Кроссфит научные статьи – Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Содержание

Целесообразное использование кроссфита для всестороннего развития физической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОССФИТА ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10072

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы здоровья, двигательной активности студентов. Рассматривается влияние кроссфита на состояние здоровья. Представлены комплексы тренировок для разных видов спорта. Перечислены требования к питанию в кроссфите. Даны рекомендации студентам при начальном уровне подготовки.

Ключевые слова: кроссфит, здоровье, физические качества, нагрузка, упражнения, физическая подготовка.

В настоящее время в условиях модернизации образовательного пространства, важное значение имеет уровень здоровья студентов. Состояние здоровья молодого поколения является важным показателем для активной, общественно-политической, творческой деятельности, устойчивого экономического роста, успешного перспективного будущего.

В связи с высокой заболеваемостью, снижением уровня психического и физического здоровья, требуется совместная работа преподавателей, тренеров, врачей, психологов, физиологов, социологов, биологов, экологов. Главной задачей современного образования в высшей школе является формирование всесторонней и гармонично развитой личности. Деятельность ВУЗа должна ориентироваться на воспитание ценностного отношения студентов к своему здоровью.

Новые условия обучения, микросреда, возрастание информационной нагрузки (объем, новизна, сложность), увеличение количества учебных дисциплин; экономические, экологические, политические, социальные причины ведут к повышению интенсификации учебного процесса в ВУЗах и как следствие к возрастанию психоэмоциональных нагрузок, физическому напряжению. Нагрузка на мозг, ССС, нервную систему увеличивается, мышечная система ослабевает. Недостаток двигательной активности ведет к нарушению

обмена веществ. Физические нагрузки необходимы для поддержания работоспособности мозга, что столь важно для умственного труда, занимающего большую часть учебного процесса студентов.

Здоровью и работоспособности предъявляются повышенные требования. Современные условия жизни и обучения студентов влияют на физическую активность. Результаты исследования показывают, что уровень физической активности невысокий, даже низкий, не соответствует требованиям. Все это ведет к снижению физического развития и физической подготовленности, что в дальнейшем отражается на учебном процессе, творческой деятельности, работоспособности. Правильно организованный процесс жизнедеятельности студентов позволяет сохранить и укрепить здоровье, предотвратить риск возникновения и развития заболеваний.

Благодаря совмещению кардио и силовых упражнений система тренировок кроссфит формирует всестороннее развитие физической подготовки. Кроссфит -это программа тренировок с поочередным выполнением упражнений, выполняемых с максимальной интенсивностью на разные группы мышц. Система тренировок состоит из упражнений, выполняемых с высокой интенсивностью, за установленное количество времени, на максимальное количество повторений. Интервалы отдыха ограничены или совсем отсутствуют. В

кроссфите используют упражнения с собственным весом (приседания, отжимания, подтягивания, прыжки, выпады, выпрыгивания), упражнения с утяжелителями (тяги, рывки, толчки, подъемы, жимы), кар-диоупражнения (бег, степ, плавание, гребля, езда на велосипеде). В состав тренировки рекомендуют включать от 2-6 базовых упражнений. Кроме того 50% отводится упражнениям в аэробном стиле (бег, прыжки и т.д.), 50% в силовом стиле. В программу тренировок для начинающих не должно включаться более 3-х раундов в одном занятии. После каждой 5-й тренировки количество раундов повышают.

При подборе программы тренировок самостоятельно, рекомендуют включать в план базовые упражнения: выпады, скручивания, приседания, запрыгивания на возвышенность, махи с гантелями, отжимания, быстрый бег. Чередование базовых упражнений должно быть рассчитано на разные группы мышц. На каждой тренировке программу необходимо менять. Принято сочетать такие качества: сила и выносливость, сила и ловкость.

Направление кроссфит содержит элементы интервальных тренировок, многофункциональных занятий по гимнастике, легкой атлетике, тяжелой атлетике, бодибилдингу, пауэрлифтингу, гиревому спорту, аэробике, фитнесу. Программа тренировок кроссфита гармонично развивает физические качества: силу, выносливость, гибкость, скорость, координацию, точность. Помимо развития физических качеств, повышения уровня физической подготовленности, занятия кроссфитом развивают волю к победе, желание добиться поставленных целей; тренируют дисциплину, характер. Кроссфит благотворно влияет на работу ССС (улучшается кровоток), дыхательной системы (доступ кислорода), стимулирует ЦНС, опорно-двигательного аппарата. Улучшается и укрепляется вестибулярный аппарат. Происходит снижение риска возникновения инфарктов и инсультов, сахарного диабета, стабилизация АД. Улучшается метаболизм (ускоряется обмен веществ), повышается мышечный тонус, сжигается лишний жир. Улучшается самочувствие, нормализуется сон, улуч-

шается гормональный фон. Укрепляется иммунитет.

Спортсменам-новичкам рекомендуют заниматься 2 раза в неделю, с постепенным переходом на большее количество тренировок. В течение месяца происходит изучение техники базовых упражнений. Рекомендуемый базовый комплекс для новичков: приседания с гантелями в руках, отжимания от пола, выпады, скручивания на пресс, тяга гантелей стоя в наклоне. Режим круговой тренировки (3-4 подхода без остановки, в подходе 12-15 повторений).

Целеустремленные спортсмены и тренеры обязательно включают в тренировочный процесс кроссфит. В тренировочном процессе баскетболистов используются разнообразные функциональные тренинги. Кроссфит позволяет баскетболисту повысить выносливость, скорость, ловкость, координацию и взрывную силу. Примеры некоторых комплексов для баскетболистов:

1 — (20 подтягиваний, 30 отжиманий, 20 скручиваний, 50 приседаний. Без учета времени. 5 раундов с отдыхом между подходами 2 минуты).

2 — (6 становых тяг, 12 отжиманий, 15 прыжков на бокс. Максимальное количество кругов за 12 минут).

Тренировки в американском футболе направлены на развитие силы, скорости, ловкости, функциональных возможностей атлета. В кроссфит тренировки включают комплекс подтягиваний и толкание штанги. Выполнять 10 подходов, начиная с 10 раз. С каждым подходом уменьшать количество раз на 1. Также рекомендуют использовать комплекс, состоящий из 25 приседаний с собственным весом, 25 отжиманий, бег 400 метров, закончить раунд отжиманием и приседанием. Выполнить 5 раундов, отдых между раундами 1 минута). Регулярные тренировки по кроссфиту у футболистов развивают силу, скорость, выносливость, ловкость. С помощью штанги и утяжелителей развивается взрывная сила, необходимая футболисту. Комплексы для футболистов:

1 — (20 — подъем ног в висе на перекладине, 30 — отжимания от пола, 40 — присе-

дания с собственным весом, бег 400-500 метров или скакалка 30 секунд. Отдых минимальный — до 1 минуты).

2 — (5 — подтягивания, 10 — отжимания от пола, 15 — выпрыгивания (берпи). С каждым раундом упражнения выполнять быстрее, отдых сокращать.

Комплексы кроссфита для хоккеистов включают в тренировочный процесс в сезон (для поддержания физической формы), в межсезонье (на развитие физических качеств: силы, скорости, выносливости). Рекомендуемые комплексы для хоккеистов:

1 — (10 — отжимания от пола, 10 — подтягивания, 10 — приседания. Выполнять максимальное количество раундов за 20 минут).

2 — (1 минута-толчок штанги, 1 минута бурпи (выпрыгивания). Отдых 1 минута. 5 раундов).

От того что, сколько и когда пьют и едят спортсмены, зависит результат, работоспособность. Рацион питания должен быть разнообразным и включать все необходимые полезные вещества. Рекомендуют сократить «быстрые» углеводы. Из простых следует исключить белый рис, кар-

вую, овсяную, перловую кашу, макароны из твердых сортов пшеницы. Необходимо включать в свой рацион белковые продукты (курица, нежирная рыба, говядина, яйца, твердый сыр). Прекрасным источником энергии для тренировок является кокосовое масло. Фрукты и овощи незаменимы. Для восстановления организма после интенсивных упражнений рекомендуют употреблять шоколадное молоко. Также необходимо включить в рацион семечки и орехи. Рацион спортсмена может улучшить результат от занятий и также свести все усилия к нулю.

Тренировки в кроссфите энергозатратные и высокоинтенсивные. Необходимо соблюдать требования к питанию. Кросс-фит является интересным времяпровождением, которое укрепляет здоровье; способствует гармоничному всестороннему развитию, совершенствованию функциональных возможностей, является верным путем развития силы духа. Кроссфит является популярным направлением физической подготовки. Его активно используют пожарные, военные, полицейские, спортсмены, спасатели.

тофель, хлеб. В меню включать гречне-

Библиографический список

1. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие. — Красноярск: ИПК СФУ, 2008. — 342 с.

2. Земцова И.И. Спортивная физиология. Учебное пособие для студентов вузов. — Киев: Олимпийская литература, 2010. — 219 с.

3. Леньшина М.В. Словарь терминов и кратких пояснений по курсу «Теория и методика физической культуры». — Воронеж: Физкультура и спорт, 2010. — 76 с.

4. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник. — Изд-во: Советский спорт, 2010. — 390 с.

5. Шутова Т.Н. Технологии фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова [и др.] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — №1. — С. 30-32.

FURTHER USE OF CROSS PHYTHES FOR THE COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

O.A. Sbitneva, senior lecturer

Perm state agrarian and technological university named after academician D.N. Pryanishnikov (Russia, Perm)

Abstract. The article discusses the problems of health, motor activity of students. The influence of crossfit on the state of healths. Training complexes for different sports are presented. Power requirements in crossfit are listed. Recommendations are given to students at the initial level of training.

Keywords: crossfit, health, physical qualities, load, exercises, physical training.

cyberleninka.ru

Кроссфит как способ повышения эффективности физической подготовки студентов вуза



В статье рассматривается кроссфит как один из способов повышения эффективности учебных занятий по физической культуре, направленный на формирование потребностей в физическом совершенствовании и самосовершенствовании. В ходе работы по внедрению упражнений из кроссфита в процесс физкультурного образования студентов определены наиболее оптимальные средства и методы силовой спортивной тренировки в данной области.

Ключевые слова: физическая подготовка, кроссфит, задание на день, студент, преподаватель

Образовательный процесс в вузе это динамичная деятельность, в которой происходят постоянные изменения. На современном этапе идет оптимизация организационно-управленческих структур, определение более действенных форм и методов организации учебно-воспитательной работы со студентами, которые предъявляют высокие требования к уровню методической подготовленности преподавателей в вузах и их работе по поиску путей повышения эффективности преподавательской деятельности. Данные особенности актуальны и для физкультурно-спортивной деятельности в вузе [1].

Кроссфит является одним из рациональных подходов, способствующих физическому воспитанию и оздоровлению студентов на занятиях по физической культуре. Благодаря кроссфиту, даже в пределах строго лимитированных затрат времени на учебных занятиях по физическому воспитанию, студенты будут получать больший эффект, выраженный не только в повышении общего уровня работоспособности, но и показателей физической подготовленности, глубинной и эстетической составляющей здоровья.

Кроссфит — комплекс упражнений, отличающихся высокой интенсивностью, регулярной сменой упражнений, включающий в себя составляющие тяжелой и легкой атлетики, бодибилдинга, пауэрлифтинга, фитнеса, классической гимнастики, гиревого спорта.

Впервые термин кроссфит фигурирует в 2000 году. Идея кроссфита принадлежит американцу Грегу Глассману. Он в 2001 году в Калифорнии открывает первый кроссфит-зал со специальными снарядами.

Основными особенностями кроссфита являются: во первых, всесторонее воздействие на организм студентов, способствующее повышению эффективности физической подготовки; во вторых, быстрота смены условий, приемов, обстановки, позволяют студентам работать быстрее, инициативнее, находчивее; в третьих, сочетание высокой эмоциональности и активности с эмоциональным напряжением, проявлением сдержанности и контроля; в четвертых, дух соперничества учит студентов действовать максимально напряженно, преодолевая все трудности.

Основная цель кроссфита: усовершенствование физических качеств человека, улучшение работоспособности, а также развитие быстрой адаптации к смене нагрузок.

Исходя из цели, кроссфит можно разделить на следующие виды:

1) Метаболические тренировки, направленные на улучшение работы сердечно сосудистой системы и выносливости — бег, плаванье, велосипед, гребля, прыжки на скакалке и т. п.

2) Гимнастика, способствующая улучшению контроля над собственным телом (весом) — подтягивания, отжимания обычные и с использование колец и брусьев, стойка на руках, приседания без веса, ходьба выпадами и т. д.

3) Работа с отягощениями, развивающая навыки по приложению силы к внешним объектам — тяжелая атлетика и пауэрлифтинг — приседания со штангой, жим штанги, становая тяга и т. д.

Однако, как правило, все они представляют единый комплекс и выполняются поэтапно в течение недели.

Занятие кроссфитом подходит людям любой физической подготовки, а также является тренировкой различных видов спорта. Бег, легкая и тяжелая атлетика, плавание, гиревой спорт и т. д. в комбинации позволяют человеку получить равномерное и полноценное физическое развитие. При этом прорабатываются не только мышцы, но и развивается дыхательная система и выносливость организма в целом.

В ходе научного исследования вопросов организации и построения физической подготовки девушек в образовательном процессе Оренбургского государственного университета установлено, что система тренировки по направлению кроссфит является одной из наиболее актуальных, востребованных и эффективных методов общей физической подготовки данного контингента [2].

По результатам опроса было выявлено, что основной целью занятий являются улучшение выносливости 56, похудение 22, набор мышечной массы 20, другое 2.

Важной особенностью кроссфита является вариантивность, то есть каждая тренировка имеет новую программу. В кроссфите это называется «workout of the day», или WOD — задание на день, которое можно сделать составной частью программы физической подготовки студенток.

Занятия по физической культуре включают в себя: общую разминку, развивающий блок и 15–20 минут высокоинтенсивной тренировки. Для повышения мотивации студенток возможно применение элементов соревнования — подсчёт баллов и достижение различных уровней. Основными правилами тренировки являются максимальная интенсивность, частота тренировок, минимальность или отсутствие отдыха, изменение направления нагрузок на каждом занятии.

Примеры кроссфит-упражнений:

Толчок — подъём штанги с пола и жим над головой.

Бурпи — начиная с положения стоя, быстро принять упор-лёжа и сделать одно отжимание, после чего быстро вскочить и выпрыгнуть вверх из приседа.

Рывок — мощный рывок штанги с пола, под которую нужно подсесть студентке, а затем выжимать из приседа.

Трастеры — жим штанги с плеч, стоя, под которую нужно подсесть студентке, а затем выжимать над головой.

В кроссфите используются гири, медицинские мячи, канаты, кольца, скакалки и тренажеры для гребли.

Пример одного из занятия по физической культуре в Оренбургском государственном университете: 5 кругов по 5 упражнений (10 приседаний со штангой, жим штанги от груди стоя — 10 повторений, тяга штанги в наклоне — 10 повторений, отжимания от пола — 20 повторений, скакалка 30–60 секунд).

Занятия по физической культуре, организованные по системе кроссфит имеют значительные преимущества по сравнению с интервальной (круговой) тренировкой. Интервальная тренировка — тренировка, основанная на временной смене рабочих станций, где на каждой станции выполняются упражнения (или специальное движение) на конкретную мышечную группу за определенный промежуток времени, целью которой является за ограниченный период времени подготовить организм к выполнению работы высокой интенсивности. Данный вид подготовки имеет строгое ограничение по времени (подхода, отдыха), количества кругов.

Занятие кроссфитом — это:

  1. Просто — большинство упражнений не требует определенного инвентаря, достаточно лишь стадиона и турника с брусьями.
  2. Универсально — возможность достижения любой цели — улучшение выносливости, похудение, набор мышечной массы и т. д.
  3. Интересно — благодаря большому количеству упражнений можно постоянно разнообразить свои тренировки [2].
  4. Эффективно — равномерное и полноценное физическое развитие.

Главный недостаток кроссфита — это экстремальные нагрузки, сопровождаемые повышенной травматичностью и риском сердечно-сосудистых осложнений. Так как, выполняя упражнения, ориентация идет не на технику, а на скорость и большой вес, вероятность нанесения повреждений многократно увеличивается. Поэтому все упражнения необходимо выполнять под присмотром преподавателя [1].

Кроссфит для подавляющего большинства спортсменов и любителей — это философия здорового образа жизни, включающая занятия физической деятельностью, правильное питание, использование разнообразных научно обоснованных диет, определенный объем знаний, мотивацию к саморазвитию и всестороннему самосовершенствованию. Сегодня программа кроссфит адаптирована для любого человека, активно занимающегося физической деятельностью. Одновременно с этим, она максимальная функциональна и вариативна.

В результате исследования установлено, что система неспециализированной высокоинтенсивной подготовки кроссфит положительно влияет на уровень физической подготовленности студентов. Было замечено увеличение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, способствующее овладению знаниями современных подходов к организации физической подготовки, навыками и умениями самостоятельной физической тренировки [3].

Занятия кроссфитом удовлетворяют многообразные потребности личности, выполнение которых позволяет развивать физические качества, двигательные умения и навыки, а также содействует удовлетворению социально значимых потребностей личности — стремление к развитию, познанию, общению, соревнованию, положительным эмоциям; достижению конкретно поставленных целей; развитию волевых, нравственных и эстетических черт личности. Кроссфит вносит разнообразие и эффективность в физическую подготовку студентов высших учебных заведений.

Литература:

  1. Зиамбетов, В. Ю. Основы научно-исследовательской деятельности студентов в сфере физической культуры [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В. Ю. Зиамбетов, С. И. Матявина, Г. Б. Холодова; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2015. — 103 с. — ISBN 978–5-7410–1340–3
  2. Зиамбетов, В. В. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов: методические рекомендации / В. Ю. Зиамбетов; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2014. — 54 с.
  3. Зиамбетов, В. Ю. Историческое фехтование как эффективное средство физического и патриотического воспитания / В. Ю. Зиамбетов, В. Ю. Зиамбетов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 12 — С. 30–34.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическая подготовка, занятие, жим штанги, образовательный процесс, мышечная масса, гиревой спорт, высокая интенсивность, Оренбургский государственный университет, полноценное физическое развитие.

moluch.ru

Кроссфит как фактор повышения функционирования нервной системы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

УДК 796.015

КРОССФИТ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕРВНОЙ

СИСТЕМЫ

Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, Заслуженный врач России, Иркутский научно-исследовательский технический университет (ИрНИТУ), Иркутск

Аннотация

Функциональное состояние нервной системы является ведущим фактором успешности в спорте. Сочетанное применение различных видов спорта в подготовке спортсмена способствует оптимизации совершенствования физических качеств для определённого вида спорта. Целенаправленная общность видов спорта в кроссфит по регулированию состояния возбуждения и торможения нервной системы и управлению вегетативными функциями определяют повышение спортивных результатов в избранном виде спорта под контролем физиологических показателей нервной системы, коррелируемых с уровнем подготовленности

Ключевые слова: показатели состояния нервной системы, корреляция показателей физического состояния.

CROSSFIT AS A FACTOR IMPROVING FUNCTIONING OF NERVOUS SYSTEM

Gennady Konstantinovich Homyakov, the candidate of medical sciences, senior lecturer,

Honored doctor of Russia, Irkutsk Scientific Research Technical University, Irkutsk

Annotation

The functional state of the nervous system is the leading factor of success in the sport. The combined use of different types of sports in the preparation of the athlete contributes to the optimization of improving the physical qualities for a particular sport. Targeted community of sports in CrossFit by the regulation of the state of excitation and inhibition in the nervous system and control of the autonomic functions define the increasing of the athletic performance in chosen sport under the control of the physiological parameters of the nervous system, correlated with the level of preparedness.

Keywords: indicators of the condition of the nervous system, correlation of indicators of physical condition.

ВВЕДЕНИЕ

Функциональное состояние нервной системы играет значительную роль в достижении спортивных результатов в гиревом спорте. Целенаправленное сочетание разных видов спорта в общефизической подготовке способствует прогрессивному росту спортивных результатов. Повышение тренировочной нагрузки истощает регуляцию нервной системы, что способствует возникновению состояния перетренированности. Поэтому необходим контроль функционального состояния нервной системы.

МЕТОДИКА

В эксперименте участвовал 31 спортсмен экспериментальной группы, в которой занятия гиревым спортом сочетались с боксёрскими тренировками. В контрольной группе насчитывалось 22 спортсмена от 17 до 20 лет, занимающихся только гиревым спортом.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Тренировка проводилась по индивидуальным микроциклам, как наиболее предсказуемом и индивидуально переносимом объеме тренировочной работы [1]. На основании разработки [2] авторского коллектива весовые категории гиревиков распределены на 3 группы.

Таблица 1 — Функциональные показатели центральной нервной системы (ЦНС)

Группа Функциональный уровень системы Устойчивость реакции Уровень функциональных возможностей Функциональный резерв ЦНС

1 57<88 достоверно 67<88 достоверно 63<88 достоверно 55<55 достоверно

2 15<20 достоверно 16<20 достоверно 16<20 достоверно 15<20 достоверно

3 32,5<44 достоверно 28<44 достоверно 34,5 <44 достоверно 33<44 достоверно

Математико-статистический расчёт проведён с помощью значения Т — критерия (Уайта) при Р=0,05

Анализ показателей спортсменов, сочетающих занятия гиревым спортом и боксёрскими тренировками достоверно совершенствуют функциональное состояние центральной нервной системы. Функциональный уровень системы показывает быстроту и разброс времени реакции на внешние раздражители. Показатель характеризует текущее состояние нервной системы. Устойчивость реакции характеризует устойчивость максимальной скорости реакции с течением времени. Перетренировка, утомление, нарушение формулы сна приводят к нарушению устойчивость реакции. Уровень функциональных возможностей характеризует состояние центральной нервной системы проявлять определённый уровень реакции и длительности удержания соответствующего функционального состояния. Функциональный резерв ЦНС определяет запас возможностей переносить нагрузку.

ВЫВОДЫ

1. Кроссфит из комбинации гиревого спорта и боксёрских тренировок повышают стрессоустойчивость спортсменов по сравнению со спортсменами, тренирующимися только по программе гиревого спорта.

2. По функциональным показателям центральной нервной системы можно корректировать прогресс или регресс спортивных результатов, достигаемых тренировочным процессом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахматгатин, А. А. Оптимизация тренировочного процесса боксеров высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / А.А. Ахматгатин // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 2, часть 1. — С. 60-64.

2. Влияние веса спортсменов-гиревиков на спортивный результат / Л.Л Ципин, И.Э. Барникова, А.В. Самсонова, Г.П. Виноградов // Теория и практика физической культуры. -2016. — № 10. — С. 77-78.

3. Хомяков, Г.К. Индекс эффективности кровообращения (ИЭК) как показатель угнетения функционального состояния сердечно-сосудистой системы бегуна-стайера / Г.К. Хомяков // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. — 2011. — № 10. — С. 342- 346.

REFERENCES

1. Akhmatgatin, A.A. (2016), «Optimization of the training process of boxers of high qualification at the stage of direct preparation to competitions», Modern high technologies, No. 2, Part 1, pp. 60-64.

2. Cipin, L.L,. Bernikova, I.E., Samsonova A.V. and Vinogradov, G.P. (2016), «Influence of weight of sportsmen athletic performance», Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 77-78.

3. Homyakov, G.K. (2011), «Index of the efficiency of blood circulation (IEK) as an indicator of the oppression of the functional state of the cardiovascular system of the runner-Stayer», Messenger of Irkutsk State Technical University, No. 10, pp. 342-346.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.04.2017

cyberleninka.ru

CROSSFIT ПРИЗВАЛ ПОПУЛЯРНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ ОТОЗВАТЬ СТАТЬЮ О ВРЕДЕ КРОССФИТ-ТРЕНИРОВОК

CROSSFIT ПРИЗВАЛ ПОПУЛЯРНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ ОТОЗВАТЬ СТАТЬЮ О ВРЕДЕ КРОССФИТ-ТРЕНИРОВОК

Компания CrossFit, Inc. призвала журнал Orthopaedic Journal of Sports Medicine (OJSM) отозвать статью, в которой утверждается, что вероятность получения травмы во время кроссфит-тренировок больше, чем при занятиях тяжелой атлетикой.

Материал о повышенной травмоопасности кроссфита по сравнению с традиционной тяжелой атлетикой был опубликован 7 мая 2019 года в рейтинговом Ортопедическом журнале по спортивной медицине. По версии издания, спортсмены, занимающиеся кроссфитом, чаще получают травмы и обращаются за медицинской помощью. Повышенная вероятность получения травмы меньше связана с упражнениями и больше связана с интенсивностью их выполнения.

Цель этого исследования состояла в том, чтобы сравнить вероятность травм и их степень тяжести, о которых сообщали сами участники кроссфита и тяжелой атлетики за последние 2 года. Всего в опросе участвовало 411 человек (122 кроссфит-атлета и 289 тяжелоатлета). По итогам анкетирования те, кто занимался по системе Кроссфит травмировались в 1,3 раза больше и в 1,86 раза чаще обращались за медицинской помощью. В анализе с поправкой на пол и возраст травмы в кроссфит-группе были в 2,26 раза больше. В обеих группах наиболее уязвимой частью оказался плечевой сустав (46,41%), затем поясница (38,28%) и повреждения тазобедренного сустава (9,09%).

После выхода статьи CrossFit, Inc. написала письмо журналу OJSM, о том, что ее необходимо отозвать, поскольку она не соответствует действительности. Компания публично выступила против этого материала и потребовала его удаления.

В письме отмечается, что статья содержит научные ошибки. Например, OJSM цитирует поддельное исследование National Strength and Conditioning Association’s (NSCA) о травмах в кроссфите, которое было отозвано несколько лет назад. Также авторы статьи не правильно определяют фундаментальные термины и искажают источники научных данных. Так, в понятие «травма» могли входить просто ушибы, царапины и мозоли, полученные на тренировке. Наконец, авторы не указали, кто из кроссфит-участников занимался в аффилированных залах и тех, кто занимался в нелицензированных или самостоятельно без участия тренера.

  • «Публикация не преследует никакой цели, кроме как пропаганда искаженных NSCA научных данных» — заявляется в письме.

  • Пока ни авторы, ни редакторы журнала не ответили на это письмо. 

crossfit.ru

Эффективность применения упражнений «кроссфит» в системе физической подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

METHODICAL APPROACHES TO TRAINING PATROL SERVICE STAFF OF POLICE HOW TO INTERACT DURING FORCE DETENTION

OF THE OFFENDER

S.N. Barkalov, E. V. Flusov

The analysis of the state of the problem of training police officers on interaction during the forceful detention of the offender on the basis of documentary, scientific and educational sources was carried out. The level of police officers’ preparedness for interaction during forceful detention of the offender is determined by the example of employees of the Russian Ministry of Internal Affairs in Bryansk and Orel regions. A methodology has been developed for teaching police officers how to interact with the violent detention of the offender.

Key words: police officer, offenders, physical training, fighting methods of fighting, interaction in force detention.

Barkalov Sergey Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair, [email protected] ru, Russia, Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia,

Flusov Evgeniy Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, head of the chair, flusev [email protected] ru, Russia, Bryansk, Bryansk Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of Russia

УДК 796.011.3

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ «КРОССФИТ» В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, А.В. Титова

Предложены рациональные подходы к физическому воспитанию и оздоровлению студентов с применением упражнений кроссфита, способствующие формированию важных физических качеств: общей и силовой выносливости. Обоснована эффективность применения упражнений кроссфита в рамках программы учебных занятий по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: кроссфит, физическая культура, образовательный процесс, тренировка, доступность, разнообразие, эффективность.

В оптимизации содержания и организации физкультурного образования приоритетными являются направления, связанные с применением таких форм и методов обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формируют ценностное отношение молодежи к средствам физической культуры [2].

На сегодняшний день современная система высшего образования переживает сложный процесс реформирования. Это проявляется в

серьёзных изменениях в области содержания педагогического процесса, оптимизации организационно-управленческих структур, постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов организации учебной и методической работы, соответствующих современным требованиям к про -фессиональному уровню специалиста в области высшего образования [4].

Исследования ряда авторов [1, 3] показывают, что кроссфит как вид спорта имеет свои характерные особенности:

— проявляет разносторонний характер воздействия на организм и на развитие специальных профессионально-важных качеств;

— требует и способствует всесторонней подготовке занимающихся;

— выступает в качестве средства развития интеллектуальных способностей;

— воспитывает, «ставит» волевые качества, формирует нравственные привычки и поведение.

— доступен прикладными знаниями, умениями и навыками, необходимыми человеку в жизни;

— доступен любому, он не накладывает каких-либо ограничений на данные, свойства, способности, качества и т. п.

Кроссфит представляет собой набор высокоинтенсивных упражнений выполняемых друг за другом сетами с максимальной отдачей. Упражнения не станут для вас новинкой, так как практически все они взяты из других видов спорта — тяжелая и легкая атлетика, бег, фитнес.

Актуальность данной работы заключается в том, что в связи с популярностью упражнений кроссфита, в настоящее время целесообразно использовать систему силовых упражнений кроссфита для совершенствования физической подготовленности студентов. Данная современная система «Кроссфит» как новый инновационный вид физической подготовки студентов практически еще мало изучен и фактически не применяется в учебно-тренировочном процессе.

В нашей работе мы попытались разрешить объективные противоречия между необходимостью оптимизации учебного процесса по физической культуре, с одной стороны, и недостаточным научно-методическим обоснованием использования в учебном процессе методики внедрения средств кроссфита в целях повышения физической подготовленности студентов.

Цель работы — обоснование эффективности применения упражнений кроссфита в рамках программы учебных занятий по физической культуре в вузе. Основной целью кроссфита является развитие функциональных качеств человека, то есть сила, скорость, выносливость, резкость, координация и др. и достигается это за счет выполнения высокоинтенсивных серий упражнений с последующим и интервалами отдыха.

Направление «Кроссфит» представлено множеством различных программ. Нами была разработана программа занятий по системе «Кроссфит» для студентов, обучающихся на первом курсе в вузе.

Кроссфит можно описать как систему силовых упражнений, состоящую из «постоянно меняющихся функциональных упражнений высокий интенсивности», с конечной целью улучшения общей физической формы, реакции, выносливости и готовности к любой жизненной ситуации, требующей активных физических действий. Упражнения обычно не длятся более 20 мин, отличаются повышенной интенсивностью. В связи с тем что, что все упражнения кроссфита невероятно интенсивны и из-за этого гораздо быстрее создают для мышц состояние стресса. Тренировки кроссфита очень короткие в сравнении с другими видами спорта.

Уникальной особенностью кроссфита является то, что этот вид массового спорта, спорта для всех, очень универсален, где нет четкой специализации, где решаются многие задачи в области физической подготовки за достаточно короткое время.

Исследования проводились на базе кафедры физического воспитания Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. С целью выявления обоснования использования упражнений кроссфита на занятиях физической культурой в вузе было проведено обследование студентов первого курса. В ходе эксперимента студенты прошли двукратное исследование в конце 1 -го и 2-го семестров. По состоянию здоровья они относились к основной медицинской группе. Первая группа студентов — экспериментальная (20 чел.) занимались по разработанной программе с использованием упражнений кроссфита. Во второй группе — контрольной (20 чел.) занятия по физической культуре проходили по образовательной программе бакалавриата. В результате тестирования в начале первого семестра у студентов по уровню физической подготовленности установили отсутствие различий в группах сравнения.

Подбирался состав двух групп — экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) с помощью 4 тестов: подъем туловища из положения лежа; челночный бег 4*9 м; прыжки на тумбу высотой 60 см; прыжки на скакалке. До начала эксперимента КГ и ЭГ не значительно отличались между собой. Был проведен формирующий педагогический эксперимент с целью выявления эффективности применения упражнений кроссфит в учебно-тренировочном процессе. Перед началом и после окончания формирующего эксперимента было проведено тестирование, результаты которого позволили выявить уровень развития физической подготовленности студентов.

По программе системы «Кроссфита» на каждой тренировке выполнялись несколько кругов, состоящие из 5-7 упражнений. В связи с

введением в учебно-тренировочные занятия студентов 1 -го курса программы «Кроссфита» в стандартное расписание трехдневной тренировки у экспериментальной группы была введена усиленная скоростно-силовая тренировка. Тренировка подразделялась на 3 части: разминка, основная часть и заминка.

Разминка: продолжительность 12-15 мин. Разминка начинается с легкого бега, ОРУ. Это позволяет «разогреть» организм и подготовиться к интенсивной нагрузке и подготовиться к основной части тренировки. Основная часть (продолжительность не более 20 мин). Сюда входят физические упражнения, входящие в систему «Кроссфит», и которые выполняются друг за другом и повторяются несколько кругов:

1. Запрыгивание на тумбу высотой 60 см.

2. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.

3. Приседания.

4. Бег с высоко поднятыми коленями.

5. Выпады.

6. Махи правой (левой) ногой с отягощениями стоя у стены лицом (боком).

Во время выполнения основной части тренировки дается общий старт. Тренирующиеся начинают выполнять упражнения и, в зависимости от своих физических способностей, каждый выполняет определенное количество кругов в течение 15-20 мин. За счет этого тренирующиеся будут соревноваться между собой и стараться выполнить качественно установленную программу.

Заминка: продолжительность 5-10 мин. Используются упражнения на восстановления дыхания, различные виды растяжек, спокойная ходьба.

Учебно-тренировочные занятия по кроссфиту представляет собой комплексную многофункциональную тренировку, которая способствует развитию различных физических качеств у студентов 1 -го курса: выносливости, силы, скорости, гибкости, ловкости. Базовые упражнения экспериментальной программы направлены на проработку основных мышечных групп, целью которой является улучшение у студентов функциональных показателей и может быть использована для приведения в норму собственной массы тела.

В таблице показаны результаты контрольной и экспериментальной групп в начале и в конце эксперимента.

В ЭГ достоверно выросли результаты в упражнении подъем туловища из положения сидя (р<0,05), в прыжках на тумбу (р <0, 05) — эти результаты находятся в зоне значимости. Также выросли результаты в челночном беге (р <0,05) и в прыжках на скакалке. В КГ результаты тоже улучшились, но результаты по всем четырем тестам находятся в зоне незначимости (р>0, 05).

Показатели экспериментальной и контрольной групп в течение эксперимента (двигательная подготовленность)

Тесты До эксперимента После эксперимента

КГ ЭГ t КГ ЭГ t

1. Подъем туловища за 1 мин, раз 57,5±0,44 44,5±0,34 0,1 78,5±0,41 91,5±0,38 0,05

2. Челночный бег 4×9 м, с 77,5±35,68 50,2±31, 6 0,06 64,1±32,5 85±0,83 0,02

3. Прыжки на тумбу высотой 60 см за 30 с, 64,5 ±2,24 39,5±2,25 0,7 73±0,23 96±0,8 2,42

раз

4. Прыжки на скакалке за 30 с, раз 57,9±0,92 46,6±1,35 0,16 78,8±0,59 87,5±0,04 0,31

Анализируя полученные результаты можно прийти к выводу, что физическая подготовленность у обеих групп повысилась, но в экспериментальной группе, которая занималась по системе «Кроссфит», результаты достоверно выше, чем в контрольной по четырем упражнениям проведенного теста.

Определена эффективность применения инновационных упраж-нений кроссфит в двигательной и физической подготовке студентов, способствующие успешному росту функциональных возможностей занимающихся. На это указывает прирост результатов практически во всех тестах, выполненных в конце эксперимента. Полученные положительные результаты формируют и поддерживают у студентов сильную мотивацию к дальнейшим занятиям кроссфитом, что является залогом успеха внедрения предложенной программы в учебный процесс физического воспитания в вузе.

Проведенные исследования показали, что эффективность занятий по физической культуре зависит от форм их проведения и наибольший результат в плане формирования таких важных физических качеств как общая и силовая выносливость, может быть достигнут при занятиях по системе «Кроссфит».

Список литературы

1. Атилов А.А. Современный бокс. Серия «Мастера боевых искусств». Ростов н/Д: Феникс, 2003.

2. Евтюхов В.А. Формирование методики «Кроссфит» // Студенческий научный форум: материалы VII Междунар. студ. электрон. науч. конф. М., 2015. С. 27-29.

3. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. М.: Профиздат, 2003. 70 с.

4. Профессиональная подготовка специалистов по физической куль -туре и спорту: монография / А.З. Зиннатнуров [и др.]. М.: ТиПФК, 2011. 79 с.

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

THE EFFICIENCY OF APPLICA TION OF EXERCISES «KROSSFIT» IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

V.V. Borisova, T.A. Shastakova, A.V. Titova

Material on application of exercises of the krossfit on studies on physical culture is presented in article. Search of rational approaches of physical training and improvement of students with application of the krossfit on classes in physical culture is in our opinion, is one of ways of optimization of educational process on FV.

Key words: krossfit, physical culture, educational process, a training, availability, a variety, efficiency.

Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected] ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected],mail. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected] ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy

cyberleninka.ru

Кроссфит тренировки на занятиях по физической культуре со студентами 3-4 курсов, вред или польза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ТЕМА 5.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

КРОССФИТ ТРЕНИРОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ 3-4 КУРСОВ, ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА

CROSSFIT TRAINING ON PHYSICAL TRAINING WITH STUDENTS OF 3-4 COURSES, THE HARM OR BENEFIT

Тимохина Наталья Викторовна старший преподаватель кафедры «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Timokhina Natalia Viktorovna senior lecturer of the department «Applied physical culture» Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Калугина Яна Сергеевна студентка 4 курса социального факультета Орловский государственный университет

имени И. С Тургенева г. Орёл, Россия Kalugina Yana Sergeevna 4th year student of the faculty of social Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация: в статье рассматривается применение кроссфит тренировок на занятиях по физической культуре среди студентов 3-4 курсов. Проводится анализ плюсов и минусов данной тренировки в процессе оздоровления студентов, вследствие чего определяется, стоит ли внедрять кроссфит тренировки в процесс физкультурного образования в ВУЗы нашей страны.

Abstract: the article discusses the use of crossfit workouts in the activity at physical culture lessons among the students of 3-4 courses. The analysis of the pros and cons of this workout in the healing process of students, whereby it is determined whether or not to introduce a crossfit workout into the process of physical education in Universities of our country.

Ключевые слова: кроссфит тренировки, физическая культура, студент, специалист, образовательный процесс.

Keywords: crossfit training, physical education, student, specialist, educational process.

Образовательный процесс в ВУЗе — это динамичная деятельность, в которой происходят постоянные изменения. На современном этапе идет реформирование сферы образования, внедрения новых инновационных технологий. Данные особенности актуальны и для физкультурно-спортивной деятельности в ВУЗе. Физическое воспитание студентов предполагает совершенствование двигательных качеств в избранном виде деятельности. Оздоровительная задача направлена на сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Воспитательная, способствует формированию личных моральных качеств и ценностных ориентиров в жизни [1, с.79].

В последнее время руководство наших ВУЗов задается вопросом, какие же инновационные технологии можно внедрить в образовательный процесс на занятиях физической культурой без вреда для студентов. Одной из идей является кроссфит тренировки.

Кроссфит — это программа тренировок, направленная на развитие силы и выносливости, предназначенная для тренировки полицейских, пожарных, военных, бойцов, а также профессиональных атлетов по всему миру [2].

Кроссфит — это американская фитнес-компания, созданная Грегом Глассманом и Лореном Дженаи в 2000 году, в России данный вид тренировок стал распространён с 2010 года.

Главная особенность кроссфита в том, что у него нет специализации, этот вид спорта впервые объединил множество различных движений в один вид спорта[3].

Для того чтобы разобраться стоит ли внедрять кроссфит на занятия по физической культуре, рассмотрим, какие упражнения объединил в себе кроссфит.

Кроссфит-упражнения делятся на физкультурные, для людей, не имеющих каких-либо навыков в спорте, и более сложные, для атлетов, которые практикуют кроссфит в соревновательных целях. Кроссфит-упражнения предполагают: тяжелую и легкую атлетику, бодибилдинг, фитнесс, классическую гимнастику, пауэрлифтинг, гиревой спорт.

Кроссфит тренировками могут заниматься люди любой возрастной категории, любого пола. Особенность кроссфита так же заключается и в том, что нет специальных упражнений для новичков или для опытных спортсменов, каждый делает один и тот же комплекс упражнений.

Пример кроссфит-упражнения:

1. Максимально быстрые подтягивания на турнике, в одном круге делается 15 повторов.

2. Взрывные приседания, в момент, когда надо встать надо максимально выпрыгнуть вверх, делается так же 15 повторов.

3. Подъем ног на турнике. Поднимают ноги к животу.

4. «Бурпи». Необходимо присесть, подтянув ноги к груди и упираясь руками

в пол. Выбросить ноги назад, встав в упор лёжа, затем вернуться в исходное положение и сделать максимально высокий прыжок вверх.

5. Взрывные отжимания. Обычные отжимания, при которых в верхней точке ладони отрываются от пола.

О пользе и вреде кроссфит тренировок спорят многие. Проанализировав множество источников, можно рассмотреть плюсы и минусы данного вида спорта.

Польза от занятия кроссфит тренировками:

1. Развитие выносливости и силы воли.

2. Преображение тела.

3. Никаких ограничений по возрасту.

4. Эффект за короткое время.

Вред от занятий кроссфитом:

1. Главный вред кроссфита — это экстремальные нагрузки, которые получает новичок на первом же занятии.

2. Риск травматизма.

3. Рабдомиолиз — синдром, при котором разрушение клеток мышечной ткани приводит к почечной недостаточности.

4. Данная тренировка влечет за собой проблемы сердечно-сосудистой системы организма, так как нарушается работа мышечной ткани сердца.

Внедрение кроссфит упражнений в образовательный процесс может быть опасен для студентов. Кроссфит сравнительно недавно стал популярен в нашей стране, и увы еще нет таких специалистов, которые хорошо разбираются в данном виде спорта. Занятия кроссфита необходимо проводить только с тренером, ведь этот спорт подразумевает поднятие тяжелых предметов, в любой момент может потребоваться помощь или подстраховка. Грамотный специалист должен получить образование, тренировочный и тренерский опыт, поработать 5-10 лет с людьми, тогда его можно назвать хорошим специалистом. В кроссфите нет грамотных специалистов, так как они еще попросту не успели сформироваться.

Занятия физической культуры среди группы студентов проводит один преподаватель, если эти занятия будут с элементами упражнений кроссфита, это может повлечь травматизм, так как один специалист не сможет уследить за всей группой студентов и оказать необходимую помощь.

Каждое упражнения имеет свои требования к технике. Некоторые упражнения технически простые (как подъем гантели на бицепс), тут нет необходимости выполнять множество сложных (координация) движений, движение односоставное и простое, можно подобрать любой вес, тем самым выполнять движение технически правильно. В то же время, тяжелоатлетический рывок или толчок — очень технически сложное движение, требуемое большой координации, техники и физической подготовки. Толчок и рывок выполнять учат годами, а для совершенного исполнения требуются десятки лет, это относится

и к гимнастическим упражнениям на кольцах.

В кроссфите все движения нужно выучить очень быстро, что фактически невозможно, поэтому множество людей выполняют все движения технически неправильно — это существенно увеличивает травмоопасность каждого упражнения [4].

Кроссфит тренировки в большей мере все же подойдут больше людям, которые долгое время занимаются спортом и имеют какой-либо опыт. Многие атлеты поддерживают идею кроссфита, однако известный спортсмен Сергей Бадюк отзывается о кроссфите крайне негативно, он считает, что занятия данным видом спорта негативно влияют на миокард (мышечная ткань сердца).

Подводя итог, можно сказать о том, что внедрение кроссфита в ВУЗы может губительно сказаться на здоровье студентов, не каждый спортсмен способен выдержать такие экстремальные нагрузки, не говоря уж об обычных людях.

Все выявленные минусы кроссфита указывают на то, что данной области спорта нужно еще развиваться и создавать свою методическую базу и грамотную систему подготовки специалистов, большую роль влияет оказываемый вред на здоровье студентов в процессе занятий кроссфитом, что неприемлемо для образовательного процесса.

Литература

1. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту : монография / А. З. Зиннатнуров [ и др.]. — М.: Изд-во «ТиПФК», 2011. -79 с.

2. CrossFit [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// crossfit.com.

3. Кроссфит тренировки: польза или вред? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fitbreak.ru/fitnes/199-crossfit-polza-ili-vred.

4. Система убойного тренинга, или что такое кроссфит [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vashsport.com/chto-takoe-crossfit/

References

1. Zinnatnurov A. Z. [and others]. Professional’naya podgotovka spetsialistov po fizicheskoy kul’ture i sportu [Training of specialists in physical culture and sport]. Moscow, Tipps Publ., 2011, 79 p.

2.CrossFit [CrossFit]. Available at: http:// crossfit.com.

3. Krossfit trenirovki: pol’za ili vred? [Crossfit training: benefit or harm?]. Avialable at: http://fitbreak.ru/fitnes/199-crossfit-polza-ili-vred.

4. Sistema uboynogo treninga, ili chto takoe krossfit [The system of lethal training, or what is crossfit]. Avialable at: http://vashsport.com/chto-takoe-crossfit/ .

cyberleninka.ru

Кроссфит как средство совершенствования специальной физической подготовленности волейболистов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

кафедры физического воспитания ФГБОУ ГОУ ВПО УГАТУ и направить в адрес Администрации Президента Республики Башкортостан, Законодательного Собрания -Курултай Республики Башкортостан, соответствующих Министерств и ведомств, директорам и ректорам высших и средних специальных учебных заведений Республики Башкортостан, а также руководителям учреждений общего среднего образования, начальникам отделов и управлений образования МРиГО РБ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XII Международной научно-практической конференции / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. — Уфа : РИК УГАТУ, 2018. — 597 с.

REFERENCES

1. (2018), Current problems of physical culture, sport and tourism, Ufa State Aviation Technical University., materials XII of the International scientific and practical conference, Ufa.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.325

КРОССФИТ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ВЫСОКОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

Олег Германович Морозов, главный тренер, исполнительный директор региональной общественной организации «Спортивная федерация по волейболу Ленинградской области», Центр олимпийской подготовки по волейболу, г. Санкт-Петербург; Татьяна

Игоревна Мельникова, старший преподаватель, Лада Владимировна Морозова, доцент, Людмила Александровна Кирьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обоснована необходимость внедрения новых средств и методов совершенствования специальной физической подготовки волейболистов высокой квалификации. Авторами статьи разработана и апробирована методика специальной физической подготовки с использованием упражнений кроссфита. Эксперимент подтвердил эффективность предложенной методики. В результате достоверно улучшились показатели прыжка в высоту с места, челночного бега «ёлочкой» и сгибания-разгибания рук в упоре лёжа. Методика рекомендована для использования в тренировочном процессе на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: кроссфит, круговая тренировка, специальная физическая подготовка, волейболисты высокой квалификации, специальные физические качества, фитбол, медбол, прыгучесть, прыжковая ловкость.

CROSSFIT AS A MEANS OF IMPROVING SPECIAL PHYSICAL PREPAREDNESS OF HIGH QUALIFICATION VOLLEYBALLERS

Oleg Germanovich Morozov, the head coach, Executive Director of the regional public organization «Sports volleyball Federation of Leningrad region», The Center for Olympic training in volleyball, St. Petersburg; Tatiana Igorevna Melnikova, the senior teacher, Lada Vladimi-rovna Morozova, the senior lecturer, Lyudmila Aleksandrovna Kiryanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,

St. Petersburg

Annotation

The article substantiates the necessity in introducing the new means and methods for improving the special physical training of high-qualified volleyball players. The authors of the article developed and tested the method of the special physical training using CrossFit exercises. The experiment confirmed the effectiveness of the proposed technique. As a result, the parameters of the jump in height from the place, the shuttle run by the «herringbone» and the flexing-extension of the arms in the support of the lying, were significantly improved. The technique is recommended for use in the training process at the stages of sports improvement and higher sportsmanship.

Keywords: CrossFit, circular training, special physical training, high-qualified volleyball players, special physical qualities, fitball, medball, jumping, jumping agility.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста и квалификации. Она является базой для освоения технических элементов игры. Высокий уровень физической подготовленности — одно из важнейших условий повышения тренировочных и соревновательных нагрузок [6].

Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, обострением спортивной конкуренции, повышением напряжённости каждой игровой встречи, увеличением количества соревнований в течение игрового сезона Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических и тактических приёмов на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития общих и специальных физических качеств [1].

В связи с повышением требований к физической подготовленности волейболистов высокой квалификации тренеры находятся в постоянном поиске новых средств и методов совершенствования специальных физических качеств волейболистов. В настоящее время одной из наиболее эффективных методик повышения уровня физической подготовленности является кроссфит.

Кроссфит — это высокоинтенсивная тренировка различных мышечных групп, которая сконцентрирована не только на развитии мускулатуры, но и на тренировке сердечной мышцы, дыхательной системы и общей выносливости организма [4]. Идея кроссфита состоит в объединении силовой и кардио-тренировки, позволяющая выполнять высокоинтенсивную работу с большим числом повторений за короткий промежуток времени [3]. Поэтому цель кроссфита заключается в усовершенствовании физических качеств спортсмена, повышении уровня физической работоспособности и развитии быстрой адаптации к смене нагрузок.

Мы предполагаем, что использование специально подобранных комплексов кросс-фита в предсезонных сборах и в течение всего соревновательного сезона позволит улучшить физическую подготовленность волейболистов, тем самым повысит эффективность технико-тактических действий во время соревнований.

Цель исследования — апробировать методику кроссфита и оценить эффективность её воздействия на прирост основных показателей физической подготовленности волейболистов.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс мужской волейбольной команды « Динамо—ЛО».

Предмет исследования — средства и методы системы кроссфит в специальной физической подготовке волейболистов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика физической подготовки волейболистов с использованием средств кросс-фита была разработана на основе собственного опыта и изученной литературы [1; 2; 3; и т. д]. Предложенная методика была апробирована на игроках мужской команды «Динамо-ЛО», участвующей в Молодёжной Лиге Чемпионата России по волейболу 2016-2017. В исследование принимало участие 11 человек. На момент начала эксперимента средний возраст участников составлял 17,5 лет (от 16 до 21 года).

Эксперимент заключался в организации летних учебно-тренировочных сборов по разработанной методике и включении одной тренировки в неделю по системе кроссфит в течение всего года.

В августе 2016 года на базе «Центра олимпийской подготовки волейболистов» в городе Сосновый Бор проходили тренировочные сборы. Юноши тренировались в режиме «4-1», т.е. четыре тренировочных дня и один выходной.

Тренировочный день начинался с зарядки, которая включала кроссовую подготовку, ускорения, различные беговые и прыжковые упражнения на песчаной горке. Первая тренировка основывалась на системе кроссфит, а на второй тренировке проводились различные спортивные игры по упрощённым правилам (баскетбол, стритбол, футбол, флор-бол) и после силовые упражнения на тренажёрах. Со второй недели сборов на второй тренировке стала преобладать техническая подготовка волейболистов.

Кроссфит-тренировка проводилась по круговому методу и включала 10-12 станций. На каждой станции упражнение выполнялось по 4 серии в режиме: 40 секунд — «работа», 20 секунд — «отдых». После этого осуществлялся переход на другую станцию. Общее количество кругов — 3-4, между ними отдых 3 минуты.

На тренировках по системе кроссфит активно использовались различные виды специального инвентаря и оборудования:

— плиобоксы (тумбы для прыжков),

— степ-платформы,

— фитболы и полусферы (ВоБи-платформа),

— верёвочные лестницы,

— канаты,

— петли ТИХ,

— различные амортизаторы (резина, «восьмёрка» и т.п.),

— ролики для пресса,

— SandBag — мешок с песком,

— медболы, гири, гантели и грифы и т.п.

В ходе тренировочных сборов использовались различные комплексы упражнений в разной последовательности.

Примерный комплекс упражнений кроссфит-тренировки волейболистов:

1. И.П.: стойка на коленях на мате. Прыгнуть в присед, а из приседа запрыгнуть на плиобокс. Упражнение, направленное на совершенствование «взрывной» силы мышц ног.

2. И.П.: упор лёжа на предплечьях на полусфере, в правой руке канат, другой конец которого прикреплён к стене. Выполнять волнообразные движения правой рукой. Следующий подход выполняется левой рукой. Упражнение для укрепления мышц плечевого пояса, для нападающего удара.

3. И.П.: упор стоя на коленях, руки на ролике для пресса. Перекат на ролике вперёд, и медленно вернуться в И.П. Упражнение для укрепления мышц плечевого пояса,

туловища и ног.

4. И.П.: лёжа на животе на фитболе лицом к стене, в руках медбол 5 кг. При подъёме верхней части туловища бросить медбол двумя руками из-за головы в стену и поймать его после отскока от стены. Упражнение для укрепления мышц спины, ягодиц, задней поверхности ног и плечевого пояса.

5. И.П.: стоя на перевёрнутой полусфере в руках SandBag. Выполнять приседания до угла 900, при этом удерживая равновесие. Упражнения для укрепления мышц ног и ягодиц, мышц-стабилизаторов.

6. И.П.: упор лёжа, голени на фитболе. Сгибая ноги, подтягивать фитбол к груди. Упражнения для укрепления связочного аппарата плечевого сустава, для мышц туловища и ног.

7. Динамическое упражнение с перемещением спортивного мата, на котором вес от 30 до 50 кг, через волейбольную площадку (18 м) туда и обратно. В одну сторону: стоя лицом к мату и тянуть его на себя за канат, передвигаясь спиной вперёд. В другую сторону: стоя лицом к мату, толкать его вперёд. Упражнение для совершенствования общей силовой выносливости, при этом задействованы все мышечные группы.

8. «Бёрпи» с медболом 5 кг. И.П.: стоя с медболом в руках перед стеной. Упор присев (руки на медболе), прыжком упор лёжа, «отжаться», упор присев, выпрыгнуть вверх с одновременным броском медбола двумя руками из-за головы в стену. Упражнение для улучшения общей силовой выносливости, также задействованы все мышечные группы.

9. И.П.: лёжа на спине, фитбол зажат между ногами вперёд. Опускание прямых ног вправо-влево. Упражнение для укрепления мышц туловища.

10. Прыжковые упражнения на верёвочной лестнице. Выполняются прыжки ноги врозь — ноги вместе с продвижением вперёд до конца лестницы с максимальной частотой движений, обратно возвращаются бегом. Упражнение для улучшения координации движений ног при перемещениях.

Все упражнения, взятые из системы кроссфит, были адаптированы для волейбола и направлены на развитие специальных физических качеств, таких как: «взрывная» сила, быстрота перемещений, прыгучесть, скоростная и прыжковая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.

В начале эксперимента (2.08.2016) было проведено тестирование для оценки физической подготовленности волейболистов.

Для оценки общей физической подготовленности применяли прыжок в длину с места и сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.

Тесты для определения уровня специальной физической подготовленности подбирались на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» [5].

1. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Выполняется прыжок вверх толчком двух ног с места с касанием стенда пальцами, намазанными мелом. Из этой высоты вычитают длину тела вместе в вытянутой вверх рукой. Учитывается лучший результат из трёх попыток.

2. Метание утяжелённого мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками с места.

3. Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки («ёлочка»). На волейбольной площадке расположено 7 фишек. Фишки № 1-6 находятся на боковых линиях на расстоянии 3, 6, 9 метров от лицевой линии, фишка № 7, на середине лицевой линии. Спортсмен располагается за лицевой линией, рядом с фишкой № 7. По сигналу он начинает бег, касаясь фишек поочерёдно (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь фишки № 7 на лицевой линии. Время фиксируется секундомером.

Повторное тестирование было проведено в конце соревновательного сезона (27.04.2017).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице представлены результаты тестирования физической подготовленности волейболистов до и после эксперимента.

Таблица — Результаты тестирования физической подготовленности волейболистов до и после эксперимента_

№ п/п Ф.И. Год рожд. Общая физ. подготовленность Специальная физ. подготовленность

Прыжок’ вверх с места (см) Отжимания (кол-во раз) Прыжок вверх с места (см) Метание мяча 1 кг (м) Челночный бег 92 м (сек)

до после до после до после до после до после

1 Б. И. 2000 253 243 25 38 50 64 18,4 19,2 26,5 25,6

2 Г.А. 1995 264 270 50 69 78 83 19,0 19,7 24,5 24,4

3 З.Ю. 1998 243 250 24 52 51 63 23 23,4 27,1 25,7

4 К.А. 1999 212 227 35 41 39 53 16 17,5 28,1 26,3

5 М.А. 1999 258 261 26 32 58 67 19,4 19,9 26,9 26,4

6 М.Р. 2000 235 238 22 40 47 63 19,8 20,4 27,6 25,9

7 О.И. 2000 263 268 16 28 59 69 17,2 18,7 26,7 24,5

8 П.В. 1997 267 270 47 58 75 80 19,9 20,3 24,1 23,7

9 Р.М. 1998 283 290 48 54 68 86 23 23,8 23,8 23,3

10 Т.Н. 1998 271 273 43 50 58 74 22 22,4 25,3 23,4

11 Ф.О. 2000 230 220 50 56 41 53 17,7 16,0 25,9 25,4

£ (среднее) 252,63 255,45 35,09 47,09 56,72 68,63 19,58 20,11 26,04 24,96

т (ст. отклонение) 20,73 21,6 12,87 12,33 12,86 11,14 2,3 2,37 1,44 1,09

Т-критерий Стью-дента 1,3 5,6 9,2 2,1 4,9

Критические значения: 1>2,2 при р <0,05; 1>3,1 при р<0,01

По итогам тестирования видно, что волейболисты улучшили свои результаты по всем показателям, кроме двух человек, у которых ухудшился результат прыжка в длину, а у одного из них и результат метания набивного мяча. Стандартное отклонение результатов всех тестов достаточно большое, это связано с разной исходной физической подготовленностью. Наиболее значимые и достоверные результаты были достигнуты в прыжке вверх с места с 56,72±12,86 см до 68,63±11,14 см (1=9,2 при р <0,01). Неплохие результаты были показаны в сгибании-разгибании рук в упоре лёжа с 35,09±12,87 раз до 47,09±12,33 (1=5,6 при р <0,01) и челночном беге с 26,04±1,44 сек до 24,96±1,09 сек (1=4,9 при р <0,01).

В прыжке в длину с места и в метании набивного мяча в целом результаты улучшились, но различия не достоверны (1=1,3 и 1=2,1).

ВЫВОДЫ

1. По окончанию эксперимента достоверно улучшились результаты прыжка вверх с места (1=9,2), челночного бега (1=4,9) и сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (1=5,6) при р <0,01.

2. Результаты тестов подтверждают эффективность использования средств и методов кроссфита в физической подготовке волейболистов высокой квалификации. Волейболисты не только улучшили свои начальные показатели в тестах, но и смогли удержать в течение всего сезона свою спортивную форму на хорошем уровне.

Спортивная индустрия не стоит на месте, и фитнес технологии успешно внедряются в тренировочный процесс волейбольных команд самого высокого уровня.

Предложенная методика подготовки по системе кроссфит может быть использована при улучшении и оптимизации процесса физической подготовки по волейболу на протяжении всего игрового сезона, и на этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ), и на этапе высшего спортивного мастерства (ВСМ).

ЛИТЕРАТУРА

1. Волейбол : учебник для вузов / под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. — 4-е изд. — М. : ТВТ Дивизион, 2009. — 360 с. : ил.

2. Грублене, Н.А. Эффективность применения тренировочных программ кроссфит для повышения уровня физической подготовленности студентов физкультурного вуза / Н.А. Грублене, И.В. Епишкин, Л. Л. Блонская // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2017. — № 2 (144). — С. 50-55.

3. Емельянова, Ю.Н. Кроссфит как система развития физических качеств в спортивных играх / Ю.Н. Емельянова // Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании» (18-19 апреля, 2016 г.) / Форум «Физическая культура и спорт: наука, образование, практика». — М., 2016. — С. 82-88.

4. Морозова, Л.В. Кроссфит — эффективный функциональный тренинг / Л.В. Морозова, О.Г. Морозов, Т.И. Мельникова // Научные труды Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС. — 2015. — Том 6. — Выпуск 5 (22). — С. 150-153.

5. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол») / под общей редакцией Ю.Д. Железняка, В.В. Костюкова, А.В. Чачина. — М. : Федеральный центр подготовки спортивного резерва, 2016. — 224 с.

6. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. -М. : Советский спорт, 2004. — 364 с.

REFERENCES

1. Ed. Belyaev, A.V. and Savina, M. V. (2009), Volleyball: the textbook for universities, TVT Divizion, Moscow.

2. Grabline, N.A. and Epishkin, L. L. (2017), «The efficacy of training programs CrossFit to improve the level of physical preparedness of students of sports high school», Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, Vol. 144, № 2, pp. 50-55.

3. Yemelyanova, Y.N. (2016), «CrossFit as a system of development of physical qualities in sports», Proceedings of the V interregional scientific and practical conference with international participation «Innovative technologies in sports and physical education » (April 18-19, 2016), forum «Physical culture and sports: science, education, practice», TSSP and M, Moscow, pp. 82-88.

4. Morozova, L. V., Morozov, O. G. and Melnikova T.I. (2015), «CrossFit is an effective functional training», Scientific works Northwest institute of management of a RANEPA, Vol.6, Issue 5 (22), pp. 150-153.

5. Zheleznyak, Y.D., Kostyukova, V. V. and Chachina, A.V. (2016), Approximate program of sports training in the sport » Volleyball «(sports disciplines» Volleyball «and» Beach volleyball, Moscow.

6. Kuramshin, Yu.F. (2004), Theory and methodology of physical culture: the textbook, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.05.2018

УДК 37.013

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР НЕПРЕРЫВНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Валерия Валерьевна Немцова, кандидат биологических наук, доцент, Елена Петровна Якимович, кандидат педагогических наук, доцент,

Денис Александрович Ключников, кандидат биологических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), г. Уссурийск

Аннотация

В условиях стремительно развивающегося общества претерпели изменения требования к подготовке педагогических кадров для общеобразовательных школ. Современный учитель должен не только хорошо знать свой предмет, методику его преподавания, уметь находить контакт с учащимися и их родителями, но и обладать навыками саморазвития, необходимыми для физического, личностного и профессионального самосовершенствования. В данной статье мы рассматриваем особенности акмеологической образовательной среды вуза, позволяющей создать условия, способствующие достижению будущими педагогами вершин профессионального и

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *