Джаз модерн контемпорари – Методическая разработка на тему: Методическая разработка по теме: «Развитие современного танца. Джаз, Модерн, Контемпорари»

Содержание

Чем отличается контемпорари от модерна и джаз-модерна?

Возникшее в начале 20 века движение за освобождение танца от рамок наскучившей и скованной классики, придание ему большей свободы, импровизации, привело к появлению таких новых стилей, как модерн, джаз-модерн и контемпорари.

Все эти направления выделяют индивидуальность каждого танцора, сочетая в себе глубокое понимание музыки и искусное владение своим телом. Данные виды танца, на первый взгляд, очень похожи. И начинающие танцоры, и обычные зрители, часто задаются вопросом: чем же всё-таки отличаются эти направления?  Об этом и поговорим в нашей статье.

Что такое модерн и как он возник?

0_6eb7f_f647a429_xlЭто танцевальное направление появилось в США, как своего рода протест строгой классике. Эта революция в танце стала логичным продолжением революционного духа в обществе в начале 20 века.

Модерн – это даже некий эпатаж, шокирующий привычный взгляд зрителя, танец со своей особой философией, включающую в себя свободу самовыражения и сюжеты, отличные от классики.  Она всё же еще дает о себе знать, но здесь значительно увеличивается внимание к рисунку движений, ритму и идее. Основоположниками модерна считаются Марта Грэхем, Айседора Дункан, Чарльз Вейдман, Тед Шон и его супруга Руфь Сен-Дени, Хания Хольм.

Отличительные особенности модерна

Это танец раскрепощенного тела. Движение зарождается от импульса, которое дает свободное парение телу в пространстве. Ломанные линии, эффектные бросания на пол, немыслимые акробатические фигуры и даже какие-то оптические спецэффекты – танец полностью зависит от фантазии хореографа. В модерне имеет значение внутреннее наполнение движения, четкость линий, умение работать с дыханием.

Как возник джаз-модерн?

contemporary-2Джаз-модерн – это контрастное сочетание джаза и модерна. Сам джаз – популярное направление 60-х гг. 20 века, возникшее также в США, сочетающее в себе фольклор афроамериканцев и танцы других эмигрантов.  Он отличается свободой движений тела и отдельных его частей как по горизонтали, так и по вертикали. Джаз развивался и трансформировался, порождая новые стили, такие как буги-вуги, линди хоп и чарльстон.

Так, несколько позднее, американская танцовщица, Кэтрин Данэм, взяв за основу джаз-танец, превращает его в театральное искусство. А через время появилось новое танцевальное направление – синтез модерна и джаза.

Отличительные особенности джаз-модерна

1325992561_jazz-modernКак мы уже говорили, в основе модерна лежит свобода движений, свобода самовыражения, отличительная от классики. Но здесь она ограниченна рамками джазового танца. Здесь и элементы балета, и акробатика, и ломаные линии модерна, и латиноамериканские движения, и джазовые импровизации. Также, джаз-модерн включает в себя:

  • согласование движений с ритмом музыки;
  • синкопирование – ритм между сильными долями музыки;
  • изолированные движения – подвижность только одной части тела, в то время как все тело остается неподвижным или двигается в противоположном направлении.

Что такое контемпорари?

Контемп – это современное танцевальное направление, слияние множеств различных техник и стилей. В его основу входит классический танец, модерн и восточные техники – цигун, йога, тайцзи-цюань. Контемпорари – это некий симбиоз востока и запада. И в этом слиянии направлений появился красивый, гармоничный, естественный танец-выражение личного «Я».

Отличительные особенности контемпорари

Kontemporari_3Этот танец требует понимания и осознания того, как работает тело, как оно движется, как поддержать и направить возникнувший импульс движения. Характерной особенностью контемпорари является чередование напряженных натянутых мышц и неожиданного расслабления, внезапные остановки (часто на прямых ногах), падения и подъемы, балансирование. Это настоящий театр танца, искусство движений, которые рождаются от чувств и эмоций танцора.

От модерна и джаз-модерна контемпорари отличается большей свободой. Здесь свобода творчества может ограничиваться только недостаточностью фантазии.

Если Вашего ребенка заинтересовал такой танец, как контемп, то приглашаем Вас в нашу студию, где данный стиль является одним из основных. Подробнее о занятиях Вы можете узнать по телефону: (095) 910 47 79.

Как вывод, хотим сказать, что каждое из этих танцевальных направлений (modern, jazz-modern, contemporary) очень многогранно, и лишь углубившись в каждое из них можно прочувствовать и понять грани, которые их разделяют.

Контемпорари | Contemporary — школа танцев Людмилы Квасневской

Contemporary — направление современной хореографии, в основе которого лежат западные танцы и восточные движения, своеобразный микс различных танцевальных стилей и техник (классический танец, танец модерн, цигун, тай цзи цюань и йога).

Записаться по телефону

Написать в WhatsApp

Обучение танцу Contemporary

Наша студия современных танцев приглашает вас на уроки контемпорари (contemporary dance). Занятия проходят под руководством профессионального преподавателя, заслуженной артистки России, лауреата международных конкурсов артистов балета и хореографов — Марины Акелькиной, 2 раза в неделю, в просторных современных залах и подойдут танцорам со средним уровнем подготовки и выше.

Во время обучения стилю контемпорари особое внимание уделяется базовым принципам работы с телом и движением:

  • дыханию (связи дыхания и движения)
  • освобождению суставов
  • расслаблению и напряжению мышц
  • координации и изоляции движений
  • умению балансировать
  • работе с весом тела
  • работе с пространством
  • работе с эмоциональным состоянием
  • техникам работы в партере, стоя и с партнером

Учебная комбинация

Обучение стилю танца контемпорари проводит профессиональная артистка балета и опытный хореограф-постановщик Марина Акелькина

Как построен урок?

Класс состоит из синтеза различных техник современного танца.

  • Занятие начинается с разогрева, который готовит мышцы, суставы и связки к работе.
  • Основные упражнения класса построены по аналогии с классическими и модерновыми — от простых к более сложным.
  • В занятие включены упражнения в партере (работа с полом), release — техника расслабления, а также стретчинг (растяжка).
  • Заканчивается занятие одной или более танцевальными комбинациями.

Здесь неважны рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где основная идея — невесомость, вы знаете о том, сколько весит тело или рука, и используете это для построения свободного, легкого, красивого движения и танца.

Contemporary больше тяготеет к полу, при этом подчеркивается легкость и выразительность движений. Обычно танцуется босиком.

Что одеть на занятие?

Для занятий подойдет любая удобная одежда (штаны, лосины, майки, футболки, комбинезоны и т.д.), которая не сковывает движение. Танцуем босиком, но имеем с собой на всякий случай носки. Если кому удобнее заниматься в полупальцах или балетках – берем их.

О стиле Контемпорари

Контемпорари возник в середине прошлого века из танца модерн — авторского танца, отрицающего классические каноны и принципы балета.

Контемпорари сильно отличается от других танцевальных направлений, поскольку не имеет никаких правил и четких границ. Каждый хореограф использует индивидуальный язык движения, создавая уникальные и неординарные произведения. Он дает большую свободу для творчества и самовыражения, поэтому его часто называют интеллектуальным и философским танцем.

Contemporary dance постоянно развивается, вбирая в себя все новые и новые танцевальные техники и идеи. Этому стилю танца свойственны принципы естественного и свободного движения, инерции веса и расслабления. Главной составляющей творческого роста и развития танцора является импровизация.

Основатели современного танца

  • Франсуа Дельсарт (Francois Delsarte) — теоретик сценического искусства.
  • Эмиль Жак-Далькроз (Emilie Jaques-Dalcroze) — создатель ритмики.
  • Рудольф фон Лабан (Rudolph von Laban) — танцовщик и педагог, создатель предтечи танца модерн — «экспрессивного танца».
  • Айседора Дункан (Isadora Duncan) — американская танцовщица-новатор, основоположник свободного танца.
  • Рут Сен-Дени (Ruth Saint Denis) — американская танцовщица, педагог и хореограф, новатор в области современного танца.
  • Лои Фуллер (Loïe Fuller) — американская актриса и танцовщица, ставшая основательницей танца модерн.
  • Марта Грэм (Martha Graham) — американская танцовщица и хореограф, создательница труппы, школы и танцевальной техники своего имени.
  • Мерс Каннингем (Merce Cunningham) — американский хореограф, создатель собственного стиля современного танца.
  • Хосе Аркадио Лимон (Jose Limon) — американский танцовщик, хореограф и танцевальный педагог, основатель собственной танцевальной труппы, один из крупнейших деятелей американского танца модерн.
  • Мари Рамбер (Marie Rambert) — танцовщица, хореограф и педагог польского происхождения.

Записаться по телефону

Написать в WhatsApp

Есть ли разница между контемпом и джаз модерном

И jazz modern, и contemporary являются современными танцами, которые отличаются своими хореографическими постановками. Оба созданы в прошлом столетии. Хотя в основу танцевальных направлений положена классическая хореография,  контемп и модерн стали своеобразным протестом против канонических уставов балета.  Благодаря этому, есть простор для импровизации.

Особенности джаз модерна и контемпа

Техника используемая в танце контемпорари,  предполагает релакс и изолирование отдельных частей человеческого тела. Определенных правил, говорящих о верных его положениях, не существуют. Контемп характеризуется партером, прыжками, перекатами и головокружительными опусканиями.

Танец jazz modern создавался на мотивах исходящих из модерна и джаза. Отличается свободой танцевальных движений, их легкостью, чувствами человека и импровизацией. Его уникальность в том, что он стал объединенным воплощением различных стилей современности. Движения в этом танце приближаются к партеру, чем он и отличается от балета, в котором хореография возвышается.

Как бы там ни было, но contemporary во Львове имеет большую популярность нежели модерн, возможно — это из-за того, что контемп по сравнению с модерном гораздо свободнее и не имеет пределов и границ.

Танцевальная студия в Львове One Life предлагает своим ученикам стиль танца контемп, и иногда включает в эти уроки базовые элементы с модерна, ведь многие технические моменты прекрасно сочетаются с контемпом и делают его еще более интересным и техничным.

Объединение контемпа и джаз модерна в одно целое

Оба танцевальных направления, то есть контемп и модерн, предоставляют каждому хореографу возможности перестановки любой техники под свои устремления и  демонстрации собственных манер. Сегодня эти танцы находят прекрасное сочетание между собой, вставляя компоненты джаз фанка, хип хопа и разных стилей. В них чрезвычайно значимое место занимают партнерство и импровизация. Они становятся популярными в различных уголках нашей страны. Большинство это города, среди которых, несомненно, и Львов, становятся центрами популяризации современных танцевальных направлений.

Изучение джаз модерна и контемпорари начинается с освоения  движений, составляющих их базу. От вас требуется изучение релакса, релиза, правельности исполнения позиций шагов и изоляции частей тела. Популярны в новых танцах динамичные прыжки и резкие опускания. Постановки в ряде случаев заключаются в импровизациях, поскольку  они лучшим образом повествуют о переживаниях людей в каждую минуту.

Такие танцевальные направления, как модерн и контемп, — это своеобразный способ самореализации человека, увлеченного танцем, проявление философских взглядов, разностороннее познание самого себя, а также мира в себе. Занятие ими помогает осваивать лексику собственного тела, развивать артистические движения и пластику, а также всесторонне развивать себя.

Цены на занятия во Львове как с джаз модерна так и с контемпа одинаковые, начиная от 350 грн. за 8 занятий в месяц.

Якщо ви дочитали до кінця і Вам сподобалось, ставте лайк❤ і підписуйтесь на наші соціальні мережі, далі буде ще багато цікавого!!!

               

Что представляет собой контемпорари и джаз-модерн

Назад к статьям

    В чем отличие танцевального стиля джаз-модерн от контемпорари?

   Для многих профессионалов ответ на этот вопрос не составит труда. Для них всё очевидно и очень просто. Но возможно вы как и многие другие задавались этим вопросом, и так и не нашли на него ответа. И это неудивительно ведь сегодня мир танца наполнен самыми разнообразными стилями, каждый из которых имеет свои особенности и свою изюминку.
   Точно так можно сказать и о стилях джаз-модерн и контемпорари, которые, как и многие другие стили, имеют ряд индивидуальных особенностей и прелестей.
   Поэтому давайте попробуем разобраться, в чем же все-таки отличие этих стилей друг от друга, и для начала узнаем, что представляет собой контемп, джаз и модерн.


 Что представляет собой контемпорари и джаз-модерн?

 
    Если говорить просто, то стиль контемпорари часто сравнивают с танцем души. И такое сравнение появилось неспроста. Оно очень отчетливо характеризует смысл и задачу этого стиля. Да, именно в контемпе можно увидеть историю, которую исполнитель стремится передать всеми своими движениями, образным языком тела. Главная особенность и задача контемпа – это способность выразить свои чувства через танец, умение донести свои эмоции и переживания.

    Джаз-модерн – это прекрасное сочетание хореографии модерна и хореографии джаза. Стиль джаз, сам по себе ритмичный и энергичный танец, который всегда характеризовался четкими линиями и законченными движениями. И наоборот, модерн – классический нежный стиль, в основе которого всегда было балетное искусство и плавность в каждом движении тела. Поэтому сочетая в себе два этих стиля, джаз-модерн стал особым и в какой-то степени противоречивым стилем, так как совместил в себе и классику танца, и его энергетику. Он смог объединить четкость и законченность линий джаза с плавностью модерна. Именно благодаря такому сочетанию джаз-модерн можно считать отчасти энергичным, а отчасти классическим танцем. 

 Основные отличительные особенности джаз-модерна

   Есть несколько основных особенностей, которые сегодня представляют этот стиль, хотя ранее были заимствованы из других стилей. 

1. Первая особенность – это изоляция, которая выполняет ключевую роль. Изоляция на языке танцев – это способность осуществлять движения частей тела вне зависимости друг от друга.
2. Пластичность в движениях рук и бедер – еще одна важная особенность этого стиля. Плавные движения помогают сделать танец чувственным и порой даже сексуальным.
3. Удивительное одновременное расслабление и напряжение различных частей тела способно создать необходимую энергетику и эмоциональный окрас танца.
4. А вот отличительные четкие линии и периодическое бросание тела к полу или вверх служит особой изюминкой танца и передает необычайный взрыв эмоций и чувств.

 Особенности стиля контемпорари

 Контемпорари также имеет ряд своих преимуществ и особенностей, которые отличают этот стиль от других.

1. Как мы уже говорили, этот стиль направлен больше на чувства и ощущения, чем на движения. Поэтому основной особенностью этого танца является ориентация «внутрь», то есть ориентация танцовщика на внутренние ощущения и чувства для того, чтобы максимально отчетливо их передать. И как результат, такая ориентация передает не только внутренние эмоции, но и уникальные движения танцора.
2. Довольно распространенной особенностью контемпа является техника работы с полом, то есть танец на полу. Также выделяют вертикальный контемп – танец стоя и контемп в паре.
3. Что касается движений, то в этом стиле обязательным правилом являются плавные движения, перетекающие из одного в другое.

   Теперь вы знаете основные особенности и отличия стилей танца контемпорари и джаз-модерн, и как видно каждый из них имеет свои индивидуальные изюминки.

термины джаз- модерн — Контемпорари| contemporary dance

Терминология классического танца

Pas (па)   –   шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d`actions (па де акшн)   –   действенный танец.

Pas de deux (па де де)   –   танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.

Pas de trois (па де труа)   –   танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.

Pas de quatre (па де карт)   –   танец четырех исполнителей.

 

Adagio (адажио)   –   медленно, медленная часть танца.

Allegro (аллегро)   –   быстро, прыжки.

Allongee (алонже)   –   от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.

Degage (дегаже)   –   освобождать, отводить.

Aplomb (апломб)   –   устойчивость.

Preparation (препарасьон)   –   приготовление, подготовка.

Port de bras (пор де бра)   –   упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

En face (ан фас)   –   прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.

Croisee (круазе)   –   поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Efface (эфасэ)   –   развернутое положение корпуса и ног.

Ecartee (экартэ)   –   отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

En tournant (ан турнан)   –   от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.

En dedans (ан дедан)   –   внутрь, в круг.

En dehors (ан деор)   –   наружу, из круга.

Petit (пти)   –   маленький.

Demi (деми)   –   средний, небольшой.

Grand (гранд)   –   большой.

 

Arabesque (арабеск)   –   поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.

Attitude (аттитюд)   –   поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.

Tire-bounchon (тир бушон)   –   «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Passe (пассе)   –   от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.

Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье)   –   положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.

 

Plie (плие)   –   приседание.

Demi-plie (деми плие)   –   маленькое приседание.

Grand-plie (гранд плие)   –   большое приседание.

Battement (батман)   –   размах, биение.

Battement tendu (батман тандю)   –   отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.

Jete (жете)   –   бросок ноги на месте или в прыжке.

Grand battement (гранд батман)   –   большой батман.

Battement frappe (батман фраппэ)   –   движение с ударом, или ударное движение.

Battement double frappe (батман дубль фраппэ)   –   движение с двойным ударом.

Battement fondu (батман фондю)   –   мягкое, плавное, «тающее» движение.

Soutenu (сотеню)   –   от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

Battement soutenu (батман сотеню)   –   выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.

Battement developpe (батман девлоппе)   –   раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.

Releve (релеве)   –   от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.

Relevelent (релевелян)   –   медленный подъем ноги на 90*.

Petit battement (пти батман)   –   маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Balancoire (балансуар)   –   «качели», применяется в grand battement jete.

Balance (балансе)   –   «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.

Batterie (батри)   –   барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Pas de bourree (па де буре)   –   чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Dessus-dessous (десю-десу)   –   верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.

Pas couru (па курю)   –   пробежка по шестой позиции.

Pas de bascue (па де баск)   –   шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.

 

Rond (ронд)   –   «круг, круглый»

Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер)   –   круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер)   –   круг ногой в воздухе.

Port de bras (пор де бра)   –   наклоны корпуса, головы.

Renverse (ранверсе)   –   от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.

Tour (тур)   –   поворот.

Tour chaine (тур шене)   –   «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.

Tour en l`air (тур ан лер)   –   тур в воздухе.

Pirouette (пируэт)   –   «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.

Fouette (фуэте)   –   от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

 

Sauté (соте)   –   прыжок на месте по позициям

Saute (соте)   –   прыжок на месте по позициям.

Sissonne (сисон)   –   вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne simple (сисон симпл)   –   простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne fermee (сисон ферме)   –   закрытый прыжок.

Sissonne tombee (сисон томбе)   –   прыжок с падением.

Sissonne ouverte (сисон уверт)   –   прыжок с открыванием ноги.

Assemble (ассамблее)   –   от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.

Changement de pieds (шажман де пье)   –   прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).

Echappe (эшаппэ)   –   прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.

Glissade (глиссад)   –   «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Cabriole (кабриоль)   –   прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.

Coupe (купэ)   –   подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.

Pas ballonne (па балонэ)   –   раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.

Pas ballotte (па балоттэ)   –   колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Pas emboite (па амбуате)   –   от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

Pas chasse (па шассе)   –   партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Pas ciseaux (па сизо)   –   ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.

Pas de chat (па де ша)   –   кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.

Jete ferme (жете фермэ)   –   закрытый прыжок

Jete passé (жете пассе)   –   проходящий прыжок.

Brise (бризе)   –   разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками.

Entrechat (антраша)   –   прыжок с заноской

Методическая разработка на тему: Методическая разработка по теме: «Развитие современного танца. Джаз, Модерн, Контемпорари»

Методическая разработка

по теме:

«Развитие современного танца.

Джаз, Модерн, Контемпорари»

Педагог дополнительного образования:

Чашина Елена Игоревна

Москва 2015

Оглавление

— ВВЕДЕНИЕ

— Развитие джаз танца

— Развитие танца модерн

— Постмодернизм

-Контемпорари

— Определение танца контемпорари современными танцевальными деятелями

— ЗАКЛЮЧЕНИЕ

— СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Культовые, трудовые, охотничьи и другие обряды сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами. Развернутые танцевальные представления, нередко связанные с религиозными церемониями, существовали в Древнем Египте, Индии, Китае, Армении, Греции, Риме и других странах.

Джазовый танец и танец-модерн долгие годы развивались как самостоятельные  направления, и только в 70 – е годы начался процесс заимствования приемов из различных школ танца. Поэтому сначала будем рассматривать историю джазового танца,  танца – модерн, постмодернизм и недавно (в рамках истории)зародившегося  направления – контемпорари в отдельности.

Развитие Джаз танца

Соединенные Штаты Америки привнесли в мировую хореографическую эволюцию два художественных элемента: «свободный» танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый танец. Последний был привезен неграми — рабами из Африки, но исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность джазового танца — совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец — это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн.

Джаз как художественное явление — это результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племен Африки. Каждое негритянское племя имеет свой собственный набор танцев с определенными ритмами для каждого конкретного случая. Ритмы меняются даже в зависимости от времени года и четко дифференцированы. Чтобы полностью исполнить многие из них, требуется более четырех часов.

В течение трехсот лет, с XVI до XIX века, черных рабов везли из Африки в страны Латинской Америки и США. Попав в Америку, они достаточно быстро восстанавливали свои праздники и обычаи. Но, приспосабливаясь, вместо барабанов черное население Америки использовало хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. Если в Африке обычаи, праздники, танцевальные и песенные ритмы были свои у каждого племени, в Америке они смешались в единое целое.

Одновременно шел и другой процесс. Поскольку основной контингент населения США состоял из ирландских, шотландских и английских переселенцев, то танцы именно этих национальных культур были важной составной частью искусства и повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на две большие группы. К первой принадлежали так называемые «кантри данс», т. е. сельские танцы, носившие фольклорный характер и исполняемые группой или дуэтом. Ирландские танцы «Джиг» и «Клог» исполнялись в специальной деревянной обуви, с помощью которой выстукивался ритм. Ко второй группе танцев, популярных в это время, относились бальные танцы — менуэт в XVIII веке, котильон, контрданс, кадриль и галоп в XIX веке.

Эти два направления культуры — европейское и негритянское — в Новом Свете оказывали влияние друг на друга и в конце концов ассимилировались. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс зарождения джазового танца как направления происходил на основе африканской культуры, т. е. ритмов и танцев фольклорного характера, на которые накладывались различные наслоения; этнические, религиозные, эстетические, геополитические.

В конце XVIII века в крупных городах либерального Севера возникли музыкальные шоу для белой публики, в которых белые исполнители, надев маски негров и их костюмы, имитировали африканские песни и танцы. Конечно, они не были идентичны оригиналу, однако экзотичность и гротесковость подобных зрелищ была хорошей приманкой для публики. В 1830 году в театре города Луисвиль Томас Дарт-мунд Раис поставил спектакль, в котором принял участие знаменитый черный танцор того времени Уильям Хенри Лейн — «Мастер Джуба». Это был первый чернокожий исполнитель, чье имя сохранила история джазового танца.

Черных актеров стали допускать на сцену только после окончания в 1865 году Гражданской войны в США. Однако черных трупп было очень мало, и, чтобы завоевать симпатии белых зрителей, они должны были показывать себя только в отрицательно-ироническом стиле, поэтому в основном получили развитие такие жанры сценического искусства, как скетч, водевиль и комедия. Именно в этих жанрах стал развиваться джазовый танец как танец театральный, составляющий единое целое с пением и музыкой. Этот путь развития привел в XX веке к появлению такого типично американского жанра, как мюзикл.

Единственной для черного исполнителя возможностью попасть на сцену было участие в танцевальных конкурсах, которые имели огромную популярность в то время. Излюбленными конкурсными танцами являлись «Джиг» и «Кейку-ок». Первый был сольным танцем, второй — парным. Зачастую танцоры держали на голове стакан с водой, а белые зрители заключали пари, у кого из танцующих в конце соревнования останется большее количество воды.

Хотя черные исполнители получили доступ на профессиональную сцену, однако существовало мнение, что «черный» танец — это отдельные, нелогичные и неумелые движения. С течением времени и белые танцоры стали понимать очарование и сложность танца этого направления. Одним из первых исполнителей негритянского танца стал Джордж Примроуз, творческая карьера которого началась в 1867 году.

«Черный» танец остался приоритетным и в представлениях «театра менестрелей», постепенно превращавшихся в пышные шоу. В 1880 году Джеймс Мак-Артур первым начал использовать в своих танцевальных шоу танцевальную технику черных исполнителей. Примерно в это же время родилась в Новом Орлеане и джазовая музыка.

Начиная с 90-х годов и до конца второй мировой войны — следующий этап развития джазового танца как особой техники, со своей школой, определенным лексическим модулем и системой движения. Именно в это время джазовый танец оказывает огромное влияние не только на театральный и бытовой танец, но

и на балетный театр. Жанровая природа джазового танца становится все менее очевидной. Взаимовлияние «черного» и «белого» танца все возрастает, теряется фольклорный характер танца. Все это и обуславливает выделение джазового танца в отдельное направление танцевальной техники.

В промежутке между 1890 и 1916 годами происходит настоящий взрыв популярности «черных» танцев и в области бытового танца. Их танцует весь Новый и Старый Свет. «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Ту стэп», «Биг Аппл», «Чикен стретч», «Дрэг», «Шимми», «Конго», «Фанки Бат» сменяли друг друга с невероятной быстротой. К этому же времени относится появление слова «джаз» и «джазовый танец». Это слово происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употреблялось неграми и как существительное и как глагол. В качестве существительного оно переводится как «сила, порывистость, экстаз». А в качестве глагола — «возбуждать, активизировать, восхищать».

1917-1930 годы — вершина развития джазового танца. «Черный» танец и музыка становились неотъемлемой частью музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме, Выдающиеся исполнители того времени — Билл Робинсон, Берт Вильяме, Бэк и Баболс были в центре всех музыкальных представлений в «черном» варьете Гарлема — столицы негритянского искусства и культуры, история которого началась с 1920 года.

С шоу «Шафл Элонг» (1921) началась традиция «черных» ревю на Бродвее. Многие шоу путешествовали и по городам Европы, знакомя публику Старого Света с новыми направлениями танца и музыки. Эл Танер, Эвон Лонг, Элвис Витман — эти имена были знакомы не только зрителям США, но и во многих странах Европы. В 1922 году на Бродвее уже было поставлено три «черных» мюзикла: «Старт мисс Лиззи», «Планштэйн ревю» и «Лайза».

Джазовый танец, пройдя путь от бытового, фольклорного танца через сценический, театральный танец, постепенно становился особым видом танцевального искусства. Он постепенно захватывает и всю Европу. В шоу и музыкальных спектаклях блистал и » черная Венера » — Жозефина Бейкер (» Шоколадный денди «), Билл Джангла Робинсон — лучший исполнитель стэпа и другие.

В 30-е годы интерес к джазовому танцу несколько угасает. Это вызвано тем, что «черное» искусство было чисто развлекательным. Многие хореографы пытались создать языком джазового танца более серьезные по теме произведения, однако эти попытки не всегда были успешными.

В1931 году Хемсли Уинфилд основал «Негритянский театр искусств», прима-балериной которого была Эдна Гэй. Она пыталась танцевать спиричуэлс и создала новый стиль танца, объединивший африканскую пластику и достижения танца-модерн.

В 1933-м Дорис Хамфри создала хореографию негритянской оперы «Бегите, маленькие дети». Это была первая попытка создать серьезное произведение на основе негритянского искусства.

Подлинный успех принесла постановка в 1935 году оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Хотя роль хореографии в этом спектакле была ограничена, он оказал громадное влияние не только на музыкантов, но и на хореографов, которые в своем творчестве стали обращаться к «черной» теме.

Но наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм — человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию. Можно с уверенностью назвать точную дату превращения «черного» танца в сценическое искусство. Это 18 апреля 1940 года, когда Кэтрин Данхэм представила в Нью-Йорке свою первую джазовую постановку «Тропики и горячий Джаз» с подзаголовком «От Гаити до Гарлема». Содержанием спектакля являлся путь «черного» джазового танца из Вест-Индии, Нового Орлеана и до Гарлема. Этот балет принес известность не только Кэтрин, но и выступавшим впервые на Бродвее танцовщикам (а в дальнейшем и хореографам) Арчи Савадт и Телли Битти. В том же году состоялась еще одна премьера — негритянского мюзикла «Хижина в воздухе» с Этель Уотерс и Кэтрин Данхэм в главных ролях. Затем работа Данхэм в Голливуде, и в 1943 году вновь бродвейская постановка — «Тропическое ревю». В труппе Данхэм выросли такие известные танцовщики, как Лавиния Вильяме, Арчи Савадт, Телли Битти, Жан-Леон Дастин и Уолтер Нике. В 1945 году в Нью-Йорке Данхэм открыла школу, где экспериментировала в области методики и теории преподавания джазового танца.

В ряду великих танцоров и хореографов 40-х годов — Перл Примюс. В своем творчестве она углубилась в историю «черного» танца. Ярый противник шоу и ревю, в своих постановках она затрагивала серьезные политические вопросы. » Странный плод» — проблема линчевания, «Тяжелые времена» — проблема условий жизни черных на Юге, «Рынок рабов» — отношение к черному населению.

В 1950 году ученик Данхэм Телли Битти выступил самостоятельно в качестве хореографа. Самая известная его постановка — «Путь поезда Феби Сноу». С 1959 года и до сего времени этот спектакль является частью репертуара труппы Алвина Эйли. Для этой труппы в 1968 году Телли Битти создал спектакль «Черный пояс».

Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития мюзикла. В 30- 40-е годы происходит процесс художественной эволюции мюзикла. Его тематика становится разнообразной, возрастает хореографическое богатство его выразительных средств. Постановщиками спектаклей становятся известные и талантливые балетмейстеры: Дж. Баланчин, X. Хольм, А. де Милль, Дж. Роббинс.

В 50-60-е годы, с появлением молодых талантливых балетмейстеров — Г. Чемпиона, М. Кидда, Б. Фосса, Г. Росса и других, развернутое хореографическое действие стало художественной основой спектакля, а танец средством выражения психологического мира героев спектакля, мотивировкой их поступков, средством воссоздания уникальной художественной атмосферы.

К концу 60-х годов джаз-танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широко: бытовой танец, танец театральный, танец кино, и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца. Будучи «открытой» системой, джазовый танец в своих исканиях обращается к средствам выразительности других систем и направлений танца, вбирая в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства. В результате начался процесс слияния основных школ современной хореографии и возникло новое художественное явление — модерн-джаз танец.


Развитие  танца модерн

Танец-модерн — одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце XIX — начале XX веков в США и Германии.

Термин «Танец модерн» («Modern dance») появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он вытеснил другие термины («свободный танец», «дунканизм», «танец босоножек», «ритмопластический танец», «выразительный», «экспрессионистский», «абсолютный», «новый художественный»), возникавшие в процессе развития этого направления. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии.

Для каждого представителя танца-модерн не являлась главной форма, важно было донести до зрителя определенный смысл, переживание, эмоции.

В отличие от джазового или классического танца, это направление, как никакое другое, связано с именами своих исполнителей и хореографов, поскольку создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний.

Кстати, одной из учениц Дельсарта была Женевьева Стебан, впоследствии преподававшая на курсах Айседоре Дункан. Айседора Дункан (1878-1927), вопреки распространенному мнению, не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Её «танец будущего», возвращённый к естественным формам, оказал большое влияние на многих деятелей искусства, стремившихся освободиться от академических догм.

Источником вдохновения Дункан считала природу. «Когда я танцую босая по земле, я принимаю греческие позы, так как греческие позы как раз и являются естественными положениями на нашей планете». Импровизация, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке, простые сценические декорации — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.

В отличие от Дункан, француженка Лои Фуллер, в поисках новых форм танца увлеклась выразительностью движения рук и корпуса. Используя яркие ткани, свет, она создавала образы бабочек и пламени. Возможно, именно Фуллер стала родоначальницей нового направления — «танцевального шоу».

В XX веке весомый вклад в развитие модерна внесли европейцы Рудольф Штайнер (Швейцария), Эмиль Жак Далькроз (Швейцария) и Рудольф фон Лабан (Австрия), разработавшие соответственно основы «эвритмии», «эуритмики» и «экспрессивного танца».

С появлением первых трудов теоретиков модерна их идеи подхватили и практики. Курт Йосс пробовал соединить выразительность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман исследовала эмоции — пыталась передать в танце страх, отчаяние, боль и т.д. Идеи Вигман получили широкое распространение в США благодаря дальнейшим поискам её учеников. Так, например, Грет Палукка внесла в модерн технику высоких прыжков, Марта Грэхем разработала технику «усилия» и «расслабления» («contraction» и «release»), которая сегодня принята во всем мире.

Столпом зарубежного модерна являются: Хани Хольм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман. Именно эти люди заложили основу современного модерна, создали основные понятия и положения.

Огромную роль в развитии танца-модерн сыграли также два американских танцовщика и хореографа Рут Сент Дени (1878-1968) и Тэд Шоун (1891-1972). Благодаря им в 1915 году была открыта первая школа модерн-танца «Денишоун» (Danyshawn Company), название которой на долгие годы стало символом профессионального танца модерн.

В 50-е годы появляются первые отголоски постмодерна, представители которого, отказавшись от опыта предыдущих поколений, с головой окунулась в экспериментаторство (Пол Тейлор, Элвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк, Уильям Форсайт). Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, на крыши и в парки, отрицая форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо («хепенинг»).

Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. В это же время появляется контактная импровизация, инициатором которой был Стив Пэкстон.

Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был американский танцовщик Мерс Каннингем. Он верил, что современный танец слишком полагается на отдельных личностей и слишком много заимствует у литературы. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли, построенные на «теории случайностей», решая, какую структуру танца выбрать, с помощью жребия, например, игральных костей.

К авангардистской форме танца относится и буто, возникший в Японии в 50-е годы. Вдохновителями её появления были Оно Кадзуо, Касай Акира и Хидзиката Тацуми. В то время молодые японские хореографы находились под сильным влиянием европейского сюрреализма и американского авангардизма, снова и снова возвращавшихся к художественным «хепенингам».

Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон (1908-1972). С 1928 года он учился танцу-модерн у Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана. В 1945 году организовал труппу Limon Dance company и руководил ею совместно с Дорис Хамфри до 1958 года. Многим его постановкам присущи эпичность и монументальность.

Труппы танца-модерн имеются и в других странах мира: Танцевальный ансамбль И.Крамера (Швеция), Нидерландский танцевальный театр, Печский балет (Венгрия), «Батшева» и «Инбал» (Израиль), Танцевальная труппа культурного центра искусств (Филиппины) и др. Модерн приобрел широкую известность также в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. На Кубе сложилась своя школа модерна.

Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними традициями классического танца. В 1967 году в Лондоне был организован крупнейший в регионе центр по изучению танца-модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под руководством Р.Коэна).

В 1972 году Жозеф Руссильо создает труппу Балетный театр во Франции. Французский танцевальный театр использует танцевальные техники американского и германского модерна, движение – как язык эмоций, зеркало внутреннего мира танцора. С увеличением зрительской аудитории постановщики используют средства танцевальной сценографии (аксессуары, переполненное пространство).

В России модерн-танец появился сравнительно недавно, но быстро завоевал своих поклонников. Среди них: Смирнов (Екатеринбург), Свиридова (Санкт-Петербург), студия танца «Диана» (Курган), студия современного танца «Свободное движение» (Санкт-Петербург) и др. Каждый из педагогов старается донести до учеников и зрителей не только свои мысли, но и создать новое направление модерна — «русский модерн».

Влияние русской культуры не могло не сказаться на мыслях, музыке, движениях хореографов из России. И стоит заметить, что результаты их деятельности высоко оценены как в Европе, так и в Америке.

В отличие от классического танца, модерн не стоит на месте, педагоги постоянно ищут новые движения, экспериментируют с новыми формами танца, музыкой и пространством. Модерн можно назвать живым и постоянно развивающимся, свободным от канонов и условностей танцем.

Постмодернизм

Подлинным началом постмодерна в танце следует считать деятельность Театра Церкви Джадсон (Нью-Йорк, США). Это своего рода уровень «ноль» в развитии танца, эксперимент со всеми первичными составляющими танцевального искусства. Из этой компании вышло несколько всемирно известных хореографов, в том числе Стив Пэкстон, основатель контактной импровизации, оказавшей большое влияние на современный танец в целом и танцевальную терапию, в частности.

Многие хореографические работы различных членов «Jadson Church Theatre» несут отпечаток опыта импровизации. Они очень индивидуальны и часто показывают сам процесс создания танцев. Триша Браун ввела экс-промтные разговорные инструкции, которые структурировали части пер-форманса; Дуглас Данн добился участия аудитории, и физического и вербального; Дэвид Гордон мистифицировал зрителей, запутывая их — что спонтанно, а что предусмотрено постановкой.

Оказалось, что импровизационые представления обладают особой силой. В них процесс является более интересным, чем результат. Искусство перестает быть «упакованным» продуктом, который может покупаться и продаваться. Живой перформанс — это явление момента: преходящее и эфемерное. Люди, исследующие импровизационный танец и театр, оценили эту непосредственность.

Движение же было способом добраться к источнику чувств. От «хэппенингов» конца 1950-х гг. и до современных работ Ежи Гротовского сохраняется вера в связь между эмоциями и физическими действиями. Искусство танцевальной импровизации — это возможность услышать внутренние импульсы, которые лежат в основе художественного видения. Тогда, когда импровизация появилась на сцене, люди открыли для себя, что на нее интересно смотреть, но еще интереснее — в ней участвовать. Импровизация появилась в классах и студиях, на репетициях и представлениях. 

Контемпорари

Название «контемпорари дэнс» не слишком любезно русскому уху, хотя само явление, как и многие другие заимствования, успешно в нашей стране прижилось, обретя сленговое название «контемп». Для тех, кто с этим явлением еще не сталкивался, а также для пытливых и дотошных вначале приведу словарное определение самого понятия.

Contemporary (англ.) – прил. 1) одного возраста; одной эпохи; живущие или существующие в одно время; 2) новый, современный; модернистский, ультрасовременный.

Contemporary dance – направление в современной хореографии, включающее танцевальные техники и стили XX–начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн, т.е. это анализ того что уже изучено и поиск чего то нового . Современный сontemporary dance активно использует и восточные телесные практики, включая йогу и элементы восточных единоборств. Так что для этого направления, как и для всего современного искусства, ключевой характеристикой является симбиоз: востока и запада, классики и авангарда, профессиональной техники и свободы самовыражения.

Чудесно, скажете вы, тогда как понять, какой именно танец мы можем назвать словом «контемп», по каким критериям будем отделять этот стиль от других? Ведь у любого стиля существуют отличительные черты, которые и делают возможным собственно обучение. Я тоже задалась этим вопросом и проделала небольшую исследовательскую работу. Вот что удалось выяснить.

Модерн и Контемпорари. 9 известных американских хореографов высказывают свое мнение об этих стилях

1

 Гленн Эджертон (художественный руководитель Hubbard Street Dance, Chicago)

«Между двумя этими жанрами нет четкого различия. Я думаю, что все это лишь логическое развитие и продолжение классического балета. Хотя, конечно, существуют и определенные коннотации, связанные с термином „контемпорари“. По моему мнению, контемпорари свойственно больше форм и линий классицизма, а модерн — более приземлен и передает ощущение силы тяжести.

Использование тела и использование веса также определяет стиль. Если взять классическую пьесу на пуантах, то в тот момент, когда исполнитель сходит с пуантов и смещает себя с баланса, это будет признано как контемпорари балет. Но в определенных обстоятельствах эти два термина превращаются просто в существительные, а не в термины, описывающие движение.»

2

Джанет Эйлбер (художественный руководитель Martha Graham Dance Company, New-York)

«Невозможно разделить эти понятия. Они постоянно трансформируются в использовании, и Школа танца Марты Грэхэм всегда называлась Martha Graham School of Contemporary Dance. Именно Contemporary , а не Modern. А когда я танцевала, современный танец называли Modern Dance, это было именно то, что мы делали.

Сейчас, когда мы можем взглянуть на этот термин во временной перспективе, у нас есть возможность сравнить танец Модерн с Modern Art вообще с движением модернистов в целом. Грэхэм была модернисткой по стилю ее танцевания — вот что важно, она обладала геометрической силой, на которую можно ссылаться и в эру контемпорари арт. Каждое новое поколение отрицает достижения предыдущего поколения, зачастую меняя лишь названия и формулировки. Вероятно следующим стилем будет post-contemporary dance. Мне уже приходилось слышать новую формулировку: Пост-пост-постмодернисты называют себя Independents. Когда мы говорим о наследии Грэхэм и ее работах, принято называть ее „классикой модерн танца“».

3

Бенуа-свен Пуффер (художественный руководитель Cedar Lake Contemporary Ballet, New-York)

«Для меня „контемпорари“ значит „то, что происходит сегодня, сейчас“. В названии нашей компании есть слово „контемпорари“ потому что большинство работ из нашего репертуара создано здесь и сейчас, специально для компании. Я приехал из Европы и там, когда мы слышим слово „модерн“, мы считаем , что речь идет об основных техниках, появившихся в США — Лимон, Хортон, Грэхэм, хореографы, которые заложили основу того танца, который мы развиваем сейчас.

Может быть кто-то воспринимает это как отдельный стиль, но когда я слышу „контемпорари балет“, я обращаю внимание на слово „балет“, подразумевая, что человек имеет в виду какие-то аспекты балета — может быть технические или эстетические, и неважно исполняется он в пуантах или в балетках.»

4

Джин Фрибури (реконструктор и участник компании Merce Cunningham Dance Company, New-York)

«Я думаю, что Каннингем — это начало постмодерн-танца, который произошел от модерна, а тому, в свою очередь, положила начало Марта Грэхэм. Его техника имеет много балетных аспектов. Я думаю, что Модерн это более старая техника, которая родилась в определенное время и была полным уходом от классики и отрицавшая ее интеграцию. Контемпорари — это в большей степени термин, определяющий нечто, происходящее в настоящем, но в него интегрировано очень много всего — от модерна до классики. У разных поколений — разные стили.»

5

Бренда Вей (художественный руководитель и основатель ODC\Dance, San-Francisco)

«Танец модерн был озабочен театральной презентацией самого себя и изобретением новой лексической выразительности в первой половине 20 века. Он стоял в полной оппозиции к эстетике красоты, на которой базировался классический балет и оперировал абстрактно-ссылочными образами. И сейчас есть много хореографов, которые работают с этими переменными, но это можно сравнить с работой внутри ограниченной формы сонета или новеллы.

Контемпорари предполагает более плюралистическую эстетику и резонирует с подлинными региональными диалектами — реальные люди, реальные движения. Этот термин кажется более широким и охватывающим, создающим пространство для всего — от концептуальных исследований в специфических местах (site-specific) до высокотехничного и

сполнительского танца.»

6

Алекс Кэтли (хореограф и создатель The Foundry, San-Francisco)

«Я занимаюсь контемпорари — этот танец, интересы которого обращаются к ретрансляции сегодняшней культуры. Искусство движется по кругу — Грэхэм, Каннингем, Тейлор, Форсайт, Бауш и в какой-то момент кристаллизуется, когда кто-то поворачивает его в другое направление. Мы сейчас находимся только в младенческом возрасте, наблюдая, как эта яркая атлетическая форма танца, увиденная на ТВ, в конце концов выльется в в прекрасный художественный танец.»

7

Патрик Корбин (художественный руководитель CorbinDances, New-York)

«Для меня Модерн — это техника, которая родилась в Денишоун. Контемпорари — это все, что угодно, что может вдохновлять в современном искусстве, архитектуре и то, как ты это обрабатываешь, читаешь и развиваешь движение в каждый момент времени. Все эти ярлыки обычно появляются, когда обращают взгляд в прошлое, или уже после того, как развился и закрепился стиль или техника. Все еще нет ни одной настоящей школы техники контемпорари, никто не обозначен, как лидер, который постоянно развивает технику, которую ты можешь взять и сказать «это контемпорари денс и его будут изучать следующие поколения танцоров.»

8

Рей Липер (директор Nuvo Dance Convention, хореограф SYTYCD, Los Angeles)

«Contemporary — это нечто сегодняшнее. Хоть говоря контемпорари, мы больше имеем в виду стиль, все же он имеет корни в технике, потому что это смесь нескольких техник — балет, джаз, модерн. Ноя бы не хотел, чтобы на меня повесили ярлык хореограф contemporary jazz. Я вдохновляюсь музыкой или концепцией, которые я стремлюсь реализовать в движении. Если бы люди действительно знали откуда пришел контемпорари, мы бы не были столь поспешны в том, чтобы называть стилем „контемпорари“ то, что на самом деле является контемпорари джазом или контемпорари балет.»

9

Дженифер Арчибальд (создатель и директор Arch DANCE, также преподает hip-hop и contemporary jazz в Dance New Amsterdam, New York)

Контемпорари — это коллекция методов, которые развились из модерн и постмодерн танца. Это также некоторые неканонизированные техники, которые мы учим чтобы добавить личной экспрессии и выразительности. Если модерн двигался против основ балета, то контемпорари двигается против основ классического модерна.

Контемпорари — это не техника, это жанр, который ассоциируется с философией и исследованием различных естественных энергий и эмоций. С одной стороны — телесная выразительность, которая присутствует сегодня в танце, и с другой — духовность движений контемпорари, которая часто бывает утеряна новым поколением в этом хаосе различных методов.”

Заключение

Изучив пути развития различных  танцевальных направлений, можно сказать ,что танец появился вместе с человеком и его душой, танец рождается тогда, когда нельзя объяснить словами всего происходящего с тобой, а молчать нет сил. Тогда ты начинаешь говорить всем своим существом, тогда даешь волю той первобытной энергии, которая в повседневной жизни задавлена прессом запретов и предрассудков. Для этой энергии не существует понятий «норма», «хорошо» и «плохо», она – то, через что мы можем позволить себе быть настоящими, а все остальное – условия и условность.

 Развитие танца следует за развитием культуры в целом, политики, экономики, морали и т.д  

Танец пережил сильнейшие преобразования от таинства   ритуальных плясок к массовому развлечению, от туго затянутых корсетов и пуант к свободно ступающей босой ноге и струящийся лёгкой ткани танцевального костюма, от строго декларированных па до персонального танца.

Мы живём в прекрасное время ,время танца личности и танца человеческой мысли.


Список литературы

  1. В.Ю. Никитин «Мастерство хореографа в современном танце»  издательство «ГИТИС» 2011г.
  2. В.Ю. Никитин «Модерн-джаз танец. История. Методика »

издательство «ГИТИС» 2000г.

  1. С.С. Полятков «Основы современного танца»

издательство «Феникс» 2005г.

    4. http://dance.achmap.ru

    5. http://dance-composition.ru

   6. Добротворская К.А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. Л.: ЛГИТМиК, 1992.

 7.  статьи — Мария Павлик, Дмитрий Гребенщиков, Георгий Мещеряков

   8. http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/43-hor

   9.http://xn--80ajiln2ae3adk3b.xn--p1ai/broods-medicine-choreography-by-katya-serzhenko-dance-centre-myway/

  10. https://ru.wikipedia.

Термины используемые в контемпорари / джаз- модерне — Контемпорари| contemporary dance

Джазовый термин Расшифровка на русском языке Разъяснение
1. 3-й позиция- обе руки скрещены перед грудью.    4-й позиция- одна рука над головой, другая в сторону.         5-й позиция- это 3-я позиция классического танца.
2 Jazz Dance second вовне. Jazz heand Джаз танец секонд. Положение руки с напряженными, расставленными пальцами рук. Выделяются позиции Jazz Dance second вовне. Плечи рук  отводятся в стороны под углом 45 градусов относительно корпуса. Предплечья раскрываются в стороны параллельно полу, пальцы растопырены.
3. Jazz Dance second вовнутрь. Выделяются позиции Jazz Dance second вовнутрь. Плечи рук  отведены  в стороны , предплечья от локтя поворачиваются вовнутрь к груди. Ладони перед грудью.
4. Jazz Dance Fifth В джаз-танце также задействованы кисти рук. Обычно кисть направлена вперед, но может быть опущена вниз и отведена назад.
5 Jerk Position Плечи рук отведены назад, а предплечье – вперед. Кисти и пальцы расслаблены.
6. Arhc Арч «арка» Положение торса с руками на 3-ю поз.( классичкский вариант) в  поинте, позвоночник прогнут больше назад. Здесь применение позиции  «арч», я сопоставляю с «аркой» в руках.
7. Позиции ног применяются и классического характера, и джазового:  в основном параллельные (2-ая)
8. Auto- позиция наружу Применяются к позиции рук и ног; открытые, выворотные.
9. In- позиция внутрь Применяются к позиции рук и ног; закрытое положение.
10. Point роинт Вытянутое положение стопы или руки.
11. Flex (heel stand, ball drop, ball stand heel drop) Флекс ( стояние на пятке, опускание стопы на подушечку, стояние на подушечке) Сокращенное положение стопы или руки. Речь идет о движениях нагруженных стоп, heel drop начинается из положения: нагруженная подушечка стопы слегка касается пола (ball stand). Затем опускается на всю стопу (heel drop). Далее перенос тяжести тела на пятку (heel  stand). В основном речь идет о вариантах следования Point и Flex
12. Actuation аттукция Движение связанное с разворотом нагруженных стоп в аут-позицию.
13. Adduction аддукция Движение противоположное аттукция
14. Isolation изоляция Каждая часть корпуса образует свое собственное изолированное поле напряжения и центр движения.
15. Relax релаксация Необходимое для изоляции соотношение напряжения и расслабления в отдельных центрах.
16. Contractjon контракшен Сжатие к центру, общее и изолированное
17. Release релиз Растяжение от центра, может быть общим и изолированным.
18. Collapse Коллапс — позиция корпуса (разрушение, изнеможение) позиция Коллапса означает, что верхняя часть корпуса до талии вместе с головой более или менее наклонены вперед, колени также согнуты, таз может свободно выступать назад.
19. Coordination координация Если одновременно изолируются и активизируются несколько центров. Это является вершиной африканской эстетики танца, т.к. посредством ее из отдельных изолированных движений возникает новый образ движения.
20. Combination комбинация Фигура, сделанная посредством нескольких движений вокруг одного центра.
21. Opposition и parallelisms Оппозиция и параллельность Различные центры могут двигаться в одном направлении, т.е. параллельно, как и в разном – оппозиционно.
22. Impulse импульс Изолированный центр вовлекает в движение другой центр. Сначала движется один центр и только затем приводиться  в движение другой центр. Вариант координации.
23. Multiplication мультипликация Это явление параллельной техники изоляции. Как при помощи изоляции корпус распадается на свои центры, так и при мультипликации «целостное простое движение» распадается на несколько движений. Мультиплицированный шаг (стэп) называется дубль. Если вводятся два движения, то это триплет. Возможно и дальнейшее увеличение.
24. Shake Шейк (трясущие движения плеч и спины) Это пример импульса. Вызывается шейк вращением лопаток. Эти импульсы далее вызывают движение шейка в грудной клетке и спине. Постепенно начинается сотрясаться корпус.          В  африканском танце – это явный признак того, что танцор достиг состояния экстаза.
25. Bump Толчок таза вперед
26. Droop Дроп (падение или уронить голову или руки) Падение в расслабленном виде всего корпуса , либо его отдельных частей тела
27. Rises Риз (давить)
28. Rouch Двигать, толкать.
29. Slides Слайд (скольжение) Ровное скольжение на нагруженной ноге или обеих ногах одновременно. Движение начинается от бедер наружу с согнутыми коленями, и поза коллапс сохраняется.
30. Body Боди (корпус,тело) Применяется к туловищу , когда верхняя часть туловища и колени согнуты.
31. Body roll Боди ролл (рулон) . Волнообразное движение всем телом. Туловище как бы сворачивается в рулон, начиная с головы, плечи, пояс на  согнутых коленях, руки опущены вниз в положение Droop.
32. Kick Кик. Удар ногой или пинок. Можно применять в различных комбинациях(очень похоже на jete в классике), отличие – не только вытянутая стопа( Point), но и сокращенная (Flex ).  Бросок ноги через пассе в любом направление.
33. Rubberlegs. «Резиновая нога» Это движение известно как движение «чарльстон». При этом оба бедра, оба колена и обе стопы поперем енно поворачиваются вовнутрь и наружу. Популярно выражаясь, преувеличенное «О» в ногах чередуется с преувеличенным «X».
34. Walking turn Валкинг тур. Поворот с шагом Здесь можно рассмотреть несколько видов туров, хотя в джазе применяются только два вида поворотов. 1.Одна нога при повороте не отрывается от пола. 2. Обе ноги в повороте отрываются от пола. Валкинг тур – обе стопы в нейтральной позиции ног 1-й шаг – правая нога делает шаг вправо, 2-й шаг правой стопы с поворотом, левая стопа перекрещивается с правой с переносом тяжести на левую и тот  час делается поворот на левой стопе.
35. Skipping turn Скипинг тур. Поворот с прыжком Скипинг тур состоит из шагов и прыжка ( hop). Шаг – правой  ногой  вправо, нп ней подскок. Левая стопа ставится крестом перед правой и с поворотом идет подскок на левой ноге, шаг правой ногой и подскок или прыжок.
36. Pivot turn Пивот тур. Поворот на месте В джаз пируэтах обе ноги согнуты в коленах, правая нога – опорная, левая – рабочая – перед правым коленом. Верхняя часть корпуса в коллапсе,  голова опущена к груди. Руки во 2-й поз., или перед грудью. Тур проводится вправо или влево  как в классике.
37. Air turn Эр тур. Поворот в воздухе Это прыжки в повороте, прыжок на одной ноге, прыжок с одной ноги на другую, отталкивание двумя ногами и приход на две ноги. Ноги в повороте согнуты и положение коллапс сохраняется. В сценической хореографии возможно использование классических пируэтов.
38. Thrust Труст. Толчок ногой
39. Kick step Кик стэп. Шаг с ударом.
40. Swing Свинг. (раскачивание тела и его частей) Раскачивание тела и его частей, например,
41. Head tiff Head trust Head accent Толчки, броски и акценты головой. Все движения головы могут исполнятся медленно и непрерывно, а также быстро и толчкообразно. Связк4а наклонов, подъемов, поворотов, например, голова опускается вниз, поворачивается вправо, наклоняется назад, поворачивается влево и возвращается в положение прямо.
42. Sundari Зундари. Перемещение всех шейных позвонков в сторону, назад, и вперед. Это движение пришло из индийского танца. Голова в положение прямо неподвижна, активны только шейные мускулы, они расслабляются или сокращаются.
43. Twist Твист. Изгиб. Любое движение, связанное с изменением направления движения. Например: одно плечо вперед, другое назад. Но движение красиво выглядит, когда находишься на низком уровне повороты торса вправо или влево (закрутка  в спираль), как бы хочешь дотянуться до самой дальней точки.
44. brash Браш. Шаркание изолированной Вынос ноги на носок на 45* или 90*, аналогично батману. Можно применять в различных комбинациях.
45. Let auto Лей аут. Подъем прямой ноги без изоляции торса, торс параллелен полу. . Можно применять в различных комбинациях.
46. Ketch step Кеч стэп. Шаг. Разновидность шага,( три шага на месте) при котором вес тела перемещается с одной ноги на другую, на без движения вперед. Простая (основная) форма: левая стопа вперед, правая — сзади, нагружена, левая стопа с нагрузкой на месте. Шаги выполняются на согнутых коленях и коллапс.
47. Step boll chinch Степ болл ченч. Шаг, полупальцы, перемена, движение аналогично па де буре классического танца.
48. Flat beck Флэт бэк. Плоская спина. Группа наклонов торса, все центры торса находятся на одной прямой, синоним Тейбл  топ. Применяется в тренаже и в комбинациях.
49. Table top Тейбл  топ.«поверхность стола» Синоним Флэт бэк обычно обозначает наклоны торса вперед. Применяется в тренаже и в комбинациях.
50. Limbo Лимбо. Наклон торса назад с любого уровня так низко, что исполнитель почти касается плечами пола.
51. Stretch Стрейтчинг. Растяжка. Группа упражнений связанная с растяжением мышц тела. Применяется в тренаже и в комбинациях.
52. Teach Тач. Шаг. Приставление ноги без веса тела. Применяется в тренаже и в комбинациях.
53. Flat step Флэт степ. Шаг. Плоский шаг ,шаг полной стопой с согнутыми коленями. Применяется в тренаже и в комбинациях.
54. Jamb Джамб. Прыжок. Прыжок с двух ног на две ноги по различным позициям. Применяется в тренаже и в комбинациях.
55. Hop Хоп. Шаг подскок. Применяется в тренаже и в комбинациях.
56. Lip Лиип. Прыжок с одной ноги на другую. Применяется в тренаже и в комбинациях.
57. Pooch Пуш. Толчок любой частью тела.
58. Dip body bend Дип боди бенд. Глубокий наклон вперед ( тело наклоняется ниже 90*) Применяется в тренаже и в комбинациях.
59. Jazz oak Джаз уок. Общее название всех джазовых шагов. Применяется в тренаже и в комбинациях.
60. Roll daunt Ролл даун. Рулон. Наклон торса вперед, начиная с головы, тело как бы сворачивается в рулон. Применяется в тренаже и в комбинациях.
61. Roll app. Ролл ап. Рулон. Подъем торса после Ролл даун; Подъем начинается от поясницы и последней поднимается голова. Применяется в тренаже и в комбинациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *