Спартанское воспитание — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 32 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 32 правки.А́гогэ (ἀγωγή, что значит «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан, не исключая царских. Для мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дававшей шанс на получение полного гражданства.
Плутарх пишет, что в древней Спарте существовал обычай убивать новорожденных детей, бросая их в Апофеты (гр. «место отказа» — ущелье в горах Тайгета), в случае, если у них имелись какие-либо физические недостатки.
Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, — он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых, больных и уродливых детей кидали в «апофеты», пропасть возле Тайгета.
По последним исследованиям было обнаружено искажение фактов Плутархом, который распространял слухи в угоду политической элите Греции[1].
Некоторые археологи отмечают отсутствие детских останков в пропасти, куда якобы сбрасывали спартанских детей
Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы — по названию области Лакония такая речь стала называться лаконичной.
Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых спали младенцы, были грубыми и жёсткими. В 7 лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали дети и подростки на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали на свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики постоянно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если это было необходимо, то и убивать.
Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин убивали. Также они убивали животных и грелись в их внутренностях[4].
В 17 лет, когда юные спартанцы возвращались домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву» — вытерпеть очень жестокую порку. Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и хлестали его мокрыми розгами. Если юноша не издавал ни звука, его секли до первых капель крови, но стоило ему издать хоть звук, порка продлевалась на некоторое количество ударов, при этом его секли ещё сильней, так могло продолжаться много раз, и каждый раз порка становилась всё более и более жестокой; жрецы могли засечь юношу до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые.
Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, и иногда учили пользоваться оружием.
Тренировки воинов Cпарты
Метод тренировки воинов Cпарты
Автор: matroskin83
Может, последняя цифра является и преувеличением историка, но факт остается фактом: подвиг спартанцев укрепил боевой дух воинов во всей Древней Элладе, подвигнул их оказывать достойное сопротивление захватчикам.
Чем же объясняется такая стойкость и боевая выучка воинов Спарты? Ведь не зря современники утверждали, что каждый из них мог с успехом противостоять в открытом поединке 2-3 опытным бойцам. Оказывается, существовал свой метод тренировки воинов Спарты.
Физическая подготовка будущего воина начиналась, как это ни покажется странным, ещё задолго до его появления на свет. Поскольку мальчики и девочки в Спарте с определенного времени воспитывались вместе, то будущие матери постоянно выполняли гимнастические упражнения, умели быстро бегать, метать копьё и диск, сражаться на мечах и даже бороться. Словом, они перед беременностью получали то, что сейчас медицина обозначает термином «репродуктивное здоровье».
По этой причине дети рождались в большинстве своём здоровыми. Но всё равно отец был обязан предъявить новорожденного в лесху – место заседаний старших членов филы (родовой или территориальный клан). Если у младенца обнаруживали какой-либо физический изъян, его бросали в «апотеты» — так называли пропасть возле горы Тайгет. Но, когда малыш оказывался крепким, то его отец получал земельный надел (совсем, как наш «материнский капитал» при рождении ребёнка).
На 7 году жизни мальчика вместе с его ровесниками зачисляли в «агелу». Все члены отряда принимали пищу вместе, причём её выдавалось настолько ограниченное количество, что дети жили постоянно впроголодь. Голод, считали спартанцы, обеспечит сухое телосложение и гибкость всех членов.
Скудная пища понуждала ребят к воровству, на что воспитатели смотрели сквозь пальцы, а то и поощряли. Подростки, например, учились нападать на сторожей садов и огородов, обезоруживать и связывать их. Старшие юноши могли даже подкараулить и убить илота (крестьянина, наподобие крепостного).
Но зато тех, кто попадался на горячем, нещадно пороли плетьми и наказывали голодом. Как указывает древнегреческий историк и философ Плутарх, это делалось с целью заставить воспитанников своими силами бороться с лишениями, становиться людьми смелыми и хитрыми.
Поощрялись и драки между членами агелы – но только тогда, когда происходили они «не во гневе», а при ясном сознании. Дерущиеся обязаны были прекратить схватку по первому же приказанию наставника. Примечательно, что старшим агелы назначался не тот из мальчиков, кто был наиболее сильным или отличался в драках, а самый понятливый и сообразительный (например, тот же организатор набегов на огороды и сады). Это говорит о том, что в Спарте отнюдь не отдавали предпочтение грубой силе – во внимание всегда принимался стратегический и тактический талант лидера.
Воинская выучка не ограничивалась обучением мастерству индивидуального боя с применением меча, копья или лука. Как один из действенных методов тренировки воинов Спарты, являлось обучение их ведению боя в составе фаланги. Она представляла собой плотно сомкнутый строй, в котором воины укрывали тела за щитами. Брешь в фаланге следовало немедленно закрывать. Преимущества такого построения спартанцы убедительно доказали у Фермопил, пользовались им и в других государствах Древней Греции.
Спали мальчики также вместе в своеобразной казарме. Причём подстилкой им служили стебли жесткого тростника, который они должны были голыми руками, без применения каких-либо инструментов, наломать у реки Еврот. Перед вступлением в отряд их стригли наголо, к тому же они круглый год обходились безо всякой одежды. Только гораздо позже им разрешали носить гиматий – прямоугольный кусок ткани. Лишь иногда они могли искупаться в речке. Не позволялось пользоваться и факелами – чтобы привыкали ориентироваться в темноте.
Чтению, письму и арифметике отводилось совсем мало времени. Преподавался лишь необходимый минимум, чтобы в будущем гражданин государства мог вести свои дела. Главным же считалось беспрекословное послушание, дисциплина, воинская выучка, способность выживать в самых жестких условиях. Также мальчиков заставляли подолгу молчать – с тем, чтобы они высказывали свои мысли кратко и содержательно.
Но зато, что удивляет, много внимания уделялось музыке и песням. Правда, нужно учитывать, что здесь спартанцы ни на йоту не отходили от древних канонов. Приемлемыми были лишь те песни, которые прославляли древних героев и их подвиги, причем исполнялись они только в традиционной манере, способной разжечь боевой дух воспитанников (несколько напоминает бравурные военные марши времён Второй мировой войны).
Ближе к концу обучения, годам к 18-19, молодой человек был обязан пройти криптию — своеобразный обряд инициации (посвящения во взрослые). Год юноша проводил в горах, скрываясь ото всех, добывая пропитание и спасаясь от холода лишь своим умением. Таким методом тренировки воинов Спарты осуществлялся естественный отбор самых выносливых и стойких. Только успешно завершив криптию, спартанец становился полноправным гражданином государства и уже мог участвовать в «фитилиях» — совместных трапезах мужчин. Не прошедшие всех ступеней воспитания просто не получали гражданских прав.
Но и в дальнейшем молодой воин не прекращал совершенствоваться. Поскольку, согласно уложениям знаменитого законодателя Спарты Ликурга, которых граждане города-государства неукоснительно придерживались на протяжении почти пяти веков, им возбранялось заниматься ремеслами или торговлей, то всё свое время они отдавали физическим упражнениям и тренировкам. Также нередко мужчины собирались в гимнасиях и лесхах, где вели беседы преимущественно о нравственности, добродетелях и пороках (но никогда о торговых или денежных делах).
Все мужчины от 20 лет и практически до преклонного возраста считались военнообязанными. Многие из них предпочитали проводить время в казармах, нежели в своих домах. В случае войны Спарта быстро могла собрать военные силы, в которые пехотинцами набирали и легковооруженных илотов. В бой спартанцы шли в одеждах красного цвета – чтобы враги не могли увидеть, что воин получил ранения.
Со времён Спарты возникло и крылатое выражение «Со щитом или на щите!», которым женщины напутствовали идущих на битву воинов. «Со щитом» — означало возвращение с победой, «на щите» — гибель в бою, поскольку павшего приносили домой на щите. Возвратиться без щита мог только трус – значит, он бросил наиболее тяжелую часть своего вооружения и убежал с поля боя.
Воинский кодекс в Спарте чтился превыше всего – как позднее это было у самураев Японии, рыцарей воинствующих орденов во времена Средневековья, казаков Запорожской Сечи и так далее.
Спарта. О Фермопилах, боевой подготовке и рукопашком бое
Доброго времени суток, Бойцы! Поговорим немного про такое государство, как древняя Спарта? Много книг, много вопросов, много гипотез… У меня как бы вопрос… Почему, из всех греческих государств, именно Спарта наиболее известна? Это результат их образа жизни, военных достижений или всего сразу?
Или же по той причине соответствующего образа жизни? Ведь даже сейчас, видится что-то высшее и благородное в образе жизни людей, не гонящихся за благами цивилизации и переориентированным на другие ценности жизни, а значит, и воспринимающих мир совершенно с иной точки зрения.
[ad#1]
Как-бы в самой Греции к спартанскому государству относились как с некоторым презрением, так и с тайным восхищением. «Тайное» — это, очевидно, что невысказанное вслух. То есть, между собой пришлых, поскольку спартанцы к кореным жителям не относились, вроде бы презирают. С другой, восхищаются. Презирают и недолюбливают по той причине, что дорийцы (будущие основатели государства Спарта) в Греции, скажем прямо, «не местные», осевшие здесь с очередной волной переселения народов. Когда это посторонних любили? Тем более, тех, кто не живёт тихо-мирно, а постоянно стремиться подчинить себе местные государства, окружающую Спарту.
Восхищаться же, надо полагать, начали не во времена их наёмничества или многочисленных войн против захваченных ею народов и даже не после того, как Спарта приняла активное участие в защите Греции от нашествия войск Ксеркса. А скорее после того, как она полностью начала жить по законам Ликурга, сочинения которого больше напоминали утопические идеи по постороению идеального государства, а значит, никто на эти идеи особого внимания не обращал, кроме самих философов. Соответственно, даже и не предполагали, что «всё это дело может быть жизнеспособно».
Что современный человек знает о Спарте?Не смотря на то, что за всё время своего существования, Спарта провела великое множество битв и сражений, но, как это часто бывает, широкую известность она получила по одному-единственному эпизоду, в данном случае, военному — по битве с участием трехсот её воинов под предводительством царя Леонида. И несмотря на то, что это сражение было проиграно, оно превратилось в чуть-ли не в легендарное сказание о чудо-воинах!
И, скорее всего, именно для поднятия героизма и нагнетания атмосферы, ничего не говорится о других участниках этого сражения, бившихся вместе со Спартой против Ксеркса. Ведь, если отталкиваться от хроник, то в сражении при Фермопилах, погибло около четырех тысяч греков и это не считая других народов. Например, обходят молчанием четырехсот фиванцев и семь сотен феспийцев (цифры примерные), которые защищали восточную оконечность прохода от охвата её «бессмертными». И ничего не слышно о семитысячной армии, которая, по некоторым данным, нанесла персам удар с тыла в то время, как они были заняты тем, что словно гуси вытягивали шеи в попытках разглядеть, что там твориться впереди, около ущелья?
Скорее всего, это сражение стало известно по той причине, что несколько факторов соеденились в пространстве-времени, образовав новое качество: это противостояние Запада Востоку, это узкий проход, где есть возможность закрепиться, это решимость исполнить свой долг до конца, это осознанная необходимость защиты своего государства, а значит, и девиз «Ни шагу назад!» Но все равно, замалчивание участия иных иных её участников, шаг явно несправедливый.
И это поражение, ставшее легендой, напрочь заставило забыть о настоящем успехе Спарты — сражении, произошедшей через год после Фермопил. В этой решающей битве, действительно ставшим звездным часом Спарты и о котором решительно ничего не говорится в учебниках, приняло активное участие пять тысяч тяжеловооруженных спартанских воинов с которыми было около пяти тысяч пэриков и столько же илотов. Плюс, представители иных государств. По различным подсчетам количество людей было от семнадцати до двадцати пяти тысяч — а это треть от всего количества воинов, вообще существующих в Греции!
Численность же персидского войска составляла примерно сто тысяч, которое возглавлял более опытный, чем спартанский, полководец. Но войско персов было разбито; и выиграна битва была спартанцами и их союзниками ещё до того, как подошла основная часть греческой армии.
Роль Спарты в древности и отношение к ней.Именно Спарта, а не какое-то другое государство играла важную роль во всех внутренних взаимоотношениях древнегреческих государств и продолжала удерживать это положение на протяжении довольно длительного периода времени.
Причин этого много. Например, то что Спарта, после того, как начала жить по иным принципам, превратилось в чисто мужское государство, отсюда и успехи в военном деле. Благодаря грамотной выстроенной структуре её общества и существующих там законов, позволяющей не отвлекаться на какие-то искусственные проблемы, характерные для, скажем так, цивилизованных государств с их роскошью, спартанское «искусство ведения войны» поднялось на такой уровень и было настолько успешным, что исход многих битв был положителен уже только потому, что на поле боя присутствовали воины Спарты:
«…Их репутация настоящих воинов и отвага, считавшаяся непобедимой, ещё до начала битвы, поражала сердца их врагов, которые считали себя невозможными победить спартанцев…».
И далее:
«…Ничто, в ходе этой войны, не могло удивить эллинов больше такого исхода. Всегда считалось, что ни сила, ни лишения не могут заставить лакедемонян сложить оружие, что они будут биться до последнего человека и погибнут с оружием в руках…»
Спарта как военное общество.Спарта, как государство, являлось целиком и полностью военным обществом. По предположению некоторых современных исследователей, над каждым спартанцем с самого первого вдоха и до последнего удара сердца буквально висела идея стать (или быть?) непобедимым воином. На достижение этого идеала было брошено все, поскольку подобная цель не могла быть достигнута при одной — двух разовых тренировках в неделю, «во время которых подростки не столько бы занимались делом, сколько радовались бы возможности на законном основании отлынивать от надоевшей школы, а неуклюжие дородные отцы семейств от сидения в торговых лавках».
И такой подход логичен, поскольку редкая имитация тренировок военного дела психику торговца, школяра, учителя или ещё кого трансформировать в мировоззрение воина не сможет никогда, по той простой причине, что центральной идеей любого воина является познание смерти.
Отсюда, и результат профессиональных тренировок. Когда спартанцы встречались с врагом то, даже при одинаковом вооружении, искусстве владения холодным оружием и равной силе, часто победа была именно за Спартой. Это происходило по причине презрения к смерти, воспитанного патриотизма, постоянного тренинга, формирующего профессионалов, отсутствие отвлекающих факторов, на которых обычно зациклен человек — например, на своей семье — и эффективно выстроенной методике управления войсками.
Что же касается храбрости, то в чем она заключалась, «вычислил» ещё Плутарх, написав, что «они представляли себе храбрость не как бесстрашие, но как осмотрительный страх позора и бесчестья». И мать воина предпочла бы, чтобы её сына убили, чем он вернулся домой без щита… Дело дошло даже до того, что в Спарте был наложен запрет на любое проявление скорби по павшим на войне, вместо этого устраивались некие подобия праздников, а родители и родственники павших воинов, собирались вместе на центральной площади и поздравлял и друг друга, в то время когда родственники выживших не выходили из дому.
Небольшая история Спартанского государства.Каждый, кто хоть немного знаком с мировой историей, знает и о многочисленных переселениях народов, имевшее раньше место быть. Одна из таких волн когда-то буквально хлынула в Грецию в виде дорийцев, а небольшой остаток её забросил лакедемонян, являющихся одни из многих племен дорийцев, в Лаконию, что находилась в Пелопоннесе. Они осели в долине, которая была окружена уже существующими здесь небольшими государствами. Одной из деревень, сейчас уже невозможно установить, какой, и суждена была роль будущей Спарты, и которая в будущем, начала подчинять себе окружающие государства по той простой причине, что государства эти «были уже инертны и утратили тонус».
Спарта вела войны против соседей на протяжении десятков лет. Подчиняя себе всё больше и больше городов, она, со временем, оказалась в неком кольце, окруженной покорёнными народами, что никак не могло не сказаться на самом государстве, поскольку такое положение всё время оказывало стимулирующее воздействие на дух и тело, придавая тонус и не давая расслабиться.
Покоренные народы самой Спартой подразделялись как-бы на два сословия: одно получило название «Пэрики» — это были те, кто покорился Спарте практически без сопротивления, в результате чего им были даны права по самоуправлению, кроме некоторых ключевых политических нюансов. А вот со вторым сословием, ставших известными как «Илоты», у Спарты проблемы были и были существенные. Эти народы, оказавшие самое ожесточенное сопротивление, вели со Спартой продолжительные войны, причем как ярко выраженные, так и в манере диверсионных.
Илоты у спартанцев были рабами, часто служили оруженосцами, а когда не хватало воинов, были даже воинами в легковооруженных отрядах. Так, например, было во время Пелопонесской войны, когда они бились наравне с воинами Спарты и были убиты все, поскольку по её окончании об этом позаботились уже сами спартанцы.
Фукинид этот момент описывает так: «Развешанные по всей стране объявления приглашали илотов называть тех из их числа, кто называл себя самым удачливым воином против своих врагов, с тем, чтобы эти люди могли получить свободу. Таких людей подвергали испытаниям, поскольку считалось, что первый возжелавший свободы, должен быть и самым храбрым, а потому, и самым опасным, как возможный мятежник. Таким образом, были отобраны около двух тысяч человек, которые увенчали себя лаврами и обошли храм в знак обретения новой свободы. Спартанцы вскоре ушли вместе с ними и никто никогда не узнал, как погибли эти люди».
Другими словами, Спарта таким образом убила двух зайцев: получила так необходимых им для войны, воинов причём самых сильных и умелых, а потом спартанцы всех выживших умертвили, так как практически все илоты в этом подразделении имели статус негласных руководителей, «политический вес» и уважение среди своих соплеменников.
Немного про подготовку вообще и рукопашный бой в частности.При взгляде со стороны для обычного обывателя с его интересами типа «закадрить бабёнку», занять до получки и подраться в кабаке на выходные — это государство будет вызывать невольный ужас, поскольку воспринимается исключительно, как огромный гарнизон, в котором вся жизнь населения, что мужского, что женского, была подчинена одной центральной идее: подготовкой к войне, то есть, к будущей смерти.
Подготовка к военной службе начиналась с семи лет — кстати, этот возраст, с которой начинается подготовка мальчиков, совпадает в различных странах в различные эпохи: что в примитивных обществах Африки, что в Средневековой Европе, что на Руси. Первой же задачей, которая ставилась перед учителями, заключалась в том, чтобы приучить ребенка переносить тяготы жизни, приучить к дисциплине и стойкость к боли, причем методы были драконовские: по словам Плутарха, многие умирали после таких «уроков». Хотя, сам предположу, это преувеличение, поскольку никто не будет убивать ребёнка-будущего воина в условиях дефицита мужчин: ведь войны были постоянными, соответственно, смертность среди мужского населения была явно повышенной…
Одежду носили самую легкую. Воспитывались такие качества как ловкость, хитрость, жестокость и умение добыть еду. Много время проводили за различными гимнастическими упражнениями, владению оружием, умению действовать в строю. Книжное образование вроде бы презиралось, но точных данных на эту тему я не нашёл. Здраво рассуждая, нельзя стать непобедимым воином, не изучая хотя бы трактатов по тактике и стратегии. Отсюда, автоматически подразумевается, что спартанцев всё-таки обучали таким дисциплинам, как читать и писать, а также тренировали на способность шевелить мозгами, поскольку человек с недоразвитым мозгом успешным воином быть не может. Тут даже не обсуждается.
Изучали ли лакедемоняне безоружный бой? Ведь, следуя логике, невозможно стать совершенным воином, к идеалу которого так стремились спартанцы, игнорируя бой без оружия.
Самое древнее из известных нам безоружных систем боя, существующих у греков, а не только в Спарте, была борьба: во многом специфическая, более жестокая, гораздо более вольная, чем поздний её вариант. Например, тогдашние подсечки больше напоминали сметающие удары по нижнему уровню, в результате проведения которых атакуемый словно подкошенный приземлялся на землю. Соответственно, во время таких падений могли быть и травмы… Захваты, осуществляемые противником, просто-напросто сбивались ударами рук в стороны. Кстати, такое «сбивание» есть признак настоящего искусства боя, предназначенного для, как сейчас любят говорить, «улицы». В наше время, наоборот, многие современные системы боя, позиционируемые как боевые, например, Стиль Кадочникова, в качестве контрприёма на захват предлагают проводить различные сложные технические действия и, как результат, проигрывают, поскольку не учитывают скоростные реалии боя.
Болевые приемы в самой Греции были под запретом, но раз их запрещали, значит, они существовали, и надо полагать, в самой Спарте, такого запрета не было. Ведь их цель не обыграть соперника, а уничтожить!
Известно, что вовсю отрабатывались удушающие приемы, удары «коротким рычагом» — коленями, локтями, головой. Темп такой схватки был очень высоким, что требовало специфического умения быстро принять правильное решение в мгновенно меняющихся условиях, что кстати, тоже отлично тренирует мозг, поскольку развивается комбинаторное мышление, тактика и стратегия.
Сами методики подготовки были весьма прогрессивными. А может и обычными, просто у нас вызывают удивление своим тогдашним существованием. Так, существовал бой со спарринг-партнером, бой группой и против группы, а также с тенью. Все технические действия были тщательно проанализированы и задействованные в них рабочие мышцы подвергались дополнительной тренировке. Например, для умения проводить захваты, воины тренировались в грязевых ямах, предварительно намазав тела маслом… Распределение тренировок по времени тоже было «со смыслом»: так борьбу, в тренировочном процессе, старались помещать после длительных забегов либо чередуя с ними — думаю, не надо объяснять, зачем.
Как обязательные дисциплины ставился спринтерский бег с полным вооружением, прыжки с дополнительным весом, метание предметов: камней, дубинки, а также, тяжелых дисков, напоминающие индийские «чакры»: при их применении у противников легко ломались суставы и дробились головы. Были разработаны и оригинальные способы метания, например, копий — к древку крепился специальный ремень в виде петли, что придавало ему небольшое продольное вращение и, как результат, повышало стабильность и дальность его полета.
Всё озвученное выше представляло нечто вроде многоборья, которым воины занимались практически каждый день, а могли и по ночам. Спартанец мог себе позволить круглосуточную подготовку и не отвлекаться на работы по хозяйству, поскольку на уже упомянутых илотов были возложены многие хозяйственные заботы, в том числе и по обработке земельных участков.
Кулачный бой спартанцев также специфичен. Отрабатывалось мгновенное сокращение дистанции и такой же, быстрый отход. И в этом просматривается понимание принципа «Свободного дотягивания»: если не на уровне теории, то на уровне практики точно.
Далее… Поскольку бой предназначался для использования в «полевых условиях», а не на соревнованиях, кулаки обматывали ремнями. Обмотка кулаков делала удары вырубающими, а сами потасовки — весьма болезненными и кровавыми. Соответственно, чтобы «войти в бой», отрабатывался и соответствующий навык быстрой обмотки кулаков. Соответственно, были хорошо развиты уклоны и уходы от ударов, а по-другому и нельзя: манёвры туловищем помогали избежать попаданий холодным оружием. Да и обмотанные кулаки, которые применяли не только спартанские воины, но и другие, при попадании распарывали кожу до кости не хуже ножа.
Удары наносились в основном прямые фронтальной частью кулака, иногда, рубящие движения сверху-вниз «дном» кулака. Целью являлись плечи и голова, в результате которых часто ломались позвонки. Удары также наносились и по конечностям: чуть выше локтя и в подмышечную впадину, что при удаче приводило либо к перелому, либо к остановке сердца. Для обездвиживания руки противника, могли нанести удар под лопатку.
Но, как уже упоминалось, все эти особенности характерны для всей Греции, а не только, для Спарты. Другое дело, что там борьба, панкратион, кулачный бой, могли принять свои, местные особенности, доведённые до совершенства спартанскими тактиками и стратегами.
Разумеется, что все эти навыки, полученные за много лет тренировок, обкатывались в условиях, приближённых «к боевым». Выше уже упоминалось об илотах и о то, что они вели постоянные войны за свою независимость от Спарты. Чтобы их контролировать наиболее полно, была создана некая организация, в которую сроком на год, перед тем как получить полное гражданство, входили молодые спартанские воины. Это был своего рода экзамен «на зрелость». Члены этой организации должны были прожить год в чужих землях, вычисляя и убивая наиболее опасных среди илотов, крайне желательно тех, кто имел там влияние, иначе говоря, лидеров! Более того, имели право убивать любого илота, причем, даже просто по-подозрению в чем-то.
В возрасте двадцати лет, спартанцам давалось право завести семью, но права жить дома они не имели, поскольку их обязательная воинская служба продолжалась.
Вместе с военной жизнью спартанцев, их боевым духом, верой в избранность, а также честно заработанная кровью и потом, репутации воинов, бьющихся «до конца»… Всё это вносило смятение в умы и души противников ещё до начала боя.
При таком положении дел, становиться понятным, как Спарта смогла подчинить себе такое количество государств: подготовка, подготовка и ещё раз подготовка! Именно подготовка, а не вооружение, которое в те времена, было у всех примерно одинаковым. Постоянный тренинг отличал воина от любителя. Ни в одном государстве, жители, отягощенные тяготами и хлопотами обычной жизни, пожирающие львиную долю времени, не могли тратить столько времени на тренировки: считай, круглосуточные! Это могли себе позволить только регулярные войска, которых всегда меньше, чем основного населения — в Спарте же, таковым был каждый первый мужчина. А упорное изучение военного дела, посредством многолетних тренировок позволяло стать профессионалами.
Что погубило Спарту?Но, как уже догадался сообразительный читатель, такое положение дел не может оставаться бесконечным. Спарту создала война и она же её погубила. Во-первых, погубило истощение человеческих ресурсов, поскольку естественный прирост населения перестал покрывать потери в бесчисленных войнах, в результате чего, количество мужского населения этого государства всё время шло на убыль. Во-вторых, Спарта начала вырождаться в тот самый момент, когда технология массового изготовления солдат на манер спартанских начала практиковаться в других сообществах, оказавшись, в конце концов, в руках римлян.
Правда, происходило это в течении столетий но… тем не менее.
Статьи небольшой итог. Читателю не стоит относиться ко всему, что здесь написано, буквально — вопросов и непонятных моментов всегда будет больше, чем конкретных ответов. Например, одни авторы говорят, что спартанцы в Олимпиаде не участвовали, другие авторы пишут прямо противоположное… Просто, всё вышеизложенное стоит принять во внимание всего лишь, как расширение кругозора. Если же подвести небольшой итог, то можно сказать следующее…1. В наше время, спартанское государство воспринимается символом несломленного духа, аскетического образа жизни и жесткой военной дисциплины.
2. Военная дисциплина позволяло многократно снизить такие явления, как трусость, распутство, ложь, словоблудство, коварство, страсть к ненужным вещам, страх вообще и перед смертью в частности, и прочее подобное, так хорошо видимые в современном обществе… В ответ формируя в человеке такие качества, как чувство товарищества, взаимовыручку и умение действовать, словно единый механизм.
3. Аскетичный образ жизни далеко не всегда есть признак нищеты. Это часто признаки развитого человека, который научился обходиться минимумом. Соответственно, общество, где не не отвлекаются на ненужное для жизни, полностью сосредотачивалось на достижении главной цели — стать лучшими в военном искусстве, презирающих смерть и идущих защищать свою землю осознанно, а не по причине обязательной воинской повинности. Как результат, боевая эффективность профессионалов в десятки раз выше, чем у среднестатического человека.
4. Отсюда, и смешанные чувства: ненависть, зависть и подсознательное восхищение, не высказанное вслух… Отсюда, и память о таком государстве, как Спарта!
Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:Оформить подписку.
Как стать настоящим спартанцем — Энгурра
Еще одной отличительной чертой спартанского устройства был общепит. У вас нет права питаться дома, лишь в «обеденных клубах», «сисситиях». Принцип прост — вы приносите еду в общий сбор, потом съедаете за общим столом. Общественные столовые отлично уравнивали граждан. Здесь жизнь человека зависит от мнения окружающих — все взыскательно надзирали друг за другом.
Уравниловка Спарты привела к состоянию постоянного упадка. Даже имущество было отчасти общее: можно залезть в соседний амбар или дом и взять, что угодно, только если это не было необходимо для жизни хозяев дома.
Образ жизни спартанских женщин расценивалось в прочей Греции как что-то аномальное. Греческие полисы были абсолютно обществами мужчин. Аристотель описывал женщин как морально, интеллектуально и физически неполноценных по сравнению с мужчинами. Греки мнили спартанок безнравственными и неуправляемыми, даже смеющими командовать мужьями. Если во всей Греции семья являлась ячейкой общества, то законы Спарты старались во всем снизить значимость семьи. Спартанская идеология коллективизма затрагивала и женщин, а следовательно, женщина считалось полноценной личностью. Этого и не могла осознать остальная Греция.
Молодые спартанки не сидели под замком в ожидании замужества. Как и мальчиков, их разделяли на отряды, они проходили спортивную подготовку, тренировались в олимпийских видах спорта. Остроту тренировкам прибавляло то, что молодые люди обоего пола соревновались на глазах друг у друга обнаженные. На праздниках нагие юноши и девушки танцевали, устраивали торжественные состязания. Древние греки считали наготу одним из своих отличий от варваров. Тем не менее во всей Греции это касалось мужчин, а не женщин. Греческие женщины ходили с головы до ног робко укутанные в аморфные одежды. В манере спартанок открыто оголяться многие в Греции упрямо видели одно беспутство. Кроме того, спартанским женщинам внушался добропорядочный образ мыслей, понимание, что и они могут приобщиться к отваге и почету.
Благодаря воспитанию спартанки были храбрыми и смелыми на язык, что ощущали на себе супруги. Спартанки вольно оглашали свое мнение и вели себя независимо. И если греки смотрели на подобное с изумлением, то спартанцы считали естественным, что женщины включались в жизнь государства.
И, наконец, чтобы стать истинным спартанцем, нужно умереть героем. После известной баталии при Фермопилах погибли прославленные 300 спартанцев. В живых осталось два спартанских воина: первого послали как гонца, а второй к началу битвы заболел и не смог сражаться. Но спартанец, который оставил поле боя и сбежал, не мог быть прощен, он становился изгоем. Первый выживший повесился от позора, второй нашел смерть через год в другой войне. Однако спартанцы считали, что никакие подвиги или героическая смерть не могут смыть позорное клеймо труса.
Спартанский путь: мышление и тактика величайших воинов
На пике своего развития спартанская армия была самой доминирующей и опасной военной силой в Древней Греции, и вся ее доблесть опиралась прежде всего на воинскую стратегию, которая включала в себя тренировку как ментальной силы солдата, так и его боевых качеств. Сегодня мы проведем краткую, но увлекательную экскурсию по основным тактическим принципам, которые позволили этим воинам сражаться столь яростно и оставаться непобедимыми.
Сила внешнего вида
Спартанцы не только обладали высокой боевой подготовкой, чтобы поддержать свою репутацию грозных воинов, но они укрепляли этот статус и своим внешним видом, который соответствовал их внутренней силе.
Спартанские воины были одеты в алую тунику и накидку (последняя снималась перед битвой), ибо, по словам Ксенофона, этот цвет считался «менее женственным и больше подходящим для войны». Это заявление породило, в свою очередь, апокрифическую идею о том, что выбор красного цвета связан с тем, что на его фоне была не видна кровь спартанца.
Поверх туники на спартанском гоплите была надета броня, а в своей руке он держал круглый щит, отполированный до яркого блеска. На голове воина был грозный спартанский шлем, внешний вид которого усиливался высоким гребнем из конского волоса. Когда вражеское войско видело перед собой спартанскую фалангу с их экспрессивной облицовкой шлемов, пылающими скулами и инфернальными впадинами глазных прорезей, то они понимали, с какой страшной и безжалостной силой им пришлось столкнуться.
Одежда и экипировка спартанского воина работали ему на пользу двумя способами: 1) это позволяло самому солдату чувствовать себя более уверенным, непобедимым и свирепым; 2) наводило страх на его врага.
Сила внешнего вида спартанца ослабляла вражеский настрой еще до того, как начиналась битва, и дополняла его непобедимый образ, который шел впереди самой спартанской армии.
Постоянная занятость
«Держите своих людей занятыми. Если нет работы, то придумайте ее, потому что болтающие солдаты превращают разговоры в страх. С другой же стороны, действие порождает аппетит для еще большего действия».
— Стивен Прессфилд, «Врата огня» —
Перед боем спартанские воины укрощали свой страх, занимаясь различными делами и физическими ритуалами. Во время похода они читали сами себе стихи древнегреческого поэта Тиртея, выученные еще в юности. В дни, предшествующие битве, спартанцы тренировались перед завтраком, затем продолжали военную подготовку после еды, а во второй половине дня занимались физическими упражнениями и участвовали в спортивных состязаниях. В моменты отдыха солдаты полировали свои доспехи или точили оружие.
Воин должен быть почтительным
Спартанцы были чрезвычайно благоговейными людьми. «С раннего возраста, — пишет Павел Рахе, — они были пропитаны страхом перед богами настолько мощным, что это отличало их от других греков. Во многом благочестие послужило «основой спартанского морального духа»».
Перед началом каждого похода спартанцы советовались с оракулами, приносили жертвы, внимали религиозным приметам. За каждое неправомерное решение накладывалась санкция или порицание жрецов. Известно, что именно из-за религиозного празднества спартанцы с задержкой прибыли на Марафонскую битву, и по схожей причине Леонид отправился в Фермопильское ущелье лишь с передовым отрядом собственной охраны, а не целой армией.
Благоговение спартанцев можно было бы назвать суеверием, но его можно также назвать и смирением — осознанием и уважением сил судьбы, которая в конечном счете, независимо от боевой подготовки и мужества, может повлиять на исход любой войны.
Выносливость — основа силы
В фаланге во время битвы ловкость, скорость и сообразительность были не так важны, как стойкость и выносливость. Линия отряда гоплитов оказывала давление на врага своими щитами, стремясь вытеснить противника или пробить брешь в его построении. Добродетелями, в которых спартанец больше всего нуждался в подобные моменты, были преданность, дисциплина и стойкость. Именно эти качества являлись наиболее важными, чтобы сохранять прочность собственной фаланги и не позволить врагу ее разрушить. Мужество, конечно, также было необходимо, но не то мужество, что заставляло бросаться в бой без страха смерти, а то, что позволяло проявлять стойкость даже в самые тяжелые моменты.
Принятие этого факта дает лучшее понимание жесткого и аскетичного принципа спартанского воспитания «Агогэ»: скудные пайки, ограниченная гигиена, кровать из камыша и один-единственный плащ, который молодой спартанец должен носить круглый год при любой температуре. И, разумеется, бесконечные изнурительные упражнения. Как говорил Платон, «спартанская тренировка — это действительно неослабевающая серия тестов на выносливость».Спартанский пример настоящей храбрости и мужества
Говорить (и думать) лаконично
Спартанский философ Чилон однажды сказал: «Меньше — значит больше», и это было основой лакедемонской культуры с ее городской архитектурой, гражданской одеждой и образом жизни. Действительно, «спартанец» сегодня — это дескриптор, синоним простоты, строгости и аскетизма.
Принцип «меньше — больше» распространялся и на лексические привычки спартанцев, которые применяли минималистский подход к речи, который мы называем «лаконичным». Говорить было принято лишь тогда, когда информация действительно являлась важной. И даже в этом случае речь должна была быть короткой и содержательной. Как говорили сами спартанцы, их слова «необходимо было затачивать так же остро, как и боевые копья перед походом».
Есть легенда, согласно которой Филипп II (отец Александра Македонского) послал спартанцам сообщение: «Если я войду в Спарту, то сотру ее с лица земли». На что спартанцы в ответном письме отправили ему лишь одно слово: «Если». И, конечно, нельзя не упомянуть знаменитый ответ Леонида на угрозу персов о том, что их стрелы своим количеством затмят солнце: «Значит, мы будем драться в тени».
Сократ считал, что особый стиль речи спартанцев был стратегическим способом заставить других себя недооценивать: «Они скрывают свою мудрость и притворяются глупцами, чтобы создать видимость, что они полагаются лишь на свою военную доблесть. На самом деле спартанцы очень образованы в области философии и речи. Если ты поговоришь с любым из них, то он покажется тебе глупым. Но в конце концов спартанец продемонстрирует умение владеть языком не хуже, чем управлять мечом».Подобная лаконичность была целесообразна и во время сражений. Так, в атмосфере хаоса было гораздо проще отдавать приказ и четко доводить до сведения солдата определенную информацию.
Лакедемон: как жили спартанцы
Как жилось в древней Спарте — Рамблер/новости
Потомки Геракла, спартанцы были идеальными воинами. Они жили войной, и именно как воины вошли в историю. Такая слава породила о Спарте и спартанцах множество исторических мифов.
Причины могущества Спарты
Спартанcкие цари считали себя Гераклидами — потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.
Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.
Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии — то есть, будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли колоссальную экспансию близлежащих земель Мессении.
В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты — буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания — уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.
Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе — «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке — в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.
Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».
Спаситель Греции
Спартанцы не строили никаких оборонных стен вплоть до II века до н. э., что является лучшей демонстрацией их боеспособности и бесстрашия. По сути, в Элладе не было врага, имеющего шансы сломить Спарту в период ее расцвета. Спарта обладала и самыми большими территориями среди греческих земель — около 8000 квадратных километров.
Укреплению внешнеполитической позиции поспособствовала инициатива Спарты в создании Пелопонесского союза, призванного защищать как внешние границы Пелопонесского полуострова, так и территорию Спарты от бунта илотов. Дальнейшую роль Спарты в истории древней Греции трудно переоценить.
Нарастало могущество Персии, и в 490 году состоялась знаменитая битва при Марафоне, в которой афиняне одержали сокрушительную победу над войсками Дария. Но без спартанцев персидскую армию невозможно было далее сдерживать: после первого поражения персидский царь Дарий решил вернуться с реваншем, и собирал огромную армию. Уже его сын, Ксеркс, в 480 году двинулся со всеми совокупными силами на греков — как по суше, так и по морю.
Множество жителей греческих полисов присоединялись по пути к армии персов, и сражались против других греков, действуя по принципу «враг моего врага — мой друг». Геродот уделил огромное внимание этому эпизоду греко-персидских войн, а, в особенности, победе афинян в морском бое при Саламине в 480 году и героическому подвигу спартанцев в битве в Фермопильском проходе (те самые 300 спартанцев).
В решающем сражении при Платеях в 479 году спартанцы также сыграли решающую роль, и, таким образом, можно сказать, что именно Спарта вместе с Афинами отразила нападение Персии и выиграла войну. Благодаря усилиям превосходно подготовленной спартанской армии, греческая культура смогла достигнуть своего расцвета, и если бы не Спарта, мы бы сейчас, возможно, не знали классических греческой философии и театра.
Закат Спарты
После войны с персами начались неизбежные войны спартанцев с Афинами, призванные однозначно разрешить вопрос о гегемонии на территории Греции. Спарта в них победила, однако ее господство продолжалось недолго.
В 260-х годах Спарту разбили варвары-герулы. С этого времени Спарта постепенно стала превращаться в своего рода пародию на саму себя, музей своего же прошлого, о чем упоминает Плутарх, рассказывая о том, что в 100 году н. э. он видел, как спартанских юношей бичевали для развлечения туристов, играя на расхожем в обществе спартанском мифе (к созданию которого он лично приложил руку).
Впрочем, только Афины и Спарта из всех древнегреческих полисов получают от Рима, после захвата Эллады, определенную независимость — так древняя слава Спарты сослужила ей последнюю службу. Закат Спарты произошел тихо и постепенно, однако стоит помнить, что она дала миру не только превосходных, вошедших в историю воинов, но и поэтов — таких как Тиртей, воодушевивший спартанцев своими стихами во время похода на Мессению, и Терпандр, усовершенствовавший лиру и придумавший номы. Впрочем, последний пришел в Спарту с острова Лесбос, а Тиртей, хромой учитель, был отправлен в Спарту афинянами.
The300Spartans » Военная подготовка спартанцев
Опубликовал Spartan | Дата 24 марта, 2012Когда рождался мальчик, его показывали старейшинам племени, а те решали, воспитывать его или оставить умирать в расщелине горы Тайгет. Дома мальчика учили обходиться простой пищей и не бояться темноты или оставаться одному. Мать купала сына в вине, чтобы “закалить” его тело.
Военная подготовка начиналась для молодого спартанца в пятилетнем возрасте, когда он становился “мальчиком”, или пайдионом (paidion– дитя). Этот статус он сохранял на протяжении 6 лет, а затем покидал дом и селился в казарме. Его обучали пиррихе (pyrriche) – танцу с оружием, благодаря которому мальчик получал навыки движения в бою. Он также учил наизусть все песни Тиртея, которые пели в походах. Его записывали в группу таких же мальчиков, которая должна была соревноваться с другими подобными группами. Обучали его и чтению и письму. По достижении десятилетнего возраста он начинал участвовать в музыкальных, танцевальных и спортивных состязаниях.
В возрасте 12 лет мальчик становился “юношей” или мейракионом (meirakion, от meirax– подросток, мальчик). Сложность физических упражнений возрастала. Юноша должен был коротко стричь свои волосы, ходил босой, чтобы закаливать свои ноги для битв. Туника у него отбиралась. Единственной одеждой и зимой, и летом был тонкий плащ – это должно было приучить легко переносить и жару, и холод. Но большую часть времени юноша проводил полностью обнаженным. Жил он в казарме, спал рядом со своими товарищами по группе на ложе, сделанном из тростника. Этот тростник сами юноши руками выдергивали из земли в долине реки Еврот. Зимой позволялось устилать ложе пухом семян чертополоха, поскольку этот материал способен сохранять некоторое количество тепла.
Пища была очень скудной, чтобы приучить юношу хорошо справляться с чувством голода. Считалось, что такая диета делает юношу не только стройным, но и высоким. Юношам позволялось разнообразить свое питание при помощи воровства: хитрость, которая при этом развивалась, могла пригодиться на войне. В случае поимки их ожидало жестокое наказание – не столько за кражу, сколько за нерасторопность.
Каменная статуя лаконского воина или царя, найденная на Самосе. Напряженные отношения между Самосом и Спартой вылились в 520х г до н.э. в агрессию со стороны Лакедемона
Когда юноше исполнялось 18 лет, он становился полноправным гражданином – иреном (eirenили iren). Свой первый год в новом качестве он должен был посвятить обучению юношей. Затем ему следовало присоединиться к одному из спартанских товариществ, члены которого питались совместно. Такое товарищество объединяло обычно 15 человек разного возраста. С какого возраста взрослому спартанцу позволялось жить дома со своей женой, пока не выяснено. Но до 30-летнего возраста ему не разрешалось разговаривать на рыночной площади со своими товарищами.
Свободное от военных походов время спартанец посвящал танцам, пиршествам, охоте, физическим упражнениям и общению. По утверждению Плутарха спартанцы были единственными людьми в мире, для которых война была желанным отдыхом от подготовки к войне. Спартанец считался годным к воинской службе за пределами Лакедемона в течение 40 лет после достижения совершеннолетия, хотя нам известно о некоем Гипподаме, который в 364 г.до н.э. погиб в битве в возрасте 80 лет.
Каждый спартанец за два года до достижения им 30-летнего возраста мог быть записан в секретную службу криптию (kripteia – тайная). При вступлении в должности эфебы каждый раз объявляли о начале карательной акции против илотов, в ходе которой илотов убивали без всякой жалости. Время от времени ( по-видимому, когда возникала угроза мятежа) они посылали группы молодых людей из криптии в сельскую местность. Днем эти молодые люди, вооруженные лишь кинжалами и снабженные небольшим запасом продовольствия, прятались, а по ночам выходили на дороги и убивали всех повстречавшихся им илотов. Иногда они убивали самых сильных илотов в то время, когда те работали в поле. Мы ничего не знаем о деятельности таких групп в обычное время. Возможно, они охраняли дороги от банд грабителей, собирали информацию и обеспечивали безопасность в сельской местности.
Просмотров: 2 114