35 случайных оптических иллюзий из
Автор:06 апреля 2018 14:36
Не обязательно идти в музей, художественную галерею или даже комнату кривых зеркал, чтобы увидеть оптические иллюзии. Порой подобные явления случаются в повседневной жизни. Перед вами случайные зрительные обманы, в которые точно придется вглядеться!
Источник:
1. Толпа людей на концерте? Сбор хлопка ночью!
Источник:
2. Гигантские голуби
Источник:
3. Обманчивое отражение булочек
Источник:
4. Люстра освещает небо
Источник:
5. Ледяной торнадо
Источник:
6. Будто брокколи
Источник:
7. Коктейли или стулья?
Источник:
8. Измененная реальность
Источник:
9. Сиамские близнецы?
Источник:
10. Озеро с облаками
Источник:
11. Нужно вглядеться
Источник:
12. Очки с глазами
Источник:
13. Маленькие человечки
Не верь глазам своим
Всем добрый день!Найдите время поиграть Я подумала,что это особенно будет полезно тем,кто никак не справляется со стереокартинками..
Не верь глазам своим! Самые интересные оптические иллюзии
Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.
Иллюзия Эббингауза (1902).
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или же тот, который окружен большими?
Они одинаковые
Человек на заднем плане и карлик на переднем — одного роста.
Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889)
(перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)
Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Они одинаковые.
Парейдолии
Есть еще жутковатые иллюзии — парейдолии.
Это иллюзорное восприятие реального объекта. В отличие от двойственных изображений, иллюзий восприятия глубины, картинок на распознавание образов, где изображения созданы специально, чтобы провоцировать возникновение иллюзий, парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т.п. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Впервые парейдолии описаны Калбаумом и Ясперсом (Kahlbaum К., 1866; Jaspers К., 1913). Некоторые парейдолические иллюзии возникают при восприятии каких-либо общеизвестных изображений. В этом случае они могут наблюдаться одновременно у множества людей.
Горящее здание Центра международной торговли (2001). Некоторые видят здесь лицо дьявола
Ещё один дьявол в дыму
А здесь всем известное лицо на Марсе (NASA, 1976). Эта игра света и тени породила множество уфологических теорий о древних марсианских цивилизациях. На поздних снимках этого региона Марса никакого лица не обнаруживается.
А это иллюзии восприятия цвета Ахроматический контраст
Круги имеют один и тот же оттенок серого.
Цвет в точках А и Б одинаковый: поверить невозможно, но фотошоп подтверждает
Смотрите в центр на чёрную точку — цветные пятна должны исчезнуть.
Видите светло-серые диагональные полосы?
Если пристально несколько секунд смотреть на точку в центре, то они исчезнут. Смотрите на точку
Через 30 секунд начнется исчезновение серого пятна.
Смотрите не отрываясь на крестик. Увидели зелёные пятна? А ведь ничего зелёного тут нет.
Перевертыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.
Иллюзия с черепом
Обнажённая девушка или сохнущие чулки?
Если Фрейд был прав, то вы тут увидите не только книгу.
Ну и еше несколько иллюзий.
Найди собаку
Посчитайте футболистов. И подождите 10 секунд
Теперь пересчитайте их снова. Так, куда же делся футболист?
Таблица для проверки зрения. Увеличивайте расстояние от таблицы, до тех пор пока она не станет читаемой.
И последнее.
Если эта надпись уменьшается, то ваш монитор уносят
Головоломки профессора Головоломки. Сборник загадок, фокусов и занимательных задач
От редакции
Увлекательные затеи и коварные логические задачи, фокусы и самоделки, интересные наблюдения и необычные заметки – все это неотъемлемая часть замечательных книг, которые подготовлены и написаны Михаилом Абрамовичем Гершензоном (1900–1942 гг.). В послесловии к одному из своих сборников автор писал: «В этой книжке есть разные затеи – и легкие, и трудные, выбирай, что захочешь. Если сам не осилишь, попроси старших помочь тебе. Взрослые люди, по правде, тоже любят всякие затеи, только они перезабыли, чем развлекались, когда были детьми…».
Эти слова, которые были сказаны много лет назад, на самом деле актуальны и в наше время. Разгадывание загадок, распутывание головоломок и квестов, которые развивают память и логику, заставляют придумывать нестандартные решения и расширять кругозор – увлекательное времяпрепровождение. Как порой полезно и интересно поломать голову над сложной задачей, и сколько радости и восторга приносит ее правильное решение!
М.А. Гершензон был высокообразованным человеком, работал редактором детской литературы, переводил, увлекался английскими песнями и балладами. В его переводе и обработке мы впервые познакомились со «Сказками дядюшки Римуса», которые до сих пор любимы маленькими читателями. Его же перу принадлежат книги «Веселый час», «Только сколько», «Всезнайкины загадки» и другие.
За свою короткую жизнь Михаил Абрамович успел сделать очень многое: отредактировать, написать, перевести – и погиб, как его любимый герой Робин Гуд. В годы Великой Отечественной войны М.А. Гершензон был переводчиком на линии фронта, невоенным человеком. Но после гибели командира батальона он нашел в себе силы повести солдат в атаку и погиб, сраженный автоматной очередью, успев чиркануть записку о том, что счастлив принять такую достойную смерть.
Михаил Абрамович написал хорошие книги, подарил нам удивительные переводы, остался на страницах своих трудов в загадках и научных опытах. Его талантливые произведения и в наше время волнуют умы читателей и заставляют разгадывать увлекательные и такие близкие нам головоломки.
Веселый художник
Игра художников
Художники любят играть в такую игру. Каждый берет карандаш и лист бумаги, расчерчивает лист на 20 клеток. Ведущий игру заранее составляет список в 20 слов. Все наготове, с карандашами в руках. Ведущий выкликает слова, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все играющие должны успеть каким угодно рисунком в одной из клеток для памяти зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других – лишь бы играющий мог потом по порядку повторить все названные предметы и понятия. Кто больше успеет запомнить, тот выиграл и ведет следующую игру. Иногда одного штриха достаточно, чтобы запомнить слово. Вот примерный список: окно, пожар, лампа, заяц, человек, солнце, дыхание, решетка, свет, книга, дождь, дым, кролик, класс, огонь, шутка, лодка, магнит, пар, молния. Это трудный список. Можно придумать полегче.
«Смешалости»
Есть такая веселая книжка – «Смешалости». В этой книжке рисунки зверей спутаны так же, как слова в названии «Смешалости». Представь себе зверя, у которого голова крокодила, а ноги – петуха. Или голова слона посажена на рыбий хвост. В такие «смешалости» очень весело играть.
Возьмите каждый по полоске бумаги, перегните каждую полоску на три части.
Вот я нарисовал голову жирафа, подогнул треть полоски, чтобы не было видно, чью голову я нарисовал, и двумя точками наметил на второй трети, где кончается шея. Потом передаю соседу. Он рисует чье-нибудь туловище, подгибает и передает соседу. Тот пририсовывает ноги.
Так все друг другу передают начатые рисунки, и сразу потом, как развернем полоски, у нас готов самый смешной зоопарк на свете.
Чудесные превращения
Хочешь позабавить своего младшего братишку или сестренку? Отрежь три одинаковые полоски плотной бумаги. На двух полосках нарисуй, что вздумается: например, жирафа – на одной, девочку – на другой. Перегни обе полоски пополам. Нижнюю половинку первой картинки склей с верхней половинкой второй, свободные половинки наклей на третью полоску.
Ты держишь фокусную карточку в руке так, чтобы виден был жираф. Потом быстрым движением откидываешь среднюю створку – и вдруг жираф превращается в девочку.
Если наловчиться, совсем незаметно будет, каким образом один рисунок сменяется другим.
Пять точек
Вот тебе листок бумаги, на котором поставлены пять точек. Я поставил их без всякого порядка, как попало. А ты должен нарисовать человечка так, чтобы две точки пришлись ему на кисти рук, две точки – на ноги. А нос человека должен быть там, где стоит пятая точка.
Тут на рисунках несколько клоунов, нарисованных таким образом. В маленьких клетках показано, как расположены были точки. Видно, что использовать точки можно по-разному.
Совсем не нужно быть художником, чтобы играть в эту игру. Но художники любят играть в «пять точек».
Очень весело, когда играют в «пять точек» несколько человек. Один из играющих складывает вместе несколько листков бумаги и прокалывает всю пачку в пяти местах булавкой. Тогда на всех листках точки будут расположены одинаково. А «художники» не имеют права заглядывать друг к другу, – вот и получаются разные положения фигурок. Можно даже выдавать премии тем, кто лучше использует расположение точек.
Еще игра
Это совсем простая игра. Все садятся в кружок. Один из играющих – посредине. Он указывает на кого-нибудь и говорит:
– Назови пять предметов желтого цвета!
Или:
– Назови пять предметов синего цвета!
Так перебирает он разные цвета. Тот, кто не сможет за одну минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры.
Танграм
Танграм – это старинная игра. Вырежь три квадратика из бумаги разных цветов. Наклей их на картон и каждый квадрат разрежь по линейке так, как показано на рисунке. Вот несколько фигурок из чудесной страны Танграм. Составь их из своих разноцветных кусочков. Ты, наверно, придумаешь много новых фигурок, которых нет на этом рисунке.
Чур, без ошибок!
Целый день я сидел, рисовал, а был у меня только один листочек бумаги. Думаешь, мало можно нарисовать на одном листочке? Двадцать разных вещей я тут поместил. Вот, попробуй, найди-ка их все, только, чур, без ошибок!
Одним росчерком
Эти смешные рисунки нарисованы одним росчерком пера. Умеешь ты так рисовать?
Одной линией
Начерти каждую из этих фигур одной непрерывной линией, не отрывая карандаша от бумаги и не наводя линии дважды.
Две собаки
Тут нарисованы две больные собаки. Проведи четыре штриха так, чтобы собаки сразу выздоровели и побежали.
Три кролика
Тут нарисованы три безухих кролика и три уха. Перерисуй их на листочек бумаги, вырежь и сложи так, чтобы у каждого кролика было по два уха.
Три ящерицы
Грелись на песке три ящерицы. Я нарисовал их. А потом подумал: какое расстояние больше – от носа верхней до носа средней или от носа средней до носа нижней?
Сперва ответь наугад, на глаз, а потом возьми линейку и проверь.
Я заранее знаю: ты подумаешь, что здесь какая-то хитрость. Но это тебе не поможет. Ты все равно ошибешься.
Обманы зрения
Ничего тут не сделаешь без линейки. Придется мерить, мерить, мерить. Иначе как проверишь, правду ли говорят глаза?
Сказать по секрету, глаза привирают изрядно.
Прямые или изогнутые эти линии?
Какая из нижних линий – продолжение верхней?
Намного ли больше эта фигура по высоте, чем по ширине
Какой отрезок прямой длиннее – верхний или нижний?
Какая фигура больше – верхняя или нижняя?
Правильные ли ворота заслоняет этот телеграфный столб?
Посмотри издали на этот рисунок – тебе покажется, что это настоящие соты – правильные шестигранники. А ведь это – правильные кружки!
Морские львы
Правильней было бы назвать этих животных «морскими жонглерами», потому что их легко выучить жонглировать мячами. Ты, наверное, видал в цирке этих удивительных зверей. Они перебрасываются мячами, и ловят их на кончик носа, и переползают с мячом на носу с одной подставки на другую.
Быстрыми, короткими движениями вращай этот рисунок перед глазами. Мяч тотчас же быстро завертится на носу этого морского жонглера.
Смеются или сердятся?
Эти клоуны вечно ссорятся. Никогда у них не поймешь – то они дружат, то нет. Только и слышно:
– Я с тобой не вожусь!
– Давай помиримся!
– Ну, не водишься, и не надо.
– А ты со мной будешь водиться?
– Водица в речке течет.
Вот я и нарисовал их так: посмотришь на рисунок – водятся, перевернешь вверх ногами – опять поссорились.
Вверх ногами
Когда смотришь на эти буквы и цифры, кажется, что верхние и нижние их половинки совершенно одинаковы.
Ну-ка, переверни эту строчку вверх ногами!
Где лошадь?
Лошадь – не иголка, а зайдет в чащу – найти ее нелегко. Ну-ка, попробуй, отыщи ее!
Десять или девять?
Начерти на листке бумаги десять палочек одинаковой величины, на одинаковом расстоянии друг от друга – как на рисунке. Положи на этот рисунок линейку и проведи прямую линию так, чтобы она прошла через верхний конец первой палочки и через нижний конец последней. Разрежь листок по этой линии и сдвинь половинки так, как показано на рисунке. Сколько теперь палочек? Куда делась десятая?
На рисунке одиннадцать палочек, расположенных по кругу. Перерисуй старательно этот рисунок, вырежь круг и вколи в центр его булавку. Поверни круг чуть-чуть – вместо одиннадцати палочек станет десять.
Ужи и мышка
Мышка одна, а ужей много. Как добраться ей до своей норки? Она боится попасть ужам на глаза. Приходится выбирать такую дорогу, чтобы ужи не заметили ее. Тихонько бежит мышка – по какой дороге?
Двойные рисунки
Посмотри ниже – увидишь странный рисунок. Никак не разобрать, что тут нарисовано. Не то белочка, не то птичка.
Вырежь из плотной бумаги точно такую решетку, как на рисунке. Положи решетку на картинку. Подвинешь решетку чуть-чуть вниз – увидишь белочку. Подвинешь еще немножко – увидишь птичку.
Пользуясь этой решеткой, ты и сам можешь рисовать такие двойные картинки.
Живые тени
Настольная лампа у тебя, конечно, есть. И стена есть, если ты сидишь дома. А больше ничего не нужно, чтобы устроить игру в живые тени.
Если на стене темные обои – приколи лист белой бумаги или простыню. Сядь между лампой и стеной и показывай тени. Лампа должна быть низко – на высоте твоих рук.
Выбери любого зверя, любую птицу. Научись складывать пальцы, как на рисунке справа, – и на белом экране получится тень зайчика, козла, поросенка, волка, петуха, человека.
Пошевели пальцами – и тени оживут. Зайчишка пригнет уши, собака разинет пасть. Пес глотает лакомый кусочек: сперва разинул пасть, потом захлопнул. А на следующей странице лебедь плывет, шевелит крыльями, нагибает голову к воде.
Если будешь держать руку ближе к лампе – тень будет больше; если держать руку дальше от лампы, ближе к экрану, – тень отчетливее, чернее и меньше.
Этим можно отлично пользоваться. Смотри, как скачет всадник. Левая рука дальше от экрана, тень от нее большая. А правая – ближе к экрану, и всадник кажется маленьким. Кусочек картона, зажатый между пальцами, – шляпа наездника. Шнурок – уздечка.
Вот, например, повар, который пробует сваренный только что суп. Из картона вырезаны поварской колпак, кастрюля, бутылка. Правая рука далеко от экрана – на тени получается большая голова. Левая – у самого экрана. Вещи стоят на узеньком столике или на доске. Колпак вырежь величиной примерно с твою ладонь. Повар открывает рот, ты проносишь ложку мимо правой руки, и на тени получается, будто повар отведал свой суп. Пошевели мизинцем и безымянным пальцем правой руки, чтобы всякому было видно, что повару нравится угощение.
А сейчас мы покажем, как рыболов ловит рыбу.
Вырежь из плотной бумаги такие фигурки: шляпу, кастрюлю, башмак и рыбку. Удочку сделай из проволоки. С одного конца проволоку сверни в кольцо; кольцо должно быть такой величины, чтобы плотно сидело у тебя на большом пальце. К другому концу удочки привяжи нитку с крючком из булавки. Из дощечки или из полоски картона сделай лодку. Прислони ее к книге на краю стола.
Пальцы правой руки сложи так, как на рисунке, чтобы на тени получился рыбак; шляпу зажми между средним и указательным пальцами. Надень удочку кольцом на большой палец. Шевели этим пальцем, чтобы рыбак не сидел без дела. Левая рука у тебя свободна. Ты можешь ею под столом надевать на крючок то кастрюлю, то башмак, то рыбку.
Ну, что там попалось? Рыбка? Доволен рыбак. Ты чуть-чуть шевелишь пальцами, и всякому видно, как радуется он хорошей добыче. Зато как огорченно покачивает он головой, когда видит, что на крючке – башмак!
Теневой театр
Мы играли уже в теневой театр, когда повар стряпал обед или рыболов удил рыбу. Но там главными актерами были наши руки. Только в помощь рукам мы брали картонки и всякие мелкие вещи.
А ведь можно, чтобы все актеры были из картона.
Натянем простыню в дверях между двумя комнатами; нижнюю часть двери загородим листом фанеры. Зрители сидят в темной комнате. Теневой театр работает в светлой. Лампа – в трех-четырех шагах от экрана.
Фигурки можно сделать подвижными. Части их вырежем из картона, соединим заклепками из капроновой лески (прочти, как это сделать, на с. 105). Прикрепим к частям наших актеров проволочки или нитки, чтобы можно было управлять их движениями.
Вот, например, фигурки гусей, которые покачивают головами: клюют зерно. Туловище гуся укреплено на брусочке. Голова вместе с шеей поворачивается на заклепке. Проволочка прилажена к шее; потянешь за проволочку – гусь нагнет голову.
Вот фигурки людей: скрипач играет на скрипке, старичок кормит свою собаку, молотобоец вскидывает и опускает молот. Попробуй поставить целый теневой спектакль. Начать нужно с самого простого. Очень легко поставить в теневом театре сказку «Репка».
Теневые портреты
Усади товарища между лампой и стеной так, чтобы на стену падала четкая, правильная тень. Можно найти такое положение, чтобы темный силуэт на стене был совершенно похож на твоего товарища: у товарища нос курносый – и на тени курносый; у товарища вихор на лбу – и на тени вихор. Приколи большой лист бумаги к стене и обрисуй этот силуэт. Конечно, товарищ должен посидеть две минуты смирно.
Если вырежешь свой рисунок, наклеишь его на бумагу другого цвета – получится отличный портрет.
Пейзажи из мха и песка
Набери и засуши между старых газет, прижатых книгами, побольше мха разных видов. Из тоненьких веточек мха можно выклеить на картонке очень красивые пейзажи. Приготовь еще песку разного цвета: проведешь по картону клеем, присыплешь песком – получится между деревьями песчаная дорожка.
«На коня!»
Перерисуй этих двух понурых коней на один листок бумаги, а этих всадников – на другой. Не поворачивай фигурки: перерисуй их точно так, как они здесь расположены.
Раздается команда: «На коня!»
Посади всадников на коней, да так, чтобы кони лихо поскакали.
Птичка в клетке
Нарисуй на листке бумаги пустую клетку, а в нескольких миллиметрах от клетки – птичку. Как посадить эту птичку в клетку?
Возьми половинку почтовой открытки, поставь ее между птичкой и клеткой перпендикулярно к листку бумаги. Дотронься носом до края открытки и гляди одним глазом на птичку, другим на клетку; через одно мгновение тебе покажется, что птичка сдвинулась с места и вошла в клетку.
Впрочем, тебе и рисовать ничего не нужно. У нас тут есть и клетка и птичка. Возьми открытку и гляди. Только встань перед светом так, чтобы тень от открытки не падала на рисунок.
Велосипедист и паровоз
Ты никогда не видел, как велосипедист гонится за паровозом? Гляди на колеса, легкими толчками вращай эту страницу перед глазами, – такая начнется гонка, только держись!
Смотри не попади под колеса!
Обман зрения
Возьми три полоски белой бумаги одинаковой длины; одна из них должна быть вдвое уже, чем другие.
Скрести в виде буквы «X» две широкие полоски, а на пересечении их положи вертикальную узкую. Она будет казаться длиннее, чем широкие полоски.
Этот опыт будет особенно эффектен, если белые полоски положить на черную бумагу или материю.
Попробуй теперь разложить полоски в виде буквы «И» так, чтобы узкая полоска лежала наискось между двумя широкими. На этот раз она будет казаться тебе короче, чем ее соседки.
Второй обман зрения
Листок плотной белой бумаги преврати в такую решетку, как на рисунке.
Вырежь из тонкого картона узкую полоску со строго прямолинейными краями и укрепи ее булавкой, как на оси, в одном из углов решетки.
Если повернуть полоску так, чтобы она стояла почти перпендикулярно к перекладинкам решетки, она будет казаться по-прежнему ограниченной двумя прямыми линиями. Но если наклонить ее пониже, эти линии разобьются, и нам покажется, что отрезки, которые видны сквозь прорезы, вовсе не являются продолжением друг друга.
На нашем рисунке третья, нижняя полоска кажется настолько изломанной, что хочется взять линейку и проверить, действительно ли ее края – прямые линии!
Третий обман зрения
Посмотри на полоску, изображенную на следующей странице слева, поставив ее перед собой на расстоянии не меньше 3 м. Эта полоска окрашена так, что черный цвет постепенно переходит в белый; по форме это – удлиненный прямоугольник. Несмотря на то что края этой полоски строго параллельны, она покажется тебе расширенной в своей белой части и суженной в черной. Вместо прямоугольника она выглядит трапецией.
Положим теперь эту полоску на другую, широкую полоску, окрашенную так же, но положим ее так, чтобы белая часть узкой полоски лежала на темной части широкой. Обман зрения мгновенно исчезнет, и узкая полоска превратится снова в правильный прямоугольник.
Попробуй приготовить такие полоски бумаги в увеличенном размере, тогда обман зрения будет еще разительней.
Циркуль или глаз?
Возьми циркуль и начерти несколько концентрических окружностей. Но карандаш прижимай к бумаге не на всем протяжении окружностей, а только на небольшой части каждого круга, таким образом, чтобы эти дуги, расположенные на разных окружностях, лежали «черепицей», чуть-чуть прикрывая одна другую.
Когда взглянешь на такой чертеж, кажется, что, если продолжить наши дуги, их продолжения пересекутся в одной точке
Возьмешь циркуль, проверишь – убедишься, что глаза тебя обманули.
Отложишь циркуль – опять не верится, что эти дуги параллельны.
Кто же прав, циркуль или глаз?
Этот обман зрения будет еще ярче, если ты начертишь наш несложный чертеж покрупней, на большом листе бумаги.
Живая картинка
Когда на стене висит картинка, она скоро надоедает: ничто в ней не меняется, она всегда одинаковая.
Мы сделаем живую картинку. Захотим – все в ней переменится.
Нарисуй цветными карандашами несколько фигурок, таких как здесь на рисунке, и несколько предметов – обруч, зонтик, палку, мяч. Вырежь акробатов-жонглеров и вещи, которыми они жонглируют.
Оклей дощечку куском материи – лучше всего для этого взять кусочек бумазеи или сукна; а можно наклеить на картон и просто полоску шкурки (наждачной бумаги).
Разложи по материи вырезанные фигурки – как вздумается. Прикрой их сверху стеклом и свяжи дощечку и стекло двумя шнурками. Повесь на стену.
Надоест тебе эта картинка – разложи фигурки иначе: акробаты покажут новый номер. Каждый день они будут давать новое представление.
Спираль? Нет, не спираль
Без циркуля и не поверишь, что это – правильные круги. Кажется, что это – спираль, совсем как завитки на раковине улитки. Возьми циркуль и проверь – увидишь, как обманывают тебя глаза. И здесь нарисованы правильные окружности, и здесь, и здесь.
Это не художник виноват, что круги – смятые, сплющенные и кривые. Это только твои глаза виноваты – спроси у циркуля, он тебе скажет.
Не верь своим глазам. Эти окружности начертил хороший чертежник, только очень хитрый.
Кто выше?
Из трех человек, изображенных на следующей странице, кто выше? Если верить глазам – № 3, не так ли?
Возьми линейку, измерь всех троих, и ты убедишься, что обманут зрительной иллюзией. № 1 выше всех. Он на 2 мм выше, чем № 3, который шагает впереди.
Эта картинка нарисована с нарушением правил перспективы. Наш глаз привык, что предметы, удаляясь, уменьшаются; поэтому мы и решили, что № 3, самый удаленный от нас, должен быть больше № 2 и № 1, находящихся на первом плане.
Странный город
Очень хитрый художник нарисовал эту картинку. Все здания и башни покосились, будто землетрясение прошло. Вот-вот развалятся.
Но если ты возьмешь полоску плотной бумаги, вырежешь ее точно так, как на рисунке, сделаешь в ней окошечко с горошину величиной и поставишь на место, указанное на рисунке, а потом взглянешь в это окошечко, – стены выпрямятся, и ты увидишь отличный вид средневекового города. Ты увидишь, что дома не плоские, как всегда на картинке, а объемные, как в стереоскопе.
Полоску перегни, чтобы получилась подставка. Подставка должна лечь точно на указанное красным цветом место.
Не верь глазам своим!
Наши глаза уникальны – с помощью зрения мы опознаем предметы, определяем их местоположение в пространстве, оцениваем реальную обстановку. Зрительную информацию из окружающего мира мы получаем через фоторецепторные клетки – палочки и колбочки. Более чувствительны к свету палочки, поэтому они отвечают за сумеречное зрение. У колбочек чувствительность в сотни раз меньше – это аппарат дневного и цветного зрения. Вся зрительная информация передается от фоторецепторов в головной мозг, где и происходит ее интерпретация и обработка.
Физиологи говорят: «Мы смотрим не глазами, а мозгом». И это правда. Из курсов биологии и физики известно, что глаз – это оптическая система, а за восприятие и построение изображения отвечает головной мозг. Но иногда даже такая совершенная система может давать сбои. И вот тогда возникают зрительные иллюзии – ошибки в зрительном восприятии, вызванные тем, что воображение и бессознательное суждение мозга участвуют в процессе зрения.
Эти явления с древних времен заставляли людей удивляться и верить в чудо.
Известно несколько видов оптических иллюзий. Предлагаем Вам убедиться в их реальности.
-
Иллюзия восприятия цвета.
Посмотрите на рыбку 30-40 с, а потом переведите взгляд направо.
Увидели ее в аквариуме? Какого она цвета?
-
Иллюзия Мюллера – Лайера.
Какой из этих отрезков длиннее на ваш взгляд?
Измерьте их при помощи линейки. Каков результат ваших измерений?
-
Цветные иллюзии.
Смотрите внимательно на черную точку в центре. Разноцветные пятна должны исчезнуть.
-
Искривляющие иллюзии.
Посмотрите внимательно на квадрат. Возникает ощущение, что линии на рисунке волнистые? На самом деле они прямые, параллельные. Можете проверить.
-
Восприятие глубины.
Эта яма нарисована на асфальте и провалиться в нее невозможно. Но как достоверно!
-
Восприятие размера.
Обратите внимание на отставшего Хрюшу-папу. Он кажется крупнее, хотя, на самом деле, не больше двух своих деток. Если сомневаетесь – возьмите линейку.
-
Перевертыши.
Лягушка и лошадь – один и тот же рисунок.
-
Стерео-иллюзии.
Данное изображение нужно рассматривать, сведя глазные яблоки к переносице, – и оно становится стереоскопическим.
-
Движущиеся иллюзии.
Это статичное изображение воспринимается как вращающийся объект.
Изучением причин возникновения иллюзий занимались многие исследователи. Некоторые из иллюзий давно уже имеют научное объяснение, а другие до сих пор непонятны.
Считается, что основные причины иллюзий следующие:
-
Свет, идущий от предмета, воспринимается глазами ошибочно, передавая при этом ложную информацию мозгу.
-
Во время передачи сигнала по нервным путям к мозгу происходят нарушения.
-
Неправильная интерпретация сигналов, приходящих от глаз.
Трудно придумать что-либо вызывающее большее любопытство, чем оптические иллюзии. Они позволяют нам лучше познать окружающий мир, художникам создавать свои невероятные произведения, архитекторам реализовать пространственные впечатления, кинематографистам – виртуальную зрительную реальность, а дизайнерам одежды подчеркивать достоинства фигуры человека и скрывать недостатки, удачно расставлять модные акценты.
Ну и напоследок:
Сколько ног у этого слона? Четыре или восемь?
Иллюзии делают нашу жизнь насыщеннее и ярче, но не следует ими увлекаться!
Авторы- составители: Миловзорова А. М., Самойленкова Т. Г.
Иллюстрации по материалам: http://www.optical-illusions.ru/
Не верь глазам своим: bor_odin — LiveJournal
Заявления скептиков типа «не поверю пока не увижу» не всегда верно. Можете сами убедиться:
Оптическая иллюзия — впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман зрения. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи. Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих пор не объяснены.
Параллельные линии
Вариант классической иллюзии от японского профессора психологии Акиоши Китаока. Линии на рисунке параллельны.
СтенаИскажение перспективы. Какая из желтых линий в углах стены больше? Левая кажется значительно меньше, чем правая.
На самом деле желтые линии имеют совершенно одинаковую высоту.
Вращающаяся девушка
Картинка, созданная японским дизайнером из Хиросимы Nobuyuki Kayahara в 2003 году. Утверждалось, что это тест-картинка для зрительного восприятия и упражнение для воображения.
Если человек видит вращение по часовой стрелке — то он логик, т.е. у него более развито левое полушарие, если против — интуит. Большинство людей после недолгих упражнений способны видеть вращение девушки в любую сторону, этому способствуют разные техники. Иногда достаточно пристального разглядывания картинки в течении 30 секунд, иногда слежения за тенью.
Вид из вагона
Мелькание штрихов за окном поезда создает иллюзию движения. А вот направление движения каждый человек может изначально определить по-разному.
Относительность
Литография голландского художника Эшера. Впервые была напечатана в 1953 году. На литографии изображен парадоксальный мир, в котором не применяются законы реальности. В одном мире объединены три реальности, три силы тяжести направлены перпендикулярно одна другой. Создана архитектурная структура, реальности объединены лестницами. Для людей, живущих в этом мире, но в разных плоскостях реальности, одна и та же лестница будет направлена или вверх или вниз.
Бесконечная лестница
Эту фигуру чаще всего называют «Бесконечной лестницей», «Вечной лестницей» или «Лестницей Пенроуза» — по имени ее создателей. Ее также называют «непрерывно восходящей и нисходящей тропой». «Бесконечная лестница» — одна из самых известных классических невозможностей.
Бегущие монстры
Иллюзия Роджера Шепарда, связанная с восприятием перспективы. На рисунке убегающий монстр кажется значительно меньше догоняющего. На самом деле, монстры совершенно одинаковы. Первый является копией второго.
Летающие пирамиды
Скульптура венесуэльского художника Рафаэля Барриоса (Rafael Barrios). Одна из многочисленных экспозиций, выставленных в Нью-Йорке на Парк-авеню. Все они выполнены из плоских листов стали и выкрашены акриловыми красками. Однако, на расстоянии скульптуры кажется объемными.
Линии на путяхИллюзия Понцо. В 1913 году Марио Понцо показал, что иногда наш мозг определяет размер объекта, основываясь на фоне позади него. Красные Линии на фото имеют одинаковую длину, параллельны и равноудалены друг от друга. Тем не менее, ближние к нам линии кажутся короче дальних.
Лучи из глаза
Иллюзия Akiyoshi Kitaoka. Абсолютно статичная картинка имеет иллюзию наплыва на наблюдателя.
Акиоши Китаока — профессор психологии в университете (Ritsumeikan) в Токио. Всемирноизвестный своими многочисленными иллюзиями движения.
Я нашел дорогу
Иллюзия создана фотографом любителем Робертом Брюсом Мюрреем III. Надпись уверенно наплывает на наблюдателя.
Плавающая звезда
Плавающая звезда. Художник Kaia Nao. Участник конкурса «Иллюзия года 2012». Абсолютно статичное изображение звезды, кажется вращающимся.
Скрытый гусь
«Пусть собака спит». Масло. Художник Игорь Лысенко. Оригинальные картины в жанре сюрреализма содержат массу загадок и скрытых образов. Так, например, на представленной картине художник спрятал образ гуся. Однако найти его не просто.
Невозможный слонРисунок Роджера Шепарда.
Оптические иллюзии. Иллюзии восприятия размера
Иллюзии восприятия размера
Верхняя и нижняя части цифр одинаковы?
А теперь перевернем их вверх ногами. Ну как?
Какой отрезок длиннее: AB или BC?
Параллелограмм Зандера, открытый им в 1926 году. Отрезки AB и BC равны.
Какой отрезок больше: AB или BC?
AB и BC равны. Эффект объясняется в основном тем, что фигура сверху в целом больше. Поэтому больше кажется и ее отдельный отрезок.
Какая из линий больше: А или Б?
Иллюзия Болдуина. Линии А и Б абсолютно равны.
Какие из красных линий длиннее?
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами или большими?
Иллюзия Эббин Гауза, открытая в 1902 году. Оба центральных круга одинаковых размеров.
Какая линия длиннее: АС или АВ?
Обе линии одинакового размера.
Какое мороженое больше?
Оба одинаковы. Эффект построен на следующем. В жизни фигуры, находящиеся от нас далеко, кажутся намного меньше своих реальных размеров. Наше сознание подстраивается под эту особенность восприятия и автоматически как бы прибавляет размер далеким фигурам, чтобы правильно их оценить. На плоском же рисунке все фигуры находятся от нас на одинаковом расстоянии. Но сам рисунок изображает туннель, уходящий вдаль, подсказывая нашему сознанию, что второе мороженое находится вдалеке (перспектива). Сознание обманывается и «прибавляет» ему в размере.
Какой из внутренних квадратов больше: черный или белый?
Явление иррадиации. Явление состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся больше своих настоящих размеров, так как как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика глаза, границы этой поверхности якобы раздвигаются и она кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно больше относительно черного квадрата на белом фоне.
Какая из окружностей больше?
Левая окружность кажется больше правой, но это не так. Круги одинаковы по размеру.
Какой из человечков выше?
Все человечки одинаковы. Здесь срабатывает тот же эффект нарушения закона перспективы, что и в примере с мороженым.
Кто из людей самый длинный? А самый короткий?
Здесь иллюзия перспективы (мы автоматически прибавляем в размере фигурам, находящимся вдали) усиливается эффектом сравнения (высокий человек стоит рядом с низким). На самом деле человек на заднем плане и «карлик» на переднем — один и тот же человек.
Какой из горизонтальных отрезков длиннее?
Иллюзия Мюллера Лайера, 1889 год. Оба отрезка имеют одинаковую длину. Свойство целой фигуры переносится и на ее отдельную часть, и так как верхняя фигура в целом длиннее, то и ее прямой отрезок кажется больше.
Какая из фигур больше?
Иллюзия Ястрова (1891 год). Обе фигуры абсолютно одинаковы.
Какая из горизонтальных линий длиннее?
Иллюзия железнодорожных путей. Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее. Эта линия продолжает восприниматься как болеее длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок. На самом деле обе линии одинаковы.
Какой из параллелепипедов больше?
Все брусья одинаковы. И здесь мы возвращаемся к тому, что нарушается закон перспективы, как уже было показано на примерах выше.
Какой из столбов выше?
И еще одна вариация на тему нарушения закона перспективы. Все столбики одинакового размера.
Какой из кругов самый маленький?
«Дно ведра» и круг в центре крышки одинакового размера.
Какая из линий длиннее?
Вертикально-горизонтальная иллюзия. Линии одинаковы, но вертикальная линия воспринимается как более длинная. Если вы посмотрите на рисунок одним глазом, то увидите, как эффект изменяется.
Которая из девушек стройнее?
Эффект хорошо известный любой женщине. На самом деле обе девушки одинакового размера. Но продольные полоски на платье зрительно уменьшают фигуру (рисунок слева), в то время как поперечные полоски зрительно увеличивают объем (рисунок справа).
Какой из параметров фигуры больше: длина или ширина?
Фигура одинакова по длине и ширине, но форма гармошки и как бы вставленные в фигуру белые клинья зрительно вытягивают объект.
«Не верь глазам своим» исследовательская работа Хадыкина Арсения
Окружная научно-практическая конференция
младших школьников «Я познаю мир»
Секция «Физика»
НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ…
Выполнил: ученик 5 «Б» класса
ГБОУ СОШ № 5 ОЦ «Лидер»
Хадыкин Арсений
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Хлынцева Юлия Викторовна
Кинель
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Виды оптических иллюзий 5
Некоторые виды оптических иллюзий 5
Естественные оптические иллюзии 5
Миражи 5
Слепое пятно 6
Иллюзия восприятия размера 7
1.2.4.Искажение формы предметов 8
Переоценка вертикальных линий 8
Движущиеся иллюзии 8
Искусственные иллюзии 9
Двойственные изображения 9
Невозможные фигуры и объекты 10
Распознавание образов 10
Смешанные иллюзии 10
Применение оптических иллюзий 10
Исследовательская часть 12
Экспериментальные исследования восприятия иллюзий в классе 12
Изготовление невозможного треугольника Пенроуза 14
Эксперимент «Дырка в руке» 15
. Выводы исследований 15
Заключение 17
Список использованных источников и литературы 18
ВВЕДЕНИЕ
По мнению учёных, 90 процентов информации об окружающем мире мы получаем благодаря глазам. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Тем не менее, в литературе и в общении с людьми мне часто попадалось выражение «Не верь глазам своим». Я заинтересовался, что это: образное выражение или действительно, не всегда можно верить тому, что видишь. Надо проверить!
Выражение «обман зрения» в жизни тоже встречается очень часто. К сожалению, наш глаз не самый точный прибор в мире, поэтому ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности. Их известно очень большое количество, и все они разные, как и причины их возникновения.
Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.
Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий? Думаю, эта тема всегда актуальна, поэтому мне очень хочется найти ответы, и я решил провести исследование, чтобы разобраться в этих вопросах.
Цель: выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии — чудеса или наука?
Задачи:
1. Подобрать материал о видах оптических иллюзий, причинах их возникновения.
2. Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент объективности восприятия объекта учащимися моего класса.
3. Научиться управлять иллюзиями.
Объект исследования — оптические иллюзии.
Предмет исследования — причины возникновения оптических иллюзий.
Гипотеза исследования – в основе иллюзий лежат обычные природные явления и большинство людей поддаются иллюзии зрительного восприятия.
ВИДЫ ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ
Некоторые виды оптических иллюзий
Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе и в Интернет — сети, я выяснил, что в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времён означает некие сбои в работе зрительной системы. Во второй половине 19 — начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, которые говорят об ошибках того что мы на них видим. Оптическая иллюзия — это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман. [8]
Оптические иллюзии делятся на три вида:
естественные, или созданные природой;
искусственные, или придуманные человеком;
смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком.
1.2.Естественные оптические иллюзии
1.2.1.Миражи
Мираж – это игра световых лучей. Слово “мираж” происходит от французского слова и обозначает “отражать, как в зеркале”, причем в роли “зеркала” выступает… воздух. Миражи принято делить на три класса.
К первому классу относят нижние миражи – перевернутое изображение предметов. Оказывается, воздух состоит из слоев, которые имеют разную температуру и плотность. Когда лучи переходят из одного слоя в другой, они начинают преломляться, а если разница температуры слоев большая, то лучи вообще начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые называют миражами. Так, например, в пустыне песок раскаляется под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать предметы, как зеркало. Нижние миражи можно наблюдать также на раскаленной солнцем асфальтовой дороге.
К миражам второго класса относят верхние миражи. Они менее распространены и более живописны, чем нижние. Верхний мираж возникает, когда слои воздуха возле земли гораздо холоднее, чем верхние: изображение отрывается от земли и повисает в воздухе, иногда оно бывает перевернутым. Верхний мираж может описать дугу и вернуться на землю через сотни километров. Над морем создаются идеальные условия для образования верхнего миража. Поэтому моряки часто видят корабли, повисшие в воздухе, и даже корабли, находящиеся далеко за горизонтом.[2,147]
Существуют еще боковые миражи. Они похожи на нижние, только в этом случае все отражается не от земли, а от нагретой солнечными лучами стены.
Миражи третьего класса или фата-моргана – это таинственное явление, которое нельзя объяснить никакими законами физики. Тысячи туристов и жителей восточно-китайского города Пенглай в 2006 году стали свидетелями редкого явления — огромного миража.
Туман, нависавший над берегом, создал иллюзию изображения города с современными высотными зданиями, широкими городскими улицами, шумными автомобилями и толпами людей, которые были четко видны. Мираж длился несколько часов, а до его появления 2 дня шли проливные дожди. Одним из лучших мест в мире для наблюдения миражей является Аляска. Чем злее стужа на Аляске, тем четче и красивее возникают в небесах миражи.[1,124]
1.2.2.Слепое пятно
В процессе исследования я узнал удивительные особенности строения нашего глаза. Так, например, существует слепое пятно глаза, открытое французским физиком Мариоттом в 1668г. Слепое пятно – это место сетчатки, где зрительный нерв вступает в глазное яблоко. Известен рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна. Если смотреть на крестик правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.
Получается, что из-за слепого пятна я должен видеть окружающий мир с пробелами? Оказывается, нет! У нас два глаза, поэтому, когда изображение попадает в зону слепого пятна одного глаза, второй глаз видит все подробности.
Рассмотрим, как устроено наше зрение. Луч света, отражаясь от какого-
нибудь предмета, попадает на роговицу и проходит через зрачок. За зрачком располагается хрусталик, похожий на прозрачную линзу, который преломляет свет и фокусирует его на сетчатке. Дальше зрительный нерв передает сигнал в затылочную долю головного мозга и человек видит изображение. Это значит, зрение контролирует не только глаз, но и мозг. Поэтому когда говорят об «обмане зрения» правильнее было бы казать, что на самом деле нас обманывает наш собственный мозг, когда анализирует увиденное.[2,86]
1.2.3.Иллюзия восприятия размера
Одной из самых известных иллюзий восприятия размера является иллюзия Мюллера-Лайера. Посмотрев на этот рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь. На самом деле отрезки равны.
Два совершенно равных кружка в середине воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.
Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, предмет будет казаться больше своей реальной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
Еще один пример такого вида иллюзии – иллюзия Понцо. Всем очевидно, что дальний отрезок гораздо больше ближнего. Однако, и в этом случае они равны. Иллюзия создается из-за ошибки нашего мозга, потому что он привык, что, чем дальше предмет, тем он меньше.
1.2.4.Искажение формы предметов
Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий. Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том, что резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных, на этом фоне предметов.
1.2.5.Переоценка вертикальных линий
Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной. В связи с этой иллюзией высота предметов кажется нам больше её действительной величины.
1.2.6.Движущиеся иллюзии
Неподвижное изображение кажется движущимся. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны.
Иллюзии движения — самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Смотришь на неподвижные объекты, а они начинают двигаться. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны. Большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Ведущую роль в иллюзии движения играет периферическое зрение. Попробуйте поднести палец к виску. Вы не будете его видеть. Но стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хотя зрительная система и не сможет распознать, что же там мелькает. Известный создатель иллюзий движения А.Китаока проводил исследования и выяснил интересные факты. Оказывается, некоторые люди иллюзию движения увидеть не могут (по некоторым оценкам, их около 5%). Другой факт не менее интересен: пожилые люди чаще, чем молодые не видят движение.[8]
1.3.Искусственные иллюзии
1.3.1.Двойственные изображения
Двойственные изображения — это изображения, в которых человек выделяет для себя либо фон, либо фигуру в зависимости от его восприятия картинки. Как ни крути, как не переворачивай изображения-перевертыши, а картинки местами не меняются.
1.3.2.Невозможные фигуры и объекты
Существует огромный класс так называемых «невозможных фигур», ошибочно или умышленно нарисованных с ошибками, в результате чего возникают забавные визуальные эффекты.[7,26]
1.3.3.Распознавание образов
Иллюзии распознавания образов характеризуются тем, что порой на изображении очень сложно определить то, что на нём изображено. Иногда сам основной рисунок не позволяет увидеть дополнительное изображение, иными словами не позволяет распознать образ. Если же всё-таки изображение распознано, при последующих просмотрах картинок его уже можно увидеть без труда.
1.4.Смешанные иллюзии
Это, пожалуй, самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот “обман” создается человеком. Ярким примером смешанной оптической иллюзии являются потрясающие рисунки на асфальте, которые под определенным углом просмотра смотрятся очень эффектно![5,58]
1.5. Применение оптических иллюзий
Оптические иллюзии не новы в архитектуре. Архитекторы Древнего Рима имели знания по оптике, которых было вполне достаточно, чтобы создавать великолепные оптические иллюзии на полах в технике мозаики.
В Одессе есть очень популярная достопримечательность «Ведьмин дом». Оптическая иллюзия плоского дома создается благодаря тому, что боковые стены дома построены под острым углом. Рассматривая дом таможни в Австралии, кажется, что этажи то расширяются, то сужаются, хотя каждый этаж дома одинаковой высоты.[8]
Иллюзии в цирке создаются за счёт использования специальной техники — двойное дно, специальные пружины, скрытые перегородки, определённая установка зеркал. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные «загадочные» исчезновения и появления вещей и людей, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.
Модный мир — мир зрительных иллюзий. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии. Вертикальные линии и детали одежды (полосы, стрелки на брюках, длинные шарфы, высокие каблуки) визуально стройнят и увеличивают рост. Контрастные вертикальные полосы, идущие по внешним бокам одежды, делают силуэт приталенным. Горизонтальные же линии (швы, карманы, оборки, ремешки на обуви) полнят. Клетка увеличивает объём, а круги придают формам округлость. Костюм в одном цвете даёт видимость высокого роста, выглядит более изысканно и элегантно, а одежда с яркими цветовыми пятнами полнит.[7,31]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Экспериментальные исследования восприятия иллюзий в классе
Я привёл примеры нескольких видов оптических иллюзий. Следующим шагом является небольшой эксперимент с участием учащихся нашего 4 А класса. Поддадутся ли они иллюзии зрительного восприятия? Я покажу им, по очереди каждому, оптические иллюзии и попрошу их ответить на мои вопросы.
В эксперименте приняли участие 17 учащихся 4 А класса:
1-й рисунок (Иллюзия Эббингауза).
Какой из кругов, расположенный посередине больше?
Варианты ответовКоличество учащихся
% учащихся
Правый больше
9
53 %
Левый больше
4
23 %
Одинаковые
(верный ответ)
4
23 %
Воспринимаемая величина фигуры зависит от окружения. Круг кажется большим среди маленьких кружков и меньшим — среди больших. При исследовании 53 % опрошенных ответили, что правый круг больше, 23 % не
поддались иллюзии.
2-й рисунок
Подсчитайте количество ног у слона, изображенного на рисунке.
% учащихся4 ноги
9
53 %
5 ног
1
6 %
6 ног
2
12 %
7 ног
5
29 %
3-й рисунок (Иллюзия Мюллера-Лайера)
На рисунке изображены два отрезка. Какой из них длиннее. Левый или правый?
Варианты ответовКоличество учащихся
% учащихся
Верхний длиннее
8
48 %
Нижний длиннее
4
23 %
Одинаковые
(верный ответ)
5
29 %
При исследовании 48 % опрошенных ответили, что верхний отрезок длиннее.
Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть её не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера—Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся
не одинаковыми по длине.
Изготовление невозможного треугольника Пенроуза
Чтобы узнать существуют ли на самом деле в нашей жизни невозможные фигуры, я попробовал самостоятельно при помощи заготовки сделать оригами невозможного треугольника Пенроуза. И у меня получилось. Но, что это обман или реальность? Конечно же – это обман нашего зрения при помощи игры света и тени. На заготовку нужно смотреть с определённого угла и тогда увидишь невозможный треугольник.
Эксперимент «Дырка в руке»
Для эксперимента понадобится катушка от бумажных полотенец или полая трубка длиной около 30 сантиметров. Катушку надо взять в правую руку, а ладонь левой руки держать рядом с катушкой. Обоими глазами надо смотреть себе на руку, при этом правым глазом смотреть через катушку. Что же произойдёт? Вам будет казаться, будто в левой руке дырка! В чём же причина? Правый глаз смотрит через катушку, а левый видит раскрытую ладонь. По зрительному нерву информация от обоих глаз поступает в мозг, тот её обрабатывает, и мы видим изображение. Сводя воедино сигналы от обоих глаз, мозг получает объёмное изображение. На этом эффекте основаны и обманы зрения.
Выводы исследований
Я провёл исследования среди учащихся нашего 4 А класса и определил процент восприятия иллюзий школьниками. Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, моя гипотеза верна. Мы пришли к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой. Проведённый анализ учит, что не всегда следует ограничиваться только оценкой на глаз, а следует подключать логику и производить измерения.
Люди не могут полностью контролировать то, что они видят и легко поддаются иллюзии. В моём эксперименте — это в среднем 65 % учащихся за 3 опыта.
Сначала может показаться, что оптическая иллюзия создаётся легко, на самом деле так и есть, но перед тем как добиться впечатляющих результатов учёные потратили достаточно много сил и времени на изучение структуры глаза, его особенности, особенности зрения и на реакцию глаз. Оптические иллюзии применяют в жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, моё исследование оптических иллюзий подошло к концу и можно сделать вывод, что иллюзия – это не чудо, а наука. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась – практически в основе всех иллюзий лежат обычные природные явления. В процессе работы были найдены три основные причины возникновения оптических иллюзий:
1. Законы физики – преломление и отражение лучей создают иллюзии, которые называют миражами.
2. Особенности строения глаза позволяют видеть иллюзии восприятия цвета и иллюзии движения, и, конечно, слепое пятно.
3. Исследование показало, что зрение контролирует не только глаз, но и мозг. Оптические иллюзии – это обман нашего мозга, а зрение здесь лишь является посредником, который этот обман передаёт.
Тот факт, что не все иллюзии на сегодняшний день имеют своё научное объяснение, возможно, говорит о том, что недостаточно изучено зрение человека.
Полученные в процессе исследования знания и накопленные факты позволили научиться создавать оптические иллюзии и управлять ими. В качестве результата проделанной работы предлагаю изготовленный мной альбом наиболее известных оптических иллюзий. На сегодняшний день в изучении иллюзий осталось ещё немало тайн, которые ждут своих открытий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. Акбаев. Физика и живая природа. Ижевск: Удмуртский университет 2009, 276 с.
2. А. А. Вадимов, М.А. Тривас. Иллюзии зрения. М.: Наука, 2001, 189 с.
3. П. Лемени-Македон. Суперэксперименты. М.: Эксмо, 2012, 96 с.
4. А. В. Луизов. Цвет и свет. Л.: Энергоиздат, 2009, 113 с.
5. Я. И. Перельман. Занимательная физика. Т.1. М.: Наука, 1983, 225 с.
6. Еженедельное приложение «Физика» к газете «Первое сентября» №37, 2006, 39 с.
7. Приложение «Физика для младших школьников» №6, 2009, 43 с.
8. http://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/15-illyuzij-kotorye-vzorvutvash-
mozg-465405/