Поза шивы йога – исторические параллели. Какие существуют позы в йоге, позы для медитации

Содержание

Натараджа-асана (поза Шивы [полная форма])

Натараджа-асана (поза Шивы [полная форма])

Натараджа-асана (поза Шивы [полная форма])

Натараджа-асана (поза Шивы [полная форма]) техника выполнения: Асана почти полностью совпадает со своей подготовительной формой, за исключением того, что нога поддерживается не за лодыжку, а за большой палец. Локоть руки, поддерживающей ногу, направлен вверх. Такое положение руки позволяет ноге приблизиться вплотную к голове.

Опытные практикующие с гибким телом могут пальцами ноги коснуться затылка или взяться за пальцы ноги обеими руками.

Примечание: Эту форму натараджа-асаны рекомендуется практиковать только после того, как будет в совершенстве освоена подготовительная форма. Все остальные детали выполнения полной формы натараджа-асаны остаются такими же, как и в случае подготовительной формы.

 

Вариант (поза танцующего Шивы)

Натараджа-асана (поза Шивы [полная форма])

Станьте прямо, поднимите левую ногу так, чтобы ее бедро расположилось горизонтально, а сама нога была бы направлена вперед и чуть согнута в колене. Ступня обращена прочь от тела и немного вправо от правой ноги. Левую руку держите в одной плоскости с левой ногой так, чтобы ее кисть была обращена вниз и наружу. Согните правую руку так, чтобы предплечье оказалось в вертикальном положении, а ладонь была направлена вперед; правый локоть находится над левым запястьем, пальцы правой руки сложены в чин – или гьяна-мудру. Взгляд направьте вдаль, в сторону горизонта. Все остальные детали остаются такими же, как и для подготовительной формы

Йога в Казани

АЮРВЕДА ИЗ ИНДИИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И КРАСОТЫ ПО МИНИМАЛЬНЫМ ЦЕНАМ! БОЛЬШОЙ АССОРТИМЕНТ В НАЛИЧИИ И ПОД ЗАКАЗ

© Все материалы сайта охраняются законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке активная ссылка на источник Аюрведа https://www.evaveda.com обязательна!

Изображая Шиву

эка пада урдхва вирасана

1. Эка Пада Урдхва Вирасана

Вариация позы Героя
Чтобы баланс в Натараджасане был устойчивым, связки и мышцы, расположенные вокруг колена, должны быть сильными и эластичными. Для правильного выполнения позы также необходимо, чтобы мышцы, расположенные на передней и внутренней поверхностях бедра, хорошо удлинялись. Разработать их можно в Эка Пада Урдхва Вирасане. Опуститесь на колени в полуметре от стены лицом к центру комнаты. Продвиньте левое колено назад и расположите голень на стене. Поместите правую стопу на пол и согните ногу так, чтобы колено находилось на одной линии с лодыжкой. Если давление левого колена на пол слишком сильно, по­сте­ли­те на пол одеяло.

Опустите кончики пальцев рук на пол по обеим сторонам от правой стопы. Не теряя сосредоточенности, отпускайте напряжение – так вы сможете войти в позу глубже. Если чувствуете, что готовы выполнить более сложную вариацию, поместите ладони на правое бедро и, оттолкнувшись от него руками, на выдохе поднимите корпус. По возможности приближайте спину и ягодицы к стене. Поднимайте переднюю поверхность таза. Стремитесь к тому, чтобы ягодицы находились с внутренней стороны левой стопы, то есть положение левой ноги и таза было аналогично их положению в классической Вирасане.

Чтобы поза развивалась, направляйте копчик вниз и подавайте нижние ребра назад. Стягивайте внутренние поверхности ног друг к другу. Когда почувствуете, что пробыли в асане достаточно долго, наклонитесь вперед, опустите кончики пальцев рук на пол и освободите левую ногу. Затем выполните позу в другую сторону.

баддха конасана


2. Баддха Конасана

Поза Связанного Угла
Укрепить и удлинить мышцы, расположенные вдоль внутренней по­верх­но­сти бедра, можно и в Баддха Ко­на­са­не. Эти мышцы относятся к аддукторам, их задача – приводить бедра друг к другу и вращать их. Они также стабилизируют таз, особенно в положении стоя на одной ноге. Выполняя Натараджасану, не укрепив ад­дук­то­ры, мы рискуем потерять равновесие в позе и, что еще хуже, травмировать поясницу. Сядьте на кирпич и согните ноги в коленях. Соедините по­дошвы, разведите колени в стороны и приведите пятки как можно ближе к тазу. Потянитесь макушкой вверх к по­то­л­ку и на выдохе наклонитесь вперед.

Удлиняйте внутренние по­верх­ности бедер от пахов к коленям и опускайте бедра вниз. Вытягивайте корпус вперед от таза, а не от талии. Не толкайте колени к полу – позвольте им мягко опускаться вслед за бедрами. Пребывайте в позе в течение нескольких циклов дыхания, затем на вдохе под­ни­митесь. Медленно разверните корпус впра­во, вытянитесь вверх от внутренней поверхности левого бедра и на­кло­ни­тесь к правой ноге.

Ос­та­вай­тесь в этом положении несколько секунд, а затем повторите асану в другую сторону. Если при выполнении

Баддха Конасаны на опоре вы не ощущали дискомфорта в бедрах, коленях и нижней части спины, можете усилить вытяжение в позе, сев на пол. Существуют еще более сложные вариации: сидя на полу, можно по­оче­ред­но размещать одну стопу на кирпиче, а вторую прижимать к его грани или же помещать на опору обе стопы одновременно.

вирабхадрасана III


3. Вирабхадрасана III

Поза Героя III
Позы стоя помогают развить силу и целеустремленность, необходимые для Натараджасаны. Крепкие и эластичные мышцы-аддукторы помогут нам сохранить равновесие в Вирабхадрасане III (позе Героя III). Встаньте в Тадасану (позу Горы) и расставьте стопы на ширину 90–110 см. Разверните правую ногу наружу, а левую стопу слегка заверните внутрь. Вытяните руки в стороны и опуститесь в Триконасану (позу Треугольника). Поверните голову и посмотрите на большой палец левой руки. На вдохе согните правую ногу в колене и приблизьте левую стопу на 30 см к правой.

Опустите кончики пальцев правой руки на пол справа от стопы, ладонь и плечо – на одной линии. На выдохе войдите в Ардха Чандрасану (позу Полумесяца), выпрямив правую ногу и подняв левую параллельно полу. Вытягивайте левую ногу через пятку. Задержитесь в позе на несколько циклов дыхания. Чтобы войти в Ви­ра­бха­дра­са­ну III, разверните корпус и таз к полу и вытяните руки вперед. Подтягивайте коленную чашечку правой ноги вверх и прижимайте к полу подушечку под большим пальцем. Удлиняйте внутреннюю поверхность правой ноги и вытягивайте левую ногу через пятку. Смотрите вперед между ладонями – так вы сохраните баланс и сосредоточенность.

Выполняйте асану в течение 5–10 циклов дыхания. Затем выполните Паривритта Ардха Чандрасану (Скрученную позу Полумесяца): разверните корпус вправо, опустите левую руку на пол, а правую вытяните вверх. Посмотрите на правую ладонь. Потом опустите левую стопу на пол и войдите в Паривритта Триконасану (Скрученную позу Треугольника). Задержитесь в ней на 5–10 циклов дыхания, а затем выполните последовательность в обратном порядке. Отдохните и повторите всю серию асан в другую сторону.

мукта хаста ширшасана


4. Мукта Хаста Ширшасана

Ширшасана без Опоры на Руки
Чтобы балансы на одной ноге были устойчивыми, плечевые и тазобедренные суставы должны быть раскрыты одинаково хорошо. Если поясничный или шейный отделы позвоночника недостаточно стабильны, а правый тазобедренный сустав при этом выше левого, то левое плечо будет жестким. Аналогично, нестабильный или малоподвижный плечевой сустав создаст жесткость в шее и нижней части спины, что затруднит прогиб в Натараджасане. Решить эту проблему можно, развив силу и гибкость плечевого пояса. Идеальный способ сделать это – практиковать Ширшасану (Стойку на Голове). Если вы не готовы к выполнению сложных вариаций этой позы, практикуйте классическую Стойку на Голове.

Сохранить равновесие в Мукта Хаста Ширшасане довольно сложно, поэтому лучше выполнять ее в полуметре от стены. Войдите в классическую Стойку на Голове и стабилизируйте позу. Затем расплетите пальцы рук, оторвите от пола правый локоть и запястье. Продвиньте правую ладонь вперед к центру комнаты и прижмите ее к полу, плечо и предплечье образуют прямой угол. Когда положение тела станет стабильным, сделайте то же самое левой рукой, войдя таким образом в Шир­ша­са­ну II. Удерживайте предплечья параллельно друг другу. Поднимайте плечи от пола вверх. Задержитесь в этом положении на 3–5 минут.

Поочередно вытяните руки перед собой параллельно друг другу, ладони развернуты к потолку. Втягивайте локти и не позволяйте плечам двигаться к голове. Вытягивайте ноги и удлиняйте все тело вверх. Освоившись в этой вариации, разверните ладони к полу и медленно разведите руки в стороны, расположив их на одной линии с плечами. Учитесь сохранять равновесие в этом положении. Затем продвиньте руки за спину, стремясь расположить их параллельно друг другу. Выполняйте каждую вариацию в течение одной минуты.

натараджасана


5. Натараджасана

Встаньте в Тадасану и прижмите стопы к полу. Перенесите вес на правую стопу. Втяните головку кости правого бедра в сустав и подтяните коленные чашечки. Сосредоточьтесь на том, чтобы сохранить равновесие. Если при входе в позу вы будете терять баланс, остановитесь и сконцентрируйтесь. Продолжите выполнение асаны только тогда, когда почувствуете, что ум и тело сфокусированы и готовы к работе. Отведите левую стопу назад, согните ногу в колене и поднимите ее вверх.

Разверните левую руку ладонью наружу, согните ее в локте, отведите назад и захватите левую стопу. Вы также можете накинуть на стопу ремень и захватить петлю. Поднимайте левую ногу и отводите стопу назад до тех пор, пока бедро не окажется параллельно полу. Втягивайте лодыжку с внешней стороны и поднимайте ее к голени. Поймав равновесие, разверните левое плечо наружу и направьте локоть в потолок.

Поднимите пе­ред­нюю поверхность таза к диафрагме, а копчик направьте к полу, удлинив нижнюю часть спины. Заворачивайте левое бедро внутрь и выравнивайте верхнюю часть таза. Поймав баланс в этом положении, вытяните правую руку вверх, заведите ее за голову и захватите левую стопу. Опуская плечи вниз и разворачивая их наружу, поднимайте грудную клетку. Не забывайте вытягивать левую ногу назад. Пребывайте в асане в течение 20–30 секунд, а затем выполните ее в другую сторону. Нормализует гормональный баланс. Успокаивает нервную систему. Способствует улучшению кровообращения в органах малого таза. Освобождает диафрагмальную область от напряжения.

Асана 8. Скручивание лежа на спине (натараджасана («танцующий Шива»))

Асана 8. Скручивание лежа на спине (натараджасана («танцующий Шива»))

Данное положение – прекрасное завершение комплекса асан.

Описание. Исходное положение – лежа на спине.

Согните правую ногу в колене и поставьте правую стопу на левое колено. Левая нога при этом остается выпрямленной. Правая рука прямая и вытянута в сторону на полу. Сделайте вдох и на выдохе, левой рукой надавливая на правую ногу в области колена, попытайтесь приблизить правое колено к полу слева, при этом таз и позвоночник разворачиваются влево. Голову разверните вправо и посмотрите на правую руку. Скручиваясь, прижмите правое плечо и лопатку к полу (старайтесь приблизить правое колено к полу, не отрывая правое плечо и лопатку).

Сделайте несколько глубоких дыханий, удерживая положение с приятным усилием для большего скручивания до 30 секунд. Постепенно, сохраняя положение, расслабьтесь еще больше, глаза держите закрытыми.

Выходите из положения плавно, на вдохе верните в исходное положение голову, корпус и таз. Поменяйте ногу и руку и скрутитесь в другую сторону.

Эффект. Прекрасно вытягивает и одновременно расслабляет позвоночник. Возвращает на место позвонки. Благодаря скручиванию массируется вся брюшная область, улучшая обмен веществ, процессы пищеварения, перистальтику кишечника.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Натараджасана — Поза Царя Танцев ▪️ йога асаны

натараджасана

natajarasana

Натараджасана или Поза Царя танца Натараджи известна своей красотой и изящностью. Асана названа в честь великого Бога Танца Шивы, который известен своей разрушительной и смертоносной мощью.

Натараджасана имеет множество вариаций. Здесь вы найдете базовый вариант Позы танцовщицы, который отлично тренирует равновесие, формирует красивую осанку и дает хорошую растяжку мышцам ног и рук.

Техника

  • Техника выполнения Натараджасаны начинается из Тадасаны. Отметьте, что ваши ноги прямые и расположены вместе, спина прямая, плечи отведены назад. В этом положении вытягиваем левую руку параллельно полу.
  • Сосредоточьте свое внимание на равновесии. Сохраняйте баланс в течение всей практики.
  • Перераспределите вес на левую сторону. Левой стопой прижмитесь к коврику, а правую отведите назад и согните в колене, а затем поднимите наверх.
  • Бедро правой ноги должно быть параллельно полу, сохраняя равновесие, разверните правую руку в плечевом суставе и разверните вперед. Локтем стремитесь в потолок.
  • Не оттопыривайте поясницу, старайтесь завести копчик вперед, подтягивая таким образом таз к диафрагме.
  • Не разворачивайтесь вправо, разместите таз вперед и выровняйте.
  • Если вы ощущаете, что твердо стоите в позе, поднимите левую руку и заведите к правой вверх. Ухватитесь руками за стопу. Если позволяет растяжка, прижмитесь стопой к голове.
  • Следите также за тем, чтобы ваши плечи были опущены, поднятая нога в напряжении, а грудная клетка приподнята.
  • Продолжительность пребывания в Позе Танцовщицы около 20-30 сек. После завершения, следует выполните те же указания на другую сторону.

поза Танцовщицы

Эффект

Поза короля танцоров известна сильным тонизирующим эффектом для спины и исправления осанки. Натараджасану полезно практиковать в любом возрасте. Польза Натараджасаны:

  • полезна при болезнях почек;
  • выравнивает спину, улучшает осанку;
  • увеличивает гибкость позвоночника;
  • расширяет грудную клетку;
  • укрепляет лодыжки;
  • тренирует растяжку рук и ног;
  • тренирует равновесие;
  • действует успокаивающе на нервную систему;
  • улучшает работу гормональной системы;
  • повышает чувство уверенности в себе.

Противопоказания

Как и у всех асан Поза Танцовщицы имеет свои противопоказания. Натараджасана противопоказана при низком кровяном давлении, острых болезнях почек и легких.

 

Натараджасана — Поза короля танцоров

5 из 5 / 2 оценок

Пашимоттанасана — «поза сознания»

Пашимоттанасану (она же Уграсана или Брахмачариасана) называют также «позой сознания». Это связано с тем, что в энергетическом плане Пашимоттанасана способствует подъему энергии по центральному энергетическому каналу (Сушумна) к высшим центрам ( Анахата-, Вишуддхи-, Аджна-чакра) и выводит практикующего на более высокие уровни самоосознания.

Упоминание в древних текстах

Об этой позе написано в трех классических источниках по Хатха-йоге – Гхеранда-самхита, Хатха-йога Прадипика и Шива-самхита.

Гхеранда-самхита:

2.22. Вытяни ноги на полу, как палки. Положи руки на обе ноги и тщательно держи руками концы ступней. Это – Пасчимоттанасана.

Хатха-йога Прадипика:

1.30. Пасчимоттанасана. Выпрями обе ноги подобно палке. Возьмись пальцами рук за пальцы ног, положи голову на колени.

1.31. Эта Пасчимоттанасана-одна из наилучших Асан, она заставляет воздух течь через Сушумну. Она разжигает желудочный огонь, делает поясницу тонкой и уничтожает все болезни.

Шива-самхита:

3.84. Из 84 Асан я упомяну Сиддхасану, Падмасану, Уграсану и Свастикасану…

3.92. Вытянув ноги и держа их врозь, возьми голову руками и положи ее на колени.

3.93. Тот, кто практикует это, достигает всех Сиддхи. Эта Асана прогоняет все скорби и дает достижение Вайю-сиддхи. Держи это в тайне и не открывай никому.

Техника исполнения и эффект

Пашимоттанасана выполняется из положения лежа на спине. Делается глубокий вдох и вместе с ним поднимаются прямые руки и кладутся на пол за головой. С выдохом следует сесть, согнуться в пояснице и наклониться к выпрямленным ногам. Руками захватываются большие пальцы ног или ступни в целом, а голова стремится к коленям. Можно применить небольшое усилие, но так, чтобы не вызвать излишнего перенапряжения или боли. Очень важно, чтобы в этой позе ноги в коленях не сгибались. Даже если голова не дотягивается до коленей, ноги все равно остаются выпрямленными. В противном случае практически весь эффект от выполнения асаны будет потерян. При регулярной практике эта поза будет даваться легче, и голова легко ляжет на прямые ноги.

В конечном положении дыхание задерживается на выдохе. В асане следует пребывать столько, сколько это комфортно без напряжения. С расслабленным вдохом нужно сесть и лечь в исходное положение на коврик. Во время возврата в исходное положение руки скользят вдоль тела. С выдохом стараемся полностью расслабиться.

Есть вариант выполнения Пашимоттанасаны, в котором дыхание не задерживается, а практикующий медленно и глубоко дышит животом. В этом случае рекомендуется отсчитывать вдохи-выдохи и пребывать в позе от 18 дыханий.

На физическом уровне эта поза замечательно воздействует на все органы брюшной полости, и в особенности на печень, почки

1. Асаны. Путь Шивы

1.1. Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке Хатха-Йоги лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа-Йоги.

1.2. Йогин Сватмарама после приветствия своего Гуру Шринатха, излагает Хатха-йогу для достижения Раджа-йоги.

1.3. Сватмарама дает свою Хатха-йога Прадипику как свет тем, кто погружен во мрак противоречивых мнений.

1.4. Матсиендра, Горакша и иные знали Хатха-Видья, и по их милости йогин Сватмарама также изучил ХатхаВидья от них.

1.5. Об этом говорили такие учителя: Шри Адинатха (Шива), Матсиендра, Шри Натха, Сабар, Ананд, Бхайрава, Чауранги, Минатха, Горакшанатха, Вирупанша, Билешайя.

1.6. Мантхана, Бхайрава, Сиддхи Буддха, Кантходи, Карантака, Сурананда, Сиддхапада, Чарапати,

1.7. Канери, Пуджьяпада, Нитьянатха, Ниранджана, Капали, Виндунатха, Кака Сандишвари,

1.8. Аллама, Прабхудева, Чоли, Тинтини, Бхандуки, Нардева, Кханда Капалика

1.9. и многие другие великие учителя, победившие смерть и путешествовавшие по всей вселенной, знали науку Хатха-йоги.

1.10. Как дом предохраняет от палящего солнца, так и Хатха-йога предохраняет практикующего от трех видов сжигающего зноя Тапаса (жара страстей). Как черепаха (поддерживает весь мир), так и Йога поддерживает тех, кто практикует ее.

1.11. Йогины, стремящиеся к достижению совершенства, должны поддерживать в тайне учение Хатха-Видья. Только в тайне это учение действенно и становится неэффективным, если его открыть.

1.12. Йогин должен практиковать Хатха-Йогу в маленьком помещении, расположенном в уединенном месте, где нет скал, сырости и огня, в стране, управляемым мудрым владыкой, где люди добры, а пища добывается легко.

1.13. Жилище йогина должно иметь маленькую дверь, быть без окон, невысоким и не длинным; (дом этот) должен быть хорошо обмазан (обожженным) коровьим навозом, чистым и свободным от насекомых. Кроме этого, здесь должен быть небольшой коридор с возвышением для сидения и водоем. Таким должно быть жилище йогина, описанное знатоками практики Хатха-Йоги.

1.14. Находясь в таком жилище, освободившись от всякого беспокойства, йогин должен практиковать Йогу согласно наставлениям своего Гуру.

1.15. Йогу вредят следующие 6 вещей: переедание, перенапряжение от тяжелого труда, болтливость, несоблюдение обетов — в том числе купание в холодной воде по утрам, еда на ночь, еда из одних только фруктов; беспокойная компания и отсутствие настойчивости.

1.16. Успех приносит следование следующим 6 вещам: веселость, настойчивость, мужество, истинное знание, вера, отстраненность от компаний.

1.17. Вот правила Йамы и Нийамы: Ахимса (ненасилие), Сатья (правдивость), Астейя (не брать ничего чужого), Брахмачари (половое воздержание), благословение всего, прямота, умеренность в пище, очищение — таковы правила Йамы.

1.18. Тапас (аскетизм), бодрость духа, терпеливость, вера в Бога, поклонение, благотворительность, изучение Веданты, стыдливость, подвижничество, жертвоприношения— вот, согласно учению йоги, правила Нийамы.

1.19. В Хатха-йоге на первом месте — Асаны. Это первая ступень Хатха-Видья. Нужно практиковать Асаны, которые сделают йогина стойким, свободным от недугов и придадут легкость телу.

1.20. Васиштха и другие мудрецы, Матсиендра и иные йогины — все они выполняли асаны. Я приступаю к описанию Асан.

1.21. Свастикасана. Твердо помести обе стопы между бедрами и икрами. Сядь на ровном месте. Это — Свастикасана.

1.22. Гомукхасана. Положивший правую голень на левую, а левую на правую сторону, сделает Гомукхасапу, напоминающую вид коровы (гомукха).

1.23. Вирасана. Одна стопа положена под бедро ноги, а второе бедро — на другую стопу. Это — Вирасана.

1.24. Курмасана. Положивший правую голень под левую ягодицу, а левую голень — под правую, сделает то, что йогины называют Курмасана.

1.25. Кукутасана. Прими Падмасану. Просунь руки межДу бедрами и икрами. Твердо помести ладони на землю и поднимись над землей. Это — Кукутасана.

1.26. Уттана Курмасана. Прими кукутасану, обхвати шею руками и останься поднятым подобно черепахе. Это — Уттана Курмасана.

1.27. Дханурасана. Возьми в руки носки обеих ног, подтяни их к ушам, прогнувшись как лук. Это — Дханурасана.

1.28. Матсьясана. Помести правую стопу за стопу левой ноги, согнутой в бедре, а левую стопу за правое колено. Держи правую стопу в левой руке, а левую стопу в правой руке. Полностью поверни голову и тело налево. Эту Асану изобрел Шри Матсьянатха.

1.29. Она разжигает аппетит, увеличивает желудочный огонь и разрушает страшные недуги тела, пробуждает Кундалини и останавливает нектар, текущий из той луны, которая — в человеке (Сома Чакра).

1.30. Пасчимоттанасана. Выпрями обе ноги подобно палке. Возьмись пальцами рук за пальцы ног, положи голо ву на колени.

1.31. Эта Пасчимоттанасана — одна из наилучших Асан, она заставляет воздух течь через Сушумну. Она разжигает желудочный огонь, делает поясницу тонкой и уничтожает все болезни.

1.32. Маюрасана. Положи ладони на землю, поддерживай тело твердо на локтях, прижав их к пупу (пояснице). Подними ноги в воздух, вытянувшись, как палка.

1.33. Маюрасана устраняет недуги живота, водянку, болезни селезенки, уничтожает все недуги, порожденные действием желчи, слизи и газов. Легко переваривается чрезмерная пища и даже смертельный яд.

1.34. Шавасана. Ляг на спину на землю, полностью вытянувшись, как труп. Это Шавасана (поза трупа). Она уничтожает полноту и дает отдых уму.

1.35. Шива дал 84 Асаны. Я опишу 4 самых важных из них.

1.36. Сиддха, Падма, Симха, Бхадра. Из них самая удобная и самая лучшая — Сиддхасана.

1.37. Сиддхасана. Крепко прижми к Иони (анусу) пятку одной ноги слева от половых органов. Вторую пятку положи справа от половых органов. Подбородок прижми к груди. Держи чувства под контролем. Смотри неподвижно в пространство между бровями. Это — Сиддхасана, открывающая дверь к спасению.

1.38. Эта Сиддхасана делается также и таким образом: помести правую пятку над половыми органами, а левую — над правой.

1.39. Одни называют ее Сиддхасаной, другие — Ваджрасаной, еще называют ее Муктасаной или Гуптасаной.

1.40. Так же, как умеренное питание — важнейшее в Йаме, а Ахимса (ненасилие) — важнейшее в Нийаме, так и Сиддхасана — важнейшая из Асан.

1.41. Из 84 Асан Сиддхасана должна практиковаться всегда. Она очищает 72 000 Нади.

1.42. Самосозерцанием, умеренной пищей и практикой Сиддхасаны за 12 лет йогин достигает Йога-Сиддхи.

1.43. Когда Сиддхасана выполняется успешно, ПранаВайю успокаивается и задерживается Кэвала-Кумбхакой, другие Асаны выполнять уже ни к чему.

1.44. Успех в Сиддхасане дает Унмани-Авастха (состояние «не ума»), и три Бандхи делаются сами собой.

1.45. Нет Асаны, подобной Сиддхасане, нет Кумбхаки (способа задержки дыхания), подобной Кэвала, нет Лайи (растворения) подобной Нада (внутренний звук).

1.46. Падмасана. Помести правую пятку на левое бедро, левую пятку — на правое бедро. Перекрести руки за спиной и возьмись за пальцы ног. Подбородком надави на грудную клетку и устреми взор на кончик носа. Падмасаной называется эта Асана, уничтожающая все недуги тела у тех, кто соблюдает Иаму.

1.47. Помести стопы плотно на бедра противоположных ног. Руки положи на бедра ладонями вверх.

1.48. Смотри на кончик носа и прижми язык к основанию верхних зубов; подбородок прижми к груди и медленно поднимай Апана-Вайю (сжиманием ануса).

1.49. Это Падмасана, разрушитель всех недугов. Простым смертным она не доступна, только мудрецам.

1.50. Приняв Падмасану и поместив ладони одна против другой, плотно прижми подбородок к груди и размышляй о Нем (Брахмане). Поднимай Апана-Вайю вверх (часто делая Мула-Бандху, сжимание ануса), а Прану с помощью сжимания горла опускай вниз. Прана и Апана встречаются в области пупа. Происходит пробуждение Кундалини-шакти и высшее знание достигается.

1.51. Йогин, сидящий в Падмасане и контролирующий свое дыхание, несомненно становится освобожденным.

1.52. Симхасана. Помести голени по обе стороны ануса и половых органов. Правую голень на левую сторону, а левую — на правую сторону.

1.53. Ладони помести на колени, вытянув пальцы, и Устреми взор на кончик носа, открыв при этом рот и сосредоточив мысли.

1.54. Симхасана высоко ценится лучшими из йогинов. Она эффективнее вместе с тремя Бандхами.

1.55. Бхадрасана. Помести голени по обе стороны от промежности. Правая голень справа, левая слева.

1.56. Затем согни бедра, руками обхватив их (и прижав к земле). Это Бхадрасана, разрушающая все недуги.

1.57. Знающие йогины называют ее Горакшасаной. Иогин должен без устали практиковать все эти Асаны до| тех пор, пока он не почувствует боль или усталость.

1.58. Он должен очистить Нади, совершая Мудры, Асаны и Кумбхаки.

1.59. Регулярно сосредотачиваясь на (внутреннем звуке) Нада и практикуя Хатха-Йогу, Брахмачарин, соблюдаюший диету, достигнет успеха за год.

1.60. Умеренная диета это молочная сладкая пища, посвященная Шиве и оставляющая четверть желудка свободной.

1.61. Иогинам нельзя есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее; орехи и листья бетеля, рисовое масло и сезам (кунжут восточный), горчицу, вино, рыбу, мясо животных, творог, сливочное масло, мелкий горох, плоды Chaasa (тропическое растение) и чеснок.

1.62. Пищу остывшую, разогретую, пересоленую, прокисшую йогин должен избегать, как нездоровую. Нужно воздерживаться от согревания у огня, общения с женщинами и от путешествий.

1.63. Горакша говорит: вначале следует избавиться дурной компании, от согревания зимой у огня, от половых сношений и от длительных путешествий; от купания рано утром, от спешки и от тяжелой физической работы.

1.64. Йогин может использовать без опаски следующие вещи: пшеница, рис, ячмень, молоко, топленое масло из молока буйволицы, сладости, мед, сухой имбирь, огурцы, овощи и хорошую воду. Это благоприятно для тех, кто практикует Йогу.

1.65. Пусть йогин ест укрепляющую пищу сладкую, приготовленную с топленым маслом и молоком (такая пища) повышает настроение, (улучшает состояние) тела, соответствуя его желаниям.

1.66. Всякий, кто действительно практикует Йогу, достигнет успеха, будь он молод, стар или даже дряхл, слаб или болен.

1.67. Успех (Сиддхи) достигается практикой. Как мож-| но достичь успеха без практики? От одного только чтения книг по Йоге успех не придет.

1.68. Сиддхи не достичь ношением одежды йогина или разговорами о Йоге. Лишь в безустанной практике секрет успеха. Это несомненно, и нет иного.

1.69. Различными Асанами, Кумбхаками и другими божественными способами путь Хатха-йоги приводит к плодам Раджа-Йоги.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Родословная асаны — Размышления о йоге

rodoslovnaya

Сколько существует асан йоги, откуда и когда они появились? Попробуем разобраться.

Сегодня миллионы людей во всем мире растягивают и скручивают свои тела в причудливые и замысловатые позы, которые называют асанами. А сам этот процесс называют йогой.
Популярна также идея, что это чрезвычайно древняя практика, возраст которой составляет не менее 5 – 6 тысяч лет. Основополагающим трактатом йоги объявлены «Йога Сутры» Патанджали, и считается, что истоки современной практики коренятся именно в нем. Однако в этом тексте об асане говорится только, что это неподвижная и удобная поза, которая достигается при прекращении усилия и сосредоточения на бесконечном, и благодаря которой прекращается воздействие парных противоположностей.

Ни одна конкретная асана в «Йога Сутрах» не называется.

В значительно более поздних текстах, относящихся к традиции хатха-йоги, перечисляется совсем небольшое количество асан, наверное, на порядок меньшее, чем практикуется сегодня. Откуда же взялись все остальные?

Сколько существует асан?

Shiva_Statue_Murdeshwara_Temple«Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой.»

«Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8.400.000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84», — сообщает «Горакша Самхита» («Горакша Паддхати») — вероятно, один из самых ранних хатха-йогических текстов. http://www.namaste.md

Ему вторит другой текст – «Гхеранда Самхита», который датируется приблизительно XVII веком: «Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире».

То есть, согласно древним текстам, существуют 8.400.000 живых существ. Интересно, что цифра эта несильно расходится с подсчетами современных ученых. По их оценкам, на Земле обитают 8.700.000 тысяч видов живых организмов. Это приблизительная цифра, высчитанная математически, т.к. далеко не все виды сегодня открыты и изучены. Это: 7,77 млн. видов животных, 298 тысяч видов растений, 611 тысяч видов грибов, 36,4 тысячи видов одноклеточных микроорганизмов. Факт, в очередной раз подтверждающий мудрость и правоту древних мудрецов.

Но возможно ли придать человеческому телу такое количество – 8 400 000 — разнообразных поз, даже если они отличаются друг от друга совсем незначительно? Здравый смысл подсказывает, что нет. Но ведь у Шивы явно не человеческое тело. В иконографии Шива традиционно изображается четырехруким, а две дополнительные руки увеличивают количество возможных положений в несколько раз. Так что для Шивы такое количество асан вполне доступно.

Асаны в древних текстах

Sapta Chakra, from a Yoga manuscipt in Braj Bhasa lanaguage with 118 pages. 1899.Иллюстрация из трактата «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIIIв.

Итак, посмотрим, сколько асан описывается в древних текстах.

«Йога Сутры» Патанджали – 0.

«Горакша Самхита» — 2: сиддхасана и камаласана (падмасана).

«Шива Самхита» —  описаны 4: сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.

«Тирумандирам» Тирумулара — 8: бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.

«Хатха-йога Прадипика» — описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.

illustrВ трактате «Шри Таттва Нидхи» (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине.

«Гхеранда Самхита» — говорится о 32 асанах, которые «можно использовать людям в этом мире», и дается описание 31. Это: сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга и йогасана.

 

Далее в тексте упоминается также сукхасана и описываются випарита-карани мудра, маха мудра и пашини мудра, которые с условным приближением тоже можно отнести к асанам.

Текстов, перечисляющих все 84 асаны, всего 2. Это «Хатхаратнавали» Шринивасы, датирующаяся приблизительно XVII столетием, и описывающаяся 36 из 84* асан, и «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIIIв., описывающая все 84 асаны.

Но, уже со второй половины XVIII века асаны начинают потихоньку размножаться. В трактате «Шри Таттва Нидхи» (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине. Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Эра Кришнамачарьи

Тирумалай КришнамачарьяТирумалай Кришнамачарья, с которого, по сути, началась современная йога.

Сам Кришнамачарья в обосновании своей новаторской йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши – чрезвычайно древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи». То есть, кроме Кришнамачарьи и, возможно, Паттабхи Джойса, никто этого текста не видел. Еще более удивительно, что не было сделано ни одной копии со столь древнего и ценного манускрипта.

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни. Это тоже древний текст, который также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации, зрительно им воспринят, запомнен и позже записан. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются, например, все конасаны, сарвангасана и др.

Тут, однако, уместно вспомнить, что асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет. И следовательно, нужны какие-то подготовительные и промежуточные упражнения, позволяющие развивать силу и гибкость. Поэтому дополнение практики новыми асанами было вполне оправдано.

Асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет.Асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет.

Бесконтрольное размножение

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины XX века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями. В частности, каталог Дхармы Миттры, вышедший в 2003 г., содержит 608 асан. А еще ранее Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан, которая и сегодня украшает стены многих йога-центров по всему миру. Причем в эту схему площадью в несколько квадратных метров вошли далеко не все асаны: первоначально для нее было сделано 1350 фотографий. При этом, просматривая даже такие объемные каталоги, любой опытный практик скажет, что там не все асаны, и вспомнит еще несколько. Впрочем, жизнь показывает, что новые асаны появляются по всему миру постоянно.

dharma mattraДхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан.

В 2009 году индийское правительство озаботилось вопросами правообладания на йогу и выразило намерение запатентовать 1500 (!) асан! Сравните с двумя — четырьмя асанами древних текстов. Вот к чему приводит бесконтрольное размножение!

Асаны и культурное наследие Индии

Откуда столько – 1500 асан? Энтузиасты этого проекта уверяют, что все эти асаны описаны в древних текстах. Доля истины здесь, безусловно, есть. В пуранах, итихасах и упанишадах эпизодически встречаются названия и даже описания некоторых поз, которые никто не мешает называть асанами. Например: «Заняв позицию алидха…» или «сев в позу баддха-парьянка» («Калика пурана») и др. Возможно, если «по сусекам погрести, по амбарам помести», в недрах великого литературного наследия древней и средневековой Индии можно отыскать  древние корни многих современных практик.

Каларипаятту - одно из древних боевых искусств Индии.Каларипаятту — одно из древних боевых искусств Индии.

Индии также никогда не были чужды традиции воинского искусства и соответствующей физической подготовки воинов. Боевому искусству посвящена одна из шести упавед (околоведических текстов, посвященных отдельным областям знания) – Дханурведа. Возможно, именно из воинской подготовки пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.?

Асана как форма тапаса

tapasviniСадху слева держит руку поднятой вверх более 40 лет; садху справа постоянно стоит на одной ноге, даже когда спит.

Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса – формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.

Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела.Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела.

Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.? Йогины,  практикующие такую форму тапаса до сих пор встречаются в Индии. Они годами и десятилетиями стоят на одной ноге, держат усохшие за время практики руки поднятыми вверх и т.д.

Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела. Кое-что, похоже, было заимствовано и у них.

 

Йогини и махасиддхи

84 сиддха.84 махасиддха.

Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Кроме наиболее известных представителей индийского пантеона существуют многочисленные другие изображения, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Правда, махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя, но их положения тоже не отличаются разнообразием. И это неудивительно, т.к. в досовременную эпоху йога отождествлялась не с асанами, а с медитацией.

Храм 64 йогинь.Храм 64 йогинь.

Тандава – танец творения и разрушения

Еще один замечательный иконографический источник – караны Танца Шивы. Существуют 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, и некоторые из них действительно чрезвычайно напоминают современные асаны, если, конечно, закрыть глаза на то, что у Шивы, в отличие от нас, четыре руки. Например, 50 – lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; 53 — sakramandalam  — похожа на маласану,  66 – athikrantham — мостик, 107 — sagadasyam  — дханурасана и др.

tandava2Некоторые караны Танца Шивы чрезвычайно напоминают современные асаны, если, конечно, закрыть глаза на то, что у Шивы, в отличие от нас, четыре руки.

Впрочем, и классический индийский танец, теоретические основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, известные нам натараджасана, капотасана, врикшасана часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям. http://www.namaste.md

bharatanitiamИзвестные нам натараджасана, капотасана, врикшасана часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Йога и западная физкультура

illustr2Иллюстрация из книги М. Синглтона «Тело йоги», показывающая идентичность асан, демонстрируемых Айенгаром, и популярных в Европе гимнастических упражнений.

Но, как бы велико ни было культурное наследие Индии, исследования и публикации последних 10 – 15 лет доказали, что и Запад внес свой вклад в разнообразие современной практики асан. Самым известным трудом по этой теме является, наверное, книга Марка Синглтона «Тело йоги», где приводятся фотографии, показывающие, что Кришнамачарья заимствовал и включил в свою практику асан многие упражнения и акробатические элементы из популярных в начале XX столетия на Западе гимнастических систем. Более того, автор настаивает, что именно они и легли в основу йоги Кришнамачарьи. И выходит, далеко не вся йога уходит корнями в глубокую древность, и «новодел» в ней составляет изрядную, если не большую, часть. На этом фоне забавно выглядит скрупулезное выстраивание некоторых асан, бывших «в девичестве» гимнастикой или акробатическим трюком, ради того, чтобы «прана правильно распределялась по телу».

Так йога ли это?

Возникает вопрос: насколько правомерно в таком случае всю современную практику называть йогой и отождествлять с древней традицией? Что ж, меняется жизнь, меняется человеческое тело и сознание, меняется мир вокруг нас, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь как живое учение к потребностям современного человека. Просто не нужно излишне мистифицировать современную йогу и искать  метафизические аспекты и скрытые сакральные смыслы там, где их нет. А тот факт, что с каждым годом в практику йоги вовлекается все больше людей во всем мире, и все больше людей находят в ней источник хорошего физического самочувствия и душевной гармонии, говорит о том, что никакие нововведения йоге не мешают, а делают ее только лучше. И, в конце концов,

йога  — это не асаны, древние или современные, а состояние души!

 

tandavaИзвестный современный гуру традиции Шайва-Сиддханта Шивая Субрамуниясвами (1927 — 2001) собрал одну из немногих полных коллекций из 108 статуэток, изображающих 108 каран Танца Шивы.

* Асаны «Хатхаратнавали»: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, гомукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

 

Comments

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *