Что можг: Можга — Википедия – Можга / Свежие новости — Можга18ру

Содержание

Можга — Википедия

Можга́ (удм. Можга) — город[3] в Удмуртской Республике России. Административный центр Можгинского района, в состав которого не входит. Образует городской округ город Можга.

Название город унаследовал от соседнего села Можга, из которого в будущий город в 1924 году (когда в селе случился пожар) был переведён административный центр Можгинского уезда. Можга — это название одного из удмуртских родов[4], всего в современной Удмуртии название этого рода входит в состав названий почти двух десятков населённых пунктов: Большая Можга, Косая Можга, Сям-Можга и т. д.

Город расположен на юго-западе республики, у слияния рек Сюга и Сюгаилка, в 81 км от столицы Удмуртии города Ижевска. Вокруг Можги обширные леса и месторождения кварцевого песка, которые и определили выбор места при основании будущего города.

Часовой пояс
Map of Russia - Moscow time zone.svg

Город Можга, как и вся Удмуртия, находится в часовом поясе, обозначаемом как Samara Time Zone (SAMT), смещение относительно UTC составляет +4:00. Интересно отметить, что по территории Удмуртии проходит меридиан 52°30′ в. д., разделяющий 3-й и 4-й географические часовые пояса, поэтому на территории западной части республики (включая Можгу) официальное время опережает географическое поясное время на один час.

Климат

Как и вся Удмуртия, Можга находится в зоне умеренно континентального климата, для которого характерны большая годовая амплитуда температуры воздуха (жаркое лето и холодная зима), а также значительные изменения температуры в течение суток.

Основание поселения связано со строительством на речке Сюга в 1835 году Сюгинского стекольного завода. Завод был построен на средства елабужского купца Фёдора Григорьевича Чернова и был известен производством технического стекла, кувшинов, фигурок зверей. По итогам десятой ревизии в 1859 году в 34 дворах селения проживало 290 жителей и помимо завода на реке Сюгаилка работала водяная мельница[5]. В 1916 году вблизи заводского посёлка была построена железнодорожная станция, получившая название Сюгинская.

3 апреля 1924 года посёлок Сюгинского завода был переименован в посёлок Красный, в который из села Можга был перенесён административный центр Можгинского уезда. 26 октября 1926 года посёлок преобразован в город Красный, а 11 марта 1927 года — переименован в город Можга. 1 февраля 1963 года Можга была отнесена к городам республиканского подчинения Удмуртской АССР

[6].

Численность населения
189719261931[7]19391959[8]1967[7]19701979[9]1989[7]1992[7]
803↗2400↗7700↗22 200↗29 987↗32 000↗33 900↗40 272↗46 049↗48 200
1996[7]1998[7]2001[7]2002[10]2003[7]2005[7]2006[7]2007[7]2009[11]2010[12]
↗48 400↘48 300↗49 000↘47 119↘47 100↗47 800↗48 400↗49 000↗49 700↘47 961
2011[7]2012[13]2013[14]2014[15]2015[16]2016[17]2017[2]
↗48 000↗48 764↗49 284↗49 841↘49 777↘49 733↘49 617

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 327 месте из 1115[18]городов Российской Федерации[19].

Национальный состав

Современная Можга — город средней величины, в нём проживает (на 1 января 2018) 49 328 жителей, из них русские составляют 56,5 %, удмурты — 25,8 %, татары — 15,6 %[20].

Мэр[править | править код]

В настоящее время пост главы города занимает Трофимов Михаил Юрьевич.

Городская дума[править | править код]

Представительным органом города является городская дума, современный состав — 26 депутатов, избран 13 сентября 2015 года. При городской думе действуют пять постоянных комиссий

[21].

Образование[править | править код]

По данным 2009 года в городе действовали несколько образовательных учреждений: филиал УдГУ, филиал «Ижевского Промышленно-Экономического Колледжа», БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т. К. Борисова»[22], ГОУ СПО «Можгинский ветеринарный колледж», Можгинский филиал АПОУ УР «Республиканский медицинский колледж МЗ УР», «Можгинское Профессиональное училище № 12», «Можгинское Профессиональное училище № 33», 9 средних общеобразовательных школ.

Здравоохранение[править | править код]

Лечебно-профилактическую помощь населению города Можги и Можгинского района оказывает МУЗ «Можгинская центральная районная больница», в состав которой входят три участковые больницы, 37 ФАП, наркологический диспансер. Больница также оказывает специализированную стационарную и экстренную медицинскую помощь жителям соседних районов: Алнашского, Граховского и Кизнерского

[23].

Спорт[править | править код]

Map of Russia - Moscow time zone.svg

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

На территории город Можга расположены спортивные учреждения[24]:

  • МУДОД «Детская — юношеская спортивная школа»
  • КСЦ «Можга»
  • КСК «Свет»
  • ФОК ЛПУМГ

Спортивный центр «Можга» известен своими спортсменами-лыжниками, которые в 2010 году победили на всех этапах Чемпионата Удмуртии; юноши являются победителями Республиканских президентских зимних игр. Лилия Васильева является членом молодёжной сборной России по лыжным гонкам. На Всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам на приз олимпийской чемпионки Раиса Сметанина спортсменки из Можги заняли 1 место в эстафетных гонках 4х3 км. Спортсмены авиаклуба «Можга» являются победителями Первенства России по парапланерному спорту. Олег Владимиров является серебряным призёром Чемпионата Мира по судомодельному спорту. Команда футболистов «УПХГ» на 2010 год занимала 2 место в Чемпионате Удмуртии.

Можгинцы успешно выступают на различных республиканских и всероссийских соревнованиях по спорту сверхлёгкой авиации, греко-римской борьбе, художественной гимнастике, фитнес-аэробике, каратэ, хоккею, футболу. Следж-хоккеисты из Можги — Евгений Петров и Руслан Тучин — серебряные призёры Паралимпиады в Сочи в составе сборной России. В городе есть 10 мастеров спорта Удмуртии и 2 мастера спорта России, званием «Заслуженный тренер Удмуртии» удостоены тренер по тяжёлой атлетике О. В. Хомяков и тренер по спорту сверхлёгкой авиации В. М. Ткачук, звание «Заслуженный работник культуры Удмуртии» — директор ПТУ № 12 О. И. Нагорных.

В городе часто проходят различные спортивные соревнования всех уровней — проводились Республиканские соревнования по лыжным гонкам «Быстрая лыжня», первенство Удмуртии по греко-римской борьбе среди юношей, турнир городов России по художественной гимнастике, Всероссийские соревнования по судомодельному спорту, Всероссийские и региональные соревнования по спорту сверхлёгкой авиации, Кубок Удмуртии по лыжным гонкам памяти пяте С. Я. Плеханова, сельские зимние спортивные игры, волейбольные соревнования памяти Ивана Быстрых

[25].

Культура и искусство[править | править код]

Из культурных центров в городе работают три музея — историко-краеведческий[26], народный музей «Набат памяти»[27] и этнографический музей «Удмуртское народное искусство»[28].

Работает структура городской централизованной библиотечной системы. В структуре ЦБС 6 библиотек — Центральная городская, детская библиотека и 4 библиотеки-филиала. Во главе ЦБС стоит Центральная городская библиотека им. Н. С. Байтерякова. Услугами библиотек системы ежегодно пользуется свыше 13 тыс. читателей. Книжный фонд насчитывает более 135 тысяч книг и периодических изданий. Библиотечно-библиографическим обслуживанием охвачено 30 % жителей города.

СМИ[править | править код]

Печатные СМИ[29]
  • газета «Можгинские вести»
  • еженедельник «ТелеСеть Можга»
  • еженедельник «В кругу семьи»
Телевидение
  • Телеканал «МожгаТВ»
  • МУП МТРК «Можга»[30]
Радио
  • «Наше радио» (88,7 МГц)
  • «Европа Плюс» (89,7 МГц)
  • «Радио Шансон» (90,5 МГц)
  • «Хит FM» (91,2 МГц)
  • «Радио Болгар» (91,7 МГц)
  • «Comedy Radio» (95,2 МГц)
  • «Дорожное радио» (95,6 МГц)
  • «Радио ENERGY» (96,0 МГц)
  • «Радио Дача» (96,4 МГц)
  • «DFM» (96,8 МГц)

Первый план застройки города был разработан С. Е. Пустошинцевым в 1924 году. С момента образования города строительство проходило во всех районах Можги[31]. Архитектура города представлена как старыми, так и новыми зданиями. К старейшим зданиям принадлежит целый ряд деревянных домиков одного или двух этажей. Они окрашены в зелёные, синие или голубые цвета. К таким зданиям относится и железнодорожный вокзал, который сохранил свои форму и цвет[32]. Среди зданий раннего советского периода выделяются одно- или двухэтажные дома с высокими фасадами, построенные из красного кирпича. Среди зданий позднего советского периода можно выделить здания средней этажности (на 4-6 этажей) из кирпича, здания предприятий, учреждений образования и культуры. Среди современной застройки выделяется военкомат, бизнес-центр «Можга» и несколько новых торговых центров.

Памятников в городе немного, все они в основном возведены в советское время и отражают эту эпоху. Наиболее значимым для можгинцев является мемориальный комплекс в честь погибших воинов-можгинцев во Второй мировой войне. Он представляет собой братскую могилу, вокруг которой возведена стена памяти, на самой могиле — памятник, а перед могилой военная техника — танк и пушка. Кроме этого в городе сооружён памятник в честь погибших воинов-участников войны в Афганистане[33], комплекс, посвящённый 175-летию города[34], ещё один памятник погибшим воинам ВОВ[35], несколько памятных табличек (например, Леонтьеву Анатолию Кузьмичу, основателю и первому директору художественной школы[36], краеведам города[37]).

Железнодорожный вокзал города

Транспорт[править | править код]

Можга является значительным транспортным узлом республики в юго-западной её части. Здесь проходит железная дорога Казань — Агрыз — Екатеринбург Горьковской железной дороги, на которой расположены пассажирская и товарная станция «Можга». Со столицей республики город связан автомобильной трассой Р320. Первая железнодорожная станция появилась в городе в 1916 году и называлась Сюгинская. Она обслуживала Сюгинский стекольный завод и уездный город Можга. Сегодня погрузочно-пассажирская железнодорожная станция называется Можга, здание вокзала сохранилась до сегодняшнего дня[32].

Восточнее города отходит автомобильная дорога, которая соединяет Можгу с Ижевском. На север уходит дорога, которая соединяет с соседним районным центром — селом Вавож. На юг через село Можга проходит автомобильный путь на Алнаши, а на юго-запад — дорога на село Полякова, где она раздваивается и соединяет Можгу с районными центрами Грахово и Кизнер. В 1990-х годах на южной окраине была построена объездная дорога, соединяющая восточное, южное и юго-западное направления.

Из городского транспорта в городе представлен только городской автобус, который насчитывает 9 маршрутов.

Промышленность[править | править код]

Map of Russia - Moscow time zone.svg

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Можга — значительный промышленный центр юго-западной части Удмуртии, крупнейшие предприятия города:

  • АОр «МДНП „Красная звезда“» — производство мебели и канцтоваров из дерева (в том числе известных каждому школьнику СССР деревянных линеек и линеек-треугольников)
  • ООО Можгинский литейный завод «Арсенал» — производство литых изделий из чугуна, стали и цветных сплавов
  • ООО «Можга-Редуктор» — изготовление редукторов, металлообработка
  • ОАО «Свет» — изготовление стеклянной и пластиковой тары
  • ОOО «Можгасыр» — производство сыров
  • ОАО «Можга-лён»
  • ОАО Авторемонтный завод «Можгинский» — металлообработка
  • ОАО «Можгинский лесокомбинат» — производство мебели
  • ООО МПК Термосталь — производство жаропрочной оснастки и жаропрочного литья
  • ООО Можгинский Пищекомбинат «ПродМакси» — производство продуктов питания
  • C-51 «Восточный» Можгинский элеватор — комбикормовое, мукомольное производство

Сфера обслуживания и торговли[править | править код]

Map of Russia - Moscow time zone.svg

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности.

Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Услугами магазинов пользуются жители Алнашского, Граховского, Кизнерского, Вавожского, Можгинского районов. В городе Можге осуществляют работу 36 торговых сетей. Самые крупные сети, в состав которых входит до 10 и более магазинов: ООО «Магазин № 1», ООО «Венера», ООО «ПродмАГ», ООО «Магазин № 30».

Предлагают комплексные услуги 25 торговых комплексов общей площадью 40735 квадратных метров. Основные из них: ТЦ «Рояль», ТЦ «Бизнес центр „Можга“», ТК «Мегаполис», ТК «Ермак», ТК «Ижтрейдинг», ТК «Левша», ТК «Новый», ТК «Можгинская, 45», ООО «Триада ЦУМ» Сюгинский базар, ТД «Центральный», ТЦ «На Садовой», ТЦ «Ладья», Торгово-офисный центр «Спутник», ТК «Улыбка», ТК «Кольцо», ТЦ «Автограф», ТЦ «МГД», ТК «Агат» и т. д.

На текущее время в городе Можге предлагают свои услуги 288 объектов розничной торговли, 63 объекта общественного питания, 154 объекта бытового обслуживания населения, 1 рынок, 1 ярмарка.

Торговая площадь предприятий торговли составляет 66 427 квадратных метров.

В городе действует несколько религиозных общин. Самая крупная — православная. Первый православный храм Можги (тогда ещё Сюгинского завода), был построен в 1901 году. В настоящее время в городе действует Михайло-Архангельский и Свято-Никольский храмы, приходы которых входят в состав Можгинского благочиния Ижевской и Удмуртской епархии.

Второй по величине религиозной общиной города являются мусульмане. В Можге действует, построенная в 1990-е годы, мечеть и при ней духовная школа[38].

Также в Можге действуют несколько протестантских общин — Евангельские христиане-баптисты, Церковь адвентистов седьмого дня и Российская церковь христиан веры евангельской[39].

  1. ↑ Официальный сайт города Можги
  2. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  3. ↑ 29 статья конституции УР
  4. ↑ Поспелов, 2008, с. 294.
  5. ↑ Списки населённых мест Российской империи. Том X. Вятская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859—1873 годов
  6. ↑ Можга: Документы, материалы. 1835—2005. — Ижевск / Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2006. — 584 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89806-084-7 Стр.542 и 547
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Народная энциклопедия «Мой город». Можга
  8. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  9. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  10. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  11. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  12. ↑ Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи человек и более (неопр.). Дата обращения 14 ноября 2013. Архивировано 14 ноября 2013 года.
  13. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  15. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  16. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  17. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  18. ↑ с учётом городов Крыма
  19. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года» (неопр.) (RAR-архив (1,0 Мб)). Федеральная служба государственной статистики.
  20. ↑ Город Можга на сайте полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 6 июня 2009. Архивировано 21 мая 2009 года.
  21. ↑ Городская дума (неопр.). Администрация города Можги. Дата обращения 22 ноября 2009.
  22. ↑ Официальный сайт БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж им. Т. К. Борисова»
  23. ↑ Лечебно-профилактические учреждения (неопр.). Администрация города Можги. Дата обращения 22 ноября 2009.
  24. ↑ Учреждения ФКиС (неопр.). Администрация города Можги. Дата обращения 22 ноября 2009.
  25. ↑ Спорт в Можге
  26. ↑ МУК «Можгинский историко-краеведческий музей»
  27. ↑ Народный музей «Набат памяти»
  28. ↑ Этнографический музей «Удмуртское народное творчество»
  29. ↑ СМИ города — Муниципальное образование «Город Можга»
  30. ↑ СМИ «ТРК «Можга» (неопр.). mozhgatv.ru. Дата обращения 8 декабря 2017.
  31. ↑ Исследовательская работа по теме: История города Можги, запечатлённая в названиях его улиц
  32. 1 2 Железнодорожный вокзал г. Можга (неопр.) (недоступная ссылка — история ).
  33. ↑ Фото #7 — Можгинская жизнь | Можга в Интернете (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 сентября 2011. Архивировано 8 августа 2012 года.
  34. ↑ Фото #21 — Можгинская жизнь | Можга в Интернете (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 12 сентября 2011. Архивировано 8 августа 2012 года.
  35. ↑ Официальный сайт МО «Город Можга» / Фотогалерея
  36. ↑ Официальный сайт МО «Горо

Можга — Википедия

Можга́ (удм. Можга) — город[3] в Удмуртской Республике России. Административный центр Можгинского района, в состав которого не входит. Образует городской округ город Можга.

Этимология

Название город унаследовал от соседнего села Можга, из которого в будущий город в 1924 году (когда в селе случился пожар) был переведён административный центр Можгинского уезда. Можга — это название одного из удмуртских родов, всего в современной Удмуртии название этого рода входит в состав названий почти двух десятков населённых пунктов: Большая Можга, Косая Можга, Сям-Можга и т. д.

География

Город расположен на юго-западе республики, у слияния рек Сюга и Сюгаилка, в 81 км от столицы Удмуртии города Ижевска. Вокруг Можги обширные леса и месторождения кварцевого песка, которые и определили выбор места при основании будущего города.

Часовой пояс
Map of Russia - Moscow time zone.svg

Город Можга, как и вся Удмуртия, находится в часовом поясе, обозначаемом как Samara Time Zone (SAMT), смещение относительно UTC составляет +4:00. Интересно отметить, что по территории Удмуртии проходит меридиан 52°30′ в. д., разделяющий 3-й и 4-й географические часовые пояса, поэтому на территории западной части республики (включая Можгу) официальное время опережает географическое поясное время на один час.

Климат

Как и вся Удмуртия, Можга находится в зоне умеренно-континентального климата, для которого характерны большая годовая амплитуда температуры воздуха (жаркое лето и холодная зима), а также значительные изменения температуры в течение суток.

История

Основание поселения связано со строительством на речке Сюга в 1835 году Сюгинского стекольного завода. Завод был построен на средства елабужского купца Фёдора Григорьевича Чернова и был известен производством технического стекла, кувшинов, фигурок зверей. По итогам десятой ревизии в 1859 году в 34 дворах селения проживало 290 жителей и помимо завода на реке Сюгаилка работала водяная мельница[4]. В 1916 году вблизи заводского посёлка была построена железнодорожная станция, получившая название Сюгинская.

3 апреля 1924 года посёлок Сюгинского завода был переименован в посёлок Красный, в который из села Можга был перенесён административный центр Можгинского уезда. 26 октября 1926 года посёлок преобразован в город Красный, а 11 марта 1927 года — переименован в город Можга. 1 февраля 1963 года Можга была отнесена к городам республиканского подчинения Удмуртской АССР[5].

Население

Численность населения
189719261931[6]19391959[7]1967[6]19701979[8]1989[6]1992[6]
803↗2400↗7700↗22 200↗29 987↗32 000↗33 900↗40 272↗46 049↗48 200
1996[6]1998[6]2001[6]2002[9]2003[6]2005[6]2006[6]2007[6]2009[10]2010[11]
↗48 400↘48 300↗49 000↘47 119↘47 100↗47 800↗48 400↗49 000↗49 700↘47 961
2011[6]2012[12]2013[13]2014[14]2015[15]2016[16]2017[2]
↗48 000↗48 764↗49 284↗49 841↘49 777↘49 733↘49 617

На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 326 месте из 1113[17]городов Российской Федерации[18].

Национальный состав

Современная Можга — город средней величины, в нём проживает около 50 тысяч жителей, из них русские составляют 56,5 %, удмурты — 25,8 %, татары — 15,6 %[19].

Административное устройство

Административное деление

Мэр

В настоящее время в городе нет действующего мэра.

Городская дума

Законодательным органом города является городская дума, современный состав — 26 депутатов, избран 13 сентября 2015 года. При городской думе действуют пять постоянных комиссий[20].

Социальная сфера

Образование

По данным 2009 года в городе действовали несколько образовательных учреждений: филиал УдГУ, филиал «Ижевского Промышленно-Экономического Колледжа», БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж имени Т. К. Борисова»[21], ГОУ СПО «Можгинский ветеринарный колледж», ГОУ СПО «Можгинское медицинское училище», «Можгинское Профессиональное училище № 12», «Можгинское Профессиональное училище № 33», 9 средних общеобразовательных школ.

Здравоохранение

Лечебно-профилактическую помощь населению города Можги и Можгинского района оказывает МУЗ «Можгинская центральная районная больница», в состав которой входят три участковые больницы, 37 ФАП, наркологический диспансер. Больница также оказывает специализированную стационарную и экстренную медицинскую помощь жителям соседних районов: Алнашского, Граховского и Кизнерского[22].

Спорт

На территории город Можга расположены спортивные учреждения[23]:

  • МУДОД «Детская — юношеская спортивная школа»
  • КСЦ «Можга»
  • КСК «Свет»
  • ФОК ЛПУМГ

Спортивный центр «Можга» известен своими спортсменами-лыжниками, которые в 2010 году победили на всех этапах Чемпионата Удмуртии; юноши являются победителями Республиканских президентских зимних игр. Лилия Васильева является членом молодёжной сборной России по лыжным гонкам. На Всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам на приз олимпийской чемпионки Раиса Сметанина спортсменки из Можги заняли 1 место в эстафетных гонках 4х3 км. Спортсмены авиаклуба «Можга» являются победителями Первенства России по парапланерному спорту. Олег Владимиров является серебряным призёром Чемпионата Мира по судомодельному спорту. Команда футболистов «УПХГ» на 2010 год занимала 2 место в Чемпионате Удмуртии.

Можгинцы успешно выступают на различных республиканских и всероссийских соревнованиях по спорту сверхлёгкой авиации, греко-римской борьбе, художественной гимнастике, фитнес-аэробике, каратэ, хоккею, футболу. Следж-хоккеисты из Можги — Евгений Петров и Руслан Тучин — серебряные призёры Паралимпиады в Сочи в составе сборной России. В городе есть 10 мастеров спорта Удмуртии и 2 мастера спорта России, званием «Заслуженный тренер Удмуртии» удостоены тренер по тяжёлой атлетике О. В. Хомяков и тренер по спорту сверхлёгкой авиации В. М. Ткачук, звание «Заслуженный работник культуры Удмуртии» — директор ПТУ № 12 О. И. Нагорных.

В городе часто проходят различные спортивные соревнования всех уровней — проводились Республиканские соревнования по лыжным гонкам «Быстрая лыжня», первенство Удмуртии по греко-римской борьбе среди юношей, турнир городов России по художественной гимнастике, Всероссийские соревнования по судомодельному спорту, Всероссийские и региональные соревнования по спорту сверхлёгкой авиации, Кубок Удмуртии по лыжным гонкам памяти пяте С. Я. Плеханова, сельские зимние спортивные игры, волейбольные соревнования памяти Ивана Быстрых[24].

Культура и искусство

Из культурных центров в городе работают три музея — историко-краеведческий[25], народный музей «Набат памяти»[26] и этнографический музей «Удмуртское народное искусство»[27].

Работает структура городской централизованной библиотечной системы. В структуре ЦБС 6 библиотек — Центральная городская, детская библиотека и 4 библиотеки-филиала. Во главе ЦБС стоит Центральная городская библиотека им. Н. С. Байтерякова. Услугами библиотек системы ежегодно пользуется свыше 13 тыс. читателей. Книжный фонд насчитывает более 135 тысяч книг и периодических изданий. Библиотечно-библиографическим обслуживанием охвачено 30 % жителей города.

СМИ

Архитектура

Первый план застройки города был разработан С. Е. Пустошинцевым в 1924 году. С момента образования города строительство проходило во всех районах Можги[30]. Архитектура города представлена как старыми, так и новыми зданиями. К старейшим зданиям принадлежит целый ряд деревянных домиков одного или двух этажей. Они окрашены в зелёные, синие или голубые цвета. К таким зданиям относится и железнодорожный вокзал, который сохранил свои форму и цвет[31]. Среди зданий раннего советского периода выделяются одно- или двухэтажные дома с высокими фасадами, построенные из красного кирпича. Среди зданий позднего советского периода можно выделить здания средней этажности (на 4-6 этажей) из кирпича, здания предприятий, учреждений образования и культуры. Среди современной застройки выделяется военкомат, бизнес-центр «Можга» и несколько новых торговых центров.

Памятников в городе немного, все они в основном возведены в советское время и отражают эту эпоху. Наиболее значимым для можгинцев является мемориальный комплекс в честь погибших воинов-можгинцев во Второй мировой войне. Он представляет собой братскую могилу, вокруг которой возведена стена памяти, на самой могиле — памятник, а перед могилой военная техника — танк и пушка. Кроме этого в городе сооружён памятник в честь погибших воинов-участников войны в Афганистане[32], комплекс, посвящённый 175-летию города[33], ещё один памятник погибшим воинам ВОВ[34], несколько памятных табличек (например, Леонтьеву Анатолию Кузьмичу, основателю и первому директору художественной школы[35], краеведам города[36]).

Экономика

Железнодорожный вокзал города

Транспорт

Можга является значительным транспортным узлом республики в юго-западной её части. Здесь проходит железная дорога Казань — Агрыз — Екатеринбург Горьковской железной дороги, на которой расположены пассажирская и товарная станция «Можга». Со столицей республики город связан автомобильной трассой Р320. Первая железнодорожная станция появилась в городе в 1916 году и называлась Сюгинская. Она обслуживала Сюгинский стекольный завод и уездный город Можга. Сегодня погрузочно-пассажирская железнодорожная станция называется Можга, здание вокзала сохранилась до сегодняшнего дня[31].

Восточнее города отходит автомобильная дорога, которая соединяет Можгу с Ижевском. На север уходит дорога, которая соединяет с соседним районным центром — селом Вавож. На юг через село Можга проходит автомобильный путь на Алнаши, а на юго-запад — дорога на село Полякова, где она раздваивается и соединяет Можгу с районными центрами Грахово и Кизнер. В 1990-х годах на южной окраине была построена объездная дорога, соединяющая восточное, южное и юго-западное направления.

Из городского транспорта в городе представлен только городской автобус, который насчитывает 9 маршрутов.

Промышленность

Можга — значительный промышленный центр юго-западной части Удмуртии, крупнейшие предприятия города:

  • АОр «МДНП „Красная звезда“» — производство мебели и канцтоваров из дерева (в том числе известных каждому школьнику СССР деревянных линеек и линеек-треугольников)
  • ООО Можгинский литейный завод «Арсенал» — производство литых изделий из чугуна, стали и цветных сплавов
  • ООО «Можга-Редуктор» — изготовление редукторов, металлообработка
  • ОАО «Свет» — изготовление стеклянной и пластиковой тары
  • ОOО «Можгасыр» — производство сыров
  • ОАО «Можга-лён»
  • ОАО Авторемонтный завод «Можгинский» — металлообработка
  • ОАО «Можгинский лесокомбинат» — производство мебели
  • ООО МПК Термосталь — производство жаропрочной оснастки и жаропрочного литья
  • ООО Можгинский Пищекомбинат «ПродМакси» — производство продуктов питания
  • C-51 «Восточный» Можгинский элеватор — комбикормовое, мукомольное производство

Сфера обслуживания и торговли

Услугами магазинов пользуются жители Алнашского, Граховского, Кизнерского, Вавожского, Можгинского районов. В городе Можге осуществляют работу 36 торговых сетей. Самые крупные сети, в состав которых входит до 10 и более магазинов: ООО «Вкусный дом», ООО «Магазин № 1», ООО «Венера», ООО «ПродмАГ», ООО «Магазин № 30».

Предлагают комплексные услуги 25 торговых комплексов общей площадью 40735 квадратных метров. Основные из них: ТЦ «Рояль», ТЦ «Бизнес центр «Можга», ТК «Мегаполис», ТК «Ермак», ТК «Ижтрейдинг», ТК «Левша», ТК «Новый», ТК «Можгинская, 45», ООО «Триада ЦУМ» Сюгинский базар», ТД «Центральный», ТЦ «На Садовой», ТЦ «Ладья», Торгово-офисный центр «Спутник», ТК «Улыбка», ТК «Кольцо», ТЦ «Автограф», ТЦ «МГД», ТК «Агат» и т. д.

На текущее время в городе Можге предлагают свои услуги 288 объектов розничной торговли, 63 объекта общественного питания, 154 объекта бытового обслуживания населения, 1 рынок, 1 ярмарка.

Торговая площадь предприятий торговли составляет 66 427 квадратных метров.

Религия

В городе действует несколько религиозных общин. Самая крупная — православная. Первый православный храм Можги (тогда ещё Сюгинского завода), был построен в 1901 году. В настоящее время в городе действует Михайло-Архангельский и Свято-Никольский храмы, приходы которых входят в состав Можгинского благочиния Ижевской и Удмуртской епархии.

Второй по величине религиозной общиной города являются мусульмане. В Можге действует, построенная в 1990-е годы, мечеть и при ней духовная школа[37].

Также в Можге действуют несколько протестантских общин — Евангельские христиане-баптисты, Церковь адвентистов седьмого дня и Российская церковь христиан веры евангельской[38].

Примечания

  1. ↑ Город Можга на сайте Госсовета УР
  2. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Проверено 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  3. ↑ 29 статья конституции УР
  4. ↑ Списки населённых мест Российской империи. Том X. Вятская губерния. Список населённых мест по сведениям 1859—1873 годов
  5. ↑ Можга: Документы, материалы. 1835—2005. — Ижевск / Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2006. — 584 с. — 1000 экз. — ISBN 5-89806-084-7 Стр.542 и 547
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Народная энциклопедия «Мой город». Можга
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  8. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  9. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  10. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  11. ↑ Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи человек и более. Проверено 14 ноября 2013. Архивировано 14 ноября 2013 года.
  12. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  13. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  14. ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  16. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  17. ↑ с учётом городов Крыма
  18. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Таблица «21. Численность населения городов и пгт по федеральным округам и субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года» (RAR-архив (1,0 Mб)). Федеральная служба государственной статистики.
  19. ↑ Город Можга на сайте полномочного представителя президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе
  20. ↑ Городская дума. Администрация города Можги. Проверено 22 ноября 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  21. ↑ Официальный сайт БПОУ УР «Можгинский педагогический колледж им. Т. К. Борисова»
  22. ↑ Лечебно-профилактические учреждения. Администрация города Можги. Проверено 22 ноября 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  23. ↑ Учреждения ФКиС. Администрация города Можги. Проверено 22 ноября 2009. Архивировано 25 августа 2011 года.
  24. ↑ Спорт в Можге
  25. ↑ МУК «Можгинский историко-краеведческий музей»
  26. ↑ Народный музей «Набат памяти»
  27. ↑ Этнографический музей «Удмуртское народное творчество»
  28. ↑ СМИ города — Муниципальное образование «Город Можга»
  29. ↑ СМИ «ТРК «Можга». mozhgatv.ru. Проверено 8 декабря 2017.
  30. ↑ Исследовательская работа по теме: История города Можги, запечатлённая в названиях его улиц»
  31. 1 2 Железнодорожный вокзал г. Можга
  32. ↑ Фото #7 — Можгинская жизнь | Можга в Интернете
  33. ↑ Фото #21 — Можгинская жизнь | Можга в Интернете
  34. ↑ Официальный сайт МО «Город Можга» / Фотогалерея
  35. ↑ Официальный сайт МО «Город Можга» / Фотогалерея
  36. ↑ Официальный сайт МО «Город Можга» / Фотогалерея
  37. ↑ История ислама в Удмуртии
  38. ↑ История протестантизма в Удмуртии

Литература

  • Поспелов Е. М. «Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц». М.: «Русские словари», ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001
  • «География России: энциклопедический словарь». / Гл. ред. Горкин А. П. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1998
  • «Города России: энциклопедия». / Гл. ред. Лаппо Г. М. М.: «Большая Российская энциклопедия», 1994
  • «Удмуртская республика: Энциклопедия» / Гл. ред. В. В. Туганаев. — Ижевск: «Удмуртия», 2000. — 800 с. — 20000 экз. — ISBN 5-7659-0732-6
  • Смолицкая Г. П. «Занимательная топонимика». — М.: «Просвещение», 1990
  • «Новая иллюстрированная энциклопедия». — М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001
  • Мосалова С. «Откуда имя наше пошло». — «Можгинские вести», 1999, 10 июня
  • Максютин М. М. «Городу Можге 70 лет. 1926—1996». — Можга, 19
  • «Справочник по административно — территориальному делению Удмуртии». — Ижевск: «Удмуртия», 1995
  • Максютин М. М. «К 75—летию Можги. 1926—2000 гг.» Сборник исторических материалов. — Можга, 2001
  • Перевощиков А. П. «Экономико—географический очерк». — Ижевск: «Удмуртия», 1990
  • Вичужанин А. Г. «Городок над Сюгинкой — рекой». — Ижевск: «Удмуртия», 2001
  • Данилов Г. «Можга. Очерки к 50—летию города». — Ижевск: «Удмуртия», 1976

Ссылки

Можга — это… Что такое Можга?

Можга́ (удм. Можга) — город республиканского подчинения[3] в Удмуртии, Россия. В городе располагается административный центр Можгинского района Удмуртии.

Этимология

Название город унаследовал от соседнего села Можга, из которого в будущий город в 1924 году был переведён административный центр Можгинского уезда. Можга — это название одного из удмуртских родов, всего в современной Удмуртии название этого рода входит в состав названий почти двух десятков населённых пунктов: Большая Можга, Косая Можга, Сям-Можга и т. д.

Общие сведения

Географическое положение

Город расположен на юго-западе республики, у слияния рек Сюга и Сюгаилка, в 81 километре от столицы Удмуртии города Ижевска. Вокруг Можги обширные леса и месторождения кварцевого песка, которые и определили выбор места при основании будущего города.

Часовой пояс

Map of Russia - Moscow time zone.svg

Город Можга, как и вся Удмуртия, находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +4:00. Интересно отметить, что по территории Удмуртии проходит меридиан 52°30′ в.д., разделяющий 3-й и 4-й географические часовые пояса, поэтому на территории западной части республики (включая Можгу) применяемое время отличается от поясного времени UTC+3 на один час, а территория в центре и на востоке (включая Ижевск) — одно из немногих мест в России, где применяемое время соответствует поясному времени.

До 28 марта 2010 года Удмуртия находилась в часовом поясе, обозначаемом как Samara Time Zone (SAMT/SAMST), смещение относительно UTC составляло +4:00 (SAMT, зимнее время) / +5:00 (SAMST, летнее время).

Климат

Как и вся Удмуртия, Можга находится в зоне умеренно-континентального климата, для которого характерны большая годовая амплитуда температуры воздуха (жаркое лето и холодная зима), а также значительные изменения температуры в течение суток.

История

Основание поселения связано со строительством на речке Сюга в 1835 году Сюгинского стекольного завода. Завод был построен на средства елабужского купца Фёдора Григорьевича Чернова и был известен производством технического стекла, кувшинов, фигурок зверей. По итогам десятой ревизии в 1859 году в 34 дворах селения проживало 290 жителей и помимо завода на реке Сюгаилка работала водяная мельница[4]. В 1916 году вблизи заводского поселка была построена железнодорожная станция, получившая название Сюгинская.

3 апреля 1924 года посёлок Сюгинского завода был переименован в посёлок Красный, в который из села Можга был перенесён административный центр Можгинского уезда. 26 октября 1926 года посёлок преобразован в город Красный, а 11 марта 1927 года — переименован в город Можга. 1 февраля 1963 года Можга была отнесена к городам республиканского подчинения Удмуртской АССР[5].

Население

Современная Можга — город средней величины, в нем проживает около 50 тысяч жителей, из них русские составляют 56,5 %, удмурты — 25,8 %, татары — 15,6 %[6].

Численность населения города Можга, по результатам переписей 1926—2002 годов:

1897 год1926 год1939 год1959 год1970 год1979 год1989 год2002 год[7]2009 год[8]2010 год
8032 40022 20030 00033 90040 30046 04947 11949 70050 072

Религия

В городе действует несколько религиозных общин. Самая крупная — православная. Первый православный храм Можги (тогда ещё Сюгинского завода), был построен в 1901 году. В настоящее время в городе действует Михайло-Архангельский и Свято-Никольский храмы, приходы которых входят в состав Можгинского благочиния Ижевской и Удмуртской епархии.

Второй по величине религиозной общиной города являются — мусульмане. В Можге действует, построенная в 1990-е годы, мечеть и при ней духовная школа[9].

Также в Можге действуют несколько протестантских общин — Евангельские христиане-баптисты, Церковь адвентистов седьмого дня и Российская церковь христиан веры евангельской[10].

Административное устройство

Административное деление

Мэр

Глава муниципального образования «город Можга» — Пантюхин Сергей Аркадьевич.

Городская дума

Законодательным органом города является городская дума, современный состав — 26 депутатов, избран 26 октября 2005 года. При городской думе действуют пять постоянных комиссий[11].

Социальная сфера

Образование

По данным 2009 года в городе действовали несколько образовательных учреждений: филиал УдГУ, филиал «Ижевского Промышленно-Экономического Колледжа», ГОУ СПО «Можгинский педагогический колледж», ГОУ СПО «Можгинский ветеринарный колледж», ГОУ СПО «Можгинское медицинское училище», «Можгинское Профессиональное училище № 12», «Можгинское Профессиональное училище № 33», 9 средних общеобразовательных школ.

Здравоохранение

Лечебно профилактическую помощь населению города Можги и Можгинского района оказывает МУЗ «Можгинская центральная районная больница», в состав которой входят три участковые больницы, 37 ФАП, наркологический диспансер. Больница также оказывает специализированную стационарную и экстренную медицинскую помощь жителям соседних районов: Алнашского, Граховского и Кизнерского[12].

Спорт

На территории город Можга расположены спортивные учреждения[13]:

  • МУДОД «Детская — юношеская спортивная школа»
  • КСЦ «Можга»
  • КСК «Свет»
  • ФОК ЛПУМГ

Спортивный центр «Можга» известен своими спортсменами-лыжниками, которые в 2010 году победили на всех этапах Чемпионата Удмуртии; юноши являются победителями Республиканских президентских зимних игр. Лилия Васильева является членом молодежной сборной России по лыжным гонкам. На Всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам на приз олимпийской чемпионки Раиса Сметанина спортсменки из Можга заняли 1 место в эстафетных гонках 4х3 км. Спортсмены авиаклуба «Можга» являются победителями Первенства России по парапланерному спорту. Олег Владимиров является серебряным призером Чемпионата Мира по судомодельному спорту. Команда из футбола «УПХГ» на 2010 год занимала 2 место в Чемпионате Удмуртии.

Можгинцы успешно выступают на различных республиканских и всероссийских соревнованиях по греко-римской борьбе, художественной гимнастике, фитнес-аэробике, каратэ, хоккею, футболу. В городе есть 10 мастеров спорта Удмуртии и 2 мастера спорта России, звание «Заслуженный тренер Удмуртии» удостоен тренер по тяжелой атлетике А. В. Хомяков, звание «Заслуженный работник культуры Удмуртии» — директор ПТУ № 12 О. И. Нагорных.

В городе часто проходят различные спортивные соревнования всех уровней — проводились Республиканские соревнования по лыжным гонкам «Быстрая лыжня», первенство Удмуртии по греко-римской борьбе среди юношей, турнир городов России по художественной гимнастике, Всероссийские соревнования по судомодельному спорту, Кубок Удмуртии по лыжным гонкам памяти пяте С. Я. Плеханова, сельские зимние спортивные игры, волейбольные соревнования памяти Ивана Быстрый[14].

Культура и искусство

Из культурных центров в городе работают три музея — историко-краеведческий[15], народный музей «Набат памяти»[16] и этнографический музей «Удмуртское народное искусство»[17].

Работает структура городской централизованной библиотечной системы. В структуре ЦБС 6 библиотек — Центральная городская, детская библиотека и 4 библиотеки-филиала. Во главе ЦБС стоит Центральная городская библиотека им. Н. С. Байтерякова. Услугами библиотек системы ежегодно пользуется свыше 13 тыс. читателей. Книжный фонд насчитывает более 135 тысяч книг и периодических изданий. Библиотечно-библиографическим обслуживанием охвачено 30 % жителей города.

СМИ

Печатные сми[18]

  • газета «Можгинские вести»
  • еженедельник «Телесеть»
  • еженедельник «В кругу семьи»
  • журнал «Всё о работе»
  • рекламно-информационное издание «Юго-запад Удмуртии»

Телевидение

  • МУП МТРК «Можга»

Радио

  • «ЮморFM — Можга»
  • «Европа Плюс — Можга»
  • «Русское радио — Можга»
  • «Радио дача — Можга»

Интернет-СМИ

Архитектура

Первый план застройки города был разработан С. Е. Пустошинцевим в 1924 году. С момента образования города строительство проходило во всех районах Можги[19]. Архитектура города представлена ​​как старыми, так и новыми зданиями. К старейшим зданиям принадлежит целый ряд деревянных домиков одного или двух этажей. Они окрашены в зеленые, синие или голубые цвета. К таким зданиям относится и железнодорожный вокзал, который сохранил свои форму и цвет.[20]Среди зданий раннего советского периода выделяются одно- или двухэтажные дома с высокими фасадами, построенные из красного кирпича. Среди зданий позднего советского периода можно выделить здания средней этажности (на 4-6 этажей) из кирпича, здания предприятий, учреждений образования и культуры. Среди современной застройки выделяется военкомат, бизнес-центр «Можга» и несколько новых торговых центров.

Памятников в городе немного, все они в основном возведены в советское время и отражают эту эпоху. Наиболее значимым для можгинцев является мемориальный комплекс в честь погибших воинов-можгинцев в Второй мировой войне. Он представляет собой братскую могилу, вокруг которой возведена стена памяти, на самой могиле — памятник, а перед могилой военная техника — танк и пушка. Кроме этого в городе сооружен памятник в честь погибших воинов-участников войны в Афганистане[21], комплекс, посвященный 175-летию города[22], еще один памятник погибшим воинам ВОВ[23], несколько памятных табличек (например, Леонтьеву Анатолию Кузьмичу, основателю и первому директору художественной школы[24], краеведам города[25]).

Экономика

Железнодорожный вокзал города

Транспорт

Можга является значительным транспортным узлом республики в юго-западной ее части. Здесь проходит железная дорога Казань — Агрыз — Екатеринбург Горьковской железной дороги, на которой расположены пассажирская и товарная станция «Можга». Со столицей республики город связан автомобильной трассой 1916 году и называлась Сюгинская. Она обслуживала Сюгинский стекольный завод и уездный город Можга. Сегодня погрузочно-пассажирская железнодорожная станция называется Можга, здание вокзала сохранилась до сегодняшнего дня.[20]

Восточнее города отходит автомобильная дорога, которая соединяет Можгу с Ижевском. На север уходит дорога, которая соединяет с соседним районным центром — селом Вавож. На юг через село Можга проходит автомобильный путь на Алнаши, а на юго-запад — дорога на село Полякова, где она раздваивается и соединяет Можгу с районными центрами Грахово и Кизнер. В 1990-х годах на южной окраине была построена объездная дорога, соединяющая восточное, южное и юго-западное направления.

Из городского транспорта в городе представлен только городской автобус, который насчитывает всего 6 маршрутов[26].

Промышленность

Можга — значительный промышленный центр юго-западной части Удмуртии, крупнейшие предприятия города:

  • ЗАОр МДНП «Красная звезда» — производство мебели
  • ООО «Можга-Редуктор» — изготовление редукторов, металлообработка
  • ОАО «Свет» — изготовление стеклянной и пластиковой тары
  • ОАО «Можга-сыр» — производство сыров
  • ОАО «Можга-лён»
  • ОАО Авторемонтный завод «Можгинский» — металлобработка
  • ОАО «Можгинский лесокомбинат» — производство мебели
  • ООО МПК Термосталь — производство жаропрочной оснастки и жаропрочного литья
  • ООО Можгинский Пищекомбинат «ПродМакси» — производство продуктов питания
  • ООО «Восточный» Можгинский элеватор — комбикормовое, мукомольное производство

Можга является крупным центром производства деревянных линеек и линеек-треугольников.

Сфера обслуживания и торговли

Люди, связанные с Можгой

Родившиеся в Можге

Жившие в Можге

Примечания

Ссылки

Литература

  • Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001
  • Гл. ред. Горкин А. П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998
  • Гл. ред. Лаппо Г. М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994
  • Удмуртская республика: Энциклопедия / Гл. ред. В. В. Туганаев. — Ижевск: Удмуртия, 2000. — 800 с. — 20000 экз. — ISBN 5-7659-0732-6
  • Смолицкая Г. П. Занимательная топонимика. — М.: Просвещение, 1990
  • Новая иллюстрированная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001
  • Мосалова С. Откуда имя наше пошло. — Можгинские вести, 1999, 10 июня
  • Максютин М. М. Городу Можге 70 лет. 1926 — 1996. — Можга, 19
  • Справочник по административно — территориальному делению Удмуртии. — Ижевск: Удмуртия, 1995
  • Максютин М. М. К 75 — летию Можги. 1926 — 2000 гг. Сборник исторических материалов. — Можга, 2001
  • Перевощиков А. П. Экономико — географический очерк. — Ижевск: Удмуртия, 1990
  • Вичужанин А. Г. Городок над Сюгинкой — рекой. — Ижевск: Удмуртия, 2001
  • Данилов Г. Можга. Очерки к 50 — летию города. — Ижевск: Удмуртия, 1976

Эффект Даннинга — Крюгера — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эффект Да́ннинга — Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации[1]. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать от недостаточной уверенности в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным (которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами). Также люди с высоким уровнем квалификации ошибочно полагают, что задачи, которые для них легки, так же легки и для других людей[2].

Гипотеза и экспериментальная проверка[править | править код]

Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом ссылались на высказывания:

  • Чарлза Дарвина — «Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием»[3] и
  • Бертрана Рассела — «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»[4].

Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнеллском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые показали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.

Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

  1. Они склонны переоценивать собственные умения.
  2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других.
  3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности.
  4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы на английском языке в декабре 1999 года в Журнале психологии личности и социальной психологии[1].

За это исследование авторам статьи была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год[5].

Результаты других подобных исследований были представлены в 2003[6] и 2008[4] годах.

Хотя сам принцип был сформулирован в 1999 году, авторы отмечают схожие наблюдения у философов и учёных:

  • Лао-цзы («Знающий не говорит, говорящий не знает»),
  • Конфуция («Истинное знание — в том, чтобы знать пределы своего невежества»),
  • Сократа («Я знаю, что ничего не знаю»),
  • Бакунина («…именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении»[7])

а также в вышеприведённых высказываниях Бертрана Рассела и Чарльза Дарвина.

В Библии есть высказывание апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как до́лжно знать» (1Кор. 8:2).

Гераинт Фуллер (англ. Geraint Fuller) в своём комментарии к статье отметил[8], что аналогичная мысль высказана в произведении Уильяма Шекспира «Как вам это понравится»:

Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп.[9]

Оригинальный текст (англ.)

The Foole doth thinke he is wise, but the wiseman knowes himselfe to be a Foole. (V.i)

«Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»

Среди людей, знающих об эффекте Даннинга — Крюгера, встречается непонимание сути этого психологического феномена. Первое заблуждение — о том, что эффект работает только на «некомпетентном» человеке. В действительности это когнитивное искажение присуще каждому человеку. Во-первых, специалист в одной области человеческих знаний является дилетантом в другой области и может не подозревать об этом. Во-вторых, даже в пределах одной конкретной области склонность к переоценке своего уровня свойственна большинству людей, включая людей со средним уровнем компетенции и выше, просто у более компетентных людей ошибка в оценке будет меньше. И лишь самое меньшинство, наиболее компетентные люди, могут недооценивать свой уровень.[10].

  1. 1 2 Kruger, Justin; David Dunning. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One’s Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1999. — Vol. 77, no. 6. — P. 1121—1134. — doi:10.1037/0022-3514.77.6.1121. — PMID 10626367.
  2. Katherine A. Burson, Richard P. Larrick, Joshua Klayman. Skilled or unskilled, but still unaware of it: How perceptions of difficulty drive miscalibration in relative comparisons. (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology. — 2006. — Vol. 90, iss. 1. — P. 60—77. — ISSN 0022-3514 1939-1315, 0022-3514. — doi:10.1037/0022-3514.90.1.60.
  3. Darwin, Charles. Introduction // The Descent of Man : [англ.] : [арх. 10 апреля 2012]. — 1871. — P. 4.
  4. 1 2 Ehrlinger, J. Why the Unskilled Are Unaware : Further Explorations of (Absent) Self-Insight Among the Incompetent : [англ.] / J. Ehrlinger, K. Johnson, M. Banner … [] // Organizational behavior and human decision processes. — 2008. — Vol. 105, no. 1. — P. 98—121. — doi:10.1016/j.obhdp.2007.05.002. — PMID 19568317. — PMC 2702783.
  5. ↑ The 2000 Ig Nobel Prize Winners (англ.) (недоступная ссылка). Improbable Research. Дата обращения 9 апреля 2012. Архивировано 26 января 2013 года.
  6. Dunning, David. Why people fail to recognize their own incompetence / David Dunning, Kerri Johnson, Joyce Ehrlinger … [] // Current Directions in Psychological Science. — Vol. 12, no. 3. — P. 83−87. — doi:10.1111/1467-8721.01235.
  7. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологизм. — М.: T8 RUGRAM, 2019. — С. 120—121. — 152 с. — (Навстречу революции). — ISBN 978-5-517-00991-3.
  8. Fuller, Geraint. Ignorant of ignorance? (неопр.) // Practical Neurology (англ.)русск.. — 2011. — Т. 11, № 6. — С. 365. — doi:10.1136/practneurol-2011-000117. — PMID 22100949.
  9. ↑ перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник
  10. Steven Novella. Misunderstanding Dunning-Kruger (англ.). The New England Skeptical Society (8 January 2019).

Что может быть на машине, из-за плохого контакта массы.

С электрооборудованием любого транспортного средства, могут происходить неисправности, кажущиеся далёким от электрики людям, проделками нечистой силы. И виновником таинственных неисправностей электрооборудования мотоцикла или автомобиля, в большинстве случаев является плохой контакт минусовых клемм — «массы». Но давайте всё по порядку. 

Многим водителям известно, что способ подключения потребителей электроэнергии с источником питания (генератором или аккумулятором),на любом транспортном средстве — однопроводный. В качестве второго (минусового) провода, служит кузов машины или рама мотоцикла (трайка, скутера, квадроцикла и т.д.). Сама идея подключения минуса источника питания (аккумулятора) к стальной раме или кузову, довольна стара и естественна, так как позволяет значительно упростить, облегчить и удешевить любое транспортное средство.

Отдельным массовым проводом связывают и двигатель с кузовом или рамой, так как мотор висит на резиновых подушках, не пропускающих ток, а ведь и плюс и минус требуется стартеру, и например, электромагнитному клапану карбюратора. На иномарках, особенно впрысковых, потребителей, требующих электричества (а соответственно и плюса и минуса) может быть ещё больше. Но вот плюсовые провода, обычно начинаются и заканчиваются вполне надёжными клеммами, которые обычно в вполне герметичных пластиковых колодках или резиновых чехлах, а вот минусовые провода крепят к кузову или раме по принципу «водичка дырочку найдёт». Да и сам кузов, в месте сверления отверстия и закрепления минусового провода, начинает ржаветь очень быстро, если конечно сразу не принять соответствующих мер.

К тому же многие не учитывают ещё один важный факт, который известен даже электрику новичку: алюминиевые и медные клеммы соединять между собой нельзя, так как эти металлы мягко говоря «не дружат» между собой, и начинают интенсивно окисляться. А как может быть нормальный контакт у окисленных деталей? Но я часто вижу на транспорте неопытных водителей, на алюминиевом картере коробки передач или головки двигателя, прикрученную медную клемму минусового провода, которая вдобавок ещё и омывается потоками воды в плохую погоду.

Стальной кузов или рама тоже «не дружат» с медью, как и алюминий, и образуют электрохимическую пару. И самое печальное в этом, это то, что сталь в таком соединении будет отдуваться за двоих, и корродировать в несколько раз быстрее. В итоге контакт пропадает (или идёт значительная потеря тока). Штатные клеммы, устанавливаемые на заводе, обычно лужённые. Но под тонким слоем олова, который легко содрать при монтаже клеммы, всё тот же медный сплав.

Исходя из вышеописанного, очевидно, что сами минусовые соединения к кузову или раме, изначально менее надёжны, чем сами медные провода и их медные клеммы (наконечники). А теперь представим например, что бы электричеству дойти до электромагнитного клапана карбюратора, электроток должен пойти по медному проводу (медной шине) от аккумулятора до кузова, потом по другому проводу до двигателя, затем по шпилькам впускного коллектора и их резьбе, часто обмазанной герметиком (или шпильки ржавые), у и напоследок пройти по резьбе самого электромагнитного клапана. Пропадание контакта в любом из перечисленных мест — и цепь разомкнута, а отсюда целый букет неисправностей. В итоге неопытный водитель удивляется — чего это вдруг карбюратор стал плохо работать и расход бензина повысился? Надо ехать к карбюраторщику или покупать другой карбюратор. Но обычно мало кто знает, что в такой ситуации карбюратор то не причём. И я привёл один из примеров внезапной неисправности, а ведь их может быть много.

Поэтому в современных машинах или мотоциклах, всё чаще применяют полноценные минусовые провода, ведь современная бортовая электроника без них работать не будет, и большинство устройств или программ, будет глючить. На такой технике надёжный контакт особенно важен. Опытные электрики знают, и я это уже говорил: в электрике бывает всего две неисправности — есть контакт, там где он не нужен, и нет контакта там где он нужен.

Типичные неисправности на машине при плохом контакте массы (но не все, об остальных читаем ниже).

  • Одна лампа фары светит ярче другой.
  • Или например при включении указателей поворотов, мигает соседняя лампа габарита в заднем фонаре, или фара, причём по очереди. Сами же фара или задний фонарь светят тускло.
  • На пиковой мощности, а иногда и на средней, хрипит магнитола.
  • Одновременно включаются не связанные между собой приборы.
  • При включении указателей поворотов, могут заработать дворники, или омыватели стекла.

Эти неисправности, как я уже говорил, неопытным водителям кажутся чудесами. Не редко и на заводе (особенно отечественном), минусовую клемму фары надевают на шпильку или болт крепления корпуса фары к кузову, так и зажимают гайкой. На первый взгляд многим покажется, что всё правильно, ведь шпилька или болт крепления, приварен к кузову. Но ведь корпус фары изготовлен из мягкого пластика, и гайку на клемме нормально затянуть не получится, иначе пластик треснет. В итоге, хватит покататься по нашим дорогам совсем немного, чтобы такой контакт расшатать до полного его отсутствия. А ведь в стандартной фаре с скромной лампой 55-60 ватт, потребляемый даже такой лампой ток довольно большой — до 10 ампер (если под напругой обе её нити и дальнего и ближнего света).

В конце концов плохой контакт если не пропадёт совсем, то будет подгорать, сопротивление такого соединения будет возрастать ещё больше, а из школьного курса физики мы знаем, что чем больше сопротивление, тем больше тепла выделяется при прохождении тока в этом месте. Значит подгорание контактов ещё более усилится (замкнутый круг), тут и до пожара не далеко (пластик неплохо горит). А многие молодые начинающие водители, вместо стандартной лампы на 50-60 ватт, устанавливают сотку (100 ватт), у которой потребляемый ток ещё больше. Последствия могут быть печальны.

В вышеописанной ситуации с фарой, единственный выход — это крепление минусовой клеммы на за шпильку крепления фары, а за любой другой, просто приваренный к кузову. Тогда минусовую клемму можно будет хорошо затянуть, но перед этим смазав и место сварки и шпильку и клемму специальной токопроводной смазкой, чтобы предотвратить коррозию (учитывая, что после сварки, шов быстро ржавеет). Если нет на кузове подходящей шпильки или возможности её приварить, то придётся просверлить в кузове отверстие, и желательно в таком месте, где оно не будет омываться потоками воды и грязи. Затем уже по возможности придётся зачистить до блеска место вокруг отверстия, затем просунуть с обратной стороны металла кузова подходящий по диаметру винт, надеть на него клемму и затянуть гайку, смазав всё специальной смазкой, которая к тому же отталкивает влагу (пример такой смазки можно найти вот в этой статье). Можно просто покрыть сверху такое соединение мовилем, но только когда хорошенько затяните гайку на клемме.

С монтажом минусового провода на раме мотоцикла, всё довольно просто: сверлится отверстие в трубе (в сухом месте), затем метчиком нарезается в отверстии трубы резьба, и клемма затягивается подходящим винтом. Так же советую подкладывать под клемму шайбу с зубчиками, сейчас такие появились в продаже. Такая шайба благодаря своим зубчикам, позволит хорошо вцепиться в металл кузова или рамы.

Головная боль водителей отечественных автомобилей — это печатная плата задних фонарей. Их разъём быстро разбалтывается или окисляется, и от этого часто просто отваливается. Да и сами дорожки печатной платы очень ненадёжны и недолговечны. В движении машины, усики патронов ламп вибрируют и этим стирают очень тонкое медное покрытие на плате. А попадающая сюда из-за негерметичности влага, довершает потерю контакта, а то и его разрушение. Как правило такие фонари не ремонтопригодны, и их просто заменяют новыми. Только не забудьте при замене фонаря Жигулей, надеть на шпильку его крепления минусовую клемму от бензобака (указателя топлива), иначе указатель будет показывать уровень бензина только чудом (когда ему захочется).

На мотоциклах, особенно отечественных, советую задний фонарь, поворотники, фару, продублировать отдельными минусовыми проводами, даже если их корпуса металлические. Об этом я уже писал и подробнее советую почитать вот здесь.

Недостаточные обороты электро-стартера (что очень важно для дизелей), потеря его мощности или полный отказ его работы, тоже часто происходят из-за  отсутствия или плохого контакта массы (минусового провода). На отечественных автомобилях (Жигулях) к двигателю подведены два минусовых провода, один из которых соединяет морду машины с головкой цилиндров (но есть модели, на которых этот провод идёт непосредственно от минуса батареи), второй же провод соединяет пол машины с картером сцепления. И вот этот второй провод, омываемый потоками грязи, обычно сгнивает, что нередко на подержанных автомобилях. В итоге, огромный стартерный ток уже пойдёт по резьбе шпилек головки двигателя (а резьба шпилек как правило или окисленная, или в герметике).

Впрочем бывает и похуже, особенно если окислится или сгниет и первый провод, идущий от передка машины на головку мотора (часто его забывают подключить после демонтажа двигателя). Финал этих неприятностей может быть довольно печальным и непонятным для новичков. При попытке завести двигатель, трос подсоса карбюратора — это единственный из оставшихся мостиков от кузова к мотору, для прохождения огромного пускового тока! В итоге трос и его оболочка просто плавятся и стекают на пол, а из под капота валит дым, приводящий новичков в ужас. И этот ужас оправдан, особенно если двигатель или карбюратор мокрый от бензина. Хорошо если под рукой огнетушитель.

Казалось бы, при плохом контакте с массой, напряжение на всех потребителях должно понизиться. Но многие водители к своему полному недоумению, обнаруживают обратную картину: о чудо — напруга наоборот повышается! Лампочки начинают часто перегорать, а аккумулятор постоянно сухой даже в прохладную погоду (выкипает вода в банках батареи). Естественно, это признаки перезаряда — повышенного напряжения заряда (превышение максимальной нормы в 14,5-14,6 вольт). Частичная причина такой неисправности — это плохой контакт корпуса реле-регулятора и массы (кузова или рамы).

В итоге, измеряемое реле-регулятором напряжение, ниже реального напряжения в бортовой сети (см.рисунок 1), ведь из-за окисной плёнки на корпусе (плохого контакта), реле-регулятор уже неправильно замеряет реальное бортовое напряжение. Получается то, что если и реле-регулятор и поддерживает напругу в заданных пределах на своих входных клеммах (между выводом 15 и корпусом), то на выходе, на клеммах заряжаемого аккумулятора, напряжение будет тем выше, чем хуже контакт с массой кузова корпуса реле-регулятора. Это надо знать, так как многие просто выкидывают вполне исправное реле-регулятор, заменяя его новым, не зная истинную причину неисправности.

Но впереди самое интересное и чудное, что может быть в электрике, и от неисправностей изложенных далее, даже некоторые опытные и видавшие виды ремонтники разводят руками, а некоторых новичков такие приколы могут привести к вере в нечистую силу.

Бывает на отечественных машинах, даже почти новых, глохнет двигатель, а при открытии капота обнаруживается, что жгут из шести проводов, идущих к клемной колодке коммутатора системы зажигания, расплавился. Первое, что сделает любой водитель, установит новый коммутатор и жгут проводки. Но мотор всё равно не пускается. Далее начнётся как обычно — проверка искры. Но вот здесь появляются приколы, заставляющие чесать «репу» даже опытных ремонтников: как только включаем зажигание (не включая  стартер), так между центральным высоковольтным проводом и массой (двигателем), возникает не то что искра, а самая настоящая сварочная дуга, причём даже не дуга, а малинового-оранжевая молния плазмы, толщиной миллиметров в 7-8. Чума!!!

И ничего удивительного, что бывший коммутатор сгорел, так как не расчитан на такое чудо, а его провода поплавились. А значит и датчик Холла тоже вышел из строя. Его замена позволяет появиться искре в более нормальном виде, но всего лишь на центральном проводе. А чтобы не повредить новые датчик и коммутатор, то проверяя искру, зазор между проводом и массой делаем не более 10 мм. На всякий случай меняется и бегунок (внутри мог сгореть резистор), и вот тут двигатель оживает. Но только вот причина выхода из строя деталей и плавления проводки, многим непонятна.

А разгадка всех чудес появится, стоит только включить фары. Они не включатся, а вот под тарпедой (панель приборов) появляется странное жужжание. И стоит только выключить фары, как странный звук прекращается. Источник звука можно легко вычислить по месту исходящего жужжания, им оказалось реле зажигания. И минусовые клеммы обмотки реле зажигания и фар, были подключенны одним общим винтом, за металлическую основу торпеды. Причем и минусовые клеммы и винт и главное — корпус торпеды в этом месте, тщательно покрашены на автомобильном заводе. Умеют же на наших заводах хорошо красить, только вот там где это не нужно. Стоило только зачистить место под клеммы до блеска, как фары нормально заработали, а жужжание прекратилось.

Как же всё происходит в таком случае? Пока фары машины водитель не включал, через покрашенное место и резьбу винта, удерживающего минусовые клеммы, проходил небольшой ток, и его с натяжкой хватало всё же, чтобы релюха зажигания работало нормально. Но вот как только с наступление темноты водитель включил фары, нагрузка на несчастный болтик резко возросла, а тока, проходящий через обмотку реле зажигания уже стало не хватать, чтобы удержать контакты в стабильном замкнутом состоянии. Они размыкались, бортовое напряжение слегка поднималось, от этого контакты реле смыкались вновь, и вот так далее повторялось много раз (в режиме зуммера).

Хаотичное замыкание и размыкание электропитания цепи коммутатора, генерировало импульсы в первичке катушки зажигания, но эти импульсы и соответственно возникающая искра проскакивала невпопад, то есть в независимости с порядком работы цилиндров двигателя. В итоге сгорели многие детали системы электронного зажигания, ну а мотор естественно заглох.

На рисунке 2, можно наглядно наблюдать падение напряжения при плохом контакте массы, например при включении фар.

В заключении этой статьи, хочу посоветовать водителям, особенно начинающим, что если с электрикой вашей машины или мотоцикла творится что то неладное, не вините в этом полтергейста, а просто ищите плохой контакт массы, и я надеюсь, что эта статья хоть немного поможет вам в этом. Успехов всем!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *