Греческий атлет – Олимпийские игры Древней Греции — Учреждение образования Белорусский государственный университет физической культуры

Милон Кротонский — Википедия

Милон Кротонский (Милон из Кротона, греч. Μίλων, 2-я пол. VI в. до н. э.) — греческий атлет из италийского Кротона, живший около 520 г. до н. э. Упоминался Геродотом (3,137), Пиндаром, Плутархом и другими древнегреческими и римскими авторами.

Сын Диотима из Кротона, начал принимать участие в Олимпийских играх еще мальчиком[2][3]. Согласно Павсанию, его изваял Дамей, тоже родом кротонец, причем «говорят, будто Милон сам принес в Альтис свою статую».

Состязаясь в борьбе, он шесть раз оставался победителем на Олимпийских играх, семь раз на Пифийских, девять на Немейских и десять на Истмийских.

О его силе античные авторы рассказывали различные анекдоты. Так, однажды на Олимпийских играх он поднял на плечи четырёхлетнего быка и с ним четыре раза обошёл кругом олимпийское ристалище. Согласно Павсанию: «он так крепко держал яблоко, что другие, как ни старались изо всех сил отнять его, не могли этого сделать, и в то же время он держал его так нежно, что сам он ничуть не сдавливал это яблоко и его не повредил. А затем, стоя на диске, намазанном маслом, он смеялся над теми, кто нападал на него и хотел его столкнуть с диска». Клавдий Элиан уточняет, что его возлюбленная в состязаниях с ним не раз без труда отнимала у него это гранатовое яблоко, «отсюда можно заключить, что Милон был мощен телом, но слаб духом»

[4].

Также он обвязывал лоб веревкой, и силой напряжения жил на лбу рвал ее. Как-то он предложил желающим попробовать отделить мизинец от своей напряженной ладони, но никто не смог «оторвать» палец от напряженной кисти. Еще историю приводит Гай Юлий Солин: «он просто ударом руки принес в жертву быка, которого без труда в тот же день целиком и съел». Единственный, кто превзошел его в силе, что признал сам Милон — пастух Титорм

[5]. Аристотель сравнивал его с Гераклом (Ethica Nichomachea , II, 6).

Исследователь античной культуры рассматривает упражнения Милона, наподобие ежедневного перенесения на руках подрастающего бычка, как своего рода аскетическую аскезу[6].

Страбон говорит, что Милон был учеником Пифагора, который долго жил в Кротоне. «Однажды, как передают, во время общего обеда философов, когда какой-то столб погнулся, Милон подлез под него и спас всех, а затем выбрался сам»[7]. Комментаторы могли спутать философа с атлетическим тренером Пифагором Самосским, но также возможно, что тренер и философ были одним и тем же человеком.

Женой Милона, видимо, была пифагорейка Мия — возможно, дочь Пифагора. По одной из версий, высказанной Диогеном Лаэртским (VIII, 39), Пифагор умер в его доме во время пожара.

Военная карьера[править | править код]

В битве против сибаритов (510 г. до н. э.) Милон со львиной шкурой на плечах и с дубиной в руках шёл во главе всего ополчения (Диодор Сицилийский, XII, 9).

Персидские цари Дарий Гистасп и Ксеркс тщетно приглашали Милона посетить их. Согласно Геродоту, породнился с врачом Дария кротонцем Демокедом, отдав ему в жены свою дочь[8], за что врач выплатил ему большую сумму.

Смерть[править | править код]

Многие авторы сообщают об обстоятельствах его смерти, что уже будучи стариком, он захотел разорвать руками пень (согласно Авлу Геллию

[9] это был «дуб, зияющий большими трещинами в центральной части ствола»), который клиньями не могли разбить дровосеки, но при этом части пня так сильно стиснули Милона, что он не мог высвободиться и сделался добычей зверей. По Павсанию, это было в Кротонской области, а животными были волки. Овидий в «Ибисе» пишет об этом: «Словно Милон, в дубовую щель погрузишь свои руки — И уж из этой щели больше не вызволишь рук»[10], а в «Метаморфозах»: «Старый заплакал Милон, увидев, что стали бессильны Мощные руки его, что, дряблые, виснут»[11].

Тема смерти Милона была распространена в изобразительном искусстве.

Я слышал, — сказал Портос, — что некий Милон Кротонский проделывал удивительные вещи: он стягивал себе голову веревкой и движением головных мускулов разрывал ее, ударом кулака сваливал с ног быка и уносил его на своих плечах, останавливал лошадь на бегу за задние ноги и тому подобное. Узнав об этом, я проделывал в Пьерфоне все то же, что и Милон, за исключением одного: не мог разорвать головой веревку (А. Дюма).

Соревнования античных Олимпийских игр — Википедия

Дискобол. Римская копия греческой статуи V в. до н. э.
Античный бег (530 г. до н. э.) Панкратионисты. Бронзовая репродукция римской скульптуры, выполненной по греческому оригиналу III в. до н. э.
Борьба. Античный барельеф Изображение на древнегреческой вазе 3 видов пятиборья: метание диска и копья, борьба (толчки ладонями). Справа частично сохранилось изображение прыжка

Соревнования античных Олимпийских игр — виды спортивных олимпийских состязаний Древней Греции с 776 г. до н. э. до конца IV века нашей эры.

Атлетические состязания древние греки возводят к времени жизни мифического Геракла, которое сами же определили в XIII в. до н. э. Геракл, как и полагается герою, одерживал победы в борьбе и панкратионе.

В честь победы Зевса над своим отцом начали проводить Олимпийские игры. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках, боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья.[1] Именно бег стал основным видом состязаний на античных Олимпиадах, когда после тёмных веков греческой истории возобновили проведение Олимпиад в IX в. до н. э. (см. Олимпиада (хронология)).

  • Бег на дистанцию- (греч. στάδιον, лат. stadium) — бег с одного конца стадиона до другого на дистанцию в одну олимпийскую стадию (192 м). Первый и единственный вид состязаний с 1-й по 13-ю Олимпиаду (до 724 до н. э.). Олимпиады по традиции считались по именам победителей в этом состязании, прежде чем были пронумерованы в последовательном порядке. С бега на стадию начинались соревнования среди взрослых, затем соревновались в двойном беге. Атлеты выходили на старт в обнажённом виде. Величайшим бегуном античности считался Леонид с Родоса, одержавший во II в. до н. э. 12 побед на 4 Олимпиадах.
    [2]
  • Двойной бег (греч. Δίαυλος, diaulos)— бег на две стадии (384 м). Атлеты пробегают стадион, поворачивают вокруг столба и возвращаются назад к старту.[3] Добавлен в Олимпийские состязания на 14-й Олимпиаде в 724 до н. э..[4]
  • Долгий бег (греч. δόλιχος, dolichos) — бег на 7 стадий (1344 м). Атлеты, пробегая стадию, разворачивались вокруг столба на одном конце стадиона, затем бежали стадию назад и разворачивались вокруг другого столба. Добавлен в Олимпийские состязания на 15-й Олимпиаде в 720 до н. э.[5] Длина дистанции менялась в разные годы от 7 до 24 стадий (до 4608 м).
  • Бег в полном вооружении или бег гоплитов, «гоплитодром»
    (греч. ὁπλίτης, hoplitodromos) — бег в шлеме, поножах и со щитом на две стадии. Позднее из вооружения оставили только щит. Добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.
  • Кулачный бой (др.-греч. πυγμή, лат. pugilatus) добавлен в Олимпийские состязания на 23-й Олимпиаде (688 до н. э.). Особым уважением пользовались бойцы, сумевшие победить, не получив удара от соперника. Правилами в кулачном бою запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Бойцы обматывали кисти кожаными ремнями, тем не менее, этот вид состязаний считался самым опасным. Античные авторы живописуют разбитые носы, выбитые зубы и смятые уши у атлетов. Гибель атлета в поединке не являлась чем-то исключительным.

Павсаний поведал об одном из таких поединков на Немейских играх:

«На Немейских играх аргосцы присудили венок победы уже мёртвому Кревге, потому что бившийся с ним сиракузянин Дамоксен нарушил их взаимный договор. Уже наступил вечер, когда они приступили к кулачному бою; и вот они при свидетелях уговорились наносить удары друг другу поочерёдно. Кулачные бойцы в то время ещё не носили на запястьях жёстких ремней, но сражались в мягких ремнях, прикрепляя их под выгибом руки так, чтобы пальцы у них оставались свободными. Эти мягкие ремни делались из тонких полос сырой воловьей кожи и переплетались между собой по какому-то старинному способу. И вот в том случае, о котором я рассказываю, Кревга опустил свой удар на голову Дамоксена; в свою очередь Дамоксен приказал Кревге приподнять руки, и, когда он это исполнил, Дамоксен ударил его вытянутыми пальцами под рёбра: ввиду крепости ногтей и силы удара рука вошла внутрь, и Дамоксен, схватившись за внутренности, оторвал их и вытащил наружу. Кревга тотчас же испустил дух, а аргивяне за то, что Дамоксен нарушил договор и вместо одного удара воспользовался против своего соперника многими, изгнали его. Кревге, хотя и умершему, они приписали победу и поставили ему в Аргосе статую.

»[6]

Если бойцы уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то бойцы обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали кулачный бой хорошим средством против хронических головных болей.

На 72-й Олимпиаде в 492 до н. э. Клеомед из Астипалеи убил во время поединка Икка из Эпидавра и был лишён титула победителя в кулачном бою. Великим бойцом был Тисандр из Наксоса на Сицилии, победивший в четырёх Олимпиадах. Павсаний замечает, что от Наксоса не осталось даже руин и только благодаря Тисандру сохраняется память о городе[7].

  • Панкратион (греч. παγκράτιον) — рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. Слово является производным от греческих слов пан и кратос, то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Добавлен как вид Олимпийских состязаний на 33-й Олимпиаде в 648 до н. э., для юношей панкратион введён только на 145-й Олимпиаде в 200 до н. э.

Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец.[8]

Арихион из Фигалеи на 54-й Олимпиаде был задушен и умер, выигрывая панкратион в третий раз. Даже мёртвым он стал победителем, потому что его соперник первым признал поражение, не в силах терпеть боль от сломанного Арихионом большого пальца на ноге[9]. Труп Арихиона увенчали венком под рукоплескания зрителей.

Сострат из Сикиона получил прозвище Пальчик, потому что одержал победы в панкратионе на трёх Олимпиадах (начиная со 104-й), захватывая и ломая фаланги пальцев у соперника[10].

Артемидор из Тралл должен был сражаться среди юношей по возрасту, но, оскорблённый одним из взрослых панкратионистов, вступил в более старшую категорию и одержал победу в панкратионе среди мужчин в 212-ю Олимпиаду[11].

Полидам из Скотусс выиграл панкратион в 93-ю Олимпиаду. Про него говорили, что он одолел льва голыми руками, а в схватке с тремя сильнейшими персами убил их всех[12].

  • Борьба (греч. πάλη, лат. lucta) добавлена в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде (708 до н. э.). Правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее, мягком грунте, посыпанном песком.

Леонтиск из Мессены на Сицилии получил прозвище Пальчик, потому что одерживал победы в борьбе, захватывая и выгибая пальцы у соперника[13]. Легендарным борцом был Милон из Кротона, который в 14-летнем возрасте победил в борьбе среди юношей (категория до 20 лет). Затем он одержал победы в борьбе для взрослых на пяти последующих Олимпиадах и потерпел поражение на 66-й Олимпиаде (516 до н. э.). Считается,что в детстве Милон бегал с телёнком на спине.Со временем телёнок превратился в быка, но Милон по прежнему с лёгкостью поднимал его и бегал. Про Милона Павсаний рассказывает следующее: он обвязывал вокруг головы верёвку и, задерживая дыхание, рвал верёвку вздувшимися от напора крови венами[14].

Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника три вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара[15].

Аристотель считал, что пятиборье наиболее гармонично развивает тело атлета. Прыжковая техника отличалась своеобразием: атлет использовал гантели в руках для увеличения дальности прыжка. Максимальная дальность прыжка по античным авторам доходила до 15 м. Неизвестно, было это преувеличением авторов или прыжок состоял из нескольких стадий, подобно современному тройному прыжку. Как полагают современные исследователи по изображениям на древнегреческих вазах, атлет прыгал без разбега, с места.

Горг из Элиды был единственным атлетом, выигравшим четыре Олимпиады в пятиборье, а кроме того он также одержал победы в двойном беге и беге гоплитов (гоплитодроме)[16]. Пятиборье для юношей проводилось только один раз, на 38-й Олимпиаде, видимо из-за ограниченности времени, в течение которого шли игры.

Единственный вид соревнований, в котором могли участвовать женщины, потому что чемпионами объявлялись владельцы коней и колесниц, а не жокеи. Первой этой уловкой воспользовалась родная сестра спартанского царя Киниска, ставшая первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр.

Сначала на 25-й Олимпиаде (680 до н. э.) были введены гонки квадриг. Затем к ним добавлены на 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) скачки на лошадях, и на 93-й Олимпиаде (408 до н. э.) гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке. Аналогично тому как проводились соревнования в категориях между мужчинами и юношами, так и в скачках были две категории: взрослые лошади и жеребцы.

В гонках квадриги совершали 12 кругов на ипподроме, нередко колесницы опрокидывались на поворотах, калеча возниц. В отличие от бега и единоборств в скачках могли принимать участие только богатые греки и царственные особы, которым под силу было содержать лошадей. Именно владельцы лошадей, а не возницы считались победителями. Среди победителей в гонках квадриг отмечены македонский царь Филипп II и римские императоры.

На 68-й Олимпиаде (508 до н. э.) лошадь Фейдола из Коринфа в начале бегов скинула седока, но тем не менее прошла всю дистанцию правильно, повернула вокруг столба и остановилась после финиша. Ей присудили победу и увенчали неудачного седока венком[17].

На 96-й Олимпиаде (396 до н. э.) в программу Игр были добавлены состязания между трубачами и герольдами, как логическое следствие соединения спорта и эстетического наслаждения в воззрениях эллинов. Известно, что во время проведения Олимпийских игр писатели и поэты читали вслух свои творения, художники выставляли на агоре свои произведения. После завершения Игр скульпторам заказывали олимпийские статуи победителей[18], а поэты слагали в их честь хвалебные песни — энкомии[19].

  1. ↑ Павс., 5.8.1
  2. ↑ Павс., 6.13.4
  3. ↑ Суда, delta, 807
  4. ↑ Павс., 5.8.4; Евсевий, «Хронография»
  5. ↑ Павс., 5.8.6; Евсевий, «Хронография»
  6. ↑ Павс., 8.40.4
  7. ↑ Павс., 6.13.8
  8. ↑ Филострат. Gymnastic 36
  9. ↑ Павс., 8.40.1
  10. ↑ Павс., 6.4.1
  11. ↑ Павс., 6.14.3
  12. ↑ Павс., 6.5
  13. ↑ Павс., 6.4.3
  14. ↑ Павс., 6.14.7
  15. ↑ Prof. Percy Gardner, «The Pentathlon of the Greeks» («Journal of Hellenic Studies», vol. i.9, p. 210 foll. pl. viii.)
  16. ↑ Павс., 6.15.9
  17. ↑ Павс., 6.13.10
  18. ↑ олимпионики (неопр.) (недоступная ссылка). // 0lympic.ru. Дата обращения 19 сентября 2011. Архивировано 3 января 2012 года.
  19. ↑ Энкомий (неопр.) (недоступная ссылка). // violakey.narod.ru. Дата обращения 19 сентября 2011. Архивировано 8 января 2006 года.

Чемпионы Древних Олимпийских игр — Soulblog.ru

Вы слышали такую пословицу: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом»? С вашего позволения, мои дорогие читатели, в свете сегодняшней нашей темы, я немного ее перефразирую: «Плох тот спортсмен, который не мечтает участвовать в Олимпийских играх».

Да, это несомненно, самое престижное событие в области спорта, с интересной историей, которая длится на протяжении 12 веков. Первое событие традиционно датируется 776 годом до нашей эры и было проведено в Олимпии, Греция.

Как утверждали греки — они получили мифологическое происхождение исходящее от богов. Помимо атлетического события, это был также важный религиозный праздник, состоявшийся в честь греческого Бога Зевса. И не смотря на помпезность, величие и важность этого мероприятия, первые чемпионы получали уж никак не золотые кубки и медали, а обыкновенные оливковые ветви и венцы.

Достижения нескольких легендарных спортсменов в древности настолько необычны, что их помнят и сегодня, спустя сотни лет после их смерти. Ниже я хотел бы поведать вам о нескольких древних чемпионах Олимпийских игр, а также некоторые интересные истории, легенды, рекорды и факты.

Ономаст из Смирны

Ономаст (или Ономастос) был первым в истории олимпийским чемпионом в таком виде спорта как бокс. Этот вид был представлен на 23-й Олимпиаде в 688 году до нашей эры.

По словам историков, Ономаст также был первым, кто написал правила древнегреческого бокса. Имея четыре победы в Олимпийских играх, он также лидирует в списке боксеров, владеющих всеми олимпийскими титулами.

Орсипп из Мегары

Орсипп был известным греческим бегуном жившем в городе Мегара. Он стал известен также, как «первый, голый бегун участвовавший в Олимпиаде», а также, как первый победитель в этом виде спорта.

Орсипп выиграл соревнование по бегу на 15-й Древней Олимпиаде, состоявшейся в 720 году до нашей эры. Именно тогда была введена и принята греческая традиция атлетической наготы (гимна).

Эврилеона из Спарты

Эврилеона была знаменитой женщиной-наездницей. Она выиграла гонку двухколесных колесниц в Древних Олимпийских игр 368 года до нашей эры.

Эврилеона была богатой принцессой и страстным любителем лошадей. Она стала второй женщиной-наездницей в истории Олимпийских игр. Ее предшественница, спартанская принцесса Киниска, выиграла гонку на колесницах запряженных четырьмя лошадьми на 24 года раньше. В Спарте была установлена ​​статуя Эврилеоне. Это одна из немногих бронзовых статуй, установленных при жизни спортсмена.

Киниска Спартанская

Греческая принцесса Киниска — первая женщина в истории, которая одержала победу в гонках колесниц, запряженных четырьмя лошадями на Древних Олимпийских Играх. Она выигрывала первенство на 96-й и 97-й олимпиадах (396 до н.э и 392 до н.э. соответственно).

Киниска родилась около 440 г. до н.э., в  семье царя Спарты Архидама II. Поговаривают, что Киниска была сорванцом, прекрасным наездником и очень богатой девушкой. Идеальная квалификация для успешного тренера, неправда ли? Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы добиться успеха на Олимпийских играх.

Традиционно женщинам не разрешалось участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, они могли войти в команду, обладая навыками обучения лошадей. Ее брат, Агиселай II, более поздний царь Спарты, поощрял ее участие в соревнованиях. Принцесса собрала команду мужчин-спортсменов и была допущена к Олимпиаде.

Киниска была удостоена чести получить бронзовую статую колесницы, и статую в Храме Зевса в Олимпии. На ней была надпись, в которой говорилось, что принцесса является единственной женщиной, которая выиграла оливковый венок в гонках на колеснице на Олимпийских играх в Греции.

До сегодняшнего дня, Киниска рассматривается, как символическая фигура социального подъема женщины. Ее успех стал началом движения равноправия и свободы женщин всего мира.

Диагор Родосский

Диагор был греческим боксером, известным своими победами, а также победами его сыновей и внуков. Он выиграл турнир по боксу в Олимпийских играх 464 года до н.э. Диагор также был четырехкратным победителем в Истмийских играх и двукратным победителем в играх в Немее.

Его старший сын, Дамагет, выиграл турнир в 452 и 448 годах до нашей эры. Акусилай, второй сын, выиграл боксерский поединок в 448 году до нашей эры. Они отметили свою победу, неся отца на плечах вокруг стадиона, который был наполнен восхитительными зрителями. В это время один из зрителей закричал: «Умри, Диагор! Ты не сможешь подняться на Олимп!». Говорят, что спортсмен умер буквально через несколько минут, и с тех пор считается самым счастливым смертным, который когда-либо жил.

Дочь Диагора, Каллипатейра, была первой женщиной-зрителем, находящимся на Олимпийский стадионе. Поскольку женщинам было запрещено смотреть Олимпийские игры, кроме жрицы Деметры, она прошла на стадион, переодетая в мужскую одежду. Когда ее трюк был раскрыт, приняли закон, гласящий о том, что все зрители прибывшие на Олимпийский стадион, перед его входом должны были раздеться.

Mеланкомас из Карии

Меланкомас был коронован чемпионом по боксу в 49 году до нашей эры, а также стал победителем во многих других  спортивных мероприятиях. Он мог сражаться в течение двух дней не опуская рук. Спортсмен достиг своей превосходной формы благодаря непрерывным и напряженным упражнениям.

Меланкомас владел своеобразным, уникальным боксерским стилем. Его движения были легкими и простыми. Меланкомас оставался непобежденным на протяжении всей своей карьеры, и ни разу не был нокаутирован своим противником. Спортсмен выиграл Олимпийский турнир по боксу на 207-й Олимпиаде.

Астилос из Кротона

Астилос одержал победу в трех Олимпийских играх с 488 по 480 до н.э., в таком виде спорта, как бег. Он также выиграл турнир по гоплитодрому —  бег в снаряженных бронированных костюмах. Спортсмен выиграл в общей сложности шесть победных оливковых венков в трех олимпиадах.

В Олимпийских играх 488 года до н.э. он участвовал от имени своего родного города Кротона, а на следующих двух олимпиадах он решил участвовать в качестве гражданина Сиракуз, в честь тирана Хиерона. Его соотечественники чтили и прославляли его за первую победу.

Несмотря на успешную карьеру, ему пришлось столкнуться с бесчестьем и диффамацией (распространением не соответствующих действительности порочащих сведений), когда его решение сыграть в Сиракузах разгневало граждан Кротона. Они исключили Астилоса из списков горожан и уничтожили его статую в своем городе. Его семья отказалась от него, и его дом превратили в тюрьму, как знак неуважения. Также говорится, что Астилос был подкуплен чиновниками в Сиракузах, чтобы участвовать в Олимпийских играх от имени их города.

Теаген Тасосский

Теаген был успешным боксером и бегуном. Благодаря своей необычайной силе и быстроте он считался сыном Геракла — божественного героя в греческой мифологии. Спортсмен выиграл турнир по боксу на 75-й Олимпиаде (480 г. до н.э.) и титул чемпиона в этом виде спорта. В целом, по его словам, он выиграл более 1300 поединков.

Любопытную историю рассказывает греческий историк Паусаниас о статуе Теагена, сделанной неким Глаусиасом из Эгины. Это был человек, обиженный на Тиагена. Однажды ночью статуя упала на Глаусиаса, убив его. Статуя предстала перед судом за убийство и была выброшена в море. Позднее она была восстановлена, так как Дельфийский оракул заявил, что в противном случае всех мужчин в стране ожидает бесплодие.

Леонид из Родоса

Леонид из Родоса был одним из самых известных бегунов античности. В течение четырех последовательных олимпиад (164-152 до н.э.) он выиграл все турниры по бегу. Он был универсальным бегуном, как в беге на длинные и короткие дистанции, так и в упоминавшемся ранее виде бега гоплитодроме, который требовал большей силы и выносливости.

Его жизненный рекорд двенадцати отдельных олимпийских победных венков был окончательно превзойден в 2016 году, когда Майкл Фелпс выиграл свою 13-ю медаль за 200-метровую гонку на 31-й современной Олимпиаде. Рекорд Леонида продолжался 2168 долгих лет!

Милон Кротонский

Известно, что Милон является одним из величайших борцов всех времен. Он был чемпионом по олимпийской борьбе шесть раз. Спортсмен впервые выиграл соревнование в 540 году до нашей эры, в юниорской группе, а затем каждый раз на следующих пяти Олимпийских играх. Он также выиграл семь раз в Пифийских играх, девять раз в играх Немеи, десять раз на Истмийских играх и бесчисленное количество раз в других соревнованиях. Милон хвастался своим физически сильным телом, и тем, что он является сыном Зевса.

Несколько легенд о сверхчеловеческой силе Милона ходят по свету и по сегодняшний день. Говорят, что каждый день он употреблял более восьми килограммов мяса. Легенды говорят, что он нес свою бронзовую статую на свое место в Олимпии. Милон мог принести быка на плечах на стадион, где убивал его, жарил и пожирал в тот же день, на глазах у публики. В одном сообщении говорится, что борец смог удержать в руке гранат, не повредив его, в то время как соперники пытались вырвать его у него из пальцев.

Известный борец был учеником великого математика и философа Пифагора. Поговаривают, что Милон спас жизнь Пифагору, когда в банкетном зале рухнула одна из колонн. Силач поддержал свод перекрытия, пока Пифагор не выбежал из помещения.

В отличие от своих выдающихся достижений, Милон умер внезапно позорной смертью. По слухам, во время прогулки по лесу, будучи уже в преклонном возрасте, он попытался разорвать дерево, но его руки оказались в ловушке, в щели. Он не мог освободиться и был разорван и съеден дикими животными.

Легендарная сила и смерть Милона стали популярными предметами искусства и литературы. Говорят, что спортсмен был также искусным музыкантом и поэтом.

На этом, дорогие мои читатели, кратенький обзор о нескольких выдающихся чемпионах Древних Олимпийских игр, подошел к завершению. Успехов вам в жизни, труде и спорте.

Олимпионики (12 фото)

1. Осиппос история, олимпийские игры, спорт, факты

Посвящяется великим спортсменам далекого прошлого.

1. Осиппос

Когда точно произошли первые Олимпийские игры неизвестно. Самый ранний датированный документ относится к 728 (или 828) году д.н.э. Это подписанное царём Элиды Эфитом и царём Спарты Ликургом соглашение о возобновлении игр в Олимпии. Это значит, что игры существовали уже и до того. Как бы то ни было, сами древние греки основывали на Олимпийских играх свой календарь и считали его началом 776 год д.н.э.

Олимпионики, победители в Олимпийских играх почитались исключительно высоко. В самой Олимпии и в других местах осталось достаточно упоминаний, посвящённых их победам, поэтому мы неплохо себе представляем спортивную историю игр. Хотя, некоторые сведения о достигнутых рекордах звучат иногда не очень правдоподобно.

Я привожу здесь небольшой список самых известных победителей античных Олимпийских Игр.

Олимпионики история, олимпийские игры, спорт, факты

Осиппос был победителем в беге на 15 олимпийских играх в 720 году д.н.э. Отличился он тем, что первый в истории бежал голышом. Это произвело такой эффект, что с тех пор все спортсмены во всех видах спорта, кроме гонок колесниц, выступали обнажёнными.

2. Вараздат.

2. Вараздат. история, олимпийские игры, спорт, факты

Один из самых известных иностранных участников за всю историю, победитель последней 291 Олимпиады в 385 году н.э. в кулачном бою, армянский принц Вараздат стал профессиональным спортсменом в ожидании своей очереди занять престол Аршакидов. О нем известно не только из хранящейся в музее в Олимпии памятной стелле, но главным образом из подробного жизнеописания, составленного Мовсесом Хоренским, крупнейшим историком античной Армении. Согласно ему, Вараздат находился при дворе персидского царя в качестве заложника. Это означало, что он мог делать что угодно, пока Армения остаётся лояльной по отношению к Персии. Однако после победы на олимпийских играх он получил корону из рук римского императора Феодосия 1. Позднее, однако, он был смещён тем же императором и сослан на каторгу в Карфаген. Вараздат погиб при попытке бегства.

3. Киниска Спартанская.

3. Киниска Спартанская. история, олимпийские игры, спорт, факты

Хотя изначально участниками игр могли быть только мужчины, это довольно быстро изменилось. Незамужние женщины принимали участие и даже побеждали в играх. Первой и самой известной победительницей является Киниска, дочь царя Архидама 2. Она была победительницей двух олимпиад подряд – в 396 и 392 годах д.н.э. в соревнованиях колесниц. В отличие от других видов спорта, в соревнованиях колесниц победителем считался не наездник, а владелец лошадей. Киниска, как дочь царя, была владелицей квадриги, на которой она выступала. Второй титул она получила, сидя на трибунах и переживая за свою упряжку. Она посвятила в храм в Олимпии бронзовую статую, от которой сохранился пьедестал с надписью.

4. Полидам.

4. Полидам. история, олимпийские игры, спорт, факты

Полидам из Скотуссы был, видимо, выходцем из низов общества. По крайней мере о нем практически ничего не известно, кроме того, что ему была посвящена одна из самых больших статуй в Олимпии. Если верить легендам, он вёл жизнь, схожую с жизнью ярмарочного борца – кочевал по городам и весям с показательными выступлениями. При этом достижения его были таковы, что в один прекрасный день его пригласили для участия в Олимпийских Играх по дисциплине борьба. Если верить свидетельствам античных авторов, Полидам старался всячески подражать подвигам Геракла. Среди его достижений был например поединок со львом, которого Полидам задушил голыми руками. В подражание Гераклу он так же остановил несущуюся на полном скаку колесницу. Выступая по приглашению царя Дария 1 в Ктесифоне (одна из 5 столиц Персии), он выступил против 3 «бессмертных», личных телохранителей царя, победив их всех одновременно. Полидам погиб, удерживая обваливающийся свод пещеры, где он ночевал с друзьями, что дало возможность всем остальным спастись.

5. Ономаст из Смирны

5. Ономаст из Смирны история, олимпийские игры, спорт, факты

Ономаст из Смирны был первым в истории олимпийских игр победителем в кулачном бою на 28 олимпиаде в 688 году д.н.э. Более того, согласно свидетельствам, ему принадлежат так же и правила этого вида состязаний. Он является единственным четырёхкратным чемпионом по боксу за всю историю Олимпийских игр, как древних так и современных.

6. Меланкомас из Карии.

6. Меланкомас из Карии. история, олимпийские игры, спорт, факты

Победитель в кулачном бою на 207 Олимпиаде (49 год н.э.) прославился тем, что победил, ни сам не получив ни одного удара, ни нанеся ни одного удара противнику. Согласно описаниям, его стиль боя был совершенно уникален. Пытаясь нанести ему удар, противники выходили из себя и либо падали под влиянием инерции собственного тела (что зачитывалось как поражение) либо полностью выматывались и выходили из боя.

Кроме того он был весьма фотогеничен и в наше время был бы звездой рекламы и бульварной прессы. В его же время он послужил прототипом для Диона Хризозостома в его книге, посвящённой идеалу спортсмена и мужчины.

7. Хионис из Спарты.

7. Хионис из Спарты. история, олимпийские игры, спорт, факты

С именем Хиониса из Спарты связаны одни из самых впечатляющих спортивных рекордов древних Олимпийских Игр. В 656 году д.н.э. в соревнованиях по прыжкам в длину он показал результат (в пересчете на современные меры) 7 метров 5 см, рекорд побитый только в 1952 году на олимпийских играх в Хельсинки. На тех же играх в тройном прыжке он показал результат 15,85 метра, который продержался опять же до игр в Хельсинки 1952 года. Кроме того, Хионис был трижды чемпионом (на играх 664, 660 и 656 годов д.н.э.) по бегу да 1 и на 2 стадия (1 олимпийски стадий — 192,27 м).

8. Диагор с Родоса

8. Диагор с Родоса история, олимпийские игры, спорт, факты

Диагор с Родоса был одним из самых прославленных кулачных бойцов древней Греции. Наибольшую славу он снискал, выиграв в один Олимпийский период на всех 4 панэллинских играх – Олимпийских, Пифийских, Истмийских и немейских (каждая из игр происходила в свой год четырёхлетнего цикла). Олимпийским чемпионом он стал в 464 году д.н.э.

А на играх 448 года в один и тот же день победителями стали оба его сына Акусилай и Дамагет. Диагор умер, когда оба его сына победителя, подняв его на руки, обносили его почётным кругом по стадиону. Этому событию и посвящена установленная на Родосе скульптура.

9. Теаген из Таоса

9. Теаген из Таоса история, олимпийские игры, спорт, факты

Теаген был профессиональным борцом (панкратий). В античных документах достоверно зафиксировано не менее 1200 (до 1400) побед на различных соревнованиях. Сколько можно судить, Теаген был вундеркиндом в своей области, Первое его достижение он совершил в возрасте 9 лет – унёс с рыночной площади своего города бронзовую статую больше человеческого роста. Когда его привлекли к ответственности, он предложил статую вернуть и так же точно принёс её обратно и собственноручно установил на пьедестал.

На олимпийских играх 480 года д.н.э. он победил в кулачном бою, а на следующих (476) в борьбе (панкратий)

10. Милон Кротонский

10. Милон Кротонский история, олимпийские игры, спорт, факты

Милон из кротона вероятно самый знаменитый спортсмен античности. Согласно легенде, но вырос вместе с быком, которого он носил на себе с момента рождения этого быка и до тех пор, пока то не вырос. Победив на олимпиаде первый раз, Милон обнёс этого быка вокруг стадиона 4 раза, а потом съел его, якобы в одиночку, в течении одного дня. На протяжении 30 лет он побеждал в Олимпии неоднократно. Античные изображения Милона не сохранились, но существует легенда, что он послужил прообразом созданного около 200 лет спустя его смерти Геракла Фарнезского, изображение которого я поместил в начале статьи.

Милону Кротонскому посвящены многочисленные произведения искусства 18 и 19 веков. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что в новое время изображалась в основном его смерть, когда уже престарелый Милон, оказавшись защемлённым древесным стволом, стал жертвой животных.

Олимпионики история, олимпийские игры, спорт, факты

Женский атлетизм в Древней Греции: valery_3 — LiveJournal

Существует устоявшееся мнение о том, что рассказы об амазонках являлись вымыслом античных историков, так как нынешнее патриархальное общество не желает считать воинствующих женщин исторической реальностью, не смотря на многочисленные факты свидетельствующие об обратном.

Серию постов об амазонках я хочу начать небольшим рассказом о восприятии древними греками женской физической мощи. Дело в том, что именно представления греков о социальном месте женщин и вытекающем отсюда их облике, лежат в основе многих выводов о невозможности существования амазонок в древности, мол общество у греков было патриархальным (как и у всех индоевропейцев), поэтому подобное безобразие было лишь маркером характеризующим варварство. Считалось (и считается), что воинствующие женщины могли обитать лишь на границах тогдашнего цивилизованного мира вместе с песьеголовыми людьми и прочими вымышленными персонажами. По мысли многих исследователей рассказы об амазонках должны были усиливать контраст между миром греков и враждебным к ним миром варварских племен, древние авторы как будто говорят нам — «смотрите, эти люди такие дикие, что у них воюют даже женщины».

Однако анализ греческих женских изображений 6 в. до н.э. показывает, что могучие воительницы могли присутствовать и на территории исторической Греции — в Аттике и, прежде всего, в Спарте.

Битва Геракла с амазонками, чернофигурная амфора 6 в. до н.э.

Для начала нужно вспомнить, что наиболее почитаемым божеством у греков (особенно в Аттике) была богиня войны Афина. Сам факт, что войну олицетворяло именно женское божество, говорит о многом, причем войну организованную, ведь Афина также и греческая богиня мудрости, что еще более поразительно, ведь мудрость и организованность в патриархальных обществах всегда считались мужскими добродетелями, женщина же мыслилась носительницей темного начала и низких страстей.

Некоторое объяснение этому феномену дает Платон в своем «Критии»:
«Ведь даже вид и изображение нашей богини, объясняемые тем, что в те времена занятия воинским делом были общими у мужчин и у женщин и в согласии с этим законом тогдашние люди создали изваяние богини в доспехах, — всё это показывает, что входящие в одно сообщество существа женского и мужского пола могут. вместе упражнять добродетели, присущие либо одному, либо другому полу. «

Могучая Афина громит врагов, чернофигурный килик 6 в. до н.э.

По мысли Платона в древние времена военное дело было также и женским занятием. Хорошо дополняет это мнение облик богини Афины на керамике архаического времени, в 7-6 вв. до н.э. в Греции появляется много изображений людей, прежде всего богов и героев, ранее человеческих изображений у греков почти не было или они были схематичны. Облик богов периода архаики сильно отличается от изображений последующей классики греческого искусства.

Играющие Ахилл и Аякс, между ними стоит богиня Афина, она похожа на деревянный ксоан своими вытянутыми пропорциями, чернофигурная амформа 510 г. до н.э. Здесь можно разглядеть ее массивные плечи и мускулистые руки, уже в 5 в. до н.э. Афину изображали с более женственными формами. В архаический период же еще сохранялось представление об Афине как о суровой воительнице, как тут не вспомнить Платона —  «даже вид и изображение нашей богини, объясняемые тем, что в те времена занятия воинским делом были общими у мужчин и у женщин».

Ниже, мраморная девушка (Кора) с Афинского акрополя, 540 г. до н.э. Трудно не заметь у этой девушки при узкой талии чудовищно развитую мускулатуру плечевого пояса, которому позавидовал бы любой нынешний тяжелоатлет.
Для этой девушки из Афин подходит описание спартанки Лампито в комедии «Лисистрата» Аристофана: «Румяна как и телом как упитанна! Да ты быка задушишь!» — она отвечает без ложной скромности: «Ну еще бы нет! Не зря ж борюсь я, прыгаю и бегаю».
При взгляде на эту статую, понимаешь, что «задушить быка» это не какая-то фигура речи или шутка, а вполне возможная реальность.

Еще одна чернофигурная амфора 6 в. до н.э. из Аттики. Изображение богини Афины здесь целиком не сохранилось, зато хорошо заметна ее рука с бицепсом профессионального культуриста. Можно не сомневаться, что прототипом этих изображений на керамике была статуя (или статуи) Афины в храмах.

Кроме Афины можно вспомнить еще один весьма воинственный греческий женский персонаж — героиню Аталанту (др.-греч. Ἀταλάντη «непоколебимая»), участницу похода аргонавтов, в поединках одна побеждала множество мужчин. Одним из развлечений Аталанты была игра в догонялки со своими женихами, когда она убивала копьем того, кто бежал медленнее нее. Мифы о богатырше Аталанте проистекают из древнего обряда брачного поединка, во время которого жениху, действительно, нужно было победить невесту, и видимо не всегда это занятие легко и позитивно завершалось для него.

Борцовский поединок Аталанты и Пелея, чернофигурная гидрия 550 г. до н.э.

Белый персонаж, что справа, тоже Аталанта, на чернофигурной керамике женщин почти всегда выделяли белым цветом.

Можно подумать, что мужеподобные атлетки — это или дань моде на мужские черты, или неумение изображать женщин вообще. Однако оба эти предположения скорее неверны. Ибо от 6 в. до н.э. дошло множество женских образов с вполне себе женственными формами.

Например, вот суда Париса и несколько богинь, чернофигурная амфора 530 г. до н.э.

Или оплакивание Ахилла, чернофигурная гидрия 560-550 гг. до н.э. Все женщины вполне миловидны и хороши собой.

Сюда же можно добавить сражение Геракла с амазонками, где сии воительницы при всей своей свирепости не изображены мускулистыми культуристками. Чернофигурная гидрия, 530 г. до н.э.

Можно предположить, что греческие художники при изображении людей руководствовались какими-то индивидуальными предпочтениями, так как какая-либо устоявшаяся иконография не прослеживается до времен греческой классики ( до 5 в. до н.э.) В классический период увидеть женщин с гипертрофированными мышцами уже невозможно, этот факт можно расценивать двояко, как рост реалистичности изображений, так и потерю самой традиции женского атлетизма.

Правда, тут есть один хитрый момент, дело в том, что реалистичность греческого искусства лишь кажется таковой, на самом деле все изображения людей в классической Греции излишне идеализированны, мы почти не найдем у греков людей с какой-то нетипичной внешностью, например, очень толстых или наоборот худых. Индивидуальные черты всегда прослеживаются слабо, почти все греческие изображения демонстрируют людей с усреднено идеальными телами. В связи с этим так важны образы именно архаического периода, когда можно проследить если не саму реальность, то хотя бы варианты представления о ней.

Ниже, интересное изображение комастов — участников ритуального шествия в честь бога Диониса. Можно подумать, что мы тут наблюдаем какой-то гомосексуализм, но половина персонажей здесь женщины-гетеры, хотя выглядят они весьма внушительно, не уступая ни в росте, ни в силе мужским участникам вакханалии. Это говорит о том, что сильная женщина у греков была вполне обычным явлением, но, естественно, это изображения специфической женской касты.

Чернофигурная аттическая амфора с изображением комастов и гетер. Ок. 560 г. до н. э.

У спартанцев занятия атлетикой были обязательны как для мужчин, так и для женщин, считалось, что физические упражнения готовят тело женщины к тяготам материнства. Видимо, в Спарте долгое время сохранялись самые архаичные черты общественного устройства дорийских племен. Женщины в спартанском обществе имели существенно больше прав, чем их сестры, например, в Афинах. В Спарте длительно сохранялась полиандрия (многомужество) — женщины там имели право спать и рожать детей от нескольких мужчин, наследование имущества происходило тоже по женской линии, поэтому жители других греческих полисов считали спартанских женщин развратными и корыстными.

Из рассказа Плутарха о Горго — жене царя Леонида (это тот, который из 300 спартанцев)
«Какая-то женщина, видимо, чужестранка, сказала ей: «Одни только вы, лаконянки, властвуете над мужьями». «Да, но одни только мы рождаем мужей», — откликнулась Горго.»

Спартанские бегуньи. Бронзовые статуэтки, 6 в. до н.э.

Спартанская бегунья своей позой похожа на подобную фигурку амазонки, практически один в один, только существование спартанских атлеток никем не оспаривается, а вот бытие амазонок почему-то часто отрицается. Отдельный вопрос, почему фигурку с оружием и в шлеме считают определенно амазонкой, ведь никаких надписей на ней скорее всего нет, считается, что любое изображение смертной женщины с оружием это обязательно уже амазонка.

Еще одна бегунья из Спарты 6 века до н.э. с невероятно развитыми икроножными мышцами, любой современный культурист знает, что мышцы голени хуже всего увеличиваются в объеме, так как плохо поддаются тренировкам, огромные мышцы голени показатель высокого класса спортсмена. Справа, еще одна амазонка.

Ниже, одно из ранних изображений амазонки, причем уже во фригийском колпаке и с лошадью, чернофигурная амфора 510 г. до н.э. По объему мускулатуры эта амазонка не уступает Аталанте, такой бицепс руки, как у нее, не увидишь даже на изображениях самого Геракла, плюс, чудовищные ноги профессионального штангиста. Справа, стоит еще одна амазонка с впечатляюще развитыми мышцами рук.

На последнем фото, две наездницы амазонки, обе тоже весьма атлетичные. Эти всадницы демонстрир

атлет — с греческого на русский

  • АТЛЕТ — (греч. athletes, от athlos борьба, бой). 1) так называли древние тех, кто состязался в силе и ловкости на народных играх. 2) в переносном смысле: человек сильный телом или духом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • атлет — а, м. athlète m., лат. athleta, гр. 1. Древнегреческий борец, участник состязаний. Сл. 18. Оныя ступени зделаны были для помещения людей, хотящих быть зрителями рыстания атлетов или бойцов. Витр. ( К ) 132. 2. перен. О воинах на поле брани. Сл.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • атлет — См …   Словарь синонимов

  • АТЛЕТ — (атлёт неправ.), атлета, муж. (греч. athletts боец, силач). Спортсмен специалист по атлетике. || Человек большой физической силы (разг.). Был слабенький, а стал прямо атлет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • атлет — (неправильно атлет и атлёт) …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • АТЛЕТ — АТЛЕТ, а, муж. 1. Спортсмен, занимающийся атлетической гимнастикой, атлетикой. Атлеты тяжёлых весовых категорий. 2. О человеке крепкого телосложения. | прил. атлетический, ая, ое. Атлетическое телосложение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов,… …   Толковый словарь Ожегова

  • АТЛЕТ — муж., греч. здоровяк, силач, богатырь, могут; боец, борец, единоборец. Атлетический стан, рост, сложение; дюжий, богатырский, могучий, могутной. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Атлет — Эстонский твердый сыр с кисловатым вкусом. Словарь кулинарных терминов. 2012 …   Кулинарный словарь

  • Атлет — Понятие атлет (от др. греч. athlo  стремление, приз за победу) употребляется в нескольких смыслах  в широком смысле: как синоним слова спортсмен, любой участник спортивных соревнований; в более узком смысле: любой, кто на любительском… …   Википедия

  • атлет — АТЛЕТ, а, м Спортсмен, занимающийся атлетикой, атлетической гимнастикой, культуризмом, а также артист цирка, занимающийся силовыми упражнениями.// ж атлетка, и, мн род. ток, дат. ткам. Юрий Власов выдающийся атлет ХХ века в тяжелой весовой… …   Толковый словарь русских существительных

  • атлет — atletas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Iki 500 m. pr. Kr. senovės Graikijoje kiekvienas sporto varžybų (gymnic), vežimų lenktynių (hippic) ar konkursų (music) dalyvis. kilmė gr. athlētēs – imtynininkas atitikmenys: angl.… …   Sporto terminų žodynas

  • Рекорды Олимпиад Древней Греции

    Отрывки из книги «Рекорды и мифы Древних Олимпиад» Войцеха Замаровского – замечательного словацкого популяризатора древности.

    Особенно нас интересуют результаты, которых добивались тогдашние атлеты. Были ли они сравнимы с нынешними?

     

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    К сожалению, никто не даст здесь однозначного ответа. Во-первых, потому что греки не вели никаких записей о достижениях и рекордах своих атлетов. Во-вторых, потому что время вообще не учитывалось в состязаниях – этого не позволяла тогдашняя техника. Часы были только солнечные, водяные и песочные – на них секунды не отметишь… В-третьих, потому что даже в тех видах (прыжки или метания) где результат можно было замерить для истории, он нигде не записывался – ведь соревнования велись отборочным методом и важен был лишь победитель в каждом виде и пятиборье. И даже те немногие случайные сведения, которые до нас дошли, нужно пересчитать на современные меры длины, веса, времени, причем всегда какая-нибудь из величин либо недостаточно точна, либо вовсе неизвестна.

    Всего три абсолютных спортивных результата дошли к нам из античных времен, они принадлежат двум знаменитым атлетам – первый и второй запечатлены на постаменте статуи в Дельфах, там написано: «На пятьдесят пять стоп в длину прыгнул Фаилл, и в диске же ему до сотни не хватило всего пяти». Это повторяет и Павсаний в десятой книге «Описание Эллады». Сообщение о третьем результате мы имеем от Юлия Африкана (автора «Перечня Олимпийских победителей», написанного в III веке до н.э.), оно касается спартанского атлета Хионида, троекратного победителя в «простом» и «двойном» беге на 29-х и 31-х Олимпийских Играх (664-656 гг. до н.э.). На памятном столбе этого атлета, согласно тому же источнику, написано, что он «…мог прыгнуть в длину на 50 стоп». При пересчете на наши меры выходит, что Фаилл прыгал на 16,28 м, а Хионид – на 15,39 м, диск же Фаилл бросал на 28,2 м.

    Таким образом, прыжки Фаилла и Хионида вдвое больше нынешнего мирового рекорда (8,9 м) и по сегодняшним понятиям вообще превышают границы человеческих возможностей. Вероятно, речь шла либо о тройном прыжке, либо о сумме результатов пяти (или трех) попыток. Но мы ведь ничего не знаем даже о количестве попыток на античных играх!

    Достижение Фаилла в метании диска по сегодняшним меркам представляется, напротив, слишком незначительным. Но греки восхищались им, значит, у них были на то веские причины. По всей вероятности, дело тут в весе диска, который был явно тяжелее современного. О метании диска мы знаем еще, что пятиборец Флегий перебрасывал диск через Алфей, т.е. на расстояние около 60 м, а возможно, и больше. Вес диска и в этом случае нам неизвестен, но даже с современным диском при таких результатах он был бы сейчас одним из сильнейших в мире.

    Время, которое показывали греческие бегуны, навсегда останется для нас тайной. Единственное, на что можно опереться в античных сообщениях, да и то с оговоркой – это несколько раз повторенное упоминание о бегуне Полимнесторе из Милета, победителе в беге юношей на один стадий на 46-х Олимпийских Играх (596 г. до н.э.). Рассказывают, будто, когда он был пастухом, то как-то раз догнал и поймал зайца. Это увидел его хозяин и на свои средства отправил пастуха в Олимпию.

    Заяц бежит со скоростью около 14 метров в секунду – по всей вероятности, древний так же, как современный. Значит, если Полимнестор бежал за зайцем хотя бы 50 метров, то он должен был затратить на бег 3,7 сек. В переводе на нашу 100-метровку получается 7,5 сек, то есть быстрее лучших современных бегунов. Впрочем, гипотетичность этого подсчета очевидна.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Сохранились несколько тоже не слишком точных сообщений о достижениях в беге на длинные дистанции. Аргосский бегун Авгий победил в «длинном» беге на 113-х Олимпийских Играх (328 г. до н.э.). На радостях побежал он домой сообщить землякам, что впервые почти за 200 лет их город прославился получением олимпийского венка. Победил он утром, в Аргос прибежал под вечер. Выходит, расстояние в 110 км Авгий пробежал максимум за 9 часов.

    Другой случай: афинский государственный гонец Филлипид в 490 году до н.э. пробежал от Афин до Спарты, направленный туда с просьбой о помощи в войне против персов, за два дня. Таким образом, он покрыл расстояние около 230 км примерно за 20 часов. Известно также, что спартанский воин в полном вооружении мог совершить за день 45-километровый марш.

     

    Бег атлетов, о которых мы только что рассказали, по условиям близок к современному полевому пробегу. По приведенным данным Авгий бежал со скоростью 12,2 км/ч., Филиппид – со скоростью 11,5 км/ч. Лучшие современные марафонцы пробегают в час около 20 км. Эти показатели сопоставимы – ведь расстояния, на которые бегают наши современники, значительно короче, да и трасса лишена тех естественных природных препятствий, которые приходилось преодолевать античным бегунам.

    Опыт многих поколений атлетов и тренеров вел к постепенному совершенствованию методики и техники тренировок. Основателем научного подхода к тренировке считается атлет и философ Иккос из Тарента, победитель в пятиборье на 84-х Олимпийских Играх (944 г. до н.э.). Ему приписывается введение строгого режима питания для атлетов и подробно разработанного четырехдневного цикла тренировок.

    У нас нет прямых доказательств тому, что греки считали легкую атлетику «царицей спорта», однако это было именно так. «Быстроногий» – один их наиболее часто употребляемых эпитетов, которым Гомер наделяет Ахилла. Бег – главный предмет воинского и атлетического обучения у греков, причем с древнейших времен высоко ценилось значение бега для всего организма, подчеркивалось, что он придает силу не только ногам, но и брюшным и грудным мышцам, влияет на внутренние органы – легкие и сердце. В нем видели средство нравственного воспитания – бег закалял волю, развивал выносливость и упорство.

    Этот бег напоминал современный спринт. Бегуны делали длинные шаги, высоко поднимая ноги. Положение тела – со значительными наклонами вперед, при этом они помогали себе быстрыми ритмическими взмахами рук, поднимая их до уровня головы и держа ладони раскрытыми. Точно также выполнялся «двойной бег», введенный на 14-х Олимпийских Играх (724 г. до н.э.). Мы знаем это не только из описаний, но и по рисункам на множестве ваз.

    Бег на длинные дистанции (15-е Олимпийские Игры) в различные времена проводился на различные дистанции, но никогда не менее 7-ми стадиев и не более 24-х (от 1356 до 4615 м). Во время такого бега положение тела бегуна было прямым, грудь развернута, шаги короче и ниже, взмахи рук не так сильны, ладони сжаты в кулак. К стилю бега предъявляли строгие требования, одно из них – приятное эстетическое впечатление. Но решающим фактором оставалась скорость.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Правила соревнований по бегу были предельно просты. Участники забега должны были начать его по сигналу и бежать от старта до финиша по строго определенной дорожке. Различия в длине дорожек не учитывались, не засекалось и время – важно было лишь прибежать первым. При всех видах бега стартовали одинаково – из положения стоя, с небольшим наклоном тела вперед, руки согнуты в локтях, но не подняты, ноги на одной линии, причем пальцы одной ноги – в желобке специального стартового устройства – «порога».

    Место на старте определялось жеребьевкой. Если число бегунов превышало количество стартовых мест, тогда приходилось делать несколько забегов, и в последнем, главном забеге, принимали участие одни победители. Бегали всегда босиком, дорожки тщательно подготавливались и посыпались тонким слоем песка.

    Из тяжелоатлетических дисциплин на Олимпийских играх соревнования проводились лишь по борьбе, кулачному бою и панкратиону, всегда вызывавшем немалый зрительский интерес.

    Первое описание борьбы в греческой литературе мы находим у Гомера в 23-й песне «Илиады». На играх в честь Патрокла борются Одиссей и большой Эант, их поединок заканчивается вничью.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Еще в доклассическую эпоху установились две основные формы борьбы: ортопале или стадиопале – прямой или стоячий стиль и катопале или килис, что мы могли бы перевести как стиль лежачий или связанный с падением на землю. В первом случае поединок велся стоя и побеждал тот, кто первым повергал соперника наземь, при этом было достаточно, чтобы противник только коснулся земли коленом (как правило, 3 раза, редко – 1 раз).

    Во втором случае борьба продолжалась и после падения одного или обоих соперников и неважно при этом, кто кого уложил на лопатки и надолго ли. Побеждал тот, кто добивался, чтобы обессиленный противник сам отказался от дальнейшей борьбы. Техника борьбы не была единой, типовой, в ней обычно отражались местные традиции, а зачастую и психология жителей того или иного края.

    По праву гордились своими методами борьбы спартанцы – на одном надгробном памятнике спартанского борца высечена надпись: «Пусть другие прибегают к хитрости, я побеждаю с помощью силы, как подобает сыну Спарты». «Бороться по-аргосски, а не по-ливийски» – это выражение вошло в поговорку благодаря мужеству аргоссцев. Из произведений изобразительного искусства и литературы нам известно более сорока приемов борьбы, каждый из которых имел свое назначение.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Олимпийской дисциплиной борьба стала на 18-х Олимпийских Играх (708 г. до н.э.). Узаконен был «стоячий» стиль как более эстетичный.

    Кулачный бой известен также с древнейших времен, что и борьба. В Олимпийские соревнования он был включен на 23-х Олимпийских Играх (688 г. до н.э.). Бой велся согласно правилам, которые определил сам Геракл, а потом по просьбе жителей Элиды записал Ономаст из Смирны, первый Олимпийский победитель в этом виде атлетики. По античным источникам, эти правила допускали большую жестокость схватки, нежели современные. Кулак обматывался ремешком, непременно мягким и без всяких бы то ни было «подкладок».

    Бой велся на огражденном пространстве, посыпанном песком, и победителем считался тот, кто вынуждал соперника к сдаче или сбивал его наземь так, что тот не мог больше подняться. Если бой затягивался, и нельзя было определить победителя, с согласия соперников судья назначал климакс – нечто подобное нынешнему 11-метровому в футболе. По жребию один из соперников должен был встать и, не прикрываясь, принять удар. Если он его выдерживал, то на тех же условиях сам бил противника. Количество таких ударов не ограничивалось.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Греческий кулачный бой допускал удары ниже пояса, по затылку, в пах и т.п. Со временем он становился более жестким за счет употребления все более твердых ремешков на руке.

    Панкратион представлял комбинацию борьбы с кулачным боем. Введен последним из видов атлетики на 34-х Олимпийских Играх (648 г. до н.э.). По правилам, в панкратионе допускались все приемы борьбы и все удары кулачного боя и, хотя, кусаться и царапаться не разрешалось, в запале схватки многие прибегали к столь неоспоримым «приемам».

    Согласно мифам, основоположником пятиборья был предводитель аргонавтов Ясон. Почти каждый из пятидесяти участников его похода в Колхиду за золотым руном был выдающимся атлетом.

    Первый победитель пятиборья – фтийский царь Пелей, будущий отец Ахилла.

    Пятиборье состояло из 3-х легкоатлетических дисциплин – бега, прыжков в длину и метания копья и двух тяжелых или силовых – борьбы и метания диска.

    Диск всегда имел форму плоской симметричной чечевицы. По археологическим данным мы знаем диски самых различных размеров из самого разного материала. По мнению большинства ученых диск для метания первоначально был каменный. Об этом говорит и Гомер в «Одиссее». Правда, в «Иллиаде» он же упоминает о диске из железа.

    В Олимпийском музее их собрано чрезвычайно много – и все из местных раскопок. Самый меньший из них весит 1,86 кг и имеет диаметр 16,7 см, самый большой – диаметром в 36 см весит 5,7 кг, самый тяжелый весит 6,63 кг и его диаметр 32 см. Первый относится у концу VII в. до н.э., последний – к середине III в. до н.э.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Опираясь на произведения изобразительного искусства ученые начали восстанавливать технику метания диска. Авторы более современные считают, что в те времена метание диска не слишком отличалось от нынешнего, то есть осуществлялось с разгоном по кругу.

    Техника броска копья отличалась от современной. Судя по рисункам, копье было довольно коротким и тонким и, несомненно, легче нынешних. (Если наше 800-граммовое копье имеет длину 260-270 см, а 600-граммовое – 220-230 см, то тогдашние копья были короче – 2 м и весили не более 0,5 кг). Чаще всего копья бывали из ясеня или из тополя, заостренные впереди и отполированные). В месте, где копье держит атлет, оно имело петлю из тонкого ремешка, в которую вкладывались указательный и средний пальцы. Эта техника явно обеспечивала более длинный бросок, чем при нынешнем захвате копья ладонью.

    Техника прыжка существенно отличалась от нынешней. По упоминаниям в литературных текстах и по изображениям на вазах можно предположить, что вместо длинного разбега (36-50 шагов или 18-24 метра) современных спортсменов античные прыгуны пользовались коротким разбегом, соответствующим теперешней 6-шаговой заключительной фазе.

    Главное же отличие от современных прыжков в том, что они совершались с помощью особых снарядов, альтеров, и отдаленно напоминавших наши гантели. Это были особой формы каменные или металлические гири, приспособленные для держания в руке. Пользовались всегда парными альтерами, которые по форме могли напоминать телефонную трубку.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    По данным раскопок нам известны экземпляры от 18 до 26 см. Самая легкая из альтер весит 1,48 кг, самая тяжелая – ныне она в Олимпийском музее – 4,63 кг. Прыжок с альтерами требовал точной техники и давал хорошие результаты. Правила Олимпийских Игр не требовали от прыгуна обязательного пользования альтерами. Техника избиралась индивидуально, по желанию. Прыгуну разрешалось также призвать музыканта, чтобы точнее выдерживать темп, разработанный на тренировках.

    Соревнования наездников впервые были введены лишь на 25-х Олимпийских играх, когда атлеты состязались уже 100 лет.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Колесница была похожа на военную, но отличалась от нее легкостью. Во время состязаний возница стоял, только на состязаниях рысаков он сидел на низкой скамеечке. В отличие от всех участников атлетических соревнований возница не был обнажен, на нем был длинный перепоясанный хитон.

    Многие из ныне известных и популярных видов спорта в Греции не были известны. Бег с препятствиями использовался лишь при воинских тренировках.

    Вне соревнований оставалась тяжелая атлетика. Были, правда. неофициальные состязания по поднятию тяжести и переброске через голову назад одной и двумя руками. Обычно в качестве снаряда брался грубо отесанный конусообразный камень. Один из таких камней хранится в Олимпийском музее, он весит 143,5 кг и написано на нем, что некий Бибон (атлет, живший примерно в VI веке до н.э.) одной рукой перебросил его через голову. И хоть трудно поверить в реальность этого, тем не менее камень с надписью действительно существует.

    Стрельба из лука была излюбленным занятием мифологических героев, однако в общегреческих играх, в том числе и в Олимпийских она не практиковалась. В программу Олимпийских Игр никогда также не включались водные соревнования, хотя в Греции они были довольно популярны (плавание, гребля).

    В программу Игр не входили игры в узком смысле этого слова, хотя многие из них были широко распространены по всей Греции – популярны были различные игры в мяч. Пользовались мячами, сшитыми из кожи и набитыми конским волосом. Они были твердые, довольно тяжелые, пестро раскрашенные. Самые маленькие имели размеры нашего теннисного мяча, самые большие – размеры набивного мяча для медицинбола.

    Рекорды Олимпиад Древней Греции
    Без преувеличения воскрешение Олимпии – одно из прекраснейших деяний человеческих.

     

    Похожие статьи

     

     

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *