Упражнения при деменции – чем занять пожилого человека дома, какие упражнения делать, если у лежачего скрючивает ноги, что предпринять при проявлениях хитрости, агрессии и другие советы близким

Содержание

Занятия для пожилых с деменцией

Эта статья в первую очередь написана для психологов и аниматоров пансионатов для пожилых людей, но может быть полезна и людям, выбравшим домашний уход за пожилыми, больными деменцией.

Некоторые мероприятия предполагают всего одно повторяющееся действие (положительный эффект персеверации) и резиденты могут выполнять их самостоятельно, если кто-то поможет им начать.

Идеи занятий, изложенных ниже, основаны на опыте американских авторов пособий для психологов-аниматоров и адаптированы для разных стадий пожилых с деменцией: от начальной до конечной.

Сервисные проекты

Сервисные проекты стимулируют самооценку, осознанность у членов группы и чувство причастности к жизни.

  • Изготовление декоративных и бытовых вещей для улучшения и обслуживания резиденции: изготовление паззлов, украшений для стен, шахматных досок, фотоальбомов и фоторамок, держателей для салфеток и кухонных настольных ковриков, подушек; уход за садом и цветочными клумбами; изготовление приглашений на праздники, настенных календарей, подарочных конвертов; мытье окон; уборка столов; протирка пыли; уборка листьев.
  • Возможно взаимодействие с религиозными и социальными организациями (например, детскими домами) на предмет совместных сервисных проектов. Например, изготовление мягких игрушек для детского дома.
  • Делать деревянные скворечники и передавать их паркам.
  • Делать игрушки для приютов для бездомных животных.
  • Делать гигантские домино, паззлы, шахматные фигуры и кубики для дошкольных учреждений.
  • Придумывать и делать «Спасибо»-записки, валентинки.
  • Проверьте окружающие организации и подумайте, как можно с ними взаимодействовать на предмет сервисных проектов.

Активные игры

Активные игры стимулируют навыки большой и мелкой моторики, вовлечение и социализацию, логику и память. Все игры можно проводить под фоновую музыку.

  1. Упрощенный баскетбол: бросать мяч (или воздушный шарик) или любой мягкий предмет в корзину или ведро; резидентов разбивать на команды и давать очки. Проводить турниры по баскетболу.
  2. Мини-гольф: упрощенная версия. Для этого подойдут любые предметы, которые могут выполнить функцию клюшки, а в качестве мяча взять какой-нибудь детский игрушечный (большой и мягкий) мяч. Лунка (мишень) должна быть достаточно большой, чтобы с заданием все могли справляться.
  3. Упрощенный волейбол: сидя на стульях по кругу, использовать воздушный шарик. Можно отбивать не руками, а длинными надувными шарами. На улице можно использовать легкие и мягкие плюшевые мячи (чтобы их не сдувало ветром).
  4. Упрощенный футбол: цель – ногой пнуть мяч в ворота-мишень; разбивать резидентов на команды и давать очки.
  5. Шаффлборд, петанк, городки
  6. Игра «Набрось кольцо»
  7. Дартс (дротики с магнитными наконечниками)
  8. Фрисби. Для этого нужна самая большая и самая мягкая летающая тарелка
  9. Танцы. Тематические танцы. Парные и групповые танцы. Танцевальные конкурсы.
  10. Стрельба из водяных пистолетов (по мишеням, не друг по другу!)
  11. Сбивать банки или любые другие мишени резиновыми мячами. Angry birds плюшевыми птицами.
  12. Игра в копейки (англ. игра; участники по очереди бросают монеты к стене, у кого монета приземлилась ближе к стене, тот выиграл кон)
  13. Бросание карт в шляпу или корзину

Дискуссионые группы и игры в слова

Дискуссии и игры в слова стимулируют память, разговорные навыки, эмоции, вовлечение и социализацию и чувство безопасности.

 Заметки: дискуссионные кружки и игры в слова можно проводить друг за другом по одной тематике. Для игр в слова нужно использовать доску (меловую или маркерную).   

Классические игры в слова: новое слово должно начинаться на букву, которой заканчивается старое слово. Все слова должны относиться к выбранной теме. Например, обсуждается осень. Тогда участники могут использовать все слова, с которыми по их мнению ассоциируется осень.

Другие игры в слова:

  • Да-нет. Ведущий загадывает слово, а участники задают наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только «да» или «нет».
  • Обычные загадки
  • Простые кроссворды и сканворды, коллективное разгадывание
  • Из таблицы со случайным набором букв собирать слова. Победил тот, кто соберет самое длинное слово.
  • Конкурс на произношение слов по буквам (выбираются сложные слова и участники по очереди должны произнести правильное написание слова по буквам)
  • Конкурс на определения. Выбираются из словаря или энциклопедии сложные слова и тот, кто сможет дать определение этого слова получает балл. Можно разбивать участников на группы.

Дискуссии:

  • Чтение и обсуждение юмористических эссе
  • Чтение коротких рассказов и стихов
  • Сочинение писем и стихов
  • Просмотр и обсуждение фильма или слайдов (выбирайте осторожно!)
  • Просмотр и прослушивание любого особого гостя

Настольные игры

Настольные игры стимулируют мелкую моторику, взаимодействие в группе, вовлечение и социализацию, мышление и память.

  • Перекатывание резинового мячика туда-обратно сидящим по кругу за столом
  • Упрощенное домино (можно ставить не только по концам, но и посередине)
  • Паззлы (в зависимости от возможностей резидента, количество частей паззла может варьироваться от 4 до 50+)
  • Упрощенные версии карточных игр.
  • Лото! Хорошая практика – это проводить еженедельные турниры по лото (бинго) с призами. Например, 5 раундов подряд и в каждом какой-то небольшой приз. Ведущий берет микрофон (от караоке) и неспеша называет числа. Играющие заполняют карточки. Кто заполнил карточку целиком, кричит «Бинго».
  • Готовые настольные игры (нужно выбирать с простыми правилами).

Рукоделие

Поделки стимулируют способность воспринимать язык, рассуждение и критическое мышление, мелкую моторику, ловкость, самооценку и дают возможность делать осознанный и независимый выбор.

Идеи:

  • Плетеные венки/гирлянды из ткани
  • Украшение шкатулок и бижутерии
  • Бутылки с разноцветным (окрашенным акварелью) морским песком, уложенным слоями
  • Раскрашивание: есть раскраски для взрослых (ни в коем случае не используйте раскраски для детей!). Можно увеличить размер, если детали слишком мелкие. Раскраски не обязательно покупать, можно их распечатывать из интернета.
  • Изготовление украшений для стен, коллажей и аппликаций: раскрашивание, склеивание, использование сухих цветов, листьев
  • Розы из цветной папиросной бумаги
  • Самодельные плюшевые игрушки (продаются заготовки)
  • Оригами (коллективный просмотр роликов с пошаговым изготовлением)
  • Украшения из теста
  • Глиняные бусы
  • Покрытие форм из пенопласта. Можно использовать множество разных покрытий: бумага, сухие цветы. Для фиксации использовать булавки с толстыми концами (с осторожностью!). Например, можно изготовить маленькую самодельную новогоднюю елку
  • Свободное рисование акварелью или акриловыми красками. И затем обрамление в паспарту.
  • Вырезание различных форм из толстой бумаги, раскрашивание и склеивание6 изготовление гирлянд для украшения комнаты к празднику.
  • Валентинки к дню Валентина
  • Самодельные украшения для новогодней елки: раскрашенные сосновые шишки, бумажные поделки, снежинки, любой креатив из того, что есть под рукой ненужного
  • Раскрашивание одежды (раскрашивание белой футболки красками по ткани)
  • Трафареты (есть взрослые сложные трафареты)
  • Работа по дереву (резиденты могут выполнять рутинные действия, вроде полировки, закручивания, покраски, с осторожностью – забивания гвоздей): домино, кубики, разделочные доски, фоторамки, даже простые стулья и табуретки

Тихие «успокаивающие» и «беспроигрышные» занятия

Тихие занятия позволяют резидентам расслабиться и забыть о сложных когнитивных потребностях; они успокаивают в стрессовых ситуациях или в случае если пациент находится в ажитации. Они идеальны для резидентов с деменцией поздних стадий.

  • Перекатывание мяча туда-обратно между сидящими за столом
  • Разговор
  • Пение
  • Прослушивание музыки
  • Легкие движения в такт музыке
  • Хождение по круговому маршруту
  • Просмотр журналов или больших картинок
  • Просмотр фотографий
  • Копание в куче вещей: одежда, старые карточки или фотографии, лоскутки, бижутерия; в общем-то любые безопасные предметы, которые интересны резиденту
  • Занятия по сортировке и укладыванию: кубики, Дженга, шурупы, орехи и болты, кнопки – подойдет всё. Сортировать можно любые деревянные, металлические, бумажные, войлочные и другие предметы. Фон должен быть светлым.
  • Шлифовка дерева
  • Намотка пряжи
  • Размотка старого свитера
  • Чистка гороха, орехов (с осторожностью!)

Примеры тем для ежедневных и еженедельных занятий

Активности, представленные выше, могут быть модернизированы по тематикам. Все они основаны на мероприятиях, которые обычно нравятся всем пожилым людям, но могут быть легко адаптированы для того, чтобы соответствовать

возможностям резидентов.

  • Праздники
  • Сезоны года
  • Подготовка к предстоящему празднику (коллективному или частному)
  • Любой особенный визит: презентация/рассказ в очень короткой форме (это может быть и школьник с выступлением на какую-то тему)
  • Домашние зимние занятия
  • Политика (осторожно, без фанатизма!)
  • Домашние животные
  • Животные разных типов: например, животные пустыни, животные определенной страны или климатического пояса, морские обитатели, воображаемые визиты в зоопарк
  • Путешествия: «диванные» поездки по городам и весям бывшего СССР и союзных государств. Рассказы участников всячески поощряются
  • Особые способы путешествования: палатки, рыбалки, альпинизм, речные и морские путешествия и круизы
  • Волонтерство
  • Воспоминания
    • Когда мы были маленькими: вещи, которые они делали, когда были детьми в разные сезоны года и на праздники, их любимые книги детства и детские стишки, первый день в школе, любимые игры и игрушки, любимая еда детства, воспоминания и маме и папе, отношения с братьями/сестрами в детстве, домашние животные.
    • Взросление: воспоминания о военных годах, пятилетке, первом свидании, первой работе, свадьбе, временах, когда у них были маленькие дети.
    • Места и вещи: старая мебель и одежда, автомобили и механизмы, которые они или их родители использовали, деревня, родной город детства, места где они жили.
  • «Ленивые летние деньки». Всякие дурашливые и несерьезные занятия, надувание мыльных пузырей, закатанные штаны и ноги по щиколотку в воде, игры с песком, рассказывание баек у костра и шуток в стиле «тук-тук, кто там?»
  • Ярмарки
  • Время урожая
  • Выставки поделок и рукоделия «Неделя искусства»
  • Хобби
  • Цирк
  • Назад в школу
  • Урожай яблок
  • Специальные спортивные мероприятия: проводить аналогичные тематические занятия, когда проходят крупные международные мероприятия (Олимпиада, чемпионаты мира по футболу, баскетболу, хоккею и тп)
  • Фестивали и парады
  • Праздники:
    • День Победы
    • Новый год и Рождество
    • День пожилого человека
    • 23 февраля и 8 марта

Планирование и успешное проведение групповых занятий

Шаг 1: Выбор и планирование активности
  1. Может ли выбранное занятие/упражнение быть адаптировано для конкретной выбранной группы, не будет ли оно слишком сложным или, наоборот, не покажется ли оно слишком простым и легкомысленным?
  2. Учтите интересы, сильные и слабые стороны (физические и когнитивные), общий уровень потенциальных участников (см. тесты: гериатрическая оценка, шкала Бартела, шкала MMSE и др.)
  3. Подумайте, кто из персонала может вести мероприятие. Выберите того, кто на Ваш взгляд, лучше всех разбирается в тематике и кто сможет провести занятие с удовольствием (для себя и участников)
  4. Где мероприятие будет проводиться? Как пространство должно быть подготовлено для этого? Запланируйте расположение мебели, необходимых предметов, рассаживание участников.
  5. Разбейте занятие на простые шаги, чтобы каждый шаг требовал одной идеи и не зависел от предыдущего.
  6. «Пройдитесь» по шагам. Определите вероятную продолжительность занятия. Выберите оптимальное время дня для проведения занятия.
  7. Когда будете «проходить по шагам», сразу думайте о предметах, которые Вам могут понадобиться в процессе. Если эти предметы будут использоваться участниками, будет ли им удобно их держать/использовать? Если не очень, можно ли как-то адаптировать эти предметы?
  8. Если после всех этих процедур занятие все еще кажется Вам хорошей идеей, то заказывайте необходимые предметы (если их нет под рукой и их нужно купить).
Шаг 2: Начало занятия
  1. Еще раз оцените участников группы. Нужно ли кого-то добавить/убрать?
  2. Будут ли у каких-то участников особые условия (больше упрощения, отдельное место от общей группы)?
  3. Сейчас точно подходящее время? Будьте гибкими.
  4. Убедитесь, что времени впереди достаточно! Не нужно торопиться.
  5. Подготовьте пространство. Убедитесь, что нет отвлекающих факторов: шумы, ветер, холод, мерцание света и тп. Всё, что может активировать поведенческие проявления деменции.
  6. Соберите все необходимые для занятия предметы. В прямом доступе от Вас, но недоступно для участников.
  7. Пригласите пациентов по одному.
  8. Будьте доброжелательно и тепло настроены: смотрите в глаза, прикоснитесь, улыбайтесь. Собрать группу может занять время. Покажите им инвентарь, который Вы планируете использовать, убедитесь, что они понимают, что будет за занятие.
  9. Кто-то из персонала может заниматься тем, что приглашает участников, а другой в это время может начать ознакомительное общение с теми, кто уже присоединился.
  10. Долго не затягивайте, начинайте.
Шаг 3: проведение занятия
  1. Персонал должен создать позитивную атмосферу, требуется энтузиазм, доброжелательный тон голоса, мимика.
  2. Презентуйте первый шаг максимально просто. Убедитесь, что инвентарь, находящийся перед участниками, относится только к первому шагу Вашего плана.
  3. Если это поделка, в течение всего занятия перед глазами участников должен быть конечный результат. Повторите цель первого шага.
  4. Повторяйте инструкции медленно и терпеливо.
  5. Дайте на выполнение много времени!
  6. Вовлекайте и возвращайте к участию при необходимости, приободряйте и помогайте при необходимости.
  7. Следите за пациентами, теряющими внимание, возвращайте внимание до того, как они полностью потеряют контакт.
  8. Проводите время с каждым пациентом. Устанавливайте и сохраняйте зрительный контакт с каждым.
  9. Не играйте в «любимчиков». Даже если кому-то нужно больше помощи, не забывайте про остальных.
  10. Переходите к следующему шагу, когда большинство готово. Уберите весь инвентарь с предыдущего шага.
  11. Хвалите успешное выполнение. Минимизируйте неудачи.
  12. Подходите и помогайте в тот момент, когда помощь нужна и отходите сразу, как чувствуете, что пациент может сделать это сам.
  13. Успешность выполнения задания пациентом (и сам процесс) — это основная цель. Если цель — это конечный продукт или результат, воодушевляйте на работу до конца, но не давите.
Шаг 4: после занятия
  1. Похвалите всех за участие. Не указывайте на ошибки!
  2. Если итогом успешного занятия стал какой-то конечный продукт, то продемонстрируйте его, напоминая участникам о всех этапах создания.
  3. Поблагодарите каждого участника.
  4. Напомните о прошедших успешных занятиях. Расскажите о предстоящих, если они запланированы.
Воспоминания о хорошо проведенном времени и успех дают осмысленность жизни. Многие пациенты с деменцией не могут вспомнить недавние события самостоятельно. Напоминайте им.

Что делать с пациентами, которые не хотят участвовать?

1. Новый пациент

Новые резиденты требуют много времени и заботы.

  1. Внимательно ознакомьтесь с историей пациента. Продемонстрируйте пациенту свой интерес. Т.к. у пациента есть проблемы с краткосрочной памятью, Вы и другие сотрудники пансионата могут казаться ему незнакомыми людьми, даже если вы уже встречались раньше и, как Вам кажется, хорошо знакомы. Все, что Вам нужно сделать, это убедить человека в том, что Вы немного знаете его/её, что вы друзья и и что Вам можно доверять. Сложно подделать язык тела и мимику, если в глубине души Вы настроены недоброжелательно. Поэтому будьте искренне доброжелательны и заинтересованы в общении с человеком. Даже если человек уже не может говорить.
    1. Проведите с ним/ней дополнительное время или назначьте кого-то из персонала сделать это.
    2. Во время каждого посещения напоминайте о том, что вы друзья. При необходимости (или видя в глазах смущение) напоминайте кто Вы и как Вас зовут, напоминайте о своих предыдущих визитах. Используйте тактильные и визуальные жесты. Будьте ласковы. Не упрекайте человека за то, что он Вас не помнит.
    3. Навещая пациента, давайте ему понять, что Вы уже о нем знаете. Это даст понять человеку, что Вам не все равно и Вы заботитесь о нем.
    4. Все сотрудники заведения должны использовать позитивный и последовательный подход.
  2. Напомните человеку о любых приятных моментах, которые он уже испытывал в пансионате. Дом, из которого уехал человек, — это то, что для него реально и знакомо. Он скучает по всему этому. Из-за недостатка или отсутствия кратковременной памяти, человек не помнит новых людей, новые предметы и всё, что его окружает. Поэтому ему требуется гораздо больше времени, чем здоровому человеку, чтобы адаптироваться к новым условиям и чувствовать себя комфортно.
    1. Создавайте новый позитивный опыт. Далее напоминайте о нем. Нужны точки контакта.
    2. Напоминайте человеку о приятных посещениях и знакомствах с другими пациентами. Каждый раз напоминайте, как кого зовут и при каких обстоятельствах они уже встречались.
    3. Преподносите предстоящие изменения в бытовых делах, пространстве, занятиях постепенно. Не спешите.
2. «Неохотный» пациент

Пациент, который не хочет участвовать в мероприятиях, требует такого же внимания, как и новый пациент. Ваша цель в работе с таким пациентом заключается в небольших последовательных улучшениях. Документируйте все Ваши усилия в достижении вовлечения пациента и обращайте внимание на любые небольшие успехи на этом пути.

Для того, что вовлечь человека в занятия:

  1. Вы должны знать его. Начните с того, чтобы предложить занятия, которые его бы вероятно заинтересовали.
  2. Преодолевайте барьеры общения.
    1. Когда приглашаете человека присоединиться к занятию, скажите «Пойдемте, покажу что-то интересное» или «Составьте мне компанию». Не вдавайтесь в длительное описание мероприятия. Используйте тактильные и визуальные жесты.
    2. Во время занятия убедитесь, что что человек понимает, что происходит. Используйте жесты, знаки, показывайте больше примеров.
  3. Уменьшите страхи.
    1. Человек может бояться оставить знакомое место. Убедите его в том, что Вы отведете его в приятное место, где он был раньше, и что Вы останетесь с ним, не бросите его там одного. И что отведете его потом обратно в его комнату.
    2. Человек может переживать за то, что он не справится с заданием и опозорится. Убедите его в том, что он может это сделать, что Вы поможете, что он может даже просто посидеть в сторонке и посмотреть (часто «смотрящих» удается мягко повторно пригласить все-таки участвовать в занятии, когда занятие уже начинается)
  4. Запомните, что перед Вами не дети, а взрослые люди. Они делают свой выбор. Их отказ от участия тоже выбор. И это тоже может быть форматом самоутверждения и актом свободы выбора.
    1. Попросите составить человеку компанию. Это не должно звучать как приказ или требование.
    2. Некоторые пациенты могут чувствовать себя лучше, если они сами присоединились к мероприятию, а не пошли с Вами по первому приглашению. Если они сидят где-то поблизости и видят место, где будет проходить занятие, Вы можете пригласить их повторно или позвать их дружелюбным жестом, когда занятие уже будет начинаться. Если они не видят место, где будет проходить занятие, то с большой вероятностью забудут о приглашении. Вы можете передвинуть место проведения занятия ближе к сидящим, чтобы они видели начало занятия. Может быть даже сделать так, чтобы большинству не пришлось менять дислокацию и куда-то двигаться.
    3. Если активность предполагает самостоятельное безопасное выполнение, Вы можете оставить предметы и инвентарь рядом с пациентом в области его зрения и прямом доступе. Человек может начать, когда Вы уйдете. Он займется этим, когда сам решит, а не тогда, когда ему сказали что-то делать. Это акт свободы воли.
    4. Предложите выбор.
    5. Попросите человека помочь другому пациенту с занятием. Скажите, что Вы были бы рады, если он составит Вам компанию, что Вам нужен партнер или что Вы не можете продолжать без еще одного участника. Не забудьте поблагодарить человека по окончанию.

Напишите, оказались ли полезными вышеизложенные идеи. Расскажите о своем опыте!

В качестве дополнения

Хочу поделиться с вами, дорогие читатели, интересным видео.
Целых 75 лет проводилось так называемое «Гарвардское исследование жизни людей», целью которого было, ни много ни мало, поиск факторов счастья и причин долголетия. Не буду спойлерить и рассказывать о выводах исследования, смотрите видео, но результат лично для меня (интроверта) оказался сюрпризом.

10 упражнений против слабоумия | БудоФит

10 упражнений против слабоумия

В этой статье мы рассмотрим 10 упражнений против слабоумия для мозга. С течением времени мы не только теряем потенциал наших мышц. Наш мозг может атрофироваться. Когнитивный резерв мозга — его способность противостоять неврологическому повреждению из-за старения, и другим факторам, без видимых признаков замедления или потери памяти, — уменьшается на протяжении лет. Это может затруднить выполнение умственных задач. Подобно физическим тренировкам, добавляющим потенциал мышцам и помогающим сохранить их тонус с возрастом, исследователи считают, что здоровый образ жизни и регулярные целевые упражнения на мозг, помогают уменьшить траты когнитивного запаса.

Здоровый мозг: многогранный подход

В одном из подробных исследований, посвященных связи между образом жизни и деменцией — приобретенным слабоумием, — ученые обнаружили, что люди, которые ведут здоровый образ жизни, значительно снижают риск ее развития. В исследовании 2013 года, опубликованном в PLOS ONE, было изучено 2235 мужчин в течение 30 лет и измерялось их участие в пяти типах здорового образа жизни: некурящий, оптимальный ИМТ (индекс массы тела), высокий уровень приема фруктов и овощей, регулярная физическая активность и низкий или умеренный уровень потребление алкоголя. Участники, которые следовали четырем или всем формами поведения, были примерно на 60% менее склонны к развитию когнитивных нарушений и деменции.

«Подходы к здоровью головного мозга включают в себя сбалансированную диету с низким содержанием жира, вредного холестерина и высоким содержанием антиоксидантов»

— говорит Роберт Бендер, доктор медицинских наук, медицинский директор Центра памяти Джонни Орра и Института здорового старения в Де-Мойне, штат Айова.

В дополнение к хорошему питанию регулярные упражнения могут способствовать здоровью сосудов, чтобы защитить ткань мозга. Также крайне важно избегать однообразности и скуки.

«Мозг хочет узнавать новые вещи»

— говорит доктор Бендер, отмечая, что некоторые исследователи считают, что люди более уязвимы к деменции, когда уделяют меньше внимания окружающим.

«Когда мозг пассивен, он имеет тенденцию к атрофии»

— добавляет он.

По этой причине сидячие и относительно пассивные действия, такие как сидение перед телевизором или компьютером в течение нескольких часов в день, могут нанести вред здоровью мозга с течением времени.

Тренировка мозга в реальном мире

Наряду со здоровой диетой и регулярными упражнениями есть способы дать мозгу собственную тренировку без финансовых затрат. Несмотря на то, что в наши дни программное обеспечение для обучения мозга является повсеместным, оно еще не продемонстрировало каких-либо значительных неврологических преимуществ для пожилых людей.

В обзоре 2014 года, опубликованном в PLOS Medicine, австралийские исследователи рассмотрели 52 различных исследования по компьютеризированной когнитивной подготовке на всех 4885 участниках и обнаружили, что игры не особенно эффективны для улучшения работы мозга.

Эксперты рекомендуют придерживаться мозговой тренировки, которая включает в себя действия в реальном мире. Упражнения для усиления функции мозга должны предлагать новизну и вызов.

«Почти любое изменение может работать»

— говорит Дэвид Иглман, доктор философии, невролог и доцент Медицинского колледжа Бейлора в Хьюстоне, штат Техас.

«Возвращайтесь домой по разным маршрутам, чистите зубы своей противоположной рукой. Мозг работает через ассоциации, поэтому легче запомнить лирику песни с музыкой, чем без нее. Привлекайте больше чувств»

Ваша утренняя газета — отличное начало.

«Простые игры, такие как судоку, и прочие интеллектуальные задачи — хороши, а также картинки с отличиями»

— говорит Джон Э. Морли, директор департамента гериатрической медицины Университета Сент-Луиса и автор книги «Наука оставаться молодой». Помимо словесных игр, д-р Морли рекомендует следующие упражнения, чтобы улучшить умственные способности:

10 упражнений для мозга против слабоумия

  1. Тренируйте свою память. Составьте список продуктов, вещей или чего-нибудь еще, что приходит на ум — и запомните его. Через час проверьте, сколько предметов вы можете вспомнить. Сделайте предметы в списке сложными для максимальной психической стимуляции.
  2. Пусть музыка играет. Научитесь играть на музыкальном инструменте или начните петь. Исследования показывают, что изучение чего-то нового и сложного в течение длительного периода времени сокращает процесс старения ума.
  3. Решайте математические задачи в своей голове. Не прибегайте для решения к карандашу, бумаге или компьютеру; усложняйте задачи и решайте их во время выполнения физических упражнений.
  4. Запишитесь в кулинарный класс. Узнайте, как приготовить различные блюда, изучите новую кухню. Кулинария использует множество чувств: запах, прикосновение, взгляд и вкус, которые связаны с различными частями мозга.
  5. Освойте иностранный язык. Слушание стимулирует мозг. Более того, богатая лексика связана с уменьшением риска снижения когнитивных функций.
  6. Создавайте картинки слов. Визуализируйте написание слов в голове, затем попробуйте подумать о любых других словах, которые начинаются (или заканчиваются) теми же буквами.
  7. Нарисуйте карту из памяти. Вернувшись домой с посещения нового места, попробуйте нарисовать карту области, вспомните детали; повторяйте это упражнение каждый раз, после посещения нового места.
  8. Бросьте вызов своим вкусовым рецепторам. Когда едите, попробуйте определить отдельные тонкости и ингредиенты в вашей еде, включая травы и специи.
  9. Развивайте способности рук и глаз. Заведите новое хобби, которое включает в себя тонко моторные навыки, такие как вязание, рисование, живопись, сборка головоломок и т.д.
  10. Запишитесь в секцию. Начните заниматься спортом, используя как ум, так и тело, например, йогой, боевыми искусствами или теннисом.

Это интересно:

21 забавный факт о мозге

упражнения, народные средства. Лечение деменции в Москве

Деменция представляет собой дегенеративные процессы в головном мозге, которые вызывают слабоумие. В большинстве случаев деменция возникает в пожилом возрасте. Причиной развития деменции может стать болезнь Альцгеймера, нарушение обменных процессов в головном мозге, черепно-мозговая травма и другие заболевания. Деменцию нельзя вылечить, тем не менее, существуют методы, способные значительно улучшить состояние больного. Специалисты Юсуповской больницы имеют большой опыт терапии деменции и сопутствующих заболеваний. Также в больнице проводят обучение и консультации для близких людей, которые ухаживают за больным деменцией дома.

Лечение старческой деменции в домашних условиях

Терапия при деменции в домашних условиях

В домашних условиях для пожилых людей будет наиболее комфортно проходить лечение деменции, так как они дома хорошо ориентируются в пространстве и знакомы с расположением вещей. Это важно, поскольку одним из симптомов деменции является дезориентация. В хорошо знакомой обстановке человек лучше поддается терапии.

Лечение деменции будет включать в себя несколько составляющих:

  • медикаментозная терапия,
  • лечебная физкультура,
  • физиотерапия,
  • общие оздоровительные мероприятия.

Назначение препаратов для лечения деменции требует предварительной тщательной диагностики. Практически всегда деменция сопровождается другими нарушениями работы организма, которые также необходимо корректировать. При выраженной депрессии пациенту назначают антидепрессанты. Виды препаратов и дозировка назначаются строго лечащим врачом. Больные деменцией должны регулярно посещать специалиста для оценки состояния и корректировки терапии при необходимости.

Лечебная физкультура и физиопроцедуры назначаются врачом-реабилитологом. Врач подбирает упражнения, исходя из потребностей и состояния пациента. В Юсуповской больнице работают реабилитологи, профилем которых является терапия неврологических заболеваний. Реабилитологи занимаются восстановлением утраченных функций пациентов и улучшают качество их жизни.

Существует ряд социально-бытовых нарушений, которые провоцирует деменция. Лечение в домашних условиях предполагает формирование привычной для пациента окружающей обстановки, что позволит восстановить его социальные навыки. Больной деменцией должен выполнять привычную домашнюю работу по мере его сил: уборка в доме, приготовление пищи и т.д.

Больной деменцией нуждается в социальных контактах. Ему будет полезно общаться со сверстниками, соседями, родственниками. Обязательной составляющей является прогулка на свежем воздухе, желательно каждый день. Также важно наладить режим сна и питания.

Лечение деменции у пожилых людей народными средствами

Врачи Юсуповской больницы не рекомендуют проводить лечение деменции народными, а обращаться к профессионалам и доказательной медицине.

Основным симптомом старческой деменции является ухудшение памяти. Для ее нормализации можно использовать следующие народные средства:

  • черника. Растение обладает свойством улучшать микроциркуляцию крови, что благотворно влияет не только на зрение, но и на память. Полезно выпивать в день стакан черничного сока. Также можно варить компот из сушеных и замороженных ягод черники, или добавлять их в чай;
  • девясил. Для улучшения памяти используют настойку из корней девясила. Для приготовления настоя берут 1 столовую ложку корней девясила и заливают полулитром водки. Напиток настаивается в течение месяца, периодически его необходимо встряхивать. Настойка принимается по 1 столовой ложке три раза в день за полчаса до еды;
  • мята и имбирь. Чай из мяты и имбиря способствует нормализации всех обменных процессов в организме, а также является общеукрепляющим средством. Для приготовления используют свежие или замороженные листья мяты и тертый корень имбиря. Мяту и имбирь заливают кипятком и дают настояться. Напиток можно пить после его охлаждения до комнатной температуры. Ограничений в количестве выпитого напитка в день нет. По желанию можно добавить в немного остывший напиток мед.

Упражнения при старческой деменции

Залогом успеха в лечении деменции является активное, регулярное и настойчивое выполнение следующих когнитивных упражнений, которые не позволят деградировать мыслительным процессам:

  • часы. Рисование часов входит в тест для диагностики деменции. Эти же упражнения можно использовать и для тренировок. Больного просят нарисовать часы. Сначала просто циферблат без стрелок. Далее задачу усложняют и просят указать на часах время;
  • найди лишнее. Больному предлагают три-пять объектов (слова или картинки). Все, кроме одного, объединены общим смыслом. Необходимо убрать лишнее и объяснить свой выбор;
  • тренируем память. Лучшим способом для тренировки памяти является заучивание стихов. Можно начинать с небольших четверостиший, постепенно усложняя. Также можно использовать поговорки или известные цитаты из любимых фильмов и книг;
  • лепка из пластилина. Упражнение стимулирует координацию движений, улучшает мелкую моторику, развивает фантазию. Больного просят слепить какие-либо простые предметы: фрукты, растения и пр. В дальнейшем можно создавать из пластилина целые панно, например, лес или подводный мир;
  • пение. Как известно, музыка имеет огромное позитивное влияние. С больным деменцией повторяют старые и разучивают новые песни, что также стимулирует память. Или можно просто наслаждаться приятными мелодиями.

Лечение деменции требует больших усилий не только от пациента, но и от его близких. В Юсуповской больнице родственники и близкие пациента получают консультацию о методах ухода и необходимых мероприятиях для успешного восстановления. Они всегда могут проконсультироваться с врачом удаленно. Если близкие больного деменцией не могут ухаживать за ним, в Юсуповской больнице работает стационар, где пациенту окажут полный комплекс необходимой терапии.

Обратиться за помощью, записаться на лечение и получить консультацию специалистов можно по телефону.

Автор

Лечение старческой деменции в домашних условиях Ирина Геннадьевна Смоленцева

Руководитель НПЦ болезни Паркинсона, врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).

Наши специалисты

Владимир Владимирович Захаров

Врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти

Андрей Игоревич Волков

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

Дарья Дмитриевна Елисеева

врач-невролог, кандидат медицинских наук

Игорь Сергеевич Мацокин

Врач-невролог

Полина Юрьевна Вахромеева

Врач-невролог

Константин Юрьевич Казанцев

Врач — невролог, ведущий специалист отделения неврологии

Елена Александровна Чечет

Врач-невролог

Цены на лечение старческой деменции


*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


4 упражнения, чтобы не потерять к старости трезвый ум и ясную память

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Регулярные тренировки помогают нам оставаться в хорошей форме и отодвигать время появления изменений, связанных с возрастом. И это касается всех органов нашего организма, в том числе и мозга.

AdMe.ru расскажет о 4 простых упражнениях, которые помогут сохранить память и другие когнитивные функции до глубокой старости.

Разноцветный текст

Перед вами перечень слов, написанных разным цветом. Начинайте по порядку с первого слова называть вслух цвет, которым написан текст. Дойдите до конца и затем повторите в обратном порядке. Вначале будет сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

  • Польза: Эффективная профилактика болезни Альцгеймера: помогает устанавливать новые связи между полушариями, тренирует концентрацию и переключаемость внимания.

Таблица Шульте

Сосредоточьтесь на цифре 19 в центре квадрата. Ваша цель — найти 1 и затем все остальные цифры по возрастающей, фиксируя найденную цифру взглядом. Впоследствии, для выполнения этого упражнения таблицу можно нарисовать самостоятельно с хаотичным расположением цифр в ячейках или найти в интернете.

  • Польза: Увеличивает скорость принятия и обработки информации, а также развивает периферийное зрение.

Знаки пальцами

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем поочередно смените положение пальцев так, чтобы уже левая рука показывала «мир», правая — «ок». Повторите несоколько раз. А теперь выполните это упражнение одновременно правой и левой рукой.

  • Польза: Тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую.

Синхронное письмо

Возьмите 2 листа бумаги и в каждую руку — по удобному пишущему инструменту. Начинайте одновременно рисовать обеими руками геометрические фигуры. Также можно писать буквы или слова с одинаковым количеством символов.

  • Польза: Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, активизирует деятельность обоих полушарий.

Еще несколько советов

Нейробиолог Лоуренс Катц разработал систему упражнений для мозга, чтобы сохранить его функции до глубокой старости.

Вот несколько советов из его книг:

  • Тренируйте недоминантную руку, выполняя ею привычные ритуалы, такие как чистка зубов, расчесывание волос.
  • Принимайте душ и выполняйте другие обычные действия с закрытыми глазами.
  • Меняйте маршрут, добираясь до работы, магазина и других привычных мест.
  • Смотрите видео без звука, пытаясь понять по жестам, движениям, о чем идет речь.

Как предотвратить развитие деменции у себя и близких? Как не заболеть деменцией

Содержание:

Реклама

В США очень обеспокоены грядущей «эпидемией» деменции: в ближайшее время в старческий возраст войдут миллионы людей, родившихся во время беби-бума 50–60-х годов, а их здоровье и образ жизни делают развитие деменции очень вероятным. Многие из наших 50-60-летних соотечественников, видя, как развивается деменция у пожилых родственников, тоже задумываются, можно ли предотвратить болезнь Альцгеймера и другие формы деменции. Авторы книги «Зажги себя» знают, что надо делать.

Как не заболеть деменцией

Как не заболеть деменцией

Несмотря на то, что мое поколение хорошо знакомо с фастфудом и кабельным телевидением, мы хорошо понимаем, что именно здоровые сердце и легкие отталкивают от нас болезни и именно мы проторили дорожку в тренажерный зал.

Я верю: когда люди полностью осознают роль, которую может сыграть их образ жизни не только для ее большей продолжительности, но и для повышения качества, они как минимум испытают тягу дольше оставаться активными. Самый проверенный способ предотвратить или отложить развитие деменции — физические упражнения. Вот какую пользу они приносят.

1. Физические упражнения укрепляют сердечно-сосудистую систему. Сильное сердце и легкие снижают артериальное давление. Результат — меньшее напряжение кровеносных сосудов тела и мозга. При двигательной активности организм потребляет больше окиси азота, то есть того газа, который расширяет кровеносные сосуды, обеспечивая лучший кровоток. Кроме того, увеличивающийся в ходе умеренных и среднеинтенсивных упражнений кровоток не позволяет затвердевать артериям головного мозга.

Люди, пострадавшие от инсульта и имеющие в анамнезе болезнь Альцгеймера, которые получают умеренную физическую нагрузку, демонстрируют улучшение показателей в тестах на мышление. Лучше всего, конечно, начинать тренироваться в молодости, но сделать это никогда не поздно.

2. Физические упражнения регулируют снабжение клеток энергией. Когда мы стареем, снижается наш уровень инсулина, и глюкозе труднее проникать в клетки, чтобы питать их энергией. Тогда резко повышается уровень сахара, а в клетках создаются побочные продукты — например, свободные радикалы, повреждающие стенки сосудов. В результате возникает риск инсульта или болезни Альцгеймера. Когда же в организме все сбалансировано, инсулин борется с образованием амилоидных бляшек.

3. Физические упражнения помогают бороться с ожирением. Помимо того, что откладывающийся в теле жир наносит серьезный ущерб сердечно-сосудистой системе и обменным процессам, он еще и оказывает чрезвычайно отрицательное воздействие на мозг. Избыточный вес удваивает вероятность развития деменции, а если к этому добавляются еще и высокие артериальное давление с холестерином, часто сопровождающие ожирение, риск развития старческого слабоумия повышается в 6 раз.

Когда люди выходят на пенсию, они начинают думать, что заслуживают отдыха после жизненных трудов, и обращают все внимание на еду. Но не понимают, что есть десерт после каждого приема пищи — самоубийство. Физические упражнения борются с ожирением сразу на двух фронтах: сжигают калории и снижают аппетит.

Реклама

4. Физические упражнения повышают порог устойчивости к стрессам. Упражнения смягчают разрушительное воздействие избытка кортизола, этого «гормона хронических стрессов», который в том числе провоцирует развитие депрессии и деменции.

5. Физические упражнения поднимают настроение. Множество научных исследований показало, что приподнятое настроение снижает риск деменции. Мобильность позволяет не отрываться от жизни, оставаться в контакте с людьми и заводить друзей. Социальные связи очень важны для хорошего настроения.

6. Физические упражнения укрепляют иммунную систему. Стрессы и возраст притупляют реакцию иммунной системы на внешние раздражители. А упражнения укрепляют ее. Даже умеренно интенсивные занятия повышают содержание в крови антител и лимфоцитов, которые известны как Т-клетки. Антитела борются с бактериальными и вирусными инфекциями, а большее присутствие в организме Т-клеток позволяет ему активнее предупреждать рак и противостоять развитию этого страшного недуга.

Массовые обследования населения подтверждают этот вывод: наиболее устойчивым риск возникновения рака бывает при постоянной гиподинамии. Физически активные люди, например, имеют на 50% меньше риска заболевания раком прямой кишки.

7. Физические упражнения укрепляют костную систему. Остеопороз напрямую не связан с мозгом, но о нем всегда следует помнить, поскольку для занятий физическими упражнениями в старшем и преклонном возрасте нужен прочный корпус. А остеопороз можно предотвратить.

В США каждый год от осложнений, связанных с переломом шейки бедра, — главного тяжелого последствия остеопороза — умирает больше женщин, чем от рака груди. Костная масса женщин достигает пика к 30 годам. Затем они теряют примерно по 1% этой массы в год вплоть до менопаузы, когда скорость процесса удваивается. В результате к 60 годам большинство утрачивают до 30% массы своих костей.

Это в том случае, если не принимать кальций и витамин D (например, находясь по 10 минут в день на утреннем солнце) и не заниматься физическими упражнениями, в том числе силовыми, дающими умеренную стрессовую нагрузку скелету. В ранней зрелости упражнения с утяжелителями и любые виды спорта, включающие бег и прыжки, могут серьезно помочь в противостоянии потере костной массы. Экспериментально установлено, что женщина способна удвоить силу своих ног в результате всего лишь нескольких месяцев работы с утяжелителями.

8. Физические упражнения повышают мотивацию. Одна из проблем старения заключается в сокращении количества стоящих перед человеком вызовов, однако с помощью физических упражнений удастся постоянно улучшаться и преодолевать себя. Когда человек двигается, он естественным образом повышает свою мотивацию, укрепляя связи между дофаминовыми нейронами, и одновременно защищает себя от болезни Паркинсона.

Если вы не заняты жизнью, тело будет занято умиранием. Человеку всегда важно иметь планы, цели и постоянный режим. Именно поэтому так хороши, например, гольф и теннис: они требуют постоянного самоконтроля и стимула к совершенствованию.

9. Физические упражнения развивают нейропластичность нашего мозга. Лучший способ защититься от нейродегенеративных болезней — создать сильный мозг. Аэробные упражнения помогают в этом, усиливая связи между нервными клетками, создавая больше синапсов для расширения нейронной сети и побуждая стволовые клетки активнее делиться, превращаясь в полноценные функциональные нейроны. Чем прочнее нейронные связи, тем лучше мозг подготовится к любым негативным воздействиям, с которыми может столкнуться.

Какие физические упражнения делать для профилактики деменции

Какие физические упражнения делать для профилактики деменции

Всем людям старше 60 лет я рекомендую выполнять физические упражнения почти каждый день. Вы же на пенсии, так почему не заниматься? Идеально проводить тренировки шесть раз в неделю, но превращая их не в повинность, а в радость.

Хорошо при этом использовать монитор ЧСС (частоты сердечных сокращений). Подобные устройства незаменимы с точки зрения отслеживания прогресса, а это будет одновременно и мотивировать, и поддерживать. Вы не остаетесь наедине с собой, задаваясь вопросами, достаточно ли вы сделали движений и с необходимой ли интенсивностью.

В принципе, ваши упражнения должны подразделяться на четыре вида: аэробные, на силу, на равновесие и на гибкость. Перед началом тренировок посоветуйтесь со своим врачом, который знает ваш организм и анамнез, а я намечу некоторые базовые принципы.

Аэробные упражнения. Выполняйте их четыре раза в неделю по 30–60 минут с интенсивностью 60–65% от максимальной ЧСС. На таком уровне вы будете успешно сжигать жировые отложения и активно вырабатывать химические вещества и гормоны, требующиеся для полезных изменений в мозге, о которых мы говорили.

Ходьба в качестве аэробной нагрузки хороша, но по возможности занимайтесь ею на открытом воздухе и с друзьями. Какой бы вид нагрузки вы ни выбрали, постарайтесь наслаждаться им как можно дольше.

Дважды в неделю попробуйте повышать интенсивность — до 70–75% максимальной ЧСС в течение 20–30 минут. Если вначале вы не в очень хорошей физической форме, для достижения подобной интенсивности может потребоваться некоторое время. Не расстраивайтесь. В принципе, постоянство в упражнениях важнее всего остального.

Сила. Работайте с утяжелителями или устройствами на сопротивление дважды в неделю. Каждый раз делайте три серии с такими весами, которые позволяют повторять упражнение 10–15 раз. Это очень важно для предотвращения остеопороза и борьбы с ним: даже если вы выполняете все известные аэробные упражнения, мышцы и кости с возрастом атрофируются.

Если у вас ранее не было никакого опыта силовых тренировок, на первый месяц занятий найдите персонального тренера или воспользуйтесь другим способом инструктажа, чтобы избежать возможных травм.

Занятия, включающие тренировку равновесия или прыжки, тоже укрепляют кости. Это теннис, танцы, аэробика, занятия со скакалкой, баскетбол и, конечно, бег.

Упражнения на равновесие и гибкость. Занимайтесь ими также два раза в неделю по 30 минут. Йога, пилатес, тайчи (тайцзицюань), боевые искусства и танцы — они развивают навыки поддержания равновесия и гибкости, что важно для подвижности и быстроты. Без этих навыков вы не сможете в полной мере получить пользу от аэробики или силовых упражнений. Для самостоятельных тренировок используйте большой резиновый мяч, различного рода балансировочные доски (диски) или полусферу Босу с плоским основанием: на ней удобно удерживать равновесие, напрягая мышцы живота и ягодиц.

Реклама

Упражнения для ума против развития деменции

Постоянно бросайте вызовы вашему мозгу. Физические упражнения готовят ваши нейроны к более активным соединениям, а стимуляция мыслительной активности позволяет мозгу максимально задействовать эту готовность нейронов к работе. Не случайно исследования одно за одним показывают: чем больше вы учитесь, тем больше вероятность того, что ваша когнитивная жизнь будет долгой и вы не поддадитесь деменции.

В середине 1990-х годов от инфаркта в возрасте 85 лет скончалась монахиня, сестра Бернадетта. Она завещала свой мозг для научных исследований, проводившихся по программе Дэвида Сноудона.

Монахини постоянно упражняют свой мозг кроссвордами, задачами на мышление, дискуссиями по важным общественным темам и так далее. И многие из них доживают до 100 и более лет. Обычно все когнитивные задания сестра Бернадетта выполняла не менее чем на 90%, но когда после смерти ее мозг был исследован, оказалось, что он был сильно поражен болезнью Альцгеймера. Другими словами, она уже давно должна была страдать жесточайшей формой деменции. Однако, несмотря на обширное поражение мозга, ее ум оставался острым.

Сноудон в качестве возможного объяснения этого феномена указывает на когнитивные резервы нашего мозга. Это его способность адаптироваться и компенсировать разрушения одних участков за счет мобилизации других.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Физкультура для мозга. Какие упражнения помогут отсрочить деменцию? | Здоровая жизнь | Здоровье

35 лет — критическая планка для человеческого мозга, уверены специалисты. Именно после этого времени он начинает потихонечку стареть. Предупредить процесс нельзя, но можно несколько отсрочить, сохранив при этом внимание, память и трезвый ум. На что надо обращать внимание и какие простые упражнения поспособствуют молодости мозга и профилактике деменции, АиФ.ru рассказала клинический психолог, нейропсихолог Ирина Хвингия.

Особенности мозга

Мозг человека состоит из отделов, обменивающихся друг с другом информацией. Делают это они при помощи нейронных сетей. И от того, насколько правильно протекают процессы и обмены, зависит функционирование мозга в целом. После 35 лет человеческий мозг начинает стареть: появляются такие симптомы, как забывчивость, рассеянность, перепады настроения и прочие изменения, не лучшим образом влияющие на жизнь человека. Это может рано или поздно стать причиной развития деменции разного рода. Естественно, терять человеческие чувства и лицо никому не хочется, поэтому стоит озадачиться профилактикой. Тем более что помогают замедлить старение мозга довольно простые упражнения.

Упражнения для мозга

Все упражнения для этой цели должны активизировать мозг. Понятно, что предварительно стоит посетить врача и обсудить с ним свой план терапии. Самолечение может быть чревато. В идеале стоит пройти нейродиагностику, которая покажет, какая именно функция мозга нарушена. Только после этого может быть назначено полноценное разностороннее лечение.

Правда, все же есть упражнения, которые каждый человек может выполнять без ущерба для своего здоровья. Одно из них, считающееся крайне эффективным, — «кулак-ребро-ладонь». Левая рука поочередно показывает сначала кулак, потом ребро и затем — расправленную ладонь. Правая рука делает то же самое, но без ребра. Получается, что у рук совпадает только первое движение.

Еще одно полезное упражнение выполняется в паре. Оно похоже на игру, когда один повторяет за другим. Первый поднимает правую руку, затем — левую. Когда он делает следующее движение, например, отводит правую руку в сторону, его партнер начинает с первого движения и повторяет все то же самое, отставая ровно на два шага назад.

Отличным решением станет такое упражнение, как рисование. Оно полезно само по себе для развития мозга. Но еще больше активизирует работу полушарий рисование двумя руками сразу. Еще один вариант занятий, который считают эффективным, — одновременно обводить пальцами обеих рук несимметричные контуры какого-нибудь рисунка.

Музицирование — еще один шаг к сохранению молодости мозга. Уже сейчас доказано, что занятия музыкой хорошо влияют на структуру мозга, улучшают память, пространственное мышление и речевые навыки.

Популярная сегодня скандинавская ходьба отлично тренирует не только мышцы, но и мозг. Занимаясь этим видом спорта, человек получает двойную выгоду: приводите в тонус мышцы, а за счет того, что во время занятий совершаются разнонаправленные движения руками и ногами, наращиваются нейронные связи.

Отличной тренировкой для мозга является игра в классики. Активные дворовые игры из детства всегда дают ту сенсомоторную коррекцию, за которую современные родители платят немалые деньги, водя детей по развивающим кружкам. Советские дети получали это естественным образом, поэтому тогда не так уж и многим требовалось лечение. Современные люди могут улучшить состояние мозга при помощи все тех же дворовых игр: для этого достаточно просто выходить с детьми и внуками на улицу и площадки и играть вместе с ними. Волейбол, вышибалы, классики, резиночка — лучшее, что можно сделать для профилактики старения мозга.

Повседневная активность при деменции

С развитием деменции постепенно сужается круг практических задач, с которыми может справиться пожилой человек. Однако всегда можно подобрать такой вид деятельности, который доставит больному удовольствие, позволит дольше сохранить социальные навыки и физическую форму.

Сохранять активность и вовлеченность

Очень важно помочь больному найти занятие по душе и справиться с ним несмотря на затронутые возрастными изменениями способности. При этом, рассматривая возможные варианты, не следует забывать про самые тривиальные: прогулки, чистка обуви, прослушивание радиопередач, общение с домашними животными.

В отсутствие занятий больной начинает фокусироваться на негативных эмоциях, а затем скука, страхи и другие переживания способствуют развитию поведенческих отклонений. Повседневная деятельность позволит отвлечься от проблем, связанных со здоровьем. Пока больной занимается привычными делами, негативные последствия болезни отступают на второй план. Сохранение активности снимает стресс от проявлений деменции и поддерживает позитивный настрой. Так уход за близким не столь обременителен. Кроме того, выполнение повседневной работы дает человеку возможность чувствовать свою востребованность. В идеале следует найти занятие, которое увлечет не только больного, но и опекуна. Совместная деятельность позволяет создать более теплые, доверительные отношения.

Как найти подходящее занятие?

Прежде всего поговорите с больным, узнайте, чем он предпочел бы заполнить досуг. Если вы полагаете, что построенные планы не отвечают возможностям, подумайте, как можно упростить выполняемые действия, не отказываясь от выбранного занятия.

Список увлечений, доступных пожилому человеку внушителен, но в первую очередь хотелось бы отметить эффективность физических упражнений. Они помогают снизить уровень адреналина, вырабатываемого под воздействием стресса и страха, и повышают уровень эндорфина, связанного с ощущением удовольствия. Физические нагрузки обеспечивают хороший аппетит, повышают общий тонус и положительно влияют на сон. Самый доступный способ поддержать физическую форму – прогулка. Поводом для нее могут послужить обычные походы в магазин, на почту или в аптеку. Успокаивающее воздействие оказывает плавание.

Еще один интересный и полезный вид занятий – воспоминания о прошлом. Больной теряет способность запоминать новую информацию, однако нередко хранит в памяти эпизоды отдаленных событий. Если вы почувствовали заинтересованность с его стороны, вам пригодятся следующие советы:

  • Вспоминайте вместе былые времена за просмотром старого семейного альбома, или старой книги с картинками, или прослушивая забытые шлягеры прошлых лет.
  • Соберите коллекцию вещей, которые могут вызывать у больного живые ассоциации. Физический контакт с предметом из отдаленного прошлого может оказаться плодотворнее разглядывания фотографий.
  • Хорошим импульсом для воспоминаний может стать поход/поездка к любимым местам.
  • При деменции разрушаются в первую очередь зоны головного мозга, которые отвечают за рациональное мышление, но эмоциональное переживание еще долгое время остается незатронутым. Это нужно учитывать.
  • Избегайте вопросов, касающихся незначительных деталей. Это может поставить человека в тупик. Не следует превращать воспоминания в допрос. Главное – чтобы «путешествия в прошлое» доставляли радость.

Занятия, практикуемые на ранних стадиях деменции

На ранних стадиях деменции целесообразно стремиться к сохранению привычных занятий. Не стоит запрещать больному выполнять домашние дела, даже если у него не получается так же хорошо, как прежде. Помыв посуду или выполнив другую работу по дому, он получает возможность почувствовать, что он нужен окружающим и продолжает приносить пользу.

Из–за общего снижения мотивации больной может потерять интерес к прежним увлечениям. Поддержите его! Книги, настольные игры, спицы и крючки для вязания, кроссворды, паззлы и другие необходимые для организации досуга предметы должны постоянно быть на виду, как бы приглашая к занятиям. На начальной стадии такие функции, как чтение или игра на музыкальном инструменте, не подвергаются разрушению. Даже при довольно продвинутой деменции больной может получать удовольствие от пения, музицирования, танцев.

Одной из форм проведения досуга должно стать общение, так как оно влияет на поддержание всех функций. Чем дольше больной включен в социальное взаимодействие, тем проще ему поддерживать свои способности. Карты, лото, домино, другие коллективные игры, уход за садом, приготовление пищи – нужно лишь выбрать, к чему он больше расположен. Еще раз подчеркнем, что больному следует предлагать простую повседневную работу: заправлять постель, мыть посуду, убирать со стола. Кстати, не стоит исключать вероятность появления у больного интереса к новым видам работы, не интересовавшим его прежде, поэтому следует попробовать самые разные варианты.

До заболевания многие любили коротать вечера у телевизора. Однако теперь, по мнению врачей, пациенту больше подходит радио. Это связано с появляющимися сложностями в разделении повседневной и телевизионной реальностей. Поэтому доступ больного к телепросмотру должен контролироваться. ­Реакция на программы может быть не совсем адекватной и приводить к психологическим проблемам. Для просмотра лучше выбирать короткие передачи. Больному сложно следить за длинными программами и сериалами. Дискомфортной для пожилого человека может быть какофония от находящихся в разных частях квартиры радио, телевизора, компьютера. В этой ситуации очень полезными могут оказаться наушники.

Не стоит недооценивать терапевтический эффект от общения больного с приглашенными людьми (членами семьи, друзьями, социальными работниками). Ухаживать за больным в одиночку – это крайне тяжелое бремя, забирающее очень много сил. Постоянный контакт с один и тем же человеком без возможности видеться с другими – это своего рода испытание. Особенно для больного, так как у опекуна все же больше свободы в выборе собеседника и места для встречи. Поэтому важно приглашать в дом гостей, не только чтобы облегчить жизнь опекуну, но и чтобы поддержать больного.

Кстати, если больной отказывается участвовать в той или иной деятельности, не следует сразу сдаваться. Нередко первое «нет» – лишь самая простая реакция, и повторные призывы могут привести к положительному результату. Хотя, конечно, настойчивость не стоит превращать в принуждение.

Занятия для продвинутых стадий заболевания

На этих стадиях больной еще способен выполнять некоторые виды работ по дому, хотя все больше погружается в саму деятельность, забывая о цели. Не стоит пытаться переориентировать его на целенаправленные действия или настаивать на их регулярности. Лучше дать возможность наслаждаться этими все более редкими моментами само­стоятельной деятельности. Подойдут простые повторяющиеся действия (вытирание пыли, поливка растений).

Отдавайте предпочтение таким видам деятельности, которые не предполагают долгих непрерывных занятий. У больного разрушается способность концентрировать внимание на одном предмете продолжительное время, и он не сможет справиться с такой задачей.

На продвинутом этапе деменция затрагивает мотивационную сферу, приводя к общей апатии. Поэтому больной нуждается во внешнем импульсе, и самое трудное здесь – найти баланс между оказываемой помощью и предоставлением некоторой свободы действий.

Самые поздние стадии

На поздних стадиях исчезает рациональное мышление, разрушается речь. Остаются лишь самые простые ощущения: вкус, осязание, обоняние. На этом этапе самым важным (впрочем, единственным) аспектом коммуникации с близкими становится непосредственный контакт: прикосновение, объятие, массаж. Известно, что нередко больные даже на поздних стадиях остаются восприимчивыми к чтению вслух или к наблюдению за рыбками в аквариуме.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о