Балет плие – 26 совсем не академических фактов об опере и балете, которые позволят блеснуть эрудицией в антракте

Плие — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Деми-плие в I позиции

Плие (фр. plié, от гл. plier — сгибать) — балетный термин, обозначающий сгибание одной либо обеих ног, приседание на двух либо на одной ноге[1]; «общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом „приседание“»[2]:28. Наравне с подъёмом на полупальцы/пальцы (relevé), вращением и прыжком, является основным элементом хореографии.

Благодаря тому, что с упражнения plié начинался как танцевальный урок, так и обучение танцовщиков вообще, в XIX веке само слово «приседать» использовалось в значении учиться танцу:

Дочек учат русской грамоте, иных даже французскому наречию и приседать, что значит — танцованию.

Пётр Вистенгоф. Очерки московской жизни.[3]
  • Приседание на двух ногах в любой из существующих позиций ног:
  1. Деми-плие (фр. demi-plié) — полуприседание[* 1], при котором пятки остаются прижатыми к полу
  2. Гран-плие (фр. grand plié) — глубокое приседание с максимальным сгибом коленного сустава, при этом пятки слегка отрываются от пола[* 2]
  • Приседание на одной ноге в какой-либо позе с ногой на носок в пол либо поднятой в воздух на какую-либо высоту (demi-plié на опорной ноге)
  • Сгибание работающей ноги, поднятой в воздух на какую-либо высоту в любом направлении

В уроке классического танца плие выполняется как отдельное упражнение. В русской балетной школе, как правило, это первая учебная комбинация, с которой начинается экзерсис как у палки, так и на середине зала

[* 3]. Приседания выполняются на всей стопе по несколько раз в I, II, IV и V выворотных позициях[* 4] в координации с плавным движением рук и головы (port de bras).

В русской школе плие всегда начинают изучать и выполнять в учебной комбинации начиная с I позиции, в то время как во французской — со II, как более устойчивой и позволяющей лучше почувствовать выворотность в тазобедренном и коленном суставах.

Такой подход имеет и свои недостатки, потому что благодаря более устойчивому положению ног при изучении plié с этой позиции легко распускается корпус и нет должной собранности всего тела танцующего. Поэтому правильнее начать изучение plié с I позиции, где менее устойчивое положение ног заставляет с самого начала делать некоторые усилия, чтобы держаться той вертикальной оси, вокруг которой строится всё равновесие танцовщика.

А. Я. Ваганова. Основы классического танца.[2]:22

Цели и задачи[править | править код]

Приседания необходимы для выполнения прыжков, вращений, подъёма на полупальцы или пальцы — практически все эти движения начинаются и/или заканчивается в demi-plié. Плие развивает эластичность суставно-связочного аппарата и выворотность в тазобедренном и коленном суставах, способствует развитию прыгучести за счет растягивания ахиллесова сухожилия. Для укрепления голеностопа и разрабатывания стопы оно может выполняться стоя на полупальцах

[* 5] или пальцах. Добавление плие на опорной ноге во время выполнения батманов или в какой-либо устойчивой позе позволяет выработать мышечную силу.

В отличие от одноимённого упражнения в экзерсисе, где плие является основным движением, при выполнении других упражнений и комбинаций из различных движений плие выполняет роль связующего движения: с его помощью выполняется слитный переход из позы в позу или от одного движения к другому. Оно может выполняться в любом темпе и характере.

Plié присуще всем танцевальным движениям, оно встречается в каждом танцевальном

pas. <…> Если у танцующего нет plié, исполнение его сухо, резко и непластично.

А. Я. Ваганова. Основы классического танца.[2]:28

Grand plié во II позиции, впервые использованное в сценической практике хореографом Сержем Лифарём, в своё время вызвало нешуточный скандал и обвинение в безнравственности.

Источники
  1. Епишкин Н. И. Плие // Исторический словарь галлицизмов русского языка. — 2010.
  2. 1 2 3 А. Я. Ваганова. Основы классического танца. Издание 6. — Спб.: Издательство «Лань», 2000
  3. П. Ф. Вистенгоф. Очерки московской жизни. — М.: Издательский дом Тончу, 2007. — 280 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-91215-013-5.
Комментарии
  1. ↑ У А. Я. Вагановой — plié в половинном размере.
  2. ↑ При выполнении grand plié в выворотной II позиции пятки остаются плотно прижатыми к полу.
  3. ↑ В наше время, по желанию педагога, оно может идти и после комбинации battement tendu, в экзерсисе на середине зала может быть включено в состав «малого адажио»
  4. ↑ В уроках характерного и современного танца также выполняются и по прямым (параллельным) позициям.
  5. ↑ Плие разной глубины и энергичности, выполняемые стоя на полупальцах — типичны для характерного танца.

Терминология в балете — это… Что такое Терминология в балете?

Эта страница — глоссарий.

Список терминов в балете в алфавитном порядке. В классическом танце принято пользоваться французской терминологией.

А — A — En

  • Adagio — одна из форм танцевального дуэта. Медленная часть Pas de deux, Grand pas, Pas d’actions. В уроке классического танца у станка и на середине — танцевальная композиция, состоящая из плавных движений, устойчивых поз, поворотов, вращений. В Адажио вырабатывается сила и гармония движений. Основные элементы Адажио: Développes, Releves, Grands ronds de jambe, Grands fouettes renverses
    .
  • Allegro — В уроке классического танца — заключительная часть упражнений на середине, состоящая из маленьких прыжков
  • A la seconde (поднятие ноги в сторону, на вторую позицию) — Поза, при которой работающая нога поднимается высоко в сторону
  • Aplomb (апломб — равновесие) — старинное обозначение способности танцовщицы продолжительное время устойчиво стоять в различных позах на одой ноге
  • Arabesque (Арабеск) — одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Арабеск бывает Первым (Premier Arabesque), Вторым (Deuxième Arabesque) и Четвёртым (quatrième Arabesque).
  • Attitude (Поза[1]) — одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с согнутым коленом. Корпус прогнут в спине. Аттитюд бывает Croisèe и Effacèe
En dehors et En dedans Entrechat six[2]
  • Assemble (Assembler — собирать):
  1. Движение L’assemblé начинается из V позиции, опорная нога в положении demi plié, рабочая нога в dégagé (открыта вперёд, en avant; в сторону, de côté, или назад, en arrière), затем ноги собираются вместе в V позиции (на полупальцах или на пальцах).
  2. Assemble (прыжок): Прыжок, во время которого ноги собираются вместе в воздухе. Прыжок заканчивается приземлением в V позиции в plié.
  1. Движение на пуантах, в котором опорная нога стоит на пальце, а рабочая в положении sur le cou de pied, затем открывается в dégagé и корпус переносится на другую ногу. Движение может быть (entournant) с поворотом 90°, и через petit Battements.
  2. Движение в прыжке исполняется по тому же принципу, в переменой ног. Основной ошибкой выполнения Emboîté может быть не слишком близкое положение ног, которые должны аккуратно переходить из позиций, а также прямая вертикаль корпуса.
  • En avant (вперёд) — термин, указывающий на то, что одна нога находится впереди другой или на то, что танцовщик продвигается вперёд
  • En arrière (назад) — термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой или на то, что танцовщик продвигается назад
  • En dedans (во внутрь) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся En tournant по направлению к опорой ноге
  • En dehors (наружу) — направление вращения в пируэтах, турах и движениях, исполняющихся
    En tournant
    по направлению от опорой ноги
  • En l’air (в воздухе) — термин, указывающий на движение, которое исполняется в воздухе: Rond de jambe en l’air, Tour en l’air
  • En tournant (в повороте) — термин, указывающий на движение, исполняемое одновременно с поворотом корпуса: Pas de bourée en tournant, Echappe en tournant
  • En face (напротив) — термин, указывающий на то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу
  • Entrée (вход) — Первая часть Pas de deux, Pas de trois, Grand pas, Pas d’actions
  • Entrechat (антраш́а — итал. intrecciato — плетёный, также определяется для того вида прыжка, как скрещенный) — вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги немного разводятся в воздухе и соединяются в V позиции вновь, при этом не ударяясь друг с другом, так как находятся в выворотном положении от бедра. Royal, Entrechat trois, entrechat quatre (одна смена ног с сохранением
    épaulement
    , на муз. счёт 4), entrechat cinq, entrechat six, entrechat huit.

Б — B

  • Balance (Balancer — покачиваться). Pas Balance — движение, состоящее из переступаний с ноги на ногу из стороны в сторону, вперед-назад, что создаёт впечатление покачивания. Музыкальный размер Балансе — 3/4
  • Ballon (воздушный шар) — способность танцовщиков фиксировать разные позы в прыжке
  • Ballonne (воздушный шар) — Pas Ballonne — отскакивающий прыжок на одной ноге, с продвижением в сторону, вперед, назад за рабочей ногой, которая вытягивается во время прыжка, так же как и опорная нога, затем возвращается в положение Sur le cou-de-pied
  • Ballote (Balloter — качаться) — Pas Ballote — лейтмотив танца Жизели и Альберта в первом акте балета «Жизель». Балотте состоит из прыжка, во время которого одна нога, закрываясь, подбивает другую, с небольшим наклоном корпуса создается впечатление покачивания.
Brise — прыжок[3]
  • Battements (биение, удары) — группа движений классического танца, вырабатывающих силу, выворотность, резкость и эластичность мышц, координацию движений всего тела:
  • Battements Tendus (тянуть, вытягивать): Battements tendus Jeté (бросать) (на 45°), Battements tendus pour batterie (подготовка к заноскам), Grands Battements Jeté (выше 90°), Grands Battements Jeté pointe, Grands Battements Jeté balancé.
  • Battements relevélent (в адажио)
  • Battements sur le cou-de-pied: Battements frappé (ударять), Battements double frappé, Petit battements sur le cou-de-pied, Battements battu (battre — бить), Battements Fondus (fondre — таять) — 45° и 90°, Battements soutenu (soutenir — поддерживать) — вперёд, в сторону, назад
  • Battements Developpes (Developper — развивать). Движение: рабочая нога скользит по опорой ноге с вытянутыми пальцами и открывается вперед, в сторону, назад. Battements Retire (забирать, тянуть обратно). Grands Battements Developpes Passe (passer — проводить)
  • Brise (Briser — разбивать) — маленький прыжок, с продвижением вперед или назад за ногой. Прыжок Бризе заканчивается в V позиции. Разновидность: Brise dessus-dessous. Французское слово Brise обозначает лёгкий и порывистый морской ветер бриз
  • Pas de Bourres (мн.число) (фр. pas de bourree) Pas de Bourree suivi — означает последовательный мелкий перебор ногами на пуантах в пятой позиции с продвижением вперёд, в сторону и назад. Это движение часто встречается в выходе Мирты во втором акте балета «Жизель», а также является основным движением «Лебедя» на музыку Сен-Санса.

В — V

  • Вариация (Variation) — короткий, но законченный виртуозный танец для одного или нескольких исполнителей. Обычно является частью Pas de deux, Pas de trios, Grand Pas. Вариация возможна в качестве самостоятельного эпизода.

Г — G

  • Glissade — Pas Glissade (Glisser — скользить) — скользящий прыжок с продвижением за открываемой ногой в сторону, вперёд или назад. Служит подготовкой (preparation) для больших прыжков
  • Grand (большой) — Grand Plie (большое приседание), Grand Saut (большой прыжок), Grand Battement (большое движение)
  • Grand Pas — состоит из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэт), Variation (вариации женская и мужская), Coda (заключительная часть с fouette и grands pirouette). Гранд па из балетов «Дон Кихот», «Раймонда», «Пахита»
  • Grand Piruet — Туры (поворот на 360° на оси), с demi plie на опорной ноги и поднятием на полупальцы. Рабочая нога в a la seconde.

Д — D

  • Дивертисмент (Divertissement — развлечение) — ряд танцевальных номеров, следующих один за другим; концертная программа, состоящая из различных по жанру и характеру танцевальных номеров

К — C

  • Кода (Coda — от лат. хвост) — В Pas de deux, Pas de trios, Grand Pas — быстрая заключительная часть танца, следующая за вариациями («Дон Кихот», «Корсар»). Кода может быть заключением балетного акта, в финале которого участвуют все персонажи спектакля и кордебалет («Щелкунчик», «Спящая красавица»).
  • Pas coupé (coupér — в переводе с французского языка дословно означает «режущее», определяет его короткий отрывистый характер) представляет собой вспомогательное движение классического танца, и потому всегда исполняется вместе с другими движениями, встречаясь в упражнениях у станка, и на середине, в прыжковых и пальцевых упражнениях.[4]

П — P

  • Pas — движение, шаг
  • Pas de deux (Pas — шаг, deux — два; «Движение вдвоём») — музыкально-танцевальная форма, принятая в балете с XIX века, состоящая из Entrée (начало), Adajio (адажио-дуэтного танца), Variation (вариации балерины и танцовщика), Coda (заключительная часть с fouette и grands pirouette) (па де де из балета «Лебединое озеро»).
  • Pas de trois (Pas — шаг, trois — три; «Движение втроем») — музыкально-танцевальная форма, повторяющая построение па-де-де, но для трех танцовщиков.
  • Port de bras (Porter — носить , Bras — рука) — Правильное прохождение рук через основные позиции (I, II, III), закруглённые (Arrondi), удлинённые (Allongé), с участием поворотов или наклонов головы и корпуса. Порт де бра бывает первое (Premier Port de bras), второе (Deuxième Port de bras) и третье (troisième Port de bras)
  • Pas de poisson (движение рыбки) — прыжок с одной ноги на другую, ноги отбрасываются высоко назад
  • Положение корпуса:
  1. Efface (сглаживать) — Поза классического танца. Выдвижение правой руки (или левой) и правой (или левой) ноги вперёд. Положение Efface может быть вперёд и назад
  2. Croise (скрещивать) — Поза классического танца. Выдвижение левой (или правой) руки и правой (или левой) ноги вперёд. Положение Кроазе может быть вперёд и назад
  • Plié (Pliér — складывать, мягко сгибать) — demi plié — небольшое приседание, préparation для прыжка. Grand plié — глубокое приседание по первой, четвёртой и пятой позиции с отрыванием пяток от пола.

С — C

  • Pas de ciseaux (движение ножниц) — прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперед, а затем одна из их через первую позицию проводится назад в Arabesque

Р — R

  • Relevé (от Relever — поднимать)
  1. Подъём на полупальцы, пуанты
  2. Поднимание ноги (Relevé lent) вперёд — devant, в сторону — a la seconde и назад derrière (arabesque) с вытянутым коленом, на 90° и выше.
  • Renversé (от Renverser — опрокидывать) — связующее движение от положения большой позы Attitude, с наклоном корпуса и последующим Pas de Bourres и Port de bras

Ф — F

  • Fermé (закрытый) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и других положений и движений
  • Fondu (Fondre — таять) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и battements
  • Frappé (Frapper — ударять) — употребляется для обозначения одной из форм sissonnes и battements
(аудио)
fouettes.Coda.
Затакт: 2 пируэта из четвёртой позиции. Восемь тактов по четыре. 32 фуэте.
Помощь по воспроизведению
  • Fouetté (в русской транскрипции фуэте, прилагательное фр. fouetté обозначающее «взбитые» и глагол фр. fouetter[5]) — Движение, которое виртуозно исполняется балериной на пальцах (на пуантах) в коде (финале) Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, рабочая нога при каждом повороте проделывает rond de jambe en l’air на 45° («Дон Кихот»).[6]

Существует несколько разновидностей этого движения[7]:

  1. Fouetté en tournant на 45° En dehors. Делается с demi-plié на левой ноге, правая в это время открывается на II позицию на 45°, tout en dehors а левой ноге; во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит, прикасаясь спереди, к икре левой ноги (как petit Battement). Руки во время поворота закрываются в подготовительную (или первую) позицию. Остановку нужно делать опять на demi-plié, раскрыв руки и ногу на II позицию. Форс берётся правой ногой (правым коленом при сгибании). При этом ни в коем случае не сворачивается опорная нога. Когда Fouetté делают подряд в большом количестве, движение начинается с préparation в IV позицию, вскок на палец (совр. подъём на пуанты), делая один tour en dehors, и продолжать вертеться, проделывая Fouetté.
  2. Fouetté en tournant на 45° En dedans. Делается так же, но нога идёт сначала впереди икры, а потом назад.[8](входит в обязательную программу, но в сценическом варианте используется редко).
Французская школа

Похожа на русскую. Движения: les fouettés en dedans et en dehors, les fouettés sautés, les fouettés sur pointes ou demi-pointes:

Делается pique на правую ногу, левая нога поднимается вперёд, происходит tour на пальце (sur la pointe) или полупалце (demi-pointe) и левая нога остаётся вытянутой в воздухе. заканчивается в en arabesque sur pointe (ou demi-pointe).

(аудио) Fouetté: Пример исполнения фуэте с Rond (американская школа)
Американская школа

Fouetté en tournant на 45° En dehors. Если в русской школе во время tour правая нога прикасается сзади икры опорной левой ноги, затем переходит прикасаясь спереди к икре левой ноги (как petit Battement), то здесь рабочая нога делает demi rond на 45°, что придаёт движению дополнительный форс, но опасно «выпусканием бедра», из-за чего балерина может сойти с оси, а Fouetté получаестя с продвижением вперёд или в сторону.

  1. Grand Fouetté. В нём есть кое-что и от французской и от итальянской школ (прим. Вагановой).
  2. les fouettés en dehors. Поза croiseé назад левой ногой. Coupé на левую ногу на полупальцы, руки во второй позиции, опуститься на левой ноге на demi-plié, левая рука спускается в I позицию. Проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90° (совр. 120°), подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой Grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plié в III arabesque (в положении en face). Руки проделывают следующее Port de bras: Левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идёт на III позицию и проходит через первую на III arabesque во время опускания левой ноги на plié.
  3. les fouettés en dedans et en dedans — Движение делается по тому же принципу.
  4. Grand Fouetté en tournant en dedans . Встать в позу croiseé вперёд (левая нога впереди), опуститься на demi-plié на левую ногу, вскочить на неё на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию (alaseconde) на 90° (120°) — Grand battement jeté. Поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу через passé par terre (проходящим движением). Опорная нога поворачивается на полупальцах (довернуться до en dedans), удерживая правую ногу на той же высоте. Закончить движение на 3 арабеск на plié мли на арабеск.
  5. Grand Fouetté en tournant en dedans (итальянское фуэте). Исполняется на пальцах по тому же принципу. Только начинается не с plié, а с sur le cou de pied, а закачивается в позе attitudé на пуантах, croisé, правая рука в третьей позиции, а левая в первой.
  6. Grand Fouetté en tournant sauté выполняется по принципу Grand Fouetté en tournant en dedans, только левая нога отрывается от пола прыжком, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.

Ш — Ch

  • Pas de chat (движение кошки) — прыжковое движение, имитирующее грациозный прыжок кошки. Исполняется с подгибанием ног в прыжке. Grand Pas de chat (итальянское) — выбрасывание ног вперед выше 90°, руки открываются из III позиции, корпус прогибается назад

Э — E

  • Échappé — это прыжок, который с demi plié в пятой позиции, две ноги отталкиваются от пола и втягиваются (приклеиваются) друг к другу в воздухе (как и в движении soubresaut), затем открываются в воздухе во II (à la seconde)или IV (en quatrième) позицию при приземлении. Это движение исполняется на пальцах (sur pointes, движение relevé sur pointes). Движение Échappé battu начинается также, но после приземлении во второй или четвёртой позиции, вновь толчок, и ноги собираются в прыжке в пятой позиции. В начальных классах это движение помогает в подготовке к entrechat.

Направления в балетных школах

Классическая школа:

  1. Американская: Balanchine method
  2. Английская: Royal Ballet School и Royal Academy of Dance
  3. Датская Bournonville method
  4. Итальянская: Cecchetti method
  5. Кубинская: Alicia Alonso Method
  6. Русская: Vaganova method

Литература

  • 1925 — Книга ликований / Аким Волынский. — Л.: «АРТ», переиздание в 1992 году.
  • 1934 — Основы классического танца / Агриппина Ваганова. — Л.: «Искусство», переиздана в 1980 году.[9]
  • 1958 — Танцовщик и стиль / В. М. Красовская. — Л.: «Театр и жизнь», 1958.
  • 1966 — «Всё о балете» Часть IV — Термины / Е. Суриц, Е. Жемчужина, В.Варковицкий. — Л.: «Музыка», 1966.
  • 1967 — Уроки классического танца / Асаф Мессерер. — М.: «Искусство» ВТО, 1967.
  • 1983 — «Азбука классического танца»: Первые три года обучения. Учебно-методическое пособие для высших и средних учебных заведений искусства и культуры. / Н. П. Базарова совместно с В. П. Мей. Вступительная статья В. Красовской. — «Искусство», 2-е изд, 1983, переиздана в 2006 году. — 207 с. ил. 22 см с.
  • 1984 — «Классический танец»: Методика четвертого и пятого года обучения. Учебник для высших и средних специальных учебных заведений искусств и культуры / Н. П. Базарова. — «Искусство», 2-е изд, 1984, переиздана в 2009 году. — 199 с. ил., 8 л. ил. 21 см с.
  • 1987 — Л.Д.Блок Классический танец. История и современность / вступительное слово В.Гаевского. — Рецензент: Пётр Гусев, Ред.коллегия: В.М.Красовская, Е.А.Суриц. — М.: «Искусство», 17.08.1987. — 556 с. — 25 000 экз.

Примечания

  1. Аттитюда // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. «Русский балет: Энциклопедия» — «Entrechat». — М.: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. — С. 548. — 10 000 экз. — ISBN 5-85370-099-1
  3. «Русский балет: Энциклопедия» — «Brisé». — М.: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. — С. 545. — 10 000 экз. — ISBN 5-85370-099-1
  4. Н.П.Базарова, В.П.Мей Азбука классического танца = учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — Л.: «Искусство», 1983. — С. 159. — 207 с. — 25 000 экз.
  5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée)
  6. «Русский балет: Энциклопедия» — Fouetté. — М.: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. — С. 549. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85370-099-1
  7. Описание Вагановой. См.также: «Русский балет: Энциклопедия» — «Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté». — М.: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. — С. 549. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85370-099-1
  8. Агриппина Ваганова Основы классического танца. — 5-е изд. — Л.: «Искусство», 16.05.1980. — С. 157. — 192 с. — 30 000 экз.
  9. Учебник А. Я. Вагановой впервые был издан в 1943 году и был переиздан 4 разаа. Изложенная в нём методика преподавания классического танца предназначается для учащихся и педагогов хореографических училищ

См. также

Видеословарь балетных терминов

Классический балет: краткий словарь: vakin — LiveJournal

Путеводитель по ключевым балетным терминам

В мире существуют сотни балетных трупп, чьи спектакли ежедневно собирают огромные залы и вызывают волны восторженных публикаций в соцсетях и пиратских видео в YouTube. Все это не мешает классическому балету оставаться «вещью в себе» для неискушённой публики. В балете чаще всего видят средство кратковременного спасения от повседневности, красивое и не обремененное смыслом, — и понимают под ним исключительно спектакли, «приплывшие» в современность из XIX века. Все прочее — постановки XX столетия, а также те балеты, что сочиняются на наших глазах, — выглядит необязательными заметками на полях великой и слегка запылившейся Классики.

В словарь не вошли сугубо профессиональные термины, то есть названия отдельных движений и поз (кроме единственного, «арабеск»). Гораздо важнее было ответить на вопросы: из каких структур состоит классический балетный спектакль? Как мы воспринимаем этот театральный феномен? Основная идея: классический балет — сумма законов и определенный тип мышления, который проявляется независимо от эпохи. Иначе говоря, классические балеты сочиняются и сегодня, а наличие расписных холстов на сцене и тюлевых пачек на танцовщицах — еще не гарантия того, что перед нами настоящий классический балет, а не подделка. Достаточно присмотреться.

адáжио

Развернутый номер в медленном темпе, чаще всего — дуэт центральных персонажей, иногда в сопровождении кордебалета. В спектакле это момент поэтической остановки времени, момент любования пластической фигурой. Адажио часто включают в развернутую танцевальную структуру pas classique, классического па (см.)

антрé

Танцевальный выход персонажей, первая часть «классического па». От французского «выступление», «вход».

Подробнее о pas classique и его ключевых терминах (па-де-дé, па-де-труá, па-де-катр, большое па) — в самом конце словаря.

арабéск

Одна из основных поз классического танца (см.). Рабочая нога поднята назад, руки в удлиненном положении (алонжé) отведены — одна в сторону или назад, другая вперед. Разные комбинации рук и рабочей ноги образуют четыре арабеска. Наиболее часто на сцене встречается первый арабеск: например, эта поза является ключевой в композиции картины «Царство теней» в балете «Баядерка» (см. белый балет). Понятие происходит от французского arabesque, «восточный», и родственно с термином «арабеска», означающим растительный орнамент.

балери́на

Танцовщица, занимающая высшее положение в иерархии труппы. Также — исполнительница главной партии в балетном спектакле. В русском языке закрепился и плеоназм «прима-балерина» — калька с итальянского выражения «prima ballerina assoluta» (первая абсолютная танцовщица), неофициального титула, возникшего в прессе в конце XIX века. Некорректно называть балеринами всех танцовщиц.

балетмéйстер

Хранитель и репетитор чужой хореографии. В широком смысле — знаток балетного ремесла, носитель хореографической школы. Балетмейстер не сочиняет собственную хореографию — не путать с хореографом (см.)

белый балет

Выражение, которое употребил писатель и критик Вадим Гаевский в книге «Дивертисмент». Белый балет как устойчивый элемент хореографического спектакля возник в 1830-е годы: развернутые танцевальные композиции при участии кордебалета, который облачен в одинаковые белые костюмы и призван изображать фантастических существ или одушевленные природные силы — сильфид, теней, нереид, лебедей, снежинок. В широком смысле это философская категория, танцевальный акт отмены быта, отрешения от житейских страстей.

В ХХ веке «белый балет» превратился в определенный тип классического балетного спектакля: «Шопениана» Михаила Фокина, «Серенада» Джорджа Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря. Метаморфозы белого балета можно наблюдать и в недавних произведениях — например, в балетах Вячеслава Самодурова «Вариации Сальери» и «Приказ короля». Костюмы исполнителей при этом не всегда могут иметь белый цвет.

«В белом балете красота отделена от красок телесности и от красок крови. В белом балете красота сближена с цветом летящего снега и недоступных горных вершин. <…> Белый балет исходит из рисунка самой балетной позы. Балетмейстерами руководит вкус к строгим линиям и нарастающий интерес к скрытым от непосвященных профессиональным секретам. Белый балет — спектакль о тайнах балета. Предметом балетного театра оказывается он сам. В белом зеркале кордебалетных композиций — “больших классических па” — балет узнает свою красоту и свой подлинный образ. Когда кордебалет становится в арабеск, оркестр звучит патетически: это миг истины, явление балета как чистого жанра» (Вадим Гаевский, «Дивертисмент», 1982)

бессюжетный балет

Просторечное обозначение балетов, в которых нет литературной фабулы, персонажи не носят конкретных имен, а содержание заключается во взаимодействии музыки и пластики, в том, как сформировано пространство и разворачивается время. Более корректные определения — абстрактный, ненарративный балет. См. также сюжетный балет.

вариáция

Краткий сольный (реже парный или тройной) номер, демонстрация виртуозности.

В отличие от музыкального термина употребляется в единственном числе: в балетной вариации нет темы, которая подвергается метаморфозам. Вариативность — в возможности замены отдельных сегментов хореографии.

гротéск

Один из пяти базовых танцевальных языков классического балета наряду с классическим, харáктерным, историческим танцем и пантомимой (см.) Для танца гротеск характерны ломаная, эксцентричная пластика, преувеличенная жестикуляция, неправильные с точки зрения балетных правил позиции ног и рук. Примеры: партия Феи Карабос в «Спящей красавице», заглавная партия в «Шурале», миниатюры Леонида Якобсона, партии Мачехи и сестер в разных постановках «Золушки»

деми́-соли́ст, деми́-соли́стка

Танцовщик или танцовщица, занимающие промежуточную ступень иерархии между корифеями и солистами. Выступают в вариациях или ансамблевых номерах, где заняты от двух до восьми исполнителей — обычно им предоставляются партии безымянных друзей/подруг центральных персонажей.

дивертисмéнт

Сюита разнохарактерных танцев. Внутри большого спектакля может служить для нагнетания атмосферы и ускорения действия либо, наоборот, в качестве оттяжки кульминации. Примеры   — сюита национальных танцев в третьей картине «Лебединого озера», танцы сказочных персонажей в третьем акте «Спящей красавицы». В форме дивертисмента может быть построен целый балет (Divertimento №15 Баланчина). Слово происходит от итальянского «увеселение».

драмбалéт

Жаргонное определение для спектаклей, в которых последовательно излагается мелодраматическая фабула, а на сцене детально показаны бытовые приметы конкретных времени и места. Изначально слово «драмбалет» применялось с уничижительным оттенком к отечественным постановкам 1930–1950-х годов и обозначало конкретное направление в советской хореографии; наиболее известные его образцы — «Пламя Парижа» Василия Вайнонена, «Бахчисарайский фонтан» и «Медный всадник» Ростислава Захарова, «Лауренсия» Вахтанга Чабукиани, «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского.

историко-бытовой танец

Исполняемые в балетном спектакле салонные и придворные танцы минувших эпох — менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез и многие другие. Обычно предусматривают использование обуви на низком каблуке и составляют контраст классическим ансамблям на пуантах. Сюита историко-бытовых танцев открывает второй акт «Спящей красавицы»; ряд подобных танцев ввел Сергей Прокофьев во второй акт «Золушки». Позировки менуэта можно увидеть в балете Уильяма Форсайта Steptext.

классическая постановка

В просторечии — спектакль с живописными декорациями и танцовщицами в пачках, — либо постановка, имеющая отношение к XIX веку. В этом ложном смысле «классическая постановка» противопоставляется «современным постановкам» или «модерну».

В строгом смысле это каноническое, вошедшее в репертуарную традицию хореографическое произведение или интерпретация того или иного музыкального произведения. Например, классические постановки «Ромео и Джульетты» Прокофьева (то есть партитуры ХХ века) принадлежат Леониду Лавровскому и Кеннету Макмиллану. В пачках там не танцуют.

Другой пример. Существует классическая версия «Жизели», авторами которой считаются Жан Коралли, Жюль Перро и Мариус Петипа — ее можно увидеть в Мариинском театре. Однако «Жизель», которую в 1982 году сочинил Матс Эк и в которой опирался на структуру и смысловые пласты балета Коралли–Перро–Петипа, также вошла в культурный обиход и может быть названа классической — в отличие от «Жизели» Акрама Хана, который в 2018 году тоже сделал ремейк старинного спектакля. С третьей стороны, Алексей Ратманский готовит в Большом театре постановку «Жизели» (премьера которой состоится при поддержке банка ВТБ), впервые в мировой практике опираясь на хореографическую нотацию 1860-х годов. То есть его постановка визуально будет следовать канону (та самая «классика» в обывательском смысле), основа мизансцен и хореографии сохранится, но от спектакля Мариинского театра все это будет, по-видимому, довольно сильно отличаться.

классический танец

Главный пластический язык в классическом балете. (Важно понимать, что классический балет как вид искусства не сводится к одному классическому танцу.) В его основе — принцип выворотности (ноги, по сравнению с природным положением, развернуты в тазобедренном суставе наружу), разработанная система поз и движений, пуантная техника у женщин, а также основанная на всем перечисленном система ежедневного тренажа.

В современном виде классический танец сложился в первой трети XIX столетия. В ХХ веке его выразительные средства и технические приемы расширялись — результат этого процесса получил название «неоклассический танец» и связан в первую очередь с именем хореографа Джорджа Баланчина, — но базовые положения и принципы остались неизменными. В балетах наших современников Алексея Ратманского, Кристофера Уилдона, Юрия Посохова, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко главенствует именно классический танец.

кóда

Заключительная часть pas classique или всего балета. Исполняется в быстром темпе, чаще всего в двух частях. Восклицательный знак, эмоциональная кульминация, где зрителю «бьют по нервам»: для коды хореограф и исполнители припасают самые эффектные трюки, в том числе серию фуэте. Слово происходит от итальянского «хвост».

кордебалéт

Массовый персонаж балетного спектакля. Также — низшее и наиболее многочисленное подразделение балетной труппы. Слово происходит от французского «тело балета».

корифéй

В балетной труппе — промежуточная ступень между кордебалетом и деми-солистами. В кордебалетных композициях корифеи занимают место впереди или по краям линий, служа ориентиром для перестроений остальных исполнителей.

костюм балетный

Традиционный женский наряд называется тюни́к, в просторечии — пачка: несколько слоев тюля в форме блина или колокола, пришитых к лифу. Мужская униформа в классических спектаклях — трико, колет и мягкие туфли.

либрéтто

Сценарный план балета, в котором разработана повествовательная линия (если она имеется), а также выстроена музыкальная и хореографическая конструкция. Краткое содержание, опубликованное в программке, не является либретто. В так называемых абстрактных балетах (см. бессюжетный балет) краткое содержание вообще невозможно напечатать (иначе придется признать, что все идеи произведения можно выразить письменно и нет никакой необходимости в музыке и танце), — но это не значит, что у абстрактного балета нет сценария.

модéрн (танец)

Исторический термин — танцевальное течение первой трети ХХ века, противопоставившее себя классическому балету и связанное в первую очередь с именем американского хореографа и танцовщицы Марты Грэм. Начиная с 1980-х годов некоторым балетным спектаклям в отечественных театрах даются подзаголовки «модерн-балет» с целью уберечь их от сравнения с балетами прошлого.

Часто слово «модерн» ошибочно применяют ко всему, что не является в обывательском понимании «классикой» — к балетам, где живописная декорация не изображает интерьер или пейзаж, а балерины не носят пачки (даже если танцуют на пуантах).

музыкальных и пластических линий схождение и расхождение

Главный и постоянный сюжет, источник смыслов, оправдание существования балетного искусства. Формулировка принадлежит Вадиму Гаевскому.

пантоми́ма

Один из базовых пластических языков в классическом балете — система условных жестов, призванных передать бытовую речь и обозначить очередной поворот сюжета. В чистом виде, хотя и сильно урезанная, пантомима сохранилась в редакциях балетов XIX века — «Сильфиде», «Жизели», «Пахите», «Баядерке», «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Раймонде». Начиная с 1910-х годов пантомима уже не использовалась в чистом виде, образуя гибридные формы с танцем: см. «Бахчисарайский фонтан» Захарова, «Ромео и Джульетту» Лавровского, повествовательные балеты Кеннета Макмиллана и Фредерика Аштона, балеты Юрия Григоровича, «Светлый ручей» и «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского.

полупáльцы

Положение ступни, при котором пятка отделена от пола. Один из важных элементов сценического танца. Наиболее наглядный пример: на полупальцах исполняются вращения в мужском танце. Некорректная формулировка — «на цыпочках».

премьéр

Танцовщик, занимающий высшую ступень в иерархии балетной труппы — визави и партнер балерины.

психологизм

Термин, часто употребляемый по отношению к балетам с литературной фабулой (см. сюжетный балет), но не имеющий точного определения. Выражение психологизма часто усматривают в экспрессивной мимике и жестикуляции персонажей, иллюстративно-патетической манере пластики, использовании музыки, которую можно определить как «трагическую» (Чайковский, Берг, Шостакович, Шнитке, Пярт). По советской традиции психологизм воспринимается как безусловное достоинство и ценность балетного спектакля, однако это сомнительный тезис (см. бессюжетный балет, музыкальных и пластических линий схождение и расхождение).

пуáнты

Обувь с твердым носком; жаргонное название — пальцы («танцевать на пальцах», «пальцевая техника»). Разработанная техника танца на пуантах — отличительный признак женского классического танца. Мужчины танцуют на пуантах только в качестве пародии либо в комических балетах, сообразно сюжетным положениям (например, в «Светлом ручье» Алексея Ратманского).

реконструкция
Условное обозначение постановок, авторы которых пытаются максимально вернуть музыкально-хореографическое произведение к изначальному виду — воссоздать оригинальные декорации и костюмы, скорректировать или восстановить хореографию и мизансцены. Примеры: «Спящая красавица» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском, «Коппелия» в Большом. Настоящая реконструкция старинного балетного спектакля невозможна: можно приблизиться к визуальному сходству, но нельзя восстановить исполнителей и зрителей прежних времен.

русский классический балет

Корпус балетов XIX века, подписанных именами хореографов Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского: «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Пахита». Все эти балеты многократно редактировались в советское время — поэтому в подлинном виде русский классический балет сегодня не существует.

содержание

Сумма идей, выраженных в хореографическом произведении. Содержание балета (как и любого произведения искусства) не сводится к либретто, сюжету, краткому содержанию.

соли́ст

Ранг в балетной иерархии, предшествующий статусу балерины и премьера. Солисты исполняют вторые по значимости партии в классических балетах, а также сольные вариации безымянных персонажей. Повелительница дриад и цветочницы в «Дон Кихоте», Фея Сирени в «Спящей красавице», Бирбанто и Али в «Корсаре», Ганс и исполнители крестьянского па-де-де в «Жизели» и т.д.

сюжетный балет

Просторечное определение балетов, в которых рассказывается история, персонажи имеют конкретные имена и вступают в бытовые взаимоотношения. Такой нарративный балет часто основан на известном литературном произведении: «Манон», «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта». Часто нарративный балет представляется профессионалам и зрителям как более развитая форма балетного спектакля по сравнению с бессюжетным балетом. На практике деление балетов на бессюжетные и сюжетные не имеет смысла — формы и виды балетных постановок куда разнообразнее. Как определить Impressing the Tzar Форсайта, «Русские сезоны» Алексея Ратманского, Woolf Works Уэйна Макгрегора, «Приказ короля» Вячеслава Самодурова? И с другой стороны: много ли осталось от Сервантеса в классическом «Дон Кихоте» Александра Горского, или произведением движет некая внутренняя логика? Любой балет, даже если его участники не носят имен и не связаны семейно-родственными или профессиональными узами, развивает сразу несколько сюжетов, тем, эмоциональных линий — обнаружить и осмыслить их всегда доверено зрителю.

танцóвщик

Обозначение исполнителя-мужчины в классическом балете. Некорректные варианты: танцор, балерун, болеро.

техника — образ

Распространенный тип суждения об исполнителях: «Балерина N достойно преодолела технические сложности партии NN, однако создала недостаточно убедительный образ». В таких случаях под образом понимается умение танцовщика или танцовщицы активно выражать бытовые эмоции мимикой и жестикуляцией. Такое отделение техники от образа имеет отношение к пониманию балетного искусства как целого: его природа такова, что техническая сторона в первую очередь и формирует сценический образ, и одно без другого не существует — так же как форма неотделима от содержания.

фуэтé

В классическом танце — тип вращения, исполняемого на одной точке. Наиболее популярна разновидность фуэте, в котором рабочая нога совершает хлещущие движения вокруг опорной ноги: она встречается в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Пахите», других балетах и па-де-де. Фуэте возникает в качестве кульминации в коде pas classique, — но вовсе не является главным элементом балетного спектакля.

харáктерный танец

Один из пластических языков классического балета — стилизованные пляски в национальном характере: испанские, венгерские, цыганские, русские и другие. В конце XIX века характерные пляски были обязательной частью новых балетов и оттеняли классические ансамбли — см. сюиты национальных танцев в «Лебедином озере», испанские танцы в «Дон Кихоте». Элементы характерного танца иногда внедрялись в чисто классическую пластику, главный пример — классическое венгерское па в финале «Раймонды». В советские годы появился ряд балетов, где характерный танец был главным пластическим языком: «Лауренсия», «Гаяне», «Испанские миниатюры».

хореóграф

Автор не существовавших прежде хореографических произведений. Не путать с балетмейстером.

хореогрáфия

Па, позы и переходы, составленные в комбинации, определенным образом сопряженные с музыкой, имеющие законченную форму. (Иногда употребляется термин «хореографический текст».) Другое значение — сфера, связанная с сочинением танца. Выражение «заниматься хореографией» в значении «посещать танцевальный кружок» не имеет отношения к профессиональному балету.

Pas classique (па класси́к, «классическое па»)

Основная композиционная единица в классических балетах. Сформировалась во второй половине XIX века. Вне зависимости от количества участников имеет типовое строение:


  • антре — выход участников, нагнетание пластической массы;

  • адажио — дуэт центральных исполнителей, замедление и остановка сценического времени, патетический центр композиции;

  • вариации — череда сольных выходов исполнителей, их портретная галерея; момент ускорения и эмоционального нагнетания;

  • кода — заключительная часть pas classique или всего балета. Исполняется в быстром темпе, чаще всего в двух частях.

Иногда в эту структуру могут включаться дополнительные части, иногда исключаются антре или вариации. Очень редко происходит перемена порядка, например, вариации идут впереди адажио (см. «Сильвию» Фредерика Аштона).

Количество участников определяет разновидности pas classique — па-де-де (дуэт), па-де-труа (трио), па-де-катр (четыре исполнителя) и так далее. Наиболее развернутая по времени и количеству участников форма — гран-па, то есть «большое па». Гран-па — центральная часть композиции балетов «Жизель» (ансамбль вилис во втором акте), «Баядерка» (картина «Царство теней»), «Лебединое озеро» (большое па лебедей во второй картине), «Пахита», «Дон Кихот», «Раймонда» (Классическое венгерское па). Часто форма pas classique организует балетный спектакль целиком: «Аполлон» Баланчина — классический па-де-катр, его «Вальпургиева ночь» — гран-па.

Pas classique — хореографический универсум, законченное смысловое целое, не требующее подпорок и оправданий в виде литературной фабулы, бутафории, декораций и исторической костюмировки. Аналог — сонатная форма в классической музыке.

Текст Иван Петров
Фото: Ольга Керелюк, Урал Опера Балет; РИА Новости, bolshoi.ru
Источник — tbrussia.ru


Термины. Терминология классическ ого танца, балет | Maya ballet



Терминология классического танца

Экзерсис — комплекс основных хореографических упражнений,  формирующих танцевальную технику.

  • Plie (плие) – приседание.
  • Demi-plie (деми плие) – маленькое приседание.
  • Grand-plie (гранд плие) – большое приседание.
  • Releve (релеве) – от глагола «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
  • Battement (батман) – размах, биение.
  • Battement tendu (батман тандю) – отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
  • Jete (жете) – бросок ноги на месте или в прыжке.
  • Rond (ронд) – «круг, круглый»
  • Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер) – круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
  • Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе.
  • Battement frappe (батман фраппэ) – движение с ударом, или ударное движение.
  • Battement double frappe (батман дубль фраппэ) – движение с двойным ударом.
  • Battement fondu (батман фондю) – мягкое, плавное, «тающее» движение.
  • Petit battement (пти батман) – маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
  • Relevelent (релевелян) – медленный подъем ноги на 90°.
  • Battement soutenu (батман сотеню) – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
  • Battement developpe (батман девлоппе) – раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90° в нужное направление.
  • Grand battement (гранд батман) – большой батман.
  • Balancoire (балансуар) – «качели», применяется в grand battement jete.
  • Port de bras (пор де бра) – упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

  • Середина
  • Renverse (ранверсе) – от глагола «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
  • Temps lié – это серия слитных взаимосвязанных движений, развивающих координацию движений рук, ног, головы и корпуса, слитность перехода из одной позы в другую. Характер движения плавный.
  • Tour (тур) – поворот.
  • Tour chaine (тур шене) – «сцепленный, связанный»; быстрые -повороты, следующие один за другим.
  • Tour en l`air (тур ан лер) – тур в воздухе.
  • Pirouette (пируэт) – «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
  • Fouette (фуэте) – от глагола «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
  • Soutenu (сотеню) – от глагола «выдерживать, поддерживать, втягивать».
  • Balance (балансе) – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
  • Batterie (батри) – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
  • Pas de bourree (па де буре) – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
  • Dessus-dessous (десю-десу) – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
  • Pas couru (па курю) – пробежка по шестой позиции.
  • Pas de bascue (па де баск) – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.

© Copyright Maya ballet – все о балете и хореографии, школа танца в Санкт-Петербурге

Баллон (балет) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Баллон.
Баллон

Артистка балета в прыжке
Происхождение фр. Ballon

Балло́н (фр. ballon) — термин классического танца. Обозначает способность танцовщика сохранять положение во время прыжка, на какое-то время как бы зависая в воздухе. В старину также обозначал умение эластично отталкиваться от пола перед высокими прыжками.

Природный и/или наработанный баллон — одно из необходимых качеств артиста балета, наряду с вращением, координацией и общим владением техникой. Работать над ним начинают с самого начала обучения в балетной школе.

По одной из версий, название произошло от фамилии французского танцовщика Клода Баллона (1671—1744), премьера Королевской академии музыки в 1691—1710 годах. В то же время французское слово ballon само по себе означает «шар», «мяч» — и вполне возможно, что этимология слова лежит в этом русле.

Необыкновенным баллоном отличался Вацлав Нижинский. Из советских артистов им выделялись такие артисты, как Алексей Ермолаев, Николай Зубковский, Юрий Соловьёв, Михаил Барышников, Майя Плисецкая. Среди современных танцовщиков можно назвать Наталью Осипову и Ивана Васильева. В целом, женщины владеют этим качеством гораздо реже мужчин, тем более, что баллон требует сильных мышц, а современный женский танец уходит всё дальше в сторону гибкости и растяжки. В то же время, требование балолна в женском танце сохраняется в США, где сильный прыжок является одним из важнейших качеств в хореографии Баланчина.

Фуэте — Википедия

Фуэте ([-тэ]; фр. fouetté от fouetter «хлестать; подгонять; взбивать») — общепринятое сокращенное название виртуозного движения классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону (à la seconde, на 2-ю позицию) на высоту 45-90°. Существует и другая, западная методика исполнения, при которой работающая нога проделывает rond de jambe en l’air на 45° и выше.[1]

В спектаклях классического наследия фуэте обычно исполняется балериной на пальцах (пуантах) в коде Pas de deux, являясь одной из его кульминаций. В балетах «Корсар», «Пахита», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» исполнительница главной партии исполняет по 32 фуэте подряд. Редким исключением является балет «Баядерка» (хореография Мариуса Петипа в редакции В. Чабукиани и Вл. Пономарева), где в Grand pas d’action 2-го акта исполнительница роли Гамзатти делает 20 фуэте после серии «итальянских» фуэте.

Согласно терминологии классического танца вращения фуэте правильнее называть туры фуэте либо фуэте ан турнан (фр. Tours fouettés, Fouettés en tournant). На сцене это движение всегда выполняется в направлении en dehors, но возможно его выполнение и в направлении en dedans. Как более сценичный вариант может использоваться чередование одного tour fouetté en dehors и одного — en dedans. Одиночные tours fouettés в любом направлении могут служить для перехода в какую-либо позу и используются в самых разнообразных комбинациях, будучи связанными с другими движениями классического танца.

В балетной терминологии также существуют целые группы движений, имеющих в своём названии слово «фуэте» — это всевозможные повороты и батманы fouetté, grand fouetté из позы в позу (к которым относится и т. н. итальянское фуэте, состоящее из батмана в большую позу ecarté вперёд и последующего поворота в позу attitude croisé), исполняемые с работающей ногой, вытянутой на носок в пол либо поднятой на воздух на высоту от 45° до 170° и с прыжком (fouetté sauté). Все эти движения отличаются принципиально иной техникой исполнения и не относятся к разделу вращений.

Возможно, именно одно из таких движений описывает А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».

В своём фундаментальном труде «Классический танец. История и современность»[2], Л. Д. Блок так раскрывает смысл строк Пушкина:
«Стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…» — это, вероятно, Grand fouetté de face. «Касаясь» — явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» — переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб, выработанный учителем Дидло.

рабочая нога проделывает demi rond

Движение начинается с préparation в IV позиции, из которой выполняется одинарный или двойной pirouette en dehors, по окончании которого работающая нога не опускается на пол в IV или V позицию, а открывается в сторону, в положение à la seconde на высоту 60-90°, одновременно для последующего толчка выполняется приседание (plié) на опорной ноге, после чего выполняется следующий поворот вокруг себя.

В начале поворота работающая нога сгибается и подводится к опорной в положение passé сзади (носок одной ноги касается икры либо колена другой сзади), одновременно толчковая нога вытягивается в колене и поднимается на полупальцы либо пальцы (пуанты). Во время вращения стопа быстрым движением переводится в положение passé спереди, выполняя petit battement — это движение делается одним лишь низом стопы, бедро при этом двигаться не должно.

Во время вращения руки активно помогают брать форс, каждый раз раскрываясь в стороны и вновь собираясь в первую позицию. Балерина, хорошо владеющая техникой исполнения фуэте, может разнообразить движение, поднимая одну руку в третью позицию, раскрывая и закрывая веер (как это делает Китри в балете «Дон Кихот»), беря форс только одной рукой, другой же изящно держась за пачку, или вовсе не помогая себе руками и держа их на талии.

Движение может усложняться самым различным образом: добавлением двойных туров в начале и в конце комбинации, а также через каждые несколько поворотов, смещением точки, на которой фиксируется взгляд (отдельные повороты выполняются на 1 и 1/4 круга, либо на 1 и 1/2 круга) добавлением пируэтов в других позах (à la seconde, attitude вперёд), добавлением pas de bourrée en tournant, чередованием поворотов en dehors и en dedans, а также исполнением одного из поворотов на прыжке или, что встречается особенно редко, не сходя с пуантов (этот виртуозный приём использовал балетмейстер Джордж Баланчин в финале своего балета «Симфония до мажор»).

В различных школах существует разные методики исполнения фуэте, в частности в некоторых западных школах работающая нога при выполнении элемента открывается из положения passé не точно в сторону, а в направлении практически вперёд, что позволяет делать demi-rond de jambe, дающий вращению дополнительный форс. Существует и другой вариант, когда каждое фуэте фактически начинается с тура в позе à la seconde: в этом случае работающая нога не сгибается в колене одновременно с началом вращения, а запаздывает и подводится к колену уже во время выполнения поворота, когда все положение тела исполнителя сдвинуто по ходу вращения на какую-то часть круга.

Современные балерины значительно усложнили фуэте. Например, газета «Коммерсантъ», под впечатлением от спектакля «Дон Кихот» так описала фуэте Натальи Осиповой:

«На третий акт […] припасла и вовсе невиданное — фуэте. Такого не делал никто и никогда: первые пятнадцать — сплошь двойные, шестнадцатый — тройной (то есть оборот в 1080 градусов!), остальные шестнадцать — связка из двух одинарных и одного двойного. И все это в бешеном темпе, с высоко поднятой „рабочей“ ногой, с продвижением вперед максимум на полтора метра».[3][4]

Долгое время фуэте не входило в список обязательных балетных элементов, считаясь особым балетным трюком, не обязательно органично входящим в хореографическую канву балетного спектакля и нужным лишь для того, чтобы дать блеснуть прима-балерине. Именно из-за этого фуэте не любили балетмейстер, реформатор балета Михаил Фокин и великая балерина Анна Павлова.

В настоящее время фуэте входит в обязательную программу хореографических училищ, исполняется на государственном экзамене по классическому танцу и в какой-то мере его техникой владеет любая выпускница балетной школы.

  • Фуэте: история и традиции балетного трюка. Программа «Абсолютный слух»
  • Фуэте, начинающиеся и заканчивающиеся двойным туром: Майя Плисецкая, балет «Конёк-горбунок», (2:38-3:06)
  • Фуэте в исполнении Нины Ананиашвили, Па-де-де из балета «Лебединое озеро»
  • Фуэте с двойными турами в исполнении Ульяны Лопаткиной, Па-де-де из балета «Лебединое озеро» (5:07-5:35)
  • Фуэте с двойными турами в исполнении Виктории Терёшкиной, Па-де-де из балета «Корсар» (8:05-8:35)
  • Фуэте с туром à la seconde в исполнении Элизабет Платель, «Большое классическое па» (9:50-10:12)
  • Фуэте с подскоком в исполнении Аньес Летестю, вариация из балета «Этюды» (1:50-2:02)
  • Фуэте с оборотом не сходя с пуант в исполнении Татьяны Палий, «Большое классическое па» (8:07-8:24)
  • Фуэте в исполнении Леонида Сарафанова, вариация из балета «Этюды» (0:55-1:23)
  • Итальянское фуэте в исполнении Дианы Вишнёвой, вариация из балета «Коппелия» (1:50-2:07)

Впервые фуэте появились в арсенале итальянских балерин-виртуозок. В России, по свидетельству Константина Скальковского, 14 фуэте подряд впервые исполнила итальянская балерина Эмма Бессон (Emma Bessone)[5] в балете «Гарлемский тюльпан» на музыку барона Фитингоф-Шеля (хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова). Премьера состоялась в Петербурге, на сцене Мариинского театра 4 октября 1887 года (по ст.ст.).

32 фуэте впервые исполнила приглашённая итальянская прима-балерина Пьерина Леньяни. Это случилось во время премьеры балета «Золушка» на музыку Б. А. Фитингоф-Шеля (балетмейстеры Энрико Чекетти, Мариус Петипа и Лев Иванов) на сцене императорского Мариинского театра в Петербурге, 5 декабря 1893 года (по ст.ст.). Публика так аплодировала Леньяни, что она повторила 28 фуэте на бис.

32 фуэте исполняла балерина и 15 января 1895 года (по ст.ст.) на премьере полной версии балета «Лебединое озеро» (спектакль состоялся в её бенефис, балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа).

Секрет движения раскрыл балетмейстер и выдающийся педагог Энрико Чеккетти:[источник не указан 1691 день]

Балерина, начиная делать фуэте, должна выбрать зрительную точку и держать (фиксировать) взгляд на ней. При вращении голова отстаёт от корпуса, затем поворачивается, «догоняя». В противном случае у исполнительницы закружится голова и она потеряет равновесие.

Первой русской балериной, повторившей 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская.

Элемент фуэте сыграл большую роль в появлении балетной пачки: для его исполнения требовались накрахмаленные короткие «тюники», стоящие горизонтально и не мешающие движению ног.

С начала XX века 32 фуэте стали непременной принадлежностью классического балета.

Существует миф о том, что некоторые балерины никогда не делали фуэте на сцене. Борис Эйфман рассказывал в интервью журналу «Вестник»:

«Уланова и Плисецкая никогда в „Лебедином озере“ не вертели 32 фуэте даже в одну сторону. Это делали более техничные танцовщицы»[6]. При этом общеизвестно, что Майя Плисецкая делала это движение в других балетах, однако исполняя партию Одиллии в балете Лебединое озеро, она предпочитала выполнять в коде па-де-де круг, состоящий из туров пике (tours piqué), чередующихся с поворотами шене chaînés- deboulés как движение, более отвечающее характеру её героини.

Известный педагог и директор МАХУ С. Н. Головкина как-то на гастролях, по её собственным словам, проделала 100 фуэте подряд [неавторитетный источник?], причем строго держась на одной точке. Галина Степаненко, народная артистка России, ученица Головкиной, вспоминала: «Софья Николаевна рассказывала нам такую историю: где-то на концерте или на спектакле во время действия она сделала 100 фуэте на одном месте. И после этого все газеты писали в рецензиях, что „мадам Головкина делает 100 фуэте на почтовой марке“»[7]. Галина Степаненко в интервью выразила желание повторить подвиг педагога[8]. Позднее Галина Степаненко, исполняя роль Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Большого театра, не раз исполняла фуэте на бис два, иногда даже три раза.

Солистка Большого театра балерина Ольга Лепешинская рассказывала в телевизионном интервью о том, как она, будучи ученицей, отрабатывала свои фуэте по вечерам в школьном балетном зале, очерчивая мелом круг на полу вокруг себя.

В России фуэте долгое время считалось исключительно женским элементом. В западной хореографии нет такого чёткого разделения на «мужские» и «женские» движения, поэтому в различных балетах попадаются примеры выполнения фуэте не только балеринами, но и танцовщиками. В частности, в балете «Этюды» (1948 г.) балетмейстер Харальд Ландер поручил фуэте именно мужчине.

В наше время отдельные солисты-виртуозы могут исполнить на сцене не только некоторое небольшое количество поворотов фуэте на полупальцах, но и полные «32 фуэте»: Солист балета Бориса Эйфмана Валерий Михайловский, создатель собственной труппы Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского (по типу англ. Trocadero)[9], рассказывал в интервью: «Ещё в ту пору, когда я танцевал у Бориса Эйфмана, то в миниатюре „Комедианты“ спокойно делал 32 фуэте. Там по сюжету балерина начинает делать этот трюк, но падает, вновь пытается его сделать, снова падает… тогда я, оттолкнув её, выхожу на середину сцены и откручиваю 32 пируэта. Ребята нашей труппы тоже отлично справляются с фуэте, даже делают бисовку. В „Пахите“ иногда три танцовщика откручивают фуэте с продвижением по диагонали из дальнего угла сцены к авансцене»[10].

Также фуэте является техническим элементом в художественной гимнастике. В упражнении гимнастка имеет право выполнить один раз 2 и более фуэте одинаковой формы или один раз комбинацию из разных форм фуэте, при этом трудность вращения оценивается из расчета 0,10 балла за каждый поворот.

Освоили мужское фуэте и артисты китайского акробатического балета, успешно исполняя этот номер в своей оригинальной постановке «Лебединого озера»[11][12].

Термином фуэте также называется боковой удар ногой во французском боксе сават. Этот удар наносится по нижнему, среднему и верхнему уровням.

Арабеск (балет) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Арабеск.

Aрабе́ск (фр. arabesque — арабский; транскрипция: aʀa’bɛsk) — одна из основных поз классического танца. Как и практически все основные балетные термины, это слово пришло в русский язык из французского[1]. Поза активно используется в хореографической лексике как классического, так и современного балета.

Подразделяется на первый (premier [сокращённо 1er] arabesque), второй (deuxième arabesque / 2me), третий (troisième / 3me ) и четвёртый (quatrième / 4me) арабески. В некоторых школах определяется также пятый арабеск.

Выполнение в чистом виде: Опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Проходящим движением или связующим с другой позой может быть plié (приседание) на опорной ноге, а также в прыжке (фр. saut) и с вращением. Позу можно бесконечно варьировать[1].

Итальянец Энрико Чеккетти, долгое время работавший в Санкт-Петербурге, определял пять видов арабесков. Русский педагог Агриппина Ваганова определила четыре основные вида этой позы, которых до сих пор придерживается русская балетная школа. Арабески согласно классификации Вагановой:

I арабеск 

Ноги в положении effacée, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[2].

II арабеск 

Ноги в положении effacée, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.[3].

III арабеск 

Ноги в положении croisé (фр.: скрещены), соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней направлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[4].

IV арабеск 

Ноги в положении croisé, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута[5].

Позу можно бесконечно варьировать, что придает ей большие возможности. Изменения в позициях ног и рук, положении спины, головы, направленности взгляда влечёт за собой преображение выразительной сути арабеска[1].

  • «Русский балет: Энциклопедия». — М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-162-9.
  • Арабеск. Видеословарь балетных терминов в исполнении артистов Королевского балета[6].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *