Техника бега 30 метров: Техника бега на 30 метров (стр. 1 из 6) – Нормативы бега на 30 метров для школьников и взрослых

Нормативы бега на 30 метров для школьников и взрослых

Видео рекомендация ГТО

Как пробегать быстро 30 метров?

Именно скорость преодоления нормативного расстояния определяет оценку сдающего. При этом иногда крайне важно получить высокую оценку. К примеру, сдавая норматив при поступлении в ВУЗ. Тут вторую попытку никто не даст, не то что в школе. По традиции спринтерские дистанции принято разделять на 4 ключевых этапа:

  1. Старт;
  2. Разгон;
  3. Бег;
  4. Финиш;

бег на 30 метров

Бегая 30-метровку особое внимание уделяется второму этапу. От быстроты набора максимальной скорости зависит и конечный результат. Для быстрого развития максимальной скорости нужно на старте сделать 3 быстрых шага. Данный прием позволяет быстро стартовать, что оказывает положительное влияние на общее время пробега. Бегая по дистанции шаги должны быть широкими, а касание поверхности минимальное. Спортсменам, выбирающим короткие дистанции, известно, что дистанция должна быть преодолена максимально быстро. Это означает, что бегун направляет все свои физические и психологические качества на стремительное начало бега, развитие максимальной скорости, ее сохранение до конца забега и быстрое преодоление дистанции. При этом важно соблюдение техники бега, чтобы и финиш был достойным.

Техника бега на 30 м.

техника бега на 30 метров

Чтобы правильно начать стартовый разгон, нужно полностью выпрямить ноги при отталкивании от дорожки. При этом нет необходимости в высоком поднятии стоп. Однако нужно постепенно увеличивать длину и скорость шагов. Такую методику бега можно достигнуть в результате длительных тренировок. Спортсмены отмечают, что после того, как шаг становится постоянным завершается стартовое ускорение. Стремиться сразу получить такие результаты не следует, переход к высоким показателям должен быть плавным. Кстати, двигаясь по дистанции, не стоит резко выпрямляться и измерять шаги сразу после разгона. Приобретенная скорость должна сохраняться вплоть до финиша.

Бегая на короткой дистанции, упор стопы делается на переднюю часть, лишь слегка касаясь дорожки пяткой. Руки должны энергично двигаться, оставаясь при этом согнутыми. При повороте стоит сохранить скорость, стопы повернуть в нужном направлении и немного наклонить корпус. Линия финиша должна быть преодолена на максимальной скорости, чтобы не был ухудшен конечный результат.

сдача нормативов при беге на 30 метров в школе

Какие особенности характерны бегу на короткие дистанции?

Короткие дистанции для бега – это 30, 60, 100, 200, 400 м. Такому бегу требуются высокая скорость и превосходная координация. И крайне важно соблюдение техники, чтобы и результаты были отличными. Тренеры отмечают, что начинать бег следует с низкого старта. У этого есть некоторые преимущества – ускорение, возможность разгона до нужной скорости уже в начале бега. Оттолкнуться от стартовой линии необходимо под острым углом. Кроме того, важно быстрое и правильное выполнение движений как ногами, так и руками.

Правила тренировки для бега на 30 метров

При беге на короткие дистанции особое значение имеют скоростные качества, которые и должен развивать бегун. В частности, всю основную нагрузку получают мышцы голени. Однако под напряжением находятся все мышцы ног. Вот почему невозможно обучаться бегу на дистанцию в 30 метров, если не произвести силовую подготовку ног. Спортсменам рекомендуется выполнение:

  • Кросса по пересеченной местности;
  • Частых подъемов в гору;
  • Бега по местности с разным рельефом;
  • Интервальных тренировок, когда необходимо чередование бега на максимальной скорости и бега трусцой.

Любая тренировка должна развивать скоростные качества, наращивать силу ног. Важно также укрепление сердечно-сосудистой системы, поскольку бег на небольшие дистанции предусматривает работу организма на предельной возможности. А потому каждая система должна будет преодолеть такую нагрузку.

6.96.76.01 ступень (6-8 лет)7.16.86.2
6.26.05.42 ступень (9-10 лет)6.46.25.6
5.75.55.13 ступень (11-12 лет)6.05.85.3
5.35.14.74 ступень (13-15 лет)5.65.45.0
4.94.74.45 ступень (16-17 лет)5.75.55.0

Мужчины

Женщины

4.84.64.36 ступень (18-24 лет)5.95.75.1
5.45.04.66 ступень (25-29 лет)6.46.15.4
6.35.74.97 ступень (30-34 лет)7.36.85.7
7.16.35.27 ступень (35-39 лет)7.97.25.9
7.97.35.68 ступень (40-44 лет)8.57.96.2
8.17.66.08 ступень (45-49 лет)8.78.26.5

Бег на 30 метров — нормативы и видео

Одним из популярных способов измерения скоростных способностей человека является бег на 30 метровую дистанцию на время. Частое применение данной дистанции обусловлено ее простотой, поскольку требует только наличие беговой дорожки и секундомера.

Также стоит отметить, что дистанция 30 метров позволяет определить скоростные способности в любом возрасте не затрагивая выносливость, поскольку даже бег на 60 метров требует определенного запаса выносливости на последних метрах дистанции.

Бег на тридцать метров не регламентируется ИААФ, а значит по нему не проводятся Чемпионаты Европы и мира. К тому же нет официальной статистики по лучшему времени на данной дистанции. Соответственно дистанция не может входить в программу Олимпийских игр.

Нормативы в беге на 30 метров

Впервые этот норматив сдается в 1 классе школы и продолжает использоваться вплоть до 11 класса. В дальнейшем при сдаче внутренних экзаменов для поступления на военные или спортивные факультеты также необходимо выполнять тридцатиметровый бег. Стоит отметить, что ВУЗы и военные академии могут принимать свою нормативную программу по отношению “результат, оценка”, а значит нельзя сравнивать их между собой.

Нормативы бега на 30 метров

МальчикиДевочки
54354

3

1 класс

6,16,97,06.67,47,5
2 класс6,26,87,26,36,9

7,3

3 класс

5,76,27,05,86,37,2
4 класс5,66,06,35,76,3

7,0

5 класс

5,56,06,55,76,26,7
6 класс5,55,86,25,86,1

6,5

7 класс

5,05,35,65,35,66,0
8 класс4,85,15,45,15,6

6,0

9 класс

4,64,95,35,05,55,9
10 класс4,75,25,75,45,8

6,2

11 класс

4,44,75,15,05,3

5,7

Таблица нормативов учитывает возрастные и физиологические особенности развития ребенка, а также различие физических способностей по гендерному (половому) признаку.

Как пробежать 30 метров быстрее?

От того, как быстро удастся пробежать нормативное расстояние зависит оценка сдающего. При этом важность получения высокой оценки может быть разной. Например, при сдаче норматива во время поступления в ВУЗ второй попытки не будет, но в школе такой шанс существует.

Традиционно спринтерские дистанции разделяются на 4 основных этапа:

  1. Старт
  2. Стартовый разгон
  3. Бег по дистанции
  4. Финиширование

В случае 30 метров особое внимание необходимо уделить второму этапу. Чем быстрее удастся набрать максимальную скорость, тем выше будет конечный результат.

Чтобы развить максимальную скорость за считанные метры дистанции необходимо в самом начале сделать три быстрых шага из стороны в сторону. Этот прием обеспечит быстрый старт, который положительно скажется на времени пробегания. При беге по дистанции необходимо выполнять широкие шаги с минимальным временем касания поверхности.

Предлагаю к просмотру 10 минутное видео, в котором подробно рассказывается для чего выполняется норматив, а также какие функции организма отвечают за хороший результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Бег на 30 метров нормативы на время по классам – Бег / ГТО

выполнение нормативы на 30 метров

Многие профессиональные спортсмены не раз отмечали, что помимо физической подготовки, при спринтерском беге, очень важна и техника спортсмена, бегущего дистанцию. Именно по этой причине, сегодня и было решено, во всех подробностях, проанализировать все аспекты бега спортсмена, совершающего забег на 30 метров. В профессиональном спорте данная дистанция не включается в состав соревнований, однако в целом она является очень важной составной деталью различного рода зачётов и физических тестов, особенно для физического развития в школьных классах.

Нормативы бега на 30 метров, с высокого старта

Мальчики

Девочки

5

4

3

5

4

3

1 класс

6,16,97,06.67,47,5

2 класс

6,26,87,26,36,97,3

3 класс

5,76,27,05,86,37,2

4 класс

5,66,06,35,76,37,0

5 класс

5,56,06,55,76,26,7

6 класс

5,55,86,25,8
6,1
6,5

7 класс

5,0

5,3

5,6

5,3

5,6

6,0

8 класс

4,8

5,1

5,4

5,1

5,6

6,0

9 класс

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

10 класс

4,7

5,2

5,7

5,4

5,8

6,2

11 класс

4,4

4,7

5,1

5,0

5,3

5,7

Одним из самых главных компонентов бега на короткие дистанции является стартовая позиция. При беге на 30 метров старт осуществляется с верхней позиции. Для её занятия необходимо выгнуться вперед в верхней части туловища под углом 45 градусов. При этом опорная нога должна остаться на месте, в то время как другая нога должна быть выставлена вперед. На переднюю ногу должен быть максимально перенесен вест тела спортсмена, собирающегося пробежать данную дистанцию.

Как только спортсмен услышит стартовый сигнал необходимо броситься вперед. Совершив первые 5-6 шагов, необходимо перевести тело в вертикальное положение и далее продолжать бег до самого финиша именно в такой позиции. Для извлечения наибольшей скорости по ходу забега необходимо, чтобы стопа на протяжении всей дистанции занимала верное положение во время бега. Беговой шаг должен совершаться при использовании спринтерской техники. Основная идея данной техники заключается в том, что с землей будет взаимодействовать только носок и лишь верхняя часть стопы. Ни в коем случае не следует полностью становиться на ногу, так как подобного рода движения замедлят стартовую скорость и общее продвижение по дистанции.

Для кого-то это может показаться мелочью, но аэродинамика при беге на 30 метров является одним из ключевых компонентов. В этой связи очень важно, чтобы на протяжении всего забега у спортсмена руки были зафиксированы в положении расслабленного кулака. Ошибкой будет являться полное выпрямление рук во время бега или напряженное сжатие их в кулаках. Данный компонент, в случае несоблюдения, добавит несколько десятых к конечному результату, что может существенно повлиять на общее время забега.

бег девочек 30 метров

Немаловажную роль играет и само положение рук. Во время дистанции руки должны быть согнуты в локтях. Основная их задача – это способствовать сохранению веса и координации при передвижении по беговой дорожке. Желательно во время бег максимально расслабиться и бежать свободно, при этом сохранив наивысшую концентрацию и нацеленность на результат. Руки при этом должны работать перекрёстно. Скованность в мышцах и движениях будут являться негативным фактором, которой может повлечь ухудшение итогового времени забега.

Помимо перечисленных основных компонентов, также имеет значение ряд других технический особенностей бега на дистанции 30 метров. Основной задаче спортсмена, совершающего забег, является удержание стартовой скорости на протяжении всей дистанции и сведение скоростных потерь к минимуму. При совершении отталкивания необходимо, чтобы нога находящаяся сзади полностью выпрямлялась. После того, как нога достигла прямого положения, необходимо расслабленно согнуть ее в колене и вынести бедром вперед.

Особое внимание следует также уделить и положению стопы во время бега на спринтерской дистанции. На протяжении всей дистанции стопы необходимо ставить прямо. Можно вообразить, что забег осуществляется по прямой линии, за пределы которой выходить запрещается. Также ни в коем случае не следует выбрасывать стопы вперед при передвижении по дистанции. Старайтесь по ходу дистанции стараться увеличить длину шага, при этом важно, чтобы увеличение шага проходило постепенно.

Для любой беговой дистанции очень важным элементом является финиш спортсмена. Бег на 30 метров, в данном случае, не является исключением. Очень часто успешный финиш может помочь спортсмены уменьшить общее время прохождения дистанции на несколько десятых. Однако при этом, очень важно осознавать, что применять технику ускоренного финиширования необходимо лишь в том случае, если спортсмен полностью отдаёт себе отчёт в том, что он в состоянии совершить манёвр подобного рода.

При приближении к финишной черте, человеку, выполняющему забег, в последний момент необходимо податься грудью вперёд для того, чтобы максимально приблизить время пересечения грудью финишной прямой. Как известно, время останавливается в забегах для спортсмена после того, как он пересечёт грудью финишную ленточку. В этой связи на дистанции 30 метров не так важно чтобы обе ноги пересекли финишную прямую. Так как на этой уйдёт намного больше времени. Чем на пересечении финишной линии грудью. Удачного забега и покажите свои лучшие секунды в забеге на 30 метров.

Нормативы бега на 30 метров в таблицах

Норматив бега на 30 метров — один из многих требований, сдача которых предусматривается в большом количестве видов спорта, начиная с легкой атлетики и футбола, а заканчивая плаванием и сдачей нормативов ГТО. Кстати, в последние годы спорт развивается стремительно. И вновь школьники сдают нормы ГТО, получают сертификаты и значки. Для начала ознакомимся с техникой бега на 30 метров и правилами этого норматива, ведь именно от этого, как минимум, зависит результат спортсмена.

Бег на 30 метров. Правильная техника

Человек на стадионе

Стоит начать с того, что на профессиональном уровне данный норматив либо вообще не сдается, либо сдается очень редко. Связано это с тем, что там для спринтеров предполагаются более длинные дистанции, начиная со 100 метров и больше.

Перед основной частью тренировки не следует пренебрегать разминкой. Особое внимание необходимо уделить коленным суставам и стопам, потому что именно они подвергаются самым высоким нагрузкам. Лучше всего подходят упражнения на растяжку.

Мужчина начинает бежать

Правильной стартовой позицией в данном случае будет верхняя. Это связано с тем, что в таком случае время, затраченное на разгон, будет минимальным. Опорная нога, то есть та, с которой удобнее стартовать спринтеру, выставлена вперед и согнута в колене. Большую часть веса тела необходимо перенести именно на это опорную ногу. Тело должно находиться под углом 45 градусов. Задняя нога слегка согнута, почти выпрямлена. Стопы стоят параллельно друг другу и повернуты прямо по направлению бега.

Расположение рук противоположно постановке ног. Та рука, которая соответствует выставленной назад ноге, находится спереди. Обе руки сгибаются в локтях под 90 градусов.

Старт

Человек бежит

Как только прозвучал стартовый сигнал, необходимо со всей силы броситься вперед, чтобы за наименьший промежуток времени достичь максимальной скорости. Помните, что очень часто дистанция в 30 метров пробегается меньше, чем за 5 секунд.

Во время бега руки сохраняют то же положение: локти согнуты под 90 градусов. Нельзя махать выпрямленными руками, поскольку это не только не придаст скорости, но и как раз наоборот, снизит ее. Это связано с тем, что если движения руками имеют слишком большой размах, то корпус будет «болтаться» из стороны в сторону. А это — драгоценные доли секунды. Ладони не сильно сжимаются в кулак.

Очень важно на протяжении всей дистанции сохранять максимальную скорость, которая, как правило, достигается спустя 1,5-2,0 секунды после старта. Скоростные потери должны быть минимальны. Но здесь многое зависит от физической подготовки спортсмена к таким нагрузкам.

Важно бежать как можно более широкими шагами, а не мельтешить. На таких коротких дистанциях большую роль играют как ширина шагов, так и их частота. Ноги в коленях должны работать подобно машинным амортизаторам, то есть пружинить при каждом шаге, выбрасывая спортсмена с большой силой. Как только нога достигает прямого положения, необходимо тут же согнуть ее в колене и вынести вперед бедром.

Человек бежит по дороге

С поверхностью земли соприкасается исключительно один только носок, а не вся стопа целиком. Это увеличивает взрывную силу и снижает вероятность повреждения голеностопа и надкостницы. Сами же стопы ставятся не в стороны и не внутрь, а строго прямо по направлению бега. Это значительно снижает вероятность получения травмы и увеличивает скорость спортсмена.

Как бы ни было удивительно, но тело во время забега должно быть расслабленно, так как наличие напряженности сковывает движения, снижает бдительность и, следовательно, увеличивает вероятность возникновения грубых ошибок. Однако это не отменяет важности того факта, что сохранение внимательности и концентрации во время забега крайне важны.

Финиш

Как и старт, так и финиш имеют одинаково большое значение, влияющее на результат забега. Перед пересечением финишной черты нужно максимально выставить грудь вперед, так как время останавливается в тот момент, когда грудь спринтера пересекает финиш. Особенно это важно в том случае, когда финишной чертой является натянутая лента. Но здесь важно не переборщить и не потерять равновесие совсем, ведь это может привести к падению спортсмена.

Нормативы бега на 30 метров для школьников

Нормативы для учеников средней и старшей школы представлены на картинке.

Таблица с нормативами

Следует отметить, что нормативы бега на 30 метров для 9 класса и старше очень высокие. Школьники могут пробегать дистанцию за 5 секунд.

Нормативы бега на 30 метров ГТО

Если говорить о сдаче ГТО, то здесь данный вид норматива полностью совпадает со школьной программой. Отметка «5» приравнивается к золотому значку, «4» — к серебряному, «3» — к бронзовому.

Норматив бега ГТО на 30 метров могут сдавать только школьники, то есть до 5-ой ступени, а дальше идут уже 60 и 100 метров.

Возрасты по ступеням:

  • 1 ступень — 6-8 лет;
  • 2 ступень — 9-10 лет;
  • 3 ступень — 11-12 лет;
  • 4 ступень — 13-15 лет;
  • 5 ступень -16-17 лет.

Заключение

Девушка бежит по дороге

Как и любая другая спортивная дисциплина, бег на 30 метров требует от спортсмена не только хорошей физической подготовки, но и определенных знаний и владений техникой. Ведь это важно не только для хорошего результата, но и для сохранения здоровья спринтера. Во время бега, пусть он и длится всего 5-6 секунд, особо сильной нагрузке подвергаются именно стопы, голени, голеностопы, надкостница и коленные суставы.

Поэтому перед тренировкой и соревнованиями особое внимание следует уделять правильной разминке. Про разминку никогда не стоит забывать или пренебрегать ею, ведь именно из-за этого часто случаются разрывы связок или сильные растяжения. Лучше потратить время на разминку и показать хороший результат, чем навредить организму. Хорошенько разомнитесь и приступайте к выполнению упражнений. Удачи на беговых дорожках!

План-конспект урока по физкультуре по теме: Конспект урока по физической культуре на тему: «Бег 30 метров»

5. ания в ходьб

вдох

Построение в одну шеренгу, организационные команды: рапорт, объявление темы и задач урока.

Даёт команды:

«Равняйсь!», «Смирно!».

 «Нале-во!»,

 «Напра-во!»,

«Кру-гом»,

 «Нале-во!».

Сегодня вы пробежите дистанцию 30 м. Ваша основная задача — преодолеть всю дистанцию без отдыха. Время на дистанции будет измерено.

В обход налево шагом марш (соблюдаем дистанцию 2-3 шага)

Формулирует задание:

1) Руки вверх. На носках

2) Руки к плечам, на пятках

3) Руки на пояс, на внешней стороне стопы

Бегом марш.

Дает методические указания: бежим в среднем темпе, дистанция 2 шага.

«Шагом марш!». Дает методические указания: восстанавливаем дыхание

«Направляющий на месте!» (счёт учителя под левую ногу) «Стой! Раз! Два!», класс

 «Налево!», «по три рассчитайсь» Первые номера 4 шага

Вторые номера два шага «Вперед марш!»

Общеразвивающие упражнения  (ОРУ) в движении:

И.п.; руки на пояс, наклоны головы;

 1)И.п.; руки на пояс, наклоны головы;

  — влево — вправо – вперед — назад

2) И. п.; руки к плечам:

поочередное круговое движение согнутых рук вперед — назад (на 4 счета)

3)И.п.; ноги на ширине плеч, левая рука вверх, правая рука вниз, махи рукой поочередно чередуя руки;

(на 4 счета)

4) И.п.; ноги врозь, руки напояс, наклоны туловища вперед, назад,вправо,влево.

5) И.п.; ноги врозь, руки за голову, повороты вправо, влево

6) И.п.; основная стойка, — махи рукой перед грудью (на 1-2), на 3-4 махи рукой влево, чередуя вправо.

7) И.п. – основная стойка, руки на пояс. Выпад вперед правой ногой, смена ног, выпад вперед левой ногой.

8) Упражнение «мельница» 8-10 раз Кисти рук плотно прижаты к плечам. Смена ног (с пятки, на носок)

9)  И п.—о.  с.,  руки  напояс.  Два  прыжка вперед, двапрыжка назад. Дыхание свободное.

на 3-4 махи рукой влево, чередуя

вправо.

7) И.п. – основная стойка, руки на пояс.

Выпад вперед правой ногой, смена ног,

выпад вперед левой ногой.

8. Упражнение «мельница»

Техника бега на 30 метров (стр. 3 из 6)

Уже в полетной фазе начинается опускание маховой ноги на спору. У спортсменов-разрядников это движение осуществляется с большой скоростью в направлении вниз-прямо на опору, нога ставится на дорожку плоско с носка. Скорость опускания ноги у начинающих спортсменов меньше, направление движения — вниз-вперед с постановкой ноги остро с носка или на всю стопу.

Движения при финишировании выполняются двумя способами. Первый способ называется «бросок грудью», при котором бегун на последнем шаге резко наклоняется грудью вперед на ленточку, руки при этом отводятся назад. При втором способе с одновременным наклоном туловища вперед производится поворот туловища вокруг вертикальной оси с касанием финишной ленточки плечом.

Для того, чтобы не допустить падения при финишировании за линией финиша, маховая нога быстро выставляется вперед, туловище выпрямляется, таз выносится вперед, плечи отводятся назад с продолжением бега по инерции и постепенным уменьшением скорости.

5.Силы, вызывающие двигательное действие, их происхождение и взаимодействие

Человек является самодвижущейся системой, поскольку первопричиной его движений служат внутренние силы, создаваемые мышцами и приложенные к подвижным звеньям тела. К внутренним относятся и силы инерции, приложенные к центрам масс разгоняемых и тормозимых звеньев тела («фиктивные» силы инерции) или к другим звеньям тела либо к внешним предметам («реальные» силы инерции). (Рис.4.1) Сила инерции (Fин) равна произведению массы всего тела или отдельного звена на его ускорение и направлена в сторону, противоположную ускорению. Поэтому сила инерции замедляет и разгон, и торможение.

Наряду с внутренними на человека действуют внешние силы. При беге к ним относятся: сила тяжести, сила сопротивления воздуха.

Сила тяжести (гравитационная сила) приложена к центру масс и равна произведению массы тела на ускорение земного тяготения:

G = mg ( g= 9,8 м/с² ).

Например, при массе тела 50 кг сила тяжести близка к 500 Н.

Сила лобового сопротивления воздуха приложена к центру поверхности тела. Она увеличивается пропорционально квадрату скорости. Например, при скорости 9 м/с сила лобового сопротивления воздуха в 4 раза больше, чем при скорости 4,5 м/с, и в 9 раз больше, чем при скорости 3 м/с. Расчеты показывают, что при скорости бега 8 м/с ее величина достигает 20 Н.

Сила реакции опоры не является движущей силой. Но ее измеряют и изображают графически (Рис.5.1), для того чтобы определить результат совместного действия всех сил (и внутренних, и внешних). Отталкиваясь от опоры, человек воздействует на нее с силой отталкивания, которая состоит из двух компонентов: статического — веса (постоянного и равного силе тяжести) и динамического компонента. Динамический компонент может иметь место только при движениях, выполняемых с ускорением, когда все тело или отдельные звенья разгоняются или тормозятся.

В конечном итоге силы действия ног на опору отображают всю совокупность внутренних и внешних сил, действующих на тело человека. То же можно сказать и о силе реакции опоры, которая равна по величине силе действия на опору, но противоположно направлена. Как видно из Рис.5.1., сила действия на опору (а также и реакция опоры) имеет две составляющие: вертикальную и горизонтальную. Их величины изменяются во времени, о чем судят по динамограмме бега.

Горизонтальная составляющая динамограммы бега и ходьбы состоит из двух полуволн: отрицательной и положительной. Отрицательная полуволна

Рис.8

G-сила тяжести, Fин – сила инерции, Р — вес тела, Rст и Rдин – статический и динамический компоненты реакции опоры, Fв – сила сопротивления воздуха; 1) F– сила действия ноги на опору (как и сила реакции опоры) содержит две составляющие: вертикальную и горизонтальную, 2) если линия действия опорной реакции не проходит через общий центр масс тела, то возникает опрокидывающий момент. соответствует начальной фазе периода опоры, когда происходит неизбежное торможение. Ее следует по уменьшать, для чего непосредственно перед постановкой ноги на опору надо делать активное «загребающее» движение. В результате раньше начинается вторая положительная полуволна динамограммы, показывающая как изменяется во времени сила, продвигающая вперед бегуна. Ее величина у высококвалифицированных бегунов достигает 500 – 600 Н.

Значительно больше амплитуда вертикальной составляющей динамограммы. При беге она достигает у мастеров спорта 2800Н, а у новичков 1300Н.

На величину силы действия на опору влияют свойства дорожки и материал, из которого изготовлена обувь.

Мягкое покрытие дорожки и обувь с амортизаторами делают технику бега более соответствующей критерию комфортабельности. Тем самым уменьшается давление на суставы и межпозвоночные диски. Эти перегрузки вреднее, чем принято думать. И не случайно те, кто бегает трусцой по асфальту и в жесткой обуви, часто жалуются на боли в пояснице и суставах.

Вертикальная (сплошная линия) и горизонтальная (пунктир) составляющие силы действия на опору в спринтерском беге (по М. А. Каймин, В. В. Тюпе)

6. Задачи, средства, методы, методические указания для формирования и совершенствования умений и навыков в беге на 30 метров

Технику бега принято условно делить на следующие фазы: старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Высокий старт

По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.

Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.

По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).

По команде: «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.

Методическая последовательность обучения технике высокого старта

1. Старты во время ходьбы в наклоне, выполняемые по сигналу учителя или при подходе к определенной отметке.

2. Старты «падением» из положения стоя на двух ногах (на носках) и на одной (толчковой) ноге.

3. Старты «падением» из положения согнувшись вперед (в наклоне), руки опущены вниз или на коленях.

4. И.п. – стоя в широком шаге в наклоне вперед, сильнейшая (толчковая) нога впереди. Руки полусогнуты в локтевых суставах, одна впереди, другая, одноименная выставленной вперед ноге, отведена назад. Имитация активного выноса вперед сзади стоящей ноги от бедра в сочетании с перекрестной работой рук.

5. Высокий старт из положения стоя, выставив вперед сильнейшую (толчковую) ногу.

Старт с опорой на одну руку – разновидность высокого старта

Старт с опорой на одну руку – вариант высокого старта – применяется, кроме того, как упражнение, подводящее к низкому старту.

В отличие от высокого старта по команде: «На старт!», ноги здесь согнуты сильнее, вес тела больше переносится вперед. Рука, противоположная ноге, выставленной вперед, касается грунта, другая, согнутая в локте, отведена назад.

По команде: «Внимание!» тяжесть тела переносится на руку и толчковую ногу.

По команде: «Марш!» бегун производит отталкивание от грунта рукой и обеими ногами. Первые шаги следует делать с большим наклоном, постепенно уменьшая его.

Методическая последовательность обучения технике старта с опорой на одну руку

1. Принятие положения высокого старта с опорой на одну руку по команде: «На старт!».

2. Перенос тяжести тела вперед с опорой на одну руку и впереди стоящую ногу по команде: «Внимание!», вернуться в положение «На старт!».

3. Бег с высокого старта с опорой на одну руку без сигнала.

4. Бег с высокого старта с опорой на одну руку по сигналу учителя.

Стартовый разгон

Стартовым разгоном называют бег на начальном участке дистанции после старта, где спринтер развивает скорость, близкую к максимальной, и постепенно принимает характерное для бега по дистанции положение, чтобы обеспечить плавное увеличение длины шага и соответственно скорости бега. В начале стартового разгона бегун должен сохранять достаточный наклон тела вперед, но не чрезмерный (во избежание падения). Чем лучше у спринтера развиты скоростносиловые качества, тем в большем наклоне он сможет удержать туловище, чтобы обеспечить себе благоприятные условия для отталкивания.

Важнейшая задача учителя при обучении стартовому разгону – научить постепенному выпрямлению туловища.

Бег по дистанции (прямой)

Почувствовав, что скорость бега приблизилась к максимально возможной и бежать дальше в наклоне становится неудобно, бегун постепенно выпрямляет туловище и бежит по дистанции, стараясь совершать беговые движения свободно, без напряжения.

Во время важнейшей фазы спринтерского бега – отталкивания – бегун мощным отталкиванием распрямляет толчковую ногу в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. При этом эффективному отталкиванию способствует энергичный вынос впередвверх бедра маховой ноги. В безопорной полетной фазе нога, которая закончила отталкивание и двигалась вначале назад-вверх, сгибается в колене и продолжает движение впередвверх. Одновременно с этим маховая нога энергично разгибается, опускается вниз и ставится на грунт. Упругая постановка ноги обеспечивается за счет приземления на переднюю часть стопы и некоторого сгибания ноги в коленном суставе. Это позволяет смягчить силу удара о грунт, сократить тормозную фазу опоры.

Небольшой наклон туловища вперед во время бега по дистанции сохраняется. В момент отталкивания поясница должна быть слегка прогнута и напряжена. Согнутые в локтях руки двигаются вперед – назад свободно и энергично в соответствии с ритмом беговых шагов.

План-конспект урока по физкультуре: Конспект урока на тему: «Обучение технике бега на 30 метров»,УМК «Физическая культура» под ред. В.И Лях (1 кл.)

№ п/п

Содержание

Дозировка

ОМУ

Формируемы УУД

Подготовительная часть (15 мин)

1

Построение, сообщение темы урока

2 мин

«Класс в одну шеренгу становись!»

«Здравствуйте!»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«Меня зовут: Алёна Игоревна»

«По порядку — рассчитайсь!»

«Тема урока: «Обучение технике бега на 30 метров. Бег на 30 метров».

«Направо!»

«В обход налево шагом марш!»

ПУУД: Формулирование цели и задачи урока

2

Ходьба:

— на носках

— на пятках

— на внешней стороне стопы

0,5 круг

0,5 круг

0,5 круг

«Руки вверх на носках марш!»

«Спина прямая»

«Руки на пояс на пятках марш!» «Спина прямая»

«Руки в стороны, на внешней стороне стопы марш!»

РУУД: Планирование своих действий на уроке;

Способность к волевому усилию.

ПУУД: Выделение необходимой информации;

Анализ своих действий.

КУУД: Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом.

3

Бег

Бег с захлестом голени назад

Бег с высоким подниманием бедра

Приставным шагом левым и правым боком

Ходьба на восстановления дыхания

3 мин

0.5 круг

0.5круг

0.5 круг

     

30 сек

«Бегом марш!» Дистанция 2 шага темп медленный.

 «Шагом марш!»

«Бег с высоким подниманием бедра, марш!»

«Бег с захлёстом голени  назад, марш!»

«Приставным шагом, правым боком марш!»

«Приставным шагом левым боком марш!»

4

Перестроение

      1 мин

«Направляющий на месте стой раз, два»

«Налево раз,два»

«На 1-4рассчитайсь!»

«1 номера на месте!»

«2 номера 2 шага вперед!»

«3 номера 4 шага вперед!»

«4 номера 6 шага вперед!»

«По заданию шагом марш!»

5

ОРУ на месте:

1)И. п.- ноги на ширине плеч, руки внизу.

1- поворот головы в право, руки поднимаются вперёд

2- и. п.

3-поворот головы влево, руки поднимаются вперёд

4- и. п.

2)И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам.

1-2 – круговые движение в плечевом суставе вперед

3-4 – круговые движение в плечевом суставе назад

3)И. п.- ноги на ширине плеч, руки наверху

1-2-мах руками вперёд

3-4-мах руками назад

4) И.п. –ноги на ширине плеч, руки на пояс

1- наклон туловища вправо

2- наклон туловища влево

3- наклон туловища вперед

4- и.п

5) И. п. – ноги на ширине плеч

1-наклон вперед к правой ноге

2-наклон вперед к середине

3-наклон вперед к левой ноге

4-и.п.

6)И.п- ноги на ширине плеч, руки на пояс

1-выпад вперед правой ногой

2-и.п

3-выпад вперед левой ногой

4-и.п

7)И. п. – ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой ладонями вниз

1- мах правой ногой к левой руке

2-и.п.

3- мах левой нога к правой руке

4-и.п.

8) И. п. — узкая стойка, руки на колени

1-4-круговые движения в коленном суставе вправо

5-8- круговые движения в коленном суставе влево

9) И. п.- ноги на ширине плеч руки на пояс

1-2 круг правой стопой

3-4 круг левой стопой

10) И.п. о.с

1-прыжок, ноги врозь, руки верх, хлопок

2-и.п.

3-прыжок, ноги врозь, руки вверх, хлопок

4-и.п.

 

 6 раз

     

6 раз

       6 раз

     

       6 раз

     

6 раз

       6 раз

        6 раз

       

       6 раз

6 раз

10 раз

«Посмотрите упражнение»

«И. п. принять!» Упражнение вправо  начинай!»

«Спина прямая» «Руки не сгибать»

«Посмотрите упражнение»

«И. п. принять!» «Упражнение вперед начинай!»

«Спина прямая», «Взгляд направлен вперёд».

«Посмотрите упражнение»

«И. п. принять!» «Упражнение вперед начинай!»

«Спина прямая», «Руки прямые».

« Посмотрите упражнение»

«И. п. принять!» «Упражнение вправо начинай!»

«Посмотрите упражнение» «И. п. принять!» «Упражнение вправо начинай», «Ноги прямые»

«Посмотрите упражнение» «И. п. принять!» «Упражнение начинай!» «Ноги прямые», «Смотрим прямо»

«Посмотрите упражнение» «И. п. принять!» «Упражнение начинай!» «Спина прямая», «Смотрим прямо»

«Посмотрите упражнение» «И. п. принять!» «Упражнение начинай!»  

«Посмотрите упражнение» «И. п. принять!» «Упражнение начинай!»  

«Посмотрите упражнение» «И. п. принять!» «Упражнение начинай!»  

КУУД: Продуктивное взаимодействия между педагогом и обучающимися.


РУУД: Соотнесение известного и неизвестного;

Способность к волевому усилию.

ПУУД: Выделение необходимой информации;

Структурирование упражнений;

Классификация упражнений.

5

Перестроение

        

1 мин

«Кругом!» «На свои места шагом марш!»

«Кругом! раз, два!»

Техника безопасности: «Бежим строго по своей дорожке, шнурки завязываем, смотрим под ноги».

Основная часть (25 мин)

6

Объяснение и показ техники бега на 30 метров

Техника бега на короткие дистанции.

Подводящие упражнения:

Работа рук на месте

Старты из различных

-упор присев

-спиной вперёд

Работа рук на месте и по сигналу ускорение

Бег на 30м по команде

       15 мин

 30 сек

2 раза

2 раза

30 сек

2-3 раза

 При команде «На старт!»: сильнейшую ногу поставить вплотную к стартовой линии;

немного повернуть носок внутрь;

другая нога на 1,5–2 стопы сзади;

тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги;

туловище выпрямлено;
руки свободно опущены.

При команде «Внимание!»:
наклонить туловище вперед под углом 45°;
тяжесть тела перенести на сильнейшую ногу.

При команде «Марш!»:
бегун резко бросается вперед;
через 5–6 шагов принимается вертикальное положение тела.

-скорость, достигнутая на старте, поддерживается на дистанции;

-бег должен быть ритмичным и свободным

-при отталкивании нога, находящаяся сзади, полностью выпрямляется;

-закончив отталкивание, нога расслабленно сгибается в колене и выносится бедром вперед;

-нога касается дорожки передней частью стопы;

-не следует выбрасывать стопы далеко вперед;

-во время бега руки согнуты в локтях;

-руки способствуют сохранению равновесия и поддержанию или изменению темпа движений.

Опорная нога впереди, толчковая сзади. В течении 30 секунд  работа рук на месте.

Из упора присев, по свистку ускорение до конуса.

По свистку бежать спиной вперёд, смотреть через левое плечо, до конуса.

Опорная нога впереди, толчковая сзади, работать руками, по свистку добежать до конуса.

Учащимся по свитку  пробежать 30м с максимальной скоростью.

ЛУУД: Умение использовать знания, полученные на уроках в повседневной жизни

РУУД: Планирование своих действий во внезапно сложившихся условиях;

Оценка выполненных действий;

Способность к волевому усилию

ПУУД: Выделение необходимой информации;

Выбор эффективных способов решения поставленных задач;

Сравнение выполненных действий;

Действия во внезапно сложившейся ситуации.

КУУД: Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом;

Разрешение конфликтов.

7

Подвижная игра «Захват знамени»

     8 мин

Делятся на две команды и игроки перебегают через линию, на территорию соперника одновременно обе команды. На территории соперника игрок может быть «осален» и, таким образом, «заморожен» хозяевами половины площадки. «Замороженный» игрок не имеет права двигаться до тех пор, пока его не «разморозят» («осалят») свои игроки.

Правила игры:

  • «замораживать» игроков-соперников можно только на своей территории
  • у «замороженного» игрока с флажком разрешается забрать флажок
  • флажки можно передавать из рук в руки, но не бросать

Заключительная часть (5 мин)

8

Игра на внимание

3-13-33

3 мин

 «Посмотрим, насколько вы внимательны»

На счет:

 «3» — руки вверх,

 «13» — руки к плечам,

 «33» — руки на пояс

Ребята которые ошибаются, делают шаг вперед и продолжает игру.

ПУУД: Выделение необходимой информации;

Анализ своих действий;

Рефлексия.

КУУД: Постановка вопросов;

Разрешение конфликтов

РУУД: Оценка выполненных действий на уроке

9

Построение, подведение итогов, выявление лучших игроков. Организованный выход из зала

2 мин

«Класс в одну шеренгу становись!»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

Учитель интересуется, понравился ли урок?

Что вызвало наибольшие трудности при выполнении бега?
Для чего нужен бег?

Направо раз, два

«За направляющим в обход налево шагом марш!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *