Райх панцирь: Семь сегментов мышечного панциря. График эмоциональной боли – Мышечный панцирь по Вильгельму Райху

Содержание

Методика Вильгельма Райха «Распускание панцирей». Курс «Телесная Сказка» в Центре СОЦИУМ.

Вильгельм Райх

Выдающийся австрийский психоаналитик и мыслитель, основатель телесно-ориентированной психотерапии.
Райх вводит понятие «броня» характера, которая проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения и т.п. «Броня» блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы.

Психологические проблемы (по Вильгельму Райху) – следствие застоя в организме биологической (сексуальной) энергии. Подобный застой приводит к напряжению соответствующих энергетических блоков на мышцах. Это напряжение, становясь хроническим, еще сильнее подавляет свободное движение энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию «мышечного панциря», что создает благоприятную почву для развития невротического характера, так как подавляется естественная эмоциональная деятельность человека.

Проводя день за днем, год за годом в подобном корсете, человек становиться все более и более «тяжелым», он скован тем грузом эмоций что таскает на себе в виде своеобразной одежды, панциря. В итоге человек перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни и полностью перемещается в голову где проводит всю свою жизнь. Вильгельм Райх разработал ряд техник позволяющих довести тело до состояния полного изнеможения и, в моменты когда уже совершенно нет возможности удерживать напряжение – как следствие расслабляются и те, давно забытые зажимы, блоки. И тогда, возможно впервые, человек ощущает себя ЖИВЫМ, свободным…

Расслабление такого панциря расковывает человека, делает его более уравновешенным и уверенным. Раскрепощённое тело позволяет как бы сбрасывать в окружающую среду лишнее эмоциональное напряжение. Проявление эмоций в движениях позволяет управлять как первыми, так и вторыми. Эмоции становятся более контролируемыми. Движения обретают выразительность и элегантность.

Для расслабления телесной «брони» Райх разработал ряд специальных техник, включающих в себя:

  • прямые манипуляции с телом;
  • работу по имитированию и провоцированию эмоциональных состояний;
  • выполнение специальных движений и физических упражнений;
  • работу над освобождением звука при эмоциональных напряжениях.

Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях.
Основным эффектом освоения данной техники таким образом является образование прочной связи между внутренним и внешним состоянием.

Развивает: Качества. Уверенность. Раскрепощённость. Элегантность

Методика предусматривает работу с мышечными панцирями в семи областях.


  1. В области глаз.
    Защитный панцирь в этой области проявляется в неподвижности лба и невыразительных малоподвижных глазах, которые смотрят как бы из-за карнавальной маски. Глаза могут быть наоборот чересчур подвижными, «бегающими». Глазной панцирь сдерживает проявления любви, заинтересованности, презрения, удивления и вообще практически всех эмоций.
  2. В области рта.
    Этот панцирь состоит из мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, гримасничания, радости, удивления.
  3. В области шеи.
    Этот сегмент включает мышцы шеи, язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач, страстность, томность, азарт.
  4. В области груди.
    Данный защитный панцирь состоит из широких мышц груди, плечей, лопаток, а также грудную клетку и руки с кистями. Панцирь сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди.
  5. В области диафрагмы.
    Включает диафрагму, солнечное сплетение, различные органы брюшной полости, мышцы нижних позвонков. Этот панцирь удерживает в основном сильный гнев и вообще волнение.
  6. В области живота.

    Этот панцирь включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом неожиданного нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни.
  7. В области таза.
    Седьмой панцирь включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, как бы торчит. Ягодичные мышцы напряжены вплоть до болезненности. Таз «мёртвый» и не сексуальный. Тазовый панцирь подавляет возбуждение, гнев, удовольствия, кокетство.

Технику полезно использовать в программах развития самовыражения, в том числе актёрского мастерства, тренингах личностного роста, тренингах эмоциональной саморегуляции, в разного рода имиджевых тренингах.

Рекомендуется использовать технику только взрослым людям, достигшим восемнадцати лет.

вот как стряхнуть с себя всё напряжение! 7 волшебных упражнений.

В жизни бывают разные ситуации и, несмотря на то, что всё это опыт и каждое мгновение прекрасно, большинство людей не умеют правильно выражать свои негативные эмоции, чтобы не вредить себе или другим. Вместо того чтобы проживать свой страх или гнев, люди предпочитают подавлять эти эмоции в себе.

Но свое тело обмануть нельзя, и то, что мы скрываем от других и от собственного сознания, остается в организме в виде напряжения. Такое хроническое напряжение мышц тела называется мышечным панцирем.

Мышечные зажимы

Мышечный зажим, а также блок, спазм или мышечный панцирь — это мышца либо группа мышц, которая не может полностью расслабиться и постоянно находится в напряжении. Как правило, она гипертрофирована, через нее все труднее проходит кровь, а эффективность работы такой мышцы неизменно снижается. Кроме того, зажатая мышца «каменеет», мешая функционированию всего организма и нередко вызывая сильные боли при каждом движении.

Наилучшим способом избавления от мышечных зажимов и расслабления мышечного панциря является методика известного психоаналитика Вильгельма Райха. По его теории, мышечный панцирь включает в себя 7 сегментов, состоящих из мышц и органов. Только «распустив» все 7 сегментов от глаз до таза, можно решить сложную проблему мышечного зажима.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 7 простых упражнений, помогающих избавиться от мышечных зажимов и эмоционального напряжения самостоятельно. Всё в организме взаимосвязано!

  • Глаза
    Мышечный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «восковом» лице наподобие маски. Образуется он в результате сдерживания обиды.

    Избавиться от него можно посредством гимнастики для глаз. Также поможет упражнение на раскрытие глаз так широко, как только возможно, чтобы задействовать веки и лоб. Благодаря работе с этим сегментом можно не только убрать зажим в области глаз, но и улучшить зрение.

  • Рот
    Сегмент распространяется на мышцы горла, подбородка и затылка. Например, у человека могут наблюдаться боли в челюстных мышцах, вызванные систематическим сдерживанием гнева, плача или крика. Чтобы снять данный мышечный блок, можно делать такое необычное упражнение.

    Прими позу эмбриона. Лежа на боку, подтяни колени и сложи руки, скрестив их на груди. Эту позу называют еще «свернуться калачиком». Делай сосательные движения губами в течение 5 минут. После этого расслабься и полежи так еще немного.

    Во время выполнения упражнения многие люди начинают плакать. Это происходит потому, что поднимается и начинает выходить давно подавленная тоска по ласке и защищенности. При этом не следует сдерживаться! Рыдание, при котором задействовано всё тело, очень полезно. Оно помогает разрядить накопленное негативное напряжение не только в области рта, но и во всём теле.

  • Шея
    Эта ступень включает в себя глубокие мышцы шеи и язык. Мышечный блок удерживает в основном гнев, крик и плач.

    Прямо воздействовать на мышцы в глубине шеи невозможно, поэтому устранить мышечный зажим в этом сегменте помогут наклоны и вращения головы в одну и другую сторону, а также высовывание языка, крики и пение.

  • Грудной отдел
    Этот сегмент включат в себя руки, плечи, а также мышцы лопаток и широкие грудные мышцы. Проблемы с мышцами в этой области могут возникать в случае постоянной задержки дыхания, которая может являться реакцией на сдерживание любых эмоций. Например: обиды, гнева, плача или испуга.

    Расслабить мышечное кольцо вокруг груди можно с помощью дыхательного упражнения. Для этого сними обувь и ляг поперек дивана так, чтобы стопы стояли на полу, а ягодицы слегка свешивались. Под поясницу положи валик, чтобы грудная клетка была максимально развернута, голова и спина — ниже поясницы. Руки положи над головой ладонями вверх.

    Начни глубоко, но ни в коем случае не часто дышать. Дыши так в течение получаса. Если вдруг ты начнешь плакать или смеяться — это хорошая реакция, свидетельствующая о высвобождении подавленных эмоций, заблокированных мышечными зажимами.

  • Диафрагма
    В этот сегмент, по теории Райха, входит солнечное сплетение, миокард, мышцы легких и других внутренних органов, а также спинальные мышцы, окутывающие позвоночный столб на этом уровне. Устранить зажимы поможет это простое упражнение.

    Встань на четвереньки, колени поставь под углом 90°, а руки, на которые ты опираешься, держи прямыми. Прогни спину в области талии вниз, насколько это возможно, а затем максимально выгни спину вверх. Для лучшего эффекта стоит повторить упражнение не меньше 10 раз.

  • Живот
    Сегмент включает в себя мышцы живота и спины. Напряжение мышечных тканей в этой области возникает из-за страха нападения или же по причине злости и неприязни.

    Спазмы в этих областях устраняются самостоятельно, но только при условии расслабления зажимов во всех остальных сегментах.

  • Таз
    Сюда относятся все мышцы вокруг тазобедренного сустава и мышцы нижних конечностей. А распознать данное напряжение очень просто: чем сильнее блок, тем больше таз будет вытянут назад.

    Зажимы в этом сегменте появляются чаще всего и приносят самые болезненные ощущения. Возникают такие зажимы в случае возбуждения, гнева или удовольствия. Справиться с блоком в области таза можно посредством йоги.

  • Совет редакции

    Чтобы избавиться от мышечных зажимов нужно настроиться на долгую и неспешную работу. Не стоит форсировать и спешить! Упражнения необходимо делать осознанно, последовательно и постепенно. Начиная от расслабления глаз, переходя к другим отделам только после снятия зажимов с предыдущих и заканчивая

    снятием напряжения в области таза.

    Также тебе следует помнить, что мышечные зажимы как застарелые привычки. Они уже «натоптали» в твоем теле широкую тропу и поэтому избавиться от них трудно, а возвращаются они быстро и весьма охотно.

    Стоит тебе понервничать или разозлиться по определенному поводу, и они тут как тут. Поэтому убирать из тела мышечный панцирь нужно последовательно и настойчиво, не прекращая работу над собой, даже когда мышечные зажимы отступят. Не давай им повода вернуться вновь.

    Не забудь поделиться этой статьей с теми, кому она может пригодиться. Искренне желаю тебе крепкого здоровья и хорошего самочувствия.

    published on mirputeshestvij.ru according to the materials takprosto.cc

    Запись «Мышечный панцирь»: вот как стряхнуть с себя всё напряжение! 7 волшебных упражнений. взята с сайта Мир Путешествий.

    Мой мир

    Facebook

    Вконтакте

    Twitter

    Одноклассники

    Еще про мышечный панцирь Райха.: kotomyava — LiveJournal

    Источник — https://vk.com/topic-1524997_11809503

    «Конфликт, который действовал в определенный период жизни, всегда оставляет свои следы в характере, в форме ригидности».

    Подавленные эмоции и полученные в результате этого подавления переживания, тело фиксирует — оно обретает «мышечный панцирь» — узлы и зоны хронических напряжений и зажимов. Эти зоны блокируют жизненную энергию, эмоции, силы, способности, снижают качество жизни, ведут к заболеваниям.

    Результатом такого закрепощения является неспособность человека в полной мере использовать ресурсы своего организма. Чем больше человек закрепощен телесно, тем более он закрепощен психологически.

    Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта.

    Заключение характера в «панцирь» происходит под воздействием навязанных обществом стереотипов поведения и авторитарной обстановке в семье и возникает как средство подавления и сдерживания эмоций.

    Напряженное тело приводит к телесной несвободе, к скованности. Внешне скованность выглядит как один из признаков неуверенности и неловкости. Уверенный в себе человек раскрепощен и естественен в движениях. В этом его отличие от неуверенного, который боится движений, стоит, как истукан или повторяет одни и те же заученные жесты. В таком человеке чувствуется страх — «не дай бог мне привлечь еще больше внимания других, чем я уже имею».

    При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто вызывает особые физические ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.

    В системе Райха мышечный панцирь состоит из 7 основных сегментов, состоящих из мышц и органов. Эти сегменты формирует семь горизонтальных кругов, находящихся под прямым углом к позвоночнику и туловищу. Центры их располагаются в области рта, глаз, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза (примерно соответствуют семи чакрам кундалини-йога).

    Райхианская терапия состоит, прежде всего, в распускании панциря в каждом сегменте. При это необходимо освобождать блоки сверху вниз, начиная с глаз и заканчивая областью таза.


    1. ГЛАЗА (лоб и верх головы целиком).

    Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и «пустом» выражении глаз. Панцирь удерживает испуг.

    С самого раннего детства ребенок общается с окружающей средой с помощью глаз. Область зрительного восприятия травмируется в первую очередь при видении холодных, агрессивных, опасных и вызывающих страх проявлений окружения. Защита этой области выражается в неподвижности лобной мускулатуры и в «пустом» выражении глаз, которые как бы выглядывают из застывшей маски лица.

    Разрушить этот панцирь можно с помощью увеличения подвижности век и мышц лба, а также широко, как при страхе, открывая глаза.
    Чтобы усилить эмоциональную выразительность также предлагается таращить глаза, вращать глазами, переводить взгляд из стороны в сторону, вверх-вниз, вблизь-вдаль.

    Большинство глазных заболеваний, а также мигрени связаны с психологическими проблемами, скрытыми в этой части тела. Это излишний контроль над собой; неумение себя отпустить; желание всегда соответствовать высоким требованиям; постоянное ощущение некой невидимой аудитории рядом с собой, которой надо нравиться; желание уйти от реальности — в духе «Глаза бы мои на это не смотрели!»; страх открыться, установить глубинный контакт с другим человеком, дать заглянуть себе в глаза.

    Для многих начинающих танцовщиц встреча глазами с аудиторией является проблемой не меньшей, чем первый выход на сцену. Наверно, все видели танцовщиц, избегающих смотреть в зал, и это портило все впечатление от танца. Многие движения глазами в танце подобны тем, которые используются в специальной коррекционной гимнастике для глаз. В результате танец «оживляет» наши глаза, уставшие от постоянного взгляда на экран или в текст. Это помогает расслабить глазные мышцы, в некоторых случаях даже улучшая зрение, ведь зачастую близорукость связана не с деформацией самого глазного яблока, а с излишним напряжением мышц.

    2. РОТ (нижняя часть лица, щеки, рот).

    Сегмент включает мышцы дна рта, пoдбopoдка, горла и затылка.
    Челюсти могут быть крепко сжаты или неестественно расслаблены. Напряжением мышц этой области сдерживаются чувства, которые эмоционально выражаются плачем, пронзительным криком, гримасами, желанием кусаться или сосать.

    Разрушить этот панцирь можно с помощью имитации плача, звуками, усиливающими подвижность губ, движениями, имитирующими укусы, отрыжку, а также физическими воздействиями.

    Очень часто, как это ни странно, нижняя часть лица, щеки, рот мешают танцевать. Исполнительница хочет одарить зрителей улыбкой, но, испытывая скованность и напряжение, не может улыбаться естественно. Или вообще никак не может улыбнуться, сохраняя на лице выражение муки.

    Напряженный рот скрывает «невыговоренное», накопившееся за годы жизни, а также агрессию, ведь обидчика порой хочется просто покусать. Работа со снятием напряжения в области рта, с высвобождением агрессии помогает сделать улыбку искренней и красивой, что никогда не бывает лишним. Для разработки области рта полезно почаще… кусаться и плеваться. Разумеется, в специально отведенное время и не на публике. Например, можно улучить минутку и покусать подушку или поплеваться, запершись в ванной. Это помогает не только «выпустить пар» и вернуть улыбке естественную гармонию, но и может помочь с такой проблемой, как переедание, которое в ряде случаев связано именно со

    3.ШЕЯ.

    В этом сегменте захватываются внутренние мышцы шеи, а также язык. Панцирь служит для удержания гнева, крика и плача. Напряжение затылочных мышц связано со страхом нападения сзади.

    Непосредственно воздействовать на внутренние мышцы шеи сложно и довольно опасно (проходят крупные кровеносные и лимфатические сосуды и нервные пучки), поэтому доверять свою шею можно только ПРОФЕССИОНАЛАМ с величайшей осторожностью! Для расслабления этой области предлагается пронзительно кричать, вопить, визжать, имитироваться отрыжку, громко ругаться матом.

    Шея связывает грудную клетку и голову, эмоции и ум. Шейный отдел отвечает за диалог между нашим «хочу» и «надо». В нашей жизни много несостыковок между этими двумя посланиями, поэтому шея является травмоопасной зоной, и с ней надо быть особенно осторожной. Когда конфликт между «хочу» и «надо» становится слишком сильным, шею можно повредить даже во время достаточно безопасных движений.

    Также травмоопасность шеи зачастую связана с перерасслаблением мышц, поддерживающих позвоночник. Во-первых, позвоночник является стержнем нашей личности, в прямом и переносном смысле. Когда что-то ранит наше Я, лишает уверенности в себе, физически мы тоже «ломаемся»: глубокие мышцы шеи и спины ослабляются, мы ссутуливаемся. Во-вторых, эти же мышцы отвечают за нашу включенность в жизнь, участие в реальности. И если на бессознательном уровне окружающий мир представляется угрожающим и дискомфортным, мышцы оказываются почти незадействованными, они перестают нас в достаточной степени поддерживать, и возникает угроза травмы… Правильная проработка шейной области в танце поможет разрешить эти сложности и на психологическом уровне.

    Травмоопасность шеи является одной из причин, по которым лучше заниматься танцем не дома по видеозаписям, а в присутствии преподавателя, который будет следить за осанкой ученика и поможет предотвратить травму.

    4.ГРУДЬ (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с кистями).

    Грудной сегмент включает в себя большие мышцы груди, мышцы плечевого пояса, лопаток, все мышцы грудной клетки, а также рук и кистей.

    Панцирь в этом сегменте способен подавать смех, ярость, печаль, страстное желание.
    Подавлению любой эмоции помогает задержка дыхания.

    Панцирь может быть расслаблен дыхательными упражнениями, особенно с усилением выдоха (дыхательная гимнастика по Стрельниковой).

    Руки и кисти можно расслабить с помощью упражнений имитирующие удары, разрывание на части, удушение.

    Грудная клетка считается своего рода контейнером для чувств — здесь хранятся глубинные печали, радости, одиночество, любовь. Руки отвечают за контакты с миром вообще, при этом кисти — за контакты с людьми. Правая кисть — за контакты с мужчинами, левая — за контакты с женщинами.

    Накопившиеся за годы эмоции — разочарования в отношениях, разбитое сердце, переживания одиночества и тоски — делают грудную клетку как бы омертвевшей. При этом затруднено дыхание грудью, могут возникать проблемы с сердцем. В танце это проявится в трудностях с дыханием, с движениями грудью — с трясками, разнообразными кругами и восьмерками… Но танец в итоге поможет выпустить чувства наружу и расслабить грудные мышцы, позволив, буквально, вздохнуть полной грудью.

    Скованные руки и кисти говорят о трудностях в контактах. По тому, с какой рукой возникает больше проблем, можно говорить о трудностях в отношениях с мужчинами (правая) или женщинами (левая). Обычно эти трудности связаны с глубинными страхами, идущими еще от взаимоотношений с матерью и отцом. Страх как бы сковывает руки, мешая пластичности. Восстановление на мышечном уровне поможет восстановлению и на уровне психологическом.

    5.ДИАФРАГМА (Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, охватывает область, желудка, а также мышцы, расположенные вдоль нижней части грудных позвонков).

    Наличие панциря выражено искривлением позвоночника вперед, таким образом, что у сидящего на стуле человека между нижней частью спины и спинкой стула остается значительное пространство. Выдох дается человеку значительно труднее, чем вдох. Этот панцирь подавляет гнев, ярость и ненависть. Освободиться можно с помощью специальных дыхательных техник.

    В диафрагме живут наши социальные страхи — то есть связанные с контактами с социумом: «меня не примут», «меня отвергнут», «никто меня не любит», здесь же — стыд, стеснительность, смущение, робость…

    У женщин, для которых характерны такие страхи, диафрагма постоянно пребывает напряженной, поэтому в танце их тело кажется как бы перерезанным пополам. Это не про умение изолированно двигать бедрами либо верхней частью тела — это про неспособность слаженного совместного движения. Тело кажется расщепленным: полная волна, когда движения грудью и тазом плавно друг в друга переходят, никак не ладится. Однако упорство поможет решить эту проблему на телесном уровне — женщина «растанцуется», а также и на психологическом — социальные страхи ослабят хватку.

    6. БРЮШНАЯ ПОЛОСТЬ (Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины).

    Напряжение поясничных мышц связано со страхом перед возможной агрессией,
    нападением. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни. Распускание панциря в этом сегменте сравнительно нетрудно, если верхние сегменты уже открыты.

    Недаром слова «живот» и «жизнь» — родственные. В животе живут наши самые глубинные страхи — страхи за нашу жизнь. Мягкий и вместе с тем сильный живот, позволяющий выполнять все тряски и волны, говорит о здоровом самопринятии и об отсутствии угрозы жизни в прошлом.

    Если же движения животом никак не даются — можно предположить, что дает о себе знать событие из прошлого (нападение, автокатастрофа, серьезная травма, тяжелая болезнь…) либо женщина себя не принимает, не любит.

    Танец живота — недаром ведь он так назван — помогает животу как бы пробудиться; помогает нам найти ответ на вопрос «кто я?», войти в контакт с собой, а также выпустить наружу страх за свою жизнь, которые годами может сидеть внутри и мешать спокойно жить…

    7 ТАЗОВЫЙ СЕГМЕНТ (все мышцы таза и нижних конечностей).

    Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Ягодичные мышцы напряжены и болезненны. Таз ригиден, он <мертвый> и несексуальный.

    Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Возбуждение (тревожность) возникает из подавления ощущений удовольствия, и невозможно полностью переживать удовольствие в этом районе, пока не разрядится гнев в тазовых мышцах.
    Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом. «…

    Тазовый сегмент, включающий в себя таз и ноги, психологически отвечает за половое влечение, выбор жизненного пути, опору в жизни, контакт с реальностью.

    В танце проблемы с сексуальной сферой приводят к ощущению «зажатого» таза — ведь таз в таких случаях находится в состоянии постоянного напряжения (особенно это характерно для женщин, переживших насилие или его попытку). И восьмерки, круговые движения, ягодичные тряски и другие элементы, связанные главным образом с этой областью, будут даваться женщине с трудом. Однако со временем, когда она «растанцуется», проблемы забудутся.

    Накопившаяся за нашу жизнь агрессия сконцентрирована, в основном, в копчике — в самом низу спины. Это мешает плавности движений тазом, однако помогает делать резкие движения — таким женщинам особенно показан танец под барабаны, помогающий выпустить эту агрессию. После этого плавность будет восстановлена и в танце, и в жизни.

    КОЛЕНИ.
    Страхи и неуверенность в себе скрыты в коленях. И во время трясок, задействующих ноги, быстро возникает усталость, однако именно такие тряски помогают укрепить слабые мышцы и выпустить годами сидящие в них страхи наружу.

    За остальную символическую нагрузку отвечают стопы. Если у танцовщицы есть проблемы с выбором жизненного пути или опоры в жизни, то она будет неустойчиво чувствовать себя на полупальцах, шататься — даже если у нее все в порядке с равновесием. А уж прогибы назад станут просто страшным испытанием. Если при этом просто переступать через себя, заставляя тело прогнуться назад, то возникает вероятность травмы. Танец на полной стопе, а также прогибы с поддержкой, под присмотром преподавателя помогут почувствовать себя уверенней как в танце, так и в жизни.

    ПРЕПЯТСТВИЯ РОСТУ ЗАЩИТНЫЙ ПАНЦИРЬ. Защитный панцирь — основное препятствие для роста по Райху. «Зажатый своим защитным панцирем индивидуум не способен распустить его. Он не способен также выразить простейшие биологические эмоции. Он не может испустить вздоха удовольствия или имитировать его. Если он попытается — это будет стон, сдавленное рычание или импульс рвоты. Он не способен испустить гневный крик и даже изобразить удар кулаком по кушетке». «Я обнаружил, что люди реагируют интенсивной ненавистью на всякую попытку нарушить невротическое равновесие, поддерживаемое их защитным панцирем».

    ПОДАВЛЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОСТИ. Другое препятствие росту — социальное и культурное подавление естественных инстинктов и сексуальности в индивидууме. Райх считал его основным источником неврозов. Это подавление осуществляется в течение трех основных фаз жизни: в раннем детстве, в период полового созревания и в течение взрослой жизни.

    СТРУКТУРА ТЕЛО. Райх рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Как уже было сказано, он постоянно перемещался от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к анализу как психологических, так и физических аспектов характера и характерного панциря, и далее к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биоэнергии.

    СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Райх считал социальные отношения функцией индивидуального характера. Средний человек видит мир сквозь фильтр своего защитного панциря. Лишь генитальные характеры, преодолевшие свой ригидный панцирь действительно способны открыто и честно реагировать на других. «Только чувствование естественных процессов внутри нас и вокруг нас содержит ключи к загадкам природы. Чувствование — это то сито, через которое воспринимаются внутренние и внешние стимулы; чувствование — связующее звено между Эго и внешним миром>.

    ЭМОЦИИ. Райх полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает индивидууму переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, которые блокируются таким образом, никогда не устраняются, потому что они не могут быть полностью выражены. По Райху, индивидуум может освободиться от блокированной эмоции, только полностью пережив ее. Райх отмечал также, что фрустрация удовольствия часто ведет к гневу и ярости. В райхианской терапии отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются.

    ИНТЕЛЛЕКТ. Райх не соглашался с любым разделением интеллекта, эмоций и тела. Он указывал, что интеллект в действительности — биологическая функция, и что он может накопить эффективный заряд, столь же сильный, как и любая из эмоций. «Интеллектуальная деятельность часто имеет такую структуру и осуществляется в таком направлении, что кажется чрезвычайно умным аппаратом избегания фактов, деятельностью отвлечения от реальности. Интеллект, таким образом, может работать в обоих основных направлениях психического аппарата: к миру и от него; он может работать в том же направлении, что и живой аффект, и может противостоять ему>. Райх также полагал, что интеллект часто работает как механизм защиты.

    САМОСТЬ. Для Райха самость — это здоровая биологическая сердцевина каждого индивидуума. Большинство людей не соприкасаются со своей самостью из-за физического защитного панциря и психологических защит. «Почему человек не воспринимает своей наиболее внутренней самости? Потому что это — он сам! Постепенно я начал видеть, что именно это «он сам», его характерное поведение, образующее компактную плотную массу, стоит на пути всех аналитических задач. Вся личность, характер, весь индивидуум сопротивляется». Контакт требует свободного движение энергии. Он становится возможным, только когда индивидуум распускает панцирь и начинает полностью сознавать тело, его чувствования и нужды, приходит соприкосновение с сердцевиной, с первичными влечениями. Там, где есть блоки, энергетические потоки и сознавание ограничены, самовосприятие в значительной степени уменьшено.

    Техника «Распускание панцирей» Вильгельма Райха

    Вильгельм Райх полагал, что каждое характерное отношение человека к чему бы то ни было имеет соответствующую ему физическую позу. Характер человека проявляется в его теле в виде мышечной ригидности или даже мускульного панциря.

    Расслабление такого панциря расковывает человека, делает его более уравновешенным и уверенным. Раскрепощённое тело позволяет как бы сбрасывать в окружающую среду лишнее эмоциональное напряжение. Проявление эмоций в движениях позволяет управлять как первыми, так и вторыми. Эмоции становятся более контролируемыми. Движения обретают выразительность и элегантность.

    Основным эффектом освоения данной техники таким образом является образование прочной связи между внутренним и внешним состоянием. 

    На каждое из мини-упражнений должна отводиться примерно минута. В целом на технику отводится 30 минут.

    Можно использовать как в программе группового психологического тренинга, индивидуального тренинга. Можно осваивать самостоятельно.

    Технику полезно использовать в программах развития самовыражения, в том числе актёрского мастерства, тренингах личностного роста, тренингах эмоциональной саморегуляции, в разного рода имиджевых тренингах.

    Рекомендуется использовать технику только взрослым людям, достигшим восемнадцати лет.

    Развивает: Качества. Уверенность. Раскрепощённость. Элегантность

     Описание техники

    Техника включает в себя 30 мини-упражнений, на каждое из которых отводится минута. Не следует торопиться или наоборот затягивать выполнение каждого упражнения. Следует стремиться к тому, чтобы укладываться ровно в тридцать минут. Уверенное чередование упражнений является залогом хорошего освоения техники так называемого распускания мышечных панцирей, то есть снятия зажатостей.

    Мы будем работать с мышечными панцирями в семи областях: 

    1. В области глаз. Защитный панцирь в этой области проявляется в неподвижности лба и невыразительных малоподвижных глазах, которые смотрят как бы из-за карнавальной маски. Глаза могут быть наоборот чересчур подвижными, «бегающими». Глазной панцирь сдерживает проявления любви, заинтересованности, презрения, удивления и вообще практически всех эмоций.

    2. В области рта. Этот панцирь состоит из мышц подбородка, горла и затылка. Челюсть может быть как слишком сжатой, так и неестественно расслабленной. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, гримасничания, радости, удивления.

    3. В области шеи. Этот сегмент включает мышцы шеи, язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач, страстность, томность, азарт.

    4. В области груди. Данный защитный панцирь состоит из широких мышц груди, плечей, лопаток, а также грудную клетку и руки с кистями. Панцирь сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди.

    5. В области диафрагмы. Включает диафрагму, солнечное сплетение, различные органы брюшной полости, мышцы нижних позвонков. Этот панцирь удерживает в основном сильный гнев и вообще волнение.

    6. В области живота. Этот панцирь включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом неожиданного нападения. Защитный панцирь на боках создает боязнь щекотки и связан с подавлением злости, неприязни.

    7. В области таза. Седьмой панцирь включает все мышцы таза и нижних конечностей. Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, как бы торчит. Ягодичные мышцы напряжены вплоть до болезненности. Таз «мёртвый» и не сексуальный. Тазовый панцирь подавляет возбуждение, гнев, удовольствия, кокетство.

    Перед упражнениями желательно переодеться в лёгкую, не стесняющую движения, одежду. Или хотя бы снять лишнее: пиджак, галстук, туфли и т.п. Для выполнения некоторых упражнений понадобится лежать.

    Если возникают какие-то неприятные ощущения, то прекратите на несколько секунд выполнение упражнения, после чего продолжайте. Во время каждого упражнения можно делать несколько таких пауз.

    Упражнения 

    1. Сядьте на корточки. Успокойте дыхание. Скажите себе: «Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я уверенно смотрю в будущее. Мне нравятся новые ощущения. Я открыт для изменений».

    Старайтесь добиться такого состояния покоя, какое у вас бывает утром выходного дня, когда не надо никуда спешить.

    ГЛАЗА 

    2. Откройте глаза как можно шире.

    3. Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.

    4. Вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой.

    5. Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя.

    РОТ 

    6. Изобразите сильный плач.

    7. Посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы.

    8. Изобразите шамкающий рот: втяните губы внутрь, как-будто у вас нет зубов. Прочтите шамкающим ртом какое-нибудь стихотворение.

    9. Чередуя, изображайте сосание, улыбку, кусание и отвращение.

    ШЕЯ 

    10. Изобразите рвотные движения. Старайтесь и не стесняйтесь.

    11. Покричите как можно громче. Если кричать категорически нельзя, то пошипите как змея.

    12. Сядьте на корточки. Высуньте как можно дальше язык.

    13. Троньте свою голову слегка пальцем. После этого ваша голова должна болтаться, как будто она лёгкий воздушный шарик, а ваша шея как-будто нитка. Повторите несколько раз.

    ГРУДЬ 

    14. Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка.

    15. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук: колотите, рвите, царапайте, дёргайте и т.д.

    16. Вдохните и постарайтесь поднять свою грудь как можно выше, как будто стараетесь ею коснуться потолка. Можете даже встать на цыпочки. Выдохните, немного отдохните и повторите.

    17. Потанцуйте, активно двигая грудью, плечами, руками. Старайтесь, чтобы танец был страстный и сексуальный.

    ДИАФРАГМА 

    18. Резко сокращая диафрагму, делайте короткие выдохи через широко открытый рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит к вдоху. Вдох-выдох должен занять одну секунду. Примерно одна пятая секунды — резкий выдох, четыре пятых — плавный вдох.

    19. Дышите животом: он должен как можно сильнее раздуться, а потом войти внутрь и как бы прилипнуть к позвоночнику.

    20. Лягте на спину. Делая выдох, поднимите туловище и постарайтесь схватить руками стопы ног. Задержите дыхание. Вернитесь в исходную позицию. Повторите.

    21. Лягте на живот. Делая вдох, поднимите корпус и как можно дальше назад откиньте голову.

    ЖИВОТ 

    22. Делая удары животом, бейте им разные объекты вокруг себя.

    23. Заложите руки за голову. Своими боками продолжайте бить объекты вокруг себя.

    24. Попросите кого-нибудь подержать вас за талию. Откиньтесь назад насколько это можно. Если делаете упражнение в одиночку, просто положите руки на пояс и прогнитесь назад.

    25. Встаньте на четвереньки и изобразите разные кошачьи движенья.

    ТАЗ 

    26. Изобразите лягающуюся лошадь.

    27. Лягте на спину. Бейте тазом о коврик.

    28. Стоя, одну руку положите на нижнюю часть живота. Другую руку заложите за голову. Делайте неприличные движения тазом.

    29. Расставьте ноги как можно шире. Переносите вес поочерёдно на левую и правую ногу.

    ЗАВЕРШЕНИЕ 

    30. Свободный танец. Попробуйте станцевать что-нибудь свое, оригинальное.

    В нашем бутике Аюрведы и восточной медицины ROSA Вы можете приобрести самые разнообразные аюрведические средства, фитопрепараты, масла, специи, благовония, косметику, продукты питания и напитки!

    Пояса Райха — 7 сегментов мышечного панциря

    Согласно системе Вильгельма Райха, каждой личностной позиции соответствует позиция физическая, выражаемая телесно в мускульной жесткости или, другими словами, в формировании мышечного панциря. Райх пришел к осознанию этой связи в результате длительного наблюдения за тем, как его пациенты имеют обыкновение двигаться и какие позы для них привычны, в сочетании с подробнейшим анализом структуры их личности. Он самым внимательным образом рассматривал каждый нюанс, связанный с физическим поведением пациента. Райх призывал своих пациентов сосредоточиться на источнике того или иного напряжения, чтобы осознать его причину и установить, какая именно эмоция привела к напряжению в этой части тела. Лишь после того как сдерживаемая эмоция выражена, считал он, можно полностью избавиться от хронического напряжения.

    Достаточно большое кол-во специалистов с мировым именем определили взаимосвязь эмоциональных состояний с функционированием мышечных и висцеральных структур.
    Пояса Райха — одно из многих описаний подобных взаимосвязей.

    Зона шеи

    Шея – очень важная область, своего рода и барьер, и мост между сознательным (голова) и бессознательным (тело). Рациональность, свойственная западной культуре, порой заставляет нас излишне полагаться на собственный разум. По данным американских исследований, изучавших, как люди воспринимают свое тело (так называемый «образ тела»), размер головы во внутреннем представлении занимает в среднем 40-60% от размера тела (тогда как объективно, анатомически – около 12%). Такой «перекос» вызывается избыточной мыслительной деятельностью, непрекращающейся «ментальной болтовней», дающей ощущение, что голова переполнена, и невозможно ни восстановиться, ни расслабиться. При этом генерируемые головой тексты «не доходят» до тела, а тело просто игнорируется сознанием – возникает ситуация «отдельности», своего рода «головы профессора Доуэля». В этом случае важно сфокусировать внимание клиента на сигналах, подаваемых телом, чтобы мысли связались с ощущениями.

    Существует и обратный вариант «шейного барьера»: ощущения в теле существуют, и достаточно яркие, но они не интерпретируются, не выходят на уровень осознания. Для этой ситуации характерны различные боли психосоматического генеза, парестезии и пр., причин которых человек не понимает.

    Горловая зона

    Локализуется в области яремной выемки и связана с блокировкой эмоций. Здесь отражаются проблемы взаимодействия с другими людьми (коммуникации) или с самим собой (аутентичность). Такой блок может возникать, если человек попадает в ситуацию, когда невозможно признаться себе самому в какой-то неприятной истине или сделать что-то, что грозит нарушить его идентичность («если я это сделаю – это буду не я»). Также в этой зоне отражается невозможность, запрет на осознание каких-то важных истин (то есть запрет на произнесение значимого текста или запрет на определенные действия: «если я это скажу/сделаю – это буду не я»). Длительно существующие проблемы в этой области грозят развитием заболеваний щитовидной железы, астмы, бронхолегочных нарушений.

    Середина грудинной кости

    Эта область располагается за выступающей костью грудины, ниже яремной выемки, и в ней локализуется зона обиды. Субъективно ощущения здесь могут восприниматься как ком, шар, сгусток, «камень на сердце». При этом действительно происходит перегрузка канала перикарда, возникают сердечные расстройства. Для человека с такой проблемой характерно и специфическое выражение лица – выраженные носогубные складки, опущенные уголки губ – все это складывается в маску недоверия миру, обиды.

    Центр груди

    По восточной традиции, посередине груди на уровне сердца располагается сердечная чакра, анахата – средоточие любви и эмоциональной открытости миру. Если в жизни человека нет места любви, то возникает иное базовое чувство – тоска, которая вызывает тянущее, сосущее ощущение в этой области. Также клиенты могут описывать его как присутствие черствой, сжатой, холодной, темной «субстанции». Поражение этой зоны, как правило, связывается с масштабными психотравмами, полученными в детстве, — в первую очередь, с холодностью родителей, детской покинутостью и пр.

    Диафрагмальная зона

    Захватывает зону диафрагмальных мышц и эпигастральную область. В телесно-ориентированной терапии эта область связывается с блокировкой, запретом на выражение любых эмоций – как хороших, так и плохих. Также здесь коренятся страхи финансового неблагополучия и социальной дезадаптации. При работе с этой зоной может ощущаться втянутость даже при объемном животе. Напряжение здесь похоже на ощущение после удара «под дых» — дыхание становится менее глубоким, «замораживаются» эмоции, плач, смех. Защитной реакцией организма на образование зажима (что сопряжено с застоем крови, лимфы и пр.) часто является образование жировой подушки. Также нередко возникают психосоматическая язва желудка, проблемы печени (в Китае печень считалась источником гнева), желчного пузыря. Зажим в диафрагмальной зоне характерен для людей, которые стремятся все контролировать, держать в себе. Для них типичны такие речевые обороты, как «я не могу себе это разрешить», «за все удовольствия надо платить» и т. п. Также такие люди стремятся постоянно обсуждать происходящее, генерировать умственные конструкции, видеть жизнь через призму схем.

    Околопупочная зона

    Это зона страха, которая соответствует так называемому «поясу Райха», включающему и проекцию почек. Китайцы называли почки «кладбищем эмоций» и источником холода. После работы в этой зоне (а здесь применяются долгие «выдавливающие» движения) клиент может ощутить перераспределение холода по телу.

    Тазовый зажим

    Со спины это область крестца, ягодиц, гребней подвздошных костей, спереди – низ живота и внутренние поверхности бедер. Райх связывал тазовый зажим с заблокированной сексуальностью. Если в результате сексуальной жизни не происходит глубокой разрядки, дающей ощущение целостности, то наблюдается глубокая спастика, жир, застойные явления в области малого таза. При наличии тазового зажима многие техники работы с жировыми отложениями малорезультативны, поскольку, как уже говорилось, они образуются в качестве защитной реакции организма.

    Лобный зажим – (каска невростеника), при постоянных, длительных напряжениях, общее переутомление.
    Челюстной зажим – сжимаются челюсти (агрессия).
    Область шеи – дегитальность – концентрирование ощущений, амбивалентность > двойственность.
    Грудной зажим – Бронхит, астма, зона конфликта между хочу и надо. Середина груди – зона обиды.
    Диафрагмальный зажим – блокирует эмоции (держит всё в себе, зона психоза).
    Зона страха – Страх поражает почки и мочевой пузырь.
    Тазовый зажим – Низ живота, ягодичные мышцы.

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о