Джаз танец что такое – Презентация на тему: «{ Что такое джаз-танец ? Историявозникновения. Jazz dance (Джаз танец)

Содержание

Джазовый танец — Википедия. Что такое Джазовый танец

Танцоры современного джаза

Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. Этот танец развивался параллельно с музыкой в 20-е – 40-е годы XX столетия. Термин джазовый танец неразрывно связана с понятием танцев в стиле «свинг» и включает в себя: линди хоп, чарльстон, буги-вуги, джиттербаг (как смесь стилей), шэг, бальбоа, блюз. Это название часто также распространяется на джайв, рок-н-ролл, West Coast Swing, Se rock или Le Rock и другие танцы, развившиеся в 1940-х и позднее. В США термином «свинг» чаще обозначают такие социальные танцы, как линди хоп, West Coast Swing, East Coast Swing, Hand Dancing и т.д. В Европе долгое время были наиболее распространены буги-вуги и рок-н-ролл, а в последние годы широкую популярность получил линди хоп. До 1950–х годов джазовый танец, как и музыка относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца. В 1950–х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.

История

До середины 1950-х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из афро-американского коренного танца конца XIX — середины XX века. Джазовый танец часто относили к чечётке, потому что чечётка под джазовую музыку была одним из господствующих танцев той эпохи. Развиваясь со временем джазовый танец, породил разнообразие социальных и концертных танцевальных стилей. Позднее, в течение века джаза популярные формы джаза включали в себя кекуок, Black Bottom, чарльстон, джиттербаг, буги-вуги, линди-хоп. Сегодня многие из этих танцевальных стилей все также популярны и продолжают практиковаться учениками и педагогами.

Ранние джазовые формы 1920-х и ранее

Стоит заметить, что ранние формы (с 1890 по 1910) танца, который позднее станет известен как свинг, танцевали на юге Соединенных Штатов. Однако, из-за расового конфликта, известного как законы Джима Кроу (так называемая расовая сегрегация), многие талантливые афроамериканцы переезжали на север, где отношение к чернокожим было намного лояльнее. Многие из них совместили свой родной танцевальный стиль с тем, что уже был распространен в клубах таких городов как Чикаго, Кливленд, Нью-Йорк, Детройт, Сент Луис и других. В результате появились множество новых танцевальных стилей, практически у каждого города был свой собственный стиль.

  • Black Bottom
  • Rhythm Tap dance (тэп)
  • Texas Tommy. Первое упоминание свинга отмечено в San Francisco Tribune в 1911, это был рассказ о танцующих Texas Tommy в Fairmout Hotel. В Texas Tommy партнеры периодически расходились вместо того, чтобы все время танцевать в близкой позиции, и тогда партнер «раскручивал» (swing out) партнершу, создавая возможность для импровизации и акробатических элементов. Термин «акробатический» часто встречается в описании этого танца. Texas Tommy считается непосредственным предшественником линди хопа. Когда у первых танцоров Texas Tommy попросили описать их танец, они сказали, что он был точно как линди хоп, только первые пару шагов были другими. Также они сказали что: «Через какое-то время после возникновения открытой позиции (breakaways) Texas Tommy развился и включил в себя элементы многих других танцев, в том числе танцев, пародирующих движения животных, например Grizzly Bear, Bunny Hop, Eagle Rock и Turkey Trot.»
  • Shim Sham Shimmy — популярный линейный танец 1920-х и 30-х годов.
  • Apache — старый французский танец из пригородов Парижа, популярный с середины 1800-х. Смысл танца был в исполнении сценки, в которой мужчина, или сутенёр, подчиняет или наказывает женщину или проститутку. Танец заключался в том, что женщина уползала от мужчины в близкой позиции и мужчина бросал её. Это единственный известный ранний танец в котором, также как в Texas Tommy, пара расходится. Движения «apache spin» и «texas tommy spin» пришли из этих танцев, и сейчас легко представить как они вписывались в тему танцев.
  • Чарльстон — классический танец, популярный в 10-х — начале 20-х годов, родственный линди хопу. Чарльстон происходит из афроамериканских районов, достиг широкой популярности в 20-е годы благодаря сценическим выступлениям. Стилистически выделяют чарльстон 20-х и линди-чарльстон — более поздние вариации, часто используемые в линди хопе.
  • Breakaway произошёл от чарльстона в поздних 1920-х и часто ассоциируется с такими танцорами как Джордж «Shorty» Сноуден. «Разбивание» (breaking away) партнеров друг от друга в открытую позицию часто рассматривается как развитие танцев таких как Texas Tommy, а также важный шаг в истории линди хопа. Этот танец популярен среди танцоров, интересующихся историей линди хоп.

Формы 1930-х и 1940-х

  • Линди хоп — достиг пика популярности в поздних 1930-х и ранних 1940-х. Линди хоп — наиболее развитая и наиболее сложная форма свинга. Его характеризуют возможность импровизации и определённая гибкость ритмической структуры. Бейсик на 6 и 8 счётов. Его танцуют под почти любую возможную джазовую музыку, а также под блюз и другие виды музыки с ритмом блюза или джаза. •Бальбоа — танец на 8-ми частной основе, его характерные черты — близкий контакт между партнерами и быстрая работа ногами. Этот танец особенно удобен для быстрой джазовой музыки (обычно все в районе от 180 до 320 ударов в минуту) и/или ограниченного места на танцевальной площадке, хотя его также танцуют и в медленном темпе.
  • Блюз сегодня — неформальный вид свинга без фиксированных форм и с большим фокусом на связь, чувствительность и импровизацию, часто с сильным телесным контактом. Хотя изначально его и танцевали под одноимённую музыку, для него подходит любая небыстрая музыка в темпе 4/4, включая рок баллады и R’n’B. Исторически существует много видов блюзовых танцев, включая медленный драг. В некоторых местах танцуют только блюз, хотя в основном только в Соединенных Штатах.
  • Carolina shag- Каролина Шаг сформировался на основе Charleston и Collegiate shag. Однако, сегодня нет никакого сходства с ними. Название возникло в Myrtle Beach в Южной Каролине в 1930-х годах, когда танца являлся смесью Charleston и Collegiate Shag (according to 10/1938-Dance Index Mag. «Carolina Shag» descriptions») некоторые из основных шагов, назывались: кубинские Шаг , Shuffle, Twinkle т.д. Оригинальный Каролина Шаг, как говорят, возник в районе Атлантик-Бич, но большинство согласны на современные формы танца которые танцевали в области Myrtle Beach. В середине 1940-х R&B группы играли не только в клубах, но и на пляжах. Танцы на пляже (песок) способствовали изменению этого танца, а также танец получает название «Beach Dancing».
  • Collegiate shag — довольно простой танец на 6-битной основе, быстрый и энергичный. Был популярен на вечеринках учащихся колледжей, откуда и произошло его название. Для пары танцующей шэг характерна близкая позиция и масса энергичных вариаций футворка. Collegiate shag возник на юге (возможно, Новый Орлеан) и был известен как «Блошиный шаг» . Shag появился в конце 1920-х и был популярен у молодёжи, до появления линди хопа. Его танцевали в первую очередь под быстрой Регтайм -разновидность джазовой музыки. В 1920—1930 годах проходило много танцевальных конкурсов, проводимых в Нью-Йорке, в который Shag был неоспоримым лидером. На пляжах Вирджини танец пользовался популярностью, так как в некоторые городах восточного побережья Shag был запрещен.
  • St. Louis shag — более сложная вариация, отличающаяся синкопированными «притоптываниями». Возник в 1920-х годах в St. Louis и является разновидностью чарльстона.

Формы с 1940-х, 1950-х и позднее

  • Буги-вуги родился в 1940-х. Сейчас он популярен в Европе, Boogie Woogie является европейской версией раннего West Coast Swing, который танцуют под джамп-н-джайв или буги-вуги.
  • Вестерн свинг, также называемый кантри-свинг, — форма с определённой культурой. Он напоминает East Coast Swing, но добавляет некоторые вариации из других танцев кантри.
  • East Coast Swing (англ)(Свинг Восточного Побережья) — 6-битный свинг, возник в 1940-х и 50-х годах на восточном побережье, как уже ясно из названия. Его также называют Triple Time Swing или Jitterbug. East Coast Swing имеет очень простую структуру и положения ног, простые движения и стиль. Он демократичен и популярен, его часто танцуют под медленный и средний джаз, блюз и рок-н-ролл.
  • Washington Hand Dancing
  • Jitterbug часто описывается как ветвь линди хопа, порой употребляется как синоним. Однако термин Jitterbug относится к более позднему времени — (конец 30-х/начало 40-х годов), есть мнение что этим словом пренебрежительно называли белых танцоров. ((англ)Jitter-трястись, bug-неврастеник, паникер.[О. К. Королёв «краткий энциклопедический словарь джаз рок поп музыки»])
  • Джайв — ((англ)Jive(сленг)- ерунда, болтовня) — жаргонное слово, появившееся у молодёжи в 1930-х. Также джайв — один из танцев латиноамериканской программы бальных (спортивных) танцев. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нём принцип свинга. •Push and Whip — техасская форма свинга.
  • Skip jive — британский вариант, популярный в 50-60-х.
  • West Coast Swing (анг.)Свинг Западного Побережья развился в 1940-х и 50-х годах как стилистическая вариация линди хопа. Партнерши остаются на линии, и хоть это ограничивает их возможность двигаться влево и вправо, но улучшает их возможность вращаться в обе стороны. West Coast Swing часто танцуют под блюз и рок-н-ролл. Он популярен в Соединенных Штатах и Канаде, но мало в Австралии, Новой Зеландии и большинстве азиатских стран. В этих странах его часто сравнивают с Se Rock и грязным латинским джайвом.
  • Рок-н-ролл развился в 1950-х годах вместе с музыкой рок-н-ролл. Рок-н-ролл очень популярен в Австралии и танцуется как для общения так и на соревнованиях и выступлениях. В нашей стране стиль ассоциируется с буги-вуги и линди хопом, потому что многие первые танцоры рок-н-ролла перешли в буги, а позже открыли для себя линди. Если говорить о музыке, то рок-н-ролл и свинг отличаются ритмической пульсацией (в буги и рок-н-ролле свингового разделения долей нет), хотя иногда гармония у них одна — 3-аккордный блюз. Независимо от этого многие старые танцоры линди хопа хорошо танцуют под рок-н-ролльную музыку. Во всех рок-н-ролльных фильмах 50-х годов («Rock Around The Clock», «Untamed Youth» и др.) танцоры исполняют линди.
  • Акробатический Рок-н-ролл популярен в Европе. Популярность акробатического Рок-н-ролл ассоциируется с русскими акробатами, которые «захватили» танец, хотя он популярен по всей Европе. Это танец больше для конкурсных выступлений или спорта, чем для общения.
  • Современный джайв, также известный как лерок и серок, развился в 1980-х из французской формы джайва (по общему мнению).

Джаз-модерн

После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данэм взяв сущность традиционного Карибского танца, превратили его в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее Broadway в новый пластичный стиль, который преподается сегодня и известен как джаз-модерн, тогда как чечетка отделилась и пошла своим путём развития. В большой мере театральный стиль джазового танца был популяризирован в работах Боба Фосса, что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра». Джаз-модерн продолжает оставаться существенным элементом в музыкальных театрах и его часто можно увидеть в музыкальных клипах и на танцевальных соревнованиях.

Танцоры джаз модерна часто носят кожаные джазовки, что помогает им плавно двигаться выполняя повороты, например, пируэт. Перед танцем танцоры обычно делают упражнения, чтобы разогреть и растянуть мышцы и предотвратить травмы. В дополнение общеукрепляющие упражнения часто используются для поддержания общей формы.«На пальчиках», танцовщица поднимается с колен, поддерживая баланс тела на пальчиках ног. Танцовщица — акробатка выполняет шпагат в прыжке, что также встречается в джазовом танце.

Модерн-джаз часто испытывает влияние других танцевальных стилей таких как акробатический танец, балет, современный танец, лирический танец, хип-хоп. В свою очередь многие танцевальные стили испытывают влияние джаза.

Как и в большинстве видов танца техника является основой всех движений в джазовом танце. В частности танцоры джаза извлекают пользу из знания балетной техники и поэтому в учебную программу джазового танца обычно включают балетные тренировки.

В джаз-модерне встречаются различные техники, как например:

1)Контроль центра тела
Рассматривая центр баланса как точку, из которой исходят все движения, становится возможным поддерживать равновесие и контроль во время выполнения движений, что в противном случае вывело бы танцора из равновесия.
2)Местоположение
Это позволяет танцору поддерживать баланс и контроль во время выполнения поворотов таких, как пируэт и фуэте, уменьшая при этом эффект головокружения от повторяющегося вращения.
3)Носок ноги
Танцоры вытягивают лодыжку и указывают носком так, чтобы выровнять стопу с линией ноги в приятной эстетической манере.

Известные руководители, танцоры и хореографы

  • Кэтрин Данэм, основатель афроамериканского театрального танца.
  • Джек Коул считается отцом техники джазового танца. Он был главным вдохновением для Мэтта Мэттокс, Боба Фосса, Джерома Роббинс, Гвен Вердон и многих других хореографов.
  • Юджин Луис Фасиуто (или «Луиджи») состоявшийся танцор, после травмы в автомобильной катастрофе в 1950-х создал новый стиль джазового танца, основанный на разогревающий упражнениях, которые он изобрел, чтобы скрыть свои физические затруднения.
  • Боб Фосс, заслуженный джазовый хореограф, создал новый вид джазового танца, вдохновившись работами Фреда Астера и такими стилями как Американский бурлеск и водевиль.
  • Гасс Джордано, впечатляющий танцор джаза и хореограф.
  • Джероум Роббинс, хореограф нескольких мюзиклов – хитов таких как «Питер Пэн», «Король и Я», «Скрипач на крыше», «Цыгане», «Смешная девчонка», и «Вестсайдская история».
  • Гвен Вердон, известна за свои роли в «Чертовых Янки», «Чикаго», и «Милая Чарити».
  • Фрэнки Мэннинг, звезда мировой величины, линди-хоп. Лауреат премии «Тони» за хореографию для мюзикла Black and Blue.
  • Людмила Николаевна, известна за свои роли в «Танец зебры и тигра»
  • Ишимов Владимир, один из исполнивших буги-вуги впервые в России, один из основателей первого клуба рок-н-ролла и буги-вуги в России, основатель Межрегиональной общественной организации «Федерация танцев в стиле свинг», призер в международных и Российских соревнований, чемпион России 2002г. в паре с Ксенией Семенихиной, 2е место в мире в паре с Надеждой Рыжовой.

Библиография

[1] Eliane Seguin, «Histoire de la danse jazz», 2003, Editions CHIRON, ISBN 2-7027-0782-3, 281 pp

[2] Jennifer Dunning, «Alvin Ailey: a life in dance», Da Capo Press, 1998 — 468 pp

[3] A. Peter Bailey, «Revelations: the autobiography of Alvin Ailey», Carol Pub. Group, 1995 — 183 pp

[4] Margot L. Torbert, «Teaching Dance Jazz», Margot Torbert, 2000, ISBN 0976407108, 9780976407102

[5] Robert Cohan, «The Dance Workshop», Gaia Books Ltd, 1989, ISBN 0-04-790010-5

Джаз. История возникновения, описание, особенности, виды джаза

Джаз – это танец, не скованный жесткими рамками. Фантазия танцора и хореографа находится в свободном полете, а музыка и движение, душа и эмоции органично соединены воедино, способствуя созданию настоящих шедевров

Джаз-танец – это направление в хореографии, имеющее одно название с музыкальным стилем, но сформированное отдельно от него. Нужно разграничивать джаз, как направление музыки и джаз, как танец. Объединяют музыкальное и танцевальное течения общие принципы создания: импровизация, полицентрия, полиритмия (аналог музыкальной полифонии). Из этих трех основных принципов вытекают менее значимые: изоляция, импульс, волна, коллапс (сброс) и другие.

История возникновения танца

Родиной джаз-танца является Африка, а его создатели — жители черного континента и афро-американцы. Негритянские мелодии и ритмы, вместе с рабами, проникли в Америку, впитали в себя фольклор многих национальностей, проживающих в США, и, в результате, сформировался уникальный музыкальный и танцевальный феномен.

Попытка изучить и осмыслить этот культурный пласт была предпринята в 40-е годы 20 столетия. Выдающиеся деятели танцевального искусства того времени Жак Коле, Пэрл Примус, Катрин Данхам способствовали продвижению джаза в Европу. Особенно активное продвижение джаза на европейский континент начинается после 2-й мировой войны. Джаз проник во многие сферы искусства. Соединившись с американским шоу-бизнесом, джаз-танец вобрал в себя и трансформировал элементы модерна, свинга, степа, а позже – хип-хопа и фанка. Расцвет джазового танцевального стиля приходится на 60-е годы прошлого века одновременно с расцветом музыки джаза.

Джаз-танец сегодня – это энергичность, жесткие ритмы, напор эмоций, граничащий с агрессией, импульсивность. В танце присутствуют элементы рэпа, брейк-данса, хип-хопа. Современная джазовая хореография стирает границы между стилями и направлениями, органично соединяя традицию и новизну.

Что такое джаз-танец?

Джаз-танец представляет собою оригинальное соединение самобытных афро-американских традиций, балета, современных хореографических течений и этнического танца. Техника джаза довольно сложная. Она сочетает замысловатые позы, оригинальные танцевальные фигуры, ассиметричные ломаные движения, сложные эффектные переводы рук, броски на пол. Своеобразная музыка требует от хореографа свежих решений, которые позволят передать причудливые музыкальные обороты языком тела. В джаз-танце органично соединены воедино и воплощены средствами хореографии и движения души и эмоциональные ощущения.

Танцоры джаза изучают и используют балетную технику. Выворотные позиции классического танца сосуществуют с параллельными. Округлость рук, характерная для классики, сочетается с прямыми позициями.

Виды джаз-танца и из особенности

Импровизация – одна из главных особенностей джаза. Она позволяет этому танцу всегда быть современным, отражая в себе новейшие веяния в жизни и в искусстве.

Джаз-модерн

Вобрав в себя в начале 20 века веяния модерна, джаз-танец пополнился своею разновидностью – джаз-модерном. В отличие от классики, где акцент делается на отталкивании, как в балетных прыжках, в джаз танце движение направлено к земле. Танцовщица джаз-модерна осуществляет свои танцевальные па на пальчиках, в танце часто встречаются акробатические трюки. Джаз-модерн активно осваивает технику других танцевальных стилей, таких как лирический танец, хип-хоп, современный танец.

Блюз-джаз

Более пластичный вариант джаз-танца. Его особенность – кажущаяся независимость частей тела друг от друга. Исполнение этого танца требует большого мастерства и долгих, упорных тренировок. Движения танцора отточены, выполняются с легкостью и четкостью, и зрителю невдомек, что этой филигранной технике предшествовали годы упорного труда.

Бродвейский джаз

Развитие американского джаз-танца пошло по пути его театрализации. Знаменитые постановки мюзиклов на Бродвее, создали новый жанр театрального и танцевального искусства. Джаз-танец стал неотъемлемой частью прославленных постановок и привел к появлению своей новой разновидности – бродвейского джаза.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

1.3 Основные разновидности джаз- танца. История возникновения и развития джаз-танца

Похожие главы из других работ:

Джаз. Еволюція стилю

Прохолодний джаз

До 50-тих рр. джаз був розпалом емоцій, виконанням «навиворіт», від самого серця. Проте після 50-тих все змінилося. На зміну бі-бопу прийшов прохолодний джаз, джаз інтелектуальний, «від голови», джаз, що не цікавився думками публіки…

История возникновения и развития джаз-танца

Глава 1. История возникновения и развития джаз -танца

История возникновения и развития джаз-танца

1.1 История появления и развития джаз-танца

Джаз как художественное явление — это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая…

История возникновения и развития джаз-танца

1.4 Развитие джаза в 60-х гг. ХХ века. Появление джаз -модерна танца

В 60-е гг. джаз-танец находил себе применение, конечно же, не только в мюзиклах. Театр и кино использовали данное танцевальное направление и в других жанрах, помогая ярче выражать психологическую характеристику героев…

История возникновения и развития джаз-танца

Глава 2. Техника джаз-танца на современном этапе развития

История возникновения и развития джаз-танца

2.1 Сущность и особенности техники джаз-танца

Характерная черта джаз-танца состоит в использовании человеческого тела для отстукавания ритмов музыки, как это присуще музыкальным инструментам. Изломы движений тела и гротескные метания на пол придают джазу мощную энергетику…

Основные стили джазового танца

2. Основные стили джазового танца

Существует классификация стилей танца. Однако это не значит, что не существует других. Их можно назвать второстепенными. Эти стили очень отличаются друг от друга, но нельзя сказать, что они не связаны. Очень часто они сходны и во многом совпадают…

Основные стили джазового танца

2.2 Лирический джаз

Лирический джаз этот стиль обычно ориентирован на плавные открытые линии тела, он сходен с балетом своим потоком грациозных движений, в них можно угадать мягкую, но уверенную точности и изящество кошки. Исполняться может дуэтом…

Основные стили джазового танца

2.3 Театральный или бродвейский джаз

Одним из популярных видов современного танца стал бродвейский джаз. Этот стиль возник ещё в 20-е годы ХХ века, в то время, когда джазом стали заниматься профессионально…

Основные стили джазового танца

2.4 Hot-джаз

HOT — этот стиль полон высоких выразительных шагов и возбуждающих движений, в этом стиле джазового танца присутствует много элементов степа, т.к. ритм слишком быстрый, позы могут допускать сутулую спину, поднятые плечи и качающиеся бедра…

Основные стили джазового танца

2.5 Модерн-джаз

Модерн-джаз — энергичный и выразительный танец, образный танец, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна, к тому же он заметно улучшает координацию движений. Балет и танцы самых разных направлений смешались…

Основные стили джазового танца

2.6 Cool-джаз

COOL: это форма танца отличается ровностью проявления характера, чему соответствует музыка. Кул джаз (cool jazz) — стиль джазовой танца, который возник во время Второй мировой войны, а наибольшей популярности достиг в 1960-е годы…

Основные стили джазового танца

2.7 Weast-coast джаз

Weast-coast джаз (смешение уличных стилей) это один из самых новых видов джазового танца на сцене, он вобрал в себя элементы других стилей, в частности уличные танцы. Break, hip-hop, также здесь обязательно присутствие современного ритма…

Основные стили джазового танца

2.9 Афро-джаз

Афро-джаз: не настолько насыщен терминологией как другие виды джаз-танца. Несложно установить, что свои корни он берет в африканском танце. Афро-джаз сильно отличается от других стилей ритмом и ярко выраженными чувствами…

Основные тенденции современной мужской стрижки

1. Разновидности парикмахерских

Парикмахерские услуги относятся к наиболее необходимых в быту, поэтому они занимают большой объем на рынке бытовых услуг. В зависимости от выполняемых работ парикмахерские бывают нескольких видов: мужские, женские и смешанные…

Джазовый танец — WiKi

Танцоры современного джаза

Джазовый танец представляет собой классификацию, включающую в себя широкий диапазон танцевальных стилей. Этот танец развивался параллельно с музыкой в 20-е – 40-е годы XX столетия. Термин джазовый танец неразрывно связан с понятием танцев в стиле «свинг» и включает в себя: линди хоп, чарльстон, буги-вуги, джиттербаг (как смесь стилей), шэг, бальбоа, блюз. Это название часто также распространяется на джайв, рок-н-ролл, West Coast Swing, Se rock или Le Rock и другие танцы, развившиеся в 1940-х и позднее. В США термином «свинг» чаще обозначают такие социальные танцы, как линди хоп, West Coast Swing, East Coast Swing, Hand Dancing и т.д. В Европе долгое время были наиболее распространены буги-вуги и рок-н-ролл, а в последние годы широкую популярность получил линди хоп. До 1950–х годов джазовый танец, как и музыка относился к танцевальным стилям, которые произошли из aфро-американского коренного танца. В 1950–х появился новый жанр джазового танца — современный джазовый танец или джаз-модерн, корни которого шли из традиционного Карибского танца. В каждом отдельном стиле джазового танца можно проследить корни одного из этих различных истоков.

До середины 1950-х годов джазовый танец относился к танцевальным стилям, которые произошли из афро-американского коренного танца конца XIX — середины XX века. Джазовый танец часто относили к чечётке, потому что чечётка под джазовую музыку была одним из господствующих танцев той эпохи. Развиваясь со временем джазовый танец, породил разнообразие социальных и концертных танцевальных стилей. Позднее, в течение века джаза популярные формы джаза включали в себя кекуок, Black Bottom, чарльстон, джиттербаг, буги-вуги, линди-хоп. Сегодня многие из этих танцевальных стилей все также популярны и продолжают практиковаться учениками и педагогами.

Ранние джазовые формы 1920-х и ранее

Стоит заметить, что ранние формы (с 1890 по 1910) танца, который позднее станет известен как свинг, танцевали на юге Соединенных Штатов. Однако, из-за расового конфликта, известного как законы Джима Кроу (так называемая расовая сегрегация), многие талантливые афроамериканцы переезжали на север, где отношение к чернокожим было намного лояльнее. Многие из них совместили свой родной танцевальный стиль с тем, что уже был распространен в клубах таких городов как Чикаго, Кливленд, Нью-Йорк, Детройт, Сент Луис и других. В результате появились множество новых танцевальных стилей, практически у каждого города был свой собственный стиль.

  • Black Bottom
  • Rhythm Tap dance (тэп)
  • Texas Tommy. Первое упоминание свинга отмечено в San Francisco Tribune в 1911, это был рассказ о танцующих Texas Tommy в Fairmout Hotel. В Texas Tommy партнеры периодически расходились вместо того, чтобы все время танцевать в близкой позиции, и тогда партнер «раскручивал» (swing out) партнершу, создавая возможность для импровизации и акробатических элементов. Термин «акробатический» часто встречается в описании этого танца. Texas Tommy считается непосредственным предшественником линди хопа. Когда у первых танцоров Texas Tommy попросили описать их танец, они сказали, что он был точно как линди хоп, только первые пару шагов были другими. Также они сказали что: «Через какое-то время после возникновения открытой позиции (breakaways) Texas Tommy развился и включил в себя элементы многих других танцев, в том числе танцев, пародирующих движения животных, например Grizzly Bear, Bunny Hop, Eagle Rock и Turkey Trot.»
  • Shim Sham Shimmy — популярный линейный танец 1920-х и 30-х годов.
  • Apache — старый французский танец из пригородов Парижа, популярный с середины 1800-х. Смысл танца был в исполнении сценки, в которой мужчина, или сутенёр, подчиняет или наказывает женщину или проститутку. Танец заключался в том, что женщина уползала от мужчины в близкой позиции и мужчина бросал её. Это единственный известный ранний танец в котором, также как в Texas Tommy, пара расходится. Движения «apache spin» и «texas tommy spin» пришли из этих танцев, и сейчас легко представить как они вписывались в тему танцев.
  • Чарльстон — классический танец, популярный в 10-х — начале 20-х годов, родственный линди хопу. Чарльстон происходит из афроамериканских районов, достиг широкой популярности в 20-е годы благодаря сценическим выступлениям. Стилистически выделяют чарльстон 20-х и линди-чарльстон — более поздние вариации, часто используемые в линди хопе.
  • Breakaway произошёл от чарльстона в поздних 1920-х и часто ассоциируется с такими танцорами как Джордж «Shorty» Сноуден. «Разбивание» (breaking away) партнеров друг от друга в открытую позицию часто рассматривается как развитие танцев таких как Texas Tommy, а также важный шаг в истории линди хопа. Этот танец популярен среди танцоров, интересующихся историей линди хоп.

Формы 1930-х и 1940-х

  • Линди хоп — достиг пика популярности в поздних 1930-х и ранних 1940-х. Линди хоп — наиболее развитая и наиболее сложная форма свинга. Его характеризуют возможность импровизации и определённая гибкость ритмической структуры. Бейсик на 6 и 8 счётов. Его танцуют под почти любую возможную джазовую музыку, а также под блюз и другие виды музыки с ритмом блюза или джаза. •Бальбоа — танец на 8-ми частной основе, его характерные черты — близкий контакт между партнерами и быстрая работа ногами. Этот танец особенно удобен для быстрой джазовой музыки (обычно все в районе от 180 до 320 ударов в минуту) и/или ограниченного места на танцевальной площадке, хотя его также танцуют и в медленном темпе.
  • Блюз сегодня — неформальный вид свинга без фиксированных форм и с большим фокусом на связь, чувствительность и импровизацию, часто с сильным телесным контактом. Хотя изначально его и танцевали под одноимённую музыку, для него подходит любая небыстрая музыка в темпе 4/4, включая рок баллады и R’n’B. Исторически существует много видов блюзовых танцев, включая медленный драг. В некоторых местах танцуют только блюз, хотя в основном только в Соединенных Штатах.
  • Carolina shag — Каролина Шаг сформировался на основе Charleston и Collegiate shag. Однако, сегодня нет никакого сходства с ними. Название возникло в Myrtle Beach в Южной Каролине в 1930-х годах, когда танца являлся смесью Charleston и Collegiate Shag (according to 10/1938-Dance Index Mag. «Carolina Shag» descriptions») некоторые из основных шагов, назывались: кубинские Шаг , Shuffle, Twinkle т.д. Оригинальный Каролина Шаг, как говорят, возник в районе Атлантик-Бич, но большинство согласны на современные формы танца которые танцевали в области Myrtle Beach. В середине 1940-х R&B группы играли не только в клубах, но и на пляжах. Танцы на пляже (песок) способствовали изменению этого танца, а также танец получает название «Beach Dancing».
  • Collegiate shag — довольно простой танец на 6-битной основе, быстрый и энергичный. Был популярен на вечеринках учащихся колледжей, откуда и произошло его название. Для пары танцующей шэг характерна близкая позиция и масса энергичных вариаций футворка. Collegiate shag возник на юге (возможно, Новый Орлеан) и был известен как «Блошиный шаг» . Shag появился в конце 1920-х и был популярен у молодёжи, до появления линди хопа. Его танцевали в первую очередь под быстрой Регтайм -разновидность джазовой музыки. В 1920—1930 годах проходило много танцевальных конкурсов, проводимых в Нью-Йорке, в который Shag был неоспоримым лидером. На пляжах Вирджини танец пользовался популярностью, так как в некоторые городах восточного побережья Shag был запрещен.
  • St. Louis shag — более сложная вариация, отличающаяся синкопированными «притоптываниями». Возник в 1920-х годах в St. Louis и является разновидностью чарльстона.

Формы с 1940-х, 1950-х и позднее

  • Буги-вуги родился в 1940-х. Сейчас он популярен в Европе, Boogie Woogie является европейской версией раннего West Coast Swing, который танцуют под джамп-н-джайв или буги-вуги.
  • Вестерн-свинг, также называемый кантри-свинг, — форма с определённой культурой. Он напоминает East Coast Swing, но добавляет некоторые вариации из других танцев кантри.
  • East Coast Swing (англ)(Свинг Восточного Побережья) — 6-битный свинг, возник в 1940-х и 50-х годах на восточном побережье, как уже ясно из названия. Его также называют Triple Time Swing или Jitterbug. East Coast Swing имеет очень простую структуру и положения ног, простые движения и стиль. Он демократичен и популярен, его часто танцуют под медленный и средний джаз, блюз и рок-н-ролл.
  • Washington Hand Dancing
  • Jitterbug часто описывается как ветвь линди хопа, порой употребляется как синоним. Однако термин Jitterbug относится к более позднему времени — (конец 30-х/начало 40-х годов), есть мнение что этим словом пренебрежительно называли белых танцоров. ((англ)Jitter-трястись, bug-неврастеник, паникер.[О. К. Королёв «краткий энциклопедический словарь джаз рок поп музыки»])
  • Джайв — ((англ)Jive(сленг)- ерунда, болтовня) — жаргонное слово, появившееся у молодёжи в 1930-х. Также джайв — один из танцев латиноамериканской программы бальных (спортивных) танцев. Современный джайв сильно отличается от свинга по манере, хотя в нём принцип свинга. •Push and Whip — техасская форма свинга.
  • Skip jive — британский вариант, популярный в 50-60-х.
  • West Coast Swing (анг.)Свинг Западного Побережья развился в 1940-х и 50-х годах как стилистическая вариация линди хопа. Партнерши остаются на линии, и хоть это ограничивает их возможность двигаться влево и вправо, но улучшает их возможность вращаться в обе стороны. West Coast Swing часто танцуют под блюз и рок-н-ролл. Он популярен в Соединенных Штатах и Канаде, но мало в Австралии, Новой Зеландии и большинстве азиатских стран. В этих странах его часто сравнивают с Se Rock и грязным латинским джайвом.
  • Рок-н-ролл развился в 1950-х годах вместе с музыкой рок-н-ролл. Рок-н-ролл очень популярен в Австралии и танцуется как для общения так и на соревнованиях и выступлениях. В нашей стране стиль ассоциируется с буги-вуги и линди хопом, потому что многие первые танцоры рок-н-ролла перешли в буги, а позже открыли для себя линди. Если говорить о музыке, то рок-н-ролл и свинг отличаются ритмической пульсацией (в буги и рок-н-ролле свингового разделения долей нет), хотя иногда гармония у них одна — 3-аккордный блюз. Независимо от этого многие старые танцоры линди хопа хорошо танцуют под рок-н-ролльную музыку. Во всех рок-н-ролльных фильмах 50-х годов («Rock Around The Clock», «Untamed Youth» и др.) танцоры исполняют линди.
  • Акробатический Рок-н-ролл популярен в Европе. Популярность акробатического Рок-н-ролл ассоциируется с русскими акробатами, которые «захватили» танец, хотя он популярен по всей Европе. Это танец больше для конкурсных выступлений или спорта, чем для общения.
  • Современный джайв, также известный как лерок и серок, развился в 1980-х из французской формы джайва (по общему мнению).

Джаз-модерн

После 1950-х, такие основатели как Кэтрин Данэм взяв сущность традиционного Карибского танца, превратили его в театральное искусство. С растущим господством других форм развлекательной музыки джазовый танец эволюционировал на Бродвее Broadway в новый пластичный стиль, который преподается сегодня и известен как джаз-модерн, тогда как чечетка отделилась и пошла своим путём развития. В большой мере театральный стиль джазового танца был популяризирован в работах Боба Фосса, что можно видеть на примере таких Бродвейских шоу как «Чикаго», «Кабаре», «Чертовы Янки», и «Пижамная игра». Джаз-модерн продолжает оставаться существенным элементом в музыкальных театрах и его часто можно увидеть в музыкальных клипах и на танцевальных соревнованиях.

Танцоры джаз модерна часто носят кожаные джазовки, что помогает им плавно двигаться выполняя повороты, например, пируэт. Перед танцем танцоры обычно делают упражнения, чтобы разогреть и растянуть мышцы и предотвратить травмы. В дополнение общеукрепляющие упражнения часто используются для поддержания общей формы.«На пальчиках», танцовщица поднимается с колен, поддерживая баланс тела на пальчиках ног. Танцовщица — акробатка выполняет шпагат в прыжке, что также встречается в джазовом танце.

Модерн-джаз часто испытывает влияние других танцевальных стилей таких как акробатический танец, балет, современный танец, лирический танец, хип-хоп. В свою очередь многие танцевальные стили испытывают влияние джаза.

Как и в большинстве видов танца техника является основой всех движений в джазовом танце. В частности танцоры джаза извлекают пользу из знания балетной техники и поэтому в учебную программу джазового танца обычно включают балетные тренировки.

В джаз-модерне встречаются различные техники, как например:

1)Контроль центра тела
Рассматривая центр баланса как точку, из которой исходят все движения, становится возможным поддерживать равновесие и контроль во время выполнения движений, что в противном случае вывело бы танцора из равновесия.
2)Местоположение
Это позволяет танцору поддерживать баланс и контроль во время выполнения поворотов таких, как пируэт и фуэте, уменьшая при этом эффект головокружения от повторяющегося вращения.
3)Носок ноги
Танцоры вытягивают лодыжку и указывают носком так, чтобы выровнять стопу с линией ноги в приятной эстетической манере.

[1] Eliane Seguin, «Histoire de la danse jazz», 2003, Editions CHIRON, ISBN 2-7027-0782-3, 281 pp

[2] Jennifer Dunning, «Alvin Ailey: a life in dance», Da Capo Press, 1998 — 468 pp

[3] A. Peter Bailey, «Revelations: the autobiography of Alvin Ailey», Carol Pub. Group, 1995 — 183 pp

[4] Margot L. Torbert, «Teaching Dance Jazz», Margot Torbert, 2000, ISBN 0976407108, 9780976407102

[5] Robert Cohan, «The Dance Workshop», Gaia Books Ltd, 1989, ISBN 0-04-790010-5

Afro-jazz — взрыв танцевальной энергии

 

В своей танцевальной практике я частенько люблю экспериментировать со стилями. Это дает возможность развивать себя как в техническом, так и в творческом плане. Afro-jazz для меня — это полный отрыв, в прямом смысле этого слова, столько безумной и взрывной энергии выделяется при исполнении этого стиля, что иногда забываешься вовсе и полностью погружаешься в этот самобытный танец.

В Украине этот стиль стал популярным после пресловутого шоу «Танцуют все». К сожалению, там этот стиль исковеркали до неузнаваемости. В представлении уважаемой Татьяны Денисовой, афро-джаз — это джазовые прыжки и вращения смешанные с некой «сексуальностью» под саундтрек из мультфильма «Король Лев». У каждого конечно свое виденье, но все таки, если есть техника, ее нужно соблюдать.

В прошлом году я попала на серию мастер-классов от Татьяны Тарабановой, которая в полной мере раскрыла для меня душу афро-джаза. Татьяна — разносторонний танцор и педагог. С 2007 г. преподает contemporary на кафедре современной хореографии Санкт-Петербургского института прикладного искусства. Вся её работа — от мастер-классов до постановок — пронизана особой энергией и юмором, так что всем советую посетить ее классы, не пожалеете.

 

 

На ее классах мне было довольно таки тяжело, за первые 3 часа мы просто выжимали от пота форму. Быстрый темп, совершенно другое положение торса, по началу, не давали быстро схватывать материал. Мои ноги  с «классической» подготовкой все выталкивали меня на верх, что не допустимо в афро, все акценты делаются к полу. Татьяна подшучивала над нами, что мы белые люди тянемся к верху, а люди с черного континента прославляют землю, так как, по их верованиям, Бог находится именно в земле, а не под ней. Очень понравились разные стилизованные «хлопушки», и свободная работа для корпуса со спиной.

А теперь немного о самом стиле:

Afro-jazz – синтез джазовой хореографии и самобытной африканской этно-культуры. Прогибы, кроссы, повороты сочетаются с пластикой, самозабвенностью жестикуляцией, характерной для жителей Черного континента. Танец всегда играл настолько важную роль в духовной и бытовой жизни африканцев, что afro-jazz,  вобравший в себя целый пласт туземной культуры, способен погрузить танцора в соответствующее настроение единения с природой, миром и самим собой. В афро-джазе очень важно чувствовать ритм, при этом от исполнителя требуется полная самоотдача, раскрепощенность и способность импровизировать, ведь afro-jazz – танец этнический, лишенный жестких канонов. Его техника подразумевает широкие, размашистые движения.

 

 

Отличительная особенность африканской музыки – в использовании характерных музыкальных инструментов, в основном – перкуссионных. Это не могло не отразиться на характере танца: афро-джаз требует от танцора высокой подвижности, безупречного владения своим телом, полиритмии. В танце можно усмотреть множество специфических сочетаний: расслабленность, широкие движения тазом.

 

История afro-jazz

В основе афро-джаза лежит традиционный джаз – монокультурный танец, породивший большое количество направлений.  Афро-джаз можно назвать одним из классических, «исходных» вариантов джаза, так как он предполагает обращение к элементам африканских этнических танцев.

Первой начала использовать в своих хореографических постановках элементы африканских танцев Кэтрин Данем (Katherine Dunhem) – знаменитая американская танцовщица (преуспевшая, впрочем, и во многих других областях, таких, например, как антропология, этнография, актерское мастерство). Именно благодаря ей «черный» танец перерос в настоящее сценическое искусство. Кэтрин дала толчок и академическому развитию стиля, открыв в 1936 году «Ballet Negre», позже – собственные танцевальные школы в Чикаго и Нью-Йорке.

Немало сделала для развития стиля и Перл Примус (Pearl Primus). Ее вклад – глубокая драматичность танца, основная особенность которого – широкие, затяжные прыжки. Танцовщица черпала вдохновение из книг темнокожих писателей Лэнгстона Хьюза (Langston Hughes) и Льюиса Аллана (Lewis Allan).

 

 

Отцом стиля можно назвать еще одного легендарного американского хореографа — Элвина Эйли (Alvin Ailey), ученика небезызвестных Лестера Хортона (Lester Horton) и Марты Грехем (Martha Graham). Самая известная работа Эйли – «Открытия» 1960 г., до сих пор исполняется перед миллионами людей по всему миру. Эта постановка – своеобразный симбиоз древней истории и современного танца с использованием афро-американских мотивов.

Выдающиеся современные танцоры afro-jazz

Самыми известными в мире хореографами стиля сегодня являются легендарный Мэтт Мэттокс (Matt Mattox), Джеральдина Армстронг (Geraldine Armstrong), Рик Одумс (Rick Odums). Среди отечественных исполнителей можно выделить Татьяну Тарабанову, Евгения Шевцова (техника afro-jazz).

 

 

Танцуя афро-джаз я открываю «дикую» сторону своей сущности, чего и вам желаю мои дорогие читатели. Не бойтесь экспериментировать  находите себя в разных стилях, именно так  вы всегда будете развиваться и не стоять на месте. Буду рада комментариям, думаю найдутся и те кто профессионально занимается этим стилем, и сможет добавить от себя что-то интересное =)

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз, история джаза

 

Что такое джаз? Эти волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его невозможно с каким-либо другим жанром даже новичку. Причем, вот парадокс, услышать и узнать его легко, а вот описать словами не так просто, потому что джаз непрерывно развивается и понятия, характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

 

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий. Другими словами, это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

 

 

 

Откуда возник джаз

Принято считать, что появился он из Африки, об этом свидетельствуют сложные ритмы. Добавьте к этому еще и танцы, всевозможные притоптывания, хлопки и вот он регтайм. Четкие ритмы этого жанра в сочетании с блюзовыми мелодиями и дали начало новому направлению, которое мы называем джаз. Задавшись вопросом, откуда появилась все-таки эта новая музыка, любой источник даст вам ответ, что из песнопений чернокожих рабов, которых завезли в Америку еще в начале XVII века. Только в музыке они находили утешение.

Вначале это были чисто африканские мотивы, но спустя несколько десятилетий они стали носить больше импровизационный характер и обрастали новыми американскими мелодиями, в основном это были религиозные напевы – спиричуэлы. Позднее к этому добавились песни-жалобы – блюзы и небольшие духовые оркестры. Так и возникло новое направление – джаз.

 

В чем особенности джазовой музыки

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмовая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение легкости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители легко наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических есть свой ритм, размер и прочее, но, благодаря особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно, бит или иначе регулярная пульсация.

 

 

Развитие джаза

Возникнув в Новом Орлеане, джаз стремительно распространяется, становясь все более популярным. Любительские коллективы, состоящие в основном из африканцев и креольцев, начинают выступать не только в ресторанах, но и гастролировать по другим городам. Так, на севере страны возникает еще один центр джаза – Чикаго, где особым спросом пользуются ночные выступления музыкальных коллективов. Исполняемые композиции усложняются аранжировками. Среди исполнителей того периода особо выделяется Луи Армстронг, который перебрался в Чикаго из города, где зародился джаз. Позднее стили этих городов были объединены в диксиленд, который отличался коллективной импровизацией.

Массовое увлечение в 1930-1940 годы джазом, привело к спросу на более крупные оркестры, которые могли исполнять различные танцевальные мелодии. Благодаря этому появился свинг, представляющий собой некоторые отклонения от ритмического рисунка. Он стал основным направлением этого времени и отодвинул на задний план коллективную импровизацию. Группы, исполняющие свинг, стали называться биг-бэнды.

Конечно же такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у истинных ценителей музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого времени выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз развивается по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классики вернулись к академической музыке, отодвинув в сторону бибоп. Возникший в результате этого кул-джаз стал более сдержанным и сухим.  С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этом фоне возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и джаз-фанк. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

 

Свободная музыка

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

 

Советский джаз

Первоначально советские джазовые оркестры в основном исполняли модные танцы, такие как фокстрот, чарльстон. В 1930-е новое направление начинает приобретать все большую популярность. Несмотря на то что отношение советской власти к джазовой музыке было неоднозначным, ее не запрещали, но в то же время жестко критиковали, как принадлежность к западной культуре. В конце 40-х джазовые коллективы и вовсе подверглись гонениям. В 1950-е и 60-е годы возобновляется деятельность оркестров Олега Лундстрема и Эдди Рознера и все больше музыкантов увлекается новым направлением.

 

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *