Лечебная гимнастика: виды, показания и противопоказания
23 АВГУСТА 2018
Физическая активность необходима всем – это знает каждый. Заниматься можно в любом возрасте и с любой физической подготовкой. Многие заболевания не только не исключают нагрузки, но и требуют. В случаях, когда заниматься можно с ограничениями, на помощь приходит лечебная гимнастика.
Содержание статьи
- Отличия лечебной гимнастики от ЛФК
- При каких заболеваниях эффективна лечебная гимнастика
- Виды лечебной гимнастики
- Общие рекомендации по занятию лечебной гимнастикой
- Противопоказания к лечебной гимнастике
Лечебная гимнастика широко применяется в различных областях медицины. Лечебная гимнастика служит средством реабилитации, используется для профилактики и восстановления.
Отличия лечебной гимнастики от ЛФК
Часто ее смешивают с лечебной физкультурой, но это не совсем верно. Упражнения в ЛФК проводятся с использованием утяжелителей, специальных тренажеров или с собственным весом, в целях поддержания организма в форме. В лечебной гимнастике отсутствуют дополнительные нагрузки, процесс восстановления проходит щадящим образом. Кроме того, большинство упражнений статично, важны дыхательные практики.
При каких заболеваниях эффективна лечебная гимнастика
Сферы применения широки:
- при параличе;
- в качестве реабилитации после перенесённых травм разного характера;
- при ортопедических заболеваниях;
- после хирургических вмешательств;
- для лечения искривления позвоночника;
- при сердечно-сосудистых, болезнях дыхательной системы и других органов;
- в неврологии.
Виды лечебной гимнастики
В зависимости от проблемы подбирается комплекс упражнений, поэтому видов лечебной гимнастики существует несколько. Разделяются они по заболеванию и методике воздействия. Мы перечислим наиболее распространенные.
1. Лечебная гимнастика для спины и позвоночника
К сожалению, боль в спине и пояснице знакома каждому взрослому человеку. Для укрепления мышц спины и позвоночника выполняются несложные упражнения. Эффективны при остеохондрозе и при сколиозе, полезна лечебная гимнастика для поясницы и других отделов позвоночника.
Приступать к занятиям необходимо после консультации со специалистом, который подберет нагрузку индивидуально и сможет контролировать процесс выполнения.
2. Гимнастика после операций.
Входит в список обязательных мероприятий. В зависимости от области оперативного вмешательства назначают комплекс, который способствует скорейшему восстановлению и возвращению утраченных функций.
3. Лечебная гимнастика для детей
Пользуется заслуженной популярностью благодаря широкому спектру действий:
- Значительно сокращает период восстановления после травм суставов, мышц, нервов.
- Обладает укрепляющим воздействием на организм, тело.
- Улучшает координацию движений.
- Используется для лечения и профилактики искривления конечностей, рахита, сколиоза, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, плоскостопии, для коррекции осанки.
Проводится под контролем врача, который составит индивидуальную программу, основанную на медицинских показаниях.
4. Дыхательная гимнастика.
Благотворно влияет на обмен веществ, улучшает кровообращение. Благодаря насыщению всех клеток и тканей кислородом, положительно влияет на работу организма в целом, способствует быстрому восстановлению после травм, операций, болезней, устраняет воспаления. Улучшает общее самочувствие.
5. Занятия в бассейне.
Прежде всего, показаны при остеохондрозе. Улучшают работу сердечно-сосудистой и нервной системы, укрепляют мышцы спины, поясницы, ног, брюшной полости. Улучшается и психоэмоциональное состояние. Кроме того, занятия в воде ускоряют обмен веществ, способствуют сжиганию калорий, снижению холестерина, избавляют от лишнего веса и целлюлита.
6. Упражнения с мячом (фитболом).
Показаны как метод реабилитации после травм мышц, связок, после ушибов, наложения гипса, для профилактики и лечения заболеваний суставов. При невритах, мышечной гипотрофии и гипотонии, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у взрослых и детей.
7. Цигун.
Комплекс дыхательных и физических упражнений для общего оздоровления и снятия мышечного напряжения. Рекомендована цигун для укрепления позвоночника и суставов. Показания к занятиям: остеохондроз и другие дегенеративные и воспалительные заболевания позвоночника, искривление, сутулость, боль в спине. Кроме того, цигун применяется в период реабилитации после травм.
Общие рекомендации по занятию лечебной гимнастикой
Общие рекомендации сводятся к нескольким пунктам. Приступать к занятиям следует после консультации со специалистом. Выполнять комплекс рекомендовано с утра, сразу после пробуждения. Утренняя разминка способствует улучшению общего состояния, стимулирует обмен веществ, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему, заряжает энергией, минимизирует застойные процессы. Особо показана для пациентов в постельном режиме. Выполняется на свежем воздухе летом или в хорошо проветриваемом помещении. Заниматься следует регулярно, продолжительность занятия – 10-15 минут.
Противопоказания к лечебной гимнастике
Противопоказания:
- онкология;
- сердечная и легочная недостаточность;
- болезнь в стадии обострения;
- инфекционные болезни;
- острая боль;
- тромбоз;
- психические заболевания.
Лечебная гимнастика для позвоночника
При наличии у человека хронических болезней, которые приводят к потере мышечной массы, при неврологических заболеваниях и болезнях опорно-двигательного аппарата, назначается лечебная гимнастика, которая обеспечивает терапию и восстановление утраченных двигательных функций. При правильном проведении такой терапии можно добиться хороших результатов в восстановлении здоровья.
Основные виды
Существуют упражнения, которые предполагают разную физическую нагрузку, направленную на реабилитацию больных, проходящих лечение в:
- травматологии;
- неврологии;
- кардиологии;
- ревматологии и др.
Есть комплекс лечебной гимнастики для всего тела и для отдельных его элементов. Выполнение разных комплексов упражнений позволяет усилить выносливость и закаливает организм человека. Регулярное выполнение комплекса поможет больному не только быстрее восстановиться, но и воспитает привычку вести правильный образ жизни после выздоровления. Такая терапия, в отличие от медикаментов, не вызывает побочных эффектов. Помогает улучшить состояние не только больного органа, но и всего организма.
В ряде случаев упражнения предписываются врачами как восстановительная терапия. Специальная лечебная гимнастика для суставов позволяет восстановить двигательные функции поврежденных конечностей и не дает появляться другим заболеваниям.
На сегодняшний день в арсенале врачей используются разные виды лечебной гимнастики, которые подбираются по индивидуальным показаниям для каждого пациента.
Особенности спортивного режима и места проведения занятий
Все комплексы лечебных упражнений должны совмещаться с назначенным врачом лечением и правильным уходом за пациентом. Вне зависимости от вида лечебных физических упражнений, такой гимнастикой следует заниматься под наблюдением врачей в специально оборудованных залах или помещениях, которые должны проветриваться перед проведением занятий. Для выполнения подобранных комплексов больные должны использовать легкие и удобные спортивные костюмы, которые не будут стеснять движения во время занятий.
Лечебные занятия могут проводиться как с ходячими пациентами, так и с теми, кто находится на постельном режиме. Для таких больных существуют специальные комплексы, которые можно проводить в постели. Для них проводят специальную лечебную гимнастику, которая подразумевает дозированную нагрузку на определенные части тела. Больного сажают в определенное положение, которое подходит для проведения занятий, надевают специальные лямки или иной медицинский инвентарь для проведения лечебной физкультуры. При выполнении упражнений в кровати лечебным может быть не только движение, но и само положение пациента.
В комплексах лечебной физподготовки, проводимой в медучреждениях, всегда должен следить за ходом занятий и выполнением упражнений больными специалист. Также необходимо присутствие медперсонала, который будет наблюдать за состоянием пациентов и вести записи, из которых можно будет увидеть результаты лечения.
Если занятия проводятся утром, то делается это до завтрака. При дневном проведении терапевтическая физкультура должна проводиться до приема пищи во второй половине дня. Больные, у которых нет постельного режима, должны заниматься в спортивном зале или на открытом воздухе, если позволяет погода.
Важность лечебной гимнастики для общего самочувствия пациентов
В ходе проведения занятий лечебной физкультурой организм больных активизируется, улучшается кровоток, поднимается тонус всех органов, что благотворно сказывается на процессе лечения. Регулярность проведения занятий лечебной физкультурой позволяет восстановить утраченную в ходе постельного режима подвижность и функциональность здоровых органов.
Для больных с разным диагнозом врачи назначают в качестве восстановительной терапии выполнение разных видов лечебной гимнастики, которая может быть общеукрепляющей и специализированной. Клиническая практика доказывает, что такое лечение не менее эффективно, чем медикаментозная терапия, а иногда и просто необходимо по ряду показаний.
Проведение утренних занятий улучшает функции дыхания и пищеварения. Все это положительно влияет на общий процесс восстановления организма после болезни.
Интенсивность нагрузки
Всем пациентам нагрузка должна подбираться индивидуально. Пи разработке комплекса упражнений учитывается тип заболевания. При больных суставах и поврежденных конечностях выбирается такое спортивное лечение, которое обеспечивает постепенную и дозированную нагрузку на больные органы. В лечебной гимнастике следует учитывать:
- тип заболевания человека;
- возраст больного;
- общую физическую подготовку;
- индивидуальный характер и эмоциональный настрой.
Утренние лечебные упражнения не должны проводиться дольше 20 минут. Во время таких занятий активизируется все тело больных. При групповых занятиях следует следить за тем, чтобы пациенты могли выполнять предлагаемые упражнения. Утренний комплекс не должен включать в себя более 1-2 упражнений. Интенсивность повторения не должна превышать 3- 8 раз.
Специализированные восстановительные занятия проводят в дневное время. Для каждого больного подбирается необходимый комплекс на определенный орган, требующий восстановления.
Методы лечебной гимнастики
Лечебная гимнастика является главным видом лечебной физкультуры. Она проводится в индивидуальной или групповой форме в зависимости от типа заболевания. Сам комплекс должен состоять из:
- вводной части, позволяющей разогреть позвоночник и конечности;
- основного комплекса упражнений, направленного на растягивание и создание необходимой нагрузки на тот или иной орган тела с учетом того, какое заболевание диагностировано у больного;
- заключительного этапа, позволяющего снять возникшее после занятий напряжение.
Подготовительное упражнение не должно вызывать больших затруднений. Но даже во время этой части лечебного комплекса требуется всегда проверять пульс и следить за состоянием больных. Продолжительность вводного этапа не должна превышать 10 минут.
Главная часть леченого физкультурного комплекса должна содержать упражнения, которые будут оказывать общую и направленную нагрузку на все тело и его отдельные элементы. С помощью этих упражнений можно восстановить утраченные двигательные функции, помочь больным заново адаптироваться к нормальной жизни. Время проведения основной части комплекса лечебной физкультуры не должно превышать 30 минут.
На заключительном этапе происходит вывод больного из напряженного состояния. Физический уровень нагрузки этих упражнений должен быть простым и легким. Для снятия напряжения достаточно 10 минут.
Задачи лечебной физкультуры всегда должен определять лечащий врач, хорошо знающий состояние всех пациентов и их физические возможности. Он контролирует необходимый для них уровень физической нагрузки и следит за их состоянием. Уровень нагрузок должен регулироваться на основании физиологической кривой, которую составляют для каждого больного на основе показаний биения пульса. Для каждого пациента должен подбираться индивидуальный план нагрузок, целью которого должно быть восстановление конкретных утраченных двигательных функций. Исходя из тяжести последствий заболевания, выбираются лечебные упражнения разной степени интенсивности.
Также важно правильно подобрать ритм и скорость выполнения того или иного лечебного комплекса для каждого пациента, в зависимости от его заболевания и физического состояния. Используется замедленный, средний и ускоренный темп выполнения упражнений. При медленном темпе выполнение упражнений происходит на счет 1,2,3,4; при среднем – на 1, 2; при быстром – на 1. Выбор темпа всегда индивидуален, особенно когда упражнения подбираются для больных с большими потерями двигательных функций.
При составлении лечебного физкультурного комплекса следует помнить о типе исходного положения. Это важно при подборе упражнений для людей с определенными видами заболевания. Исходное положение может быть стоя, лежа и сидя. Это важный элемент всего упражнения, регулирующий оказываемую нагрузку на мышцы, сосуды и опорно-двигательный аппарат. Выбрав подходящие исходные положения и темп их выполнения, можно создать нужный уровень физической нагрузки для конкретного пациента, который поможет быстро восстановить его двигательные функции.
Кроме активных видов упражнений, в лечебных целях используются пассивные упражнения. Пассивное выполнение позволяет активизировать клетки головного мозга, после чего можно будет ожидать восстановления двигательных функций в полном объеме. При большой потере подвижности важно соблюдать последовательность упражнений, которая должна идти от пассивных к изолированно активным. Только так можно вернуть подвижность больным конечностям.
