Треники — это… Что такое треники?
Распахнув шкаф, я вижу лишь несколько футболок, джемпер, который больше на меня не лезет, да старые треники.
Они конечно прифигели от неожиданности: лес, вечер, выходит из леса какой-то мужик (причем нехилый) — зимние треники, в покрывале, на голове майка с бейсболкой и очки, т.е.
А вот однокурсницы, вы не поверите, поглядывали на меня, а не на Пековского, хотя стараниями внешторговского дяди одет он был всегда изрядно, даже под брюками в морозы носил не темно-синие треники, как мы, грешные, а разымпортные мужские колготы.
Чужая жизнь кренилась так, что из чувства равновесия хотелось первым самолетом улететь к своей семье в Петербург, на дачу под Выборг, на грядки и в парники, чтобы синие
Правда, выглядел он совершенно не поэтически: на носу очки, одет в растянутый свитер, в синие треники с зашитой дырочкой на правой коленке, а на ногах домашние шлепанцы.
Я вспоминал детство, когда посреди ночи, заспанный, я мог прийти на кухню и увидеть маму с немного испуганным выражением лица, стоящую у плиты, прижимающую руку к груди, увидеть отца, увидеть его сильную спину в белой майке, его синие треники, как он поднимает брови, раздув ноздри, наклоняется над дядей Стасиком, или над дядей
На всякий случай реву изо всех сил: «Это ты, мерзавец — новый сантехник?!» — и чувствую, что если Васька еще сильнее дернет за штанину, чем сейчас, то треники разъедутся при всем честном народе, ославив меня до конца жизни.
Наоборот, как только коварная соперница скрылась за дверью, Забелкин, подтягивая растянутые треники и выпячивая хилую грудь, заявил, что она у него не одна.
Находясь дома один, он одевается преимущественно неброско, в затасканные «треники» — это такие свободные штаны вьетнамского пошива и не менее затасканную футболку.
Сейчас Ганс был одет в оттянутые на коленках синие спортивные треники, заправленные в черные носки и в полинявшую от частых стирок зеленую майку, которая болталась на нем как на шесте, так как была минимум на два размера больше чем нужно.
Что такое тренинги и для чего они нужны
АВТОР:
Дмитрий СтадникЕсли вы думаете, что данная тема вас не касается, то…
- Инфобизнес
- Продажи
Что такое тренинги и для чего они нужны — 6 фактов простым языком
Если вы думаете, что данная тема вас не касается, то спешу разочаровать. Каждый современный человек обязан знать что такое тренинги и для чего они нужны. Почему, спросите вы?
Все просто: это очередной этап развития человечества в сфере информационных и образовательных услуг. Я уверен, что придет момент, когда каждый житель нашей планеты побывает хоть один раз на тренинге в своей жизни!
И если быть подготовленным к этому виду обучения, то результат будет намного выше чем даже тот, на который вы рассчитывали, когда записывались в участники мероприятия. Еще данная статья — некоего рода исповедь человека, который за последний год прошел 4 очень достойных интенсива по личностному развитию.
Вот еще одна мотивация, по которой этот материал должен появиться на страницах Yourselfbranding. Моя обязанность рассказать все, что я знаю о тренингах для простых людей доступным языком. Потому что за каждым незнакомым термином в сфере тренинг образования, скрываются очень даже знакомые слова для обычных людей. Я уверен, что если человек информирован — значит вооружен. Согласны?)
Кто я такой, чтобы мне верить? Здесь представлены несколько моих регалий, которые свидетельствуют о том, что у меня есть определенное право рассуждать на данную тему. А вот какие вопросы мы рассмотрим в данной статье:
И в конце статьи все самые главные выводы о тренингах, которые я прошел за последний год. Итак, тренинги — деньги на ветер или новая жизнь?
Что такое тренинги?
Признаюсь честно, что еще недавно я не особо понимал разницу между тренингом, коучингом, консультацией и семинаром. Буквально до 2018 года, когда я стал профессиональным коучем и готов рассказать всю правду про подобное обучение.
Дело в том, что первые свои тренинги по продажам я проходил в 2003 году, работая торговым представителем. Но понял суть данного вида обучения, только после того, как побывал по ту сторону баррикад, когда провел несколько своих мероприятий.
Чтобы объяснить суть тренингов, представим себе, что мы решили подтянуть свое тело и записались в тренажерный зал. Как будет происходить процесс тренировок? Как вариант, можно просто прийти и без подготовки начать работать с весом, который можем осилить в данный момент.
Что будет на следующий день? Правильно: скорее всего вы не сможете подняться с постели, чтобы выпить чашечку утреннего кофе, не говоря о том, чтобы как-то добраться до рабочего места. Или есть другой вариант.
Вы работаете с персональным тренером, который для начала проведет инструктаж, далее покажет комплекс упражнений для разогрева мышц, подберет под тело нужные виды тренажеров, рассчитает оптимальные нагрузки исходя из ваших данных. В итоге, получается целый набор действий, который рассчитан индивидуально под человека.
Все люди отличаются своими способностями. Программа для тяжеловеса не будет подходить для тех, кто весом менее 70 кг.
Так вот: мозг, так же как и мышцы, нуждается в тренировках. Без постоянных нагрузок этот орган может перестать работать эффективно, что скажется на результатах человека во всех сферах деятельности.
Тренируйтесь знаниями
Тренинг — это тренажерный зал для мозга, с индивидуально подобранной программой тренировок для отдельного человека или группы людей. Обычно коллективное обучение проводится для аудитории, участники которой имеют схожие характеристики по виду деятельности.
Например, мероприятия для тех, кто интересуется йогой, растяжкой мышц, рисованием или темой соблазнений. В сфере бизнеса тренинги могут проводиться и для целого отдела продаж, HR- отдела, для менеджеров среднего или высшего звена.
Такие мероприятия способны вывести человека из своей зоны комфорта, заставить прочувствовать ситуацию с помощью ролевых игр, найти путь для решения задач, которые стоят на пути достижения целей.
Yourselfbranding
Если говорить еще проще, то мы помещаем наш разум в стрессовую ситуацию, которая способна стимулировать нахождение внутренних ресурсов человека.
Главная задача тренинга, чтобы человек не просто получил новую информацию, а сделал определенные действия на практике и пережил новый опыт в реальном мире. Естественно, что все это проходит под чутким наблюдением тренера и его ассистентов.
Основные виды тренинга
Если смотреть глазами обывателя, то все тренинги можно разделить на 3 большие категории. Они отличаются по стилю проведения и по затрагивающим сферам деятельности человека. Сразу предупреждаю, что нет прямой зависимости между видом тренинга и результатами, которые потом получает участник. Все зависит немного от других факторов, которые мы рассмотрим чуть ниже.
Мягкие
Данный вид подходит тем участникам, которые хотят проходить обучение в комфортной обстановке, не меняя привычного ритма жизни. В таких тренингах используют ролевые игры, которые моделируют различные жизненные ситуации. Погрузившись в игру, человек понимает откуда пришла та или иная проблема в его жизни. На основе этих новых знаний делаются выводы, которые ведут к внутренней трансформации (изменению).
К такому типу тренингов можно отнести следующие тематики: отношения, счастье в семье, повышение сексуальности, изменение отношения к деньгам, карьерный рост, поиск призвания в жизни.
Твердые
В случае данного стиля проведения обучения, применяется строгий регламент и правила. Очень частая ситуация штраф за опоздание или не выполнение задания. Часто во время таких тренингов даются достаточно сложные задания. Например, продать ручку прохожему или попросить взаймы в соседнем офисе.
Принято считать, что такие тренинги способны дать больше результатов, но людям с более тонкой психикой не рекомендую принимать участие в таких мероприятиях. Вот в каких нишах используется данный тип обучения: пикап (знакомство на улице), большинство бизнес тренингов по продажам и переговорам.
Хард-кор
Если нужно получить очень быстрый и ощутимый результат, то советую идти на такие тренинги. Поскольку в данном случае уровень стресса при выполнении заданий будет самый максимальный, помните о том, что этот вариант далеко не для каждого. Такие интенсивы проводят в формате “буткемп”. Это когда людей на несколько дней, а то и недель, изолируют от внешней привычной среды и прокачивают нужные навыки почти круглосуточно.
Помимо того, что эти тренинги стоят достаточно дорого, у тех, кто не справился с заданием в срок, могут быть дополнительные издержки в виде денежных перечислений на благотворительность. Все мужские тренинги по повышению мотивации работают именно так. В последнее время в режиме хард-кор проводятся и некоторые программы по бизнес тематике.
Если говорить о видах тренингов еще проще, то их можно разделить в зависимости от поставленных задач. Вполне может оказаться, что вы выбрали обучение, а оно оказалось очень далеким от поставленных вами целей.
Тренинги по прокачке навыков
В последнее время данный тип обучения становится более популярным. Его основная задача не просто новая информация, а тренировка конкретных действий. Знания без практики не несут ценности.
Например, в моей школе по 3д визуализации был как раз навыковый тренинг: для того, чтобы что-то делать, все знания по данной теме не нужны. Дается только тот объем информации, который нужен для выполнения конкретного узкого задания.
Очень часто такие тренинги проходят в режиме воркшопа (workshop с англ. — мастерская). Это когда тренер демонстрирует какой то навык, а участники его повторяют. Обычно после такого воркшопа у человека есть конкретный измеримый результат.
Вот примеры воркшопов, которые я проводил: “Создание ютуб канала с нуля”, “Запуск первой e-mail рассылки”.
Трансформационные тренинги
Этот вид тренингов рассчитан для изменения мыслительных процессов человека. Главная задача таких мероприятий не знания и не навыки, а внутренняя трансформация. Иногда такое обучение называют “тренингами по личностному развитию”.
У каждого человека есть свое поведение, которое зависит от набора основных убеждений и мыслительных шаблонов. Это своего рода программное обеспечение, в рамках которого человек существует. От того, как человек мыслит и зависят его результаты в жизни.
И если участника тренинга не устраивает то, как он живет сейчас, то трансформационный тренинг — хороший инструмент для существенных изменений.
Естественно, что подобное обучение имеет очень много разновидностей, но это тема для отдельной статьи.
Для чего нужны тренинги?
Разобрав виды тренингов, мы вскользь коснулись того, зачем вообще они нужны. Но в этом разделе попробуем разобрать дополнительные ценности, которые может дать подобный формат обучения.
Окружение
Успех каждого человека в действительности зависит от его окружения. Сейчас даже есть такая наука как нетворкинг. Она обучает заводить полезные связи. Тренинг — отличная площадка для таких знакомств, ведь зачастую на таких мероприятиях присутствуют состоятельные люди с высоким уровнем дохода и развития.
По моему опыту могу сказать, что с большинством моих партнеров по бизнесу я познакомился проходя подобное обучение. Во-первых, участники тренинга это команда, которая мыслит также как и вы. Во-вторых, во время обучения люди быстрее сближаются друг с другом, что способствует укреплению взаимосвязей.
Навыки
Тренинги дают возможность получить те навыки, которые невозможно получить одному, просто просматривая видео дома.А ведь есть такие задания, которые невозможно сделать в одиночку.
Для отработки определенных способностей есть такие упражнения, в которых минимум должно принимать участие 3 человека. Можно, конечно, попробовать это сделать с друзьями дома, но далеко не факт, что близкие люди разделяют ваши стремления к саморазвитию.
Более того, на тренинге создается такая атмосфера, что для оттачивания какого-то навыка достаточно нескольких подходов. В “тепличных” домашних условиях придется тренироваться намного дольше. Получить навык на тренинге — ценнейший опыт.
Обратная связь
В обычной жизни любое оценочное суждение со стороны носит в себе либо критику, либо похвалу. Самое забавное, что и то и другое не приносит никакой пользы для человека, который стремиться к изменениям.
При получении похвалы вы можете не заметить те зоны, над которыми нужно работать. При неконструктивной критике, может достаться порция такого негатива, которая напрочь погубит все стремления к саморазвитию.
Обратная связь на тренингах дается со стороны независимого наблюдателя по определенной структуре. После получения такой оценки, участник знает над чем нужно работать, на что обратить внимание и знает точно свои зоны роста.
Решение
Не раз был свидетелем того, как во время тренингов люди принимали судьбоносные решения. На подобном обучении, как правило, приходят инсайты (озарения). Казалось бы нерешаемые задачи в жизни вдруг становятся простыми и разрешимыми.
Иногда разум раскрывается настолько широко, что человек слышит решения своих проблем в виде шепота внутреннего голоса. Участники начинают прислушиваться к своей интуиции и эмоциям, а не к навязанному мнению со стороны.
Тренинги отличаются от других видов обучения своей интенсивностью. За короткий промежуток времени можно упаковать огромный массив знаний и набор навыков, что делает из участника такого обучения по сути нового человека.
Как проходят тренинги?
Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.
Качественный тренинг это группа участников из 30-50 человек. В редких случаях количество обучаемых может доходить до 200, но тогда группу делят на малые группы, для более качественной отработки навыков.
Yourselfbranding
Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем больше внимания для каждого ученика, тем лучше.
Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:
- Теория. Участников знакомят с новой информацией.
- Демонстрация. Тренер показывает на практике то, что было озвучено в теоретическом блоке
- Практика. Участники разбиваются на подгруппы и повторяют за тренером все действия.
- Обсуждение. После упражнения участники задают дополнительные вопросы, а также делятся своими впечатлениями: что было легко, что сложно.
Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга — полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.
Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.
Знакомство
На данном этапе команда только формируется и активность участников может быть низкой. Люди начинают друг с другом знакомиться и занимать свои места. Возможно появление лидера внутри группы, к которому будут прислушиваться остальные участники.
Этот человек может задавать общий тон общения на этой стадии. Если лидер открыт и не скрывает свои чувства и недостатки, то группа охотно присоединится к нему и начнет движение вперед. Стоит отметить, что данный этап не очень продолжительный
Шторм
После того, как сообщество освоилось, наступает следующая стадия. В этот период каждый участник команды пытается утвердится в глазах окружающих. В бизнес тренингах эту стадию принято называть “определением ролей и функций”. На простом языке это можно назвать перетягиванием каната.
Это самая ценная стадия для лидера, так как его положение под угрозой. Хороший лидер убеждает каждого из участников взять на себя ответственность, принимает право каждого члена команды на самоутверждение, допускает любые возражения со стороны.
На любом тренинге главным лидером является тот, кто проводит обучение. На многодневных тренингах стадия шторма наступает на второй день. Профессиональные тренеры шутливо называют эту стадию днем убийства тренера.
Но хороший специалист “воскресает” уже на третий день. Важно помнить, что как в общей, так и в малых рабочих группах это неизбежная и необходимая стадия, к которой нужно быть готовым.
В реальном мире большинство команд в бизнесе и спорте очень редко проходят данный этап, но если лидер знает как работает динамика группы, то совершить такой переход не сложно
Штиль
Развитие взаимоотношений в группе переходит в стадию сплоченности. Возражений почти нет, все участники группы со всем соглашаются, предлагают свои варианты, быстро преодолеваются любые разногласия. Каждый из участников старается помогать отстающим. Но есть одна опасность.
На этом этапе существует вероятность переоценки возможности группы. Вполне возможно, что стадия спокойного продвижения имеет вторичные выгоды для каждого из участников. Например, быстрее выполнить упражнение и пойти домой.
Обязанность хорошего лидера искусственно поддерживать некое психологическое напряжение внутри коллектива. Если все слишком хорошо, то это не совсем хорошо). Опытный тренер может использовать для повышение динамики работы такие инструменты как фрустрацию и троллинг).
Тренинг в стиле коучинг
Данный вид обучения выделю отдельно от остальных. Это более прогрессивная модель обучения, так она дает наиболее ощутимые результаты за счет того, что перед обучением проводится глубокий анализ текущей ситуации.
Кроме того, активно используется модель SMART. Это один из современных методов постановки целей. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и ограниченной во времени.
Yourselfbranding
Разберем основные этапы коучинг-тренинга
Вводная сессия
На начальном этапе тренер помогает выявить достоинства и слабые места всех участников группы. Участники устанавливают общие приоритеты в обучении. Например, если проводить тренинг в стиле коучинг в продажах, то группа сама выделяет самые необходимые навыки для себя и работает над их усовершенствованием.
На данном этапе проделывается работа над исследованием текущей ситуации. Участники обучения должны дать ответ на вопрос: что происходит сейчас? Кроме этого выявляются мотивы и потребность в обучении. Если у группы нет истинной мотивации для обучения, то результаты тренинга будут не высокие.
Тренинговая сессия
На этом этапе проходит тренинг по классической формуле, которую мы рассмотрели чуть выше: теория — демонстрация — практика — обсуждение. Тренер подбирает упражнения и игры для достижения выявленных на первом этапе запросов.
В зависимости от того, как будет развиваться общая динамика группы, могут вноситься корректировки в план обучения. Например, если группа не очень активна, то добавляются упражнения для повышения интенсивности процесса обучения.
Завершающая сессия
Третий этап отведен для анализа полученных результатов. Проще говоря, достигнуты ли поставленные цели? Также в этой сессии выявляются препятствия и возможные проблемы, которые мешают обучению.
Отдельным блоком рассматривается перенос полученных навыков в рабочую среду. Ведь не секрет, что в тех же тренингах по продажам, участники получают новые навыки, но не используют их на практике.
Yourselfbranding
Кроме этого, составляется список того, что можно сделать в качестве дополнительной прокачки навыков и того, что будет обязательно к выполнению. Этот этап помогает задействовать внутренний потенциал участника через создание нового видения и возможностей.
Когда эффективен коучинг-тренинг
- Если нужно быстро изменить текущую ситуацию
- Когда отрыв от привычного ритма жизни и работы недопустим
- Если нужно согласованное решение поставленной перед командой задачи.
- В тех ситуациях, когда нужно повысить личную заинтересованность каждого участника обучения
- Уменьшить уровень сопротивления со стороны сотрудников к новым изменениям
Самое важное: коучинг-тренинг не позволяет тренеру работать “для галочки” по заготовленным шаблонам. Ведь нельзя заранее знать, какие цели поставит для себя обучающая группа. Это означает, что тренер должен иметь действительно высокую квалификацию.
И если вы спросите мое мнение, то коучинг-тренинг самый лучший вариант для прокачки своих способностей. Но о том, как нужно выбирать обучение, в следующем разделе.
Как выбрать тренинг под свои цели?
Я бы сразу перефразировал этот вопрос и спросил: как выбрать тренинг, чтобы он действительно принес результат? Для начала у вас должны быть четко прописаны цели. Если их нет, то идти на любой тренинг бессмысленно!
Неважно какая у вас цель, главное чтобы она была. Это может быть: научиться копирайтингу, повысить навыки ведения переговоров или же научиться делать личные продажи. Это обязательное условие для получения результата.
Теперь, когда понятно, что без цели любое обучение пустая трата времени, дадим основные рекомендации по выбору тренинга.
- Тематика тренинга. Убедитесь в том, что она подходит под поставленные задачи
- Личность тренера. Доказано, что аудитория на подобных мероприятиях в основном приходит на имя тренера. Если поблизости проходит тренинг действительно крутого специалиста, то не теряйте времени на раздумье: надо идти!
- Стоимость. Если у вас нет своих денег на обучение, то, отложите прокачку своих навыков на потом. Даже если вы возьмете под это дело кредит, то пользы будет мало. Вы не сможете полностью погрузиться в обучение с долгами за спиной. Советую выбирать тренинг чуть выше по стоимости, чем вы хотели бы заплатить. Чем выше цена, тем лучше. Так вы получите более качественное окружение и возможности для новых полезных связей.
- Рекомендации. Если ваши друзья побывали на тренинге и рекомендуют его, то можно доверится их выбору. Но учитывайте, что их опыт может не совпасть с вашим. Не бывает двух одинаковых мероприятий даже проводимых одним и тем же тренером. Каждый опыт — уникальный.
Еще один совет: современный маркетинг жесток и беспощаден. Для привлечения клиентов большинство тренингов имеет так называемый тест-драйв. Дается один или несколько первых бесплатных дней. Затем участник принимает решение о полном участии. Грех не воспользоваться такой возможностью.
А теперь немного субъективного мнения).
Почему тренинги дают результат?
Вот признайтесь честно: сколько полезных тренингов лежит у вас на жестком диске в папке с условным названием “Обязательно посмотреть”? Я тоже когда-то качал пиратские копии с торрентов и складировал их в надежде стать умнее.
Но это работает по другому. Тренинг нужно посетить физически. Это позволяет сменить привычную среду и выйти за рамки внутреннего комфорта. Уверен, что просматривая тренинги у себя дома, вы не делаете на практике упражнения.
Вам кажется, что только посмотрев материал, вы уже чему-то научились. Но это не так, ведь главное, что дает тренинг — это навык! А если учитывать, что некоторые упражнения невозможно сделать одному, то значимость окружения повышается в разы.
И самое главное — деньги. Если вы бесплатно скачали какой-то тренинг, то у вас не будет сильной мотивации пройти его до конца, как если бы вы заплатили за него деньги.
Проверено, что чем больше стоит тренинг — тем лучше результат вы получите. Поэтому “топовые” тренеры берут серьезные деньги за возможность взаимодействовать с ними.
В мире существует правило обмена ценности: чтобы что-то получить, надо сначала что-то отдать. Если в этой формуле будет не хватать хоть одного элемента, то вы никогда не получите пользы от обучения.
Когда-то я купил свой первый тренинг за 500$ и долго переживал: не переплатил ли я? Сегодня я могу отдать такую же сумму за одну консультацию по маркетингу.
Это совет от профессионального покупателя тренингов. Да, я их не только провожу, но и покупаю. И за последнее время заметил странную закономерность: чем больше инвестируешь в прокачку своих навыков, тем больше зарабатываешь.
Между прочим, моя книга по трафику — это выжимка всех знаний, которые получены на протяжении последних 5 лет. Рекомендую к прочтению, если вы уже попробовали контекстную, баннерную, таргетированную и другие виды рекламы, но не получили никакого результата.
А на этом все. Инвестируйте время и деньги в свое образование и все у вас получится! Обязательно напишите в комментариях какую наибольшую сумму вы потратили за 1 тренинг и поделитесь данной статьей в социальных сетях.
До связи!
Ваш Дмитрий Стадник.
[Всего голосов: 2 Средний: 5/5]
Тренинг: что это такое и как его проводить
Тренинг – это интенсивная форма обучения, где в короткие сроки происходит передача полезных практических навыков от спикера к аудитории. В этой статье мы поговорим про обычные тренинги, подразумевающие прямой контакт выступающего с разными группами пользователей. Если вам интересен онлайн-формат, прочтите статью про организацию вебинара. В онлайн-тренингах все устроено примерно так же, а основная разница связана с большим объемом предлагаемого материала.
Тренинг может длиться от одного до нескольких дней, и этот формат можно называть расширенной версией мастер-класса: у спикера есть больше возможностей для раскрытия сути предложенной темы, а у пользователей есть больше времени на взаимодействие, обмен опытом, учебу и закрепление сразу нескольких навыков.
Далее мы будем говорить о том, как организовать свой первый тренинг. Составим инструкцию, которая может пригодиться при подготовке к выступлению. Она не будет включать в себя организационные моменты, связанные с продажей билетов, взаимодействием с организаторами конференции и прочими второстепенными вещами – вы взрослые люди и сможете самостоятельно обо всем договориться. Сэкономленное время мы уделим нюансам, которые не видны с первого взгляда.
Рассмотрите возможность отказаться
В первую очередь у вас должно быть достаточно квалификации для проведения тренингов – это длительное мероприятие, во время которого вы будете вынуждены рассказывать множество нюансов по выбранной теме. Если вы организуете мероприятие только ради прибыли, то быстро заработаете плохую репутацию и не сможете развиваться в этом направлении – на ваши выступления не будет никто ходить. Поэтому воздержитесь от тренинга, если не обладаете глубокими знаниями и не сможете дать больше пользы, чем стоит входной билет.
Юмористический ролик про правду на липовых тренингах.
Во вторую очередь вы должны быть готовыми работать со взрослой аудиторией. Здесь есть много специфических моментов, основные из которых выглядят так:
- У взрослых есть наработанный опыт, который доказал свою пользу в разных жизненных ситуациях. На тренинге этот опыт будет конкурировать с новыми знаниями, и из-за этого у многих участников будет низкая мотивация к обучению и приобретению дополнительных навыков. Часто такие люди посещают десятки мероприятий, знают всю необходимую теорию, ничего не делают для результата и всегда требуют от вас повышенного внимания. В итоге вы потратите силы и время, а вашими советами никто не воспользуется.
- Взрослые ставят под сомнения авторитет любого спикера. Повышенной критике подвергаются начинающие тренеры без достаточного количества формальных регалий. Справиться с недоверием поможет только глубокое знание материала, о котором мы говорили в первом пункте этого раздела.
- У взрослых развито скептическое мышление, поэтому все задания тренинга должны быть полезны на практике. Просто так для общего развития никто ничего делать не захочет. Поэтому на каждом шаге потребуется подробное объяснение: «сейчас мы делаем упражнение №1, которое поможет достичь того-то. Если его не освоить, вы не сможете выполнять вот эти задачи» и т.д.
- Взрослые дорого оценивают свое время, поэтому не потерпят заминок и банальных знаний, которые они могут получить и без посещения тренинга.
Если вы проверили себя и чувствуете сомнения по первому или второму пункту, рассмотрите возможность не проводить тренинг. Скорее всего, у вас не хватит ресурсов, чтобы качественно все организовать. Дайте себе еще немного времени на подготовку. Если ничего не смущает, переходите к следующему пункту инструкции.
Определите направление тренинга
Для начала составьте собирательный образ того человека, на которого ориентирован тренинг. Не нужно пытаться угодить всем. Делайте ставку на специфическую аудиторию. Например, вы хотите провести тренинг по самообороне для офисных сотрудников, которые не служили в армии и ничего не знают об уличных драках.
Теперь сформулируйте реальную задачу, с которой должны разобраться все участники тренинга. Вот пример плохой задачи: после трехдневных занятий вы научитесь нокаутировать любого человека с одного удара – здесь за большим обещанием стоит пустота, поскольку без многолетней подготовки справиться с заданием нереально.
А вот пример хорошей задачи: после трехдневных занятий вы научитесь заранее видеть опасность, обучитесь осторожности, узнаете о разрешенных средствах самообороны, изучите основы конфликтологии и сможете предотвратить 95% агрессии – все это реальные цели, которые осваиваются с нуля.
Придумайте концепт – эта та интересная часть, которая будет отличать ваш тренинг от десятков других. Например, вашим концептом могут стать уроки самообороны в полевых условиях – вы специально отказываетесь от теплого спортзала и проводите участников по тем местам, где самый высокий риск нападения. Концептов может быть много и нужно подумать, что больше запомнится вашим участникам тренинга. Если возникнут проблемы с подготовкой концепта, прочтите советы из книги «Кради как художник», изучите материалы коллег, выделите интересные идеи и адаптируйте их под собственный тренинг. Все так делают, и вы не стесняйтесь.
Напишите программу тренинга
Программа – это весь материал, который вы планируете использовать на протяжении тренинга. Вот несколько рекомендаций, которые с этим помогут:
- Забудьте про тайминг. Тайминг – это разделение тренинга по часам. Например, с 9 до 10 часов вы знакомитесь и решаете все организационные моменты, с 10 до 11 выполняйте первое упражнение, потом 30 минут кофе-брейка и так далее. Здесь в любой момент все может пойти не по плану, и из-за нарушенной хронологии занятия будут скучными и неэффективными.
- Вместо тайминга используйте смысловые блоки. Смысловой блок – это фиксированное количество материала, которое легко встроить в перерывы на обед или кофе-брейк. Смысловой блок не привязан по времени, и любой момент может быть заменен на другой. Например, вы начали выполнять упражнение, которое никому из участников не интересно. Поскольку ваш материал нарезан на блоки, вам легко удалить эту неинтересность и предложить что-то новое. Если бы был четкий тайминг, то все бы страдали.
- Пропишите несколько альтернативных сценариев, на случай, если что-то пойдет не так и участникам сильно не понравится заготовленный материал.
- Добавьте несколько блоков в «подвал» – соберите дополнительный материал, который изначально не входит в программу тренинга. Этот материал может пригодиться во время работы с активной и хорошо подготовленной аудиторией, которая с легкостью освоила предлагаемые навыки. В этом случае вы не должны зацикливаться на пройденном, а переключиться на наработку нового навыка. Все время тренинга должно приносить пользу.
Возьмем наш трехдневный тренинг по самообороне для офисных сотрудников, воспользуемся перечисленными рекомендациями и составим примерную программу:
- 1 день. Знакомство с тренером → организационные моменты → определение цели тренинга → план занятий → правила тренинга → теория защиты → обед и несколько перерывов → продолжение теории → домашнее задание.
- 2 день. Встреча → проверка домашнего задания → краткое повторение теории → перерыв → отработка защитного навыка в переходе в метро → подведение итогов → новое домашнее задание.
- 3 день. Встреча → проверка домашнего задания, повторение теории и изученного навыка → поход в кафе и перерыв → отработка защитного навыка при нападении в кафе → поход в глухой переулок и отработка защитного навыка при нападении нескольких противников → подведение итогов.
Чем больше интерактива и нестандартных ситуаций вы сможете предложить, тем выше ценность вашей программы. Будет круто, если в интерактив будет вписана неочевидная переменная. Например, вы наймете специальных людей, которые под видом гопников попробует напасть на нескольких участников тренинга. Здесь добавится стресс, и ученики смогут лучше запомнить все теоретические концепции.
Подкорректируйте составленную программу тренинга
Когда вы заполните все блоки, вы столкнетесь со множеством ограничений. Например, даже в арендованном кафе вам могут запретить демонстрировать приемы самообороны или у вас не получится найти хорошо подготовленных людей, которые смогут сделать качественную подготовку и без вреда для здоровья напасть на участников тренинга. В этом случае программу придется переписывать и адаптировать ее под те ресурсы, которые есть в наличии. Здесь важно подключить творческое мышление, чтобы не превратить интересную задумку в пресный урок.
Проведите тренинг и подумайте о дальнейших перспективах
Если ваш тренинг будет соответствовать ожиданиям аудитории, приготовьтесь к тому, что большую часть материала вы не успеете изложить. Обязательно появятся дополнительные вопросы или нюансы, которые затянут обучение и ограничат составленную программу. На этот случай вы должны проранжировать все смысловые блоки по уровню важности: от приоритетных до второстепенных.
Приоритетные блоки ставьте в начало и работайте с ними до тех пор, пока вся нужная информация не будет рассказана. Если останется время, можно подключить и второстепенные блоки. В конце обязательно дайте ссылки на свои ресурсы, где можно узнать больше информации, купить платный продукт или записаться на следующий тренинг. На этом все.
Мы понимаем, что в рамках одной статьи невозможно учесть все нюансы. Поэтому мы постарались рассказать о самом главном, и теперь ждем обратной связи. Напишите, как прошел ваш первый тренинг и какие из предложенных рекомендаций вам помогли? Желаем удачи!
Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов :: SYL.ru
Тренинг – слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг — это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?
История тренинга
Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.
Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.
Особенности тренинга
Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг — это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.
Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа — это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.
Классификация тренингов
В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.
Итак, тренинги бывают следующих видов:
— Бизнес-тренинги.
— Психологические тренинги.
— Личностные тренинги.
Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:
— Инструментальные тренинги.
— Фундаментальные тренинги.
Три вида тренингов
Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.
Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека – комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола – чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.
Две цели тренингов
Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции — знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.
Тренинг — это… Что такое Тренинг?
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. |
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм[1]:
- тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
- тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
История тренингов
История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет, но начало возникновения тренингов можно отнести к периоду деятельности известного социального психолога Курта Левина[2][3].
В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 г. появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.
В 60-е гг возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития.
Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.
В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга (Vorwerg, Manfred — (* 1933 — † 1989) 1958—1961 Aspirant u. 1974—1989 Prof. am Inst. für Psychologie an d. Univ. Leipzig) был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.
Виды тренингов
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Психотерапевтический тренинг в Ираке.Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ)[4] занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий[5]. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.
Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами. Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.
Бизнес-мастерская[6] — новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:
- Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
- Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
- Основная роль бизнес-тренера — модерация.
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.
Методы тренинга
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Фасилитация — инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.
Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
Посттренинг
Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного[7]. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.
Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.
Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.
См. также
Примечания
- ↑ И. Вачков. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999
- ↑ Н. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. Издательства: Речь, Институт Тренинга, 2006 г. ISBN 5-9268-0065-X
- ↑ К. Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990 — СПб.: Питер Ком, 1998
- ↑ Учебно-методическое пособие «Социально-психологический тренинг»
- ↑ Кларин М. В. Корпоративный тренинг: от А до Я. М.: Дело, 2002
- ↑ Бизнес-мастерская
- ↑ Парслоу Эрик, Рэй Моника. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб, Питер, 2003, ISBN 5-88782-233-3
Ссылки
что это такое, зачем нужны и какие виды бывают?
Мозг нуждается в интенсивной тренировке не меньше, чем другие группы мышц. Натренировать его можно двумя способами: самообразованием и с помощью профессионала. Из большого количества упражнений тренер сумеет составить индивидуальную программу по решению видимых проблем. А после приступить к невидимым. Чередовать интенсив с периодом осмысления и тем самым прийти к ожидаемому результату. Тренинг – самый эффективный способ понять, принять, а также изменить самого себя.
«Раньше я говорил: «Я надеюсь, что все изменится». Затем я понял, что существует единственный способ, чтобы все изменилось — измениться мне самому». Джим Рон
Что такое тренинг?
Тренинг — это тренировка для ума. Концентрат мыслей и знаний, подкрепленный личными переживаниями. Ведь события, окрашенные на эмоциональном уровне, запоминаются лучше, чем повседневные или нейтральные. Отработка навыков проходит быстрее, а решение психологических проблем, будто само собой всплывает в памяти. Атмосфера в аудитории динамична, порой даже непредсказуема. Все участники будто становятся частью большого организма, мозговым центром которого является сам тренер.
Тренинги – это инструмент по выходу из зоны комфорта. Возможность не просто переместиться в неприятную ситуацию, но и прожить, прочувствовать и найти решение под присмотром опытного тренера. Кроме возможности участники получают эмоциональную встряску и опыт сопереживания. Такой, какой невозможно купить, но можно пережить. Химию работы мозга пытаются понять величайшие ученые мира. Цель тренинга – вскрыть глубинные потребности человека.
Виды тренингов.
1. Корпоративные или открытые.
Корпоративные тренинги организовываются исключительно внутри компании. Тематика разная: от корпоративной культуры до законодательства в бухгалтерской сфере. Открытые мероприятия принимают всех желающих. На первое место выходит имя Тренера. Оно, зачастую, затмевает даже тему мероприятия. Тренер – это не просто медийная личность. Это человек профильным образованием в сфере психологии и физиологии, прошедший обучение на родине и за рубежом. Многие тренеры ведут блоги а также проводят авторские программы. Встречи с ними стоят недешево, но количество благодарных участников доказывает, что ни одна копейка не была потрачена зря.
2. Навыки, умения.
Мастера делает практика. Профессионализм растет при постоянном обучении. Тренинги для руководителей, бухгалтеров, парикмахеров, визажистов совмещают теорию и практическую отработку. «Прокачать навыки» в ораторском искусстве или технике продаж можно как на внутренних (корпоративных), так и на открытых мероприятиях. Искусство личного брендинга оттачивается в упражнениях по самопрезентации. Первым шагом к освоению ораторского мастерства может стать выступление перед присутствующими. Они же дадут вам обратную связь, а тренер подытожит результат. Оздоровительные тренинги развивают навыки здорового образа жизни, занятия физкультурой и правильного питания.
3. Психологические.
Изменения в жизни подобны кругам на воде от брошенного камня. Один шаг к себе – начало большого пути самопознания. Большинство участников приходит именно за познанием себя. Поэтому основная масса тренингов является психологическими. Будет это тренировка определенной методике взаимодействия, манипуляции (НЛП) или процесс личного исследования – в основе лежит наука психология.
4. Трансформационные или тренинги личностного роста.
Кажется невероятным, но глубинная трансформация возможна за короткий промежуток времени, который укладывается в рамки встречи. Особенно чутко откликаются на трансформацию давние проблемы. Старые обиды, детско-родительские отношения, недовольство внешностью – переживания, которые годами накапливаются в душе и давно готовы к отработке. Иногда достаточно одного умелого «щелчка», как человека посещает озарение (инсайт). Поведение меняется, равно, как и отношение к происходящему. Из аудитории действительно выходит иная личность. Порой за несколько дней интенсива можно добиться результата, которого пытались достичь долгими часами индивидуальной психотерапии.
5. Исследовательские или познай себя сам.
Рассчитаны на уже подготовленную аудиторию. Острый вопрос выносится на рассмотрение аудитории. Всеобщая энергетика участников, направляемая тренером, помогают лучше познать себя. Иногда на «суд общественности» выносится личная ситуация, в обсуждение которой включаются все присутствующие. Человек познает себя, остальные – опыт эмоционального сопереживания.
6. Тренинги для интровертов.
«Интроверты в современном мире научились мастерски маскироваться под экстравертов», – цитата из книги Сьюзан Кейн. Журналист и писатель, посвятившая многие годы исследованию темперамента людей, Сьюзан Кейн учит использовать особенности своего характера. Бытует мнение, что современный мир «заточен» под экстравертов. Люди, которые черпают энергию внутри себя, считаются чуть ли не социопатами. Участники не пытаются развеять этот миф, они учатся принятию себя, следуя опыту известных интровертов – Дейла Карнеги и Авраама Линкольна.
7. Развития личности (адаптация, развитие уверенности в себе).
Застенчивость, сжатость, неумение общаться с незнакомыми людьми – все эти «недостатки» корректируются с помощью упражнений на базе стандартных (или нестандартных) психологических приемов. Но для начала болезненные точки соприкосновения с миром нужно выявить, встретиться с ними и только после этого пытаться изменить. Адаптация возможна в повседневной жизни. Развитие уверенности в себе не имеет ничего общего с самоуверенностью и эгоизмом. Вера в себя строится на фундаменте самооценки, так что внешняя «прокачка навыков» редко помогает в таком деликатном вопросе.
8. Психотерапевтические(стрессоустойчивость).
Стрессы зашиты в глубинных генах человечества. Выявить причину напряжения – это половина дела. Понять, в какие оттенки стресс окрашивает жизнь – заставить его работать себе на пользу. Человечество научилось жить со стрессом, пытается с ним бороться, а тренинг помогает познать его природу. Ведь губительно не столько внешние, сколько внутренние неурядицы. Страх перед ошибкой и мнением людей (зачастую незнакомых), постоянная зависимость от гаджетов пополняют печальную статистику болезней. На психотерапевтических тренингах участники проживают стрессовые ситуации, исследуя их в отдельно взятой аудитории.
9. Релаксационные.
Журналист и руководитель тренинговой компании Тони Шварц утверждает, что самым главным человеческим ресурсом является не время, а энергия. А правильное управление ею – ключ к личной эффективности и счастью. Участники релаксационных тренингов учатся аккумулировать, восполнять и правильно расходовать важнейший внутренний ресурс. Люди, живущие в цифровом веке, слишком пренебрежительно относятся к своим личным источникам питания, стараясь сделать все, что в их силах. А бездействие уже практически приравняли к преступлению. Релаксация помогает не просто расслабиться и отпустить проблемы. Участники учатся расходовать силы экономно для того, чтобы работать «меньше, но лучше».
Для чего нужны тренинги?
Заочный тренинг априори не может быть успешным. Чем ценны несколько дней интенсива для участников?
- Проживание. В группе поднимаются вопросы, которые участники никогда не зададут себе сами и не услышат от близких.
- Обратная связь. Участники меняются сами и изменяют друг друга. Общение в группе помогает получить осознанную реакцию окружающих без оскорбительных сравнений.
- Навыки. Если не профессиональные, то поведенческие. Прожить ситуацию, которая случилась 10-20-30 лет назад и мешает жить до сих пор, ответить на хамство или позволить себе проявить любовь – шанс сделать это появляется именно на тренинге.
- Здесь-и-сейчас. Понять, чего хочет душа, а не нашептывает мозг или общественное мнение. Научиться обнаруживать, а также озвучивать эмоции и чувства, даже такие, как гнев, ненависть, злость.
На первое место выходит кандидатура тренера. Он не просто является мозговым центром собрания. Он «дергает» пассивных участников, тактично одергивает слишком активных. Тренер видит, когда общая энергия падает и дает динамичные упражнения для «поднятия духа». Он работает со всеми, общаясь одновременно с каждым индивидуально. Группа живет и работает как один организм, а на финише каждый получает свой результат. Аудитория на выходе взахлеб обсуждает процесс работы и мчится делиться впечатлениями в собственных блогах. Или закатывает глаза, вспоминая о впустую потраченных деньгах. В каждом из случаев – заслуга тренера и его методики.
Как проходят тренинги?
Мероприятия проходят при ограниченном количестве участников. Иногда тренер может работать с помощником. Равнодушных и воздержавших здесь не существует. Не стоит сбрасывать со счетов личную активность участников. Даже в общей группе можно добиться значимых результатов (именно для себя) при активном взаимодействии с остальными участниками.
Чтобы не попасть в некомфортную ситуацию, нужно обращать на степень нагрузки и степень жесткости в работе тренера. Тренинги высокой степени жесткости ведутся в агрессивной или даже в грубой манере. Результаты довольно спорные. Такие мероприятия полезны для людей, готовых к авторитарным методам поведения со стороны ведущего. Что получают участники? Учатся предпринимать решительные шаги для достижения цели или сопротивляться такому бесцеремонному вмешательству в собственную жизнь.
Параллель тренинга со спортом не случайна. Мозгу, как и мышцам, нужна хорошая встряска для развития. Тем и другим противопоказаны дилетантский подход или неверно подобранные нагрузки. Опыт людей, проживших и переживших сложные ситуации, позволяет написать собственную инструкцию к жизни. Тренинг поможет найти нужные слова.