Тренировочный процесс тренер: Как повысить эффективность тренировочного процесса, с помощью четырех простых шагов? — Информация для тренера — Блоги – РФС опубликовал новую программу тренировок за 3,5 миллиона. Изучаем

Как повысить эффективность тренировочного процесса, с помощью четырех простых шагов? — Информация для тренера — Блоги

  • Главная
  • Футбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Трансферы
    • Россия
    • Лига чемпионов
    • Лига Европы
    • Евро-2020
    • Англия
    • Испания
    • Италия
    • Германия
    • Франция
    • Сборные
    • Олимп-ФНЛ
    Все турниры
    • Ливерпуль
    • Тоттенхэм
    • Челси
    • Арсенал
    • Зенит
    • Барселона
    • Реал Мадрид
    • Спартак
    • Сборная России
    • Манчестер Юнайтед
    Все клубы
    • Салах
    • Сон Хын Мин
    • Азар
    • Месси
    • Роналду
    • Головин
    • Мбаппе
    • Суарес
    • Дзюба
    • Неймар
    Все футболисты
  • Коронавирус
  • Хоккей
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • КХЛ
    • НХЛ
    • Чешские игры
    • Юниорский чемпионат мира
    • Кубок Гагарина
    Все турниры
    • Вашингтон
    • СКА
    • ЦСКА
    • Авангард
    • Тампа-Бэй
    • Питтсбург
    • Спартак
    • Динамо Москва
    • Рейнджерс
    • Нью-Джерси
    Все клубы
    • Александр Овечкин
    • Артемий Панарин
    • Никита Кучеров
    • Андрей Свечников
    • Евгений Малкин
    • Евгений Кузнецов
    • Сергей Бобровский
    • Андрей Василевский
    • Никита Гусев
    • Илья Ковальчук
    Все хоккеисты
  • Баскетбол
    • Матчи
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • НБА
    • Turkish Airlines EuroLeague
    • Единая лига ВТБ
    • НБА плей-офф
    • Зарплаты НБА
    Все турниры
    • Лейкерс
    • ЦСКА
    • Бостон
    • Голден Стэйт
    • Милуоки
    • Торонто
    • Чикаго
    • Сан-Антонио
    • Оклахома-Сити
    • Зенит
    • Сборная России
    • Сборная США
    Все клубы
    • Леброн Джеймс
    • Стефен Карри
    • Кобе Брайант
    • Джеймс Харден
    • Кайри Ирвинг
    • Кевин Дюрэнт
    • Кавай Ленард
    • Расселл Уэстбрук
    • Алексей Швед
    • Яннис Адетокумбо
    • Зайон Уильямсон
    Все баскетболисты
  • Авто
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Формула 1
    • MotoGP
    • Формула 2
    • Формула E
    • Ралли Дакар
    • Шелковый путь
    Все турниры
    • Феррари
    • Макларен
    • Ред Булл
    • Мерседес
    • Уильямс
    • Хаас
    • Альфа Таури
    • Рейсинг Пойнт
    • Рено
    • Альфа Ромео
    Все команды
    • Льюис Хэмилтон
    • Себастьян Феттель
    • Даниил Квят
    • Ландо Норрис
    • Кими Райкконен
    • Карлос Сайнс
    • Шарль Леклер
    • Валттери Боттас
    • Даниэль Риккардо
    • Макс Ферстаппен
    Все пилоты
  • Теннис
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Ролан Гаррос
    • Уимблдон
    • US Open
    • Australian Open
    • Мужчины
    • Женщины
    • Кубок Дэвиса
    Все турниры
    • Новак Джокович
    • Роджер Федерер
    • Рафаэль Надаль
    • Наоми Осака
    • Симона Халеп
    • Мария Шарапова
    • Серена Уильямс
    • Карен Хачанов
    • Даниил Медведев
    • Александр Зверев
    • Эшли Барти
    Все теннисисты
  • Бокс/MMA/UFC
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • UFC
    • MMA
    • Бокс
    • UFC 248
    • UFC 249
    • Бой Хабиб – Тони Фергюсон
    • Бой Тайсон Фьюри – Деонтей Уайлдер
    Все турниры
    • Хабиб Нурмагомедов
    • Конор Макгрегор
    • Федор Емельяненко
    • Александр Усик
    • Василий Ломаченко
    • Энтони Джошуа
    • Деонтей Уайлдер
    • Сауль Альварес
    • Тони Фергюсон
    • Александр Емельяненко
    Все бойцы
  • Ставки
  • Фигурное катание
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Гран-при
    • Чемпионат мира
    • Чемпионат мира среди юниоров
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная Японии
    • Сборная США
    • Сборная Канады
    • Сборная Франции
    Все сборные
    • Алена Косторная
    • Алина Загитова
    • Евгения Медведева
    • Александра Трусова
    • Анна Щербакова
    • Михаил Коляда
    • Елизавета Туктамышева
    • Этери Тутберидзе
    • Татьяна Тарасова
    Все фигуристы
  • Биатлон
    • Гонки
    • Новости
    • Блоги
    • Статусы
    • Кубок мира
    • Кубок IBU
    • Чемпионат России
    Все турниры
    • Сборная России
    • Сборная России жен
    • Сборная Германии
    • Сборная Германии жен
    • Сборная Норвегии
    • Сборная Норвегии жен
    Все сборные
    • Александр Логинов
    • Мартен Фуркад
    • Йоханнес Бо
    • Доротея Вирер
    • Дмитрий Губерниев
    • Лиза Виттоцци
    • Светлана Миронова
    • Екатерина Юрлова
    • Дмитрий Малышко
    Все биатлонисты
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
  • Прочие
  • Главная
  • Футбол
  • Коронавирус
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Авто
  • Теннис
  • Бокс/MMA/UFC
  • Ставки
  • Фигурное катание
  • Биатлон
  • Стиль
  • Лыжи
  • Легкая атлетика
  • Волейбол
  • Регби
  • Олимпиада-2020
  • Американский футбол
  • Бадминтон
  • Бейсбол
  • Бильярд/снукер
  • Борьба
  • Бобслей/сани/скелетон
  • Велоспорт
  • Водные виды
  • Гандбол
  • Гимнастика
  • Гольф
  • Гребля
  • Единоборства
  • Керлинг
  • Конный спорт
  • Коньки/шорт-трек
  • Мини-футбол
  • Настольный теннис
  • Парусный спорт
  • Пляжный футбол
  • Покер
  • Современное пятиборье
  • Стрельба
  • Триатлон
  • Тяжелая атлетика
  • Фехтование
  • Хоккей на траве
  • Хоккей с мячом
  • Шахматы
  • Экстремальные виды
  • Экзотические виды
  • Промокоды
  • Финансы
    • Матч-центр
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Авто
      • Биатлон
    • Новости
      • Футбол
      • Хоккей
      • Баскетбол
      • Теннис
      • Авто
      • Бокс/MMA/UFC
      • Биатлон
      • Фигурное катание
      • Прочие
    • Академия футбола
    • Блоги
      • Блоги
      • Форумы
      • Статусы
      • Комментарии
      • Футбол
        • Россия
        • Сборные
        • Лига чемпионов
        • Лига Европы
        • Англия
        • Испания
        • Италия
        • Германия
        • Франция
        • Украина
        • Южная Америка
        • Голландия
        • Португалия
        • Африка
        • Любительский
        • Азия
        • Беларусь
        • ФНЛ
      • Хоккей
        • 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
        • Россия
        • Сборные
        • НХЛ
        • КХЛ
      • Баскетбол
        • Turkish Airlines Euroleague
        • Россия
        • НБА
        • Зарплаты НБА
        • Еврокубки
        • Сборные
        • Еврочемпионаты
        • Женский баскетбол
      • Биатлон
        • Чемпионат мира по биатлону
        • Кубок мира по биатлону
      • Теннис
        • ATP
        • WTA
        • Кубок Дэвиса
        • Кубок Федерации
        • Ролан Гаррос
      • Авто
        • Формула-1
        • Мото
        • Ралли
        • ДТМ
        • Другие серии
      • Бокс/MMA/UFC
        • Бокс Профи
        • ММА
        • Прочее
      • Фигурное катание
        • Чемпионат мира по фигурному катанию
      • Прочие
        • Американский футбол
        • Бадминтон
        • Бейсбол
        • Бильярд/снукер
        • Борьба
        • Бобслей/сани/скелетон
        • Велоспорт
        • Водные виды
        • Волейбол
        • Гандбол
        • Гимнастика
        • Гольф
        • Гребля
        • Единоборства
        • Керлинг
        • Конный спорт
        • Коньки/шорт-трек
        • Легкая атлетика
        • Лыжи
        • Мини-футбол
        • Настольный теннис
        • Парусный спорт
        • Пляжный футбол
        • Покер
        • Регби
        • Современное пятиборье
        • Стрельба
        • Триатлон
        • Тяжелая атлетика
        • Фехтование
        • Хоккей на траве
        • Хоккей с мячом
        • Шахматы
        • Экстрим
        • Экзотические виды
      Все блоги
    • Подкасты
    • Статусы
      • Популярные
      • Новые
    • Рейтинг букмекеров
      • Бонусы букмекеров
      • Легальные
      • Зарубежные
      • Киберспортивные
      • С кэшбеком
    • Fantasy
      • Fantasy
      • Прогнозы
      • Редакционные игры
      Fantasy-команды
        Другие лигиЛига Прогнозов
          Больше лиг
        • Киберспорт
        • Прогнозы на спорт

        Тренировочный процесс спортсмена в деталях. Тренировки и питание

        Салют! Как говорит мой старый приятель, приветствуя меня крепким рукопожатием. Салют друзья! Когда я только начинал заниматься в зале, для меня не было такого понятия как тренировочный процесс, режим дня, занятий и отдыха. Я приходил на тренировку, занимался кое-как, а дальше отправлялся домой и делал всё, что угодно, но только не восстанавливался.

        Я мог сидеть до глубокой ночи за компьютером, допоздна гулять с друзьями, есть, что попало, и так далее. Но и результаты были соответствующие, а, точнее, их почти не было.

        Суть тренировочного процесса не сводится только к самим тренировкам с отягощениями. Можно даже сказать больше, выполнение упражнений – это  только малая часть того, что нужно делать для набора качественной массы и увеличения силы.

        Основы тренировочного процесса

        Успех в железном спорте зиждется на, не побоюсь этого высказывания, трёх китах: собственно тренировка, период восстановления и адекватная диета.

        Нужно уяснить себе, что только при соблюдении всех трёх условий будет результат. Если что-то делать не полагающим образом, то результат будет далеко не впечатляющим.

        Начнём не с тренировок, а с того, что за ними следует, – с периода восстановления. Этот период начинается уже в зале, когда вы ещё занимаетесь. Мнение о том, что организм начинает восстанавливаться после окончания тренировки не верно. Потому что нет такого тумблера в нашем организме, который бы включался только после прекращения выполнения упражнения.

        Организм устроен иным образом. Мышца выполнила работу, она тут же начинает восстанавливаться. Эти процессы не столь активны, как во время сна, но всё же, о них не стоит забывать. И лучше начать восстанавливаться ещё до того как закончил тренировку. Если есть такая возможность, чем потом начинать поздно.

        Период восстановления после тренировки

        Ответ не столь сложен, как может показаться на первый взгляд. Что в первую очередь теряет организм во время выполнения физической работы? Воду и энергетические запасы. Их и нужно восполнять. То есть, пить достаточное количество воды и, вполне допустимым, является употребления гейнеров и других подобных пищевых добавок, но с некоторыми оговорками.

        1. Во-первых, воду пейте обязательно тёплую. Даже если Вы занимаетесь в недорогом зале, где нет кондиционера и летом жарче, чем в аду. Стоит один раз выпить холодной воды и простуда не заставит себя долго ждать. А простывшим заниматься категорически запрещено!
        2. Во-вторых, не стоит употреблять много гейнера во время тренировки. Так как всё-таки организм в этот момент настроен на работу и лишняя работа (переваривание и всасывание питательных веществ) не самая лучшая идея.

        Что происходит с организмом во время тренировки на биохимическом уровне? Истощаются энергетические запасы в нервных клетках, которые управляют мышцами. Также истощаются их специфические вещества – нейромедиаторы, то есть специфические соединения, которые участвуют в передаче импульсов.

        В мышце уменьшается количество запасов гликогена и миоглобина, которые обеспечивают ткани энергией и кислородом, соответственно. Кроме того, сама мышца «изнашивается», то есть повреждаются, а иногда и разрушаются белковые структуры мышечного волокна. Также уменьшаются запасы энергетического материала – гликогена – в печени.

        Из этого становится понятным, что нужно восстанавливать: запасы энергии и пластический материал. В первую очередь нужно дать организму энергии. Логика очень проста. Без энергии в организме ничего не может происходить, в том числе и восстановление. А тем более сверхвосстановление, за счёт которого мышцы растут. Именно поэтому рекомендуется впервые 1 – 2 часа после тренировки употреблять легко усваиваемые углеводы (это единственное время, когда их рекомендуют употреблять).

        Кроме того, уже сейчас нужно восполнять потери белка за счёт легко усваиваемого белка . В ближайшие 2 – 3 суток организм будет восстанавливать свои энергетические запасы. Приблизительно через сутки начнётся более-менее выраженное строительство мышечной ткани и будет длиться по разным источникам от 5 до 15-20 суток. Но пик приходится на первые несколько дней. Вот тогда и нужно употреблять большое количество белковой пищи.

        Стоит отметить, что период восстановления не должен проходить без каких-либо нагрузок. То есть, в это время вы должны вести обычный образ жизни. Не следует избегать каких-то «бытовых упражнений». Доказано, что мышечная и нервная системы лучше восстанавливаются не в абсолютном покое, а при постоянной активности.

        Секс при силовых тренировках

        Часто атлеты задают себе вопрос о сочетании силовых упражнений, занятий бодибилдингом и так далее с половой жизнью. Бытует неправильное мнение, что заниматься сексом при занятиях железным спортом вредно для набора мышечной массы и силовых показателей. Отчасти, это правда. Но только отчасти.

        Во время секса тратятся силы, после него несколько падает уровень тестостерона. Но только на некоторое время. Буквально через сутки он становится ещё выше, чем был до этого. Есть и другая сторона этого вопроса.

        Воздержание – далеко не безвредная тактика. При длительном отсутствии секса ухудшается кровообращение в малом тазу, в области гениталий, нарушается гормональный баланс и ещё много неприятных вещей.

        Стоит поговорить об очень важном моменте – о  сне, об этой важной составляющей я говорил еще в статье: «Сколько нужно спать» изучите ее, узнаете много интересного!

        Все восстановительные процессы наиболее интенсивно проходят именно в этом состоянии. Всем известно, что спать нужно не менее 7 – 8 часов в сутки. А для культуриста и того больше. Понятно, что сон должен быть спокойным, глубоким, в тепле и так далее. Куда более важный вопрос о времени суток для сна.

        Многие забывают, что человек – дневное существо. А ночь – время отдыха. Оптимальным временем засыпания является 22:00 – 23.00. Так как в полночь начинаются важные гормональные процессы. Как бы калибровка уровней гормонов в зависимости от необходимости. В том числе, это касается и половых гормонов, таких необходимых для роста мускулатуры.

        Перетренированность мышц

        Первыми симптомами, о которых должен помнить каждый спортсмен, являются нарушение настроения и эмоциональной сферы, как таковой. Атлет не хочет заниматься. Нарушается сон, появляется сонливость днём, бессонница ночью. Появляются жалобы на слабость, быструю утомляемость, чувство сердцебиения при ранее лёгких нагрузках. Начинают снижаться показатели силы и выносливости.

        Так что друзья, занятие в тренажерном зале это только одна из составляющих успешного тренировочного процесса, который включает в себя и организацию питания, и период восстановления.

        С уважением, Алексей Динулов

        «Основные принципы работы детского тренера во время учебно-тренировочного процесса»

         

        «Основные принципы работы детского тренера во время учебно-тренировочного процесса»

        Учебно-тренировочный процесс в футболе всегда происходит в контексте взаимодействия тренера и футболистов. Это естественно может быть во время ,до или после матча, при подготовке к матчам или их разборе, на тренировках, теоретических занятиях и в рамках других учебно-воспитательных моментов.

        Тренерская работа – это воздействие на других с целью обучения простейшим футбольным навыкам и приемам, и дальнейшее закрепление и совершенствование футбольного мастерства на долговременной основе. Тренер является создателем и аранжировщиком условий и критериев. Это подразумевает, что в те моменты, когда игроки проявляют себя в различных футбольных ситуациях, тренер должен постоянно задаваться вопросами:

        — они учатся?

        -они играют?

        -они получают удовольствие?

        Тренер, используя основные футбольно-педагогические принципы должен стремиться помочь юным игрокам в их футбольном развитии, при этом постоянно стимулируя их. Помимо этого тренер может требовать, чтобы игроки, достигнув определенного возраста, сами учились нести ответственность за индивидуальное и общекомандное выступление.

        Помимо преимущественно педагогических принципов, в процессе воздействия на игроков неизменно присутствуют и образовательные принципы. Характерной чертой при этом является цикличность учебного процесса: в своих действиях дети демонстрируют какую-то цель (например, стремление быть частью футбольной команды), получают опыт, получают

        реакцию или комментарий, адаптируются, совершенствуются, отрабатывая какую-то модель, снова действуют, пробуют, чувствуют. В этом нескончаемом процессе тренер выступает в роли профессионала, который несет ответственность за процесс всеобщего развития. Применяя при этом не только педагогические и образовательные принципы, но и принципы ,методики, согласованность и планирование разных тренировочных , игровых и учебно-воспитательных моментов. Иными словами периодизацию.

        В этом всеохватывающем процессе тренер, иногда на заднем плане, иногда на первых ролях, подчас смотря с «высоты птичьего полета»,иногда спрашивая, иногда требуя, время от времени корректируя и поправляя, выступает в качестве опытного наставника.

        Воздействие на игроков во время матча, до или после матча очень важный аспект учебного процесса в детско-юношеском футболе, но еще более важным, по моему мнению становится работа тренера во время тренировочного процесса.

        Именно тренерскую работу во время тренировочного процесса я и хочу обсудить в своем докладе.

        Значение и функции матча в рамках процесса обучения в детско-юношеском футболе

        Футбольный матч. Все на самом деле вращается вокруг него. Его предвкушают ,его ждут и в нем проявляются плоды всей предшествующей работы. В матче становится понятным ,как у кого идут дела. Наивысший стандарт футбольного матча это финал Чемпионата мира. Именно здесь проявляется наивысшее стремление к реализации главной цели-победе в матче. Все остальные цели второстепенны. Вся футбольная пирамида, вся футбольная деятельность во всем мире заточена под эту спортивную цель. Самая важная задача людей, отвечающих за детский футбол, заключается в том, как перенести дух финального матча в мир детских ощущений и возможностей. Иными словами, как перенести все характерные черты финального матча, а именно важность события, единение игроков, необходимость регулярных тренировок и подготовки, наличие обязательных правил и удовлетворение от достигнутой цели, в контекст детско-юношеского футбола.

        Все это начинается с футбольного матча; для каждого возраста и уровня – своего.

        Матч дает наиболее ясное представление о футбольном мастерстве игроков. Матч четко и сразу демонстрирует, что именно требуется от игроков. Недостаток матча заключается, однако, в том, что тренер не может его остановить (за исключением тренировочного матча, когда тренер в роли судьи) и дать возможность футболистам заново переиграть ту или иную ситуацию. Более того во время матча игроки часто не получают в достаточной мере стимулов, необходимых для улучшения тех или иных аспектов своей игры. В матче от игроков требуется производить большое количество разнообразных действий. Совершенствование качества этих действий (правильный выбор позиции, момента, нужное направление и скорость)достигается путем большого количества упражнений и повторений.

        Именно это и обеспечивается в тренировочном процессе. При этом тренерская работа во время тренировочной деятельности должна повышать эффективность тренировочного процесса. Кроме того, помимо понимания тренером и игроками смысла тренировочного процесса, целесообразно ознакомиться с требованиями и структурой, которым должна отвечать тренировка.

        Тренировочный процесс: что это такое?

        Тренироваться означает упражняться систематическим образом с целью повысить уровень мастерства на долгосрочной основе. Конечная цель- обучение игроков принципам и задачам игры в той или иной возрастной категории. Это и есть мастерство, уровень которого подлежит повышению.

        Для этого должно присутствовать понимание определенной исходной ситуации (чему игроки уже научились ?),а также понимание того, чего необходимо добиться (чему игроки должны научиться, что они должны уметь). Этот процесс идет за счет тренировок, упражнений. Не просто так, лишь бы занять детей, а строго по плану, систематическим образом, в соответствии с определенными принципами постепенно идти к цели. Тренировочный процесс это не снова и снова предлагаемые, новые формы упражнений, это процесс, предназначенный для достижения долгосрочного эффекта. Я считаю, что тренировочный процесс должен постоянно закладывать базу для последующих шагов.

        Требования, которым должна отвечать каждая тренировка (в детско-юношеском футболе)

        Для детских тренеров были сформулированы основные принципы, по которым должна выстраиваться тренировка. Эти принципы должны привести к эффективным тренировочным моделям и ситуациям в процессе развития игроков. Они должны гарантировать футбольный характер тренировочного процесса, его результативность, его соответствие уровню мастерства и восприятия игры той или иной группы и, наконец, дополнительное стимулирование игроков посредством осмысленного тренерского подсказа.

        Все вместе эти факторы и обеспечивают оптимальную учебную среду. Далее

        хочу обсудить это подробнее.

        1.Футбольный характер тренировок

        Тренировка предназначена, прежде всего, для отработки/совершенствования всех действий, которые встречаются в игре. Можно придумать много упражнений, которые сами по себе могут быть интересными, да к тому же еще и с мячом. Но тренировка не является отдельно стоящим мероприятием. Тренировка-это один из моментов в большом цикле тренировочной и соревновательной деятельности. Помощь игроку вне поля, общение с родителями, мониторинг школьной учебы и другая вспомогательная работа тренера также являются частью этого цикла, но в любом случае тренировка должна носить футбольный характер.

        Я считаю, что в футболе всегда присутствует стремление к победе в матче.

        Поэтому все действия, также и во время тренировок должны быть пропитаны этим принципом. Как в случае малышей, старающихся просто доставить мяч

        к воротам соперника, так и для юниоров , отрабатывающих оборонительные

        взаимодействия, основная идея, стоящая за всеми этими действиями -« доставить мяч к воротам соперника с целью…, или же «отрабатывать оборонительные взаимодействия с целью…».

        Или например выполнять передачи мяча (когда, кому, зачем?) опять же с целью… Эти «с целью…» — являются производными от смысла игры- победы.

        В футбол играют с целью… победить. Команда атакует, чтобы за счет развития атаки создать голевой момент и забить гол. Команда обороняется, чтобы разрушить атаку соперника и не пропустить гол в свои ворота. Поэтому любые упражнения, вытекающие из смысла и правил игры, должны быть направлены на улучшение у игроков оборонительных и атакующих навыков.

        2. Много повторений

        Тренировка и упражнение – это повторение. Чем чаще игрок в той или иной ситуации будет вынужден выполнить какие-либо действия, тем лучше он будет узнавать, и исполнять этот игровой эпизод. Игрок сможет предвидеть развитие эпизод и сыграть правильным образом. При этом вновь необходимо о позиции, моменте, направлении и скорости. На практике это означает, что игроки не должны слишком долго стоять без дела из-за постоянных разговоров тренера. Также игроки должны быть поделены на группы таким образом, чтобы им не приходилось ждать. Тренер должен строго следить, чтобы основному элементу тренировки — например, забиванию головы и всем, необходимым для этого действиям — уделялось достаточно внимания.

        Часто случается, что слишком много времени уделяется развитию атаки до непосредственного создания голевого момента у ворот соперника. Центральным элементом, однако, было не развитие атаки, а забивание голов. Таким образом, организация упражнения должна быть подкорректирована. Достаточное количество повторений также обеспечивается своевременным планированием и подготовкой к тренировке.

        Если, например, на тренировках малышей не хватает мячей для каждого, это большая проблема. Вся тренерская деятельность в этом возрасте посвящена обучению навыкам обращения с мячом.

        3.Принимать во внимание уровень группы

        Детский тренер должен четко понимать суть тренировочного процесса, в котором всегда существует предмет тренировки, определяемый тем ,что дети умеют на определенном этапе своего развития, как они воспринимают свое окружение, к чему они уже (еще не) готовы в процессе обучения.

        Характерная черта хорошей тренировки — это четкое соответствие возрасту, уровню, амбициям и опыту игроков.

        Главный принцип тренировки – задание должно стимулировать, быть достаточно сложным, но вместе с тем не должно быть невыполнимым.

        Качество тренировок во многом зависит от работы тренера. Именно тренер

        Ставит задачи, моделирует тренировочные упражнения и их содержание, непосредственно тренирует и оценивает.

        4. Правильный тренерский подсказ

        Помимо выше рассмотренных требований, которым должна отвечать тренировка, большую важность также имеет и непосредственный вклад тренера во время тренировки – все что попадает под определение»то, что тренер видит, делает и говорит».Тренер создает условия для качественных

        тренировочных ситуаций, значение которых он понимает и которые он может поместить в привычный для игроков контекст (их собственный уровень игры в матче). Это помогает ему анализировать результат действий игроков(«то что тренер видит»).Затем вмешиваясь ,останавливая, делая замечания, задавая вопросы, подавая пример и заставляя игроков самим находить/предлагать решения тренер, таким образом воздействует на них Правильное поведение тренера, это понимание на что он должен обращать внимание в действиях игроков ,какие меры необходимо предпринять, и в какой момент нужно что-то сказать.

        Различные этапы футбольной тренировки

        Перед каждой тренировкой проводится разминка, а после т.н. заминка, но они не должны отнимать много времени. В процессе футбольного взросления целесообразно возложить ответственность за проведение этих компонентов на самих игроков Конечно, детей этому надо учить и воспитывать.

        Самым маленьким выполнять разминку необязательно. Шаг за шагом дети начнут понимать и чувствовать, что прежде чем приступить к работе, желательно и даже необходимо как-нибудь подготовить себя к этому.

        Это может быть совмещено с различными играми/упражнениями, направленными на развитие навыков обращения с мячом(дриблинг, пас, обыгрыш и т.д.)

        Сама же тренировка подразделяется на три этапа. Далее хочу обсудить эти этапы подробнее.

        1.Этап ознакомления

        Этот этап тренировки направлен на то, чтобы игроки поняли, что запланировано на это занятие, как это относится к игре команды, что именно предстоит отрабатывать, и как это связано с предыдущими тренировками или матчами. Игрокам можно предложить простую футбольную ситуацию, в которой бы они столкнулись с тем эпизодом и с теми собственными действиями, которые и являются предметом упражнения/тренировки. Игрока

        должны стимулировать на поиск возможных решений.

        Для самых маленьких этот этап заключается исключительно в ознакомлении и распознавании тех игровых ситуаций, с которыми они сталкиваются в своем варианте игры(1х1:2х2).Основной чертой для всех возрастов и уровней является то, что игроки понимают смысл предстоящей тренировки и собственную роль в этом.

        2.Этап обучения

        Этот этап на самом деле и является сутью тренировочного занятия. Именно на этом этапе совершенствование игровых действий должно привести к долгосрочному развитию мастерства. Посредством заранее выбранной тренировочной модели/упражнения, игроки ставятся в ситуацию, которая вынуждает их очень часто выполнять подлежащие совершенствованию действия, например при развитии атаки. Организуя занятие таким образом, что игроки часто вынуждены выполнять обозначенные действия, в данном случае атакующие (передачи, прием мяча, выбор позиции и т.п.) тренер получает четкое представление о том какие аспекты нуждаются в улучшении, где необходимо тренерское вмешательство и корректировка. Тренерская работа на данном этапе заключается в своевременной остановке упражнения, задавания вопросов, подсказа, подачи, примеров, демонстраций и т.д. Также тренер должен упрощать или усложнять ситуацию посредством варьирования уровня сопротивления (кол-во игроков, размеры поля, правила игры).Тренер заранее понимает и предвидит последствия внесенных им изменений ;таким образом,(изменившиеся)действия игроков являются предметом его пристального внимания.

        3.Этап применения

        В современной тренировочной работе этот этап предназначается для того, чтобы проверить и проконтролировать заученный/отработанный материал в условиях максимально приближенных к игре. Поэтому тренер должен очень тщательно следить за тем ,отражается ли отрабатываемый на предыдущем этапе материал в действиях игроков на данном этапе применения. Тренер должен активно делать игрокам замечания, наставлять их и подсказывать им, иногда о деталях, иногда останавливая игру и давая указания. Естественно конечный этап применения это официальный матч. Он обеспечивает логическую осмысленную линию развития для всей команды в целом и для каждого игрока в отдельности, а также является эталоном для проверки общих задач, стоящих в той или иной возрастной категории, производных задач для атаки, обороны и перехода и задач на конкретную тренировку.

        Тренерская работа за рамками матчей и тренировок (воспитание)

        Помимо тренерской работы во время учебно-тренировочного процесса существуют моменты и роды деятельности, в которых игроков можно а иногда и нужно ,воспитывать .Воспитательная деятельность может осуществляться как самим тренером так и другими людьми, такими как доктор, учитель, помощник тренера по работе с вратарями. Все эти люди должны прислушиваться к мнению и замечаниям тренера. Главным принципом воспитательной работы проводимой тренером или другими специалистами ,является то, что эта деятельность должна приносить пользу в достижении целей и задач учебного процесса в детско – юношеском футболе.

        Единство, профессионализм, общность и взаимодействие являются при этом ключевыми понятии.

        Воспитание игроков

        Обязательными условиями, которые игроки должны усвоить, в соответствии с которыми себя должны вести, являются меры, предпринимаемые, для того чтобы игроки участвовали в футбольной деятельности отдохнувшими и здоровыми. При этом важно

        спланировать правильно школьную деятельность, общение с друзьями отдых, сон какие-либо другие интересы и хобби. В этой связи тренер может заключать с игроками договоренности о последствиях отсутствия на тренировках. Важным моментом являются договоренности

        о том, что игроки должны вовремя приходить на игры и тренировки, следить за состоянием экипировки, вовремя проводить разминку и т.д.

        Шаг за шагом в процессе, занимающем годы, при правильном воспитании,

        юные футболисты должны осознать, что в центре всего стоит команда и только команда выигрывает или проигрывает матч. Воспитание коллективной ответственности постепенно идет в процессе обучения и тренер или другие воспитатели должны использовать подходящие моменты, (опять же в зависимости от этапа развития игрока), для того

        чтобы делать шаги в нужном направлении.

        Принципы проведение эффективных тренировок

        Из книги Брайент Дж. Кратти «ПСИХОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ»

        справка Брайент Джексон Кратти (Bryant Jackson Cratty) (1929-2008) – профессор физического воспитания и кинезиологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и известный эксперт в области обучения движению. Автор большого количества книг.

        Быть тренером – это нечто большее, чем просто готовить отдельных спортсменов или обучать изолированным навыкам. Тренерское искусство предполагает умение соединять отдельные навыки в целостную деятельность.

        Успешность выступления в сезоне зависит от профессиональной компетентности тренера, уровня развития основных физических качеств игроков и в некоторой степени от условий работы, инвентаря и снаряжения. Другим важным фактором процесса обучения, который часто может склонить чашу весов от поражения к успеху и наоборот, является взаимодействие и взаимовлияние тренера и спортсменов.

        Соревнования выигрываются не в день выступления. Победы готовятся в течение многих часов и дней напряжённого и интенсивного труда. Следовательно, именно качество этих тренировок (и не обязательно их продолжительность и даже интенсивность) играет важную роль в успешности выступлений спортсмена. Отметим, кстати, что часто тренеры, ученики которых выступают неудачно, проводят самые активные тренировки в день соревнований или накануне.

        Существует несколько «нитей», или центральных ориентиров, которые проходят через тренировочный процесс и по-разному влияют на окружающий психологический и социальный климат. На занятиях у тренера имеется также достаточно возможностей для того, чтобы мотивировать или «придержать», «заземлить» спортсменов, с которыми он работает, подготовить их или привести в замешательство.
        Ниже приводятся некоторые соображения, на которые тренер должен специально обратить своё внимание до, во время и после тренировок.

        ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПЛАНИРОВАНИИ ТРЕНИРОВОК

        Путём исследований и наблюдений было замечено, что лучшие тренеры обычно планируют свои тренировки до мельчайших деталей, выделяя определённое время на различные упражнения, взаимодействия и т. п. Составление точного и продуманного плана является важной частью работы тренера, хотя следует предусмотреть возможность внесения соответствующих коррективов при неожиданных изменениях ситуации (травмы, погодные условия и т. п.).

        Независимо от вида спорта, при разработке тренировочных планов необходимо учитывать определённые общие требования, включающие следующие положения:

        1. В тренировке должна быть предусмотрена как физическая, так и психологическая разминка для подготовки к последующей более напряжённой работе. В это время спортсмен может разминаться самостоятельно, общаться с товарищами по группе (команде) и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать.

        2. Ежедневные тренировки должны содержать по возможности что-то новое. Нет ничего хуже, чем утомительное однообразие условий тренировок. Стремление к новому является одним из важнейших и присущих человеку инстинктов. Серьёзной ошибкой тренера было бы не учитывать этого (см. статью «Мотивация в спорте»). Необходимо иметь в виду, что для создания чувства новизны на тренировках могут быть с успехом использованы различные подходы:
        • последовательность выполнения отдельных компонентов тренировки можно ежедневно варьировать, то есть на одной тренировке сначала выполнять упражнения, а затем совершенствовать взаимодействие, на следующей – наоборот;
        • один-два раза в неделю предлагать занимающимся совершенно другие упражнения;
        • если при работе над каким-то движением требуется элемент новизны, то можно использовать игру.
        Наблюдаемые иногда на тренировках, особенно в работе с детьми и юношами, шутки, необычное поведение и отвлечения можно рассматривать как способ создания новизны, когда тренер специально не предусмотрел включение этого элемента в работу.

        3. До начала предполагаемой тренировки тренер должен информировать спортсменов об её интенсивности и длительности. Когда спортсменов дезинформирует или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут скорее всего минимальными. В этом случае они мысленно настраиваются на самую тяжёлую работу, на самую трудную тренировку. Даже хорошо зная об интенсивности работы, многие спортсмены тем не менее прилагают лишь умеренные усилия, чтобы быть в состоянии закончить всю тренировку. И только полная информация о предполагаемой работе сводит к минимуму этот эффект «раскладки».

        4. Время, отводимое на целостные действия (например, в индивидуальных видах спорта) или игровые взаимодействия и отдельные упражнения на тренировках, должно быть сбалансировано. На тренировке, состоящей почти полностью из командных действий, остаётся мало времени для работы над отдельными элементами целостных действий и навыков. С другой стороны, если в тренировке используется слишком много упражнений, то это затрудняет спортсмену восприятие целостного действия и может привести к тому, что он будет сосредоточивать своё внимание лишь на отдельных частях его. Упражнения напоминают общую, например, игровую, ситуацию, но во многом и значительно отличаются от неё. Отдельные упражнения обычно не готовят спортсменов к проявлению усилий в целостном движении или действии. Однако включение отдельных упражнений в тренировки позволяет спортсмену не только работать над совершенствованием навыков и умений или решать специфические задачи, но и вносить известное разнообразие в работу.

        ПОДБОР ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

        По-видимому, ни в чём другом тренеры не нарушают так часто законов обучения, как в подборе и составлении упражнений. То, как решается вопрос использования тренером того или иного упражнения, часто представляет собой, с точки зрения психологии, непостижимую тайну. Поэтому многие упражнения скорее всего вызывают эффект, противоположный запланированному.
        Чтобы упражнения приносили максимум пользы, они не должны нарушать основные законы переноса двигательных навыков (см. статью «Формирование двигательных навыков»), сформулированные в ходе экспериментальных исследований. Данные этих исследований позволили выделить следующие основные положения.

        В упражнения должны по возможности включаться точные элементы совершенствуемого движения или навыка.

        В ряде исследований было показано, что использование спортсменами ограниченного набора упражнений на координацию приводит к незначительному совершенствованию выполнения ими сложных двигательных навыков. Тренер, работающий с баскетбольной командой, должен проанализировать все возможные варианты движений ногами, руками и туловищем у защитников, а затем уже разработать различные «челночные» упражнения, дублирующие эти движения. Аналогичный анализ должен быть проведён тренерами и в других видах спорта, где предполагается значительное число сложных движений со зрительно-моторной координацией.

        Таким образом, в большинстве видов спорта на тренировках необходимо применять целый набор самых разнообразных упражнений, а не одно или два любимых упражнения тренера. Упражнения должны включать то, что спортсмен видит в ситуациях соревновательной борьбы с одновременным дублированием движений собственно соревновательных навыков.

        Необоснованное нарушение этого принципа часто приводит к использованию упражнений, которые не только не помогают спортсмену в его дальнейших выступлениях, а, наоборот, затрудняют его взаимодействие в реальной игровой ситуации.

        В ходе тренировочной работы упражнения постепенно должны модифицироваться с тем, чтобы в конечном счёте моделировать стрессовые соревновательные ситуации.

        Аналогично этому по мере совершенствования навыка выполнения определённого движения в упражнения следует вводить фактор утомления как дополнительный стрессор.

        После начального освоения движений в упражнения должен быть включён элемент соревнования. Стресс, новизна и элемент соревнования способствуют повышению активности спортсмена и его мотивации в выполнении упражнений. Творчески-думающий тренер может найти множество путей включения элемента соревнования в обычные тренировки. Обычно на тренировках спортсмены охотно соревнуются между собой. Желательно поэтому специально подумать о возможностях такого соревнования.

        Спортсмен должен точно представлять смысл каждого упражнения и его роль в последующей соревновательной деятельности. Спортсмену необходимо помочь в формировании «мостов понимания» между конкретными упражнениями и целостным движением или деятельностью, в которой ему придётся участвовать. Игнорирование этого правила, может быть, из-за предположения, что спортсмен и так знает, почему он выполняет то или иное упражнение, нередко делает тренировку менее эффективной и не способствует активности спортсмена.

        Упражнения должны моделировать условия соревновательной деятельности. Следует обращать внимание на то, чтобы в упражнениях моделировались не только сенсорные и перцептивные элементы игры (т. е. то, что видит и слышит спортсмен), но и психологический стресс (воздействия соперников). Тренер, предлагающий спортсмену упражнения, в которых совершенствуются реакции на ситуации, отличающиеся от соревновательных, тратит своё и чужое время попусту.

        Исследования показывают, что зрелые, опытные спортсмены тренируются значительно активнее, если они участвуют в планировании тренировок и подборе упражнений. Думающие молодые спортсмены и более опытные часто делают полезные поправки и замечания тренеру относительно модификации отдельных упражнений, планирования тренировок и соединения отдельных частей тренировочного процесса в единое целое. Многие спортсмены знают значительно больше, чем порой кажется тренеру, о своих индивидуальных особенностях, двигательных способностях и физических качествах. Внимательное отношение к предложениям спортсмена может нередко способствовать более продуктивным тренировкам и скорейшему освоению упражнения благодаря активности и полной отдаче спортсмена.

        ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК

        Тренера интересуют в основном три важные вещи: интенсивность, с которой работают спортсмены, качество их деятельности и общая продолжительность всей тренировки (с соответствующим количеством времени на упражнения, взаимодействия и развитие необходимых качеств).

        С психологической (если не с физиологической) точки зрения перед напряжённой работой целесообразно проведение разминки. Исследования влияния разминки на последующую деятельность свидетельствуют о разноречивости полученных результатов. И действительно, трудно определить, есть ли какая-либо реальная физическая необходимость разминки перед различными видами спортивной деятельности. Однако специальная разминка может вызвать положительные психологические эффекты. Исследованиями показано, что спортсменам, которые верят в необходимость разминки, она действительно приносит большую пользу. Она может выступить и как способ психологического воздействия на соперника.

        Тренировка должна быть хорошо организована и проходить в деловой, рабочей обстановке. Спортсмен должен чувствовать, что тренер знает, о чём говорит, и может сосредоточиться на самом важном в данный момент, а не искать и придумывать, что делать дальше или как это делать.

        Тренер должен обращать внимание на общий темп и ритм тренировки. Как отмечалось ранее, период разминки обеспечивает психологическую акклиматизацию к тренировке. После этого в большинстве тренировок происходит нарастание интенсивности, а затем период «остывания», за которым могут следовать упражнения для развития определённых качеств. Хотя традиционно на уроках по физическому воспитанию и на тренировках общеразвивающие упражнения, как правило, проводятся в самом начале, подобная практика является ошибочной с различных точек зрения. Чтобы быть действительно продуктивными и вызвать соответствующие изменения в организме, упражнения предполагают известную перегрузку, напряжение и должны, следовательно, вызывать у спортсменов мышечную или сердечно-сосудистую усталость. Если такие действительно общеразвивающие упражнения выполнять до каких-то специально планируемых в тренировке упражнений, то маловероятно, что спортсмену удастся их хорошо освоить.

        Следовательно, нагрузку общеразвивающего характера целесообразно давать в конце тренировки. При этом необходимо соблюдать осторожность, поскольку данные экспериментальных исследований, показывают, что интенсивные физические упражнения после выполнения сложных интеллектуальных задач могут ухудшить способность удерживать в памяти данное умственное действие. После объяснений сложных упражнений или командных взаимодействий (в парной игре) следует специально выделять некоторое время (может быть, интервал, во время которого тренер подводит итоги работы или делает общие замечания и оценки), когда игроки находятся в относительно спокойном состоянии. Этот приём позволяет новым и нередко сложным идеям и мыслям об игре или деятельности постепенно «внедриться» в нервную систему.

        Во время тренировок следует разумно и своевременно применять всевозможные виды поощрений и наказаний. Тренер должен учитывать, что его воспитанники постоянно «читают» его мимику, жесты и просто позы во время тренировки. Спортсмены пытаются их интерпретировать во всех случаях – и когда тренер их хвалит, и когда делает замечания. Тренер, как и родители, может не достичь положительного или отрицательного эффекта похвалы или неодобрения, если будет пользоваться ими слишком часто. Спортсмены будут постоянно ждать от него, например, замечаний и никогда точно не будут уверены в том, как они выполняют упражнение. Тренер может превратиться в посмешище, если будет постоянно обращаться к своим игрокам с зажигательными речами.

        Совершенствование и рост достижений спортсмена будут зависеть от того, насколько часто во время тренировки на него обращают внимание и насколько часто он получает информацию о своих ошибках и успехах. Во время тренировки тренер должен быть очень внимателен, исправлять ошибки спортсменов по мере их появления и не допускать их закрепления. Иногда тренер может даже остановить спортсмена и предложить ему неправильно выполнить упражнение с тем, чтобы тот лучше прочувствовал, чего ему следует избегать.

        Спортсмены обычно не нуждаются в постоянных указаниях или похвале непосредственно во время работы, и им это, как правило, не помогает. Им нужен прежде всего профессиональный, умный и конструктивный совет в критический момент тренировки, особенно в начале сезона, когда ещё только формируются и начинают совершенствоваться важные навыки и умения.

        Завершение реальной тренировки не должно означать прекращения умственной работы. Интеллектуальная и словесная информация, которая является частью многих спортивных тренировок, лучше всего удерживается, если после сообщения этой информации предусматривается некоторое время для повторения и освоения её. Если тренировка или её часть заканчиваются без такой словесно-интеллектуальной оценки, резюме проделанного, то она становится менее эффективной. Спортсменов на всех уровнях их квалификации следует обучать как думающих, сознательных людей, а не как роботов.

        Если есть возможность, желательно практиковать совместный просмотр видеозаписей или кинокольцовок. После окончания тренировки её оценивают тренер или его помощники.

        Планирование последующих тренировок должно начинаться сразу же после завершения тренировки. Оценка достигнутого и того, что ещё предстоит сделать, а также выявление индивидуальных различий в результате проделанной на конкретной тренировке работы поможет сделать последующие тренировки ещё более эффективными.

        В видах спорта, не требующих командных взаимодействий, подготовка спортсмена часто представляет собой достаточно серьёзную проблему для тренера, особенно если тренер не спланировал как следует работу. Чаще всего активность спортсмена будет зависеть от того, участвует ли он и как часто в планировании своих тренировок с тренером и насколько хорошо он понимает, почему те или иные упражнения или средства и методы включены в его тренировку.

        По крайней мере раз в неделю тренер должен планировать «формальные» встречи со спортсменами, специализирующимися в индивидуальных видах спорта. Эти встречи можно использовать для оценки эффективности проведённых тренировок, физического и эмоционального состояния спортсмена, его установок, а также для планирования предстоящей работы.

        Существуют выраженные индивидуальные различия в том, как спортсмены осваивают материал, особенно в ориентирах, которыми они пользуются при овладении двигательными навыками. Одни овладевают движением лучше всего при просмотре кинофильма, для других более эффективно прослушивание и обдумывание подробного словесного анализа упражнения, и, наконец, третьи после получения самого общего представления о задаче приобретают «чувство движения» непосредственно в ходе его практического выполнения. Некоторые спортсмены могут успешно применять сочетание этих различных видов информации для овладения упражнениями и совершенствования в них.

        Когда тренер работает со спортсменом, он должен приспособить свои методы обучения к индивидуальным особенностям своего воспитанника. Для того чтобы определить, на что ориентируется спортсмен при овладении новым упражнением, тренер может просто его расспросить, а затем понаблюдать за эффективностью его деятельности после применения различных типов стратегии обучения.

        Тренера не должно удивлять, если позднее в ходе занятий спортсмену понадобятся ориентиры, отличающиеся от тех, которыми он пользовался, когда только начинал заниматься спортом или осваивал какое-то упражнение. Более того, в индивидуальных видах спорта, спортсмену приходится больше времени тратить на общую физическую подготовку в более поздний период его спортивной карьеры с тем, чтобы не возникло отвращения к самому движению или двигательной задаче.

        Спортсменам высокого класса, специализирующимся в индивидуальных видах спорта, часто приходится проводить какое-то время каждый год на соревнованиях различного ранга без присутствия и непосредственной помощи своего тренера. Поэтому иногда тренеру целесообразно проводить «тренировки в изоляции», во время которых спортсмен в течение нескольких дней самостоятельно работает, готовя себя специально к изоляции, с которой ему придётся столкнуться, выступая на ответственных международных соревнованиях. Перед началом подобной тренировки тренер должен объяснить спортсмену, для чего именно это делается. Психологически неоправданно было бы внезапно оставлять очень зависимого, несамостоятельного спортсмена одного.

        Часто спортсмена можно привлечь к научному анализу проблем его вида спорта. Многие спортсмены даже без поощрения со стороны тренера занимаются таким анализом, читают специальную литературу, просматривают фильмы и общаются со специалистами, которые могут им чем-то помочь. Спортсмены, которые проявляют такое всестороннее понимание всех аспектов своего вида спорта, обычно превосходят своих соперников, которые не проявляют подобного интереса к спорту и своей спортивной специализации.

        Однако случается, что некоторые спортсмены становятся либо слишком интроспективными, замыкаясь чрезмерно в своём внутреннем мире и стремясь уловить «правильное» психическое состояние, необходимое для успешного выступления (т. е. в известной мере копируют выдающихся спортсменов в своём виде спорта), либо контактируют с «экспертами», которые часто дают им сомнительные советы. Тренер и спортсмен должны обсудить и вместе наметить, как лучше направить свои усилия на достижение самопознания, лучше оценивать свои физические и психологические характеристики.
        Работая в индивидуальных видах спорта, тренер имеет возможность во время тренировок учесть индивидуальные различия и особенности своих воспитанников, приспособиться к ним и повысить групповую сплочённость. В командном виде спорта (в парном разряде) сплочённость необходимость, которая возникает в ходе занятий и соревнований. Это становится особенно очевидным, когда в команде пропадает чувство «мы». В индивидуальных видах спорта спортсмена необходимо чаще подвергать воздействию специальных методов, чтобы сформировать стремление к коллективной работе и достижению общей цели.

        Обычно чем больше группа, тем более она терпима к авторитарному стилю руководства. В большой группе ценится хорошая организация работы тренером. Однако также справедливо и то, что по мере увеличения команды (например, от группы, состоящей из 6 теннисистов) каждый её член начинает чувствовать, что он вносит меньший вклад в достижение общегрупповой цели. Следовательно, у тренера, работающего с группой, возникают проблемы, несколько отличающиеся от тех, с которыми приходится иметь дело тренеру, работающему с отдельными спортсменами, которые больше заняты результатами своих собственных выступлений в каком-то одном виде.

        Размер группы не должен мешать тренеру учитывать индивидуальные особенности выполнения движения. У каждого человека, по-видимому, существуют выраженные склонности к определённой скорости движения, желаемому пространству, в котором он движется, и темпу ритмичных движений. (Одновременно с этим имеется огромное количество исследований, отмечающих предпочтительность движений руками или ногами, а также лево- или правостороннее движение всем телом.) Тренера-мастера не должны удивлять индивидуальные различия, ему следует предусмотреть возможность модификации членами группы стандартных способов выполнения движения. Основными критериями здесь должны быть лёгкость освоения навыка спортсменом и эффективное и успешное его выполнение.

        Все члены группы должны уметь видеть существующие индивидуальные различия и обсуждать их. Спортсмены, которые выступают хорошо в индивидуальном виде, например, в теннисе, всегда успешно выступят и в паре. Главное, что решает успех, – это чёткое взаимодействие друг с другом. Во многих видах спорта члены команды должны хорошо знать об особенностях и возможностях своих партнёров (скоростных и пространственных предпочтениях), чтобы они могли предвидеть, где будут находиться партнёры и каковы будут их намерения. Это позволит достичь большей согласованности в игровом взаимодействии команды.

        Между членами команды во время тренировок не должно быть враждебности, неприязни. Спортивные команды, игроки которых воспринимают тренировки как ситуации для общения и способ проведения свободного времени, обычно выступают менее успешно, чем команды, ставящие своей целью достичь высокого результата.

        Иногда некоторые спортсмены с высокой потребностью в достижении отличного результата бывают раздражены и негативно реагируют на своих партнёров, у которых потребности в достижении менее выражены или уровень подготовленности для успешного решения командной цели ниже требуемого. Следует отметить, что в командах, где игроки постоянно пререкаются друг с другом, редко бывает хороший эмоциональный климат. Чрезмерная внутригрупповая напряжённость отвлекает внимание спортсменов от деятельности и требует дополнительных, иногда значительных, усилий со стороны тренера и лидеров. Однако существует оптимальный уровень напряжённости, который не только допустим, но и желателен для активизации деятельности.

        Обучение игроков командной тактике должно строиться по возможности живо, с применением различных методов. Члены команды должны знать общие и специфические подходы в работе тренера, план игры, тактические принципы, которыми руководствуется тренер при принятии решений. Благодаря этому в сложных ситуациях соревновательной борьбы, когда необходимо принятие тех или иных тактических решений, сплочённость команды, её дух сохраняются.

        Члены команды должны приобрести вкус к командной игре, тактическим построениям и применяемой стратегии, глубже понять смысл тактики атакующих и защитных действий команды. Обучение тактике может осуществляться при помощи словесного разбора конкретных ситуаций либо практическим проигрыванием эпизодов с последующей коррекцией действий самими игроками.

        РЕЗЮМЕ

        Эффективные тренировки в командных и индивидуальных видах спорта должны быть хорошо спланированы и интересны, а их цели и задачи, содержание материала известны спортсменам. Хорошими упражнениями являются такие, в которых учитываются все параметры соревновательных двигательных навыков, совершенствуемых в ходе тренировок. Тренировки, интересные для спортсменов и, следовательно, более продуктивные, включают элементы новизны, оптимальное соотношение упражнений и командных взаимодействий, а также работу над целостными движениями, которые придётся выполнять на соревнованиях.

        Поведение тренера на тренировках должно быть деловым. Он должен обеспечивать необходимую поддержку спортсменам и давать им своевременную информацию. Эффективное обучение на тренировках предполагает учёт индивидуальных различий в освоении материала и двигательных возможностях спортсменов.

        Специальные средства, методы и мероприятия должны быть использованы на тренировках для того, чтобы помочь спортсменам в командных выступлениях сформировать чувство «мы» в коллективе. На тренировках в командных видах, кроме того, следует также предусмотреть возможность организации работы с учётом негативных или положительных межличностных влияний, которые могут возникнуть между партнёрами.

        tennis download book

        Как проходят тренировки в мини-футболе?

        Мы уже давно на нашем блоге говорим про футзальную обувь, но никогда не рассматривали самые важные элементы, из которых состоит сам футзал. Прежде чем игроки выйдут на поле, чтобы показать свои умения, они вкладывают множество сил в тренировочный процесс, из которого, собственно, и состоит весь мини футбол. Игра на поле – это логическое завершение тренировочного процесса, который должен проходить по определенным правилам, чтобы игроки, выйдя на площадку, чувствовали себя уверенно и полностью подготовленными к любым нагрузкам.

        мини футбол тренировка

        Сегодня мы не будем углубляться и лесть в сферу профессиональной подготовки игроков, а рассмотрим базовые элементы тренировок, которые должны присутствовать в подготовительном процессе любительских, школьных и прочих команд.

        Разминка

        Любая тренировка начинается с разминки. Это обязательно для каждого игрока, независимо от его игрового амплуа и степени подготовки. Мини футбол – игра очень динамичная, быстрая и контактная, поэтому каждый игрок должен приступить к основной части тренировки с хорошо размятыми мышцами.

        мини футбол тренировки

        Длительность каждой разминки составляет примерно 20-30 минут и включает в себя следующие базовые упражнения:

        • пробежку трусцой;
        • разминку рук, локтевых суставов и плеч;
        • разминку корпуса и ног;
        • медленный бег с разминкой голеностопов;
        • наклоны корпуса;
        • растяжку мышц спины и ног;
        • тщательную растяжку голеностопов.

        Индивидуально тренер может назначить дополнительные упражнения, учитывая физическую подготовку своих подопечных.

        разминка мини-футбол

        Силовая тренировка

        Сразу же за разминкой следует комплекс силовых упражнений:

        • челночный бег по залу;
        • ускорения на короткие дистанции;
        • несколько серий на отжимания или подтягивания;
        • упражнения на пресс, которые можно включать несколько раз в процессе последующей тренировки.

        мини футбол отжимания

        Работа с мячом

        Итак, игроки уже хорошо размялись, поэтому пора приступать к работе над техникой, которая включает в себя отработку:

        • паса на разные дистанции в подвижном и неподвижном состоянии;
        • паса по воздуху и по паркету;
        • удара по воротам с места, с накатов и с разных дистанций;
        • индивидуальной техники игроков по ведению и контролю мяча;
        • поведения игрока с мячом в обороне и в нападении;
        • набивания мяча определенное количество раз в движении и на месте;
        • контроля мяча на скорости.

        футзал тренировка

        Сегодня в арсенале каждого тренера должно быть припасено по несколько эффективных упражнений по каждому из перечисленных пунктов. Так как современный мини футбол невозможен без совершенного контроля мяча, то каждая тренировка в обязательном порядке должна состоять из комплекса упражнений по его контролю, а в некоторых случаях может полностью быть посвящена этим упражнениям.

        футзал тренировки

        Тактика

        Эта часть тренировки может иметь как теоретическую, так и практическую часть. Сегодня мини футбол построен так, что каждый игрок должен знать свое место на поле и уметь грамотно взаимодействовать со всей командой. При этом все игроки должны быть единым целым в плане тактических действий, которые определяет опытный тренер, ориентируясь на свои тактические наработки и индивидуальные возможности каждого своего игрока.

        тактика мини футбол

        Теория теорией, но на практике каждая команда должна уметь грамотно разыгрывать:

        • ауты;
        • угловые;
        • штрафные удары;
        • пенальти;
        • ввод мяча от ворот.

        Все комбинации нужно довести до полного автоматизма. Причем важно, чтобы автоматизм и слаженность действий было не только у основной и второй четверки игроков, но и у запасных игроков, которые должны уметь правильно включаться в игру команды.

        Тренировочная игра

        Завершающей частью любой тренировки должна быть короткая завершающая игра между игроками одной команды. Для оттачивания мастерства игроков тренера могут ограничить количество касаний мяча каждого игра или каким-либо другим способом усложнить игровой процесс, чтобы игроки научились быстрее принимать решения, и при этом не нарушать взаимодействие со всей командой.

        мини футбол тренировка команды

        Правильно окончить тренировку нужно медленной пробежкой по залу, а также комплексом упражнений на пресс (если остались силы, то не помешает несколько подходов отжиманий от пола).

        Итог

        Каждый тренер сам решает, как ему корректировать тренировочный процесс, а в этой статье была описана лишь база основных упражнений, которые должны присутствовать в каждой тренировке. Так как мини футбол постоянно развивается, то и тренировки должны соответственно совершенствоваться, что уже лежит на совести тренерского состава.

        Сегодня в сети существует много учебных материалов, позволяющих учиться основам футзала даже самому, не говоря уже о более серьезной подготовке даже самостоятельно учиться, которая может заинтересовать тренеров любительских и школьных команд. Поэтому каждый желающий всегда сможет выстроить свой тренировочный процесс, даже если приходится заниматься тренировками без помощи специалистов.

        Статья на тему: Роль тренера в тренировочном процессе

        Роль тренера в тренировочных процессах

        Тренер — одна из самых уважаемых профессий в мире. Попасть в нее может быть довольно сложно, но в случае больших успехов на таком поприще, материальное вознаграждение будет полностью соответствовать затраченным усилиям.

        Любой тренер — прежде всего педагог. Профессия тренер является комплексной в полном смысле этого слова. Часто приходится усердно работать не только над совершенствованием физиологических показателей спортсмена, но и формировать личность, понятия об ответственности, командном духе, спортивной этике и так далее. Особенно это касается тренеров детских и юношеских команд и сборных, где к привычной деятельности тренера добавляются воспитательная и педагогическая составляющая

        Тренер — это «эталон», который стремится превзойти каждый спортсмен. И именно тренеры доказывают, что ничего невозможного в спортивном мире не существует, ведь главное — это труд и сила воли, над совершенствованием которых они работают каждый день. 

        На современном этапе, неоспоримым  авторитетом для спортсмена или команды является тренер, поэтому ему часто приходится играть роль психолога для своих подопечных. Он создает психологический климат в команде, поддерживает ее, мотивирует к новым достижениям, психологически готовит ее к соревнованиям и выступлениям.

        Спортсмен, особенно юный, требует постоянной мотивации и эмоциональной поддержки. А это возможно лишь в том случае, если сам наставник на 100% заинтересован в результате, а не в, скажем так, заработке. Тренер проводит с учеником большое количество времени и оказывает влияние на его поведение, эмоциональное состояние, веру в собственные силы и настрой. Очень важно разобраться в психологии спортсмена, найти индивидуальный подход и общий язык. Ведь то, что подходит одному, может совершенно не подойти другому.

        Важно уметь взаимодействовать на тренировке, уточнять если что то не понятно, не стесняться предлагать свои варианты решения той или иной проблемы.

        Грамотный тренер всегда выслушает своего подопечного, попробует донести информации и повторив элементарное несколько раз, при этом контролируя свои эмоции и оставаясь абсолютно спокойным. Важно иметь доверие, если спортсмен боится тренера или наоборот не признает его авторитета, то полноценных тренировок не будет.

        Бывают, что тренер срывается на  крик и ругань, что указывает на неумение донести информацию ученику под тем углом, под которым её видит именно этот спортсмен, по той или иной причине не воспринимающий её так, как видит её наставник.

        И важно чтобы была вера тренера в своего спортсмена. Она должна быть непоколебима, ведь этой веры в поражений должно хватить на двоих. Большинство спортсменов очень привязаны к своим наставникам и тонко чувствуют неискренность, сомнения или же незаинтересованность. Это на психологическом уровне блокирует позитивный настрой и часто приводит к разочарованию в своих силах или в своём учителе.
        Тренер буквально живёт успехами своего спортсмена, всегда стремится к совершенствованию и безгранично верит в него, когда чувствуешь, что для него ты всегда лучший, то эмоциональный подъем, нацеленность на победу и вера с собственные силы сносят всё, что стоит на пути к пьедесталу.

        6.6 Краткое описание тренировочного процесса.

        6.6 Краткое описание тренировочного процесса.

        Итак, перечислим то, что нужно учитывать при построении тренировочного процесса, направленного на развитие статической выносливости мышц, осуществляющих фиксацию хвата.

        1. Цель тренировки. Увеличение предельного времени статического напряжения мышц предплечий до заданной величины (например, до 4 минут при подтягивании в темпе 1 раз в 5 секунд).

        2. Направленность тренировки. Увеличение аэробных возможностей статически работающих мышц.

        3. Способ достижения цели. Сочетание постепенного увеличения длительности подходов со ступенчатым увеличением темпа выполнения подтягиваний.

        4. Основной метод тренировки. Повторный.

        5. Параметры исходной нагрузки. Подтягивание до отказа в темпе 1 раз в 10 секунд на стандартной (или более толстой) перекладине при условии длительности подхода не менее 1,5 — 2 минут.

        6. Параметры первой промежуточной цели. Подтягивание в темпе 1 раз в 10 секунд на стандартной (или более толстой) перекладине в течение 2,5 минут

        7. Порядок проведения развивающей тренировки.

        Проводится стандартная разминка, включающая как упражнения ОФП, так и два-три лёгких разминочных подхода, проводится стандартная обработка ладоней и грифа.

        Тренировочные подходы выполняются до отказа. Темп выполнения подтягиваний задаётся с помощью таймера со звуковым сигналом или отслеживается по секундомеру, расположенному в поле зрения спортсмена.

        Количество подходов за тренировку составляет от 3 до 5 и является компромиссом между желанием выполнить максимальный объём работы и текущими возможностями организма спортсмена.

        Время отдыха между подходами до отказа составляет от 10 до 30 минут и является компромиссом между необходимостью более полного восстановления спортсмена и продолжительностью тренировки. Характер отдыха зависит от состояния спортсмена. Для сокращения интервала отдыха проводятся различные восстановительные процедуры.

        Для предотвращения перенапряжения нервной системы желательно не допускать улучшения показателей подхода за счёт чрезмерных волевых усилий, для чего, например, можно установить барьер на допустимое количество перехватов.

        Для эффективного управления тренировочным процессом желательно вести дневник самоконтроля, записывая основные параметры нагрузки каждого подхода, самочувствие, результаты сравнительного анализа текущих показателей нагрузки с аналогичными показателями предыдущих тренировок.

        8. Интервал отдыха между развивающими тренировками. Сроки восстановления после воздействия нагрузки зависят от индивидуальных адаптационных возможностей спортсмена. Интервал отдыха между развивающими тренировками должен быть таким, чтобы следующая развивающая тренировка проводилась в фазе суперкомпенсации относительно предельного времени статической работы. «Скольжение по гребням суперкомпенсации» обеспечивает непрерывный рост работоспособности.

        9. Условия перехода на вторую ступень нагрузки. Переход на подтягивание в темпе 1 раз в 9 секунд производится после достижения заданных параметров первой промежуточной цели.

        10. Параметры следующей промежуточной цели. Более продолжительный подход при подтягивании в более высоком темпе (например, подтягивание в темпе 1 раз в 9 секунд в течение 2 минут 45 секунд).

        11. Динамика нагрузки.

        По мере роста продолжительности выполнения подходов до отказа и темпа выполнения подтягиваний (т.е. роста объёма нагрузки) количество выполняемых подходов должно пропорционально уменьшаться.

        В ходе тренировочного процесса происходит постепенное увеличение количества подтягиваний в подходе от 10-12 на начальном этапе тренировки до 40-50 на последних ступенях нагрузки. Поэтому нужно следить за тем, чтобы текущий уровень развития динамической выносливости не отставал от достигнутого уровня развития статической выносливости.

        12. Условия прекращения тренировок.

        При достижении главной цели развивающие тренировки прекращаются, а вместо них проводятся тренировки, направленные на сохранение достигнутого уровня статической выносливости

        Снижение прироста результатов или их стабилизация в течение более 2 месяцев. Полная или частичная замена тренировочной программы, изменение параметров тренировочной нагрузки (например, возврат на одну или несколько ступенек назад и повторение тренировок в более низком темпе, но с небольшим отягощением).

        При стабильном ухудшении результатов следует сделать перерыв в тренировках по подтягиванию в связи с прогрессирующим переутомлением..

        13. Средства контроля.

        Целенаправленная тренировка построена так, что позволяет легко контролировать тренировочный процесс как по сравнению показателей одноимённых подходов смежных развивающих тренировок, так и по суммарным (за тренировку) показателям.

        Поскольку рост тренировочных результатов не всегда приводит к росту результата на соревнованиях, во избежание ошибок и для оперативной коррекции тренировочных нагрузок необходимо не реже 1 раза в месяц проводить контрольные тренировки в условиях, максимально приближенных к соревновательным.

        Когда контрольное подтягивание проводится не отдельно, а в рамках развивающей тренировки, оно должно выполняться в первом или во втором подходе, выполняемом до отказа.

        14. Выбор предсоревновательной разминки. Перед проведением контрольных тренировок по подтягиванию необходимо постоянно экспериментировать с разминкой, стараясь подобрать такой её вариант, который позволит показать наилучший результат в первом контрольном подходе.

        15. Ограничения.

        Не следует проводить серию из нескольких развивающих нагрузок подряд, так как это чревато резкой, без наличия явных признаков переутомления, потерей работоспособности. Не нужно доводить дело до «функциональной ямы».

        При появлении признаков утомления (недомогания), не связанных с тренировочным процессом, следует отложить развивающую тренировку на более поздний срок (например, на вечер) или перенести на другой день.

        При появлении признаков хронической перегрузки, связанной с тренировочным процессом, следует временно снизить объём тренировочной работы или прекратить тренировки до исчезновения этих признаков

        16. Сочетание нагрузок различного характера.

        При включении в тренировочный процесс нагрузок различной величины и направленности необходимо так рассчитать сроки восстановления после применения этих нагрузок, чтобы к моменту проведения очередной развивающей тренировки физиологические и биохимические показатели функциональных систем, отвечающих за предельное время статической работы, соответствовали фазе повышенной работоспособности.

        При планировании развивающих тренировок по подтягиванию следует учитывать возможное негативное влияние тренировочных нагрузок других видов полиатлона. Так, если спортсмен в выходные дни регулярно проводит напряжённые беговые или лыжероллерные тренировки, развивающие тренировки по подтягиванию лучше проводить не по понедельникам, а по средам или пятницам.

        17. Сроки достижения запланированного результата. Всё зависит от исходного уровня развития способности спортсмена к выполнению статической работы и его индивидуальными адаптационными возможностями на пути движения к выбранной цели.

        Поделитесь на страничке

        Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.