Основы балета – 26 совсем не академических фактов об опере и балете, которые позволят блеснуть эрудицией в антракте

Содержание

Балет — Википедия

Бале́т (фр. ballet, от итал. ballare — танцевать) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, к которому, начиная с XIX века, относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего, а во многих спектаклях — также и гротеск.

В современном балете широко используются другие техники танца (прежде всего современного и джаз-танца), а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и тому подобное.

Зарождение балета[править | править код]

В начале — как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всём мире следует считать 15 октября 1581 года, когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Цирцея»), поставленное итальянским скрипачом, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан-Жоржем Новерром (1727—1810)

[1]. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Дальнейшее развитие балета[править | править код]

Русский балет[править | править код]

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль Кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века.

Танец модерн[править | править код]

Танец модерн — направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы исполнителей и хореографов. Его предвестником был свободный танец, который отрицал балетную технику, отрепетированное до механизма движение и саму эстетику искусственной «балетной красоты». Его адептов интересовал танец как особая философия, способная изменить жизнь, как возвращение человека к естественному движению, к самому себе. Родоначальницей свободного танца, послужившего истоком различных направлений современного танца и пластики, и давшего импульс реформе самого классического танца, считается танцовщица Лои Фуллер, в труппе которой начинала свое восхождение и другая, ставшая впоследствии более известной танцовщицей свободного танца Айседора Дункан.

[источник не указан 842 дня]

Основная статья: Терминология в балете, см. также: Балетные термины

Изначально балетные термины были заимствованы из Италии, но уже в XVIII веке балетная лексика и названия танцевальных движений (различных pas, temps, sissonne, entrechat и т. д.) основывались на грамматике французского языка. Большинство терминов прямо обозначает конкретное действие, производимое при выполнении движения (вытягивать, сгибать, открывать, закрывать, скользить и т. п.), некоторые указывают на характер выполняемого движения (

fondu — тающий, gargouillade — журчащий, gala — торжественный), другие — на танец, благодаря которому они возникли (pas бурре, pas вальса, pas польки). Существуют также термины, в название которых заложен некий визуальный образ (например, кошки — pas de chat, рыбки — pas de poisson, ножниц — pas de ciseaux). Особняком стоят такие термины, как entrechat royale (по легенде, авторство этого прыжка принадлежало Людовику XIV, в честь которого он и был назван «королевским») и sissonne, изобретение которого приписывается Франсуа де Руасси, графу Сиссонскому, жившему в XVII веке.

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».

Новая волна романтизма появилась в балете в начале XX века, её провозвестником стал балетмейстер Михаил Фокин[2]

В России вплоть до XX века обучение хореографии, музыке, драматическому мастерству и различным прикладным театральным профессиям велось в одном учебном заведении — Императорском театральном училище. Смотря по успехам детей их определяли или переводили на соответствующее отделение. После революции 1917 года школы разделились и балетное образование начало существовать автономно. В то же время во многих театрах сохранялся смешанный репертуар: драматические представления чередовались с опереттой и балетными дивертисментами[источник не указан 1819 дней]. Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «Les Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский, в первую очередь, был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина»

[3], «ожившая фотография» и «ожившая скульптура»[4][5].

В 2001 году Сапармурат Туркменбаши упразднил в Туркменистане балет, а также оперу. «Я не понимаю балет, — заметил он. — Зачем он мне? …Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет». Вместо Туркменского театра оперы и балета был создан Национальный музыкально-драматический театр имени Махтумкули.

  • Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века //Л.: Тритон. — 1935.
  • Библиографический аннотированный указатель статей и журналов «Советский балет» и «Балет» за 1981—2007 ГГ (сост. Л. Д. Ивлева) //Челябинск. — 2009
  • Карп П. М. Балет и драма. — » Искусство, » Ленинградское отд-ние, 1980.

Классический балет: краткий словарь

21 октября 2019

Путеводитель VTBRussia.ru по ключевым балетным терминам

В мире существуют сотни балетных трупп, чьи спектакли ежедневно собирают огромные залы и вызывают волны восторженных публикаций в соцсетях и пиратских видео в YouTube. Все это не мешает классическому балету оставаться «вещью в себе» для неискушённой публики. В балете чаще всего видят средство кратковременного спасения от повседневности, красивое и не обремененное смыслом, — и понимают под ним исключительно спектакли, «приплывшие» в современность из XIX века. Все прочее — постановки XX столетия, а также те балеты, что сочиняются на наших глазах, — выглядит необязательными заметками на полях великой и слегка запылившейся Классики.

В словарь VTBRussia.ru не вошли сугубо профессиональные термины, то есть названия отдельных движений и поз (кроме единственного, «арабеск»). Гораздо важнее было ответить на вопросы: из каких структур состоит классический балетный спектакль? Как мы воспринимаем этот театральный феномен? Основная идея: классический балет — сумма законов и определенный тип мышления, который проявляется независимо от эпохи. Иначе говоря, классические балеты сочиняются и сегодня, а наличие расписных холстов на сцене и тюлевых пачек на танцовщицах — еще не гарантия того, что перед нами настоящий классический балет, а не подделка. Достаточно присмотреться.


адáжио

Развернутый номер в медленном темпе, чаще всего — дуэт центральных персонажей, иногда в сопровождении кордебалета. В спектакле это момент поэтической остановки времени, момент любования пластической фигурой. Адажио часто включают в развернутую танцевальную структуру

pas classique, классического па (см.)

антрé

Танцевальный выход персонажей, первая часть «классического па». От французского «выступление», «вход». 

Подробнее о pas classique и его ключевых терминах (па-де-дé, па-де-труá, па-де-катр, большое па) — в самом конце словаря.

арабéск

Одна из основных поз классического танца (см.). Рабочая нога поднята назад, руки в удлиненном положении (алонжé) отведены — одна в сторону или назад, другая вперед. Разные комбинации рук и рабочей ноги образуют четыре арабеска. Наиболее часто на сцене встречается первый арабеск: например, эта поза является ключевой в композиции картины «Царство теней» в балете «Баядерка» (см.

белый балет). Понятие происходит от французского arabesque, «восточный», и родственно с термином «арабеска», означающим растительный орнамент.

балери́на

Танцовщица, занимающая высшее положение в иерархии труппы. Также — исполнительница главной партии в балетном спектакле. В русском языке закрепился и плеоназм «прима-балерина» — калька с итальянского выражения «prima ballerina assoluta» (первая абсолютная танцовщица), неофициального титула, возникшего в прессе в конце XIX века. Некорректно называть балеринами всех танцовщиц.

балетмéйстер

Хранитель и репетитор чужой хореографии. В широком смысле — знаток балетного ремесла, носитель хореографической школы. Балетмейстер не сочиняет собственную хореографию — не путать с хореографом (см.)

Классический балет: краткий словарь


белый балет

Выражение, которое употребил писатель и критик Вадим Гаевский в книге «Дивертисмент». Белый балет как устойчивый элемент хореографического спектакля возник в 1830-е годы: развернутые танцевальные композиции при участии кордебалета, который облачен в одинаковые белые костюмы и призван изображать фантастических существ или одушевленные природные силы — сильфид, теней, нереид, лебедей, снежинок. В широком смысле это философская категория, танцевальный акт отмены быта, отрешения от житейских страстей.

В ХХ веке «белый балет» превратился в определенный тип классического балетного спектакля: «Шопениана» Михаила Фокина, «Серенада» Джорджа Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря. Метаморфозы белого балета можно наблюдать и в недавних произведениях — например, в балетах Вячеслава Самодурова «Вариации Сальери» и «Приказ короля». Костюмы исполнителей при этом не всегда могут иметь белый цвет.

«В белом балете красота отделена от красок телесности и от красок крови. В белом балете красота сближена с цветом летящего снега и недоступных горных вершин. Белый балет исходит из рисунка самой балетной позы. Балетмейстерами руководит вкус к строгим линиям и нарастающий интерес к скрытым от непосвященных профессиональным секретам. Белый балет — спектакль о тайнах балета. Предметом балетного театра оказывается он сам. В белом зеркале кордебалетных композиций — “больших классических па” — балет узнает свою красоту и свой подлинный образ. Когда кордебалет становится в арабеск, оркестр звучит патетически: это миг истины, явление балета как чистого жанра» (Вадим Гаевский, «Дивертисмент», 1982)

бессюжетный балет

Просторечное обозначение балетов, в которых нет литературной фабулы, персонажи не носят конкретных имен, а содержание заключается во взаимодействии музыки и пластики, в том, как сформировано пространство и разворачивается время. Более корректные определения — абстрактный, ненарративный балет. См. также сюжетный балет.

вариáция

Краткий сольный (реже парный или тройной) номер, демонстрация виртуозности. В отличие от музыкального термина употребляется в единственном числе: в балетной вариации нет темы, которая подвергается метаморфозам. Вариативность — в возможности замены отдельных сегментов хореографии.

гротéск

Один из пяти базовых танцевальных языков классического балета наряду с классическим, харáктерным, историческим танцем и пантомимой (см.) Для танца гротеск характерны ломаная, эксцентричная пластика, преувеличенная жестикуляция, неправильные с точки зрения балетных правил позиции ног и рук. Примеры: партия Феи Карабос в «Спящей красавице», заглавная партия в «Шурале», миниатюры Леонида Якобсона, партии Мачехи и сестер в разных постановках «Золушки».

деми́-соли́ст, деми́-соли́стка

Танцовщик или танцовщица, занимающие промежуточную ступень иерархии между корифеями и солистами. Выступают в вариациях или ансамблевых номерах, где заняты от двух до восьми исполнителей — обычно им предоставляются партии безымянных друзей/подруг центральных персонажей.

дивертисмéнт

Сюита разнохарактерных танцев. Внутри большого спектакля может служить для нагнетания атмосферы и ускорения действия либо, наоборот, в качестве оттяжки кульминации. Примеры   — сюита национальных танцев в третьей картине «Лебединого озера», танцы сказочных персонажей в третьем акте «Спящей красавицы». В форме дивертисмента может быть построен целый балет (Divertimento №15 Баланчина). Слово происходит от итальянского «увеселение».

драмбалéт

Жаргонное определение для спектаклей, в которых последовательно излагается мелодраматическая фабула, а на сцене детально показаны бытовые приметы конкретных времени и места. Изначально слово «драмбалет» применялось с уничижительным оттенком к отечественным постановкам 1930–1950-х годов и обозначало конкретное направление в советской хореографии; наиболее известные его образцы — «Пламя Парижа» Василия Вайнонена, «Бахчисарайский фонтан» и «Медный всадник» Ростислава Захарова, «Лауренсия» Вахтанга Чабукиани, «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского.

Классический балет: краткий словарь

историко-бытовой танец

Исполняемые в балетном спектакле салонные и придворные танцы минувших эпох — менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез и многие другие. Обычно предусматривают использование обуви на низком каблуке и составляют контраст классическим ансамблям на пуантах. Сюита историко-бытовых танцев открывает второй акт «Спящей красавицы»; ряд подобных танцев ввел Сергей Прокофьев во второй акт «Золушки». Позировки менуэта можно увидеть в балете Уильяма Форсайта Steptext.  

классическая постановка

В просторечии — спектакль с живописными декорациями и танцовщицами в пачках, — либо постановка, имеющая отношение к XIX веку. В этом ложном смысле «классическая постановка» противопоставляется «современным постановкам» или «модерну».

В строгом смысле это каноническое, вошедшее в репертуарную традицию хореографическое произведение или интерпретация того или иного музыкального произведения. Например, классические постановки «Ромео и Джульетты» Прокофьева (то есть партитуры ХХ века) принадлежат Леониду Лавровскому и Кеннету Макмиллану. В пачках там не танцуют.

Другой пример. Существует классическая версия «Жизели», авторами которой считаются Жан Коралли, Жюль Перро и Мариус Петипа — ее можно увидеть в Мариинском театре. Однако «Жизель», которую в 1982 году сочинил Матс Эк и в которой опирался на структуру и смысловые пласты балета Коралли–Перро–Петипа, также вошла в культурный обиход и может быть названа классической — в отличие от «Жизели» Акрама Хана, который в 2018 году тоже сделал ремейк старинного спектакля. С третьей стороны, Алексей Ратманский готовит в Большом театре постановку «Жизели» (премьера которой состоится при поддержке банка ВТБ), впервые в мировой практике опираясь на хореографическую нотацию 1860-х годов. То есть его постановка визуально будет следовать канону (та самая «классика» в обывательском смысле), основа мизансцен и хореографии сохранится, но от спектакля Мариинского театра все это будет, по-видимому, довольно сильно отличаться.

классический танец

Главный пластический язык в классическом балете. (Важно понимать, что классический балет как вид искусства не сводится к одному классическому танцу.) В его основе — принцип выворотности (ноги, по сравнению с природным положением, развернуты в тазобедренном суставе наружу), разработанная система поз и движений, пуантная техника у женщин, а также основанная на всем перечисленном система ежедневного тренажа.

В современном виде классический танец сложился в первой трети XIX столетия. В ХХ веке его выразительные средства и технические приемы расширялись — результат этого процесса получил название «неоклассический танец» и связан в первую очередь с именем хореографа Джорджа Баланчина, — но базовые положения и принципы остались неизменными. В балетах наших современников Алексея Ратманского, Кристофера Уилдона, Юрия Посохова, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко главенствует именно классический танец.
 
кóда

Заключительная часть pas classique или всего балета. Исполняется в быстром темпе, чаще всего в двух частях. Восклицательный знак, эмоциональная кульминация, где зрителю «бьют по нервам»: для коды хореограф и исполнители припасают самые эффектные трюки, в том числе серию фуэте. Слово происходит от итальянского «хвост».

кордебалéт

Массовый персонаж балетного спектакля. Также — низшее и наиболее многочисленное подразделение балетной труппы. Слово происходит от французского «тело балета».

корифéй

В балетной труппе — промежуточная ступень между кордебалетом и деми-солистами. В кордебалетных композициях корифеи занимают место впереди или по краям линий, служа ориентиром для перестроений остальных исполнителей.

костюм балетный

Традиционный женский наряд называется тюни́к, в просторечии — пачка: несколько слоев тюля в форме блина или колокола, пришитых к лифу. Мужская униформа в классических спектаклях — трико, колет и мягкие туфли. 

Классический балет: краткий словарь

либрéтто

Сценарный план балета, в котором разработана повествовательная линия (если она имеется), а также выстроена музыкальная и хореографическая конструкция. Краткое содержание, опубликованное в программке, не является либретто. В так называемых абстрактных балетах (см. бессюжетный балет) краткое содержание вообще невозможно напечатать (иначе придется признать, что все идеи произведения можно выразить письменно и нет никакой необходимости в музыке и танце), — но это не значит, что у абстрактного балета нет сценария.

модéрн (танец)

Исторический термин — танцевальное течение первой трети ХХ века, противопоставившее себя классическому балету и связанное в первую очередь с именем американского хореографа и танцовщицы Марты Грэм. Начиная с 1980-х годов некоторым балетным спектаклям в отечественных театрах даются подзаголовки «модерн-балет» с целью уберечь их от сравнения с балетами прошлого.

Часто слово «модерн» ошибочно применяют ко всему, что не является в обывательском понимании «классикой» — к балетам, где живописная декорация не изображает интерьер или пейзаж, а балерины не носят пачки (даже если танцуют на пуантах).

музыкальных и пластических линий схождение и расхождение

Главный и постоянный сюжет, источник смыслов, оправдание существования балетного искусства. Формулировка принадлежит Вадиму Гаевскому.

пантоми́ма

Один из базовых пластических языков в классическом балете — система условных жестов, призванных передать бытовую речь и обозначить очередной поворот сюжета. В чистом виде, хотя и сильно урезанная, пантомима сохранилась в редакциях балетов XIX века — «Сильфиде», «Жизели», «Пахите», «Баядерке», «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Раймонде». Начиная с 1910-х годов пантомима уже не использовалась в чистом виде, образуя гибридные формы с танцем: см. «Бахчисарайский фонтан» Захарова, «Ромео и Джульетту» Лавровского, повествовательные балеты Кеннета Макмиллана и Фредерика Аштона, балеты Юрия Григоровича, «Светлый ручей» и «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского.

полупáльцы

Положение ступни, при котором пятка отделена от пола. Один из важных элементов сценического танца. Наиболее наглядный пример: на полупальцах исполняются вращения в мужском танце. Некорректная формулировка — «на цыпочках».
 
премьéр

Танцовщик, занимающий высшую ступень в иерархии балетной труппы — визави и партнер балерины.

психологизм

Термин, часто употребляемый по отношению к балетам с литературной фабулой (см. сюжетный балет), но не имеющий точного определения. Выражение психологизма часто усматривают в экспрессивной мимике и жестикуляции персонажей, иллюстративно-патетической манере пластики, использовании музыки, которую можно определить как «трагическую» (Чайковский, Берг, Шостакович, Шнитке, Пярт). По советской традиции психологизм воспринимается как безусловное достоинство и ценность балетного спектакля, однако это сомнительный тезис (см. бессюжетный балет, музыкальных и пластических линий схождение и расхождение).

пуáнты

Обувь с твердым носком; жаргонное название — пальцы («танцевать на пальцах», «пальцевая техника»). Разработанная техника танца на пуантах — отличительный признак женского классического танца. Мужчины танцуют на пуантах только в качестве пародии либо в комических балетах, сообразно сюжетным положениям (например, в «Светлом ручье» Алексея Ратманского). 

Классический балет: краткий словарь

реконструкция

Условное обозначение постановок, авторы которых пытаются максимально вернуть музыкально-хореографическое произведение к изначальному виду — воссоздать оригинальные декорации и костюмы, скорректировать или восстановить хореографию и мизансцены. Примеры: «Спящая красавица» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском, «Коппелия» в Большом. Настоящая реконструкция старинного балетного спектакля невозможна: можно приблизиться к визуальному сходству, но нельзя восстановить исполнителей и зрителей прежних времен.

русский классический балет

Корпус балетов XIX века, подписанных именами хореографов Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского: «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Пахита». Все эти балеты многократно редактировались в советское время — поэтому в подлинном виде русский классический балет сегодня не существует.

содержание

Сумма идей, выраженных в хореографическом произведении. Содержание балета (как и любого произведения искусства) не сводится к либретто, сюжету, краткому содержанию.

соли́ст

Ранг в балетной иерархии, предшествующий статусу балерины и премьера. Солисты исполняют вторые по значимости партии в классических балетах, а также сольные вариации безымянных персонажей. Повелительница дриад и цветочницы в «Дон Кихоте», Фея Сирени в «Спящей красавице», Бирбанто и Али в «Корсаре», Ганс и исполнители крестьянского па-де-де в «Жизели» и т.д.

сюжетный балет

Просторечное определение балетов, в которых рассказывается история, персонажи имеют конкретные имена и вступают в бытовые взаимоотношения. Такой нарративный балет часто основан на известном литературном произведении: «Манон», «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта». Часто нарративный балет представляется профессионалам и зрителям как более развитая форма балетного спектакля по сравнению с бессюжетным балетом. На практике деление балетов на бессюжетные и сюжетные не имеет смысла — формы и виды балетных постановок куда разнообразнее. Как определить Impressing the Tzar Форсайта, «Русские сезоны» Алексея Ратманского, Woolf Works Уэйна Макгрегора, «Приказ короля» Вячеслава Самодурова? И с другой стороны: много ли осталось от Сервантеса в классическом «Дон Кихоте» Александра Горского, или произведением движет некая внутренняя логика? Любой балет, даже если его участники не носят имен и не связаны семейно-родственными или профессиональными узами, развивает сразу несколько сюжетов, тем, эмоциональных линий — обнаружить и осмыслить их всегда доверено зрителю.

танцóвщик

Обозначение исполнителя-мужчины в классическом балете. Некорректные варианты: танцор, балерун, болеро.

техника — образ

Распространенный тип суждения об исполнителях: «Балерина N достойно преодолела технические сложности партии NN, однако создала недостаточно убедительный образ». В таких случаях под образом понимается умение танцовщика или танцовщицы активно выражать бытовые эмоции мимикой и жестикуляцией. Такое отделение техники от образа имеет отношение к пониманию балетного искусства как целого: его природа такова, что техническая сторона в первую очередь и формирует сценический образ, и одно без другого не существует — так же как форма неотделима от содержания.

фуэтé

В классическом танце — тип вращения, исполняемого на одной точке. Наиболее популярна разновидность фуэте, в котором рабочая нога совершает хлещущие движения вокруг опорной ноги: она встречается в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Пахите», других балетах и па-де-де. Фуэте возникает в качестве кульминации в коде pas classique, — но вовсе не является главным элементом балетного спектакля.

харáктерный танец

Один из пластических языков классического балета — стилизованные пляски в национальном характере: испанские, венгерские, цыганские, русские и другие. В конце XIX века характерные пляски были обязательной частью новых балетов и оттеняли классические ансамбли — см. сюиты национальных танцев в «Лебедином озере», испанские танцы в «Дон Кихоте». Элементы характерного танца иногда внедрялись в чисто классическую пластику, главный пример — классическое венгерское па в финале «Раймонды». В советские годы появился ряд балетов, где характерный танец был главным пластическим языком: «Лауренсия», «Гаяне», «Испанские миниатюры». 

хореóграф

Автор не существовавших прежде хореографических произведений. Не путать с балетмейстером.

хореогрáфия

Па, позы и переходы, составленные в комбинации, определенным образом сопряженные с музыкой, имеющие законченную форму. (Иногда употребляется термин «хореографический текст».) Другое значение — сфера, связанная с сочинением танца. Выражение «заниматься хореографией» в значении «посещать танцевальный кружок» не имеет отношения к профессиональному балету.

Pas classique (па класси́к, «классическое па»)

Основная композиционная единица в классических балетах. Сформировалась во второй половине XIX века. Вне зависимости от количества участников имеет типовое строение:

  • антре — выход участников, нагнетание пластической массы;
  • адажио — дуэт центральных исполнителей, замедление и остановка сценического времени, патетический центр композиции;
  • вариации — череда сольных выходов исполнителей, их портретная галерея; момент ускорения и эмоционального нагнетания;
  • кода — заключительная часть pas classique или всего балета. Исполняется в быстром темпе, чаще всего в двух частях.

Иногда в эту структуру могут включаться дополнительные части, иногда исключаются антре или вариации. Очень редко происходит перемена порядка, например, вариации идут впереди адажио (см. «Сильвию» Фредерика Аштона).

Количество участников определяет разновидности pas classique — па-де-де (дуэт), па-де-труа (трио), па-де-катр (четыре исполнителя) и так далее. Наиболее развернутая по времени и количеству участников форма — гран-па, то есть «большое па». Гран-па — центральная часть композиции балетов «Жизель» (ансамбль вилис во втором акте), «Баядерка» (картина «Царство теней»), «Лебединое озеро» (большое па лебедей во второй картине), «Пахита», «Дон Кихот», «Раймонда» (Классическое венгерское па). Часто форма pas classique организует балетный спектакль целиком: «Аполлон» Баланчина — классический па-де-катр, его «Вальпургиева ночь» — гран-па.

Pas classique — хореографический универсум, законченное смысловое целое, не требующее подпорок и оправданий в виде литературной фабулы, бутафории, декораций и исторической костюмировки. Аналог — сонатная форма в классической музыке.


Благодарим вас за участие в улучшении нашего контента!

Балет для начинающих – основы и главные правила

Балет – это очень красивый и воздушный танец. Элегантных балерин можно сравнить со снежинками, что танцуют в воздухе плавный и нежный танец. Многие девочки, девушки и даже мальчики мечтают обучиться искусству балета. Чтобы научиться танцевать так же красиво, как и профессиональные балерины, нужно для начала освоить основы этого направления.

В первую очередь нужно выучить несколько стандартных и простых позиций.

Так и называется – первая позиция. Она многим известна. Нужно встать так, чтобы пятки касались друг друга, а носки нужно поставить перпендикулярно туловищу. Руки расположите перед собой, но таким образом, как будто прижимаете большой мячик к своему животу.

Вторая позиция похожа на первую, только пятки уже не должны соприкасаться. Поставьте их на ширину бёдер, носки держите перпендикулярно. Расправьте свои руки в стороны.

Чтобы получилось сделать третью позицию, нужно освоить первую. Перпендикулярно поставленные ступни так и держите, только одну ногу поставьте вперёд другой. Пятка впереди стоящей ноги должна соприкасаться с пальцами второй. Одну руку плавно поднимите вверх, другую оставьте в первой.

Снова примите первую позицию. Одна нога должна быть впереди другой, при этом ступни не должны разворачиваться. Нога, стоящая впереди, должна быть на расстоянии десяти-тринадцати сантиметров от той, что стоит позади. Пятка – перед пальцами другой ноги. Чтобы у рук получилась четвёртая позиция, нужно идеально овладеть первой. Первая рука поднимается вверх, при этом положение локтя остаётся прежним, рука должна висеть ладонью вниз над головой.

И последняя, пятая позиция. Ступни точно так же развёрнуты, как и в предыдущей позиции, но стоят при этом вместе. То есть, по сути, вам нужно только соединить ступни из четвёртой позиции. Колени не сгибайте, держите в лёгком напряжении. Руки тоже повторяют четвёртую, но с небольшим дополнением: поднимите вторую руку над головой, пальцы обеих рук не должны прикасаться друг к другу. Между ними должно сохраняться небольшое пространство.

Перед занятием позаботьтесь о том, чтобы на вас была удобная одежда, которая бы не сковывала движения рук и ног. Старайтесь всегда держать осанку прямо, не горбитесь.

Чтобы продолжить развиваться в этом направлении понадобится специальный станок. Вы его можете купить и заниматься дома, а можете ходить в танцевальный зал. Станок нужен для того, чтобы во время обучения новым движениям сохранять равновесие. Так у вас постепенно разовьётся баланс.

Одно из важнейших правил: ежедневно разучить пор де бра (так называется движение рук). Новичкам оно даётся как основное упражнение, которое требует ежедневных тренировок.

После оттачивания движений рук, нужно перейти к ногам. Важно выучить основные позиции, причём правильно, а не как получится. Хватит пятнадцати минут в день, чтобы усвоить все движения.
Если в домашних условиях у вас возникают трудности, то лучше записаться в школу балета, где всему обучат.

Тренировки – это залог успеха, но помимо тренировок, вам нужно смотреть обучающие видео, чтобы узнавать о балетном искусстве что-то новое. Вы пополните багаж знаний о технике и теории каждой позиции и каждого движения.

Балет требует терпения и старания. Не стоит отчаиваться, если у вас сразу не будет что-то получаться. «Балетный» путь долгий, сложный и кропотливый. Дайте себе время. Если вы будете уделять занятиям каждый день буквально по часу, то вы заметите ощутимый прогресс уже через несколько недель.

Классический балет — Все о танцах в одном месте

Классический балет

Классический балет

— система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы, появилась в 17 веке.

Движения стремятся к геометрической ясности, чему способствует принцип выворотности. В 1-й половине 18 века с классическим танцем познакомились на русском придворном театре. Иностранные балетмейстеры воспитывали русских артистов на основе итальянской и французской школ.

Самобытность русского исполнительства, соединившего достоинства различных европейских школ и вдохнувшего в него загадочную русскую душу, привела к созданию знаменитого на весь мир русского балета.

Урок классического танца — совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков.

В классической школе урок состоит из нескольких частей:

экзерсис y станка;

экзерсис на середине зала;

адажио;

аллегро;

упражнения на пальцах (в женском танце).

Элементы упражнений из классического танца включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадными танцами, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.

Балет (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.

Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

 

Зарождение балета

Танцевальный класс, Эдгар Дега, 1872

В начале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище.

Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером.

Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

 

Русский балет

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века…

 

Терминология

Балетная лексика и названия балетных pas пишутся на французском языке, в старинном балете термины отражали какой-либо образ, например: движение кошки (фр. pasdechat), рыбки (фр. pasdepoisson), ножниц (фр. pasdeciseaux) и другие.

Некоторые термины на слух, и используются в других областях, так как имеют общий корень, например, движение фуэте (фр. fouett?) с общим словом «взбитые», во французской кулинарии означает «взбитые сливки»

Известны такие слова и значения, как Pasdedeux, балерина,артисты и солисты балета, пачка , пуанты, элевация, а такжебатманы (фр. battementsбиения) — базисного движения в классическом танце во множестве форм, начиная с battementstendus. Упражнения преследуют эстетические и тренировочные цели, вырабатывают определенные умения вытягивать ноги в прямые линии, точно исполнять различные его варианты: от резкого броска ноги и плавного её поднятия до обратного опускания или сгибания.

 

Балет как искусство

В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

В комплексном обучении профессионала — артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гиллем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.

Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора»

Михаил Фокин был великолепен в романтическом стиле

В XVIII — XIX веках артист мог быть одновременно актёром и танцовщиком, так как особого развития физических возможностей не требовалось.

В конце XIX века и в начале XX века театральные школы разделились, но в репертуаре многих театров одновременно были драмы, балетные дивертисментные отделения и оперетты.

Так например, кроме постановок в Большом, Касьян Ярославич Голейзовский ставил балетные спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре миниатюр», среди которых была постановка «LesTableauxvivants», означающая «ожившую картинку», так как Голейзовский в первую очередь был художником. Это явление развивается в современном балете, как «ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая скульптура». Для того, чтобы поставить, сначала нужно увидеть, нарисовать и слепить.

«Музыкально ожившие» картины родились из серии «заграничных» рисунков Виктора Гартмана, увиденных в 1874 году на выставке Модестом Мусоргским, который в память о друге написал для фортепиано знаменитую сюиту — серию музыкальных картин — «Картинки с выставки», изданную в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова и многократно оркестрованную.

Известный балетный номер «Баба Яга», поставленный Леонидом Якобсоном на оркестрованный музыкальный номер М. П. Мусоргского, стал неотъемлемым эстетическим нюансом всех концертных программ.

«Танцевально ожили» «Картинки с выставки» и в 1963 году, когда Ф. В. Лопухов поставил балет на сцене театра Станиславского.

Таким образом, живопись ожила сначала музыкально, затем пластически.

Что такое балет, история балета

Что такое балет, история балета

 «Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским, стал подлинным образцом.

Об истории балета и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

 

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

 

 

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки.В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет).  При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

 

 

 

Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда»), И. Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»), а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.

 

 

Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

 

 

Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима.Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

 

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» — американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.

 

 

Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

 

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

 

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Что такое балет? Классика и современность :: SYL.ru

Что такое балет? Это вид театрального искусства, в основе которого лежит танец. Балетный спектакль основан на каком-либо сюжете, который называется либретто. Большую роль в балете играет пантомима. С ее помощью танцовщики передают свои чувства и суть происходящего.

Виды балета

Изначально балетом назывался исключительно классический танец, но постепенно это понятие стало распространяться на народные танцы, современные, характерные, акробатические.

Что такое балетСуществует также шоу-балет с красочными декорациями и костюмами. Помимо этого, очень популярным видом искусства является балет на льду, где вместо балетной обуви, которая называется пуанты, надеваются коньки, а сами артисты являются профессиональными фигуристами. Балет — прекрасный вид искусства, но он требует определенной выдержки, хорошего здоровья, выносливости, силы воли и трудолюбия. Для того чтобы продемонстрировать парящие движения на сцене, необходимо каждый день заниматься в балетном зале.

Происхождение балета

Слово «балет» произошло от латинского слова ballo, которое означает «танцую». Родиной этого вида искусства считается Италия. В шестнадцатом веке появились первые танцевальные сценки. Через некоторое время во Франции становится популярным придворный балет. До таких шедевров, как балет «Лебединое озеро», было еще очень далеко, и танцы, исполняемые во дворцах, мало напоминали то искусство, которое сейчас можно увидеть на сцене.

К концу восемнадцатого века балетный костюм становится короче и воздушнее, а также появляются первые пуанты — профессиональная обувь балерин.

Театр оперы и балета

Начинается популяризация хореографического искусства, появляются его любители, которые регулярно посещают спектакли. В те времена еще не было отдельных учреждений, которые именовались как театр балета, но искусству танца стало уделяться большое внимание. Великие композиторы Людвиг Ван Бетховен, Лео Делиб, Минкус и другие начинают создавать романтическую музыку для балетов. Появляются первые полноценные балетные спектакли.

Балет в России

В России зрители узнали, что такое балет, в 1673 г. Тогда при царе Алексее Михайловиче состоялся первый балетный спектакль. Огромное влияние на русский балет оказал французский балетмейстер-хореограф Шарль-Луи Дидло. Он связал танец и пантомиму, придал большое значение кордебалету и сделал акцент на сольных женских партиях.

Балетмейстер Мариус Петипа укрепил русскую школу балета, его имя до сих пор известно поклонникам хореографического искусства. Конец девятнадцатого века в балетных кругах называют «эпохой Петипа».

Затем в России прогремело новое имя, оказавшее огромное влияние на мир балета. Это Михаил Фокин. Он стал настоящим реформатором и внес значительные изменения в спектакли. Он изменил традиционное построение балета и рисунки в танце. Фокин возродил романтические балеты, такие как «Шопениана». Его музой стала несравненная балерина Анна Павлова. Ее «Умирающий лебедь» — это символ русского балета начала двадцатого века.

Бессмертный спектакль «Лебединое озеро»

Петр Ильич Чайковский произвел настоящий фурор в балетном мире. Он написал музыку к нескольким балетным спектаклям, включая известный всему миру балет «Лебединое озеро». Это произведение искусства на слуху у каждого человека, даже у того, кто совершенно далек от хореографии.

Балет Лебединое озероСамый популярный балет в мире был создан в 1876 г. Трудно поверить, что две первые постановки не имели никакой популярности и не произвели впечатления на зрителей. Великий композитор при жизни не застал грандиозного успеха своего творения. Лишь в 1895 г. возрожденный балет в постановке хореографов Льва Иванова и Мариуса Петипа был показан на сцене Мариинского театра. Именно Лев Иванов возродил спектакль, поставив сначала второй акт, в который вошел легендарный танец маленьких лебедей. Мариусу Петипа понравилось его видение сюжета, и они стали вместе работать над постановкой. Театр балетаНовая версия балета «Лебединое озеро» имела оглушительный успех. Хореография двух великих балетмейстеров является классической, любой театр оперы и балета в мире обязательно отводит этому спектаклю важнейшую роль в своем репертуаре.

Современный балет

Говоря о том, что такое балет, нельзя не упомянуть современные театральные постановки, которые отличаются от классического балета более смелыми костюмами и раскованными движениями. Если классика предполагает строгие и четкие движения, то модерн представляет более свободную танцевальную интерпретацию. В современном балете появились новые движения, которые стали пластичнее и акробатичнее. Ценители балета по-разному реагируют на новаторство в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает только классику и считает, что настоящий балетный спектакль должен идти только в таких местах, как театр оперы и балета, а кто-то считает, что балет, как и современный мир, должен развиваться и не стоять на одном месте.

Шоу-балетЭто естественно и закономерно, можно принимать этот факт или нет, но этого не избежать. Современный балет многогранный и многоуровневый, и многие известные танцовщики с удовольствием участвуют в новых постановках, в которых оттачивают свое мастерство.

Будущее балета

Что такое балет? Многие творческие люди любят его и разбираются в движениях. Настоящий балетоман не мыслит жизни без танца. Некоторые же считают, что балетные спектакли созданы только на любителя, и не понимают, в чем смысл данного искусства. Однако ни одна страна мира не представляет себе культурную жизнь без балета. Это тот вид сценического искусства, который будет жить вечно. Он будет меняться, появятся новые постановки, новые талантливые балетмейстеры и танцовщики, новые ценители и просто зрители, но его популярность никогда не исчезнет, потому что танец бессмертен.

Интересные факты о балете, история развития, русский балет, факты из жизни артистов балета

Такой вид искусства как балет уже несколько столетий радует людей, и всё это время танец развивается и усложняется. Ценителям балета когда-то давно с появлением этого вида искусства иногда приходилось проделывать длинный путь, чтобы насладиться танцевальным представлением, но на сегодня, к счастью, всё упрощено. Балет может понравится не каждому, но это лишь дело вкуса.

Балет как искусство

  1. Узнавая о балете, стоит сказать, что это настоящий спорт. Обучение данному виду искусства продолжается 10 лет и минимум 20 часов в неделю. Помимо балета балеринами изучаются современный танец и актерское искусство.
  2. В собственной длительной эволюции балет всё больше приблизился к спорту, утратив по дороге драматургическую значимость ролей. Иногда балет даже опережает спорт по технике, но отстаёт по содержанию.
  3. В балете имеется 5 основных позиций ног и рук, в которых носки ног выворачиваются наружу. Такие позиции пришли к нам из фехтования. И это совсем не удивительно, потому что первые танцоры в балете – это именно мужчины- дворяне, а все они в то время обучались технике фехтования.
  4. Первую балерину женщину мир увидел лишь в 1681 году. В начале ХVIII века в балете балерин женского пола стало гораздо больше, нежели танцоров-мужчин.
  5. Ведущие солисты балета называются примой и премьером.

История балета

Впервые балет упоминался в XV веке. Сохранились сведения о том, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предлагал для очередного бала объединять несколько танцев. Это и помогло ему написать торжественный финал с окончательным названием «балет».

Сам же танцевальный жанр появился несколько позже в Италии. Точка отсчета балетного искусства — 1581 год. Именно в это время Бальтазарини в Париже поставил собственный спектакль на основании музыки и танца.

Термин «балет» возник в конце XVI века. Тогда он означал не спектакль, а только танцевальный эпизод, что передает определенное настроение. Подобные «балеты» состояли из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего персонажей греческих мифов. После таких «выходов» был общий танец, который называли «большим балетом».

В XVII веке популярность приобрели и смешанные представления с названием «опера-балет».  При этом огромное значение в данных постановках отводилось именно музыке, а не танцам. Только за счет реформ балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобрел классические очертания с настоящим «хореографическим языком».

При царствовании Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особенного великолепия. Людовику самому нравилось принимать участие в балетах, и собственное известное всем прозвище «Король-Солнце» он получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В 1661 году Людовику удалось создать Королевскую академию танца и музыки, куда входили 13 ведущих танцмейстеров. Их обязанностью было сохранить танцевальные традиции.

Вскоре после этого открылась Парижская опера, где балетмейстером назначили того же Бошана. Под его руководством сформировалась и балетная труппа. В первое время в ее составе были только мужчины. Женщины же на сцене Парижской оперы начали выступать только в 1681 году.

Зарождение балета

День зарождения балета во всем мире — 15 октября 1581 года. Именно в это время во Франции на суд публики собственное творение представлял балетмейстер из Италии Бальтазарини. Его балет назывался «Комедийный балет королевы» или «Цирцея», а продолжалось такое представление примерно 5 часов.

Первые французские балеты в собственной основе имели народные и придворные танцы с мелодиями. Совместно с музыкальным оформлением в спектакле присутствовали и разговорные, и драматические сценки.

Дальнейшее развитие балета

Дальнейшее развитие и расцвет балета пришлись на эпоху романтизма. Ещё в 30-х годах XVIII века французская балерина Камарго захотела укоротить юбку и полностью отказалась от каблуков, что дало ей возможность ввести в собственный танец заноски.

К концу XVIII века балетный костюм стал значительно более свободным и лёгким, что в немалой степени поспособствовало сильному скачку в развитии данного танца. Попытавшись сделать собственный танец более воздушным, исполнительницы стали вставать на кончики пальцев, что и привело к созданию пуант. Далее пальцевая технология женского танца начала бурно развиваться.

Первая женщина, которая применила танец на пуантах в форме выразительного средства — Мария Тальони. Драматизация балета при этом потребовала также развития балетной музыки. 

Русский балет

Первый русский балет — «Балет об Орфее и Евридике» был поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медленные танцы тогда вмещали в себе смену изящных поз, ходов и поклонов, а также чередование речи и пения. Никакой существенной роли в развитии сценического танца это не сыграло. Это был только очередной царский «каприз», привлекавший внимание собственной необыкновенностью и новшеством.

Лишь спустя четверть столетия за счет реформ Петра I, танец и музыка стали частью быта у русского общества. В дворянские учебные заведения вводились обязательные занятия по танцам. При дворе выступали выписанные из-за границы оперные артисты, музыканты и балетные труппы. Об этом свидетельствуют исторические факты.

В 1738 году удалось открыть первую в России балетную школу, и спустя 3 года 12 мальчиков и 12 девочек из дворцовой челяди смогли стать первыми в России профессиональными танцовщиками. Вначале им приходилось выступать в балете иностранных мастеров в роли фигурантов, а позднее и в главных партиях. Прекрасный танцовщик тех времен Тимофей Бубликов блистал не только в Санкт-Петербурге, но и в Вене.

В начале XIX-ого века русский балет достиг собственной творческой зрелости. Российские танцовщицы того времени смогли привнести в танец одухотворенность и выразительность. Достаточно того, что А. С. Пушкин это прочувствовал, называя танец своей современницы Авдотьи Истоминой «душой исполненный полет».

Современный балет

Современный балет отказался от присутствия пуантов и пачек, что пришли на смену свободным, удлиненным одеяниям балерин, создававшим воздушный и утонченный образ. Множество танцоров начали выходить на сцену и совсем босиком.

Современный балет говорит «нет» классическим позициям ног и рук, а также сложному вывороту, что характерен для классического балета. Также в современности отказались от высоких прыжков и нарочитого удлинения рук и ног.

Развитие современного танцевального искусства стало для знаменитых балетмейстеров возможностью показать собственное мастерство, потому что балетные традиции, которые складывались годами, почти не пополняются новыми элементами и не берут в учет современные тенденции балетного танца.

Современный балетный танец за счет определенной свободы движения и танца, не стесненных множественными правилами, дает возможность заниматься балетом даже в зрелости. Это связано с тем, что такой танец в стиле модерн не потребует проработки техники, а главное в нем – естественная пластика тела, что позволяет выполнять сложные движения.

Интересные факты о балете

  • В среднем прима-балерине необходимо примерно 300 пар пуантов. Таким образом расход на них составляет более 1 пары в день, считая выходные дни. У обычной балерины за год может уйти примерно 100 пар.
  • В среднем танцор в балете за выступление поднимает партнёршу примерно 200 раз, а это около 10 тонн суммарного веса.
  • Множество танцоров в балетном искусстве являются суеверными личностями. Одно из распространённых суеверий — зайти в гримёрку лишь с левой ноги.
  • Самое популярное в мире балетное произведение — «Лебединое озеро».
  • Самым страшным оскорблением для балета является веник, который бросили на сцену вместо охапки с цветами.
  • С 2001 года балет в Туркменистане стал запрещенным искусством.
  • Балерины действительно должны быть очень худыми и стройными. Средний вес балерины не превышает 50 кг.
  • Для изготовления одной балетной пачки потребуется примерно 15 метров тюля, а на такую работу уйдет несколько дней.

Факты из жизни артистов балета

  • В XV веке, когда Екатерина Медичи — одна из самых первых покровительниц балетного танца, вышла замуж за короля Франции Генриха II, эта страна стала главной в развитии балета.
  • Говоря о балеринах, стоит отметить самый поразительный случай, произошедший с российской балериной Ольгой Лепешинской. Она прямо на сцене поломала себе ногу. При этом характерный хруст услышали все зрители. Артистка выполнила свой номер до конца, не прерывая его даже на минуту и получила в тот день тройной перелом ноги.
  • Учитель Людовика XIV — Пьер Бошан – известный хореограф, балетмейстер и композитор. Именно он смог кодифицировать 5 положений ног. Это единственные 5 позиций, когда удобнее всего двигаться в любом направлении. 
  • В 1831 году прима-балерина Мария Тальони сумела произвести фурор танцем на носочках в самодельных пуантах. Она снабдила собственные атласные тапочки кожаной подошвой, а также укрепила носки, создавая коробку возле основания пальцев. Еще она набила кончики данной коробки небольшой подушкой.
  • Анна Павлова считается одной из великих балерин всех времен. Она стала первой женщиной, которая когда-то совершила мировое турне со своей труппой, показав балет людям, которые даже никогда не слышали о нем. Всего одно ее выступление покорило мир.

Голосуй за пост!

Загрузка…

Тоже интересные факты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *