Античный атлет – Великие атлеты древности. ТОП-10

Содержание

Великие атлеты древности. ТОП-10

Благодаря античным авторам, таким, как Пиндар, Павсаний и Дион Хрисостом, мы все ещё можем узнать о невероятных достижениях некоторых из самых известных олимпийских победителей древних времён. Итак, ниже представлен список десяти великих атлетов древности.


10

Орсипп (Orsippus of Megara)


атлет Орсипп

Орсипп родился в Мегарах (Греция). В 720 г. до н. э. он стал победителем Олимпийских игр в дромосе (бег на один стадий). По преданию, во время соревнования у Орсиппа с бёдер упала повязка, и к финишу он прибежал голый. По другой версии — он сам сбросил её, чтобы она не мешала движению. Как бы там ни было, но с того времени бегуны соревновались голыми (первым на старт в таком виде вышел спартанец Акант).

Атлет Орсипп пользовался огромным уважением на родине. Был избран мегарским полемархом. Возглавлял войско во время успешной войны против Коринфа, в результате которой Мегары отвоевали часть земель, некогда утраченных в пользу соседа.

Был похоронен на центральной площади Мегар. В VI-V вв. до н. э. над могилой был построен величественный монумент с эпитафией.


9

Вараздат (Varazdat)


Вараздат

Вараздат — царь Великой Армении с 374 до 378 годов. Незадолго до своего царствования принимал участие в Олимпийских играх в Греции. Из записей известного средневекового историка Мовсеса Хоренаци (автора «Истории Армении») стало известно, что Вараздат стал победителем Олимпийских игр в турнире по кулачному бою.


8

атлет Cynisca


атлет Cynisca

Cynisca — стала первой женщиной в истории, которая выиграла на древних Олимпийских играх. Cynisca родилась около 440 г. до н. э. в древнегреческом городе Спарте. Дочь царя Спарты Еврипонта. Приняла участие в единственной разрешённой для женщин дисциплине на древних Олимпийских играх — гонки на колесницах и победила.

Эта спартанская принцесса часто упоминается как символическая фигура социального подъёма женщины.


7

Полидам (Polydamas of Skotoussa)


атлет Полидам

Полидам из Скотусс — атлет из Фессалии победитель панкратиона на 93-х Олимпийских играх, проходивших в 408 году до н. э. По легенде совершил подвиг подобный подвигам Геракла, убив голыми руками льва на горе Олимп. Также ему удалось в одиночку остановить быстро движущуюся колесницу.


6

атлет Onomastos of Smyrna


атлет Onomastos of Smyrna

Onomastos первый в истории олимпийский победитель в боксе, на двадцать третьей Олимпиаде в 688 г. до н. э., тогда, когда был добавлен этот вид спорта. Согласно древним историкам, Onomastos считается не только первым олимпийским чемпионом по боксу, но и автором правил древнегреческого бокса.


5

атлет Melankomas


атлет Melankomas

Melankomas древнегреческий боксёр из Карии и победитель 207-й олимпиады, проходившей в 49-м году. Известный в основном из работ, Диона «Златоуста», в которых, автор описывает Melankomasа как идеального человека и спортсмена. «Златоуст» хвалит его атлетизм, хороший внешний вид, и храброе сердце. Что касается бокса, историк «Златоуст» утверждает, что древнегреческий спортсмен обладал уникальным стилем: он полностью избегал ударов противника.


4

Хионис (Chionis of Sparta)


Хионис

Спортсмен, который вызвал много споров о его спортивных достижениях, наиболее заметными из которых является прыжки. Записи показывают, что на древних Олимпийских играх, проходивших в 656 г. до н. э., Хионис с места прыгнул на рекордную длину — 7 метров 5 сантиметров.


3

Diagoras of Rhodes


Diagoras of Rhodes

Diagoras выиграл турнир по боксу на древнегреческих Олимпийских играх 464 году до нашей эры. Также был четырехкратным победителем в Истмийских игр, двукратным в играх Немее и победитель в Пифийских играх. Его сыновья и внуки также стали чемпионами по боксу и панкратиону.


2

Феагениз Тасоса (Theagenes of Thasos)


атлет Феагениз Тасоса

Второе место в рейтинге великих атлетов древности занимает Феаген, который был известен своей стремительностью и необыкновенной силой. Он стал выдающимся атлетом почти в каждом виде спорта, и получил многочисленные победы на Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх. В общей сложности Феаген стал победителем в более 1400 конкурсах и турнирах с разных видов спорта.


1

Милон Кротонский (Milo of Croton)


Милон Кротонский

Большинство историков согласны, что Милон и по сей день остаётся величайшим борцом и бойцом, которого когда-либо знал мир. Милон из Кротона становился победителем Олимпийских игр шесть раз и несколько раз на Пифийских. Его размер и телосложение были пугающими, а сила и техника идеальными. Многие люди, считали, что он был сыном Зевса. Как говорили, Милон Кротонский съедал каждый день больше, чем восемь килограмм мяса.

Поделится в соц. сетях

decem.info

Советы по тренировкам из древнего мира

Представьте себе шестой век до нашей эры.

Кроваво-красное солнце поднимается над Спартой.

Вооруженные полубоги начинают новый день бесконечного труда, оттачивая свои мышцы на атлетических тренажерах древности.

Обнаженные бойцы сходятся в жестких спаррингах, воины бегут долгие дистанции в полной экипировке, все остальные соревнуются в выносливости.

Все устали и обезвожены, ведь они специально терпят голод, чтобы научиться выносить любой физический дискомфорт.

А теперь вперед в нашей машине времени!

Два парня с аккуратными бородками двигаются в сторону местного спортзала, держа в руках по стаканчику с фраппучино.

Они занимаются, обсуждая при этом интересные темы типа новой авангардной группы, любимого фаст-фуд-сэндвича или лучшего ретро-фильтра в инстаграме.

После тренировки они пьют протеиновый коктейль со вкусом печенья, постят что-нибудь мотивационное в фейсбук и гуглят значение своего сна.

ЧТО-ТО ПОШЛО НЕ ТАК!

В древнейших цивилизациях тренировки имели огромное, жизненно важное значение.

«Война — это репетиция спорта, спорт — репетиция войны» (Флавий Филострат, 200 год нашей эры).

Для фитнес-энтузиастов 2017-го года приведение себя в форму означает обновлять свой профиль в инстаграме.

Хотя сегодняшняя наука далеко продвинулась в изучении человеческой физиологии, все равно самые эффективные решения не меняются тысячелетиями.

Подумайте сами: современные идеалы фитнеса появились лишь в последние сто лет, а древние цивилизации веками разрабатывали свои тренировки. Может, стоит послушать их?

NB: сразу проясним — мы не призываем вас жить в точности по-спартански.

И хотя фильм «300 спартанцев» великолепен, пытки, голод и детоубийства мы не поддерживаем.

И руководство вашего спортзала, кстати, не одобрит, если вы вымажетесь маслом.

Прогрессирующая нагрузка

Главная причина, по которой люди тормозят свои результаты в силе или эстетике — недостаток структурного подхода.

Они или делают слишком много и слишком быстро, или ленятся.

Оба подхода ведут вас к стагнации и потере мотивации.

Решение предлагает Милон Кротонский, греческий атлет из италийского Кротона, живший около 520 г. до н. э.и упоминавшийся у Геродота, Пиндара, Плутарха и др. древнегреческих и римских авторов. Состязаясь в борьбе, он шесть раз оставался победителем на Олимпийских играх, шесть раз на Пифийских, девять на Немейских и десять на Истмийских.

Еще ребенком Милон мечтал стать самым сильным атлетом Греции.

Чтобы нарастить силу, он таскал на плечах теленка.

Он делал это каждый день, а теленок, заметьте, рос, так что росла и его сила.

Спустя годы на древней Олимпиаде он шагнул на стадион, сверкающий и прекрасный, с быком на плече.

Несмотря на то, что это миф, это прекрасно иллюстрирует принципы прогрессирующей нагрузки.

Каждый раз, когда вы тренируетесь, вы должны в чем-то улучшаться, даже добавляя 2,5 кг блин к штанге, даже просто делая несколько лишних повторений, даже сокращая отдых между подходами на несколько секунд и т.д.

Если вы постоянно увеличиваете нагрузку, вы постоянно прогрессируете.

Это наука.

Периодизация

Еще одна причина, по которой люди стагнируют в зале — отсутствие какой-либо измеримой цели.

Что-нибудь лучше, чем ничего, не правда ли?

Неправда.

Очень важно решить, над чем вы работаете, и организовать в соответствии с этим свой режим.

Древние греки разработали свою систему. Филострат, греческий мудрец, живущий в период древнеримской империи, описал ее в своей работе о гимнастике.

«Четверичная система» — цикл из четырех дней, каждый из которых посвящен своей активности. Первый день готовит атлета, второй — тренировка на все тело, третий — отдых, четвертый — работа в среднем темпе и при средней нагрузке. В первый день упражнения короткие, интенсивные, которые подготавливают тело атлета ко второму дню. Второй напряженный день заберет все силы атлета. Третий день направит его энергию в нужное русло, а в последний день атлет тренирует стойки и удержания оппонента».

Этот подход был опробован в римских гладиаторских школах и он соответствует современным принципам периодизации.

Простыми словами, периодизация — это структурирование тренировки, позволяющее оптимизировать ее к специальной цели.

Например, если у вас «отстала» грудь, периодизируйте тренировки.

Все самые знаменитые тренинги включают в себя элементы периодизации.

Организуйтесь уже!

Восстановление: секс и вино

Говорят, что деревья растут, когда погода тихая и солнечная, а не когда дует буря — тогда они становятся сильными.

Другими словами, зал — это место, где вы даете своим мышцам стресс, а растут они уже после тренировки.

Так что если вы тяжело пашете в зале, а дома проводите время, пожирая вопперы и не ложась спать до пяти утра, вы не делаете себе лучше.

Фаза восстановления ОЧЕНЬ важна, и древние знали это лучше других.

В древнем индийском документе Caraka Saṃhitā, написанном на санскрите, это подчеркнуто:

Физические упражнения вызывают напряжение, усталость, кровотечения, жажду, голод, сокращают дыхание, вызывают кашель, жар, рвоту.

 

Греческие атлеты осознавали важность адекватного отдыха и восстановления, которые являются основой любого тренинга.

Философы утверждали, что слишком напряженный и суровый тренинг изматывает человека и вызывает проблемы со здоровьем.

Поэтому в тренировочные планы древности включались массаж и спа-процедуры.

Гиппократ, например, говорил, что если после тренировки гулять, тело станет сильнее и лучше отдохнет.

Старый дьявол предлагал и такой вариант восстановления:

Напивайтесь раз или два, но не до полной потери памяти, после чего должен последовать половой акт.

 

И этот совет в современной физиологии остается не без подтверждения, так как недавние исследования показывают — алкоголь и половой акт прекрасно расслабляют мышцы.

Но не считайте, пожалуйста, это зеленым светом чтобы пить вино литрами и бесконечно искать приключений.

Если есть что-то, чему нас научила Линдси Лохан, так это тому, что подобный образ жизни ведет к постапокалиптической внешности.

Тренировки с собственным весом

Многие из тех, чьи тренировки закачиваются неудачей, просто не нашли достаточно времени или не имели нужного оборудования.

Золотой век бодибилдинга и эру Вейдера частенько стыдят за то, что они превратили фитнес в денежную империю, пиаря сплиты, изолирующие тренажеры и дорогущие пищевые добавки как единственный способ наращивания мускулатуры.

В древнем мире, однако, атлеты «опирались» на собственный вес, чтобы построить мышцы и силу.

И в этой простоте есть много хорошего!

Войдите в любой спортзал, и вы увидите ряды и ряды блестящих машин, и почти никакого пространства для занятий с гантелями или отжиманий.

Мы не заставляем вас полностью отказаться от тренажеров — избегать штанги это как минимум глупо, но чтобы увеличить эффективность или разнообразить тренировки, добавьте упражнения с собственным весом!

Если у вас находится время лазить в фейсбуке, вы найдете и 15 минут на отжимания.

Древнегреческие спортсмены вообще занимались с тем, что могли найти.

Камни, животные — все шло в ход, а в качестве кардио можно было избить илота.

Мы можем повторить это и сегодня, например:

постройте какую-нибудь тяжелую металлическую конструкцию в своем саду, очистите задний двор от мусора и т.д.

Используйте свое воображение!

В здоровом теле здоровый дух

Римляне и древние греки рассматривали тренировки скорее как философский акт, чем как физический.

Для них это было частью полноценного образования, «в здоровом теле здоровый дух».

«Палестры», древние школы, учили молодых не только упражнениям.

Однако сегодня фитнес не имеет никакого отношения к работе мозга. И это больше похоже на картезианское учение о теле как недостойном придатке к уму.

В недавних исследованиях уже появились данные о том, как связаны физическая активность и когнитивная функция: например, секреция эндорфинов во время упражнений влияет на настроение и концентрацию. Упражнения влияют на физические изменения в мозге: растет связь нервных клеток, отвечающих за обучение и память, увеличивается скорость нейронов, ускоряется кровоток, увеличивается объем мозговой ткани.

В различных исследованиях отмечено: физические нагрузки, особенно кардио, улучшают когнитивные функции людей любого возраста.

Питание: мясо и сушеный инжир

Хотя древнегреческая диета, состоящая из хлеба, овощей и фруктов, отлично задокументирована («средиземноморская диета»), атлеты питались по-другому.

Как и сегодня, огромное значение имел белок, особенно животный.

Греческие атлеты употребляли в пищу рыбу, свинину, спартанцы обедали быками, волами, козлами и оленями.

Особенно показателен случай все с тем же Милоном Кротонским.

После того, как он вынес на плечах быка, он съел его целиком (конечно, он проголодался!).

По свидетельствам Афинея и Павсания, дневной рацион Милона состоял из 9 кг мяса, 9 кг хлеба, 8,5 л вина. В день.

Ваш рацион — просто ланчбокс дошкольника по сравнению с этим!

И хотя важность мяса сегодня общеизвестна, другие краеугольные камни древнегреческой диеты оказались забыты.

Инжир, например, входил в рационы римлян и древних греков: часто его ели перед соревнованиями.

как утверждают историки, древнегреческий атлет по имени Кармис Спартанский утверждал, что именно диета на сушеном инжире привела его к победе на Олимпиаде в 668 году до н.э.

Инжир богат антиоксидантами и диетической клетчаткой, калориен и является натуральной добавкой к любой диете по набору мышц.

Как и сегодняшние, древнегреческие и римские атлеты опирались на определенные эргогенические кислоты для увеличения производительности.

И вряд ли это были BCAA и креатина моногидрат, скорее вареные ослиные копыта, а отец современной медицины, греческий врач Гален, рекомендовал поглощать тестикулы животных.

Звучит стремно, но нам кажется, мы к этому еще придем.

Выводы

Итак, топ секретов древнего мира.

Идите в свой гимнасиум и атакуйте железо с настойчивостью гоплита!

Ешьте, пейте и блудите как в последние дни Рима!

Возвращайтесь со щитом или на щите!

 

 

Источник

wefit.ru

Известные атлеты древности

Афины

Аурелиос Зопирос был победителем в «боксе юниора» в 385 г. н. э., а также он последний участник Олимпийских игр, о ком есть записи, до запрета Феодосия I на проведение Игр. Его брат Юкарпидес был Олимпийским победителем в состязании Панкратион в 381 г. н. э.

Спарта

Акант из Спарты стал победителем сразу в двух состязаниях: двойной бег и долгий бег в 720 г. до н.э. Согласно некоторым источникам, он был первым, кто бежал обнаженным в этих играх.

 

Хионис из Спарты был самым известным атлетом Древней Греции, который участвовал в Олимпиадах несколько лет подряд и становился победителем в соревнованиях: бег на стадию, двойной бег, длинный и тройной прыжок. Cynisca из Спарты, греческая принцесса, стала первой женщиной,  которая выиграла на античных Олимпийских играх.

Родос

Диагор из Родоса – победитель в боксе 79-ой Олимпиады, которая происходила в 464 г. до н. э. Знамениты также его сыновья Акусилай и Дамагет (бокс и панкратион). Леонид из Родоса – один из самых известных бегунов Древней Греции. В 164, 160, 156 и 152 гг. до н.э. он побеждал сразу в трех состязаниях: бег на стадию, двойной бег и бег в полном вооружении.

Кротон

Астил из Кротона отличился на Олимпиадах 488-480 гг. до н.э. тем, что становился победителем в соревнованиях: бег на стадию, двойной бег и бег в полном вооружении.

 

Мило из Кротона побеждал в состязаниях по борьбе.

Атлеты других городов

Короэбус  Элис был обычным пекарем, который выиграл в беге на одну стадию на самых первых Олимпийских играх.

 

Орсиппус Мегара выиграл бег на стадию в 720 г. до н.э.

 

Из лиц негреческого происхождения на Олимпийских играх можно выделить римских императоров Тиберия и Нерона, которые стали победителями в гонках на квадригах (Тиберий) и в гонках на колесницах с десятью лошадьми (Нерон).

www.ilovegreece.ru

атлеты древней греции — Жизнь в Европе

Кто такие атлеты Древней Греции, кратко описано далее. Стать атлетом и победить на Олимпийских играх, было мечтой каждого древнегреческого юноши. Не зря Геракл стал одним из популярнейших героев Древней Греции.

Древнегреческие атлеты, чьи имена вошли в историю

До нас дошли имена древнегреческих атлетов с их подвигами. К примеру, Милон Кротонский становился победителем в борьбе и атлетике 25 раз подряд. Или Полидам, который на скаку останавливал колесницу и льва одолел голыми руками. Помимо всего, атлетическими способностями славились, и древнегреческие цари и даже великие умы своего времени (Пифагор, Сократ, Платон, Гиппократ, Софокл, Аристотель).

Значимость атлетических способностей
Мудрецы древности утверждали, что человек должен быть развит не только духовно, но и физически. Причем ни сила мышц, ни сила ума, не должны друг другу уступать. Именно поэтому и по сей день все восхищаются физическим совершенством древнегреческих атлетов. По словам Перикла, ни один даже самый умный человек не достоин даже самой мелкой государственной должности, если его физическое состояние ниже духовного.

В честь атлетов в Древней Греции. которые становились победителями Олимпийских игр, слагали стихи и ваяли скульптуры. Однако стать победителем было не просто, так как была высока конкуренция. Такой ажиотаж вокруг атлетов в древности был не случайным. Сила и выносливость считались залогом жизни.

Немного об Олимпийских играх
Несомненно, показать свою удаль атлетам удавалось, в полной мере, на Олимпийских играх. Это было событие грандиозного размаха. Со всей Древней Греции съезжались атлеты. Начинались игры с групповых забегов на скорость. Победители каждой группы соревновались между собой. Именем победителя забега назывались текущие Олимпийские игры. Позже условия бега изменялись до того, что атлеты должны пробежать дистанцию в полном обмундировании война.

Еще одним интересным этапом соревнования считалось пятиборье. Один за другим проходили соревнования по бегу, борьбе, метанию диска, прыжкам в длину и бросанию копья. Победителем становился атлет, ставший первым во всех пяти состязаниях.

Атлеты Древней Греции: кратко о интересных фактах

Перед началом соревнований по бегу, атлеты натирали себя оливковым маслом.

Женщинам становиться атлетами запрещалось под страхом смертной казни.

Стать атлетами в Древней Греции могли стать только обеспеченные люди, так как затраты на подготовку к Олимпийским играм стоили не дешево.

Атлеты Древнего мира[править]

В древности физическая сила для человека имела огромное значение. Для того чтобы выжить в тяжелейших условиях того времени, нужно было иметь отличное здоровье и крепкие мышцы. Сильные охотники могли накормить своих женщин и детей, могучие воины — защитить соплеменников от врагов.

Все это порождало преклонение перед силой. Герои становились вождями и королями.

В Древней Греции поэты прославляли могучих, как боги, людей. Одним из любимых греческих мифов стал миф о Геракле, которого не могли остановить никакие преграды, в том числе гнев богов и сама судьба.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | Энциклопедия.

Спорт, ЗДОРОВЬЕ и СПОРТ, ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и.
http://www.krugosvet.ru/enc/sport/OLIMPISKIE_IGRI_DREVNE_GRETSII.html

Дошли до нашего времени и имена реальных людей: Полидама, на скаку остановившего колесницу и голыми руками одолевшего льва; легендарного атлета и победителя Олимпийских игр Филиппа; знаменитого Милона Кротонского, который с 532 по 512 год до н. э. 25 раз побеждал в олимпийских соревнованиях по борьбе и атлетике.

Цари Древней Греции также отличались атлетическими достижениями, среди них был спартанский царь Леонид, македонский царь Филипп и его сын Александр. Известные философы и ученые Древней Греции также зачастую были великими атлетами. Таковыми по дошедшим до нас сведениям являлись Пифагор и Гиппократ, Сократ и Платон, Аристотель, Софокл и Еврипид.

Олимпийские игры Древней Греции — Олимпийская.

О возникновении легендарных празднеств в долине Алфея повествуют многие. Среди прославленных атлетов древности наибольшей известности.
https://slovari.yandex.ru/

Древние мудрецы полагали, что люди должны быть совершенны не только духовно, но и физически. Платон называл «хромыми» тех, у кого развитие разума отставало от развития тела и наоборот. Перикл утверждал, что не доверил бы и самую ничтожную государственную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не сочетает с физическим. Не потому ли весь мир до сих пор восхищается древнегреческими статуями атлетов, их пропорциональной мускулатурой?

В Древнем Риме были свои выдающиеся атлеты: циркач Атлас, всходивший по лестнице в 200-килограммовом панцире и поножах по 100 кг каждая; легионер Вирий Ва-лент, поднимавший на плечи повозку с дневным рационом своей когорты и удерживавший ее в таком положении все время разгрузки; императоры Максимин и Тиберий.

Соревнования античных Олимпийских игр — Википедия

виды спортивных Олимпийских состязаний Древней Греции с 776 г. до н. э. до конца IV века нашей эры. Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни. Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и. Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%9E%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%B8%D0%B3%D1%80

Хотя Спартак, как и большинство гладиаторов, не был римлянином, но, безусловно, остался одним из выдающихся героев этой эпохи. Следует отметить, что в период Средневековья культ физической силы и ловкости реализовывал себя главным образом в форме рыцарских турниров. Доспехи рыцарей весили до 40 кг (не считая длинного копья, громадного меча и щита).

Известные атлеты древности — iLoveGreece.ru

Хионис из Спарты был самым известным атлетом Древней Греции, который участвовал в Олимпиадах несколько лет подряд и становился.
http://www.ilovegreece.ru/about-greece/heritage/olympic-games/famous-athletes-of-antiquity

Читайте также[править]

Атлеты Древнего мира [ править ]

В древности физическая сила для человека имела огромное значение. Для того чтобы выжить в тяжелейших условиях того времени, нужно было иметь отличное здоровье и крепкие мышцы. Сильные охотники могли накормить своих женщин и детей, могучие воины — защитить соплеменников от врагов.

Все это порождало преклонение перед силой. Герои становились вождями и королями.

В Древней Греции поэты прославляли могучих, как боги, людей. Одним из любимых греческих мифов стал миф о Геракле, которого не могли остановить никакие преграды, в том числе гнев богов и сама судьба.

Дошли до нашего времени и имена реальных людей: Полидама, на скаку остановившего колесницу и голыми руками одолевшего льва; легендарного атлета и победителя Олимпийских игр Филиппа; знаменитого Милона Кротонского, который с 532 по 512 год до н. э. 25 раз побеждал в олимпийских соревнованиях по борьбе и атлетике.

Цари Древней Греции также отличались атлетическими достижениями, среди них был спартанский царь Леонид, македонский царь Филипп и его сын Александр. Известные философы и ученые Древней Греции также зачастую были великими атлетами. Таковыми по дошедшим до нас сведениям являлись Пифагор и Гиппократ, Сократ и Платон, Аристотель, Софокл и Еврипид.

Древние мудрецы полагали, что люди должны быть совершенны не только духовно, но и физически. Платон называл «хромыми» тех, у кого развитие разума отставало от развития тела и наоборот. Перикл утверждал, что не доверил бы и самую ничтожную государственную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не сочетает с физическим. Не потому ли весь мир до сих пор восхищается древнегреческими статуями атлетов, их пропорциональной мускулатурой?

В Древнем Риме были свои выдающиеся атлеты: циркач Атлас, всходивший по лестнице в 200-килограммовом панцире и поножах по 100 кг каждая; легионер Вирий Ва-лент, поднимавший на плечи повозку с дневным рационом своей когорты и удерживавший ее в таком положении все время разгрузки; императоры Максимин и Тиберий.

Хотя Спартак, как и большинство гладиаторов, не был римлянином, но, безусловно, остался одним из выдающихся героев этой эпохи. Следует отметить, что в период Средневековья культ физической силы и ловкости реализовывал себя главным образом в форме рыцарских турниров. Доспехи рыцарей весили до 40 кг (не считая длинного копья, громадного меча и щита).

Читайте также [ править ]

Благодаря античным авторам, таким, как Пиндар, Павсаний и Дион Хрисостом, мы все ещё можем узнать о невероятных достижениях некоторых из самых известных олимпийских победителей древних времён. Итак, ниже представлен список десяти великих атлетов древности.

Орсипп (Orsippus of Megara)

Орсипп родился в Мегарах (Греция). В 720 г. до н. э. он стал победителем Олимпийских игр в дромосе (бег на один стадий). По преданию, во время соревнования у Орсиппа с бёдер упала повязка, и к финишу он прибежал голый. По другой версии — он сам сбросил её, чтобы она не мешала движению. Как бы там ни было, но с того времени бегуны соревновались голыми (первым на старт в таком виде вышел спартанец Акант).

Атлет Орсипп пользовался огромным уважением на родине. Был избран мегарским полемархом. Возглавлял войско во время успешной войны против Коринфа, в результате которой Мегары отвоевали часть земель, некогда утраченных в пользу соседа.

Был похоронен на центральной площади Мегар. В VI-V вв. до н. э. над могилой был построен величественный монумент с эпитафией.

Вараздат (Varazdat)

Вараздат — царь Великой Армении с 374 до 378 годов. Незадолго до своего царствования принимал участие в Олимпийских играх в Греции. Из записей известного средневекового историка Мовсеса Хоренаци (автора «Истории Армении») стало известно, что Вараздат стал победителем Олимпийских игр в турнире по кулачному бою.

атлет Cynisca

Cynisca — стала первой женщиной в истории, которая выиграла на древних Олимпийских играх. Cynisca родилась около 440 г. до н. э. в древнегреческом городе Спарте. Дочь царя Спарты Еврипонта. Приняла участие в единственной разрешённой для женщин дисциплине на древних Олимпийских играх — гонки на колесницах и победила.

Эта спартанская принцесса часто упоминается как символическая фигура социального подъёма женщины.

Полидам (Polydamas of Skotoussa)

Полидам из Скотусс — атлет из Фессалии победитель панкратиона на 93-х Олимпийских играх, проходивших в 408 году до н. э. По легенде совершил подвиг подобный подвигам Геракла, убив голыми руками льва на горе Олимп. Также ему удалось в одиночку остановить быстро движущуюся колесницу.

атлет Onomastos of Smyrna

Onomastos первый в истории олимпийский победитель в боксе, на двадцать третьей Олимпиаде в 688 г. до н. э. тогда, когда был добавлен этот вид спорта. Согласно древним историкам, Onomastos считается не только первым олимпийским чемпионом по боксу, но и автором правил древнегреческого бокса.

атлет Melankomas

Melankomas древнегреческий боксёр из Карии и победитель 207-й олимпиады, проходившей в 49-м году. Известный в основном из работ, Диона «Златоуста», в которых, автор описывает Melankomasа как идеального человека и спортсмена. «Златоуст» хвалит его атлетизм, хороший внешний вид, и храброе сердце. Что касается бокса, историк «Златоуст» утверждает, что древнегреческий спортсмен обладал уникальным стилем: он полностью избегал ударов противника.

Хионис (Chionis of Sparta)

Спортсмен, который вызвал много споров о его спортивных достижениях, наиболее заметными из которых является прыжки. Записи показывают, что на древних Олимпийских играх, проходивших в 656 г. до н. э. Хионис с места прыгнул на рекордную длину — 7 метров 5 сантиметров.

Diagoras of Rhodes

Diagoras выиграл турнир по боксу на древнегреческих Олимпийских играх 464 году до нашей эры. Также был четырехкратным победителем в Истмийских игр, двукратным в играх Немее и победитель в Пифийских играх. Его сыновья и внуки также стали чемпионами по боксу и панкратиону.

Феагениз Тасоса (Theagenes of Thasos)

Второе место в рейтинге великих атлетов древности занимает Феаген, который был известен своей стремительностью и необыкновенной силой. Он стал выдающимся атлетом почти в каждом виде спорта, и получил многочисленные победы на Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх. В общей сложности Феаген стал победителем в более 1400 конкурсах и турнирах с разных видов спорта.

Милон Кротонский (Milo of Croton)

Большинство историков согласны, что Милон и по сей день остаётся величайшим борцом и бойцом, которого когда-либо знал мир. Милон из Кротона становился победителем Олимпийских игр шесть раз и несколько раз на Пифийских. Его размер и телосложение были пугающими, а сила и техника идеальными. Многие люди, считали, что он был сыном Зевса. Как говорили, Милон Кротонский съедал каждый день больше, чем восемь килограмм мяса.

Поделится в соц. сетях

Аурелиос Зопирос был победителем в «боксе юниора» в 385 г. н. э. а также он последний участник Олимпийских игр, о ком есть записи, до запрета Феодосия I на проведение Игр. Его брат Юкарпидес был Олимпийским победителем в состязании Панкратион в 381 г. н. э.

Акант из Спарты стал победителем сразу в двух состязаниях: двойной бег и долгий бег в 720 г. до н.э. Согласно некоторым источникам, он был первым, кто бежал обнаженным в этих играх.

Хионис из Спарты был самым известным атлетом Древней Греции, который участвовал в Олимпиадах несколько лет подряд и становился победителем в соревнованиях: бег на стадию, двойной бег, длинный и тройной прыжок. Cynisca из Спарты, греческая принцесса, стала первой женщиной, которая выиграла на античных Олимпийских играх.

Диагор из Родоса – победитель в боксе 79-ой Олимпиады, которая происходила в 464 г. до н. э. Знамениты также его сыновья Акусилай и Дамагет (бокс и панкратион). Леонид из Родоса – один из самых известных бегунов Древней Греции. В 164, 160, 156 и 152 гг. до н.э. он побеждал сразу в трех состязаниях: бег на стадию, двойной бег и бег в полном вооружении.

Астил из Кротона отличился на Олимпиадах 488-480 гг. до н.э. тем, что становился победителем в соревнованиях: бег на стадию, двойной бег и бег в полном вооружении.

Мило из Кротона побеждал в состязаниях по борьбе.

Атлеты других городов

Короэбус Элис был обычным пекарем, который выиграл в беге на одну стадию на самых первых Олимпийских играх.

Орсиппус Мегара выиграл бег на стадию в 720 г. до н.э.

Из лиц негреческого происхождения на Олимпийских играх можно выделить римских императоров Тиберия и Нерона, которые стали победителями в гонках на квадригах (Тиберий) и в гонках на колесницах с десятью лошадьми (Нерон).

Теги: история олимпиад

gideu.ru

Атлеты Древней Греции: народные герои

Атлеты Древней Греции были известными людьми своего времени, наряду с поэтами и полководцами. Через историю и культуру цивилизации проходит понятие «агон» (состязание). На значение состязательности в жизни Древней Греции обращали внимание многие исследователи. Эрнст Курциус характеризовал культуру эллинов как одно большое состязание. В XIX веке исследователь культуры из Швейцарии Якоб Буркхардт выдвинул свою концепцию грека Архаической эпохи. Он характеризовал его как «агонального человека». Соперничество между людьми могло быть движущим мотивом в поступках политиков, поэтов, драматургов и, естественно, атлетов.

Атлетика Древней Греции – упражнения и состязания

Спортивные состязания были частью обучения большинства греческих мальчиков. Среди мыслителей обсуждались вопросы занятий атлетикой. Например, Аристотель советовал начинать занятия спортом через три года после полового созревания. По его мнению, физическое и умственное развитие не могли идти вместе, и эти три года подросток мог сосредоточиться на других аспектах образования.

Олимпийские атлеты Древней Греции: скульптура

В число спортивных упражнений входили бег на расстояния от одного стадия до 24 стадиев. Другим испытанием была борьба. Отдельной дисциплиной был пентатлон (пятиборье), в который входили метание диска и копья, бег и прыжки в длину. В VII-VI веках до н.э. к ним добавились кулачный бой и бег в доспехах.
Атлеты Древней Греции не были профессионалами в том смысле, что спорт был их единственным занятием. Некоторые эллины, прославившись спортивными победами в молодости, позднее становились видными политиками или военачальниками.

Занятия атлетикой требовали эллина больших временных и финансовых затрат. Поэтому участниками Олимпийских и других состязаний становились выходца из знатных и богатых семей греческого мира. Наградой был почет, которым сограждане встречали победителя. В конце V века до н.э. атлет из Акраганта Экзайнет победил в беге на стадию, и на родине его встречала торжественная процессия из трехсот повозок. Победа в Олимпии давала славу не только атлету, но и его родному полису.

Существовал обычай, что олимпионик входил в свой город через сделанный пролом в стене. В Олимпии атлет ставил статую в честь победы, другую статую воздвигали на родине его сограждане. Олимпионик получал право проедрии – сидеть в первом ряду на зрелищах своего полиса. В эпоху колонизации победитель состязаний мог быть выбран предводителем экспедиции и стать ойкистом (основателем) нового города.

Олимпийские атлеты Древней Греции – семья Диагоридов

Письменные сочинения греков сохранили имена десятков атлетов и их деяний. В Классическую эпоху на Родосе жила знатная семья Диагоридов, выходцы из которой были победителями Олимпиад. В первой половине V века до н.э. Диагор Родосский прославился как кулачный боец, одержавший победу на 79-х играх в Олимпии (464 год до н.э.).

Популярный в Античности сюжет — престарелого Диагора несут его сыновья-победители Олимпийских игр

Он стал периодоником. Так называли победителя на всех четырех общегреческих спортивных состязаниях – в Олимпии, Дельфах, на Истме и в Немее. Седьмая Олимпийская ода Пиндара посвящена Диагору. Родосский аристократ был четырехкратным победителем Истмийских игр, двухкратным – Немейских, а также побеждал на локальных состязаниях – на родном Родосе, в Афинах и других городах.

Его сыновья и внуки старались быть достойными славы отца и тоже вошли в историю как знаменитые атлеты Древней Греции. Дамагет дважды становился олимпийским победителем в панкратионе, а Акусилай в 448 году до н.э. выиграл в кулачном бою.

Младший сын Диагора Дорией тоже стал выдающимся борцом. Он три Олимпиады подряд выигрывал панкратион: в 432, 428, 424 годы до н.э. На Истмийских играх Дорией побеждал восемь раз, на Немейских – семь. Как пишет Павсаний, на Пифийских играх он получил победу без боя.

Филопемен — последний выдающийся полководец Греции, в молодости увлекавшийся атлетикой

Дорией был аристократом и представителем влиятельной семьи, поэтому известен не только как борец. Проиграв в политической борьбе, он был изгнан из родного города. Дорией прибыл в сицилийские Фурии, где стал гражданином.

В 411 году до н.э. он командовал фурийской эскадрой, которая сражалась на стороне Спарты против Афин. Дорией был знаменит своей любовью ко всему спартанскому. Позже он смог вернуться на родину. В 396 году до н.э. во время новой войны Афин и Спарты Родос разорвал союз с последней и присоединился к Афинам. Диагор в это время был где-то на Пелопоннесе. Спартанцы арестовали его и казнили.

Атлетика и отношение к ней

Филопемен — последний выдающийся полководец Греции, в молодости увлекавшийся атлетикой

Занятие атлетическими упражнениями не считалось зазорным для свободнорожденных и даже знатных эллинов. В то же время, отношение к ней не всегда было положительным. Отдельные мыслители критиковали увлечение атлетикой, которое становилось самоцелью.

Соревнования Древней Греции

Платон в «Государстве» писал, что атлеты всю жизнь спят и начинают болеть, едва нарушив свой образ жизни. В программе подготовки стражей его идеального государства гимнасическим упражнениям находилось место. По мнению философа, стражи должны были иметь более качественную подготовку, которая позволяла бы им сохранять здоровье и силу в условиях походных тягот.

В более поздних «Законах» Платон предложил оставить из атлетики только упражнения, полезные для подготовки воина – бег с оружием, поединки с использованием оружия, конные ристания.
Биографы Плутарх и Непот сохранили ряд высказываний известных полководцев Греции об атлетике. Эпаминонд, упражняясь в юности в палестре, уделял внимание только упражнениям, развивающим ловкость, которая нужна воину.

Когда будущий стратег Ахейского союза Филопемен был юношей, ему советовали заняться атлетикой. Но Филопемен, мечтавший о военных подвигах, отказался, потому что образ жизни спортсмена и воина не совместимы друг с другом.

Одним из достижений греческой цивилизации можно назвать идею идеального человека, который совмещал физическое, умственное и нравственное развитие. Атлеты Древней Греции были знаменитостями своего времени и оставили имена в веках. А ценности атлетизма повлияли на современную культуру.

Смотрите также:

Древние скульптуры Греции: от куросов до Бельведерского торса

Как награждали победителей на играх Древней Греции?

drevniy-egipet.ru

Спорт в жизни древних греков. Древняя Греция

Спорт в жизни древних греков

Важной частью образовательно-воспитательного комплекса греков и римлян был спорт. Конечно, большое значение имело то, что люди эллинизированных городов жили в гораздо более комфортных условиях, нежели их предки. Это создало новые возможности, хотя возникла проблема и увеличивающегося свободного времени у молодежи. И пусть в экономическом отношении Греция будет затем уступать Риму, да и некоторым другим эллинистическим или азиатским империям, ни один другой народ не смог приблизиться к высокому уровню развития физической культуры греков. В основе системы агонистики (т. е. многогранного физического обучения) лежали регулярные тренировки молодых людей, состязания спортсменов, сеть стадионов и палестр. Важнейшую роль играл принцип состязательности, ибо все крупные города-полисы соперничали друг с другом и стремились прославиться своими достижениями. Если войны разделяли греков, то вот спорт и состязания их объединяли.

Ж.-Б. Реньо. Кентавр обучает Ахилла стрельбе из лука

Эллины и римляне создали традиции, позже позаимствованные Европою. «Человек рожден для знаний, как птица для полета, а кони для бега», – писал Квинтилиан в «Воспитании оратора». Вскоре в школах Греции возникло разделение обязанностей педагогов (специализация). Грамматист учил читать, писать и считать, кифарист – играть на лире, педотриб – осуществлял гимнастическую подготовку и т.д. Учителя являли собой словно бы хоровод муз, баюкающих образовательную колыбель. Но в V веке до н.э., к концу классической эпохи, физическая культура Афин претерпевает заметные перемены. На первое место выходят ум и красота, а не сила… Платон в «Горгии» говорит, что желал бы сделать граждан прежде всего красивыми, а затем сильными («Сила есть – ума не надо»). Игра, палестра, орхестрика (танцы) создали понятие физического идеала, калогатии, канона красоты в эстетическом понимании слова. При учебных заведениях создаются купальни, бани и бассейны. Появились платные учителя гимнастики и танцев. Идеалом свободного человека становится обязательное занятие гимнастикой. Гимнастика происходит от греч. «обнаженный» и означает любовь и преклонение греков перед сильным, красивым телом. «Калос» (красивый) означало непобедимую мужскую силу. Греки, веря в магию, считали: одежда в ряде случаев мешает, даже ослабляет физические способности людей. В школах, на стадионах делали все возможное, чтобы взрастить маленьких гераклов.

Маленький Геракл

Важную роль в поддержании в обществе атмосферы спортивной и здоровой жизни играли различного рода игры – Олимпийские (776 г. до н.э.), истмийские (586 г. до н.э.), пифийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.), делосские и другие игры. Древние олимпиады исторически восходят к мифическому царю Оксилосу. Во время игр горел олимпийский огонь («вечный огонь» Гастии). При этом соперники давали присягу, совершали ритуальное омовение, проводили состязания (но без женщин). Первая Олимпиада состоялась в 776 году до н.э., последняя, двести девяносто третья – в 393 году н.э. Олимпиада прошла долгий путь.

Первоначально атлеты метали диск и состязались лишь в одном виде бега. Затем программа игр стала более разнообразной: выросло число беговых дистанций, возникло пятиборье, борьба, кулачный бой, скачки, стали метать копье и диск, возник бег на колесницах и т.д. Вначале игры длились день, затем пять дней. Участвующие в состязаниях должны были доказывать, что они – чистокровные эллины. Однажды от царя Македонии потребовали документы, доказывающие, что он – не варвар. К участию в играх допускались лишь свободные люди. Спортсмен тренировался десять месяцев, выдерживая особый режим. Судьи устраивали ему испытательный экзамен, прежде чем допустить к состязаниям. Помимо того, что они должны были, как говорили, иметь чистую совесть и быть в мире с людьми и богами, нужны были и средства для занятий спортом. Участие человека в играх стоило денег, и немалых.

Юноша-атлет, натирающийся маслом

Уже тогда понимали: мирные состязания куда интереснее и увлекательнее войн. Разумеется, у полисов-антагонистов (Спарты и Афин) были свои принципы при физической подготовке молодого поколения, но цели у них были в общем и целом схожими – все хотели бы иметь здоровых граждан, умелых мужественных воинов. Обязательным средством обучения и воспитания стали физические упражнения (гимнастика, бег, плавание, борьба). Только условия развития и воспитания юноши в Спарте были суровее. Там воспитанию и подготовке подлежали исключительно здоровые и крепкие люди. Не принято было и пеленать детей, чтобы они могли лучше и быстрее закалиться. В семь лет детей Спарты отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. За их воспитание отвечали не рабы, а все взрослые, включая правящую элиту. Легенда гласит, что слабых и больных сбрасывали с горы Тайгет. Не знаю, сбрасывали ли греки со скалы свою элиту, если та допускала просчеты в подготовке поколений, но иных представителей нашей правящей знати последних лет спартанцы наверняка сбросили бы с горы Тайгет, предварительно удавив. В условиях жестких критериев, постоянных тренировок и соревнований юноша к 14 годам становился настоящим мужчиной – «удальцом». Кстати, Спарта нередко устраивала состязания перед открытыми могилами героев. Так воспитывалось чувство гордости и ответственности у молодежи (перед могилами предков). У нас же, как известно, часть молодежи находит удовольствие («кайф») в разграблении могил предков, в уничтожении памятников и мемориалов героям.

Мирон. Дискобол

У греков спортивный вид, да и здоровый образ жизни были весьма популярны. Так, Одиссей отличается не только мудростью, подобной мудрости Зевса, но и предстает перед нами (в описании Гомера) с фигурой атлета, «которой он блаженным бессмертным подобен». В пятьдесят лет он еще бросал диск дальше, чем любой из феакийских юношей. Эпиграммы времени характеризуют великого Демокрита как «пятиборца в философии». Не забывали и о хорошем воспитании. Эпиктет полагал, что из всех творений природы самое лучшее – «получивший прекрасное воспитание человек». Воспитательный кодекс Платона требовал, чтобы тело было обучено таким образом, дабы оно беспрекословно повиновалось благородной душе. Иначе говоря, дух и разум должны управлять мышцами и физиологией. Хотя тот же Платон скажет (и думаю, это справедливо), что подлинным философом может стать только человек с темпераментом настоящего пылкого любовника. Китай также знал аналогичную практику воспитания, выраженную в принципе «сань – мэй»: сань – внутреннее совершенство, мэй – внешнее совершенство. В Греции почти любой свободный человек считал интенсивную физическую подготовку и здоровье обязательными спутниками ума и таланта. Правда, в различных полисах были приняты разные подходы к воспитанию молодежи. В Спарте, омыв новорожденного, его оставляли нагим, тогда как в Афинах, стараясь уберечь младенца, кутали его в теплые одежды.

Водный спорт. Пловчихи кролем

Павсаний рассказывает о неком юноше-победителе, Дейнолохе, в котором мать увидела спортсмена еще при рождении (ей приснился сон, что она держит на груди сына, увенчанного венком). Поэтому она с детства стала так его воспитывать, чтобы он стал спортсменом, атлетом. В итоге в беге он обогнал всех сверстников, получив статую в награду. Детей, страдавших какими-то физическими недостатками, специально направляли заниматься спортом. Так, Гисмон в мальчишеском возрасте страдал воспалением нервов. Он занялся пентатлоном (пятиборьем) и в результате после долгих упражнений стал здоровым человеком и избавился от этой болезни.

Фрагмент восточного фронтона храма Зевса в Олимпии

Неумеющий писать или плавать считался в древности телесным и умственным калекой. Физическая культура в полисах достигла столь высокого уровня, что к ней не мог приблизиться ни один народ. Там было множество стадионов, специальных учебных заведений – палестр, где молодежь учили мужеству и выносливости. В годы расцвета Греция учредила в Олимпии знаменитые игры. Знатоки древности уверяли, что первые Олимпийские состязания происходили прямо на божественном Олимпе, когда во время шуток и игр Геракл, как старший по возрасту, вызвал на состязание в беге всех и победившего увенчал ветвью дикой маслины, которую он привез из страны гипербореев (из страны людей, что живут за пределами северного ветра Борея). Раз в четыре года в Элиде, запад Пелопоннеса, собирались отовсюду атлеты. Приезжали на игры целыми общинами. Им отводили специальные места. Греция, несмотря на все многообразие, казалась почти монолитной среди фантастической пестроты колоний и территорий: Африка, Иберия, Галлия, Иллирия, Италия, Скифия, Сарматия, Сирия, Египет. Апполон считался учредителем Пифийских игр, Геракл же – Олимпийских. По преданиям, участие в состязаниях принимали боги и герои. При этом каждый вид спорта имел у греков в том или ином герое своего представителя: Кастор отличался в конном ристалище, Полидевк – в кулачном бою, Калаис – в двойном беге, Геракл – в панкратии, Пелей – в борьбе, Теламон – в метании диска, Тесей (убивший Минотавра) – в вооруженном бою и т.д.

Античные боксеры. XVI в. до н.э.

Игры, конечно же, посещали и самые выдающиеся мужи: Фемистокл, Анаксагор, Пифагор, Сократ, Платон, Горгий, Демосфен, Пиндар. Игры являлись еще и важными общественно-политическими мероприятиями, каковы и нынешние Олимпиады. На Олимпийских играх 324 года до н.э. даже зачитали письмо Александра Македонского об изгнанниках («Царь Александр – изгнанникам из греческих городов. Причиной вашего изгнания оказались не мы, вашего возвращения на родину – будем мы»). Победителей всех спортивных состязаний награждали. Плиний Старший отмечал: «Вначале был обычай увенчивать на священных состязаниях венками из ветвей деревьев. Впоследствии стали разнообразить венки, вплетая разноцветные цветы, от сочетания которых усиливались запахи и цвета, благодаря изобретательности живописца Павсия и веночницы Гликеры, очень любимой им, в Сикионе, поскольку он подражал в своей живописи сплетенным ею венкам, а она, бросая вызов, разнообразила их, – и это было состязанием природы и искусства».

Занятия спортом в палестре

На игры не пускали женщин, хотя их допускали к состязаниям в беге. Любую женщину, захваченную в черте олимпийской деревни, могли даже приговорить к смерти. Был случай, правда, когда Ференика, дочь знаменитого родосского борца, сумела попасть за ограду: переодевшись мужчиной, она выдала себя за учителя гимнастики. Суровые судьи ее помиловали, но чтоб впредь подобные случаи не повторялись, все участники должны были оставаться нагими во время состязаний. Так или иначе победитель Олимпийских игр пользовался у всех исключительным почетом. «Как вода – наилучший из элементов, как золото – наидрагоценнейший металл для смертных, как свет и жар солнца превосходит всякий другой свет и жар, так нет более славной победы, чем победа на Олимпийских играх», – писал греческий поэт Пиндар.

«О Зевс, какие красавицы»

Базу физических упражнений составляли пятиборье и кулачный бой, а также рукопашная схватка. У греков и танец служил опорой боевой подготовки, имитируя поединок с противником, метание копья, работу со щитом и т.д. С развитием военного искусства ввели еще бег в полном вооружении. Чтобы приблизить воспитание и обучение к реалиям жизни, повысить ловкость, молодежь направляли на учения в районы мятежей. Систематическое физическое и военное обучение продолжалось до 30 лет. Ту же подготовку получали женщины, достигнув двадцатилетнего возраста.

Женщина-атлет

Спарта относилась особенно строго к военному воспитанию и обучению. Главная цель, которую преследовали тут, добиться от юношей и девушек беспрекословного послушания и выносливости, привив молодым людям «науку побеждать». Записи Филострата говорят, что там жестко следовали своеобразной концепции улучшения рода. «Ликург… дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу, наверняка для того, чтобы у них были физически крепкие дети и чтобы при окрепшем теле рождалось потомство получше. Если же они заключат брак с молодым мужчиной, который упражнялся вместе с ними, то их отпрыски будут крепче». Плутарх отмечал, что девочек с детства приучали бегать, бросать диск, кидать копье, чтобы те развивались наилучшим образом и благодаря крепости тела могли разрешиться от бремени удачно и легко. Им строго-настрого запрещали как-то баловать себя, запрещали вести изнеженный образ жизни, запретили сидеть дома. Как и мальчишки, девочки должны были являться во время торжественных процессий без платья, на праздниках плясать и петь в присутствии и на виду многих молодых людей. Правители уделяли огромное внимание спорту. В итоге Спарта оказалась сильнее всех. Достаточно сказать, что первые победители Олимпийских игр почти все были дорийцами.

Ф. Лейтон. Игра женщины в мяч

В произведении Лукиана «Анахарсис, или О тренировке тела» Солон требует от молодых людей постоянно заниматься спортом, так как физические упражнения способствуют подготовке доблестных защитников отечества. Вот и женщины Спарты стремились быть здоровыми, физически крепкими и закаленными. Главной их задачей, по словам Ксенофонта, было рожать крепких и здоровых мужчин, что затем станут прекрасными воинами. Хотя и в условиях мира польза от занятий велика. Поэтому иные женщины увлекались спортом, участвуя в состязаниях наряду с юношами. Принципы обучения и воспитания молодежи в Греции были схожи, но в Афинах несколько иначе понимали физическое воспитание. К обучению детей приступали в возрасте 7 лет (в особом учреждении – палестре). Позже появятся гимназии. «Направляют их к учителю физических упражнений, чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса», – писал Платон («Протагор»). Греки были уверены, что без серьезных занятий гимнастикой быть свободным просто невозможно. Тяжелая нагрузка во время уроков распределялась согласно индивидуальным возможностям организма (упражнения в танцах и беге, прыжки, приседания, игры в мяч). Греки особенно любили игры, упражнения в танцах и беге, прыжки и различные виды игры в мяч. Программа включала и все виды пятиборья, хотя занятия велись в соответствии с возможностями возраста.

Поликлет. Дорифор. Римская копия

Обучение дополняли своими уроками учитель гимнастики-педотриб и военный инструктор-дидаскал. В палестрах и гимнасиях дети состязались в беге, прыжках, в метании копья и диска, тренируясь с очевидным усердием, ибо молодость создана для телесных упражнений, как и старость для раздумий и анализа. С IV века до н.э. военная подготовка велась в рамках специального института эфебии. Через него в обязательном порядке должны были пройти все афинские граждане, начиная с 16—18 лет. Подготовка длилась 4 года (год – в школе эфебов, три года – в гарнизонах). Юноши до 18—20-летнего возраста усваивали в группах эфебов знания из области управления государством, философии, получали навыки командования войском, изучали тактику, строевую подготовку, тренировались в верховой езде, плавании, гребле, стрельбе из лука, фехтовании, владении иными видами оружия. Спорт готовил к военной доле.

В честь победителей, которых украшали венками, устанавливались скульптуры с надписями. В Элиде в 38-ю Олимпиаду воздвигли статую борцу Эвтелиду. В честь победителей делались надписи: «Это красавца Милона фигура-красавица, который на пифской земле вырвал победу семь раз, не коснувшись коленом земли»; или: «Немея, Дельфы, Олимпия венчали меня пятикратно: всюду победы добилась ловкость моя, а не сила. Фрессия сын, элисский борец Аристодам». Известны статуи победителей работы Поликлета – Киниск, Пифокл, Аристон, Дорифор. Вот Дорифор – юноша, победивший в метании копья. Статуя была столь прекрасна, что ее копии ставились в гимнасиях и палестрах. Сохранилось несколько таких копий – флорентийский торс из базальта, бронзовая герма из Неаполя и т. д. В других случаях победителей состязаний атлетов награждали великолепными амфорами.

Эти статуи, колонны из мрамора или бронзы, портреты победителей помещались часто и в священной рощи Зевса – Альтисе. Неподалеку находился храм Геры. Он был подобием храма Артемиды в Эфесе, где греческие города-государства обычно хранили приносимые ими жертвенные дары. В этих местах нашли скульптуру великого Праксителя «Гермес с Дионисом» (1877). Тут же помещали «штрафные статуи», которые обязаны были ставить те государства, что нарушили олимпийские правила. Афины вынуждены в 322 году до н.э. выставить шесть таких статуй за то, что их представитель, Калипп, хотел было подкупить противника в пятиборье. Как видите, нынешние аферы в спорте имеют давнюю печальную традицию. Пелоп добился любви Гипподамии, добыв победу путем подкупа возницы во время соревнований колесниц.

Победа на Олимпийских играх для спортсмена была предметом особой радости и немалой гордости не только для победителя, но и для его окружения, семьи и близких. Так, Штоль отмечал: «Победитель Олимпийских игр у греков почитался не менее полководца, получившего триумф у римлян. Человек, сумевший добиться победы в Олимпийских играх, по словам Пиндара, достигал геракловых столпов; он получал величайшее благо на земле, и мудрый поэт предостерегает его, чтобы он не дерзнул подняться выше и не стремился встать наравне с богами». Спартанец Хилон, один из семи мудрецов, умер от радости при известии о победе его сына на Олимпиаде. Так гласит легенда.

Диагор Родосский, который принадлежал к семье потомков Геракла и прославился в кулачном бою, дважды стал победителем в Олимпии и несколько раз – вышел победителем в национальных играх. Когда два его сына стали победителями Олимпийских игр, какой-то спартанец крикнул ему: «Удача ради тебя останется на земле и не вернется на небо!» Он умер, когда два его сына обняли его и возложили свои венки на его голову. Разумеется, это лишь крайние признаки волнения и восторга, что охватывали многих победителей и их друзей в результате одержанной победы. Но торжество было всеобщим. Победителя к тому же ожидали великие почести на родине. Он въезжал в город на квадриге, колеснице, запряженной четверкой белых коней, в сопровождении его друзей и родственников. Настежь открывались ворота, а иногда даже разбирались и городские стены, чтобы пропустить торжественную процессию. Ведь как заметил Плутарх, город, воспитавший такого гражданина, уже не нуждался в стенах. Далее начинался пир на весь мир, сопровождавшийся пением, стихами, танцами. Порой в честь победителя игр сочинялась специальная триумфальная хоровая песнь.

Фигура античного боксера

Статуя эфеба. Канделябр

Количество состязаний довели до 20, продолжительность игр – до 5 дней, число спортивных судей – до 9. На играх демонстрировали не только физические, но и умственные таланты. Греки старались совмещать в себе всё – прекрасную физическую форму, знания, интеллект. Поэтому великие мужи Греции стремились уже в юности отличиться на состязаниях. Сократ шел на игры пешком. Хрисипп и Клеанф прославились как атлеты раньше, нежели философы. В числе борцов на Истмийских играх в Коринфе и на Пифийских в Сикионе выступал и будущий великий философ Платон. Пифагор не только сам добился победы в Элиде, но так обучил ученика Евримена, что тот получил награду как победитель. Спорт был не только в моде, но и считался обязательным для тех граждан, кто хотел отличиться в общественной жизни, политике, на войне. Важным было то, что в ходе празднеств не разрешалось пускать в ход оружие, а Элида, как священная страна, не должна была подвергаться нападениям или вторжениям. Инициатор договора, элидский царь Ифит, предложил всем грекам последовать примеру. На специальном медном круге был вырезан договор, хранившийся в Олимпии. Вот некоторые из его правил: 1) Место, где помещается святилище Зевса, – неприкосновенно для всех народов, принимающих участие в Играх. 2) Всякий вооруженный чужеземный отряд должен будет сложить оружие, вступая на землю Олимпии. 3) Проклятие бога постигнет всякого, кто попытается завладеть сей территорией, а также того, кто не придет на помощь элейцам против святотатства врагов. 4) Проклятие и штраф будут служить наказанием всякому, кто оскорбит путешественника, направляющегося на Олимпийский праздник. Когда солдаты македонского царя Филиппа обворовали афинянина Фринона, спортсмена, направлявшегося на игры, царю пришлось долго извиняться перед греками. Правда, существовала некая опасность, что мирные дни будут использованы противником. Лазутчики персидского царя Ксеркса донесли ему, что в Олимпиаду 480 года до н.э. греки не будут готовы к обороне. Однако сведения оказались неверными: греки как раз в те годы одержали громкие победы над персами. За нарушение мира во время олимпиад особенно строго наказывали нечестивцев. Спарту однажды не только отстранили от игр, но и наложили штраф за сей грех. Решившего принять участие в играх (вопреки запрету) спартанца высекли публично.

Храм Геры в Олимпии

Любопытно то, что множество святилищ (в том числе и в Олимпии), несмотря на мирный характер проводимых тут спортивных состязаний, как выяснилось, были забиты оружием. В Олимпии археологи обнаружили множество предметов оружия, что были захоронены в ручьях или в старых колодцах, а часть его использовалась для укрепления стен стадионов. Но не стоит этому удивляться. Дело в том, что после сражений победитель обязан был посвятить святилищу какое-то оружие из полученных им трофеев. Победа в сражении всегда рассматривалась у греков чем-то, что сродни победе в играх. Спартанцам, павшим при Платее, посвящены строки:

Неугасающей славой покрыв

дорогую отчизну,

Черным себя облекли облаком

смерти они,

Но и умерши, они не умерли:

воинов доблесть,

К небу вспарив, унесла их

из Аидовой тьмы.

Наиболее известен из победителей игр – молодой Аристокл (427—347 гг. до н.э.). Он после успехов в борьбе и триумфа на истмийских играх занялся наукой и стал известен во всем мире уже как Платон. Будучи философом, он в «Протагоре» говорит о тех лаконцах, что стали последователями такой методы воспитания (Солон, Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Хилон, многие другие). Платон говорит о Лакедемоне (устами Сократа), что граждане полиса хотят, чтобы их сочли не только лучшими воинами и храбрыми людьми, но еще и образованными. «А что я говорю правду и лаконцы действительно отлично воспитаны в философии и искусстве слова, это вы можете узнать вот из чего: если бы кто захотел сблизиться с самым никчемным из лаконцев, то большею частью нашел бы его на первый взгляд слабым в речах; но вдруг, в любом месте речи, метнет он, словно могучий стрелок, какое-нибудь точное изречение, краткое и сжатое, и собеседник кажется перед ним малым ребенком. Вот поэтому-то кое-кто из нынешних, да и из древних догадались, что лаконствовать – это значит гораздо более любить мудрость, чем телесные упражнения…». Детей тут приучали выражаться резко, но в изящной форме, в немногих словах донося многое. Ликург, не придавая значение деньгам (а в Спарте имели хождение железные монеты, которые свели к минимуму торговлю), высоко оценивал значение «монеты слов», так как хотел, чтобы немного простых слов заключали в себе много смысла. Когда один афинский ритор дерзнул назвать спартанцев неучами, сын полководца Павсания остроумно возразил: «Совершенно верно, одни только мы из греков не научились от вас ничему дурному».

Спортсмен-победитель

Древние открыли нам возможность постижения так называемой калокагатии – гражданского и этического идеала, или гармоничного образа жизни. Аристотель говорил о гармонии: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями (человека)». Кстати говоря, греки с присущей им открытостью, вполне серьезно и откровенно ставили вопрос о прямой зависимости здоровья общества, как и его политической системы, от генетических качеств человека. Поэтому Аристотель в «Политике» ратует за введение надзора за воспитанием детей (с помощью педономов). Платон указывал, что за извращением здоровых государственных форм обязательно последует наказание и общества – в виде вырождения человека. Зелинский не без основания писал в «Педагогических воззрениях Платона и Аристотеля» (1916) о «зачатках евгеники» в платоновском видении воспитания. Практике «евгеники» (улучшения рода) следовала и Спарта, где, согласно легенде, ущербных и физически обреченных младенцев сбрасывали с горы Тайгет. Однако рабовладение, увы, изменило отношение греческого народа к физическому воспитанию. Если раньше спортивные игры удовлетворяли жажду гармонии, доставляя грекам здоровье и возвышенное удовольствие, затем они стали обычным массовым зрелищем. Толпа стала видеть в них театрализованную постановку, где одни соревнуются, а бездействующие зрители составляют пассивное большинство.

Стадион, сохранившийся от античных времен

По мере изменения условий существования Афин, да и других греческих полисов, и прежде всего из-за усложнившейся внутренней и международной обстановки (постоянные войны, распри, ненависть, вторжения в Грецию захватчиков), идеалы гармонической физической культуры стали отходить на задний план. Исчезает и классовая база олимпизма – аристократия (во всяком случае, ее мощь была со временем подорвана), а с ней исчезает и калогатическая система требований. Все заметнее становился глубокий разлад между греками, что и привело их к гибели.

Афина, Геракл и Атлант. Храм Зевса в Олимпии

Аполлоний. Кулачный боец

Так, блистательный Исократ (436—338 гг. до н.э.), критикуя новые условия жизни, скажет, что «народ покончил с обычаем заниматься физическим воспитанием и музыкой. Он понял, что не достигнет с их помощью счастья, и поэтому счел, что все эти занятия не прекрасны». Иные вообще считали ниже своего достоинства участвовать в соревновании, где выступают атлеты «подлого происхождения». Так, некий Адкибиадес, победивший прежде в соревнованиях колесниц (416 г. до н.э.), отказался участвовать по этой причине в следующей Олимпиаде. Несомненно и то, что серьезнейший удар наносило демократической практике игр и рабовладение. Ведь состоятельные слои, разбогатев, ожирели и стали игнорировать утомительные тренировки в беге или борьбе. Тогда еще не было машин, этого бича здоровья, но к услугам богатых и в то время был экипаж, роскошное средство передвижения. Сам образ жизни поменялся. Одни предпочитали уделять время таким увеселениям, как пиры, кутежи, женщины, грубые забавы. Другие желали обратить взор к наукам, философии и поэзии, будучи, прямо скажем, невысокого мнения о спортсменах, их уме. Основатель элейской школы философов, Ксенофан из Колофона (VI в. до н.э.) поставил под сомнение идеалы архаических агонистиков: «Те, кого прославляют их быстрые ноги или резвые кони, явно не могут достичь никаких вершин, потому что мудрая наука стоит большего, чем все рекорды чемпионов и лошадей». И он во многом был прав.

План Олимпии

Даже Еврипид, который и сам однажды удостаивался лаврового венка победителя соревнований по борьбе и боксу в Элеусе, на Панафинеях, сказал в «Антолике»: «По всей Элладе есть бесчисленное множество гнойников, но нет ничего более злостного, чем род атлетов». Разумеется, такая критика вовсе не означала полного отрицания греческих спортивных идеалов. Дело совсем в другом. Умные люди прекрасно видели, что спорт из массового занятия людей, ставящих перед собой благородные цели совершенствования человеческой личности, все более и более стал превращаться в нездоровый бизнес, в зрелище на потеху толпы, которая сама совершенно далека от идеалов калокагатии. Поэтому и Аристотель заявил, что утомительная и односторонне развивающая тело деятельность, за которую платят атлету двойное вознаграждение, не имеет ничего общего с греческим идеалом и вообще недостойна свободного человека. Такой спортсмен становится фактически рабом. Философ выступал и против нездорового культа атлетизма (ныне это – идиотский культуризм). Заметим, что и в искусстве на смену идеалу мужчины у скульптора Поликлета приходят мужчины в изображении Лисиппа и Праксителя (IV в.).

Реконструированный вид Олимпии

Вот и Олимпия исчезла в результате страшных землетрясений и наводнений. Еще в римскую эпоху, когда празднества уже утратили былой блеск, посетители видели около 3000 статуй, составлявших удивительную свиту олимпийского бога. Теперь же глазам археологов предстает однообразная и унылая степь. Казалось, не осталось и следа от былого великолепия. Но все понимали, что эта земля таит множество находок. Винкельман до смерти (1768) выражал твердую уверенность, что в Элиде можно собрать жатву, которая превзойдет всякие ожидания, и что основательное изучение этой местности должно пролить яркий свет на историю искусств. По остроумному замечанию одного археолога, он, ставший католиком, чтобы лучше изучить Рим, готов был стать, конечно же если понадобится, еще и мусульманином, только чтобы исследовать Олимпию. Он вел отсчет всем культурным событиям Греции от Олимпиад: «Необыкновенные люди и величайшие умы, стоявшие у истоков этого великого движения, появились вдруг все одновременно». Один из них – великий Геродот, прибывший в Элиду из Карии в семьдесят седьмую Олимпиаду. Он читал тут перед всеми собравшимися на игры греками свою знаменитую «Историю».

Незадолго до этого Ферекид первым начал писать прозой. Тут же выступал и Эсхил с первыми правильными трагедиями в возвышенном стиле (тогда как до этого, с их возникновением в шестьдесят первой Олимпиаде, трагедии представляли собой лишь пляску поющих актеров). Он впервые получил премию в шестьдесят третью Олимпиаду. «В это же время начали петь поэму Гомера, и Кинеф из Сиракуз, живший около шестьдесят девятой Олимпиады, был первым расподом. Тогда же Эпихарм поставил первые комедии, а Симонид, первый элегический поэт, принадлежит к числу зачинателей этой эпохи. В те годы ораторское искусство стало наукой, и сделал это сицилиец Горгий из Леонтин; также и в Афинах, во времена Сократа, Антифонт первым начал сочинять и записывать судебные речи. Даже самой мудрости впервые начал публично обучать Афинагор, открывший свою школу в Афинах в семьдесят пятую Олимпиаду. Незадолго до того греческий алфавит был дополнен Симонидом и Эпихармом, хотя изобретенные ими буквы впервые стали общенародным достоянием лишь в девяносто четвертую Олимпиаду, после низложения тридцати тиранов. Все это как бы подготовило то великое совершенствование искусства, к которому оно и двинулось вскоре могучими шагами». Пройдут годы, прежде чем археологи раскопают древнюю Олимпию…

Сегодня и в России впору «вести археологические раскопки» на стадионах, что забыты и заброшены. Некогда наша молодежь проводила тут свободное время, не предаваясь распутству, пьянству или порокам. Увы, сегодня все идеалы массового спорта у нас забыты. Нам кажется, что мы уподобили себя тирану, который велел вытащить из храма все статуи победителей спортивных Олимпиад и бросить их в отхожее место. В отличие от него мы выбросили в отхожие места целые поколения молодых людей. Что можно ожидать от людей, которые регулярно не отдают часы любимому виду спорта. Они подобны несчастным скопцам, что лишены радости наслаждаться чарами женского тела. Только эти не знают радости и удовольствия, которые может получить человек от ощущения собственного здорового тела. Прав Сократ: «Было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Греки во время игр не только не стыдились обнажать тела, но и обладатели лучших гениталий пользовались признанием как у ярких женщин, так и у лучших скульпторов – те запечатлели их красоту в благородном мраморе!

Греция. Афины. Олимпийские игры. 2004 г.

Состояние общества напрямую зависит не только от материального положения и экономической базы, но и от его физического здоровья, состояния умов. Чем умнее и богаче (в том числе в нравственном, интеллектуальном отношении) тот или иной строй, та или иная держава, тем охотнее она тратит деньги, усилия, ресурсы, время на занятие спортом – спортом массовым и разнообразным. И напротив, чем беднее и никчемнее его жизнь, чем пошлее, примитивнее общественные цели и идеалы, чем глубже социальные противоречия между бедной и богатой частью населения, тем примитивнее его культура и меньше шансов у общества на здоровую жизнь. Олимпийские игры в древности были показателем мужества и здоровья тех стран, которые посылали на игры своих представителей. Олимпийские игры сегодня наиважнейшая лакмусовая бумажка, отражающая общественную философию элит и народов. Поэтому приятным сюрпризом стал успех России, где правящая элита отобрала у народа стадионы, позакрывала бесплатные спортивные школы и секции, перевела всю общественную жизнь на рельсы «рыночных услуг». Многие считали и считают, что для России в спорте наступил «бронзовый век» и уж недалек «каменный век».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Атлеты Древнего мира — SportWiki энциклопедия

В древности физическая сила для человека имела огромное значение. Для того чтобы выжить в тяжелейших условиях того времени, нужно было иметь отличное здоровье и крепкие мышцы. Сильные охотники могли накормить своих женщин и детей, могучие воины — защитить соплеменников от врагов.

Все это порождало преклонение перед силой. Герои становились вождями и королями.

В Древней Греции поэты прославляли могучих, как боги, людей. Одним из любимых греческих мифов стал миф о Геракле, которого не могли остановить никакие преграды, в том числе гнев богов и сама судьба.

Дошли до нашего времени и имена реальных людей: Полидама, на скаку остановившего колесницу и голыми руками одолевшего льва; легендарного атлета и победителя Олимпийских игр Филиппа; знаменитого Милона Кротонского, который с 532 по 512 год до н. э. 25 раз побеждал в олимпийских соревнованиях по борьбе и атлетике.

Цари Древней Греции также отличались атлетическими достижениями, среди них был спартанский царь Леонид, македонский царь Филипп и его сын Александр. Известные философы и ученые Древней Греции также зачастую были великими атлетами. Таковыми по дошедшим до нас сведениям являлись Пифагор и Гиппократ, Сократ и Платон, Аристотель, Софокл и Еврипид.

Древние мудрецы полагали, что люди должны быть совершенны не только духовно, но и физически. Платон называл «хромыми» тех, у кого развитие разума отставало от развития тела и наоборот. Перикл утверждал, что не доверил бы и самую ничтожную государственную должность человеку, который свое интеллектуальное совершенство не сочетает с физическим. Не потому ли весь мир до сих пор восхищается древнегреческими статуями атлетов, их пропорциональной мускулатурой?

В Древнем Риме были свои выдающиеся атлеты: циркач Атлас, всходивший по лестнице в 200-килограммовом панцире и поножах по 100 кг каждая; легионер Вирий Ва-лент, поднимавший на плечи повозку с дневным рационом своей когорты и удерживавший ее в таком положении все время разгрузки; императоры Максимин и Тиберий.

Хотя Спартак, как и большинство гладиаторов, не был римлянином, но, безусловно, остался одним из выдающихся героев этой эпохи. Следует отметить, что в период Средневековья культ физической силы и ловкости реализовывал себя главным образом в форме рыцарских турниров. Доспехи рыцарей весили до 40 кг (не считая длинного копья, громадного меча и щита).

sportwiki.to

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.