Техника выполнения работы – План-конспект урока по технологии (5 класс) на тему: Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Содержание

техника выполнения — это… Что такое техника выполнения?


техника выполнения

Sports: T . Committee manner

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • техника вывода птицы
  • техника выполнения полётов

Смотреть что такое «техника выполнения» в других словарях:

  • Техника — получить на Академике рабочий купон на скидку Учмет или выгодно техника купить с бесплатной доставкой на распродаже в Учмет

  • ТЕХНИКА —         (от греч. искусство, мастерство, умение), система искусств. органов деятельности общества, развивающаяся посредством историч. процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и… …   Философская энциклопедия

  • ТЕХНИКА — ТЕХНИКА, техники, мн. нет, жен. (греч. technike, букв. искусная). 1. Совокупность приемов и приспособлений, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда. «Техника в период реконструкции решает все.»… …   Толковый словарь Ушакова

  • техника вычислительная — Вид технических устройств, охватывающий вычислительные комплексы, различные вычислительные устройства и их части, предназначенные для выполнения в АСУ ТП функций и/или операций, содержащих математические вычисления и/или иные действия по… …   Справочник технического переводчика

  • Техника — (от греч. téchne искусство, мастерство, умение)         совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства (См. Производство) и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В Т.… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕХНИКА   — (от др. греч. искусство, мастерство, умение) – это совокупность различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для удовлетворения социокультурных потребностей. С помощью технических систем… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ТЕХНИКА — (от греч. techne умение, искусство, мастерство) 1) совокупность специально выработанных способов деятельности; 2) совокупность искусственных материально вещных средств деятельности; 3) знание о способах и средствах деятельности; 4) специфический …   Современный философский словарь

  • ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ — наиболее рациональные способы выполнения движений и моторных действий, направленные на достижение высоких результатов; Т. ф. у. постоянно совершенствуется и обновляется, становится все более эффективной. Процесс развития Т. ф. у. обусловлен… …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ТЕХНИКА — (греч. techne искусство, мастерство) собирательный термин для обозначения множества феноменов, в которых мышление (разум) обнаруживает свое присутствие (здесь бытие) в мире. Понятия Т. получаются путем феноменологической редукции в разных… …   Социология: Энциклопедия

  • Сверхвысоких частот техника —         техника СВЧ, область науки и техники, связанная с изучением и использованием свойств электромагнитных колебаний и волн в диапазоне частот от 300 Мгц до 300 Ггц. Эти границы условны: в некоторых случаях нижней границей диапазона СВЧ… …   Большая советская энциклопедия

  • ГОСТ Р 52119-2003: Техника водолазная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 52119 2003: Техника водолазная. Термины и определения оригинал документа: 112 (водолазная) телефонно микрофонная гарнитура: Элемент водолазной телефонной станции, предназначенный для приема и передачи речи между водолазом и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ 18421-93: Аналоговая и аналого-цифровая вычислительная техника. Термины и определения — Терминология ГОСТ 18421 93: Аналоговая и аналого цифровая вычислительная техника. Термины и определения оригинал документа: 51 амплитудная характеристика (операционного усилителя): Зависимость установившегося значения выходного напряжения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Ознакомить учащихся с приемами выполнения ручных стежков и строчек, техническими условиями.
  • Обучить рациональной организации рабочего места при ручных работах, соблюдению правил безопасного труда.
  • Сформировать навыки по выполнению прямых, косых стежков.
  • Воспитывать аккуратность в работе, внимательность, прививать эстетический вкус.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы стежков и строчек, набор ручных инструментов, хлопчатобумажные лоскутки, нитки, ПК, проектор.

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, сметать, наметать, заметать, пришить.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Регистрация учащихся в классном журнале.

— Проверка готовности к уроку.

II. Повторение.

Вопросы:

-Для чего надо знать свойства ткани?

-Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним относится?

— Назовите положительные и отрицательные свойства хлопчатобумажных тканей?

-Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

-Что относится к приспособлениям?

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока.

Как вы думаете? От чего зависит качество готового изделия?

(Ответы учащихся) учитель демонстрирует прихватку — игрушку или другое изделие.

Качество изделий зависит от многих факторов: от хорошо подобранной ткани, правильно построенной выкройки и т. д. Но, если все вышеназванные операции сделаны безошибочно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаше всего в таком случае изделие безвозвратно испорчено. Чтобы такого нее случилось с вашими изделиями, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Сведения о ручных стежках и строчках.

При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговицы. С ручными работами вы познакомились в начальной школе. Чтобы приступить к выполнению машинных работ, нужно повторить все, что вы изучали раньше.

Качество и безопасность работы, а также производительность труда во многом зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений и правильных приемов работы.

Шов — это место соединения деталей.

Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную. (слайд 2)

Строчка — это ряд повторяющихся стежков.

Стежок — это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Длина стежка — расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Ширина шва — расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 3)

Рассмотреть таблицу №3 в учебнике на стр. 22-23. «Виды ручных стежков и строчек»

Рис.1 Виды стежков: прямые, петельные, петлеобразные.

Виды строчек: сметочные, заметочные, выметочные, наметочные, копировальные, обметочные.

К ручным операциям относятся такие операции, которые выполняются ручной иглой, ножницами, резцом, мелом, а также работы по удалению из деталей или изделий стежков временного назначения.

Инструктаж по технике безопасности при выполнении ручных работ.

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

  1. Опасности в работе:
    повреждение пальцев иглой или булавкой;
    травма руки ножницами;
    травма глаз.
  2. Что нужно сделать до начала работы:
    посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
    положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
  3. Что нужно делать во время работы:
    быть внимательной к работе;
    надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
    вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
    класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
    передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
  4. Что нужно сделать по окончании работы:
    посчитать количество игл и булавок в игольнице;
    убрать рабочее место.

Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

При ручных работах используют следующие инструменты: иголки, наперсток, ножницы, сантиметровая лента. (Слайд 4 )

К приспособлениям относятся: булавки, манекен, лекала, колышек, резец, линейки, угольники, мелок. Таблица 1, стр. 17

— Ручные швейные иголки выпускаются под номерами от 1 до 12. Иголки нечетных номеров — тонкие и длинные. В школьной практике используют в основном иголки № 3. Они должны быть прямыми, острыми, хорошо отшлифованными и соответствовать виду ткани и выполняемой работе.

— Нитки подбирают в соответствии с тканью и видом выполняемой работы. Самые тонкие выпускают под № 100, а самые толстые — под № 10. В школе чаще всего используют № 50 и № 40. Для отделочных швов на шелковых шерстяных тканях применяют нитки № 65, 75.

Для проталкивания иголки в ткань и предохранения при этом пальца от уколов служит наперсток. Наперстки бывают четырех номеров (2, 3, 4, 5) и двух видов: с донышком и без него. Наперсток должен соответствовать размеру среднего пальца правой руки.

— Булавки (с колечком или головкой) применяются для накалывания выкроек на ткань при временном соединении деталей изделия, а также во время примерки. Острый конец булавки должен быть без заусенцев, чтобы прокалывании не затянуть или разорвать нити ткани.

— Ножницы подразделяются на портновские, закройные и хозяйственные. Портновскими ножницами раскраивают тяжелые шерстяные ткани, закройными — легкие шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные, хозяйственными — шелковые, бельевые и хлопчатобумажные ткани.

Учащимся рекомендуются хозяйственные ножницы длиной 175 — 200 мм. Один конец у них узкий, другой широкий.

— Швейный мелок представляет собой небольшие плитки особо приготовленного белого или цветного мела. Край его затачивают так, чтобы при проведении им по ткани оставался след шириной 0,5—1,5 мм. Для нанесения линий на ткань можно использовать также сухое с тонким краем мыло.

Терминология ручных работ. Таблица № 2 стр.21.

Практическая работа.

Выполнение ручных стежков и строчек при изготовлении игрушки. (слайд 6-16)

Учитель показывает учащимся приемы выполнения ручных швов, обращая их внимание на аккуратность в работе, соблюдение правил безопасности работы.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ:

  1. Меловые линии переводят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.
  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.
  3. Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.
  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки: в начале—с помощью узелка на конце нитки, в конце — двумя-тремя стежками одной длины.
  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.
  6. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.
  7. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани

Текущий инструктаж

I. Повторить правила по технике безопасности и санитарно — гигиенические требования.

НЕЛЬЗЯ:

• перекусывать нитку зубами — от этого портится эмаль и можно поранить губу; 1

• пороть швы и прорезать петли бритвой, так как можно порезать руки;

II. Пользование основными инструментами для шитья.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения

учащимися самостоятельной работы):

— разбор типичных ошибок

— вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Правила безопасной работы

Во-первых, все иголки свои собери
И маленький домик для них смастери.
Открою тебе интересный секрет:
Ты другу расскажешь, а может, и нет.

У нас у иголок имеются ушки,
Ушки, конечно же, любят подушки.
Иголкам подушку скорей подари,
На ней все иголки свои собери.

Поверь, они счастливы будут безумно,
А мы- то с тобой поступили как умно!
Не будешь иголки искать где попало,
Ну вот, и от мамы тебе не попало…

Игла в работе весела,
Она тонка и так мила!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке…
А тебе потом воткнется в пятку.

Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать,
Хотя бывает неохота.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передай.

Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь их закрыть
И на место положить.

Напомнить хочу про рабочее место-
Диван или кресло?
Усядемся лучше с тобою за столом,
И ткань здесь разложи, и мыло найдем,
Коробку достанем, где все инструменты.
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те из, которых игрушка родиться,
Рабочее место тебе пригодится!
Все правила эти обязан ты знать
И неуклонно их выполнять!

IV. Итог урока.

Анализ выполненной работы учащимися.

Вопросы для повторения:

  1. Какие нитки используют для выполнения ручных работ?
  2. Какие требования предъявляют к выполнению ручных работ?
  3. Где применяют прямые стежки?
  4. Где применяют петельные стежки?

V. Домашнее задание § 3,4

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока учителем.

Оценка работы.

Использованная литература.

  1. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”, Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
  2. Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. “Шейте сами”, “Культ-информ-пресс”, 2000г.
  3. Гильман Р.А. “Иголка и нитка в умных руках”, М.: Легпромбытиздат, 2002г.
  4. Симоненко В.Д. “Технология 5 класс”, Москва Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007г.
  5. Рудакова И. «Уроки бабушки Куми.» ,Москва, «АСТ-ПРЕС»,1994г.
  6. Путятина Е. «Учимся шить мягкие игрушки.» Ростов на Дону, «Феникс», 2003г.

Техника выполнения рисунка. Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия]

Техника выполнения рисунка

Как и в любом другом виде искусства или ремесла, в пирографии важно для конкретной работы выбрать подходящий инструмент. Как резчиков по дереву учат выбирать тот или иной резец, чтобы выполнить определенную работу, так и пирографы должны знать, что разные виды пера создают разный эффект. Это означает, что каждое перо имеет физическую форму и что эта форма будет определять, как использовать данное перо, какой эффект от этого получится и какие ограничения оно имеет. Применение правильно подобранного пера в сочетании с правильной техникой значительно улучшит любую работу по выжиганию.

Пирография напоминает, как это ни странно, обучение вождению автомобиля. Это очень «физическое» ремесло, где необходимо принимать во внимание нагрев наконечника, его тип, материал, скорость и давление. Поначалу кажется, что параметров слишком много и за всем уследить невозможно, но все это скоро войдет в устойчивую привычку.

Однако вы можете практиковаться бесконечно долго и при этом не добиться результата, если не научитесь подбирать нужное перо для конкретной работы. Не важно, какой у вас опыт, вы можете сразу же стать квалифицированным мастером, помня об этом правиле.

Давайте рассмотрим устройство и возможности использования нескольких основных перьев. Вам понадобятся три базовых пера – косое, писчее и для ретуши. Это все, что нужно для выполнения разнообразных работ по выжиганию. Большинство фирменных пирографических комплектов будут иметь вариации этих перьев. Они могут по-разному называться и немного отличаться по внешнему виду, но все они делятся на эти три типа. Так, например, подковообразное перо, хотя и имеет базовую форму для изготовления остальных перьев, функционально является скорее дополнительным, так как б?льшую часть его функций успешно выполняет писчее (клювовидное) перо. Печати (штампы) тоже являются необязательными, хотя и весьма удобными аксессуарами мастера пирографии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Техника выполнения упражнения — зачем понимать мышечную работу

Если вы занимаетесь, каким либо спортивным направлением, связанным с преодолением физической нагрузки, вы должны:

  • Соблюдать/следить за  правильной техникой выполнения упражнения;
  • Понимать, какие мышцы работают при выполнении упражнения, или хотя бы иметь приблизительное представление об этом.

Правильная техника выполнения упражнений

Начнем с пункта А, поговорим о защите вашего позвоночника от последствий неправильного выполнения упражнений.

Уверен, для вас не будет открытием, если я скажу, что при занятиях в зале с гантелями, штангами, на тренажерах, любым дополнительным инвентарем и отягощением на ваш позвоночный столб ложится определенная нагрузка. И малейшее пренебрежение в технике может отразиться незначительным повреждением межпозвоночного диска.

Но капля камень точит и при условии продолжительных наслаиваний друг на друга таких незначительных повреждений рано или поздно диск разрушается и появляется грыжа.

Запомните, прежде чем выполнять какое-либо упражнение необходимо максимально подробно изучить всю механику движения, разобраться какие мышцы, суставы работаю, как они работают. Ведь если стараться выполнять упражнение в наиболее физиологичном положении, то вероятность возникновения травм снижается.

В таких упражнениях как становая тяга, приседания, жимы стоя, не следует забывать о «замке», который формируется за счёт напряжения мышц спины, путём глубокого вдоха, выпячивания груди вперёд, сведения лопаток и прогиба в пояснице. Всё это помогает несколько легче контролировать движение.

Запомните, что позвоночный столб должен во время выполнения упражнений находится в состоянии своих физиологических изгибов. В противном случае, вектор силы сместится слишком далеко от центральной оси спортсмена и пульпозное ядро будет буквально выдавлено соседними телами позвонков и здравствуй грыжа!

Теперь поговорим о том, зачем понимать, какие мышцы вовлекаются в работу, при выполнении какой либо упражнения?

Выполняя определенное упражнение, можно абсолютно не задумываться о том, что происходит с телом, не понимать, какие мышцы работают, в каком случае их работа является наиболее эффективной и продуктивной.

Но куда больший результат атлет получает тогда, когда он понимает что и зачем он делает. Приведу простой пример.

Наиболее эффективная работа над грудными мышцами происходит при  выполнении упражнения со свободным весом, когда в работу вовлекается не только сама целевая мышца, а ещё и ряд других мускулов, помогающих преодолевать нагрузку и выполнять упражнение (например, жим штанги лежа), где по мимо грудных мышц в работу активно  включается трехглавая мышца плеча, передний пучок дельтовидной мышцы и другие.

То есть, большие  «грудные» и массивный плечевой пояс – это не только развитая мышца грудной клетки, но и другие мускулы, которые в сумме дают видимое увеличение объёмов.

Дело в том, что для правильного выполнения движений, для более эффективной проработки мышц просто необходимо понимание принципа работы вашего организма. В таком случае вы избавляетесь от многих вопросов, связанных с незнанием и непониманием.

Друзья, следите за техникой, учите технику, повторяйте технику выполнения упражнений, понимайте, какие мышцы в каком упражнении работают, и вы серьезно улучшите свои текущие результаты!

С уважением, Алексей Динулов

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ИТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Влабораторных работах используются едкие, агрессивные и ядовитые вещества. Поэтому работа в химической лаборатории безопасна лишь при строгом соблюдении общих правил и требований техники безопасности.

При выполнении лабораторных работ необходимо соблюдать сле-

дующие общие правила:

1.Содержать рабочее место в чистоте и порядке.

2.Приступать к выполнению опыта лишь тогда, когда уяснены его цель и задачи, когда обдуманы отдельные этапы выполнения опыта.

3.Опыты должны выполняться аккуратно, без торопливости, с соблюдением всех требований, содержащихся в методических указаниях.

4.В лаборатории необходимо соблюдать тишину, запрещается есть, пить и заниматься посторонними делами.

5.После использования реактива его необходимо сразу ставить в штатив, чтобы не создавать беспорядка на рабочем месте.

6.После окончания работы обязательно вымыть руки.

Среди химических реагентов имеются ядовитые вещества, оказывающие токсическое воздействие на организм человека в целом (мышьяк, сурьма, свинец, ртуть и их соединения, галогены, сероводород, оксид углерода (II), оксиды азота и др.), и агрессивные вещества, оказывающие локальные воздействия на кожу (кислоты и щелочи). При работе с ними необходимо соблюдать следующие правила по технике безо-

пасности:

1.Все опыты с ядовитыми и сильно пахнущими веществами, а также нагревание и выпаривание растворов производить только в вытяжном шкафу.

2.Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью. Нагреваемую пробирку или колбу держать отверстием в сторону, а не к себе или

ксоседу, так как может произойти выброс жидкости.

3.Определять запах вещества следует, не вдыхая пары полной грудью, а направляя их к себе лёгким движением руки.

4.Работы с кислотами и щелочами проводить так, чтобы реактивы не попадали на одежду, лицо, руки. Наливая раствор в пробирку, её надо держать на некотором расстоянии от себя.

5.При обращении с неизвестными веществами необходимо прояв-

лять повышенную осторожность. Ни при каких обстоятельствах нельзя пробовать вещество на вкус!

Техника выполнения рельефной резьбы. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]

Техника выполнения рельефной резьбы

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. При этом изображение может быть и углублено по отношению к фону – такой рельеф называется вогнутым.

По трудоемкости рельефная резьба превосходит даже плоскорельефную с подобранным фоном, так как дополняет ее технику собственными требованиями и имеет более высокий рельеф (до 6–7 мм). Если в плоскорельефной резьбе заоваливался только контур орнамента, а поверхность его оставалась плоской, то в рельефной округлость придается всем элементам орнамента, причем отдельные элементы узора после моделировки возвышаются над фоном на разную высоту.

Лучший материал для рельефной резьбы – древесина твердых лиственных пород: береза, бук, дуб, орех. Работать на такой древесине сложнее, но качество резьбы получается выше.

Для выполнения рельефной резьбы надо хорошо владеть инструментом, иметь терпение и некоторую физическую силу, быть аккуратным в работе. Необходимо также видеть пропорции между составляющими частями, правильно воспринимать и передавать объем вещей, их размеры.

При выполнении сложного рельефного орнамента начинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф потенциального объекта из пластилина или глины. Лепка рельефа перед резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы, а имея перед глазами вылепленный образец, пусть даже меньшего размера, вы справитесь с работой намного лучше и быстрее.

Для начала изготовьте рисунок (шаблон) в натуральную величину, переведите на кальку, а с кальки через копировальную бумагу – на основу. Чтобы рисунок не стерся с заготовки во время работы, его можно покрыть тонким слоем прозрачного лака или обвести линии кисточкой, смоченной в клеевой воде.

Для работы вам понадобятся все основные инструменты резчика: ножи, стамески, клюкарзы и царазики. Не забывайте и о киянке.

Надрез (рис. 33, а) производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Для надрезания прямых линий применяют косячок, для надрезания криволинейных – полукруглую стамеску соответствующего сечения. При надрезании инструмент слегка наклоняют в сторону рисунка.

Надрезать орнамент можно постепенно, в 2–3 приема. Если в орнаменте есть пересекающиеся или находящие друг на друга линии, то верхнюю из них прорезают раньше и на меньшую глубину, а нижние – во вторую очередь и на большую глубину. Контуры орнамента, соприкасающиеся с фоном, надрезают глубже, чем те, которые соприкасаются между собой.

Подрезку контура (рис. 33, б) делают отлогими средними или круглыми стамесками. Стамеску держат под углом примерно 45° к поверхности и нажимают на конец ручки ладонью. Глубина подрезки должна быть везде одинаковой.

При относительно большой глубине фона или высокой твердости древесины глубина надреза и подрезки с одного раза может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были чистыми и плавными.

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом контур обрубают полукруглыми стамесками с помощью киянки. Лезвие ставят на расстоянии 2–3 мм от линии контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамески, обрубают контур. Главное в этой работе – точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

Рис. 33. Последовательность выполнения рельефной резьбы (стрелками показано направление движения резца): а – надрез по контуру; б – подрезка к основанию надреза; в – выборка фона начерно; г – заоваливание; д – зачистка фона.

Выборку фона начерно (рис. 33, в) начинают с самых больших участков фона. Резание производят отлогими широкими стамесками или такими же клюкарзами в разные стороны в зависимости от направления волокон древесины. Стамеску держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона. После выборки глубина фона должна получиться одинаковой. Уместным здесь будет и применение ручного фрезера с установкой площадки необходимой высоты.

После первой подборки фона приступают к разработке деталей орнамента. Здесь понадобятся косяки с узким полотном и острым углом скоса, полукруглые стамески различной ширины и профиля, уголки, царазики. Высокий орнамент режьте сначала начерно, приближаясь к требуемой глубине до 3–5 мм. Затем стамеской необходимого профиля и ширины снимайте начисто, одним срезом создавая форму и окончательную поверхность.

Выявление форм рельефа включает в себя заоваливание выпуклых элементов (рис. 33, г). Сначала с помощью косячка или отлогой стамески снимают основную фаску под углом 45°, затем верхнюю фаску и наконец нижнюю. То есть фаски снимают сначала с деталей, расположенных внутри орнамента, затем с тех, которые граничат с фоном. Так же закругляют и другие формы рельефа. При заоваливании контуров необходимо правильно выявить форму выпуклого элемента – он не должен иметь резких очертаний.

Зачистку фона начисто (рис. 33, д) начинают с самых больших участков фона, располагая их почти горизонтально. Прямыми широкими стамесками работают вдоль, поперек и под углом к волокнам. Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамент. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

Схема выполнения узора в технике рельефной резьбы представлена на рис. 34.

Рис. 34. Выполнение рельефной резьбы: а – надрез; б – подрезка; в – выборка и зачистка фона и вертикального края контура; г – заоваливание контура.

Выполняя изделие в технике рельефной резьбы, решите для себя вопрос о том, есть ли необходимость в проработке фона или рельефа шкуркой, циклей. Нередко резные детали оставляют со следами резца. При таком способе работа получается более контрастной и «живой». Зритель лучше чувствует особенности дерева как материала, видит, каким инструментом работал художник, может оценить его мастерство.

Если есть необходимость сильнее подчеркнуть края деталей, сделайте еще раз надрезку и подрезку контура уже по опущенному фону. Сам фон оставьте гладким или со следами стамески, одинаковыми по всей поверхности. В другом случае фон покрывают «сеткой» с помощью пуансона-чекана.

Если срезы по контуру рельефа обрезать перпендикулярно фону и не заоваливать, получится эффект, будто весь рельеф как бы поднят над фоном. Так нередко делают профессиональные резчики.

Если фон гладкий, а толщина и площадь его позволяют, при желании и для большей убедительности можно вырезать на нем дополнительные детали орнамента, врезаясь в его глубину, но стараясь не прорезать, если нет необходимости, насквозь.

Орнамент может быть вырезан и способом контррельефа[6]. Такое дополнение сделает композицию более художественной, а значит, более выразительной. Оно демонстрирует широкие возможности рельефной резьбы, а также мастерство автора.

Есть и более простое решение при изготовлении барельефных и горельефных форм. Их можно собрать из частей, как конструктор. Элементы вырезают по отдельности и закрепляют клеем на отдельно подготовленном фоне.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

План-конспект урока по технологии (5 класс) на тему: Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ.

            Инструменты и приспособления.

             Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор инструментов для выполнения ручных работ.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся.

  1. Повторение пройденного материала

Вопросы:

  • Для чего надо знать свойства тканей?
  • Перечислите, какие свойства тканей вы знаете. Что к ним  относится?
  • Назовите положительные свойства х/б тканей.
  • Назовите положительные свойства льняных тканей.
  • Назовите отрицательные свойства х/б и льняных тканей.

3.Изучение  нового материала.

1. Чтение вступительного текста к разделу «Ручные работы» (учебник, с. 14).

  • Какие качества развивает у девушки умение шить?
  • Что нужно для того, чтобы научиться шить?
  • Как вы считаете, какими ручными работами вы уже владеете?
  1. Слово учителя.

— Перед тем, как начнем работу с тканями, которые мы изучили, надо правильно оборудовать свое рабочее место.

  • Очень важно, чтобы то место, где мы шьем, было хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
  • Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
  • Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить.
  • Голову слегка наклонить вперед.
  • Нельзя опираться грудью о стол.
  • Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем  на 10 см.
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
  • Перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на  руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.

Для выполнении различных ручных работ необходимы следующие инструменты:

  • Сантиметровая лента,
  • Ножницы,
  • Иглы для ручных работ,
  • Булавки,
  • Наперсток, нитки, подушечка для игл и булавок,
  • Мел.

Инструменты должны храниться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего.

После работы все инструменты и  рабочее место надо обязательно убирать.

Сообщение учащимися, о том как появилась иголка. (план с. 43-44)

Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров и без заусенцев.                                                                                Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от №1 до №12, самые толстые иглы №12.

 Иглы подбирают в зависимости от ткани, из которой шьется изделие. Для х/б тканей      используют иглы №1-3.

 От номера иглы зависят и нитки, которыми шьют. Если шьют из х/б ткани, то используют нитки № 40-80.

Наперсток  предназначен для предохранения пальца от укола иглы. Его надевают на средний палец правой руки. Наперстки также различают по номерам, и он должен точно соответствовать толщине пальца.

Сантиметровая лента – это лента из прорезиненной ткани, ее длина 150 см,  ширина 1-2 см, с металлическими закрепками на концах. Она применяется для снятия мерок с фигуры человека, при  раскрое, при шитье и тогда, когда надо проверить размеры изделия, которое шьем.

Ножницы используют для раскроя ткани и для других ручных операций. Ножницы также делятся по номерам от 1 до 8 и размер зависит от выполняемой операции и такни, из которой шьётся изделие.

Ножницы должны закрываться без резкого звука, лезвие – хорошо резать по всей своей длине.

Булавки бывают с металлической или стеклянной головкой. Их используют для скалывания деталей изделий, при креплении лекал из бумаги к ткани, на примерке. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.

Портновский мел применят для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Края мела должны быть заточены. Чтобы проводимые линии были тонкими. Вместо мела можно использовать — тонко заточенное сухое мыло.

Колышек- приспособление для удаления наметки при шитье. Он представляет собой стержень длиной около 10см, заостренный с одной стороны. Он может быть сделан из дерева, кости или стекла.

  При выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами.

  • Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, шить с наперстком.
  • Нельзя брать иглу и булавки в рот, вкалывать в свою одежду.
  • Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для  этого коробку.
  • Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.
  • Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.
  • Передают ножницы, кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.

4. Закрепление  изученного материала.

  1. Работа с текстом п.3(учебник,с.14-20)

Вопросы и задания:

— Прочитайте, какие относятся к ручным. (Операции, выполняемые ручной  иглой, ножницами, резцом, мелом, работы по удалению из деталей  или изделий временных стежков)

— Ознакомьтесь с памяткой «Правила техники безопасности при выполнении ручных работ» (учебник, с.14-15)

— Какие опасности могут встретиться в работе?

— Что нужно сделать во время работы?

— Что сделаете по окончании работы?

— Что принято называть рабочим местом?

— Расскажите по рисунку 9 на с.16 учебника о правильной посадке при выполнении ручных работ.

— Изучите таблицу 1 «Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении ручных работ» на с.17-20, работая в парах.

   2. Учащиеся выполняют практическую работу №4 «Знакомство с инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ» (учебник, с.20)

5. Итог урока

1.Проверка заполненной в рабочей тетради таблицы. Учащиеся сравнивают, правильно ли они заполнили графы с инструментами и приспособлениями для выполнения ручных работ.

2. Объяснение основных понятий по теме (учебник, с.21)

3.Уборка рабочего места.

6.Домашние задание: учить п.3; ответить на вопросы 1-4 на с.21 учебника; укомплектовать рабочее место необходимыми инструментами и приспособлениями  в соответствии  с правилами техники безопасности.

 

Тема: Технология выполнения ручных работ.

 

Цели: ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ; сформировать навыки правильного применения терминологии; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, набор образцов с ручными работами.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, наличия материалов и инструментов.

  1. Повторение  материала предыдущего урока.

 Вопросы:

1.   Какие инструменты необходимы для выполнения ручных работ?

2.   Что относится к приспособлениям?

  1. Что принято называть рабочим местом?
  2. Какие требования к организации рабочего места предъявляются учащимся?
  1. Изучение нового материала.

Слово учителя.

— При изготовлении швейных изделий в процессе пошива применяются следующие ручные операции: заметывание, наметывание, выметывание, обметывание срезов, пришивание, сметывание.                                                                                                               По виду выполняемых операций при выполнении ручных работ применяется следующая терминология.

      Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях заполняют следующую таблицу.

                   

РУЧНЫЕ РАБОТЫ

Название работы (термин)

Содержание работы

Применение

            1

                       2

                 3

Сметывание

(сметать)

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, сметочными стежками.

Сметывают плечевые, боковые или другие срезы деталей.

Наметывание

(наметать)

Временно соединить две детали   сметочными стежками, когда одна деталь накладывается на другую

Наметать карманы, кокетку, отделку и др.

Заметывание

(заметать)

Временно закрепить подогнутый край изделия или детали  сметочными стежками.

Заметать низ юбки, платья, жакета, бретели, воротник, планку и др.

Пришивание

(пришивать)

Прикрепить к изделию фурнитуру, отделку или украшение

Пришить пуговицы, крючки, кнопки

Обметывание срезов

Обработать срезы детали обметочной строчкой

Предохранение срезов от осыпания

Выметывание

(выметать)

Выправить и временно закрепить  сметочной строчкой края детали

Выметать обтачку горловины, бретели, планку и т.д.

                               

В ходе объяснения учитель комментирует каждый термин и выполняемую операцию

4.Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа по таблице 2 « Терминология ручных работ» (учебник, с.21)

5.Анализ и оценка урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует ошибки и совместно с учащимися осуществляет поиск их исправления.

Объявление оценок за урок.

6.Домашнее задание: учебник, п.4 на с. 21; ответить на вопрос 4 в конце                            параграфа на с. 25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *