Чем отличается джаз модерн от контемпа
Возникшее в начале ХХ века движение за освобождение танца от классической скованности, монументальности, придание ему большей свободы, импровизации, привело к появлению таких новых стилей, как контемп, модерн и джаз-модерн.
Как возник модерн
Сначала появился модерн в противовес строгой и холодной классике с ее канонами. Революция в танце стала логичным продолжением революционного духа в обществе того времени. Модерн преследовал цель приобщить к хореографии массы, сделать танец более доступным, то есть менее эксклюзивным, чем до сих пор. Танец должен был стать особой философией, а не набором правил и техник. В модерне сюжеты танцев отличны от классического танца, поэтому требуют и специфических методов их выражения. Классическая танцевальная школа еще дает о себе знать в модерне, но значительно увеличивается внимание к рисунку движения, фигурам, ритму и идее.
Одной из первых внесла в танец самовыражение Марта Грем. Ее опыты состояли в отказе от присущего классическому танцу разделения мужской и женской ролей. В балете мужчины рациональны и движутся толчками по прямым линиям, а женщины эмоциональны, они должны двигаться плавно по кривым. Грем пыталась сделать танец бесполым. Она выступала в роли сильной женщины с мужскими качествами. Нужен дельный совет. Вы его обязательно получите здесь!
Айседора Дункан отдавала предпочтение осмысленному танцу перед танцем формальным и бесчувственным. Кроме того, классику она считала излишне коммерциализированной. По мнению великой танцовщицы, движение не может быть прекрасно, если не преисполнено чувств. Искренность и открытость она противопоставила присущим классическому танцу бесчувственности и кокетству.
Еще одна представительница нового движения в танце, Дорис Хэмфри, автор приемов, которые используются танцовщиками и сейчас. Она изучала танец, используя дыхательные техники, и пришла к выводу, что он берет свое начало на «дуге дисбаланса», где-то между горизонтальным и вертикальным положениями тела.
Тед Шон и его супруга Руфь Сен-Дени основали школу танца «Денишоун», в которой ставили этнические танцы с религиозным подтекстом, в том числе, восточные, танцы Египта, Индии, Испании и даже древнего племени ацтеков. Именно здесь, благодаря этой супружеской паре возник модерн. В их школе выросли такие танцоры, составившие авангард нового стиля, как Вейдман, Грэхем и Хамфри.
Чарльз Вейдман решил отказаться от присущего балету изображения в танце представительней животного мира либо сказочных персонажей. Он стремился создать современный американский танец мужчины и женщины. Чарльз Вейдман сотворить с Дорис Хэмфри работали в школе «Денишоун», но желая отказаться от некоторых идей, положенных в основу ее работы, создали собственную компанию. Вейдман стал новатором, создавшим американский танец, игнорирующий гравитацию, изображающий естественную силу тяжести.
Принадлежит к основоположникам модерна и Хания Хольм, которая положила в основу движения физические принципы, импровизацию. Обучение танцу она видела не как повторение каких-либо движений с целью их запомнить, а как открытие.
Джаз-модерн
В 70-х годах благодаря объединению модерна и джаза возникает новый стиль – джаз-модерн. В основе модерна – свобода во всех ее формах, свобода движений, свобода самовыражения. Ограниченная рамками джазового танца, она создает джаз-модерн. Это контрастное сочетание «белой» классики и «черного джаза» в гармоничную картину. Здесь и элементы балета, и акробатика, и ломаные линии модерна, и латиноамериканские движения, и джазовые импровизации.
Джаз-модерн считается одним из самых сложных танцев, поскольку для того, чтобы его освоить, недостаточно выучить движения и техники. Нужны креативность, сила, выносливость и умение все это сочетать.
Контемп
Контемп (или контемпорари) – танец, рожденный из богатой смеси стилей:
- модерна;
- классического танца;
- восточной культуры движения.
Это симбиоз западного и восточного в танце. Основа контемпа в развитии тела при помощи восточных техник и практик (йога, цигун, тай цзи цюань). Йога гармонизирует душу и тело, учит концентрироваться и расслабляться. Цигун помогает укрепить здоровье, умственные способности, управлять внутренней энергией. Боевое искусство китайцев тайцзи-цюань используют как гимнастику, оздоравливающую тело. Это искусство мягкой победы и спокойного движения.
Здесь свобода творчества может ограничиваться только недостаточностью воображения. Других ограничений в контемпе нет. Отсутствуют какие-либо правила и нормы. Только постоянный поиск себя и скрытых возможностей своего тела.
И контемпорари, и модерн в переводе означают «современный». Тем не менее, существуют определенные отличия. Контемп имеет несколько иную историю возникновения и базируется на отличных от «модерновых» принципах. Он является следующей после модерна ступенью к освобождению танца. От джаз-модерна контемпорари отличается большей свободой.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КОНТЕМП ОТ ДЖАЗ МОДЕРНА
Джаз-модерн-контемп? Около года назад попробовала современное направление танца – джаз-модерн. Очень и очень понравилось! Поскольку в большинстве танцевальных школ это направление шло в ногу с еще одним – контемпом – возник естественный вопрос «чайника»: а в чем принципиальное различие? Ну прочла я не одну рекламную зазываловку… Так толком и не поняла ничего.
В основном, сплошной копи-паст пары статей по этой теме и описание стандартной схемы занятий. Обратилась в Google, почитала, насмотрелась… Вот моя маленькая скомпилированная подборочка «основ» по этой теме. ДЖАЗ-МОДЕРН – энергичный и выразительный, образный танец, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна. Балет и танцы самых разных направлений смешались, и в результате родилось совершенно новое танцевальное направление. История. Джаз.
Считается, что джаз-танец создали африканцы и афроамериканцы, а в основе техники лежит негритянский фольклор, смешанный с танцами других эмигрантов, проживающих на территории США.Основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия: импровизация, полиритмия, полицентрия (последние два сродни музыкальной полифонии). М одерн – этот авангард балетного танцевального искусства – стал своего рода эпатажем, который шокирует привычный взгляд зрителя ломаными движениями и немыслимыми акробатическими фигурами. Развился вопреки классическому балету, в нем танцоры стремились выйти за рамки наскучившей классики. Модерн – это даже некий эпатаж, шокирующий привычный взгляд зрителя. Ярким примером тому служат постановки известных классических балетов в стиле модерн, имеющие очень мало общего с традиционными балетными постановками. Изобретательницей стиля модерн иногда считают знаменитую танцовщицу Айседору Дункан.
Техника ее свободного танца – один из ключевых моментов в модерне. Это танец раскрепощенного тела. Движение зарождается от импульса, которое дает свободное парение телу в пространстве.
Ломаные движения тела, эффектные бросания на пол, немыслимые акробатические фигуры и даже какие-то оптические спецэффекты – танец полностью зависит от фантазии хореографа. В модерне имеет значение внутреннее наполнение движения, четкость линий, умение работать с дыханием. Стили джаз и модерн имеют общее черты и порой грань между ними едва заметна, но если модерн берет свое начало с балета, то джаз скорее из многообразных форм танца.
Техника джаз-модерна широко используется практически во всех современных направлениях танцев. Большинство западных звёзд поп-культуры изучают джаз-модерн как основу хореографии и широко используют в постановках своих шоу и клипов. Подготовленное техникой джаз-модерна тело – это сила, гибкость, пластичность, выносливость, отличная форма и прекрасная осанка. Занятия развивают музыкальность, чувство ритма, правильное дыхание, постановку корпуса, координацию движений и умение владеть своим телом. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки движутся в разных ритмах – танец полностью зависит от фантазии, единения своего внутреннего мира с миром пространства. Заниматься джазом-модерном можно независимо от возраста, роста и веса.
Лучше всего начинать тренироваться с 12 лет, когда кости уже достаточно окрепли, потому что джазовые движения требуют большого напряжения спины и таза. Характерные особенности. Ритм – согласование движений с ритмом музыки, синкопирование – ритм между сильными долями музыки (это очень важный навык в джазовом танце, отрабатывая синкопирование, вы научитесь слышать ритм той музыки, под которую танцуете), в бродвейском джазе часто используются движения бедер и таза, что придает танцу особую выразительность, изолированные движения – подвижность только одной части тела, в то время как все тело остается неподвижным или двигается в противоположном направлении (как и вращения бедрами, изолированные движения подчеркивают ритм музыки – создается впечатление, будто музыка проходит сквозь тело танцора). Многообразие выразительных элементов танца джаз-модерн делает его значительно более демократичным и позволяет успешно выступать людям, пластически одаренным, но начавшим танцевать уже взрослыми и не обладающими достаточными данными для классического балета.
В джаз-модерне вполне допустимо танцевать босиком, можно танцевать вообще без одежды, а порой даже без музыки. Это новый язык движений. Свободный от условностей, но в основе которого лежит танцевальный и хореографический опыт столетий. На закуску немножко лирики. Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн. Если танцор стремится показать, что готов умереть в борьбе с гравитацией, то это джаз.
Tom Parke. Джаз-модерн – это способ выйти из оцепенения, в котором находимся мы сами и, соответственно, наше тело. Непредсказуемый и почти безграничный, он бросает настоящий вызов всем, кто собирается научиться его танцевать, потому что Ваше мастерство в исполнении джаз-модерна ограничивается в первую очередь не знанием техник, связок и элементов, а Вашими физическими, умственными и творческими способностями. Джаз-модерн – это высокие телесные нагрузки, напряженная мыслительная работа и необузданный полет фантазии, которые, сочетаясь в полных смысла, сверхэкспрессивных, зачастую ломаных и аритмичных движениях, утверждают Вашу сопричастность одному из самых требовательных танцев в мире. Радость, которую испытывают ученики джаз-модерна, сравнима с радостью от покорения вершин. КОНТЕМПОРАРИ – это направление современного танца, которое основывается одновременно и на западном (классический танец, джаз-модерн), и на восточном (цигун, тай цзи цюань, йога) искусствах движения. Некий симбиоз востока и запада, и в этом слиянии стилей и техник появился красивый, гармоничный, естественный танец-выражение личного «Я».
Это танец новой философии движения. История. Контемпорари вырос из 60х гг. XX века как выражение того, что невозможно было передать посредством традиционного танца, например, классического балета. Contemporary dance взял традиционную технику и нарушил все правила, выявив прежде ограниченную свободу в движениях и формах. Contemporary dance с тех пор стал танцем человеческого опыта, богатым на эмоционально рассказанные истории на острые социальные, культурные темы, а также отражающий чувства, мысли, сомнения автора-хореографа.
Этот танец – интеллектуальный. Он требует понимания и осознания того, как работает тело, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс движения Техники: Contemporary Dance, Release, джаз, импровизации, контактной импровизации. Во время занятий внимание уделяется дыханию, body-awаreness («телесному осознаванию»), качеству движений, работе с пространством, весом тела, голосом, эмоциями, категорией времени.
Чем отличается контемп от джаз модерна
Заглядывать внутрь человеческой души, познавать себя, учиться накапливать эмоции, мысли и энергию, чтобы отдавать их зрителю – это особенности Contemporary dance, которые сближают его с йогой. Используются естественные принципы движения, дыхания, инерции веса, «выстраивания» или «настройки» тела через расслабление, идея экономично-бережного и эффективного использования телесной структуры и осознания себя в движении, делается акцент на работе суставов, выстраивании позвоночника, налаживании связей между центром тела и конечностями, что в общем и целом служит цели эффективной работы тела в движении, танце и в целом в нашей жизни. В контемпе используются техники работы в партере, стоя и с партнером. Значительная часть уроков посвящена упражнениям в партере (работа с полом), технике расслабления (release techique), растяжкам (стретчинг Неотъемлемая часть занятий в классе – импровизация.
Это синтез всего, чему научился танцор, и его внутреннего мира, умение выражать себя в танце, чувствовать себя и своё тело. Танцоры обучаются технике контактной и свободной импровизации, которая приносит удовольствие и ощущение полёта в лёгком, красивом, свободном Contemporary dance. Характерные особенности: чередование напряженных натянутых мышц и неожиданного расслабления, внезапные остановки (часто на прямых ногах), падения и подъемы, балансирование. Исполнители Контемпорари будто тяготеют вниз, к полу, но их движения сохраняют лёгкость и выразительность. Немножко лирики. . ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл – не задумывайся. Смысла все равно нет, и не было никогда.
Задумаешься – остановятся ноги. все твои контакты с миром вокруг оборвутся. поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если все вокруг кажется дурацким и бессмысленным – не обращай внимания. За ритмом следи – и продолжай танцевать. выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего.
Твой главный соперник – усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает.
Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой. а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе.
Так чтобы все на тебя смотрели. так что – танцуй. Пока играет музыка – ТАНЦУЙ. Харуки Мураками.
Контемпорари – это настоящий театр танца, искусство движений, которые рождаются от сокровенных мыслей и чувств танцора. Исполняя контемпорари дэнс, Вы прочувствуете, как танец влияет на вас эмоционально, и какие воспоминания из собственного жизненного опыта он может вызвать. Источник Источник.
Смотрите также
КОНТЕМП И ДЖАЗ МОДЕРН
Contemporary dance. Преподаватели: Contemporary dance (Контемп) Слово Контемп уже давно употребляется танцорами профессионалами для сокращённого…
ДЖАЗ МОДЕРН КОНТЕМП
Школа контемпа (Contempopary) в Москве. Интересен CONTEMPORARY или JAZZ – MODERN? Также рекомендуем посетить: Контемпорари / contemporary, Джаз – модерн….
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЖАЗ МОДЕРН ОТ КОНТЕМПОРАРИ
Лучшие танцы. Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago) «Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что…
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЖАЗ МОДЕРН ОТ КОНТЕМПА
Лучшие танцы. Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago) «Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что…
СТУДИЯ ДЖАЗ МОДЕРНА
ДЖАЗ-МОДЕРН. Хореографическая студия Dance School приглашает на обучение технике джаз-модерн всех, кому это интересно. Главное – иметь подготовку и…
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЖАЗ МОДЕРН ОТ КОНТЕМПОРАРИ
Лучшие танцы. Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago) «Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что все это лишь логическое развитие и продолжение классического балета. Хотя, конечно, существуют и определенные коннотации, связанные с термином „контемпорари“.
По моему мнению, контемпорари свойственно больше форм и линий классицизма, а модерн — более приземлен и передает ощущение силы тяжести. Использование тела и использование веса также определяет стиль. Если взять классическую пьесу на пуантах, то в тот момент, когда исполнитель сходит с пуантов и смещает себя с баланса, это будет признано как контемпорари балет.
Но в определенных обстоятельствах эти два термина превращаются просто в существительные, а не в термины, описывающие движение.» Джанет Эйлбер (художественный руководитель Martha Graham Dance Company, New-York) «Невозможно разделить эти понятия. Они постоянно трансформируются в использовании, и Школа танца Марты Грэхэм всегда называлась Martha Graham School of Contemporary Dance. Именно Contemporary , а не Modern. А когда я танцевала, современный танец называли Modern Dance, это было именно то, что мы делали. Сейчас, когда мы можем взглянуть на этот термин во временной перспективе, у нас есть возможность сравнить танец Модерн с Modern Art вообще с движением модернистов в целом. Грэхэм была модернисткой по стилю ее танцевания — вот что важно, она обладала геометрической силой, на которую можно ссылаться и в эру контемпорари арт.
Чем отличается джаз модерн от контемпорари
Каждое новое поколение отрицает достижения предыдущего поколения, зачастую меняя лишь названия и формулировки. Вероятно следующим стилем будет post-contemporary dance. Мне уже приходилось слышать новую формулировку: Пост-пост-постмодернисты называют себя Independents. Когда мы говорим о наследии Грэхэм и ее работах, принято называть ее „классикой модерн танца“». Бенуа-свен Пуффер (художественный руководитель Cedar Lake Contemporary Ballet, New-York) «Для меня „контемпорари“ значит „то, что происходит сегодня, сейчас“.
В названии нашей компании есть слово „контемпорари“ потому что большинство работ из нашего репертуара создано здесь и сейчас, специально для компании. Я приехал из Европы и там, когда мы слышим слово „модерн“, мы считаем , что речь идет об основных техниках, появившихся в США — Лимон, Хортон, Грэхэм, хореографы, которые заложили основу того танца, который мы развиваем сейчас. Может быть кто-то воспринимает это как отдельный стиль, но когда я слышу „контемпорари балет“, я обращаю внимание на слово „балет“, подразумевая, что человек имеет в виду какие-то аспекты балета — может быть технические или эстетические, и неважно исполняется он в пуантах или в балетках.» Джин Фрибури (реконструктор и участник компании Merce Cunningham Dance Company, New-York) «Я думаю, что Каннингем — это начало постмодерн-танца, который произошел от модерна, а тому, в свою очередь, положила начало Марта Грэхэм. Его техника имеет много балетных аспектов. Я думаю, что Модерн это более старая техника, которая родилась в определенное время и была полным уходом от классики и отрицавшая ее интеграцию.
Контемпорари — это в большей степени термин, определяющий нечто, происходящее в настоящем, но в него интегрировано очень много всего — от модерна до классики. У разных поколений — разные стили.» Бренда Вей (художественный руководитель и основатель ODC\Dance, San-Francisco) «Танец модерн был озабочен театральной презентацией самого себя и изобретением новой лексической выразительности в первой половине 20 века. Он стоял в полной оппозиции к эстетике красоты, на которой базировался классический балет и оперировал абстрактно-ссылочными образами. И сейчас есть много хореографов, которые работают с этими переменными, но это можно сравнить с работой внутри ограниченной формы сонета или новеллы. Контемпорари предполагает более плюралистическую эстетику и резонирует с подлинными региональными диалектами — реальные люди, реальные движения. Этот термин кажется более широким и охватывающим, создающим пространство для всего — от концептуальных исследований в специфических местах (site-specific) до высокотехничного исполнительского танца.» Алекс Кэтли (хореограф и создатель The Foundry, San-Francisco) «Я занимаюсь контемпорари — этот танец, интересы которого обращаются к ретрансляции сегодняшней культуры.
Искусство движется по кругу — Грэхэм, Каннингем, Тейлор, Форсайт, Бауш и в какой-то момент кристаллизуется, когда кто-то поворачивает его в другое направление. Мы сейчас находимся только в младенческом возрасте, наблюдая, как эта яркая атлетическая форма танца, увиденная на ТВ, в конце концов выльется в в прекрасный художественный танец.» Патрик Корбин (художественный руководитель CorbinDances, New-York) «Для меня Модерн — это техника, которая родилась в Денишоун. Контемпорари — это все, что угодно, что может вдохновлять в современном искусстве, архитектуре и то, как ты это обрабатываешь, читаешь и развиваешь движение в каждый момент времени.
Все эти ярлыки обычно появляются, когда обращают взгляд в прошлое, или уже после того, как развился и закрепился стиль или техника. Все еще нет ни одной настоящей школы техники контемпорари, никто не обозначен, как лидер, который постоянно развивает технику, которую ты можешь взять и сказать «это контемпорари денс и его будут изучать следующие поколения танцоров.» Рей Липер (директор Nuvo Dance Convention, хореограф SYTYCD, Los Angeles) «Contemporary — это нечто сегодняшнее. Хоть говоря контемпорари, мы больше имеем в виду стиль, все же он имеет корни в технике, потому что это смесь нескольких техник — балет, джаз, модерн. Ноя бы не хотел, чтобы на меня повесили ярлык хореограф contemporary jazz. Я вдохновляюсь музыкой или концепцией, которые я стремлюсь реализовать в движении. Если бы люди действительно знали откуда пришел контемпорари, мы бы не были столь поспешны в том, чтобы называть стилем „контемпорари“ то, что на самом деле является контемпорари джазом или контемпорари балет.» Дженифер Арчибальд (создатель и директор Arch DANCE, также преподает hip-hop и contemporary jazz в Dance New Amsterdam, New York) Контемпорари — это коллекция методов, которые развились из модерн и постмодерн танца.
Это также некоторые неканонизированные техники, которые мы учим чтобы добавить личной экспрессии и выразительности. Если модерн двигался против основ балета, то контемпорари двигается против основ классического модерна. Контемпорари — это не техника, это жанр, который ассоциируется с философией и исследованием различных естественных энергий и эмоций. С одной стороны — телесная выразительность, которая присутствует сегодня в танце, и с другой — духовность движений контемпорари, которая часто бывает утеряна новым поколением в этом хаосе различных методов.» Мия Майклз (хореограф SYTYCD а также поп-звезд и танцевальных компаний) Я, конечно, несу некоторую индивидуальную ответственность за то, что SYTYCD ввел в такой широкий обиход термин «contemporary». Когда мы только начали делать шоу, Найджел Литгоу называл это «лирикл».
Я сказала ему — «это не лирикл , это — контемпорари»… Мы создали МОНСТРА. Контемпорари теперь — это очень простой выход — когда кто-то не знает, как назвать что-то, он называет это контемпорари. Мне кажется, что теперь этот танец смешал все формы и вместе с этим исчезла уникальность каждого жанра в отдельности. Это стало похоже на какой-то плевок и я бы очень хотела изменить это как можно быстрее.
Я бы очень хотела увидеть и дождаться появления этих новых легенд — таких как Фосси, Робинс, Грэхэм — и я думаю они появятся.
Джаз модерн
Смотрите также
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ КОНТЕМП ОТ ДЖАЗ МОДЕРНА
Джаз-модерн-контемп? Около года назад попробовала современное направление танца – джаз-модерн. Очень и очень понравилось! Поскольку в большинстве…
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЖАЗ МОДЕРН ОТ КОНТЕМПА
Лучшие танцы. Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago) «Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что…
ДЖАЗ МОДЕРН БЕЛОРУССКАЯ
Jazz Modern обучение: Джаз Модерн в Москве. Танец импульса… Свободен и гармоничен. Эмоционально богат. Подкупает искренностью и кажущейся простотой. Его…
ДЖАЗ МОДЕРН
Джаз модерн в Москве. м Белорусская, САО, Беговой район, Ленинградский просп., 12. Фитнес и аэробика, единоборства, танцы, восточные практики. «Школа…
ДЖАЗ МОДЕРН В МОСКВЕ ОБУЧЕНИЕ
Джаз модерн в Москве. О джаз-модерне. Основоположницей танца принято считать Айседору Дункан, сломавшую и перевернувшую в свое время представление о…
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ДЖАЗ МОДЕРН ОТ КОНТЕМПА
Лучшие танцы. Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago) «Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что все это лишь логическое развитие и продолжение классического балета.
Хотя, конечно, существуют и определенные коннотации, связанные с термином „контемпорари“. По моему мнению, контемпорари свойственно больше форм и линий классицизма, а модерн — более приземлен и передает ощущение силы тяжести. Использование тела и использование веса также определяет стиль. Если взять классическую пьесу на пуантах, то в тот момент, когда исполнитель сходит с пуантов и смещает себя с баланса, это будет признано как контемпорари балет. Но в определенных обстоятельствах эти два термина превращаются просто в существительные, а не в термины, описывающие движение.» Джанет Эйлбер (художественный руководитель Martha Graham Dance Company, New-York) «Невозможно разделить эти понятия. Они постоянно трансформируются в использовании, и Школа танца Марты Грэхэм всегда называлась Martha Graham School of Contemporary Dance.
Именно Contemporary , а не Modern. А когда я танцевала, современный танец называли Modern Dance, это было именно то, что мы делали. Сейчас, когда мы можем взглянуть на этот термин во временной перспективе, у нас есть возможность сравнить танец Модерн с Modern Art вообще с движением модернистов в целом. Грэхэм была модернисткой по стилю ее танцевания — вот что важно, она обладала геометрической силой, на которую можно ссылаться и в эру контемпорари арт. Каждое новое поколение отрицает достижения предыдущего поколения, зачастую меняя лишь названия и формулировки.
Вероятно следующим стилем будет post-contemporary dance. Мне уже приходилось слышать новую формулировку: Пост-пост-постмодернисты называют себя Independents. Когда мы говорим о наследии Грэхэм и ее работах, принято называть ее „классикой модерн танца“».
Чем отличается джаз модерн от контемпа
Бенуа-свен Пуффер (художественный руководитель Cedar Lake Contemporary Ballet, New-York) «Для меня „контемпорари“ значит „то, что происходит сегодня, сейчас“. В названии нашей компании есть слово „контемпорари“ потому что большинство работ из нашего репертуара создано здесь и сейчас, специально для компании. Я приехал из Европы и там, когда мы слышим слово „модерн“, мы считаем , что речь идет об основных техниках, появившихся в США — Лимон, Хортон, Грэхэм, хореографы, которые заложили основу того танца, который мы развиваем сейчас.
Может быть кто-то воспринимает это как отдельный стиль, но когда я слышу „контемпорари балет“, я обращаю внимание на слово „балет“, подразумевая, что человек имеет в виду какие-то аспекты балета — может быть технические или эстетические, и неважно исполняется он в пуантах или в балетках.» Джин Фрибури (реконструктор и участник компании Merce Cunningham Dance Company, New-York) «Я думаю, что Каннингем — это начало постмодерн-танца, который произошел от модерна, а тому, в свою очередь, положила начало Марта Грэхэм. Его техника имеет много балетных аспектов. Я думаю, что Модерн это более старая техника, которая родилась в определенное время и была полным уходом от классики и отрицавшая ее интеграцию.
Контемпорари — это в большей степени термин, определяющий нечто, происходящее в настоящем, но в него интегрировано очень много всего — от модерна до классики. У разных поколений — разные стили.» Бренда Вей (художественный руководитель и основатель ODC\Dance, San-Francisco) «Танец модерн был озабочен театральной презентацией самого себя и изобретением новой лексической выразительности в первой половине 20 века. Он стоял в полной оппозиции к эстетике красоты, на которой базировался классический балет и оперировал абстрактно-ссылочными образами.
И сейчас есть много хореографов, которые работают с этими переменными, но это можно сравнить с работой внутри ограниченной формы сонета или новеллы. Контемпорари предполагает более плюралистическую эстетику и резонирует с подлинными региональными диалектами — реальные люди, реальные движения. Этот термин кажется более широким и охватывающим, создающим пространство для всего — от концептуальных исследований в специфических местах (site-specific) до высокотехничного исполнительского танца.» Алекс Кэтли (хореограф и создатель The Foundry, San-Francisco) «Я занимаюсь контемпорари — этот танец, интересы которого обращаются к ретрансляции сегодняшней культуры. Искусство движется по кругу — Грэхэм, Каннингем, Тейлор, Форсайт, Бауш и в какой-то момент кристаллизуется, когда кто-то поворачивает его в другое направление. Мы сейчас находимся только в младенческом возрасте, наблюдая, как эта яркая атлетическая форма танца, увиденная на ТВ, в конце концов выльется в в прекрасный художественный танец.» Патрик Корбин (художественный руководитель CorbinDances, New-York) «Для меня Модерн — это техника, которая родилась в Денишоун.
Контемпорари — это все, что угодно, что может вдохновлять в современном искусстве, архитектуре и то, как ты это обрабатываешь, читаешь и развиваешь движение в каждый момент времени. Все эти ярлыки обычно появляются, когда обращают взгляд в прошлое, или уже после того, как развился и закрепился стиль или техника. Все еще нет ни одной настоящей школы техники контемпорари, никто не обозначен, как лидер, который постоянно развивает технику, которую ты можешь взять и сказать «это контемпорари денс и его будут изучать следующие поколения танцоров.» Рей Липер (директор Nuvo Dance Convention, хореограф SYTYCD, Los Angeles) «Contemporary — это нечто сегодняшнее. Хоть говоря контемпорари, мы больше имеем в виду стиль, все же он имеет корни в технике, потому что это смесь нескольких техник — балет, джаз, модерн. Ноя бы не хотел, чтобы на меня повесили ярлык хореограф contemporary jazz. Я вдохновляюсь музыкой или концепцией, которые я стремлюсь реализовать в движении. Если бы люди действительно знали откуда пришел контемпорари, мы бы не были столь поспешны в том, чтобы называть стилем „контемпорари“ то, что на самом деле является контемпорари джазом или контемпорари балет.» Дженифер Арчибальд (создатель и директор Arch DANCE, также преподает hip-hop и contemporary jazz в Dance New Amsterdam, New York) Контемпорари — это коллекция методов, которые развились из модерн и постмодерн танца.
Это также некоторые неканонизированные техники, которые мы учим чтобы добавить личной экспрессии и выразительности. Если модерн двигался против основ балета, то контемпорари двигается против основ классического модерна. Контемпорари — это не техника, это жанр, который ассоциируется с философией и исследованием различных естественных энергий и эмоций.
С одной стороны — телесная выразительность, которая присутствует сегодня в танце, и с другой — духовность движений контемпорари, которая часто бывает утеряна новым поколением в этом хаосе различных методов.» Мия Майклз (хореограф SYTYCD а также поп-звезд и танцевальных компаний) Я, конечно, несу некоторую индивидуальную ответственность за то, что SYTYCD ввел в такой широкий обиход термин «contemporary». Когда мы только начали делать шоу, Найджел Литгоу называл это «лирикл». Я сказала ему — «это не лирикл , это — контемпорари»… Мы создали МОНСТРА. Контемпорари теперь — это очень простой выход — когда кто-то не знает, как назвать что-то, он называет это контемпорари. Мне кажется, что теперь этот танец смешал все формы и вместе с этим исчезла уникальность каждого жанра в отдельности.
Это стало похоже на какой-то плевок и я бы очень хотела изменить это как можно быстрее. Я бы очень хотела увидеть и дождаться появления этих новых легенд — таких как Фосси, Робинс, Грэхэм — и я думаю они появятся.
Джаз модерн
Смотрите также
ДЖАЗ МОДЕРН ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ВИДЕО
Видео уроки танцев. Урок танцев Джаз (смотреть онлайн) Урок танцев Джаз – обучение онлайн для новичков, где вы увидите танцевальную джазовую постановку с…
ДЖАЗ МОДЕРН ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
ДЖАЗ-МОДЕРН. Танго — танец страсти, бачата — нежности, сальса — флирта, хип-хоп — протеста. А как станцевать шум морского прибоя или хохот трехлетней…
ДЖАЗ МОДЕРН ДЛЯ ФИГУРЫ
Джаз модерн. Джаз-модерн — это экспрессивное направление, которое как нельзя лучше подойдет темпераментным людям, которые хотят в танце найти источник…
ДЖАЗ МОДЕРН ДЛЯ НОВИЧКОВ
Джаз модерн в Москве. м Белорусская, САО, Беговой район, Ленинградский просп., 12. Фитнес и аэробика, единоборства, танцы, восточные практики. «Школа…
ДЖАЗ МОДЕРН ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ
Что такое джаз модерн, и кому он подходит? Колоритный танец джаз модерн взял лучшие образцы джазового мастерства постановки танца и стиля «нового…
Современный танец джаз модерн: особенности обучения
Танцевальный стиль джаз-модерн впитал в себя все самое лучшее, что есть в модерне, классическом танце и джазе. Этот стиль отличает особая экспрессивность, которая позволяет выражать эмоции и чувства с помощью движений. Также в нем можно обнаружить корни ритуальных танцев народов Африки.
Сложно найти более уникальное направление, нежели джаз-модерн. Сочетание философской сосредоточенности модерна с беззаботностью, стремительностью джаза и строгостью и изящностью балета делают этот стиль поистине неординарным.
Как возникло танцевальное направление?
Динамики и грациозность, множество вращений и прыжков – вот что отличает этот стиль от других танцевальных направлений. Своим возникновением он обязан танцорам балета, которым стало тесно в рамках классической танцевальной школы. Им хотелось импровизаций, более четкого выражения чувств. Энергия, жизнь, движение – вот что такое джаз-модерн.
В основе стиля лежат 3 основных направления – балет, модерн и джаз. Но джаз-модерн постоянно развивается. Потому сейчас в нем много движений, заимствованных из хип-хопа, брейка или латины. Множественность комбинаций и элементов придает джаз-модерну универсальность и самобытность.
Сегодня джаз модерн является основой многих известных мюзиклов и постановок («Чикаго», «Собор Парижской Богоматери»). Танцы в этом стиле сопровождают выступления многих отечественных и зарубежных звезд эстрады.
Почему именно джаз-модерн?
У каждого преподавателя собственный стиль преподавания. Но, поняв принцип действия основных движений, любой ученик сможет дополнять танцевальную композицию собственными элементами, создавая свой индивидуальный стиль исполнения.
Обучаясь джаз-модерну можно стать не только профессиональным, но и универсальным танцором. Этот стиль позволяет овладеть многими техниками, научиться грамотно соединять элементы из различных направлений. Но прежде всего, нужно научиться передавать энергию, четкость и стремительность танца в стиле джаз-модерн.
Еще обязательным пунктом обучения является освоение дыхательной гимнастики. Также нужно будет научиться хорошо контролировать собственное тело, правильно перемещать вес во время танца.
Классическая основа джаз-модерна позволит научиться правильно выворачивать стопы, делать четкие шаги, балетные повороты и прыжки.
Этот стиль весьма экспрессивный. Он придется по душе темпераментному человеку. Танец поможет раскрыться, показать индивидуальность. Все кому претят всяческие ограничения, и рамки также смогут реализовать себя в этом стиле. Поскольку он открывает безграничные творческие просторы.
Джазовая танцевальная школа позволяет освоить множество разнообразных движений, а затем комбинировать их в соответствии с собственным виденьем танца. Здесь нет стандартных заготовок, во время исполнения движения могут быть абсолютно любыми и совершаться в разных плоскостях.
Джаз-модерн – это хорошая координация и пластика, дополненная музыкальностью. Поэтому танцоры имеют гармонично развитое тело, хорошую память и творческую фантазию.
Обучение можно начать в любом возрасте, но не раньше 12 лет. К этому моменты кости становятся достаточно крепкими, чтобы выдерживать большие нагрузки на спину и таз. Людям с лишним весом стоит присмотреться к данному стилю. Он поможет не только быстро сбросить килограммы, но и позволит приобрести грациозность и уверенность. Сильному полу тоже будет довольно комфортно и интересно в джаз-модерновых постановках. Здесь можно проявлять всю свою силу, мужественность, выплескивать негативные эмоции через танец
С чего начать?
Но даже самое огромное желания выражать себя в танце должно начинаться с изучения основ. Принцип красивого танца заключается в правильном и профессиональном исполнении всех базовых элементов.
Первые уроки джаз модерна учат правильно расслаблять позвоночник, чтобы во время исполнения совершать движения различными его отделами. При использовании движения коллапс просто необходимо уметь придавать позвоночнику мягкость и пластичность. Что позволит полностью избавить тело от напряжения, а торсу и голове придать необходимый наклон.
Следующим элементом обучения является освоение приемов изоляции и полицентрии. Суть этих приемов заключается в умении независимо двигать всеми отдельными частями-центрами (головой, плечевым поясом, тазобедренным отделом, раками, ногами). Несмотря на простоту, освоить это движение удается не сразу.
В современном танце джаз-модерн части тела двигаются не только в разных направлениях, но и в разных ритмах. Это называется принципом полиметрии. В джазовой музыке довольно размытый размер, что создает некоторые трудности на первых порах.
Также танец предполагает наличие акцентов, заполняющих тактовые промежутки. Такое разложение движения на отдельные называется «мультипликацией». Шаг в джаз-модерне – это несколько движений с одним переносом веса.
Хорошая координация поможет освоить параллельные и оппозиционные движения. При параллелизме несколько центров движутся в одном направлении. А при оппозиции – в противоположные стороны.
Чтобы стать профессиональным исполнителем джаз-модерна необходимы хорошо развитые мышцы. С их помощью, а также правильного дыхания совершаются движения сжатия и расширения. Сжатие позволяет сконцентрировать внутреннюю энергию, которая затем перерастает в динамичные движения. Начинать это движение нужно с области таза, и постепенно поднимать к голове. Расслабление происходит в обратном порядке.
В стиле джаз-модерн очень много различных положений. Этот танец довольно часто исполняется на полу или сидя на корточках. Также большое количество акробатических элементов.
Несмотря на множество сложностей, освоить этот стиль вполне возможно самостоятельно. При этом нужно не забывать развивать гибкость, совершенствовать физическую форму. Но все же взять несколько уроков танца джаз-модерн нужно у профессионального тренера.
Классический джаз | Colta.ru
1. Регтайм. 1880—1910-е
Регтайм зародился в среде негритянских пианистов-любителей. Пик популярности регтаймов приходится на первое десятилетие XX века, но появились они лет на двадцать раньше. Популярность регтайма в начале XX века во многом была связана с массовым запросом на танцевальную музыку. Фонограф еще не был распространен, и массы простых американцев танцевали под пианино. Танцевальный характер регтайма, в отличие от «мелодичной» популярной музыки, имеющей вокальные корни, определил ритмическую инновационность этого жанра.
Скотт Джоплин — «Maple Leaf Rag»
Даниил Крамер
пианист, педагог
Классические европейские танцы были в основном уделом аристократов. Чтобы их танцевать, нужно было выучивать различные па и их сочетания, иногда достаточно сложные, а люди, бывшие по своему положению рангом пониже, просто не хотели себя этим утруждать. Несмотря на легкость и простоту ритма, регтайм играли в экзотических африканских пентатонических ладах и с использованием некоторых приемов, которые не были знакомы белым музыкантам. Это сочетание простого и нового и родило удивительный предджазовый вид музицирования, который называется регтайм.
Регтайм — это не рапсодия Листа, не концерт Шопена, не 5-й концерт Бетховена, не Моцарт и не Бах. Это не тот тип сложности, не технологическая и не композиционная сложность — это стилистическая сложность. Для академических музыкантов начала XX века такая стилистика была достаточно непростой: эти синкопы не были привычны для слуха европейцев. Поэтому, когда в 1918 году впервые ранний джаз попал на европейские берега, он получил прозвище «crazy syncopes» — «сумасшедшие синкопы».
Синкопа — в европейской музыке звук, начинающийся на слабой доле такта и продолжающийся на сильной, из-за чего происходит смещение ритмических акцентов, отрыв мелодии от аккомпанемента.
Регтайм — это не джаз, он играется ровно, это чистой воды полька, которую мог бы написать любой композитор, желающий писать не совсем классическую музыку. «Отец регтайма» Скотт Джоплин привнес несколько предджазовых элементов — например, прием «3 против 4» — и некоторые экзотические для того времени интервалы, такие, как сексты. При этом характерен другой тип ритма. В регтайме ритм отсчитывается от второй и четвертой долей такта, плюс через каждые два такта отдельный сильный акцент на последнюю, четвертую, долю. На эти офф-битовые акценты накладывается отдельное синкопирование мелодии.
Офф-бит — принцип, при котором ритмические акценты смещаются с «сильных» долей такта — 1-й и 3-й — на «слабые» — 2-ю и 4-ю.
«3 против 4» — основная разновидность кросс-ритма, характерная для западноафриканской музыки. Внутри одной метрической единицы (такта) параллельно звучат две ритмические схемы, контрастируя между собой. Одна из них, основная, состоит из четырех равных между собой ритмических единиц, вторая, звучащая поверх нее, состоит из трех равных единиц.
2. Традиционный джаз: новоорлеанский стиль и диксиленд. 1910—1920-е
К началу XX века в Новом Орлеане существовало несколько десятков маршевых оркестров и ансамблей танцевальной музыки — преимущественно негритянских и креольских. Музыка, которую они играли, создавалась под влиянием регтайма, блюза, маршей, негритянских уорк-сонгов. Значительное влияние на них произвела музыкальная культура креолов, изначально близкая к европейскому домашнему музицированию. Позже, когда креолы южных штатов были уравнены в правах с неграми, негритянская и креольская культуры сблизились, что способствовало возникновению новых синтетических форм. После окончания американо-испанской войны в городе появилось большое количество инструментов от военных оркестров, что способствовало созданию любительских музыкальных коллективов, музыканты которых не были знакомы с нотной грамотой. Как именно звучала музыка в Новом Орлеане в это время, можно только догадываться — по игре имитаторов новоорлеанского стиля на первых записях, появившихся только в 1917 году. Понятие «диксиленд» поначалу было аналогом понятия «джаз», придуманным в среде белых музыкантов по условному названию южных штатов США. Позже стиль диксиленд ассоциировался именно с «белыми» ансамблями раннего джаза, хотя часто новоорлеанский стиль и диксиленд понимаются как синонимы. После выхода первой джазовой пластинки группы белых музыкантов Original Dixieland Jass Band в 1917 году джаз как новая форма фольклорного музицирования в эпоху модерна начинает распространяться по всей стране.
Original Dixieland Jass Band — «Tiger Rag»
Владимир Тарасов
ударник, участник трио «ГТЧ» (Ганелин—Тарасов—Чекасин)
Удивительно слышать от музыкантов, что свинг появился после диксиленда. Получается, что диксиленд — это не джаз. В диксиленде свинга сколько угодно. Просто послушайте синкопированную игру банджо и малого барабана. Позже, в 1930—1940-х годах, когда от этого дерева проросли новые веточки, в том числе и белые, многое изменилось по языку, а с ним и ощущение свинга.
Свинг — характер исполнения солиста или ансамбля, основанный на постоянных отклонениях от опорного ритма и создающий эффект «раскачивания» всей звуковой массы. Свинг характерен для разных стилей и периодов в истории джаза. В 1930-е годы этим термином стали называть популярный стиль джаза в эпоху распространения биг-бендов.
King Oliver’s Creole Jazz Band — «Dippermouth Blues»
Валерий Киселев
кларнетист, саксофонист, лидер Ансамбля классического джаза
Новый Орлеан — это специфический город, его называли «Парижем Нового Света». Портовый город в устье Миссисипи, в котором было много бизнеса, много приезжих. Там были пикники, парады, шествия, поэтому у музыкантов в Новом Орлеане постоянно было много работы. Если умирал солидный человек, то ему заказывали похороны с оркестром — это тоже была работа для музыкантов. Там почти все были самоучки, не знали нот, играли по слуху, и Кинг Оливер (легенда новоорлеанского стиля, в оркестре которого начинал играть молодой Луи Армстронг. — Ред.) был самоучкой. Некоторые путают диксиленд и новоорлеанский стиль. Новоорлеанский — это блюзовая манера, они не обыгрывали доминанты, уменьшенный септаккорд, как уже позже в диксиленде.
The New Orleans Rhythm Kings — «She’s Crying for Me»
Юрий Чугунов
композитор, аранжировщик, педагог
Импровизационное начало в джазе никогда не теряло своей роли. Основным фактурным принципом новоорлеанского стиля была стихийная полифония. Это полифоническое начало базировалось на одновременной импровизации нескольких солистов-духовиков (труба, тромбон и кларнет). Кроме того, простые аккорды зазвучали совершенно по-новому благодаря блюзовому ладу. Поверх непрерывного бита ритм-секции солисты могли допускать ритмическую свободу в импровизации. Все эти особенности привели к тому, что джаз начал восприниматься публикой как что-то новое и небывалое, что и привело к его стремительному распространению в мире. Джаз изначально был запрограммирован на стремительное развитие. Перспектива этого развития определилась сочетанием двух элементов: фольклорного (блюзового) начала и использования инструментов симфонического оркестра, в том числе рояля.
Полифония — принцип построения музыкального произведения (склад), при котором параллельно звучат отдельные мелодические голоса, равные по своей функции. Противопоставляется гомофонному складу, в котором функцию мелодии выполняет верхний голос, а остальные голоса поддерживают его гармонически.
3. Чикагский стиль. 1920-е
В 20-е годы происходили важные социальные изменения. Эта эпоха вошла в историю под названием «ревущие двадцатые». Писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд в своих знаменитых рассказах выразился иначе — «век джаза». В начале 30-х годов он писал: «Слово “джаз”, которое теперь никто не считает неприличным, означало сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку. Когда говорят о джазе, имеют в виду состояние нервной взвинченности, примерно такое, какое воцаряется в больших городах при приближении к ним линии фронта». В 20-х годах джаз начинает перемещаться в рестораны и дансинги, становясь важной частью массовой культуры. Сущность джаза выражается в самой манере исполнения, которую невозможно записать на бумаге, и благодаря развитию индустрии грамзаписи джаз начинает тиражироваться в массовом масштабе, хорошо иллюстрируя тезис Вальтера Беньямина о «произведении искусства в эпоху его технической воспроизводимости». В 20-е годы усиливается миграция джазовых музыкантов в северные промышленные города, центром которых становится Чикаго. В это время также получают распространение jam sessions — бесплатные выступления в кабаках после полуночи для немногочисленной аудитории ценителей, основанные на спонтанной импровизации нескольких солистов. Начинается усложнение аранжировок и противопоставление отдельного солиста целому ансамблю.
Louis Armstrong — «West End Blues»
Даниил Крамер
Джазовый ансамбль построен совершенно по другому принципу, нежели диксилендовый. Диксилендовый построен по принципу двух линий, когда на заднем плане играет ритм-секция — бас, банджо и ударные инструменты. А спереди стоят полифонические линии, скажем, из трубы, тромбона и кларнета. И эти полифонические линии непрерывно переплетаются, какая-то из них является главной, а остальные ее обрамляют. При этом ритмическая основа — офф-бит, гармонический принцип гораздо более простой. В джазовом ансамбле ритмическую основу составляет уже фоур-бит, а не офф-бит. Если существует несколько солистов, то они не обрамляют главную линию, а импровизируют каждый самостоятельно. И, наконец, гораздо более сложные по построению аранжировки джазовых пьес. Джазовое ощущение — это ощущение натянутого лука. Эта ритмическая составляющая, именуемая драйвом, неостановимый ритмический поток, присутствует еще у Баха, уже в несколько меньшей степени у Моцарта и начинает теряться у романтиков. Джазовые музыканты вывели этот драйв на новый уровень. Я понял, откуда он берется, когда я был в Африке и увидел, как играют деревенские африканские музыканты: он у них в крови.
Фоур-бит — тип ритма, в котором равномерно акцентируются все четыре доли такта — сильные и слабые.
Из диксилендов и ранних джазовых ансамблей я бы выделил ансамбли Луи Армстронга — Hot Five и Hot Seven. Лично мне драйв Армстронга ближе драйва Кинга Оливера или Бикса Бейдербека. Такого драйва — очень жесткого и при этом красивого — нет, пожалуй, ни у кого в это время.
Бикс Бейдербек — «Singin’ the Blues»
Олег Грымов
кларнетист, саксофонист, оркестр Олега Лундстрема
В раннем джазе свинг был другой, более гротескный, как у белых, так и у черных музыкантов. А позже, у Хокинса, Лестера Янга, он стал уже более плавным. Бикс Бейдербек — великий корнетист, но если послушать его свинг, видно, что чуть более заострены углы. Этот ранний свинг был больше похож на регтайм.
Я прихожу к выводу, что великие художники чем старше становились, тем больше стремились к простоте. Просто многие не доживали, как Янг или Паркер, на взлете уходили. Армстронг жил долго, но как он начал с этой простоты, ей и закончил. Причем в этой простоте была и глубина, которая нужна была интеллектуалам. Мне кажется, что главное — это естественность. Если эта сложность не вымученна, то она должна существовать, если простота — это не зияющая пустота, то пусть она будет. Армстронг был квинтэссенцией своего времени. Это Иоганн Себастьян Бах джаза. Слишком много совпало в этом человеке. Было много очень хороших музыкантов того времени, у которых так все не совпало, как у него. Менее известный музыкант — Сидней Беше. Беше был очень страстной натурой, достаточно послушать его записи, чтобы убедиться. Он был человеком крайностей, и все, что он делал, было таким же страстным, как и его игра. Как о нем вспоминает его ученик Боб Уилбер, Беше мог быть очень добрым и заботливым, но если чувствовал в ваших словах какое-то пренебрежение, то мог быть очень злобным и мстительным. Если бы не было Беше, то неизвестно, узнали бы мы о Джоне Ходжесе (знаменитый альт-саксофонист из оркестра Дюка Эллингтона. — Ред.), потому что Ходжес всю жизнь слушал Беше и даже брал у него несколько уроков. Это слышно, такой новоорлеанский подход к инструменту. У Беше очень яркий, самобытный звук, очень частое вибрато, которое сложно копировать. Пожалуй, самая известная композиция в его исполнении — Summertime Джорджа Гершвина. Для многих сопрано-саксофонистов она стала шаблоном исполнения. Я лично очень люблю запись Black Stick Blues, там он играет на кларнете — он ведь начинал как кларнетист. Швейцарский дирижер Эрнест Ансерме про него сказал, что есть такой музыкант из оркестра Southern Syncopated Orchestra— это подлинный гений. Тогда он играл на кларнете.
Сидней Беше — «Summertime»
Вибрато — быстрая пульсация одного звука с периодическим изменением его высоты меньше чем на полутон. В результате получается непрерывная волнообразная линия.
Jack Teagarden and His Orchestra — «Basin Street Blues»
Розуэлл Радд
тромбонист, композитор, New York Art Quartet
Диксиленд — это музыка, на которой я учился. Я услышал ее в 40-х и 50-х годах, когда был молодым. Что меня больше всего привлекло в ней — это коллективная импровизация. Она была очень открытой. Там была четкая структура, но в этой структуре люди создавали музыку, слушая друг друга. Меня это поразило тогда и до сих пор поражает. Я думаю, что коллективная импровизация — это то, что я и мои двадцатилетние сверстники вернули в джаз в 60-е годы. Когда мы впервые предстали перед публикой, мы включали в нашу игру коллективную импровизацию. Для меня это было естественно, потому что я вышел из диксиленда, и у меня было ощущение того, как нужно играть по отношению к кому-то еще, — импровизационный «вопрос-ответ». Группы Чарльза Мингуса, Сесила Тейлора; Сан Ра — все они занимались коллективной импровизацией и делали это очень красиво. Эти люди оживляли старую музыку и в то же время создавали что-то современное.
Респонсорная техника (вопрос-ответ) — основополагающий композиционный принцип, при котором все элементы музыкальной формы выстраиваются во взаимодополняющие пары, где первый элемент, неустойчивый и незавершенный, подразумевает наличие последующего, логически завершающего элемента.
Джек Тигарден — это наш американский памятник; он как Джей Джей Джонсон (легендарный тромбонист эпохи бибопа. — Ред.). Он олицетворяет определенный стиль игры на тромбоне — очень чистый, свежий и напористый. Мне нравится более ранняя музыка Тигардена, когда он был в большей степени экспериментатором. В молодости я слышал во время живых выступлений много его поздних вещей, и это было красиво. Но мне не хватало его «ошибок».
Весь джаз является «свободным», не только фри-джаз. Все зависит от того, о каких музыкантах вы говорите. Джаз — это, в сущности, первая музыка. Его можно найти по всему миру, потому что когда люди импровизируют — это и есть первая музыка. Диксиленд, коллективная импровизация — это самая авангардная форма, которой вы можете достичь, а если делать это хорошо, вкладывать в нее настоящее чувство и не переборщить с интеллектуализмом — тогда вы получаете великолепную музыку. Фри-джаз, новая музыка, свободная импровизация — все это означает одно и то же для меня, все это просто музыка. Коллективная импровизация — это основа того, чем я занимаюсь. Можно анализировать определенные периоды и стили — Конго-сквер (местность неподалеку от Нового Орлеана, где в XVIII — начале XIX века чернокожему населению разрешалось собираться для торговли, пения и танцев. — Ред.), Новый Орлеан, Чикаго, Канзас-сити, Нью-Йорк, Уэст-коуст и т.д. Или великих зачинателей стилей — Луи Армстронга, Коулмана Хокинса, Пи Ви Расселла, Джона Биркса Гиллеспи, Чарли Паркера, Орнетта Коулмена и т.д. Но отличает каждого из них именно уникальный способ импровизации, а когда она происходит коллективно, то получается свободная «симфоническая» музыка. Я называю это диксилендом.
Бад Фриман — «The Еel»
Олег Грымов
Бад Фриман — прекрасный музыкант. Он был такой щеголь, выглядел всегда очень стильно и играл так же прекрасно. Многие критики считают, что он оказал влияние на Лестера Янга. Действительно, на концертах поздних 1960-х, если закроешь глаза, кажется, что Лестер Янг. Лестер, по-моему, это отрицал, но о Баде Фримане отзывался очень высоко. Фриман много работал с Бенни Гудманом, Томми Дорси. Он типичный представитель свинга, но играл и с музыкантами диксиленда. У него много записей, на которых он играет в диксилендовых составах, где, кажется, должен быть тромбон, а там играет тенор-саксофон Бада Фримана, получается совсем другое звучание, более подвижное, менее облигатное. Он родился и умер в Чикаго. В это время там жили многие великие музыканты — например, Джимми Нун. Я слышу в записях 30-х годов явное влияние Нуна. Совершенно очевидно, что они ходили друг к другу на выступления, что-то брали, заимствовали. Так что все перемешалось: у Фримана находишь Джимми Нуна, у Лестера находишь Фримана и Фрэнки Трамбауэра. Это такая перемешанная почва, из которой потом вырастают прекрасные цветы. Вообще — при всей главенствующей роли черных музыкантов — неизвестно, как бы сложилось, если бы не было Нового Орлеана, где были огромные французская и испанская колонии. Креолы — незаконнорожденные дети французских и испанских колонистов от своих рабов. В раннем джазе было принято на духовых инструментах использовать мелкое вибрато, особенно к концу фразы. Самый экстремальный пример — Беше, в котором текла французская кровь. Мне кажется, даже в этом проявилось какое-то генетическое французское влияние: если взять пение французских шансонье, это слышно.
4. Эра свинга, эпоха биг-бендов. 1930-е
Набирающий популярность джаз породил спрос на большие оркестры танцевальной музыки. Это, в свою очередь, потребовало более слаженной, организованной игры и усложненных аранжировок. Манера хот-джаза становится привычной для широкой публики и начинает переходить в мейнстрим. Особенно важным становится то, как «свингует» целый оркестр.
Фэтс Уоллер — «Honeysuckle Rose»
Даниил Крамер
Свинг — это естественное синкопирование на основе непрерывного ритмического потока, называемого драйвом, в сочетании с различным переменным соотношением реального и ощущаемого ритмов, что, по некоторым мнениям, в том числе и по моему, является одним из значений термина «бит» (другое значение — удар, способ внутритактового акцентирования). Когда существуют в комплексе три компонента — бит, драйв и естественное синкопирование, тогда, собственно говоря, начинается джаз. У Фэтса Уоллера уже в полной мере присутствуют и свинг, и сложившиеся джазовые гармонические комплексы. Один человек будет говорить с акцентом, другой будет произносить те же слова, но без акцента. Фэтс Уоллер уже говорит без акцента, там сложившийся язык. Уже наблюдается свинговый фоур-бит. В джазовой музыке солист играет либо вместе с ритмом, либо слегка сзади, но никогда не спереди. Триоль в джазовой музыке свингуется внутри себя, ритм отсчитывается от слабой, третьей доли триоли и спускается на сильную, первую, как с волны.
Триоль — способ группировки трех равных по длительности нот, которые и в сумме длятся столько же, сколько две ноты той же длительности.
Fletcher Henderson and His Orchestra — «Copenhagen»
Валерий Киселев
Флетчер Хендерсон принадлежал к тому негритянскому кругу, который выбился в высшие слои, и очень этим гордился. Они очень дорожили своим положением, не разрешали своим детям играть с чернокожими детьми: когда нахулиганит белый — это одно, а когда черный — все уже по-другому. Флетчер получил хорошее образование. Он фактически считается основателем современного биг-бенда. В ансамбле диксиленда труба ведет основную мелодию, кларнет играет так называемое облигато, тромбон ведет гармонический голос. Четыре-пять инструментов, дальше получится какофония — расширять уже некуда. Когда оркестры начали играть в солидных домах, где нужно было побольше музыкантов, как-то надо было организовать по-новому. И тогда Флетчер Хендерсон со своим соратником Доном Редменом придумал сопоставить группы — три саксофона и три медных инструмента, как правило, это были две трубы и тромбон. Постоянное сопоставление, саксы играют тему, бэкграунд играет медь, потом медь перехватывает мелодию, саксофоны — аккомпанемент. Это уже первые признаки биг-бенда, соревнование секций инструментов.
Биг-бенд — джазовый ансамбль, по количеству участников превышающий десять человек. Для биг-бенда характерны более тщательная аранжировка, усложненная фактура и усиление роли руководителя ансамбля.
Glenn Miller Orchestra — «In the Mood»
Алексей Круглов
саксофонист, композитор, лидер «Круглого бенда»
Для меня период джазовой музыки, звучавшей до бибопа, долгое время был загадочным. Скажу честно, нечасто слушаю эту музыку и сейчас, когда обращаюсь, например, к записям 30-х годов прошлого века, кажется немного странным не слышать в игре свинговых музыкантов типичных боповских опеваний, клише, альтераций. Но, углубляясь в изучение этого стиля, манеры игры музыкантов, их языковые особенности, гармонию, импровизации, понимаешь — это необыкновенный художественный пласт, огромное направление, без которого невозможен был новый шаг. Мир «эры свинга» — это, я бы сказал, особое миросозерцание. Игра музыкантов как бы выплескивается потоком эмоций, порою даже неоформленных, нереализованных идей в виде различных мелодических построений, иногда даже спорящих, перебивающих друг друга, с яркими контрастными образами, у духовиков, например, вмещающими в себя или пассажный элемент, или долгий хрип на одной ноте. Возможно, это влияние хот-джаза, при котором музыканты пытались добиться большей свободы и выразительности в соло, в чем можно услышать африканские истоки.
Хот-джаз — разновидность джаза, характеризующаяся усиленным импровизационным началом, главенством интонационной и ритмической выразительности над композицией. «Горячий» с самого зарождения джаза означал «аутентичный», в противоположность имитации новоорлеанского стиля белыми музыкантами и коммерческому варианту джаза, использовавшему лишь некоторые характерные элементы джазового языка. В то время как в 1920-х годах резко противопоставлялись хот-джаз и коммерческий вариант джаза — свит-джаз, в 1930-х хот-джаз в виде свинга становится коммерчески успешной популярной музыкой и переходит в мейнстрим.
Но при этом в эпоху свинга, в 30-е годы, у музыкантов при экспрессии и выразительности идей есть основательная, местами даже и рациональная игра, в которой всегда слышна четкая ритмическая организация, и неотъемлемый свинг с присущей этому периоду джаза особой ритмической задержкой. Складывается ощущение, что музыканты будто бы пытаются договорить с помощью своих инструментов то, что не могут сказать словами. Но и при этом в их игре слышна четкая устойчивость, верность своему стилю, манере, языку, мелодии, метроритму. Кстати, по поводу ритма — отдельный разговор. Ведь, допустим, если говорить о добоповском периоде вообще, ритмическая организация строилась и воспринималась музыкантами по-разному. Допустим, бенды Каунта Бейси, Гленна Миллера, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмана — это не только разные мелодические, импровизационные концепции, но и разные подходы к метроритмическому решению.
Count Basie Orchestra — «Swingin’ the Blues»
Владимир Тарасов
У нас, джазменов, знаменитое высказывание, пародирующее партийцев, звучало так: говорим «джаз», подразумеваем «свинг» — и наоборот. До сих пор так никто конкретно и не смог описать, что же такое свинг. Что это за специальная раскачивающаяся манера звукоизвлечения с синкопированием. Я когда-то упростил и сделал для себя вывод, что если исполняется просто восьмыми, то для меня это не джаз, а если музыкальные фразы строятся через восьмую с точкой и шестнадцатую, тогда джаз. Причем совсем не обязательно на регулярном темпе. Раньше музыканты в России почему-то упорно считали, что свинг — это когда нужно играть чуть спереди или чуть сзади, тогда все и получится. Сегодня, к счастью, много музыкантов, умеющих играть со свингом. Я также знаю и многих исполнителей классической музыки, обладающих, на мой взгляд, отличным свингом.
Benny Goodman — «Sing, Sing, Sing»
Валерий Киселев
Мое знакомство с джазом произошло в 1963 году, когда я учился в 7-м классе. Мой старший товарищ пригласил меня в районный Дом культуры, там показывали фильм «Серенада солнечной долины» с Гленном Миллером. С этим фильмом в меня вошел джаз, биг-бенд, свинг. В 30-х годах свинговый джаз имел большое значение. Это, выражаясь современным языком, была единственная «попса». В 30-е годы в Нью-Йорке было более ста биг-бендов с известными именами. К концу 30-х годов Америка была покрыта сетью радиостанций, и люди с утра до вечера могли слушать джаз, танцевать, развлекаться. До начала войны выпускалось огромное количество грампластинок. С помощью пластинок оркестры получали известность, ездили на гастроли, люди покупали их пластинки и шли на танцы. Когда в Советском Союзе появились видеомагнитофоны и мы увидели эти оркестры живьем, мы были поражены: как же, такие звезды — и играют на танцах! Вообще было не принято покупать билеты, садиться в кресло и слушать джаз. Джаз играл там, где люди выпивали, закусывали, танцевали.
Линди-хоп — главный танец «эры свинга».
Все музыканты эпохи свинга ходили на танцы. Когда я научился этим танцам, я понял по-настоящему, что такое свинг. Нетанцующий человек воспринимает музыку ушами, а свинговые танцы основаны на баунсе, на колыхании тела. Только в январе 1938 года был впервые организован джазовый концерт оркестра Бенни Гудмана в Карнеги-холле, где обычно игралась симфоническая музыка. Эта музыка вышла из низов и должна была пройти свой путь до концертного зала.
Баунс — исполнение в умеренно быстром темпе с «упругой» ритмической подачей, характерное для свинга. Также разновидность свингового танца.
«Савой» был первым танцевальным залом, где разрешалось танцевать смешанным парам — черным с белыми. Как правило, в таких залах было два оркестра — один свой, другой приглашенный; между ними шло соревнование. Когда Бенни Гудман создал свой оркестр, у него была проблема: как тогда выражались, у него не было своего «портфеля» — репертуара. Ему посоветовали обратиться за аранжировками к Флетчеру Хендерсону, который недавно распустил свой оркестр. Флетчер Хендерсон уже тогда отдал свои произведения Чику Уэббу. И два оркестра играли по одним и тем же нотам. Кому-то пришла идея устроить соревнование — белого и черного оркестра. Запись этого концерта сохранилась. Я никогда не верил, что черные оркестры лучше свингуют, но, играя по тем же нотам, оркестр Бенни Гудмана выглядел намного слабее. Я бы не разделял белую и черную культуру в Америке. Они все выросли в этой культуре — просто нужно жить в Америке.
Было много очень похожих оркестров, проходных вещей для танцев. Но много было и ярких оркестров, аранжировщиков, солистов. Кто-то был больше, выражаясь современным языком, раскручен, кто-то меньше. Бенни Гудман был великим кларнетистом, но еще и великим бизнесменом. Один критик сказал про двух друзей, которые вместе работали у Бена Поллака в молодости, Бенни Гудмана и Гленна Миллера: если бы эти два парня занялись любым другим бизнесом, у них бы это получилось. Гленн Миллер каждую копейку считал. Не особенно талантливый музыкант, он собрал оркестр, аранжировщиков и стал великим.
В 30-е годы солисты играли меньшую роль. Пьеса должна была уместиться в какие-то три минуты. Поэтому солисты никогда не играли полный квадрат в 32 такта. Все солисты играли соло по кусочкам, делили квадрат на части. Поэтому солисты не могли себя проявить, как в бибопе.
Квадрат — гармоническая сетка (последовательность аккордов), длящаяся определенное количество тактов (чаще всего 32), лежащая в основе главной темы, на которую при повторении накладывается импровизация. Джазовая композиция чаще всего состоит из серии таких квадратов.
Дюк Эллингтон — «Take the A Train»
Владимир Тарасов
Эпоха биг-бендов была замечательна. Я сам начинал с биг-бенда и обожал оркестры Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Дона Эллиса, Гила Эванса, который сформировал композиционное мышление Майлза Дэвиса. Для биг-бенда важны грамотная работа аранжировщика и талант руководителя, дирижера. Оркестр Дюка Эллингтона я слушал двенадцать концертов. Они вообще почти не импровизировали в общепринятом понимании этого слова, играли одну и ту же программу, но каждый концерт был разный. В этом и мастерство музыканта заключается — здесь и сейчас, в данном времени и пространстве. Они играли совершенно потрясающе. Дюк Эллингтон сам звучал и был частью того, что он играл. Харизма художника, лидера «заводила» оркестр. Когда Эллингтон ушел в иной мир, я слышал буквально через месяц, как этот оркестр играл с тем же самым составом, только дирижировал его сын Мерсер Эллингтон. Была та же самая программа, те же музыканты, но совершенно другая музыка. В искусстве все-таки существуют три градации — аматер, профессионал и мастер. Дюк Эллингтон был великим мастером. Профессионалов сегодня в России много, а мастеров единицы. Дело не в технике. Мы все умеем читать ноты, книги, но мы еще должны понимать смысл текста. Вот для чего нужны хорошие руководители оркестров (и не только джазовых) — они раскрывают нам «историю», заложенную в звуке.
5. Джаз в академической музыке и саксофонисты 30-х годов
«Porgy and Bess»
Герман Лукьянов
трубач, флюгельгорнист, композитор, лидер ансамбля «Каданс»
Шостакович был на премьере «Порги и Бесс» в Ленинграде. Моя мама была с ним знакома, она узнала, как он отзывался об опере: «Тридцать процентов хорошей музыки». Сто процентов я бы тоже не дал — там есть некоторые слабости, нельзя сказать, что это безукоризненный шедевр. Но тридцать процентов — это очень мало. Конечно, там больше половины хорошей музыки. Это музыка, которая содержит в себе элементы джазового искусства. Гершвин относился к джазу с симпатией, это совершенно очевидно. Если бы это было не так, джазмены не играли бы его темы. Они чувствовали в этом что-то родное — по ладу, по ритму, по эстетике. Но он рвался к симфонизму, масштаб джаза ему казался мелким.
Коулмен Хокинс — «Body and Soul»
Олег Грымов
Хокинс исповедовал гармонический подход к импровизации. Он вскапывал каждый квадратный сантиметр музыкальной ткани, пытался раскрыть все грани джазовой гармонии. До него мало кто играл на тенор-саксофоне так мастерски.
Лестер Янг — «Way down Yonder in New Orleans»
Алексей Круглов
Среди музыкантов, раскрывшихся в 1930-х, мне как саксофонисту особенно интересна личность Лестера Янга. Это удивительный музыкант, который, полностью находясь в стилистике свингового импровизационного направления, все же значительно отличается от других саксофонистов свинга, в частности — Бена Уэбстера и Коулмена Хокинса. Это во многом всеобъемлющая личность. Во-первых, он явно не тяготел к «горячей» игре, у него часто слышны куловые интонации, чем он, возможно, предвосхитил появление кула как стиля. Лестер Янг порой использует альтерации, обыгрывания, которые встали во главу угла у боперов. Конечно, этот момент не был его основной линией, часто его соло строятся по обычному септаккордовому ряду с использованием блюзовых оборотов, но тем не менее создание гармонического напряжения, обусловленного использованием частичного боповского хода с альтерацией, вкупе с холодной игрой производит уникальное впечатление.
Альтерация — повышение или понижение высоты звука без изменения его названия.
Думаю, не только Лестер Янг пусть и невольно, но выходил за пределы своего стиля. Данный вопрос еще стоит изучить, так как тема исполнительского мастерства в этом направлении лишь только кажется на первый взгляд легкой задачей. Ведь джазмен — особое мировоззрение, а уж тем более — в добоповском периоде, где каждый музыкант не пытался походить на кого-то, а шел по своему оригинальному пути.
Продолжение следует
Подписывайтесь на наши обновления
Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней
Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен
RSS-поток новостей COLTA.RU
Понравился материал?помоги сайту!Джаз и Модерн. Классическая хореография. — Статьи
- Статьи
- Джаз и Модерн. Классическая хореография.
Джаз танец – имеет непосредственно африканские корни (фольклорный танец). Прежде чем пре-вратиться в сценическую форму, этот танец прошел громадный путь. История возникновения джаз танца начинается с XVIII века, когда искусство черного населения США получило равные права с искусст-вом белых американцев. Именно слияние “черного” и “белого” танцев дало толчок появлению сценической формы танца, который в последствие получил название джазовый танец. А произошло это в начале XX века. Джазовый танец был очень популярен, использовался в шоу и ревю, в мюзиклах и кинематографе, в варьете и драматических спектаклях. Его стилистика часто заимствовалась из бытового танца. Этому стилю танца чужды идеи и философия танца модерн, или изысканная романтичность и возвышенность классического балета. Джаз танец – прежде всего танец эмоции, энергии и силы. В пример можно привести таких известных исполнителей и педагогов-хореографов:
- Джек Кул — считается отцом-основателем джазовой техники. Он был вдохновителем для Матт Маттокса, Боб Фосса, Джером Роббинса, Гвен Вердон и многих других хореографов.
- Боб Фосс — знаменитый джазовый хореограф, создавший новую форму джаз-танца под влиянием исполнительства Фреда Астера и стилей бурлеск и водевиль.
- Луиджи- танцор, создавший специальную технику разогрева (джазовый экзерсис, призванный подготовить тело для танца) после того, как он стал парализован в автомобильной аварии.
- Джером Роббинс- хореограф многих известных мюзиклов: Питер Пэн, Король и я, Скрипач на крыше, Смешная девчонка и Вестсайдская история Он также основал балетную труппу Ballets USA.
Детищем XX века стал танец Mодерн. Он имеет европейские корни, возник, прежде всего, как контракадемическая техника, как протест против засилья классического танца. И если исследовать корни возникновения этого направления, то можно заметить, что модерн возник как авторский танец, он не связан ни с фольклорным, ни с бытовым танцем – он сам по себе. И первые “пионеры” танца модерн – А.Дункан, М.Грэхэм, Д.Хэмфри, Т.Шоун, Э.Тамарис, Х.Хольм – были создателями своего собственного видения мира и выражения его через движение. Танец модерн прежде всего – это танец идеи и определенной философии. А движение изобретается в зависимости от того, что хочет выразить исполнитель. В дальнейшем каждый из вышеперечисленных хореографов и исполнителей создал свою собственную школу. Наиболее известными и используемыми многими исполнителями и педагогами стали две школы: М.Грэхэм и Д.Хэмфри. Последняя долгие годы проработала в труппе Х.Лимона, поэтому очень часто эту технику называют “техника Лимона”. Одним из основателей авангарда стал Мерс Каннинхэм, который создал свою школу, технику движения и свою хореографию, построенную на законе случайности. Множество хореографов последовали его примеру и стали создавать свои техники и свои школы. Так возник “пост – модерн”– это направление в танце, в котором нет определенной техники и какого – либо определенного стиля. Каждый художник не повторим и самобытен.
Что касаемо классического танца – он возник в XVI веке из историко-бытового танца. Классиче-ский танец стал видом хореографического искусства, со своей эстетикой, лексикой, а главное – школой, позволяющей воспитать исполнителей. Именно классический танец был первым видом танцевального искусства как сценической формы. В классическом танце на протяжении веков сложился определенный язык движений. Каждое движение или па в классическом танце носит свое название, в основном вся терминология этого танца – на французском языке, поскольку родиной классического танца – является Франция. И даже в этом танце существует достаточно много школ, которые по разному относятся к процессу подготовки и воспитания исполнителя. Мы знаем школы Вагановой Чекетти, Легата, Бурнон-вилля и многих других известных педагогов и хореографов.
В современном танце, особенно в джазе и модерне, каждый педагог практически создает свою школу. И ценность педагога и хореографа определяется именно его самобытностью и неповторимостью.
Одновременно с развитием танца модерн шло и развитее джазового танца. Именно из джазового танца выделился степ. И стал отдельным видом хореографического искусства.
Одновременно шел процесс все большего сближения джазового танца с танцем модерн и заимствования элементов и движений из классического балета. Так возник танец Джаз-модерн. Эта техника органически соединила ранее казалось несоединимые вещи – энергию, ритм, координацию, силу и ловкость джазового танца, идею и философию, свободный позвоночник, работу с дыханием и весом тела из танца модерн, и движения из классического балета, которые позволяют выработать устойчивость, шаг, выворотность, прыжок и вращение. Именно джаз модерн стал той уникальной техникой, которая позволяет воспитывать универсального исполнителя.
Однако сейчас наблюдается все больше микстовых танцевальных техник, которые объединяют все основные системы. Хореографы в своих постановках стараются найти, прежде всего, что-то новое, необычное: в независимости от лексической принадлежности. Хореограф мыслит движением, а поскольку профессиональные хореографы владеют множеством танцевальных техник – то процесс заимствования и соединения неизбежен. И поэтому возник термин контемпорари танец — направление, которое невозможно отнести к какому либо стилю или системе. Это естественный процесс интеграции. Поэтому сей-час не стоит ставить какие-то строгие рамки, главное творчество.
Материал взят из книги В.Ю.Никитина “Модерн-джаз танец. Методика преподавания” – М.:ВЦХТ(“Я вхожу в мир искусств”), 2002, 160с., ил.