Предупрежден вооружен – Предупреждён — не значит вооружён

Содержание

Предупреждён — не значит вооружён

Латинская поговорка гласит: «Предупреждён — значит вооружён» (Praemonitus praemunitus). Смысл этих слов предельно прост: бдительность никогда не бывает напрасной. Немецкие подводники уделяли бдительности особое внимание, руководствуясь правилом «Кто первый замечает, тот и побеждает», так как постоянное и внимательное наблюдение обеспечивает безопасность подводной лодки и её успех в бою. Тех, кто пренебрегал этим правилом, ждала печальная участь. Противник беспечности не прощал и жестоко наказывал за неё. Одним из таких примеров стал случай, произошедший 6 октября 1944 года в Яванском море, где сошлись две подводные лодки — немецкая и голландская.

Нидерландская «рыба-меч» из Великобритании

13 октября 1942 года на верфи «Джон Браун энд Компании» (John Brown & Company) в Клайдбанке (Шотландия) была заложена очередная британская субмарина T-класса, которая получила название «Талент» (HMS Talent). Однако ещё до её спуска на воду было принято решение передать её голландским союзникам, и 23 ноября 1943 года лодку у верфи принял голландский экипаж. Новый подводный корабль был назван «Звардвис» (нидерл. Zwaardvisch — «рыба-меч»), а его первым командиром стал лейтенант тер зее 1-го класса Хендрикус Абрахам Валдемар Госсенс (Hendrikus Abraham Waldemar Goossens). Он был опытным подводником и успел совершить на своей предыдущей лодке О 14 несколько походов в Норвежском море — правда, без каких-либо успехов.

​Приём подлодки «Звардвис» голландским экипажем - Предупреждён — не значит вооружён Приём подлодки «Звардвис» голландским экипажем

Испытания новой лодки и тренировки её экипажа длились до конца февраля 1944 года. После этого «Звардвис» совершила два недолгих похода в Норвежское море для препятствования переходам немецких подлодок во Францию и линкора «Тирпиц» в Германию. После завершения этих походов субмарина прошла плановый ремонт и начала подготовку к переходу на Дальний Восток. 16 мая 1944 года «Звардвис» покинула базу подлодок в Холи-Лох (Шотландия) и после двух с половиной месяцев перехода 29 июля пришла на базу Тринкомале на острове Цейлон, предварительно побывав на Мальте, в Порт-Саиде, Адене и Коломбо.

В свой третий боевой поход «Звардвис» вышла из Тринкомале 6 августа 1944 года. Согласно полученному приказу, она должна была действовать против вражеского судоходства у Никобарских островов и у входа в Малаккский пролив, после чего идти на базу Фримантл, расположенную на западном побережье Австралии. За время похода Госсенсу удалось нанести несколько уколов каботажному судоходству в указанном районе, потопив из палубного орудия несколько джонок и небольших парусных лодок. 7 cентября «Звардвис» завершила этот поход во Фримантле, где встала в док для ремонта.

26 сентября Госсенс снова вывел свою лодку в море. На этот раз он получил приказ действовать в Яванском море. 4 октября «Звардвис» обстреляла и потопила небольшой японский танкер, который был оценён Госсенсом в 500–700 тонн. За всю свою карьеру командир «Звардвис» ещё не добивался успеха в применении торпед, даже когда командовал предыдущей лодкой. Впрочем, судьба уже готовила ему такой шанс.

Подводный крейсер U 168

Почти в то же время, когда в Шотландии начиналась постройка «Талента», а именно 10 сентября 1942 года, верфь концерна «Дешимаг» (нем. DeSchiMAG — Deutsche Schiff- und Maschinenbau Aktiengesellschaft) в Бремене сдала немецкому флоту ещё одну подлодку типа IXC/40. Командиром новой лодки, получившей при закладке номер U 168, был назначен капитан-лейтенант Гельмут Пих (Helmut Pich). Первые полгода службы лодки прошли на Балтике в испытаниях и боевой подготовке, которые были окончены в начале марта 1943 года. Подлодка и экипаж были признаны готовыми к первому боевому походу.

9 марта 1943 года U 168 вышла из Киля, чтобы совершить переход во Францию, но по пути была привлечена к охоте на конвои. За это время U 168 поочерёдно входила в состав пяти «волчьих стай», принимая участие в попытках атаковать семь союзнических конвоев, включая и ONS-5, битва с которым считается окончанием успешных действий немецких подлодок в северной Атлантике.

​Рубка подводной лодки U 168, на которой видна её эмблема — щит с изображением стаканчика и трёх игральных костей - Предупреждён — не значит вооружён Рубка подводной лодки U 168, на которой видна её эмблема — щит с изображением стаканчика и трёх игральных костей

В ночь с 11 на 12 апреля, во время атаки конвоя HX-232, Пих выпустил шесть торпед и записал на свой счёт одно потопленное судно в 5000 брт. По мнению британского исследователя Кеннета Уинна, он может претендовать на повреждение британского судна «Фресно Сити» (Fresno City), которое было позже добито другой лодкой. Немецкий историк Юрген Ровер выдвинул на эту победу другого кандидата — U 563 капитан-лейтенанта Гётца фон Хартманна (Götz von Hartmann), которая атаковала конвой чуть позже, чем U 168.

Пих завершил свой поход 18 мая, приведя свою повреждённую глубинными бомбами субмарину в Лориан. U 168, пробывшая в море 71 сутки, нуждалась в ремонте и была поставлена в док. Пока она там находилась, произошло событие, которое повлияло на её дальнейшую судьбу.

После кризиса подводной войны в Северной Атлантике, наступившего в мае 1943 года, адмирал Дёниц решил согласиться на неоднократные предложения японцев предоставить для немецких подлодок базы в Малайзии. Это решение соответствовало его стратегии нанесения ударов по слабозащищённым районам судоходства противника. К тому времени Индийский океан оставался единственной областью, где судоходство ещё находилось в состоянии, близком к мирному времени, и система конвоев не была введена повсеместно.

​Фото торжественного обеда, данного японцами в честь экипажа немецкой подлодки U 511, которая была переведена немцами из Европы в Японию и передана в дар японскому флоту. На фото за столами под флагами императорской Японии и ВМС Третьего рейха сидят немецкие и японские моряки. Снимок сделан летом 1943 года на военно-морской базе в Пинанге, куда U 511 заходила по пути из Франции в Японию - Предупреждён — не значит вооружён
Фото торжественного обеда, данного японцами в честь экипажа немецкой подлодки U 511, которая была переведена немцами из Европы в Японию и передана в дар японскому флоту. На фото за столами под флагами императорской Японии и ВМС Третьего рейха сидят немецкие и японские моряки. Снимок сделан летом 1943 года на военно-морской базе в Пинанге, куда U 511 заходила по пути из Франции в Японию

Была проведена необходимая подготовка для того, чтобы усилить немецкие подводные крейсера, всё ещё действовавшие по обе стороны мыса Доброй Надежды, и послать новую группу подлодок IX серии для нападения на судоходство в Аравийском море. Операцию планировалось провести до конца сентября 1943 года после окончания периода летнего муссона, поэтому данная группа «девяток» получила название «Муссон». Лодки группы должны были выйти из Франции не позднее июля и после завершения операции прийти в Пинанг, где они базировались с согласия японцев.

U 168 вышла в море 3 июля, став одной из 11 подлодок группы «Муссон». Согласно плану, группа должна была заправиться в море с одной «дойной коровы» к югу от Азорских островов, но подводный танкер U 487 в точку рандеву не пришёл. 13 июля он был потоплен американской авиацией — впрочем, как и пять лодок из группы, которые также были потоплены по дороге к месту встречи.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, штаб подводных сил приказал одной из лодок передать топливо двум другим, а самой вернуться во Францию. Три оставшиеся лодки, включая и U 168, получили приказ заправиться с U 155, которая в группу не входила. Таким образом, группа «Муссон» сократилась до пяти лодок, но все они прошли мыс Доброй Надежды и вошли в Индийский океан, где обеспечить их топливом должны были находившиеся там немецкие танкеры.

​Взрыв глубинной бомбы (слева) — и по поверхности океана расползается жирное пятно соляра (справа). С гибелью 13 июля «дойной коровы» U 487 шансы на успех группы лодок «Муссон» сильно упали. Фото сделано с борта американского «Эвенджера» - Предупреждён — не значит вооружён Взрыв глубинной бомбы (слева) — и по поверхности океана расползается жирное пятно соляра (справа). С гибелью 13 июля «дойной коровы» U 487 шансы на успех группы лодок «Муссон» сильно упали. Фото сделано с борта американского «Эвенджера»

Добравшись до места, лодки группы «Муссон» начали индивидуальные действия. U 168 заняла позицию в районе Бомбея, где 2 октября Пих отправил на дно британское судно «Хайчинг» (Haiching) и потопила артиллерией шесть небольших рыбацких парусников. 11 ноября U 168 пришла в Пинанг, завершив свой второй поход, который длился 132 дня.

База в Пинанге из-за ограниченных возможностей местной верфи могла принять не более пяти субмарин. Лодки группы «Муссон» также нуждались в торпедах, которых на базе не было. Поэтому было принято решение загрузить субмарины стратегическими материалами (вольфрам, опиум, хинин и т. п.) и отправить их на «охоту» в районы судоходства в Индийском океане, после чего они должны были уйти во Францию. Однако из оставшихся четырёх подлодок (пятая погибла ещё осенью 1943 года) это удалось сделать только одной — капитан-лейтенанта U 188 Зигфрида Люддена (Siegfried Lüdden).

Людден успел заправиться с танкера «Браке» (Brake), прежде чем последний был потоплен 12 марта кораблями союзников, знавшими о его местонахождении благодаря знанию кодов «Энигмы». Пришедшие на дозаправку U 532 и U 168 не успели этого сделать и были вынуждены принять на борт экипаж потопленного танкера. В итоге U 532, U 183 и U 168 пришлось остаться в Малайзии, так как для перехода в Европу у них не было достаточно топлива. Стоит отметить, что в этом походе Пих сумел отличиться, потопив спасательное судно британского флота, греческое торговое судно и торпедировав норвежский танкер, который не смог добить из-за полного расхода боезапаса. 24 марта он привёл свою лодку в Батавию (ныне Джакарта, столица Индонезии).

​Греческий пароход Epaminondas C. Embiricos (4385 брт) стал самой крупной добычей на счету как U 168, так и её командира - Предупреждён — не значит вооружён Греческий пароход Epaminondas C. Embiricos (4385 брт) стал самой крупной добычей на счету как U 168, так и её командира

После этих событий U 168 не выходила в море шесть месяцев, пока решались проблемы по обеспечению немецких подлодок торпедами и топливом. За это время из Европы в Малайзию пришли ещё 13 субмарин. В сентябре 1944 года лодки группы «Муссон» вошли в новую 33-я подводную флотилию, созданную специально для дальневосточных субмарин.

5 октября Пих покинул Батавию, чтобы совершить переход в Сурабаю. Согласно полученному заданию, затем он должен был идти к западному побережью Австралии для действий против вражеского судоходства в тех районах. Однако, как оказалось, судьба готовила U 168 иную участь.

Атака «Меч-рыбы»

Рано утром 6 октября «Звардвис» находилась на позиции в Яванском море между островами Каримунджава и островом Бавена. О том, что произошло далее, известно из отчёта командира голландской подлодки о проведённой атаке:

«06:41 — замечена субмарина, пеленг 304°, дистанция 5900 ярдов. Субмарина опознана как вражеская, держит курс 115°, скорость 13–15 узлов. Начали предзалповое маневрирование, скорость цели определена в 14 узлов.

06:52 — Выпущено 6 торпед с 900 ярдов. Спустя 42 секунды после пуска первой торпеды услышан взрыв и визуально замечено, что субмарина начала садиться носом в воду. Корма поднялась над водой, и субмарина затонула с дифферентом в 40°. Она полностью исчезла с поверхности к 06:54.

Приблизились в подводном положении к месту потопления. На поверхности замечено 6 европейцев. Командир решил пленить всех, но выждал 10 минут, чтобы убедиться в отсутствии вражеской авиации.

07:03 — Всплыли и приблизились снова. На этот раз на воде замечено не 6, а более 20 человек. В итоге на борт принято 27. Держать их всех на лодке до конца похода невозможно. Оставили трёх офицеров как военнопленных, остальных передали на оказавшееся неподалёку рыбачье судно».

Стоит отметить, что в итоге «Звардвис» забрала ещё двух немцев: раненого немецкого матроса и лодочного доктора для ухода за ним. Поэтому общее количество немцев на её борту было пять, а 22 остались у рыбаков.

​Подводная лодка «Звардвис», послевоенное фото - Предупреждён — не значит вооружён Подводная лодка «Звардвис», послевоенное фото

Тем временем между Берлином и Токио происходил активный обмен сообщениями. Штаб подводных сил был обеспокоен невыходом U 168 на связь, но вскоре пришли подробности её исчезновения, которые были зафиксированы записью в журнале боевых действий командующего подводными силами от 11 октября:

«Были получены следующие дополнительные детали гибели U 168:

В 08:00 6 октября (токийское время) торпедирована голландской субмариной «Звардвис» в 10 милях к востоку от Манделика. Торпедное попадание в район жилого отсека старшин. Быстро затонула. Подлодка легла на дно на 45-метровой глубине. Все выжившие были сначала взяты на борт вражеской субмариной. После этого 10 старшин и 12 человек рядовых были высажены на рыбацкую лодку.

Взяты в плен: командир, первый вахтофицер, доктор, инженер-механик и старшина, который был серьёзно ранен».

Подробности гибели U 168 с немецкой стороны сохранились благодаря рапорту допроса четырёх немецких подводников, включая и командира лодки Гельмута Пиха, которые были доставлены «Звардвис» в Фримантл. Этот интересный документ раскрывает причины потери Пихом своей лодки (перевод. Е. Скибинского):

«U 168 следовала из Батавии в Сурабаю, предположительно, для действий у западного побережья Австралии. Несмотря на то, что голландская субмарина выполняла предзалповое маневрирование в течение 11 минут, командир U 168 признал, что он не принимал никаких мер предосторожности. Невозможно установить, была ли причиной неисправность немецкого шумопеленгатора (по показаниям инженер-механика, прибор не действовал на скоростях свыше 12 узлов), или же причиной была халатность и невнимание. Командир голландской субмарины сообщил им, что он произвёл 6-торпедный залп. Одна торпеда попала в носовой торпедный отсек и взорвалась, вторая пробила прочный корпус в районе центрального поста (далее ЦП — прим. автора), но не взорвалась. Находившийся в это время на палубе матрос заявил позже, что он слышал чей-то предупредительный крик за несколько секунд до попадания торпед. Старший механик пил кофе в ЦП. U 168 погружалась носом из-за затопления носовых отсеков, поэтому инженер-механик тотчас же отдал приказ задраить водонепроницаемые двери.

U 168 медленно погружалась и коснулась дна на глубине около 120 футов. На этой глубине давление воздуха в ЦП поднялось достаточно для открытия рубочного люка. Старший механик открыл люк и вместе с командиром, доктором и несколькими матросами всплыл на поверхность в воздушном пузыре. Ещё один офицер и матрос в момент взрыва были наверху и тоже спаслись. Голландская субмарина вскоре всплыла и приняла на борт 27 офицеров и матросов. Через час 22 нижних чина были пересажены на местный парусник, который, вероятно, высадил их где-то на занятой японцами территории. Большинство погибших матросов находилось в носовом торпедном отсеке, на палубе или по пути на палубу через рубочный люк».

Исходя из этого можно сделать вывод, что вина за гибель лодки и половины её экипажа лежит на Гельмуте Пихе, который позабыл о бдительности. Причиной такого отношения к мерам безопасности может являться не лучшее состояние командира U 168.

​Ещё одно послевоенное фото «Звардвис». Лодка была выведена из состава флота Нидерландов в 1962 году и пошла на слом - Предупреждён — не значит вооружён Ещё одно послевоенное фото «Звардвис». Лодка была выведена из состава флота Нидерландов в 1962 году и пошла на слом

Как известно, Пих и командир U 183 корветтен-капитан Генрих Шефер (Heinrich Schäfer) находились в не самой лучшей моральной и физической форме после длительного перехода из Франции в Малайзию. В результате Шефер был снят с U 183 и был переведён на транспортную субмарину UIТ 23. Спустя месяц после этого назначения Шефер попал в госпиталь с сыпным тифом, где у него случился приступ аппендицита. После операции офицер скончался, так как его ослабленный организм не вынес такого испытания. Можно предположить, что и Пих так и не смог набрать форму за полгода, проведённого в Малайзии перед последним походом, и его не стоило выпускать в море.

Предупреждён — не значит вооружён

К 1944 году Яванское море и Малаккский пролив утратили для немцев свою относительную безопасность из-за возросшей активности субмарин союзников. Поэтому обстоятельства потери U 168 изрядно взволновали штаб подводных сил, который уже знал о гибели при подобных обстоятельствах лодки U 859. 23 сентября 1944 года этот подводный крейсер был потоплен английской субмариной «Тренчант» (HMS Trenchant) на походе к Пинангу. Уцелевшая часть экипажа смогла подняться с 50-метровой глубины, после чего 12 подводников были взяты в плен англичанами, а ещё восьмерых подобрала японская подлодка. Поэтому 13 октября штаб приказал группе «Муссон» чётко следовать следующей инструкции по безопасности (перевод Е. Скибинского):

«Кому: Пинанг, а также всем лодкам на Дальнем Востоке:

Необходимо делать всё возможное, чтобы обезопасить переходы лодок между базами. Это включает в себя:

1) Перед каждым выходом узнавать от японцев наиболее точные детали касательно позиций неприятельских субмарин, их обычных действий и методов атаки. Информировать об этом лодки на подходе к базе по радио, особенно те, которые находятся в этом районе впервые.

2) Избегать прибрежных и судоходных районов, держаться подальше в море, идти в порт кратчайшим путём. Не использовать фиксированных точек рандеву с эскортом.

3) Районы, опасные для немецких подлодок, нужно проходить в подводном положении. Договориться об этом с японцами.

4) Если лодке необходимо идти в надводном положении, всемерно использовать полные и переменные хода, а также зигзаг. Всегда держать включённой станцию радиотехнической разведки, а при плохой видимости и сам радар.

5) Выяснить, является ли переход с японским эскортом более опасным, чем без оного. Действовать соответственно результатам.

6) Добиваться выполнения японцами необходимых нам действий».

Стоит отметить, что приказ об усилении бдительности был своевременным, но не принёс желаемого результата. Вскоре 33-я флотилия лишилась в Яванском море ещё двух лодок: U 532 в ноябре 1944 года и U 183 в апреле 1945 года. Обе стали мишенями торпед американских субмарин. В итоге за свою историю группа «Муссон» потеряла от действий субмарин союзников четыре подлодки (без учёта транспортной лодки UIT 23, потопленной британской субмариной в феврале 1944 года). Принцип «предупреждён — значит, вооружён» не помог немецким подводникам на Дальнем Востоке избежать этой опасности…

Автор выражает глубокую признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.


Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair С. Hitler’s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. — Random House, 1998.
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. — Hamburg-Berlin-Bonn: Verlag E.S. Mittler& Sohn, 2001.
  4. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction. — Frontline Books, 2014.
  6. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 5. Norderstedt.
  7. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  8. http://www.uboat.net.
  9. http://www.uboatarchive.net.
  10. http://historisches-marinearchiv.de.
  11. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.

warspot.ru

Предупреждён — значит вооружён — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Предупреждён — значит вооружён (также Предупреждённый вооружён, Кто предупреждён, тот вооружён, лат. Praemonitus, praemunitus — «предупреждён, вооружён») — пословица, смысл которой состоит в том, что будучи предупреждённым о близкой опасности (или возможности), человек теперь к ней подготовлен[1] и должен с нею справиться[2]. Активно используется в англоязычной юриспруденции («клише»)[3].

Анализ

Стандартный текст пословицы, как и многих других, использует эллипсис: несущественные части речи опущены («Тот, кто предупреждён…»)[4]. В англ. Forewarned is forearmed и на латыни повторяется шаблон звучания, что также характерно для пословиц[5].

Видео по теме

Происхождение

Пословица появилась в английском языке уже к 1425 году[6] в виде англ. He that is warned afore is noght bygiled, но современную грамматически неправильную[7] форму англ. Forewarned is forearmed обрела лишь в XIX веке[8].

К. Душенко относит латинский вариант к XVI веку[8].

М. Уолш (англ. Michael Walsh) считает, что пословица изначально имела чисто военное значение[3].

В культуре

Под названием «Praemonitus Praemunitus»[9] вышло в 1920 году первое американское издание Протоколов сионских мудрецов.

У Шекспира в пьесе «Генрих VI, часть 3» Эдвард IV, предупреждённый об умонастроении Уорика, говорит англ. «I will arm me, being thus forewarn’d»[3].

В гражданском судопроизводстве США с 1938 года используются «необычайно широкие» правила раскрытия доказательств (англ.)русск.[10], когда имеется возможность запросить по сути любой документ противной стороны, если он «разумным образом» может быть как-то связан с получением доказательств по иску. Этот подход — опасный для финансово слабейшей стороны из-за возможности «выуживания» доказательств для новых претензий — оправдывается упрощением собственно процесса в суде, так как «предупреждённый вооружён» и все аргументы и контр-аргументы по идее должны были быть рассмотрены адвокатами каждой стороны до начала разбирательства[3].

Примечания

  1. ↑ Мансер, 2007, с. 93—94.
  2. ↑ Praemonitus, praemunitus // The New People’s Cyclopedia of Universal Knowledge. Vol. 4. Hunt & Eaton, 1889. (англ.)
  3. 1 2 3 4 Уолш, 2005.
  4. ↑ Норрик, 1985, с. 36.
  5. ↑ Thomas P. McCreesh. Biblical Sound and Sense: Poetic Sound Patterns in Proverbs 10-29. A&C Black, 1991. С. 15. (англ.)
  6. ↑ Мансер, 2007, с. 94.
  7. ↑ Норрик, 1985, с. 34.
  8. 1 2 Кто предупреждён, тот вооружён // Константин Душенко. Настольный словарь цитат. Азбука-Аттикус, 2018.
  9. ↑ Praemonitus Praemunitus. The Protocols of the Wise Men of Zion. New York, Beckwith and Co., 1920.
  10. ↑ С. Будылин. Раскрытие доказательств в гражданском процессе России и зарубежных стран. // Научный круглый стол Юридического института «М-Логос» по теме «Проблемы доказывания в гражданском и арбитражном процессе — 2», 02 апреля 2014 г.

Литература

Ссылки

wiki2.red

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Предупрежден, значит вооружен – Автомобили – Коммерсантъ

Москвичи явно избаловались: многих уже бесит благоустройство! В других городах люди жалуются президенту, что у них по полвека ямы заделать не могут. А в Москве их зарыли еще в прошлом веке, а теперь делают улицы еще краше и лучше. Понятно, что при таких темпах и масштабах ремонта случаются перегибы на местах. …

А при таком массовом привлечении рабочих с юга — проблемы с кадрами и с пониманием ими государственного языка, на котором пока еще говорят в Москве. Это приводит к конфликтам с местными жителями. Разумеется, кадры делают все, чтобы их избежать. Например, молча и без объявлений эвакуируют автомобили жителей с улиц, где нужно срочно сделать ремонт. Конечно, вдоволь набегавшись по району, свою машину можно иногда и найти. Но иногда нет. Подробности публиковал у себя в фейсбуке житель Москвы Борис Ситников. Так как не все на него подписаны, опубликую фрагменты здесь.

«Вчера ничего не предвещало… Сегодня утром жена пишет: ‘Борь, машину спер эвакуатор’. Оказывается, на нашей улице меняют зимние бордюрчики на летние, поэтому ночью прилетела эвакуаторная саранча и утащила все машины вдоль дороги. Ни объявлений, ни предупреждений — ничего, просто сперли, и все. Куда отвезли – никто не знает. Таджики-бордюроменятели, естественно, ни сном, ни духом, ни по-русски. ‘Автокод’, ‘мос.ру’, ‘эвак.ру’, горячая линии Мостранспорта тоже понятия не имеют, куда машины увезли, — у них на стоянках не зарегистрировано. Жена днем обошла два квартала. Я вечером обошел четыре. Машины нет. Завтра продолжим оздоровительные прогулки».

Ситниковы так и не нашли свой Duster. А на следующий день выяснилось, что его угнали.

Перед этим Борис оставил обращение на сайте управы, и через два часа ему позвонил какой-то начальник из ГБУ «Мосавтодор»: «Мы по этому адресу никаких ‘Дастеров’ не перемещали. ‘Дастеров’ там не было! Но мы его сейчас найдем, я перезвоню». Но еще вечером жена Бориса разговаривала с конкретным водителем, который их «Дастер» перевозил и даже вспомнил куда — к соседнему дому. Но там его уже почему-то не было.

Борис отправился в ОВД и написал заявление об угоне. Опер пробил машину и показал распечатку — в ночь с понедельника на вторник искомый автомобиль зафиксирован камерами на 43-м километре трассы М10 под Солнечногорском. За рулем — милый славянин средних лет в белой футболочке, и теперь вариантов вернуть машину не так уж и много. Но самая грустная новость: в ОВД Борису сказали, что чуть ли не половина угонов в Москве – с ремонтируемых улиц! Ведь пока хозяин ищет перемещенную машину по дворам, у угонщика есть почти сутки форы. Вот так и выходит, что пока одни стараются сделать улицы лучше, другие воруют у жителей автомобили. А обвиняют во всем, разумеется, тех, кто хотел как лучше.

Но это еще не конец истории, и снова слово Борису Ситникову:

www.kommersant.ru

Предупреждён — значит вооружён — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Предупреждён — значит вооружён (также Предупреждённый вооружён, Кто предупреждён, тот вооружён, лат. Praemonitus, praemunitus — «предупреждён, вооружён») — пословица, смысл которой состоит в том, что будучи предупреждённым о близкой опасности (или возможности), человек теперь к ней подготовлен[1] и должен с нею справиться[2]. Активно используется в англоязычной юриспруденции («клише»)[3].

Анализ

Стандартный текст пословицы, как и многих других, использует эллипсис: несущественные части речи опущены («Тот, кто предупреждён…»)[4]. В англ. Forewarned is forearmed и на латыни повторяется шаблон звучания, что также характерно для пословиц[5].

Происхождение

Пословица появилась в английском языке уже к 1425 году[6] в виде англ. He that is warned afore is noght bygiled, но современную грамматически неправильную[7] форму англ. Forewarned is forearmed обрела лишь в XIX веке[8].

К. Душенко относит латинский вариант к XVI веку[8].

М. Уолш (англ. Michael Walsh) считает, что пословица изначально имела чисто военное значение[3].

В культуре

Под названием «Praemonitus Praemunitus»[9] вышло в 1920 году первое американское издание Протоколов сионских мудрецов.

У Шекспира в пьесе «Генрих VI, часть 3» Эдвард IV, предупреждённый об умонастроении Уорика, говорит англ. «I will arm me, being thus forewarn’d»[3].

В гражданском судопроизводстве США с 1938 года используются «необычайно широкие» правила раскрытия доказательств (англ.)русск.[10], когда имеется возможность запросить по сути любой документ противной стороны, если он «разумным образом» может быть как-то связан с получением доказательств по иску. Этот подход — опасный для финансово слабейшей стороны из-за возможности «выуживания» доказательств для новых претензий — оправдывается упрощением собственно процесса в суде, так как «предупреждённый вооружён» и все аргументы и контр-аргументы по идее должны были быть рассмотрены адвокатами каждой стороны до начала разбирательства[3].

Примечания

  1. ↑ Мансер, 2007, с. 93—94.
  2. ↑ Praemonitus, praemunitus // The New People’s Cyclopedia of Universal Knowledge. Vol. 4. Hunt & Eaton, 1889. (англ.)
  3. 1 2 3 4 Уолш, 2005.
  4. ↑ Норрик, 1985, с. 36.
  5. ↑ Thomas P. McCreesh. Biblical Sound and Sense: Poetic Sound Patterns in Proverbs 10-29. A&C Black, 1991. С. 15. (англ.)
  6. ↑ Мансер, 2007, с. 94.
  7. ↑ Норрик, 1985, с. 34.
  8. 1 2 Кто предупреждён, тот вооружён // Константин Душенко. Настольный словарь цитат. Азбука-Аттикус, 2018.
  9. ↑ Praemonitus Praemunitus. The Protocols of the Wise Men of Zion. New York, Beckwith and Co., 1920.
  10. ↑ С. Будылин. Раскрытие доказательств в гражданском процессе России и зарубежных стран. // Научный круглый стол Юридического института «М-Логос» по теме «Проблемы доказывания в гражданском и арбитражном процессе — 2», 02 апреля 2014 г.

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Предупреждён — значит вооружён Википедия

Предупреждён — значит вооружён (также Предупреждённый вооружён, Кто предупреждён, тот вооружён, лат. Praemonitus, praemunitus — «предупреждён, вооружён») — пословица, смысл которой состоит в том, что будучи предупреждённым о близкой опасности (или возможности), человек теперь к ней подготовлен[1] и должен с нею сся[2]. Активно используется в англоязычной юриспруденции («клише»)[3].

Анализ[ | ]

Стандартный текст пословицы, как и многих других, использует эллипсис: несущественные части речи опущены («Тот, кто предупреждён…»)[4]. В англ. Forewarned is forearmed и на латыни повторяется шаблон звучания, что также характерно для пословиц[5].

Происхождение[ | ]

Пословица появилась в английском языке уже к 1425 году[6] в виде англ. He that is warned afore is noght bygiled, но современную грамматически неправильную[7] форму англ. Forewarned is forearmed обрела лишь в XIX веке[8].

К. Душенко относит латинский вариант к XVI веку[8].

М. Уолш (англ. Michael Walsh) считает, что пословица изначально имела чисто военное значение[3].

В культуре[ | ]

Под названием «Praemonitus Praemunitus»[9] вышло в 1920 году первое американское издание Протоколов сионских мудрецов.

У Шекспира в пьесе «Генрих VI, часть 3» Эдвард IV, предупреждённый об умонастроении Уорика, говорит англ. «I will arm me, being thus forewarn’d»[3].

В гражданском судопроизводстве США с 1938 года используются «необычайно широкие» правила раскрытия доказательств (англ.)русск.[10], когда имеется возможность запросить по сути любой документ противной стороны, если он «разумным образом» может быть как-то связан с получением доказательств по иску. Этот подход — опасный для финансово слабейшей стороны из-за возможности «выуживания» доказательств для новых претензий — оправдывается упрощением собственно процесса в суде, так как «предупреждённый вооружён» и все аргументы и контр-аргументы по идее должны были быть рассмотрены адвокатами каждой стороны до начала разбирательства[3].

Примечания[ | ]

ru-wiki.ru

Предупрежден — значит вооружен — журнал За рулем

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

ПРЕДУПРЕЖДЕН —

ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН

НАВЫКОВ У АБС СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ. КАК И СПОРОВ ОБ ИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ

ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

РИСУНКИ / ОЛЕГ ВОЕВОДОВ

Со времени прихода в нашу жизнь антиблокировочных систем (АБС) большинству водителей запомнилось, что электронная помощница немного уступает опытному водителю, но незаменима, когда за рулем «чайник». А поскольку «чайником» себя никто не считает…

В общем, многие относятся к АБС скорее со снисхождением, чем с уважением. Дескать, ставят иностранцы всякие «навороты», чтоб брать подороже, — приходится мириться. А годы между тем идут, системы совершенствуются. Выяснить, что они могут сегодня, мы решили на примере самой дорогой редакционной иномарки — «СААБ 9–5 Аэро» (см. ЗР, 2000, № 10; 2001, № 8).

ПРИНИМАЕМ ВЫЗОВ

Большинству известно, что торможение «на юз» — не самый верный способ остановки: лучше, когда колесо немного проскальзывает. Насколько — зависит от многих факторов; как правило, это 10–20%.

Подготовленному водителю (слово «опытный» здесь будет не совсем точным), тормозящему на грани блокировки или использующему прерывистое торможение, удавалось «переиграть» первые системы АБС. А теперь? Наконец, интересно ее действие не просто при торможении, а, скажем, при попытке тормозить и одновременно работать рулем.

В общем, вопросов много. Чтобы ответить на них, попросим водителя и автомобиль проделать несколько упражнений. Для полноты картины воспользуемся двумя видами покрытий. На мокром базальте, использованном нами для моделирования льда или укатанного снега, получился коэффициент сцепления 0,14, на мокром асфальте — 0,76. Оговоримся: речь идет о максимальном значении расчетного коэффициента сцепления для данного автомобиля и покрытия. То есть, сначала затормозили, потом, зная максимальное замедление, посчитали коэффициент. Стоит повторить процедуру на другом автомобиле, других шинах, другом асфальте или же просто затормозить в юз — результат будет другим. В нашем случае он оказался очень хорошим. Скажем, в теории значение 0,76 ближе к сухому асфальту, чем к мокрому.

Теперь о том, что вытворяли. Моделируя ту или иную аварийную ситуацию, пытались выйти из нее тремя способами: действуя только рулем (уворачиваясь без торможения), используя руль и одновременное торможение с АБС и, наконец, руль и торможение без АБС (извлекали соответствующий предохранитель, отключая таким образом АБС). Водитель при этом пробовал по-разному работать педалью тормоза — лишь бы переиграть АБС (если получится).

Я БЫ В ЦЕЗАРИ ПОШЕЛ

Для начала простейшее упражнение — торможение на прямой. Пока под колесами асфальт, водителю удается точно дозировать усилия на педали тормоза, так что результаты не позволяют судить о превосходстве электроники над человеком или наоборот. Выезжаем на «лед» (здесь и далее — мокрый базальт). Со скорости 40 км/ч, примитивно «ударив» по педали тормоза на машине с отключенной электроникой, останавливаемся через 46 м. Теперь тормозим «правильно». Несколько попыток — лучший результат 41 м. Подключаем АБС, разгоняемся, бьем по тормозам — 37,4 м. Вот,…, обманула! Пробуем увеличить скорость — 60 км/ч. «Чайник» оттормозился за 101 м, «профессионал» — за 98 м, электроника — за 93 м. Опять продули!

Что ж, попробуем поиграть на поле соперника. На «миксте» — разном покрытии под левыми и правыми колесами — АБС вряд ли поддастся человеку. Итак, под правой половиной «лед», под левой — асфальт. Тормозим с 60 км/ч: с АБС — 37 м, без нее — 41 м. Но основное преимущество электроники не в метрах — куда важнее различия в поведении автомобиля. В одном случае — только удар по педали тормоза, в другом — сложная работа тормозами, скоординированная с действиями рулем. Стоит ошибиться — машину начнет крутить.

Теперь поиграем по нашим правилам — заставим систему поработать на «переставке» (см. рис. 1). Стандартный тест на управляемость покажет возможности объезда неожиданно возникшего препятствия. Предполагается, что водитель уходит от столкновения на соседнюю полосу и останавливается там.

Вначале на «льду». Водитель «вступает» за 15 м до препятствия. При фиксированных расстояниях требуется выполнить маневр на максимально возможной скорости.

Результат на сей раз не в пользу современной электроники. Работая только рулем (не касаясь педали тормоза), водитель сумел выполнить маневр на скорости 43,2 км/ч. Если пытаться, подобно Юлию Цезарю, делать сразу несколько дел, в данном случае — рулить и тормозить, цифры хуже. С подключенной АБС — 35,6 км/ч, а с торможением «по-хитрому», но без электроники — 35,4 км/ч.

Основная проблема при торможении в том, что машина, спрямляя траекторию, врезается в препятствие. К счастью, здесь это резиновые конусы. Выходит, на голом льду выгоднее объезжать препятствие, не пытаясь тормозить — даже на машине с АБС. На всякий случай проверили, что будет, если дистанцию увеличить до 20 м. Результат, в общем, тот же, хотя различия в способах прохождения уже менее заметны. Только руль — 50 км/ч, руль плюс тормоз — 48 км/ч.

Попробуем на асфальте… ого, а здесь-то картина меняется. На тех же 20 метрах при большем коэффициенте сцепления АБС отрабатывает нормально. В обоих вариантах скорость составила около 85 км/ч. Выходит, система не очень любит лед?

Перед тем как поставить точку в этой части теста, обратим внимание, что даже при недостаточной эффективности АБС на скользком покрытии есть выигр

www.zr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *