можно увидеть на праздничном столе. Но какие бы вкусности мы не вкушали за обеденным столом, все эти продукты состоят всего лишь из нескольких элементов. (Смотрим презентацию на экране компьютера)
Пища состоит
органических веществ воды минеральных веществ
белки макроэлементы
жиры микроэлементы
углеводы
Для полноценного питания важен не только баланс белков, жиров и углеводов, но и присутствие витаминов, микроэлементов. Только в этом случае еда будет приносить пользу организму.
Учитель: Давайте рассмотрим, что собой представляют органические вещества, входящие в состав продуктов питания.
Белки – природные полимеры, состоящие из аминокислот.
Аминокислоты – соединения, в молекулах которых содержится несколько функциональных групп. Белки – важнейший компонент пищи. От них зависят жизненные основные процессы в организме: обмен веществ, раздражимость нервов, способность к росту, размножению. К белковым веществам относятся: гемоглобин, ферменты, некоторые гормоны. Несмотря на то, что белки составляют одну четвертую часть человеческого организма, единственным источником их образования в организме являются аминокислоты белков пищи. Вот почему белки совершенно необходимы в питании человека. Равноценны ли для человеческого организма все белки? Нет. Можно сделать вывод, продукты должны быть разнообразными, только тогда организм будет получать оптимальное количество аминокислот.
Углеводы – обширный класс органических соединений. В клетках живых организмов углеводы являются источниками и аккумуляторами энергии. Они входят в состав многих важнейших природных соединений, выступают в роли регуляторов важнейших биохимических процессов. Соединяясь с белками и липидами, углеводы образуют сложные высокомолекулярные комплексы, составляющих основу живой материи. Особое место среди углеводов принадлежит глюкозе. Она необходимый компонент пищи, так как при ее окислении выделяется больше трети используемой в организме энергии. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Однако мы получаем глюкозу периодически, а нервным клеткам энергия необходима каждую секунду. Глюкоза запасается впрок в клетках печени и мышц в виде полисахарида, называемого гликогеном.
Жиры относятся к классу химических соединений, носящих общее название липиды. Липиды – это сложные органические соединения с близкими физико-химическими свойствами, которые содержатся в растениях, животных, микроорганизмах. Их общие свойства – нерастворимость в воде, наличие в молекулах длинных углеводородных радикалов и сложноэфирных группировок. Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. При окислении 1г жира выделяется 9,3 ккал, т.е. в 2,25 раз больше, чем при окислении белков и углеводов.
Полное исключение жиров из рациона приводит к серьезным нарушениям здоровья. Недостаток жирных кислот приводит к задержке развития растущего организма, нарушениям структуры и функции клеточных мембран, воспалению кожных покровов. При избыточности жирных кислот возрастает опасность развития атеросклероза.
Учитель: Все органические вещества можно обнаружить в продуктах питания, для этого проведем практическую работу.
1. «Обнаружение жиров, белков, углеводов (крахмала) в продуктах питания»
1. Тест на наличие жира.
Крупные молекулы жиров состоят из углерода, водорода, кислорода.
Переместив кусочек пищевого продукта (вареное мясо) в пробирку с этиловым спиртом,
можно обнаружить, есть ли в нём жиры. После встряхивания жиры
растворяются в спирте, и раствор становится прозрачным. Затем часть
раствора переливают в пробирку с водой. Поскольку в воде жиры не
растворяются, на поверхности будут плавать капли жира.
2. Тест на присутствие белков.
Чтобы определить, есть ли в пищевом продукте белки, кусочек продукта(сырое мясо) размешивают в воде и добавляют раствор едкого натра и несколько капель
раствора сульфата меди (II). Если в продукте есть белки, то смесь из бледно —
голубой становится бледно — фиолетовый.
3. Тест на определение крахмала.
Крахмал можно обнаружить в пище (кусочек хлеба), размельчив её кусочек в воде и добавить туда несколько капель раствора йода. Если в пище есть крахмал,
раствор станет темно — синим.
4. Тест на определение витамина С в некоторых продуктах.
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Проделайте подобные опыты с компотом, яблочным соком. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.
Учитель: Долгое время придерживались мнения, что поесть — значит «заправить» организм порцией «горючего», не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию. Поначалу никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде, считалось: чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось, что при избыточном питании организм как бы задыхается от обилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их в виде жиров. (Сообщения учащихся)
Первый ученик: Еще 200 лет назад Гиппократ определил медицину, как искусство подражания лечебному воздействию природы и пищевые вещества назвал нашими лекарствами, а лекарства нашей пищей.
Организм и пища – одна система. Пищу, мы можем менять по желанию, а строение организма меняется строго в зависимости от пищи.
Среднее потребление пищи в сутки составляет около 800 гр – без воды и воды в сутки следует потреблять около 2000 гр. В 1904 году И.П.Павлов при вручении ему Нобелевской премии сказал: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе».
Вся необходимая организму энергия поступает с пищей. Принято упрощенно сравнивать процесс усвоения и использования организмом пищи сравнивать с процессом горения. Да, большая часть продуктов, за исключением белков, в конечном итоге превращаются в тепло (энергию), углекислый газ и воду. Вначале калорийность продуктов определяли, сжигая их в специальном приборе – калориметре. Но ведь не все питательные вещества усваиваются организмом, часть из них просто выводится из организма.
Для полноценного питания необходимо учитывать энергетическую ценность продуктов. У различных категорий людей потребности в энергии различны и зависят от рода их деятельности. Для учащихся вашего возраста эта потребность равна 2700ккал в сутки. Эти калории не должны поступать в организм за один-два раза.
Современный человек потребляет в среднем 3120 ккал в сутки – это превышает норму. Вследствие этого появляются различные заболевания, например избыточный вес и ожирение разной степени. Подсчитано, что лишние 100ккал в день ежедневно прибавляют к массе тела 9г. кажется, что это мало. Но в год это составит около 3 кг лишнего веса!.
Учитель: При питании мы редко задумываемся и еще реже подсчитываем калорийность питания. Но если появились лишние калории, а потом и лишние килограммы, то от них нужно срочно избавиться. И для этого есть верный способ – рациональное питание. В основе рационального питания лежат принципы:
1.баланс поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности энергии
2. удовлетворение потребности в определенном количестве и соотношении питательных веществ
3. соблюдение режима питания.
Система рационального питания
Принимать пищу следует 4–5 раз в день.
Все, что мы обобщили на сегодняшнем уроке, подводит нас к мысли о том, что питание должно быть рациональным. Из чего складывается это понятие?
1. Прием пищи не реже 4–5 раз в сутки.
2. Перерыв между приемами пищи не более 6 часов.
3. Тщательное пережевывание пищи.
4. Не ужинать позже, чем за 1,5–2 часа до сна.
5. Разнообразие пищи.
Учитель: Исходя из многолетней практики, выделили продукты, которых следует избегать, так как из-за них могут возникнуть заболевания – это:
1. рафинированный сахар,
2. мука высших сортов,
3. маргарин,
4.пищевые консерванты (нитраты и нитриты для улучшения вкуса, например
консервов, колбасы, сосисок),
5. искусственные пищевые красители и вкусовые добавки
Но есть продукты, которые можно употребить без ограничений. Это:
1. молочные продукты – кефир, творог, йогурт,
2. яйца-1-2раза в день,
3. мясо, рыба, птица (мясо надо есть утром или днем для полного переваривания, а не вечером),
4. фрукты и соки любые (обязательно цитрусы),
5. крупы и хлеб черный с отрубями,
6. масло растительное в большем количестве, чем сливочное,
7. орехи и семечки.
(Сообщения учащихся)
Второй ученик: Великий ученый Востока Абу Али Ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценна родился 1020 лет назад в селении около Бухары. Медициной заинтересовался очень рано. Когда заболел правитель Бухары, он вылечил его и в награду получил разрешение пользоваться обширной библиотекой эмира. Здесь Авиценна обогатил свои познания в философии, математике, геологии, астрономии и особенно в медицине. Изучая больного и болезнь, он принимал во внимание воздействие среды на человека, его телосложение и использовал индивидуальный подход к больному. Эти правила, к счастью, живы и поныне.
Авиценна один из основоположников педиатрии. Создал несколько сот видов лекарств, научил людей делать операции. Учил защищать от оспы, чумы, туберкулеза. Он считал основой здоровья физические упражнения, рациональное питание, о котором вы сегодня говорили.
Учитель: Анорексия – это заболевание, вызванное недостаточным питанием. Манекенщицы часто страдают таким заболеванием, что может привести к летальному исходу. Мировое сообщество призывает не «выпускать» на подиум манекенщиц с весом тела менее 55 кг. С ростом манекенщиц 180 см и более см – это критический вес. Другой крайний случай – это ожирение, избыточный вес человека. (Сообщения учащихся)
Третий ученик: Людей, страдающих ожирением, в возрасте 40-50 лет от сердечно-сосудистой недостаточности умирает почти в два раза больше, чем людей с нормальной массой тела. Это положение подтверждается данными американских страховых обществ о связи избыточной массы тела и смертности. Поскольку процент смертности определяет бизнес страховых компаний, медицинские бизнесмены стремятся с наибольшей точностью определить возможную продолжительность жизни застрахованного.
Даже при умеренных степенях ожирения показатель смертности значителен даже в молодом возрасте. Ожирение, представляющее собой нарушение обмена веществ, — это болезнь всего организма, и, как всякую болезнь, ее надо лечить. Избыточный вес является повышенным фактором риска для здоровья. Прежде всего это относится к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, нарушению обмена веществ (по показателям холестерина, мочевой кислоты, сахара в крови), к повышенной нагрузке на суставы и весь опорно-двигательный аппарат. Многие недооценивают вредные последствия ожирения и потому своевременно не принимают действенных мер для сохранения нормальной фигуры. Нередко даже считается, что полнота, которая не достигла уродливых форм, является признаком здоровья. В действительности все степени тучности должны вызывать беспокойство. По величине избыточной массы тела различают четыре степени ожирения:
— первая степень — избыток массы тела не превышает 30% нормальной или идеальной массы для данного лица;
— вторая степень — избыток не превышает 50% нормальной массы тела;
— третья степень — избыток массы равен 100% от нормальной;
— четвертая степень — масса тела более чем вдвое превышает нормальную величину.
Четвертый ученик: Ожирение сопровождается разнообразными осложнениями: в первую очередь возникают изменения в сосудах сердца, повышается кровяное давление, страдает нервная система, слабеет память, снижается работоспособность, иммунитет, появляется сонливость, головокружение. В то же время учеными доказано, что умеренный стабильный избыток веса лучше для души и тела, чем многочисленные сознательные попытки избавиться от его излишков. Дело в том, что постоянные резкие изменения веса то вверх, то вниз также перенапрягают сердечно-сосудистую систему и вызывают нарушения обмена веществ. Причина в том, что во время диеты организм приспосабливается к малокалорийной программе, когда же диета заканчивается, метаболическим процессам требуется время на обратную перестройку, и часто такая «перестройка назад» не удается — организму не удается вернуться к исходному состоянию. Эффект «обучаемости» организма не всегда имеет место и при длительных диетах. Поэтому разумные врачи придерживаются понятия «веса наилучшего самочувствия» вместо привычного термина «нормальный вес». Под «весом наилучшего самочувствия» имеется в виду вес, при котором человек чувствует себя здоровым и работоспособным, но прежде всего это тот вес, который легко и без резких скачков поддерживается без специальных усилий в течение длительного времени.
Ученые предполагают, что у каждого человека, по-видимому, имеется генетически запрограммированный вес, к достижению которого организм постоянно стремится почти независимо от индивидуальных привычек питания. У людей, предрасположенных к полноте, «предельный вес» может быть несколько выше, чем тот вес, который они пытаются сохранить любым путем. Расхожий тезис, что полнеет тот, кто не знает меры в еде, в настоящее время опровергнут. Многие полные люди едят не больше, чем люди с нормальным весом, а иногда даже меньше. Ведь часто бывает наоборот: есть такие любители поесть, которые совершенно не ведут счет калориям, но несмотря ни на что сохраняют стройную фигуру до старости.
Учитель: Исследуя продукты питания, которые мы потребляем, можем сделать выводы. Приведем правила питания, написанные в «Каноне», главном труде Авиценна.
1. Питание – непременное условие того, чтоб было в целости здоровье.
2. То будет тяжело для усвоенья, что ешь без аппетита и уменья.
3. Ешь блюда влажные сперва, не нарушай законов естества.
4. Желудок слаб, чтоб не страдать, его едой нельзя утяжелять.
5. Тяжелое мясное не годится, полезны рыба свежая и птица.
6. Остры и терпки лук, чеснок, горчица, но польза в них великая таится.
7. Питайся, если голод ощутил, еда нужна для поддержанья сил.
8. Но тот, кто много ест и пьет, светильник свой излишеством зальет.
9. В компании приятной, честь по чести, есть следует в уютном, чистом месте
Вопросы для закрепления: 1. Что такое питание? 2. Какие органические вещества входят в состав пищи? 3. Какие продукты питания содержат жиры? 4. Какие продукты питания содержат белки? 5. Какие продукты питания содержат углеводы? 6. Какие правила питания нужно соблюдать, чтобы быть здоровым человеком?
Используемая литература:
Батуев А. С., Соколова Л. В., Левитин М. Г.. Человек. Основы физиологии и психологии. 9 класс. – М., Дрофа, — 2000.
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П.. Экология. 9 класс. – М., Дрофа, 1995.
Можаев Г.М., Симинихина Н.В. Учебный исследовательский эксперимент. Химия в школе, — 2003, — №1, — 52-54 с .
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. – М., Просвещение, 1992.
Рохлов В.С., Сивоглазов В. И. Практикум по анатомии и физиологии человека. — М., Академия, 1999.
Цобкало Ж.А., Мычко Д.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся при проведении обобщающего практикума, Химия в школе, — 2003, — №8, — 65-70с.
infourok.ru