Профилактические физические упражнения
Лечебные упражнения необходимо проводить не только в качестве терапевтических мероприятий, но и как профилактику ряда заболеваний. У современного человека из-за сидячего образа жизни спина и конечности подвергаются риску развития ряда хронических заболеваний. Их профилактика может проводиться с помощью выполнения правильно подобранных лечебных физкультурных комплексов.
При правильном дозировании физической нагрузки можно разгрузить основной отдел позвоночника и даже вылечить остеохондроз на его ранних стадиях.
Лечебная составляющая такой гимнастики также должна рассчитываться индивидуально, в зависимости от органов, подверженных риску возникновения хронических заболеваний.
Заключение
Кроме создания дозированной нагрузки на тот или иной орган тела, лечебная физкультура способствует общему укреплению человеческого организма, улучшению состояния сосудов и сердца. От этого напрямую зависит общее самочувствие человека. Регулярная тренировка сердечно-сосудистой системы поможет избежать опасных последствий гиподинамии.
С помощью лечебной гимнастики можно закаляться, укреплять иммунную систему, повышать мышечный тонус.
Проводить такие занятия можно не только на улице или в спортзалах, но и на воде. Лечебные упражнения в воде отлично сказываются на состоянии позвоночника. Они помогают получить недостающую физическую нагрузку, снимают напряжение и повышают мышечный тонус.
Регулярные занятия лечебной физкультурой можно проводить без возрастных ограничений в любое время года самостоятельно или в специальных группах.
виды, показания и противопоказания, выбор методики
Неприятные ощущения и боли в спине – симптом заболеваний позвоночника, из-за которых могут появляться сильные головные боли и онемение конечностей, иногда это проводит к ограничениям двигательной активности, полному обездвиживанию и хирургическому вмешательству.
Лечебной гимнастикой для позвоночника может заниматься каждый желающий, но при проблемах с опорно-двигательным аппаратом перед началом занятий необходимо проконсультироваться с врачом.
Виды оздоровительной гимнастики
Существует несколько видов лечебной гимнастики, которые предназначены для поддержания здоровья позвоночника или лечения заболеваний (остеохондроза, межпозвоночной грыжи и т.д.)
Самостоятельно выбирать группу нельзя, особенно, при заболеваниях позвоночника или оперативного вмешательства. Это может привести к ухудшению состояния здоровья.
Все виды гимнастики делят на три группы:
Первая
Гимнастика с элементами танца. Для создания таких программ используют аэробику, степ-аэробику, лечебную гимнастику. Особенно популярны оздоровительные комплексы первой группы среди женщин.Вторая
Объединяет все упражнения, которые способствуют развитию определенной части тела или функций организма. При создании оздоровительных программ для позвоночника второй группы используется атлетическая гимнастика, шейпинг, стретчинг, фитнес, калланетика и т.д.Третья
Упражнения, созданные на основе восточных учений. Комплексы третьей группы имеют свою особую философию: во время занятий совершенствуется не только тело, но и душа. К третьей группе относится йога, тайцзицуань, цигун, ушу, оздоровительная китайская гимнастика.Польза для здоровья позвоночника
- укрепляется мышечно-связочный каркас позвоночника;
- улучшается состояние позвоночника у людей, ведущих малоподвижный образ жизни;
- благодаря увеличению количества движений исчезают дефекты осанки и искривление позвоночника;
- снижается риск появления заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Критерии выбора подходящей методики занятий
Оздоровительных методик для улучшения состояния позвоночника множество, но использовать их нужно осторожно.Перед тем, как выполнять упражнения, вы должны знать все о своем позвоночнике: проблемы, заболевания, нагрузки и растяжки, которые не принесут вреда и т.д.
Правильно выбранная программа исключит появление нарушений позвоночника (остеохондроза, сколиоза и т.д.) и улучшит состояние при патологических отклонениях, замедлит процесс развития болезни.
Благодаря оздоровительной гимнастике можно добиться следующих результатов:
- Улучшается самочувствие организма. Упражнения влияют не только на позвоночник, но и весь организм в целом.
- Улучшается осанка. Если выполнять упражнения регулярно, то можно навсегда забыть о сутулости. Гимнастика предотвращает появление сколиоза.
- Снижается интенсивность болевого синдрома. Физические нагрузки допустимы только при хронических болях, при обострениях упражнения выполняются только под наблюдением врача.
- Укрепляются мышцы и суставы, поэтому выполнять комплекс упражнений можно не только при проблемах с позвоночником, но и в качестве профилактики.
- У позвоночника повышается выносливость, гибкость, устойчивость к нагрузкам.
- Увеличивается прочность костной ткани. Это значительно уменьшает риск переломов.
- Повышается настроение – еще один признак правильно выбранного комплекса лечебной гимнастики. Упражнения должны приносить удовольствие, а не быть в тягость.
Чего делать не рекомендуется?
При выполнении упражнений лечебной гимнастики для позвоночника нужно знать, чего ни в коем случае нельзя делать:
- Упражнения для шейного отдела нельзя выполнять быстро, нужно исключить резкие движения головой, иначе это может привести к сильным головным болям, головокружению и инсульту.
- При нагрузках на поясничный и грудной отдел позвоночника нужно исключить наклоны и резкие повороты. При некоторых наклонах допускаются повороты только в определенную сторону.
- Для оздоровления позвоночника не выбирайте сложные комплексы, двигаться нужно от простого к сложному, то есть во время первых занятий выполнять простые упражнения, а со временем переходить к вариантам посложнее. Нельзя подвергать позвоночник сложным физическим нагрузкам, это может привести к осложнениям, перенапряжению мышц и появлению болей.
Выполнять комплекс упражнений нужно регулярно, только в этом случае будут видны результаты.
Помните! Упражнения для позвоночника не рекомендованы при тахикардии, острых инфекционных заболеваниях, болезнях позвоночника в острой форме, сердечной недостаточности, недавно перенесенного инфаркта миокарда, артериальной гипертензии, миокардите, сахарном диабете с тяжелыми осложнениями, аневризме аорты и тяжелой аритмии.
Комплекс упражнений для спины
Перед тем, как выполнять упражнения, помните, что нужно реально оценивать свои физические возможности и состояние здоровья, нельзя концентрировать нагрузку на проблемных участках позвоночника и продолжать выполнять комплекс, если появилась боль и неприятные ощущения.
Шейный отдел
Гимнастика для шейного отдела позвоночника предназначена для избавления и предотвращения от хронических болей.Упражнения можно выполнять даже во время перерывов в работе.
- Поворачивайте голову поочередно в правую и левую сторону. Количество повторов – от 5 до10.
- Опускайте подбородок к груди, задержитесь в таком положении 3 секунды. Количество повторов – до 10.
- Аккуратно запрокидывайте голову назад. Повторите упражнение не менее 5 раз.
- Плечи поднимите, останьтесь в таком положении на 10-15 секунд.
Грудной отдел
Гимнастика для грудного отдела поможет избавиться от болей в спине, улучшить функции дыхания и подвижность позвонков.- Сядьте на стул, положите руки на затылок, сделайте глубокий вдох, прогнитесь назад, затем на вдохе сделайте наклон вперед.
- Лягте на спину, под спину положите валик, руки под голову, поднимайте верхнюю часть тела.
- Сядьте на стул, заверните грудь в полотенце. Делаем глубокий вдох, а на выдохе затягиваем полотенце сильнее, затем ослабляем.
- Встаньте, поднимите руки вверх, запястье левой руки обхватите правой, сделайте наклон вправо, вытяните руки, затем повторите упражнение в другую сторону.
Поясничный отдел
Чтобы укрепить мышцы поясничной области, избавиться от боли в пояснично-крестцовом отделе и восстановить функциональные возможности позвоночника, необходимо выполнять 7 упражнений:- Лягте на спину, напрягите мышцы брюшины, затем расслабьтесь. Повторяйте от 10 до 15 раз.
- В положении лежа на спине постарайтесь поднять верхнюю часть туловища, в этой время не двигайте ногами.
- Исходное положение как в двух предыдущих упражнениях, ноги согните в коленях и поворачиваем сначала вправо, затем влево.
- Согните ноги в коленях, вытяните левую руку вперед, положите на правое колено. Повторите упражнение с левым коленом и правой рукой.
- Встаньте на четвереньки, прогните спину сначала в левую сторону, затем в правую.
- Повисните на турнике, вращайте тело вправо и влево.
- Лягте на живот, раздвиньте ноги, руки должны находиться вдоль туловища. Поднимите правую ногу и продержите на весу не менее 10 секунд, повторите упражнение с другой ногой.
Укрепление мышц
Чтобы укрепить мышцы позвоночника, нужно выполнять 6 простых упражнений:
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Медленно наклонитесь в сторону, чтобы левой рукой достать до икры левой ноги, вернитесь в исходное положение, затем наклонитесь в другую сторону. Упражнение повторять 8 раз.
- Наклонитесь вперед и примите положение, напоминающее букву «Г». Руками касайтесь носков ног, количество повторов – 8.
- Лягте на живот, руки положите вдоль туловища, поднимайте корпус вверх без помощи рук, оставайтесь в таком положении 3 секунды, затем возвращайтесь в исходное.
- Исходное положение как в предыдущем упражнении, но нужно не поднимать корпус, а прогибаться, чтобы были видны собственные пятки.
- Лягте на спину, поднимите ноги и запрокиньте их за голову, постарайтесь достать кончиками пальцев пола. Останьтесь в таком положении 5 секунд, вернитесь в исходное и повторите 8 раз.
- Это упражнение можно выполнить на улице, для этого понадобится турник. Повисните на нем, согните ноги в коленях, затем быстро их выпрямите. При выполнении упражнения вы можете услышать хруст позвонков, ничего страшного в этом нет.
Занятия после операции
В послеоперационном периоде все упражнения делятся на два вида: те, которые можно выполнять сразу после хирургического вмешательства, и комплекс, предназначенный для выполнения только после нормализации состояния здоровья.На следующий день после операции можно совершать простые движения ногами: сгибать в коленях, подтягивать колени к животу, выполнять движения вверх и вниз.
После операции на позвоночнике необходимо регулярно выполнять три упражнения:
Приседания
Вначале достаточно 5-7, со временем количество приседаний увеличьте до 15.
Отжимания
В зависимости от физических возможностей и состояния здоровья отжимания можно выполнять от пола, скамьи или стола. В первые дни достаточно 2-5 раз, постепенно увеличьте количество до 15.
«Велосипед»
Для этого можно приобрести велотренажер или лечь на спину и выполнять движения, напоминающие езду на велосипеде.
Межпозвоночная грыжа
Если грыжа позвоночника приковала к постели, не нужно отчаиваться, уже в этот период можно выполнять несложные упражнения, которые не вызывают сильные боли.- Лягте на спину, выпрямите ноги. Тяните на себя носки ног и касайтесь подбородком груди.
- Встаньте на четвереньки, руки и спина должны быть прямыми, пройдите в таком положении по комнате.
- Возьмите небольшую скамейку, положите на нее подушку и лягте животом. Перегиб туловища должен проходить в области болей.
- Оборудуйте у себя дома наклонную доску и лежите на ней на животе и на спине.
После обострения заболевания упражнения выполняются крайне осторожно и по состоянию здоровья, а когда болевой синдром исчезает, занятия должны стать регулярными.
Остеохондроз
Упражнения для позвоночника при остеохондрозе направлены на укрепление мышц, которые удерживают межпозвоночные диски.Простой комплекс нужно выполнять ежедневно, он состоит из 4 упражнений:
- Положите ладонь на лоб и слегка надавите, напрягите мышцы шеи, повторите движение три раза с паузами 7-10 секунд. Положите ладонь на затылок, снова напрягите мышцы шеи, количество повторов – 3.
- Встаньте, выпрямитесь, медленно поворачивайте голову сначала в одну сторону, затем в другую. Повторите 5 раз.
- Аккуратно запрокиньте голову назад, коснитесь ухом сначала правого плеча, затем левого.
- Прижмите подбородок к груди, в таком положении сделайте по пять поворотов головы в обе стороны.
Оздоровительную гимнастику нужно выполнять не только при заболеваниях позвоночника, но и в профилактических целях. Чтобы сохранить здоровье спины, нужно правильно выбрать комплекс упражнений, который не причинит вреда здоровью, обратить внимание на проблемы с позвоночником, обязательно проконсультироваться с врачом и приступить к регулярным занятиям. | |
виды упражнений, пошаговая инструкция их выполнения, расписание программы тренировок, расчет нагрузок для людей с ДЦП и необходимое спортивное оборудование
Здоровье – это самая важная, самая хрупкая, самая необходимая ценность в жизни любого человека. Тот факт, что не все осознают до конца важности здорового организма, ни в коей мере не умаляет его значимости. В нынешнее время люди с хорошим самочувствием и отсутствием болезненных ощущений и болезнетворного состояния относятся к этому очень легкомысленно. Оно и не удивительно: ничего не болит, ничто не беспокоит – значит, не о чем и задумываться. Но это не относится к тем, кто был рожден уже больным человеком. Этого легкомыслия не понимают те, кому не дано было радоваться здравию и полноценной нормальной жизнедеятельности. Это не относится к людям, больным ДЦП.
Суть диагноза ДЦП
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание хронического характера, которое не относится к группе прогрессирующих, но требует постоянного и регулярного лечения ввиду патологий головного мозга, в его коре или подкорковых областях, стволе или капсулах. Эта болезнь проявляется, главным образом, в частичной физической и интеллектуально-психологической несостоятельности человека, а также невозможности им полноценно управлять своим телом. Подобная несостоятельность объясняется тем, что мозг больного не посылает сигнал мышцам к двигательной активности, поэтому он не может контролировать большинство своих движений. Причиной такого диагноза зачастую становится аномальное внутриутробное развитие, роды с осложнениями, родовая гипоксия или асфиксия, а также эндокринные или инфекционные заболевания, перенесенные матерью больного малыша во время беременности. Детки с церебральным параличом позже начинают держать головку, переворачиваться со спинки на живот, сидеть, ходить. Очень многие из них не могут ходить, уже будучи на стадии взросления.
Но есть во всей этой печальной истории один положительный момент: ДЦП – не приговор. Существует масса всевозможных методик, лечебных мероприятий, различных медикаментозных способов, способствующих частичному восстановлению здоровья ребенка и приближению его к нормальной жизнедеятельности.
Своевременное обращение родителей ребенка с церебральным параличом к врачу-невропатологу за консультацией может поспособствовать более раннему их вмешательству в протекание болезненного процесса и реабилитации плачевного состояния здоровья малыша посредством осуществления определенных процедур. Не стоящая на месте медицина предлагает всевозможные способы улучшения самочувствия ребенка с этим диагнозом в виде массажей, лечебной гимнастики, занятий на специальных тренажерах, физиотерапии, магнитотерапии, электрорефлексотерапии, Бобат-терапии, метода Войта, занятий с логопедами и психологами, применения вспомогательного оборудования. И не последнее место в этой цепи занимает лечебная физическая культура (ЛФК) при ДЦП.
Лечебная физическая культура
Ни для кого не секрет, что спорт является залогом здорового тела и здорового духа. Занятия спортом дают человеку возможность активно проводить время в движении, развивать все группы своих мышц, получать заряд энергии и бодрости, придавать своему телу эстетически красивые изгибы и формы, поддерживать себя в отличном настроении и приподнятом состоянии духа. Можно бесконечно долго перечислять преимущества занятий спортом, равно как и называть всевозможные разновидности спортивной активности. Но особое место в этом перечне нужно отвести лечебной физкультуре.
ЛФК представляет собой комплекс специальных терапевтических приемов с применением физкультурных упражнений, способствующих улучшению состояния и частичному восстановлению здоровья больных и инвалидов, а также применяемых в качестве профилактики от возможных заболеваний. Сама по себе лечебная физкультура считается медицинской дисциплиной с педагогическими особенностями, поскольку это не только выполнение обособленных физических упражнений, но и воспитание в пациенте веры в себя и уверенности в том, что успех придет и здоровье вернется. Неудивительно, что в качестве одного из методов реабилитации в случае с детьми, больными церебральным параличом, используется именно комплекс упражнений ЛФК при ДЦП. Ведь родители несчастного малыша готовы выполнять любые занятия, следовать всем возможным гимнастическим комплексам и проходить всевозможные терапии только ради того, чтобы их ребенок хотя бы отчасти почувствовал радость полноценной жизни.
Значение лечебных упражнений при ДЦП
В чем особенность влияния упражнений ЛФК при ДЦП? За счет чего наступает ремиссия отдельных мышечных групп в теле пораженного церебральным параличом ребенка? И как работает комплекс ЛФК при ДЦП? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с тем, каковы цели, задачи и принципы методики лечебно-физической терапии, помогающей реабилитировать потерянное малышом в дородовом, родовом или послеродовом периоде здоровье.
Главной целью ЛФК при ДЦП у детей является развитие способностей произвольного торможения движений, а также понижение мышечного гипертонуса, улучшение двигательной координации, увеличение амплитудных движений в области суставов. Для деток, мышечная активность которых заторможена и не позволяет нормально функционировать физически, это очень важный аспект реабилитации.
Задачи комплекса ЛФК при ДЦП включают несколько основных направлений:
- осуществление общеукрепляющего и оздоровительного воздействия на организм;
- помощь в восстановлении работоспособности тела;
- нормализация кровообращения и обмена веществ в зоне поражения;
- полное или частичное урегулирование обменных и нервно-сосудистых нарушений;
- предотвращение появления спаек в области между близлежащими тканями и нервными оболочками;
- замещение уже образовавшихся спаек приспособленностью тканей к подобного рода образованиям посредством специальных упражнений;
- укрепление слабой мышечной ткани;
- развитие координации движений;
- помощь в борьбе с сопутствующими аномалиями – искривлением позвоночника, нарушением его подвижности и так далее.
И этот перечень не окончателен. Методики ЛФК при ДЦП предусматривают построение комплекса упражнений на принципах регулярности, систематичности, непрерывности занятий, индивидуальном подходе к каждому пациенту, обращении внимания на его возраст и психическое развитие, с учетом тяжести и стадии заболевания. Все эти аспекты в совокупности предопределяют положительный результат от проводимых процедур, что обусловливает важность подобного рода физкультурной терапии для деток с отклонениями нервной и психической системы.
Виды упражнений
На каких основных вариациях упражнений ЛФК при ДЦП основывается курс реабилитации пациентов?
- Зафиксированное положение – модель лечебного упражнения, основанная на фиксации конечностей в специальной шине или лонгете.
- Мышечное растягивание – предполагает раскачивание во всех суставах конечностей с амплитудой колебаний, рассчитанной на постепенное возрастание.
- Мышечное расслабление – предусматривает поочередную фиксацию рук и ног для снижения количества непроизвольных движений, осуществляемых больным ребенком, а также ослабления повышенного тонуса.
- Ходьба – дает возможность разработать двигательный аппарат на более высокие возможности в передвижении.
- Упражнения со стимуляцией мышечной активности и мышечного торможения – представляют собой поочередное сгибание-разгибание суставов с параллельным мышечным массажем.
- Подъем по поверхности с наклоном – осуществляется с инструктором и дает возможность тренировать, насколько это возможно, пресс и мышцы ног, держать баланс и удерживать равновесие.
- Упражнения на выработку выносливости.
ЛФК на активизацию двигательного аппарата
В комплексе упражнений ЛФК для детей с ДЦП предусмотрены первоочередные упражнения на самую важную область реабилитации – двигательный аппарат. Ведь многие детки при церебральном параличе не способны ходить, им нужно помогать, их нужно этому учить. В случаях, когда центральная или периферическая нервная система повреждена, может возникнуть проблема с движением верхних или нижних конечностей. Эта проблема именуется в медицине как тетрапарез. Для того чтобы укрепить двигательные и координационные навыки у деток-инвалидов, а также повысить их степень контроля над собственными действиями, предусмотрены соответствующие гимнастические упражнения.
- В исходном положении, сидя на пятках, малыш пытается встать на колени под воздействием движений инструктора (или родителя), который берет ребенка за плечи, удерживая его параллельно в тазобедренной части.
- Сидя на коленях, под влиянием движений взрослого, который придерживает его в подмышечной зоне, ребенок начинает движения из стороны в сторону, чтобы иметь возможность уметь переносить массу своего тела на одну ногу. При этом вторую ногу кроха пытается оторвать от опоры сам, разводя руки в стороны.
- Повернувшись лицом к маленькому сидящему на стуле пациенту с ДЦП, ЛФК-инструктор в лице специалиста или родителя фиксирует его ноги на полу своими и аккуратно берет за ручки. При этом кисти подтягиваются вперед и вверх, чтобы дать ребенку возможность научиться самостоятельно вставать.
- В исходном положении стоя ноги ребенка ставятся стопами друг к другу в одну линию одна за одной, руками взрослого производятся легкие толчки сначала в спину, затем в грудь – так у малыша формируется понятие о поддержании равновесия.
- В подобном исходном положении нужно пытаться раскачивать ребенка в стороны так, чтобы он пытался сделать шаг самостоятельно.
Подобные упражнения ЛФК для детей с ДЦП позволяют повысить двигательную активность малыша и дать ему шанс научиться ходить.
ЛФК на проработку суставов
Не менее важно научить ребенка управлять своими движениями и укрепить его суставы. Особенность этого момента заключается в том, что деткам, больным церебральным параличом, присущи болевые ощущения в суставах, судорожные боли и смежные патологии. Чтобы развивать суставы конечностей, нужно обратить внимание на ряд направленных на их укрепление занятий ЛФК при ДЦП.
- Исходная позиция ребенка – лежа на спине. Одна нога разгибается и фиксируется взрослым под собственной тяжестью тела или под упором руки, а вторая постепенно сгибается в колене. Бедро при этом по возможности прижимается к животу, после чего плавно отводится назад в исходное положение.
- Исходная позиция малыша – лежа на боку. Колено держится согнутым, бедро поочередно то отводится, то возвращается в исходное положение.
- Первоочередное положение тела – стоя лицом к столу впритык к нему. Необходимо прислонить живот к нему так, чтобы ноги свободно висели, после чего поочередно то выпрямлять их, разгибая колени, то возвращать в подвешенное состояние.
- Лежа на спине, ребенок при помощи взрослого сгибает ногу в колене, после чего по возможности выпрямляет ее максимально ровно.
- Положив больного церебральным параличом ребенка на живот, взрослый или инструктор подкладывает под его грудь валик, после чего, удерживая кроху за руки, приподнимает верхнюю часть его туловища, отрывисто и пружинисто совершая движения вверх и вниз.
- Исходная позиция малыша – лежа на спине. Руки сгибаются в локте так, чтобы лицо оставалось неподвижным и развернутым в сторону. После чего взрослый помогает согнуть ребенку конечность, разворачивая его голову в другом направлении.
ЛФК на растяжку
Повысить гибкость также помогает комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП на растяжку. Он позволяет снизить уровень выраженности патологичного состояния спины и позвоночника, улучшает состояние пораженного спинного мозга, а также его нервных окончаний. Более того, подобного рода занятия ЛФК для детей с ДЦП позволяют укрепить мышцы конечностей, что, безусловно, влияет на более уверенные движения руками и ногами.
- Ребенка нужно усадить в исходное положение на пол таким образом, чтобы ноги были выпрямлены, а туловище наряду с ними создавало прямой угол и было перпендикулярно полу. Выдыхая, малыш должен постараться нагнуться так, чтобы иметь возможность дотянуться пальцами рук до пальцев ног. При этом помощь инструктора ЛФК для детей с ДЦП в данном упражнении заключается в том, что он помогает опустить корпус еще ниже, производя плавные надавливания на спину так, чтобы лоб ребенка тоже коснулся ног.
- Будучи в положении лежа на животе, ребенок вытягивает руки вдоль тела. Затем он разворачивает кисти рук к полу и делает на них упор. Постепенно упираясь на руки и поднимая грудную клетку над уровнем пола, малыш тренирует растяжку мышц бицепса, имитируя отжимания здорового человека. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не запрокидывал голову, и чтобы его дыхание было спокойным, ровным.
- Следующее упражнение напоминает жим нижнего пресса с запрокидыванием ног в комплексе занятий здорового человека. Исходное положение – ребенок с церебральным параличом лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На счет «раз» он медленно и плавно поднимает прямые ноги над головой и заводит их вверх за голову, касаясь пальцами ног пола над своей макушкой и не сгибая их в коленях, на счет «два» возвращает их так же медленно в исходное положение. На протяжении всего упражнения взрослый контролирует процесс и следит за тем, чтобы руки от пола не отрывались.
- Исходная позиция – сидя на полу с расставленными в стороны ногами. Первое движение – сгибание правой ноги так, чтобы ее пятка касалась внутренней бедренной части левой ноги, второе движение – приближение стопы левой ноги к коленному суставу правой ноги. После проведения этих манипуляций осуществляется движение правой руки к левому колену в обхват с поддержанием левой ноги, а движение левой руки перемещает ее на противоположную сторону талии за спину. Взрослый поворачивает голову ребенка в левую сторону и наклоняет ее так, чтобы подбородок касался левого плеча. При этом правое колено постоянно остается в положении прижатого к полу.
Такой комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП при регулярном его выполнении изо дня в день способствует значительному улучшению состояния маленького пациента. Особенно действенна такая лечебная гимнастика в том случае, когда осуществляется она на раннем этапе взросления ребенка. И чем раньше – тем лучше.
ЛФК на расслабление
Примечательно, что занятия по ЛФК при ДЦП у взрослых так же, как и у детей, способствуют реабилитационному процессу. Но у взрослых это происходит намного медленнее, чем у детей, поскольку детский организм намного более податлив. Поэтому затягивать с ЛФК при ДЦП у детей нельзя.
Исходя из того что частым симптомом детского церебрального паралича является сильный гипертонус мышц, медициной предусмотрены специальные упражнения на их расслабление.
- Для того чтобы руки и ноги больного ребенка могли отдохнуть, ему необходимо лечь спиной на пол, после чего конечности с одной стороны зафиксировать в неподвижном состоянии, применяя при этом утяжелители, которые можно соорудить из мешочков с песком.
- Свободную руку с другой стороны туловища ребенок должен согнуть в локте, при этом его предплечье помогает ему держать проводящий лечебную гимнастику взрослый. Рука остается в таком положении до тех пор, пока не почувствуется снижение мышечного тонуса. После чего взрослый помогает ребенку встряхнуть кисть, периодически сгибая ее, вращая и отводя из стороны в сторону.
- То же самое нужно проделать и с ногой. В то время, пока зафиксированные конечности одной стороны касаются живота ребенка, взрослый помогает ему держать голени и отводить ноги в тазобедренном суставе так, чтобы иметь возможность совершать круговые движения для растяжки мышц ноги. Соответственно, ноги попеременно чередуются.
ЛФК на дыхание
Система упражнения ЛФК при ДЦП предусматривает ремиссионный процесс только при регулярном их выполнении. Расписание программы тренировок должно включать занятия в досуг больного ежедневно, изо дня в день. Только регулярная гимнастика и постоянные занятия смогут вернуть физиологию больного ребенка в более или менее приемлемую форму. Поэтому пренебрегать ежедневной периодичностью комплексной терапии церебрального паралича нельзя.
Помимо всего прочего, ЛФК при ДЦП предусматривает и умение правильно дышать.
- Взрослый показывает ребенку, как нужно делать правильный глубокий вдох и выдох как ртом, так и носом. Для этого можно использовать вспомогательный инвентарь в виде шариков, резиновых игрушек, мыльных пузырей.
- Инструктор произносит гласные звуки, то понижая, то повышая громкость своего голоса. Ребенок должен повторять за ним. Можно попеременно чередовать это упражнение с пением или игрой на духовых.
- Стандартное упражнение по восстановлению дыхательного процесса – подъем рук над головой и наполнение легких воздухом при вдохе полной грудью, а также опускание рук на выдохе. Можно усложнить упражнение, используя часть выдоха с погружением головы пациента в воду.
Многие схемы работы в ЛФК с ДЦП разрабатывались медработниками различных учреждений соответствующего характера на всей территории РФ. Одним из таких можно считать Самарский реабилитационный детский центр «Утенок». Здесь осуществляется прием деток, больных различными заболеваниями, в том числе и церебральным параличом. Так, тренер по ЛФК и ребенок с ДЦП в Самаре прекрасно могут найти общий язык за совместным времяпрепровождением в одном из двух бассейнов, за лечебным массажем, лечебной физкультурой, гидромассажем, фитоароматерапией, развивающими играми на воде.
ЛФК в игровых упражнениях
Как уже было сказано ранее, программа тренировок детей, больных церебральным параличом, должна включать работу взрослого с ребенком каждый день, все семь дней в неделю. Но помимо этого нужно учитывать рациональность применяемых нагрузок, ведь ребенок должен также и отдыхать. Расчет взятых за основу нагрузок в комплексе ЛФК для детей с ДЦП должен осуществляться исходя из возрастного фактора, массы тела и роста больного ребенка. Кроме этого нужно учитывать степень пораженной психики и физиологии, ведь сам по себе церебральный паралич включает огромное количество разновидностей с разной степенью тяжести. Чем запущеннее случай – тем более частыми и напористыми должны быть тренировки, но выполняться они должны с предельной аккуратностью и только с представителем медицины. При этом кому-то из детей подходит и массаж в ЛФК при ДЦП, а кому-то и водные процедуры – здесь все очень индивидуально, в зависимости от конкретного случая протекания болезни.
Очень многим детям приходится по душе игровая методика работы с инструкторами. Игровые упражнения в ЛФК при ДЦП предусматривают не только действенность и результативность процесса, но также позволяют заинтересовать ребенка и дать ему возможность расслабиться. При этом может использоваться конкретное вспомогательное оборудование в виде поддерживающих больного на ногах устройств, всевозможных фитболов, мягких модулей, подушек и прочего инвентаря. Какие игры можно сюда отнести?
- «Разрушение башни» — игра предусматривает нагромождение мягких игровых приспособлений и кругов один на другой в имитации построения башенного сооружения. При этом построить такого плана здание ребенку может помочь взрослый, а разрушить ее он должен сам – в этом главная цель игры, научиться прикладывать усилия для того, чтобы прорвать «подушечную» оборону иллюзорной башни.
- «Выбраться из завалов» — такое игровое упражнение также предполагает применение ребенком усилий, только теперь уже не в беговом «нападении на башню», а в лежачем положении с завалами из подушек. Цель ребенка – выбраться из сымитированных завалов.
- «Складной нож» — отличная игра на растяжку и гибкость малыша, больного церебральным параличом. Суть ее заключается в том, что ребенок играет роль сложенного ножика, когда он занимает на полу позицию «эмбриона» и обхватывает согнутые в коленях ноги руками. На счет «раз» ножик открывается – ребенок вытягивает ноги и руки как можно дальше друг от друга и остается так лежать на боку до тех пор, пока на счет «два» не нужно будет возвращаться в исходное положение. Упражнение производится в умеренном темпе.
- «Колбаска» — юморная игра с изначальной позицией лежа на спине на полу. Взрослый в лице родителя или инструктора берет кроху за щиколотки, аккуратно поворачивая его за ноги, как за рычаги, то в одну сторону, то в другую. При этом темп постепенно увеличивается.
Много разных игровых процедур и упражнений лечебно-физкультурной терапии можно привести в пример – все они направлены лишь на один результат. Этот результат – частичное выздоровление малыша. Частичное потому, что поражение здоровья человека церебральным параличом происходит не только в плане физических нарушений, но также и психологических. А на психологию человека повлиять лечебной гимнастикой в той мере, в коей этого требует организм, увы, невозможно.
21. Cтруктура и содержание процедуры лечебной гимнастики, методы проведения. Подбор больных для занятий лфк.
ЛГ-основная форма применения ЛФК .Распологает большим выбором физ упр, можно использовать в любом возрасте, почти при каждом заболевании и в любых условиях, в палате, постели, в кабинете ЛФК, в воде.
Процедуры ЛГ проводятся индивидуальным, малогрупповым и групповым методами.
Индивидуальные занятия применяются при общем тяжелом состоянии больного, при парезах и параличах, выраженной деформации и травмах ОДА, у детей до 1 года.
Малогрупповой ( 3-5 чел) и групповой методы (8-15 чел) ,при этом группы подбирают с одним и тем же заболеванием , по локализации травмы.
22. Методы оценки влияния занятий лфк . Определение и характеристика физиологической кривой нагрузки.
К методам врачебно-педагогической оценки относят наблюдение за общим состоянием больного, деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем, функционально-диагностические методы, антропометрические измерения, а также анамнез (опрос). По данным врачебно-педагогических наблюдений (с исследованием пульса, частоты дыхания и АД), выявляется общая нагрузка на организм больного в занятиях физическими упражнениями. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки, которая при правильном методическом подходе характеризуется постепенным повышением, максимальным подъемом к середине основной части занятий и снижением к концу заключительной части. Характер физиологической кривой зависит от периода занятий, функционального состояния больного, индивидуальной ответной реакции организма на физическую нагрузку. Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы. Так, в травматологической клинике это антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др., при заболеваниях сердечно-сосудистой системы — электрокардиография, изучение АД, пульсометрия и др.
23.Правила составления схемы процедуры лечебной гимнастики и комплексов физических упр. Основные разделы ,их содержание.
Для проведения ЛФК составляют схему занятия (процедуры), в которой указаны разделы, содержание разделов, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методич указания, В схеме нет перечисления упр, а указано, какие их существующих в классификации следует применять.
В соответствии со схемой составляют комплекс упр- с указанием ИП, описанием упр, его дозировки и методич указаниями.
При составлении комплекса физич упр необходимо учитывать диагноз заболевания, физич развитие и степень подготовленности больного, его пол, возраст, профессию. Указывается темп, число повторений, амплитуда движений, длительность комплекса. Предусматривается постепенное увеличение нагрузки в вводной части, многовершинный характер кривой нагрузки в основной и постепенное ее снижение в заключит части . Объем методического материала ЛГ должен соответствовать двигательному режиму больных.
24. Терренкур. Дозированная ходьба и бег как формы ЛФК. Характеристика, дозирование нагрузки.
Терренкур (лечебная ходьба) — одна из форм ЛФК, которая осуществляется путем естественного физического упражнения (ходьбы по определенному маршруту). Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности.
Дозированная ходьба , как форма ЛФК, применяется на всех этапах лечения. Ходьбу по скорости подразделяют : на ходьбу прогулочным шагом с темпом до 40 шагов в мин, медленную 50-80 шагов в мин, среднюю 80-100 шаг в мин, быструю до 120 шаг в мин и очень быструю 120-140 шагов в мин.
Оздоровительный бег (бег трусцой) используется в чередовании с ходьбой и дыхат упр , а также в виде непрерывного и продолжительного бега.
25. Задачи и содержание утренней гигиенической гимнастики и самостоятельного способа проведения занятий как форм ЛФК.
Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике не показано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки
Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
Увеличить тонус нервной системы
Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других)
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного человека.
В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока. Это обеспечивает устранение застойных явлений и отечностей, часто развивающихся во время сна, особенно у людей среднего и пожилого возраста.
К общеразвивающим упражнениям можно отнести наклоны, выпады, приседания, повороты, круговые вращения в суставах и др.
Начать комплекс общеразвивающих упражнений целесообразно с движений в мелких мышечных группах (вращения в голеностопных, лучезапястных суставах) и постепенно увеличивать нагрузку, переходя к средним мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног), а затем — к крупным мышечным группам (мышцы туловища).далее можно выполнять более подвижные упр ( бег, прыжки, дыхат упр, упр для развития гибкости, ходьба).
25.Характеристика двигательных режимов в стационаре.
Режимы двигательной активности в условиях стационарного клинического отделения. Постельный строгий (I). Показания: острое заболевание в период обострения хронического заболевания.
Цель: обеспечение физического и психического покоя, поддержание основных функций и мобилизация защитных сил организма, профилактика осложнений.
Характеристика: показаны дыхательные упражнения (статические, динамические и специальные), классический и сегментарный массаж.
Методические указания: переход к расширению двигательной активности и увеличению физических нагрузок совершается при условии благоприятной реакции организма на предыдущую физическую нагрузку.
Постельный расширенный (II). Показания: разрешение острого периода или хронического заболевания.
Цель: улучшение функции организма, стимулирование внешнего дыхания, центральной нервной системы, улучшение процессов газообмена и экстракардиальных факторов кровообращения.
Характеристика: показаны УГГ, Л Г, классический и сегментарный массаж, дыхательные упражнения (интенсивность физических нагрузок определяют индивидуально с учетом реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку).
Методические указания: необходима строгая последовательность в постепенном расширении двигательной активности и назначении средств и форм ЛФК.
Палатный (III). Показания: заметное улучшение общего состояния больного, явные признаки продолжающегося восстановления ранее нарушенных функций организма.
Цель: содействие восстановлению нарушенных функций внешнего дыхания кровообращения. Повышение тонуса центральной нервной системы, мобилизация психической готовности к увеличению двигательной активности. Определение целесообразности восстановительного лечения в отделении реабилитации.
Характеристика: показаны УГГ, ЛГ, дозированная ходьба по палате, классический и сегментарный массаж, самомассаж грудной клетки, воздушное закаливание, трудотерапию проводят в палате (вязание, шитье, поделки из бумаги и др.).
Методические указания: расширение двигательной активности производится после определения врачом благоприятной реакции больного на предыдущий комплекс упражнений лечебной гимнастики, дозированной ходьбы, трудотерапии и закаливания
Свободный (IV). Клиническая картина: остаточные явления нарушения функции органов дыхания, выраженное улучшение адаптации к физическим нагрузкам.
Цель: ликвидация явлений заболевания. Адаптация организма к физическим нагрузкам бытового и трудового характера. Подготовка больного к выписке и выходу на работу.